Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теоретические аспекты игр

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Использование игры как метода и средства обучения в педагогической практике не ново, и поэтому опыт работы с играми в школьных учреждениях достаточно широк.

Образовательные и воспитательные возможности игры многообразны. С помощью игры формируется любовь к родному языку, народному творчеству; игра эффективно формирует патриотическое воспитание.

Особое место игра занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет» уму ребенка полезное упражнение. Задание игры для ребенка – это, своего рода, своеобразная гимнастика, которая мобилизирует и тренирует его умственные силы. Чтобы выполнить задание, нужно внимательно наблюдать за окружающим миром, вспоминать увиденное, сравнивать все явления, чтобы разделять на нужное и не нужное.

Умственная активность, быстрота реакции, находчивость, самостоятельность, сообразительность, привычка более глубоко и разносторонне осмысливать мир – все это развивается с помощью игры.

Игры полны познавательного смысла. Каждая игра содержит определенную образовательную область, которая, в свою очередь, дает широкое представление об окружающем мире. Это дает возможность использовать игры для развития наблюдательности детей, закрепления знаний.

Детям нравится играть. Это вызывает у них радость. Игра тренирует ум, приучая к дисциплине, умению логически рассуждать и доказывать. Также игра развивает способность к анализу, обобщению, формирует умения самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Объект исследования: процесс воспитания школьников.

Предмет исследования: процесс использования игры как метода воспитания.

Цель курсовой работы — исследовать игру как метод воспитания.

Исходя из цели, нами определены следующие задачи:

- Изучение теоретических основ игры, как средства воспитания.

- Выявление условий, обеспечивающих эффективность игры.

- Рассмотрение роли игры в воспитании и образовании ребёнка с младенчества до старшего школьного возраста.

- Изучение и анализ передового педагогического опыта в использовании игры в учебно-воспитательном процессе.

Методологической основой курсового исследования является теория познания и учение о социальной активности личности.

Методы научно-педагогического исследования:

- Изучение и анализ педагогической литературы.

- Изучение и анализ работы учителей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Во введении обосновывается актуальность, определены цель и задачи, методы научно-педагогического исследования.

В первой главе раскрываются роль игры, сущность игр как средства воспитания и обучения ребёнка с младенчества до старшего школьного возраста.

Во второй главе рассматриваются различные виды игр и их особенности, описывается опыт учителей и содержание деятельности игр в обучении и воспитании младших школьников.

В заключении сделаны выводы и даны рекомендации в использовании игр в учебно-воспитательном процессе.

Глава 1. Теоретические аспекты игр

1.1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры

Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия, которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:

- осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»

- рассматриваются возможности самих групп, коллективов — аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями[1].

Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

В игре находят выражение основные потребности ребенка. В.Стон пишет: «Игра — инстинкт развития способностей или первая разминка для будущей деятельности»[2]. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п.

В игре ребенок одновременно развивается и умственно, и эмоционально, и физически. Все то, что он приобретает с помощью игры, усваивается положительно, потому что в основе игры лежит практика. Игра - единственный способ, с помощью которого ребенок может почувствовать все характеристики внешнего мира. Игра является естественным способом для выражения и проявления себя ребенком. А.Адлер отмечал, что нельзя смотреть на игры детей, как на способ проведения времени[3].

Значительный вклад в разработку проблем детской игра в российской психологии был сделан исследователями, принадлежащими научной школе Л.С. Выготского. Основоположник этой школы сумел органично связать ключевые вопросы детской игры с проблемой психологической специфики дошкольного периода развития ребенка. Такое счастливое соединение этих вопросов в один проблемный узел произошло в понятии ведущей деятельности. Согласно Л.С. Выготскому, «игра — источник развития и создает зону ближайшего развития... По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, то есть определяющей развитие ребенка»[4].

Говоря об игре как ведущей деятельности детского возраста, Л.С. Выготский подчеркивает, что игра не является преобладающим типом деятельности ребенка. Эту же мысль высказывает и А.Н. Леонтьев, когда приводит характерные признаки ведущей деятельности. «Признаком ведущей деятельности отнюдь не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени»[5].

Такое ограничение ведущей деятельности во времени принципиально важно и подкреплено теоретическими соображениями. «В игре ребенок, — указывает Л.С. Выготский, — всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного отекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»[6]. К сказанному Л.С. Выготским можно добавить, что нельзя долго находиться в прыжке или большую часть времени быть «на голову выше самого себя». Поэтому, принимая игру как ведущую деятельность, мы должны принять и ее обязательную ограниченность во времени.

Разработке проблем психологии игры посвятил свои труды С.Л. Рубинштейн. Он рассматривал игру как особый тип деятельности. Прежде всего, игра — это осмысленная деятельности, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Это означает, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. В качестве исходной особенности, которая определяет сущность игры, С.Л. Рубинштейн выделил особенности её мотивов. Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному, внутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. Игре чужда корыстная показуха. В игре совершаются действия, цели которых значительны для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование, и лишь с очарованием высших форм творчества сравниваемая прелесть[7].

