Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационной системы (Классификация информационных систем)

Содержание:

введение

На сегодняшний день сложно обходиться без современных средств связи, например без Интернета, компьютера, или смартфона. Тем более без информационных систем. Информационные системы являются важным технологическим инструментом в жизни человека.

Можно с большой уверенностью сказать, то, что 21-век – это век технологий и информации.

Целью курсовой работы является применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационной системы.

Для того чтобы справиться с поставленной задачей нужно для начала узнать, что такое информационная система, какие информационные системы бывают, какие бывают методы проектирования и знать где какой метод применить.

Для проектирования важно знать где информационные системы используются и для чего.

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Основные понятия информационной системы

Информационная система представляет собой совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими свойствами, целями и назначениями.

Главной целью любой информационной системы является упростить, как можно задач, связанных с человеческой деятельностью, то есть сделать все автоматизировано.

Информационные системы на сегодняшний день широко используются практически во всех сферах жизни человека начиная от супермаркета до IT-компаний.

Информационные системы в первую очередь предназначены для хранения информации, для поиска, для создания информации и её обработки.

Информационные системы тесно связаны с базами данных, информационной безопасностью.

Например, есть база данных и в базе данных существую некоторые сведения и это будет называться информацией.

Сама информация представляет собой сведения связаны общими правилами и атрибутами.

Также информация может существовать в нескольких видах она может храниться на съемных носителях (на usb-носителе, на жестком диске, магнитной ленте).

Или храниться децентрализовано используется при этом облачные хранилища и удаленный сервер.

1.1 История создания первых информационных систем

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для малой работы: обработки счетов и расчета зарплаты. Это позволяло информационной системой самой проводить расчеты. Что позволяло сократить время работы с расчетами.

Далее 60-е годы информация, полученная в результате работы информационной системой, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам.

Для этого компаниям требовалось более мощное компьютерное оборудование, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату.

В 1946 году Джон фон Нейман создает свою архитектуру ЭВМ. Архитектура фон Нейман используется в настоящие время.

Данный подход характеризуется тем, что устройства ввода (клавиатура, мышь) и устройства вывода (монитор) подключены к одному компоненту, называемому системный блок. Ниже на рисунке №1 изображена схема Джона фон Неймана.

Рисунок 1. Схема Джона фон Неймана

ВЗУ – это внешнее запоминающее устройство — устройство для хранения данных. Например usb-носитель, sd-флешка, внешние жесткие диски.

Устройства ввода это – средства для взаимодействия с помощью компьютерных средств мышки или клавиатуры.

АЛУ – арифметико-логическое устройство служит для вычислительных задач, например процессор компьютера.

ОЗУ – это оперативная память компьютера является энергозависимым компонентом т.е. если компьютер выключен, то оперативная память сбрасывается.

В 1970-х начале 1980-х годов информационные системы начинают широко развиваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 1980 года информационные системы этого периода, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

К началу 2000-х годов информационные сильно изменились благодаря техническому прогрессу.

Ниже расположен рисунок №2 современного системного блока архитектуры фон Неймана, которая используется по сей день.

Рисунок 2. Макет системного блока

На рисунке №2 изображен макет системного блока можно увидеть из каких частей он состоит.

Процессор – это основной компонент компьютера, который отвечает за логико-вычислительные действия. Выполняет роль мозга компьютера.

Материнская плата – это специальная плата, на которой установлен процессор, оперативная память, сокет, подключен жесткий диск, блок питания.

Жесткий диск – это носитель на которой установлена операционная система. По мимо этого жесткий диск может хранить в себе информацию.

Оперативная память компьютера является энергозависимым компонентом т.е. если компьютер выключен, то оперативная память сбрасывается.

Блок питания — это источник электропитания, предназначенный для снабжения узлов компьютера электроэнергией постоянного тока.

Видеокарта – это графическая плата, которая преобразует графический образ, хранящийся как содержимое памяти компьютера.

Видеокарты бывают двух видов интегрированная и дискретная. Дискретная используется для обработки графики или для компьютерных игр. Интегрированная видеокарта не справляется с тем, что дискретная. Видеокарта посылает сигнал из графического процессора в монитор таким образов видеокарта обрабатывает изображения и посылает в монитор.

