Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПРИМЕНЕНИЕМ ИГР ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЫ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность . До поступления в школу видом деятельности них была . С началом в школе смену приходит деятельность. Но же игра утрачивает своей , она становится только средством, и одной форм обучения школьников, способствует учебной деятельности, познавательную деятельность начальных классов.

из наиболее способов активизации учащихся, пробуждения интереса к предмету является игра. В играх учащийся , оценивает, сопоставляет, предметы по , анализирует, делает . Тем самым интерес ребенка уроку, усиливается к обучению. игра - ценное воспитания умственной учащихся, вызывающее них активный к процессу знаний.

Она сделать каждый процесс интересным. для хорошего каждого ребенка на первых годах обучения их интерес учебе, развить , активизировать их . Использование игры начальной школе связано с ряда вопросов: занимательности на ; целесообразность ее ; функции занимательности; проведения; систематизация , которые требуют .

Актуальность игры настоящее время из-за современного школьника . Во всем , и в , неизмеримо расширяется -информационная среда. , видео, радио, сети в время обрушивают учащихся огромный информации. Одной форм обучения, подобные умения, дидактическая игра, практическому использованию , полученных на и во время.

Начальная закладывает ос­новы развития детей. учебники, пособия учителей позволяют должной подготовке урок так, развивать у мышление, внимание, , речь. Задача - сделать серьез­ные для ребенка ­, что позволит до миниму­ма и напряжение ­, в течение урока поддержи­вать внимание. Игра является развлекатель­ным - это обычное ­, облеченное в форму. Содержание служит вы­полнению задачи. Важной игре является воспитательная сторона. требует от сообразительности, внимания, выдержке, взаимоподдержке, ­ умение быстро ­, находить правильное ­, развивает и интерес к . Большой интерес младших школьников игры в обучения. Это , заставляющие думать, возможность ученику и развить способности, включающие в соревнования другими учащимися.

младших школьников таких играх их самоутверждению, настойчивость, стремление успеху и мотивационные качества. таких играх мышление, включая по планированию, , взвешиванию шансов успех, выбору .

Вопрос о и сущности волновал и сих пор привлекать внимание исследователей, таких : Гальперин П.., В.Л., Запорожец А.., Эльконин Д..

Разные подходы детской игре во многих . Среди этих можно выделить природы сущности игры, как общения (Лисина .И.), либо формы деятельности, том числе деятельности взрослых ( Д.Б.), как проявление условие умственного (Пиаже Ж.).

на то, игровая деятельность ведущей в возрасте, значимость не снижается у детей школьного возраста.

исследования - процесс младших школьников.

исследованиядидактическая как метод в начальных .

Цель исследования - учебной игровой как средство познавательной активности .

В связи этим в были поставлены задачи:

1. Рассмотреть и специфику игры;

2. Рассмотреть классификацию игр;

3. Проанализировать познавательной деятельности дидактическую игру;

4. эффективность учебного младших школьников;

5. дидактические игры, на уроках начальной школе;

6. диагностику эффективности процесса младших и выявить с развитием активности (констатирующий )

Гипотеза исследования: использование дидактических на уроках начальной школе эффективность развития активности школьника.

основой исследования основные положения игровой деятельности, классиками русской советской педагогики .Д. Ушинским, .К. Крупской, .С. Макаренко, .С. Выготским, .Н. Леонтьевым также положения педагогики, сформулированные трудах А.. Усовой, Е.. Радиной, Ф.. Блехер, Б.. Хачпуридзе, И.. Подласого, З.. Богуславской, Л.. Венгером, А.. Сорокиной.

При курсовой работы такие источники: статья И.. Кулагиной «Развитие способностей школьников способ активизации учения», в раскрываются основные сформированности познавательных школь- ников, способы развития способностей учащихся уроке, анализируются познавательной деятельности учебно-познавательном . Также книга .В. Карповой « игры в период обучения», которой автор наиболее часто и хорошо себя дидактические и игровые , которые могут родителями при детей элементарным представлениям, грамоте т.д. книги полезен начальных классов.

использованы следующие : теоретический анализ литературы, школьной по исследуемой ; анализ работы на уроке; , беседа, тестирование; и формирующий , статистическая обработка .

Теоретическая значимость определяется, что работы позволят представления об дидактической игры начальной школе, формировании и познавательной активности .

Практическая значимость состоит в , что обобщается исследовательских работ, проблемы и нововведения в условиях

База : 3 «А» класс «Панфиловская» СШ.

работы состоит содержания, введения, глав, заключения списка использованных и приложений.

1. ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие и дидактической   игры

приходом ребёнка школу изменяется социальная позиция, деятельность из превращается в и основным деятельности ребёнка стать учение. в   начальной  необходимо заложить учащихся основы деятельности. Однако процесс осложняется особенностями младшего : слабой переключаемостью , его неустойчивостью, памяти и [12, с.33].

Для этого и учении должны использоваться игровые активности детей - деятельность младшего должна быть игровыми моментами. протекает как деятельность и целенаправленная. каждой игре значимая для цель. Цели являются постоянными [5, .19].

Н.К. указывала, что мере развития меняется характер , которые он себе в : от подражательных постепенно переходят обдуманным, мотивированным . В процесс как и другие виды , вовлекается вся ребенка: его познавательные процессы, , чувства, и , потребности и : в игре активно действует, , использует свои .

Игра - это и самостоятельная , возникающая по инициативе ребенка, активным творческим высокой эмоциональной . По мере личности ребенка развитие игры [15, .22].

Игра - наиболее для детей деятельности, способ полученных из мира впечатлений. игре ярко особенности мышления воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в . В игре привлечь внимание к таким , которые в неигровых условиях не интересуют на которых внимание не [12, с.39].

В основной формой становится урок.  уроке при помощи приёмов и учитель может учащихся к деятельности. Для этого дидактические   игры, являются учебным , используемым в средства игры. игра с обучающей задачей, в игровую, форму, привлекла себе внимание зарубежных и педагогов еще заре зарождения и практики и воспитания дошкольного и школьного возраста [22, .58].

Почти все , созданные для и воспитания, наличие дидактического , так как рассчитаны на и на обучение детей. в построении игр является то, дидактическим материалом в служат предметы ребенка действительности, ему знакомы, , будят мысль , активизируют его деятельность. Те знания навыки, которые получает в играх, могут легко перенесены быт, жизнь, использованы в обстановке.

Педагоги в игре физического и развития ребенка, фактор, способствующий и упражнению детских способностей. считали, что оказывает благотворное в первую на развитие чувств: зрения, чувства, слуха, . В игре внешние чувства , следовательно, игра на них . В игре развитие такие процессы, как , мышление, воображение. высшие чувства в играх почву для развития. [5, с.19].

рассматривалась как обогащения знаний , расширения их , уточнения понятий, .е. расширяя игры, ребенок и сферу мышления, в он открывает свойства вещей явлений и о них точные понятия. игре ребенок трудности математического , переносит имеющиеся в новую него обстановку, оперировать имеющимися в изменившейся , где трудно время активизировать школьников на работе, вызвать активную деятельность, усилие, настойчивость достижении цели.  игра будит детское , создает приподнятое , так как доступна и ребенку. Положительные , возникающие во игры, активизируют деятельность, обеспечивают решение , которые связаны развитием произвольного , памяти, ассоциативной и формированием способности , сопоставлять, делать и обобщения. свидетельствует о роли   дидактических   игр [12, .41].

Дидактические игры  индивидуализировать работу занятиях и уроке, давать задания, каждому ребенку, учетом его и психофизических и максимально способности каждого . В играх, коллективных, формируются качества личности . Они учатся интересы своих , сдерживать свои , у них чувство ответственности, воля и [24, с.9].

Дидактические   можно широко использовать средство обучения, и развития. обучающие воздействие дидактическому материалу, действиям, которые бы автоматически учебный процесс, активность детей определённое русло.

игру следует отличать игры вообще и формы занятий, это деление . Игровая форма создается на   при помощи игровых и ситуаций, выступают как побуждения, стимулирования к математической . Реализация игровых и ситуаций урочной форме происходит по основным направлениям: цель ставится перед в форме игровой ; учебная деятельность    подчиняется правилам ; учебный материал в качестве игры; в учебную  вводится элемент , который переводит  задачу в ; успешность выполнения задания связывается с результатом. Наблюдения , что игровые , использующие программный , и особенности школьников младших классов  у них  умственной деятельности, возникновению внутренних учения [24, с.27].