Вопросам психологии игры посвящает свои работы Д.Б. Эльконин. В своих трудах он развивает мысль C.Л. Рубинштейна о мотивах игровой деятельности. Он утверждает, что центром игровой ситуации является роль, которую берет на себя ребенок. Она определяет совокупность тех действий, которые в воображаемой ситуации производит ребенок. А роль — это взрослый человек, деятельность которого воссоздаёт ребенок. Таким образом, предметом деятельности ребенка в игре является человек — то, что он делает; то, ради чего он это делает; то, в какие отношения он при этом вступает с другими людьми.

Отсюда он определяет и основные мотивы игры: действовать как взрослый. Не быть взрослым, а действовать как взрослые. Но для того, чтобы мотивы появились, необходимо отделение ребенка от взрослого в такой мере, чтобы взрослый человек стал для ребенка образцом[8].

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающаяся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.

Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое»[9]. Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»[10].

По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Ш.А. Амонашвили сказал: «Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности»[11].

1.2. Роль игры в воспитании и образовании ребёнка с младенчества до старшего школьного возраста

Игра издревле считалась универсальным методом воспитания и обучения. Разгадке тайны происхождения понятия «игра» посвятили свои работы многие учёные из различных видов научно-педагогической, деятельности. Они рассматривали игру с разных позиций и во многих аспектах. Оказалось, дать единственно правильное определение понятия игры, весьма трудно[12].

Игра — это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. (К.Д. Ушинский). Но не всеми учеными признается такой вид воспитательной деятельности ребёнка, как игра. Например, М. Монтессори, говорил о бессмысленности игры и о том, что её вообще нужно искоренить. Так ли это?

Ребёнок с младенчества познает окружающий мир с помощью игры. Создавая для малыша «атмосферу» эмоционального общения, взрослые тем самым стимулируют познавательную активность малыша, направленную на окружающие предметы и игрушки. Действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят предметно-манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игрушку. На первом году жизни игрушка для ребенка выступает в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, вкладывает в различные емкости — изучает ее физические свойства[13]. В конце первого года жизни он начинает усваивать игровое значение предметов: кормит куклу, укладывает ее спать. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка соответствующей предметной деятельности. В раннем возрасте расширяется сфера взаимодействия малыша с окружающим миром.

На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другой. Например, он начинает укачивать и медведя, и собачку. Перед нами пусть очень простые, но уже обобщенные действия, в которых ребенок выступает в роли мамы, хотя еще и не осознает этого. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия взрослых с предметами в соответствии с принятым в обществе назначением (например, процесс купания, кормления). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной условной цели. Таким образом, действие становится условным, а его результат воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры[14].

На третьем году жизни, игра существенно изменяется: усиливаются игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность в игру, увеличиваются длительность игры и самостоятельность, вариативность игровых действий, возрастает количество игровых замещений, осознанность, самостоятельность и оригинальность замещающих действий. Эти действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются и становятся условными: ребенок некоторое время качает куклу и, считая, что она уже спит, переходит к другому игровому действию - укладывает ее в кровать. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Важно, что возникновение игровых целей возможно только в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий. Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни человека. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра — наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры - наличие воображаемой ситуации. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, ребенок принимает на себя и выполняет ту или иную роль, соответствующую определенным действиям взрослых (например, выполняет роль врача, учителя, родителей). Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения[15].

Дошкольник способен учиться в меру того, в меру чего программа учителя становится его программой[16].

Каждый возрастной период развития личности характеризуется своей ведущей активностью. Исследования отечественных психологов показывают значимую роль игровой деятельности младшего школьного возраста. Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения. Игра требует от ребёнка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающему сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен быстро соображать, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели. Кроме того, игры влияют на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности, которые включают его в соревнования с другими учащимися. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

В старшем школьном возрасте игра перерастает в различные хобби, коллекционирование, моделирование, конструирование и т.д. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие — и все виды его деятельности. Но даже в этом возрасте игра как ведущий вид деятельности имеет большое значение в жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности личности и коллектива. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам общества. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. В процессе учебных занятий у учащихся снижена двигательная активность, возникает риск психолого-эмоциональных нагрузок, вызывающих утомление. В связи с этим в образовательной деятельности школьника должна присутствовать игровая форма обучения, осуществляемая совместно с взрослым. Ведь именно в форме игры учащийся лучше усваивает полученный материал на занятиях, и самое главное имеет возможность полученные знания и умения применить на практике, в жизненной ситуации.

В игре так же решаются не только образовательные задачи, но и с помощью игровых тренингов можно решить задачу психолого-эмоционального состояния детей, решить проблему общения между детьми, коммуникабельности ребёнка.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное - это самосовершенствование, стремление стать лучше[17].

Однако, увлекаться же только игровыми приёмами воспитания и развития детей нельзя, так как ребенок должен чувствовать грань между игрой и действительностью, ведь ошибки, допущенные в игре можно исправить, а вот ошибки, допущенные в реальной жизни исправить подчас или достаточно сложно, или невозможно, и ребёнок должен это понимать и принимать. Поэтому роль воспитателя, педагога, учителя заключается в том, чтобы используя методику игры возбудить в ребёнке всё необходимое для его полноценного развития и адаптации во взрослом обществе, но при этом нужно убедительно доказать ребёнку, что действительная жизнь - это совсем не игра.

