Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие авторского права

Содержание:

Введение

Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия — одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.

В настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные принципы международных соглашений в области авторского права. Однако отказываться от основ существующей ныне авторско-правовой системы нет никакой нужды. Бернская и Всемирная конвенции были и остаются на сегодняшний день главным международным инструментом регулирования авторского права.

По российскому законодательству достаточно большой круг лиц называются авторами – ученые, писатели, художники, композиторы, изобретатели, дизайнеры, разработчики программ ЭВМ, промышленных образцов и другие. Всех этих лиц объединяет одно: результаты их труда являются продуктами творческой интеллектуальной деятельности.

Авторское право рассматривается одновременно: с одной стороны, как система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, с другой стороны, как сочетание личных и имущественных правомочий автора. Но с какой бы стороны не рассматривалось авторское право, его цель – охрана интересов творца произведения, а также интересов общества.

Современное законодательство РФ об авторском праве регулирует отношения по возникновению, изменению, прекращения, а также защите авторских прав. В отличие от иного законодательства, обеспечивающего охрану результатов интеллектуального труда, авторское право предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не их содержанию, причем в определенной сфере: науке, литературе и искусстве.

Цель моей работы – дать рзвернутую характеристику авторского

права. Первая глава посвящена понятию, функциям, становлению и развитию авторских прав. Вторая глава посвящена объектам авторского права, основным разновидностям и органам их защиты Актуальность моей работы в том, чтобы разъяснять людям их права и защищать их интересы.

Глава 1. Понятие авторского права.

1.1 Понятие и функции авторского права

Авторское право — гражданско-правовые отношения, которые регулируют

процесс создания и использования произведений науки, литературы,

искусства.

Данные отношения регулируются и охраняются нормами

конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого,

можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным

правовым институтом.

Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термина

"авторское право" как некого единого монолитного права, состоящего из

ряда правомочий. Он указывает, какие права могут существовать в

отношении произведения и каким лицам, в каком объеме они могут

принадлежать. Конкретные права в отношении произведения законодатель

называет авторскими правами. Однако в учебных и доктринальных целях

используется термин "авторское право".

Понятие "авторское право" понимается в объективном и субъективном

смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность

правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с

созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В

субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав,

возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения

литературы, науки и искусства.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы

общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.

Е. А. Суханов выделяет четыре функции авторского права:

1) признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства;

2) установление режима использования произведений, т.е. кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение;

Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие

исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности

(правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым

способом, не противоречащим закону.

3) наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами);

Интеллектуальные права включают в себя: во-первых, исключительное право

на произведение, являющееся имущественным правом; во-вторых, личные

неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на

неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения);

в-третьих, иные права (право на вознаграждение за использование

служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к

произведениям изобразительного искусства и другие).

4) защита прав авторов и других правообладателей.

Итак, авторское право — один из институтов гражданского права.

Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения

связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и

искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как

самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи.

 1.2. Становление и развитие авторского права в России

Появление и развитие авторского права большинство исследователей

связывают с развитием печатной техники.

Книгопечатание пришло в Россию только во времена Ивана IV Грозного. В 1553 году в Москве царь выделил большие средства на строительство типографии под руководством дьякона Ивана Федорова и Петра Тимофеевича Мстиславцева, которые издали в 1564 году первую русскую печатную книгу "Деяния Апостольска и послания соборные и Святого Апостола Павла послания".

На первых же порах книгопечатанию в России пришлось бороться с

предрассудками и гонениями. Типографщиков обвиняли в ереси и

колдовстве, из-за этого первому русскому книгопечатнику Ивану Федорову

пришлось бежать из Московского царства.

Однако книгопечатание не приостановилось, и время от времени возникали за счет царской казны типографии, в которых печатались исключительно книги духовного содержания славянским шрифтом.