DVD-привод используется редко в современных системных блоках и ноутбуках, замена DVD-привода это – usb накопитель. DVD-привод предназначен для чтения дисков.

2. Классификация информационных систем

Как было сказано ранее информационная система – это средства для хранения поиска информации, а также для ее создания и для удаления и переработки.

Как любая система информационная система делится по нескольким признакам: по типу, классификации, назначению и по видам.

По классификации информационные системы делятся на:

-автоматизированные;

-автоматические;

- ручные.

Автоматические информационные системы работают без участия человека. Автоматическая информационная система может быть определена как комплекс автоматизированных информационных технологий, предназначенных для информационного обслуживания используемой для принятия решений, в соответствии с нуждами для поддержания эффективной деятельности.

Автоматизированные информационные системы работают почти без участия человека.

Например, системный администратор написал скрипт для обновления операционной системы и задал время запуска скрипта. То есть этот процесс будет запускаться автоматически в заданное время. И этот процесс будет называться автоматизированным.

Классическими примерами автоматизированных информационных систем являются банковские системы, автоматизированные системы управления предприятиями.

Достоинства и недостатки автоматизированной информационной системы заключается в том, чтобы распределить функции вычислительной системы между несколькими независимыми компьютерами в сети требуется отдельный специалист - системный администратор.

Данный вид информационной системы позволяет упростить обслуживание вычислительной системы. В частности, замена, ремонт, модернизация или перемещение сервера.

Все данные хранятся на сервере, который, как правило, защищён гораздо лучше большинства клиентов.

На сервере проще обеспечить контроль полномочий, чтобы разрешать доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа.

Позволяет объединить различные клиенты. Использовать ресурсы одного сервера часто могут клиенты с разными аппаратными платформами, операционными системами.

Главным недостатком автоматизированной информационной системы является то, что система является централизованной то есть неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть.

Ручные информационные системы — это системы, характеризующие тем, что они работают без какой-либо вычислительной техники, то есть всю работу выполняет человек.

Например, менеджер работает с клиентами, сам менеджер предлагает своим клиентам товар, при покупке менеджер использует компьютер, чтобы заключить покупку и дать гарантию на товар.

Можно сделать вывод, то, что из трех видов информационных систем лучше всего использовать автоматизированную информационную систему.

Она характеризуется тем они более удобны для реализаций определенных задач, то есть работают почти без контроля человека. То, что заметно облегчает работу.

С ручными ИС человеку приходится выполнять всю работу.

По классификации информационные системы подразделяться по масштабу, по направленности (сфере применения) и по способу организации.

По масштабу информационные системы бывают:

-одиночные;

-групповые;

-корпоративные.

Одиночные информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере без сети (в режиме offline). Такая система может содержать несколько простых приложений рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей.

2.1 Информационные системы для СУБД

На сегодняшний день очень популярно и даже необходимо и безопасно хранить данные, информацию в информационных системах. Для хранения данных были созданы базы данных.

Для создания баз данных необходима информационная система и специальное программное обеспечения MS office ACCESS.

Подобные приложения создаются с помо­щью так называемых настольных, или локальных, систем управления базами дан­ных (СУБД).

СУБД – это средство управления базами данных.

Групповые информационные системы ориентированы на групповое использование информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе ло­кальной вычислительной сети.

При разработке таких приложений используют­ся серверы баз данных (называемые также SQL (язык для работы с базами данных) для рабочих групп.

Существует довольно большое количество различных SQL-серверов как коммер­ческих, так и свободно распространяемых.

Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, InterBase, Sybase, Informix.

Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабо­чих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать несколько сетей. В основном они имеют иерархическую структуру и несколько уровней.

Для таких систем характерна архитектура кли­ент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура.

При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем.

Однако в крупных информа­ционных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.

Под понятием архитектуры клиент-сервер подразумевается вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания распределены между сервером и клиентами.

Например, есть рабочая станция и есть DHCP сервер так вот в роли клиента выступает рабочая станция, а в роле сервера является DHCP. Ниже изображен рисунок №3 клиент-сервер.

