Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Согласно положению, закрепленному на конституционном уровне, Российская Федерация является демократическим правовым социальным государством. В связи с этим общество претерпевает изменения во всех сферах его жизнедеятельности, в том числе в социальной сфере.

Социальной сфере свойственен собирательный характер, который включает в себя наиболее важные для человека стороны жизни (медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение, вопросы трудовой занятости и др.). Состояние социальной сферы жизни общества дает возможность составить представление о том, на каком уровне находится качество жизни людей, как удовлетворяются их основные потребности, затрагивающие как индивидуальные интересы, так и общественные, как реализуются положения, которые гарантируют реализацию прав, свобод, законных интересов индивида.

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности, в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

В научно-правовой литературе можно найти немало работ, посвященных социальному государству, где оно рассматривается с различных сторон, приводятся его определения, называются сущностные признаки, функции и цели. Тем не менее, общепринятого мнения относительно природы социального государства в правовой литературе нет.

Научный и теоретический фундамент рассматриваемой проблемы в отечественной литературе был заложен в трудах ученых таких как: В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс, И.А. Исаева, Ю.П. Титова, С.А. Чибиряева, О.И. Чистякова, В.К. Цечоев, Н.Е. Орлова, В.М. Сырых, А.С. Емелин, В.М. Курицын, Н.А. Зенькович и др. Во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Таким образом, выявление сути и характерных отличий социального государства от социалистического видится актуальным.

Объектом исследования являются отличия социального государства от социалистического.

Предметом исследования выступают социализм и социальность, как признаки политической системы.

Целью курсовой работы является выявление различий между социальным государством и социалистическим.

Для детального изучения этой цели необходимо выделить следующие задачи для раскрытия темы:

- рассмотреть понятие, концепцию и институт социального государства.

- рассмотреть приоритетные направления деятельности социального государства;

- рассмотреть понятие и признаки социалистического государства;

- рассмотреть переход России от социалистического государства к социальному.

В процессе работы над исследованием использовались системно-структурный, исторический, формально-правовые методы познания.

1. Теоретические основы социального государства

1.1. Социальное государство: понятие, концепции, социальный институт

Первой страной объявившей себя социальным государством на конституционном уровне стала Германия, в Основном Законе от 23 мая 1949 года, где в части 1 ст. 20 было установлено, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным государством». После этого, аналогичная конституционная норма была заимствована многими конституциями стран мира. Например, в части 1 статьи 1 Конституции Испании говорится: «Испания является правовым демократическим социальным государством…», в Конституции Французской Республики утверждается, что «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой…», в ст. 3 Конституции Турецкой Республики Турция объявлена «демократическим, светским и социальным государством…», в ст. 3 Конституции Украины записано, что «Украина – суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство» и т.д. В справедливом комментарии Маклакова В.В. закрепление социального государства – константа современных зарубежных конституций [9].

В конституциях некоторых стран нет специальной нормы, объявляющее государство как социальное. Это обстоятельство не означает, что эти страны имеют слабую социальную политику и что они не стремятся к достижению целей социального государства. Конституция Швейцарии, например, от 18 апреля 1999 года не содержит нормы о позиционировании Швейцарии как социального государства, хотя и зафиксировала другие социальные положения. Идея социального государства поддерживается рядом социальных положений, многие из которых были найдены в конституционной рефлексии в разных странах. Сегодня уже нет никаких сомнений в необходимости конституционной консолидации формулировок о том, что страна консолидирует группу социальных норм, которые поддерживают конституционную формулировку социального государства.

Необходимо привести теоретическое развитие конституционных социальных положений, которые нашли конституционное отражение в зарубежных странах. Важнейшим конституционным социальным элементом является формулирование социальной солидарности, и оно может быть, как между социальными группами, так и отдельными людьми, между целыми поколениями людей, государств, более того, между группами государств. Но в данном случае мы имеем в виду социальную солидарность между социальными группами, поколениями людей и индивидами. Социальная солидарность между поколениями в конституционной сфере может быть выражена в формулировке «ответственность перед будущими поколениями», такое обозначение содержится в преамбуле Конституции Швейцарии, Российской Федерации и ряда других стран.

