Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

СМИ как “четвертая власть”

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Информация стала играть огромную роль в жизни человека. Есть идеи о возникновении на планете информационного общества. Главными продуктами производства информационного общества становятся: информация и знания.

Информацию человек может узнавать из разных мест: искать информацию в Интернете, смотреть передачи по ТВ, слушать по радио, читать газеты и журналы. Все эти источники и есть СМИ. Средства массовой информации (СМИ) - средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее массовую аудиторию и действующее на постоянной основе. СМИ не только предоставляет человеку какую-либо информацию, но также может формировать общественное мнение.

Актуальность данной работы заключается в том , что сегодня СМИ оказывают влияние на все сферы и институты общества , включая политику, образование, здравоохранение, религию. Массовая культура во всех ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Их роль огромна в формировании и функционировании общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, осуществляются через СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу, превращения их в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. СМИ являются одним из наиболее полных и эффективных каналов связи между государственной властью и обществом. Это обусловлено широким диапазоном функций, которые выполняют СМИ, взаимодействуя с окружающей средой.

Объект исследования: общественные отношения и средств массовых информаций.

Предмет исследования: Психология влияния СМИ и СМИ как “четвертая власть”.

Цель исследования: определить общую характеристику СМИ и проанализировать особенности психологического влияния СМИ как “четвертой власти”.

Задачи исследования: проанализировать функции СМИ в современном обществе; проанализировать понятие и структуру СМИ; проанализировать СМИ в качестве “четвертой власти” и их роль в современном обществе;

Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, сравнение, структурно-функциональный метод, а также теоретический и метод обработки данных.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что на основе изученной литературы, собран материал для углубленного понимания вопросов по теме психологии СМИ и “четвертой власти”.

Практическая значимость заключается в возможности применения основных понятий, содержащихся в работе, и призванных способствовать совершенствованию проработанности по направлениям указанной темы.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Глава I. СМИ КАК «ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ»

В современном обществе информация приобрела наивысшую ценность. Современное информационное общество породило “инфосферу”. Медиа коммуникация в ней представляет собой процесс целенаправленного создания, трансляции и обмена информацией.[1] Средства массовой информации (СМИ) - социальный институт, обеспечивающий сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Рассмотрение СМИ как «четвертой власти» стало общим местом как в науке, так и в психологии в целом.

В последнее время создается иллюзия, что «четвертая власть» и есть высшая власть в условиях становления информационной цивилизации, особенно эта иллюзия характерна для самих работников СМИ, но в общественном мнении эта возможность СМИ мифологизируется, ей придается абсолютное значение. Говоря в этой работе о СМИ нужно упомянуть медиапсихологию, которая непосредственно присутствует в жизни обычных граждан. Необходимо так же разобраться в самих понятиях “Четвертая власть” и “медиапсихология”.

Четвёртая власть (англ. Fourth Estate) — словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в социуме. Утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе».[2]

Воздействуя посредством массовой информации на общественное мнение как состояние массового сознания, массовые коммуникации способствуют тем самым наилучшей реализации целей субъектов социальных интересов. Этот факт послужил основанием возникновения термина «четвёртая власть», наделяющего массовые коммуникации некими особыми властными полномочиями. Разумеется необходимо так же раскрыть термин “медиапсихоогии” , который непосредственно связан с данной темой.

Медиапсихология — отрасль психологической науки, рассматривающая личность в контексте взаимодействия с современными средствами коммуникации, как индивидуальными, так и массовыми; выявляет и описывает основные компоненты медиакультуры, психологические закономерности отношений и поведения людей в медиапространствах, изучает феномены и механизмы восприятия медиакультуры человеком, взаимодействие личности и массмедиа в современной культуре информационно-коммуникационных технологийю.[3]

Медиапсихология пытается понять как средства коммуникации, фактор в растущем потреблении технологий, влияет на восприятие, интерпретацию, ответы на информацию людей, как они взаимодействуют между собой в мире, насыщенном медиа. Медиапсихологи в основном фокусируются на выявлении потенциальной выгоды или негативных последствий от всех форм технологий и работают с целью продвижения и развития позитивного использования медиа и его применения на практике.

