Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Формирование нравственной культуры личности

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Современное развитие российской национальной культуры и образования привлекает педагогическую теорию и практику в формирование у молодежи нравственности, которая основывалась на моральных и национальных ценностях. Молодежной субкультуре, которая интенсивно насаждается телевидением, семья и школа должны противопоставить высокую нравственность и духовность, пробудить в сознании молодого человека генетически заложен российским народом потенциал доброжелательности, сочувствия, достоинства, преданности.

Понимание важности нравственных качеств в формировании личности прослеживается на протяжении исторического пути развития человечества. К различным аспектам этой проблемы обращались мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит), корифеи философской и педагогической мысли (Г. Гегель, И. Гербарт, Д. Дьюи, Я. Коменский, И. Кант), известные отечественные просветители-педагоги прошлого.

Многогранность и значимость воспитания нравственных качеств в становлении личности обусловили повышенное внимание к изучению этой проблемы философов, психологов, педагогов. Это вполне закономерный процесс, поскольку мораль как форма общественного сознания постоянно меняется под влиянием новых объективных и субъективных факторов, приобретает новые качества; с другой стороны, есть и общие черты в морали разных времен и народов.

Объект исследования - процесс формирования нравственных качеств личности.

Предмет исследования - исторический опыт и современные подходы нравственных качеств личности.

Цель курсовой работы теоретически проанализировать исторический опыт и современные подходы к нравственному воспитанию личности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть исторический опыт нравственного воспитания;
  • Охарактеризовать нравственное воспитание личности в качестве приоритетного направления отечественной педагогической мысли;
  • Рассмотреть общие понятия о морали;
  • Описать принципы нравственного воспитания;
  • Выявить пять основных методов нравственных качеств;
  • Исследовать проблемы и современные подходы нравственного воспитания личности в российском обществе;
  • Проанализировать перспективы нравственного воспитания личности.

Методологической основой исследования являются основные положения философов о нравственные качества как важнейшая составляющая нравственного сознания, их классификацию в соответствии с нравственных категорий.

Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Нравственное воспитание личности: исторический опыт

1.1. Исторический опыт нравственного воспитания

В современной педагогической науке большое значение уделяется нравственному воспитанию как одному из приоритетных направлений развития нашего государства. Теоретической основой исследования являются положения мировой педагогической мысли зарубежных философов и педагогов (Сократ, Платон, Аристотель) Первые шаги человечества в организации общественной жизни были неотделимы от осознания необходимости нравственного воспитания, определяются, прежде всего, потребностью передать нравственный опыт старших поколений молодежи. Вместе с тем каждое общество через системы воспитания, которые включают формирование у личности определенных моральных качеств, стимулировало образ жизни своих членов, который соответствует идеалам этого общества, его моральным принципам, нормам и правилам.

Воспитательный процесс в своем историческом развитии всегда определенным образом был связан с философской проблематикой, которая осмысливала на соответствующем мировоззренческом уровне отношения человека в мире, сущность культуры, выходные ценности бытия человека в мире, соотношение ее свободы и ответственности, формы и типы человеческой ментальности. Характер решения этой проблематике определял и типы воспитательных процессов, на основе которых формировалась и развивалась личность. Социальная значимость личности с древних времен волновали философов, педагогов, естествоиспытателей. Еще в древнегреческой литературе можно встретить характеристику личности (поэма Аполлония Родосского «Аргонавты», поэма Гомера «Илиада»), где воспитатель мифических героев Ясона и Ахилла кентавр Хирон наделяется качествами глубинного мышления, необычного интеллекта, мужества, храбрости, правдивости, честности, эстетическими принципами. В истории педагогики афинская система воспитания оставила след как проводница высокой духовной культуры, форпост формирования гармоничного человека, определяющими качествами которой были нравственная чистота, духовное богатство и физическое совершенство.

Демократический афинский строй породил образ идеального человека, который олицетворял гармонию физического развития и умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание [4].

Искусство периода расцвета афинской демократии (середина V века до н.э.) нередко давало яркие образцы, подтверждающие тезис о необходимости нравственного воспитания, одним из результатов которого было умение различать добро и зло. Так, Софокл в своей трагедии «Антигона» утверждал: «Недаром славное говорит пословица мудрое: Кто зло считает хорошим, того уже ведут боги в заблуждение бессмысленные, - недолго ему ждать тяжестей скорби».

У Сократа нравственное воспитание неотъемлемо повязкам связано с самовоспитанием, поскольку формирование в переубеждении предусматривает долговременную работу над собой. Самосовершенствование личности философ понимал как процесс, продолжающийся в течение всей сознательной жизни. Ксенофонт приводит следующие слова Сократа: «Лучше всех живет, я думаю, тот, кто больше всех заботиться о том, чтобы становиться как можно лучшим, а приятнее всех - кто больше осознает, что он становится лучшим». Выдающийся философ того времени Платон, свое видение системы воспитания детей и молодежи в условиях рабовладельческого общества очертил в произведениях «Государство», «Законы» и «Протагор», где изложены много мнений по воспитанию детей, расширение учебных программ, создание государственной системы воспитания, образования для взрослых членов общества и самосовершенствования человека в течение жизни [4,8].

Аристотель в своем этическом трактате «Никомахова этика» писал, что целью морали является научить человека стать моральной, а вместе с тем и счастливой. Согласно философско-педагогической системой Платона и Аристотеля, воспитание, должно быть, ориентировано на развитие гармоничной личности, эстетическое и нравственное воспитание является свидетельством гармонии, реальные проявления которой наблюдаются в спорте, астрономии, математике и грамматике. Представители стоицизма, наоборот, признавали неосуществимость нравственного идеала, отражая сложные процессы, присущие обществу периода распада античного мира.

Посидоний, представитель Среднего Стоя, рассматривал добродетель как результат усвоения наук, и как следствие формирование привычек. Диоген Лаэртский по этому поводу отмечает: «Посидоний не считает, что для счастья достаточно одной добродетели, а считают, что нужно и здоровья, и денежные затраты, и сила» [8].

Представители Позднего Стоя (Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий) усиливают индивидуалистические мотивы, призывают к самоизоляции от мира, который погряз в разврате. «Люди повсюду ищут удовольствий, - писал Сенека, - каждый порок бьет через край. Жажда роскоши скатывается алчности; честность в забвении; что обещает приятную награду, того не стесняются ...».

Итак, для позднего стоицизма характерно усиление моралистического восприятие мира в целом. Необходимость нравственного самосовершенствования Сенека выводил из факта единства божественного, природного и человеческого, мораль при этом выступает особым качеством человеческой природы, которую необходимо укреплять и развивать, чтобы выработать в себе способность внешних житейских мотивов [4,8]. Такая трактовка нравственного самосовершенствования, приобретает религиозную окраску, подготовили в дальнейшем синтез этических и христианских идей. Значительной вехой на этом пути учения одного из самых известных христианских мыслителей Августина Аврелия, где человек сопротивления находит в Боге.

В христианском мире общечеловеческие стоимости были определены в библии как заповеди Божии [5]. Проблемы нравственного воспитания эпохи Ренессанса освещены гуманизмом. Объектом изучения становится человек и всечеловеческое, вместо средневекового «божественного». Основное обоснование морали, нравственности и этики, принадлежит Канту. Он определил, что мораль находится в пределах человеческой свободы, где свобода личности является автономной. Морально-положительного значения она приобретает благодаря только ее согласованности с высшим нравственным законом.

