Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Основные теории происхождения права. Анализ теорий происхождения права

Содержание:

Введение

Право - представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой.

Актуальность права является неотъемлемой частью жизни человека. Вопрос возникновения права является одним из фундаментальных вопросов теории государства и права. Право возникло и развивалось вместе с человеком. Изучением которого занимались многие ученые и философы, однако, до сих пор нет единого мнения о том, как именно появилось право. Существует множество теорий происхождения права, однако, их нельзя назвать универсальными и абсолютно верными.

Для того чтобы познать сущность права, его социальную природу, универсальное назначение, лучшие умы человечества затрачивают огромные интеллектуальные усилия. Каждый исторический этап, развития общества и соответствует этапу познания права, приводит к состоянию, когда возникает необходимость оценить новые стороны правовой действительности, формулировать новые определения понятия права.

В современных исторических условиях становиться все яснее, что право перестанет выполнять свою регулятивную и стабилизирующую роль, то есть утратит свою значимость, социальную ценность, если будет пониматься всеми, особенно в государственных структурах, по-разному. Новый импульс к поиску того, что представляет собой право или чем оно должно быть, дает закрепленная в Конституции страны ориентацию на построение правового государства.

Вышесказанным, на наш взгляд, и обусловлена актуальность исследование настоящей курсовой работы.

Исходя, из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить и осуществить анализ теорий происхождения права.

Исходя, из поставленной цели задачами настоящей курсовой работы являются исследование:

  1. Изучить теории происхождения права
  2. Выявить недостатки теорий происхождения права
  3. Сделать вывод по проблеме возникновения права
  4. Объект исследования: право

Структура настоящей курсовой работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.

При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

Анализ изученных источников и литературы. Изучение вопроса возникновения права отраженно в работах таких авторов, как Кашанина Т.В, Марченко М.Н, Сырых В.М и другие.

Глава 1. Основные теории происхождения права

Существует множество теорий, объясняющих происхождение права. Старейшие из них были созданы несколько тысяч лет назад, а возможно, что и несколько десятков тысяч лет назад. Большое количество теорий объясняется тем, что они создавались на протяжении многих тысячелетий, в каждую историческую эпоху господствовали свои взгляды и системы ценностей,
которые зависели и от географического положения региона, на территории которого была предложена конкретная теория. Каждый из авторов многочисленных теорий имел свои личные убеждения.
Рассмотрим более детально основные из этих теорий.

Рисунок 1

1.1. Регулятивная теория

Эта теория широко распространена в странах Азии,России.

Суть теории: право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. Сначала это правила распределения территорий при вынужденной передислокации народа, определение порядка использования водоемов, правил захоронения, запреты инцестов, правила охоты, сбора плодов, запреты убийств, колдовства, воровства, увода чужих жен. Затем, с развитием производства устанавливаются правила в отношении разделения труда, распределения созданного продукта, в сфере взаимопомощи (толока), строительства крупных ирригационных и оборонительных сооружений (поголовное или подворное участие). Наконец, когда производство перешло на новый уровень и обмен продуктов стал носить массовый характер – началось регулирование меры весов, установление денежной системы, стали договариваться о справедливых ценах на товары. Появляются правила мореплавания, нормы цехового права. Постепенно все сферы жизни человека регулируются правом все в большем объеме.

На первых этапах развития общества, право регулировало лишь небольшой круг вопросов, например, распределение территорий, запреты на охоту или собирательство некоторых растений, пользование водоемами, наказания за убийство или телесные повреждения и другие.

С появлением сельского хозяйства появляется необходимость устанавливать новые нормы, регулирующие отношения между земледельцами. Возникли нормы разделения труда между мужчинами и женщинами, появились нормы, регулирующие распределение получаемого продукта, также на этом этапе возникло и манориальное право, то есть крепостное право.

С увеличением производства увеличивался и товарооборот, вследствие чего появилась необходимость создания денежной системы, которая еще больше увеличивала роль государства в обществе.

С ростом производства и увеличением взаимодействия между людьми право увеличивало свое вмешательство во все сферы жизни человека.

Ценность этой теории состоит в том, что она согласуется с ходом исторического развития: правовой потенциал накапливается постепенно и постоянно увеличивается. Письменные источники права включают в себя как нормы уголовного права, так и нормы, регулирующие собственность, порядок заключения договоров (с помощью клятвы), просматриваются наследственные, семейные и другие нормы права. Признается опережающее превентивное регулирование общественных отношений за счет установления санкций за правонарушения. Важное значение придается такому источнику права как договор, важнейшему средству урегулирования социальной жизни внутри рода и родов между собой.

