Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория государства и права

Содержание:

Введение

Право можно отнести к наиболее сложным и в тоже время к наиболее важным общественным явлениям. Без права невозможно представить существования ни одного современного общества, поэтому важно понять суть его происхождения и взаимосвязь формирования права и развития человечества. Так как при развитии человечества и общества изменялось представление о праве. В связи с этим и появлялись множество теорий и суждений.

Изучение происхождения права дает более четкую картину о социальной значимости права, проанализировать причины развития в различных временных отрезках.

Теории возникновения права тесно связанна с концепциями происхождения государства. Право возникает ровно с происхождением государства, и является плодом его формирования. Эти два понятия взаимосвязаны и их разделение не возможно, так как без одного не может существовать другое.

За время существования общества были созданы различные теории, предположения и мысли. Однако о единой теории споры идут и по сегодняшний день. Пытаясь дать определения права и его роль в жизни общества еще в Древнем Риме юристы говорили что право невозможно определить одним значением или признаком. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что “всегда является справедливым и добрым”, – каково естественное право. В другом смысле право – это то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право”.

Актуальность данной темы обусловливается тем, что изучение права происходит и по сегодняшний день. Так как развитие и потребности общества, исчезновение и образование новых государств происходит и в наши дни. И скорее всего, будет происходить и в будущем.

Цель данной курсовой работы является понятие происхождения права. Его происхождение, формирование его как науки. Развитие права вместе с развитием цивилизованного мира.

В ходе работы предстоит сформировать представления о праве, этапах его развития, причинах возникновения различных теорий, а так же стоит обратить внимание на многообразность теорий о происхождения права.

При раскрытии темы приводится общая характеристика и понятие права как юридического понятия. Далее приводятся основные и наиболее популярные теории происхождения права. В заключительной части выделим значение права в современном обществе, а так же признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов первобытного общества.

Работа основывается на обзоре отечественной литературы, использованы учебники, периодические издания, нормативные акты и материалы.

1. Понятие и причины возникновения права

1.1 Понятие права

Право - понятие обширное и многогранное. Определение права имеет множество понятий, подходов и характеристик которые менялись по мере развития самого общества. Но, не смотря на это основные понятия в начальные этапы развития и в современные, большинство концепций и основных понятий имеет общую сущность. [3, c.118]

Право как и государство возникало спонтанно на неопределенном этапе развития и является достижением человеческой цивилизации и культуры.

-Право - наиболее эффективное средство регулирования и упорядочения общественных отношений ;

-Право выражает государственную волю, целенаправленно и последовательно осуществляет управление обществом;

- Право это мера социального поведения регулируемая силой государства;

Из этого можно сделать вывод, что право - это система общепринятых норм поведения общества определяемая государством для регулирования общественных отношений. [7, c. 201]

В реальное время право является инструментом социального регулирования, средством установления порядка в обществе.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что право служит для обеспечения порядка в обществе с защитой интересов различных слоев и групп населения путем достижения взаимопонимания, взаимоуважения достижение компромиссов, т.е. право, является социальной гарантией защитой интересов и прав общества. [13, c. 85]

Теперь рассмотрим функции права как юридического воздействия на общественные отношения.

Охранительная функция направлена на защиту и охрану наиболее важных общественных и социально значимых отношений в обществе. При этом право объявляет их неприкосновенными, а несвойственные и асоциальные отношения стремится ликвидировать. Суть данной функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. [16, c. 34]

Регулятивная функция направлена на регулирование, наиболее важных на данном этапе развития, отношений в обществе. Установление правового механизма направленного на обеспечение эффективной реализации правовых предписаний. Суть данной функции – это упорядочивать отношения в обществе.

Политическая функция направлена на обеспечение участия личности в делах общества, возможность лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений. Суть данной функции - это обеспечить политическую свободу, участие граждан в борьбе за власть её распределение и существование. [2, c. 355]

Восстановительная функция эта функция занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. Она направлена на восстановление тех правил и отношений, которые когда-либо были нарушены. Право имеет алгоритм действий, применение которого, обеспечивает запрет действий, которые нарушают права граждан. Суть данной функции направлена на восстановление прежнего положения субъекта права, которое было когда - либо лишено.

