Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Понятие и сущность правосознания).

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос правосознания всегда был одним из центральных в теории государства и права. Но особую актуальность проблема исследования правосознания приобретает сегодня – в условиях динамичного развития общества, кардинальной трансформации политико-правового мышления, изменения ценностей, содержания и средств осуществления юридической деятельности. Именно правосознание является важной предпосылкой качественного и результативного функционирования правовой и политической систем, реализации основных принципов правового государства, ведь от уровня правосознания непосредственно зависит решение задач укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов.

Теория правосознания достаточно широко изучается и учеными-правоведами, однако отсутствие единого подхода к определению понятия и выделение его характеристик, разные взгляды на процесс формирования правосознания, его структуру и функции, позволяют говорить о недостаточной степени разработанности данной темы в отечественной правовой науке. К тому же, понятно, что социальное и политическое развитие общества меняет как содержание, так и устоявшиеся научные представления о правосознании.

Новая общественная, правовая и политическая реальность требует пересмотра существующих взглядов на данную проблему, нового уровня осознания структуры и содержания правосознания на основе современных научных подходов [3, c. 36]. Для правосознания характерно отражение потребности правового развития общества в юридических терминах и категориях, способность оценивать те или иные факты общественной жизни, поведения людей с точки зрения действующего законодательства.

Особенность правосознания заключается также в интенсивности проявления правовых установок и ценностных ориентаций – правосознание отличается от других более устойчивым позитивным отношением к праву и практике его реализации, что предполагает привычку следовать закону, высокую степень согласия с правом, понимание его важности и необходимости реализации. Специфика знаний субъектов правосознания зависит от деятельности, отраслевой принадлежности принципов и норм, регулирующих эту деятельность, и характеризуется разной глубиной и степенью формализации (готовности к применению).

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, и раскрывает причины моего интереса к данной теме. Используя различные источники, я попыталась выяснить, какое значение в современном обществе имеет правосознание и как оно связано с правовой культурой.

Целью курсовой работы раскрыть понятие, структуру, виды правосознания.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач: рассмотреть структуру правосознания, виды, функции, особенности правосознания.

Объект исследования: правосознание как форма общественного сознания. Предмет исследования: специфика и структура российского правосознания в условиях становления гражданского общества.

Теоретическую основу исследования составляют работы таких российских правоведов, как: Лазарев В.В., Татаринцева Е.В., Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А., Калинина Э.А., Калинина И.Ф., Старжинская А.А. и другие.

1Понятие, виды и функции правосознания

    1. Понятие и сущность правосознания

Проблема определения правосознания появляется почти всегда, когда речь заходит об этом феномене. Множество работ, посвященных правосознанию, начинаются именно с определения понятия. Однако данные определения не только не всегда отражают всю его суть. Но и являются, порой, причиной недопонимания при усвоении материала. В данном вопросе мы попытаемся определить те границы и ту плоскость, в которых существует правосознание, а также попытаемся установить сущность рассматриваемого явления в отрыве от его функционально-ценностной стороны[4, c. 16].

Но, в первую очередь, нужно сказать, что представляет наибольшую сложность при изучении понятия правосознания. Дело в том, что само правосознание, независимо от конкретного определения, должно охватывать ту теоретическую базу, которая выстроена вокруг права. Эта теоретическая база включает в себя весь понятийный аппарат, включая понятие правосознания. Из этого следует, что правосознание конкретного человека прямо влияет на то, что он понимает под правосознанием, а определение оказывает влияние на само правосознание. Получается замкнутый круг, единственным выходом из которого может быть только строгое научное абстрагирование от всех субъективных факторов. Наблюдатель не должен делать себя частью наблюдаемого явления. В идеале могла бы существовать единая концепция правосознания, но, к сожалению, по уже указанным причинам это невозможно[6, c. 54].

Таким образом, мы приходим к вопросу о том, как понимают правосознание различные ученые. Для начала, нужно сказать, что определяющим фактором, который так или иначе откладывает свой отпечаток на определение, является мировоззрение самого автора и та система взглядов, которая сложилась на момент создания конкретной работы. Так, в Советском Союзе наибольшее распространение получила теория классовости, поэтому она была отражена в интересующих нас определениях. Так, Строгович М. С. дает следующее определение правосознанию: «это есть совокупность распространенных в классовом обществе взглядов, убеждений и идей, которые выражают отношение существующих в обществе классов (как господствующих, так и подчиненных) к действующему в обществе праву» [6].

