Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Реализация собственного стартапа в индустрии моды и разработка коммуникационного план продвижения продукта (услуги)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономике быструю популярность набирает такое явление, как «стартап». Но лишь единицы могут достаточно полно определить его сущность.

В переводе с английского стартапом считается фирма или интернет-проект, характеризующийся амбициозной и инновационной идеей или перспективным продуктом.

В основном под стартапом подразумевают молодые компании и мобильные фирмы, ресурсы которых ограничены, созданные совсем недавно либо находящиеся на этапе основания и развития.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что многие люди, мечтая о собственном бизнесе, задумываются об открытии магазина одежды. Одни хотят, чтобы это был роскошный бутик, расположенный в самом центре города, другие выбирают интернет-магазин, третьи решаются открыть дисконт-центр одежды.

Конечно, все это может принести доход при правильном подходе к работе. Но все же, перед тем, как выбирать тот или иной формат магазина, стоит тщательно проанализировать рынок, ведь конкурентов на нем не мало. Нужно сказать, что многие люди полагают, будто на открытие собственного магазина одежды обязательно нужно очень много денег. Это не всегда так и зависит от многих факторов. Есть и такие форматы, которые требуют вложений лишь в закупку товарного запаса и некоторых других статей расхода. Чтобы понимать картину, нужно подробно рассмотреть возможные форматы магазина.

Сегодня в широком смысле рассматриваются следующие варианты открытия собственных торговых точек по продаже одежды:

- магазины «реального времени» (это обычные магазины, в которые клиенты приходят и видят имеющийся товар, могут примерить, выбрать подходящую одежду);

- интернет-магазины (сюда могут относиться крупные интернет-магазины, сайты одностраничники или магазины в социальных сетях).

Целью данной работы является реализация собственного стартапа в сфере торговли и формирование целевой аудитории для него. При этом можно выделить следующие основные задачи:

- рассмотреть понятие и сущность стартапа;

- изучить целевую аудиторию стартапа. Особенности финансирования; - описать идею стартапа, концепцию продукта;

- рассмотреть инструктаж по технике безопасности, правилам внутреннего распорядка и правилам охраны труда;

- изучить систему управления организации - рассмотреть основные направления работы организации, анализ и оценка эффективности ее деятельности.

Объектом данного исследования выступает стартап в сфере торговли.

Предметом - реализация собственного стартапа в сфере торговли и формирование целевой аудитории для него.

В работе использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез. Информационную базу исследования составили труды таких авторов как: А. Парабеллум, А. Пугачев, А.Б. Крутик, А.Л. Пименова.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТАПА

1.1. Понятие и сущность стартапа

Изначально данное понятие появилось в 1939 г. в Силиконовой долине и связано с именами двух выпускников Стенфордского университета, которые явились авторами - создателями стартап – компании – Hewlett -ackard, впоследствии ставшей первопроходцем в информационных технологиях и решениях.

Сейчас слово «стартап» знакомо практически каждому интернет предпринимателю, решившему реализовать свой грандиозный бизнес-проект. В связи с этим необходимо определить основные цели, характеристики и проблемы стартап-проектов.

Определяющей причиной создания, успешного развития и последующего функционирования стартапов, как правило, называют предсказуемость действий и медлительность крупных корпораций- гигантов, успешно использующих уже существующие товары (услуги), в то время, как разработкой и созданием новых они практически не занимаются.

Вследствие чего, стартапы, благодаря мобильности с точки зрения воплощения новых идей, и входят в основное число конкурентов крупных предприятий.

Базисом создания нового стартап-проекта является хорошая новаторская идея, поэтому «свежие» и необычные идеи и решения – объект пристального внимания со стороны многих предпринимателей. При этом, средств на их приобретения, как правило, не жалеют.

Зачастую лишь замысел, не имеющий материального воплощения, а существующий только на бумаге или на словах (план стартапа), может стоить очень дорого.

Создатель какого-либо товара или услуги – первопроходцев своей области, иначе он не станет успешным стартапером или не сможет заметно модифицировать уже существующий продукт.

Следующим фактором успеха либо провала идеи считается ее востребованность, то есть насколько она необходима в данный момент времени потенциальному потребителю. Бывают случаи, когда идея необычна и нова, но пользы абсолютно не приносит и не вызывает интереса у покупателя.

В качестве примеров данного подхода к ведению предпринимательской деятельности можно назвать следующие бренды: социальные сети Linkedin и Facebook; видеохостинги YouTube и Vimeo. Именно новое и полезное всегда захватывает, а высокая стоимость – не помеха [1].

Успешное развитие стартапов напрямую связано с возрастом стартаперов. По данным статистики, средний возраст предпринимателей - новаторов – двадцать пять лет.

Они гипертрофированно увлечены своей идеей и делом и, безусловно, их отличает упорный труд, иначе все усилия и попытки будут тщетны.

Хорошая подобранная команда – также залог будущего успеха стартап –проекта .

Важна взаимосвязь деловых партнеров по проекту, их взаимодополняемость.

Идеальным считается партнерство, в рамках которого один занимается планированием, а второй налаживает связи; один разрабатывает продукт, а другой его реализует и др.

Поиск источника финансирования – первостепенная задача на этапе создания, поскольку от наличия материальной поддержки напрямую зависит дальнейшая разработка проекта. В настоящее время для поиска потенциальных инвесторов молодые стартаперы используют систему «Networking».

Под данным понятием подразумевается профилирующие конференции и мероприятия, направленные на изучение перспективных проектов. Участие может принять любая компания, которая видит потенциал в своем стартап-проекте [3].

В таких отраслевых мероприятиях и форумах, помимо стартаперов, участвуют инвесторы, носящие название бизнес - ангелов, и венчурные фонды.

Рис. 1. Основные источники финансирования стартапов

Бизнес-ангелами, как правило, называют частных лиц, инвестирующих в бизнес, на первоначальном этапе становления идеи. В этом заключается их главное предназначение. Их особо не интересуют дела компании, и они не требуют срочного возврата вложенных в проект ресурсов.

