Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Коммуникационные средства и виды невербального общения.

Содержание:

Введение

Понятие «коммуникация» означает процесс передачи информации. К коммуникациям относят переговоры, межличностное, массовое, групповое общение и т. д. Коммуникация может быть вербальной и невербальной. Вербальная коммуникация это словесное взаимодействие сторон, осуществляется с помощью символов, знаковых систем, главный среди которых язык. Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических явлений [1].

Невербалика включает в себя всевозможные жесты, мимику, взгляды, телесный контакт, внешний вид и многое, многое другое. Невербальные сигналы играют огромную роль в общении. Они дают дополнительную информацию к вербальному общению. Невербальные сигналы человека показывают психическое состояние собеседника, его отношение к участникам переговоров и теме дискуссии, различные желания, невыражаемые словами. Принято даже считать, что язык телодвижений более правдив, чем словесный язык. Это говорит о том, что люди научились говорить на какие-то шаблонные темы, соблюдая определенный контроль, а в каких-либо ситуациях прибегать ко лжи, используя для этого имеющиеся в запасе слова. Невербальная информация не посылается преднамеренно.

Она практически всегда неосознанна и воспринимается на подсознательном уровне человека. 1

Первоначально, невербальные средства общения являлись реакцией человека в ситуациях защиты, нападения, сосредоточения т. п. Поведение человека в каких-либо ситуациях в основном заучено им на протяжении всей жизни. Невербальные средства - это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений, мимика, жесты, интонация голоса, осанка, поза, походка человека [2].

Невербальные коды либо дополняют информацию и выражают эмоции собеседников, либо заменяют речь. Жесты человека являются некой утечкой информации, поскольку люди в основном никогда не задумываются над своими движениями во время переговоров и в ситуации, когда их мысли и слова не совпадают, глаза и жесты это выдают. Австралийский специалист А. Пиз говорит о том, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55%.

На самом деле, невербальная коммуникация передает намного больше информации, чем вербальная [3]. Проблема невербальных коммуникаций очень актуальна в наше время. Очень важно знать все виды, средства, способы передачи невербальной информации и знать ее значение. Изученность этого вопроса поможет человеку контролировать свои невербальные жесты и стать приятным собеседником.

Целью данной работы является изучение особенностей всех способов передачи невербальной информации, определение ее значения.

Задачи работы:

- изучить виды невербального общения;

- проанализировать научно-теоретический материал по теме невербальных коммуникаций;

- описать формы и виды невербального общения.

Объектом исследования являются средства невербального общения. Предметом исследования являются отношения, возникающие между субъектами в процессе невербального общения.

Глава 1. Общие сведения о невербальной коммуникации.

1.1 Понятие и функции невербального общения.

Невербальное общение - общение посредством неречевых знаковых систем [4]. Общение с помощью языка тела ведется в течение тысячелетий, но предметом исследований стало недавно. В конце XX в возникла новейшая научная дисциплина, появились специалисты по невербальному общению. Предметом изучения является поведение людей в различных условиях. Знание специфики такого поведения дает нам информация о собеседнике, а также мы можем изучать самих себя. Детальное изучение методов невербального общения началось в 60-е годы XX века.

В тех случаях, когда информация, которая передается словами, не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. д., то большего доверия заслуживает информация невербальная, становится очевидным, что человек лжет, или что-то недоговаривает и т. п. Владея знаниями о функциях невербального языка, мы сможем контролировать свои невербальные жесты и стать приятным собеседником. Это очень важно так, как «язык тела» выражает наше подсознание, и люди доверяют больше невербальным средствам, нежели вербальным. Присматриваясь, к невербальным знакам, мы сможем увидеть то, чего собеседник нам не выразил словесно. Функции невербального общения:

1. Дублирование речи и подкрепление ее доказательствами в виде эмоций. Когда мы жалеем человека, мы его можем обнять, погладить.

2. Регуляция межличностных отношений.

3. Жесты, мимику, позы очень часто невозможно контролировать, тем самым они и выдают истинное лицо человека. Если человек что-то неимоверно красиво рассказывает, его невербальные жесты могут показывать совсем другое.

4. Невербальные сигналы часто заменяют речь (кивок головой как знак согласия, пожимание плечами как сомнение в чем-либо, мах рукой для призыва и т.д.). На самом деле, функции невербальной коммуникации можно еще долго перечислять, так как их великое множество. А указанные выше, только главные из них.

Виды невербального общения

Его составляют: - голос, песня; - внешний вид, одежда, поза; - (например качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги); - аплодисменты; - прикосновения; - рукопожатие; - объятия; - поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличность, агрессивность; - мимика - подражание поведению; - личное пространство выражения лица, улыбка, взгляд; - движения; - танец, походка; - жесты; - кивок и мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей, имитация некоторого поведения; - флирт.

Таблица 1 - Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний.

Части и элементы

Мимические признаки эмоциональных состояний

лица

Гнев

Презрение

Отвращение

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза расширены или прищурены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови приподняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз в сторону. Такие движения могут иметь разные значения:

1) Стремление обратить на себя внимание:

Мальчишка был необыкновенно кудряв и как-то особенно шевелил своими выцветшими бровями.

2) Выражение удивление, недоумение:

Его глаза были полны жадного внимания, и брови удивленно приподнимались все выше и выше.

3) Мимика, сопровождающая вопрос:

- Мам, я сегодня к обеду не приду. (Мать вопросительно подняла брови.) - Мы с Петькой договорились после уроков к нему поехать.

4) Выражение недовольства, неодобрительного отношения к чему - либо:

-Ну, что ему надо, - подумал Мишка и нахмурился.

Губы человека особенно экспрессивны. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями означает превосходство. Губы можно выпячивать, выставлять, оттопыривать, выражая соответствующие эмоции.

1.2. Роль невербальных средств общения для современности.

Существует множество факторов, которые значительно влияют на невербальное общение:

1. Национальная принадлежность. (Например, один и тот же жест может означать совершенно разное у разных народов. В любой стране своя система невербальных знаков. Перед встречей с иностранным партнером необходимо ознакомиться с особенностями этикета его страны).

2. Состояние здоровья. (Если человек участвует в коммуникации в болезненном состоянии, то его жесты обычно вялые, может меняться голос, взгляд. Но есть болезни, которые приводят к эмоциональной возбужденности. Поэтому, не надо делать поспешных выводов, а нужно внимательнее присмотреться к партнеру).

3. Профессия человека. (У человека определенных профессий, а особенно, творческих, могут быть профессиональные особенности невербального выражения эмоций).

4. Уровень культуры. (Это заметным образом влияет на состав жестов, на представления об этикете, прививаемом воспитанием).

5. Статус человека. (Имеется в виду, что чем выше должность человека, тем меньше он будет использовать жесты, он будет гораздо больше оперировать словами).

6. Принадлежность к группе. (Групповые традиции, нормы, возраст участников могут существенно модифицировать пантомимику члена группы).

7. Актерские способности человека. (Многие люди умеют успешно оперировать не только словами, но и умело контролируют свои жесты).

8. Возраст. (Возрастной фактор очень часто играет такую же роль, что и статус. Многие жесты изменяются в связи с возрастом, одно и то же состояние в разном возрасте может выражаться разными жестами).

9. Сочетание компонентов пантомимики. (Практически всегда состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимиʹки и мимикʹи, и эти эʹлементы доʹлжны быть в соʹгласии, гоʹворить об оʹдном и том же, в протʹивном случʹае нарушаетсʹя впечатлеʹние искренʹности.

То же самое относится и к согласованию слов и жестов, жесты точнее отражают отношение человека, нежели слова).

10.Возможʹность предъʹявить и восʹпринять неʹвербальные среʹдства общеʹния. (Физичесʹкая преграʹда между собесеʹдниками затруʹдняет полноʹценное восприятие, соотʹветственно, соʹлгать легче по теʹлефону, не вʹидя партнерʹа, и не дуʹмая о том, что мʹимика и паʹнтомимика вʹыдаст) [5].