Конституционная норма о социальном партнерстве близка к этому положению. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [3] содержит специальный раздел 2 «Социальное партнерство в сфере труда». В соответствии со ст. 35 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» создана и действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Статья 27 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает определенные формы социального партнерства. Так, Чиркин В. Е. считает, что основой социального порядка в современной России являются «не идеи классовой борьбы и ликвидации определенных классов и слоев эксплуататоров, не руководящая роль одного (рабочего) класса и лидирующее положение другого, а социальное партнерство. Часть 2 ст. 17 Конституции Республики Татарстан гласит: «Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем».

Нужно уточнить, что важнейшей конституционной составляющей регулирования социальной системы отношений является положение о социальной справедливости. Согласно справедливому комментарию Зорькина В.Д., «проблема социальной справедливости имеет решающее значение для построения социального государства» [13].

В конституциях иностранных государств можно найти положение о справедливости, например, в ст. 1 Конституции Португалии записано: «Португалия – суверенная республика, которая основывается на уважении к человеческой личности и воле народа и ставит своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества», а в статье 8 Конституции Республики Македонии закреплено, что социальная справедливость является основополагающей ценностью конституционного строя Республики Македония.

Показатели социальной справедливости могут быть разными: минимальная заработная плата, потребительская корзина, прожиточный минимум, степень предоставления социальной инфраструктуры, разрыв в доходах между богатыми и бедными и т.д. Более того, эти показатели можно позиционировать как отдельные элементы Конституционных норм, регулирующих социальную сферу общественных отношений, например, специальная формулировка о установлении минимальной заработной платы может найти конституционное выражение: во второй части ст. 7 Конституции Российской Федерации гласит, что «в Российской Федерации ... устанавливается гарантированная минимальная заработная плата ...». Однако субъекты Федерации могут увеличить минимальную заработную плату, что было сделано в отдельных регионах.

Фактическим показателем состояния социальной справедливости в стране являются количественные показатели разрыва в доходах между определенными сегментами населения.

Особое внимание следует уделить установке параметров потребительской корзины, которая также принята на федеральном и региональном уровнях. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012)»"О прожиточном минимуме в Российской Федерации» потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его средствами к существованию.

Прожиточный минимум в соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определяется как «оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов» [6]. Следует отметить, что в части 2 ст. 22 Конституции Королевства Нидерландов закреплено: «Государственные органы должны заботиться о том, чтобы обеспечить населению достаточный жизненный уровень», что может быть достигнуто путем установления размера прожиточного минимума по всей стране. В то же время субъекты Российской Федерации устанавливают свои региональные прожиточные минимумы. В заключение следует отметить следующее: можно конституционно зафиксировать отдельное положение о социальной справедливости, которое предполагает среди прочих элементов рассматриваемого положения также минимальную заработную плату, потребительскую корзину, прожиточный минимум, социальную инфраструктуру. Эти конституционные формулировки должны обеспечивать главную цель социального государства: создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека, что может быть достигнуто последовательным развитием постулата в действующем законодательстве.

Построение социального государства – явно выраженное творчество конституционного выражения идей современной политики в России и развитых зарубежных странах.

Проведенный анализ показывает, что проблема усиления социальной роли государства сохраняет свою актуальность на протяжении многих десятилетий, при этом она перешла из области исключительно теоретических вопросов в область нормативно-правовой реализации, что определяет дальнейшее развитие данной концепции.

1.2. Приоритетные направления деятельности социального государства

Под социальным государством понимается правовое демократическое государство, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь и здоровье.

Государство обязано создавать такие условия, которые будут отражать суть достойной жизни человека, его развития и самореализации. Достойная жизнь человека – это материальная обеспеченность личности на то уровне стандартов, на котором находится современное общество.