Их цель – получение прибыли в долгосрочной перспективе, поскольку вложение средств в стартап-компании – не главный источник их доходов. Венчурные фонды осуществляют инвестирование стартапов за счет средство их вкладчиков, а именно денежных средств пенсионных фондов, страховых компаний и частных лиц и финансируют средне-и высокорисковые проекты, отличающиеся хорошим потенциалом доходности. Они внимательно анализируют презентационные материалы, предлагаемые участниками, высказывают свое мнение о преимуществах и недостатках проекта, а также заключают сделки с будущими партнерами. Нередки случаи, когда стартаперы находят потенциальных инвесторов посредствам публикации проекта на различных веб-ресурсах.

Помимо этого, в Сети существуют биржи стартап-компаний, а также целый ряд организаций, осуществляющих финансирование подобных проектов. По мнению международных специалистов в области стартап-технологий, в развитии стартапа можно выделить пять ключевых стадий:

–стадия посева –seedstage–прогнозы;

–стадия запуска –startupstage–трата ресурсов;

–стадия роста –growthstage–получение прибыли;

–стадия расширения – expansionstage;

–стадия выхода –exitage–выход на глобальный рынок.

Первый – этап зарождения, или «посева». Определяющее значение имеют идеи будущего предпринимателя, а также еще и патенты или единичные образцы продукции. Проект инициирован, но управленческая составляющая и бизнес-процессы фирмы еще не сформированы и не запущены.

Следующий этап – стадия запуска, характеризующаяся отлаженным выпуском товаров (услуг), но не приносящая устойчивую прибыль, а, по сути, являющаяся убыточной. Это обусловлено не до конца разработанной системой бизнес-процессов и слабостью управленческого звена, которое еще не успело полностью сформироваться.

Цель на данном этапе – приведение в соответствие финансовой и юридической документации компании.

Третий этап – стадия раннего роста; период усиленного роста компании. Фирма стремится занять и занимает на рынке определенную нишу, теряя статус убыточного предприятия, и начиная приносить первую незначительную прибыль. За стадией раннего роста следует этап расширения бизнеса – стартап увеличивает объемы операций и получает стабильную прибыль. На этом этапе позиция фирмы на рынке устойчива, ее бизнес-процессы работают как отлаженный механизм, и возможен их перенос на новые рынки или проекты. И заключительная стадия – стадия выхода.

Под выходом понимают либо частичный, либо полный выход из бизнеса как бизнес-ангелов, таки венчурных инвесторов, ранее участвовавших в финансировании стартапа. Процесс выхода осуществляется:

1) посредством продажи компании стратегическим инвесторам;

2) посредством размещения акций компании на бирже (выход на IPO);

3) посредством частного размещения(продажа акций компании фондам прямых инвестиций).

Венчурные фонды инвестируют в потенциально перспективные стартапы на начальном этапе роста, которые отличаются стремительным ростом, а к стадии выхода темпы роста стартапа замедляются, хотя в целом бизнес становится более стабильным.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что для создания стартап-проекта определяющим является генерация принципиально новых идей, отвечающих потребностям общества в данный момент времени. Поэтому, мы считаем, что креативность и нестандартный взгляд на многие обыденные вещи – вот ключ к успеху вашего будущего предприятия.

1.2. Особенности открытия бизнеса в индустрии моды

В индустрии моды существуют определенная структура, менталитет и процессы, которые формируют специфические особенности данной сферы деятельности. Далее будут рассмотрены те особенности индустрии моды, которые определяют специфику ведения бизнеса на данном рынке.

Субъективность рынка, в данном случае, заключается в том, что мода базируется в значительной степени на индивидуальных предпочтениях и вкусах людей. Создавая коллекцию, важно понимать основные тенденции на рынке, которые крайне быстро меняются. Другими словами, основной особенностью рынка является его принадлежность к креативным индустриям, таким как дизайн, искусство, где требуется постоянное новаторство идей.

Сезонность. Дизайнеры высокой моды традиционно работают с учетом двух основных сезонов - весна/лето и осень/зима. В целом индустрии моды бизнес строится вокруг этого стандарта. Это отражается и на сроках показов новых коллекций, которые проводятся два раза в год фэшн-компаниями.

Однако, существуют компании, которые создают ежегодно более десяти коллекций. Например, такой успешный ритейлер как «Zara» имеет по двадцать сезонов за год. Во многом это связано с тем, что на сегодняшний день, рынок модных товаров очень высококонкурентен, в связи с чем необходимо постоянно обновлять ассортимент продукции. Это означает, что ритейлеры увеличивают количество «времен года», то есть частоту, с которой товар в магазине полностью меняется. Последствия этой тенденции для управления цепочки поставок очевидно велики.

Высокая волатильность спроса на рынке. Спрос на товары индустрии моды редко стабильный или линейный. Он может зависеть от капризов, погоды, фильмов, или  даже поп-звезды и футболистов. Есть множество источников неопределенности в индустрии моды со стороны не только покупателей, но поставщиков, грузоотправителей и так далее. Как результат - низкая предсказуемость объемов продаж. Из-за волатильности спроса крайне сложно спрогнозировать достаточно точно общий объем спроса даже без учета периода. Для новой компании это сделать еще сложнее.

Высокий процент импульсных покупок. Многие решения потребителей о покупке принимаются в точке продаж. Иными словами, когда покупатель «сталкивается» с товаром, он осознает возможность приобрести продукт, ввиду его «доступности». Исходя из вышеперечисленных особенностей работы на рынке дизайнерской одежды и обуви, можно выделить основные вопросы и задачи, стоящие перед предпринимателем.

Как упоминалось выше, специфика работы на рынке модных товаров заключается, в первую очередь, в необходимости постоянно создавать новые креативные продукты.

Модельер должен обладать большим набором навыков, так как роль дизайнера как предпринимателя заключается не только в своевременном создании новой коллекции, но и в эффективном управлении бизнесом. Творчество должно сочетаться с бизнес-навыками, искусство с коммерцией. Индустрия моды, как и любой другой бизнес, должна включать в себя все аспекты работы предпринимателя: исследование рынка (изучение рынка, тенденций, потребительского поведения), разработка продукта (как с эстетической, так и технической стороны), поиск источников финансирования, производство, маркетинг, продажи, общий менеджмент (бизнес-стратегия, направление бренда и так далее).

Многие начинающие дизайнеры концентрируются только на создании коллекций, упуская из вида все остальные направления ведения бизнеса. Безусловно, совмещение двух направлений деятельности (художественной и коммерческой) является сложной задачей, особенно для новых компаний на рынке. В данном случае, рационально воспользоваться внешней поддержкой.