Только при Петре I возникли первые частные типографии, печатание

гражданским шрифтом, появились специальные люди, которые занимались

регулярным литературным трудом — переводчики европейских книг,

назначавшиеся именными указами государя.

До 1771 г. книгоиздательское дело считалось в России государственной

монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в

Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на

иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли

бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь

Указом от 15 января 1783 г. Просуществовал он до 1796 г. Только в 1801 г.

император Александр I вновь разрешил открыть частные типографии, однако

доминирующее положение государства в сфере издательского дела

сохраняется до середины XIX века.

Основной чертой авторского права России была тесная связь с цензурным

законодательством, которое появилось в России значительно раньше. На

первых порах, выдавая издателям разрешение на печатание книг, цензура не

спрашивала, обладают ли издатели соответствующими правами на

произведение. Между тем участились случаи мошенничества со стороны

отдельных издателей, что заставило правительство принять соответствующие

меры. В 1816 г. Министерством народного просвещения было издано

распоряжение о приложении доказательства прав издателя на подачу

рукописи к напечатанию. С появлением данного распоряжения вопрос о

правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права

создателя произведения.

Первый закон, закрепивший права на использование литературных

произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной

главы Цензурного устава. Эта глава состояла из пяти статей и дополнялась

Положением о правах сочинителей. В соответствии с § 1 Положения,

касавшегося только литературных произведений, сочинитель или переводчик

книги имел "исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и

продажей оной по своему усмотрению как имуществом

благоприобретенным". Срок авторского права был установлен в 25 лет со дня

смерти автора, после чего произведение "становилось собственностью

публики".

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей,

переводчиков и издателей, которое расширило круг объектов авторского

права, включив в них охрану статей в журналах, частные письма,

хрестоматии и т.д. Срок охраны авторских произведений продлился до 35 лет

после смерти автора.

Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о

музыкальной собственности, в 1846 г. — в Положении о художественной

собственности.

15 апреля 1857 года Государственный совет увеличил срок действия

авторского права до 50 лет.

К концу XIX века стало очевидно, что законодательное закрепление

отдельных правил, касающихся авторского права, не отвечает потребностям

времени. Поэтому с 1887 года все нормы авторского права были объединены

в Своде Законов Российской империи, а в 1897 Государственный совет

принял решение немедленно приступить к подготовке нового закона об

авторских правах, на разработку и принятие которого понадобилось более 13

лет.

Закон Российской империи был принят только при Николае II – "Положение

об авторском праве" от 20 марта 1911 года, что стало важным событием, так

как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.

Общая часть Закона закрепляла основные понятия авторского права:

охраняемые объекты, срок действия авторского права, вопросы

правопреемства, возможные нарушения авторских прав и способы защиты

и т.п. Отдельные главы были посвящены авторским правам на литературные,

музыкальные, драматические, художественные, фотографические

произведения. Для дальнейшего развития авторского права многие

положения Закона имели весьма существенное значение.

После Октябрьской революции 1917 г. прежнее законодательство России,

включая и "Положение об авторском праве" 1911 г., было отменено.

Впервые открыто была объявлена монополизация государства в

регулировании авторского права с целью максимального завладения

имущественными правами авторов в Декрете ВЦИК от 29 декабря 1917 года

"О государственном издательстве". Декрет предоставлял Государственной

комиссии по просвещению исключительное право объявлять

государственную монополию сроком не более 5 лет на сочинения, которые

подлежали изданию. При этом разъяснялось, что данные произведения

переходили таким образом "из области частной собственности в область

общественности".

Монополизация государства в области авторских прав проявилась еще в

большей степени в Декрете СНК РСФСР от 26 ноября 1918 года

"О признании научных, литературных, музыкальных и художественных

произведений государственным достоянием", которым объявлялись

произведения многих писателей и композиторов собственностью

государства.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. "Об основах

авторского права" за всеми авторами признавало исключительное право на

созданные ими произведения, которое имело силу в течение 25 лет с момента

первого издания или первого публичного исполнения. Постановлением

ВЦИК, СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве" за авторами

пожизненно признавались права на произведения. Предусматривался и

переход авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора.