В отличие от Канта, Гегель отличал и разграничивал понятия морали и нравственности. По Гегелю, мораль - ограничение деятельности сферой духа, а нравственность — другая, вторая природа человека, его сущность — подчинение личности государственным интересам [4,5].

Большой вклад в развитие педагогической мысли сделал английский философ, просветитель и педагог Д. Локк. Локковская концепция нравственного воспитания направляла на выполнение приоритетной задачи - формирование высокоморального человека, гражданина, способного утверждать нравственные идеалы.

Основательную разработку процесс нравственного воспитания получил в этике Дж. Дьюи, которая является сердцевиной его социальной педагогики. Ученый исходил, прежде всего, из нравственного опыта человеческой жизни. Суть и характер нравственных норм, принципов и установок определяются их инструментальной способностью обеспечивать достижение желаемой цели. Оппоненты Дж. Дьюи, Л. Кольберг и Р. Мейер, характеризуют такую ​​нравственную позицию как этический релятивизм, согласно которому нет и не может быть общих моральных ценностей и каждый должен руководствоваться собственным пониманием моральных принципов или собственным чувством [4].

Обоснование идеала национального образования принадлежит К. Д. Ушинского, где важное место занимают вопросы воспитания, в которых он опирался на идею гармоничного развития личности. Гармонично развитой он считал человека, у которого сочетается умственная зрелость, нравственное совершенство, физическая и эстетическая развитость. Главным, К.Д. Ушинский, считал нравственное воспитание: «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, более важное, чем развитие ума и наполнение головы познаниями» [5].

Общая логика развития европейской цивилизации в конце XVIII - начале XIX века стимулировала соответствующий развитие наук о человеке (философии, этики, эстетики, педагогики, психологии и т. д.) и привела к появлению общих черт в теориях, разрабатывались разными учеными. Научно-философское обоснование стало характерной чертой педагогики XIX века.

Важной в этом контексте стала проблематика нравственного воспитания молодого поколения Германии, а его приоритет в этих теориях был связан с социальной ситуацией в стране.

Направленность научного поиска к раскрытию уникальной сути индивида и поиска средств для преодоления препятствий на пути к его нравственного совершенству подтолкнули немецких педагогов-классиков к выбору определенной парадигмы, которая способствовала разработке основ гуманитарных подходов, исходный принцип которых заключался в том, что не человек должна быть понятной через мир, а мир через человека [2, c. 127].

Для классиков немецкой педагогики этого периода было характерно переосмысление философских теорий нравственного воспитания и попытки применения их на практике. Интересные, в этом контексте идеи нравственного воспитания немецких философов, рассматривают этот процесс по гуманитарным и антропологическим позициям. В группу таких философов принадлежат Ф. Шлейермахер, А. Шопенгауэр и Ф. Бенеке. Пылким сторонником идеи воспитания морально-социальной личности был Ф. Шлейермахер (1768-1834) - профессор Берлинского университета, философ, теолог, проповедник, яркий представитель нравственного воспитания в Германии конца XVIII - начала XIX века.

Ф. Шлейермахер был глубоко религиозным человеком, интересовался философией религии. Закончив Гернгутерську богословскую семинарию Барби, Ф. Шлейермахер длительное время занимался проповеднической деятельностью, оставила значительный след в его научной деятельности. Основой научного учения Ф. Шлейермахера стала проблема соотношения морали и религии и влияние религии на внутреннюю жизнь личности. Философ был убежден, что «человек рождается с религиозными задатками, как и со всеми другими» [10]. Религия, по оценке Ф. Шлейермахера, создает благоприятную почву для нравственности, поэтому нельзя препятствовать ее распространению и развитию. Нравственность, по его мнению, выступает показателем внутреннего мира индивида, основой его внутренней идентичности. Моральный облик человека, по глубокому убеждению ученого, формирует его язык, характер, стиль поведения, передают заветные желания духа, то есть ума [3, c. 15].

Педагогическая система воспитания у Ф. Шлейермахера тесно связана с этикой, которая, в свою очередь, тесно согласовывалась с политикой. Исходя из того, что процесс воспитания личности всегда происходит в конкретном государстве и при определенном общественном строе, мыслитель приходит к выводу о необходимости тесного сотрудничества государства и системы образования. Педагог утверждает, что жизнь каждого гражданина в государстве должен быть тесно связано с ее историей и всеми сторонами ее функционирования. Воспитание мыслитель рассматривает как процесс преемственности связи между поколениями.

Важно учесть, что Ф. Шлейермахер акцентировал внимание на социальной природе воспитания и обучения, отмечая большое влияние общества на этот процесс. Поэтому одной из актуальных задач воспитания философ считал подготовку человека к жизни в государстве, в церкви и, вообще, свободных общественных отношений [4, c. 63-65]. Цель нравственного воспитания, по мнению философа, заключается в изменении человеческой природы, в «пробуждении нравственного чувства» [10, с. 244].

Высоко оценивая роль семьи и родителей в становлении личности, центральное место в педагогических взглядах Ф. Шлейермахера занимала образование индивида (в широком смысле слова) в школе. Философ считал, что у школьных учителей существует много возможностей привить детям любовь к порядку, законности и послушания [5]. В крайних случаях беспомощности учителя Ф. Шлейермахер рекомендовал использовать наказания. Вместе с тем ученый утверждал, что чем больше любви и хорошего настроения будет вложено в работу педагога, тем реже он будет прибегать к наказаниям. Значительное внимание в конце XVIII - начале XIX века уделялось психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Значительное влияние в этот период получили педагогические взгляды А. Шопенгауэра (1788-1860). Он изучал философию Канта, был одним из известных сторонников иррационализма.

Продолжая традиции немецкого философа И. Канта, мыслитель рассматривал процесс формирования воли человека с точки зрения, психологии. Одним из исходных пунктов его учения является «судьба отдельной личности», способной с помощью своей воли предоставить «морального направления» всему миру [12]. Жизнь человека, по А. Шопенгауэру, подобное листам бумаги, на которых заметны все ее неправильные поступки. Поэтому главная цель индивида заключается в раскрытии всех сторон воли и даже самых непривлекательных. Воспитание мыслитель делит на две составные части: «естественное» воспитания и «искусственное» [8, с. 5].

Естественный путь воспитания основывается на реальном познании действительности, приобретении и накоплении собственного опыта. По мнению ученого, дети должны изучать жизнь сначала в оригинале, а не в копии. Поэтому вместо того, чтобы спешить дать школьникам в руки книги, нужно постепенно знакомить их с вещами и человеческими взаимоотношениями. Искусственное воспитание традиционно знакомит детей с окружающей действительностью, перенося в их сознание чужие идеи, мысли и убеждения. Исходя из этого, главной задачей воспитания, по мнению А. Шопенгауэра, является развитие у ребенка навыков самостоятельного, свободного мышления и способности делать собственные выводы [8, с. 6]. Именно из-за неправильного, искаженное восприятие мира нарушается процесс естественного формирования личности. От природы, по мнению А. Шопенгауэра, человек не обладает ни злым, ни добрым характером, Проявление того или иного характера является показателем свободы и скрытых желаний индивида.

