Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И. И. Шишкина «Ручей»

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы «Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И.И. Шишкина «Ручей».

Объект исследования - описание репродукции картины И.И. Шишкина «Ручей».

Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения И.И. Шишкина «Ручей».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Выбирая тему для курсовой работы, мое внимание было привлечено картиной И. И. Шишкина «Ручей». Проанализировав эту картину и вникнув в характер исполнения И. И. Шишкина его произведений, я почерпну большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства. Ведь те знания что я подчерпнула при анализировании картины, могут помочь мне в дальнейшей профессии.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества И. И. Шишкина в контексте эпохи.

Иван Иванович Шишкин по праву считается одним из самых выдающихся русских художников-пейзажистов 19 века.

Фактически Шишкин дал начало оригинальной русской пейзажной живописи. Именно для этого направления присуще изображение русской природы со всем ее многообразием и насыщенностью красок. Шишкину удалось создать в своих полотнах образ русской земли.

Любимой темой Шишкина, которая раз за разом повторялась в его картинах была тема русского леса. Характерные для него чащобы, вековые деревья передаются через кисть художника с высочайшей живостью и точностью. 

Правда художник много работал за границей в лесах Германии, Франции, Италии, но он все равно беспрестанно искал места, которые напоминали ему его родную Елабугу. Произведения Шишкина дали новый толчок для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. 

Шишкин менее других художников был склонен к подражанию чужим полотнам, поэтому он сумел разработать свой собственный художественный стиль.

Для Ивана Ивановича характерны такие свойства, как простота, содержательность и выразительность образов. В пейзажной живописи это сводилось к изображению игры света и тени и поиску контрастов. Однако Шишкина привлекали самые простые сюжеты, в которых не было никакой драмы.

Этюдную работу Шишкин считал единственным источником познания художником всех тайн природы. "Великое значение имеет практика. Она одна только дает возможность художнику разобраться в той массе сырого материала, которую доставляет природа. Поэтому изучение природы необходимо для всякого художника, а для пейзажиста в особенности". [8]

Когда мы видим на картине резкую смену тени и света, произведение кажется нам выразительным. Но только не для художника. Он считал, что это отвлекает зрителя от истинной выразительности пейзажа. От той глубины и того покоя, которым пронизана сама природа. Ещё Шишкина называют художником полудня, так как он писал практически все свои картины в полуденное время.

Таким образом, он всю свою жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его и не навязывать свое индивидуальное восприятие. Шишкина называли «царем леса». И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Он умел его писать, улавливая мельчайшие нюансы света, тени и цвета. Это было подобно ювелирной работе. [9]

Ему, как никому другому, удавалось отображать через свои полотна красоту бесконечных лесов, бескрайние просторы полей и холод сурового края.

Живопись так сильно заполоняла все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом, работая над свои очередным шедевром. [10]

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.

Анализируя работы данного художника, можно сделать вывод о том какими материалами работал художник при написании этой картины (этюда).

Судя по текстуре краски, используемой художником, можно сделать вывод что картина выполнялась масляными красками и полусухой кистью предположительно щетиной. Работа написана разными по размеру мазками. За счёт той техники, в которой работал Шишкин работа не кажется плоской, а наоборот глубокой и таинственной.

Вывод по главе 1: Подводя итоги первой главы, можно сделать вывод, что данная глава познакомила меня ещё ближе с творчеством Ивана Ивановича Шишкина и его техникой исполнения в данной картине.

Проанализировав репродукцию данной картины, я попыталась предположить в какой технике работал мастер и какие он использовал краски и кисти.

В пейзажной живописи этого автора тема леса занимала одно из главенствующих мест, изображаемая им в разные промежутки времени. Данный художник имеет свой собственный стиль, который делает его отличным от других художников, которые писали в этом жанре живописи.

Узнав много новой информации о жизни и творчестве художника, мне удалось получить много новой и полезной информации. Надеюсь, они мне помогут мне при написании копии картины «Ручей».

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит.

Значение цвета в жизни человека огромно и многообразно. Колорит раскрывает перед нами всё богатство красок мира. С помощью цвета можно воздействовать на человека, определить его характер, вызвать определенный ряд эмоций.