Также в понятие достойной жизни можно включить непосредственный доступ к ценностям культуры, гарантированные права личной безопасности. Свободное развитие человека в социальном государстве предполагает развитие всех его сторон:

  • физической,
  • умственной,
  • нравственной.

Социальное государство будет по праву называться таковым только в том случае, если сможет выполнять определенные направления деятельности, которые и характеризуют его, как социальное. Данные направления направлены на предоставление и защиту социальных прав человека.

Социальные права могут быть воплощены в социальном государстве, которое представляет собой вид политической системы, где материальные блага распределяются по принципу социальной справедливости. Основная функция социального государства:

  • обеспечение каждому человеку достойного уровня жизни,
  • сглаживание социальных различий,
  • помощь неимущим [20].

Так, основными направлениями деятельности социального государства можно выделить следующие.

  1. Поддержка социально незащищенного населения.

Каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по конкретные критериям. Пенсия и социальные пособия устанавливаются законом. Государство должно создавать условия для осуществления данного права.

  1. Охрана труда и здоровья людей. У каждого человека есть право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая должна оказываться бесплатно.

В РФ существуют программы укрепления и охраны здоровья граждан, принимаются различные меры по развитию систем здравоохранения, поощряется деятельность, которая способствует укреплению здоровья, санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию, развитию физической культуры и спорта.

Любое сокрытие фактов и обстоятельств, которые несут угрозу для здоровья и жизни человека, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.

  1. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Семейным кодексом РФ устанавливаются основные положения относительно права на материнство, детство и отцовство [2]. В конституции основные положения прописаны в статье 38 [1].

  1. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
  2. Воспитание детей, забота о них является равным правом обоих родителей.
  3. Дети, достигшие 18 лет, трудоспособные, должны заботиться нетрудоспособных о родителях.

Относительно материнства прописываются законодательные акты о возможности получения бесплатных консультаций, права выбора прерывания или продолжения беременности, получения отпусков в связи с рождением ребенка и т.д.

Отпуск по уходу за ребенком устанавливается в размере 70 календарных дней до родов и такого же количества после родов с полной оплатой.

Законом также предусматриваются гарантии при приеме на работу и увольнении. Подлежит охране право на труд, ставятся надлежащие условия для беременных женщин. Регламентируются основные моменты, благодаря которым существует возможность сочетания труда и материнства.

Трудовые льготы и гарантии, которые предоставляются государством женщине в связи с материнством, имеют свое распространение на:

- опекунов несовершеннолетних,

- отцов, воспитывающих детей без матери.

Относительно детей также даются определенные регламентации.

Так, каждый ребенок с момента рождения имеет право на заботу и воспитание. Данное право, в первую очередь, должно обеспечиваться родителями. Родители несут одинаковые права и обязанности в отношении детей [2].

  1. Сглаживание социального неравенства благодаря процессу перераспределения доходов между разными социальными слоями через:
  • разрабатываемые социальные программы,
  • налогообложение,
  • государственный бюджет.
  1. Поощрение благотворительной деятельности.

В наше время общество особо нуждается в помощи со стороны государства, что дает основу для благотворительных организаций приступать к своей деятельности еще более эффективно.

Благотворительные организации совместно с государством выполняют основные функции, которые способствуют реализации политики в социальной сфере.

  1. Финансирование и поддержка научных исследований и культурных программ. Данное направление социального государства является особо важным, т.к. стимулирует развитие не только потенциала конкретной личности, но и различных сфер самого общества и государства.
  2. Борьба с безработицей.

Действующей Конституцией РФ статьей 37 предусматриваются положения относительно категорий труда, права на отдых граждан.

  1. Всякий труд является свободным, т.е. каждый человек самостоятельно может выбирать, чем ему заниматься, какую выбрать процессию и род деятельности.
  2. Каждый человек имеет право работать в таких условиях, которые будут отвечать основным правилам гигиены и безопасности. За труд человеку полагается вознаграждение без любого вида дискриминации. Размер оплаты труда должен быть не ниже того, который устанавливается федеральным законом. Человек имеет право на защиту от безработицы.
  3. Запрещается принудительный труд.
  4. Существует право на коллективные и индивидуальные трудовые споры, право на забастовку.
  5. Каждый человек имеет право на отдых.

