Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Интегрированные среды разработки программ (Понятие и обзор интегрированных сред разработки программ)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования объясняется тем, что при традиционном подходе первоначальный этап написания программы строится так:

  1. Исходный текст набирается с помощью какого-либо текстового редактора. После завершения набора, работа с текстовым редактором прекращается и запускается компилятор. Как правило, во вновь написанной программе содержатся синтаксические ошибки, и компилятор сообщает о них на консоль оператора.
  2. Вновь запускается текстовый редактор, и программист должен найти и устранить выявленные ошибки, при этом сообщений о характере ошибок, выведенных компилятором уже не видно, поскольку экран занят текстовым редактором.

И этот цикл может повторяться не однократно. При большом объеме программы, собираемой из различных частей, и подвергаемой длительному редактированию или модернизации, даже этот начальный этап может потребовать много сил и времени. После этого наступает этап отладки программы, и к редактору с компилятором добавляется эмулятор или симулятор, работу которого желательно прослеживать прямо по тексту программы в текстовом редакторе.

С помощью интегрированных сред разработки (IDE) можно избежать большого объема однообразных действий, тем самым существенно повышая эффективность процесса разработки и отладки.

Целью работы является рассмотрение интегрированных сред разработки программ.

1. Теоретические аспекты интегрированных сред разработки программ

1.1 Понятие и обзор интегрированных сред разработки программ

Интегрированная среда разработки, ИСР (англ. IDE, Integrated Development Environment или Integrated Debugging Environment) является системой программных средств, используемой программистами для разработки программного обеспечения (ПО).

Обычно среда разработки состоит из:

  • текстового редактора;
  • компилятора и / или интерпретатора;
  • средств автоматизации сборки;
  • отладчика. [7]

Иногда она состоит также из средств для интеграции с системами управления версиями и разнообразных инструментов, упрощающих конструирование графического интерфейса пользователя. Многие современные среды разработки также состоят из браузера классов, инспектора объектов и диаграммы иерархии классов — для использования при объектно-ориентированной разработке ПО. Хотя и существуют ИСР, предназначенные для нескольких языков программирования — такие, как Eclipse, NetBeans, Embarcadero RAD Studio, Qt Creator или Microsoft Visual Studio, но обычно ИСР предназначены для одного определённого языка программирования - как, к примеру, Visual Basic, PureBasic, Delphi, Dev-C++.

Частным случаем ИСР, их эволюционным развитием являются среды визуальной разработки, включающие в себя возможность визуально редактировать интерфейс программы.

Интегрированные среды разработки были созданы для максимизации производительности программистов, благодаря тесно связанным компонентам с простыми пользовательскими интерфейсами. Это позволит разработчику производить меньше действий для переключения разных режимов, в отличие от дискретных программ разработки. Однако, поскольку ИСР - сложный программный комплекс, то только после долгого процесса обучения среда разработки сможет качественно ускорить процесс разработки ПО. [8]

ИСР обычно является единственной программой, в которой проводилась вся разработка, и обычно обладает многими функциями для создания, изменения, компилирования, развертывания и отладки программного обеспечения. Цель среды разработки заключается в том, чтобы абстрагировать конфигурацию, необходимую для объединения утилит командной строки в одном модуле, который позволит сократить время для изучения языка и повышения производительности разработчика. Также считается, что трудной интеграцией задач разработки может далее повыситься производительность. К примеру, IDE позволяет проанализировать код, тем самым обеспечивая мгновенную обратную связь и уведомляя о синтаксических ошибках.

В то время как большинство современных IDE графические, они использовались еще до появления систем управления окнами (реализованных в Microsoft Windows). Они были основаны на тексте с использованием функциональных клавиш или горячих клавиш для выполнения различных задач (к примеру, Turbo Pascal). Использование IDE для разработки ПО - прямая противоположность способа, использующего несвязанные инструменты, такие как vi (текстовый редактор), GCC (компилятор), и т.д.