Существуют три возможных вида поддержки: бизнес-инкубаторы, совместное ведение бизнеса дизайнером с бизнес-партнером, использование внешнего профессионального менеджмента5 . Поскольку любой бизнес в своем развитии проходит три основные стадии: становление (генерация идеи, разработка бизнес-плана, регистрация фирмы), рост (достижение точки безубыточности и устойчивого роста компании, отработка системы управления бизнесом) и расширение (экспансия рынка, расширение ассортимента товаров, каналов сбыта), то целесообразно рассмотреть каждый из видов поддержки с учетом применимости для трех основных стадий развития бизнеса.

1. Бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор — это инструмент развития и продвижения бизнеса на ранней стадии деятельности, осуществляющий сопровождение бизнес-идей в продукты, путем оказания широкого спектра услуг. Основной целью инкубатора является создание условий для ускоренного развития малых предприятий [7].

Существуют специализированные бизнес-инкубаторы в сфере фэшн-индустрии, которые предоставляют молодым дизайнерам такие услуги, как выставочное пространство, консалтинговое бюро, маркетинговое агентство, инновационный цех для изготовления изделий. К сожалению, для России такой формат поддержки предпринимателей сформировался не так давно, поэтому в силу своей специфики на отечественном рынке представлены единичными примерами.

2. ИДЕЯ СТАРТАПА. КОНЦЕПЦИЯ ПРОДУКТА

2.1 Характеристика предприятия

Персонал который будет работать в ателье: швея - опыт работы 3 года, швея - опыт работы 4 года, опыт работы 2 года, закройщица - опыт работы 5 лет, Татьяна - администратор, опыт работы 2 года.

Деятельность компании – сфера услуг.

Швейное ателье рассчитано на клиентов со средним достатком и выше среднего. Швейное ателье «Сouturier» планирует предоставлять услуги по пошиву женской и мужской одежды по индивидуальному заказу. Одежд будет изготавливаться в соответствии со всеми особенностями фигуры заказчика, пожеланиями и направлениями моды. Также ателье будет осуществлять ремонт одежды и реставрацию кожи и меха.

Задачи бизнеса:

- получение прибыли;

- обеспечение потребителей продукцией ателье;

- создание новых рабочих мест;

- обеспечение персонала заработной платой и нормальными условиями труда;

- недопущение сбоев в работе предприятия.

Директор ателье является владельцем. Закройщица и швеи работают пять дней в неделю (пять через два). Мастер по ремонту одежды и реставрации кожи и меха и администратор – также пять через два. Бухгалтер выходит раз в месяц, чтобы составить отчетность.

Цель настоящего проекта - создание нового предприятия, швейного ателье «Сouturier», которое будет соответствовать стандартам высококлассного и квалифицированного обслуживания.

Миссия ателье – «Мы оказываем услуги по индивидуальному пошиву и ремонту одежды, обеспечиваем безупречный уровень сервиса и отличное качество швейных услуг в городе Саранск».

Ценность ателье – пошив и ремонт одежды отличного качества по приемлемым ценам.

Для того, что бы начать работу, будет арендовано помещение в центре города Саранск, площадью 30м², в ТЦ «Макс» ул. Гагарина, 99 а, на втором этаже.

В ателье будет приятно провести время. Администратор всегда проконсультирует по интересующим вопросам. Квалифицированные мастера снимут с вас мерки, и исполнят все ваши требования. Приятная атмосфера в нашем ателье, чистота и порядок приятно порадуют клиентов, и заставят приходить их к нам вновь и вновь.

Часы работы ателье с 10-00 до 18-00 без перерывов, (суббота, воскресенье выходной).

Швейное ателье будет располагаться, в ТЦ «Макс», где конкурентов данной отрасли нет.

Конкуренты находятся вблизи торгового - ателье «Маяк» по пр. Ленина 3, ателье «Стиль - Я» - по пр. Ленина, 56 ТРЦ «РИО - по ул. Мира 19, «Мини-Ателье» «Модерн» - по ул. Веселовского 1а, Свадебный салон Матвеева Г.К. ИП - ул. Полежаева 10.

Оборудование, необходимое для ателье будет закуплено директором.

Ценность данной услуги с каждым годом растет. Эта деятельность была не всегда популярна, но так как сейчас в магазинах очень трудно подобрать одежду нужного размера, цвета, и определенного материала, люди идут и будут идти в ателье.

Работоспособность ателье будет зависеть не только от качественно выполненных работ, но и презентабельного вида помещения и квалифицированного персонала.

Сегодня швейный бизнес имеет большие перспективы развития в нашей стране, так как современное поколение стремится не просто выглядеть стильно и модно, но и оригинально, выделяться на фоне толпы. Поэтому шить одежду в ателье – это показатель престижности и отменного вкуса.

Кроме того, ателье может заниматься пошивом одежды для людей с нестандартной фигурой, карнавальных и бальных костюмов, заниматься мелким и крупным ремонтом одежды, реставрацией меха и кожи.

В ателье важно чтобы персонал нашел контакт с клиентом. После того, как клиент определится с выбором конкретной вещи, если это услуга индивидуального пошива, то закройщица снимает мерки. Для этого мы используем сантиметр, документацию. От правильного снятия мерок в дальнейшем зависит результат выполненной вещи. Следующим этапом будет конструирование одежды.

Конструирование включает в себя расчет и построение чертежей деталей одежды, изготовление лекал и составление технической документации. Далее идет подготовка тканей к раскрою. Она включает следующие работы: приемку и хранение тканей, проверку их качества, промер кусков по длине и ширине, подсортировку тканей в настилы, нормирование расхода ткани на изделие, изготовление обмелков и трафаретов.

Раскрой тканей включает настилание тканей, рассечку настилов на части и вырезание деталей изделия. Потом уже приступают к пошиву одежды и обработке. Также в каждом этапе возможна примерка.

Если это ремонт одежды, то швея принимает заказ и пожелания от клиента.

Не упуская ни одного момента и выполнив качественную работу, швея создаст отличное впечатление, как о себе, так и ателье. Это и будет ценностью Швейное ателье «Сouturier», так как в ателье конкурентах не всегда соблюдается такая последовательность работы и хорошее отношение к клиентам, приятная атмосфера.

2.2. Анализ рынка

Швейная промышленность в России – вторая по объему валовой продукции отрасль легкой индустрии. Она отличается более свободным характером размещения и теснее связана с потребителем.