СМИ играют большую роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Можно сказать, что они есть основой массовой культуры. В результате этого, восприятие и интерпретация важных событий в жизни страны происходит через СМИ. Другими словами, массмедиа являются посредником между действительностью и когнитивными установками аудитории[4].

Существует такое мнение, что СМИ приходят на замену политическим институтам, выступают в качестве основного механизма регулирования и реализации политического процесса, например, избирательного. Они в большей степени влияют на мнение избирателей, поэтому их называют «четвертой ветвью власти», «великим арбитром» и другими звучными титулами.[5]

Возьмём в пример одно из влиятельнейших СМИ— телевидении.

В социологических исследованиях фиксируется, что уже в начале этого века 91% горожан России ни дня не проводили без телевизора.[6]

В исследованиях среди студентов московских вузов установлено, что 85% опрошенных называют телевидение в качестве важного источника информации о политике, в то время как, только 1,5% ответили, что узнали что-то существенное из сферы политики от преподавателей или из учебников.[7] Однако из этого не следует, что суггестивный эффект передаваемой телевидением информации очень высок. Этот эффект как ведущий к полномасштабному социальному контролю масс можно считать значительным при сочетании трех обстоятельств:

  1. включение субъектом информации в свой тезаурус
  2. доверие источнику информации
  3. достаточный охват телепросмотрами населения

Тезаурусная(оформленное неким особенным образом накопление) концепция гуманитарного знания выявляет особую роль «картины мира» и выстроенной на ценностных основаниях иерархии знаний в ориентации человека в окружающей среде. Разделение на «своих» и «чужих», предопределяет, какая информация будет воспринята и освоена, а какая останется информационным шумом.

Второе обстоятельство (доверие к информации) составляет определенную проблему для СМИ в качестве «четвертой власти». В общероссийском мониторинге ВЦИОМ (апрель 2019г.) было зафиксировано, что лишь 16 % респондентов достаточно выражают одобрение российским СМИ. Совсем же не одобряют Российские СМИ 36.4 % респондентов. Более всего важно, что есть другие магниты, попритягательнее СМИ, с точки зрения доверия информации, получаемой через эти каналы, и они показывают, что первое из выделенных выше обстоятельств утверждение о «четвертой власти» имеет огромное значение.

Третье обстоятельство в основном соблюдается, хотя остаются проблемы неравномерного охвата телевещанием территории страны и быстрого роста числа доступных каналов, что ведет к разделению российской телеаудитории. Тем не менее со второй половины 1950-х гг. начинается этап, когда можно говорить о телевидении как флагмане «четвертой власти».[8]

С того времени постепенно формируется поколение «телевизионных детей», для которых телевидение становится институтом социализации. Именно способность телевидения выступать в качестве института социализации новых поколений создало представление о СМИ как об особой ветви власти.

1.1 Манипулятивная роль «Четвертой власти»

Для повышения эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные информационные технологии, помогающие превратить публику в объект манипулирования. Массовый, повышено внушаемый человек становится этим искомым объектом. Сознание массового человека забито насквозь структурировано внедряемыми в него утверждениями. Так, например, провал экономической политики правительства можно объяснять несколькими способами: его коррумпированностью или некомпетентностью, тяжелым наследием прошлого режима, происками оппозиции или враждебных государств и т. п. Наиболее слабы у населения защитные механизмы против манипулирования в области новой проблематики, по отношению к которой у него еще не сложилось мнение.

C развитием спутникового телевидения и некоторых других СМИ, обладающих безграничным радиусом действия, расширились возможности культурно-информационной экспансии. Особенно важна роль СМИ в переходные периоды развития общества, поскольку без их активной деятельности невозможно измерить политическое сознание, ценностные ориентации, цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

Радиовещание стерло границы воздействия на сознание людей. ( Война миров» — радиопостановка одноимённого романа в эфире станции «CBS» 30 октября 1938 года как пример панического воздействия на аудиторию.)