Главной задачей пейзажа никогда не было просто изображение той или иной местности. Любой художник в своей картине стремится с помощью красок выразить свои эмоции и чувства, которые были вызваны видом, который открывается перед его глазами, Таким образом, каждое произведение стоит рассматривать не только с точки зрения его эстетической ценности, но также стоит обращать внимание на то, что автор заложил в свое произведение.

Также для того, чтобы более точно и правильно анализировать пейзаж, стоит для начала понять и прояснить, что из себя представляет данный жанр живописи. Пейзаж – это жанр, который подходит для передачи настроения и внутренних переживаний художника.

Далее стоит перейти к анализу одной из самых важных частей любой живописной работы – ее колорита. В живописи колорит является важнейшим элементом художественной формы, которая помогает раскрыть образное содержание произведений искусств.

Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства или дизайна, которые образуют эстетическое единство и выражают какую-либо чувство, состояние природы или человека. 

Проще говоря, колоритом картины называют общий цветовой тон картины. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира, его настроение. Он помогает художнику передать особое состояние, которое он испытывал в момент написания работы. Колорит может быть «холодным» или «тёплым», в данном случае он является «тёплым».

Многие известные художники предпочитали следовать определенному набору цветов, и, следуя этому предпочтению, по колориту можно было отличить одного художника от другого. Из этого следует, что колорит в картине отвечает за многое, в том числе и за то, какое впечатление она окажет на зрителя.

Иван Шишкин знаменит тем, что он мог с невероятной точностью изображать малейшие детали природы своего родного края, что заставляет зрителя рассматривать его произведения часами. Обычно автор создавал картины, рисуя их в основном с натуры. Он искал такие места, в которые он приходил изо дня в день и даже в один и тот же час, чтобы застичь почти одинаковое состояние природы и одинаковую освещённость.

Как было сказано ранее, картина Шишкина «Ручей» написана в жанре «пейзаж». Мягкие и тёплые глазу оттенки говорят нам о том, что на картине изображен солнечный летний день. Ручей очень реалистично прописан с легким отражением обрыва и окружающей его растительности. Помимо этого, можно сказать, что эта картина относится к открытому виду композиции. Обуславливается это тем, что данная картина не имеет каких-то четких рамок и границ.

Свет на картине выглядит очень естественно, что придает картине яркости. Благодаря естественному освещению некоторые детали кажутся будто подсвеченными. Каждый цвет в том или ином художественном произведении символизирует и как будто говорит о чём-то.

На представленной картине присутствует много разных оттенков зеленого цвета. Данный цвет символизирует некое спокойствие, умиротворенность, уравновешенность, молодость и радость жизни. С помощью этого цвета Шишкин в своих работах хотел передать всю ту гармонию, которая присутствует в природе, особенно в той, которая была не тронута человеком.

Данное произведение выполнено на горизонтальном формате. В этой картине преобладают предпочтительно глубокие зелёные и песочно-розовые оттенки. Данные цвета органично сочетаются между собой и создают определенную целостность в анализируемой картине.

Рассматривая данную работу, можно предположить, что данный ручей зарос и представляет из себя нечто похожее на болото. В своей картине «Ручей» художник смог с высокой точностью передать эффект отражения в воде обрыва. Это в очередной раз доказывает то, что Иван Шишкин являлся настоящим гением в своем творчестве (см. рис. 2.1).

Рисунок 2.1. Репродукция картины «Ручей».

Для того, чтобы больше понять общий колорит картины, стоит взять из работы основные цвета и составить из них палитру. Так можно будет более внимательно рассмотреть тональную организацию данного произведения.

На рисунке 2.2 изображена палитра основных цветов, которые были использованы в картине (см. рис 2.2). Цвета в данной палитре изображены от самого светлого до самого темного, если рассматривать их в ахроматическом варианте. Можно отметить, что все цвета в данной палитре имеют теплый оттенок.

Если говорить про теплые оттенки, то можно отметить, что к ним чаще всего относятся те цвета, которые ассоциируются с огнем, солнцем. Как пример можно назвать красный, оранжевый, желтый и охристые цвета.

