Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Образ «Я» в сознании подростка. Самооценка.

Содержание:

Введение.

Мной выбрана тема «Образ «Я» в сознании подростка». Причина выбора данной темы является в том, что мне интересно изучить подростковое сознание, чтобы в будущем лучше понимать детей в этот возрастной период. Время идет и все меняется, поэтому необходимо сделать исследование в данный момент.

Актуальность данной темы для меня достаточно высокая, так как в период новых технологий сознание подростка меняется по – другому, отличается от предыдущих поколений. Для общества также необходимо понимать ребенка в этот период, знать, чем ему можно помочь, когда он сам не может выбрать путь, по которому хочет идти, когда он сам не в состоянии решить проблемы, с которыми сталкивается.

Цель курсовой работы заключается в выяснении понятия «Я» – образ и как с ним работать.

Задачи курсовой работы, следующие:

  1. Изучить понятие «Я» – образа
  2. Структурировать понятие «Я» - образ
  3. Проанализировать характеристику «Я» – образа у отечественных и иностранных психологов, как разнятся точки зрения
  4. Выявить, как формируется «Я» – образ у современного подростка
  5. Рассмотреть, какие факторы влияют на становление «Я» – образа у подростка

Объектом данного исследования является «Я» – образ в сознании подростка.

Предметом данного исследования является формирование «Я - образа», а также факторы, которые влияют на него.

По выбранной мной теме были изучены следующие источники:

  1. Я-концепция: понятие и развитие. Психологический практикум для начинающих;
  2. Теоретический анализ проблемы изучения Я-концепции в зарубежной и отечественной психологии;
  3. Я - концепция личности;
  4. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Понятия «Я-образа» и «Я-концепции». Проблема формирования самооценки.;
  5. Я-концепция;
  6. Развитие Я-образа как проблема подросткового возраста;
  7. «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение;
  8. Подходы к изучению Образа-Я в психологической науке.

Во всех вышеперечисленных источниках обсуждается понятие «Я-образа», этапы его формирования. Рассматриваются факторы, которые влияют на развитие «Я-образа». Также рассматриваются разные научные взгляды на это понятие, с точки зрения отечественной и зарубежной психологии. Рассматривается применение понятия «Я-образа».

Работа состоит из двух частей, разделенных на две главы, а также из введения и заключения.

Во введении дается краткая характеристика работы, в чем ее суть.

В первой главе нам необходимо выяснить общее понятие “Я” – образа, формирование его в разные периоды, а также рассмотреть точку зрения зарубежных и отечественных психологов.

Во второй главе изучается формирование “Я” – образа у современного подростка, а также какие факторы влияют на это.

В заключении даются выводы о проделанной работе.

ГЛАВА 1. Общее понятие «Я» – образа. Самооценка.

Если мы говорим о подростковом возрасте, то можно с уверенностью сказать, что это самый неустойчивый и изменчивый период в жизни человека.

Согласно Л. С. Выготскому, в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка.

Понятие «Я» – образа означает представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера. Также образ «Я» – это субъективное отношение человека к самому себе: принимает он себя или нет, какая у него самооценка, насколько высокое или в обратную сторону самоуважение.

Самоуважение- это то, что служит фундаментом для самооценки. Это понятие, которое определяет рамки дозволенного по отношению в данному человеку. Самоуважение также формирует уважение других людей вокруг, так как окружающие видят, что перед ними сильная личность, уважающая себя.

Образ – отражение реальности в виде целостной структуры, которая становится содержанием психики человека. Активное изучение образов и их функции началось в конце девятнадцатого века и ознаменовалось созданием гештальтпсихологии, которая рассматривает образ (гештальт) как структуру, первичную по отношению к собственным компонентам.

