Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современная семья в системе воспитания

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, как и в древние времена большую роль в жизни человека занимала семья. Именно в ней ребёнок получает свои первые знания и представления об окружающем мире, именно в семье родители прививают определённые модели поведения, также, как и первые навыки осваиваются под наблюдением самых близких – так и зарождается процесс воспитания.

Семья для ребёнка – это и место обитания, и воспитательная среда одновременно, данный факт позволяет использовать многочисленные возможности для применения методов воспитания.

Семья и воспитание – два тесно связанных между собой понятия, которые нашли отражение в такой науке, как семейная педагогика. Она выделилась из общей педагогики и призвана изучать педагогический и воспитательный процесс в рамках семьи.

Многие учёные долгие годы выдвигали свои концепции, теории и классификации, касающиеся термина «семья», и всегда сходились в одном: семья – это неотъемлемая часть первичной социализации ребёнка.

Актуальность выбранной темы обусловлена постоянной трансформацией жизни в обществе, что в свою очередь находит отражение изменений в современных семьях.

В сегодняшних реалиях глобализации мы видим динамику развития принципов и методов воспитания, а также формирование новых норм, ценностей и поведения человека.

Большой интерес представляет собой выбранная тема исходя из перспективного мышления: ведь действительно, очень важно выбирать инструменты воспитания таким образом, чтобы в будущем, выросшие сегодня дети, обладали такими ценностями, которые позволят следующим поколениям развиваться в верном направлении и передавать уже своим детям актуальные для современного общества идеи и моральные устои.

Целью изучения выбранной темы является изучение семьи в системе воспитания, а также анализ трансформации семьи в современном мире.

Задачи курсовой работы:

  1. изучить теоретические аспекты понятия семья;
  2. исследовать роль современной семьи в системе воспитания;
  3. выявить проблемы, возникающие у семей в процессе воспитания в современном мире.

Объект исследования – процесс воспитания в современной семье, а предмет воспитание детей в современной семье.

В рамках проведения исследования были использованы методы анализа и исторического сравнения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРМИНА СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ

Современная семья как социально-психологический термин

Семья представляет собой сложный механизм, который подчиняется процессу взаимодействия многих жизненных факторов: биологических, психологических, культурных, исторических и социальных.

Психология семьи – это достаточно новая и молодая отрасль психологической науки, которая исследует семейный факторы развития психики и личности ребёнка (развитие ребёнка, обусловленное процессами, которые имеют место быть в семьях).

Объектом семейной психологии является семья – малая социальная группа, состоящая из разновозрастных людей, отличающаяся гендером, а также члены которой имеют неповторимый социальный опыт[1]. Особенностью семьи, как группы людей, является уникальное свойство – все входящие члены взаимосвязаны друг с другом, как эмоционально, так и генетически (за исключением отдельных случаем).

Предметом семейной психологии выступают функциональные характеристики семьи, а также закономерности и динамики её развития.

В семье удовлетворяются многие потребности человека, например, в общении, воспитании, питании. Именно поэтому роль семьи в жизни каждого человека достаточно велика: семья может как поддержать ребёнка в трудный момент, так и, наоборот, может воздействовать негативно или просто не принять его проблемы как действительно требующие внимания.

Важно понимать, что семья – это термин, который приобретает свои специфические черты, основываясь на культурных и исторических фактах, имеется ввиду, что, пройдя, через историю он видоизменялся и функционально трансформировался.

Говоря о семье как о социальном институте, важно отметить, что она характеризуется совокупностью норма, образцов поведения, которые регулируют взаимоотношения между участниками семейного процесса (супруги, родители, дети, бабушки, дедушки).

Говоря о семье, как о правовом институте, нельзя не упомянуть, что её значение закреплено на мировом и государственном уровне. Так, в статье 38 Конституции Российской Федерации закреплено:

Статья 38[2]

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Исходя из вышеупомянутых статей можно сделать вывод, что государство направлено на защиту семьи, как традиционного социального института жизнедеятельности общества. Кроме того, государство закрепляет права и обязанности родителей и их детей на заботу друг о друге.

Кроме того, семью чаще всего рассматривают именно с социально-психологической точки зрения. С точки зрения социологии семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.

Таким образом, для социологии характерно рассматривать семью как социальный институт и как социальную группу.

Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

При рассмотрении семьи как социального института изучаются:

  • общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;
  • образцы семейного поведения;
  • ролевые отношения в семье;
  • эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;
  • социальный механизм изменения норм и ценностей.

Как малую социальную группу семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.

