Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взаимодействие школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников (Понятие, сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования по теме данной работы обусловлена тем, что воспитание личности, обладающей высоким уровнем сформированности нравственных чувств – одна из важнейших задач на современном этапе развития общества. Человеку, способному относится к другим в соответствии с теми рамками, которые на том или ином этапе его развития предъявляются к членам социума, намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с окружающими людьми. А умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества, бесконфликтного и конструктивного взаимодействия, в свою очередь, составляет основу успешной, гармоничной и безопасной жизни человека.

Проблемой нравственного воспитания были озабочены великие ученые, педагоги и исследователи с давних времен, что не вызывает удивления. Поскольку только личность нравственная, то есть, такая, которая имеет высокий уровень этического сознания, является оплотом каждой государственной системы. К сожалению, современное общество характеризуется такими негативными проявлениями как бездуховность и равнодушие, отсутствие бережного, чуткого отношения людей друг к другу, повышение уровня преступности, насилия, обострение взаимоотношений родителей и детей. Решить это проблему можно посредством создания оптимальных условий для повышения качества воспитательного воздействия на новое поколение.

Особую роль в нравственном воспитании играет начальная школа. Это обуславливает специфичность младшего школьного возраста, так как он является благоприятным для усвоения знаний и моральных ценностей, формирования нарвственно-ориентированного поведения и его мотивов. От нравственного воспитания младшего школьника зависит его успешное обучение, а также формирование его жизненной позиции.

Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России содержит тезис, что в качестве одного из основных направлений в реформировании воспитательной системы в рамках современной школы выступает утверждение положений общечеловеческой морали. Перед образовательным процессом в настоящее время стоят сложные задачи, основной из которых является ориентация образовательного процесса в целом на современные стандарты, предполагающие приоритет морального и духовно-нравственного развития учащихся. То есть, актуальным выступает формирование у учащихся нравственных ценностей и привычек, морально-этических знаний, воспитание духовно-нравственных качеств, развитие самосознания, нравственного сознания и поведения. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать основные направления и особенности взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников.

Теоретическая основа нравственной воспитанности обучающихся, определение ее содержания и основных составляющих раскрывают в своих трудах Г.П. Давыдов, Е.В. Бондаревская, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Р.Г. Гурова, Л.Ю. Гордин, В.М. Коротов, Т.С. Конникова, Э.И. Моносзон, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, И.А. Невский, Н.И. Монахов, Л.И. Новикова, И.Б. Первин и пр.

Объектом исследования в рамках заявленной темы выступает нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования – взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников.

Целью исследования данной темы является анализ особенностей взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. Для достижения заявленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:

- дать понятие, охарактеризовать сущность и выявить особенности нравственного воспитания младших школьников;

- охарактеризовать основные направления нравственного воспитания младших школьников;

- проанализировать основные направления взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников;

- разработать методические рекомендации по взаимодействию школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие, сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников

Воспитание – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Нравственность – это правила, определяющие поведение человека среди окружающих его людей и природы, выполнение этих правил, а также душевные качества человека.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [23, с. 65].

Нравственное воспитание – это не есть что-то новое, о чем прежде не говорили. Скорее наоборот. Именно с него зародилось понятие «воспитание». Ни духовное, ни патриотическое (тем более не эстетическое и художественное), а именно нравственное воспитание легло в основу всей концепции воспитания в целом. Нравственность – это не что-то сложное, комплексное и изменяющееся. Это вечные и первозданные ценности общества и человека, искусство жить вместе, быть людьми.

В педагогике под нравственным воспитанием принято понимать процесс формирования нравственных качеств, типа характера, привычек, навыков и взглядов, которые влияют на повседневные отношения. Цель нравственного воспитания – формирование нравственного поведения, мышления, сознания.

Нравственное воспитание младших школьников – процесс целенаправленного формирования у школьников системы моральных отношений: к людям, к обществу, Родине, самому себе и труду [13, с. 150].