Интегрированными средами разработки также часто поддерживаются пометки в комментариях в исходном тексте программ, отмечающие места, требующие дальнейшего внимания или предполагающие внесение изменений, такие как TODO. В дальнейшем эти пометки могут выделяться редакторами (напр. vim, emacs, встроенным редактором Visual Studio) или использоваться для организации совместной работы с построением тегов и задач (например, в IntelliJ). Использование комментариев с TODO так же стандарт оформления кода на Object Pascal, Delphi. Microsoft в руководстве по Visual Studio рекомендует использование тега TODO (наравне с HACK, UNDONE) для следующих пометок:

  • добавления новых функций;
  • известных проблем, которые необходимо устранить;
  • предполагаемых к реализации классов;
  • мест размещения кода обработчиков ошибок;
  • напоминаний о необходимости переработки участка кода.

Обычно ИСР является совокупностью программных средств, поддерживающей все этапы разработки ПО от написания исходного текста программы до ее компиляции и отладки, и обеспечивающей простое и быстрое взаимодействие с иными инструментальными средствами (программным отладчиком-симулятором, внутрисхемным эмулятором, эмулятором ПЗУ и программатором). [8]

Работа в интегрированной среде дает программисту:

  • Возможность использовать встроенный многофайловый текстовый редактор, специально ориентированный на работу с исходными текстами программ;
  • Вывод одновременно в многооконном режиме диагностики выявленных при компиляции ошибок, и исходного текста программы, доступного редактированию;
  • Возможность организации и ведения параллельной работы над несколькими проектами. Менеджер проектов позволяет использовать любой проект в качестве шаблона для вновь создаваемого проекта;
  • Перекомпиляции подвергаются только редактировавшиеся модули;
  • Возможность загрузки отлаживаемой программы в имеющиеся средства отладки, и работы с ними, не выходя из оболочки;
  • Возможность подключения к оболочке практически любых программных средств.

В последнее время функции интегрированных сред разработки становятся стандартной принадлежностью программных интерфейсов эмуляторов и отладчиков-симуляторов.

Такие функциональные возможности, в сочетании с дружественным интерфейсом, могут существенно ускорить разработку программ для микроконтроллеров и процессоров цифровой обработки сигналов. [9]

1.2 Интегрированная среда разработки Delphi

Основой Delphi является графическая среда разработки приложений, называемая интегрированной средой разработки (IDE). 

Среда Delphi - представитель спецификации, называемой Single Document Interface (SDI), и состоящей из нескольких отдельно расположенных окон. Окна могут перемещаться по экрану, частично или полностью перекрывая друг друга, каждое из них предназначено для решения определенных задач. 

После запуска Delphi на экране открываются четыре окна интегрированной среды разработки приложений. Среда программирования Delphi представлена главными составными частями:

1. Главным меню с размещенными на нем стандартными операциями работы с файлами (создать, сохранить, закрыть и др.). Ниже расположение вкладок объектов: Standard, Additional и др.

2. Окном формы с расположенными объектами, необходимыми для работы разрабатываемой программы.

3. Окном программного кода, в которое записывается код программы.

4. Окном инспектора объектов, состоящего из окна свойств (Properties) и событий (Events). Чтобы вставить объект на форму, нужно выбрать его в главном меню и щелкнуть в нужном месте формы.

В верхней части экрана расположено главное окно (рис. 1) с заголовком Delphi 7 – Project1. В строке заголовка главного окна отображается имя открытого в данный момент проекта: Project1. Главное окно состоит из строки главного меню, панели инструментов и панели компонентов. Главное окно программы остается открытым все время, пока остается загруженной Delphi. Закрытие главного окна приводит к концу работы с системой программирования.

Строка меню состоит из команд, необходимых для разработки и тестирования приложений, а также управления ими.