Недостатком этой теории следует считать ее максимализм. Право может только то, что может. Властотношения, объективные законы экономического развития, поведение человека – сферы, где регулятивные возможности права далеко не безграничны даже сегодня. Наконец, право не единственное средство регулирования общественных отношений. Обычаи – в древности несли основную регулятивную функцию. Право сначала в большей степени выполняло функцию охраны общества от посягательств. Эта теория забегающая вперед. Она приписывает праву свойства, которые оно приобретает на более поздних ступенях своего развития.

Эта теория действительно соответствует историческим фактам и развитию права в целом, однако сторонники этой теории в основном акцентируют свое внимание на разрешение конфликтов, регулятором которых являлось государство, но люди умели разрешать конфликты мирным путем и до появления государства путем устных договоров. Так же регулятором общества выступало не только право, но и обычаи, традиции и религиозные нормы, которые так же появились до государства.

Проанализировав первые правовые источники, можно заметить серьезное преобладание уголовно-правовых норм, что говорит нам о том, что основной задачей общества того времени было охраной общества.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что регулятивная теория сильно забегает вперед, приписывая праву такие его свойства, которые оно приобретает на более поздних этапах своего развития.

1.2. Теория естественного права

Теория естественного права – возникла до эры Рождества Христова и ее создателями Лао Цзы, Конфуция, Аристотеля, Цицерона. Затем к ней возвращались и разработали на новом уровне Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, наконец, в XX веке -- Р.Штаммлер, Л. Фуллер, А. Кауфман. Вот почему существуют три направления в развитии этой теории: ранняя теория естественного права; теория естественного права с привнесенным договорным аспектом (договорная теория права); теория возрожденного естественного права.

Суть теории: естественное право это закон добродетели, справедливость по природе, право справедливого разума. Люди первоначально находились в естественном состоянии, где все были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественные права присущи человеку от рождения, они даны ему сверху. Их невозможно ни даровать человеку, ни отобрать от него, поскольку естественные права являются условием существования самого человека. Это право на жизнь, свободу, равенство, собственность, получение информации, передвижение, объединение и т.д. Сумма таких естественных, вечных, неотчуждаемых прав являются высшим правом по отношению к действующим законам, прецедентам, обычаям, т.е. позитивному праву созданному государством. Закон природы предписывает человеку мир и безопасность.

Ранние теории естественного права не касались проблемы происхождения права вовсе, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Сторонники этой теории считали, что у каждого человека с рождения есть естественные права (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить или изменить.

Новый взгляд на эту теорию был вызван временем и в XX веке, когда во многих социалистических странах возникла необходимость перейти от административно-командной, жестко централизованной, опирающейся на государственную собственность системы власти и управления к либерально-демократичным режимам, рыночной экономике, утверждению и защите прав человека, многообразия форм собственности, в том числе и частной. Многие ученые-юристы этих стран встали на естественно-правовые позиции, утверждая так называемое «широкое понимание права». При этом имелось в виду прежде всего отграничение права от закона, от действующего законодательства, несостоятельность того законодательства, которое закрепляло и защищало социалистическую административно-командную экономическую систему и соответствующий ей политико-правовой режим. Критика «закона», т.е. позитивного права шла с позицией естественных прав человека, в которые теперь вкладывался социальный опыт и цивилизационный уровень XX века.

И вместе с тем данная теория в определенной мере страдает отсутствием устоявшихся определений моральных категорий, на которые опирается; отсутствием учета культурного плюрализма наций, народов; наконец, трудно представить как могли люди, стоящие на низком уровне развития, договориться о столь совершенном механизме защиты своих прав как государство.

Эта теория отождествляет право и мораль, признает естественные, неотъемлемые права человека, источником которых является сама человеческая природа, а не законодательство.

В свое время эта теория была революционной, под ее флагом происходили буржуазные революции, приводившие на смену феодальным отношениям новый, более свободный строй. Однако эта теория не учитывает тот факт, что понятие справедливости у разных народов может значительно отличаться.

1.3. Историческая теория

Эта теория возникла во время научного спора между двумя немецкими профессорами Антон Фридрих Юстус Тибо и Фриидрих Карл фон Савиньи. Спор начался из-за вопроса о целесообразности принятия единого гражданского кодекса немецких земель. Савиньи считал, что право образуется лишь на протяжении длительного исторического отрезка времени, путем передачи от поколения к поколению, посредством не материальной, а духовной составляющей, так называемой духовности или «народного духа». Он сравнивал право с языком и манерами народа. Народ придает праву свой специфический характер, присущий лишь этому народу.

