Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Реферат на тему: Богослужение в домонгольский период

Реферат на тему: Богослужение в домонгольский период

Содержание:

Введение

Памятники архитектуры наполняют наши представления о развитии культуры ярким, образным содержанием, помогают понять многие аспекты истории, не отраженные в письменных источниках. Это в полной мере относится как к монументальной архитектуре древнейшего, домонгольского периода, так и к архитектуре XVII века.

Как и в западноевропейское средневековье, русская архитектура X-XIII веков была основным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие виды искусства, прежде всего живопись и скульптуру. С этого времени и до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.

Буря, пронесшаяся над Россией, к сожалению, стерла с лица земли многие памятники архитектуры. Более трех четвертей древнерусских монументальных сооружений домонгольского периода не сохранились и известны нам только по раскопкам, а иногда даже по их простому упоминанию в письменных источниках.

Храмы более поздних периодов, несомненно, во много раз многочисленнее, и по их архитектуре мы также можем проанализировать ее особенности, культуру того времени, влияния и предпочтения.

Сопоставительно анализируются русские храмы домонгольского периода и русские храмы XVII века

Вместе с новой религией Киевская Русь получила и свой доселе неизвестный тип здания - христианскую церковь. В некотором смысле, согласно описанию ПВЛ "испытания веры", впечатление от византийской церковной архитектуры предшествовало и даже предопределило принятие христианства. К концу X века в Византии сложилась как символическая интерпретация храма, так и архитектурный тип здания, отвечающий потребностям богослужения.  Крестово-купольная система, известная византийской архитектуре уже в V-VI веках, имела ряд преимуществ, что обусловило ее доминирующее положение как в Византии (начиная с IX века), так и на Руси. Его важнейшей особенностью был пространственный крест, образованный пересечением двух центральных широких проходов-нефов; боковые проходы были уже, ниже и затемнены, что создавало ярко выраженную иерархию пространств в интерьере. Нефы были покрыты сводами, чаще всего полукруглыми или коробчатыми. Над средним крестом на световом барабане помещался купол.

Крупное каменное строительство на Руси началось в X веке как строительство христианских храмов, и, конечно же, по византийскому образцу. Однако с самого начала он также перенял некоторые черты первоначального деревянного зодчества. Церковь Святой Софии, возведенная в Киеве, имела тринадцать куполов на столбах, а не сохранившаяся Десятинная церковь – даже двадцать пять куполов. Этот полиглот-своеобразная русская черта, его часто можно встретить в деревянных постройках.

В XI веке города были широко и богато застроены, заложены церкви Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке.

Церкви строились в России по-разному и стали частью ее ландшафта. Древние зодчие умели точно выбирать места для храмов – вдоль берегов водных путей, на возвышенностях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путешественников. В широком плоском пейзаже, пересеченном невысокими, мягко очерченными холмами, русские церкви вошли как последний штрих, как необходимый вертикальный акцент среди ползучих волнистых линий. Церкви не были ни слишком высокими, ни угловато-остроконечными, как готические, - для них характерна компактная пластичность, сплошная округлость форм; они, хотя и господствуют над пейзажем, но не противостоят ему, а объединяются с ним, они связаны с русской природой.

В XII веке сложился характерный для русского типа крестово-купольный белокаменный храм: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой головкой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами (чаще всего тремя) с восточной стороны. Остальные стены разделены лопастями (пилястрами) на три части, соответственно делению внутреннего пространства, каждая из которых заканчивается полукругом коробчатого свода – закомара. Округлые апсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко закругленный купол исключают любую угловатость: храм выглядит почти скульптурно и чувственно.

На 2-м этаже. В общем направлении русской архитектуры отчетливо выделялись местные направления (школы), отличавшиеся друг от друга особенностями строительной техники, излюбленными конструктивно-декоративными формами и приемами, различными вариациями планировочных и объемных решений. Их кадры мастеров имелись в ряде столичных городов — в Киеве, Новгороде, Полоцке, Галиче, Городне (современная Россия). Гродно); во Владимиро-Суздальской земле и в Смоленске одновременно работали две строительные артели.

В XII веке художественное первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству-сопернику и преемнику Киева, претенденту на роль общерусского центра. Одно из красивейших сооружений Владимиро-Суздальского и всего древнерусского зодчества – церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 году. Он прост – тот же самый одноглавый, четырехколонный храм-но таких идеальных пропорций, вертикальный и парящий. Но высота смягчается мотивом полукруга, который плавно завершает все его вертикальные сквозняки: полукруги закомар, потолки, декоративные арки, полукруглые окончания окон, дверей и , наконец, венчающая полусфера головы (которая раньше была шлемообразной, а не луковичной, как сейчас).