В настоящее вреʹмя большое вʹнимание удеʹляется пробʹлеме общенʹия в профессʹиональной деʹятельности. Оʹдним из асʹпектов данʹной проблеʹмы являетсʹя изучение неʹвербального коʹмпонента. Псʹихологами устʹановлено, что в проʹцессе взаиʹмодействия лʹюдей основʹная часть коʹммуникации осуʹществляетсʹя за счет неʹвербальных среʹдств выражеʹния, и толʹько малая чʹасть инфорʹмации переʹдается с поʹмощью вербʹальных. Этʹи данные зʹаставляют зʹадуматься нʹад значениеʹм “невербаʹлики” для псʹихологии обʹщения и взʹаимопонимаʹния людей, зʹаставляют обрʹатить особое вʹнимание на зʹначение жестоʹв и мимики чеʹловека, а тʹакже порожʹдают желанʹие овладетʹь искусствоʹм толкованʹия этого особоʹго языка теʹлодвижений [6].

Невербальные среʹдства коммуʹникации моʹгут передаʹвать огромʹную информʹацию. Главʹная роль неʹвербальной коʹммуникации зʹаключается в поʹлучении саʹмой различʹной информʹации о челоʹвеке. Подобʹную информʹацию мы моʹжем получитʹь через жестʹы, интонацʹии, мимику, посʹкольку они сʹпособны вырʹазить и корреʹктно интерʹпретироватʹь душевную эʹнергию челоʹвека, состоʹяние симптоʹмы и движеʹния. Особеʹнности невербʹальной комʹмуникации зʹаключаются в иʹх зависимостʹи от ситуаʹции, так кʹак позволяʹют хорошо поʹнять состоʹяние всех учʹастников коʹммуникации в реʹальном вреʹмени. Но, неʹвозможно поʹлучить инфорʹмацию о преʹдметах или лʹицах, отсутстʹвующих в дʹанный момеʹнт или вовсе не суʹществующих. Неʹвербальная коʹммуникация сʹпонтанна и неʹпроизвольнʹа.

Она практичесʹки не поддʹается контроʹлю, поэтому тʹак просто вʹыявить истʹину при вербʹальном общеʹнии. Невербʹальные среʹдства общеʹния усваивʹаются тольʹко в естестʹвенных услоʹвиях при нʹаблюдении, поʹдражании иʹли копировʹании. Они моʹгут быть вроʹжденными иʹли приобретеʹнными при соʹциальном рʹазвитии чеʹловека, биоʹлогическимʹи, социальʹными.

Зная различʹные виды неʹвербальной коʹммуникации, моʹжно лучше поʹнять способʹы их выражеʹния, так кʹак коммуниʹкация невербʹального тиʹпа осуществляется всеʹми органамʹи чувств, из которʹых и формируетсʹя коммуникʹативный каʹнал. Невербʹальные кодʹы могут соʹвершенно оʹдновременно переʹдавать разʹные сообщеʹния с помоʹщью лица, теʹла, голоса. Оʹни очень чʹасто возниʹкают спонтʹанно и вызʹывают автоʹматический отʹвет без разʹмышления. Неʹкоторые неʹвербальные коʹды, опредеʹленные генетʹикой, имеют уʹниверсальнʹый характер.

В целом, роʹль невербаʹльной коммуʹникации заʹключена в возʹможности прʹавильно орʹганизовыватʹь взаимодеʹйствие с чеʹловеком, в сʹлучае, как деʹловых переʹговоров, тʹак и в случʹае каждоднеʹвной практʹики общениʹя. Такая коʹммуникация позʹволяет с леʹгкостью улоʹвить сигнаʹлы тревоги иʹли же раздрʹажения собесеʹдника по неʹвербальному сʹмыслу, не доʹпуская вербʹального вырʹажения. Неʹвербальное поʹведение моʹжет подчерʹкивать или аʹкцентироватʹь информацʹию [7]. Прʹавильная иʹнтерпретацʹия действиʹй и намереʹний партнерʹа помогают поʹлучить достʹаточно важʹную информʹацию, а таʹкже позволʹяют предотʹвратить неʹдопониманиʹя, конфликтʹы.

Слова хороʹшо подходят дʹля передачʹи логическоʹй информацʹии. В то же вреʹмя чувства лучʹше передаютсʹя не вербаʹльно. Соглʹасно оценкʹам ученых 9ʹ3% информаʹции, передʹающейся прʹи эмоционаʹльном общеʹнии, прохоʹдит по невербʹальным канʹалам коммуʹникации. Мʹы можем коʹнтролироватʹь часть парʹаметров неʹвербального обʹщения. Но мʹы никогда не буʹдем в состоʹянии контроʹлировать все пʹараметры, тʹак как челоʹвек может дерʹжать в голоʹве одновреʹменно не боʹлее 5-7 фаʹкторов. Неʹвербальное обʹщение, как прʹавило, споʹнтанно и неʹпреднамереʹнно. Его нʹам подарилʹа природа кʹак продукт мʹногих тысячеʹлетий естестʹвенного отборʹа.

Поэтому неʹвербальное обʹщение – очеʹнь емко и коʹмпактно. Оʹвладевая язʹыком невербʹального обʹщения, мы прʹиобретаем эффеʹктивный и эʹкономичный язʹык. Моргнуʹв глазом, кʹивнув голоʹвой, помахʹав рукой, мʹы передаем сʹвои чувствʹа быстрее и лучʹше, чем сдеʹлали бы это прʹи помощи сʹлов. Свои чуʹвства и эмоʹции мы можеʹм передаватʹь без слов. Неʹвербальный язʹык используетсʹя и при слоʹвесном общеʹнии. При еʹго помощи мʹы:

- подтверʹждаем, поясʹняем или оʹпровергаем переʹдаваемую сʹловесным путеʹм информацʹию;

- передаем иʹнформацию созʹнательно иʹли бессознʹательно;

- выражаеʹм свои эмоʹции и чувстʹва;

- регулируеʹм ход разгоʹвора;

- контролʹируем и возʹдействуем нʹа других лʹиц;

- восполнʹяем недостʹаток слов, нʹапример, прʹи обучении езʹде на велосʹипеде. Разʹговаривая с пʹартнером, мʹы видим его мʹимику, жестʹы, которые нʹам говорят, что деʹйствительно дуʹмает и чувстʹвует наш собесеʹдник. Так, сʹидящий собесеʹдник, подаʹвшись впереʹд, сообщает нʹам, что хочет гоʹворить сам. Отʹклонившись же нʹазад, он уʹже сам хочет нʹас слушать. Нʹаклоненный вʹперед подбороʹдок свидетеʹльствует о воʹлевом напоре, жеʹлании жестʹко отслежиʹвать свои иʹнтересы. Есʹли же подбороʹдок приподʹнят, а голоʹва прямая, то пʹартнер считʹает себя в позʹиции силы.

Управляя сʹвоим невербʹальным языʹком, мы моʹжем вызыватʹь желаемый дʹля нас обрʹаз. Выступʹая перед ауʹдиторией в кʹачестве эксʹперта, нам сʹледует вызʹвать образ коʹмпетентного, уʹверенного в себе сʹпециалиста. В протʹивном случʹае нашему мʹнению никто не поʹверит. Более тоʹго, свое вʹпечатление о нʹас аудиторʹия составит в перʹвые несколʹько секунд нʹашего выстуʹпления. Есʹли мы выйдеʹм на трибуʹну с сутулоʹй спиной, гоʹлос будет зʹвучать вяло, а сʹлова окажутсʹя скомканнʹыми, то наʹм вряд ли уʹдастся убеʹдить присутстʹвующих приʹнять наши преʹдложения, есʹли только ауʹдитория не буʹдет нас счʹитать зараʹнее первокʹлассным спеʹциалистом и неʹпререкаемыʹм авторитетоʹм. Невербаʹльный язык поʹмогает нам состʹавить более четʹкое и адекʹватное мнеʹние о партʹнере.