форму занятий использовать на этапах урока. большое значение дидактическим   играм при . Рекомендуют дидактические   тесно увязывать с жизненными задачами делами детей. игры рекомендуется самим детям руководством учителя пользоваться ими на   уроках, так в свободное учебных занятий [15, с.74].

Ряд игр, особенно на пространственных представлений форме, величине, предметов, рекомендуется с уроков   на   уроки ритмики, , во внеклассные и часы детей. [15, с.34].

отборе игр во внимание цели обучения, особенностей развития младшего школьного , а также , испытывающих трудности обучении математике, возможности и качества личности , которые индифферентно к учению и к  в особенности. в игре желание играть детей необходимо и направлять целях решения учебных и задач. Игнорирование потребностей в -воспитательной работе бы игнорирование развития ребенка [15, .85].

Таким образом, в урок   игры, которая удовлетворяет , вытекающим из обучения и , и носит характер, сближает деятельность ребенка привычной и менее заметным ребенка переход серьёзной учебной . Дидактическая игра  возможность решать педагогические задачи игровой форме, доступной и для детей.  игры позволяют установить между воспитанием в школе в семье, преобладающее место его деятельности игра, и и обучением в школе. того, правила воспитывают умение управлять поведением, подчиняться коллектива [28, с.52].

, как руководитель , направляет её нужное дидактическое , при необходимости её ход приёмами, поддерживает к игре, отстающих. Основой игры, которая собой её элементы, является содержание.  Познавательное содержание в усвоении знаний и , которые применяются решении учебной , поставленной игрой. дидактической   игры в мере включает себя оборудование . Это наличие средств обучения, , и диафильмов. так же различные средства : таблицы, модели, также дидактические  материалы, флажки, награждаются команды- [27, с.93].

Дидактическая имеет определенный результат, является финалом , придаёт игре . Он выступает, всего, в решения поставленной задачи и школьникам моральное умственное удовлетворение. учителя результат всегда является уровня достижений или в усвоении , или их . Все структурные дидактической   игры взаимосвязаны собой, и основных из разрушает игру [22, .37].

Без особого и игровых , без организующих правил дидактическая   игра  невозможна, или свою специфическую , превращается в указаний, упражнений. при подготовке уроку, содержащему игру, необходимо составить характеристику хода (сценарий), указать рамки игры, уровень знаний возрастные особенности , реализовать межпредметные . Сочетание всех игры и взаимодействие повышают игры, её , приводят к результату [21, с.28].

дидактических   игр заключается том, что процессе игры в значительной самостоятельно приобретают знания, активно друг другу этом. [14, с.85].

использовании дидактических  очень важно за сохранением школьников к . При отсутствии или угасании ни в случае не принудительно навязывать детям, так как по обязанности теряет дидактическое, развивающее значение; этом случае игровой деятельности самое ценное - эмоциональное начало. потере интереса игре учителю своевременно принять , ведущие к обстановки. Этому служить эмоциональная , приветливое отношение, отстающих. При интереса дети с большой , что благотворно и на ими знаний.

важно проводить выразительно. Если разговаривает с сухо, равнодушно, , то дети к занятиям , начинают отвлекаться. таких случаях трудно поддерживать интерес, сохранять слушать, смотреть, в игре. это и не удается, тогда дети получают от никакой пользы, вызывает у только утомление. отрицательное отношение занятиям [8, с.31].

сам должен определенной степени в игру, руководство и его будут естественными. Умение в игру - один из педагогического мастерства. игра, доставившая удовлетворение, оказывает влияние и проведение, а игр. При дидактических   игр и обучение сочетать так, они не , а, наоборот друг другу. и способы, эмоциональное отношение к игре, рассматривать не самоцель, а путь, ведущий выполнению дидактических [5, с.22].

Математическая содержания игры должна отчетливо на первый . Только тогда будет выполнять роль в развитии детей воспитании интереса к математике.

игры в младших часто бывают связаны определенными сюжетами. эти весьма , рассчитаны на воображение. Иногда подсказываются названием : "Борьба за , "Таблицу знаю" др. В игр сюжет с путешествиями: " в космос" др. Сюжеты поиска, романтики в этих питают воображение школьников. Во играх взят соревнования между ребят. Соревнования эмоциональный характер . При этом иметь в , что лучше, соревнование проводится на личное , а на команды учащихся, в одном парт, чтобы не только стремились хорошо задание, но побуждали к своих товарищей, им. Мотив может быть по-разному, частности в игр: "Кто , кто вернее", "", "Телефон" и

Целесообразность использования игр на различных урока различна. Так, , при усвоении знаний возможности игр значительно уступают традиционным формам . Поэтому игровые занятий чаще игр проверке обучения, выработке , формировании умений. процессе игры, уже говорилось, учащихся вырабатывается , организованность, положительное к учебе. [3, .23].

Определение места игры в структуре и сочетание элементов и учения многом зависят правильного понимания функций дидактических    и их . В первую коллективные игры классе следует по дидактическим  урока. Это всего игры , контролирующие, обобщающие. [8, .63].

Обучающей будет , если учащиеся, в ней, новые знания, и навыки вынуждены приобрести в процессе к игре. результат усвоения будет тем , чем четче выражен мотив деятельности не только игре, но в самом математического материала. [4, .29].

Контролирующей будет , дидактическая цель состоит в , закреплении, проверке полученных знаний. участия в каждому ученику определенная математическая .

Обобщающие игры интеграции знаний. способствуют установлению связей, направлены приобретение умений в различных ситуациях.

Исходя особенностей предмета , следует различать -состязания и -олимпиады. В случае победа в основном счет скорости вычислений, преобразований, теорем, но ущерба качеству задания, во - победа обеспечивается образом за качества решений повышенной трудности сложных теорем. полезны для автоматизма действий, - для воспитания отношения к . В конечном , в игровых занятия реализуются совместного сотрудничества, , самоуправления, воспитания коллектив, приобщения к научно - творчеству, воспитания каждого за и дисциплину классе, а - обучение математике.

1.2. дидактических игр

игры различаются по содержанию, познавательной детей, игровым и правилам, и взаимоотношениям , по роли [15, с.34].

В сборниках указано 500 дидактических игр, чёткая классификация  по видам . Часто игры с содержанием и воспитания. такой классификации, которой является обучения и можно представить типы игр: по сенсорному ; словесные игры; по ознакомлению природой; по математических представлений. [2, .19].

Иногда игры с материалом: с дидактическими игрушками; - печатные игры; игры; псевдосюжетные .

По характеру деятельности дидактические можно отнести следующим группам: , требующие от исполнительной деятельности. помощью этих дети выполняют по образцу; , требующие воспроизведения . Они направлены формирование вычислительных и навыков ; игры, с которых дети примеры и в другие, связанные с ; игры, включающие поиска и .

Такая группировка подчеркивает их направленность обучение, познавательную детей, но раскрывает в мере основы игры — особенностей игровой детей, игровых , игровых действий правил, организацию детей, руководство . [5, с.19].

Условно выделить несколько дидактических игр, по виду учащихся: игры – ; игры – поручения; – предположения; игры – ; игры - беседы (-диалоги).

Игры - имеют сходство сказкой, её , чудесами. Игра - отражает реальные или события, обычное раскрывает необычное, простое - загадочное, трудное - преодолимое, необходимое - интересное. Всё происходит в , в игровых , становится близким , радует его. [3, .44].

Роль педагога такой игре , требует знаний, ответить на детей, играя ними, вести обучения незаметно.

- путешествие - игра , мысли, чувств , форма удовлетворения потребностей в [6, с.53].

В - путешествии используются способы раскрытия содержания в с игровой : постановка задач, способов ее , иногда разработка путешествия, поэтапное задач, радость ее решения, отдых. В игры-путешествия входит песня, , подарки и другое [4, с.27].

- поручения имеют же структурные , что и -путешествия, но содержанию они и по короче. В их лежат с предметами, , словесные поручения. задача и действия в основаны на что-то : “Проверь домашнее у Незнайки”.

- предположения “Что бы..?” или “ бы я ...”, “Кем бы быть и ?”, “Кого бы в друзья?” др. Иногда такой игры послужить картинка. [5, .22].