Закономерность нравственного воспитания сформулировал еще В.А. Сухомлинский, сказав по этому поводу следующее: «Если человека учат добру - …в результате будет добро».

Нравственное воспитание – явление повсеместное. Его идеи, цели и задачи не зависят от национальности, вероисповедания или традиций. Разниться могут только методы, формы и средства воспитания. Но цель неизменно одна – воспитание полноценной, гармоничной личности, обладающей высокой нравственной культурой.

Факт в том, что воспитание идет из семьи. Но далеко не всегда семьи обладают нужными знаниями в области воспитания, моральными качествами и дорожат моральными человеческими ценностями. Поэтому образовательные институты несут большую ответственность по воспитанию подрастающего поколения. Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. Начальная школа – фундамент воспитания, поэтому перед педагогами младших классов стоит огромная задача – учить и воспитывать одновременно.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Дети стараются подражать учителю даже в мелочах. Какие отношения будут между учителем и учениками, такими же они будут складываться у учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Нужно хвалить или осуждать поступок ребенка, а не переносить оценку на личность в целом.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Воспитание гуманных чувств и отношений предполагает приобщение детей к истинно человеческим ценностям, культуре, науке, искусству. Как утверждал А.С. Макаренко, истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в разговорах с детьми, не в прямом воздействии на детей, а в организации их жизни [11, с. 16]. И каков бы ни был учитель, воспитатель, как бы хорошо ни знал свое дело, но если он не сумел организовать деятельность и общение детей, основанных на гуманных чувствах, большого успеха он не добьется.

Для формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников учитель должен:

- проявлять живой интерес к жизни детей;

- говорить с детьми спокойным, располагающим к себе голосом;

- радоваться, когда дети совершают достойные поступки;

- не ставить одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении;

- замечать и радоваться успехам детей;

- понимать и уважать всех детей [23, с. 66].

Основные направления работы по нравственному воспитанию можно охарактеризовать следующим образом:

- нравственное просвещение;

- нравственный компонент различных видов деятельности (спорт, творчество);

- этическое воспитание (дела, поступки);

- работа с родителями [13, с. 151].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема нравственного воспитания вплоть до настоящего времени является весьма актуальной в педагогике. Проблемой нравственного воспитания занимались философы, педагоги, ученые. Кроме того, нравственное воспитание в школе отмечается министерством образования России как наиважнейшее средство для создания гармоничного общества в будущем. Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Именно в этом состоит одна из главных целей профессиональной деятельности педагога.

1.2 Основные направления нравственного воспитания младших школьников

Младший школьник, это, по сути своей, вчерашний выпускник детского сада. В этом возрасте дети крайне восприимчивы ко всему, что касается нравственных аспектов жизни. Они умеют сострадать, бескорыстны и добры. Знания, полученные ими в процессе воспитания, становятся опорными. Они регулируют их поведение, мотивы, желание и влияют на их выбор. Поэтому от уровня нравственного воспитания зависит не только характер школьника, но и вся его будущая жизнь, отношения в семье и в социуме, жизненная позиция и профессиональные успехи [2, с. 52].

Возраст 7-10 лет в этом плане является фундаментом. Не просто важно, а необходимо заложить в голову подросших детей максимум позитивного и светлого. Эффект будет, обязательно, а результат воспитательной работы проявится уже в подростковом возрасте, и будет постепенно проявляться до самой его зрелости, поскольку такая специфика у нравственного воспитания. Но особенно ярко проявляется его отсутствие. Агрессия среди подростков стала буквально «чумой» нашего времени. Об этом можно только слышать, но и наблюдать вопиющие факты, события и трагедии, к которым приводит агрессия и жестокость молодежи. Подростки берут оружие, они не просто бьют, они убивают. Эта злость не вселяется в них внезапно, она - результат нехватки положительного нравственного воспитания вкупе с повальным переизбытком негативного опыта, примеров и актов жестокости по отношению к самим детям.