Обобщая всё сказанное выше, можно констатировать, что игровое восприятие мира ребёнком, как метод воспитания, полезно и необходимо для полноценного развития личности, и адаптации в обществе, но к данной методике педагогу нужно подходить серьёзно подготовленным, с соответствующей квалификацией. Высказывание, же М. Монтессори, об искоренении игровых методов развития детей, можно считать несостоятельными, так как жизнь доказывает обратное.

Глава II Практика использования игровых технологий

2.1. Педагогические игры и игровые технологии

В настоящее время в рамках учебно-воспитательного процесса все больше внимания уделяется активизации познавательной деятельности учащихся с целью повышения их мотивации к учебе. По различным предметам проводятся олимпиады, соревнования, конкурсы, тематические мероприятия, что приводит к активизации и интенсификации деятельности учащихся. Под целенаправленным педагогическим воздействием при грамотной организации педагогической среды и выборе верных педагогических технологий такая работа приводит к достаточно высоким результатам. Педагогические игры и игровые технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, повышая уровень их мотивации.

В теории педагогики игра рассматривается как форма моделирования социальных отношений, как одно из важнейших средств воспитания, как возможный путь к обучению типам поведения; игра позволяет формировать, пересматривать отношения внутри группы, стабилизирует коллектив; она создает условия для духовного подъема, концентрации сил, позволяет оживить любую форму культурной активности; игра может непосредственно переходить в творческую активность[18].

Феномен игры в педагогической науке — это компонент педагогической культуры, который является способом организации обучения, воспитания и повышения мотивации учащихся.

Игровые педагогические технологии — широкое понятие, включающее в себя комплекс методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью, четко сформулированной целью обучения и направленностью на определенный педагогический результат.

Значение педагогических технологий и игр феноменально: поскольку они являются не только и не столько развлекательно-рекреативным видом деятельности, но и моделью, используемой в обучении, творческой деятельности, построении человеческих взаимоотношений и проявлений в труде, в то же время способствуют эмоциональной разрядке и заряжают новой позитивной энергией.

Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, диагностическую, коррекции, самореализации, социализации, межнациональной коммуникации (интеграционную), игротерапевтическую.

С.А. Шмаков считал, что большинству игр присущи следующие черты: свободная развивающая деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость деятельности, наличие прямых или косвенных правил[19].

Н.В. Кухоренко считает, что педагогические игры можно классифицировать: по характеру педагогического процесса, по виду деятельности, по характеру игровой методики, по игровой среде.

Рис. 1. Классификация педагогических игр[20]

Классификацию игр В.М. Григорьев строит на основании системы функций игры в воспитании и развитии человека. Он выделяет три класса игр: первый — класс игр с освоением отдельных сторон культуры; второй – класс игр выбора направленности; третий — класс игр массовой организации. В свою очередь каждый класс подразделяется на определенные виды игр. Так, к первому классу относятся игры физической культуры (подвижные игры), эстетической культуры (художественные игры), интеллектуальной культуры (познавательные игры), предметно-трудовой культуры; ко второму классу относятся игры самоопределения и самоутверждения, а также игры социально-нравственной направленности (отношение); к третьему классу относятся игры массовой организации[21].

Игры физического развития — подвижные и спортивные, их воспитательно-развивающий потенциал заключен не только в физической, но и духовно-нравственной культуре, обладает их гармоничным соединением, столь характерным для народной игры.

Игры художественного (эстетического развития) — эти игры связаны с художественной культурой народа. Они многообразны и взаимосвязаны с искусством (игры с пением, танцевальные, хороводные, игры драматизации и др.).

Игры познавательные (интеллектуальные) — эти игры развивают психические процессы у детей, например, «Да и нет, не говорите, черный с белым не берите. Вы поедете на бал?», «Бывает — не бывает» и т.д.

Игры предметно-трудовые — эти игры готовят детей к трудовой жизни, знакомят с орудиями труда и их применением в быту. Они носят семейно-бытовой характер («Дом», «Семья» и т.д.).

Игры самоопределения и самоутверждения – эти игры направлены на самовоспитание, на воспитание воли и характера, например, «Смогу ли я так?», «Молчанка», «Гляделки» и т.д.

Игры социально-нравственной направленности – в этих играх предъявляются высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важным человеческим качествам, которые заключены в содержании, правилах и традициях народной игры. Например, «Богатыри», — где дети в ходе игры «отражают вражеские нашествия» и защищают Родину; «Доктор» в ходе игры лечит «больных», проявляя терпение, заботу, сострадание.

Игры массовой организации — их основным назначением является социально целесообразная интеграция и практическая организация массового участия в игровой и празднично-игровой деятельности разнообразного содержания[22].

Игровые технологии можно использовать на всех этапах обучения по различным предметам в качестве элемента или целого урока с целью введения темы, объяснения, закрепления или контроля ключевых понятий по теме; при планировании внеклассной работы или самостоятельной технологии при освоении темы или раздела.

Педагогическая игра характеризуется учебно-познавательной ориентацией, поэтому у нее должны быть цели, направленные на определенный педагогический результат.