Панель инструментов (рис. 1) состоит из кнопок, соответствующих определенным командам меню, например командам File, View и пр. Щелчок по какой-либо из кнопок приводит к тому же результату, что и выбор соответствующей команды в главном меню.

Рисунок 1 – Главное меню Delphi

Палитра компонентов (рис. 2) состоит из компонент, с помощью которых пользователь создает свои приложения. Компоненты - основные элементы каждого Delphi приложения и, одновременно, основа библиотеки визуальных компонентов – Visual Component Library (VCL), позволяющие создавать пользовательский интерфейс прикладных программ.

Рисунок 2 - Палитра компонентов с активной страницей Standard

Компонент является неким функциональным элементом с имеющимися определенными свойствами и размещаемым программистом в окне формы. Компоненты создают каркас программы, во всяком случае, – ее видимые на экране внешние проявления: окна, кнопки, списки выбора и пр. После запуска Delphi активной является страница Standard палитры компонентов. Выбор другой страницы осуществляется щелчком на вкладке с соответствующим названием. [10]

Окно формы (рис. 3) - проект Windows-окна будущей программы. Форма – это окно приложения на этапе разработки. Вначале окно формы содержит только стандартные для Windows интерфейсные элементы – кнопки вызова системного меню, максимизации, минимизации и закрытия окна, полосу заголовка и очерчивающую рамку. На всей рабочей области расположены точки координатной сетки, служащие для упорядочения размещаемых на форме компонентов. Для каждого нового проекта автоматически создается главное окно будущего приложения и по умолчанию оно имеет имя Form1.

Рисунок 3 – Окно формы

Работа с формой в Delphi интуитивно понятна. Программист “достает” из палитры компонентов нужный компонент и размещает его на окне формы, постепенно заполняя форму интерфейсными элементами.

Окно редактора текста программы расположено позади окна формы и предназначено для создания и редактирования текста программы. Программа составляется по определенным правилам и описывает алгоритм работы.

При разработке программы на Delphi, программисты постоянно переходят от окна формы к окну программы и обратно. Первоначально окно программы состоит из минимального исходного текста, обеспечивающего нормальное функционирование пустой формы в качестве полноценного Windows-окна (рис. 4).

Рисунок 4 – Окно программы

В ходе работы над проектом программист вносит в него необходимые дополнения для придания программе нужной функциональности. Между содержимым окон формы и программы существует неразрывная связь, строго отслеживаемая Delphi. Размещение на форме компонента автоматически изменяет текст программы. Удаление тех или иных автоматически вставленных фрагментов текста программы может привести к удалению соответствующих компонентов.

С помощью окна инспектора объектов (рис. 5) можно задать и редактировать свойства и обработчики событий компонентов. Инспектор объектов - это инструмент, используемый для формирования внешнего вида и функциональных возможностей формы и компонентов в процессе разработки приложения. Любой размещаемый на форме компонент характеризует некоторый набор параметров: положение, размер, цвет и пр. Часть этих параметров, к примеру, положение и размеры компонента, программист может изменять, манипулируя с компонентом в окне формы. [10]

Рисунок 5 – Окно инспектора объектов

Окно инспектора объектов содержит две страницы, каждую из которых можно активизировать, щелкнув по вкладке с соответствующим названием. Первая страница имеет название Properties (свойства). В левая колонке этой страницы содержится список всех свойств редактируемого компонента, доступных во время проектирования. Вторая страница называется Events (события). Ее левая колонка содержит все имеющиеся обработчики событий компонента. Совокупностью событий определяется поведенческая сторона компонента, т.е. будет ли компонент реагировать на щелчок мыши или нажатие клавиши, как он будет вести себя в момент появления на экране. В правых колонках обеих страниц устанавливаются значения соответствующих свойств или обработчиков событий.

