Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Основы программирования на языке Pascal (Основы программирования на языке Pascal)

Содержание:

Введение

Актуальность. Среди множества языков программирования, предназначенных для обучения именно навыкам программирования, есть один, выделяющийся особо. Язык Паскаль, названный в честь французского ученого XVII столетия Блеза Паскаля, был разработан в конце 1960-х гг. ученым из Швейцарии Никлаусом Виртом, и далеко не с образовательной целью, как этот язык воспринимают теперь.

Наоборот, в те времена ученые пробовали разные языки программирования для практического применения. И позже этот ученый позднее создал ещё два языка программирования – Оберон и Модула, которые, правда, не получили распространения среди специалистов. Если быть точным, то 1968 году была создана первая версия языка Паскаль (на основе АЛГОЛа), а 1970 году – первый компилятор.

Идея структурного программирования оказалась как актуальной на то время, так и очень плодотворной, поскольку далеко не для всех задач удается написать программу посредством указания последовательности простых команд, без разъединения последних на отдельные блоки. Действительно, только при наличии определенной структуры программы можно судить об эффективном алгоритме решения задачи.

Как раз язык программирования Паскаль и является первым из языков, в котором имеются все необходимые инструменты для проверки эффективности написанных программ.

Цель работы – изучить основы программирования на языке Pascal.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

  • исследовать историю языка Pascal;
  • рассмотреть структуру программы языка Pascal;
  • изучить основы программирования на языке Pascal.

Предметом исследования можно назвать языки программирования.

Объектом исследования является язык Pascal.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды, посвященные анализу языков программирования. При разработке и решении поставленных задач использовались методы сравнительного анализа, а также группировки.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе рассматриваются история и преимущества языка Pascal. Во второй главе рассматриваются основы программирования на языке Pascal.

Научно-методической основой работы служат труды отечественных и зарубежных ученых в области программирования. При выполнении работы использовалась научно-методическая литература, публикации в периодической печати и научных изданиях, материалы Интернет-порталов.

Глава 1. Теоретические основы языка Pascal

1.1. История языка Pascal

Само названия языка — «Паскаль» — возникло в честь одного из великих французских математиков и физиков Блеза Паскаля (1623-1662). 

История языка Паскаль продолжается, и в 50-е годы XX века появились первые языки программирования высокого уровня: ФОРТРАН, КОБОЛ и АЛГОЛ. ФОРТРАН и КОБОЛ они существуют и по сей день, а вот АЛГОЛ как раз и стал родоначальником языка программирования Паскаль.

Первая версия АЛГОЛа появилась в 1958 году, разработчиком которого был создатель ФОРТРАНа Джон Бэкус. Последующими версиями языка АЛГОЛ стали АЛГОЛ-60 и АЛГОЛ-68. Однако  из-за громоздкости языков АЛГОЛ-60 и АЛГОЛ-68 создавались большие трудности[1].

Поэтому в 1965 году Международная федерация по обработке информации предложила проект нескольким специалистам ЭВМ. Необходимо было создать новый язык программирования — преемник АЛГОЛа-60.

В этом проекте и принял участие будущий создатель языка программирования Паскаль — Николас Вирт,  швейцарский ученый, на тот момент доцент факультета информатики Стэнфордского университета[2].

Николас Вирт начал разрабатывать проект АЛГОЛ-W. Целью проекта было обучение студентов различным методам: «структурное программирование», «программирование сверху вниз» и др. В 1970 году произошли два великих события:

  • появление операционной системы UNIX
  • появление нового языка программирования.

Николас Вирт назвал новый язык программирования в честь французского математика  XVII века Блеза Паскаля, поскольку Паскаль создал вычислительное устройство (паскалево колесо). Первая версия нового языка программирования вышла на компьютере CDC 6000.

Pascal был создан на базе ALGOL, языка программирования, который предназначался для научных вычислений. После встречи в Цюрихе Международный комитет разработал ALGOL как независимый от платформы язык. Это дало его разработчикам относительную свободу действий над функциями, которые они могли бы выполнить в ALGOL, но также затрудняло создание компиляторов для него. В то время на многих компьютерах отсутствовали аппаратные функции, которые мы сейчас считаем стандартными[3].