Как связать реализацию игровых приемов, выполнение дидактического задания с успешным результатом в рамках урочной формы занятий? Для выполнения поставленной задачи следует помнить, что учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал — ее средство. Дидактическая цель занятия дается учащимся в игровой форме, в учебную деятельность при этом следует ввести элемент соревнования (индивидуального или командного), — таким образом, дидактическая задача перейдет в игровую, а успешно выполненное игровое задание будет напрямую связано с дидактическим заданием и положительным результатом.

Игра является важнейшим средством воспитания и обучения школьников. При применении педагогических игр и игровых технологий на уроках следует делать их доступными для восприятия учащимися того возраста, для которого они предназначены; не забывая о традиционной форме урока, вносить элементы новизны с целью активизации познавательной деятельности учащихся, таким образом, чтобы при этом учебно-воспитательные цели урока были реализованы в полном объеме.

2.2. Опыт педагогов-новаторов по применению игровых технологий

Опытные учителя, чувствуя ритм обучения, чередуют периоды напряженного внимания с рефлексией или игровыми паузами. Так, в московской школе № 626 им. Н.И. Сац педагог-психолог И.Г. Громова проводит уроки «культуры здоровья», на которых использует игры, развивающие психические функции (память, внимание, мышление), а также словесные игры и пальчиковую гимнастику.

Традиционная педагогика считает, что мышление и спорт нужно четко разделять, но современные исследования головного мозга показали существование тесной связи между телом и духом. Ученые доказали, что мозжечок, управляющий координацией движений, также выполняет функцию распределения познавательной активности: управляет памятью, вниманием и пространственным восприятием. Таким образом, та часть мозга, которая отвечает за движение, одновременно играет решающую роль и в обучении. Следовательно, обучение будет более успешным, если школьники смогут участвовать в играх, заниматься спортом.

Таким образом, педагог должен организовывать игровые паузы, во время которых ученики могли бы двигаться и смеяться, расслабляться, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Игровые паузы можно разбить на группы. К первой группе отнесем игры, требующие проявления доброжелательности и уважения («Накопительные комплименты», «Привет», «Ладошка»). Игры второй группы направлены на закрепление учебного материала («Состав слова», «Повторение — мать учения», «Тридцать пять»). Игры третьей группы стимулируют учеников на выполнение различных движений («Будем сильными вместе», «Удержи равновесие»).

В некоторых из этих игр учащиеся должны оказать друг другу взаимную поддержку («Тридцать пять», «Будем сильными вместе») (см. приложение)[23].

Учитель средней школы № 1 п. Бишкуль, Северо-Казахстанской области Ольга Петровна Якушевская на протяжении многих лет работы в начальных классах наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Она задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма в результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдая опыт учителей и анализируя его, пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.

Ольга Петровна Якушевская предлагает следующие игры: «Эко», «Легкая задача», «Вкусные слова», «Чудо дерево», «Я тучка, тучка, тучка…»

Игра «Эхо» помогает детям запомнить и прочувствовать мягкость и твердость согласных букв. Обогащает словарный запас учащихся, а также развивает у детей речь, воображение. Положительной стороной данной игры является то, что в игре задействован весь класс одновременно.

Игра «Легкая задача». Целью данной игры является научить детей гласной. Это игра легко помогает детям в каждом слове гласной. Эта игра легко помогает детям увидеть как образуются новые слова, т.е. словообразование, развивает речь учащихся, находчивость, сообразительность.

Игра «Вкусные слова». В этой игре необходимо учащимся собрать слова из слогов. В результате проведения таких игр учащиеся закрепляют умения делить слова на слоги повторяют правописание слов, а также одновременно развивают навык находить ударный слог.

Игра «Чудо дерево». Цель игры — подобрать и надписать слова, в которых есть слог на. Этот слог может стоять в любом месте, то есть в начале слова, в середине, в конце. В результате этой игры у учащихся развивается сообразительность, находчивость, развивается речь, обогащается словарный запас, а также учащиеся закрепляют знания деление слов на слоги, и развивают умение находить ударный слог.

Игра «Поле чудес». Здесь необходимо учащимся подобрать подходящие слово к данной схеме, отвечая на вопрос учителя. В результате у учащихся совершенствуются навыки звукового анализа, синтеза; происходит активизация мыслительных процессов, а также уточнение и обобщение словаря. Эффект данной игры усиливается, когда предлагается еще дополнительные задания, стимулирующие активность мыслительного процесса, подводящие учащихся к определенным выводам.

А использовать дидактические игры на уроках математики советует Л.Г. Бабинова, учитель начальных классов школы № 18, города Алматы.

В своей работе на уроках математики Любовь Григорьевна широко применяет дидактические игры. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму.

Она уверенно говорит о том, что в игре ребенок, не замечая для себя, выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.

Она рекомендует следующие игры: «Вырасти цветик семицветик» «Загадочные треугольники», «Загадочный пример» и другие.

Игра «Вырасти цветик семицветик». В этой игре учащимся необходимо решить примеры на каждом лепестке цветка, а на обратной стороне лепестка.

Данные ответы с буквой того слова, которое зашифровано.

Цель игры: закрепить темы «Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах ста», развитие логического мышления, произвольного внимания, корректирование недостатков в познавательной сфере.