Использование произведений допускалось не иначе, как на основе договоров

с авторами, условия которых устанавливались законом.

В 60-х годах XX века проводилась кодификация законодательства, и было

решено включить законодательство об авторском праве в самостоятельный

раздел в Основы гражданского законодательства СССР и гражданские

кодексы союзных республик. В 1964 году вступил в действие Гражданский

кодекс РСФСР, содержащий четвертый раздел "Авторское право", полностью

посвященный авторскому праву. Ранее действовавшие нормы авторского

права были пересмотрены в сторону дальнейшего расширения авторских

прав. До 25 лет возрос срок действия авторского права после смерти автора,

расширился круг субъектов авторского права, предусматривалась защита

личных неимущественных прав автора и т.д.

Основы гражданского законодательства 1991 г. исключили свободное

использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также

публичное исполнение опубликованных произведений без согласия их

авторов, расширили круг охраняемых произведений, продлили срок действия

авторского права до 50 лет.

Основы гражданского законодательства 1991 г. должны были вступить в

действие с 1 января 1992 г., однако в связи с распадом Советского Союза

этого не произошло. В Российской Федерации Основы гражданского

законодательства вступили в силу 3 августа 1992 г. в соответствии с

постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании

гражданских правоотношений в период проведения экономической

реформы".

С принятием 9 июля 1993 г. Закона "Об авторском праве и смежных правах"

перестал применяться раздел пятый Основ гражданского законодательства

1991 г. В 2006 г. был принят Гражданский кодекс РФ, где права на

интеллектуальную собственность законодательно закрепляются в части

четвертой. Авторское право охраняет глава 70, а права, смежные с

авторскими – глава 71.

Подводя итог, можно сказать, что часть четвертая Гражданского кодекса РФ

не только логично завершает кодификацию российского законодательства,

но и представляет собой важный прогрессивный шаг в историческом

развитии авторского права в России.

Глава 2. Объекты авторского права.

2.1 Объекты авторских прав.

Информация отличается от имущества (вещи) по своей сути. Информация и результаты интеллектуального труда – это отдельные объекты гражданских прав.

Под информацией можно понимать любые данные, которые где-то хранятся или куда-то передаются, независимо от формата их представления. Такое определение, по моему мнению, достаточно полно отражает ее суть, хотя есть и другие точки зрения. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не содержит легального определения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной.

Согласно ст. 6 Закона "Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме" "Объектом авторского права, — писал Г.Ф. Шершеневич, — является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т. п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами".

А.Я. Канторович под "умственным произведением" понимал "не деятельность духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права, — говорил он, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе".

Произведение — это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга.

Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности.

Наибольшее распространение все же получает определение произведения, сформулированное В.И. Серебровским, как более подробное, с включением него и некоторых других признаков. "Произведение, — можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения". Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками.

Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

В ст. 6 закона "Об авторском праве и смежных правах" прямо отмечается: "Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения" Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна.

Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п. Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме.

До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

2.2 Основные разновидности объектов авторского права

Литературные произведения составляют значительную часть объектов авторского права. Особенность их в том, что мысли, чувства, идеи и образы выражаются посредством слова в оригинальной композиции и оригинальном изложении. В структуре литературного произведения выделяется тема, материал, идеология, образная система, сюжет, язык, заглавие. Эти элементы литературного произведения разделяются на юридически безразличные, т.е. тему, материал, сюжет, идейное содержание, и юридически значимые - образная система и язык. Использование значимых элементов произведения в ряде случаев требует согласия автора.

Литературная обработка как вид творческой деятельности возникла в связи с необходимостью записи рассказов "бывалых людей", мелодий народных певцов, т.е. людей, не имеющих опыта литературной или музыкальной работы. Записанный и обработанный литературный материал отвечает требованиям, предъявляемым законом к литературным или музыкальным произведениям.