Раздел 5 трудового кодекса РФ регламентирует основные положения относительно права на отдых граждан РФ [3]. Право на отдых является одним из основных прав человека.

  1. Нахождение баланса, который должен существовать между свободной рыночной экономикой и той силой воздействия на ее со стороны государства, что приведет к непосредственному развитию достойной жизни всех граждан.
  2. Социальное государство реализует различные программы:
  • экологические,
  • культурные,
  • социальные.

Социальное государство должно решать общечеловеческие проблемы не только на уровне государства, но и на мировом уровне. Поэтому социальное государство призвано обеспечивать максимально приемлемое для человека состояние окружающей среды.

Решение общечеловеческих проблем также является направлением деятельности социального государства, т.к. это проблемы затрагивают именно человека, как полноценную личность, а значит, влияют на его здоровье и достойную жизнь.

  1. Забота о сохранении мира в обществе.

Последнее направление социального государства также соприкасается с его основной задачей по обеспечению достойной жизни человека.

Можно сказать, что основные направления деятельности социального государства призваны регулировать жизнь всего общества, делать ее максимально комфортной и защищенной [21].

2. Понятие социалистического государства и его отличия от социального

2.1 Понятие и признакм и социалистического государства

У классиков марксизма нет утверждений о том, что социализм можно рассматривать как особую общественно-экономическую формацию. Они понимали социализм как некую фазу, определенный этап. Но социализм как реальность в то время еще не был известен. Поэтому возможно, что активные процессы, происходившие позднее в сообществе людей, делают возможность по-новому оценить формационные закономерности. И то, что представляли из себя социалистические страны в ХХ веке, в какой-то мере позволяет характеризовать их устройство как имеющее специфические формационные отличия.

Во-первых, собственность на средства производства при социализме отличалась в значительной мере огосударствлением. Государство выступало коллективным собственником, а кроме того, существовала собственность кооперированного крестьянства (данная тем же государством на постоянное пользование). Коммунизм же – безгосударственное общество с общественным самоуправлением, и в этом обществе средствами производства будут владеть и распоряжаться трудовые коллективы. Разумеется, в том и другом случае речь идет об общественной собственности, о ее формах. Но ведь рабство, феодализм и капитализм тоже отличаются формами частной собственности, но тем не менее мы признаем именно формационное различие этих обществ.

На формах и типах собственности базируются производственные отношения: на общественной – сотрудничество, на частной – эксплуатация. Но формы частной собственности обусловливают различные в формационном отношении формы эксплуатации, но так же формы общественной собственности при социализме и коммунизме обусловливают различные в формационном отношении формы сотрудничества [18].

Эксплуататорские формации отличаются друг от друга степенью развития производительных сил, уровнем производительности труда, но по этим же показателям существенно отличаются социализм и коммунизм.

При социализме существуют товарное хозяйство, деньги, зарплата – всего этого при коммунизме не будет. И распределение по труду (этот буржуазный принцип, сохраняющийся при социализме) заменяется при коммунизме принципом распределения по потребностям.

Социализм – государственно организованное общество, при коммунизме же государства не будет (оно «заснет», по выражению Ф. Энгельса).

При социализме есть общественные классы, пусть даже отличающиеся от классов эксплуататорского общества, а коммунизм – бесклассовое общество.

Таким образом, по базовым, принципиальным вопросам социализм и коммунизм имеют такие различия, которые можно считать формационными [18].

Все это требует обстоятельного, фундаментального анализа с учетом изменяющихся представлений о социализме и о коммунизме, но, вероятно, не лишним будет поразмышлять о различии этих двух обществ и в формационном ключе.