Суть теории: право зарождается и развивается исторически, оно приравнивалось к языку народа, его манерам, физическим характеристикам личности. Право вырастает из национального духа, народного сознания и обладает специфическими характеристиками, присущими лишь этому народу. В первоначальных, примитивных сообществах право представляет собой сначала небольшое количество понятных всем юридических принципов, лишь затем, в современных обществах, оно разрастается в чрезвычайно сложную систему. Право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа как и язык этого народа. Ученые-правоведы должны уметь ощутить, увидеть, схватить и выразить проявления законодатель должен воспользоваться трудами ученых и найденное право изложить в действующем законодательстве. Право не обладает универсальным действием, как и язык народа оно не применимо к другим народам. Юридические институты должны изучаться в контексте их конкретного времени и места, а не с точки зрения всеобщих и абстрактных принципов.

Право каждого народа индивидуально и своеобразно, но оно не является исключительной собственностью данного народа, а принадлежит всему человечеству. Поэтому системы национального права связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.

В этой теории право представляется в качестве развивающегося со временем явлением общества, что, несомненно, верно, но отрицается взаимопроникновение права одних народов в право других, происходит преувеличение общественного сознания в ущерб объективным факторам (экономика, климат, международное общение, заимствование опыта), но народный дух не существует сам по себе, а зависит от множества объективных причин. Теория носит в определенной мере мистический характер, поскольку трудно доказать, обозреть и уловить народный дух.

1.4. Классовая теория

Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

Согласно этой теории, социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс, несомненно, правы в том, что экономика играет важную роль в развитии общества и права и в том, что на определенном этапе развития общества обычаи перестают быть основным регулятором взаимоотношений между людьми, так как они были созданы для однородного общества, а не дифференцированного. Авторы этой теории считают, что классовые противоречия являются катализатором социального прогресса. Из этого следует для прогрессирования общества необходимо наращивать классовую борьбу, но это явление носит и негативный характер, так как приводит к истощению ресурсов общества, прежде всего человеческих.

По марксисткой теории единственная причина всех культурных и правовых явлений является способ производства товаров. Несомненно, экономические факторы играют определенную роль в происхождении права, но они не являются единственной причиной возникновения права.

1.5. Примирительная теория

Сторонниками этой теории: Берман, Э. Аннерс и др. Эта теория наиболее распространена в Европе и Северной Америке.

Суть теории: право зародилось не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Конфликты между родами являлись делом обычным, поскольку у каждого рода были свои интересы (занять лучшее место на стоянке, использовать более выгодную территорию, приобрести большее число женщин), которые вступали в противоречие с интересами других.

Примирительная теория происхождения права возникла как объединение четырёх классических школ: юридический позитивизм, теория естественного права, социологическая юриспруденция и историческая школа.

Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый отдельный индивид рода еще не представлял собой субъекта. Ведь род обеспечивал ему безопасность и защиту. Сила рода, таким образом, была силой каждого его члена, и поэтому в интересах любого индивида было не противопоставлять себя роду.

В результате таких конфликтов происходило физическое истребление членов рода, формировалась готовность и потребность к возмездию, выразившиеся в институте кровной мести. Это ослабляло род, делало его неконкурентноспособным. Для сохранения людей в роде, а в конечном счете для сохранения рода как такового, необходимо было договариваться с другими родами о примирении. Так возникло примирительное право. Нанесение телесного повреждения, захват имущества рода, неисполнение договора обмена – все это сначала было поводом для кровной мести, а затем, после заключения договоров о примирении – для денежных взысканий в виде штрафов. Возникла целая система правил примирения, которые передавались из поколения в поколение сначала в устной форме, а затем в форме законодательство, т.е. в форме провозглашения этих правил примирения от имени государства с его возможностью применения санкций.

Эта теория возникновения права вполне приемлема, поскольку основана на многочисленных исторических фактах: конфликты, войны существовали постоянно, кровная месть имела действительно истребительный характер, а она долгое время существовала как универсальная и единственная санкция за обиду, нанесенную роду.

Право не могло возникнуть внутри рода, так как внутри одного рода конфликты почти отсутствовали, а если и возникали, то разрешались очень быстро.

Можно выделить два недостатка в данной теории:

  • Не учитывается тот факт, что право существует не только как примирительная норма, но и как регулятивная.
  • Не учитывается то, что разрешение конфликтов необходимо, но гораздо эффективнее их не допускать.

Примирительная теория происхождения права имеет рациональные основания, но не может быть универсальной теорией, объясняющей причины, происхождения права.