Начальная школа – фундамент воспитания, поэтому перед педагогами младших классов стоит огромная задача – учить и воспитывать одновременно.

Средства нравственного воспитания, применение которых целесообразно в младшем школьном возрасте, можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1. Пример. Пример, как средство воспитания, по праву стоит на первом месте. В первую очередь дети смотрят, а не слушают. Педагог может учить, объяснять и рассказывать о добре, чистоте и нравственности, но, если он (она) срывается на учеников, закрывает глаза на факты буллинга в классе, разделяет учеников по материальному уровню и позволяет себе (бывает и такое) нецензурную брань – из ее уроков дети вынесут именно это. Личный пример педагога – «волшебная палочка» в нравственном воспитании.

2. Работа с родителями. Она не менее важна, чем пример. Потому, как (вернемся выше) основы воспитания лежат именно в семье. Научить семьи воспитывать, проводить беседы с родителями, приглашать на собрание школьного психолога, говорить о проблемах в классе, не бояться озвучить перед родителями сложную ситуацию. Многие педагоги, столкнувшись с конфликтами в классе, боятся говорить об этом с родителями, чтобы не дать усомниться в своей компетентности. Это ошибка. Родители имеют право и должны знать, что происходит с их детьми в школе (ведь здесь они проводят половину дня). Обсуждать, беседовать, учить родителей быть примером для детей – основное средство воспитания нравственности.

3. Чтение художественной литературы. В рамках школьной программы или нет – не важно. Важно, чтобы содержание книги отвечало поставленной задаче – воспитание высоконравственной личности. Долго думать над выбором литературы не придется – практически все произведения классиков, рекомендованных школьной программой, попадают под эти требования. Просто чтение без анализа будет неэффективным. Анализировать прочитанную литературу дети должны под руководством педагога. Здесь педагог должен быть очень внимателен. Часто в этом ошибаются сами педагоги, разделяя поведение героев на черное и белое. Узкое мышление приведет в будущем к конфликтным ситуациям.

4. Нужно учить детей видеть хорошие черты в характерах негативных героев, рассуждать с ними, почему они поступают плохо, что им не хватает, что нужно сделать, чтобы герой перестал так вести себя.

5. Учить детей осуждать поступок, а не человека, например: «Мальчик (герой книги) соврал маме. Он совершил плохой поступок, но это не значит, что он плохой. Он соврал потому, что боялся наказания, боялся ответственности. Но он хороший и любит маму. Вывод не может быть один. Здесь их несколько:

- нужно уметь нести ответственность за свои поступки;

- ложь рано или поздно откроется;

- чтобы человек не боялся сказать нам правду, нужно уметь эту правду принимать, слушать и прощать (здесь уже о маме).

В любой ситуации всегда имеется ответственность двух сторон. И этому тоже нужно учить детей.

5. Мероприятия по нравственному воспитанию. Такие мероприятия могут быть организованы как всей школой, так и классным руководителем на уроке и на внеклассной работе. Форма мероприятий может быть разной – классные часы, участия в акциях, конкурсы, смотры, экскурсии. Мероприятия, дающие максимальный воспитательный эффект – это те, где дети не просто слушатели, но участники. Встречи с ветеранами, участниками боевых действий, акции в помощь старикам, больным животным, акции в поддержку окружающей среды. Некоторые школы организовывают выезд в дома инвалидов. По этому поводу есть много мнений. Кто-то считает, что детей нужно ограждать от негативных эмоций, от переполнения чувством жалости. Но если взять позитивный опыт европейских стран, где дети-инвалиды учатся вместе со всеми детьми в обычных школах, то можно увидеть, что дети воспринимают «других» детей совершенно нормально, общество принимает инвалидов без предрассудков и «показывания пальцем» [25, с. 81].