Рассматривая социализм как самостоятельное общество, обычно называют следующие его признаки:

  • общественная (государственная и кооперативная) собственность на основные средства производства (тяжелая промышленность, электроэнергетика, нефть, газ, оборонная и авиационная промышленность, космос, транспортные системы, земля, леса, реки и т. п.), на основные торговые сети, на телевидение и радио;
  • частная и личная собственность в сферах легкой промышленности, мелкотоварного производства и соответствующей торговли, в области сервиса и обслуживания;
  • всеобщее право и обязанность трудиться. Общество трудящихся. Господство трудовой морали. Тунеядцы, спекулянты – вне закона, нетрудовые доходы – преступление;
  • оплата по количеству и качеству труда;
  • производственные отношения сотрудничества;
  • равенство (в смысле равенства основных прав, а не одинаковости);
  • планомерность функционирования и развития общества, но не тотальная, а по узловым вопросам. Социализм – научно управляемое общество;
  • государственное руководство со стороны коммунистически ориентированной партии при относительной самостоятельности и самоуправлении трудовых коллективов;
  • гарантированные государством классические свободы;
  • защищенность личности государственными законами и структурами во всех сферах жизни, развернутые социальные программы, активная социальная политика; социальная справедливость;
  • абсолютное народовластие, демократия во всех ее проявлениях;
  • равноправие наций, сотрудничество и дружба народов, интернационализм;
  • бесплатность всех форм образования и медицинского обслуживания;
  • полная доступность для каждого к культуре и духовно-культурному творчеству;
  • приоритет общего над частным (в том числе в функционировании и взаимоотношениях регионов, республик);
  • коллективизм; гармония общественных и личных интересов при ведущей роли общественных;
  • гуманизм, направленность на всестороннее и гармоничное развитие личности;
  • уверенность человека в своем будущем;
  • торжество прогрессивной, гуманистической идеологии (коммунистической) [18].

Разумеется, не все эти признаки, свойства социализма были в достаточной степени развиты в СССР и других социалистических странах, но это было обусловлено неразвитостью экономических и иных предпосылок к началу ХХ века, активным враждебным окружением со стороны капиталистических стран и тем, что социализм прошлого века – первоначальный, без прошлого опыта, становящийся на ноги во многом путем проб и ошибок. У строителей социализма не было готового, разработанного и цельного плана построения, не было полной теории социализма. К.Маркс и Ф.Энгельс не дали подробного и конкретного описания того, что такое социализм, они ограничились методологическим подходом к данному вопросу, очертив базовые характеристики социалистического общества.

Капитализму почти 500 лет. Если бы такой срок просуществовало социалистическое общество, то, несомненно, о недостатках социалистического устройства нечего и некому было бы говорить.

Применяемое ранее понятие «реальный социализм» не следует понимать как построенный социализм, готовый во всех своих признаках. Реальный – значит такой, какой есть на данный момент, какой сложился в СССР.

Более того, в теоретическом наследии Маркса и Энгельса нет нигде отождествления первой фазы коммунистической общественной формации с социализмом. Построенный социализм, вероятно, выглядит как самостоятельная формация. В дискуссии о сущности социализма, развернувшейся на станицах «Экономической и философской газеты», Ф.Н. Кловцог в статье «Социализм как отдельная экономическая формация» выступил с соответствующим положением: «Если у социализма есть собственные специфические производительные силы и качественно отличные от других формаций производственные отношения, то это – отдельная формация» [12]. Эту мысль он высказал 25 марта 2011 года на теоретическом семинаре «Марксовские чтения» по теме «Социализм. Сущностные черты и основные противоречия». При этом он подчеркнул, что для полного решения вопроса о формационной самостоятельности социализма надо более обстоятельно разобраться с соотношением социализма и коммунизма.

Понятие «социалистическая формация» применяет В.П. Петров [17]. Есть, разумеется, и противники понимания социализма как отдельной общественно-экономической формации, и их абсолютное большинство.