 Дидактическое содержание заключается в том, перед детьми задача и ситуация, требующая последующего действия. задача заложена самом названии “ было бы..?” “Что бы сделал...”. Игровые определяются задачей требуют от целесообразного предполагаемого в соответствии поставленными условиями созданными обстоятельствами.

игры требуют соотнести знания обстоятельствами, установления связей. В содержится и элемент: “Кто сообразит?”. [11, с.37].

- загадки. Возникновение уходит в прошлое. Загадки самим народом, в обряды, , включались в . Они использовались проверки знаний, . В этом заключается очевидная направленность и загадок как развлечения.

В время загадки, и отгадывание, как вид игры. [10, с.19].

признаком загадки замысловатое описание, нужно расшифровать ( и доказать). это лаконично нередко оформляется виде вопроса заканчивается им. особенностью загадок логическая задача. построения логических различны, но они активизируют деятельность ребенка. нравятся игры-. Необходимость сравнивать, , думать, догадываться - радость умственного . Разгадывание загадок способность к , обобщению, формирует рассуждать, делать , умозаключения.

Игры - (диалоги). В игры - беседы общение педагога детьми, детей педагогом и друг с . Это общение особый характер обучения и деятельности детей. игре - беседе часто идёт от себя, от близкого персонажа и самым не сохраняет игровое , но и радость его, повторить игру. игра - беседа в себе усиления приемов обучения.

Ценность - беседы заключается том, что предъявляет требования активизации эмоционально- процессов: единства , действия, мысли воображения детей.  - беседа воспитывает слушать и вопросы учителя, и ответы , умение сосредоточивать на содержании , дополнять сказанное, суждение. Все характеризует активный решения поставленной  задачи. Немалое имеет умение в беседе, характеризует уровень . [4, с.27].

Перечисленными игр не исчерпывается, , весь спектр игровых методик. на практике обучении и -развивающей работе детьми младшего возраста наиболее используются указанные , либо в “” виде, либо сочетании с видами игр : , сюжетно-ролевыми др. [5, с.66].

уроках в   школе в чаще используются следующие дидактических   игр: , так как направлены на личности учащегося; , так как привлекают учащихся , что при работе чаще «ситуация успеха», необходима детям школьного возраста; , так как помогут учащимся себя, а - диагностировать уровень учащихся, уровень развития; подвижные, как учащиеся классов в степени подвержены утомляемости и необходима «разрядка»; , так как способствуют развитию , памяти, гибкости , самостоятельности, усидчивости, в достижении и т..; «скоростные», так способствуют доведению до автоматизма;  -загадки , так разгадывание загадок способность к , обобщению, формирует рассуждать, делать .

1.3. Активизация познавательной через дидактическую

Активизация познавательной посредством дидактической игры через избирательную личности ребёнка предметы и окружающие действительность. направленность характеризуется стремлением к , к новым, полным и знаниям, т.. возникает познавательный . [12, с.41].

Систематически и развиваясь интерес становится основой отношения к , повышения уровня .  Познавательный интерес (поисковый характер). его влиянием младшего школьника  возникают вопросы, на которые сам постоянно активно ищет. этом поисковая школьника совершается с , он испытывает подъем, радость удачи. [174, с.85].

интерес положительно влияет только на и результат , но и протекание психических - мышления, воображения, , внимания, которые влиянием познавательного приобретают особую и направленность [22, .63].

 Познавательный интерес - один из для нас учения школьников. действие очень . Под влиянием учебная работа даже слабых учеников более продуктивно.

интерес при правильной организации деятельности  и систематической целенаправленной воспитательной может и должен устойчивой чертой школьника и сильное влияние его развитие [2, .12].

 Познавательный интерес перед нами как сильное обучения. Классическая прошлого утверждала - " грех учителя - скучным".

Активизация деятельности ученика без его познавательного не только , но практически невозможна. Вот в процессе необходимо систематически , развивать и познавательный интерес учащихся как важный учения, и стойкую черту , и как средство воспитывающего , повышения его [5, с.42].

 Познавательный  направлен не на процесс , но и результат его, это всегда со стремлением цели, с ее, преодолением , с волевым и усилием.  

интерес - не волевого усилия, верный его . В интерес , следовательно, и процессы, способствующие , протеканию и деятельности [4, с.55].

образом, в интересе своеобразно все важнейшие личности. Познавательный , как и черта личности мотив деятельности , развивается и в деятельности, прежде всего учении. Формирование интересов учащихся обучении может по двум каналам, с стороны само учебных предметов в себе возможность, а другой - путем организации познавательной  учащихся.

Первое, является предметом интереса для школьников - новые знания мире. Вот глубоко продуманный содержания учебного , показ богатства, в научных , являются важнейшим формирования интереса учению [9, с.36].

всего, интерес и подкрепляет учебный материал, является для новым, неизвестным, их воображение, удивляться. Удивление - стимул познания, первичный элемент. , человек как стремится заглянуть перед. Он в состоянии чего-то [8, с.55].

Но интерес к материалу не поддерживаться все только яркими , а его невозможно сводить удивляющему и воображение. Еще .Д. Ушинский о том, предмет, для чтобы стать , должен быть отчасти нов, отчасти знаком. и неожиданное в учебном выступает на уже известного знакомого. Вот для поддержания интереса важно учить  умению в видеть новое.

преподавание подводит осознанию того, у обыденных, явлений окружающего множество удивительных , о которых сможет узнать уроках. И , почему растения к свету, о свойствах снега, и том, что колесо, без сейчас не ни один механизм, является изобретением. [12, с.19].

значительные явления , ставшие обычными ребенка в своей повторяемости, и должны для него обучении неожиданно , полное смысла, иное звучание. это обязательно стимулом интереса к познанию. поэтому учителю переводить школьников  ступени его житейских, достаточно и бедных о мире - уровень научных , обобщений, понимания . [21, с.19].

Интересу познанию содействует показ новейших науки. Сейчас, чем когда , необходимо расширять программ, знакомить с основными научных поисков, . Далеко не в учебном может быть учащихся интересно. тогда выступает один, не важный источник интереса - организация и в урок игр. Что возбудить желание , нужно развивать ученика заниматься деятельностью, а это , что в процессе ее должен находить стороны, что сам процесс содержал в положительные заряды . Путь к лежит прежде через включение игр. Роль в жизни развитии ребенка и отмечали все времена педагогической науки. [24, .36].

К дидактической , как любой , предъявляются психологические : как и деятельность, игровая на уроке быть мотивирована, учащимся необходимо потребность в ; важную роль психологическая и готовность к в дидактической ; для создания настроения, взаимопонимания, учителю необходимо характер, темперамент, , организованность, состояние каждого участника ; содержание игры быть интересно значимо для участников; игра получением результатов, ценность для ; игровые действия на знания, и навыки, на занятиях, обеспечивают учащимся принимать рациональные, решения, оценивать и окружающих . [28, с.33].

Применяя как форму , учителю важно уверенным в её использования. игра выполняет функций: обучающую, (оказывает воздействие личность обучаемого, его мышление, кругозор); ориентационную ( ориентироваться в ситуации применять для решения учебной задачи); - побудительную (мотивирует стимулирует познавательную учащихся, способствует познавательного интереса). [28, .56].

Активизация познавательной посредством дидактической осуществляется через направленность личности на предметы явления окружающие . Эта направленность постоянным стремлением познанию, к , более полным глубоким знаниям, .е. возникает интерес. Систематически и развиваясь интерес становится положительного отношения учению, повышения успеваемости. Познавательный носит (поисковый ). Под его у младшего постоянно возникают , ответы на он сам и активно . При этом деятельность школьника с увлечением, испытывает эмоциональный подъем, радость от . Познавательный интерес влияет не на процесс результат деятельности, и на психических процессов - , воображения, памяти, , которые под познавательного интереса особую активность направленность. [25, с.35].

интерес - это из важнейших нас мотивов школьников. Его очень сильно. влиянием познавательного работа даже слабых учеников более продуктивно. [8, .85].

Познавательный интерес правильной педагогической деятельности учащихся систематической и воспитательной деятельности и должен устойчивой чертой школьника и сильное влияние его развитие.

интерес направлен только на познания, но на результат , а это связано со к цели, реализацией ее, трудностей, с напряжением и . Познавательный интерес - враг волевого , а верный союзник. В включены, следовательно, волевые процессы, организации, протеканию завершению деятельности. [22, .34].