Воспитательная функция направлена на воспитание у людей уважительного отношения к праву. Проведение воспитательной работы на коллективное и индивидуальное сознание общества. Суть данного права выработать в обществе чувство справедливости, добра, правды, гуманности.[4, c. 117]

Социальная функция направлена на закрепление свободной деятельности человека в отношении семьи, быта, культуры. Обеспечение прав для его нормального и всестороннего развития. Суть данного права направлена на охрану жизни, чести, достоинства, неприкосновенности личности. [4, c. 121]

1.2 Причины возникновения права

Возникновение права шло вместе с возникновением государства. Этот процесс занимал целые эпохи, а свои корни берет еще с первобытного общества.

В первобытном обществе регулятором права были нормы-обычаи, это поведения людей в определенный временной промежуток. Правила поведения зависели от естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозной деятельности. [6, c. 283]

С этим временем можно связать появление понятия мононорм. Мононормы первобытного общества – это единые, не расчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая. Эти нормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы. В первобытном обществе, индивид не мог иметь осознанного личного интересе которое отличалось бы от интереса его рода. Только после разложения первобытного общества и появления социальной неоднородности все значимые самостоятельные значения получают права. Появление мононорм свидетельствовало о развитии человечества двигающегося по пути прогресса. [18, c. 344]

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу». Табу это-запрещение какого-либо действия, налагаемое на человека в силу особого рода предписаний, исходящих из существующих культурных традиций, религиозных обычаев, этических и социальных норм. Кроме запретов возникли такие меры воздействия, как дозволение и обязывание. Дозволение – это уполномочивающая норма, то есть, то, что можно делать индивиду. Например, при достижении определенного возраста появляется право претендовать на обряд инициации (посвящения во взрослую жизнь). Тот, кто выдержал инициацию, имел дозволения - создать семью, быть охотником, воином. [7, c.208]

Обязывание - это распределение обязанностей внутри общества во благо этого общества, такие как приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

Из вышеизложенного можно сделать вывод что, запреты, дозволения и обязывание - это истоки формирования права. [7, c. 210]

Факторы которые повлияли на формирование и развитие права:

1. социальные. Разложение рода и возникновение семьи, раскол общества на классы, когда общие интересы переросли в более индивидуальные.

2. экономические. Общественное разделение труда, когда индивид в своей сфере деятельности имеет определенные права и обязанности. Появление частной собственности. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли. [9, c. 82]

Из вышеизложенного можно сделать вывод что ,возникновение права это – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

2. Теории происхождения права

2.1 Теологическая или божественная теория

Теологическая концепция считается достаточно древней и при этом упрощённой среди ученых-теоретиков права. Многие современные ученые , что эта теория ненаучна.

создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу». [16, c. 37]

В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям,— говорится в послании апостола Павла к римлянам,— ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». [8, c. 265]

Теологическая или божественная теория получила свой развитие на рубеже XII - XIII в западной Европе. Представитель того времени, учёный-богослов Фома Аквинский(1225 - 1274) говорил «государство создано богом, а право есть проявление Божественной воли ». Согласно данной теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем бога на земле. [4, c. 117]

Недостатки данной теории выражаются, в том что –теория основана на вере в Бога ,а не на проверенном научном знании и опыте. Как показывает исторический опыт главным фактором формирования права является не мораль и религия, а развитие общества с точки зрения экономики и социальной жизни людей. Научные работы свидетельствуют о том, что государственная организация сменяет на своем посту родоплеменную организации, а право - на смену обычаям.

2.2 Договорная (естественно-правовая) теория

Договорная теория основывается на том, что происхождение права это следствие создания общественного договора – результат волеизъявления народа, в результате которого народ объединился для обеспечения своей свободы и общественных интересов. [19, c. 94]

Французский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо(1712-1778) считал ,что - что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Согласно этому договору - верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Обосновывая договорную теорию Руссо отмечает: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как неразделимую часть целого». [2, c. 384]

Сторонники договорной теории исходят из того, что народ обладает естественным правом на основе Общественного договора создание своего права и на его защиту. [19, c. 98]

Сторонники договорной теории различают два вида права:

Первое – естественное.

Второе – позитивное право.

Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения , которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой такие как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. [19, c. 95]

Позитивное право противоположно естественному праву. В этом виде права, права предоставленные человеку определяет и защищает государство. Это совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в пределах его границ. [2, c. 389]

К преимуществам данной теории можно отнести :

- Она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека.

- Благодаря этой теории стали различать право и закон (естественное и позитивное право).

- Она концептуально соединяет право и нравственность.

Из недостатков можно выделить :

- Не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

- Различное понимание людьми идей справедливости.

- Противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей. [19, c. 100]

2.3 Психологическая теория

Психологическая теория права подразумевает под собой , что право возникло в результате биологических и психологических факторов человека.

Суть психологической теории возникновения права состоит в том, что право сформировалось в результате биологических и психических потребностей человека и общества в целом. У одной группы общества сформировалось потребность в управлении у другой потребность в подчинение. Одни хотели создавать правовые нормы и правила поведения в обществе другие доверять первым выполнять и следовать этим нормам. [4, c. 285]

Сторонники данной теории утверждают что право возникло в следствии переживаний и желания человека жить в цивилизованном обществе, в том что он будет защищен со стороны закона. Психологическая теория права рассматривает народ как бездейственный субъект ищущей подчинения.

Один из сторонников и создателей психологической теории права Л. И. Петражицкий (1867-1931) подразделяет право на интуитивное и на позитивное (гетерономное). [3, c.147]

Интуитивное право образуется исходя из внутренних психологических переживаний человека, действие его исходя из собственных соображений. Позитивное право основано на чужом авторитете либо на нормативном документе.

Из работ Петражицкого можно сделать вывод , что право выполняет распределительную и организационную общественные функции.

К преимуществам данной теории можно отнести :

- Теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую.

- Признание психологического элемента в возникновении и функционировании права. [4, c.289]

Недостатками являются следующие факторы :

- Носит односторонний характер.

-Оторвана от объективной реальности.

- В ее рамках невозможно структурировать право.

2.4 Материалистическая (марксисикая) концепция происхождения права

Данная теория использует материалистический подход к выявлению причин и закономерностей процесса возникновения права. Возникновение права объясняется, что с ходом времени у общества появилась потребность к улучшению материальных условий жизни. [15, c. 509] С развитием производительных сил общества, появлением частной собственности и расколом общества на классы появляется государство, которое и создает нормы права. Материалистический подход несомненно имеет ценность как элемент современной науки права. Однако в данном подходе чрезмерно преувеличен экономический фактор и роль классов. Материалистический подход жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами. [3, c. 152]

В материалистической теории считалось, что право не может существовать без аппарата , способного насильно заставить, принудить общество к соблюдением норм права. Таким образом, утверждалось, что право обязано опираться только на принуждение, насилие. В современно мире и в современной науке данная позиция очень спорна, так как наиболее полезным для общества является добровольное и сознательное соблюдение норм права, основанное на понимании необходимости права и его роли в жизни общества. [15 c. 512]

Формирование материалистической теории происходило во второй половине XIX - начале XX в. К основоположник данной теории относят Маркса, Энгельса, Ленина. Представители данной теории утверждают, что право-это выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право – явление порожденное государством и полностью определяется его волей. Выделяется экономическая зависимость права, право всегда должно выражать требования экономических отношений. Оно не должно стоять , чем экономический и культурный строй, создавший его. [ 3, c. 158]

Одной из идей сторонников этого направления заключается в том ,что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Исходя из этого следует , что одинаковое право оборачивается фактическим неравенством.

Существует несколько положений характеризующие суть материалистической теории, рассмотрим основные:

- в основе теории лежит классовый подход;

- право - возведенная в закон воля правящего класса;

- право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;

- право устанавливается и охраняется государством. [15, c. 517]

Под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т. е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Причем право рассматривалось лишь как инструмент в руках государства, с помощью которого оно решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. [3, c. 161]

2.5 Историческая теория

Историческая теория возникла в первой половине XIX в. как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к коренному изменению существующего со Средних веков политико-юридического строя и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека». Основными представителями этого направления исследовательской мысли являются Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, Н. М Карамзин. [2, c. 318]

Создатели данной теории, говоря о праве считали, что действующее в обществе право не сводится к комплексу предписаний, выдвинутыми от государства. Право самостоятельная единица и своим происхождением не обязано государству. Оно не устанавливается договором, не вводится по чьему либо указанию, не дано Богом, а создаётся, складывается постепенно путём самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. [2, c. 320]

Представители исторического происхождения права считают , что право-это в первую очередь, исторически сложившиеся правовые обычаи, берущие свое начало из глубин народного сознания, из недр национального, народного духа. Что же касается государства, то оно лишь добавляет позитивное право, беря основу из обычного права. [19, c. 84]

К. Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Процесс развития права подобен развитию организма из своего зародыша.На первом этапе своего развития право выступает в виде обычаев, на втором делается объектом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем - общим убеждением народа. [3, c.189]

С точки зрения Г. Пухты, нет смысла искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, она не может прибавиться к обществу. Каждому народу присущ свой дух, соответственно своё правосознание. Поэтому нормы права одного народа не будут годными для других народов и национальностей. Чтобы народ имел соответствующее ему право, необходимо выявить его дух, а этого можно достичь лишь проводя исторические исследования. И чем глубже уходит в историю народа исследователь, тем более точными и полными будут знания о народном духе и процессах его развития.