В дореволюционный период правосознание воспринималось с несколько большим оттенком метафизики, нежели сейчас. Так, Ильин в своем труде “О сущности правосознания” большое внимание уделяет связи правосознания с духовностью. “ Итак, развитие правосознания требует прежде всего работы над расширением и утончением своего внутреннего духовного опыта. В этом отношении правовая жизнь подлежит общему и основному закону духовного развития и является, подобно религии, философии, науке, искусству и нравственному творчеству, разновидностью единого жизненно-духовного делания,” [6, c. 174] пишет он. Кроме того Ильин делает строгий упор на ценностную основу правосознания. По его мнению, правосознание должно быть нормальным, т. е. обладать рядом черт, которые в целом можно описать как “законопослушные”, однако в полной мере этим словом не выражаемые. Дело в том, что Ильин писал о случаях, когда законодательство противоречит правосознательным установкам, но не всегда законы справедливы в противоположность больному правосознанию. Порой, случается там, что закон не справедлив, и тогда нормальное правосознание должно найти верный выход из конкретной ситуации. “Поэтому нормальное правосознание есть прежде всего воля к цели права, а потому и воля к праву; а отсюда проистекает для него и необходимость знать право и необходимость жизненно осуществлять его, т. е. бороться за право. Только в этом целостном виде правосознание является нормальным правосознанием и становится благородной и непреклонной силой, питающейся жизнью духа и, в свою очередь, определяющей и воспитывающей его жизнь на земле” [2, c. 158].

Такой подход к правосознанию как к категории, которой можно приписать оценочный эпитет, характерен для большинства подходов к изучению правосознанию. На нем строятся теории дефектов правосознания, теории правового воспитания и т. д. Стоит отметить, что на Ильина и его работу ссылаются многие последующие авторы, поскольку он заложил несколько основных идей о правосознании, которые впоследствии применяются современными авторами.

Но современное толкование правосознания отнюдь не однозначно. Здесь присутствует множество теорий, объясняющих плюсы конкретного подхода и порой дающих необычные определения. Самым простым и распространенным определением правосознания можно считать юридическое. Оно отражается в учебной литературе в том общем виде, в каком его использует юриспруденция. Как пример можно привести: “Правосознание — это одна из форм общественного сознания, отражающая общественные отношения, которые регулируют или должны быть урегулированы нормами права, чье содержание и развитие обусловливается условиями существования общества” [3, c.141].

Как мы видим из данного определения, правосознанию приписывают ряд черт, которые являются практические неотъемлемыми для чисто-юридического подхода, поскольку они отражают необходимые для понимания правовой системы черты. Во-первых, речь всегда идет о правосознании как о форме общественного сознания. О том, что представляет собой общественное сознание, также было сказано неоднократно.

Вот одно из толкований, данное Пастушенко О. В.: “Общественное сознание — это отражение общественного бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в морали, религии, мифологии, в народной мудрости и социальных нормах, в представлениях различных классов, социальных групп и человечества в целом” [7, c. 38]. Такое определение было выбрано не случайно. Оно отражает суть общественного сознания, при этом дает общее представления о большинстве граней и некоторой классификации данного феномена.

Итак, мы видим, что правосознание — это сознание не одного человека, а совокупность сознаний отдельных людей, не сводимое к сумме, а скорее похожее на среднее арифметическое от них. Как форма общественного сознания правосознание значительно уже по содержанию сознания отдельного человека, но, в то же время, шире по охвату субъектов.

Следующей чертой правосознания, исходящего из данного выше определения, является то, что правосознание отражает общественные отношения, так или иначе связанные с правом. То есть в этот список должна входить вся позитивная система права, естественное право, а также те сферы жизни, которые могут или должны быть урегулированы правом. Именно вопрос о том, на какие сферы жизни должно распространяться право и является одним из проблемных вопросов правосознания. Более того, не все ученые сходятся во мнении по вопросу “что такое право?”, что само по себе вызывает некоторые разночтения в вопросе определения правосознания. Однако для чисто юридического подхода это не всегда имеет значение, поскольку там под правом чаще всего понимается именно действующее на данный момент позитивное право. Дальнейшие черты, как, например, предпосылки содержания и развития правосознания, варьируют от автора к автору. Вот еще одно характерное определение, которое сочетает в себе некоторые черты юридического дискурса: Правосознание — это “…особая форма духовного освоения действительности, которая может быть представлена системой идей, представлений, убеждений, теорий, чувств, взглядов, складывающихся в отношении правовой действительности в процессе ее познания и осмысления.

Следующее определение содержит элемент, который до этого не был нами рассмотрен: Правосознание — “совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным” [9, c. 336]. Как видно из определения, правосознание это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального сознания, которая отражает восприятие правовой реальности конкретным человеком. Конечно, его нельзя рассматривать в отрыве от общества, от права, но здесь мы можем говорить о конкретных, частных проявлениях правосознания, совокупность которых влияет уже на общественное. Индивидуальное правосознание значительно шире относительно предметной области — его содержание больше за счет наличия конкретных сознательных установок (как правило, частные мысли). В то же время, оно более динамично, его проще изменить, оно не обладает инерцией, присущей общественному правосознанию, не отражает ситуацию в обществе в той мере, в какой она отражена общественным сознанием. Как правило, определения правового сознания не всегда отражают все стороны этого явления. Так, чаще всего правовое сознание остается отражением права реального мира, но следующее определение прямо указывает на взаимосвязь сознания и реальности: Правосознание — это “совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению” [11, c. 18].

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание - особая форма общественного сознания, которой принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни.

Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

1. при создании юридических предписаний в правотворческой деятельности;

2. в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при решении определенных жизненных ситуаций;

3. при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;

4. при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробелов в праве, если при отсутствии нужной нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием.

Особенно часто это было распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а после воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, правильного, неограниченного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права.

В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требование жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сосредоточено на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина[11, c. 36].

Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов.

Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности[13, c.27].

Правосознание может проявляться в определенных и установленных государственными структурами формах своего проявления:

-Правовая идеология. Иными словами, это определенное отношение общества к системе права.

-Правовая психология. Это определенная эмоциональная оценка представленного общества.

- Индивидуальные знания о системе права. Это определенный и подтвержденный уровень определенных знаний и умений, а также навыков, которыми одарен каждый индивид.

- Личностные ценности каждого индивида. Это личный опыт, а также целостная система правовых и личных убеждений.

-Субъективная воля каждого индивида. Это определенные способности, которыми наделен каждый индивид.

Таким образом, правосознание – это определенная форма общественного сознания, которая представлена в виде установленной системы правовых теорий, взглядов, идей, убеждений, представлений, настроений, оценок и чувств. Именно в этой системе выражаются все важные и необходимые отношения определенных индивидов, социального общества и социальных групп, а также их права. Отношение устанавливается некоторыми государственными и правовыми явлениями, а также процессами поведения групп людей в правовой сфере.

1.2 Виды и функции правосознания

Современное право имеет виды, которые позволяют определить необходимую структуру государственного и общественного становления. Формирование видов правосознания происходит для каждого индивида в отдельности или для определенных групп индивидов, которые объединены общими интересами или целями.

На сегодняшний день можно выделить и определить следующие виды правосознания:

-Индивидуальное правосознание. Это определенные личные отношения людей к системе государственного права. Здесь подразумеваются убеждения и взгляды каждого индивида.

-Групповое правосознание. Это установленное отношение к государственному праву весьма мелких, но значительных групп, социальных групп и коллективов.

-Корпоративное правосознание. Это правовое сознание, которое представляет отдельные группы людей с общими интересами и общим мышлением. Например, это могут быть представители одной профессии, партийные созывы и прочие.

-Массовое правосознание. Это правосознание, которое отражает обширные массы людей и их политически, экономические и культурные ценности.

-Общественное правосознание. Это виды, которые отражают отношение к государственному праву со стороны определенного общества[15, c. 36].

Научное правосознание это правосознание основанное на научном познании. Так данный вид правосознания более приближен к обучающейся молодежи в сфере права.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по носителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы — адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и другие, имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие обширными знаниями в области права и практики его применения, умением использовать предоставленные законодательством права, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе. Правосознание юристов должно отличаться высокой устойчивостью, уважением права, а также готовность следовать его предписаниям[18, c. 36].

Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Следовательно, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

1. познавательной, т.е. связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;

2. оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), также и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через правовую призму в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, обновляющей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;

3. регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку правил поведения в определенных ситуациях. В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции. Следовательно, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия[17, c. 136].

Структура правосознания. Деформация правосознания.

2 .1. Структура правосознания

Как особая форма общественного сознания, правовое созна­ние представляет собой совокупность взглядов, идей, представле­ний, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объ­единений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает:

-осмысление и ощущение необходимости права;

-оценку права;

-осознание необходимости создания развитой системы законо­дательства;

осмысление потребности в изменении и дополнении действу­ющих нормативных актов;

восприятие процесса и результатов реализации права;

соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, по­литическими и т.д.) [20, c. 36].

Специфика правового сознания состоит в том, что оно вос­принимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует ус­тановления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и катего­ричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за ис­полнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осущест­вления прав человека и гражданина.

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она обще­ственные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство ад­ресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов[14, c. 14].

Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения мо­льных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

Определяясь уровнем развития общества, и в первую очередь экономических отношений, правосознание имеет исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.) [21, c. 114].

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретно исторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п[15, c. 36].

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

— общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

— психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убежде­ния, свойственные социальным группам общества;

— представления о праве, выработанные в социальных груп­пах под влиянием их психического склада;

— чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, прису­щие социальным группам;

— способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании[18, c. 63].

Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям[18, c. 64].

В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внеш­них форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отра­жают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества[16, c. 24].

Таким образом, современная структура правосознания состоит всего из трех элементов:

-Первый элемент представлен в виде информационного поля. Именно этот элемент позволяет создать наличие необходимого объема информации.

- Второй элемент является оценочным, и гарантирует получение необходимой информации о каком – то нормативном акте. То есть на этом этапе происходит оценка и сопоставление информации с личными ценностями каждого индивида.

- Третий элемент – это воля. В тот момент, когда индивид узнает о законе, а после оценивает его необходимость и значимость, наступает момент решения. Решение заключается в том, чтобы определить, как и каким образом, он может использовать этот правовой аспект.

Правосознание позволяет для каждого индивида создать необходимые условия, которые помогут сделать его жизнь качественной и комфортабельной. При помощи правосознания формируются необходимые навыки, которые позволяют создать общественные и личностные ценности.