В современной психологии существуют три основных подхода к пониманию образа. Согласно конкретно-перцептивному подходу, образ – это продукт познавательной деятельности, результат работы памяти, мышления и воображения. Такой подход применим для изучения развития ребенка: например, детям присуще наглядно-образное мышление (мыслительные задачи решаются посредством трансформации зрительных представлений). Второй подход рассматривает образ как проекцию субъективной картины мира или его отдельных составляющих, в том числе самого субъекта и окружающих его людей.

В последнее время активное развитие получил третий подход, который описывает образ как представление об объектах социума и явлениях, присущих конкретному обществу (включая способ восприятия субъектом самого себя). Понятие образа популярно не только непосредственно в психологии, но и в смежных областях: к примеру, искусство можно расценивать как продукт переработки значимых чувств, который нашел выражение в образе.

Самооценка – это личное видение и представление человека о самом себе, о его важности в обществе, субъективная оценка своих качеств, талантов, умений. Самооценка может выражаться как открыто, так и закрыто.

Это отношение к самому себе в целом и к своим отдельным качествам. Среди источников формирования самооценки – сравнение себя с другими, оценки других людей, сопоставления различных вариантов Я-образа (наибольшее значение имеет сравнение Я-реального и Я-идеального), а также субъективная значимость различных аспектов Я-образа; например, для одного какой-либо дефект внешности – источник снижения самооценки, у другого же, если он не придает большого значения внешности, аналогичный дефект на самооценку не влияет.

Основные характеристики самооценки:

  1. Можно говорить о высокой, нормальной и низкой самооценке;
  2. Устойчивость самооценки отражает ее колебания во времени;
  3. Реалистичность (адекватность) самооценки. Термин «адекватность» используется достаточно часто, но в некоторых случаях его использование нежелательно, так как он предполагает выраженный оценочный компонент, который иногда оказывается неуместным. [1]

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, которые существенны для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. [3]

В подростковом возрасте у человека возникает мнение, что никакой разницы между взрослым и им разницы нет. Подросток начинает требовать от окружающих больше не считать его маленьким.

Самый важный критерий самооценки у подростка — это мнение окружающих. В данный период самооценка зачастую неадекватна – она имеет либо завышенный характер, либо заниженный. Также на формирование самооценки у подростка влияет мнение о нем внутри своего круга интересов, общения. От того или иного мнения у подростка может сформироваться как подъем самооценки, так и ее снижение.

Формирование личности в подростковом возрасте у мальчиков и девочек колоссально отличается как в интеллектуальном, так и в эмоциональном уровнях. Если же у мальчиков более ярко выражена способность к абстрагированию, то у девочек, наоборот, словесно – речевая деятельность развита крайне высоко. Также девочки более остро реагируют на критику своей внешности.

Более подробно о формировании самооценки и образа «Я» в подростковом возрасте поговорим в следующих главах.

1.1 Понятие, значение и структуризация «Я - образа».

Как мы уже говорили ранее, понятие образа “Я” – это представление человека о самом себе. Рассмотрим это понятие обширнее с точки зрения подросткового мышления.

Подростковый период – это завершение детства, переходный период от детства к взрослости. В источниках указываются различные границы данного возраста, однако часто считается, что он начинается с 10 лет и до 15 включительно.

Перечислим основные составляющие Я-образа. Все примеры взяты в основном из описаний самих себя школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста.