Отсутствие компиляторов на многих платформах в сочетании с отсутствием указателей и многими основными типами данных, такими как символы, привело к тому, что ALGOL не получил широкого распространения. Ученые и инженеры в большей мере предпочитали FORTRAN, язык программирования, который был доступен на многих платформах. ALGOL больше не использовался при решении задач различной степени сложности, за исключением описания алгоритмов. В 1960-е годы несколько компьютерных ученых работали над расширением ALGOL. Одним из них был доктор Никлаус Вирт из Швейцарского федерального технологического института (ETH-Zurich), член первоначальной группы, создавшей ALGOL[4].

В 1971 году он опубликовал свои работы для высокоструктурированного языка, который во многом напоминал ALGOL. Он назвал его Паскалем в честь французского философа и математика XVII века. Основная функция Pascal – работа с данными, что предоставляет программисту возможность определять пользовательские типы данных. Благодаря этому происходит строгая проверка данных, что предотвращает смешивание типов данных. Изначально Паскаль был предназначен для преподавания. Pascal является более простым, в отличие от FORTRAN, написанный на нем код очень похож на естественный язык, поэтому его легко понять обычному пользователю.

К началу 1980-х годов Паскаль уже получил широкое признание в университетах. В его становление на путь популярности немалую роль сыграли два события. Во-первых, Служба Образовательных Испытаний, компания, которая пишет и администрирует главный вступительный экзамен в колледже в Соединенных Штатах, решила добавить экзамен по информатике, для этого экзамена они выбрал язык Pascal.

Из-за этого ученики средних школ, а также студенты колледжа начали изучать именно данный язык программирования. Pascal оставался официальным языком экзаменов в США до 1999 года, но в дальнейшем был заменен C ++, а далее – на Java. Во-вторых, небольшая компания Borland International выпустила компилятор Turbo Pascal для персонального компьютера IBM. Компилятор был разработан Андерсом Хейльсбергом, который позже возглавил группу в Microsoft, разработавшую C # и (повторно) представившую Managed Code обратно в мир вычислений[5].

Turbo Pascal был действительно революционным. Были внесены некоторые изменения в стандартный Pascal, но они были незначительными и помогли ему достичь своего наибольшего преимущества: скорости. TurboPascal составлен с головокружительной скоростью: несколько тысяч строк в минуту. В то время доступные компиляторы для платформы ПК были медленными и «раздутыми». Создание Turbo Pascal являлось в то время «глотком свежего воздуха». Вскоре Turbo Pascal стал стандартом де-факто для программирования на ПК. В дальнейшем Apple выпустила серию компьютеров Macintosh[6].

Поскольку Pascal был выдающимся структурированным языком программирования того времени, Apple выбрала Pascal в качестве стандартного языка программирования для Mac. Программисты получили API и пример кода для программирования Mac, которые были написаны на языке Pascal. Начиная с версии 1.0 до 7.0 Turbo Pascal, Borland (создатель разработческих инструментов Turbo Pascal и Delphi) продолжал расширять язык. Одним из немаловажных замечаний в оригинальной версии Pascal было отсутствие отдельной компиляции для модулей. Вирт даже создал новый язык программирования Modula-2 для решения этой проблемы. Borland добавила модули в Pascal с функциями своих устройств. В версию 7.0 было добавлено множество дополнительных функций. Одним из них был DPMI (DOS Protected Mode Interface), способ запуска программ DOS в защищенном режиме, получение дополнительной скорости и разрыв без барьера 640K для доступа[7].

Важным шагом в развитии языка является появление свободных реализаций языка Паскаль Free Pascal и GNU Pascal, которые не только вобрали в себя черты множества других диалектов языка, но и обеспечили чрезвычайно широкую переносимость написанных на нём программ (например GNU Pascal поддерживает более 20 различных платформ, под более чем 10 различными операционными системами, Free Pascal обеспечивает специальные режимы совместимости с различными распространёнными диалектами языка, такими как Turbo Pascal (полная совместимость), Delphi и другими[8].