Вместе с тем в законе нет специальной нормы, регулирующей отношения "бывалых людей" и литературных (музыкальных) обработчиков. На практике первые признаются авторами произведения, вторые - авторами литературной записи.

Наряду с произведениями литературы можно выделить группу произведений искусства: музыкальные, хореографические, сценические, произведения изобразительного искусства, кинофильмы, телефильмы и др. Музыкальные произведения выражаются в сочетаниях звуков, образующих мелодию и связанных ритмом и гармонией. Они имеют форму ораторий, симфоний, сонат, квартетов и т.п. Кроме музыкальных существуют музыкально-драматические произведения, которые создаются на литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт. Музыкальные произведения записываются композитором особыми знаками, позволяющими фиксировать его творческий замысел. Нотная запись музыкального произведения образует клавир, представляющий собой переложение оркестровой пьесы, оперы для фортепьяно, или партитуру, содержащую все партии многоголосого музыкального произведения. Музыкальное произведение может воспроизводиться путем переписки нот от руки, копирования их на множительной технике, издания в печати, публичном исполнения и т.д. Обработка чужих произведений, оркестровка, переложение относятся к объектам авторского права, если они содержат элемент творчества.

Хореографические произведения и пантомимы создаются при помощи пластических движений человеческом тела. В сочетании с музыкой хореографическое произведение образует музыкально-сценическое произведение.

Из числа произведений изобразительного искусства можно выделить произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, рисунки и т.д. Художники, скульпторы создают оригинальные произведения, которые могут воспроизводиться путем изготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами. Архитектурные произведения, отнесенные к объектам авторском права, представляют собой синтез инженерного искусства, бионики, живописи, скульптуры, науки, архитектуры. В них слиты наука, техника, искусство. Эскизный архитектурный проект, в котором воплощается замысел зодчего, содержит решение будущего сооружения, внутреннее развитие его сочлененных пространств, их объемы, фактуру и цвет.

На основе эскизного архитектурного проекта строятся здания, сооружения, ансамбли и т.д.

В юридической литературе бытует мнение, что авторское право охраняет материальные носители, в которых выражен результат творчества архитектора. Это мнение представляется спорным, ибо авторское право охраняет совокупность идей и образов. Что же касается материальных носителей, то они являются предметами, в отношении которых действует вещное право с присущими ему способами охраны.

Кинематографические произведения охватывают многообразные произведения для кино: сценарии, сценарные планы, дикторский текст, текст песен, кинофильмы и т.д. Сценарий в качестве основы кинофильма должен отвечать требованиям закона, а также сценарного договора, отражающего специфику кинотворчества.

Материальные носители кинотелевизионного фильма - это пленка, видеокассета, видеодиски и т.д. На которые распространяется вещное право.

До сих пор речь шла об оригинальных произведениях, создаваемых авторами. Закон охраняет также зависимые произведения, возникшие на основе существующих оригинальных произведений. Эти произведения появляются в результате перевода, переделки, составительства. Зависимость перевода литературного, научного, художественного произведения от оригинала не лишает его самостоятельности. Закон относит переводы к объектам авторского права, сохраняя для них те же критерии охраноспособности, что и для других произведений. Если же переводчик ограничивает работу подбором равнозначных слов по отношению к языку оригинала, то подобный перевод ("подстрочник") не может быть объектом авторского права. Перевод, выполненный с согласия автора или его правопреемников одним лицом, не препятствует другому лицу осуществлять новый перевод этого же произведения.

К объектам авторского права относятся сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материала.

Авторское право составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения (п. ст. 135 Основ).

Научное произведение представляет собой определенную систему понятий. Оно может быть выражено в форме учебника, монографии, статьи и т.д. Существуют и другие формы воплощения научных произведений, т.е. формулы, чертежи, планы, эскизы, различного рода карты (географические, геологические и др.).