Интересные и справедливые мысли излагал В.В. Мантатов в статье «Возвращение к Ленину: переосмысление истины социализма», выдвигая понятие «ноосферный социализм». Это социалистическое общество на высокой стадии развития, когда достигается конвергенция идей ноосферы и социализма. «Грядущее социалистическое общество, – пишет В.В. Мантатов, – есть воплощение высших достижений науки и культуры. Это социально-справедливое и духовно-креативное общество, двигателем которого является научно-технический прогресс. Для обозначения этого нового типа общественного устройства мы вводим концепт «ноосферный социализм» [15].

Социализм – «не историческая ошибка и не впустую затраченное время при социализме впервые созданы предпосылки для перехода к более высокой, более справедливой, более гуманной ступени развития общечеловеческой цивилизации» [15]. «Социализм, – писал В.С. Нерсесянц, – это самое существенное в истории России. Тот звездный случай, когда национальная история напрямую делает дело всемирной истории. По ошибке, по обману такие дела не делаются. Именно в России проделана вся черновая работа всемирной истории, связанная с реализацией и практической проверкой общечеловеческой коммунистической идеи» [16].

В странах первого мира приняты законы: о минимальной заработной плате, регулярно индексируемой; о защите прав мелких вкладчиков; о банкротстве мелких и средних предпринимателей, защищающий их права; антимонопольные законы; законы, отстаивающие права потребителей и т.п. Для материального обеспечения социальных законов введены прогрессивные налоги на доходы, недвижимость, наследование, предметы роскоши и т.п. Максимальный прогрессивный налог на доходы колеблется от 35 % в США до 60 % в странах Европы. Максимальный прогрессивный налог на наследование на капитал в миллиард долларов и более в США достигает 90%.

Страны первого мира гарантируют большинству своих граждан достойные условия существования, относительно равные возможности самореализации в обществе, социальную защиту, участие в управлении производством и т.п. От 60 до 85% населения имеет достойный средний медиальный уровень жизни. Эти страны, по представлениям К. Маркса, являются социалистическими.

Обобщая вышесказанное можно выделить несколько типов социализма:

  1. Грубый тоталитарный социализм (СССР до 1950-х гг., Китай до 1970-х гг., Северная Корея и т.д.).
  2. Уравнительный, авторитарный социализм (СССР с конца 1950-х до 1990 г., страны восточной Европы после Второй мировой войны, Куба и т.д.).
  3. Рыночный социализм переходный от уравнительного социализма к радикально-демократическому социализму (Китай, Вьетнам, Монголия).
  4. Западный либерально-демократический социализм (США, Канада, страны Западной Европы и т.п.).
  5. Восточный радикально-демократический социализм (Япония, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия). В будущем, весьма вероятно, можно будет говорить о теократическом социализме исламского типа.

Исходя из представлений К. Маркса о социализме и современных реалий, можно сделать определенные выводы.

Социализм есть самостоятельный длительный этап, связанный с переходом от формационного развития к цивилизационному, от предыстории к действительной истории [12].

Социализм не имеет универсальной модели. Его характер – тоталитарный, авторитарный, переходный рыночный и т.д. –– зависит от стадии развития конкретного государства (традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество).

Существуют национальные разновидности социализма как в восточной, так и в западной цивилизации.

Основное противоречие социализма – это противоречие между потребностями и производительными силами. Главное противоречие зависит от типа социализма.

Центральный вопрос модернизации – это развитие экономики.

При строительстве социализма необходим учет конкретных социально-экономических особенностей страны.

Частная собственность – неотъемлемый элемент социализма.

Рыночные отношения закономерны.

Использование форм и методов управления экономикой Запада (акции, биржи и т.д.) – это чисто технические средства.

В политической системе нельзя ограничиваться моделями Запада, к социалистическим странам относятся не только постиндустриальные страны Запада, но и страны Востока (Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).