Согласно высказываний Г. Пухты народный дух проявляется в обычаях. Но не ведь не все ведь обычаи справедливы и гуманны, такие как обычай рабства, обычай войны, человеческого жертвоприношения в международном праве. Так же не подходит под данное описание обычаи связанные с торговой отраслью в международных отношения, так как они выходят за рамки народного духа. [14, c. 65]

Историческая теория имеет свои достоинства. Одно из самых главных- правильный вывод о том, что право - это объективное явление, а не чьё-то произвольное творение. Так же к достоинствам можно отнести бесспорное утверждение, что права не стоит на месте развивается и будет развиваться с обществом. [18, c. 127]

Несмотря на эти достоинства историческая теория имеет и ряд недостатков. Данная теория преувеличивает роль общественного сознания. Объективные факторы, такие как экономика, климатические условия и катаклизмы, международное общение и заимствование опыта социальной жизни, недоучитываются. [1, c. 62]

2.6 Примирительная теория

Данная теория наиболее популярна на Западе. Основными представителями и родоначальниками данной теории являются Гарольд Берман, Эрик Аннерс. Влечение к данной теории у западных ученых вполне объяснимо: западные страны развивались эволюционным путем, причем социальные институты там создавались по мере выявления потребности люди начинали думать, как дать достойный ответ на вызов объективной реальности. Решением этой задачей послужило-создание права. [6, c. 294]

Суть примирительной теории в том, что право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Конфликты внутри рода разрешались не выходя за границы этого рода. Спорные вопросы решались на советах племени, или решением старейшин. Такой вид разрешения конфликтов не подходил при разрешения спорных вопросов между родовыми группами , так как у каждого рода свои обычаи, культуры, взгляды на жизнь в целом. Решение конфликтов мирным путем являлось приоритетной целью племен. Так как при выявление отношений силой возможны численные потери племени, что не выгодно для жизнедеятельности племени. Так как сила племени считалась в численности. [11, c. 28]

Конфликты между родами являлось обыденным делом. Это объясняется потребностью человека жить лучше, защищать свои интересы, приумножать блага. К таким явлением можно отнести : занимание более выгодной территория для жизнедеятельности рода, приобретение большего количества рабов и т.д. [13, c. 206]

При разрешении конфликтов силой, появилось такое явление как , кровная месть, уносившая жизнь многих людей. Сам риск быть подвергнутым кровной мести оказывал сильное давление на членов рода в плане стремления к миру между различными родовыми группами, поскольку нельзя было предугадать, чем закончится вражда, не будут ли уничтожены члены конфликтующих родов до последнего человека. Именно поэтому достижение мирных соглашений без кровопролития являлось приоритетной целью родов. Именно тогда, как считают приверженцы этой теории, и зародилось понятие примирительное право. Со временем, в силу того что примирительные договора повторялись, они переросли в правила, правовые нормы, в соответствие с которыми ответственность, за нарушений этих норм, возрастала. [11, c. 34]

Со временем правила примирения стали разделяться. Из-за того что спорных вопросов было множество и решения были различны возникла система правовых норм. Она продолжала совершенствоваться из поколения в поколения, в устной форме, что характерно для раннего периода развития общества, а затем в письменной, в форме законодательства, т.е. в форме провозглашения их от имени государства с правом применения наказаний со стороны государственных органов. [13, c. 217]

Примирительна теория имеет свои преимущества :

- явным достоинством является то, что она основана на многочисленных исторических фактах. Ведь конфликты сопровождают человечество на всём протяжении его развития и являются отнюдь не исключением, а правилом.

- если посмотреть первые письменные источники права, то там ещё один убедительный аргумент в пользу примирительной теории: практически весь их объём заполняется нормами уголовно-правового характера. В них речь идёт об установлении санкций за правонарушения. [5, c. 483]

Однако примирительная теория имеет и ряд недостатков:

- примирительная теория не учитывает регулятивные причины проявления права. Игнорирует утверждение, что возможно право создавалось не только для примирения, но и для регулирования общественной жизни. [8, c. 361]

2.7 Регулятивная теория

Суть данной теория связывает происхождение права как универсального инструмента для установления одинакового порядка отношений в обществе. Распространена в азиатских научных кругах.