На данный момент, язык программирования Pascal является общепризнанным языком при освоении различных ступеней образования, который сочетает в себе основные свойства алгоритмического языка программирования высокого уровня и доступную форму, позволяющую начинающему программисту освоить технологию создания программы. Также, существуют пакеты, основанные на использовании Pascal (Delphi, компонентный Pascal), использующие современный объектно-ориентированный подход. Однако, как язык разработки, в последнее время Pascal теряет свою популярность.

На 2018 год он занимает 128 место в рейтинге языков программирования TIOBE. Все большую популярность приобретает web-программирование[9]. Как видно на рисунке 1, в период с 2008 по 2013 год язык Pascal входил в ТОП-20 языков программирования, но в последние годы произошло его стремительное падение на низкую позицию.

Pascal отличается легким синтаксисом языка, а, как известно, чем сложнее грамматика языка и чем больше вариантов предполагают семантические правила – тем больше проходов будет выполнять компилятор. Именно поэтому компиляторы с языка Pascal работают очень быстро[10].

Рисунок 1. Pascal в рейтинге языков TIOBE

Несмотря на это, Pascal остается одним из основных языков при обучении программированию, поэтому его активно изучают в школах и профессиональных учебных заведениях.

Выдающийся успех языка Паскаль обусловлен рядом причин:

  • Язык в естественной форме отразил самые важные современные концепции технологии разработки программ.
  • Именно благодаря своей компактности, целостности и ортогональности понятий, язык программирования Паскаль оказался весьма легок для изучения и освоения.
  • Несмотря на кажущуюся простоту языка, он оказался пригодным для достаточно широкого спектра приложений, для разработки очень больших и сложных программ, даже операционных систем.
  • Паскаль весьма технологичен для реализации почти для всех (в том числе нетрадиционных) машинных текстур.

1.2. Структура программы в Pascal

Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие: 1) заголовок; 2) раздел описаний; 3) тело программы[11].

1) Заголовок – это слово Program , после которого идет название программы латиницей и точка с запятой в конце. Название не может начинаться с цифры, не должно совпадать с зарезервированными словами (begin, end, integer и т.п.) или с названиями переменных из раздела описаний (см. ниже), а также недопустимо использование каких бы то ни было символов (‘@’, ‘%’, ‘&’ и т.п.), кроме подчеркивания. Название желательно давать со смыслом, которое отображало бы суть самой программы. Но заголовок писать не обязательно.

2) Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать простейшие задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных.

3) Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом begin («начало»), а заканчивается словом end. («конец») с точкой в конце.

Таким образом, в общем случае программа на Паскале выглядит следующим образом:

При решении простейших задач ограничимся сначала целыми числами. Перед тем как начать программировать, укажем простейшие 4 действия над числами в Паскале: «+» − сложение, «-» − вычитание, «*» − умножение, «/» − деление. Как видим, в программировании и математике элементарные действия над числами обозначаются одинаково[12]. Приведем пример:

Пусть даны целые числа A и B. Найти их сумму.

Назовем программу нахождения суммы как Summa. Тогда часть кода, отвечающая за название программы, будет иметь вид:

Обозначим сумму чисел A и B через S. Поскольку числа целые, то и сумма будет целым числом. Таким образом, в описании чисел A, B, S будем использовать переменную целого типа integer. Но как описать эти числа в разделе описаний – как константы (const) или как переменные (var)? Все зависит от условия задачи. Мы можем числа A и B записать и как константы, и как переменные. Но в любом случае сумма S будет переменного типа, поскольку нам неизвестно её значение.