Таким образом, познавательном интересе взаимодействуют все проявления личности. интерес, как всякая черта и мотив школьника, развивается формируется в , и прежде в учении. познавательных интересов в обучении происходить по основным каналам, одной стороны содержание учебных содержит в эту возможность, с другой - определенной организации деятельности учащихся.

, что является познавательного интереса школьников - это знания о . Вот почему продуманный отбор учебного материала, богатства, заключенного научных знаниях, важнейшим звеном интереса к . [21, с.24].

Прежде , интерес возбуждает подкрепляет такой материал, который для учащихся , неизвестным, поражает воображение, заставляет . Удивление - сильный познания, его элемент. Удивляясь, как бы заглянуть в . Он находится состоянии ожидания -то нового.

познавательный интерес учебному материалу может поддерживаться время только фактами, а привлекательность невозможно к удивляющему поражающему воображение. К.Д. писал о , что предмет, того чтобы интересным, должен лишь отчасти , а отчасти . Новое и всегда в материале выступает фоне уже и знакомого. почему для познавательного интереса учить школьников в знакомом новое.

Такое подводит к того, что обыденных, повторяющихся окружающего мира удивительных сторон, которых он узнать на . И то, растения тянутся свету, и свойствах талого , и о , что простое , без которого не обходится один сложный , является величайшим .

Все значительные жизни, ставшие для ребенка силу своей , могут и приобрести для в обучении новое, полное , совсем иное . И это явится стимулом ученика к . Именно поэтому необходимо переводить со ступени чисто житейских, узких и представлений о - на уровень понятий, обобщений, закономерностей. Интересу познанию содействует показ новейших науки. Сейчас, чем когда , необходимо расширять программ, знакомить с основными научных поисков, . Далеко не в учебном может быть учащихся интересно. тогда выступает один, не важный источник интереса - организация включение в дидактических игр. бы возбудить учиться, нужно потребность ученика познавательной деятельностью, это значит, в самом ее школьник находить привлекательные , что бы процесс учения в себе заряды интереса. к нему прежде всего включение дидактических . [12, с.33].

Современный в начальных характеризуется большой и требует внимания, напряжения . Очень трудно настроить ребят овладение знаниями середине и конце учебного . Поэтому необходимо мотивацию   к    у младших .

 Мотив – это школьника на отдельные учебной работы, с внутренним ученика к . Ученик, обладающий стимулом к , как показывают , получает более оценки, чем , которые учатся желания. К же заинтересованный получает от работы удовольствие. , внутренне мотивированные, более разумные стратегии, они новую информацию тем, что знают, и проверяют, как усвоили новый . Изученное остается них в надолго. [4, с.19].

игровых технологий  уроках в с другими и методами учебных занятий мотивацию на изучение , помогает вызвать эмоции, увидеть детей.

Выводы первой главе

все игры, для обучения воспитания, предполагают дидактического материала, так они рассчитаны самообучение и индивидуальное обучение . Положительным в всех игр то, что  материалом в служат предметы ребенка действительности, ему знакомы, , будят мысль , активизируют его деятельность. Те знания навыки, которые получает в играх, могут легко перенесены быт, жизнь, использованы в обстановке.

Педагоги в игре физического и развития ребенка, фактор, способствующий и упражнению детских способностей. считали, что оказывает благотворное в первую на развитие чувств: зрения, чувства, слуха, . В игре внешние чувства , следовательно, игра на них . В игре развитие такие процессы, как , мышление, воображение. высшие чувства в играх почву для развития.

Дидактические позволяют индивидуализировать работу занятиях и уроке, давать задания, каждому ребенку, учетом его и психофизических и максимально способности каждого . В играх, коллективных, формируются качества личности . Они учатся интересы своих , сдерживать свои , у них чувство ответственности, воля и .Дидактические   игры  широко использовать средство обучения, и развития. дидактических игр, применяют на учителя очень .

Познавательный   интерес – направленность личности предметы и окружающие действительность. направленность характеризуется стремлением к , к новым полным и знаниям. Систематически и развиваясь, интерес становится основой отношения к .  Познавательный   интерес  поисковый характер. его влиянием человека постоянно вопросы, ответы которые он постоянно и ищет. При поисковая деятельность совершается с увлечением, испытывает эмоциональный , радость от .  Познавательный   интерес только положительно на процесс результат деятельности, и на психических процессов - , воображения, памяти, , которые под познавательного интереса  особую активность направленность.

 Активизация деятельности ученика без его познавательного  не только , но и невозможна. Вот в процессе необходимо систематически , развивать и познавательный интерес  и как мотив учения, как стойкую личности, и мощное средство обучения, повышения качества.

 Одно эффективных средств интереса к предмету, наряду другими методами приемами, используемыми уроках, -  дидактическая   игра. занимает значительное в первые обучения детей школе в учащихся интересует сама форма , а затем и тот , без которого участвовать в . В ходе учащиеся не для себя различные упражнения, им самим сравнивать, выполнять действия, тренироваться устном счете, задачи. Игра учащихся в поиска, пробуждает к победе, , дети стремятся быстрыми, находчивыми, выполнять задания, правила игры. играх, особенно , формируются и качества ребенка. ходе игры учатся оказывать товарищам, считаться мнением и других, сдерживать желания. У развивается чувство , коллективизма, воспитывается , воля, характер. в урок и игровых моментов процесс обучения и занимательным, у детей рабочее настроение, преодоление трудностей освоении учебного . Разнообразные игровые , при помощи решается та иная умственная , усиливает интерес к предмету, познанию ими мира. Приемы , зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, -шутки, моменты способствуют активизации  деятельности. Очень дидактические   игры  в себя , задание, призыв действию, например: “ быстрее?”, “Не !", “Отвечай сразу. ”, “ вернее? ” и далее. Значительная игр дает сделать то иное обобщение, правила, которые что изучили, , повторить полученные в системе, новых связях, содействует более усвоению пройденного.

2. -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПРИМЕНЕНИЕМ ИГР ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЫ

2.1. Диагностика учебного процесса школьников (констатирующий )

В эксперименте участие 14 младших , учащихся 3 «А» МКОУ «Панфиловская» Волгоградской области.

провели диагностику классе по , русскому языку, чтению. С выявления уровня в классе провели диагностику учебного процесса. диагностики отражены таблице 2.1.

Таблица 2.1

успеваемости младших до эксперимента

.Имя учащихся

язык

Лит.

Математика

Уровень

А. Яна

3

3

3

З. Мария

4

5

4

З. Егор

3

4

4

И. Юлия

3

3

3

К. Владислав

4

5

4

М. Яков

5

5

4

П. Дмитрий

4

5

4

Р. Надежда

3

3

3

С. Никита

3

4

3

Ч. Анастасия

3

4

4

Ч. Олег

3

4

3

Г. Доминика

4

5

5

Ш. Дмитрий

3

4

3

Ю. Резеда

3

3

3

Из таблицы 2.1 , что 14% учащихся высокие показатели предметам, средние у 36% учащихся, успеваемость у 50% .

Покажем данные успеваемости младших в 3 «А» до эксперимента рисунке 2.1.

Рис.2.1. уровня успеваемости 3 «А» класса эксперимента.

Один показателей активности мотивация. Высокий школьной мотивации, учебной . У таких есть познавательный , стремление наиболее выполнять все школьные требования. четко следуют указаниям учителя, и ответственны, переживают, если неудовлетворительные отметки. уровень – хорошая мотивация. Учащиеся успешно с учебной . Подобный уровень  является средней . Низкий уровень – школьная мотивация. дети посещают неохотно, предпочитают занятия. На часто занимаются делами, играми. серьезные затруднения учебной деятельности.

мы провели с каждым с целью уровень мотивации ( 1).

При обработке выяснилось, что уровень мотивации 7% учащихся, средний мотивации – у 30%, мотивация у 21%, мотивация – у 21%, отношение к – у 21%.

Покажем на рисунке 2.2.

. 2.2. Показатели уровня в 3 «А» до эксперимента.

рисунок, видим, в классе уровень мотивации у 7% учеников, у 30%, низкий 21%. Внешняя мотивация негативное отношение 21%.

Покажем в 2.2 соотношение успеваемости уровнем мотивации:

2.2

Уровень успеваемости мотивации

Ф.. учащихся

Уровень

Уровень мотивации

  1. 1

. Яна

удовлетворительно

  1. 2

З. Мария

внешний

  1. 3

З.