  1. Формальные, ролевые характеристики, родственные отношения: «человек», «ученица», сестра» и пр. Некоторые подростки пытаются более обширно определить свое место в мире – «один из жителей планеты Земля». Как правило, такими характеристиками описание себя начинается, если оно наполовину и более состоит из формальных характеристик, скорее всего, испытуемый «закрылся», не был достаточно откровенен.
  2. Внешность: «не очень красивая», «у меня симпатичная прическа». Характеристики внешности не занимают большого места в описании себя, очень часто и вовсе отсутствуют.
  3. Описание своих качеств, черт характера и особенностей внутреннего мира: «человек с неуравновешенным характером», «доверчивая»; «замкнутая» и пр. Такие характеристики встречаются в подавляющем большинстве описаний себя, авторы которых были достаточно откровенны, их высокая выраженность в самоописании (до половины и более) более характерна для подростков, переживающих «Открытие Я» как часть кризиса переходного возраста, а также для женщин по сравнению с мужчинами.
  4. Особенности взаимоотношений с людьми: «у меня очень мало друзей, очень много хороших знакомых и мало врагов», «я люблю маму, Дашу и никого больше».
  5. Особенности поведения: «иногда намеренно пытаюсь причинить зло»; «я стараюсь быть интеллигентным человеком».
  6. Интересы, вкусы, увлечения: «люблю ходить в театр»; «люблю днем спать»; «обожаю компьютерные игры»; «не люблю рис». Это одна из часто встречающихся категорий. Она, как правило, особенно выражена у тех, кто не стремится быть откровенным.
  7. Взгляды и убеждения: «я считаю, что женщины ничем не отличаются от мужчин (в плане психики)». Утверждения этой категории несколько чаще встречаются у мужчин.
  8. Планы и желания: «скоро закончу школу», «хочу, чтобы у меня уже улучшились оценки по физике». Эта категория обычно представлена в описаниях себя от молодых людей. Отсутствие утверждений этой категории может указывать на тревогу или негативные ожидания, связанные с будущим.
  9. «Ситуативные» ответы: «я не знаю, что писать», «я чувствую себя некомфортно». Такие ответы, как правило, свидетельствуют о тревоге, связанной с самой задачей описать себя, а если их большинство – о нежелании быть откровенным и давать о себе информацию.
  10. «Абстрактные» ответы: «я ветер», «я воздух». Подобные ответы могут свидетельствовать о стремлении продемонстрировать свою оригинальность и нестандартность, иногда – о нежелании раскрываться.

Как уже отмечалось ранее, формирование Я-образа напрямую связано с кризисом переходного возраста. Другая особенность, характерная для этого возрастного периода – снижение самооценки, отрицательное отношение к собственным качествам, причем именно к тем, которые кажутся подросткам наиболее важными. В частности, в описаниях себя отрицательные характеристики, как правило, преобладают над положительными и нередко стоят на первых позициях.

Можно назвать несколько причин этого весьма болезненного явления.

  1. У подростка еще не сформировались четкие внутренние критерии самооценок. Оценивая себя, подросток во многом опирается на мнение окружающих, поэтому любое критическое высказывание (даже сделанное с лучшими намерениями) может обрушить самооценку. Если же подобная критика постоянна, то формирование позитивной Я-концепции может оказаться для подростка непосильной задачей.
  2. Выраженная противоречивость Я-концепции: Я-образ содержит противоположные и даже взаимоисключающие качества – «добрая» и «люблю обижать людей»; «хороший человек» и «ленивый», «самоуверенный» (в самоописании одного и того же подростка). Часто противоположность четко осознается и подчеркивается: «не люблю беспорядка, но и наводить и поддерживать порядок не могу, когда дома родители и близкие»; «кошка-собака».
  3. Низкая устойчивость Я-концепции. Я-образ и самооценка могут радикально поменяться после разговора или даже единственной реплики значимого другого, после единичного успеха или неудачи и прочее. [1]

Несоответствие между «идеальным Я» и «реальным Я» является базой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

В зависимости от того, на каком уровне — организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

  1. Уровень «организм — среда». Физический Я-образ (схема тела), который вызывается потребностью в физическом благополучии организма;
  2. Уровень социального индивида — социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;
  3. Уровень личности — дифференцирующий образ Я, который характеризует знание о себе в сравнении с другими людьми, который придает индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. [5]

Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности человека, одновременно являющимся биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью.