2.2 Деформация правосознания. Особенности деформации у несовершеннолетних правонарушителей.

Проблема деформации правового сознания так переворачивает ситуацию в обществе, что граждане воспринимают факты нарушения права как положительное явление и проявление свободы [2, с. 143]. Таким образом, она не только формирует неприязнь по отношению к действующей системе права, но и подвергает сомнению саму вероятность правовой регламентации общественных отношений.

Наиболее уязвимой частью российского общества являются несовершеннолетние, вследствие свойственной им неустоявшейся психики, несформированной системы ценностей и повышенной восприимчивости к криминогенным влияниям социальной среды, поэтому вопросы, которые связанны с дефектами правосознания, являются особенно актуальными для современного общества [5, с.74].

 Проблема формирования правосознания в современном российском обществе является одной из наиболее важных. Трудно переоценить роль правосознания граждан при формировании правового государства   и гражданского общества [7, с. 24]. Правосознание зависит от социальных  условий общества, оно активно изменяется вместе с обществом и государством, при которых реализуется. Правосознание является формой общественного сознания, однако  механизмы его формирования  в полной мере не достаточно изучены учеными.   Правосознание обладает своими специфическими признаками и своим особым статусом. Правовая культура  в обществе во многом зависит от уровня развития правосознания, следует отметить, что современное правосознание в российском обществе находится в кризисе, что отражается на его деформациях [3, с. 36]. Именно от развития уровня правосознания во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в нашей стране, а также и возможность реализации прав и свобод человека и гражданина [5, с. 65].

И.И. Шационок отмечает, что «для российской действительности данная проблема имеет практическую актуальность, так как в настоящее время Россия переживает период становления новой государственно-правовой системы» [5, с. 64]. В юридической науке правовое сознание исследуется как совокупность представлений о мире с точки зрения права, именно эти представления мотивируют правомерное поведение [6, c. 46].  Теоретики-правоведы в категориях правосознания раскрывают его основные признаки, анализируя правосознание как правовое явление, они рассматривают его социальное и правовое содержание.

Правосознание формируется различными факторами, при его анализе необходимо учитывать общественные отношения, в которых оно развивается. Правовой  анализ с точки зрения теории государства и права дает возможность понять природу правосознания и процесс его развития. Правосознание – это отражение в сознании людей всех элементов правовых систем общества. Можно выделить ряд признаков правосознания, которые составляют его сущность: это одна из сфер общественного сознания, имеющая свой предмет исследования – правовую действительность или правовые явления: должное, позитивное право, право ушедших времен и естественное право. В правосознание входит деятельность организаций, связанная с правом, реализация права и правотворчество,  источники права и юридическая практика. У правосознания есть свой  специфический язык, который включает в себя правовые категории [4, с. 64].

В настоящее время выделяют несколько видов деформации правосознания, наиболее  распространёнными  являются: правовой нигилизм:  правовой инфантилизм и правовой идеализм. Они оба связаны с незрелым правосознанием, необразованностью и дефицитом политико-правовой культуры. Правовой идеализм заключается в переоценке права и его возможностей. Он является наиболее важной проблемой в обществе, чем правовой нигилизм, так как личность осознанно игнорирует закон и его требования, что может привести к разрушению правовой системы. Причины правового нигилизма могут быть самые разнообразные: начиная с протестов против законов и заканчивая неприятием права, как ненужного института в государстве. Однако в правовом нигилизме отсутствуют преступные умыслы.

Рост преступности несовершеннолетних в большей степени объясняется деформацией современной семьи, а в частности деформацией правового сознания семьи. Следует отметить, что за последние пять лет (2014-2018 гг.) уровень подростковой преступности сократился в 1,2 раза, что составило 14,9%. Особенно высокие темпы роста преступности наблюдались с 2012 по 2013 гг. и составили увеличение в 1,05 раза – 2955 преступлений. По сравнению с 2017 г., в 2018 г. уровень преступности сократился на 13% – 8097.

Деформация правосознания в современном обществе имеет несколько форм проявления:

  1. Нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
  2. Неисполнение норм права;
  3. Начало распространения антиправовой психологии;
  4. Оправдывание преступности в обществе;
  5. Война законов;
  6. Нарушение права для собственной нужды;
  7. Низкий уровень авторитета суда;
  8. Нарушение прав и свобод гражданина.

Как и любая проблема – проблема деформация правового сознания несовершеннолетних имеет определенные пути решения. Следует понимать, что полное искоренение явления деформации невозможно, так как в случае правового нигилизма и правового идеализма, отрицание чего-либо, а также возвышение, являются объективными условиями развития природы и общества. [4, c. 66]. Однако, снижение последствий правовой деформации, при активном противодействии его разрушительным проявлением возможно. Основные пути противодействия – это повышение эффективности правовой системы и преодоление аномии общества. Но все это возможно реализовать лишь при условии выхода России из системного кризиса – социального, экономического, политического, духовного и нравственного. Также требуется работа по усилению противодействия и их развитие и совершенствование [16, c. 76].