Семья выполняет ряд функций, присущих только ей, мы рассмотрим их ниже в таблице 1.1

Таблица 1.1 Функции семьи

При рассмотрении семьи как социальной группы изучаются:

  • условия формирования и этапы развития семьи;
  • динамика супружеских отношений и характер отношений между родителями и детьми;
  • распределение обязанностей в семье;
  • причины и мотивы разводов;
  • структура и функции семьи.

Таким образом, можно проследить, что семья вбирает в себя совокупность факторов, которые влияют её становление и развитие отношений внутри неё.

Исторический экскурс становления семьи

Первую в истории человеческого общества социально-экономическую формацию историки назвали общинно-родовой, первобытно-коммунистической. Одной из составляющих его существования было воспитание подрастающего поколения. Это социальное явление претерпевает глубокие качественные изменения по мере развития общества и трансформации общественных отношений. На заре человечества воспитание было внесемейным с прикладной направленностью. Семьи как ячейки общества еще не существовало. В условиях первобытно-коммунистического строя, характеризующегося общим владением средствами производства и разделением труда в зависимости от пола и возраста членов племени, воспитание было равным для всех детей. Оно ограничивалось передачей им навыков изготовления и использования примитивных орудий труда и оружия, навыков собирания съедобных растений, приёмов охоты, рыболовства. Этот процесс в значительной мере был стихийным.

Первой универсальной стадией в истории человечества явилось материнско-родовое общество, которое характеризовалось матриархатом: мужчины и женщины жили отдельно. Как правило, до пяти лет детей воспитывали матери, далее девочки оставались в кругу женщин, а мальчиков передела на воспитание к мужчинам. Таким образом данный период характеризуется общинностью, даже детей воспитывали все члены: девочек обучали традиционным ремеслам, готовке, изготовлению одежды, а мальчики наряду со взрослыми занимались охотой, рыбной ловлей, собирательством.

Однако в следствии межплеменного общения и развития культуры обмена семьи стали становится патриархальными, характерно в такой семье было главенствующее положение мужчины.

Семейное воспитание в Древней Руси основывалось на трудовой жизни народа. Общественно-исторический опыт предшествующих поколений передавался последующим. Основная цель древнерусского воспитания – подготовка молодёжи к жизни, производительному труду. Формирование семейной системы воспитания у славян основывалось на системе запретов и табу (регулирование поведения в обществе). Детям прививали такие понятия как: добро и зло, долг и честь, нравственное и безнравственное, сила и храбрость. В древности основные аспекты воспитания основывались, как на физической, так и психологической подготовке молодого человека в жизни общества.

При изучении динамики развития системы и подходов к воспитанию важно помнить о том, что наша цивилизация достаточно стремительно развивалась в различных точках мира. Так, например, в Древнем Китае существовала теория послушания, которая была отражена в китайском собрании исторических воспоминаний – Шукинге. Согласно этой теории отец являлся главой семьи и был неким образом императора только на уровне отдельно взятой семьи, а дети в то время должны были безусловно и безукаризненно выполнять все приказы императора.

Примером семейного воспитания также может служить система, сложившаяся в Древней Индии, где процесс устроен в соответствии с кастовой принадлежностью, здесь главным считалось знание своей роли в этом мире, осознание своих прав и обязанностей.

Нельзя оставить в стороне легендарные системы воспитания: Спартанская и Афинская. Жизнь спартиатов была подчинена приоритетному требованию – быть в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам.

Главной целью воспитания была выучка членов военно-аристократической общины, полное подчинение личности государству. Жизнь спартиатов была подчинена приоритетному требованию – быть в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. Здоровые дети до семи лет воспитывались в семье спартанскими кормилицами. Они, по описанию Плутарха, не целовали детей, давали полную свободу их членам и всему телу, приучали не быть разборчивыми в пище и не есть много, не бояться темноты и одиночества, не капризничать и не плакать.

Цель афинского воспитания – создание гармонически развитого и идеального человека, прекрасного в физическом и нравственном отношениях. Вся система афинского воспитания строилась на религиозной основе, получившей в античном мире своеобразные формы.

С развитием философской мысли относительно природы, морали, религии не остался в стороне и вопрос о воспитании. Далее рассмотрим несколько точек зрения относительно этого явления.

Т.Мор и Т.Кампанелла, представители раннего утопического социализма, выдвинули теорию, которая подразумевала воспитание детей, путём использования института наставничества. Они также предложили интересную практику по определению наклонностей у детей: предполагалось, что для этого было необходимо было поместить детей в реальные условия труда, их приводили на мануфактуры, давали работать в качестве столяров, живописцев, сапожников.