У некоторых свойств, отображенных на странице Properties, имеются начальные значения. Строки таблицы выбираются щелчком мыши и могут отображать простые или сложные свойства. К простым свойствам относятся свойства, которые определяет единственное значение – число, строка символов, значение True или False и пр. Сложные свойства определяет совокупность значений. Слева от имени таких свойств указывается значок “+”, а двойным щелчком мышью по имени свойства раскрываетя список составляющих сложного свойства. Для ряда свойств компонентов в правом конце строки может появиться одна из кнопок. Нажатие кнопки приводит к появлению на экране диалогового окна или списка возможных свойств.

В инспекторе объектов приведены только те свойства, которыми обладает данный компонент во время проектирования приложения. Полный список свойств, которыми данный компонент обладает во время выполнения приложения, может быть получен с помощью системы подсказок Delphi.

В верхней части окна инспектора объектов расположен раскрывающийся список всех помещенных на форме компонентов. Так как форма сама по себе есть компонент, ее имя тоже присутствует в этом списке. [10]

Рассмотрим подробнее процесс отладки программ. В режиме отладки имеется возможность производить трассировку, пошагового исполнения программ; прослеживания за изменением определенных величин; назначения остановки исполнения программ в определенных местах или при определенных условиях. Режимом отладки предоставляются программисту удобные средства для поиска алгоритмических ошибок в программах. [3, c. 274]

Отладка программы является специальным этапом в разработке программы, выявляющим и устраняющим обнаруженные программные ошибки. Программные ошибки, как правило, бывают трех видов:

  1. Синтаксические ошибки, заключающиеся в неправильном употреблении синтаксических конструкций, к примеру употребление оператора цикла For без tо или Next.
  2. Семантические ошибки, заключающиеся в нарушении семантики какой-либо конструкции, к примеру передача функции параметров, не соответствующих ее аргументам.
  3. Логические ошибки, проявляющиеся в нарушении логики программ и приводящие к неверному результату. Это наиболее трудно обнаруживаемый тип ошибки, поскольку они, как правило, ошибки алгоритмов и их нужно тщательно анализировать и всесторонне тестировать.

Так как безошибочно программировать почти невозможно, а вручную отлаживать немыслимо, нужны средства поиска ошибок (иногда это не так просто) и их исправления. В иных случаях можно просто обходить возможные появления ошибок с использованием специальных методов.

Каждая современная система программирования наделена специальным средством отладки программ — отладчиком (debugger), позволяющим в режиме интерпретации устанавливать контрольные точки, выполнять отдельные участки программы и просмотреть результаты работы операторов. [12]

Delphi снабжен мощным встроенным отладчиком, значительно упрощающим отладку программ. Основные инструменты отладки - точки контрольного останова и окно наблюдения за переменными.

Точки контрольного останова

Точка контрольного останова определяет оператор в программе, перед выполнением которого программа прерывает свою работу, и управление передается среде Delphi. Точка останова задается опцией View|Debug windows|Breakponts.

Окно точек останова состоит из списка всех установленных в проекте точек, перед выполнением которых приостанавливается работа программы и передается управление среде Delphi. [12]

Для добавления новой точки нужно щелкнуть по окну правой кнопкой мыши и выбрать опцию Add. Появится окно, в котором можно указать положение добавляемой точки:

FileName – определяющей имя файла;

Line number – определяющей номер строки от начала файла (в момент появления окна оно содержит файл и строку с текстовым курсором);

Condition – возможно указание условия останова в виде логического выражения (например, MyValue = Мах-Value-12);

Pass count – число проходов программы через контрольную точку без прерывания вычислений. [5, с. 600-601]

Окно наблюдения

Наблюдение за состоянием переменной или выражения возможно в специальном окне, вызываемом опцией View|Debug windows|Watches.

Окно наблюдения используется в отладочном режиме, чтобы наблюдать за изменением значений выражений, помещенных в это окно.