2.2. Переход от социалистического государства к социальному в России

Современное социальное государство претерпевает целый ряд серьезных изменений. Социальная функция (социальное государство) - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членам государства к общественным благам, с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. Она представляет собой определенную, исторически конкретную систему акций, способов и средств их реализации, интегрирующих различные социальные группы в единое государственно-организованное общество. С момента достижения обществом индустриального уровня развития социальная функция государства получает свое наиболее полное выражение. Тем самым любое государство (а не только правовое) на индустриальной стадии развития общества становится социальным, т.е. оно вынуждено целенаправленно обеспечивать определенный уровень достойной жизни своим гражданам [10]. Этот процесс происходит в любом (независимо от типа государства) современном социальном государстве [19]. Таким образом, социальным может быть как демократическое правовое государство, так и тоталитарное. Ярким примером социального государства при наличии тоталитарного государственно-политического режима является СССР. Государство может быть неправовым, но в то же время социальным. И это уточнение совершенно необходимо сделать, чтобы внести ясность: в истории имели место не только социально-правовые государства, но и социально-тоталитарные государства.

Статья 7 Конституции РФ говорит о том, что современная Россия является социальным государством. И это не декларация, не заявка на перспективу - это действительно так: сегодня Россия - государство социальное. То есть наше государственно-организованное общество готово защитить своих граждан от всевозможных рисков: от рисков утраты работы и заработка, старости, заболевания, утраты кормильца и т.д [1].

Конституционные характеристики Российского государства многие авторы совершенно справедливо характеризуют как системные категории. Так, например, авторы пишут о «социально-правовом государстве», которое «возникает в середине XX в. в результате длительного, более полувекового процесса перерастания правового государства не просто в социальное, а именно в социально-правовое государство... Научная ценность данного термина и соответствующего понятия стала особенно очевидной в наши дни, ибо в современном мире давно нет ни правового в чистом виде, ни социального, а есть социальное правовое государство, все чаще именуемое в юридической литературе как социально-правовое» [10]. При этом термин «социально-правовое государство» эти авторы связывают со «смысловой конструкцией, предложенной Г. Геллером еще в 1930 г.» [11].

Представляется, что такой научный подход должен быть использован для анализа социальной ценности основных документов субъектов федеративного Российского государства - конституций и уставов российских регионов. Выявление социальной значимости этих документов, содержащих конституционные нормы, имеющие высшую юридическую силу в системе региональных нормативных правовых актов, и, главное, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций по усилению соответствующей социальной функции, предполагает их исследование в контексте анализа учений о современном конституционализме, федерализме, социальной политике современного правового государства. Так, «система социального управления, сердцевиной которого является государственное управление, представляет собой широкий спектр экономических, политических, социальных, культурных, идеологических и иных отношений. Особенно эти аспекты актуальны для федеративного государства, тем более для такого уникального по своей структуре, как Российская Федерация» [14].

Россия также контекстна времени, как и любое современное государство. А государственно-организованное общество сегодня меняет парадигму социального государства. Это крайне важно, т.к. речь идет об изменении сущности социального государства. Оно отказалось (или отказывается) от прямого патернализма в виде долгосрочных пособий по безработице и предложило ему в замену помощь в активизации трудоспособного населения в виде программ по профессиональной переподготовке безработных в случае возникновения устойчивых проблем по трудоустройству по первоначально приобретенной специальности.

Современную Россию можно отнести, если следовать классификации Ш. Лейбфрида, к модели Бисмарка (институциональной), когда а) право на социальное защиту обеспечивается публично-властными структурами, б) социальная функция активно действует на этапе становления личности и на этапе пожилого возраста. Но учитывая этнокультурные традиции большинства российских народов, по некоторым позициям Россию можно отнести к Восточному типу культуры. Да, государство, его механизм, у нас организованы по Западному типу, но ментальность, некоторые традиции (уважение к старшим, длительная помощь детям, уход за престарелыми родителями как моральная и юридическая обязанность) приближают нашу культуру к Восточному типу. Возможно, этот аспект позволит реализоваться в России социальному государству Восточного типа (Япония, Южная Корея и т.п.). Правда, здесь следует активизировать и легализовать корпоративную составляющую социальной функции государственно-организованного общества по типу Восточного социального государства, на первых этапах сделав ее контролируемой государственными органами. Разумеется, это вопрос времени. Но в контексте демографического детерминанта модификации социального государства такой вариант развития позволил бы менее болезненно провести приватизацию отдельных элементов социальной функции государства и оптимизировать экономику России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по результатам проведенного исследования следует сделать следующие выводы.