Произведение становится объектом авторского права в силу самого, факта его создания автором без какой-либо специальной регистрации, оформления или соблюдения иных формальностей. Этим правовой режим объектов авторского права существенно отличается от режима охраны многих других результатов интеллектуального творчества, требующих специальном оформления (изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов и др.).

2.3 Органы защиты авторских прав

Судебный порядок защиты авторских прав наиболее распространен. Его основу составляет исковое производство. В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личные неимущественные или имущественные). Исковые требования неимущественного характера связаны с восстановлением личных прав автора, а исковые требования имущественного характера - со взысканием авторского вознаграждения или убытков.

Возможны иски, в которых одновременно заявлены требования о восстановлении личных неимущественных и имущественных прав. Нарушение имущественных интересов автора в ряде случаев не затрагивает его личных прав. Оно возможно при правомерном использовании организацией произведения, а также при бездоговорном использовании. В первом случае речь идет об определении вознаграждения ниже предусмотренного, несоблюдении порядка и сроков выплаты вознаграждения и т.д.; во втором - об отказе организации выплатить автору причитающийся ему гонорар.

Права авторов внутри страны и за ее пределами до 1990 года охранялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП). Оно было создано в 1973 году по инициативе творческих союзов. Академии наук СССР, Агентства печати "Новости" и других организаций. Охраняя права и законные интересы авторов и их правопреемников, ВААП обеспечивало их представительство, принимало необходимые меры по предотвращению нарушений или восстановлению нарушенного права. ВААП вело дела авторов в административных и судебных органах, выполняло функции по сбору и выплате авторского вознаграждения.

Вместе с тем, ВААП обладало монополией на заключение договоров с зарубежными партнерами и на представительство интересов авторов, нередко без их на то согласия. Фактически оно выполняло функции органа государственного управления в сфере авторских отношений. Поэтому происходящие в стране процессы радикального обновления существенно отразились на его деятельности.

Заключение

В своей курсовой работе на тему «Объекты авторского права» я попыталась наиболее полно отразить одну из самых не развитых отраслей Российского законодательства – отрасль авторского права. Основным документом, регулирующим в Российской Федерации авторские права, является Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I"Об авторском праве и смежных правах", им регулируются две большие группы отношений: отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права, и отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания – так называемые “смежные” права.

Итак, что же регулирует авторское право – это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права прав. Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:

  • стимулирование деятельности по созданию произведений науки, искусства, литературы. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и защиту достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав, на использование созданных ими произведений, получение доходов и т.д.
  • создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.

Объектами авторского права могут являться литературные, драматические, сценарные или аудиовизуальные произведения, произведения декоративного и прикладного искусства, сборники и другие декоративные произведения.

Важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения является авторский договор. Сторонами такого договора являются автор и пользователь.

Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, предмет этого договора - имущественные авторские права. Авторский договор может передавать как исключительные (разрешение использовать произведение только одному пользователю, определенным способом и в оговоренных произведениях), так и неисключительные (предусматривает возможность автора сохранить за собой права на использование произведения по своему управлению) права.

Авторский договор должен обладать определенными условиями, в круг которых включаются: способы использования воспроизведения; срок и территория на которые передается право, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения.

Роль авторского права в формировании культуры несомненна. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно, авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более в настоящее время.

Список использованной литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ Ч2,4М.:
  2. Закон РФ от 25 июня 2004 г. N 72-ФЗ"Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 20 июля 2004г.)
  3. Конституция РФ
  4. Уголовный кодекс РФ

Научная:

  1. Воронкова М. "Срок действия авторского права".// Рос. юстиция. 2011. №2.
  2. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 2015
  3. Гражданское право: Учебник В 2т./ под ред. Е.А. Суханова 2013
  4. Зенин И.А. Рынок и право интеллектуальной собственности. Вопросы изобретательства, 2015, N3
  5. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд. юрид. литература, 2016
  6. Пизуке Х.А. Правовое регулирование архитектурной деятельности., 2012
  7. Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 2014
  8. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012