Игра «Загадочный треугольник». Здесь необходимо учащимся расшифровать слово, но при этом выполнить задание: каждое число на треугольнике уменьшить на 7.

Цель игры: закрепление умении навыков в решении примеров на вычитание с переходом через разряд 1000, развитие логического мышления, познавательного интереса, произвольного внимания.

Игра «Загадочный пример». В этой игре учащимся необходимо подумать и назвать недостающую цифру в примере.

Цель игры: закрепление умений и навыков в решение примеров столбиком на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 1000, развитие логического мышление, познавательного интереса, произвольного внимания, а также закрепление связей между компонентами.

Также Любовь Григорьевна рекомендует следующие игры, используемые ей в первом классе.

В первом классе она проводит дидактические игры и занимательные задачи, имеющие цель помочь детям в усвоении таких базисных вопросов программы, как:

- сравнение предметов по цвету, размеру, форме;

- пространственные и временные представления;

- направления движения;

- отношения «больше», «меньше», «столько же» между группами предметов;

- название и последовательность чисел;

- счет предметов, сравнение чисел;

- прием сложения и вычитания;

- состав чисел в пределах 20.

Игра «Что случилось?». Учащимся нужно назвать предмет, который исчез из числа других предметов.

Цель игры: научить сравнивать предметы, называть их отличительные признаки, связанные со сравнением предметов по размеру.

Игра «Курица и цыплята». В этой игре дети должны откликнуться столько раз, сколько курочка склюет зерен.

Цель игры: формирование навыков счета. А также развитие умения работать коллективно[24].

Рекомендует использовать игры на уроке иностранного языка, то есть английского Г.Т. Зипарова, учитель английского языка средней школы №1 села Чунджи Уйгурского района.

Она считает что, одним из эффективных средств создания коммуникативной направленности на уроке иностранного языка является игра.

На младшей ступени обучения занимательность служит необходимым компонентом урока.

Игровая обстановка создает естественную ситуацию речевого общения и значительно интенсифицирует учебный процесс.

Игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда, даже самое скучное содержание приобретает увлекательную форму.

В данном случае она предлагает несколько игр, проводимых на уроках английского языка с учащимися начальных классов.

Игра “Calendar”. Задача учащихся: встать перед той цифрой, которая соответствует дню недели на его карточке. В результате данной игры ребята легко и быстро запоминают дни недели, т.е. их названия на английском языке.

Игра «Отгадай». Здесь учащимся необходимо как можно быстрее найти того учащегося – роль которого записана у него на карточке.

Цель игры: изучить названия близких людей (мама, папа, дядя и т.д.), а также развивать речь учащихся и обогащение словарного запаса.

Игра «Будь вежлив». В этой игре дети должны подать учителю игрушку в том случае, если учитель или другой ученик произнесет слово «пожалуйста». Данная игра учит учащихся быть внимательными, т.е. внимательно слушать речь другого человека, а также учит быть вежливым.

Игра «Подбери рифму». Задача учащихся подобрать слово в рифму к названному слову.

Цель игры: развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Игра «Да или Нет». Здесь детям, поймавшим мяч необходимо ответить «Да или Нет» на заданный вопрос.

Цель игры: активизировать в речи детей знакомые лексические единицы, развивать быстроту реакции на звучащее слово.

Раиса Александровна Пушкарева учитель начальных классов школы № 4 города Кемерово рекомендует проводить сюжетные игры в период обучения грамоте.

За время своей работы она заметила, что первоклассники впервые переступили порог класса абсолютно все родные. И каждый переступает со своими радостями и печалями, умением и способностями, особыми чертами характера. Одному достаточно сказать слово, другому нужно повторить десять раз, чтобы он запомнил. И в таких условиях учителю, удается совершить чудо – научить всех, научить каждого.

У первоклассников преобладают непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в учебный процесс.

По мере овладения детьми приемами чтения и письма она чередует односюжетные уроки с обычными, на которых игра используется только при изучении самого трудного материала. В том случае произвольное внимание и волевая регуляция деятельности у первоклассников получат благоприятные условия для своего развития.

Здесь же она приводит конспект одного из уроков обучения чтению, где уместно проводит такие игры, как «Посади пассажира в вагон и отправь в путь» и «Прочти остановку».

Цель игр: продолжить работу по формированию фонетического слуха, осознанного чтения и развитию речи. Учить детей применять знания и умения, полученные на уроке, в процессе коллективного чтения[25].

В использовании игровых ситуаций в формировании экономических знаний учащихся начальных классов опытом делится Шамшия Сырбаева, старший преподаватель кафедры ПиМНО города Атырау.

Она считает, что в свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно мыслить, познавать мир, особое значение приобретает вопрос о формировании его познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу.

Одним из средств реализации этих задач является деловая игра.

Также она считает, что особенности деловой игры заключаются, во-первых, в наличии ролей, в их взаимодействии. Принципиальное отличие деловой игры от ролевой заключается в том, что ее основой служит модель формирования экономических знаний в целом, и эта система рассматривается как динамическая, которая в игре проявляется в виде так называемой «цепочки решений».

В своей работе она для формирования умений, практического применения знаний, навыков делового общения использует виды деловых игр, разработанные А.С. Прутничевым.