Под социальным государством понимается правовое демократическое государство, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь и здоровье.

Конституционно-правовая характеристика социального государства предполагает ряд постулатов, среди которых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство, социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальная справедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) «управленцев», развития технологичности государственного аппарата.

Одной из основных функций социального государства является функция социального обеспечения [1]. Социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе, правовых нормах.

В Советской России не было рыночных отношений, но сохранялись основные национальные духовно-нравственные ценности. Благодаря соединению их с идеей коммунизма за счет неслыханного энтузиазма народа», Россия одержала победу в Великой Отечественной войне, а к концу 1950-х гг., став индустриальной державой, достигла военно-стратегического паритета с США, первенствовала в освоении космоса, в стране была создана лучшая в мире система социальной защиты трудящихся и т.д.

Обобщая тенденции мирового социально-политического процесса в начале второй половины XX века, русско-американский социолог Питирим Сорокин предложил в качестве стратегии развития отношений между США и СССР, между капитализмом и социализмом теорию конвергенции. В соответствии с данной теорией развитые страны Запада будут заимствовать из опыта СССР систему социальной защиты трудящихся. А социалистические страны будут внедрять рынок, частную собственность и конкуренцию.

Представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

Для воплощения в жизнь социального государства необходимо нормативное выражение данной теоретической конструкции посредством формирования современной модели конституционно-правовых основ социального государства, поскольку категория «социальное государство» получила нормативное закрепление и дальнейшее развитие именно в Конституции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: c учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ] // Рос. газ. - 2014. – 07 февраля.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета от 27 января 1996 г. №17.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1. Ст.3.
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40.
  5. Федеральный закон от 27.08.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004
  6. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.10.1997, № 43, ст. 4904, «Российская газета», № 210, 29.10.1997.
  7. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (последняя редакция) // «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, № 21, ст. 1930,
  8. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.10.1997, № 43, ст. 4904
  9. Амонов Б. А. Корни модернизации общества // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 311-312.
  10. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2011. N 4. С. 7.
  11. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М., 2012.
  12. Кловцог, Ф.Н. Социализм как отдельная экономическая формация / Ф.Н. Кловцог // Экономическая и философская газета. – 2011. – № 15-16. – С. 7.
  13. Кочетков В.В. Власть или право: проблема правового государства в российском конституционализме начала ХХ века // Актуальные проблемы российского права. 2015. №1 С.9-17.
  14. Макуев Р.Х. Проблемы модернизации системы социального управления Российской Федерации // Государство и право. 2013. N 1. С. 6.
  15. Мантатов, В.В. Возвращение к Ленину: переосмысление истины социализма / В.В. Мантатов // Экономическая и философская газета. – 2011. – № 16-17. – С. 11.
  16. Нерсесянц, В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о социализме / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2001. – С. 44.
  17. Петров, В.П. Формация + цивилизация: познай свое будущее / В.П. Петров // Экономическая и философская газета. – 2010. – № 44. – С. 5.
  18. Постников, А.Н. Социализм как общественно-экономическая формация / А.Н. Постников // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 6. – С. 49.
  19. Родионова О.В. Проблемы развития теории и практики современного социального государства // Lex russica. 2015. N 1. С. 28 - 40.
  20. Социальные права человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nado5.ru/e-book/sotsialnye-prava-cheloveka-pravo-na-zhile-zdorove-pod-ohranoj-zakona
  21. Шарков, Ф. И. Основы социального государства [Электронный ресурс]: учебник / Ф. И. Шарков. – Электрон. дан. – Москва: Дашков и Ко, 2015. – 304 с.