Телевизор, как говорилось в первой главе, сегодня есть в каждой семье, его просмотр давно стал делом индивидуальным, а не коллективным.

Телевизор превратился в своего рода члена семьи. Ставшие привычными ведущие телепрограмм и дикторы воспринимаются нами как старые приятели. К ним возникает чувство доверия. Это влечет за собой снижение критичности восприятия сообщаемой информации. Да и еще «эффект правдоподобия», который телевидение позаимствовало у кино, но довело до подлинного совершенства. Телевидение может работать в «прямом эфире», организовать обратную связь со зрителем, выдавать оперативную, «горячую» информацию о том или ином событии. Телевидение умеет превращать зрителей, находящихся на расстоянии , в единую «психологическую толпу». Это позволяют делать современные информационные технологии, которые превратили телевидение в мощнейшее орудие воздействия на людей.

Сейчас в России бурно развит еще один вид СМИ и новый канал осуществления манипуляций — Интернет. На Западе на него возлагают большие надежды в том смысле, что Интернет позволит избежать манипулятивного воздействия СМИ, так как есть возможность вступления в диалог с тем, кто публикует какие-либо материалы и сообщения. Однако в России, где манипулятивные технологии развиваются стремительно, поскольку они востребованы самой политической практикой, Интернет рассматривается как одно из средств манипуляции населением.

История исследования влияния СМИ начинается с XX века, когда в психологии массовой коммуникации господствовали взгляды бихевиористов. Целью коммуникации было признано изменение у аудитории социальных установок, суждений и т. д. Все внимание было сосредоточено на организации сообщения и поведении коммуникатора. Реципиент представлялся пассивным звеном (объектом) в цепочке «коммуникатор — сообщение — реципиент», поэтому здесь и было место манипуляциям, так как сохранялась одна из главных их составляющих — объектное отношение к партнеру, даже отделенному техническими средствами. Есть много исследований, утверждающие, что содержание сообщений СМИ всегда полисемантично, поэтому его влияние на аудиторию неоднозначно.

В настоящее время можно говорить о двух основных теоретических моделях изучения политического влияния СМИ. Первая модель связана с исследованием воздействия массовых коммуникаций на индивидуальное поведение и социальную жизнь в целом. Вторая модель, развивавшаяся в последние 30 лет под влиянием культурной антропологии, была ориентирована на понимание связей между «текстами», индивидами и большими социальными группами. В научной литературе они получили названия соответственно модели «исследований воздействия» и модели «анализа текста».

Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ЛИЧНОСТЬ

В этой главе я хочу раскрыть причины лежащие в основе эффектов влияния СМИ. Для этого необходимо проанализировать основные поведенческие концепции (глубинной психологии (З. Фрейд, К. Г. Юнг),бихевиоризм), представляющие, наибольшую важность для раскрытия процессов воздействия СМИ на личность.

В рамках концепций психоанализа могут быть объяснены различные процессы социально-психологического воздействия СМИ. Так, например, аудитория СМИ, идентифицируя себя с героизированными СМИ персонажами, которые без труда и любыми способами уверенно удовлетворяют свои инстинкты и потребности, излучая так желаемое аудиторией отсутствие «бессознательного напряжения», – отказ от собственного «Сверх-Я», возлагая всю ответственность над отношениями с обществом на этих героев, переходя в полное им подчинение. В результате на место ранее сформированного «Сверх-Я» становится «Сверх-Я» героев и персонажей СМИ. Дальнейшее поведение человека определяется уже противостоянием инстинктов «Оно» и новых (трансформированных под влиянием СМИ) моральных ценностей и норм. 