Возникновения данной теории обуславливается тем, что Жесткие климатические и географические условия стран Азиатского континента обусловили особую роль государства, которая заключалась в обеспечении порядка и стабильности, в силу чего право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны (в социально-бытовой, экономической сферах). [2, c. 266] В доисторическую эпоху развития человечества, правовые нормы требовались для узкого круга вопросов связанных с жизнедеятельностью и бытом человека. К таким вопросам модно отнести : распределение территория для переселения(заключение договора между племенами на право пользования территории), определение порядка пользования природными ресурсами(например, разрешённые места охоты для каждого племени или запрет на вырубку леса), запрещались также убийства, телесные повреждения, колдовство, воровство, увод чужих жен, инцест и др. [19, c. 203] С развитием общества появилась потребность в урегулирование в праве - сельскохозяйственного производства, взаимопомощи, правил участия в строительстве крупных ирригационных сооружений. Позднее – регулирование меры весов и цен на товары, правил мореплавания и т.д. Из этого можно сделать вывод, что с развитием, жизнедеятельности людей все большие аспекты регулируется правом. [2, c. 268]

С развитием сельского хозяйства появились свои правила. Например, вассалы, помещики своими распоряжениями устанавливали такие правила в отношении крестьян - нормы крепостного права. Так же пришло и такое понятие , как разделение труда, - мужчины охотятся, женщины готовят еду, заботятся о быте. В это же время было и распределение полученной добычи или созданного продукта. Все блага распределялись в зависимости от занимаемого класса в обществе. Большая часть труда крестьян доставалась вассалу или помещику, определенную часть изымал сюзерен или правитель-государь, устанавливая налоги и сборы. [19, c. 206]

В это же время появились правила и порядки сотрудничества, взаимопомощи. Например община, справившись со своими задачами, шла на помощь соседней крестьянской общине. Строительство больших сооружений вынуждало правительство определять количество принимающих участие людей(поголовное или подворовое). [2, c. 273]

Когда же развитие производства перешло на новый уровень и обмен продуктами труда стал носить массовый характер, начинают регулироваться единые меры весов, устанавливаются денежные системы, справедливые цены на товары. Так же с развитием торговли и выходом ее за рамки одного территориального общества, устанавливают правила мореплавания, норм цехового права. По мере необходимости все сферы жизни людей (экономическая, политическая, социальная) регулируются нормами права все плотнее и плотнее. В этом и состоит причина появления права. [14, c. 324]

Регулятивная теория подразумевает под собой, что право может разрешить все социальные противоречия и проблемы. Но данное высказывание не совсем объективно. К сожалению право не может повлиять на политику. Подтверждением этого могут свидетельствовать военные операции НАТО в бывшей Югославии, боевые действия Палестины и Израиля, политические перевороты в Грузии, на Украине и других государствах мира. [7, c. 166]

Кроме того, данная концепция упускает из виду главную потребность в праве, связанную с охраной общества от преступных посягательств.

Регулятивная теории имеет свои преимущества :

- данная теория согласуется не только с историческими фактами, но и со всем ходом исторического развития. Действительно, правовой потенциал накапливался постепенно и постоянно увеличивался.

- в первых письменных источниках права хотя и доминируют уголовно-правовые нормы, но есть нормы, регулирующие собственность, порядок заключения договоров (с помощью клятвы), просматриваются и наследственные, семейные и другие нормы права. [12, c. 271]

Несмотря на все преимущества регулятивной теории у нее имеется и ряд недостатков:

- Регулятивная теория страдает некоторым максимализмом. К сожалению с помощью права не все можно урегулировать.

- Право — не единственное средство регулирования. В древности основную регулятивную функцию несли обычаи. [7, c. 169]

2.8 Нормативистская теория права

Данная теория была создана в начале xx в. Представителями ее были Р.Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен. Основоположник - Ганс Кельзен(1881-1973 г.) считал что стоит рассматривать как упорядоченную систему правовых норм, при этом нормы располагаются строго по иерархии.