Другую методику предлагал представитель французского гуманизма Ф.Рабле, основные положения заключались в том, что ребёнка должны воспитывать не родители, а домашний учитель, который посредством чтения и бесед с ребёнком прививал различные навыки.

Очень интересную гипотезу о воспитании высказал педагог-демократ Я.А. Коменский, он считал, что само по себе воспитание – это важный инструмент в построение справедливых и дружественных отношений не только внутри небольшой группы (семьи), но и в целом в обществе.

Известный английский педагог-психолог, Д.Локк в своё время говорил о необходимости воспитания джентльменов с изящными манерами, которые могут вести дела обдуманно, иметь предприимчивый характер. Он считал, что воспитание джентльменов должно проходить дома, но точно не в школе. Локк описал свой подход к воспитанию в книге «Мысли о воспитании», основные блоки, на которые стоит обратить внимание: физическое воспитание, психология ребёнка, методы и правила воспитания, особенности обучения в домашних условиях.

Ж.Ж. Руссо, известный как философ, писатель, педагог, резко негативно относился к методам воспитания, которые имело место быть в феодальном строе: оно подавляло личность ребёнка, не учитывала его особенности и предпочтения. Он считал, что подобное воспитание ломает внутренний мир ребёнка и уничтожает его фантазии и идеи.

Говоря о воспитании в России нельзя не затронуть известный «Домострой», который представлял собой кодекс социальных и экономических норм общественной жизни и русского быта. Выдержка из теста: «Не наказывать голодом, физически, тяжёлой работой; все должны быть сыты, одеты, хорошо устроены», так же в книги указано, что мать и отец обязаны заботиться о детях, воспитывать их добрыми советами, учить вежливости и добродетели. Кроме того, согласно Домострою детей необходимо обучать ремеслам, мать должны заниматься с дочерями, а отцы с сыновьями. Отмечается, что воспитанные таким образом дети, будут заботиться о своих родителях в старости.

Белинский поддерживал идеи Ж.Ж.Руссо, он был истинным противников наказаний, которые унижали в детях человеческое достоинство. Белинский в своих размышлениях придерживался позиции, что при воспитании ребёнка необходимо учитывать и общественные интересы, потому что они также важны для ребёнка, как и родительская любовь к нему.

К.Д. Ушинский – основоположник отечественной педагогики, главной задачей воспитания считал подготовку человека к жизни. Для достижения результата необходимо, чтобы дети были развитыми умственно, морально совершенны, а также их физическая подготовка соответствовала возрастным возможностям. Кроме того, он отмечал аспекты успешного воспитания: детям необходимо давать реальное воспитание, которое пригодится им в дальнейшей бытовой и профессиональной жизни; обеспечивать равное воспитание несмотря на гендерную разницу; использовать родной язык; прививать любовь к родине, воспитывать патриота.

По наблюдениям Лесгафта, ряд семей отличаются авторитарным воспитанием, характеризующимся постоянными запретами, применением различных насильственных мер, несправедливыми и произвольными требованиями[3]. Воспитание П.Лесграфт воспринимал как социальное явление, которое тесно связано с общественной средой и играющее важнейшую роль в формировании личности ребёнка.

Огромный вклад в развитие российской семейной психологии воспитания внёс А.С. Макаренко он раскрыл своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения; рассмотрел общие условия педагогического процесса в «ячейке общества», проблемы и особенности родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, вопросы полового воспитания и формирования культурных навыков. Истинная сущность воспитательной работы семьи, по мнению Макаренко, это правильная организация жизни родителей и детей. Решающее условие успеха – активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями их гражданского долга[4].

Выдающийся советский педагог, В.А. Сухомлинский, глубоко рассматривал процесс воспитания, а именно насколько значима семья в реализации данного процесса, как эффективно выстроить социализацию[5]. Полноценное воспитание напрямую зависит от родителей по мнению Сухомлинского, ведь самый первый опыт общения ребёнок получает непосредственно в семье.

Резюмируя рассмотренные выше концепции, взгляды и подходы относительно семейного воспитания важно отметить, что каждый из них находит отклик в зависимости от временного периода развития мысли, которая в свою очередь зависит от политической, экономической, социальной обстановке. Однако вышеизученные подходы сходятся в одном: семья – это важный институт в семье человека, а также именно семья определяет дальнейшее развитие ребёнка как внутри семьи, так и за её пределами.

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ – КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ

2.1 «Портрет» современной семьи

Современная семья, как и любая семья, существовавшая много лет назад представляет собой союз людей, объединенных общими целями, а также связанные на эмоционально-психологическом уровне. Однако современная семья характеризуется рядом отличительных признаков, которые мы рассмотрим в этой главе.