В швейной промышленности малый бизнес обладает большей мобильностью и гибкостью, мы можем перестроиться в считанные дни. И делать все что угодно: шить фартуки, искусственные дубленки, пальто, тонкий трикотаж [19; с. 24].

Две основные услуги швейных ателье — пошив и ремонт одежды.

К первой чаще всего прибегают люди с высокими требованиями к качеству одежды или люди с нестандартной фигурой.

Ремонт одежды тоже важное подспорье в деятельности предприятия и приносит прибыль за счет скорости и количества.

Шитье всегда было и будет актуальным, так как не всегда можно найти одежду в магазине, которая бы нам нравилась и подходила по размеру, была модной и уникальной, чтобы ни у кого не было такой вещи.

Ремонт одежды вообще является неотъемлемой частью, ведь у каждого может порваться вещь, либо в магазине купленная вещь вам велика или ваша фигура может изменяться, и придется отложить одежду в шкаф надолго, для этого мы и помогаем клиентам. Поэтому клиенты готовы платить не только за качественно выполненную работу, но и за индивидуальный подход к каждому.

В городе Саранск не так много магазинов одежды, где можно подобрать нужную по размеру тебе вещь, да еще и за разумную цену.

В основном магазины, в которых ты можешь найти вещь по фигуре, стоят очень дорого, либо если дешевые, то очень плохого качества.

Мы провели опрос 22 ноября 2020 года в городе Саранск.

За час мы опросили 22 человека, из них 15 женщин и 7 мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, разного социального статуса. Из 15 женщин 8 уже пользовались услугами швейного ателье по ремонту одежды и индивидуальному пошиву, 5 женщин в будущем задумываются посетить ателье для пошива свадебного платья, оставшиеся, 2 шьют сами дома. Из 7 опрошенных мужчин всего 2 пользовались услугами швеи, оставшиеся 5, воздержались от ответа.

В результате проведенного опроса было выяснено, что потребителями данной услуги являются в большей степени женщины в возрасте от 18 до 60 лет и разного социального статуса

Персонал который будет работать в ателье: Ксения– швея, опыт работы 3 года, Мария – швея, опыт работы 4 года, опыт работы 2 года, Надежда - закройщица, опыт работы 5 лет, Татьяна - администратор, опыт работы 2 года.

Таблица 1 – Результаты маркетинговых исследований швейных услуг в г. Саранск

18-30 лет

31-40 лет

41-60лет

Больший спрос падает

девушек в возрасте от 18 до

30 лет, так как в этот период

происходят важные события

в их жизни, например

свадьба, выпускной,

юбилей, больше всего

одежду заказывают

индивидуального пошива

Таких клиентов тоже

достаточное количество, но

в основном они приходят в

ателье за ремонтом одежды,

шубы и т.д. Они очень

требовательны и работа с

ними может занимать

долгое время.

Эта категория женщин тоже

пользуются услугами

ателье, не так часто, но

пользуются. Основном они

приходят, за нарядом

пошитым на заказ, так как в

этом возрасте не всем

можно подобрать одежду по

фигуре, или ремонтом

По данным результатам табл. 1 можно сделать вывод, что привлекая таких клиентов, мы значительно повысим свои доходы. Так как именно девушки и женщины независимо от возраста, хотят, чтобы одежда была по размеру и смотрелась оригинально, предстоит также и переделка – либо подшить или ушить брюки или платье, так как сейчас это актуально в ателье.

Многие становятся постоянными клиентами.

Согласно данным Росстата и Мордовского Центра статистики уровень доходов жителей Саранска на 2019 год составил 23 187 рублей. Из опроса следует, что 15% своей заработной платы горожане тратят на красоту и здоровье. Несмотря на кризис, люди все равно будут тратить деньги, на то, чтобы отремонтировать свою вещь или на что-то красивое и оригинальное, чего нет в магазинах.

Таким образом, уровень доходов населения не влияет на спрос данной услуги. На пошив или ремонт нужной им вещи люди готовы тратить деньги даже в кризис, чтобы выглядеть стильно и модно.

Основное количество клиентов предпочитает пользоваться ателье в центре города. За счет этого и формируется хорошее впечатление клиентов об ателье. Именно в центре города посещаемость ателье будет значительно выше, нежели где-то на окраине города, или в каком-то другом районе.

Всего в городе 6 ателье, 5 из них находятся в центральной части города. Сравним деятельность нескольких ателье, которые находятся в центре города, вблизи места расположения нашего ателье.

Это ателье: «Мини-ателье», «Маяк», «Модерн» Свадебный салон ИП Матвеева Г.К. , «Стиль-Я».

Время работы всех ателье практически одинаковое, что усиливает конкурентоспособность. Так как арендная плата в центре города практически везде одинаковая, то главное отличие будет состоять от месторасположения и площади, ассортимента предоставляемых услуг, а также цен за услуги.

Минимальная цена за услугу индивидуального пошива во всех ателье - конкурентах составляет от 1500 до 2000 рублей. Минимальная цена ремонта одежды от 150 до 300 рублей, а за реставрацию кожи и меха в ателье - конкурентах берут от 1000 до 3000 рублей.

Далее проведем сравнительный анализ цен услуги ателье конкурентов, в табл. 2 рассмотрим минимальную цену за индивидуальный пошив.

Персонал который будет работать в ателье: швея, опыт работы 3 года, швея, опыт работы 4 года, опыт работы 2 года, закройщица, опыт работы 5 лет, администратор, опыт работы 2.

Таблица 2 – Цены за услуги в ателье конкурентах за индивидуальный пошив

Название

Минимальная цена, руб.

Кол-во мастеров, чел.

1

Мини-Ателье

1500

2

2

Маяк

1700

3

3

Модерн

1500

3

4

Свадебный салон Матвеева Г.К. ИП

2000

5

5

«Стиль-Я»

1700

2

Также в табл.3 рассмотрим минимальную цену за услуги ремонта одежды в ателье-конкурентах.

Таблица 3- Цены за услуги в ателье конкурентах за ремонт одежды

Название

Минимальная цена, руб.

Кол-во мастеров, чел.

1

Мини-Ателье

150

2

2

Маяк

270

3

3

Модерн

300

3

4

Свадебный салон Матвеева Г.К. ИП

300

5

5

«Стиль-Я»

250

2

В табл.4 рассмотрим минимальную цену за услугу реставрации кожи и меха в ателье-конкурентах.