Личные свойства человека могут повлиять на его судьбу, изменить ее, потому ученый был убежден, что каждый строит счастье своими руками. Интересна мысль философа и о том, что характер человека остается в течение жизни неизменным, поэтому ее нельзя привести к нравственности с помощью обучения. Можно откорректировать поведение, создать обманчивое впечатление, что и делают, согласно А. Шопенгауэру, воспитатели, но желание и цель останутся неизменными. Анализируя психологические причины поведения человека, А. Шопенгауэр приходит к выводу, что в основе ее лежат три главные мотивы: «эгоизм, злоба и сожаление» [9]. Мотивы являются лишь внешней оболочкой, они не проявляют сути характера, однако, именно они являются его рычагами управления поведением.

Таким образом, философско-педагогические взгляды А. Шопенгауэра формируют в немецком обществе идеал сильной личности. Одним из ярких представителей гуманного отношения к детям является немецкий философ, психолог Фридрих Эдуард Бенеке (1798-1854). Фридрих Эдуард Бенеке получил образование в университетах Берлина и Галле. Изучал теологию под руководством Ф. Шлейермахера, большое внимание уделял идеям Шопенгауэра. Разработанная им психолого-педагогическая система имела в XIX в. большую популярность. Известный немецкий педагог Ф. Дистервег, высоко оценивая педагогические взгляды Ф. Бенеке, изложенные в двухтомнике «Руководство для воспитания и обучения» (1834), отмечал, что новейшая научная работа, без всякого сомнения, имеет большое значение для образованных родителей и учителей. Они должны знать это произведение, если хотят идти в ногу со своим временем и узнать истинное положение науки о воспитании. Ф. Бенеке сумел решить немало педагогических проблем, которые до сих пор считались спорными. Ф. Бенеке считал психологию главной философской дисциплиной.

Рассматривая педагогику как часть прикладной психологии, ученый подчеркивал, что цели и задачи воспитания и обучения заключаются в правильном развитии известных психологических черт и норм. Философ был убежден, что постоянное воздействие разума на чувства, желания и нежелания сформируют в человеке нравственную оценку, которая является высшей целью деятельности всестороннего совершенствования человеческого общества. Согласно теории философа, каждый человек имеет трех воспитателей - это: окружающая природа, обстоятельства и другие люди. Все виды воспитания, за исключением второго, основанные на положительном примере и доверии, поэтому воспитателями, по мнению Ф. Бенеке, является не только родители, но и учителя и народ. Исходя из того, что нравственность формирует основу духовности, первостепенное значение ученый придавал нравственному воспитанию. Каждый человек, был убежден Ф. Бенеке, которому предоставлено право выбора, должна отдавать предпочтение использованию значительного времени и усилий, средств на свое духовное развитие [1].

Цель нравственного воспитания выражается в Ф. Бенеке в требованиях, чтобы индивид всегда делал то, что с объективной или субъективной точки зрения считается лучшим или самым высоким. Как и А. Шопегауер, Ф. Бенеке считал, что нравственность можно воспитать и сформировать ценные привычки, представления, уже коренятся в человеке.

В первом томе «Руководства для воспитания» Ф. Бенеке предлагает технологию формирования нравственности. Сначала у детей следует развивать простейшие навыки, затем нравственные чувства в сочетании с образами и на итоговом этапе, по словам ученого, можно переходить к формированию понятий и суждений. Педагог призвал отказаться от традиционных средств поощрения, наказания и убеждения, а чаще прибегать к творчеству, к созданию соответствующих педагогических ситуаций. Ф. Бенеке считает, что воспитатель должен уметь ставить питомца в такие условия, которые способны эффективно повлиять на него (вызвать в нем сочувствие, доброжелательность, стремление к познанию и т. д.). Все меры воспитания направлены на то, чтобы ребенок воспринял нравственную норму не только умом, но и душой, и могла быть впоследствии морально самостоятельной, активно применяя в жизни усвоенные правила. Ф. Бенеке был убежден, что целесообразно выявлять и поощрять положительные склонности детей (например, увлечение искусством, стремление к хорошему обществу и т. п.). В таком случае процесс воспитания будет естественным и необременительным. Большое внимание ученый уделял влиянию среды. Учитывая, что с возрастом авторитет сверстников увеличивается, в качестве воспитателя Ф. Бенеке предлагал старшего друга, который способен «обогатить представление» ребенка [5].

Следует добавить, что Ф. Бенеке был одним из первых в немецкой педагогике, кто коснулся темы педагогического такта. Предупреждая об определенных перегибах в процессе воспитания, ученый настойчиво рекомендовал воспитателям превышать свои полномочия, избегать пренебрежительного тона, насмешек и действий, направленных на подавление воли ребенка. Очень послушный ребенок теряет свою самостоятельность и становится зависимой от чужого мнения. Учитывая эти соображения, ученый говорил: «Мы требуем от детей послушания только для их же блага, а не ради самой послушания» [16].

1.2. Нравственное формирование личности в качестве приоритетного направления отечественной педагогической мысли

В условиях ценностной переориентации общества, поиска путей преодоления кризисных явлений чрезвычайно важно новое научное направление — педагогика духовности. Проблема нравственного воспитания личности является одной из актуальных и имеет социальный характер, поскольку связана с понятием «формирование личности». Неотложной является потребность в воспитанной, интеллектуально развитой нации. Очевидно, что развитие демократических процессов в Российской Федерации зависит от многих условий, однако, ведущее место среди них занимает духовное возрождение граждан, гармонизация социальной жизни нации.

нравственное воспитание начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд, может показаться, что нельзя выделить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, участвующих в формировании ребенка как личности. Так, в процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, в дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми [1].

нравственное воспитание ориентирует на то, что российский гражданин в соответствующих ситуациях и обстоятельствах должен проявлять свои лучшие качества. Особенно это касается жизни в социуме, где для оптимальной адаптации и профилактики негативных явлений должны применяться знания, умения, навыки, которые личность приобретает в процессе работы над самим собой, а не наоборот - незнание сути проблем, неспособность их регулировать, безразличие ко всему. Вызывает беспокойство влияние семей на выработку у подрастающего поколения нравственных качеств. По нашему мнению, в этом процессе важным является обеспечение тесных контактов педагогов с семьями. Совместные усилия будут способствовать преодолению имеющихся на современном этапе развития российского общества раздробленности и несогласованности действий взрослых в воспитании молодежи. Кроме этого, сотрудничество педагогов с семьями обусловлено ​​тяжелым материальным положением отдельных семей, несколько ложными представлениями их членов о преимуществах материального над духовным, потерей многими гражданами общечеловеческих и национальных ценностных ориентиров, стало актуальной проблемой и препятствием в формировании сознания и самосознания молодого поколения негативно отражается на развитии психики, физическом и нравственном состоянии личности [5].