Несомненно, теплых оттенков намного больше, чем здесь было перечислено, но данные цвета, чаще всего, первыми приходят на ум, когда дело заходит о теплых оттенках.

Рисунок 2.2. Основные цвета картины (палитра).

Некоторые используют термин «цветовой акцент» или цветовое пятно. Он означает один яркий цвет, сосредоточенный в небольшой области картины и привлекающий внимание за счет контраста с окружающими его тусклыми, приглушенными или, по крайней мере, однородными цветами. Существует определенное пропорциональное соотношение площадей пятен, необходимое для достижения целостности и единства цветового впечатления при одинаковой насыщенности и светлоте.

На рисунке 2.3 при помощи программы Paint, было сделано обобщение исследуемой картины, то есть было создано ее упрощенное графическое изображение. (см. рис. 2.3) Данное действие помогает нам понять какие основные цвета и цветовые пятна были использованы художником при работе. Представленное живописное произведение можно разделить на несколько основных цветовых пятен:

-Глубокий зеленый дальний и передний план;

-Песочно-розовый обрыв

-Травяной зелёный на выступах обрыва и в отражении воды

Рисунок 2.3. Графическая копия картины и основные цветовые пятна.

В ходе исследования, было обнаружено, что у Шишкина, существуют картины с похожими названиями и колоритом. Это картины «Ручей в лесу» и «Обрыв». Начать сравнительный анализ стоит с работы под названием «Обрыв», так как она наиболее схожа по колориту с картиной «Ручей».

На рисунке 2.4 представлена картина «Обрыв». Внизу обрыва изображена водная гладь. В отличие от картины «Ручей», на данной работе вода не выглядит болотистой и вполне похожа на чистый водоем. Стоит предположить, что представленный овраг спускается к ручью или реке.

На дне обрыва укоренились молодые деревья, которые вопреки всему растут и зеленеют. «Обрыв» он писал явно в ясный летний день также, как и картину «Ручей», однако, несмотря на это, картина «Обрыв» выгляди более светлой и освещенной солнцем. Стоит предположить, что местность, в которой художник писал работу «Ручей» более лесистая и заполненная деревьями. Также стоит отметить, что в сравниваемом произведении тоже присутствуют теплые оттенки.

Данное произведение может показаться очень похожим на картину «Ручей» наличием обрыва и общего цветового колорита.

Рисунок 2.4 Картина «Обрыв».

Рисунок. 2.5 Картина «Ручей в лесу».

Следующая картина, с которой хотелось бы сравнить произведение «Ручей», это работа под названием «Ручей в лесу» (см. рис. 2.5). Самая первая схожесть, которая бросается в глаза, это почти что идентичные названия.

Перед нами предстает сосновый бор, по которому течет ручей. На обоих картинах присутствует ручей. Как говорилось ранее, Шишкин любит изображать природу во всех ее проявлениях, особенно ручьи.

Естественно, как и на картине «Ручей», он является главным на этой картине и занимает центральное место в композиции. Каждый его поворот и игра со светом прорисована с максимальной точностью. Стоит так же обратить внимание на то, с какой точностью прорисована каждая веточка, каждая травинка.

Шишкин писал свои художественные произведения без устали, работая над несколькими произведениями одновременно. Художник для каждого времени суток выбирает подходящий план, который предельно выгодно смотрится при конкретном освещении.

Данное произведение удивительно обыгрывает игру света и тени. Несмотря на то, что ручей и лес изображены в тени на переднем плане полотна, на дальнем плане, они полностью озарены ярким солнечным светом.

Главным различием в картинах является именно освещение. Работа «Ручей в лесу» озарена ярким солнечным свето и можно предположить, что в тот момент, когда автор писал свою картину, было раннее летнее утро. На фоне данного живописного произведения, картина «Ручей» выглядит достаточно темной и в какой-то степени мрачной.

Также, как и произведение «Обрыв», картина «Ручей в лесу» имеет вертикальный формат, что отличает ее от исследуемой картины «Ручей».