А во время проведения уроков математики использует игры с элементами экономики следующих видов:

- игры, непосредственно отвечающие теме урока (например: экономическая грамотность);

- игры закрепляющие пройденный материал и изучающие новый ( например: лучшая реклама);

- игры, которые не имеют ничего общего с темой урока, но при этом помогают детям отдохнуть (загадки, пословицы, физ. Минутки);

- игры, задачи и примеры, устанавливающие связь математики и элементарных основ экономики с другими предметами (задания на сообразительность, размышление, задачи, отвечающие на вопрос: «сколько?»).

Она предлагает следующие игры:

Игра «Экономическая грамотность». Задача учащихся состоит как можно больше фраз с экономическим смыслом, начинающихся ключевого слова экономического содержания. Игра проводится с целью развития у детей представлений об экономических взаимосвязях, наблюдающихся в этих процессах. Игра носит групповой характер. Между командами происходит соревнование в ходе которого каждая из них стремится показать более высокий уровень знаний по экономическим вопросами экономической грамотности.

Игра «Дополни фразу». Задача каждого учащегося дополнить начатую учителем фразу словом экономического содержания.

Цель игры; развивать речь учащихся в экономическом содержании, а также развивать мышление, память.

Игра «Отдай слово». Учащимся необходимо отдать ключевое слово только при помощи 10 вопросов, ответами на которые являются только слово «Да» или «Нет».

Цель игры состоит в развитии у детей навыков раскрытия сущности и природы разных вещей, отыскания их названия по отдельным сведеньям об этих веща. Предлагаемый вариант игры отличается лишь тем, что в нем надо отгадать не просто слово, а слово с экономическим содержанием или имеющее отношение к экономике.

А вот учитель Нина Николаевна Ярошенко – учитель начальных классов школы №9 города Омск, рекомендует игровую методику технологии проблемного урока в структуре знаний по этикету.

Она уверенно говорит о том, что младший школьный возраст – это тот период в жизни ребенка, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение норм и правил, когда формируется самоуважение и развивается творческие способности.

Ввести ребенка в мир культуры в этот период можно без наставлений и перечислений, что хорошо и что плохо, а увлекательно и с фантазией. Используя игру и технологию проблемного урока, можно вовлечь учащихся в деятельность, в процессе которой у них возникает стойкое отношение к изучаемому материалу, приобретаются поведенческие навыки, пробуждается интерес к тому, что чувствуют другие люди, а также вырабатывается умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предлагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения. Ею предложено занятие. Занятие она организовывает в форме игры-путешествия, объединив их единым сюжетом (например, воображаемым путешествием по океану хороших Манер)[26].

Итак, возможности для активизации познавательной деятельности школьников в условиях современной школы неисчерпаемы. Так как каждый творчески работающий учитель находит все новые формы стимулирования познавательной активности учащихся и применяет их на любом уроке, как в учебной, так и внеучебной деятельности, углубления их знаний об окружающем мире, проявления интереса к ним и творческого поиска.

А в завершении хотелось бы отметить, что современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Во многих случаях, а также в нашем, проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность познавательной деятельности заметно повышается.

Заключение

Анализ игры как метода воспитания в данной курсовой работе позволяет нам сделать следующие выводы:

Игра — это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Основа игры — игровые действия. Чем они разнообразнее, тем интереснее ход игры, тем выше уровень познания. В педагогике все игры можно объединить, получив при этом две большие группы: творческие и обучающие. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимания окружающего и отношения к нему, взрослый принимает только косвенно участие. Обучающие игры создаются взрослыми, имеют готовые правила и содержание.

Многие игры школьников создаются для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал.

Игра, дает детям первый социальный опыт, способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию личности ребёнка.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, во время которой видны взаимоотношения с окружающими людьми, личные интересы. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельным, реализовывать и углублять свои знания и умения. С возрастом повышается уровень общего развития и воспитанности детей, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы выделить, что вся жизнь детей связана с игрой.

Мы рассмотрели игру как средство воспитания, в связи с этим можно выделить основные аспекты развития личности ребенка:

1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера:

• возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:

• ребенок, перевоплощаясь в роль, и изображая кого или что-либо, пытается учесть основные черты и особенности своего персонажа, его позицию и поведение. Это помогает ориентироваться в обществе, помогает развивать самосознание и самооценку.

3. Развивается произвольность поведения:

• разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок контролирует собственные импульсы и желания, действуя по социальным образцам. Это помогает ребенку познать правила и нормы поведения.

4. Развиваются умственные действия:

• формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

Чтобы воспитание школьников через игру было гармоничным необходимо соблюдать три простых правила.

– Игры для школьников должны быть эмоционально позитивными или нейтральными.

Игры, в которых от детей требуется то, чего нельзя совершать в реальной жизни, могут исказить представления ребёнка о добре и зле.

– Игры должны развивать различные области развития детей: способности, навыки, умения.

Можно предложить детям соревноваться в достижении наилучшего результата.

– Игры должны быть разнообразными по видам активности. От игр в слова — до салочек, от командных игр на свежем воздухе — до совместных игр в кабинете.