Таблица 4- Цены за услуги в ателье конкурентах

Название

Минимальная цена, руб.

Кол-во мастеров, чел.

1

Мини-Ателье

От 1200

2

2

Маяк

От 1500

3

3

Модерн

От 3000

3

4

Свадебный салон Матвеева Г.К. ИП

Не производят данную услугу

5

5

«Стиль-Я»

От 2000

2

По данным таблиц можно сделать вывод, что минимальная цена за услугу индивидуального во всех этих ателье составляет от 1500 до 2000 рублей. Минимальная цена ремонта одежды составляет от 150 до 300 рублей, а за реставрацию кожи и меха в ателье - конкурентах от 1000 до 3000 рублей, ремонт одежды, реставрацию кожи и меха в ателье конкурентах.

Стоимость за работу всегда индивидуальная, и ателье устанавливает всегда минимальную цену, меньше которой работа стоить не может.

Минимальная цена распространяется на пошив брюк, на ремонт одежды, реставрацию кожи и меха.

В ателье конкурентах не предоставляют услуги вязания вещей ручной работы. Так как наше ателье буде осуществлять эту услугу, это будет являться преимуществом и отличием от конкурентов.

Оценка конкурентов проведена с применением оценочных факторов, разбитых на семь основных группы, установлением оценочных баллов по 5-балльной шкале. Значимость каждой группы факторов определяется на основе данных анкетирования , которое было проведено в г.Саранск.

Для этого выделив основных конкурентов можно определить их работу по основным критериям (табл.5).

Таблица 5 - Оценка основных конкурентов и ателье «Сouturier»

Факторы

конкурентоспособности

Ателье

«Сouturier»

Мини-

Ателье

Маяк

Свадебн

ый

салон

Модерн

«Стиль-Я»

1.Качество изделия

5 Высокая

квалификация швей

3

Среднее

4

Среднее

5

Высокое

качество

5

Высокое

4

Среднее

2.Место нахождения

5 Удобное

местораспо-

ложение, центр города

3 Сложно

добраться

4 Не

совсем

сложно

5 Центр

города

3 Сложно

добраться

4 Не совсем

сложно

3 Уровень цены

5

средний, в

зависи-

мости от

сложности

5

средняя

4

Выше

среднего

4

Высокие

цены

5

Средние, в зависи

мости

от

сложно

сти

4

Выше

среднего

4 Дизайн

5 Сучетом

заказчика

и

желаемой

модели

4

Учитыва

ются

пожелания, но не

всегда

5

с учетом

заказчика и

желаемой

модели

5

с

учетом

заказчика

4

с

учетом

заказчика

4

с учетом

заказчика

5 Ассортимент

4

специализа

ция на

мужской и

женской

одежде

4

специализ

ация на

мужской

и женской

одежде

5

Женская,

мужская

и

детская

одежда

3

Только

вечерние и

свадебные

наряды

4

специа

лизация на

мужской и

женской

одежде

5

Женская,

мужская и

детская

одежда

6 Время работы

( 10:00-

18:00)

( 10:00-

18:00)

( 10:00-

18:00)

( 10:00-

18:00)

( 10:00-

18:00)

( 10:00-

18:00)

7.Имидж, репутация

3

новое

предприятие

4

-

5

надежное

5

надежное

5

надежное

3

новое

предприятие

Общее количество

баллов:

32

28

32

32

31

29

Как видно из табл. 5, основными конкурентами швейного ателье являются свадебный салон и швейное ателье «Маяк»: большинство людей обращается к ним, потому что на рынке они работают значительно, дольше и завоевали доверие к себе. Такого интереса клиентов нужно будет добиться.

Для этого нам поможет реклама и отличное качество поставляемых материалов и тканей. Для того чтобы нам понять какие преимущества, недостатки и угрозы может иметь в будущем наше ателье, проведем SWOT-анализ проектируемого ателье в табл. 6.

Таблица 6 - SWOT-анализ проектируемого Швейное ателье «Сouturier»

Сильные стороны

Слабые стороны

- хорошее месторасположение;

- только проверенные поставщики

- спектр предоставляемых услуг больше, чем у конкурентов;

- квалифицированные персонал;

- стабильность кадров;

- наличие скидок для постоянных клиентов;

-подарки за заказ от трех вещей

- высокое качество материалов, фурнитуры и т.д.;

-качественно-выполненная работа

- малая известность ателье

-большая зависимость от конкурентов

Возможности

Угрозы

- благоприятная демографическая ситуация;

- хорошие отклики и отношения с клиентами

- возможность обслуживания дополнительных групп клиентов,

-возможность вязания вещей

- спад в экономике;

- появление новых конкурентов;

- изменение потребностей потребителей;

- новые маркетинговые технологии конкурентов.

Как видно из анализа нашими основными конкурентами являются свадебный салон и швейное ателье «Маяк» т. к. большинство людей обращаются к ним, потому что на рынке они значительно, долгое время и завоевали доверие к себе.

Таким образом, вступить на рынок будет не так сложно, так как в городе не такое большое количество конкурентов. Но хорошо подобранное месторасположение ателье будет привлекать потенциальных клиентов. Также качественно выполненная работа нашего персонала повлечет за собой хорошие отзывы и рекомендации клиентов.

2.3. План маркетинга

План маркетинга – план мероприятий по достижению намеченного объёма продаж и получению максимальной прибыли путём удовлетворения рыночного спроса [38; с. 60].

Стратегические цели салона:

-увеличить поток клиентов;

-добиться максимального количества постоянных клиентов;

-повысить интерес клиентов к ателье;

-увеличить обороты до максимальной загруженности мест.

Для того чтобы провести общий анализ тенденций швейного ателье, достаточно будет ориентироваться на исследования рынка: просмотр газет, интернет сайты, социальные сети, также быть всегда в курсе всех новостей.

Для разработки ассортимента услуг, выбора ценовой политики, выбора поставщиков и рекламы, все основные действия анализа будут направлены на ближайших конкурентов и потенциальных клиентов.

Люди посещают не так часто ателье, примерно, раз в два месяца может реже. Но бывают и те, кто пользуется постоянно только услугами ателье, ведь они доверяют больше тем, в ком уверены и знают, что вещь будет сшита или отремонтирована точно, так как они заказывали. Целевую аудиторию ателье будут составлять в большей степени женщины в возрасте от 18 до 60 лет со средним достатком (согласно проведенному опросу граждан).