Подводя итог анализа, можно сказать, что все три работы имеют определенную схожесть и тенденцию. Они изображают лес и какие-либо водные объекты. Это подчеркивает то, что художник любил свое дело и рисовал то, что ему действительно нравится.

2.2 Анализ сюжета и композиции

Теперь стоит перейти к сюжету картины. Он является важной частью картины и композиции. Для начала стоит отметить, что такое сюжет. Сюжет – это конкретное выражение темы, художественное воплощение какой-либо события или явления. В каждой картине присутствует сюжет, даже если на первый взгляд кажется, что его и вовсе нет. Сюжет не обязательно должен быть сложным и запутанным. Он может быть и весьма прост.

На данной представленной картине как раз сюжет не несет в себе особую смысловую нагрузку. Все в этом этюде выглядит довольно просто. Однако простота данной работы не портит ее. Этот этюд не выглядит скучным и неинтересным.

Далее стоит указать одну немало важную деталь, а именно фрагмент с ручьем, в котором присутствует голубой оттенок (см. рис. 2.6). Данный цвет был добавлен в этот фрагмент не случайно. Он показывает то, что этим добавлением голубого оттенка художник хотел передать отражающееся в воде небо.

Рисунок 2.6. Фрагмент ручья с голубым оттенком.

Также на рисунке 2.7 и 2.8 показаны фрагменты обрыва и ручья в которых присутствуют незначительные оттенки красного. (см. рис. 2.7 и рис. 2.8). Можно только предполагать, что изобразил автор, возможно это были какие-то растения или цветы.

Рисунок 2.7. Фрагмент обрыва.

Рисунок 1.8. Фрагмент растительности в воде.

Следующим шагом в анализе картины будет исследование ее композиционного устройства. Существует огромное множество типов композиции, исходя из того, как устроены объекты на картине и что они из себя представляют.

Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Чувство восторга от произведения вызывается внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства: формат холста, точка зрения, высота горизонта, характер освещения, место композиционного центра и т. д. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины. [13]

В данном случае композиция относится к смешанному виду (открытая и статичная). Открытость проявляется в том, что зритель в ходе исследования и рассмотрения картины, может представить путем логического мышления, как работы может продолжаться за пределами холста. Можно предположить, исходя из того, что изображено на картине, что за границей находится такой же густой и темный лес.

Статичность композиции проявляется главным образом в атмосфере и обстановке. Кажется, будто в этом лесу нет даже никаких птиц и животных. Там царит полное спокойствие и умиротворение. Также статичность проявляется в самом ручье, который, как кажется зрителю, застыл на месте и не течет. Он представляет из себя что-то на подобии болота.

Также стоит сказать, что композиционным центром на представленной картине является ручей. Он сразу приковывает к себе взгляд зрителя. Можно отметить, что на данной работе нет такого понятия как линия горизонта.

Для более детального разбора и анализа картины, стоит отдельно исследовать ее дальний и передний план. На дальнем плане картины изображен тёмный глубокий лес. Можно заметить, что лес прописан не так детально, как сам ручей и обрыв. Средний план картины занимает в основном песчаный обрыв, и на переднем плане изображен непосредственно сам ручей. Картина названа «Ручей» потому, что главным объектом на работе является именно он. В своем творчестве художник часто изображал ручьи, у него была особая любовь к их изображению.

Самым распространенным средством выделения и усиления выразительности картины является контраст. Контраст придает композиции некую эмоциональность, необычность и подразумевает, что будут два или более элементов, которые смогут усилить звучание друг друга.

Контраст представляет собой резкое противопоставление характеристик например:

-тёплое-холодное,

-светло-тёмное

-плоское-рельефное и тому подобное.

Благодаря контрасту в произведениях можно избежать однообразия в художественных решениях. При более детальном рассмотрении можно заметить, что присутствует симультанный контраст. Симультанный контраст в живописи является довольно распространенным явлением.