хорошо

средний

  1. 4

. Юлия

удовлетворительно

  1. 5

К. Владислав

внешний

  1. 6

М.

отлично

высокий

  1. 7

. Дмитрий

хорошо

  1. 8

Р. Надежда

низкий

  1. 9

С.

удовлетворительно

средний

  1. 10

. Анастасия

хорошо

  1. 11

Ч. Олег

низкий

  1. 12

Г.

отлично

средний

  1. 13

. Дмитрий

удовлетворительно

  1. 14

Ю. Резеда

дезадаптация

Анализируя , видим, что и мотивация , т.е. у которых уровень успеваемости мотивация высокая. у детей низким уровнем уровень мотивации: или дезадаптация.

беседе с руководителем мы , что учащиеся, которых негативное к школе, удовлетворительные оценки, задание делают с родителями. этих же и успеваемость данному предмету . Поэтому нам повысить уровень младших школьников, в свою влияет на . Педагогический эксперимент своей целью положительного влияния методики на эффективности учебного посредством применения игр на уроках и , для повышения учебного процесса учениками 3 класса систему дидактических .

2.2. Система дидактических , применяемых на в начальной (формирующий эксперимент)

улучшения эффективности процесса мы систему дидактических . Методика проведения игр, способствующая эффективности учебно- процесса и ­ на положениях теории поэтапного ум­ственных действий, в следующем: целесообразно ис­пользовать том этапе , когда применение форм не желаемого результата; включаются в уроков системати­чески, закреплении каждой ­ темы либо курса.

Приведем игры, применяемые на уроках , русского языка, .

Урок математики форме игры « случай»

Тема «Умножение круглых ».

1-й гейм. « из бочки».

участник команды ­ задание, запечатанное коробочке-бочонке (-сюрприз). За ­ выполнение задания зарабатывает 1 балл. порядком работы капитан команды. :

3 ·58 · 4 6 ·52 ·9 9 ·76 · 4 3 ·78 · 8 и т.. (табличные случаи )

2-й гейм. « – мне, я – ».

Даны выражения:

30 · 50 8 · 8

7· 9 3 · 7

8 · 3 6 · 4

6 · 5 2 · 9

находят значения ­, задавая их очереди друг . Подводится итог.

3- гейм. «Темная ».

На магнитофонной звучит загадка:

– , ребятишки,

Девчонки мальчишки!

Леший мне читал

загадку загадал.

отгадать,

Что и как ?

А загадочка

В вашей , друзья,

Постараться всем. Дети учебник на . 87. Проводится блиц-. Нужно ре­шить 5 . Дети решают коллек­тивно, всей . Затем идет ­: за каждую решен­ную задачу – 1 .

Блиц-турнир:

) Турист прошел 3 дня а , причем в день он b км, во второй c км. километров прошел в третий ?

б) Лена t грибов, Коля n . Из них грибов оказались . Сколько хороших нашли Лена Коля?

в) автобусе ехало пассажиров. На x пассажиров , а у ­ вошли. Сколько стало в ?

г) Мама себе на b м , а дочке – 3 раза меньше. сколько мет­ первый отрез второго?

д) одном вагоне едет d ­, а в – на 12 человек . Во сколько меньше людей первом вагоне, во втором?

пауза.

4-й . «Дальше, дальше!»

1-й команде: . 86, № 3, 1-я строчка: 570-8; 650-90; 760-70.

2-й команде: . 86, № 3, 2-я строчка: 94 - 40; 450 - 70; 490 - 80.

итог работы ( записаны на ).

5-й гейм. « видеть!». С. 88, № 14. найти 3 одинако­вые , назвать признаки и отличия. каждый правильный команда зарабатывает 1 .

6-й гейм. « за лидером».

: Цель нашей - учиться умно­жать числа. Сейчас ждет последнее - игра «Магазин». этого нужны и покупате­ли. товар и , используя круглые .

У команд прилавок с ­ и ценами, :

Конфеты 68 рублей

16 рублей

Сахар 20

Чай 25 рублей

выкладывает на карточ­ки с купленного товара (300 , 500 г, 700 г, 800 ). Каждая команда по очереди ­ и отправляется покупкой к ­. За правильный - 1 балл.

Уроки языка:

Игры.

. «Выбери три » (Ее можно на закрепление тем по языку). Цель: за формированием навыка с этапа работы орфографией.

Подбор зависит от или пройденных .

На 9 карточках девять слов:

1- набор: рыбка, , чулок, дубки, , чучело, ручьи, , гриб.

2-й : подъезд, склад, , град, съемка, , ворота, подъем, .

Двое берут очереди карточки, тот, у первого окажутся слова, имеющую орфограмму.

рыбка

чулок

подъезд

ворона

дубки

чучело

съемка

ворота

гриб

чум

подъем

воробей

II. «Почтальон». Цель: знания учащихся подбору проверочного , расширить словарный , развивать фонематический , профилактика дисграфии.

: Почтальон раздает детей (по 4-5 .) приглашения. Дети , куда их .

огород

парк

школа

столовая

гря-ки

-ки

пло-

кни-ки

-цы

кле-

кали-ка

-ки

фла-

обло-ки

-ки

марты-

реди-ка

-ки

ло-

тетра-ка

-ки

тра-

морко-ка

-ки

остро-

промока-ка

-цы

реше-

Задания:

Объяснить , подбирая проверочные .

Составить предложения, данные слова

. Игра «Шифровальщики». : автоматизация звуков, фонетико-фонематического , процессов анализа синтеза, понимание -различительной функции и буквы, словарного запаса , развитие логического .

Ход: Играют парах: один роли шифровальщика, - отгадчика.

Шифровальщик слово и его. Играющие попробовать свои в расшифровке и предложений.

ански

кьоинк

санки

коньки

предстоит не отгадать слова, и выбрать каждой группы слово. Например:

, лажок, раукжк, (тарелка, ложка, , звонок)

Оарз, , енкл, роамкша (, астра, клен, )

Плнаеат, здзеав, , сген (планета, , орбита, снег)

. Игра «Клички». : формирование процесса и словообразования, фонетического и разбора слов, собственных имен.

: Образуйте клички от следующих :

ШАР, СТРЕЛА, , РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

предложения.

ШАРИК, , ОРЛИК, РЫЖИК,

Выделить ту слова, которой воспользовались при кличек (суффикс, ).

Ценность таких заключается в , что на материале можно также скорость , слоговой состав , развивать орфографическую и многое .

Урок чтения:

урока: С. «Двенад­цать месяцев» ().

Дома каждому надо было 5 вопросов по сказке.

Игру проводила при до­машнего задания. разделились на 3 , сыграв в «Ручеек». Играли в нее удовольствием. Но знали, что этой игрой другая игра, неко­торые уже , для чего де­лается. И выбирали тех, умнее.

После как ребята на команды, было предложено ­ вопросы из заготовленных дома командам. Каждая старалась выбрать труд­ный вопрос. перед тем задать его, из игроков пришлось тянуть . Какой номер , такой команде задавали вопрос.

заданием было 2 вопроса на и передать по часовой . Далее команды ­ наиболее интересный и обводили в кружок. этого передавали по часовой ­ дальше и на данный , т.е. тот, который .

Когда ребята были выби­рать двух вопросов , они выби­рали , на который ответить. И очень удивлены, при­шлось передавать другой команде.

радовало то, ребята вы­полняли с азартом, ­. Каждый старался осталь­ным членам команды. Ребята друг друга, ­ за своих.

были очень .

Вот некоторые сюжетно-ролевых , которые мы на уроках .

1. «Продолжи сказку». : развитие речи, фантазии детей, теа­трально-пластического .

Учитель: Ребята, необычную сказку, не только ­, но и с помощью .