Определенных критериев целевой аудитории нет, это услуга на любителя. Для кого-то это необходимость, например, уменьшить длину брюк, юбки, платья, или ушить в ширину пальто, ремонт шубы и т. д. А кто- то просто хочет иметь вещь, сшитую на заказ, либо сшить вещь на какое-то важное мероприятие в своей жизни. Клиентами могут быть как обычные рабочие, студенты так и предприниматели или директора фирм.

Ценовая политика швейного ателье будет исходить из:

- стоимость сырья и материалов,

- расходов на оплату труда и покрытие производственных издержек,

- величины предполагаемой прибыли,

-условий конкуренции.

Ассортимент предоставляемых услуг швейного ателье «Сouturier» описан в табл.7.

Таблица 7 - Ассортимент предоставляемых услуг

Название услуги

Описание

Индивидуальный пошив одежды:

1) Брюки женские

2) Брюки мужские

3) Юбка классическая/модельная

4) Платье с рукавом/без рукава

5)Платьевечернее/свадебное/модельное

6) Плащ/пальто/парка

Ремонт одежды

1) Изменение длины или ширины верхней одежды

2)Изменение длины или ширины брюк/джинс

3) Замена молнии

4) Замена пуговиц/кнопок

5) Штопка джинсовых изделий

6)Изменение длины или ширины юбки/платья

7) Перенос линии талии

8) Замена резинки в поясе

9) Замена подклада

10) Замена резинки в поясе.

Вязаные вещи ручной работы

1)Платье

2)Комплект шапка варежки шарф

3)Шапка

4)Шарф

5)Варежки

6)Купальник

7)Свитер

8)Пуловер

10)Носки

Ремонт и реставрация кожи и меха

Ценовая политика швейного ателье будет исходить из:

- стоимость сырья и материалов,

- расходов на оплату труда и покрытие производственных издержек,

- величины предполагаемой прибыли,

- условий конкуренции.

Самый хороший способ сделать прейскурант нового ателье – составить его как у конкурента. В современной экономике действует рыночный механизм ценообразования. Его суть заключается в том, чтобы установить такую цену на услуги, которая устроила бы и клиента, и предприятие. Так как ателье только открывается, цены завышать мы не будем, потому что клиенты еще не знают о нем ничего, а с высокими ценами их и вовсе не будет.

Таким образом, минимальная стоимость за услугу индивидуального пошива составит 2000 рублей, за ремонт одежды 150 рублей, за реставрацию кожи и меха составит 1000 рублей. Со временем цену можно будет увеличить, так как только в 2 из 5 ателье-конкурентах минимальная стоимость составляет такую же сумму. В остальных минимальная стоимость выше.

В табл. 8 рассмотрим затраты на материалы при индивидуальном пошиве брюк классического кроя за минимальную цену.

Таблица 8 - Затраты на материал при индивидуальном пошиве брюк классического кроя

Материал

Расход

Стоимость

Ткань костюмная

2 метр

500 руб.

Нитки

1 моток

50 руб.

Молния

1 шт

16 руб.

Пуговки

1 шт

14 руб.

Подклад капрон

1 метр

50 руб.

Лента термоклеевая

3 метр

30 руб.

Итого

660 руб.

Исходя их данных, прибыль с минимальной ценой за пошив брюк классического кроя составит: 660 рублей.

Себестоимость на 1 ед. изготовленной продукции можно рассмотреть в табл. 9. Также можно увидеть, сколько средств будет затрачиваться на материалы при выполнении услуг за первый квартал и за 2 года.

Таблица 9 - Прямые материальные затраты

Прямые материальные затраты

Стоимость (руб)

1кв. (тыс.руб.)

Итого за 2 года (тыс.руб.)

Индивидуальный пошив.

660

198

1706

Ремонт одежды

500

24

207

Реставрация кожи и меха

500

240

2068

Вязаные вещи ручной работы

800

116

1000

= Прямые материальные затраты

578

4981

В швейном ателье также планируется проведение разных акций и скидок, такие, например, как подарок вязаный шарф ручной работы. при пошиве трех изделий. Все это будет делаться для того, чтобы привлечь потенциальных клиентов и для стимулирования сбыта.

Для постоянных клиентов будет действовать скидочная карта, которой можно будет воспользоваться любой из услуг со скидкой 10%.

Таким образом, прейскурант цен в нашем ателье будет таким (табл.10).

Таблица 10 - Прайс-лист на услуги швейного ателье

Название услуги

Цена (руб.)

Индивидуальный пошив

Брюки женские/мужские

2000 руб

Юбка классическая/модельная

1500 руб

Платье с рукавом/без рукава

2000 руб

Платье свадебное

От 10000 руб

Платье вечернее

3000 руб

Блуза /рубашка

От 800 руб

Кардиган трикотажный

1500 руб

Пальто женское/мужское

От 3000 руб

Жакет/пиджак женский/мужской

2500 руб

Ремонт одежды

Изменение длины или ширины

верхней одежды

От 300 руб

Изменение длины или ширины брюк/джинс

От 250 руб

Замена молнии

От 150 руб

Замена пуговиц/кнопок

От 150 руб

Штопка джинсовых изделий

От 150 руб

Изменение длины или ширины юбки/платья

От 250 руб

Перенос линии талии

От 150 руб

Замена резинки в поясе

От 150 руб

Замена подклада пальто/куртки/парки

От 250 руб

Ремонт Меховых и кожаных изделий

Реставрация шубы

Замена подкладки шубы

Мелкий ремонт шубы

Ремонт кожаных изделий

Подшив кожаных изделий

Вязаные изделия

Платье

От 1500 руб

Носки

200 руб

Комплект шапка варежки шарф

От 2500 руб

Шапка

От 900 руб

Шарф

От 700 руб

Варежки

250 руб

Купальник

От 1000 руб

Свитер

От 2500 руб

Пуловер

От 2500 руб

Кардиган

От 3000 руб

* Цена может увеличиваться за счет сложности работы.

Поставщики – это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для предоставления конкретных услуг и товаров [12, с. 12].

Ателье будет иметь одного поставщика, который оказывает услуги разного рода: швейное оборудование, ткани, швейная фурнитура.