В XII - начале XIII веков русское искусство было самостоятельным и зрелым; татаро-монгольское нашествие, а затем почти двести лет иноземного ига замедлили его развитие почти везде, кроме Новгорода и Пскова, которые не были данниками Золотой Орды и также успешно отражали натиск западных врагов-ливонских рыцарей.

Архитектура XVII века, по сравнению с предыдущим, отличается чрезвычайной элегантностью. Когда в середине XIX века некоторые архитекторы пытались возродить национальный," чисто русский " стиль, они черпали свои представления о нем в основном из построек XVII века – их сохранилось больше всего. Именно в XVII веке появились замысловатые формы, которые позже, с полной утратой чувства гармонии, перекочевали в "Русский стиль": это бочкообразные крыши, резные оконные рамы, многоярусные кокошники, карнизы в виде" петушиных гребешков", витые колонны и богатый растительный орнамент, расстилающийся по стенам и своду подобно ковру. Главным в облике русской церкви XVII века, в отличие от более ранней архитектуры, является обилие декора, отчасти генетически связанного с орнаментацией европейского позднего Ренессанса и маньеризма. Соотношение декора и несущей стены полностью изменилось: стена почти исчезла под колоннами, створками, карнизами, наличниками, изразцами. Это явление, получившее название "узорочья", в литературе связывают с так называемой секуляризацией церковного зодчества, сближением облика храма и богатых палат. Однако существует мнение, что богатый декор сначала получает широкое распространение в церквях, а не в светских зданиях, и явно объясняется желанием украсить дом Божий "больше всех других" в соответствии с изменившимися вкусами времени. Распространение закрытых сводов, часто также приписываемое секуляризму, и характерная поперечная ориентация внутреннего пространства бесстолпных московских храмов правильнее трактовать как следствие роста личного, индивидуального благочестия, стремления к более тесному молитвенному общению с Богом. Замкнутое пространство малой Посадской церкви как бы тянется вдоль солеи, позволяя всем молящимся наилучшим образом видеть иконостас и действия духовенства; ощущение стояния перед иконостасом значительно усиливается, молящийся физически приближается к иконам и может более непосредственно обратиться к заступничеству святых.

В храмах XVII века происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к четким и сбалансированным, от живописного кирпичного "узора" фасадов к четко расставленному орденскому убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с закрытой аркой "узорчатые" церкви с трапезной, часовнями и колокольней. У них пять глав, купола над часовнями, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и карнизы, навеянные жилой архитектурой, наличники, фрезерованные пояса. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многобревенчатые богатые особняки, отражающие проникновение светского начала в церковную архитектуру и теряющие монументальную четкость композиции.

В конце XVII века появился новый стиль – Нарышкин. Она исходила из давних принципов народного деревянного зодчества: в основании квадрата "четверик", на котором помещается меньший "восьмиугольник". Особенность Нарышкинского стиля в том, что на квадратном основании строится не один, а несколько постепенно уменьшающихся восьмиугольников. Церковь представляет собой стройную многоярусную башню, увенчанную небольшой головкой и покрытую снизу изящным декором, характерным для XVII века. И вот теперь в систему декора вводятся новые элементы – колонны, которые не имеют конструктивного смысла, но красиво подчеркивают и округляют края восьмиугольников. Хорошо освещенные интерьеры этих зданий, с ярко выраженным преобладанием вертикальной оси, давали верующим ощущение" горного подъема " — не стремительного порыва, как в шатровых храмах, а плавного, постепенного подъема, что соответствовало новому, более спокойному и гармоничному мировоззрению. Шатры сохранились как завершение колокольен и крылец. Нарышкинские здания очень изящны, хотя в них чувствуется что-то слегка игрушечное, они слишком щегольские. Лучшие образцы Нарышкинского стиля-церковь в Филях, колокольня Новодевичьего монастыря.

17 век был также расцветом деревянного зодчества. Одним из самых значительных светских зданий был дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который не сохранился. Дворец состоял из семи хоров и представлял собой сложное по композиции сооружение, объединявшее большое количество бревенчатых срубов-клеток, примыкающих друг к другу и соединенных переходами.

Активизация церковной деятельности

22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И впервые в истории богоборческого государства его вождь И. В. Сталин начал свою речь не с обращения “товарищи”, а с давно забытых “братья и сестры”. Русская Православная Церковь откликнулась на призыв к защите отечества, верная традициям Святого благоверного князя Александра Невского, Святого благоверного князя Дмитрия Донского и других защитников русской земли. Наша Церковь, забыв о ранах, нанесенных ей большевистским государством, призывала верующих встать на защиту родной земли. В первый же день войны митрополит Сергий собственноручно написал и напечатал “Послание к Пастырям и пастырям Православной Церкви Христовой". В ней он пишет: “ Наша Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа…Церковь благословляет всех православных христиан на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу."