Жил-был (правая рука ­ в кулак, второй и пальцы вы­прямляются). любил гулять (-цы-«уши» , создавая иллю­зию ). Однажды зашел в чу­жой , видит – на выросла чудесная (левая рука в кулак – «кочан»). Не Зай­чик, подошел капусте (правая с тор­чащими «» подвигается к , за­жатой в ). Обнюхал ее – же вкус­но ! (Учитель шумно .) Так хочется хоть маленький ­ (учитель имитирует откусыва­ние и ). Ах, как (облизыва­ется). Ах, хочется еще! ( рука обводится левой-«кочана».) хотел Зайчик еще – откуда возьмись, бежит (ладонь правой с плотно пальцами ста­вится , второй палец , первый поднят ). Почуяла Собака , да как ! (Учитель звукоподражает, отводя мизи­нец – Собака раскрывает при лае). Зайчик и прочь (правая – голова Зайчика – несколько кругов). бежал Зайчик Собаки (дыхание, после бега). видит – впереди озеро (две ­ сцепляются перед , образуя окружность). по озеру Утка (правая согнута в и кисти, ­ вытянуты и ). Время от ­ Утка ныряет воду и оттуда корм ( делает ныряющие ).

«Здравствуй, Утка», – Зайчик.

А не слышит, (соответ­ствующие движения ).

«Здравствуй, Утка!», – Зайчик чуть и смелее.

снова не , знай себе .

«Здравствуй, Утка!» – громко и сказал Зайчик.

Утка к повернулась и : «Я очень люблю, когда невнят­но и . В таких я притворяюсь . Ты уж обижайся. Только третьего раза поздоровался так , что я довольна. Рас­скажи о себе: ты? Откуда? путь держишь? рассказывай как ­, не глотай , не мямли!»

следует диалог с учащимися, ходе которого задает вопросы:

, а окончание я забыла, что-то … Может, со­здадим киностудию и фильм - продолжение ? Как вы , что для необходимо?

- Люди профессий участвуют съемках фильма? (, сце­наристы, актеры, .)

- Какие функции люди этих ?

-Какие предметы своей работе используют?

-Как называться наша ­?

Затем между на конкурсной распределяются роли ­, режиссера, актеров, и т.. Сочиняя окончание , дети мо­гут новых действующих . После распределения про­водится небольшая . Детям, не активных ролей, роли экспертов кино­критиков, которые завершении фильма- дают ему характеристику. Эта не только детей фантазировать, и развивает них умения жесты, использо­вать . Необходимость говорить и внятно де­тей следить артикуляцией. Организуя по руководству игрой, учителю ­ предусмотреть содержание о профессиях, с киноискус­ством, ответные действия , продумать способы ­ воздействия на . Эта игра формированию культуры , дружеских кол­лективных .

2. «Угадай, кто ?» Цель: развитие фанта­зии и -пластического твор­чества.

получают необычное ­ задание: представить в роли -нибудь сказочного и, придя класс на чтения, двигать­ся изъясняться от имени. Осталь­ные должны догадаться, кого «превратился» товарищ. Заранее договориться, можно исполь­зовать элементы персонажа и . Возможны групповые (например, три ). Такие уро­ки проводить периодически, как эта не надоедает .

Впоследствии, анализируя ­ проведения этой , мы отметили исполнения учениками или иной , художе­ственные предпочтения, , костюмы и .п. При нельзя делать прямые оценивающие ­, давать строгие .

Несмотря на и эф­фективность достижении цели, игра создает классе много , по­скольку дети и возбуждены. учителю необходимо ­ следить за , всегда ли шум является ребячьей активности радости.

В отметим, что -ролевая игра ­ учебный процесс заниматель­ную деятельность, огромный эмоциональный у младших . Игра обогащает опыт ребенка позитивного взаимодействия окружающей средой. крайне важно современной ситуации, ребенку бесконечное негативных примеров. интересна, увлекательна, насыщенна образами наглядностью, которые в детской .

2.3. Динамика эффективности процесса младших (контрольный эксперимент)

применения игр диагностики улучшились. диагностики успеваемости в таблице 2.3.

2.3

Уровень успеваемости школьников после

Ф.И.

Русский язык

.

чтение

Математика

успеваемости

А.

4

4

4

хорошо

З.

4

5

4

хорошо

З.

3

4

4

хорошо

И.

3

3

3

удовлетворительно

К.

4

5

4

хорошо

М.

5

5

5

отлично

П.

5

5

4

отлично

Р.

5

4

5

отлично

С.

5

4

5

отлично

Ч.

3

4

4

хорошо

Ч.

3

4

4

хорошо

Г.

4

5

5

отлично

Ш.

4

4

3

хорошо

Ю.

3

4

4

хорошо

Из 2.3 видно, что 5 имеют высокие по предметам, показатели у 8 , низкая успеваемость 1 учащегося.

Проиллюстрируем на рисунке 2.3.

. 2.3. Показатели уровня в 3 «А» до и эксперимента

Анализируя 2.3, можно сделать , что уровень показателей по увеличился на 22%, показатели увеличились 21%, а низкая уменьшилась на 12%.

видим, что количество отличников хорошистов, в раза сократилось учащихся, обучающихся «3». Затем мы провели анкетирование детьми. Изменилась мотивация к русского языка, чтения, математики. результат повторного уровень мотивации у многих в лучшую . Так, высокий мотивации у 14% , средний – у 43%, мотивация у 29% , низкая мотивация 14%, негативное отношение урокам русского отсутствует (см. 3).

Рис. 2.2. Показатели мотивации в 3 «» класса до после эксперимента

видим, что высокий уровень в 4 раза, на 7%, средний на 13%, низкий мотивации уменьшился 7%, ни у из детей вызывает школа отношение, школьная отсутствует. Покажем таблице 2.4 соотношение с уровнем :

Таблица 2.4

Уровень и мотивации эксперимента

Ф.. учащихся

Уровень

Уровень мотивации

. Слава

хорошо

А. Антон

средний

В.

хорошо

средний

. Елена

удовлетворительно

Д. Ирина

внешний

З.

отлично

высокий

. Сергей

отлично

К. Иван

средний

К.

отлично

высокий

. Татьяна

хорошо

О. Арина

внешний

О.

отлично

средний

. Катя

хорошо

П.Вова

внешний

По повторного анкетирования мотивации изменился многих и лучшую сторону. , высокий уровень у 14% учащихся, – у 43%, внешняя у 29% учащихся, мотивация у 14%, отношение к отсутствует. У появилось желание и получать , тем самым учебного процесса .

Таким образом, в учеб­ном игр и заданий, созда­ние уроке игровой приводят к , что дети для себя без особого приобретают опреде­ленные , умения и .

Выводы по главе

Итак, провели эксперимент 3 «А» классе "Панфиловская" СШ области. В эксперимента посредством игр формировали мотивацию учащихся. того чтобы ­ к ней снизился, ее модифици­ровать за замены оборудования (­ новые предметы, , условные обозначения) введение новых . Полезно также к этому ­ и самих : пусть проявят ­ и изменят , а может , и созда­дут , будут играть только на , но и внеурочное время. дидактических игр , от систематического использования и целенаправленности программы в сочетании обычными дидактическими . Таким образом, игра по­могает оживить уроки, формированию мотивации, успеваемость, тем повышается эффективность процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

из наиболее средств, способных интерес к , является дидактическая ­. При включении в ситуацию ­ игры интерес учебной деятельно­сти возрастает, изучаемый, становится для более доступным, ­ значительно повышается.

является средством обучения, усвоения «науки до ». В игре отражают окружающую и познают или иные их восприятию пониманию факты, . Используя игру средство ознакомления окружающим миром, имеет возможность внимание детей те явления, ценны для круга представлений. вместе с он питает детей, развивает , потребность и необходимости усвоения для обогащения игры, а игру, в игры формирует распоряжаться знаниями различных условиях. игрой, педагог активное стремление что-то, искать, проявлять , и находить, духовный мир . А это содействует умственному общему развитию. забота учителей, детей младшего возраста, – помочь усвоить программный и в же время им детство.

влияние игровых и игровых позво­ляет преодолеть одних учеников ­ в темпе на уроке, других - замкнутость отчужден­ность в сверстников. Вмес­те тем опыт , что задача при применении приемов заключается всего в , чтобы, выбрав или иной ­, адекватно определить место в с прямыми обу­чения. Игровой должен не ­ детей от содержа­ния, а, , привлекать к еще большее . При выборе приема следует ­ к естественности примене­ния, которая , с одной ­, логикой детской , а с -задачами, которые решить педагог, этот прием.

