Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства ( Теоретико-правовые взгляды на государство )

Содержание:

Введение

Государство является важнейшей частью всего человечества и, организуя власть, оно является основой политической жизни любого государства.

Государство, в отличие от иных институтов, как догосударственных, так и негосударственных, обладает рядом отличительных особенностей, то есть признаков, изучение которых способствует детальному уяснению и пониманию исторического и современного развития государственности.

Это обусловливает то, что возникает множество разнообразных точек зрения, связанных с сущностью государства, а также множества вариантов толкования самого понятия государства и, следовательно, его признаков.

Различные толкования и представления о сущности государства является интересным вопросом для теоретического исследования, а также они могут являться объектом историко-правового анализа.

Также, исследование данных вопросов является необходимым и с практической точки зрения, так как познание сущности государства – его понятия, форм, типов и признаков позволяет обосновывать определенные политические процессы, происходящие на любом этапе развития государства, а также процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни.

В юридической науке государство рассматривается с точки зрения философии и с позиций социальной сущности, то есть с позиции общества, чьи интересы и представляет государство.

Вышеизложенное обосновывает актуальность темы настоящего исследования.

Целью исследования является изучение понятия и признаков государства с точки зрения различных взглядов и концепций.

Задачи исследования:

- изучение теорий происхождения государства;

- раскрытие типов и форм государства;

– изучение состава признаков государства;

- анализ проблем определения государства.

Объектом исследования является понятие и признаки государства в историческом и правовом развитии.

Предметом исследования являются различные теории и взгляды, касающиеся сущности государства.

Для раскрытия темы были использованы следующие методы исследования – общенаучные (социологический, системный, структурно-функциональный), а также общелогические методы теоретического анализа и частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации).

Научная новизна исследования заключается в обобщении и систематизации теоретических материалов по теме исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации имеющейся литературы, изданной в разные периоды времени и на различных этапах развития государства.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности обобщения существующей практики для дальнейшего его использования правоприменительными органами.

Проблема определения понятия и признаков государства являлась предметом изучения многих ученых, труды которых использованы в ходе проведения настоящего исследования, а именно: С. С. Алексеева, М. В. Баглая, В. В. Лазарев, А. С. Пиголкина, А. Г. Хабибуллина, В. Е. Чиркина и многих других.

Данные труды являются надежными и на них стоит опираться в настоящем исследовании, так как они изданы такими влиятельными в юридической науке издательствами, как «Юрайт», «Юстицинформ» и другими.

Настоящая курсовая работа состоит двух глав, каждая из которых включает в себя два раздела.

Глава 1. Теоретико-правовые взгляды на государство

1.1 Теории происхождения государства

Возникновение государства было обусловлено развитием общества, его стремительным изменением, начавшимся приблизительно 50 веков назад.

Если рассматривать первобытное общество, что основной его единицей являлась родовая община, создаваемая на родственных связях людей, которые ведут совместное хозяйство.

Позже, начали появляться племена, которые объединяли уже несколько родовых общин, а затем племенные союзы.

Формирование более крупных социальных групп было связано с осознанием людьми того, что таким образом их деятельность станет более эффективной и продуктивной – улучшится производительность труда, появится возможность противостоять врагу, что позволит выделять в обществе сильных и слабых[1].

Управление такими социальными группами осуществлялось общим собранием во главе со старшиной, в процессе которого каждый взрослый имел право голоса и обсуждал любой вопрос.

Как показало история развития общества, оно не может существовать без какого-либо порядка, организации, без регулирования отношений.

В связи с этим, возникают определенные обычаи, передающиеся из поколения в поколение, и соблюдаются большинством общества.

В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного.

Считаем, что табуирование каких-либо поступков и действий людей формирует данные обычаи, которые устанавливают права и обязанности каждого члена общества.

Развитие первобытного общества во всех регионах первоначально происходило одинаково, но на стадии перехода к государству пути человечества разошлись.

Так, в Азии и Африке начали возникать первые государства в зонах поливного земледелия. Формирование государства было обусловлено тем, что от людей требовалось проведение крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений, что обусловило сохранение сельскохозяйственной общины и, следовательно, общественной формы собственности на землю[2].