Нравственное воспитание идет бок о бок с другими видами воспитания (патриотическое, экологическое, эстетическое, духовное и физическое), поэтому мероприятия чаще всего имеют интегрированный характер (участие детей в озеленении города, в параде Победы и так далее).

Таким образом, как уже было сказано выше, можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание в школе отмечается – это одно из наиважнейших средств для создания гармоничного общества в будущем. Такая работа должна вестись педагогами на протяжении всей образовательной деятельности и вне ее. Для осуществления образовательной деятельности по воспитанию нравственности, педагог, как правило, разрабатывает программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО).

2 ОСОБЕННОСТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Основные направления взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников

Забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства. Оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Первые уроки нравственности дети получают в семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители - пример ему» - это слова Песталоцци, которые не потеряли актуальности и сейчас.

Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, доброта, терпимость, честность, порядочность, умение сострадать другим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе – вот те главные ценности, которые закладываются в раннем детстве. К сожалению, на сегодняшний день воспитанию и развитию ребёнка в семье уделяется должное внимание далеко не всегда. Современные родители уже привыкли к личной безответственности, воспитывавшейся на протяжении последних десятилетий. В некоторых, так называемых «неблагополучных», семьях дети и вовсе предоставлены сами себе. Следовательно, важным составляющим звеном в воспитании, обучении и становлении личности ребёнка является школа.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Поэтому в своей работе педагоги должны ставить следующие цели:

- воспитание гражданско-патриотических чувств;

- содействие духовному возрождению нынешнего поколения путем приобщения к православным и народным традициям;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценного отношения к здоровью;

- воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде;

- приобщение к духовным ценностям через художественную литературу, изобразительное искусство, музыку [18, с. 100].

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых. Особое внимание должно уделяться работе с семьей.

Для воспитания нравственной и духовно богатой личности ребёнка очень важно правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

Современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в деятельности педагогов общеобразовательных школ занимает просветительская работа с родителями.

Для этого целесообразно использовать такие формы работы с родителями:

- индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда);

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр;

- экскурсии по родному краю;

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

- помощь родителей учителю в организации и подготовке праздников;

- план родительских собраний строится на вопросах и пожеланиях родителей [24, с. 85].

В результате такого взаимодействия семьи и школы у ребят повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется их культурный кругозор. Они приобретают возможность реализовать свои творческие способности, становятся более активными, участвуют в общешкольных мероприятиях, что способствует сплочению детского коллектива. Однако необходимо помнить, что духовность невозможно воспитать определённым количеством проведённых мероприятий. Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим и непрерывным.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом «не навреди» и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. Девизом работы педагогов в данном направлении должны являться многим известные слова: «Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук». Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.

2.2 Методические рекомендации по взаимодействию школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников

Под педагогическими условиями взаимодействия школы и родителей в духовно-нравственном воспитании учащихся необходимо понимать совокупность объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, предпосылок, процессов, средств, которые способствуют или препятствуют организации взаимных действий педагогов и родителей в приобщении растущего человека к духовным и нравственным ценностям и нормам поведения.

Поиск и научное осмысление педагогических условий нравственного воспитания младших школьников дают возможность выявить внешние и внутренние факторы, затрудняющие решение поставленных задач. В числе таких факторов ученые выделяют:

- отсутствие преемственности между сложившимися в российском обществе нравственными нормами и новыми ценностями, сформировавшимися в период демонтажа советской идеологии;

- падение общего уровня культуры и нравственности у населения, снижение функций семьи в воспитании детей;

- повышение доли молодых людей, приверженных антисоциальным привычкам: наркомании, токсикомании, алкоголизму;

- рост преступности среди молодежи; угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма [5, с. 5].

Кроме того, отрицательно влияют на формирование нравственного облика растущего человека в современной России ухудшение качества жизни большинства населения страны, снижение общего уровня образования и культуры, отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения в культуре, литературе, средствах массовой информации и сети Интернет, снижение уровня квалификации педагогов и качества нравственного воспитания в образовательных организациях [15, с. 71].