уроке игра младшему школьнику радость ум­ственного и преодоления трудностей, кото­рые с решением задач. Использование мето­дов в позволяет формиро­вать детей такие для становления деятельности качества, общее положительное к школе учебному пред­мету, постоянно расширять возможности и , «строить» себя сотворчестве с ­ и одноклассниками, способов, направленных расшире­ние своих (учебных действий), в том – способов самоконтроля самооценки. Игры, одной стороны, формированию внимания, , развитию памяти, , развитию самостоятельности, . С другой – определенную дидактическую : изучение нового или повторение закрепление пройденного, учебных умений навыков.

Дидактическая содержит два - познавательный и . И очень , чтобы ни из них был упущен, ее эффективность быть сведена нулю.

Дидактическая — явление сложное, в ней обнаруживается структура, .е. основные , характеризующие игру форму обучения игровую деятельность . Один из элементов игры — задача, которая целью обучающего воспитательного воздействия. содержание черпается школьной программы.

психолого-педагогическую литературу по исследования, мы к выводу, дидактическая игра для поддержания создания интереса предмету, для деятельности (мотивация), развития познавательных (воображения, памяти, , восприятия, сообразительности, мышления) и .д.

Изучив игр, мы комплекс обучающих средств для начальных классов апробировали влияние игр на учащихся в школе. Экспериментальной явился 3 «А» МКОУ "Панфиловская" Волгоградской области. определили уровень младших школьников проанализировали успеваемость. мы применяли уроках дидактические , направленные не на освоение материла, но на развитие , внимания, мышления. ходе эксперимента посредством дидактических формировали учебную учащихся и успеваемость младших . Видим, что высокий уровень в 4 раза, на 7%, средний на 13%, низкий мотивации уменьшился 7%, ни у из детей вызывает школа отношение, школьная отсутствует.

Успеваемость изменилась: увеличилось отличников и . У детей желание учиться получать знания, самым эффективность процесса повысилась. образом, мы выдвинутую гипотезу, именно, что дидактических игр педагогическом процессе эффективность процесса младших школьников.

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Г.Ю., Н.В. и развивающие для младших : учебно-методическое для школьных / Г.Ю. , Н.В. . – ВГПУ, Волгоград: . - 2003. – 94 с.
  2. Аникеева . П. Воспитание : книга для / Н.П. . - М.: Владос, 2007. – 184 .
  3. Андрианова Г.. Творческие уроки / .А. Андрианова. – .: Академия, 2004. – 126 с.
  4. О.Н., Л.М. задания и как средство мышления детей // школа: до после. – 2008. - № 5. - С. 54-57
  5. Л. В. мир в играх дошкольников: . для воспитателей . сада и . — М.: Просвещение, 1992. — 96 .
  6. Акимова М.. Психофизиологические особенности школьников [Текст]: и коррекция: . пособие для . высш. учеб. /М.К. , В.П. –М.: Академия, 2008. – 256 .
  7. Агранович З..Дидактический материал развитию зрительного и узнавания ( гнозиса) у дошкольников и школьников / З. . Агранович. – М.: -Пресс, 2010. – 40 с.
  8. В.Н. ребенка со : общие проблема .сада и школы // Начальная   школа. – 2003.- №7. -.9.
  9. Бордовская Н.. Психология и : Учебник для . Стандарт третьего / Н.В. , С.И. . - СПб.: Питер, 2013. - 624 .
  10. Бойнова Н.. Творческие игры уроках рус­ского // Начальная школа. - 2005. - № 10. – .43-47.
  11. Букатов В.. Педагогические таин­ства игр. – М.: Просвещение, 2007. – 173 с.
  12. Варфоломеева .С. Формирование учащихся некоторых с помощью // Начальная школа. – 2007 - №7. – .29-34.
  13. Вульфов Б.. Психология и : Учебник для / П.И. , Б.З. , В.Д. . - М.: Юрайт, Юрайт, 2012 . - 724 c.
  14. Л. С. общей психологии / . С. Выготский // . соч.: В 6 . – М., 2009. – Т. 2. – 364 .
  15. Выготский Л. . Игра и роль в развитии ребенка: психологии. - М.: , 1966. – 273 с.
  16. Гуревич .С. Психология педагогика: Учебник бакалавров / П.. Гуревич. - М.: , 2013. - 479 c.
  17. Запорожец . В. Психология /А.В. . – М.: Академия, 2010. – 193 .
  18. Истомина Н.. Методика обучения в начальных . – М.: Академия, 2007. – 288с.
  19. Н. Б.  : Учебник для 1 . В двух . – Смоленск: Ассоциация век. – 2011. – 225 с.
  20. Н. Б., Г. Г. учебные достижения. 1 . // Н.Б. , Г.Г. . - Смоленск: Ассоциация век. – 2013. – 56 с.
  21. : игра, воспитание: педа­гогическом руководстве деятель­ностью школьников / ред. О.. Газмана. – М.: , 2005. – 194 с.
  22. Калинченко . Методические подходы организации и занятий по // Ребенок в . 2006-№4 С.13
  23. Калугин .А., Новоторуева .В. Раз­вивающие для младших ­ / М.А. , Н.В. . – Ярославль, 2007. – 214 с.
  24. П.Ф. и возрастная / П.Ф. .– М.: Владос, 2003. –312с.
  25. Е.В. игры в период обучения. - , 2007. - 342 с
  26. Классное / Под редакцией . П. Сергеевой. – .: Академия, 2014. – 348 с.
  27. А.И. и педагогика : / А.И. . - М.: ИНФРА-, 2013. - 400 c.
  28. Кравченко .И. Психология педагогика: Учебное / А.И. . - М.: ИЦ , 2010. - 112 c.
  29. Крысько .Г. Психология педагогика: Учебник бакалавров / В.. Крысько. - М.: , 2013. - 471 c.
  30. Кулагина .В. Развитие способностей школьников способ активизации учения // Наука школа. - 2010. - №2. - С. 55-56.
  31. Т.Д. и педагогика : / Т.Д. , Л.А. . - М.: Проспект, 2013. - 464 .
  32. Маклаков А.. Общая психология: для вузов / .Г. Макларов. – : Гриф УМО РФ, 2013. – 583 с.
  33. воспитательной работы: / под редакцией .П. Сергеевой. – .: Академия,2014. – 368 с.
  34. М.В. изучения темы «» на уроках в   начальных   классах. рекомендации для факультета «Начальное . Дошкольное воспитание» // .В. Овчинникова. – : ЦОП «Надежда», 2010.
  35. М.Н., Г.М.   / М.Н. , Г.М. . – М.: Просвещение, 2010. – 223с
  36. результаты начального образования / Г.. Ковалевой, О.. Логиновой . – 2-е . – Москва: Просвещение, 2010. – 129 .
  37. Психология: учебник студ. учреждений . проф. образования [.В. Дубровина, .Е. Данилова, . М. Прихожая,0 .Д. Андреева] / редакцией И.. Дубровина. – М.: ,2014. -496 с.
  38. Рубинштейн .Л. Основы психологии / С.. Рубинштейн. – Питер, 2012. -720 .
  39. Соколова И.. Учение с (Поэтапное формирование действий) // Начальная : до и . – 2008. - №12. – С.28-32.
  40. Столяренко .Д. Психология педагогика: краткий лекций / Л.. Столяренко, В.. Столяренко. - М.: , 2013. - 134 c.
  41. Столяренко .Д. Психология педагогика : Учебник / .Д. Столяренко, .И. Самыгин, .Е. Столяренко. - /Д: Феникс, 2012. - 636 .
  42. Сняткова Л.. Игра-путешествие изменением предметно- среды в продленного дня // школа: до после. – 2006. - №4. – с.39-43.
  43. В.А. общей педагогики: и методика : Учеб. пособие студ. Высш. . Учеб. заведений / ред. В..Сластенина. – 2-е ., испр. – М.: центр “Академия’,2002. – 395 .
  44. Сидорова С . Игры в на уроках ­ языка // Начальная .-. 2004. - №10. – с.47-49.
  45. Сковородина .З., Герасимов .А.: учебник. и методика детей младшего возраста / И.. Сковородина, С.. Герасимов. – М.: , 2014. – 541 с.
  46. Сластенин . А., Исаев . Ф., Мищенко . И., Шиянов . Н. Педагогика: . пособие для педвузов // В.. Сластенин [и .]. - М.: Академия. 2002. – 374 .
  47. Спиваковская А. . Игра – это / А.С. .- М.: Владос, 2003. – 185 .
  48. Степанова О.. Научно-методические к использованию в педагогической с младшими // Начальная школа: и после. – 2003. - № 8. – .43-47.
  49. Стрелкова Е.. Игра – это ! // Начальная школа: – минус. 2002. № 4. – с.28-32.
  50. Э.Д., В.В. «Особенности взаимосвязи мышления и восприятия у школьников» [Текст] // психологии. - 2010 – №5 – С. 17 – 25
  51. М.С. уроки в школе: повторяем, , обобщаем, играем / . М.С. . – М.: Глобус, : Панорама. 2008 – 215 с.
  52. государственный образовательный начального общего / М-во и науки . Федерации. – М.: , 2010.
  53. ФГОС начального образования: опыт / Петрова Е.., С.Г. . - Самара: Издательский «Фёдоров», 2012.
  54. Фридман .Ф., Кулагина .Ю. Психологический учителя – 2-е доп и . – М.: Владос, 2003. – 218 .
  55. Шарапова О. на уроках языка. Текстовой ма­териал // Начальная . - 2001. - № 13.
  56. Шмаков С.. Игры учащихся – культуры / С.. Шмаков. - М.: , 2004. – 95 с.
  57. Щукина .И. Проблемы интереса в // Начальная школа. – 2010. – № 6. – . 10-11
  58. Эльконин Д. . Психология игры / .Б. Эльконин. – .: Просвещение, 2007. – 298 с.
  59. Д. Б. развитие в возрастах / Д.. Эльконин. - М.: , 2005. – 273 с.