В свою очередь в Европе (в Афинах, в Риме), где таких работ не требовалось, произошло разложение общин и возникла либо частная собственность на землю, либо частное землепользование при сохранении государственной собственности, в таких странах, как Спарта.

Названные обстоятельства оказали существенное влияние на процесс возникновения государства и права, а также на характер и государства, и права.

Понятие общества однозначно шире государства, так как в обществе присутствует масса негосударственных институтов – политические партии, различные общественные движения, трудовые коллективы, а государство выступает как элемент политической системы общества.

Вместе с тем, государство занимает важнейшее место в обществе и играет в нем главную роль, так как именно по состоянию и уровню развития государства, можно судить об обществе, существующем в нем.

Государство является неким средством управления, обеспечивая порядок, общественную безопасность, и как орудие подавления и насилия для его противников.

Общество возникло раньше государства, и оно имеет более глубокую историю, а государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность, которая постоянно подвержена изменениям.

Между тем, общество и государство часто конфликтуют, возникают противоречия и кризисные ситуации, что при их усугублении может привести к таким последствиям, как гражданская война.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности, являясь гражданами или подданными определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.

Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы.

Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали[3].

Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Теологическая теория является одной из первых теорий происхождения государства и права, которая объясняет возникновение государства и права божественной волей.

Представителями данной теории являются многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (Ж. Маритен и др.), неотомисты (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.)

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли и она может укладываться в любую из последующих концепций.

Теологическая теория направлена на защиту идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Недостатками данной теории является то, что она недоказуема, но и опровергнуть ее нельзя, так как вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры.

В III веке до н.э. Аристотель сформулировал иную теорию – патриархальную, смысл которой состоит в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи[4].

Глава этой семьи становится главой государства – монархом, а его власть, таким образом, это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных.

К достоинствам патриархальной теории (как и из теологической) можно отнести то, что из нее вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Вместе с тем, современной наукой основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются, так как не имеется ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства.

Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя, а в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

В XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса Прейса и др. возникла органическая теория, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше, в том числе Платоном. Однако, с появлением дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право, как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение)[5].

Данная теория гласит, что отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности неправильно, так как люди - биосоциальные существа.

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности.

Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Согласно данным взглядам, государство возникает и развивается подобно биологическому организму. При этом люди образуют государство, как клетки – живой организм. Государственные институты здесь уподобляются частям организма: правители – головному мозгу; коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносной системе, которая обеспечивает деятельности организма; рабочие и крестьяне (производители) – рукам и т.д.

Также, в XIX в. появилась теория насилия, представителями которой были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы[6].

К достоинствам теории относится то, что исторический опыт подтверждает, что насилие сопровождало процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского).

Тем не менее, насилие надо рассматривать только лишь как одну из многих причин. Для того, чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

Представителями психологической теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др., которые объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр[7].

То, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность и их нельзя игнорировать относится к достоинствам данной теории.

Однако роль психологических факторов нельзя преувеличивать, так как, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других, т.е. в XVII - XVIII вв.

Согласно данной теории до появления государства люди находились в "естественном состоянии", которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - "золотой век" и т.п.). В большинство концепций входит идея "естественного права", т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств[8].

Необходимо отметить прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, порывала с религиозными представлениями о происхождении государства, имела демократическое содержание.

Кроме чисто умозрительных построений, преувеличения в процессе возникновения субъективных начал, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Трудно представить, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур.

Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Историко-материалистическую теорию обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его "общие дела". Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства[9].

Данная теория объясняет возникновение государственности материальными, прежде всего социально-экономическими причинами, но чрезмерное внимание к экономической детерминированности и классовому антагонизму, при недооценке иных социокультурных факторов - религиозных, психологических, этнических.

Причины возникновения государства не следует смешивать с конкретными условиями и формами их образования. У разных народов они могут быть далеко не одинаковыми. Важное значение для процесса формирования конкретного государства имеют многие факторы. Одним из основных факторов является формирования представления о государстве как о важнейшем политическом институте классово- и в других отношениях расслоенного общества[10].