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к усвоению духовно-нравственных ценностей, стремятся соответствовать социально одобряемым нормам поведения и брать в этом отношении пример со своих родителей. Поэтому государство и научно-педагогическое сообщество уделяют особое внимание поиску и созданию оптимальных условий реализации идей духовно-нравственного воспитания в начальной школе. В государственных нормативных документах об образовании: в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года духовно-нравственное воспитание детей и молодежи рассматривается как стратегическое направление государственной политики в сфере образования. В названных документах предлагаются стратегии и способы вовлечения родителей в решение задач духовно-нравственного воспитания детей.

В работах современных отечественных исследователей большое значение придается выявлению и обоснованию условий духовно-нравственного воспитания детей на уровне образовательной организации [1, с. 60]. Например, известный специалист по вопросам дошкольного образования О.М. Потаповская в качестве педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации выделяет:

- создание единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия участников воспитательного процесса с опорой на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции;

- культурологическое обогащение предметно-пространственной среды развития ребенка;

- реализацию комплекса воспитательно-образовательных программ социокультурной направленности;

- реализацию идей духовно-нравственного воспитания в содержании всех разделов образовательных программ дошкольного образования, а также повышение квалификации воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка, научно-методическое сопровождение деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания [21, с. 34].

Е.Г. Замолоцких типологизирует педагогические условия эффективности совместной работы семьи и школы во всех направлениях деятельности по двум уровням [7, с. 16]. Первый уровень определяется в концепции исследователя как надшкольный и включает деятельность федеральных, или общенациональных, региональных и муниципальных организаций, которые реализуют совокупность организационно-педагогических условий эффективности совместной работы, семьи и школы. На втором уровне педагогические условия обеспечивают эффективность взаимодействия школы и семьи в отдельной образовательной организации в ходе образовательного процесса и включают совместную деятельность педагогов и родителей по повышению качества образования, вовлечение родителей в работу по созданию развивающей образовательной среды и определенного типа организационной культуры; совершенствование культуры межличностного общения педагогов и родителей и использование их взаимоотношений как примера для детей.

По аналогичным направлениям конструируется совместная деятельность школы и семьи в диссертационных исследованиях Т.В. Коваленко, Е.В. Коротаевой, И.В. Крупиной, М.Н. Недвецкой и др.

Сформулированные отечественными исследователями положения о совместной деятельности педагогов и родителей могут послужить основой для определения и обоснования педагогических условий взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников, поскольку, как свидетельствует проведенный анализ научной педагогической литературы, педагогические условия взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников системно недостаточно исследованы российскими учеными.

Основываясь на положениях, сформулированных в государственных нормативных документах об образовании, и идеях, обоснованных в концепциях отечественных исследователей, можно структурировать условия взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников по четырем уровням: государственный, или общенациональный, региональный, институциональный и личностный [18, с. 100]. Соответственно, представляется целесообразным кратко охарактеризовать каждый из названных уровней.

На государственном уровне важно разрабатывать финансовые и организационные механизмы для реализации положений о консолидации усилий семьи, общества и государства по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с духовно-нравственными ценностями, сложившимися в процессе культурного развития России; уточнять стратегии и способы взаимодействия школы и родителей в социализации и воспитании растущего человека, используя результаты научных исследований, проводимых в сфере воспитания; усилить в обществе атмосферу заинтересованности различных социальных, культурных, религиозных групп в повышении нравственного уровня населения с привлечением печатных периодических изданий, радио, телевидения, сети Интернет.

На региональном уровне следует продолжить уточнение стратегий реализации программ нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования как ориентира для образовательных организаций, усилив в них меры по повышению социального и материального статуса родительства, учету культурных и религиозных особенностей региона, объединению культурного и воспитательного потенциала общественных и религиозных организаций, учреждений социально-культурной деятельности, образовательных организаций, семьи, региональных СМИ в повышении качества семейного воспитания детей на основе традиционных и современных семейных духовно-нравственных ценностей в ходе реализации принципов диалога культур и единства в многообразии, разработки и применения технологий взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников.