Главное место занимает так называемая основная норма. Данная форма не зафиксирована не в каких правовых документах. Основная норма есть «мысленное допущение ,должно вести себя так, как предписывает Конституция». Далее идут нормы конституции. Они образованны от основной нормы. Следующим уровнем являются общие нормы. Данные номы установлены законодательном порядке или путем обычая. Низшая ступень иерархии - решения судей. [18, c. 259]

Кельзен определял функции норм права:

1) нормы права регулируют человеческое поведение;

2) предусматривают возможность применения принуждения к виновным лицам через причинение им зла: «Это зло выражается в лишении жизни, здоровья, свободы, материальных и прочих благ, и оно причиняется виновному также и против его воли, а при необходимости - с применением физической силы». [14, c. 394]

Кельзен, изучая структуру права, определил для себя, что в основе всего правового лежит определенный "порядок человеческого поведения". Этот порядок обусловлен несколькими признаками: системностью норм, единством норм, наличием основания действительности норм, принудительным характером для виновных за их нежелательное поведение. Таким образом, мы видим у Кельзена завершенную модель права. [7, c. 170] Ее особенностью является тот факт, что право здесь не стремится к упорядочению, оно и есть свершившийся социальный порядок, а функциями права, соответственно, будут являться функции данной социальной системы Эти функции можно прямо соотнести с вышеперечисленными признаками: системообразующая функция, функция единения правовых норм, функция принуждения. [14, c. 395]

Учения Г. Кельзена, полагается на то, что что юридическая наука должна изучать право "в чистом виде", вне связи с политическими, нравственными и другими оценками. Исходя из этой теории право подразумевается как система норм, закрепленных в нормативных актах; государственная воля выражается в нормах права; право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства. [7, c. 171]

Нормативизм, с одной стороны , дает возможность создавать и совершенствовать систему законодательства, предоставлять определенный режим законности. С другой стороны-сторонники нормативного подхода отрицают обусловленность права потребностями общественного развития.

Нормативность в данном подходе неотъемлемо связанна с формальной определенностью права, что в силу более четких критериев, дает возможность руководствоваться юридическими требованиями. [14, c. 397]

К плюсам данной теории можно отнести :

- Позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства.

- Обеспечивает единообразное применение норм и индивидуально-властных велений.

- Обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения.

Недостатки нормативистской теории можно выделить, такие как :

- Отрицание обусловленности права потребностями общественного развития.

- Игнорирование естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм.

- Абсолютизация государственного влияния на правовую систему. [7, c. 173]

Из всего вышеуказанного следует сделать вывод, что теорий происхождения права множество. Все они под собой имею логический и обоснованный смысл. Каждая теория зависит от временного промежутка, развития человечества его нужд и потребностей. Все теории верны и имеют право на существования но единой верное теории нет и быть не может.

3. Право в современном мире. Признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов первобытного общества

3.1 Право в современном мире

Ни одно современное государство не может существовать без права. Общество, в процессе своего развития достигло уровня , когда потребность людей что бы их права и интересы были защищены стало неотъемлемой частью их нормальной жизнедеятельности. Правовая система взяла на себя обязательства обеспечивать устойчивые условия его функционирования, определять меру свободы людей и гарантировать эту свободу. Право в современном обществе это мощный регулятор поведения людей. Право делает отношения людей упорядоченными и цивилизованными; оно выступает гарантом соблюдения интересов человека в тоже время защищает интересы другого человека при их пересечении; выступает мощным государственным регулятором. [16, c. 83]

Из этого следует , что право не только защищает интересы , но и запрещает, в некотором смысле, ограничивает людей в тех или иных действиях во благо общества в целом. Не даром известный русский мыслитель М.А.Бакунин говорил: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». [4, c. 297]

Так же немаловажной функцией права является ,сохранение в обществе, с течением времени, традиции. С течением времени общество неотъемлемо меняется, в связи с изменением потребностей и интересов. Вместе с этим меняется и право. Право выступает фактором прогресса и источником обновления общества. [3, c. 426]

Право социально значимое явление. Социальное назначение права выражается в следующем:

- с помощью права обеспечивается устойчивый порядок в общественных отношениях;

- право гарантирует возможность активной правомерной деятельности человека, не допуская незаконного вмешательства, при помощи механизмов юридической ответственности;

- институты гражданского общества формируются на правовой базе (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы). [6, c.438]

Право как регулятор общественных отношений выступает важнейшим фактором социально-экономического развития общества. По этой причине право имеет определенную социальную ценность. Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. [18, c. 381]

Отсюда ценность права – это возможность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Ценность права состоит в том, что право

- способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом, согласует их интересы;

- придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, делает отношения цивилизованными;

- право выражает свободу личности в обществе, определяет границы и меру этой свободы;

- воплощает идеи справедливости;

- выступает фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития;

- является средством решения международных и межнациональных проблем и достижения социального мира и согласия, средством снятия напряженности в обществе;

- способствует решению экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества. [9, c. 66]

Основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования – можно отнести к принципам права. К числу таких принципов можно отнести :

К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:

- верховенства права;

- законности;

- равенства всех перед законом (равноправия);

- взаимной ответственности личности и государства;

- ответственности при наличии вины.

Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области базовых прав человека. Надо отметить три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный, религиозный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский.

В странах исламского мира действует шариат (ᴛ.ᴇ. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны) он является основным источником законодательства. [10, c. 18]

Романо-германский принцип права, обозначает совокупность правовых систем, изначально созданных на основе заимствования римского права и объединенных общностью своих структур, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России) и противопоставляется англосаксонскому праву. Основной источник права — закон (нормативный правовой акт). [1, c. 62]

Англосаксонская правовая система объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских колоний в том числе стран Содружества наций, и США. Понятие общих принципов права исторически не сложилось. Спорные вопросы в случае пробелов в праве изначально решались на базе принятых требований разума или прецедента, а также понятий о справедливости. [10, c. 19]

В странах англосаксонской правовой системы основным источником права является судебный прецедент. Судебный процент – это решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). [1, c. 68] Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешённому в рамках аналогичного судопроизводства. Прецедент — случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Решение по конкретному делу вынесенное в суде в дальнейшем является обязательным критерием для судов при разрешении аналогичных дел. [10, c. 21]

Принципы права являются основополагающим стержнем права государства. Право может быть прописано в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму основу права, проникая во внутреннее содержание правовых норм. [1, c. 69]

В зависимости от того, на какую сферу влияния принципы права распространяются, они делятся на : общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

К числу общих принципов относятся:

1.приоритета прав и свобод человека как высших социальных ценностей;

2. гуманизм и социальная справедливость; 3.демократизм и законность; 4.юридическое равенство граждан перед законом и судом; 5.единство прав и обязанностей;

6.ответственности за вину;

7.сочетание убеждения и принуждения и т.п. [16, c. 74]

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д. [10, c. 22]

Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности и т.п. [10, c. 23]

3.2 Признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов первобытного общества

Рассмотрев этапы развитие права, его отличие от других социальных норм, можно выделить признаки права которые дают возможность заявлять о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм:

Социальность – данный признак подразумевает под собой направленность на защиту социальных прав человека, регулирования отношений в обществе. Основная задача права – найти пути решения спорных социологических вопросов, при котором были бы удовлетворены все участники спора, без вреда для иных лиц и для общества. К основным социальным правам человека можно отнести:

- право на жизнь;

- право на социальное обеспечение;

- право на образование;

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- право на жилище;

- особые права детей и права инвалидов.

Нормативность - основополагающая черта права, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. [12, c. 183] Нормативность права означает, что право состоит из общих норм, т.е. таких правил поведения, которые обязательны для всех, не ограничены во времени, в пространстве и по кругу лиц и определяют дозволенное и запрещенное поведение, закрепляют меры юридической ответственности за поведение, противоречащее праву. Право – закрепленная система норм, правил поведения в обществе. [16, c. 32] Оно регламентирует меры поведения, определяет рамки дозволенного, рамки запрещённого, позитивное обязывание. Все эти правила обладают типовым характером. Они действуют в отношении неопределённого круга лиц, и во всех случаях без исключения. Дозволения, запреты, позитивное обязывание зародились еще в общества присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения. Присущность праву такого свойства, как нормативность, указывает на способность права выступать мощным средством стабилизации и упорядочения общественных отношений. [12, c. 185]

Обязательность –все лица обязаны подчинятся нормам права без исключения, независимо от социального положения, пола и возраста. При нарушении тех или иных порядков и законов правовые нормы в праве применить к лицу меры имеющие неблагоприятные последствия, имеющие характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий. [15, c. 552]

Формальная определённость. Правовые нормы закрепляются в письменном виде в специальной форме - законы и их сборники, прецеденты и т.д. формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, двоякой трактовки одного и того же правила, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что благоприятно влияет на жизнедеятельность общества, соблюдения и использования правил поведения. [15, c. 554]

Норма права существует в установленной государством форме:

- в форме нормативного правового акта;

- в форме нормативного договора;

- в форме правового обычая;

- в форме судебного прецедента.