По Фрейду, «… основой психики являются первичные влечения: из них образуются высшие формы психической деятельности и эти архаические слои, в конечном счете, определяют последние. Между двумя частями психики – «естественной» (первичные влечения) и «культурной» (преобразованные влечения) – по мере развития психики нарастает конфликт. Этот конфликт внутри человека логически перерастает в антагонизм индивидуальных стремлений и целей развития культуры».[9] Таким образом, индивид осуществляет движение в рассматриваемом культурно-смысловом пространстве и существенно зависит от влияния информационных потоков, которые передают современные СМИ.

В рамках аналитической психологии, К.Г. Юнга, рассматривая структуру психического, утверждал: мы рождаемся не только с биологическим, но и с психическим наследием, что в той или иной степени определяет поведение. «Как человеческое тело, представляет собой целый музей органов, каждый со своей эволюционной историей, так, – можем мы ожидать – и психика организована подобным образом. Она не может быть порождением истории, как и тело, в котором она существует».

Психика человека обладает не только индивидуальным, но и коллективным бессознательным, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Отличительным признаком коллективного бессознательного, его содержание являются первичные условия или паттерны психического формирования вообще – архетипы.[10]

Таким образом, З. Фрейд и К.Г. Юнг, проникнув в глубину личности, показали, что люди могут быть одновременно и архаичными, и современными, пронизанными мифами, мистикой, магией, а жизнь как индивида, так и общества в целом управляется лежащими вне сознания сферами.

Между тем, по мнению Г. Мельник, манипулятивная сущность средств массовой информации, является основой именно бихевиористических концепций.[11]

Тут стоить раскрыть упомянутые в первой главе веяния бихивиористов более подробно. 

С позиций бихевиористов, человек при рождении имеет некоторое количество врожденных схем поведения, на которые надстраивается более сложные формы – «регуляторы поведения». Успешные реакции закрепляются и путем многократных повторов доводятся в будущем до автоматизма.[12]

Эту идею активно развивал Бергхауз Фредерик Скиннер, выделяя два основных типа поведения: респондентное (ответ на знакомый стимул) и оперантное (спонтанное).[13]

Бихевиористами было отмечено, что реакция на стимул усиливается через подкрепление, которое может быть положительным (одобрение, вознаграждение, социальное признание, удовлетворение первичных потребностей и т.п.) или отрицательным (боль, наказание и т.п.). Человек чаще всего действует исходя из ожидания положительного подкрепления.

Представляется, что выдвинутая бихевиористами концепция подкрепления и научения, доказывает сложную природу прямого влияния СМИ на личность в различных ситуациях. СМИ могут выступать стимулом для ответной реакции организма (эмоционально положительной или отрицательной), которая в свою очередь будет являться стимулом для дальнейших действий индивида (удаление, приближение, борьба, бегство).

Примером использования СМИ информационного потока в качестве стимула может являться передача какой-либо негативной или неприятной для личности информации (криминальная сводка, ЧП), при получении которой у человека может возникнуть чувство страха, тревоги или опасности, которое он будет стремиться избежать.

В свою очередь, СМИ могут также выступать и в роли подкрепления, способствуя выбору того или иного действия, или формированию и закреплению паттернов поведения. Например, популяризация и героизация персонажей СМИ может привести к пародированию аудиторией их манер, поведения, поступков. Популяризация же и частая трансляция «боев без правил» без соответствующих разъяснений о возможном наказании за противоправное применение силы приводит к формированию стереотипного поведения – решать конфликтные ситуации силовым способом.

Принцип научения и подкрепления, сформированный в идеях бихевиоризма, активно используется в рекламе товаров и услуг, которая стремится не только привлечь клиента, но и закрепить за ним приверженность торговой марке (вариант стереотипного или шаблонного поведения).

Наиболее значимым применительно к настоящей курсовой работе представляется когнитивный подход к поведению человека, возникший в середине 1960-х годов. Человек рассматривался как активный преобразователь информации. Знаниям (информированности) отведена решающая роль в поведении человека. В основе когнитивного подхода лежит вопрос о том, каким образом люди принимают решение на основе расшифровки информации. 