1.6. Нормативистская теория

Создателем нормативистской теории происхождения права является австрийский юрист Г. Кельзен. В соответствии с его теорией право выводится из самого себя, оно не подчинено принципу причинности, черпает силу и действенность в самом себе. Для этой теории проблемы причин возникновения права вообще не существует. Право возникло вместе с государством: государство и право нераздельны, и их происхождение – это единый процесс

Юридическая наука рассматривается Г. Кельзеном как наука о формально-логически должном, а не о сущем. В свете последнего тезиса право отделяется им от идей добра, справедливости, равенства как оценочных суждений, которые не могут быть объективными и независимыми, так как основываются на личности оценивающего, его чувствах, тогда как право органично связано с государством и представляет собой «специфический порядок или организацию власти».

По этой причине теорию Г. Кельзена еще называют чистой теорией права.

1.7. Психологическая теория

Теория разработана Л.И. Петражицкким.

Психологическая теория права признает, что право является результатом психологических переживаний людей. Право, согласно мнению Л.И. Петражицкого, имеет два уровня:

  1. интуитивное право, образующее эмоциональные переживания, то есть запреты и веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести;
  2. позитивное право, которое составляют нормы, созданные органами государства.

Таким образом, Л.И. Петражицкий обратил внимание на то, что право создается не только государством. В самом деле, многие правовые явления возникают вне государства и независимо от него, например, правовое сознание, правовая психология, правовая культура и т.п.

Л.И. Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии, то есть психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов, в формировании правового порядка. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе. Так, абсурдно принимать закон о запрете на смертную казнь в ситуации роста количества тяжких преступлений.

1.8. Теологическая теория

К числу самых ранних теорий происхождения права можно причислить теологическую теорию происхождения права.

Главный разработчик Фома Аквинский – крупнейший идеолог каталицизма.

Суть теории: право создано богом для регулирования жизни людей и даровано человеку через посредство пророка или правителя. Памятники, поддерживающие эту теорию – вавилонские законы царя Хаммурапи, древнееврейские законы, законы Ману, исламское право. Теория Ф.Аквинского основана на иерархии форм: божественная, духовная, материальная. Эта иерархия организует и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы – господам. Аналогичное подчинение есть и в системе законов, которые Ф. Аквинский делит на четыре вида. Вечный закон – т.е. сам божественный разум, управляющий миром; естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом (законы общежития, стремления к самосохранению, продолжению рода); человеческий закон – позитивное право, т.е. действующее феодальное право, подкрепленное санкциями; наконец, божественный закон – Библия. Сами люди не могут придти к единому представлению о правде, Библия должна помочь им в этом.

Еще одним из авторов этой теории был Аврелий Августин. По мнению Августина, именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, — восклицал Августин, — он подобен дьяволу».

В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его». Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественных заповедей признается одновременно смертным грехом.

Фома Аквинский эту теорию развил по-своему. Согласно его теории, мир основан на иерархии форм: божественная, духовная и материальная. Во главе находится Бог. Папа Римский возглавляет духовный мир как наместник Бога на земле. По такому же принципу организованно и общество.

Достоинством этой теории было то, что впервые объединились такие понятия как право и справедливость. К недостаткам следует отнести то, что приверженцам этой теории требуется вера в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будду), что ограничивает исследования вопроса о происхождении права рамками веры. Эта теория не дает универсально приемлемого бога, так, семитская религия, иудаизм, ислам, христианство рассматривают бога как личностное существо мужского пола; индуисты считают бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью этой души. Наконец, эта теория требует признания посредника как глашатая бога (пророк, правитель), который не отвечает за самое существование человеческого закона.

Теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.

Глава 2. Теория специализации

Именно на этой теории я бы хотел остановиться и изучит ее подробнее, так как считаю, что она является наиболее полно описывает процесс возникновения права.

Теория была разработана доктором юридических наук Кашаниной Т.В.

«Слово “специальный” означает особый, предназначенный для определенной цели. Специализация – это приобретение организмом (биологическим или социальным) особых черт, которые позволили бы приспособиться этому организму к изменившимся условиям существования.» [1, c.299]

Суть теории: попытка ответить на вопрос почему доправовые средства социального регулирования – обычаи, религия, перестали удовлетворять потребностям общества в самоорганизации. Причины появления права сводятся к двум. Во-первых, семья как производственная и экономическая единица уступила место предпринимательским объединениям, основанным на объединении капиталов отдельных людей, успех же в предпринимательстве определяется не числом, а умением, поэтому стал цениться отдельный человек, с его неповторимыми личностными качествами. Человек объявляется главной ценностью. Во-вторых, благодаря появлению науки, просвещенности общества вера в бога оказалась подорванной. Фактически обществу был брошен вызов со стороны объективной реальности. Ответом на который стало появление права, со следующими, лишь ему присущими свойствами: право в первую очередь стало на защиту индивидуальных, а не общественных или коллективных интересов; в правоотношениях интересы управомоченного ставятся не первое место; право приобретает свойства универсальности, оно затрагивает и регулирует и экономические, и политические, и трудовые, и семейные, и другие отношения; оно формально определено, конкретно, а не расплывчато и основным способом защиты прав человека избирает государственное принуждение.