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что основным средством раннего предупреждения преступности несовершеннолетних является грамотное воспитание правосознания и декриминализация семейного неблагополучия, включающая меры по совершенствованию и повышению ответственности граждан по воспитанию детей.


 

3 Особенности и пути повышения конституционного правосознания

Социальная ценность Конституции Российской Федерации [1].практически общепризнана, чего не скажешь относительно конституционного правосознания. Оно даже не упоминается в многочисленных исследованиях, посвященных правосознанию. Не дается понятие правосознания и в работах, где рассматривается конституционная лексика, не включается оно и в достаточно широкое понятие конституционализма. Между тем как Конституция рассматривается в качестве основного закона, так и конституционное правосознание соответственно является основным видом правосознания. Его уровень, несомненно, оказывает влияние, во-первых, на состояние отраслевых видов правосознания - гражданско-правовое, уголовно-правовое, трудовое, экологическое и т.д., во-вторых, на конституционно-правовое развитие России, поскольку происходит конституционализация права. Тем не менее в работах, посвященных данному вопросу, оно остается без внимания. Создается такое впечатление, что конституционно-правовое развитие возможно без соответствующего развития конституционного правосознания.

В свое время выдающийся российский юрист И.А. Ильин в своей известной работе "О сущности правосознания" отдельную главу посвятил государственному правосознанию, сродни конституционному[6, c. 76]. Его идеи, безусловно, и в настоящее время имеют важное методологическое и практическое значение в российском обществе, когда происходит смена ориентиров, намечается возвращение к национальным истокам и отечественным правовым традициям. Ошибки в государственном управлении он объясняет "не только случайными недосмотрами или личными неспособностями, но общими основными дефектами государственного управления. Люди все еще не усвоили основную аксиому всякой политики, согласно которой право и государство создаются для внутреннего мира и осуществляются именно через правосознание".

В настоящее время появились научные исследования, в которых конституционное правосознание рассматривается как "специфическое проявление общественного и правового сознания, как социальный фактор, позволяющий выявить отношение к конституционным нормам - признание объективной необходимости Конституции РФ и ее приоритета в правовой системе государства. Оно является необходимой формой жизнедеятельности человека, служит внутренним регулятором юридически значимого поведения и источником правовой активности в конституционно-правовой сфере, претворения юридических норм в фактической деятельности граждан и должностных лиц", - отмечает В.В. Никитяева[16, c. 76]. Далее, соглашаясь с тем, что Конституция может быть эффективной только тогда, когда она опирается и связана с национальными архетипами, она правильно объясняет это рядом обстоятельств.

Во-первых, в период кардинальной смены правовых устоев жизни Российского государства и общества, значительных перемен в российской среде немаловажным фактором реализации происходящих новшеств в преобразовании конституционно-правовой системы становится специальное правосознание, основанное на ценностях, которые не могли сформироваться в условиях прежней советской правовой системы. Для продвижения идей правового демократического государства и гражданского общества необходимо развивать на уровне отдельной личности, различных социальных групп и коллективов конституционное правовое сознание. Во-вторых, после принятия Конституции РФ появляется ряд проблем, связанных с механизмом реализации конституционных принципов обеспечения прав человека, совершенствованием законодательства Российской Федерации и приведением его в соответствие с международными нормами и Конституцией. Это вызвано необходимостью повышения эффективности механизма реализации прав и свобод человека и гражданина, поскольку в конституционном праве укрепляется понимание конституционной системы защиты прав человека, в которой стимулирующую роль выполняет конституционное правосознание, обеспечивающее активизацию различных средств защиты, предусмотренных в законе. В-третьих, отсутствие анализа информации о последствиях невыполнения полномочий органами государственной власти, закрепленных в конституционном законодательстве, приводит к информационному вакууму, неблагоприятно воздействующему на правоприменительный процесс. Реальная потребность реализации Конституции РФ, признающей высшей ценностью права и свободы человека, наталкивается на отсутствие профессиональной грамотности (знания и понимания конституционного законодательства), деформацию правосознания в обществе. В-четвертых, интеграция России в международное сообщество, декларация приоритета общечеловеческих ценностей и закрепление их в Конституции РФ потребовали нового подхода к организации и содержанию правовой и социальной политики государства. Такого рода внедрение в международное поле свидетельствует о том, что конституционное правосознание формируется не только на основе Конституции РФ, но и на основе международных норм в области прав человека[20, c. 24].

Конституционному правосознанию, как и правосознанию в целом, присущи свои структурные компоненты: идеология и психология. Конституционная идеология представляется как часть конституционного правосознания, состоящая из идей, взглядов, представлений, понятий о государстве, его развитии, конституционном строе, правах человека, механизме их защиты, международных стандартах и взаимных требованиях общества и личности в правотворческой и правоприменительной сферах. Конституционная идеология пронизывает окружающую нас правовую среду как стержневой элемент, придающий стройность всему правовому пространству и вносящий ясность в его функционирование и дальнейшее развитие. Конституционно-правовая психология включает совокупность настроений, ценностных отношений, желаний, переживаний, которые формируются на основе правовых знаний и представлений о конституционном законодательстве, практике конституционного правосудия.