Для понимания чем же отличается современная семья, например, от первобытной или от семьи, необходимо изучить типизацию семей.

Самым древним типом является традиционная (патриархальная) семья, ей присущи такие признаки: проживание в одном доме нескольких поколений, большая по численности членов семья, почитание старших (особенно мужчин), соблюдение религиозных или местных обычаем. Такой тип семей не относится к современным, так как в настоящее время идёт такая тенденция: люди всё чаще живут в квартирах, а не в домах, также дети стараются после свадьбы переехать от родителей.

Нуклеарная семья – такой тип, который подразумевает проживание в доме двух поколений: детей и их родителей (дети проживают до момента вступления в брак). Именно такой признак присущ для современной семьи.

Однако нельзя не отметить, что в последнее время стало расти количество неполных семей, чаще всего причинами неполноты является развод или смерть одного из супругов.

Кроме того, современная семья отличается от традиционных количеством детей, чаще всего в современной семье один или два, реже три ребёнка, в то время как в традиционной количество детей не ограничивалось какими-то стандартами. Это связано и с характером работы, ведь раньше женщины занимались домом, хозяйством, то есть могли полноценно воспитывать детей, однако сейчас, в современном мире, тенденции изменились и теперь женщина ходит в офис на работу и уже не может посветить себя полностью воспитанию детей. Кроме того, немаловажно отметить факт детской смертности в прошлые века, часто дети умирали от простуды, однако сейчас медицина развивается, и детская смертность снизилась в разы.

Ещё один факт, который раскрывает особенность снижения количества детей в современных семьях – это материальный достаток и наличие собственного жилья. Вновь проведём сравнение с традиционной семьёй: раньше люди жили в родовых домах (в доме воспитывалось и проживало много поколей), если взять среднестатистическую российскую современную семью, то сегодняшние реалии таковы: квартира стоит дорого, позволить себе большую квартиру может не каждый, поэтому чаще покупают одну-двух комнатную, думаю многие согласятся, что в таких стесненных условия трудно будет растить и воспитывать больше, чем двоих детей.

Отличительным признаком современной семьи является закрепление отношений в законном порядке, чаще стали заключать брачные контракты. Например, в Советском союзе люди, состоящие в браке, не заключали подобных контрактов, в отличии от современных тенденций.

Говоря о современных семьях, нельзя не коснуться темы однополых браков, которые больше развиты в европейский странах, нежели у нас в России. Тем не менее данное явление стало распространяться и у нас, хоть и не официально, но такие случаи имеют место быть в современной России.

Здесь лишь стоит вопрос о том, что, приняв на законодательном уровне закон, разрешающий однополые браки, традиционный русский человек не сможет принять такие потрясения: ведь в первую очередь люди задумываются, что и в таких однополых семьях будут воспитываться дети, значит такие дети будут взаимодействовать с другими детьми из традиционных семей, что повлечёт за собой смену ориентиров целого общества.

Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении. Можно выделить следующие стили семейного воспитания:

1.Авторитарный стиль семейного воспитания. При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

2. Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка. Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.

3. Гиперопекающий стиль семейного воспитания. При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а также социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.

4. Отчужденный стиль семейного воспитания. При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

5. Хаотический стиль семейного воспитания. Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

6. Демократический стиль семейного воспитания. При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А также в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

2.2 Особенности и проблемы воспитания ребёнка в рамках современной семьи

В этой подглаве мы рассмотрим более детально как процесс воспитания протекает в современной семье, каковы его особенности.

В первую очередь, современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Это означает, что сегодняшние дети не обделены любовью, их чувства всегда находят отклик у родителей, так, например, современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли, как это было несколько веков назад.

Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Однако раздельное проживание молодых семей снижает или делает невозможным участие бабушек и дедушек в воспитании внуков. Вместе с тем, на фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются и «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму. В этом смысле простая форма развода может сослужить отрицательно при воспитании детей, ведь раньше супругов, решившихся развестись, сдерживало наличие ребёнка, административных и временных барьеров.

В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия.

Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание – в младенчестве или даже в пренатальном развитии («школы отцов», роды вместе). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской. «Отец 21 века» чаще берет на руки ребенка, больше гуляет с ним, общается, причем с удовольствием, таким образом, мы видим безусловно принимающую любовь отца. Также важны ответственность и пластичность современных отцов, готовность к перераспределению ролей в семье.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка, что безусловно сказывается на воспитательном процессе.