На институциональном уровне определяются или уточняются педагогические условия по объединению усилий школы и семьи в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников с учетом особенностей конкретной образовательной организации, ближайшего социокультурного окружения детей, семейных традиций и ценностей. В число таких условий можно включить следующие:

- повышение уровня квалификации педагогов в сфере семейного и нравственного воспитания;

- просвещение и консультирование родителей по правовым и психолого-педагогическим аспектам семейного воспитания с ориентацией на задачи нравственного воспитания детей;

- популяризацию лучшего опыта нравственного воспитания детей в семьях;

- обновление содержания начального образования с учетом запросов родителей;

- разработку и реализацию технологий взаимодействия школы и семьи в приобщении школьников к нравственным ценностям, рассматривая семью в том числе как субъекта образования, обладающего определенной этнокультурной и конфессиональной идентичностью, а также вовлечение родителей в создание в образовательной организации поликультурной среды [15, с. 142].

Кроме того, педагогам важно использовать технологию мониторинга образовательных потребностей родителей с учетом их культурных, этнических, религиозных особенностей.

На личностном уровне педагогические условия взаимодействия педагогов и семьи в нравственном воспитании младших школьников должны быть направлены прежде всего на совершенствование культуры межличностного общения субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе родителей, в рамках гуманистической парадигмы образования. Основываясь на информации о культурных, этнических, религиозных особенностях семьи, педагог должен стремиться использовать эти особенности в духовно-нравственном воспитании ребенка как ресурс для его самообразования и самовоспитания с опорой на семейные культурные практики. В соответствии с ценностями гуманистической парадигмы образования взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено на укрепление и повышение авторитета семьи, создание атмосферы взаимного уважения. Важными педагогическими условиями на личностном уровне являются доверие к воспитательным возможностям родителей, оказание им помощи в решении задач, связанных с формированием -нравственной культуры как детей, так и семьи в целом; оптимистический настрой в решении воспитательных проблем, опора на положительные качества ребенка и позитивные стороны семейного воспитания; соблюдение педагогического такта по отношению к родителям. Необходимой предпосылкой успешного взаимодействия школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников является нацеленность педагога на овладение инновационными педагогическими технологиями в сфере семейного воспитания.

Как уже было сказано выше, главную роль в воспитании нравственных качеств играет, безусловно, семья. Уклад жизни, личный пример и семейные традиции способствуют отрицанию или развитию норм духовности, морали, добра и нравственности.

В качестве главной предпосылки формирования у учащихся составляющих моральных убеждений выступает сформированность нравственных качеств. Моральные чувства – оценки, запросы, отношения, направленность нравственного и духовного, развития личности, лишь тогда становящиеся элементов моральных убеждений личности, когда они выступают в качестве внутреннего стимула морального поведения. Потому в качестве одной из основных задач воспитательной работы в рамках начальной школы выступает воспитание мотивационной базы морального поведения.

Духовно-нравственным воспитанием учащихся должно обеспечиваться формирование системы нравственных ценностей, которые должны преобразоваться в часть характера человека на базе нравственных чувств. Усвоение их, в частности, нацелено на освоение общественно-ценностных принципов поведения, осознание их и принятие необходимого решения [2, с. 51].

Для младших школьников характерно несоответствие знаний, поведения и моральных норм. Речь идет о возрастной особенности ребенка, который только учится еще ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, сопоставлять собственные представления и действительность, реальные поступки, а также конкретное поведение. На базе морального поведения происходит формирование нравственных отношений детей.