Анализируя указанные компоненты конституционного правосознания, специалисты определяют его как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, включающих взгляды, оценки, установки, представления, отношения личности относительно целей и принципов конкретного государства и общества, реального состояния основных прав и свобод человека, действующей правовой системы, в том числе органов государственной власти, форм и методов их деятельности.

В литературе существуют и иные характеристики конституционного правосознания. Так, И.А. Кравец под конституционным правосознанием понимает особый вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о Конституции, ее роли в правовом регулировании, правах человека, способе справедливого и демократического правления. Как видно, здесь подразумевается более широкий субъектный состав конституционного правосознания. Наряду с личностью оно включает также социальные группы и общества, что вполне логично[21, c. 76].

Анализ конституционного правосознания позволяет выделить такую его особенность, как двойственный его характер. Оно формируется на стыке правового и политического сознания, в то же время не являясь простым механическим сочетанием в сознании личности правовых и политических идей, взглядов, чувств.

Конституционному правосознанию присущ ряд и других особенностей:

- в основе конституционного правосознания заложена Конституция РФ, которая является не только законом государства и общества в целом, но и регулятором всех конституционно-правовых отношений в государстве;

- оно несет в себе представления, взгляды относительно тех конституционных отношений, которые являются базовыми, основополагающими и образующими фундамент всякого здания сложной системы социальных связей; эти отношения являются системообразующими, оформляющими целостность общества;

- конституционное правосознание является неотъемлемым элементом конституционно-правового регулирования, поскольку соизмеряет действия индивида с установленными государством конституционно-правовыми предписаниями, регулирует поведение человека через конституционные принципы;

- конституционное правосознание формируется также не только на основе Конституции РФ, но и на международных нормах в области прав человека, так как международно-правовые документы в области прав человека оказывают влияние на развитие национального законодательства .

Будучи относительно новым видом правосознания, тем не менее в последние годы оно претерпело некоторые изменения. Восприятие обществом Конституции и ее роли в правовом регулировании прав и свобод человека и способов их защиты, организации и функционирования органов государственной и местной власти, о которых еще пару десятков лет назад не было в общественном сознании никакого представления, сейчас во многом меняется в положительную сторону. Больше всего это касается отношения к Конституции как к Основному закону, особенно к конституционным правам и свободам человека и гражданина, способам их защиты. В этом смысле конституционное правосознание все чаще становится связующим звеном между конституционными нормами и поступками людей, обязанных соблюдать их.

В конституционном правосознании формируется все более положительно-ценностное отношение к важнейшим конституционным институтам. Конечно, нам еще далеко до прагматичных американцев, которые среди основных социальных ценностей на первое место ставят свою Конституцию, поскольку она, по их мнению, реально помогает им защищать свои права и свободы. Тем не менее и в России конституционное правосознание начинает занимать все более значимое место в общественном сознании. Граждане все чаще начинают осознавать ценность Конституции в решении своих личных и общественных вопросов, что свидетельствует о повышении уровня конституционного правосознания.

С учетом изложенного считаем важным выделить следующие основные пути повышения конституционного правосознания:

- необходимо убедительное обоснование и осознание высокого статуса конституционного правосознания как самостоятельной и важной совокупности представлений, установок, оценок и знаний о Конституции, ее социальной ценности и роли в правовом регулировании, о правах и свободах человека и гражданина и способах их защиты, организации и функционировании федеральных, региональных и местных органов власти, месте общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в правовой системе нашей страны. С этой целью необходимо активизировать научные исследования конституционного правосознания, а основные их результаты публиковать не только в специальной литературе, но и в научно-популярной для ознакомления с ними широкой общественности;

- в учебниках по конституционному праву, а также в спецкурсе "Правовое воспитание", где ныне отсутствует даже упоминание о конституционном правосознании, предусмотреть его отдельным вопросом и в рамках его рассмотреть и раскрыть понятие, актуальность, структуру, особенности и пути повышения данного вида правосознания;

- с учетом социальной главы 1 Конституции Российской Федерации и конституционализации права в учебном плане следует предусмотреть соответствующие спецкурсы: "Основы конституционного строя", "Конституционно-правовое развитие России";

- в связи с новым видом судопроизводства - конституционным (ст. ст. 118, 125 Конституции РФ[1]), во-первых, следует ввести в учебные программы юридических вузов и факультетов спецкурс "Конституционное правосудие в Российской Федерации", а в тематике курсовых и дипломных работ по данной дисциплине предусмотреть исследование конституционно-правовых институтов и механизмов защиты личных, политических и социально-экономических прав и свобод. Во-вторых, наряду с Конституционным Судом России во всех субъектах РФ целесообразно образовать конституционные (уставные) суды и широко освещать их работу по защите конституций (уставов) субъектов РФ, прав и свобод человека и гражданина. Тем более, как показывают исследования, значительное место в их работе занимает правозащитная деятельность, а также толкование норм конституций (уставов) субъектов РФ. В-третьих, надо практиковать выездные заседания конституционных (уставных) судов, особенно в случаях, когда предметом их рассмотрения становятся дела о соответствии муниципальных нормативных правовых актов конституции (уставу) субъекта РФ;