Постукивание пʹальцами по руʹкоятке кресʹла свидетеʹльствуем о нерʹвном напряʹжении. Сжатʹые в замок руʹки – о закрʹытости. Преобʹладание соʹгласных в речʹи – о преобʹладании лоʹгики над чуʹвствами: собесеʹдник, скорее, “фʹизик”, чем “ʹлирик”. Невербальный язʹык помогает состʹавить более четʹкое и адекʹватное мнеʹние о партʹнере. Постуʹкивание паʹльцами по руʹкоятке кресʹла свидетельствует о нерʹвном напряʹжении. Сжатʹые в замок руʹки - о закрʹытости. Преобʹладание соʹгласных в речʹи - о преобʹладании лоʹгики над чуʹвствами: собесеʹдник, скорее, “фʹизик”, чем “ʹлирик”. Разʹговаривая с чеʹловеком слеʹдует обращʹать вниманʹие куда наʹправлены носʹки его обуʹви. Если оʹни повёрнутʹы в сторону собесеʹдника, это зʹначит, что собесеʹдник заинтересоʹван темой рʹазговора, и оʹн хочет проʹдолжить обʹщение. Еслʹи же носки еʹго ботинок поʹвёрнуты неʹмного в стороʹну, то ему неʹинтересна бесеʹда, он с нетерʹпением ожиʹдает её окоʹнчания и иʹщет возможʹность поскорее уʹйти. Также вʹажную роль иʹграет расстоʹяние между собесеʹдниками, которое поʹказывает, кʹак относятсʹя друг к друʹгу собеседʹники. Так ребёʹнок до трёʹх лет близʹко подходит тоʹлько к тем лʹюдям, которʹые ему нраʹвятся. Взросʹлые люди тʹакже подсозʹнательно стʹараются не прʹиближаться бʹлизко к теʹм, кто вызʹывает у ниʹх отрицатеʹльные эмоцʹии.

Расстояние моʹжет показатʹь посторонʹнему наблюʹдателю, которʹый хотя бы неʹмного знает о неʹвербальном обʹщении, очеʹнь многое. Во-ʹпервых, чеʹм ближе и иʹнтимнее отʹношения меʹжду людьми, теʹм расстоянʹие между нʹими меньше. Во-ʹвторых, расстоʹяние между собесеʹдниками отрʹажает их соʹциальный стʹатус: начаʹльник подсозʹнательно не поʹдходит слиʹшком близко к сʹвоему подчʹинённому. Рʹазличают 4 лʹичностных дʹистанции: - до 50 сʹм - интимнʹая дистанцʹия. Если меʹжду собесеʹдниками прʹи разговоре соʹхраняется тʹакое неболʹьшое расстоʹяние, то оʹни или любоʹвники, или же очеʹнь близкие и дʹавние друзʹья; - 50-1ʹ20 см - личʹная дистанʹция.

Это расстоʹяние для пʹартнёрских отʹношений двуʹх людей раʹвного социʹального стʹатуса; - 1,ʹ2 - 4 метрʹа - это расстоʹяние для форʹмального обʹщения. Как прʹавило, такʹая дистанцʹия сохраняетсʹя при разгоʹворе началʹьника и поʹдчинённого; - 4 -7,5 метрʹа - публичʹная дистанʹция. Означʹает формалʹьное общенʹие нескольʹких людей.

1.3 Этикет неʹвербального обʹщения

Большая частʹь информацʹии передаетсʹя невербалʹьными средстʹвами общенʹия. Мимика, жестʹы играют боʹльшую роль в оʹценке окруʹжающими уроʹвня воспитʹанности тоʹго или иноʹго человекʹа (собеседʹника). Напрʹимер, некоторʹые люди не зʹнают, что деʹлать со своʹими руками. Незʹанятые рукʹи держат сʹпокойно. Есʹли есть прʹивычки теребʹить что-нибуʹдь, стучатʹь пальцами по стоʹлу, щелкатʹь большими пʹальцами, чесʹать затылоʹк или за уʹхом, массироʹвать рукамʹи щеки или пʹальцем переʹносицу, деʹмонстрировʹано рассматрʹивать свои ноʹгти и т.д., то от нʹих нужно отучʹиться.

Неприлично уʹказывать пʹальцем. Не отстʹавляют мизʹинец во вреʹмя еды, куреʹния. Во вреʹмя разговорʹа рот рукоʹй не прикрʹывают, не хʹлопают собесеʹдника по пʹлечу, не теребʹят пуговицу еʹго пиджака, не тоʹлкают его лоʹктем, не стрʹяхивают с еʹго или со сʹвоей одеждʹы пылинки (чтобʹы снять нитʹку или волос с оʹдежды собесеʹдника, спрʹашивают у неʹго разрешеʹние).

При разговоре жестʹикуляцию сʹводят до мʹинимума. Тоʹлько некоторʹые слова и фрʹазы, такие кʹак «Садитесʹь, пожалуйстʹа», «Познаʹкомьтесь, поʹжалуйста», «ʹМожно вам преʹдставить?» и т. Д. соʹпровождаютсʹя соответстʹвующим жестоʹм. Жесты доʹлжны быть сʹкупы, не рʹазмашистые, оʹпределенные: леʹгкий кивок гоʹловы (утверʹждение), нерезʹкий взмах кʹисти (а не всеʹй руки) в доʹполнение к сʹказанному, нерезʹкий поворот гоʹловы при обрʹащении к коʹму-то или в отʹвет на обрʹащение к вʹам. При посеʹщении другʹих стран особеʹнно вниматеʹльно следят зʹа своими жестами. Тʹак, жест «ʹвсе о' кэй» (все хороʹшо), хорошо изʹвестный во всеʹх англоязычʹных странаʹх, а также в Еʹвропе и Азʹии, в другʹих странах иʹмеет соверʹшенно другое проʹисхождение и зʹначение.

Во Франции оʹн означает «ʹноль» или «ничего». В Яʹпонии – «деʹньги». Поднятый вʹверх большоʹй палец в Аʹмерике, Австрʹалии, Англʹии и Новой Зеʹландии имеет дʹва значениʹя: Попытка поʹймать полнуʹю машину («остʹанови») и «ʹВсё в поряʹдке». Если поʹднимают вместо боʹльшого среʹдний палец, то это имеет оскорбʹительное зʹначение – «сʹядь на это». В Греʹции жест с поʹднятием боʹльшого палʹьца означает «зʹаткнись». У итʹальянцев это обозʹначает цифру «1». Гоʹворя о себе, еʹвропеец поʹкажет рукоʹй на грудь, а яʹпонец – на нос. Коʹгда француз иʹли итальянеʹц стучит себе по гоʹлове, это зʹначит, что оʹн считает кʹакую-либо иʹдею глупой. Есʹли британеʹц или испаʹнец шлепнет себʹя ладонью по лбу, то теʹм самым он поʹкажет окруʹжающим, что доʹволен собоʹй. Тем же сʹамым жестоʹм немец вырʹажает свое крʹайнее возмуʹщение по отʹношению к коʹму-либо. Гоʹлландец, стучʹа по лбу и прʹи этом вытʹягивая указʹательный пʹалец, сообʹщает, что иʹдея ему поʹнравилась, но оʹн считает её сʹлегка сумасʹшедшей. Таʹм же, в Гоʹлландии, поʹворот указʹательного пʹальца у висʹка означает, что кто-то сʹказал остроуʹмную фразу.

Поднятые броʹви в Гермаʹнии означаʹют восхищеʹние; в Ангʹлии – выраʹжение скептʹицизма. Итʹальянец вырʹажает недоʹверие, когʹда постукиʹвает указатеʹльным пальʹцем по носу. Этот же жест в Гоʹлландии озʹначает, что гоʹворящий илʹи о ком гоʹворят нахоʹдится в состоʹянии алкогоʹльного опьʹянения. Коʹгда Француз чеʹм-то восхиʹщён, он соеʹдиняет кончʹики трёх пʹальцев, поʹдносит их к губʹам и, высоʹко подняв поʹдбородок, посʹылает в возʹдух нежный поʹцелуй. Еслʹи он протирʹает указатеʹльным пальʹцем основаʹние носа, то этʹа означает, что оʹн не доверʹяет тому, о коʹм говорят. В неʹкоторых афрʹиканских стрʹанах смех озʹначает изуʹмление или зʹамешательстʹво.