Симультанный контраст – это воображение несуществующего оттенка, которое одновременно порождается при зрительном контакте с каким-либо цветом. В этот момент мозг человека требует того, что лежит в основе гармонии красок. Это дополнительные цвета, и именно они предстают пред глазами человека.[14]

Следует понимать, что симультанный контраст влияет не только на яркостное, но и на цветовое восприятие.
Направление влияния - то же самое: сознание стремится отделить объект от фона. Как результат, изображение на тёплом фоне будет восприниматься нами более холодным, чем на нейтральном.
И наоборот, в случае холодного фона, изображение "потеплеет". [16]

Ведь художнику важно знать, при как и при каких условиях возникает симультанный контраст и как их можно избежать. Существует огромное количество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны.

Рисунок 2.9. Симультанный контраст [15]

Рисунок 2.10. Фрагмент симультанного контраста между водой и берегом

2.3 Цветовая и тональная организация

Все произведения живописи и многих других видов искусства строятся на основе цветовой организации.

Основу колорита составляют световые и цветовые отношения. Их часто называют также тональными, так как тон заключает в себе отношения цвета и света. Можно утверждать, что в живописи всё строится на отношениях, которые определяют такие качества живописного произведения, как общий цветовой тон и гармония цветовых пятен. Светотеневые отношения определяют и целостность восприятия натуры.

Тональные отношения прежде всего свидетельствует взаимодействие света и цвета в натуре, независимо от того, пишет ли мастер непосредственно с натуры или пишет по своему воображению.

Работа художника над цветовыми отношениями состоит преимущественно в том, чтобы увидеть и показать действие и взаимодействие рефлексов.

Цветовые и тоновые отношения в картине подчиняются определенным закономерностям, которые выражают закономерности реальной действительности.

Дальний и передний план картины выполнены темными оттенками зелёного с примесью коричневого и охры, что позволяет создает ощущение глубины картины.

Вывод по главе 2: Данная глава является самой информативной и сложной. Ведь анализ художественных произведений — это не такая уж и простая задача. Перед человеком, который никогда не производил подобного анализа стоит трудная задача описать все то, что есть на произведении, не упуская никаких мельчайших подробностей.

Чтобы анализировать художественные произведения надо обладать высокой степенью внимательности и ответственно отнестись к данному процессу анализирования. Ведь в любом живописном произведении главную роль играет непосредственно цвет и композиция.

В заключении можно добавить, что каждый художник должен уметь работать с цветом, создавать неповторимый колорит и вызывать определенные эмоции у смотрящего.

Во второй главе был проведен проведён анализ живописного произведения с точки зрения колорита и цвето-тоновой организации.

Исходя из всего того что описано во второй главе можно сделать вывод что, картина «Ручей» обладает высокой степенью реализма и не очень богатой цветовой палитрой и является, скорее поисковым эскизом, в котором изучаются технические аспекты живописи воды, леса и других составляющих природы, которые впоследствии будут использованы в более значительных художественных произведениях автора.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

Если мы стремимся полностью проникнуть в саму глубь произведения художника и чему-то научиться у него, а не просто скопировать данный сюжет и приблизительную цветовую гамму картины, придется изрядно потрудиться.

Также при копировании необходимо убедиться, что на распечатке или на фотографии цветопередача максимально соответствуют оригиналу картины. Но нужно иметь в виду что избежать искажений изображения полностью не удастся. Также стоить определить основные принципы работы художника, и пользоваться именно той манерой исполнения и теми материалами, какие использовал он, иначе научиться чему-либо будет довольно трудно. Также не следует забывать о правильном освещении и об организации рабочего места.

Самым действенным и простым способом копирования является определение соотношения частей путём сравнения одного с другим и распределение частей рисунка относительно друг друга на глаз. Одновременно с этим развивается глазомер, чувство соразмерности и формата. Работа с цветом в процессе копирования расширяет палитру художника, помогает нам видеть и смешивать большое количество новых оттенков и цветовых нюансов, а также даёт ощущение колористического единства.

Чтобы узнать какого размера будет наша картина нам надо было узнать размер оригинала картины и при помощи небольших расчетов выяснить то, что у нас будет изображено в итоге на нашем холсте формата А1.

Далее была произведена разметка по ранее вычисленным размерам картины. Получившийся прямоугольник нам пришлось разбить на более мелкие прямоугольники для удобства написания копии картины. Равно как и холст, нам надо было разметить эти же прямоугольники, но только на распечатанной версии картины формата А4. (см. ПРИЛ.2, рис.1).