Приложение 1

для оценки школьной мотивации

скрининговой оценки школьной мотивации начальных классов быть использована анкета.

Для детей по школьной мотивации разработана система оценок:

— ответ , свидетельствующий о положительном отношении школе и им учебных , оценивается в балла;

— нейтральный («не знаю», « по-разному» т.п.) в один ;

— ответ, позволяющий об отрицательном ребенка к или иной ситуации оценивается ноль баллов.

в два отсутствовали, так математический анализ , что при в ноль, , три балла более надежное детей на с высокой, и низкой .
Различия между группами детей оценены по Стьюдента, и установлено пять уровней школьной .

Первый уровень. 25—30 — высокий уровень мотивации, учебной .

У таких есть познавательный , стремление наиболее выполнять все школой требования. четко следуют указаниям учителя, и ответственны, переживают, если неудовлетворительные оценки. рисунках на тему они учителя у , процесс урока, материал и .п.

Второй . 20—24 балла — хорошая мотивация.

Подобные имеют большинство начальных классов, справляющихся с деятельностью. В на школьную они также учебные ситуации, при ответах вопросы проявляют зависимость от требований и . Подобный уровень является средней .

Третий уровень. 15–19 — положительное отношение школе, но привлекает таких внеучебной деятельностью.

дети достаточно чувствуют себя школе, однако ходят в , чтобы общаться друзьями, с . Им нравится себя учениками, красивый портфель, , тетради. Познавательные у таких сформированы в степени, и процесс их привлекает. В на школьную такие ученики , как правило, , но не ситуации.

Четвертый . 10–14 баллов — низкая мотивация.

Эти посещают школу , предпочитают пропускать . На уроках занимаются посторонними , играми. Испытывают затруднения в деятельности. Находятся состоянии неустойчивой к школе. рисунках на тему такие изображают игровые , хотя косвенно связаны со .

Пятый уровень. 10 баллов — негативное к школе, дезадаптация. Такие испытывают серьезные в обучении: не справляются учебной деятельностью, проблемы в с одноклассниками, взаимоотношениях с . Школа нередко ими как среда, пребывание которой для невыносимо. Маленькие (5—6 лет) часто , просятся домой. других случаях могут проявлять , отказываться выполнять , следовать тем иным нормам правилам. Часто подобных школьников нервно-психические . Рисунки таких , как правило, соответствуют предложенной теме, а индивидуальные пристрастия .

Эти количественные сопоставлялись с показателями психического ребенка, а сравнивались с объективными показателями, успеваемость ребенка различным предметам, положение в и особенности с детьми педагогом, поведенческие , динамика состояния и проч. сопоставление и выделить указанные групп школьников.

анкета может использована при обследовании ребенка, также может для групповой . При этом два варианта .

1. Вопросы читаются вслух, предлагаются ответов, а (или ребенок) написать те , которые они .

2. Анкеты в виде раздаются ученикам, и просит их подходящие ответы.

вариант имеет преимущества и . При первом выше фактор , так как в большей ориентируются на и правила, видят перед взрослого, задающего . Второй вариант позволяет получить искренние ответы, такой способ затруднен в классе, так дети еще читают.

Анкета повторные опросы, позволяет оценить школьной мотивации. уровня школьной может служить школьной дезадаптации , а его — положительной динамикой обучении и младшего школьника

1. Тебе нравится школе?

— не

— нравится

— не

2. Утром, когда просыпаешься, ты с радостью в школу тебе часто остаться дома?

— хочется остаться

— бывает по-

— иду с

3. Если бы сказал, что в школу обязательно приходить ученикам, что могут остаться , ты пошел в школу остался дома?

— знаю

— остался дома

— пошел в школу

4. нравится, когда вас отменяют ?

— не нравится

— по-разному

5. Ты хотел , чтобы тебе задавали домашних ?

— хотел бы

— хотел бы

— знаю

6. Ты бы, чтобы школе не урока русского или математики?

— знаю

— не бы

— хотел

7. Ты часто о школе ?

— часто

— редко

— рассказываю

8. Ты бы, чтобы тебя был строгий учитель?

— не знаю

— бы

— не бы

9. У в классе друзей?

— мало

— нет друзей

10. нравятся уроки языка, математики чтения?

— нравятся

— очень

— не

Ключ Количество , которые можно за каждый трех ответов вопросы анкеты.

http://psy.1september.ru/2001/09/ris-1.gif

2

Ответы учащихся анкетирование до

Ф.И.

1 в.

2 в.

3 .

4 в.

5 в.

6 .

7 в.

8 в.

9 .

10 в.

Всего

мотивации

А.

3

1

3

0

1

3

1

0

1

1

14

низкий

З.

3

1

3

0

1

3

3

0

1

1

16

внешний

З.

3

1

3

1

3

3

3

0

3

3

23

средний

И.

0

0

0

1

2

2

0

1

0

2

8

дезадаптация

К.

3

3

1

1

3

0

1

0

3

1

16

внешний

М.

3

3

3

1

3

3

3

0

3

3

25

высокий

П.

3

0

1

3

3

1

1

1

1

3

17

внешний

Р.

0

0

0

1

3

3

0

1

0

2

10

низкий

С.

3

3

3

0

1

1

1

2

3

3

20

средний

Ч.

3

1

3

0

3

3

3

0

3

3

22

средний

Ч.

3

1

3

0

0

1

3

0

1

1

13

низкий

Г.

3

1

3

1

3

3

3

0

3

3

23

средний

Ш.

0

1

0

1

3

3

0

0

0

1

9

дезадаптация

Ю.

0

1

0

1

3

3

0

0

0

1

9

дезадаптация

Приложение 3

учащихся на после эксперимента

.И. учащихся

1 .

2 в.

3 в.

4 .

5 в.

6 в.

7 .

8 в.

9 в.

10 .

Всего

Уровень

1.

А. Яна

1

1

0

1

2

2

2

1

2

2

14

2.

З. Мария

3

1

3

3

2

3

3

1

2

3

24

3.

З. Егор

3

3

3

0

1

3

3

3

1

1

21

4.

И. Юлия

3

2

1

1

2

1

1

1

1

1

14

5.

К. Владислав

3

3

3

1

3

3

3

0

0

1

19

6.

М. Яков

3

3

1

3

3

2

3

3

3

3

27

7.

П. Дмитрий

3

1

3

1

2

2

2

1

3

3

21

8.

Р. Надежда

3

1

3

1

3

3

3

1

3

2

24

9.

С. Никита

3

2

3

1

3

3

2

2

3

3

26

10.

Ч. Анастасия

3

1

0

3

3

3

1

1

3

3

21

11.

Ч. Олег

3

3

3

1

3

3

3

0

0

1

19

12.

Г. Доминика

3

3

1

0

3

0

3

3

3

3

22

13.

Ш. Дмитрий

1

3

1

1

3

3

0

1

3

1

17

14.

Ю. Резеда

1

3

0

1

3

3

2

1

2

1

16