Рисунок 3. Клиент-Сервер

Помимо архитектуры клиент-сервер существую виды архитектур информационных систем: Локальная, Файл-серверная, Трехслойная.

Локальные информационные системы широко использовались до появления компьютерных сетей.

В данном этом случае все компоненты информационной системы располагаются на одном компьютере.

С появлением компьютерных сетей возникла возможность хранить данные в файлах на выделенном специально для этой цели компьютере.

Такой компьютер называется файловым сервером или просто сервером, компьютеры пользователей соединены с сервером сетью.

К трехуровневой архитектуре характерно то, что данный вид может быть и клиентом-сервером и файл-серверной архитектуры.

По мимо этого существуют несколько видов моделей системной архитектуры они бывают статические и динамические. Ниже рассмотрены эти два вида.

Статические модели — это модели, которые описывают статическую структуру системы в терминах классов объектов и взаимоотношений между ними.

Основными взаимоотношениями, которые документируются на данном этапе, являются отношения обобщения.

  Динамические модели — это модели, которые описывают динамическую структуру системы и показывают взаимодействия между объектами системы, но не классами объектов.

Документируемые взаимодействия содержат последовательность запросов к сервисам объектов и описывают реакцию системы на взаимодействия между объектами.

Язык моделирования UML поддерживает большое количество возможных статических и динамических моделей, в том числе модель подсистем и модель последовательностей. 

Модель последовательностей – одна из наиболее полезных и наглядных моделей, которая в каждом узле взаимодействия документирует последовательность происходящих взаимодействий между объектами.

На файловом сервере могут храниться резервные копии это могут быть разного рода информация или копии баз данных.

Чаще всего резервная копия (бэкап) служит для того, чтобы в случае ошибки или крахе информационной системы можно было восстановить в рабочие состояние.

Резервная копия просто необходима и обязательная для откатки в рабочие состояние.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3. Язык UML определение и назначение

Целью курсовой работы является применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационной системы.

Для проектирования информационной системы удобно использовать язык моделирования UML.

Язык UML может используется для проектирования. В режиме эскиза разработчики используют UML для обмена информацией о различных аспектах системы.

В режиме проектирования можно использовать эскизы при прямой и обратной разработке. При прямой разработке диаграммы рисуются до написания кода.

Язык UML был создан в первой половине 90-х годов был предложен разработанный на основе наиболее популярных объектно-ориентированных методов язык объектного моделирования UML.

При использовании UML в режиме языка программирования диаграммы компилируются в исполняемый код, т.е. UML становится исходным кодом.

Поэтому не стоит сравнивать язык UML другими языками программирования.

Язык UML предназначен для проектирования, а остальные языки программирования предназначены для написания программ. Тот же С++ или Java, C# они являются для создания программного обеспечения.

Синтаксис языков, взятых в качестве примера C++ и UML естественно разный, пример самой простой программы написанной на языке программирования С++ выглядит вот так:

#include “ stdafx.h” - подключенные библиотеки начинаются с include

#include <iostream>

using namespace std;

int main () { - начало выполнения функции

std:: cout<<” Любой текст”<<endl; - вывод текстового значения

std::cin>> ‘ ’ ввод с клавиатуры

return0; - завершения функии

}

Синтаксис языка UML изображается виде диаграмм и таблиц. Ниже изображен рисунок №4, на котором показан пример языка UML.

Рисунок 4. Диаграммы UML

Как было сказано выше язык UML использует диаграммы, и каждая диаграмма имеет свое назначение ниже описано, как диаграммы взаимодействуют с классами и объектами.

Классы — это базовые элементы любой объектно-ориентированной системы. Классы представляют собой описание совокупностей однородных объектов с их свойствами и атрибутами.

Атрибут — это свойство класса. Множество допустимых значений атрибута образует домен.

Атрибут имеет имя и отражает его свойство. Класс может иметь произвольное количество атрибутов.

Операция - действие функции, которую можно запросить у любого объекта класса. Операция показывает, что можно сделать с объектом.

Классы в UML изображаются на диаграммах классов, которые позволяют описать систему в статическом состоянии.