В Алжире иʹли Египте арʹабский жест поʹдзывания сʹхож с россʹийским жестоʹм прощания. Многие жестʹы не фиксируʹются сознаʹнием, но в поʹлной мере переʹдают настроеʹние и мыслʹи человека. Есʹли есть жеʹлание просʹлыть вниматеʹльным и интересʹным собесеʹдником, то нуʹжно разбираться в жестʹах и мимике. Итʹак:

- если палʹьцы рук сцеʹплены. Возʹможно три вʹарианта: сʹкрещенные пʹальцы рук нʹа уровне лʹица, лежат нʹа столе, леʹжат на колеʹнях. Этот жест озʹначает разочʹарование жеʹлание собесеʹдника скрытʹь своё отрʹицательное отʹношение;

- защита ртʹа рукой (это моʹгут быть тоʹлько нескоʹлько пальцеʹв или кулаʹк). Данный жест озʹначает, что сʹлушающий чуʹвствует, кʹак вы лжете;

- почесываʹние и потирʹание уха. Этот жест гоʹворит о тоʹм, что челоʹвек наслушʹался вдоволь и хочет выказаться;

- почесываʹние и потирʹание шеи. Дʹанный жест гоʹворит о соʹмнении и неуʹверенности человека;

- пальцы во рту. Этот жест гоʹворит о внутреʹнней потребʹности в одобреʹние и поддерʹжке;

- собеседнʹик потирает лоб, вʹиски, подбороʹдок, прикрʹывает лицо руʹками – это сʹвидетельстʹвует о том, что оʹн не настроеʹн разговарʹивать в даʹнный момент с кеʹм-либо;

- человек отʹводит глазʹа – это явʹляется самʹым ярким поʹказателем тоʹго, что он что-то сʹкрывает;

- скрещиваʹние рук на груʹди собеседʹника сигнаʹлизирует о тоʹм, что лучʹше разговор зʹакончить иʹли перейти нʹа другую теʹму.

Необходимо кʹак можно сʹкорее закоʹнчить разгоʹвор. Если собесеʹдник при сʹкрещивании рук обхватʹывает плечʹи, то это озʹначает, что оʹн уже готоʹв перейти вруʹкопашную; жест «ʹпощипывание переʹносицы», позʹа «мыслитеʹля», когда поʹдпирают щёʹку – это жестʹы размышлеʹния и оценʹки; обиженʹный человеʹк чаще всеʹго принимает сʹледующую позу. Оʹн приподниʹмает плечи и оʹпускает гоʹлову. Если собесеʹдник приняʹл именно эту позу, то теʹму разговорʹа следует поʹменять; есʹли ваш собесеʹдник ходит по коʹмнате, это зʹначит, что рʹазговор интересует еʹго, но ему нуʹжно подуматʹь, прежде чеʹм принять реʹшение. Челоʹвек самодоʹвольный и вʹысокомерныʹй складывает кʹисти рук вʹместе.

Уверенного в себе чеʹловека, которʹый хочет поʹказать своё преʹвосходство нʹад другими, моʹжно распозʹнать по жестʹам «закидыʹвание рук зʹа спину с зʹахватом заʹпястья» и «зʹакидываниеʹм рук за гоʹлову». С тʹаким человеʹком общение зʹатруднителʹьно. Поэтоʹму если хотʹят располоʹжить его к себе, то нʹаклоняются неʹмного вперёʹд с протянутʹыми ладоняʹми и просят объʹяснить что-ʹлибо. Другоʹй способ зʹаключается в коʹпировании жестʹа. Человек, которʹый во времʹя разговорʹа держится руʹками за боʹковые края стуʹла или его руʹки лежат нʹа коленях, хочет преʹкратить разʹговор.

В таком сʹлучае бесеʹду сразу преʹкращают. По тоʹму, как слуʹшающий выпусʹкает дым сʹигареты, моʹжно опредеʹлить его отʹношение к собесеʹднику и к рʹазговору. Есʹли он выпусʹкает дым постоʹянно вверх, это озʹначает, что оʹн настроен поʹложительно и рʹазговор ему нрʹавится. Есʹли дым напрʹавлен вниз, то чеʹловек, наоборот, нʹастроен неʹгативно, прʹичём чем бʹыстрее он вʹыпускает дʹым, тем боʹльше разгоʹвор ему неʹприятен. Походка таʹкже являетсʹя важным оʹпределяющиʹм фактором в сʹиюминутном состоʹянии человеʹка. Если руʹки находятсʹя в карманʹах или он иʹми размахиʹвает, если оʹн смотрит поʹд ноги, наʹходится в уʹгнетённом состоʹянии.

Человек, у котороʹго руки сцеʹплены за сʹпиной, а гоʹлова опущеʹна, чем-то озʹабочен. Опуʹщенные плечʹи и поднятʹа голова – нʹастроен на усʹпех, контроʹлирует ситуʹацию. Склоʹненная набоʹк голова – собесеʹдник заинтересоʹван. Потирʹание века – собесеʹдник говорʹит неправду. Поʹднятые плечʹи означают, что собесеʹдник напряʹжен и чувстʹвует опасностʹь, исходящуʹю от вас. Дʹля того, чтобʹы достичь жеʹлаемой целʹи в беседе, мʹало быть вʹнимательныʹм человекоʹм, необходʹимо самому исʹпользовать во вреʹмя беседы жестʹы открытостʹи, которые поʹмогут распоʹложить к себе собесеʹдника, вызʹывать его нʹа откровенʹный разговор и остʹавить о себе сʹамое благоʹприятное.

Глава 2. Коммуникационные средства и виды невербального общения.

2.1. Виды неʹвербальных язʹыков.

Существует деʹвять различʹных невербʹальных языʹков:

1.Кинестика (ʹИзучает неʹвербальные коʹммуникации, которʹые осущестʹвляются с поʹмощью телесʹных движенʹий, причем кʹаждое из нʹих имеет оʹпределенное зʹначение. Кʹинестика яʹвляется виʹдом и техноʹлогией невербʹальной комʹмуникации). Все дʹвижения теʹла могут нестʹи определеʹнное значеʹние, которое проʹявляется в особоʹй коммуникʹационной сʹитуации. Оʹдни и те же дʹвижения имеʹют разный сʹмысл. Повеʹдение тела моʹжет быть поʹдвергнуто сʹистемному аʹнализу, потоʹму что оно иʹмеет систеʹмную органʹизацию. Теʹло — это и бʹиологическʹая, и социʹальная систеʹма. На людеʹй заметно вʹлияет видиʹмая динамиʹка, активностʹь тела. Коʹнкретные фуʹнкции телоʹдвижений возʹможно исслеʹдовать. Знʹачения отдеʹльных движеʹний выявляʹются в изучеʹнии реальноʹго поведенʹия определеʹнными метоʹдами исслеʹдования. Аʹктивность теʹла имеет оʹпределенныʹй стиль, иʹндивидуальʹные особенʹности и обʹщие черты с друʹгими.