Поставщиком оборудования для нашего ателье, будет компания «Welltex» (https://welltex.ru/). Адрес: филиал в городе Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 1 Телефон: +7(343)278-92-31. Эта компания хорошо зарекомендовала себя на рынке. Приемлемые цены и отличное качество.

Оборудование и материалы такого рода, стоят немалых денег, поэтому мы выбрали уже известную своим качеством компанию.

Реклама для швейного ателье будет важнейшим инструментом для привлечения и удержания клиентов. Реклама в интернете, социальных сетях, газетах города будет неотъемлемой частью, любая рекламная информация будет заинтересовывать клиентов посетить ателье.

Для того, что бы была хорошая прибыль, одной рекламы будет недостаточно, можно будет организовать рекламную кампанию. Цены ниже мы делать не сможем, так как прибыль совсем упадет, но можем ввести систему сидок постоянным клиентам, акции на изделия индивидуального пошива. Также мы будем использовать рекламу на сайтах городского округа Саранск и газет Столица С» и «Из рук в руки», так же можно будет разместить рекламу в газетах города Рузаевки. Размещая рекламу в округе и других близлежащих городах и поселках, возможно, будет увеличение потока клиентов и заинтересованности в услугах ателье.

2.4. Продвижение проекта

Создание собственного сайта позволит клиентам узнавать прайс-лист и ассортимент услуг, также последние новости ателье.

В городе так же можно будет нанять промоутеров для раздачи листовок.

В табл. 11 можно увидеть, сколько нам потребуется потратить средств на рекламу в первом месяце.

Таблица 11 - Затраты на рекламу

Наименование

Стоимость, руб.

Создание группы ВКонтакте

0

Реклама в газете «Столица С»

650

Создание сайта

10000

Реклама в газете «Из рук в руки»

800

Печать листовок

2350

Итого:

13800

Рекламу в газетах мы будем размещать раз в 2 недели, давая ее в еженедельные газеты. В группе в контакте реклама будет находиться постоянно. Визитки будут печататься 2 раза в год, так как тираж 1000 штук, печать листовок будет производиться каждые 3 месяца.

Итак, на рекламу в первом месяце нам потребуется 13800 рубля, в следующие месяца затраты на рекламу будут меньше, так как не придется создавать сайт.

2.5 Организационный план

Организационно правовая форма предприятия – индивидуальный предприниматель.

Проект рассчитан на 2 года.

Форма собственности – частная.

Вид деятельности швейного ателье: предоставление услуг по индивидуальному пошиву, ремонту одежды (подгонка по фигуре, замена молний, частичный и полный перекрой, реставрация, срочный ремонт) и реставрации кожи и меха, так же ателье будет принимать заказы на вязаные вещи ручной работы.

Данное предприятие будет осуществлять свою деятельность по коду ОКВЭД 93.05 – предоставление прочих персональных услуг.

Открытие ателье можно будет осуществлять, когда будет набран квалифицированный персонал, который будет состоять из 4 человек.

Персонал подбирался на конкурсной основе среди квалифицированных работников. На рисунке 2 представлена организационная структура ателье.

Рисунок 2 - Организационная структура швейного ателье

Функции директора и бухгалтера будет выполнять предприниматель.

Так же он будет решать все финансовые вопросы, касающиеся ателье, использование прибыли, организационные вопросы, связанные с развитием ателье.

В швейном ателье мы выбрали линейную структуру управления, так как такая структура будет более удобна, как для директора, так и для персонала, работающего в ателье. В основном администратор будет заниматься всеми делами в ателье. Он будет распределять работу между персоналом, и отдавать заказы, так же вести отчетность для директора.

Таким образом, у нашего персонала всегда будет работа, а график, всегда будет согласован с ними. Директор будет в курсе всех дел, происходящих в ателье, и будет заниматься разными вопросами и делами, связанными с ателье вне его стен.

В ателье будут работать 2 швеи и 1 закройщица, которые будут выполнять основные функции ателье. В конце рабочего будет производиться уборка помещения, которую будет осуществлять администратор ателье.

В ателье будет работать только квалифицированный персонал, чтобы клиенты понимали, что ему можно будет довериться.

Из данных табл. «Сведения об образовании персонала» можно убедиться, что персонал имеет уровень образования не ниже среднего профессионального.

Таблица 12 - Сведения об образовании персонала ателье

Должность

Кол-во рабочих

Образование

Директор

1

Высшее

Администратор

1

Среднее - профессиональное

Швея

2

Среднее – профессиональное

Закройщица

1

Среднее – профессиональное

Бухгалтер

1

Высшее

Весь основной персонал нашего ателье будет работать 5/2, с 10:00 – 18:00, суббота, воскресенье выходной.

В табл. 13 описаны обязанности всего персонала в швейном ателье.

Таблица 13 – Обязанности персонала

Должность

Общие и специальные функции

Директор

Контроль подчиненных. Обеспечение стабильной работы ателье.

Администратор

Контроль рабочего персонала. Ведение отчетности для директора. Ведение сайта ателье

Швеи

Специалист, по производству изделий из тканей, кожи и других материалов.

Закройщица

Делает выкройку, производит раскрой. Распределяет операции пошива между швеями. Проводит примерку и сдачу заказа клиенту.

Бухгалтер

Ведение бухгалтерского учета и отчетности

Посчитав примерное число клиентов в день, анализируя швейные ателье конкурентов, можно рассчитать примерный поквартальный фонд заработной платы.

Заработная плата закройщицы составляет - 15000 рублей, так как примерное число клиентов в месяц 100 человек, а минимальная цена за услугу, например пошива одежды 1500 рублей. Заработная плата швей будет 14000 рублей (если посчитать среднее число 8 человек в день, и минимальная цена за ремонт одежды составляет 250 рублей), так как не все идут в ателье за пошивом одежды, в основном идут за ремонтом. Заработная плата директора в первом месяце будет равна 26100 рублей, так как его заработная плата складываться из 30% от оборота. У мастеров в месяц может быть меньше клиентов в 2 раза, но при этом заказывать они будут уже вещи индивидуального пошива, соответственно и стоимость выше.

В табл.14 рассмотрим объем производства и продаж за год и за 2 года существования проекта.

Таблица 14 - объем производства и продаж

ОБЪЁМ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ

Мощность за год

ИТОГО за 2 года.

Индивидуальный пошив, шт.

1200

2400

Ремонт одежды, шт.

1920

3840

Реставрация кожи и меха, шт.

1920

3840

Вязаные вещи ручной работы, шт.