  1. На уровне организма активность субъекта определена системой «организм—среда», имеет прежде всего двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. В недрах этой активности формируется обратная связь в виде ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в «схему тела». Схема тела — это, фигурально выражаясь, Я-образ организма, который надо отличать от физического Я субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не разделены дифференцирующая и присоединяющая составляющие. На уровне организма формируется также самочувствие — итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Самочувствие — биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.
  2. На уровне социального индивида активность человека подчинена иной потребности — потребности в принадлежности человека к общности, в признании этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, технологическими предписаниями, уставами и т.д., которые усваиваются индивидом. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей прежде всего за счет формирования своей присоединяющей образующей — системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой. В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностей и через эти эталоны — с другими людьми. Эти сравнения образуют базу для «дифференцирующей» образующей Я-образа, которая, следовательно, вторична на этом уровне по отношению к присоединяющей составляющей.
  3. На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации — в труде, любви, спорте и т.д. и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Поэтому в Я-образе ведущее место начинает занимать дифференцирующая составляющая Я-концепции, обеспечивающая неслучайность самоопределения личности. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.

Самоотношение в свою очередь, как демонстрируют результаты факторного анализа, оказывается структурно-сложным образованием, включающим как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и более специфические измерения: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других. [4]

1.2 Применение понятия “Я” – образа в отечественной и зарубежной психологии.

Зарубежная психология.

Если прибегнуть к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своем труде «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.

В 1890 году У. Джеймс посвятил феномену «Я» главу своей книги «Принципы психологии». Именно подход У. Джеймса является основополагающим для большинства «Я» теорий. Он впервые выделяет в едином и целостном «Я» две неразрывных стороны: эмпирическое «Я» («Я» как объект познания) и «чистое Я» («Я» как субъект познания), это разделение и легло в основу большинства теорий «Я».У. Джеймс понимает под эмпирическим «Я» совокупность, итог всего, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Он отмечает существенную сторону становления знания человека о самом себе, а именно развитие знания о себе всегда зависимо от познания им психологических особенностей другого.

Дальнейшее изучение вопросов «Я» связано с оформлением и развитием в психологии психодинамического направления. «Я» для Зигмунда Фрейда является функциональным и структурным элементом, средоточием познавательных и исполнительных функций, воли и фактических целей, содержащей как сознательный, так и бессознательный компонент. «Я» —это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации. В итоге психоаналитическое «Я» включает в себя всю личность, за исключением биологических побуждений. К. Юнг вводит важное разграничение «Я» (Эго) и самости (self): если эго -центр поля сознания, субъект сознания; самость это субъект всей психики, психическая целостность, включающая как сознательный, так и бессознательный аспекты. Самость интегрирует и интериоризирует в психике различие противоположных элементов.А. Адлер говорил о необходимости анализировать «личность» как единичного человека, вводя понятие «жизненного стиля», который представляет собой уникальный способ достижения целей, избираемый личностью. По А. Адлеру стиль жизни человека -это и есть «Я», «self» -это все его личностные характеристики, рассматриваемые как единое целое.Идеи А. Адлера были в дальнейшем развиты последователями принципов психоанализа 3. Фрейда -Э. Эриксоном, Э. Фроммом и К. Хорни.

Проблематика «Я-концепции» рассматривается Э. Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Э. Эриксону, "культурно значимое достижение".Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться.В теории Э. Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадии кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов.

В теории Э. Фромма личность определяется как продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.Поскольку человек оторван от природы, ему необходимо, с точки зрения Фромма, сформировать свою концепцию «Я», получить возможность сказать: «Я это Я» или «Я отвечаю за свои действия».

Отечественная психология.

В отечественной психологии исследования различных аспектов социально-психологического феномена Я-концепции отражены в работах В.В.Столина, А.Н.Леонтьева, И.С.Кона.

Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я -образе», или «Я -концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» этого образа. В свою очередь, В.В. Столин в «Я-концепции» выделяет три уровня:

1) физический «образ Я», обусловленный потребностью в физическом благополучии организма;

2) Социальная идентичность, связанная с потребностью человека принадлежать к общности и обусловленная стремлением быть в этой общности;

3) Дифференцирующий «образ Я», характеризующий знания о себе в сравнении с другими людьми, придающий индивиду ощущение собственной уникальности и обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.

