Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветовая организация произведения Аристарха Лентулова «Московские звоны»

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы «Цветовая организация произведения Аристарха Лентулова «Московские звоны». Объект исследования - описание репродукции картины Аристарха Лентулова «Московские звоны».

Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения Аристарха Лентулова «Московские звоны».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Выбирая тему для курсовой работы, мое внимание было привлечено картина Аристарха Лентулова «Московские звоны». Проанализировав картину Аристарха Лентулова «Московские звоны» я извлеку для себя огромное количество знаний и усовершенствую свои навыки в изобразительном искусстве. В последствие мне пригодится это в написании собственных работ и в профессиональной сфере.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества Аристарха Васильевича Лентулова в контексте эпохи

Аристарх родился 4 (16 по новому стилю) января 1882 года в семье сельского священника в Пензенской губернии (село Черная Пятина).

Когда ему исполнилось два года его отец умер. Мальчик обучался в духовном училище, а затем в семинарии. Но путь священника был ему непригляден. Его больше интересовало искусство. Он поступил в Пензенское художественное училище для того, чтобы обучиться этому ремеслу.

Чуть позже он переходит в Киевское художественное училище. Из-за постоянной нехватки денег ему приходилось подрабатывать. Лентулов принимал активное участие в выставках, ему нравилось творчество Малявина и Врубеля. Но его дерзкое поведение принудило его вернуться в Пензу. Дальше он пытается поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге, но сдача экзаменов прошла неудачно.

В 1907 году Лентулов начинает поддерживать отношения с Давидом Бурлюком. В то же время он принимает участие в различных выставках. В 1908 году он написал картину «Портрет четырех». В его работах доминирует оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». [8]

С годами его манера творчества становится более экспрессивной. Обучение продолжается в Париже, где в 1910 году он удачно сдает экзамены в Академию живописи Ла Палетт. Там же он знакомится с А. Глезом и Ж. Метсенже, которые развивали идею кубизма. В то время его полотна получают яркую окраску («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»). В 20-е годы он обращается к более натурным работам.

Его именуют председателем Общества московских художников. Лентулов тратит основное время на оформление театральных постановок (спектакль «Испанский художник», опера «Демон»). Театрализация, связанная с началом, была свойственна его творчеству. В Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине он преподавал и также совмещал с творческой деятельностью.

Художник умер 15 апреля 1943 года в Москве. [9]

В 20-ом веке популярностью преобладал стиль авангардизм, абстрактный экспрессионизм, абстракционизм, а чуть позже кубизм. Аристарх Лентулов умело использовал в своем творчестве такие стили как: символизм, футуризм, кубизм и постимпрессионизм. Однако он стал одним из новаторов данного искусства. Его картина «Московские звоны» была написана в стиле кубизм, но отличительной чертой Аристарха стала заклюаться в том, что он делал акцент на эмоциональную сторону, которую передает предмет. Благодаря своим акцентам в картинах он смог вывести новый стиль кубофутуризм.

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

На данной картине изображена скошенная колокольня «Иван Великий», в центре 2 человека раскачивают колокол, а вокруг образовались круговые волнообразные плоскости, похожие на «звуки», издающиеся из колокольни.  На изображении это полотно вызывает пасхальные многоголосые малиновые перезвоны. Кубофутуристический стиль написания не мешает распознаванию традиционных для России белокаменных палат и башен с такими же арками, проемами и куполами. Неустойчивый конус колокольни склоняется к основному куполу, и кажется, будто они охвачены одним ритмом, исходящим от человека в центре картины, пытающегося раскачать колокол. Каскад цвето-звуковых волн комбинируется со светлыми подразделениями треугольников и полукружий, создавая целостный образ картины (Рис.1.1) [10]. Написана картина была в 1915 году, холст в размере 213 х 211см. Техника написания: масло, серебряная и бронзовая краски, наклейки из фольги. Стиль совмещенный кубизм и футуризм. Картину можно найти в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.

Рисунок 1.1. Аристарх Лентулов «Московские звоны» (1915)

Выводы по главе 1: Аристарх Лентулов стал одним из создателей нового стиля кубо-футуризм. Он написал картину «Звон» в данном стиле и получил огромную известность, благодаря своему необычному стилю. Я выделила основные 8 цветов в этой работе (рис.1.1). Сама работа была написана маслами и пропечатана фольгой в некоторых местах.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

Аристарх Лентулов щедро использовал краски и радость, и рисуя, отображал все, что ему нравится. Несмотря на избытки, которым есть место быть, его картины всегда имели сочные цвета, которые передавали всю русскую гармонию на то время. В картинах Аристарха цвет и фигуры имеют особенное значение в его индивидуальном стиле. Благодаря своей смелости использовать такие необычные способы написания он положил начало для будущих художников.