Для добавления нового выражения нужно щелкнуть по окну правой кнопкой мыши и выбрать опцию New Watch. В строке Expression ввести выражение. Окном Repeat count определяется количество показываемых элементов массивов данных; окном Digits указывается количество значащих цифр для отображения вещественных данных; переключателем Enabled разрешается или запрещается вычисление выражения. Остальные элементы определяют вид представления значения.

Значения переменных можно также посмотреть во время останова программы наведением курсора мыши на переменную в тексте кода. [5, С. 601-603]

Принудительное прерывание работы программы

Если программа запущена из среды Delphi, ее работа может быть прервана в любой момент с помощью клавиш Ctrl+F2, кнопки ESC, опцией Run|Program Pause или установкой точки контрольного останова в той части программы, которая выполняется в данный момент или будет выполнена.

Трассировка программы

Перед исполнением оператора с установленной точкой контрольного останова, работа программы приостанавливается, управление передается среде Delphi, a в окне наблюдения отражается текущее значение наблюдаемых переменных и/или выражений.

Теперь программистом может прослеживаться работа программы по шагам посредством клавиш F7 и F8 или инструментальных кнопок. При нажатии клавиши F8 будут выполнены запрограммированные в текущей строке действия, и работа программы приостановится перед выполнением следующей строки текста программы.

Контрольная точка останова выделена по умолчанию красным цветом, а текущая прослеживаемая строка – синим. Если программа остановлена в контрольной точке, т.е. при совпадении текущей строки со строкой останова, строка выделится красным цветом. Текущая строка особо выделяется в служебной зоне слева в окне редактора.

Для установки/снятия точки контрольного останова нужно щелкнуть мышью по служебной зоне слева от нужной строки или установить в эту строку текстовый курсор и нажать клавишу F5. [5, с. 603-604]

При нажатии клавиши F7 выполняются те же действия, что и при нажатии клавиши F8, но, если текущая строка содержит вызов подпрограммы пользователя, программа приостановит свою работу перед выполнением первого исполняемого оператора этой подпрограммы, т.е. клавиша F7 позволяет отслеживать работу вызываемых подпрограмм.

После трассировки нужного фрагмента программы возможно продолжение нормальной ее работы нажатием клавиши F9. [13]

2. Разработка программ в интегрированной среде разработки Delphi

2.1 Постановка задачи, ее алгоритмизация

Нужно ввести квадратную матрицу 3х3, состоящую из целых положительных и отрицательных элементов. Посчитать количество отрицательных элементов, определить и вывести наименьшее отрицательное число, т.е. наибольшее по абсолютной величине; сумму и произведение положительных элементов матрицы.

Алгоритмизацию задачи проведем, используя схему структурного программирования «сверху-вниз». Нарисуем укрупненную блок-схему алгоритма (рис. 6). [11]

нет да

Рисунок 6 – Укрупненная блок-схема [4]

По блок-схеме на рис. 6 определим блоки, используя принцип модульного программирования:

  1. Ввод массива А[3,3] – процедура VvodA;
  2. Определение минимального отрицательного (наибольшего по абсолютной величине) числа MO и числа отрицательных элементов массива kk;
  3. Определение суммы и произведения положительных элементов массива.

Представим теперь блок-схемы каждого блока, оформляемого в виде процедуры на рис. 7 - 9. [3]

да

да

Рисунок 7 – Блок-схема алгоритма ввода массива А [4]

да

нет да да

да

нет

да

нет

Рисунок 8 – Блок-схема алгоритма нахождения минимального отрицательного элемента массива [4]

да

нет

да

нет

да

нет

Рисунок 9 – Блок-схема алгоритма нахождения суммы и произведения положительных элементов массива [4]

Теперь приступим к программированию задачи на языке Delphi 7.

2.2 Составление программы

Программу составим на языке высокого уровня Delphi 7. Для простоты отладки программы возьмем массив 3х3, состоящий из 9 элементов. Программу назовем Primer.pas. В основной программе сначала вызывается процедура VvodA, вводящая элементы матрицы 3х3 по нажатию кнопки Ввод. Затем введенный массив печатается поэлементно. Если элемент массива отрицательный, определяется минимальное отрицательное число и количество отрицательных элементов массива.