Таким образом, государство и общество, в настоящее время являются неразрывными друг от друга элементами, однако в теории государства и права возникало много теорий происхождения именно государства, основными из которых являются теологическая, патриархальная теории, теория насилия, органическая теория, договорная, историко-материалистическая. Несмотря на присущие каждой из них определенные особенности, они имеют важное значение для уяснения сущности государства, формулирования его признаков и понятия, так как предполагают варианты истоков зарождения государственности.

1.2 Государство – его типы и формы

Существует два основных пути формирования представления о государстве, равно как и о любых иных явлениях общественно-политической жизни, институтах и учреждениях. Первый сводится к определению понятия, к уяснению дефиниции государства. Второй – к раскрытию его основных признаков и черт, к установлению особенностей, которые отличают государство как институт, организацию общества от других сопредельных с ним институтов и организаций.

Первый путь в большинстве своем предполагает одновременно и второй. Однако он сам по себе менее продуктивен, поскольку ориентирует изучающих государство, прежде всего на механическое запоминание его дефиниций, а не на творческое рассмотрение и понимание исследуемой материи. В силу этого, более предпочтительным в процессе изучения государства представляется второй путь.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности, то есть из характера его деятельности, его целей, задач, функций, которые напрямую зависят от его формы и типа.

Относительно типологии государства следует отметить, что под ней понимается классификация, предназначенная для разделения государств на группы и такая классификация осуществляется с:

- позиции формационного подхода;

- позиции цивилизационного подхода.

Формационный подход включает в себя социально-экономические признаки и в его основе лежит общественно-экономическая формация, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, которая включает в себя базис (производственные отношения и надстройку (государство и право).

Так, в соответствии с формационным подходов выделяются три типа государств, а именно:

- рабовладельческий;

- феодальный;

- буржуазный;

- социалистический[11].

Указанные первые три типа охватываются понятием эксплуататорское государство, сущность которого состоит в господстве и подавлении одного класса другим.

В отличие от них, социалистическое государство является - антиэксплуататорским.

Что касается цивилизационного подхода, то в его основе лежат духовные признаки, такие как культура, религия, нация, психология и прочие.

По мнению основоположника данной теории А. Тойнби, - цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков и А. Тойнби выделяет египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и прочие цивилизации.

На основе такой типологии можно сказать о том, что государство – это лишь политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

Что касается формы государства, то это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементами формы государства выступают:

- форма правления;

- форма государственного устройства;

- политический (государственный) режим.

Форма государства зависит от уровня экономического развития общества, соотношения классовых сил, национальных и исторических традиций, международной обстановки и ряда иных явлений[12].

Форма государства есть выражение и носитель сущности и содержания государства.

Анализируя исторические процессы на всех этапах развития человечества очевидно, что за по вопросу формы государства были высказано многочисленное множество взглядов, мыслей и суждений и предлагались самые различные подходы упорядочивания данного понятия.

Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, где свои мысли выражали Аристотель, Платон и многие другие, но и в других странах, как и на ранних стадиях существования цивилизации, так и во времена средневековью и современности.

Итак, форма государственного правления является одни из основных элементов формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением, которая подразделяется на:

- монархию (сословно-представительскую, абсолютную, конституционную);

- республику (парламентская, президентская или иначе – дуалистическая, смешанная).

В отличие от формы правления, форма государственного устройства раскрывает внутреннюю структуру государства, правовое положение его частей, построение общественных отношений.

Формы государственного устройства, как известно, делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Помимо данных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие формы, такие как империи, протектораты и пр.

Система методов, способов и средств осуществления политической власти объединяется понятием политический (государственный) режим.

Политический режим делится на демократический (либерально-демократический, консервативно-демократический) и антидемократический (тоталитарный, фашистский, авторитарный, деспотический)[13].

Таким образом, формы и типы государств позволяют раскрыть сущность всех государств, существовавших как в древности, так и в настоящее время.