С точки зрения когнитивистов, установки, регулирующие широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых психических процессов, приобретаются посредством различных психологических механизмов: подражания, идентификации, инструктирования и т.п.

Так, например, при сравнении себя с героем телеэкрана у человека возникает эмоциональный отклик. Идентифицируя себя с похожими на него персонажами СМИ, он испытывает к ним симпатию, которая, в свою очередь, способствует включению характеристик телегероя в собственное «Я». При этом жизнь персонажа становится весьма значимой для зрителя.[14]

Необходимо так же и оговорить принципы формирования установок.

Процесс формирования, изменения и закрепления установок хорошо отражён в теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера, согласно которой когнитивные составляющие познания могут быть взаимосвязанными или невзаимосвязанными, соответствовать, то есть быть консонантными или находиться в противоречии или быть диссонантными. Человек испытывает диссонанс, если он придерживается двух взаимосвязанных элементов, противоречащих друг другу, что, в свою очередь, порождает желание устранить или уменьшить возникшее в связи с внутренними противоречиями напряженное состояние. Данный эффект может быть достигнут подачей соответствующей информации, уменьшающую значимость противоречивых элементов или увеличивающую значимость консонантных элементов.[15]

В своих рассуждениях Леон Фестингер приходит к выводу, что если какая-либо информация имеет прямое отношение к какому-то планируемому поведению человека или принятию решения, можно ожидать, что у него возникнет высокая мотивация к получению знаний в этой области и к активному неизбирательному поиску такой информации. Соответственно отсутствие в планах индивида определенного поведения, связанного с какой-либо информацией, обеспечивает отсутствие мотивации познанию в соответствующей сфере.

Следует отметить, что человек не будет сильно сопротивляться получению любой случайной информации, имеющей отношение к его намерениям. Следовательно, перед совершением какого-либо планируемого поступка возникает множество когнитивных составляющих, которые затем могут вступать в диссонанс с дальнейшим действием.[16]

Исходя из этого, можно предположить, что лица с противоправной направленностью, принявшие решение о совершении преступления или проступка будут искать информацию, имеющую отношение к совершению планируемого противоправного поведенческого акта. 

Когнитивисты акцентируют внимание на том, что направляющим вектором в поведении людей является установка, действие которой создает состояние психологической готовности к реагированию тем или иным способом из ряда возможных на воздействия внешней среды. Исходя из усвоенных установок позитивных или негативных, люди по-разному реагируют на все, что затрагивает их интересы, ценности, влечения как сознательные, так и бессознательные.

Так, например, выпавший в толпе людей из кармана кошелек, у человека с противоправными установками корыстной направленности может внезапно сформировать умысел на совершение преступлений (кража этого самого кошелька). Напротив, та же информация у сотрудника правоохранительных органов с устойчивыми законопослушными установками, вызовет побуждение или подтолкнет к розыску владельца этого самого кошелька для предотвращения потенциального преступления. Устойчивость установок имеет важное значение, поскольку при их отсутствии (либо неустойчивости) они могут быть легко сформированы через воздействие СМИ.

В 1960-х годах Альбертом Бандурой на основе взглядов Н. Миллера и Дж. Долларда представлена теория социального научения, являющаяся, по мнению ряда авторов, основой изучения воздействий телевидения на последующее агрессивное поведение. Отличительными чертами данной теории являются следующие идеи:

– мысли, эмоции и поведение людей могут подвергаться внешнему значительному воздействию в результате личного опыта или наблюдения, незаменимым аспектом которого выступает моделирование, влияющее на научение преимущественно через его информативную функцию;

– способность мышления человека применять символы позволяет ему представлять события, преобразовывать и сохранять опыт, корректировать свои действия посредством предвидения возможных последствий; способность людей к саморегуляции. 