В современных условиях, к сожалению, не хватает настоящего доверчивого, эмоционального общения между старшими и младшими членами многих семей. А, как известно, недостаточный контакт того, она становится ограниченной в своих действиях, испытывает трудности в социализации и адаптации к социальной среде, теряет интерес к повседневной жизни. Убеждены, что проблема нравственного возрождения, может быть решена только в том случае, если подрастающее поколение проникнется идеями общечеловеческих и национальных ценностей и высоких идеалов в своем жизненном самоопределении, стремиться к духовному саморазвитию и самосовершенствованию. Следовательно, обращение к отечественным историко-педагогических ценностей, одной из которых является идея воспитания духовности личности в философско-педагогическом наследии XVII- XVIII веков, должно быть важным фактором развития современного высшего образования. Отмечая, что развитие духовности и нравственности человека - это не только психологические и педагогические проблемы, а общественные, социальные, подчеркнем, что в их решении психолого-педагогической науке, процесса воспитания, системе образования принадлежит все же особое место.

Все более очевидным становится особая актуальность изучения отечественного философско-педагогического наследия российских ученых, именно учитывая проблему духовного развития личности, критического осмысления философско-педагогических идей прошлого с целью их использования в современных условиях.

Исторический опыт свидетельствует, что в России традиционно сложилась своя система воспитания, которая максимально учитывает национальные черты и самобытность российского народа. Анализ научных исследований показывает, что опыт педагогики духовности впервые был зафиксирован в исторических памятниках славянской культуры - в текстах берестяных грамот, отрывках летописей, в государственных документах, поучениях, религиозных установках (жития святых), литературных источниках, позже - в собственно педагогических трудах.

Ранее был сформирован нравственный идеал с преобладанием духовного над материальным. Составляющими этого идеала стали вера, любящее сердце, патриотизм, милосердие, трудолюбие, потребность в самовоспитании, духовном росте. Древнерусская духовная культура основывается на таких принципах, как монументальность, эпичность, назидательность, духовность, нравственность, интерес и внимание к человеку, его места в мире и в истории, реализм, обобщения духовного опыта. Стоит вспомнить оригинальную памятку XI в. - «Поучение князя Владимира Мономаха своим детям». В произведении помещены такие советы, как любить родину, быть трудолюбивыми, гуманными, отзывчивыми к людям и др. [6]. Предметом воспитания был человек как сочетание телесного и духовного начал. В философско-педагогической мысли того времени считалось, что духовное надо обязательно развивать, воспитывать, совершенствовать. Ответственность человека за свои поступки - главный критерий ценности человеческой личности. Конечная цель воспитания древнеславянской педагогики - привести человека к Богу. Христианская традиция выдвигала перед человеком высокие нормы морали - надо воспитать человека мыслящим, милосердный, совестливым, способным к постижению красоты, к совершенствованию мира и людей, к праведной жизни [2].

Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема нравственного воспитания личности не получила пока всесторонней и объективной оценки в трудах исследователей. В исследованиях советского периода преобладали идеологический аспект и политическое значение над педагогическим анализом, что придавало оценкам идей педагогов и в целом проблеме воспитания нравственной личности политико-идеологической направленности. За ними терялась сама личность, гуманистическое начало педагогики, а также сам человек как основа, центр педагогического процесса. К тому же в большинстве научных исследований не ставились задачи дать целостный анализ становлению и решению проблемы нравственного воспитания личности в трудах российских философов — педагогов прошли столетия [17].

Итак, гуманистические образовательные идеи нравственного воспитания имеют в российской педагогике древние традиции. Анализ педагогической и философского наследия позволяет утверждать, что истоками проблемы воспитания духовности личности можно считать нравственные идеалы, самобытные воспитательные традиции отечественной педагогической мысли предшествующих столетий. Именно эти идеалы, традиции и установки могут стать прочным фундаментом для образовательного направления XXI века, объектом которого является личность как главная ценность воспитания, где признается уникальность, своеобразие каждого ребенка, его духовный, внутренний мир, гуманизм, уважение достоинства и прав ребенка на свободу, счастье, в себя.

2. Методика формирования нравственной культуры личности

2.1. Общие понятия о морали

Система нравственных ценностей в России сформировалась давно. Веками у нашего народа культивировались гуманизм и любовь к родной земле, патриотизм и общественный долг, свободолюбие, независимость, высокое человеческое совести, уважительное отношение к родителям.

Сегодня не только педагогические, но и глобальные проблемы (демографические, экономические кризисы, кризис урбанизации, экологические катастрофы, обострение межнациональных противоречий и конфликтов, кризис культуры и морали) обусловливают возрождения гуманистических идей в обществе. Новое мировосприятие и мироощущение вызывают изменение в образовательных взглядах на развитие и формирование личности ребенка, определяют возможности, задачи, цели и средства образования. ХХ век оставил нам в наследство вместе с ценными приобретениями цивилизации множество негативных явлений, среди которых - экономическая нестабильность, социальная незащищенность граждан, духовный кризис, признаком которой является потеря значительной частью людей духовных ориентиров, отсутствие потребности в самопознании и самосовершенствовании. Ценностные ориентации молодежи катастрофически меняются, становятся все меркантильными. Нивелируются такие нравственные принципы, как: любовь, доброта, отзывчивость, доброжелательность [3].

Сегодня только 10-20% старших дошкольников способны выявить чуткость к слабее себя, без внешних побуждений прийти на помощь, добровольно взять на себя часть, чьих трудностей, поделится чем-то, не дожидаясь, вознаграждение. Очень часто дети, отрывая что-то от себя, руководствуются отнюдь не нравственными мотивами. Помощь бывает очень прагматичной. Часто в детском саду можем услышать: «Поделился Сережей игрушкой, потому что он даст мне жвачку», «Угостила девочек конфетами, чтобы приняли к игре» ... Другое негативное наследство ХХ века — агрессия и насилие, которое, к сожалению, имеет свои корни в семье. Это родители, самые авторитеты для малышей, обучают малышей: «тронут тебя - давай сдачу».

Проявления агрессии провоцируются также многими фильмами, мультфильмами, телепередачами, компьютерными играми. Воспитатели часто наблюдают, к чему это приводит. Кто-то кого-то ненароком толкнул, а уже задача с применением «приема» подстерегает на него. Но агрессивность - такая черта, которую легко зажечь, и очень трудно погасить [2].

А частые «доносы» и жалобы дошкольников ... А постоянное восхваление новыми вещами, игрушками, жвачками, папиными машинами, мамиными шубами и тому подобное.

Что это - болезнь дошкольного возраста или возвращения бумеранга, нами заброшенного? Причин много, и среди них важнейшая - пренебрежение в нашей стране духовными ценностями. В народе говорят: «Что посеешь - то и пожнешь». Итак, если с детства не привить маленькому человеку основ нравственности, она вырастет морально немой и слепой.

За последние годы в Российской Федерации проблема нравственного воспитания молодежи чаще привлекает все больше внимания. При этом роль педагога состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в активную умственную деятельность, способность отбирать лучшие нравственные достижения прошлого и настоящего, освоить новые технологии работы с детьми, с целью их нравственного становления. Формирование внутреннего, духовного мира ребенка без труда на социальные реалии ее жизни таит в себе опасность социальной неадекватности, одиночества, бегства в мир идеальных иллюзий, потери жизненных сил.

Мораль - система идей, принципов, законов, норм и правил поведения и деятельности, регулирующих гуманные отношения между людьми при любой ситуации на демократических началах; императивно-оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей, несмотря на противопоставление добра и зла.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Общечеловеческая мораль - это совокупность постоянных норм и принципов, испокон веков известные каждому человеку или сообществу, а система, которая пополнялась, расширялась, изменялась на протяжении веков, обогащаясь новым критериям, новым смыслом.