2. Вокаликʹа или параʹлингвистикʹа. (Голосоʹвые эффектʹы сопровожʹдают слова. Это тоʹн, скоростʹь, сила, вʹид голоса, пʹаузы, интеʹнсивность зʹвуков — каʹждый из ниʹх имеет своʹй особый сʹмысл. Эти среʹдства часто рʹассматриваʹются как воʹкальные клʹючи. Они гоʹворят об эʹмоциях людеʹй. Например, есʹли человек достʹаточно силʹьно зол, то оʹн произносʹит слова очеʹнь медленно и рʹаздельно, деʹлая паузу меʹжду ними, дʹля того чтобʹы произвестʹи специальʹный эффект. Пʹаралингвистʹика характерʹизует личностʹь. Например, мʹанера речи моʹжет говоритʹь нам о жестʹкой или мяʹгкой личностʹи. Исследоʹвания объясʹнили связи воʹкалики с убеʹдительностʹью речи. Боʹлее скоростʹная, интонʹационная и гроʹмкая речь сʹильнее убеʹждает людеʹй).

3.Физические сʹвойства илʹи физикатиʹка. (Привлеʹкательностʹь, красивое теʹло, допустʹимый вес яʹвляются поʹложительныʹми знаками в коʹммуникации. Преʹдрассудки по отʹношению к мʹалопривлекʹательным лʹюдям или к лʹюдям с физическими неʹдостатками дʹавно укореʹнились в созʹнании общестʹва, и они уʹхудшают коʹммуникациоʹнные возмоʹжности).

4. Хаптика иʹли такесикʹа. (Люди прʹикасаются друʹг к другу по рʹазным повоʹдам, разныʹми способаʹми и в разʹных местах. Это моʹгут быть профессʹиональные, рʹитуальные, друʹжеские и врʹажеские, лʹюбовные касʹания).

5. Проксемʹика (Связаʹна с воспрʹиятием и исʹпользованиеʹм социальноʹго и личноʹго простраʹнства в коʹммуникации, дʹистанция меʹжду партнерʹами, органʹизация прострʹанства при бесеʹде и др. Чеʹловек будто бʹы окружен прострʹанственной сфероʹй, размеры котороʹй зависят от куʹльтурной осʹновы личностʹи, от ее состоʹяния, от соʹциальной среʹды).

Существует 3 вʹида прострʹанства: Фиʹксированное, оʹно ограничеʹно недвижиʹмыми вещамʹи, например, стеʹнами в комʹнаты. Полуфʹиксированное прострʹанство, оно меʹняется, наʹпример, прʹи перестаноʹвке мебели. Нефорʹмальное прострʹанство — это лʹичная и интʹимная террʹитория, окруʹжающая челоʹвека.

6. Хрономиʹка (Изучает рʹаспределенʹие времени в обʹщении. Напрʹимер, в заʹпадных стрʹанах высоко цеʹнится пунктуʹальность. Пуʹнктуальностʹь — одно из усʹловий успеʹшной карьерʹы. Вызывают неʹгативное отʹношение, лʹюди, которʹые опаздывʹают или не вʹыполняют зʹадания в оʹпределенныʹй срок. В восточʹных странаʹх отношение ко вреʹмени не таʹкое жесткое. Тʹакже у мужчʹин и у женʹщин различʹное предстʹавление о пуʹнктуальностʹи).

7.Артефактʹы или артефʹактика. (К артефʹактам относʹится одеждʹа, украшенʹия. Одежда кʹаак наиболее сʹильный фактор. Оʹна должна соотʹветствоватʹь обстановʹке, социалʹьному статусу и т. д.).

8. Ольфактʹика. (Изучʹает запахи. Зʹапах, возмоʹжно, самое сʹильное и вʹлиятельное оʹщущение. По зʹапаху у нас сфорʹмировываетсʹя мнение о собесеʹднике).

Существуют неʹкие особенʹности запаʹхов:

- Слепота нʹа запахи — это неʹвозможностʹь различатʹь запахи, это моʹжет затрудʹнять общенʹие с людьмʹи.

- Адаптация к зʹапаху — это прʹивыкание к оʹпределенныʹм видам заʹпахов.

- Память о зʹапахе — неʹкоторые заʹпахи могут остʹаться в паʹмяти и вызʹывать приятʹные или неʹприятные восʹпоминания.

- Неумереннʹый запах — это преʹвышение норʹмы при испоʹльзовании дуʹхов, дезодорʹантов.

- Различие зʹапахов — это сʹпособность обоʹняния устаʹнавливать сʹходство и рʹазличие одʹних запахоʹв от другиʹх.

9. Эстетикʹа (Необходʹима при переʹдаче сообщеʹния или настроеʹния через цʹвет или музʹыку. Музыкʹа регулирует поʹведение, оʹна стимулирует иʹли же ослабʹляет опредеʹленные дейстʹвия. Окрасʹка стен, мебеʹли должны вʹызывать тоʹлько благоʹприятные оʹщущения. Доʹпустим, во мʹногих учебʹных заведеʹниях светло зеʹленые стенʹы, так как этот цʹвет положитеʹльно влияет нʹа психику. Вʹлияние цветʹа и музыки нʹа человека исʹпользуется в рʹазных помеʹщениях и сʹитуациях: от суʹпермаркетоʹв до автомобʹилей. В каʹждом месте оʹни должны соотʹветствоватʹь конкретному помеʹщению или сʹитуации) [8].

2.2. Классʹификация сʹистем невербʹальной комʹмуникации.

Достаточно чʹасто невербʹальную комʹмуникацию кʹлассифицируʹют в виде сʹистем:

1. Визуальʹная (зрение);

2. Акустичесʹкая (слух);

3. Тактильʹная (осязаʹние);

4. Ольфакторʹная (запахʹи, обоняние)

1. Визуальʹная системʹа общения вʹключает в себʹя жесты, мʹимику, позʹы, походку, дʹистанцию меʹжду партнерʹами, визуаʹльный контʹакт (контаʹкт глазами), рʹазличные всʹпомогательʹные средстʹва общения и т. д. Рʹассмотрим гʹлавные элеʹменты визуʹальной систеʹмы общения: Мʹимика. Мимʹика - способ использоʹвания выраʹжения лица [ʹ9]. Чаще всеʹго основныʹм объектом вʹнимания явʹляется лицо чеʹловека. И по эʹмоциональноʹму состоянʹию человекʹа можно многое для себʹя узнать. Гʹлавные впечʹатления о чеʹловеке можʹно составитʹь из наблюʹдения гримʹас его лицʹа. Например, уʹдивление – рот мʹаксимально отʹкрыт, если же тʹакже широко отʹкрыты и глʹаза, поднятʹы брови это прʹизнак ошелоʹмления. Протест – уʹголки рта чутʹь приподнятʹы, часто шʹироко открʹыты глаза.

Закрытый, нʹапряженный рот чʹасто говорʹит о твердостʹи характерʹа, о нежелʹании продоʹлжать бесеʹду. Улыбка нʹа лице обычʹно показывʹает дружелʹюбность. Уʹлыбка для жеʹнщины чаще всеʹго правдивʹа и соответстʹвует ее настроеʹнию. Улыбкʹа мужчины кʹак возможностʹь себя покʹазать, что оʹн владеет собоʹй. Однако, уʹлыбка не всеʹгда может вʹыказыватьсʹя в знак друʹжелюбия, оʹна может бʹыть неискреʹнней, лживоʹй, ехидной.

Очень важно зʹнать различʹные выражеʹния лица прʹи разных эʹмоциях не тоʹлько для тоʹго, чтобы поʹнимать друʹгих людей, но и дʹля хорошей отрʹаботки своʹих рабочих иʹмитаций. Мʹалоподвижнʹая мимика сʹвидетельстʹвует о постоʹянстве душеʹвных процессоʹв, об устоʹйчивом настроеʹнии, о споʹкойном харʹактере.

А подвижнаʹя мимика гоʹворит о леʹгкой возбуʹдимости от вʹнешних разʹдражителей, о бʹыстрой смеʹне восприятʹия впечатлеʹний и т. д. Жестʹы. Жесты – обʹычно движеʹния рук илʹи кистей руʹк. Жесты моʹгут быть поʹнятны без исʹпользованиʹя речи, а моʹгут быть поʹнятными тоʹлько с ее исʹпользованиеʹм. Во всем мʹире основнʹые жесты не отʹличаются друʹг от друга. Коʹгда люди счʹастливы, оʹни улыбаютсʹя, когда оʹни печальнʹы — они хмурʹятся, когдʹа сердятся — у них серʹдитый взглʹяд [10].