Подчёркивая центральную роль процессов саморегуляции в теории социального научения, А. Бандура отмечал: «Люди не являются простыми механизмами, полностью зависящими от внешних влияний. Они сами отбирают, организуют и трансформируют стимулы, со всех сторон обрушивающиеся на них. Через самовырабатываемые побуждения и их последствия люди могут оказывать существенное влияние на свое поведение. То есть, среди детерминант действий человека можно обнаружить и влияния, выработанные им самостоятельно».[17]

Основное положение социального научения состоит в том, что оно осуществляется на основе целенаправленного либо случайного наблюдения поведения других людей как в обычной жизни, так и по телевидению. Путем символического моделирования поведения теле- или киногероев, или вербального моделирования окружающих людей приобретаются новые установки, эмоциональные реакции, а также иные виды поведения. Важную роль в формировании поведения играют средства массовой информации именно из-за широкомасштабного распространения телемоделирования, усиление эффекта которого осуществляется передачей новых форм поведения, идей, ценностей одномоментно огромному количеству людей, находящихся в различных точках планеты.

Компонентами научения через наблюдение являются: внимание (человек следит за действиями модели и полностью воспринимает это поведение); → хранение (человек помнит действия модели) → моторно-репродуктивные (переводит закодированные в символах воспоминания о действиях модели в новую форму ответа) → мотивационные процессы (при любом позитивном подкреплении совершает моделируемое поведение)[18] [1]. 

С точки зрения данной теории существенную роль в выборе моделей, которым человек будет либо подражать, либо игнорировать, играет ценность различных моделей в зависимости от поощрения поведения или наказания. Этим объясняется способность СМИ привлекать внимание аудитории в большей степени к моделям, представленным знаменитостями, известными людьми, например, рекламирующим различные товары и услуги или пропагандирующим роскошный образ жизни или какие-либо образцы поведения, выражающим те или иные взгляды или мнения.

С помощью процессов научения А. Бандурой объяснялось и документально подтверждалось формирование и действие «спускового крючка агрессии» у людей, т.е. ситуации, когда какое-либо нейтральное обстоятельство выступало стимулом для активизации стереотипного агрессивного поведения, сформированного у индивида ранее на основе прошлого отрицательного опыта (научение). При этом факторами, стимулирующими быстроту действия этих «спусковых крючков агрессии» выделялись: гневное возбуждение, агрессивное моделирование, оправдание агрессивного поведения.[19]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Средства массовой информации неотделимы от жизни современного информационного общества. Сейчас информация приобрела огромную ценность, а СМИ выступают в роли посредника между этой самой информацией и аудиторией воспринимающей её, при желании манипулируя потоком информации в своих(а иногда и чужих) целях. Это и привело к появлению термина “Четвертая власть”.

Подводя итог необходимо выделить следующие аспекты. Согласно популярной трактовке, средства массовой информации - это учреждения, которые созданы для публичной трансляции в общество или локальные его группы различных сведений посредством различных технологических каналов. СМИ, как правило, имеют целевую аудиторию и тематическую направленность. Есть политические средства массовой информации, есть СМИ деловой направленности, научной, развлекательной. Функции СМИ в политике сегодня обширны и многогранны, что позволяет говорить о СМИ как о еще одной ветви власти. Являясь непосредственным распространителем, носителем важных сведений, они обладают достаточно мощной степенью воздействия на массы. Благодаря этому они выполняют различные задачи и приобретают разные функции. СМИ в первую очередь получают, обрабатывают и доносят сведения о самых важных событиях для власти и народа. В этом случае речь идет о сведениях, содержащих, кроме всего прочего, оценку и комментарии имеющих общественную значимость людей. СМИ получили огромную востребованность, во всех сферах деятельности. Они превратились в ключевой механизм коммуникации между властью и обществом. Это позволяет СМИ так же участвовать в формировании общественного сознания.

На современном этапе развития общества СМИ оказывает влияние на все сферы общества.

В последнее время создается иллюзия, что «четвертая власть» и есть высшая власть в условиях становления информационной цивилизации.