- постановления и определения органов конституционной юстиции необходимо публиковать не только в их специальных вестниках, но и в широкой печати с соответствующими комментариями специалистов, поскольку сложный юридический язык этих документов осложняет для многих граждан адекватное понимание сути излагаемых в них решений, тем более их мотивировочной части, что имеет важное значение в повышении конституционного правосознания. Этому же способствуют также систематически проводимые Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ научно-практические конференции по конституционно-правовым проблемам. В этом процессе большую роль играют выступления судей и специалистов органов конституционной юстиции как в специальной печати, так и в публичных СМИ;

- разработка и издание комментариев к конституции (уставу) субъекта РФ, научно-популярных изданий Конституции. Отметим, что при подготовке в Конституционном суде РСО-А популярной работы "Конституция РСО-Алания - издание для детей" был объявлен конкурс среди школьников о знании наиболее важных конституционных норм. В нем приняли участие более 800 младших школьников со своими родителями, родственниками, сверстниками и т.д., в целом более 5 тыс. человек. Все это способствовало популяризации Конституции республики, соответственно, повышению правосознания жителей Северной Осетии, многие из которых обращались в Конституционный суд с просьбой и предложениями сделать подобные конкурсы традиционными.

В заключение нельзя не отметить, что высокое конституционное правосознание наиболее полно может формироваться на основе норм, во-первых, Конституции прямого действия, во-вторых, реальной Конституции, то есть такой, которая объективно отражает социальную действительность. Да, действующей Конституции РФ присущи недостатки, о которых говорят и пишут чуть ли не со дня ее принятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы правосознания в современном российском пространстве получили необыкновенную значимость. Данная сложность для нашей страны получила не только лишь теоретическую, но и практическую значимость.1 Общепринятой точкой зрения почти всех экспертов является то, что правосознание является пониманием права индивидом, совокупностью представлений и эмоций, которые выражают позицию людей как к действующему, так и к желаемому праву.

Однако правосознание отображает не только лишь позиции людей к праву, но и к правосудию, законности, деятельности муниципальных органов, чиновников и т. д. То есть можно утверждать, что правосознание очень обширное понятие, в которое разрешено подключить всю правовую реальность общества. Глубокие экономические, политические, общественные и другие преображения в разных сферах общества, исполняемые в нашем государстве на протяжении десятков лет, значимым образом изменили российское правосознание. Правосознание в современном российском обществе очень неоднородно и алогично, подвержено деформации, в связи с чем видно правовой нигилизм практически среди всех граждан страны, скептическую позицию к праву, законам. Основной предпосылкой и сразу проблемой аномальности правосознания является правовой скепсис, который выражается в отречении и игнорировании правовых установок и требований законов.

Нестабильность в социально-политической сфере и материальное благополучие людей в том же духе воздействует на аномальность правосознания общества.

Правосознание является результатом и процессом отражения права в сознании людей. Таким образом, уровень правосознания общества является наиболее важным показателем правовой культуры конкретного общества. В учение о правосознании внес существенный вклад И.А. Ильин, доказавший, что правосознание – это еще более значительный феномен, чем право. Правосознание понимается в этой трактовке в качестве естественного чувство права и правоты, особой духовной настроенности инстинкта, особого рода инстинктивного правочувствия. Правосознание представлено отношением людей к праву, которое основано на знаниях о праве и чувствах, т.е. субъективное восприятие правовых явлений. Представляя специфическую форму сознания, правосознание обладает особым предмет отражения и объектом воздействия.

Правосознание является неизбежным спутником права. Существование права неразрывно связано с волей и сознанием людей. Все это в совокупности образует комплекс правовых представлений, настроений и пр.

Ключевым вопросом в познании содержания и сущности правового сознания является проблема наполнения его структурными элементами, их соотношение. Многими учеными отмечается тесная связь между качеством объекта и его структурой. Существенное изменение структуры непременно влечет за собой изменение качества правового сознания, переход в другое состояние. Следует подчеркнуть, что, изучая структуру правового сознания, нельзя уделять внимание лишь вопросу о том, из каких элементов оно складывается, не менее важно определить, каким образом связаны между собой эти элементы, необходимо рассмотреть совокупность всех прямых и обратных связей между ее функциональными компонентами.

Такой подход к структуре правового сознания позволяет получить не только его статичную, но и динамичную характеристику объекта. Сложность внутреннего исследования правосознания обусловлена его многоуровневой структурой, статической и динамической стороной, многообразием свойственных ему генетических, функциональных и структурных связей. В правовом сознании правовые представления общества, его психология и культура слились воедино с арсеналом технико-юридических средств, с деятельностью его объединений.