Глава 2. Сущность государства в настоящее время

2.1. Состав признаков государства

Сущность государства может быть рассмотрена с трех сторон – как универсальная организация, как социальный арбитр и как легализованное принуждение.

На основе проведенного выше анализа теорий происхождения государства, его типов и форм, можно определить, что есть государственная власть.

Итак, государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Основной функцией государственной власти является руководящая функция, связанная с управлением, организацией и координацией волевых действий общества[14].

Государственная власть выступает в роли некого авторитета, который беспрекословно должен признаваться всеми слоями общества, которое находится на территории данного государства.

Власть предполагает, что она определяет поведение людей и, как следствие, подчиняет их своей воле путем убеждения и принуждения.

Таким образом, государственная власть:

1) распространяется на все слои общества (влияет и относится к каждому лицу, находящемуся на территории государства и является для них общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (выполняют общественные функции, необходима для удовлетворения потребностей и различных интересов всех социальных групп);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью.

Возвращаясь к вопросу о содержании сущности государства, то это приоритеты того или иного государства и чьи интересы оно представляет.

Под государством можно понимать политическую организацию, которая выделилась из общества и отвечает требованиям социально-экономического уклада, а также традициям и культуре общества, обладающая суверенной властью.

Государство возникает как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности и, не совпадая с обществом, выступает по отношению к нему управляющей системой.

Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Рассмотрим признаки государства, которые отличают его от иных организаций.

Государство отличает то, что оно обладает аппаратом управления, правосудия и принуждения, то есть одним из признаков государства является наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны[15].

Следует отметить, что при родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении добывающего хозяйства, а в государстве такого нет - управление делами общины не было закреплено за особой группой людей, составляющей особый вид профессии, а осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами.

Функции управления осуществлялись на основе доверия и авторитета члена общества, а вовсе не по должностному принципу.

При родовом слое органы власти также не обладали какими-либо средствами и аппаратом принуждения, но, тем не менее, их решения, связанные с наказанием и принуждением, выполнялись беспрекословно всеми членами общества.

По мнению Ф. Энгельса, помимо аппарата принуждения, аппарата правосудия и иных политических и государственных институтов, государство обладает особой публичной властью[16].

Это означает, что государство совместно с законодательными органами, органами судебной власти, правоохранительными органами, обладает еще и аппаратом управления, учитывая, исполняя, контролируя и осуществляя надзор за деятельностью вышеуказанных органов, который существует специально для выполнения различных общественных функций.

Так, публичная власть становится государственной власти, через свое воплощение в государственных органах, а ее реализация обеспечивается мощным государственным аппаратом принуждения и управления.

Следующим признаком государства является система налогов, податей, займов. Налоги, являясь основным источником дохода любого государства, поступая в бюджет, реализуются при проведении государственной политики, для содержания государственных органов, а также людей, которые не производят каких-либо материальных благ и заняты деятельностью в области управления.

Несомненно, что государство объединяет всех людей, населяющих его территорию, независимо от национальной принадлежности, учреждения.

В процессе становления первых государств, в процессе разделения труда, произошло разделение общества по территориальному признаку, вследствие чего возникли институты подданства и гражданства, а территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства или подданства, то есть апатридов.

Все это образует такой признак государства, как признак территориального деления.

Немаловажным признаком государства является право.

Право является необходимым для государства, так как право делает государственную власть легитимной, посредством ее юридического оформления и диктует рамки и формы осуществления функций государства.

Связанный с признаком права, признак монополии на правотворчество заключается в том, что только государство вправе издавать законы, подзаконные акты, создает прецеденты, а также санкционировать обычаи, выражая их в юридические правила поведения (нормы права)[17].

Другой монополией государства является монополия на легальное применение силы, физического принуждения заключается в том, что государство обладает возможностью по лишению граждан высших ценностей, а именно жизни или свободы, а также по определению действенности власти.

Гражданство и подданство, являясь устойчивыми правовыми связями с населением, то есть человеческим сообществом, проживающим на его территории, также являются признаком государства.

Население, проживающее на определенной территории и находящееся под юрисдикцией конкретного государства, может быть многонациональным, многоэтническим.