Это сделано для того, чтобы при переносе изображения на холст мы не упустили важные детали картины, и с тем, чтобы копия картины была

максимально похожа на оригинальное произведение.

После данных манипуляций следующим шагом к созданию копии картины является перенос картины на поверхность холста. (см. ПРИЛ.2, рис.2). Затем надо было обвести контуры картины.

Минуя предыдущие шаги, приступаем непосредственно к рисованию самой картины. В оригинале картина была написана маслом, но при копировании, мной использовалась гуашь.

При копировании надо тщательно, стараясь не упустить важные детали, вглядываться в оригинал картины и понять какую технику использовал автор. Далее надо попытаться повторить характер мазка, его направление и размер, а также колорит картины и правильное расположение объектов.

Копию картины я начала писать с углов, чтобы распределить основные цвета картины. (см. ПРИЛ.2, рис.3) Далее я приступила к тщательной проработке дальнего плана. Для того чтобы его написать мне пришлось смешать множество оттенков зелёного. После я приступила к написанию обрыва и берега, который располагается вдоль ручья. Для того чтобы получить нужный оттенок песчано-розового цвета, надо смешать охру и белый цвет, с небольшим добавлением красного. Причем нужно смешать довольно много белого цвета, чтобы добиться правильных оттенков. Для написания берега использовались те же цвета что и при написании обрыва, но с добавлением серых и кирпичных оттенков. Чтобы передать текстуру обрыва и берега мне пришлось использовать полусухую кисть- щетину, тем самых создавая некую шероховатость картины. (см. ПРИЛ.2, рис.4)

После прорисовки обрыва и берега я приступила к написанию водной глади. Для меня это было немного сложно, особенно повторить технику, в которой писал автор. Чтобы написать ручей я использовала синтетическую кисть, так как, отражение в воде выглядит размытым и не чётким.

После были прорисованы некоторые мелкие детали такие как: мелкие кустики, расположенные на обрыве, а также трава, которая виднеется на водной глади.

В итоге мне удалось написать копию картины, но есть одно, но. При написании картины мной была использована распечатанная цветная репродукция картины, но в конце копирования работы я решила посмотреть эту картину на компьютере и обнаружила что в оригинале работа выглядит несколько теплее, чем моя и уже было поздно что-то исправлять. (см. ПРИЛ. 1)

Для меня это был первый раз, когда я рисовала картину такого масштаба. Нельзя не сказать то, что повторить в точности технику автора достаточно проблематично.

В общей сложности на данную работу у меня ушло примерно 12 часов, из них 6 часов работа писалась на парах, и столько же, но уже непосредственно дома.

Список использованных материалов при копировании:

- Торшон формата А1;

- Гуашь «Сонет»;

- Кисти синтетика №6, №16;

- Кисть щетина №10, №16;

- Цветная распечатка картины на формате А4;

- Палитра;

- Малярный скотч.

Вывод по главе 3: В ходе выполнения копирования картины, мне стало понятно, что это не такая уж и простая задача. Опытным путем я выяснила что в копировании картины нужны: внимательность и очень-очень много терпения. Копирование картины мне пришлось по душе, хотя сам процесс оказался довольно выматывающим. Стараясь повторить каждый мазок, каждый раз поражалась как с такой точностью Шишкин изображал природу в своих картинах.

Польза копирования произведений искусства очень очевидна. Различие в способах и приёмах копирования велика. Ведь мастера в прошлом также проходили эти этапы обучения рисования и выработки собственного стиля. Не зная прошлого довольно сложно придумать что-то новое, ведь уже всё придумали за нас, поэтому создавая будущую картину стоит обращаться к опыту знаменитых мастеров прошлого, копировать их произведения, отслеживать их манеру исполнения и способ их мышления.

Исходя из проделанной работы, можно сказать, что моя работа выполнена неплохо, но имеет некоторые неточности. Главной ошибкой копии картины является неточный общий колорит картины, у меня он вышел более нейтральным, а не как на репродукции- тёплым. Это связано с тем, что цветовая палитра гуаши немного ограничена и не совсем дает на желаемый результат.