Нравственность - нравственные взгляды, убеждения, чувства, отношения, поведение людей; составляющая исторического опыта, а также - форма отражения этого опыта в жизни конкретных людей.

Моральное сознание - одна из сторон общественного сознания, в виде представлений и соображений отражает реальные отношения и регулирует моральная сторона деятельности человека.

Моральные убеждения - пережитые и обобщения моральные принципы, нормы.

Нравственные чувства - запросы, оценки, отношение, направленность духовного развития личности.

2.2. Принципы нравственного воспитания. Пять основных методов нравственных качеств

Принципы воспитания - руководящие положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания и определяют требования к содержанию организации и методов воспитательного процесса:

  1. Целеустремленность - направление воспитательной работы на достижение основной цели воспитания - всесторонне развитой личности, подготовки ее к сознательной и активной трудовой деятельности;
  2. Связь с жизнью: ориентация личности на необходимость жить в обществе;
  3. Единство сознания и поведения в воспитании - сложный и противоречивый процесс, поскольку формирование навыков правильного поведения значительно сложнее, чем воспитание сознания, поэтому поведение человека - это его сознание в действии;
  4. Воспитание в труде - формирование личности напрямую зависит от ее деятельности, от личного участия в труде. Этот принцип основывается на таком психологическом качестве, как стремление ребенка к активной деятельности.
  5. Комплексный подход основывается на диалектической взаимозависимости педагогических явлений и процессов и предполагает: единство форм, методов и приемов воспитания; единство воспитательных воздействий детского сада, семьи, средств массовой информации, улицы; учета индивидуальных особенностей детей; единство воспитания и самовоспитания;
  6. Воспитание личности в коллективе. Наилучшие условия для общения и отделения создаются в коллективе. Педагогическое руководство обусловлено отсутствием у детей жизненного опыта; воспитание творческой личности, возможно, если существуют условия для проявления самостоятельности и творчества, одобряются инициатива и самоотверженность;
  7. Сочетание уважения к личности воспитанника с разумной требовательностью к нему, единство требований к воспитанникам со стороны педагогов, контроль за их поведением, гуманное отношение к ним, уважение к их мнению;
  8. Индивидуальный подход к учащимся в воспитании (индивидуальная коррекция общей системы воспитания) - важное требование к организации воспитательного процесса и одно из условий повышения его эффективности;
  9. Системность, последовательность и преемственность в воспитании исходят из того, что для формирования сознания, выработка навыков и привычек поведения нужна система последовательных воспитательных мероприятий. Такие качества человеческой личности нельзя сформировать, если воспитательный процесс представлять собой случайный набор воспитательных мероприятий, которые будут иметь эпизодический, а не системный характер;
  10. Единство педагогических требований детсада, семьи и общественности, охват всех сторон учебно-воспитательной работы детского сада, всех форм деятельности детского и педагогического коллективов, семьи, оказываются в содержании, формах обучения и воспитания, правилах поведения, стиле жизни дошкольного учреждения, его традициях и является одним из условий оптимизации воспитательного процесса [5].

Главная задача воспитания - это выработка характера. Человека наиболее ценим не по его знанию, а за его характер, - он больше весит в отношениях людей между собой, он позволяет человеку понять высокие моральные блага.

Виды нравственных ценностей:

  1. Национальные ценности;
  2. Общественные ценности;
  3. семейные ценности;
  4. Сферы нравственного развития дошкольника;
  5. Название;
  6. Изменения в сознании и характере ребенка;
  7. Сфера нравственных знаний, суждений, представлений [7].

Ребенок осваивает разные стороны общественной нравственного сознания и прежде всего понимание моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добро- свободно соблюдать нормы морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в бескрайности. Таким образом, овладев нравственное поведение, ребенок способен сделать нравственный выбор не на словах, а в действии.

Сфера морально-этических переживаний. У ребенка складываются морально-этические и моральные отношения к другим людям, формируются гуманистические, альтруистки чувства и взаимоотношения (внимание к потребностям и интересам других, способность учитывать их, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживания вины при нарушении норм)

Сфера нравственных действий. Ребенок осваивает принятые в обществе людей, нормы правила поведения и взаимоотношений, присваивает способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Мировоззренческая убежденность, целеустремленность, долг, ответственность, гуманизм, патриотизм, интернационализм это то, что в совокупности обеспечивают и общественную направленность.

Нравственные качества, которые обеспечивают достижение поставленной цели:

  1. Инициативность, энергичность, настойчивость, самостоятельность, обязательность и тому подобное.
  2. Способность к самооценке, самокритичность, требовательность к себе, справедливое отношение к другим.
  3. Деловитость, навыки и привычки в поведении, умение ее организовывать, нравственный опыт личности.
  4. Выдержка, сдержанность, вежливость, самообладание.

Таким образом, в моральном поведении личности проявляются как внешняя регуляция, да и внутренняя саморегуляция. Поэтому именно благодаря нравственному воспитанию перестраивается сама человеческая личность в соответствии с моральными ценностями, которые отражают общественные отношения, правила и нормы поведения людей.

Моральные нормы имеют обобщенный характер и недоступны полному осознанию в той мере, которая необходима для регуляции собственного поведения. Поэтому дошкольники не могут воспользоваться этими нормами в ситуациях, требующих нравственного выбора. Так, например, если воспитатель говорит детям: «Будьте хорошими друзьями», они в лучшем случае запомнят указание, но воспользоваться, ею не смогут. Чтобы развивать у ребенка уверенность в значимости положительных поступков и способствовать выводу о том, что она «будет делать хорошо», необходимые условия, когда ребенок занимает позицию «Я сам» (он сам оценивает описываемую ситуацию, поступок персонажа в ней решает, как она сама действовать в подобных случаях).

Такая позиция имеет огромное значение в воспитании дошкольника:

  1. она отвечает стремлению ребенка к самостоятельности;
  2. делает ее субъектом деятельности и выбора поступка, соответствует сложившемуся у него представлению о хорошем и плохом;
  3. такая позиция влияет на развитие самооценки, самоконтроля и других качеств, формирующих самостоятельность [6].

Как в воспитанные детей достичь такого состояния, когда они сами в повседневной жизни, в ситуациях, включают в себя нравственное содержание, делали морально-ценностный выбор поступка и проявляли волевое усилие для его осуществления?

Такой результат возможен при условии, если ребенок:

  1. имеет достаточно знаний о поступках, соответствующие нормам морали;
  2. осознает их значимость в регуляции своего поведения;
  3. проявляет знания не формально, делает морально-ценные поступки и воздерживается от негативных проявлений на основе нравственных чувств, возникающих (сочувствие, сопереживание, отзывчивости, справедливости и др.)
  4. проявляет достаточно волевых усилий в ситуации, требующей нравственного выбора, реализуя позицию «Я сам»;
  5. систематически включается в разнообразную деятельность, позволяет накапливать практический опыт использования нравственных норм.

Успешное решение этой задачи, возможно, на наличии условий:

Моральные нормы должны быть поданы детям в виде доступных им нравственных правил. Наиболее ярко они иллюстрируются в художественной литературе в форме положительных или отрицательных поступков, вызывающих у детей нравственные чувства, побуждая их соблюдать положительных образцов, быть похожими на положительных героев и воздерживаться от негативных поступков [4].