«Я», по определению Д. А. Леонтьева — это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе. Я имеет несколько граней:

  1. Я -это так называемое телесное, или физическое, Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни.
  2. Социально-ролевое Я, которое выражается в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. У каждого человека Я неизбежно включает в себя определенные социально-ролевые компоненты, поскольку социальная идентичность человека, определение им себя в терминах выполняемых им социальных функций и ролей, достаточно важная, хоть и не самая главная характеристика личности,
  3. Психологическое Я. Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «Какой Я?». Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-ролевое Я тоже в него входят.
  4. То Я, которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе, то Я, которое присутствует в формулах: «Мыслю -следовательно, существую». Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего, экзистенциального уровня.
  5. Самоотношение, или смысл Я. Проявлением самоотношения выступает самооценка -общее положительное или отрицательное отношение к себе.

Следующий ученый И. С. Кон пришел к пониманию социальной природы «Я» через изучение проблемы «самости». Первым шагом в этом направлении было признание, что наряду с природными, телесными компонентами, к осознанию которых индивид приходит «изнутри, благодаря развитию органического самочувствия», «самость» включает социальные компоненты, источником которых является его взаимодействие с другими людьми.

Использование интегративного подхода, предложенного А. В. Иващенко, В. С. Агаповым, И. В. Барышниковой, позволяет объединить общенаучные и конкретно-психологические принципы, раскрывающие содержательные признаки Я-концепции. Выявление соотношения интеграции и дифференциации способствует рассмотрению феномена Я-концепции как метасистемы, многофункциональной и многозначной, с одной стороны, а с другой –проведению анализа в плане ее компонентов, структуры и функций. Так, И.И. Чеснокова, опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна, определяет самосознание как сложный процесс познания человеком себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через их интеграцию в целостное образование — понятие собственного «Я», субъекта, отличного от других, а при дальнейшем развитии -в обобщенный образ «Я», интегральное структурное образование. [2]

У Спиркина категория «Я» занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я:

  1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни;
  2. Обладает пластичностью;
  3. Обладает цельностью, внутренней собранностью. [3]

Таким образом, теоретический анализ различных подходов к пониманию «Я-концепции» личности показал существенное многообразие этого явления и исходных принципов его исследования. [2]

Выводы по главе 1.

Исходя из изложенного в главе 1, можно сделать вывод, что понятие «Я» образа сложное и многогранное, и формируется исходя из многих факторов окружающей среды, таких как отношения с родителями, самооценка на основе мнения окружающих, жизненные цели и интересы.

Основанием для исследования проблемы изучения особенностей «образа-Я» является определение основополагающих позиций о сущности, природе, структуре самосознания. Психологами для характеристики самосознания используются различные термины и объяснительные принципы: «Я», «Я-концепция», «образ-Я», «самость» и др., которые тесно связаны между собой чаще всего как свойство, процесс и результат.

В научной литературе проблема Я-концепции представляется достаточно разработанной. В теоретических исследованиях рассматриваются основные направления исследования Я-концепции в различных отраслях психологии, осуществляется поиск совокупной стратегии фундаментальных исследований.

ГЛАВА 2. “Я” – образ в современной психологии.

Становление образа «Я» как целостного отношения личности к себе опосредовано социо-культурными условиями. В отечественной и зарубежной науке описаны строения, функции образа «Я», психологические механизмы его становления.

Образ «Я» представлен как интегральный компонент личности, включающий три основные компонента –когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Они находят конкретизацию в представлениях о себе, в самооценке и поведенческой реакции.

Регулирующая роль структуры «Я» заключается в том, что она «составляет источник мотивации к действиям, направленным на четыре типа регуляции поведения: эгоцентрический; аллоцентрический (направленность на удовлетворение потребностей, защиту интересов и развитие других людей); социоцентрический (предпочтение целей социальных групп, общественных учреждений); альтруистический (отказ от собственных целей и задач ради выполнения чужих). [8]

2.1 Факторы, влияющие на развитие «Я» – образа у подростка.