Моральные привычки являются полезными для общества устойчивыми формами поведения, которые превращаются в потребность и осуществляются в любой ситуации и при любых условиях. Лишь посредством формирования привычек нравственного поведения, основой которых являются доступные для детей моральные чувства и нравственные понятия, возможно воспитание произвольного поведения детей, которое действует в любой жизненной ситуации. В качестве одной из основных составляющих морального воспитанности детей выступает развитие нравственного сознания. Формирование морального сознания младшего школьника станет в особенности противоречивым и сложным при присутствии разногласий взглядов школы и семьи.

Нравственная культура является усвоением личностью моральных принципов, норм, категорий и идеалов общества на уровне личных убеждений. Формирование нравственной культуры учащихся осуществляется в рамках самых разнообразных видов деятельности: трудовой, учебной, общественной, в особенности в таких видах ее, где учащимися осознается необходимость в оказании помощи младшим, слабым, больным и пожилым людям [18, с. 103].

Одним из самых эффективных направлений в формировании у младших школьников нравственных чувств могут быть интерактивные технологии.

Развитие области инновационных технологий, а также изменяющиеся запросы нынешнего общества вызывают возрастание значения интерактивных средств обучения (ИСО) и технологий для воспитания духовно-нравственных чувств у младших школьников. Анализируя современную образовательную практику, можно говорить о том, что на настоящий момент подавляющее большинство школ оснащено новым компьютерным оборудованием, представленным компьютерными классами, интерактивными досками, планшетами и другим [6, с. 472]. В учебных заведениях имеется доступ в сеть Интернет, но обеспечение школ техническими средствами в отсутствии обновления содержания, форм и методов обучения дает только слабо ощутимые результаты.

Понятие «интерактивности» в педагогике обладает двойственным значением: интерактивность в привычном воспитательном и учебном процессе описывается в качестве прямого взаимодействия субъектов процесса обучения в сфере осваиваемого знания. Ввиду информационных технологий и с применением ресурсов сети Интернет интерактивность принято рассматривать в качестве непрерывного диалогового взаимодействия пользователя и информационной системы в реальном времени, позволяющего учащимся, на свое усмотрению, контролировать ход обучения, производить отбор информации, изменять скорость освоения материала.

В контексте данной работы ИСО целесообразно как совокупность технических (компьютер, интерактивное оборудование) и дидактических (электронные образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет) средств, позволяющих активизировать формирование нравственных чувств обучающихся в младшей школе через взаимодействие участников образовательного процесса в ходе интерактивного диалога, реализуемого в электронном образовательном ресурсе.

При использовании ИСО в воспитательном процессе появляется возможность реализации таких видов воспитательно-учебной деятельности как регистрация, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых предметах, явлениях, процессах, передача большого объема информации, которая может быть представлена в различной форме, организация демонстраций, самостоятельных работ, возможность создания собственного продукта креативной деятельности [11, с. 17].

Грамотное использование ИСО на уроках позволяет лучше усвоить новый материал, закрепить изученное, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить полученные знания, провести их контроль. Использование ИСО на уроках позволяет дополнительно экономить время и включать в него новые виды деятельности (игровые), дополнительную информацию. Наиболее часто используются такие интерактивные средства обучения, как компьютер и интерактивная доска.

Поиск ответа на вопрос «Как учить и воспитывать?» – выводит на категорию методов воспитания. При использовании интерактивных методов необходимо заранее готовить необходимые задания и формулировать вопросы или темы для обсуждения в группах, давать консультации, контролировать время и порядок выполнения намеченного плана. Учащиеся должны работать с дополнительными источниками информации. Они также должны обращаться к социальному опыту, собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

На учебных и внеклассных мероприятиях, направленных на знакомства с характеристиками нравственной личности, предполагающих постепенное усвоение нравственных чувств и этического сознания, формирование нравственных суждений, можно применять различные интерактивные методы воспитания духовно-нравственных норм поведения у детей младшего школьного возраста, например: «Алфавит», «Смысловой ежик», «Четыре угла», «Мудрая сова», «Форум-театр» и др.