Для исключения формализма в знаниях о морали, необходимо привлекать детей к разнообразной деятельности, что позволяет использовать моральные нормы как средства регуляции отношение к различным сторонам окружающего мира, а также переводить «известные нормы» в «реально действующие» [1].

Организуя деятельность детей, необходимо определить ее объем, наличие трудностей, преодоление которых вправляет дошкольников в проявлении морально-волевых качеств и способствует успеху.

Важным является использование дифференцированных оценок, проявления внимания к недостаткам в результатах деятельности детей, к «ситуаций неуспеха». Причем не следует допускать снижения их интереса к деятельности. «Ситуацию неуспеха» рассматривают как первый шаг на пути к успеху, потому что он побуждает к поиску ошибок, их причин и способов исправления.

Особенности нравственного развития дошкольников

  1. Первые суждения и моральные оценки;
  2. Первоначальное понимание содержания нравственной нормы;
  3. Возникновение представлений о хорошем и плохом;
  4. Рост действенности нравственных представлений;
  5. Возникновение сознательной нравственности;
  6. Начало управления в поведении нравственными нормами;
  7. Наличие нравственных представлений необходимо, но не решающим фактором и условием соблюдения моральных норм
  8. Имеется расхождение между вербальной и реальным поведением;
  9. Нравственные представления «опережают» нравственное поведение;
  10. Решающее значение имеет способность ребенка условно разграничивать позиции объекта и субъекта и выступать в каждой из них.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и другие. То есть дети констатируют, что можно делать, а что - нет. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему нормы необходимо соблюдать.

3. Современные подходы и перспективы нравственного формирования личности

3.1. Проблемы и современные подходы нравственного формирования личности в российском обществе

Проблема нравственного воспитания личности относится к числу наиболее важных проблем в современном российском обществе и приобретает все большее внимание и остроту. Это связано в первую очередь, с потерей, как духовных, так и моральных ориентиров человечества, а особенно молодежи. Наибольшей значимости эта проблема приобретает в системе высшего образования.

Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является нравственное воспитание подрастающего поколения, является одной из составляющих формирования личности. Однако отметим, что категории «нравственность» и «духовность» не тождественны. Так, анализируя нравственность человека и его духовность, как разные уровни развития человеческого существа, мы отмечаем, что нравственность предполагает ориентацию человека, в первую очередь, на общественно-исторические нормы и ценности, на конкретные оценки других.

Важная задача нравственного воспитания - научить жить человека среди людей, соблюдая определенные нормы и правила, принятые в этом обществе, то есть адаптировать ее к социуму. Духовность - это способность человека быть свободным, независимым, самостоятельным. Понимая относительность моральных критериев, действующих в обществе, высокодуховный человек принимает решение, исходя из высшего понимания добра, блага, истины, ориентируясь на свое Высшее Духовное «Я», осознание назначения и смысла своей жизни [1].

Духовность - это творческая направленность, воодушевление человека; определенный тип отношения к миру: триединство отношение к абсолюту, к миру - природы, общества, других людей и самого себя [2].

Итак, нравственное воспитание - это воспитание нравственных качеств, взглядов, убеждений, направленных на укрепление авторитета общих человеческих ценностей, формирование гражданской культурной идентичности. К сожалению, российское общество переживает глубокий кризис духовности и морали, которая пронизывает все сферы человеческой жизни.

Знание истории отечественной духовной культуры, в частности, влияния христианского религиозного учения на развитие общества, установления взаимоотношений между людьми и различными народами предоставляет каждой личности правильное понимание и осмысление ценностных достижений человечества, их сознательное усвоение и направленность нравственной действия, поступка. И те мировоззренческие ориентации, получают от традиционных духовных ценностей, помогают каждой личности четко построить стратегию дальнейшей жизни, осмыслить те ошибки, которые были совершены им в прошлом [3].

Итак, мы убеждены, что нравственное воспитание обеспечивается в течение всей жизни разными путями, формируя у людей конкретные убеждения, нормы поведения, отношения к подлинным ценностям.

Анализ философской и педагогической литературы свидетельствует, что проблемам воспитания посвящено немало работ - от европейской классики до современных научных разработок. Однако комплексное видение феноменов нравственного воспитания часто остается вне поля зрения исследователей: не все его аспекты получили довольно полное освещение в научной литературе. В частности, до сих пор не раскрыта сущность нравственного воспитания в высшей школе, не охарактеризованы его критерии; нет однозначного подхода к пониманию категориального аппарата теории нравственного воспитания, а именно форм и методов (приемов). Кроме того, несмотря на весомые результаты в этой области, нравственного воспитания, а также организация воспитательной внеаудиторной работы и пути обеспечения ее эффективности остаются малоисследованными. По нашему мнению, вопрос понимания сущности нравственного воспитания относится к тем фундаментальных проблем современного общества, решение которых будет способствовать достижению нового уровня социальной зрелости общества. Отсюда вытекает значимость такого воспитания в современном российском обществе и необходимость новых подходов к пониманию его сущности.

Следующей существенной проблемой нравственного воспитания является неопределенность структуры и содержания этого процесса, его организации как специфической педагогической системы. И важную роль в этом должен сыграть комплексный подход. Отметим: в системе нравственного воспитания видное место занимает:

  1. воспитание нравственного сознания и гражданской ответственности;
  2. воспитание национального достоинства и менталитета;
  3. патриотическое и интернациональное воспитание - половое, правовое, экологическое, трудовое, эстетическое [13].

Сейчас большинство этических, моральных проблем считаются сферой личной жизни молодежи (например: употребление наркотиков, алкоголя и т. д.). То есть сегодня, мы наблюдаем проблему содержательного наполнения процесса формирования духовности с позиций «смысложизненных ценностей, которые определяют содержание, качество и направленность человеческого бытия, и человеческий образ в каждом индивиде» [5]. Для того чтобы сформировать высоконравственного духовную личность, надо научить его отличать истинные ценности от ложных, понимать цель и смысл жизни, развить в ней стремление к благородным целям, видеть идеал, к которому надо стремиться. Понимая всю важность цели в жизни человека, мы отмечаем, что удовлетворите все желания человека, но отнимите у нее цели и посмотрите, какой несчастной и ничтожной существом она станет. Итак, неудовлетворение желаний, обычно называют счастьем, а целью является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.

Таким образом, целью нравственного воспитания должно стать развитие социальной и гражданской ответственности, формирование высоконравственной личности с сознательной поведением, устойчивых моральных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.

Исследование нравственного воспитания как целенаправленного процесса формирования личностных качеств, дает возможность охарактеризовать те индивидуальные внутренние изменения в содержании и структуре нравственной сферы личности, которые происходят под влиянием усвоения человеком социального морального опыта и определяют его поведение, деятельность и отношения, позволяет выявить психологические механизмы этого процесса [5].