Цель правовой специализации состоит в согласовании интересов людей, которые не должны тратить силы и средства на борьбу между собой, а способствовать достижению в обществе мира и стабильности. Это программа-минимум, основанная на признании таких объединяющих ценностей как право на жизнь, здоровье, свободу и т.д., программа-максимум направлена на обеспечение сотрудничества между свободными людьми.

Автор этой теории делит развитие права на разные периоды:

  • Стадия детства (архаическое право)
  • Стадия юности (сословное или корпоративное право)
  • Стадия зрелости (развитое или общегосударственное право)

2.1. Архаическое право

Временные рамки этого этапа трудно обозначить, особенно если речь идет о его возникновении. Однако, говоря о завершающем периоде стадии существования архаичного права, можно указать приблизительно, на IX-XI вв. Применительно к этой стадии развития права допустимы и такие названия, как право племенное, народное, обычное, варварское, примитивное, вульгарное.

На этом этапе права как такового нет, но есть обычаи, которые выполняют схожу функцию. Социальные нормы вырабатываются народом и поэтому принимают форму обычаев, «то есть правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате неоднократного повторения» [1, с.192]. Со временем эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, а вождями, жрецами, дружинниками и прочими. Таким образом, обычаи стали закреплены, своего рода органами власти, и перешли в разряд правовых обычаев, став обычным правом.

Естественно решения вождей, старейшин и т.д. направленные на примирение спорящих сторон не всегда исполнялись, поэтому спорящие не редко прибегали к кровной мести, то есть к варварскому методу регулирования отношений, отсюда и название варварское право.

Право на этом этапе только зарождалось, и было простым и примитивным, отсюда еще одно из названий примитивное право.

Для архаического права было свойственна необязательность. Не было никаких гарантий, что спорящие стороны обратятся к другой независимой стороне для разрешения своего конфликта, а не решат все силой.

Архаическое право преимущественно было в устной форме, а посменные источники не были систематизированы и не были разделены на отрасли. В первых правовых источниках можно найти зачатки норм гражданского права, однако, большинство составляли нормы уголовного права. Преобладание норм уголовного права можно объяснить необходимостью обеспечить защиту сложившихся властных структур и самого населения. Например, в древней Руси из-за кровной мести уничтожались целые семьи и поселения, что, несомненно, негативно сказывалось на развитии Древней Руси. Для предотвращения смертей была введена вира, то есть штраф за убийство.

Доказательства виновности и невиновности преступника отличались символичностью, церемониальностью и демонстративностью. Доказательства проводилось при большом скоплении народа. Это было необходимо, так как большинство норм права были устными, и применение этих норм должно было надолго запомниться всем.

Не смотря на свою примитивность архаическое право имело множество плюсов:

  • Архаическое право было создано самим народом;
  • Архаическое право отличалось добровольностью и массовостью исполнения, поскольку основывалось на убеждении в должном характере правил поведения и соблюдалось в силу привычки;
  • Архаическое право имело устный характер, поэтому было доступно всем;
  • в архаическом праве вынесение судебного решения было этапом процесса примирения, и вопрос о том, кто прав и, кто виноват, не выдвигался на первое место;
  • Архаичное право не носило формального характера и было довольно пластичным.

2.2. Сословное или корпоративное право

На этом этапе речь пойдет уже о традиционном обществе. После неолитической революции (переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству) основной ценностью стала земля и крестьяне. Общество на этом этапе стало более дифференцированным. Появились «корпорации-институты – результат дифференциации общества на отдельные слои, группы, результат процесса, который начался с разложения родового строя» [1, с.214].

Представители сословий начали осознавать свое положение в обществе и стремились приобрести и закрепить свои привилегии в обществе. Так же с растущей разницей между классами требовалось регулировать усложнившееся отношения между ними, что привело к изменению правовой системы. На этом этапе можно выделить такие сословно-корпоративные системы как:

  1. Феодальное право
  2. Манориальное право (крепостное)
  3. Городское право
  4. Торговое право
  5. Гильдейское право (цеховое)
  6. Каноническое право (церковное)

2.2.1. Феодальное право

С появление феодальной системы значительно возросла роль землевладельцев, и увеличился их экономический рост. Что в свою очередь привело к увеличению производимой ими продукции в стране. С увеличением роли землевладельцев росла и их политическая сила, которая была направленна на подчинение исполнительной власти и влиянию на политику государства в целом.