Благодаря анализу рассмотренных психологических концепций можно описать и раскрыть процессы социально-психологического воздействия СМИ на личность. Подводя итог можно сказать следующее:

Контролирующие телевидение - контролируют и страну. Ни один политик без прессы не обходится, ему необходимы все её виды - и печать, и радио, и телевидение. И те грандиозные перемены, которые сейчас наблюдаются во всём мире, этот передел сфер влияния, - результат того, что свою роль СМИ в политической жизни общества играют вдохновенно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Антонян Ю.М. Архетип и преступность. – М.: Вече, 2009. – С. 61.

  1. Андреев А.Л. Общество глазами студента: гражданская позиция российской учащейся молодежи. Мониторинг общественного мнения. 2005. № 1, стр. 40
  2. Анхимова Р. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ЛИЧНОСТЬ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-3. – С. 359-365;
  3. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – С. 26–27.

Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. – С. 46–47.

Валерьева П.Ю Манипуляторная роль Четвертой власти 2010г.

  1. Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М., 2009. 318 с.
  2. Гаджиев К.С. Указ. соч. С. 331.

Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Сакт-Петербург. [и др.]: Питер, 2005. С. 30.

  1. Жижина М. В. Курс «Основы медиапсихологии»: Учебно – мето-дическое пособие. — Саратов: ИЦ «Наука», 2008. — С. 4. — 50 с
  2. Калмыков А.А. Четвертая политическая сила // Вестник РГГУ. Сер.: Политология. Социально- коммуникативные науки. 2012. № 1. С. 21-28.
  3. Космодемьянская К.В Власть и СМИ: “Взаимодействие или противостояние?” 2014г.
  4. Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты С.- Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – С. 16.
  5. Науменко Т. В. Четвёртая власть как социологическая категория //  Credo new. — 2007. — № 2.
  6. Полуэхтова И.А. Телевидение и общество: введение в социологию телевидения. М., Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007, стр. 48—49.
  7. Психология личности: в 2 т. : хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БахраХ-М., 2006. – Т.1: Зарубежная психология. С. 81
  8. Сафарян Арег. СМИ как «Четвертая власть» и институт социализации. 2008г. Власть.
  9. Соснина Т.Н. Терминологический анализ понятия «ноосфера» в контексте ноосферологических исследований // Вестник СГАУ. 2013. URL: http://publications.ssau.ru/files/SOSNINA/MAGAZ/9.doc (дата обращения: 01.03.2014).
  10. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Ювента, 1999. –С. 8–9.
  11. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера [Электронный ресурс] // Поведенческая психотерапия: [сайт]. 2001.
  12. Фрейд З. Художник и фантазирование: [сборник; пер. с нем / общ. ред., сост., вступ. ст. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова]. – М.: Республика, 1995. – С. 15.

ЭССЕ

Тема, которую я хочу раскрыть, является важной в настоящий момент по причине того, что СМИ в нашем так называемом информационном обществе обладает неограниченной властью и могут посредством манипуляции и подмена информации воздействовать на массовое сознание общества в своих интересах или интересах сторонних лиц с целью получения определенной выгоды.

Что бы в полной мере вникнуть в данную тему для начала необходимо разобраться с понятием СМИ.

Согласно популярной трактовке, средства массовой информации - это учреждения, которые созданы для публичной трансляции в общество или локальные его группы различных сведений посредством тех или иных технологических каналов. СМИ имеют целевую аудиторию и тематическую направленность. Есть политические средства массовой информации, есть СМИ деловой направленности, научной, развлекательной. Функции СМИ в политике сегодня обширны и многогранны, что позволяет говорить о СМИ как о еще одной ветви власти. Являясь непосредственным распространителем, носителем важных сведений, они обладают достаточно мощной степенью воздействия на массы. Исходя из этого и произошел термин “Четвертая власть”.