Жест говорʹит о желанʹии человекʹа или о тоʹм, что челоʹвек в этот моʹмент испытʹывает. Внеʹшне одинакоʹвые жесты у рʹазличных лʹюдей могут озʹначать соверʹшенно непоʹхожие и разʹные вещи, но суʹществуют и тоʹждественные моʹменты:

1) активнаʹя жестикулʹяция – частʹый элемент поʹложительныʹх эмоций, поʹнимаемый друʹгими как вʹыказывание друʹжелюбия и зʹаинтересовʹанности;

2) чрезмерʹная жестикуʹляция – прʹизнак беспоʹкойства илʹи неуверенʹности. Выдеʹляются жестʹы-сигналы, жестʹы-знаки, жестʹы-символы, жестʹыиллюстраторʹы, жесты-реʹгуляторы, жестʹы-адапторы: Жестʹы-знаки проʹизвольные жестʹы, осознанʹные, рассчʹитанные на переʹдачу инфорʹмации собесеʹднику.

Жесты-сигналы неʹпроизвольнʹы, неосознʹанны и не рʹассчитаны нʹа чье-либо восʹприятие. Неʹпроизвольнʹая жестикуʹляция это деʹмонстрация отʹкрытых ладоʹней как поʹказатель отʹкрытости; сʹжатие кулаʹков – внутреʹннее возбуʹждение, агрессʹивность (чеʹм сильнее сʹжимаются пʹальцы, тем сʹильнее самʹа эмоция); прʹикрытие ртʹа рукой в моʹмент речи – уʹдивление; прʹикосновениʹя к носу иʹли легкие почесʹывания его – неуʹверенность, лоʹжь, поиск в хоʹде дискуссʹии нового коʹнтраргументʹа; потиранʹие пальцем веʹка – ложь, но иʹногда – ощуʹщение подозрʹительности и лʹжи со стороʹны партнерʹа; суетливостʹь рук (теребʹление чего-ʹлибо, скручʹивание и рʹаскручиванʹие авторучʹки) – настороʹженность, нерʹвозность, сʹмущение; поʹщипывание лʹадони – готоʹвность к аʹгрессии; поʹкусывание ноʹгтей – внутреʹннее беспоʹкойство.

Жесты-символы – сʹильно ограʹничены рамʹками культурʹы или местʹности, и яʹвляются саʹмыми простʹыми приемаʹми невербаʹльной коммуʹникации. Жестʹы-иллюстраторʹы – ими поʹльзуются дʹля того, чтобʹы пояснять сʹказанное (ʹнапример, уʹказать рукоʹй), также яʹвляются простʹыми приемаʹми невербаʹльного общеʹния.

Жесты-регуляторы – иʹграют огроʹмную роль в нʹачале и в коʹнце беседы. Нʹапример - руʹкопожатие. Это трʹадиционная и дреʹвняя форма прʹиветствия. Этʹи жесты явʹляются самʹыми сложныʹми приемамʹи невербалʹьного общеʹния.

Жесты-адапторы – оʹни сопровоʹждают наши чуʹвства и эмоʹции. Они проʹявляются в сʹитуациях стрессʹа, волнениʹя, становятсʹя первыми прʹизнаками переʹживаний – нерʹвное перебʹирание одеʹжды, постуʹкивание ноʹгой, ручкоʹй и т.д. Все жестоʹвые средстʹва общения рʹазделяются нʹа натуральʹные, дактиʹлологическʹие и конвеʹнционные.

Натуральные (естестʹвенные) жестʹы в норме уʹпотребляютсʹя в повседʹневном общеʹнии совместʹно с речью, усʹваиваются оʹни в контеʹксте обыдеʹнного общеʹния без спеʹциального обучеʹния. Конвеʹнционные (усʹловные, сиʹмволические) жестʹы не зависʹят от языкʹа, они повторʹяют его струʹктуру и требуʹют специалʹьного обучеʹния. К конʹвенциональʹным жестам отʹносятся: тʹайный “языʹк” жестов кочеʹвых народоʹв, “язык” жестоʹв американсʹких индейцеʹв, системы жестоʹв глухонемʹых, ритуалʹьные жесты моʹнахов, систеʹмы профессʹиональных жестоʹв.

Жесты могут очеʹнь многое поʹвествовать о чеʹловеке. Онʹи могут укʹазать на нʹациональностʹь, темпераʹмент, эмоцʹиональное состоʹяние. Жестʹы показываʹют внутренʹнее состояʹние, характер вʹысшей нервʹной деятелʹьности челоʹвека, склоʹнность к оʹпределенноʹму типу люʹдей. Каждыʹй человек уʹмеет жестиʹкулировать по сʹвоему, индʹивидуально. Прʹи каких-либо сʹильных эмоʹциональных переʹживаниях нʹамного увеʹличивается коʹличество жестоʹв, возникает оʹщущение жестоʹвой чрезмерʹности и обʹщей 16 суетʹливости, жестʹы как бы усʹкоряются, уʹвеличиваетсʹя их амплитуʹда, возникʹают отклонеʹния от приʹвычной манерʹы жестикулʹяции. При форʹмальном обʹщении, в кʹаких-либо офʹициальных сʹитуациях язʹык жестов горʹаздо реже исʹпользуется, чеʹм в неформʹальных бесеʹдах.

Жест может бʹыть основнʹым, главныʹм в разговоре, моʹжет просто доʹполнять скʹазанное. Жестʹы должны соотʹветствоватʹь мыслям, тʹакже в разʹных ситуацʹиях нужно уʹметь контроʹлировать сʹвою жестикуʹляцию. Позʹа. Поза - это поʹложение чеʹловеческого теʹла.

Позы выполʹняют 2 фунʹкции в общеʹнии:

- расчленятʹь поток речʹи на единиʹцы;

- регулировʹать межличʹностные отʹношения в дʹиадах. Измеʹнение позы гоʹворит об изʹменениях отʹношений меʹжду собесеʹдниками. Поʹходка. Похоʹдка может бʹыть ритмичʹной, быстроʹй, медленноʹй и т. д. Хʹарактер поʹходки связʹан с состоʹянием здороʹвья человеʹка, возрастоʹм. Быстро хоʹдят, размаʹхивая рукаʹми, люди, иʹмеющие яснуʹю цель и готоʹвые немедлеʹнно ее реаʹлизовать. Руʹки в карманах дерʹжат именно те, кто поʹвышенно крʹитичен и сʹкрытен; обʹычно им нрʹавится подʹавлять друʹгих людей. Нʹа бедрах руʹки держат те, кто поʹхож на спрʹинтера, он хочет достʹичь своих цеʹлей быстрыʹм и легким путеʹм и за минʹимальное вреʹмя. Высоко поʹднят подбороʹдок, руки дʹвигаются доʹвольно энерʹгично, ногʹи словно дереʹвянные – тʹакие люди сʹамодовольнʹы, заносчиʹвы, с расчетоʹм произвестʹи впечатлеʹние. Визуаʹльный контʹакт.

Ширина зрачʹков, степеʹнь открытостʹи глаз, наʹправление и дʹвижение взʹгляда в проʹцессе общеʹния это все вʹизуальный коʹнтакт. Людʹи чаще всеʹго смотрят в гʹлаза когда оʹни слушают, чеʹм когда что-то рʹассказывают. Прʹямой зритеʹльный контʹакт говорит о жеʹлании участʹвовать в деʹле. Устойчʹивый зритеʹльный контʹакт означает доверие, зʹаинтересовʹанность в общении. Нʹапряженный взʹгляд означʹает, что чеʹловек испытʹывает агрессʹию.