В годы войны РПЦ не только призывала верующих выполнить свой долг по защите родной земли, но и собирала средства на вооружение. На собранные верующими средства была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского. Всего за время войны было собрано более двухсот миллионов рублей.

Страшная опасность, нависшая над самим существованием нашего государства, необходимость национального единства для победы над врагом, патриотическая позиция Русской Церкви побудили советское правительство изменить свою религиозную политику.

Начали открываться приходы, и многие из оставшихся в живых священников были освобождены из лагерей и смогли возобновить свои службы в церквях. В советской печати антирелигиозная пропаганда практически прекратилась. Особое значение имела беседа трех митрополитов (М. Сергия, М. Алексия и М. Николая) с И. В. Сталиным, состоявшаяся 31 августа 1943 года. Результатом беседы стало возобновление архиерейских соборов, открытие духовных школ и подготовка Поместного Собора. Показательны в этом отношении слова Председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров Г. На встрече с членами Архиерейского собора 24 ноября 1944 года Карпов сказал: :" Явления, происходящие теперь в жизни Церкви, не носят временного характера." Эти слова выражали основной принцип новой религиозной политики государственной власти, длившейся 15 лет. Но этот период мира между РПЦ и государством не мог длиться долго при большевистском режиме.

В 1958 году большевистское государство, возглавляемое в то время Н.С. Хрущевым, вновь изменило свою политику в отношении РПЦ. По-видимому, причиной этого были разногласия внутри руководства Коммунистической партии и экономические трудности в управлении страной. В связи с этим руководство решило отвлечь народ от насущных проблем, заменив эти проблемы борьбой с религией и РПЦ в первую очередь. Впервые с эпохи “Воинствующего атеизма” журналы и газеты были заполнены антирелигиозными статьями с кощунственными нападками на святыни. Эта кампания отличалась широким участием ренегатов. Издана брошюра, составленная бывшим преподавателем Одесской духовной семинарии Э. Дулуманом. Появились в печати заявления бывших священников П. Дарницкого, А. Спасского и А. Осипова об отречении от Бога. После таких приготовлений по стране прокатилась волна закрытия храмов под разными предлогами: ветхие здания, то, что рядом с храмом находится школа, то, что храм мешает движению транспорта и т. д. Всего в период хрущевских гонений было закрыто около половины храмов - если в 1959 году было 14 тысяч приходов, то к 1961 году только 8 тысяч. В то же время сокращается число служащих священников. Следует отметить, что второй особенностью хрущевских преследований была их бескровность. Арестов почти не было, лишь несколько священников были осуждены по сфабрикованным делам, в основном за финансовые нарушения.

Однако в связи со сменой руководства страны репрессии Хрущева против Русской Православной церкви постепенно сошли на нет. Но подъем духовной жизни народа, имевший место в период 1943-1958 годов, не вернулся.

Заключение

Русское искусство, начиная с X века и вплоть до конца XVII века, неразрывно связано с Церковью и православной верой, поэтому архитектура того времени представлена в основном храмами и церквями.

В древнерусском государстве крестово-купольная композиция получила широкое распространение при строительстве каменных храмов. Над зданием храма был построен главный купол, к которому могли примыкать до двенадцати куполов поменьше. Эта центральная "Голова" поддерживалась барабаном со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, расположенных внутри храма. Таким образом, прямоугольное здание церкви было разделено крестом, крест которого точно приходился на центр храма – купольное пространство между четырьмя главными колоннами.

К XVII веку облик русских церквей существенно изменился. Архитектура этого времени отличалась от архитектуры предыдущих веков. Монументальный и лаконичный стиль русских зодчих сменился декоративно-живописным стилем XVII века. Очертания зданий усложнялись, их стены покрывались разноцветными орнаментами, резьбой по белому камню, кирпичными узорами и изразцами. Церковь часто напоминала сказочную башню. Во многом народная архитектура отражала народные представления об идеальной, небесной красоте, о гармонии мрамора. Однако старая и новая архитектура были неразрывно связаны, и здания XVII века и предыдущих веков хорошо гармонировали друг с другом.

Список литературы

  1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусства – М., 1987.
  2. Максимов П. Н.Творческие методы древнерусских зодчих. - М., 1976.
  3. Раппорт П. А. Архитектура Древней Руси. - Л., 1986.
  4. Раппопорт П. А. О роли византийского влияния в развитии древнерусского зодчества. - М. , 1984.
  5. Сабаринов Д. В. История русского искусства (История русского искусства), Москва, 1993.