Первенство цвета – это особенная черта того или иного стиля живописи, которая делает стиль индивидуальным.

Считалось, что кубофутуристы появились из писатей-футуристов и живописцев-кубистов. Это сочетание футуристики и кубизма стало новым поколением в сфере искусства. Все, что находилось на картине состояло из фигур, а цвета всегда были яркими. Небо могло иметь несколько ярких цветов, но результат всегда был непредсказуем.

Тема и стиль кубофутуризма заключается в индивидуальных элементах, состоящих в стиле.

Русский кубофутуризм характеризовался разрушением форм, изменением контуров, смещением или слиянием различных точек зрения, пересечением пространственных плоскостей и контрастом цвета и текстуры. Художники-кубофутуристы подчеркивали формальные элементы своих работ, проявляя интерес к соотношению цвета, формы и линии. Их целью было подтвердить истинную ценность живописи как формы искусства, никак не зависящей от повествования. В написании картин в стиле кубо-футуризм в основном использовались яркие сочетания цветов и ломаные формы, изображающие разные предметы, здания, и тд. В конечном итоге кубо-футуризм в живописи можно считать предшественником дадаизма и сюрреализма. Современные художники также пишут картины в стиле кубо-футуризма. [12]

Рисунок 2.1. Основные цвета картины

Архитектурные пейзажи Лентулова обладают собственной, особенной структурой. Здания в них, как правило, скошены.  Части строений у Лентулова теснятся, пританцовывают, витают в облаках, создают ощущение эфемерности и волшебности, словно речь не о реальной Москве, а о сказочной, в которой пространства и плоскости, краски и звуки ликуют, а прямая перспектива отсутствует.

Рисунок 2.2. Основные цвета картины

Теплые цвета присутствуют на картине «Звон» Аристарха Лентулова. Я выделила 2 основных теплых цвета – оранжевый и желтый. Оранжевый цвет получается при смешивании желтого и красного цвета. В своей картине художник использует эти цвета, чтобы выразить эмоции, которые он испытывал при взгляде на небо. Эти 2 цвета отлично гармонируют на фоне холодных оттенков, от чего картина не теряет своей красочности. Также эти цвета можно увидеть на волнообразных плоскостях, которые якобы отображают звук, исходящий от колокольни.

Рисунок 2.3. Основные цвета картины

Также Лентулов использовал 3 холодных оттенка, чтобы отобразить статность здания и величественность неба.

Рисунок 2.4. Основные цвета картины

Данные 3 цвета я выделила, как основные, потому что они чаще присутствуют на картине. Хоть они и темные, картина не становится от этого мрачнее, она наоборот кажется еще могущественней, благодаря сочетаниям этих цветов.

2.2 Анализ колористических решений

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления. Лентулов использовал оттенки разной яркости, чтобы передать чувства и эмоции на картине.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета). Художник использовал эти цвета очень умело, и даже с их присутствием картина не казалась менее яркой. Например, он использовал их в написании церкви. Здание имеет ахроматические цвета, что делает его более статным.

Светотеневой покрас – когда цвет и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Мы можем выделить несколько вариантов теней и света на данной картине, здесь можно увидеть, что фон вышел темнее, чем на церкви. Аристарх использует те же цвета, только чуть светлее или темнее, чтобы показать объем. Например, на здании используется светотеневой покрас для отображения дальности. Позади церкви есть здание, которое написано более темными оттенками, а сама церковь более светлыми. Художник сделал так, чтобы показать, что одно здание находится дальше другого.

Контраст насыщения – фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными. При помощи добавлении темных или светлых оттенков мы можем получить более насыщенные или блеклые цвета. Например, при добавлении светлых оттенков в темный фон мы можем получить отсвет на церкви. (рис.2.5)

Светлота:

Яркость:

Насыщенность:

Ахроматический цвет. Светлота:

Рис.2.5 Контраст: по цвету, насыщенности, светлоте, используемых на картине Аристарха Лентулова «Звон»

Яркость цветов Лентулов использовал для фона, светлоту для здания, ахроматические цвета для показания дальности зданий, насыщенность для фона и здания.

Одновременный контраст - усиливается близостью и насыщенностью. Чем ближе соседние цвета находятся друг к другу, и чем более интенсивными они являются, тем больше эффект одновременного контраста. Аристарх умело сочетал яркие цвета на одной картине. Причем их было множество, и вместе они создавали лицеприятную картину.