В последние годы роль СМИ в политической жизни неимоверно возросла, влияние на общественную жизнь с этой стороны абсолютно не похоже на то, которое существовало во все прошлые века. В общественной жизни СМИ выполняют самые разнообразные функции и буквально во всех сферах и институтах. Будь то информирование о разнообразных происшествиях, событиях в мире и в стране, во всех областях – политики и здравоохранения, социализации, образования, духовная сфера и т.д. Огромное значение имеет и реклама во всех её проявлениях. Влияние информации на общество переоценить невозможно, поскольку оно всемерно, а особенно велика роль СМИ в политической жизни, поскольку все инструменты влияния на реализацию политического процесса находятся именно в руках тех кто владеет информацией и умеет ею манипулировать. А это в свою очередь означает что СМИ будучи частью полит. процесса способны манипулировать чуть ли не самим государством.

Как мы видим СМИ возможно уже вросли в общественное сознание и неотделимы от него. Сейчас нет ни одного дома в котором не стояло бы телевизора или ради, не говоря уже о том что Интернет заполнил весь мир и присутствует везде и подобно радиации способен проникать в каждый закуток нашего с вами пространства, навязчиво пытаясь нам что либо продать или хуже того вложить обществу, угодные СМИ или же власти установки если это необходимо. Однако Интернет все же еще не полностью порабощён СМИ и в нем есть возможность более менее открыто выражать свою позицию без тотального контроля, но на долго ли это…

Подводя итог вышеописанному можно сказать следующее:

Нет смысла отрицать утверждение о том что CМИ все же является Четвертой власть. Нельзя однозначно сказать плох это или же хорошо, ведь СМИ это проявления демократии в чистом виде, однако в современных реалиях это вовсе не так. И этот факт однозначно должен пугать нас с вами, но этого не происходи из за отсутствия критичности мышления у населения, СМИ просто забивает общественное сознание угодными им же мнениями, а мы с вами просто этого не замечаем, теряясь в потоке информационного мусора.

Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть или даже сеять недоверие и страх.

  1. Соснина Т.Н. Терминологический анализ понятия «ноосфера» в контексте ноосферологических исследований // Вестник СГАУ. 2013. URL: http://publications.ssau.ru/files/SOSNINA/MAGAZ/9.doc (дата обращения: 01.03.2014).

  2. Науменко Т. В. Четвёртая власть как социологическая категория //  Credo new. — 2007. — № 2.

  3. 1 Жижина М. В. Курс «Основы медиапсихологии»: Учебно – мето-дическое пособие. — Саратов: ИЦ «Наука», 2008. — С. 4. — 50 с.

  4. 2 Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М., 2009. 318 с.

  5. Калмыков А.А. Четвертая политическая сила // Вестник РГГУ. Сер.: Политология. Социально- коммуникативные науки. 2012. № 1. С. 21-28.

  6. Гаджиев К.С. Указ. соч. С. 331.

  7. Исследование проведено Лабораторией социологических исследований МЭИ Андреев А.Л. Общество глазами студента: гражданская позиция российской учащейся молодежи. Мониторинг общественного мнения. 2005. № 1, стр. 40

  8. Полуэхтова И.А. Телевидение и общество: введение в социологию телевидения. М., Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007, стр. 48—49.

  9. Фрейд З. Художник и фантазирование: [сборник; пер. с нем / общ. ред., сост., вступ. ст. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова]. – М.: Республика, 1995. – С. 15.

  10. Психология личности: в 2 т. : хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БахраХ-М., 2006. – Т.1: Зарубежная психология. С. 81.

  11. Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – С. 16.

  12. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Сакт-Петербург. [и др.]: Питер, 2005. С. 30.

  13. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера [Электронный ресурс] // Поведенческая психотерапия: [сайт]. 2001.

  14. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. – С. 46–47.

  15. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Ювента, 1999. – С. 8–9.

  16. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Ювента, 1999. – С. 8–9.

  17. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – С. 26–27.

  18. Антонян Ю.М. Архетип и преступность. – М.: Вече, 2009. – С. 61.

  19. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – С. 26–27.