В структуру правосознания, обеспечивающую его целостность, необходимую для реализации его развития традиционно относят систему взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: правовой идеологии и правовой психологии.

Структура правосознания является сложной системой и состоит из следующих элементов: рациональные компоненты или правовая идеология, которые включают в себя систему знаний о праве и правовых явлениях в обществе; эмоциональные элементы, называемые правовой психологией; информационный — это получение и осознание информации правовой сферы; оценочный — оценка информации после ее получения; волевой — подразумевает принятие решения о применении правомерного или неправомерного поведения. 

Таким образом, проблема установления и поддержания достаточного уровня правового сознания остается, к сожалению, недостаточно решенной в политической сфере нашего государства. Правовые представления о справедливости, осознание прав и обязанностей человека, границ дозволенного и запретов, которые формируют, мотивируют и устанавливают схемы поведения человека в правовой сфере жизни общества и через регулирование правового поведения личности определяют активную роль права, толкуются разносторонне, что определяет трудность выработки приемлемого установления и осознания поведенческого вектора личности. Решением этой проблемы нам видится организация деятельности правящей элиты общества в интересах поддержания жизнеспособности всего общества, основанной на обеспечении доверительных, благородных отношений. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)- СПС «Консультант Плюс»
  2. Горбатова М.К., Домнина А.В. Основные теоретические подходы к определению понятия и содержания профессионального правосознания // Российская юстиция. 2014. N 1. С. 63 - 67.
  3. Горбатова М.К., Домнина А.В. Профессиональное правосознание как элемент правовой культуры общества // "Российская юстиция", 2016, N 5
  4. Гринева Л.В. К вопросу о рефлексии правосознания в формировании правового государства// "История государства и права", 2017, N 5
  5. Демченко Т.И. Возникновение и понимание древнерусского правового сознания: Монография. 2004. С. 64 - 84.
  6. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 334 с.
  7. Коваленко К.Е. Особенности развития правосознания // История государства и права. 2016. N 8. С. 43 - 46.
  8. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.
  9. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ// "Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 11
  10. Лагунова И.С. Стремление к правовой свободе как основная черта современного правосознания // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 6. С. 9 - 13.
  11. Лимаренко И.Ю. Существенные признаки правосознания // "Общество и право", 2016, N 4
  12. Мигущенко О.Н. Истоки формирования религиозно-нравственной составляющей российского правосознания// "История государства и права", 2017, N 11
  13. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 2014
  14. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.
  15. Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2017
  16. Рубанцова Т.А., Фомина Н. А. Проблема построения правового государства в России // IV Международная научная конференция "Юридические науки: проблемы и перспективы" Казань, 20-23 мая 2016 - С.23-26.
  17. Кунина А.Н., Рубанцова Т.А. Проблема преодоления правового нигилизма // материалы IV Международной научной конференции "Юридические науки: проблемы и перспективы" Казань, 20-23 мая 2016 - С.16-17.
  18. Строева О.А. Типологические свойства правосознания // Юридический мир. 2017. N 4. С. 62 - 67.
  19. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. – М.: Юриспруденция, 2014.
  20. Цалиев А.М. Актуальность, понятие, особенности и пути повышения конституционного правосознания // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 1. С. 20 - 24.
  21. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.
  22. Чуйков Д. Системообразующие принципы правосознания // Юридическое образование и наука. 2018. N 3.

Приложение

В зависимости от глубины знаний и эмоционального отношения к праву выделяют три уровня правосознания: обыденное, профессиональное и научное.

Обыденное (житейское) правосознание

Включает в себя простые, элементарные представления и чувства людей о праве. Оно формируется на основе общего образования, культуры, действующего права

Профессиональное правосознание

Представляет собой систему устойчивых правовых взглядов, сформированных на основе специального (профессионального) изучения права и сложившихся соответствующих знаний и умений применять право для решения профессиональных задач

Научное правосознание

Это более высокий (теоретический) уровень правосознания. Оно выступает как система внутренне упорядоченных правовых взглядов, выраженных в виде правовых идей, понятий и определений, раскрывающих сущность и социальное назначение права

В зависимости от специфики субъекта правосознание разграничивается на три основных вида: индивидуальное, групповое и общественное.

Индивидуальное правосознание

- это правовые взгляды, убеждения и чувства отдельного человека - индивида. Оно складывается под влиянием непосредственных социальных условий, в которых живет человек, под воздействием окружающих его людей, средств массовой информации и практической деятельности государственных органов по созданию и осуществлению права

Групповое правосознание

- это правовые представления и чувства различных групп, слоев общества. Оно складывается на основе индивидуального правосознания людей и характеризуется особенностями условий жизнедеятельности этих групп и слоев. Поэтому каждая социальная группа, слой имеют свои представления о действующем праве в целом и его отдельных элементах

Общественное правосознание

- это целостная система существующих в обществе представлений, взглядов о праве и иных правовых явлениях и их эмоциональная оценка. Оно представляет собой результат сосуществования интересов отдельных лиц, социальных групп, слоев и общества в целом