Но я могу сказать с написанием копии картины я столкнулась впервые. Для меня это был незабываемый опыт работы. Ведь повторить технику, текстуру и характер мазков — это довольно непростая задача, особенно учитывая тот факт, что оригинал картины был написан маслом, а не как в нашем случае гуашью.

Заключение

Анализ картины — это не такое уж и простое занятие, как думают многие. Умение анализировать и оперировать понятиями нужно для того, чтобы понимать, как проводить исследование того или иного художественного произведения. Во время произведенного мной анализа, я столкнулась с новыми для себя понятиями, касающимися исследования картин, которыми я могу теперь пользоваться в повседневной жизни.

В моей жизни это был первый опыт написания такой объемной картины. Могу сказать, что анализирование живописного художественного произведения не такая уж и лёгкая задача как может показаться на первый взгляд. Мне понравилась эта работа, несмотря на трудности, возникающие по ходу работы.

Самым сложным в анализе было то, что я не совсем понимала, как это делать и с чего начинать, ведь до этого я не писала подобных работ. Самым сложным в данной работе оказалось копирование картины. Я максимально старалась передать технику, в которой работал художник, надеюсь у меня это получилось. Письменная часть работы тоже оказалась в какой-то степени сложной.

В письменной части курсовой работы для меня самой трудной оказалась вторая глава. Ведь она должна быть самой информативной из всех трёх глав, поэтому я попыталась её наполнить максимальным количеством информации.

Самой простой на мой взгляд оказалась третья глава, потому что описать последовательно то, что ты делал не так уж и сложно.

При написании курсовой работы мне также помог такой предмет как колористика и цветоведение. Благодаря этому предмету я смогла проанализировать данную работу.

После проделанной курсовой работы, я получила большой опыт, который пригодится мне в работе над следующими КР и ВКР.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  5. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
  6. Шевелина, Н. Ю. Графическая и цветовая композиция. Пропедевтика: практикум. / Н. Ю. Шевелина. – Екатеринбург: Архитектон, 2015 – 33с. http://biblioclub.ru/
  7. Коллекция: мировая художественная культура. Российский образовательный портал [электронный ресурс] – URL: http://artclassic.edu.ru
  8. Иван Иванович Шишкин- [Электронный ресурс]. - URL:http://i-shishkin.ru/ (дата обращения- 14. 11. 19 г.)
  9. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.art-paysage.ru/ (дата обращения- 14.11.19 г.)
  10. Культурология. РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://kulturologia.ru/ (дата обращения- 14.11.19 г.)
  11. Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. Библиотека материалов [Электронный ресурс].- URL:https://infourok.ru/kolorit-kak-sredstvo-obraznogo-virazheniya-v-peyzazhe-2921719.html (дата обращения 4.12.19 г.)
  12. Мастер красок [Электронный ресурс].-URL:https://masterkrasok.ru/posts/drawing/chto-takoe-kolorit (дата обращения 8.12.19 г.)
  13. Оформитель [Электронный ресурс] - https://oformitelblok.ru/kompozitsiya-kartiny.html (дата обращения 14.12.19)
  14. FB [Электронный ресурс].- URL:https://fb.ru/article/361582/simultannyiy-kontrast-sut-i-proyavlenie (дата обращения 14.12.19.)
  15. Искусство цвета. Йоханнес Иттен [Электронный ресурс]. – URL: https://colorscheme.ru/art-of-color/simultaneous.html (дата обращения 14.12.19.)
  16. Livejournal [Электронный ресурс]. - URL:https://awo-onyshchenko.livejournal.com/22600.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Иван Иванович Шишкин «Ручей», репродукция.

Приложение 2.

Последовательность выполнения графической части КР

Рис.1. Предварительная разметка картины.

Рис.2. Набросок картины карандашом.

Рис.3. Распределение основных цветов по углам.

Рис.4. Прорисовка дальнего плана и обрыва.

Приложение 3.

Копия с репродукции картины И. И. Шишкин «Ручей».

Список используемых терминов

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета — качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Приложение 5.

Справка об антиплагиате