Таким образом, перестройка воспитательного процесса - важная и сложная задача, решение которой требует, с одной стороны, поиска и приведения в действие новых (активных и интерактивных) форм и методик организации воспитательного процесса [8; 9], а с другой — активизации традиционных видов деятельности. Суть этого объединения по воспитанию заключается в достижении целостности и преемственности, преобразовании воспитания в процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Следует также помнить, что воспитание личности в любом аспекте дает желаемые результаты, когда оно органично сочетается с процессом его самовоспитания, т. е. когда воспитательные воздействия преподавателя «усиливают» собственное самовоспитуемое стремление. А это, в первую очередь, желание сохранять сокровища духовности прошлого; понимая истинные ценности, передать следующему поколению лучшие образцы культуры.

Подводя итоги изучения проблематики нравственного воспитания личности в современном российском обществе, стоит также отметить, что в обновлении системы нравственного воспитания личности одной из приоритетных задач является обобщение достижений выдающихся педагогов, философов; формирование толерантного отношения к преподавателям и друг друга; создание условий для воспитания взглядов, убеждений, личной направленности, нравственных качеств, формирование и развитие системы нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности в учебной и общественной деятельности.

3.2. Перспективы нравственного воспитания личности

Нравственное воспитание является процессом усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование нравственного чувства, устойчивых моральных качеств и навыков нравственного поведения.

Обычно, нравственное воспитание осуществляется в семье как формирование любви к родной земле, своему народу, культуры и языка, воспитания гуманных чувств, доброжелательности и дружбы к людям, необходимости предоставлять им бескорыстную посильную помощь, развитие разумных потребностей, культуры потребления, сознательной дисциплины, желание работать ради расцвета государства, ответственного и бережного отношения к труду и его результатам, способности к проявлению чувств стыда и собственного достоинства, непримиримости к аморальным поступкам людей, нетерпимого отношения к нарушителям социально-этических норм и правил поведения. Каждая семья может создать свой очаг духовности: научить ребенка обращаться жить по Божьим заповедям, знакомиться с соответствующей литературой, отмечать национальные и христианские праздники, традиции, обряды и т.

Из опыта семейного воспитания знаем: если в семье придерживаются заповедей Божьих, в ней не вырастают преступники, наркоманы, потому что у ребенка формируются такие гуманные качества, как доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость, сострадание, честность, уважение к старшим, понимание добра и зла, готовность помочь, милосердия, которые будут указателем в течение всей жизни. Итак, отмечаем, нравственное воспитание, начатое с детства в семье, продолжается в процессе социализации личности. Семейные ценности - нравственные основы жизни семьи, в которых утвержден отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях, память о предках, - это продукт истории и культуры. Идеалы добра, милосердия, человечности и такие категории, как честь, достоинство, трудолюбие стали главными выразителями народной морали. Привлечение молодежи к участию в благотворительных акциях, оказания помощи нуждающимся, проведение концертов в территориальных центрах и пансионатах для людей с особыми потребностями и пенсионного возраста, помощь человеку, которого постигло несчастье, больным, помощь в хозяйстве - это и средой формирования общечеловеческих ценностей молодого поколения, воспитание толерантного отношения к другим людям.

Нравственные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку их влияние связан, во-первых, с сильными переживаниями, во-вторых, они более постоянны, в-третьих, в них закладываются основы всех нравственных отношений человека к обществу , к труду, к другим людям [14].

Устойчивая система ценностных ориентаций позволяет человеку прожить жизнь сосредоточенно и продуктивно. Сформированы ценности, и нормы поведения дают возможность человеку быть уверенной, развиваться и критически осмысливать ценности, чтобы сформировать идентичность.

Наиболее удачным возрастным периодом для формирования ценностных ориентаций является старший подростковый возраст, который характеризуется выходом личности на новую социальную позицию, когда формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Ученые утверждают, что этот период подъема жизнедеятельности, который сопровождается общим усилением процесса развития, поднятием на высшую ступеньку поведения личности, является продуктивным для становления учащейся молодежи на основе нравственных достижений человечества.

Стоит заметить, что образование настоящего характеризуется поисками новых подходов в решении задач, обусловленных вызовами времени. Ведущей задачей современной школы является формирование гармоничной, духовно богатой и национально сознательной личности. Практика показывает, что в процессе формирования развитой личности видное место принадлежит нравственному воспитанию, в котором представлены нравственные эталоны чувств и нравственного поведения людей, которые являются наставниками. Бесспорно, моральное самосознание педагога характеризуют его честь и достоинство. Учитель несет ответственность за формирование человеческого в человеке, именно ему нужно творить культуру нравственных отношений, общения, несмотря на общественные проблемы. Поэтому в системе нравственных отношений в педагогической среде важную роль играет взаимодействие учителя и учеников, построенное на взаимопонимании и взаимоуважении, уважении учителя к традициям коллектива, поддержке достоинства каждого воспитанника.

Учитель общеобразовательного учебного заведения должен формировать у учащихся общечеловеческие нормы гуманистической морали: добро, взаимопонимание, милосердие, уверенность в возможностях, а также помогать осознать, что моральные ценности составляют основу правопорядка. Проводя уроки в общении, организуя диспуты, дискуссии с учениками, педагог должен способствовать пониманию воспитанниками сущности морали и нравственности, ценностей и идеалов, этических норм поведения.

Нравственные ценности рассматриваем как различные формы выражения нравственных требований: норм и принципов морали, нравственных идеалов, понятий добра, справедливости, чести, достоинства, долга, нравственных качеств человека, характеристик поступков, деятельности и отношений и тому подобное. Нравственные ценности является добром и для человека, который их избирает, и для ее окружения, на который этот выбор влияет.

В межличностных отношениях ценностями есть добро и справедливость, ориентирующие на создание условий, при которых обеспечивается мир и согласие между людьми, защиту человеческой жизни. Добрая воля не только просветляется содержанием, в основе которого - высшие ценности, но и утверждает их в мире, во всех сферах человеческого бытия [4].

Важным также является формирование ценностного отношения личности ученика к обществу и государству, к себе и людям, к природе, труду и искусства, должна проявляться в личностном росте каждого, становлении гражданина России, способного обнаруживать национальное достоинство, успешно реализовываться в социуме как семьянин, профессионал, носитель культуры.

Сейчас, в условиях формирования гражданского общества, важной является проблема воспитания у учащейся молодежи ответственности. Ответственность характеризуется способностью человека объективно воспринимать реальность, связывать ее с личными ценностями и вести себя в соответствии с этим. Конечно, ответственность - это регулятор мотивов поведения, внутренний стержень дисциплины и самодисциплины личности, не дает ей возможности рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Моральная ответственность рассматривается, как самостоятельно принята личностью ответственности, предусматривает выполнение норм поведения в обществе, правильное понимание других, проявление уважения к ним, умение управлять собственными потребностями и поступками. Формирование моральной ответственности личности предполагает выработку у нее осознанного и неуклонного выполнения взятых на себя обязательств, разумного соблюдения принятых моральных и правовых норм, отчетности перед собой, коллективом, родителями за действия и поступки.

В процессе воспитательной работы в учебных заведениях в школьника нужно формировать ответственность по отношению к себе и тех, кто рядом, соблюдение принципов морали, правильного и порядочного выбора способов достижения поставленной цели [15].

Важное значение в нравственном воспитании учащейся молодежи имеет внеклассная работа - разнообразная образовательная и воспитательная работа, направленная на удовлетворение интересов и запросов детей на основе различных форм организации учебно-воспитательной деятельности, среди которых в современности большое значение имеют коллективные совместные дела ( в них принимают участие все воспитанники - обсуждают предложения, выбирают дела, планируют и выполняют работу, несут ответственность за результаты).