Осознавая себя как класс, феодалы создали свою корпоративную систему: феое право. Предметом феодального права были взаимоотношения между феодалами и правила приобретения земель. В разных странах способ приобретения права на землю различался. Так, например, в западной Европе каждый владелец земли должен был иметь сеньора, а в России вся земля принадлежала царю, и он был волен распоряжаться ею. Это различие сильно сказалось на политическом развитии России и затормозило развитие демократических начал в стране. Однако общим у всех стран было то, что феодальное право закрепляло исключительные привилегии феодалов и дворянства на землю.

Еще одним большим различием между Европой и Россией было в урегулировании конфликтов между феодалами. В России любой конфликт улаживался волей царя, в то время как в Европе воля короля играла малую роль, так как многие феодалы имели большую силу, чем король.

В основном в феодальном праве было уделено внимание личным повинностям феодалов перед сеньором и государем. Основными повинностями были: обязанность нести военную службу, платить подати в виде производимой феодалом продукции, право сеньора на помощь от вассала при необходимости.

Многие феодальные нормы были не писанными, так как они сформировались на основе обычаев. Имело место и использование договорной формы урегулирования отношений между феодалами по передаче земли, а это уже можно считать договором купли-продажи.

Феодальное право образовалось из-за сложившихся экономических факторов и стало самостоятельной правовой системой. Со временем феодальное право стало приобретать письменную форму, а затем и систематизироваться.

2.2.2. Манориальное право

Предметом манориального или крепостного права были отношения между помещиком и крестьянином. Манориальное право в целом можно сказать регулировало всю жизнь внутри поместья, так как оно регулировала не только производственные отношения, но и, к примеру, заключение браков между подданными.

В основном манориальное право состояло из норм касающихся правового положения крестьян, которое было похоже одновременно на положение рабов и свободных крестьян, нечто среднее между ними. Помещик осуществлял экономические, полицейские и судебные права над крепостными в своих целях. Крестьяне имели разный уровень свободы. Все зависело от многих политических, экономических, религиозных и социальных факторов.

Правосудие над крестьянами осуществлялось непосредственно самим помещиком. Он же и устанавливал виды и размеры санкций.

Все это со времен привело к участившимся случаям забастовок и восстаний крестьян, что свидетельствовало о несостоятельности этой системы.

2.2.3. Городское право

Предметом городского права являлись отношения между жителями города и владельцами городских земель. В основном городское право состояло из норм, регулирующих управление городом и права, свободы и обязанности жителей города.

В разных городах способ управления был разным. Важным социальным достижением средневековых городов можно считать принцип представительского правления. В западной Европе при создании города объявлялись, что все жители города равны и, следовательно, имеют право участвовать в управлении городом. Еще одним важным достижением можно назвать установление сроков пребывания в политической должности. Такое явление было и в античности, однако, для западной Европы это было новым явлением.

Суды довольно часто совмещали судебную и исполнительную власть. В судебной системе признавалось равенство богатых и бедных перед судом, но на деле это не всегда соблюдалось.

Жители городов западной Европы смогли добиться больших полномочий в регулировании жизнью города, однако, со временем полномочия представительных органов стали уменьшаться. Сначала шел процесс уменьшения различных городских советов, затем вовсе власть переходила в руки одному человеку пожизненно.

2.2.4. Торговое право

Причины возникновения торгового права многочисленны и частично совпадают с причинами возникновения городов:

А) Расширение сельскохозяйственного производства

Б) Повышение производительности труда

В) Рост сельскохозяйственной продукции

Г) Рост численности населения

Д) Другие

Торговое право регулирует не только отношения между купцами, но и отношения между всеми, кто заключает торговые сделки. Изначально торговая деятельность включала в себя и производительную, то есть сам ремесленник и продавал свою продукцию, но со временем они разделились.

Нормы торгового права сначала разрабатывались самими купцами, но затем это право перешло к ярморочным комитетам и торговым судам. С ростом торговли общество стало понимать всю важность торговли, поэтому государство стало вмешиваться в торговые дела, ограничивая торговую деятельность. Например, установление единой меры веса и санкции в отношении купцов сильно завышавших цены.

Постепенно торговые отношения усложнялись, появились коммерческие договоры, увеличивалось количество торговых прецедентов, благодаря чему впоследствии появилось торговое законодательство.