В игре не важен результат, так как важнее переживание игрового действия. Благодаря игре ребенок может проявиться с разных сторон. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Воспитание ребенка — огромная ответственность, формирующая личность, прежде всего. Это труд, но и радость, ведь мы осознаем полезность существования нас на земле.

Список использованной литературы

  1. Агаджани Т.Х. Роль игры в психологическом развитии детей / Т.Х. Агаджани // Вестник науки ТГУ. - 2010. - №3. - С. 15-19.
  2. Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 16-18.
  3. Валиева А.Б. Дидактические игры как метод формирования познавательного интереса в учебном процессе [Электронный ресурс] / А.Б. Валиева. – Режим доступа: /http://pdf.knigi-x.ru/21kulturologiya
  4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966. - №6. - С. 74-75.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: ACT, 2005. - 672 с.
  6. Газман О.С. В школу – с игрой: книга для учителя / Газман О.С. [и др.]. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
  7. Григорьев В.М. Народные игры и традиции России / В.М. Григорьев. — М.: Молодая гвардия, 1994. - 268 с.
  8. Еремина Ю.С. Теоретические аспекты организации игры как средства социализации младших школьников / Ю.С. Еремина // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 5. – С. 32-38.
  9. Кокина Л.М. Некоторые аспекты использования игры как метода обучения и воспитания в образовательном процессе / Л.М. Кокина // Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. — М., 2015. - С. 78-80.
  10. Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада / // Ребенок в детском саду. - 2010. - №4. – С. 7-12.
  11. Кухоренко Н.В. Педагогические игры и игровые технологии / Н.В. Кухоренко // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 4. - С. 27–29.
  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Эксмо, 2009. – 915 с.
  13. Мальцева О.В. Игра как один из действенных методов воспитания правильной речи у детей / О.В. Мальцева // Наука и образование: новое время. - 2016. - №5. - С. 595-597.
  14. Новоселова С.Л. Всестороннее воспитание детей в игре / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Л.А.Парамонова // Игра дошкольника: сборник / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. – С. 23-34.
  15. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: РПА, 1996. – 269 с.
  16. Пуряева Н.Н. Игра как средство развития и воспитания младших школьников / Н.Н. Пуряева // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г. Часть 3. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – С. 113-114.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. — СПб.: Питер, 2010. – 720 c.
  18. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании: практическое руководство / Н.В. Самоукина. – М.: Народное образование, 1996. – 111 с.
  19. Смирнова Е.А. Детская психология: учебник / Е.А. Смирнова. — М.: Кнорус, 2013. - 279 с.
  20. Шишина О.Н. Игра, как форма ведущей деятельности образования ребенка / О.Н. Шишина // Научный альманах. -2015. - №12-1. - С. 656-661.
  21. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. - 238, [1] с.
  22. Элъконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
  23. Юрьева Л.А. Игра как средство общения дошкольников / Л.А. Юрьева // Молодой ученый. - 2014. - №10. -С. 461-463.

Приложение

«Накопительные комплименты»[27]

Класс делится на группы по пять человек. Участники группы встают друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Каждый игрок должен подумать, какой комплимент он может сказать члену группы, стоящему за ним. Ученик, стоящий первым в ряду, поворачивается к следующему и шепчет ему на ухо приятные слова, используя несложные конструкции предложений, например: «Я думаю, что ты (приветливый)». Второй ученик передает третьему комплимент, который он получил, и добавляет к нему свой комплимент, например: «Я думаю, что ты приветливый и терпеливый» и т.д. Каждый участник игры повторяет комплименты, которые он получил, и добавляет свой. Последний игрок идет к первому, говорит ему все комплименты вместе со своим. Когда все группы закончат игру, то первые ученики говорят все комплименты, которые они получили.

Игра способствует развитию доброжелательности и уважения.

«Привет»

Группа учеников ходит по комнате. Они должны поздороваться друг с другом за руку, сказав: «Привет! Как твои дела?» Важно, что каждый игрок может прервать рукопожатие правой рукой только тогда, когда он установит новый контакт левой рукой, т.е. начнет здороваться еще с кем-то. Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, можно продолжить игру с другим приветствием, например: «Рад тебя видеть».

Игра сближает участников группы друг с другом, в ней мобилизуется внимание участников, так как они должны одновременно управлять обеими сторонами своего тела, она также способствует межполушарному взаимодействию.

«Ладошка»

Ученик обводит на бумаге левую ладошку с раздвинутыми пальцами и пишет в ее центре свое имя. Затем он передает свою ладошку соседу, который на изображении пальца пишет что-либо приятное (характеристику или пожелание), например: «Вежливый» или: «Желаю тебе учиться на отлично». Ладошки путешествуют от одного участника игры к другому. Если исписаны все изображения пальцев, то ученики могут писать комплименты и между ними.

Игра способствует развитию доброжелательности и уважения.

«Состав слова»

Класс делится на команды от трех до пяти человек в каждой. Учитель пишет на доске 16 букв (среди них обязательно должно быть пять гласных), например: А, Е, И, О, У, В, Г, Д, Л, М, П, Р, С, Т, Х, Ф. В течение 10 минут каждая команда должна составить из них как можно больше существительных. При этом нельзя дважды использовать одну и ту же букву в одном слове. Побеждает команда, составившая больше слов.

Игра способствует развитию вербального интеллекта у младших школьников.

