Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Система криминалистической фотографии

Обеспечение расследования и раскрытия преступлений не может осуществляться без использования научно-технических средств. Одним из таких средств является фотография, которая применяется при производстве следственных действий: осмотр, обыск, следственный эксперимент и др.

Особое место фотография занимает при производстве криминалистических экспертиз. Благодаря различным приемам и способам судебной фотографии удается продемонстрировать не только сравнительное исследование совпадающих признаков, что является важным удостоверительным фактом в экспертизе, но и показать доказательственную значимость установленных фактических данных.

Криминалистическая фотография важна для успешного расследования преступлений на всем протяжении этого процесса, начиная с осмотра места происшествия при обнаружении признаков преступления и заканчивая направлением дела в суд для его рассмотрения. Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистических объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается фотосъемка, которая запечатлевает всю цветовую гамму объекта, имеющего криминалистическое значение.

Понятие и история криминалистической фотографии

Фотография (от греч. phos, род. п. photos - свет и grapho - светопись) - это совокупность способов получения изображений в результате действия света на специальные светочувствительные материалы и последующей их химической обработки.

В юридической литературе по криминологии встречаются различные определения понятия «фотография». Так, А.В. Селезнёв, Э.В. Сысоев указывают на то, что фотография (фр. photographie светопись – техника рисования светом) представляет собой получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале при помощи фотоаппарата.

На наш взгляд самое понятное и компактное определение дал Э.У. Бабаев, по его мнению, под фотографией понимается «искусство получения фотоснимков, где творческий процесс состоит из поиска и выбора композиции, освещения и моментов фотоснимка. Выбор определяется навыком, умением, а также вкусом фотографа, что присуще для любого вида искусства»

Зарождение фотографии произошло благодаря упорству единственного человека. Жозеф Нисефор Ньепс.

Экспериментируя на протяжении долгих лет с абсолютно разными веществами Ньепсу при помощи камеры-обскуры в 1826 году удалось получить первое фотографическое изображение, дошедшее до наших дней. Это был вид из окна его мастерской. Причем экспозиция ярким солнечным светом длилась целых восемь часов. На снимке местность была практически неразличима. Однако именно это «отражение видимого», как сам изобретатель называл изображение, сделанное в камере-обскуре, вошло в историю как первая фотография. Своему снимку Ньепс присвоил название «гелиография» – в переводе с греческого «световой рисунок».

Способ Ж. Hьeпca, названный им гелиографией, состоял в следующем: раствор асфальта в лавандовом масле наносили тонким слоем на металлическую пластину, затем на нее накладывали полупрозрачное штриховое изображение и длительное время выдерживали на свету, который задубливал асфальт в освещeнныx участках. После этого пластину переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадубленные участки асфальта, в результате чего получалось рельефное изображение. Применяя его как клише, можно было получать типографские оттиски на бумаге.

Официальной датой изобретения фотографии считается 1839 год, когда французский художник Луи Жак Манде Дагеpp пoлучил и зафиксировал на серебряной пластине изображение. Данный процесс получил название дагерротипии. 7 января 1839 года его работы были продемонстрированы на лекции во Французской академии наук и произвели сенсацию. Cразу был издан учебник Дагерра, в котором подробно излагался метод фотосъемки изображений на полированные металлические пластины.

Принцип получения фотографических изображений дагерротипным способом состоял в том, что серебряную пластину вначале полировали, а затем помещали в специальный ящик над сосудом с металлическим йодом. Испаряясь, йод садился на ее поверхности и, взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро - вещество, чувствительное к свету. После этого в темноте пластину помещали в кассету камеры-обскуры и на нее экспонировали ярко освещенные предметы с выдержкой в несколько минут. Под воздействием света на пластине получалось слабое изображение. Его усиливали, т.е. проявляли парами ртути, которые оседали на участках, подвергшихся действию света. Этот процесс проводили в специальном ящике, на дне которого помещали сосуд c ртутью. Для ускорения процесса испарения ртути сосуд подогревали. Для того чтобы удалить с неэкспонированных участков остатки йодистого серебра, т.е. закрепить изображение, пользовались раствором поваренной соли. Несколько позже для этих целей стали применять тиосульфат натрия. Изображение на дагерротипе состояло из участков, покрытых тонким слоем ртути и серебра. При определенном угле наклона на дагерротипе было четко видно позитивное изображение.

Таким образом, в результате дагерротипного процесса получали снимок в одном экземпляре, что являлось одним из существенных его изъянов. Кроме того, следует отметить и высокую стоимость снимков. Несмотря на эти недостатки, дагерротипия очень быстро привлекла к себе внимание.