Если элемент массива положительный – считается сумма и произведение положительных элементов массива.

// ввод двумерного массива, определение миним. отрицат. числа, количество отрицат. чисел, суммы и произведения положительных чисел массива , вывод результатов

unit Primer;

interface

uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)

Memo1: TMemo;

Button1: TButton;

procedure VvodA(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

A: array[0..5,0..5] of integer;

i,j,k,k1,MO,m,l: Integer;

S,P: Integer;

str1: string; [1]

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.VvodA(Sender: TObject);

// ввод массива чисел

var

A: array[0..5,0..5] of integer;

i,j,k,k1,S,P: integer;

str1: string; [6]

begin

k:=1;

for i:=1 to 3 do

for j:=1 to 3 do

begin

str1:=Memo1.Lines[k-1];

A[i,j]:=StrToInt(str1);

k:=k+1;

end; [4; 3; 2]

S:=0; P:=1;

k1:=0; l:=0;

for i:=1 to 3 do

for j:=1 to 3 do begin

if A[i,j]>=0 then begin

S:=S+A[i,j]; //подсчет суммы положительных элементов

P:=P*A[i,j]; //подсчет произведения положительных элементов

end

else begin //отрицательные элементы

if k1=1 then if MO>A[i,j] then MO:=A[i,j]

else

else begin k1:=1; MO:=A[i,j]; end;

str1:='MO='+IntToStr(MO);

ShowMessage(str1);

l:=l+1;

end;

end; [2]

str1:='Количество отрицательных элементов='+IntToStr(l);

ShowMessage(str1);

str1:='Минимальный отрицательный элемент='+IntToStr(MO);

ShowMessage(str1);

str1:='Сумма положительных элементов='+IntToStr(S);

ShowMessage(str1);

str1:='Произведение положитeльных элементов='+IntToStr(P);

ShowMessage(str1);

end; [5]

END.

2.3 Отладка и тестирование программы

При отладке программы были установлены точки останова и окно наблюдения за переменными str1 и A[I,j], что облегчило отладку и позволило обнаружить ошибки в программе. Также для отладки программы была вставлена печать в разные части программы для того, чтобы обнаружить, какие блоки программы были выполнены.

При тестировании программы брался набор чисел:

1, 2, -3, 4, 5, -6, 7, 8, -9.

В конце программы печатается следующая информация:

  • Количество отрицательных элементов, подсчет количества производился в переменной l (рис. 9); [13]
  • Минимальный отрицательный элемент, сохраненный в переменной МО (рис. 10);
  • Сумма положительных элементов S (рис. 11);
  • Произведение положительных элементов Р (рис. 12). [13]

Рисунок 9 – Сообщение о количестве отрицательных элементов

Рисунок 10 – Результат выполнения программы Primer.pas с сообщением о минимальном отрицательном элементе

Рисунок 11 – Результат выполнения программы Primer.pas с сообщением о сумме положительных элементов

Проверим вручную правильность: 1+2+4+5+7+8 = 27. Результат совпадает.

Рисунок 12 – Результат выполнения программы Primer.pas с сообщением о произведении положительных элементов

1*2*4*5*7*8 = 2240. Результат также совпадает, следовательно, алгоритм и программа составлены правильно.

Заключение

Интегрированная среда разработки, ИСР (англ. IDE) является системой программных средств, используемой программистами для разработки программного обеспечения.

Обычно среда разработки состоит из: текстового редактора; компилятора и / или интерпретатора; средств автоматизации сборки; отладчика. Обычно ИСР предназначается для одного определённого языка программирования - как, например, Visual Basic, PureBasic, Delphi, Dev-C++.