Рис. 2.6 Одновременный контраст цветов, используемых на картине Аристарха Лентулова «Звон»

Сочетания этих цветов можно увидеть на зданиях и фоне.

2.3 Цветовая и тональная организация

Аристарх Лентулов использует в своей работе достаточно яркие цвета, его картина содержит все цвета радуги разной блеклости. Эти цвета он использовал в фоне и здании.

Рис. 2.7 Яркие и блеклые цвета, используемые на картине Аристарха Лентулова «Звон»

Более яркие цвета используются в фоне, а более светлые на здании.

Вывод по главе 2: Изучая техники написания картины, а также следуя методическим указаниям, я научилась работать с акварелью, правильно расстанавливать фигуры, и улучшила свои навыки в стиле кубо-футуризм. Я считаю это полезным умением, и в дальнейшей жизни мне это пригодится в выбранной профессии.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

Этап 1. Разметка границ картины.

Я взяла акварельный лист А4, и наметила на нем границы. Они существуют для того, чтобы более точно наметить основу для работы и примерно представлять где и как размещать фигуры. (ПРИЛ. 2, Рис. 1)

Этап 2. Набросок основных фигур.

Слегка видимыми линиями я представила общую картину в фигурах и наметила основу. Это делается для того, чтобы в дальнейшем не терять пропорции и четко детализировать на данной основе. (ПРИЛ. 2, Рис. 2)

Этап 3. Детализирование.

Аккуратно тонким грифелем я начала прорисовывать детали. Обязательно не упускать ни одной малейшей детали. (ПРИЛ. 2, Рис. 3)

Этап 4. Преображение в цвет.

Наконец, закончив с карандашом, я беру кисти в руки и начинаю добавлять цвета. Большинство цветов я получила, смешивая краски. Сначала я добавила красок на фон, а потом на высохший лист начала добавлять цвета на церковь и ее детали. (ПРИЛ. 2, Рис. 4)

Вывод по главе 3:

Я написала эту работу в 4 этапа. 1 этап – Наметка границ. 2 этап – набросок основных фигур. 3 этап – детализирование. 4 этап – преображение в цвет.

Я использовала акварель «Сонет», в данном случае 10 цветов. Кисть толстую, плоскую, а также тонкую плоскую. Работа выполнена на акварельном листе А4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение могу сказать, что проведя анализ картины я узнала, что Аристарх Лентулов – был одним из основателей фантастического стиля кубо-футуризм. И картина, выбранная мной, является ярким примером его стиля. Я показала поэтапность создания картины и обобщенность ее колористических решений.

Также я смогла освоить краски и воссоздать картину по шагам. Таким образом, я делаю вывод, что, используя методические ресурсы я смогла создать и развить навыки исследовательской работы, и научилась работать с научной литературой и делать выводы и обобщения на ее основе.

Благодаря этой исследовательской работе я смогу использовать полученные навыки в стиле кубо-футуризм в своей будущей профессии и мои работы будут выделяться на фоне остальных

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  5. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
  6. Шевелина, Н. Ю. Графическая и цветовая композиция. Пропедевтика: практикум. / Н. Ю. Шевелина. – Екатеринбург: Архитектон, 2015 – 33с. http://biblioclub.ru/
  7. Коллекция: мировая художественная культура. Российский образовательный портал [электронный ресурс] – URL: http://artclassic.edu.ru (дата обращения ...).
  8. http://artpoisk.info/article/hudozhestvennyy_put_aristarha_lentulova/
  9. https://fb.ru/article/448666/kubofuturizm-v-jivopisi-osobennosti-stilya-hudojniki-kartinyi
  10. https://artchive.ru/artists/1277~Aristarkh_Vasil'evich_Lentulov/works/13492~Zvon_Kolokol'nja_Ivana_Velikogo
  11. http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/482-kubofuturizm
  12. https://artdoart.com/news/aristarh-lentulov-2
  13. https://slova.org.ru/n/kubofuturizm/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Репродукция картины Аристарха Лентулова «Звон»

Приложение 2.

Рис. 1. Макет листа для копирования.

Рис. 2. Перенесенный рисунок.

Рис. 3. Детализирование перенесенного рисунка.

Рис. 4. Итоговая картина.

Приложение 3.

Копия картины Аристарха Лентулова «Звон»

Приложение 4.

Список используемых терминов

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета — качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Приложение 5.

Справка об антиплагиате