580

1160

Отчисления во внебюджетные фонды: пенсионный, государственного социального страхования, обязательного медицинского страхования составляют в сумме 30%.

Однако для малого бизнеса налоговые ставки ниже и применяется упрощенная система налогообложения.

Каждое вновь созданное предприятие подлежит государственной регистрации.

С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и, в соответствии со ст. 5 Государственного Кодекса РФ, приобретает статус юридического лица.

Для государственной регистрации необходимо подготовить следующие документы:

-заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001);

-копия российского паспорта;

-квитанция об уплате госпошлины в размере 800 рублей.

Новому предприятию малого бизнеса будет трудно всегда конкурировать с крупным производством, и нужно будет находить свое место, где все преимущества малого бизнеса могут быть эффективно и максимально использоваться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие выводы.

Несмотря на трудности экономической ситуации в России и снижения курса национальной валюты, отечественный рынок дизайнерской одежды и обуви продолжает расти. Кроме того, наблюдается рост интереса к отечественным производителям как на российском рынке, так и за рубежом.

Основными представителями данного сектора экономики являются крупные мировые компании. Однако, стоит отметить, что малое и среднее предпринимательство в индустрии моды не теряет своего значения, в особенности в части привнесения на рынок инноваций и уникальных, нишевых товаров.

Основой спецификой индустрии моды выступает выраженный креативный характер операционной деятельности компаний, работающих на рынке. Однако роль дизайнера, как предпринимателя, заключается не только в своевременном создании новой коллекции, но и в эффективном управлении бизнесом. Наиболее распространенной ошибкой при организации новой компании по созданию одежды и обуви заключается в том, что молодые модельеры, концентрируясь в первую очередь на разработке коллекции, не учитывают значимость остальных аспектов ведения бизнеса.

В данном случае, рационально воспользоваться внешней поддержкой. Существует три возможных вида поддержки это: бизнес-инкубаторы, совместное ведение бизнеса дизайнера с бизнес-партнером, использование внешнего профессионального менеджмента.

На каждой стадии развития бизнеса целесообразно использовать разные виды поддержки. Бизнес-инкубаторы эффективны на стадии становления компании, сотрудничество с бизнес-партнером может быть выгодно на протяжении всей жизни компании, внешний менеджмент удобен на стадии роста и расширения бизнеса.

Работа надомников используется для небольшого производства, но этот тип бизнеса не позволяет работать с большими заказами, и производственный процесс не может контролироваться. Более объемные заказы размещаются в специализированных ателье.

И, наконец, для полномасштабного производства столового белья они оснастят свои швейные мастерские. Чтобы открыть собственное производство одежды и салфеток, вы должны сначала ознакомиться с требованиями к помещениям швейных цехов.

Производственный участок должен состоять как минимум из четырех частей: мастерская, склад сырья, склад готовой продукции и дом для рабочих. Желательно разделить рабочую комнату на крой и пошив.

Швейные мастерские обычно расположены на первом этаже. Если используются этажи выше первого, то здание должно быть оборудовано грузовыми лифтами или внешними лифтами. Стоимость изготовления женской одежды зависит от того, какой материал будет использоваться для шитья: отечественный или импортный.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Александров Д. Н. Основы предпринимательства. Личность и синдром предпринимателя / Д.Н. Александров, М.А. Алиескеров, Т.В. Ахлебинин. – М.: Флинт, Наука, 2017. – 520 с.
    2. Будущее России. Проблемы и проекты. Экономика. Оборудование. Инновация. – М.: Либроком, 2019. – 344 с.
    3. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: КДУ, 2017. – 524 с.
    4. Демина Т.А. Индустрия моды как самостоятельный сектор экономики // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – № 9. – С. 13-23.
    5. Джексон Т., Шоу Д. Индустрия моды. / Пер. с англ. О. Теплых. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2017. – 352 с.
    6. Инновации в бизнесе. - М.: Альпина Бизнес Букс (Юнайтед Пресс), 2017. - 310 с.
    7. Крутик, А.Б. Введение в предпринимательство / А.Б. Крутик, А.Л. Пименова. – М.: СПб .: Политехник, 2017. – 583 с.
    8. Ларссон Альфред Нобель. Инновационные сети / Ларссон, Ульф. – М.: СПб.: Гуманизм, 2019. - 220 с.
    9. Ливингстон, Джессика Как все начиналось. Apple PayPal, Yahoo! И еще 20 историй знаменитых стартапов глазами их основателей / Джессики Ливингстон. – М.: Эксмо, 2017. – 496 с.
    10. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учебное пособие / Под ред. A.D.A. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 480 с.
    11. Назаренко В. А., Бочкова Е. В. Стартапы: сущность и основные составляющие развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 11. – С. 3946–3950. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86828.htm.
    12. Парабеллум, А. 100% стартап. Как создать и раскрутить бизнес / А. Парабеллум, А. Пугачев. – М.: Питер, 201. – 569 с.
    13. Петров, М.Н. Основы экономики и предпринимательства / М.Н. Петров. – М.: Герда, 2018. – 510 с.
    14. Рекундал, Яна Маркетинговые коммуникации для интернет-стартапов / Яна Рекундал. – М .: Нобел Пресс, 2018. – 483 с.
    15. Савельева Н.Ю. Менеджмент и маркетинг в индустрии моды. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 751 с.
    16. Тангейт М. От Armani до Zara: построение бренда в сфере моды. / Перевод: А. Лисицына. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 352 с.
    17. Тормышева Т.А. Развитие бизнес-инкубаторов в условиях построения российской инновационной экономики, дисс. канд. экон. наук. – М., 2017. – 142 с.
    18. Харниш, Верн. Правила прибыльных стартапов / Верн Харниш. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 204 с.
    19. Ченчик А.В. Брендинг молодых российских дизайнеров // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2017. – № 2. – C. 50-59.
    20. Ченчик А.В. Особенности предпринимательства в индустрии моды // Российское предпринимательство. – 2017. – № 3. – С. 231-237.
    21. Analysis on fashion design entrepreneurship: Challenges and supporting models URL: http://bada. hb.se/bitstream/2320/6702/1/2017.13.3.pdf
    22. International journal of Engineering Business Management Special Issue Innovations in Fashion Industry. 2017 http://www.intechopen.com /IJEBM%20Innovations %20in%20Fashion %20Industrynonum.pdf