Интегрированные среды разработки были созданы для максимизации производительности программиста благодаря тесно связанным компонентам с простыми пользовательскими интерфейсами.

Более подробно рассмотрена интегрированной средой разработки Delphi, являющаяся графической средой разработки приложений.

Во 2-ой главе проведена разработка программы ввода массива целых чисел 3х3, подсчета количества отрицательных элементов массива, определение наименьшего отрицательного элемента; подсчета суммы и произведения положительных элементов массива и вывод их. При отладке программы использовались точки останова, окно наблюдения за переменными, что облегчило отладку и позволило обнаружить ошибки в программе.

При тестировании программы брались разные наборы данных, результаты работы программы сравнивались с подсчитанными вручную результатами. Результаты совпали, что свидетельствует о правильности составления алгоритма и корректности работы программы.

Работа содержит блок-схемы алгоритмов, распечатку исходного модуля, скриншоты результатов работы программы.

Список литературы

  1. Архангельский А.Яﺍ. Delphi ﺍ 7ﺍ. Справочное ﺍ пособие ﺍ. — М ﺍ.: Бином ﺍ-Пресс ﺍ, 2004 ﺍ. — 1024 ﺍ с ﺍ.
  2. Библия ﺍ для ﺍ программиста ﺍ в среде ﺍ Delphi ﺍ. Фленов М. 2012.
  3. Методика ﺍ преподавания ﺍ информатики ﺍ: Учебное пособие ﺍ для студ ﺍ. пед ﺍ. вузовﺍ/ М.ﺍП. Лапчик ﺍ, И. ﺍГ. Семакинﺍ, Е.ﺍК. Хеннер ﺍ; Под общей ﺍ ред ﺍ. М. ﺍП. Лапчика ﺍ. — М ﺍ.: Издательский ﺍ центр ﺍ «Академия ﺍ», 2008. — 624 с.
  4. Программированиеﺍ и основыﺍ алгоритмизацииﺍ: Для инженерныхﺍ специальностейﺍ техническихﺍ университетовﺍ и вузовﺍ. /А.ﺍГ. Аузякﺍ, Ю.ﺍА. Богомолов ﺍ, А. И. Маликов ﺍ, Б. ﺍА. Старостин ﺍ. - Казань ﺍ: Изд-во ﺍ КНИТУ ﺍ- КАИ ﺍ, 2013. - 153 с.
  5. Фаронов ﺍ В. ﺍВ. Delphi ﺍ. Программирование ﺍ на языке ﺍ высокого ﺍ уровня ﺍ: учебникﺍ для вузов ﺍ. В. ﺍВ. Фаронов ﺍ. – СПб ﺍ.: Питер ﺍ, 2004 ﺍ. – 640 ﺍ с.
  6. Delphi. Урок № 9. Создание собственных процедур и функций Delphi. Учебник по Delphi 7. 2012.
  7. Интегрированныеﺍ средыﺍ разработки. 14.07.2015. https://ﺍstudopedia.ru/14_11778_detskiy-massazh.html
  8. Интегрированныеﺍ средыﺍ разработкиﺍ программﺍ. 2019. http://ﺍbourabai.ru/einf/ide.htm
  9. Интегрированнаяﺍ средаﺍ разработкиﺍ. Электронный учебник. 2019. https://ﺍde.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=25&index=82
  10. Интегрированнаяﺍ средаﺍ разработкиﺍ.. 02.09.2018. http://csaa.ru/integrirovannaja-sreda-razrabotki/
  11. Лекции Интуит. Блок-схемы. Графическая реализация алгоритмов. 2018. http://www.intuit.ru/studies/courses/19752/1301/lecture/25625
  12. Отладка и тестирование программ. 2018. http:// ﺍwww.taurion.ru/outlook/4/32
  13. Отладкаﺍ программﺍ в средеﺍ Delphiﺍ. 01.06.2014. https://studopedia.su/7_19701_otladka-programm-v-srede-Delphi.html