«Повторение — мать учения»

Класс разбивается на команды по пять или шесть человек. Каждая команда образует круг диаметром 2 м. Учитель дает одному игроку мяч и предлагает ему бросить мяч другому члену команды, который, поймав его, рассказывает, что нового он узнал и понял на уроке. Как только говорящий закончит, он бросает мяч другому члену команды.

Игра направлена на закрепление пройденного материала и обеспечение консолидации учащихся.

«Тридцать пять»

Члены команды становятся в круг и по очереди считают от 1 до 35. Если игроку надо называть число, которое делится на 5 (5, 10, 15…), то вместо него он хлопает в ладоши и говорит: «Класс». Если он забыл это правило игры и назвал число, то команда начинает игру заново. Игра закончена, когда один из игроков назовет число 35.

Во время этой игры ученики закрепляют знания таблицы умножения на 5, а также развивают сотрудничество и взаимную поддержку.

Удержи равновесие

Ученики разбиваются на пары, встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки, сгибают руки в локтях ладонями вперед, держат ладони на высоте плеч. Стопы стоят параллельно друг другу. Надо попытаться толкнуть ладонями партнера таким образом, чтобы он сдвинулся с места, но толкающий при этом был неподвижен.

Если это удастся, то выигрывается одно очко. Если толкнуть партнера очень сильно, то толкающий может потерять равновесие или сдвинуться с места. В этом случае очко не дается.

Основа игры — умелое приложение энергии: ведь если слишком резко толкнуть партнера, то можно потерять равновесие.

В этой игре присутствует элемент конкуренции, но ее правила требуют самодисциплины. Тот, кто ведет себя бесцеремонно, сразу начинает испытывать на себе последствия, теряет равновесие и ничего не выигрывает. Игра помогает учащимся настроиться друг на друга, сломать стереотипы восприятия людей: ведь, используя технику «утяжеления», физически более слабый партнер может стать более сильным противником.

Каждому человеку необходимо строить партнерские отношения с людьми, позитивно относиться к себе, понимать свои чувства и чувства других. Эти качества следует воспитывать с детских лет. Рассмотренные нами игры способствуют созданию ощущения безопасности и доверия, развитию чувства принадлежности к коллективу. Участие в них требует от учащихся силы воли, смелости и творчества — качеств, необходимых для формирования оптимистического отношения к жизни.

  1. Пуряева Н.Н. Игра как средство развития и воспитания младших школьников / Н.Н. Пуряева // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г. Часть 3. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – С. 113.

  2. Цит. по: Агаджани Т.Х. Роль игры в психологическом развитии детей / Т.Х. Агаджани // Вестник науки ТГУ. -2010. - №3. - С. 17.

  3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер; пер. с нем.; Вступ. ст. А.М. Боковикова. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - С. 23.

  4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. -С. 74-75.

  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Эксмо, 2009. - С. 505.

  6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 75.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. – СПб.: Питер, 2010. – С. 411.

  8. Элъконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — М.: Книга по Требованию, 2013. – С. 117.

  9. Цит. по: Смирнова Е.А. Детская психология: учебник / Е.А. Смирнова. – М.: Кнорус, 2013. – С. 112.

  10. Там же.

  11. Там же. – С. 114.

  12. Юрьева Л.А. Игра как средство общения дошкольников / Л.А. Юрьева // Молодой ученый. - 2014. - №10. -С. 462.

  13. Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2010. - №4. – С. 8.

  14. Новоселова С.Л. Всестороннее воспитание детей в игре / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Л.А. Парамонова // Игра дошкольника: сборник / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. – С. 27.

  15. Юрьева Л.А. Игра как средство общения дошкольников / Л.А. Юрьева // Молодой ученый. - 2014. - №10. -С. 462.

  16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: ACT, 2005. – С. 311.

  17. Юрьева Л.А. Игра как средство общения дошкольников / Л.А. Юрьева // Молодой ученый. - 2014. - №10. -С. 463.

  18. Еремина Ю.С. Теоретические аспекты организации игры как средства социализации младших школьников / Ю.С. Еремина // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 5. – С. 34.

  19. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – С. 57.

  20. Кухоренко Н.В. Педагогические игры и игровые технологии / Н. В. Кухоренко // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4. — С. 28.

  21. Григорьев В.М. Народные игры и традиции России / В.М. Григорьев. — М.: Молодая гвардия, 1994. – С. 115.

  22. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании: практическое руководство / Н.В. Самоукина. – М.: Народное образование, 1996. – С. 43.

  23. Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 16.

  24. Валиева А.Б. Дидактические игры как метод формирования познавательного интереса в учебном процессе [Электронный ресурс] / А.Б. Валиева. – Режим доступа: //http://pdf.knigi-x.ru/21kulturologiya

  25. Мальцева О.В. Игра как один из действенных методов воспитания правильной речи у детей / О.В. Мальцева // Наука и образование: новое время. - 2016. - №5. -С. 596-597.

  26. Кокина Л.М. Некоторые аспекты использования игры как метода обучения и воспитания в образовательном процессе / Л.М. Кокина // Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. — М., 2015. - С. 79-80.

  27. Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. -2010. -№ 6. - С. 17-18.