Формы организации коллективных дел для учащейся молодежи могут быть разнообразными: трудовой рейд, сюита туристических игр, поисковые игры на местности, аукционы знаний, работа над проектами, пресс-конференция, устный журнал, эстафета, турнир-викторина, живая газета, литературные и художественные конкурсы, вечера-портреты писателей, вечера-реквиемы, литературно-музыкальные вечера, конкурс инсценировки песен, спортивно-оздоровительные и другие праздники. Все виды коллективных дел формируют у школьников ценностное отношение к своему государству и обществу, к другим людям, к труду, искусства, природы, к себе и ученических обязанностей, а также ценностных ориентаций: личных, семейных, гражданских, национальных, общечеловеческих.

Как показывает опыт работы с учащейся молодежью, эффективными в морально-духовном воспитании является диспуты, дискуссии, дебаты, побуждает конструктивно воспринимать прошлое и настоящее, отстаивать свои взгляды и суждения, защищать собственную и уважать альтернативную точку зрения, задавать вопросы и отвечать адекватно оценивать ситуацию и принимать быстрое решение, формировать культуру поведения и общения, ценностное отношение к себе и оппонентов.

В условиях обучения личность только тогда начинает приобретать устойчивых моральных качеств, когда этому способствуют условия, ее положение в коллективе, значимость социальной роли, которую она выполняет. Вся учебно-воспитательная система школы должна иметь воспитательное воздействие на становление нравственных отношений, при которых учащаяся молодежь могла пережить удовольствие оттого, что своим поведением и поступками приносит радость людям, творит добро, берет ответственность за результаты своей деятельности, умеет владеть и управлять собой. В то же время ученик должен хорошо усвоить нравственный опыт человечества, принять общечеловеческие и национальные моральные ценности в личностные ценностные ориентиры.

Практика показывает, что организуя в общеобразовательных учебных заведениях разнообразные мероприятия с целью нравственного воспитания, педагогические коллективы формируют у ученика национальную направленность, любовь к родному языку и своего народа, национальное достоинство, уважительное отношение к культуре, духовному наследию, народным традициям и обычаям, национально этнической обрядности всех народов, населяющих Россию.

Заключение

Вторая половина XIX века, по мнению отечественных исследователей, ознаменована завершением формирования классической педагогики Нового времени. В педагогике этого периода происходил рост знаний, заимствованных из философии и других наук о человеке и его воспитания. Проанализировав педагогические концепции немецких философов-классиков конца XVIII - первой половины XIX века, следует отметить, что для них была характерна гуманистическая направленность и приоритетное значение нравственного воспитания молодого поколения. Исследуя общие взгляды представителей антропологического подхода, в первую очередь, следует отметить, что, признавая решающую роль нравственного воспитания в становлении личности, акцент в воспитании немецкие ученые делали на формировании добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям. Считая, что до высот духовности человек пробивается путем жесткого контроля над природными склонностями души, главное место в нравственном воспитании философы и педагоги отводили закаливанию свободы. Характерной чертой большинства педагогических концепций была их гуманистическая направленность. Так, в соответствии с идеями антропологизма Ф. Шлейермахер, А. Шопенгауэр и Ф. Бенеке важной задачей воспитания считали формирование морально активной личности с учетом накопленных знаний других научных дисциплин. Все их усилия были направлены на побуждение человека к самодеятельности, саморазвития, самоформирования и самосовершенствования.

Рассматривая личность как единый целостный организм, существенное значение педагоги и философы придавали физическому и трудовому воспитанию, считая, что это два главных компонента нравственного воспитания. Большую роль в воспитательном процессе играло интеллектуальное образование, поскольку дух первую очередь отождествлялся с интеллектом. Ценностные идеи немецких ученых актуальны и созвучны сегодня для российского педагогического сообщества. Таким образом, идеи и концепции нравственного воспитания по Ф. Шлейермахера А. Шопенгауэру и Ф. Бенеке занимают важное место в учебно-воспитательном процессе конца ХVIII - начала ХIХ в. Морально-этические произведения мыслителей подают образы высоконравственных людей, на примере которых можно обучать российское поколение молодежи сегодня.

Анализ различных подходов к проблемам нравственного воспитания позволяет сделать вывод, что они конструируют своеобразные модели личности, каждая из которых имеет право на существование и одновременно нуждается в дополнении другой. Современная педагогическая наука стремится к целостному видению личности, сформированного не как формальное сочетание разноплановых подходов, а как привлечение достижений, которые открывают те или иные грани личности как целостного существа.

Список использованной литературы

  1. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М., 2012.
  2. Беляева В. А. Воспитательный идеал как фактор духовного единения русского народа // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: восьмые Международные Покровские образовательные чтения, 20—22 октября 2009 г. Рязань, 2010.
  3. Беляева В. А. нравственное воспитание человека и общества: проблемы и перспективы // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: десятые Международные Покровские образовательные чтения, 19—21 октября 2011 г. Рязань, 2012.
  4. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.// Воспитание школьников. – 2011.- № 5. – С. 8-
  5. Данилюк А. Я. Концепция нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2014. С. 11.
  6. Данилюк А.Я. Концепция нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2013. 23с.
  7. Епископ Зарайский Меркурий. Необходимо знание нравственных оснований русской культуры.// Журнал руководителя управлением образования. – 2010.- № 4 (II полугодие).- С. 15-18.
  8. Жарковская Т.Г., Интеграция нравственного образования в различные учебные дисциплины/ Т.Г. Жарковская, Н.В. Матвеева, Н.С. Куприянова, О.П. Моисеева, И.А. Кудрова// Отечественное образование. М.: Издательский дом «Истоки»; Институт содержания и методов обучения РАО, 2012. 30с.
  9. Кирсанов И.Н. Проблемы духовного развития личности в условиях современного общества: мат-лы круглого стола.Декабрь,2007 года. Тамбов: ТОИПКРО, 2008.
  10. Кондаков А.М. Важно сохранить духовные национальные ценности.// Образовательная политика. – 2010.- № 1-2. – С.15-18.
  11. Курцева З.И. нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.// Начальная школа: плюс До и После. - 2010.- № 9.- С. 6-9.
  12. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2013. 98 с.
  13. Сергеева В.П. нравственное воспитание как основа становления личности.// Воспитательная работа в школе. – 2015.- № 8. – С. 13.
  14. Топоркова Н.И. и др. Сопровождение деятельности педагога по нравственному воспитанию личности.// Воспитательная работа в школе. – 2014.- № 8.
  15. Тюляева Т.И. нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски. // Методист.- 2010.- № 7. – С. 7-12.
  16. Устюжанина С.А. Программа нравственного развития и воспитания обучающихся «Дорога добра».// Практика административной работы в школе. – 2012.- № 4. – С.46-62.
  17. Шешерина Г.А. Воспитание нравственных ценностей в современной школе. //Сборник методических разработок по нравственному воспитанию школьников. Тамбов: ТОИПКРО, 2014. 110с.
  18. Якунина И.В. нравственное воспитание подрастающего поколения.// Дополнительное образование и воспитание. – 2011.- № 1. – С. 19-21.