Таким образом, можно говорить о том, что в качестве важнейших рекомендаций учителям и родителям по эффективному управлению процессом нравственного развития младших школьников можно предложить следующие рекомендации:

1. Педагоги должны знать возрастные и психологические особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста; быть нравственно воспитанными и занимать устойчивую нравственную позицию в организации образовательного процесса; четко осознавать идеалы, которые он создает для детей и самому соответствовать этим идеалам.

2. Родителям необходимо всегда занимать устойчивую нравственную позицию в оценке моральных аспектов поведения ребенка, специально научить их пользоваться моральными критериями в оценке поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог исследованию, проведенному в рамках заявленной темы, можно сделать общий вывод о том, что взаимодействие семьи и школы является весьма важным и необходимым аспектом в том, что касается нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участником которого обязательно является образовательное учреждение. Именно школа призвана быть активным участником семейного воспитания школьников. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. «Учись добрым нравам смолоду, дурное на ум не пойдёт», - так гласит народная мудрость.

Под нравственным воспитанием понимается передача детям таких знаний, которые формируют их духовность и нравственность на основе традиций, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Проблема нравственного образования сегодня стоит в обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Соответственно, только деятельность семьи и образовательных учреждений в лице их педагогических коллективов сможет оказать необходимое воздействие на младших школьников с точки зрения воспитания у них нравственных устоев и правил.

Кроме того, можно говорить о том, что применение интерактивных технологий и методов является важным шагом на пути к воспитанию норм поведения, сдерживает неприязнь, дает возможность формировать развитую, коммуникативную личность, физически и морально здоровую, способную адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, позволяет развивать у подрастающего поколения способность увидеть конфликт и определить его причины, что, в свою очередь, положительно скажется на нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамова А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеучебной деятельности на основе системного подхода: дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 174 с.

2. Айрумян Г.С., Кучеренко Е.А., Плотникова В.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 51-53.

3. Бежевец Д.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков: дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 261 с.

4. Данилкина И.С., Кононова Е.Н. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // В сборнике: Наука и образование: векторы развития международная научно-практическая конференция. – 2017. – С. 42-43.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010. 23 с.

6. Жданова Л.У., Будаева Е.В., Филиппова В.В. Нравственное воспитание младших школьников как актуальная педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 471-473.

7. Замолоцких Е.Г. Семья и школа – социальные партнеры (исторический аспект) // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. №1. С. 14-20.

8. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1. С. 8–14.

9. Китикарь О.В. Педагогические условия формирования нравственных понятий в начальной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. №6. С. 45–52.

10. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2016. 27 с.

11. Комиссарова О.Ю., Хананеева Е.М. Духовно-нравственное воспитание как основа развития личности младшего школьника // В сборнике: Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС. – 2016. – С. 14-18.

12. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе: дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. 342 с.

13. Костылева Т.В. Взаимодействие семьи и школы в воспитании нравственных качеств младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4-2. С. 149-153.

14. Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения: дис. … д-ра пед. наук. М., 2001. 314 с.

15. Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / под ред. д-ра пед. наук И.В. Метлика. М., 2012. 264 с.

16. Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 41 с.

17. Немов Р.С. Психология: слов.-справ.: в 2 ч. Ч. 2. М., 2003. 352 с.

18. Николаева Т.Н., Атаманова Г.И. Духовно-нравственное развитие и воспитание, как основа формирования личности младшего школьника // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. – 2016. – С. 98-104.

19. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М., 2008. 352 с.

20. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004. 512 с.

21. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 27–50.

22. Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2015. 24 с.

23. Ражина И.Н. Педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №9. С. 64-74.

24. Русакова Т.Г. К проблеме духовно-нравственного воспитания младшего школьника: теоретические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 80–87.

25. Щекина О.А. Семья и школа: согласование ценностей воспитания // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. №1. С. 80-84.