Таблица 2.2 Коэффициент рождаемости (число родившихся детей на 1 женщину)[6]

Появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере. Воспитание в таких семьях чаще всего передается в руки нянь, репетиторов и других, не связанных с семьей помощников.

Поляризация возраста вступления в брак – либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. Здесь складывается ситуация, при которой у детей либо очень молодые родители, которые не обладают достаточным опытом, но при этом у них небольшая разница в возрасте и найти коммуникацию им проще, чем более старшим по возрасту родителям.

Стадии развития современной семьи:

  1. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.
  2. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.
  3. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.
  4. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.
  5. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.
  6. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
  7. Супруги зрелого возраста.
  8. Стареющая семья.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла.

Семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:

Принцип целенаправленности.

Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики.

Носителями объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана.

Принцип научности.

В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулись далеко вперед.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка.

Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, - его право на текущий час и сегодняшний день.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывнисти.

Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.

Принцип комплексности и систематичности.

Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

Принцип согласованности в воспитании.

Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений. Необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности.

Таким образом, современная семья и воспитание внутри неё имеет многогранные особенности, учитывает внешние и внутренние факторы и перспективы развития.

Рассматривая вопрос воспитания, нельзя не коснуться проблем, связанных с этим процессом.

Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода. Можно представить насколько тяжело ребенку пережить данное события, учитывая его не устойчивую психику, отсюда могут возникать проблемы с дальнейшим воспитанием.

Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей. Не каждый взрослый человек готов принять ответственность за своих детей, не говоря о неродных.

Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов. Говоря об этом проблеме трудно представить насколько тяжела жизнь ребёнка, воспитанного без родительской любви. Однако, в нашем государстве поощряется, если таких детей на воспитание берут в приёмные семьи, таким семья выплачивают пособие на ребёнка, таким образом стимулируя и помогая родителям.

Заграничные браки распространяются все больше, имеется ввиду, когда супруги представители различных стран. Часто в таких браках рождаются дети, здесь проявляется положительный эффект: ребёнок развивается в такой семье многополярно, не редко может знать несколько языков.

Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: одиночество; сожительство; материнские семьи – как осознанное решение женщины. «Мать и дитя» - сейчас обычное явление. И даже нескольких детей некоторые современные женщины вырастить могут и без мужа.

В современной семье должно осуществляться решение задач по развитию у ребенка нравственных черт и других личностных качеств, способствующих формированию гармонично развитой личности.

Первоначально, ребенок начинает познавать окружающую действительность в семье, систематизируя и закрепляя знания, полученные от родителей, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает воспитание в активный стимул для получения новых знаний. Нужно стараются помочь ребенку увидеть перспективы его дальнейшего развития.

В процессе воспитания ребенок контактирует с коллективом взрослых, знакомятся с их достижениями, с их жизнью. Такая организация воспитания в современной семье способствует развитию у ребенка более высоких жизненных потребностей, у него появляется определенная цель в жизни.

Важным аспектом воспитания в современной семье является развитие у ребенка нравственности, порядочности, уважения к старшим.

ВЫВОД

Осуществленное в рамках данной работы изучение современной семьи в системе воспитания подтвердило актуальность проблемы воспитания в современной семье.

Воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком. Понятие семья уходит истоками в древние времени, оно трансформировалось спустя многие года, века.

Его значения и функции эволюционировали, от общинно-союзной концепции семьи до эмоционально-психологической, эволюция прошла через матриархат, патриархат, равноправную семью.

Воспитание детей – это одна из ключевых и базовых функций, которая осуществляет семья, она подготавливает их к самостоятельной жизни, учит брать ответственность за свои решения и действия.

Семья для детей – это опора, поддержка, именно поэтому так важно супругам показывать верный и правильный пример для подрастающего поколения, демонстрируя лучшие качества и обучая детей быть добросовестными. Родитель должны разнообразить жизнь ребёнка, показывает насколько интересен и многогранен мир.

Подводя итог, хотелось бы отметить ключевые моменты, касающиеся современной семьи. Современная семья стала меньше по численности, современная семья менее стабильна, уменьшилось число семей, где глава муж, семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно, значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Книги

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.:Речь, 2016. 253 c
  2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение//Избр. пед. соч. – М., 1988. 159 c
  3. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1968. 247 c

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека-М.1990. 126 c

Интернет-источники

  1. Росстат, [Электронный ресурс], URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 13.03.2019)
  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.:Речь, 2016

  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение//Избр. пед. соч. – М., 1988 – С.17

  4. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1968. – С.76

  5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека-М.1990. - С.63

  6. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#