Когда собесеʹдник смотрʹит искоса, зʹначит он в чеʹм-то сомнеʹвается, поʹдозрителен. Шʹироко открʹытые глаза обʹычно говорʹят о желанʹии вниматеʹльно слушатʹь всю инфорʹмацию. Полузʹакрытые глʹаза говорят о неʹжелании слуʹшать партнерʹа. По движеʹнию глаз собесеʹдника можно тʹакже многое узʹнать о нем. Фʹиксированнʹый взгляд нʹа какой-то объеʹкт в окружеʹнии –стремʹление к цеʹли; на челоʹвека - увереʹнность в себе, созʹнание своиʹх сил и возʹможностей.

Попеременный коʹнтакт глазʹами говорит о доʹверии к партʹнеру. Жестʹкий взгляд, соʹпровождающʹийся суженʹием секторʹа обзора, озʹначает недоʹверие, скрʹытость. Есʹли глаза собесеʹдника напрʹавлены тверʹдо и на партʹнера, голоʹва и верхнʹяя часть теʹла откинутʹы назад озʹначает защʹиту при готоʹвности напʹадения, особенно прʹи напряженʹности.

Пауза как вʹыразительное среʹдство интоʹнации групʹпирует слоʹва по логичесʹким требовʹаниям. Длитеʹльность пауз не оʹпределена, мʹы сами варʹьируем длиʹну пауз. Уʹдарение - это тоʹнально-силоʹвой акцент, которʹый делаетсʹя на одном сʹлове в речеʹвом такте. Меʹлодия в звучʹащей речи - изʹменение высотʹы голоса, еʹго тональное поʹвышение и поʹнижение. Теʹмбр - качестʹво звука, которое позʹволяет разʹличать звуʹки одной и тоʹй же высотʹы, произносʹимые разныʹми голосамʹи.

Сила голосʹа - интенсʹивность наʹпряжения гоʹлосовых свʹязок. У одʹних людей гоʹлос может бʹыть слабым, у друʹгих сильныʹм. Высокий, сʹлишком гроʹмкий, дрожʹащий голос чʹасто расцеʹнивается кʹак признак бесʹпокойства. Бʹыстро челоʹвек говорит в состоʹянии возбуʹждения и аʹгрессии. Зʹамедление речʹи может укʹазывать на стреʹмление оттʹянуть непрʹиятный для коʹммуникаторʹа ответ, потребʹность сосреʹдоточиться, поʹдумать и всʹпомнить каʹкую-либо иʹнформацию. Гоʹлос становʹится писклʹявым, дрожʹащим в состоʹянии стрессʹа.

3.Тактильно-кинестезическая сʹистема Тактʹильная систеʹма - это прʹикосновениʹя, пожатие руʹк, объятия и поʹцелуи. В обʹщении они вʹыполняют фуʹнкцию одобреʹния, эмоциоʹнальной поʹддержки. Исʹпользование чеʹловеком в обʹщении прикосʹновений опреʹделяется мʹногими факторʹами. Среди нʹих важную роʹль играют стʹатус партнероʹв, возраст, поʹл, а также стеʹпень их знакоʹмства.

Существуют следующʹие виды руʹкопожатий:

- доминируюʹщее - рука сʹверху, ладоʹнь развернутʹа вниз;

- покорное - руʹка снизу, ладоʹнь развернутʹа вверх;

- равноправʹное - рука боʹком, ладонʹь развернутʹа к собесеʹднику. Похʹлопывание по пʹлечу, чаще всеʹго возможно по прʹичине близʹких отношеʹний, равенстʹва.

Когда челоʹвек пытаетсʹя быть убеʹдительным, поʹдключает прʹикосновение к сʹвоему красʹноречию, дотрʹагиваясь до руʹки или рукʹава собесеʹдника в моʹменты интоʹнационного уʹдарения. Есʹли кто-то тʹвердо схватʹывает вашу руʹку и поворʹачивает ее тʹак, что его руʹка оказываетсʹя прямо наʹд вашей, то оʹн пытается добʹиться физичесʹкого доминʹирования. Есʹли же ваша руʹка оказываетсʹя над его руʹкой, поверʹнутой ладоʹнью вверх, то оʹн демонстрʹирует желаʹние принятʹь роль подчʹиненного. Руʹка собеседʹника беретсʹя правой руʹкой, а левоʹй - накрывʹается - руʹкопожатие поʹлитика.

Пожатие прʹавой рукой с оʹдновременнʹым похлопыʹванием левоʹй по плечу доʹпустимо меʹжду близкиʹми друзьямʹи, многие поʹлитики пожʹимают руки иʹменно так. Жеʹнщина, вырʹажающая исʹкренние чуʹвства, берет руʹки подруги в сʹвои и с соотʹветствующиʹм выражениеʹм лица выкʹазывает своʹю симпатию.

4.Ольфакторная сʹистема Ольфʹакторная сʹистема осуʹществляет восʹприятие, переʹдачу и анаʹлиз запахоʹв. Все сущестʹвующие запʹахи делятсʹя на приятʹные и непрʹиятные, заʹпахи окружʹающей средʹы, естествеʹнные и искусстʹвенные запʹахи человеʹка. Эта систеʹма служит доʹполнительноʹй характерʹистикой скʹладывающегосʹя о человеʹке впечатлеʹния. Ольфаʹкторная систеʹма предстаʹвляет собоʹй совокупностʹь запахов, оʹказывающих вʹлияние на обʹщение.

В жизни жиʹвотных запʹах играет очеʹнь важную роʹль: запах обесʹпечивает брʹачные игры, иʹм также обозʹначается соʹциальный стʹатус особи (ʹначальники пʹахнут по-особеʹнному). Ребеʹнок узнает мʹать именно по зʹапаху и на нʹачальных этʹапах привязʹанность форʹмируется зʹа счет обоʹняния. А тʹакже естестʹвенные и исʹкусственные ароʹматы в какоʹй-то степеʹни помогают нʹам определʹить социалʹьный и профессʹиональный стʹатус человеʹка.

2.3. Невербʹальные комʹмуникации кʹак средство дʹля распознʹания лжи.

Наверное, сʹамое главное уʹмение в неʹвербальном обʹщении это уʹмение распозʹнавать ложʹь. Наблюдаʹя за собесеʹдником во вреʹмя разговорʹа, можно леʹгко понять нʹасколько верʹна переданʹная информʹация, и в этоʹм как раз поʹмогут разобрʹаться жестʹы, мимика. Есʹли мы говорʹим неправду, мʹы прикрываеʹм рукой рот, уʹши, глаза. А есʹли прикрывʹает рот ваʹш собеседнʹик, то это зʹначит, что оʹн заподозрʹил ложь в вʹаших словаʹх. Также, о тоʹм что вам лʹгут, можно поʹнять по прʹикосновениʹю к глазам. Муʹжчины обычʹно потирают веʹки, потуплʹяют взор. Жеʹнщины обычʹно отводят взʹгляд в стороʹну или приʹкасаются к сʹвоему веку.

Собеседник тʹаким образоʹм стараетсʹя избежать прʹямого взглʹяда, стыдитсʹя. Оттягивʹание воротʹничка рубаʹшки, почесʹывание шеи сбоʹку, касание руʹкой ушной рʹаковины, все это вʹыражает неуʹверенность в себе и сʹвоих словаʹх. При ответе нʹа какой-либо неоʹжиданный воʹпрос человеʹк может коʹлебаться, деʹлать паузы. Это доʹлжно вызватʹь подозренʹие. Значит этот чеʹловек не зʹнаком с истинной информацией и начинает обдумывать более подходящий ответ. По мимике человека можно также просто распознать ложь. Если на обеих сторонах лица выражаются чувства, но на одной стороне сильней, чем на другой, человек, на самом деле, не переживает чувства, а только демонстрирует их. Если выражение лица не сменялось в течение десяти секунд, наверняка человек использует фальшь в своих словах, так как искренние выражения сменяются довольно быстро.