Примерами многонациональных государств могут являться Россия, США, Индия, Китай, а мононациональными государствами являются Польша, Германия, Венгрия и иные.

При этом, при образовании современного государства численность населения, национальный или расовый состав не имеет определяющего значения.

Восьмым государственным признаком является обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики.

Материальными средствами государства, как правило выступает государственная собственность, бюджет, валюта и так далее.

Монополия на официальное представительство всего общества, в том числе на международной арене является также признаком государства, который означает, что ни одна другая организация не имеет право представлять весь народ целого государства.

Суверенитет является, пожалуй, основным признаком государства и означает верховенство государства на своей территории и его независимость при реализации различных международных функций.

Суверенитет государства включает в себя принципы единства и неделимости государственной территории, ее неприкосновенность и запрет на вмешательство в его внутренние дела иностранных государств.

В случае, если какое-либо государство, посягает на нарушение границ другого государства и понуждает к принятию какого-либо решения, то нарушается государственный суверенитет того государства, на которое таким образом посягают, что свидетельствует о слабости этого государства и том, что оно не способно обеспечить собственный суверенитет и защитить свои национальные интересы[18].

Суверенитет характеризуется неделимостью, которая означает, что иные власти – религиозные, политические и иные, претендующие на верховенство, не могут быть с суверенитетом равноправными.

Действия указанных властей должны осуществляться вследствие предписаний власти, а если данное условие соблюдено не будет, то они не имеют юридическую силу и тогда их деятельность является противоправной (незаконной).

Власти, не ограниченной суверенитетом государственной власти, существовать не может, так как все государства – это члены международных организаций и участники международных отношений и их действия ограничены именно международно-правовыми нормами.

Помимо этого, многие государства представлены как федеративные республики, для которых свойственно разделение властей и отграничение между федеральной властью и властью субъектов такой федерации.

В теории государства и права суверенитет государственной власти часто рассматривают как национальный суверенитет или суверенитет народа.

Суверенитет нации – это естественное и неотъемлемое право народа самостоятельно принимать решения по вопросам, связанных с их жизнедеятельностью, а также право на самоопределение, которое также подразумевает право на отделение и образование самостоятельного государства[19].

Как было указано выше, власть является не только государственной, но и может быть партийной, семейной, религиозной и т.п., однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ.

Верховенство государственной власти означает:

а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия делают его основой политической системы;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

По поводу символов государства важно отметить, что их целью является обозначение носителей государственной власти и указание на принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.), а флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

Исходя из вышеизложенного, государство - это универсальная политическая организация политической системы общества.

Государство, исходя из его принципов, осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников.

Кроме того, государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

2.2. Проблемы определения государства

Государство с античных пор и до настоящего времени понимается по-разному. В российской литературе разных периодов можно найти немало определений. Например, некоторые считают, что государство является «объективным фактом нашей планеты» или представляется в виде «социального явления кооперативного выполнения» за счет населения и для населения

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в теории государства.

Рассматриваемые вопросы затрагивают интересы самых разных слоев общества, политических партий, общественных движений, а также иных негосударственных организаций.

Также, у государства нет конкурентов и несмотря на многообразие организаций, выполняющих различные задачи и функции, влиять на государство ни не могут.

Третьей причиной необходимости формулирования понятия государства является то, что государство – это сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Так как государство было рождено противоречивым обществом, то государство также является противоречивой организацией как в политической, так и в социальной сфере.

Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом.

Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества[20].

Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом.

Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер.

Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства неотделима от истории общества, так как оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства.

Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.

Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии.

Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, – народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности»[21].

В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран.

Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная.

Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»

У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах – основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д.[22]

Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н.М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».

Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.

Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:

- совокупность человеческих индивидов;

- определенную территорию;

- суверенную власть;

- правительство.

«Под именем государства, – писал Г.Ф. Шершеневич, – понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»[23].

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений.

Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).

В.И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, – утверждал Ф.Ф. Кокошкин, – а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними».

Однако «форма общежития», форма организации общества – тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности.

Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют „политическими“, то есть в наши дни – государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс.

Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».

Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: « Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[24].

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества.

Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам.

Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны.

Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.

Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству.

В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.

В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Государство в любой стране и на любом этапе развития общества, выступает как самая массовая, самая широкая организация, которая объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя все слои населения. В конституциях и других основополагающих правовых актах государство старается закрепить, что является непременно государством всего народа, государством всех и для всех. Об этом особо ярко свидетельствуют конституции таких стран, например, как США, Швеция, Япония. В Конституции США, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации современной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки»[25].

В преамбуле Конституции Японии декларируется: «Мы, японский народ, действуя через посредство наших, должным образом, избранных правителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить ужасов новой войны в результате действий правительств, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливаем настоящую Конституцию».

Аналогичные положения, указывающие на стремление государства выступать в качестве организации всех и для всех, в виде института, представляющего интересы всего народа, содержались в конституционных актах СССР и других, именовавших себя социалистическими, стран. Так, ст.1 Конституции СССР 1977г. провозглашала, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны»[26]. Статья 2 этого же нормативно-правового акта закрепляла, что «вся власть в СССР принадлежит народу» и что «народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР».

Подобные отсылки к народу содержались, и содержаться в конституциях России, Белоруссии, Литвы, Латвии, Казахстана и других бывших союзных республик, а ныне независимые государств. Однако в подавляющем большинстве своем конституционные декларации этих, равно как и других, бывших социалистических и несоциалистических государств, на практике остаются не чем иным, как декларациями.

Народ, зачастую, при этом является не более чем социальным фоном, политической и идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежавшая определенному господствующему слою, классу или социальной прослойке. Последние, независимо от того, как они называются, в повседневной практической жизни являются настоящими держателями власти.

Выработка универсальных признаков государства позволяет сформулировать универсальное понятие самого государства.

В связи с чем, наиболее приемлемым определением государства было бы определение, в соответствии с которым оно рассматривается как политическая организация общества, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы любого общества, основанная на легитимной, публичной, суверенной власти, распространяющуюся на всю территорию и на все население.

Заключение

На основе проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.

Государство и общество, в настоящее время являются неразрывными друг от друга элементами, однако в теории государства и права возникало много теорий происхождения именно государства, основными из которых являются теологическая, патриархальная теории, теория насилия, органическая теория, договорная, историко-материалистическая.

Несмотря на присущие каждой из них определенные особенности, они имеют важное значение для уяснения сущности государства, формулирования его признаков и понятия, так как предполагают варианты истоков зарождения государственности.

Что касается форм и типов государств позволяют раскрыть сущность всех государств, существовавших как в древности, так и в настоящее время.

Государство - это универсальная политическая организация политической системы общества.

Государство, исходя из его признаков, осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников.

Кроме того, государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

К универсальным и основным признакам государства относятся:

- территориальное деление;

- наличие аппарата принуждения и аппарата управления;

- суверенитет;

- право и правотворческая деятельность;

- монополия на легальное применение силы;

- право на взимание налогов, сборов.

Выработка указанных универсальных признаков государства позволяет сформулировать универсальное понятие самого государства.

В связи с чем, наиболее приемлемым определением государства было бы определение, в соответствии с которым оно рассматривается как политическая организация общества, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы любого общества, основанная на легитимной, публичной, суверенной власти, распространяющуюся на всю территорию и на все население.

Список использованных источников

1. Братановский, С.Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский : учеб. пособ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – 216 с.

2. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко : учеб. пособ. - Челябинск: ЮУрГУ, 2014 – 239 с.

3. Всеобщая история государства и права. Том 1. Древний мир и средние века: учебник для вузов в двух томах/ Н.П. Дмитревский [и др.]. — М.: Зерцало-М, 2018. — 640 c.

4. Гумплович, Л. Общее учение о государстве: переизд. / Л. Гумплович. – СПб: Общественная польза, 2014 – 516 с.

5. Диаконов, В.В. Учебное пособие по теории государства и права / В.В. Диаконов. – М.: Юстициздат, 2014. – 240 с.

6. История государства и права зарубежных стран : учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студента.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 116 c.