С.Л. Левицкий первым из фотографов России применил электрический свет при павильонной портретной съемке и предсказал ему крупное будущее в фотографии. Можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на различные оригинальные фотографические приборы и материалы. Русский изобретатель И.Ф. Александровский изобрел стереофотоаппарат и в 1854 году получил на него патент.

В 70-х г. г. прошлого века предпринимаются попытки применить фотографию для целей регистрации и расследования.

Первой применила фотографию французская полиция (1841 г.).

После этого сообщения о фотографировании преступников появились в Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабатываются специальные способы и аппаратура для фотографирования преступников. Существенных результатов в этой области добился французский криминалист А. Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны правила сигналетической и измерительной фотосъемки. Примером использования фотографии при розыске может послужить сообщение «Юридической газеты» за 1896г., в котором описывался розыск двух арестантов, сбежавших из Ярославского острога. «Смотритель острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоколамский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а затем возвращены в острог».

Наряду с использованием фотографии в розыскной и регистрационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом направлении много и продуктивно работал Е.Ф. Буринский. В 1892 году при Санкт-Петербургским окружном суде он на свои средства создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создается правительственная судебно-фотографическая лаборатория, заведование которой было поручено Е.Ф. Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданию криминалистических учреждений в России.

Система и значение криминалистической фотографии

Криминалистическая фотография — один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на их основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.

Фотографические средства включают съемочную и проекционную аппаратуру, принадлежности и реактивы для обработки пленки и бумаги с целью получить фотоизображения. Под методами криминалистической фотографии понимают совокупность правил и рекомендаций по использованию ее средств, главным образом съемочной аппаратуры, чтобы получить такое фотоизображение запечатлеваемого или исследуемого криминалистического объекта, которое отвечает предъявляемым требованиям.

Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистически значимых объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается фотофиксация, которая запечатлевает всю цветовую гамму объекта, имеющего криминалистическое значение.

Система криминалистической фотографии состоит из двух частей: оперативной и исследовательской, различающихся по сферам применения. Средства и методы первой используются в криминалистической практике для запечатления обстановки следственного действия, добытых доказательств, а также организации криминалистической регистрации, розыска преступников, похищенных вещей и в других направлениях.

Исследовательская фотография предоставляет широкие возможности в экспертной деятельности для фиксации и анализа представленных в распоряжение эксперта криминалистических объектов. Экспертиза посредством фотографических средств и методов позволяет выявить слаборазличимые и невидимые признаки исследуемых объектов, их цветовые и яркостные различия, механизм следообразования. Фотографические аналитические методы используются также в целях исследования фотоснимков и фотоаппаратуры, фотоматериалов и химических реактивов при фототехнической экспертизе.

Фотоизображения исследуемых объектов приобщаются к заключениям экспертов, иллюстрируя и обосновывая сделанные выводы. Фотоснимки, которые запечатлели фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятся к иным документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве в качестве источников судебных доказательств (ст. 84 УПК РФ).

Те из них, которые получены вне сферы уголовного процесса, например отразившие подготовку или совершение преступления, считаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам дела специальным постановлением (ст. 81 УПК РФ). Снимки, полученные в ходе следственных действий и судебных экспертиз, имеют статус приложений к соответствующим процессуальным документам (ст. 166 УПК РФ).

Таким образом, криминалистическая фотография представляет собой систему методов и видов съемки, которые применяются в следственной и судебной деятельности, и разделяется на два раздела в зависимости от того, какие задачи выполняются: запечатление объектов и их исследование.

Заключение

Фотография – это искусство получения фотоснимков, где творческий процесс состоит из поиска и выбора композиции, освещения и моментов фотоснимка.

Значение криминалистической фотографии состоит в том, что с ее помощью можно быстро и точно зафиксировать картину места происшествия, обнаруженные следы, орудия преступления, ход и результаты проведения следственного действия, она используется при проведении оперативно-розыскных мероприятий, для ведения криминалистических учетов.

Система криминалистической фотографии состоит из следующих частей: 1) понятие, система и значение криминалистической фотографии, киносъемки и видеозаписи; 2) запечатлевающая фотография; 3) исследовательская фотография; 4) криминалистическая киносъемка и видеозапись.

Список используемой литературы

  1. Бурцева Е.В. Криминалистика Ч. 1. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника / Е.В. Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, Э.В. Сысоев. - Тамбов: ТГТУ, 2016. - 96 с.
  2. Вклад в отечественную историю Фотографии // [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://kostromka.ru/photo/russia/ (дата обращения 21.11.2018).
  3. Криминалистика: учебное пособие / И. О. Тюнис. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Университет «Университет», 2020. – 220 с. (Университетская серия).