Процедурность обозначает, что право включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок -характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами -судом, полицией и т.п. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой- то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм. [13, c. 184]

Системность. Право представляет собой целостную систему взаимосвязанных норм, в которой у каждой нормы есть свое, строго определенное место и взаимосвязь с другими нормами. Системность – образуется из согласованных норм и принципов. Право -это не просто совокупность норм и принципов, а их система, где все элементы связаны и согласованы. Системность придается правовым законодательством. [4, c. 115]

Неперсонифицированность – этот признак означает то, что нормы права не имеют конкретно определенного, индивидуального адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц (сообществу, государству). Адресатом нормы оказывается какое-либо конкретное лицо которое оказывается в условиях, предусмотренной структурой соответствующей нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени. [6, c. 397]

Институциональность. Исходя и данного признака права, следует, что появления права не могло быть спонтанным или случайным, право всегда взаимосвязано с каким либо процессом создания норм права. Правотворчество осуществляется строго определенными органами государства или под их непосредственным контролем. [4, c. 117] Черты права выражающие институциональные свойства права :

1) право — это система общеобязательных норм;

2) нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных признаваемых государством писаных источниках.

3) система норм, образующих право, выступает в качестве общеобязательного критерия правомерности поведения участников общественных отношений;

4) право призвано направлять поведение участников общественных отношений, причем так, чтобы основой такого поведения была юридическая дозволенность. [6, c. 399]

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что право — это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.

Объективность. Данный признак объясняет закономерный характер появления права как естественный результата внутреннего развития регулятивной системы. Таким образ право не дается внешней силой обществу, не появляется по прихоти каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Возникновение право стало закономерным процессом развития общества, связанным с усложнением общественных взаимосвязей, противоречий и конфликтов. Традиции и обычаи, с развитием общества, утратило возможность полностью регулировать отношения в обществе, взамен их пришло право.

Заключение

При изучении денной темы выяснилось, что возникновения права тема, которая была актуальна на протяжении всего периода жизни людей, от первобытного общества до наших дней. Существовало множество теорий и учений по данному вопросы. Природа возникновений теорий завесила от временного отрезка в котором жил тот или иной представитель какой либо теории, а так же от возросших потребностей людей, их социального и экономического развития. Авторы и приверженцы свои теорий открыто критиковали своих коллег с другими взглядами. Безусловно в различных теориях есть и общие аспекты, однако каждая из них является самостоятельным элементом имеющие свои уникальные, в своем роде, теории и предположения. Несмотря на множество теорий люди и в настоящее время изучаю происхождение права, это олицетворяет важность и актуальность данной темы. Но однозначный ответ на вопрос, как же на самом деле произошло право, остается открытый, и по сей день.

Список использованной литературы

1. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / Отв. ред. Г.Н. Манов. М. 2001 – 119 с.

2. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, Мелехин А.В. 2006.-640 с.

3. Общая теория государства и права. СПб. Комаров С.А, 2004.-510 с.

4. Общая теория права и государства М., Нерсесянц В.С. 2004г.- 365 с.

5. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999.- 832 с.

6. Теория государства и права. Лазарев В.В., Липень С.В, 2008.-634 с.

7. Теория государства и права. М. Морозова Л.А, 2007.-414 с.

8. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006.- 496 с.

9. Понятии правового государства // Общественные науки. Бланкенагель А.О №2/1990.- 140 с.

10. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования № 7 // Вопросы философии. Гаджиев К.С. 2001. – 159 с.

11. Что такое правовое государство. М. Лазарев Б.М.2000-64 с.

12. Сущность права. Лейст О.Э. М. Зерцало-М, 2011.- 352 с.

13. Философия права. Иконникова Г.И. М. Юрайт, 2010. - 351 с.

14. Актуальность проблемы теории государства и права. Рассолов М.Н., Малахов В.П., Иванов А.А. М. Юнити-Дана, 2010. - 448 с.

15. Теория государства и права. Пиголкина А.С., Дмитриева Ю.А. М. Юрайт, 2011. - 752с.

16. Государство и право: Начальный курс. Алексеев С.С. М. Юридическая литература, 1994. - 192 с.

17. Теория государства и права. Венгеров А.Б. М. Юриспруденция. 2000. - 528 с.

18. Общая теория государства и права. Лазарев В.В. М. Юрист 2001 — 520 с.

19. Общая теория права. Пиголкин А.С. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана. 1998. - 384 с.