7. Лучков, Н.А. Политология : учебное пособие / Н.А. Лучков — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 145 c.

8. Марченко, М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права : учебно-методическое пособие. – 2-е изд./ М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 2013 – 720 с.

9. Сабо, И. Основы теории права - монография / И. Сабо: 4-ое изд. - М.: Проспект, 2013. – 420 с.

10. Соловьев, А.Ю. Теория государства и права : учебное пособие / А.Ю. Соловьев — Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018.— 184 с.

11. Петражицкий, Л. И . Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Часть 1 / Л. И. Петражицкий – М: Юрайт, 2018г. – 295 с.

12. Теория государства и права. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям/ Е.А. Сунцова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 327 c.

13. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк : 3-е изд. допол. и испр. – М.: Омега-Л, 2018. – 408 с.

14. Цечоев, В. К., Швандерова, А. Р. Теория государства и права : учебник / В. К. Цечоев. - М.: Прометей, 2017 - 330 с.

15. Шарце, М. Г. Теория государства и права : учебник / М. Г. Шарце. - М: ИНФРА-М, 2014 – 440 с.

16. Яковлев, В. Ф. Правовое государство: вопросы формирования : монография / В. Ф. Яковлев — М.: Статут, 2012. – 140 с.

  1. Сабо И. Основы теории права - монография: 4-ое изд. - М.: Проспект, 2013. – 120 с.

  2. Лучков Н.А. Политология : учебное пособие — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 56 c.

  3. Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права. – М.: Юстициздат, 2014. – 77 с.

  4. Всеобщая история государства и права. Том 1. Древний мир и средние века: учебник для вузов в двух томах/ Н.П. Дмитревский и др. — М.: Зерцало-М, 2018. — 122 c.

  5. Братановский С.Н. Теория государства и права : учеб. пособ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – 53 с.

  6. Гумплович Л. Общее учение о государстве: переизд. – СПб: Общественная польза, 2014 – 89 с.

  7. Петражицкий Л. И . Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Часть 1. – М: Юрайт, 2018г. – 55 с.

  8. Соловьев А.Ю. Теория государства и права : учебное пособие. — Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018.— 77 с.

  9. История государства и права зарубежных стран : учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студента.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 99 c.

  10. Власенко Н.А. Теория государства и права : учеб. пособ. - Челябинск: ЮУрГУ, 2014 – 91 с.

  11. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права : учебно-методическое пособие. – 2-е изд. - М.: Проспект, 2013 – 152 с.

  12. Марченко, М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права : учебно-методическое пособие. – 2-е изд. - М.: Проспект, 2013 – 302 с.

  13. Теория государства и права. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям/ Е.А. Сунцова и др. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 121 c.

  14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: 3-е изд. допол. и испр. – М.: Омега-Л, 2018. – 39 с.

  15. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права : 3-е изд. допол. и испр. – М.: Омега-Л, 2018. – 41 с.

  16. Яковлев В. Ф. Правовое государство: вопросы формирования : монография — М.: Статут, 2012. – 26 с.

  17. Яковлев В. Ф. Правовое государство: вопросы формирования : монография — М.: Статут, 2012. – 28 с.

  18. Шарце М. Г. Теория государства и права : учебник. - М: ИНФРА-М, 2014 – 152 с.

  19. Цечоев В. К., Швандерова А. Р. Теория государства и права : учебник. - М.: Прометей, 2017 – 150 с.

  20. Братановский С.Н. Теория государства и права : учеб. пособ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 – 55 с.

  21. . Гумплович Л. Общее учение о государстве: переизд. – СПб: Общественная польза, 2014 – 88 с.

  22. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права : учебно-методическое пособие. – 2-е изд. - М.: Проспект, 2013 – 57 с.

  23. Шарце М. Г. Теория государства и права : учебник. - М: ИНФРА-М, 2014 – 52 с.

  24. Соловьев, А.Ю. Теория государства и права : учебное пособие — Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018.— 33 с.

  25. История государства и права зарубежных стран : учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студента.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 45 с.

  26. История государства и права зарубежных стран : учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студента.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 43 c.