Фальшивой эмоция будет, если она запаздывает после слов. Истинность проявляется одновременно в единстве жеста, интонации. Очень часто при обмане проявляется улыбка. Она является универсальным средством снятия напряжения нервной системы. Обман это именно та ситуация, которая повышает уровень напряжения. При улыбке губы раздвигаются, открывая ряд зубов, сомкнутых в неугрожающей позиции [11].

Также многие пытаются улыбкой прикрыть свои истинные эмоции. Говорят, что люди улыбаются одинаково часто при обмане и просто так. Существует 50 видов улыбки. Ложь можно распознать по глазам. При нормальной истинной коммуникации собеседники будут часто встречаться взглядами. Если же человек что-то скрывает, то его глаза с глазами собеседника будут встречаться гораздо реже, при этом он будет все время отводить взгляд, смотреть в потолок, в сторону. Человек будет растерян. Каждому человеку присущи индивидуальные особенности поведения. Кто-то может говорить чистую правду и постоянно теряться и краснеть, чувствовать себя не в своей тарелке и т. д. Некоторые лжецы совсем не допускают промахов. Поэтому нужно очень внимательно приглядываться к поведению человека и его действиям.

Факторы, затрудняющие распознавание лжи

В общении, в частности, когда дело касается переговоров, собеседники имеют представление о том, что предстоит им говорить, как предстоит отвечать на возможные вопросы с вашей стороны. Соотношение сложно организованной лжи с правдой заранее рассчитано. Поэтому, чем тщательнее партнер подготовился к встрече с вами (и если у него просто была возможность для этого), тем выше вероятность того, что при наличии лжи вам не удастся ее распознать.

Чем более вы расположены к партнеру, чем больше вы ему доверяете, тем легче, соответственно, ему будет ввести вас в заблуждение. Поэтому старайтесь не смешивать деловые отношения и личные. Но и не стоит впадать в крайности, подозревая всех и вся в намерении вас обмануть.

Далее. Обращайте внимание на то, о какой информации идет речь, т.е. кто именно ответственен за нее. Если ответственность за ложные факты несет другое лицо, например, вышестоящий по должности, то говорящий будет чувствовать себя более уверенно, т.к. это уменьшает его чувство вины.

Если перед собеседником стоит задача не исказить информацию, а просто скрыть, то вам будет труднее это обнаружить. Поэтому при малейших подозрениях о недосказанности или наличии иных подробностей, постарайтесь быть бдительным. Следите за поведением партнера, его реакцией на ту или иную обсуждаемую тему, отмечайте, чего избегает ваш собеседник, задавайте наводящие вопросы.

И еще один фактор, который затрудняет распознавание лжи — это невозможность видеть человека при разговоре с ним. Помните, что телефонный разговор — это далеко не лучший вариант переговоров, даже если выяснение вопроса является срочным. Конечно же, выбор зависит от того, о чем будут вестись переговоры, насколько содержательные и серьезные вопросы будут подниматься. Однако, не забывайте, что лучше отложить важный вопрос на какое-то время, чем обсудить его немедленно, возможно потеряв при этом часть нужной вам информации. Не зря английская пословица гласит: «Верь только половине того, что видишь, и ничему из того, что слышишь».

Факторы, облегчающие диагностику лжи

Естественно, существуют такие ситуации, когда при всем желании вашему собеседнику с трудом удастся скрыть свою ложь. Например, если человек известен в коллективе, как борец за справедливость, как порядочный человек, не способный солгать, ему «априори» делать это будет сложно.

Если вашему собеседнику необходимо скрыть истинные чувства, проявившиеся в данный момент разговора, а не информацию, ему будет труднее это сделать. Мало того, что ему придется управлять своим эмоциональным состоянием, что не у каждого получается блестяще, ему необходимо будет еще скрыть его под маской другой эмоциональной реакции. Такое расхождение при вашем желании обнаружить довольно легко.

Сильное влияние оказывает значимость лжи для лгущего. Чем больше значимость лжи для партнера, тем больше человек хочет солгать, тем больше его будет волновать его поведение, тем больше он будет себя контролировать, и тем более явными будут рассогласования между вербальными, невербальными признаками, например, словами и действиями, жестами и мимикой, лицом и интонациями.

Заключение

Невербальная коммуникация очень эффективна и намного больше несет информации, чем вербальная. Активное использование невербалики ведет к улучшению коммуникации. Если же невербалика и словесные сигналы не совпадают, то люди будут ориентироваться на информацию, переданную с помощью невербалики. Все неречевые сигналы могут по-разному проявляться у людей разного возраста и социального статуса. Например, если человек мало использует невербальные средства общения, значит он чувствует свое высокое положение в обществе. Невербальное общение очень сложно поддается контролю.

Такое общение спонтанно и непроизвольно. С его помощью человек может подтверждать, опровергать словесную информацию, выражать свои чувства и эмоции, восполнять недостаток слов. Это общение позволяет составить четкий образ собеседника. Люди, которые изучают невербальные средства общения, могут с легкостью создать о себе нужное впечатление. Некоторые люди от природы очень подвижны и эмоциональны. Соответственно, и их жестикуляция будет интенсивной. Жесты не свойственны спокойным, сдержанным людям.

Лучшим жестом считается тот, который никто не заметит и который сольется со словом и только усилит его воздействие на собеседника. Максимальной эффективности от общения можно добиться при гармоничном сочетании мыслей и слов. Мимика, жесты очень много передают информации непосредственно в подсознание слушателя независимо от его желания. Все невербальные средства общения, используемые коммуникатором в разговоре должны говорить о движении мысли, о чувствах и эмоциях говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

Адекватное восприятие собеседника дает возможность более четко реагировать на изменения ситуации общения, распознать его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Все эти качества становятся незаменимыми именно для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Умение правильно толковать невербальные сигналы значительно облегчит попытки влиться в любую сферу человеческих отношений. Изучение невербальных средств коммуникации приведет к приятному общению с партнерами по бизнесу или просто близкими друзьями. В любой ситуации человек найдет нужные слова и с легкостью поймет своего собеседника.

Список использованных источников

  1. Авдулова, Т.Л. Психология менеджмента / Т.Л. Авдулова. − М.: Академия, 2013.− 256 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.– М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология в современном мире / Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. – М.: 2012. – 335 с.
  4. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. − М.: Академия, 2012. − 264 с.
  5. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
  6. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие / А.Я.Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
  7. Бандурка, А.М. Психология управления / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. − Харьков: Фортуна-пресс, 2008. − 464 с.
  8. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2005. – 301 с.
  9. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалёв, В.И. Панфёров. − М.: Мысль, 2008. − 207 с.
  10. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебник. − 2-е изд. − М. : ИНФРА-М, 2016. − 295 с.
  11. Бэрон, Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
  12. Волков, Б.С. Конфликтология: уч. пособие для студ. высших уч. завед / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 400 с.
  13. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
  14. Гришина, Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н.В.Гришина. −Спб.: Питер, 2017. − 174 с.
  15. Дмитриев, А. В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. – М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2009 – 336 с.
  16. Донцов, А.И.Психология коллектива / А. И. Донцов. − М., 2004. − 208 с.
  17. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С. М.Емельянов. – 3-е изд. СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
  18. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М.: НОРМА, 2005. – 624 с.
  19. Карелина, А.А. Психологические тесты /А. А. Карелина. М., 2009. – 303с.
  20. Козырев, Г.И. Конфликтология: учебник / Г.И. Козырев. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2016. – 304 с.
  21. Козырев, Г. И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2015. – 240 с.
  22. Крутецкий, В. А. Психология/ В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1990. - 352 с.
  23. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г.Крысько. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
  24. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – М.: Питер, 2015. – 221 с.
  25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю. Кулагина. Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
  26. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н.Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: 2006. – 544 с.
  27. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2005. – 368 с.
  28. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива/ А.Н.Лутошкин. - М., 1998. - 148 с.
  29. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2008. – 752с.
  30. Марьин М.И., Мешалкин Е.А. Психологические механизмы общения и взаимовлияния // Социально-психологический климат в служебных коллективах / отв. ред. Т.В. Чемоданова. М., 2011.