2.2.5. Гильдейское право

«Гильдия – это объединение ремесленников с целью защиты участников гильдии от посягательств феодалов, знати, купцов и прочих, а также монополизации производства» [1, c.246]. Сфера гильдейского права довольно обширна, так как гильдии были распространены в различных сферах общества. К основным видам гильдий можно отнести:

А) Производственные гильдии

Б) Морские гильдии

В) Горные гильдии

Г) Банкирские гильдии

Д) Гильдии лиц свободных профессий

Главной задачей гильдий получение привилегий. Этих привилегий гильдии в прямом смысле приходилось добиваться, идя на уступки со стороны властных структур. Поэтому особое место в гильдейском праве занимали нормы, ограничивающие и упорядочивающие деятельность гильдий.

Так же в гильдейском праве важное место занимали нормы по регулированию отношений внутри гильдий. Представлены они были в основном в виде обычаев, договоров и нормативных актов. Гильдия регулировала многие вопросы внутри гильдии: условия труда, условия приема в гильдию новых членов, стандарты качества, минимальные цены на товар и др.

В гильдии регулировались не только экономические, но и межличностные, гильдия была своего рода братство. Члены гильдии были обязаны помогать товарищам, создавать школы, строить часовни, помогать в организации религиозных праздников и принимать в них участие.

2.2.6. Каноническое право

Изначально каноническое право не имело четких границ полномочий, поэтому часто возникали споры о том кому принадлежит право проводить судебный процесс, светскому суду или церковному. Благодаря Папской революции в церковной системе удалось навести порядок.

В основном церковь занималась решением вопросов связанных с осуществлением таинств, завещаниями, клятвами, управлением церковью, церковным налогообложением и другими.

Самих церковных служителей судила сама церковь, не зависимо от того какие именно законы они нарушили. С одной стороны, это поддерживало дисциплину внутри церкви, однако, многие представители элиты общества были представителями духовенства и суд проводимы церковью для них был мягче, чем, если бы их судили светские суды.

Номы канонического права были значительно обширнее остальных корпоративных правовых систем, но при этом их можно довольно легко классифицировать на отдельные отрасли, например, такие как семейное право, наследственное право, гражданское право, уголовное право, административное право и финансовое право.

В отличие от остальных корпоративных правовых систем в каноническом праве широко использовались письменные источники права. Это не случайно ведь именно церковью развивалась письменность.

Особо стоит отметить систему церковных судов. Церковная система была четко отрегулирована. Именно церковь многие столетия урегулировала социальные отношения между людьми поэтому, не смотря на многие недостатки, процедуры, принятые в церковной судебной системе, использовались в светских судах.

В традиционном обществе корпоративное право несло на себе значительную часть нагрузки по регулированию различных социальных отношений. Однако оно не являлось основным средством социального регулирования. В традиционном обществе важное место занимает церковь, поэтому основным регулятором социальных отношений были религиозные нормы.

2.3. Развитое или общегосударственное право

С развитием общество менялось и сознание людей. Все начали понимать, что сохранение мира дает выгоду всем проживающим на той или иной территории. Изменяется и представление о правителе государства. Теперь глава государства не завоеватель и покоритель новых земель, а управитель государства, задачей которого является не завоевание новых земель, а сохранение мира и поддержка стабильности в стране, а также осуществления правосудия как одного из главных методов разрешения споров между людьми. Вследствие чего происходит значительное уменьшение влияния церкви на управление государством и рост бюрократического аппарата. Это приводит к значительным изменениям права. Появляется множество норм вносящие качественные изменения.

Ранее законодательную функцию решали представители сословий, собиравшиеся для решения проблем и обсуждения важных вопросов. Теперь функцию законодательную стал выполнять и правители государства. Сначала их законы были лишь ответом на возникавшие проблемы. Но со временем начала расти интенсивность принятия законов не как фиксаторов древних традиций, а как способ поддержания мира и стабильности в государстве. Королевское (царское, императорское и так далее.) законотворчество стало четко выделяться из остальных функций королевской власти.

Само право стало более сложным. Появилось четкое различие между уголовно-правовыми и гражданско-правовыми нормами. Законы получают определенную структуру и больше не находятся в перемешанном состоянии.

На этом этапе появляются и нормы процессуального права, которые ранее носили формальный характер. Разрабатываются формы исков для определения правонарушений, устанавливалась единая процедура проведения судебных заседаний, введено судебное следствие, появляется перечень доказательств, которые рассматриваются в суде и другие.

Право состоит из норм, которые теперь уже являются обязательными для тех людей, которым они адресованы, тогда как ранее субъекты сами решали, выносить ли свои обиды на разрешение суда. Однако степень обязательности правовых норм также может быть различной, и она зависит от того, насколько широк круг лиц, на которых распространяется та или иная норма. Таким образом, право приобрело универсальный характер и стало применяться независимо от желания субъектов.