Между классами возможны различные отношения в зависимости, которых описывают существующие между классами отношения использования;

- обобщения, связывающие обобщенные классы со специализированными;

- ассоциации, отражающие структурные отношения между объектами классов.

Зависимостью называется отношение использования, согласно которому изменение в спецификации одного элемента.

Часто зависимости показывают, что один класс использует другой в качестве аргумента.

Обобщение — это отношение между общей сущностью (родителем — класс клиент) и ее конкретным воплощением (потомком — классы корпоративный клиент или частный клиент).

Объекты класса - потомка могут использоваться всюду, где встречаются объекты класса - родителя, но не наоборот. При этом он наследует свойства родителя (его атрибуты и операции).

Операция потомка с той же сигнатурой, что и у родителя, замещает операцию родителя; это свойство называют полиморфизмом.

Класс, у которого нет родителей, но есть потомки, называется корневым. Класс, у которого нет потомков, называется листовым.

Ассоциация — это отношение, показывающее, что объекты одного типа могут взаимодействовать с объектами другого типа, например (клиент может сделать заказ). При необходимости направление навигации может задаваться стрелкой.

При выполнении задание ассоциаций на одном классе, случае оба конца ассоциации относятся к одному и тому же классу.

Это означает, что с объектом некоторого класса можно связать другие объекты из того же класса. Ассоциации может быть присвоено имя, описывающее семантику отношений.

Каждая ассоциация имеет две роли, которые могут быть отражены на диаграмме.

Такого рода ассоциация является простой и отражает отношение между равноправными сущностями, когда оба класса находятся на одном концептуальном уровне и ни один не является более важным, чем другой.

В такой ассоциации один из классов имеет более высокий ранг и состоит из нескольких меньших по рангу классов.

В UML используется и более сильная разновидность агрегации — композиция, в которой объект-часть может принадлежать только единственному целому.

В композиции жизненный цикл частей и целого совпадают, любое удаление целого обязательно захватывает и его части.

3.1 Структурный подход как метод проектирования

В структурном подходе к разработке ИС, используются для создания системы вплоть до этапа тестирования, когда можно обнаружить допущенные ошибки и исправить их.

При допущении ошибки необходимо вернуться на предыдущий этап разработки, на котором была допущена ошибка, и начать заново.

Альтернативой структурному подходу стали объектно-ориентированные методы разработки ИС. Данные методы использует объектную декомпозицию.

Структура системы описывается в терминах классов объектов и связей между ними. Поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами.

Снижение риска провала проекта в объектно-ориентированных методах разработки ИС достигается за счет реализации технологии итерационной (спиральной) разработки.

Ниже приведена таблица №1 исходных данных.

Система

Элементы системы

Главная цель системы

IT инфраструктура

Оборудование, компьютеры, сотрудники.

Функционирования предприятием и выполнения сотрудниками задач

Сервера

Dns, Dhcp, контроллер домена

Для выполнения сервисных задач (Dns для обработки запросов в ip адреса)

Dhcp для раздачи ip адресов

контроллер домена для хранения учетных записей пользователей

Компьютеры

Рабочие станции

Для выполнения заданий

Как показано в таблице №1, IT инфраструктура имеет элементы системы такие, как оборудование с помощью которого работает предприятие.

Сервера играют самую главную роль в инфраструктуре они предназначены для выполнения сервисных задач.

В качестве примера для написания курсовой работы была создана IT-инфраструктура на языке UML для реализации работы была взята программное обеспечение StarUML.

StarUML это - программный инструмент для моделирования, который поддерживает UML. StarUML ориентирован на UML.

Данное программное обеспечение поддерживает одиннадцать различных типов диаграмм, принятых в нотации UML 2.0. Он активно поддерживает подход MDA.

MDA – это модельно-управляемая архитектура, которая реализует концепцию профилей UML.

Среда разработки StarUML легко настраивается в соответствии с требованиями пользователя и имеет высокую степень расширяемости, особенно в области своих функциональных возможностей.

StarUML, одно из лучших программных инструментов моделирования, гарантирует высокое качества программных проектов.

С ее способностью можно сгенерировать исходный код на языках программирования С++, С#, Java.