Все теории развития Я-образа обусловлены особенностями, которые свойственны тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я-образа независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.

Значимые другие.

Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны и значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь.

Значимые другие – это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я - образа.

Поведение родителей.

Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я- образа. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я- образа закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я- образа ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.

Рассмотрим психологические условия формирования самооценки, при которых решающим фактором являются отношения ребенка в семье.

Условия формирования низкой самооценки.

Низкая самооценка тесно связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание, умение подстраиваться к другим людям, зависимость от взрослых в повседневной жизни, опрятность, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Судя по всему, успешность, достигаемая умением подстраиваться под желание других людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности.

Условия формирования средней самооценки.

Родители таких детей в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Скромные цели родителей этих детей позволяют им принимать детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у детей этой группы, как правило, ограничивается. По сравнению с детьми, обладающими высокой самооценкой, дети этой группы больше ориентируются на мнение других людей о себе.

Условия формирования высокой самооценки.

Важная особенность семей этой группы состоит в ясных, заранее установленных полномочиях в принятии решений, не двусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принимаются коллективно. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг.

Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, ибо чувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.

Для развития Я- образа важны следующие моменты:

1). Предоставление свободы или наложение запретов.

Некоторые родители придерживаются стратегии жесткого контроля над поведением ребенка; другие предоставляют им практически неограниченную свободу. Третьим удается найти золотую середину между этими двумя крайностями.

2) Тепло или отчужденность в отношениях.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношение к ребенку).

3) Заинтересованность или безразличие.

Многие родители проявляют полную заинтересованность в ребенке, которая отрицательно влияет на развитие Я- образа. Даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его Я- образа меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие.

4) Порядок рождения в семье.

Данный момент,по-видимому, незначительно влияет на самооценку. Но отношения ребенка с родителями одного с ним пола в этом плане довольно значимо.

Высокая степень авторитарности в отношениях родителей с ребенком препятствует развитию позитивной Я- образа . [6]

2.2 Формирование “Я” – образа у современного подростка.

В психологии известно, что «Я-концепция» (или «Я-образ») является основой целостности, гармоничности и устойчивости личности, обеспечивающей точку равновесия внутреннего мира. Становление «Я-концепции» как центра внутреннего мира личности происходит в детском и подростковом возрасте. Известно, что развитие «Я» происходит в ходе идентификации, в принятии ребенком социальной роли значимого лица на основе установившейся с ним эмоциональной связи, а также включения в свой внутренний мир и принятие, как собственных, норм, ценностей и образцов. Это – отождествление себя с референтной группой, принятие взглядов, установок и поведения этой группы. Процесс идентификации имеет свою последовательность и этапность, на каждом из возрастных этапов имеется своя референтная группа, свои значимые «другие». В имеющейся литературе психологи обозначают как значимые «другие» для ребенка младшего школьного возраста – учителя как носителя социальных образцов, для подростка – сверстников, для юношей характерна позиция «Я сам».


Базовая потребность периода – потребность в коммуникации, стремление соответствовать стандартам «взрослости» - реализуется в сообществе сверстников. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности, для становления «Я-концепции» как центра внутреннего мира личности, поскольку в ней формируется самосознание. В подростковом возрасте появляется потребность в познании себя как личности, этот процесс начинается с вопросов: Кто я? Какой я? Каким должен быть? Начинается осознание своих возможностей и особенностей (психических способностей, нравственных качеств и т.д.), своего сходства с другими людьми и своей уникальности. Самосознание личности возможно только посредством общения, которое помогает подростку постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Заинтересованность подростка в признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания и недовольство сверстников заставляют подростка обратить внимание на собственные недостатки и вызывает желание их исправить. Таким образом, развивается важная для общения особенность – умение ориентироваться на мнение сверстников. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Центральное новообразование этого возраста – возникновение «чувства взрослости», стремление соответствовать стандартам «взрослости». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть большая потребность в признании его взрослости окружающими. Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь».


Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с социальной средой и формируют характерное поведение в этот период. По нашему мнению, психологическим показателем риска детей в этот возрастной период является наличие психологической агрессии среды для подростка, которая на макросоциальном уровне проявляется в присутствии напряженности социально-экономической ситуации с высоким риском дистрессовых состояний у населения. Психофизиологическая неустойчивость, подверженность подростков стрессу на фоне снижения уровня жизни, сложность отношения с родителями обуславливают вероятность приобщения подростка к наркотическим веществам.


Потребности подростков, чтобы их признали равноправными партнерами в общении, оказываются фрустрированными и служат причиной разнообразных конфликтов подростков с взрослыми. К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной от взрослых, к самооценке, складывается стремление к самореализации, самовоспитанию, к преодолению отрицательных качеств и формированию положительных. Возникает способность к постановке перспективных задач, ставятся новые задачи: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации.

Базовая потребность в юности – выбор жизненного маршрута, поскольку в этот период возникают трудности в определении и реализации жизненного маршрута, возникает потребность в опыте и знании людей, достигших успеха. В психологии распространенной является позиция «Я-другой» (Я-сам), которая, по нашему мнению, выражает эгоцентрическую позицию развития личности.

Вследствие этого более социально приемлемой концепцией для периода юности является концепция успешности. Социальная ситуация развития в ранней юности – это «порог» самостоятельной жизни. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить свои жизненные планы. [7]

Выводы по главе 2

Выше мы рассмотрели факторы, которые в той или иной степени влияют на развитие позитивной или негативной Я-концепции подростков, к ним относятся поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребенка, связь самооценки с педагогической оценкой, влияние мнения окружающих на самооценку подростка.

Исходя из того, что было рассмотрено в главе 2, можно сделать следующие выводы:

  1. Аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной.
  2. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
  3. Педагог способен оказать помощь в самоопределении подростка.
  4. Формирование «Я-концепции» и Я-образа способствует глубокому проникновению в свой внутренний мир, успешному построению поведения молодого человека, обретению собственного места в окружающей среде.

Заключение

Исходя из информации в изучаемых источниках и всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. При изучении основных понятий, связанных с проблемой формирования «образа Я» у подростков, были выделены факторы, которые влияют на ее развитие;
  2. Определены особенности развития «Я-образа»;
  3. Рассмотрены различные подходы с научной точки зрения среди советских и зарубежных психологов относительно «Я-образа»

По итогам работы, можно увидеть, что подростки подтверждают информацию о важности для их полноценного развития таких ценностей как «любовь», «наличие друзей», «интересная работа», однако же они предполагают, что данные ценности в будущем утратят свое ведущее значение. Можно сделать предположение о том, что образ взрослого, образ идеального человека связывается в сознании подростка с творчеством, серьезностью, стабильностью, в то же время для себя подростки не отрицают наличие хорошего времяпрепровождения, общения со сверстниками в качестве ценности.

Несовпадения реального «Я» и «Идеального Я», выявленное по нескольким пунктам проведенной методики вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Причем, необходимо также заметить, что частота несовпадения реального «Я» и «Я идеального» у подростков прямо пропорциональна уровню их интеллектуального развития.

Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а также сравнивая себя с ним. Эталоны, задаваемые социокультурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Именно этим определяется роль окружения (в том числе взрослого) в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте.

Список использованных источников

  1. Я-концепция: понятие и развитие. Психологический практикум для начинающих;
  2. Теоретический анализ проблемы изучения Я-концепции в зарубежной и отечественной психологии;
  3. Я - концепция личности;
  4. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Понятия «Я-образа» и «Я-концепции». Проблема формирования самооценки.;
  5. Я-концепция;
  6. Развитие Я-образа как проблема подросткового возраста;
  7. «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение;
  8. Подходы к изучению Образа-Я в психологической науке