Судебная власть становится особой и самостоятельной ветвью государственной власти. В законодательстве устанавливаются принципы осуществления судебной власти, претворение которых в жизнь как раз и позволяет обеспечить определенную автономность судебной власти. К ним относятся:

независимость судей и подчинение их только закону;

несменяемость судей;

неприкосновенность судей.

В обществе, где действует развитое право, правосудие осуществляют

профессиональные судьи. Для осуществления судейской деятельности предъявляются очень серьезные требования: наличие высшего юридического образования, соответствующего возраста для того, чтобы судья успел приобрести необходимые специальные знания и опыт, а также определенного стажа по юридической профессии.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающего перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сторона вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права.

Право в каждом государстве дифференцированно на самостоятельные и в то же время взаимосвязанные образования. Учёные выделяют нормами, институты, субституты, отрасли, подотрасли, которые объединены в ассоциативные группы, например, Охранительные и регулятивные, материальные и процессуальные. В этом случае идет речь о структуре права сформированного государством. Но ведь не только государство является субъектом правотворчества. Поэтому в зависимости от того, кто является субъектом правотворчества зависит и характер самих норм права. Развитое право можно разделить на 6 пластов.

Права человека наиболее общие правовые нормы, являющиеся основой позитивного права. Права человека есть у каждого человека с рождения вне зависимости от его финансового и социального положения. Ранее права человека были в основном в виде идей. Теперь они закреплены в международных правовых документах.

Под принципами права подразумеваются основные идеи, выражающие сущность права. Основой правотворчества государства, организаций и граждан являются принципа права. В законодательстве принципы права могут выражаться прямо либо косвенно. В качестве примера можно принципов права можно привести принцип равенства всех перед судом и законом, принцип гуманизма, принцип социальной справедливости и другие.

Нормы, принятые на референдуме. Эти нормы относятся к нормам позитивного права. Они регулируют самые важные принципиальные вопросы жизни страны. Эти нормы зачастую являются основой для разработки принятий норм законодательными органами.

Законодательные нормы разрабатываются и принимаются государственными органами. Помимо законов, принятых парламентом особое место занимают и подзаконные акты, которые регулируются принципом непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим. Поэтому номы законодательные также называют централизованными, так как содержание всех подзаконных актов как бы задается парламентом, центральным законодательным органом страны.

Корпоративные нормы развитого права- это правила поведения, разрабатываемые в организациях и распространяющиеся на их коллективы. Корпоративные нормы регулируют различные финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.

Договорные нормы. Эти нормы регулируют вопросы, которые разрешено регулировать самим субъектам права. Договоры распространены во многих сферах деятельности человека, поэтому правовую структуру договора можно назвать универсальной.

Эти шесть слоев можно сгруппировать и получить части структуры права. Права человека и принципы права образуют базис права. Нормы, принятые на референдуме и нормы, изданные государством, формируют публичное право. Корпоративные и договорные нормы формируют частное право.

Заключение

Развитие права сложный и многогранный процесс изучением которого занимаются ученые и философы уже не одно столетие, однако, этот вопрос до сиих пор является открытым.

Несомненно, на теориях возникновения права сказалось влияние философских и идеологических течениях своего времени, однако, среди них нет абсолютно неверных теорий. В каждой теории отражены свои объективные стороны или же представлена некая фундаментальная идея как, например, в теории естественного права, которая признавала естественные права человека.

Ученые и философы пытались создать едины теории, которые объяснили бы процесс возникновения права во всех странах. Однако очень сложно создать единую теорию, которая могла бы объяснить, как возникло и развивалось право, так как на государства и общества оказывали влияние различные объективные факторы, которые повлияли на развитие права. Поэтому я считаю, что лучше рассматривать этот процесс в каждом государстве и обществе отдельно.

Список использованных источников

1. Кашанина Т.В. — Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 304с.

2. Марченко М.Н – Проблемы теории государства и права: учебник. – Москва: Проспект 2015. – 768 с.

3. Сырых В.М. – Теория государства и права: Учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – м.: ЗАО Юстицформ, 2012. – 704с.

4. Мелехин А.В – Теория государства и права: учеб. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.

5. Исаев И. А.- История государства и права России: учебное пособие для бакалавров. – Москва: Проспект, 2014. – 336с.

6. Пиголкин А. С., Дмитриева Ю. А.- Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 744 с.

7. С. С. Алексеев – Государство и право: учебное пособие / С. С. Алексеев. – М.: Проспект, 2010. – 152 с

8. Оксамытный В.В. Общая теория государства и прав: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 511 c.

9. Червонюк В. И. Теория государства и права: учебник / В. И. Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 704 с

10. Ильин И.А. – Теория права и государства [Электронный ресурс]/ Ильин И.А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало, 2013.— 552 c