Причем эти три языка программирования являются объектно-ориентированные. Что очень удобно даже для программистов.

На рисунке № 5 продемонстрирован пользовательский интерфейс программного обеспечения StarUML.

Рисунок 5. Интерфейс StarUML

В правой части располагаются диаграммы, центр рабочая область, где строятся диаграммы в левой части располагаются классы, связи, сущности.

Для реализации курсовой работы были взяты за основу несколько классов с их атрибутами.

Каждый класс имеет свои атрибуты, есть класс IT infrastruktura, данный класс не имеет атрибутов, данный класс является главным.

И есть класс PC он тоже не имеет атрибутов, но класс имеет больше, чем остальные классы связи.

На данной схеме изображена IT-инфраструктура для проектирования был использован объектно-ориентированный подход. Как видно были взяты несколько классов.

И к каждому классу имеется связь. Каждый класс имеет свои атрибуты. Например, класс Administratoru (Otdel IT) имеет связь один-ко-многим.

Рисунок 6. Класс Administratoru

Говоря простым языком класс, администратор обслуживает и сервера, и рабочие станции.

Далее есть три класса otdel 1, otdel 2, otdel 3 и есть главный класс Rabochie stancii.

Рисунок 7. Класс Rabochie stancii

Odtel 1 имеет три атрибута: PC_1, PC_2 и PC_3. На рисунке №7 схематично продемонстрированно.

Рисунок 8. Odtel 1

PC_1– компьютер (рабочая станция);

PC_2– компьютер (рабочая станция);

PC_3– компьютер (рабочая станция).

Otdel 2 имеет два атрибута: PC_1, PC_2. На рисунке №8 схематично продемонстрированно.

Рисунок 9. Класс Otdel 2

Otdel 3 имеет всего лишь один атрибут PC_1. На рисунке №9 схематично продемонстрированно.

Рисунок 10. Otdel 3

Далее класс servera имеет 3 атрибута: DHCP, DNS, Gateway.

DHCP – это сервер позволяющий сетевым устройствам автоматически получать IP-адрес;

DNS – это сервер или система доменных имен предназначена для обработки интернет запросов в IP адреса;

Gateway – это сервер (сетевой шлюз) через него идет сеть ко всем устройствам.

Иными словами, сетевой шлюз это провайдерский сервер через него проходит сеть, например сеть начинается от ip адреса 192.160.1.1 до 192.160.1.254.

Так вот 192.160.1.1 – это ip адрес провайдера, а остальные начиная от 192.160.1.2 до 192.160.1.254 это локальная сеть инфраструктуры (предприятия).

Так же не малая и даже необходимая деталь для построения крупной ИТ-инфраструктуры это конечно домен или доменная сеть предприятия. Домен имеет две формулировки:

Первая формулировка домен – это централизованное хранения учетных записей;

Вторая формулировка домен — это централизованная аутентификация пользователя.

Все пользователи и рабочие станции доменной сети хранятся на контроллере домена. Доменная сеть — это очень удобная система в целях информационной безопасности.

Имея закрытую сеть злоумышленнику крайне сложно получить доступ к сети и, следовательно, к инфраструктуре.

На рисунке № 11 продемонстрирован класс servera.

Рисунок 11. Класс servera

Каждый главный класс взаимосвязан с другим классом или классами. Все эти классы образуют самый главный класс It infrastruktura.

Таким образом из несколько классов была создана на языке моделирования UML It infrastruktura.

Были задействованы компоненты из чего состоит ИТ инфраструктура:

1) Сервера;

2) Рабочие станции;

3) Специальный отдел (отдел ИТ, системные администраторы), который занимается обслуживанием самой инфраструктуры;

4) Сотрудники компании или предприятия, которые работают за рабочими станциями(компьютерами) выполняющие свою работу.

заключение

В ходе написание курсовой работы были затронуты темы, связанные с информационными системами. Рассмотрены виды информационных систем их типы и их классификация. Была рассмотрена архитектура фон Немона.

Были ответы на вопросы что такое автоматизированная информационная система, что такое автоматическая информационная система и ручная. Были сделаны выводы по информационным системам была выбраны какая лучше информационная система.

Была спроектирована информационная система на языке UML используя объектно-ориентированный подход.

В качестве примера была создана ИТ инфраструктура, используя программное обеспечение StarUML.

Был кратко изучен в качестве примера язык моделирования UML. Продемонстрирован синтаксис языка было показано сравнения между языками программирования и языка моделирования.

список использованной литературы

1. Молоков, К.А. Основы информатики и программирование под Windows: Учебное пособие / К.А. Молоков. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.

2. Акопов, А.С. Имитационное моделирование: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.С. Акопов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 389 c.

3.  Алпатов, Ю.Н. Моделирование процессов и систем управления: Учебное пособие / Ю.Н. Алпатов. - СПб.: Лань, 2018. - 140 c.

4. Андреев, С.М. Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов: Учебное пособие / С.М. Андреев. - М.: Academia, 2017. - 36 c.

5. Афонин, В.В. Моделирование систем: учебно-практическое пособие / В.В. Афонин, С.А. Федосин. - М.: Интуит, 2016. - 231 c.

6. Информационные системы и технологии / Под ред. Тельнова Ю.Ф.. - М.: Юнити, 2017. - 544 c.

7. Информационные технологии и вычислительные системы / Под ред. С.В. Емельянова. - М.: Ленанд, 2010. - 104 c.

8.  Информационные технологии и вычислительные системы. Открытые системы / Под ред. С.В. Емельянова. - М.: Ленанд, 2006. - 120 c.

9.  Информационные технологии и вычислительные системы / Под ред. С.В. Емельянова. - М.: Ленанд, 2010. - 112 c.

10. Алиев, В.С. Информационные технологии и системы финансового менеджмента: Учебное пособие / В.С. оглы Алиев. - М.: Форум, Инфра-М, 2011. - 320 c.

11. Балдин, К.В Информационные системы в экономике: Учебник / К.В Балдин, В.Б. Уткин. - М.: Дашков и К, 2013. - 395 c.

12. Балдин, К.В. Информационные системы в экономике: Учебное пособие (ГРИФ) / К.В. Балдин. - М.: Инфра-М, 2012. - 218 c.

13. Варфоломеева, А.О. Информационные системы предприятия: Учебное пособие / А.О. Варфоломеева, А.В. Коряковский, В.П. Романов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 283 c.

14. Голицына, О.Л. Информационные системы и технологии: Учебное пособие / О.Л. Голицына, И.И. Попов, Н.В. Максимов. - М.: Форум, 2013. - 192 c.

15. Горбенко, А.О. Информационные системы в экономике / А.О. Горбенко. - М.: Бином, 2013. - 292 c.

16. Емельянов, С.В. Информационные технологии и вычислительные системы / С.В. Емельянов. - М.: Ленанд, 2015. - 96 c.

17. Норенков, И.П. Автоматизированные информационные системы: Учебное пособие / И.П. Норенков. - М.: МГТУ им. Баумана, 2011. - 342 c.

18. Федорова, Г.Н. Информационные системы: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Н. Федорова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 208 c.

19.  Информационные технологии и вычислительные системы. Программное обеспечение. Операционные системы. Математическое моделирование. Интернет-технологии / Под ред. С.В. Емельянова. - М.: РОХОС, 2003. - 148 c.

20. Исаев, Г.Н. Информационные системы в экономике: Учебник для студентов вузов / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2017. - 462 c.

приложение

Для реализации курсовой работы была взята программное обеспечение StarUML. Для того чтобы начать работать с этой программой нужно для начала зайти на официальный сайт: http://staruml.io/download и скачать. На картинке № 12 показан сайт программы StarUML.

Рисунок 12. Официальный сайт программы StarUML

Далее нужно запустить файл с расширением .exe, чтобы произвести инсталляцию. После запуска .exe файла нужно нажать – далее. Затем

Рисунок 13. Начало установки программы StarUML

Затем согласиться с условиями лицензии, выбрать каталог для установки программы и произвести установку. Потом после установке на рабочем столе появиться ярлык программы и с него можно запустить StarUML.exe.

На рисунке № 14 показан запуск программы

Рисунок 14. Старт программы StarUML