Итак, пусть дано значение чисел A и B, равное, например, 23 и 76 соответственно. Поскольку мы знаем значения наперед, то A и B будут типа const, а S опишем как var. Учитывая, что описание констант идет перед описанием переменных, раздел описаний в этом случае будет следующим:

Таким образом, тело программы будет состоять из вычисления суммы S и вывода её на экран. В паскале, чтобы вычислить сумму А и В, нельзя просто записать S = A + B; такая запись возможна, если надо проверить, не равно ли число S сумме A + B. А чтобы в переменную S записать значение суммы А + В, надо значение этой суммы «присвоить» переменной S, т.е. сумму А + В записать в то место памяти компьютера, которое выделено для переменной S. Это как бы «впихивание» значения одного числа в значение другого. Записывается присваивание так:

S := A + B;

Для вывода результата используется оператор вывода write с комментарием на экране

Объединяя наши 1)заголовок программы, 2)раздел описаний и 3)тело программы, получим небольшой код, который можно скопировать в PascalABC.Net или в другую версию Pascal:

После выполнения этой программы на экране мы увидим:

Решение верное.

Желание упростить и ускорить всевозможные расчеты присуще человеку с древних времен. Создавая различные приспособления для счета, человек прошел долгий путь. Сегодняшний компьютер способен выполнять сотни миллионов операций в секунду. Для решения вычислительных задач требуется сначала составить алгоритм их решения, а затем записать его в виде программы, используя какой-либо язык программирования.

Глава 2. Основы программирования на языке Pascal

2.1. Процедуры и функции в языке Pascal

Процедуры и функции в языке Pascal являются подпрограммами. Подпрограмма – это именованная часть программы, представляющая собой некоторое собрание операторов, структурированных аналогично основной программе. Подпрограммы не необходимы, но их наличие заметно облегчает работу программиста и увеличивает «ценность» кода[13].

Описываются подпрограммы между разделом описания переменных и началом тела основной программы. Так выглядит структура всей программы в Pascal[14]:

Program <имя программы>; { Заголовок программы }
Uses <имя 1, имя 2, … >; { Раздел описания модулей }
Label <метка 1, метка 2,…>; { Раздел описания меток }
Const <имя 1, имя 2,…>; { Раздел описания констант }
Type { Раздел описания типов }
<имя типа 1> = <определение типа 1>;
<имя типа 2> = <определение типа 2>;

Var <имя 1, имя 2,…>: <тип>; { Раздел описания переменных }
Procedure; {Раздел описания процедур}
Function; {Раздел описания функций}
Begin { Тело программы }
<операторы>
End.

Как уже было сказано ранее, подпрограммы в Pascal представлены в лице функций и процедур, которые могут быть встроенными и пользовательскими. Первые, как правило, изначально присутствуют в системе, а вторые создаются программистом. Нас интересуют в первую очередь пользовательские подпрограммы, работа со встроенными вызывает меньше хлопот.

После описания, подпрограммой можно пользоваться посредством ее имени. При этом управление из места вызова передается соответствующей подпрограмме.

Для передачи данных, после объявления имени подпрограммы, в круглых скобках необходимо указать параметры, которые в свою очередь можно разделить на передаваемые и возвращаемые. Передаваемые параметры – это переменные, которые подпрограмма получает из главной части программы, а возвращаемые – отдает (возвращает) ей[15].

Также различают формальные и фактические параметры. Те, что используются при вызове процедуры или функции называются фактическими, а формальные описываются в заголовке подпрограммы, и принимают значения фактических параметров. Формальные параметры должны совпадать типом и количеством с фактическими[16].

Чтобы стало понятно, где находятся те или иные части подпрограмм, рассмотрим общую форму записи процедур и функций:

Процедура:

Procedure <имя процедуры>(<формальные параметры>: <тип данных>);
Var
<локальные переменные>
Begin
. . .
End;

Вызов процедуры:
<имя процедуры>(<фактические параметры>);

Функция:

Function <имя функции>(<формальные параметры>: <тип данных>): <тип функции>;
Var
<локальные переменные>
Begin
. . .
<имя функции>:=<выражение>;
End;

Вызов функции:
<имя переменной>:=<имя функции>(<фактические параметры>);

В Pascal, также как и во многих других языках программирования, переменные по отношению к программе делятся на локальные и глобальные. Те, которые объявляются в основной части, называются глобальными, а в процедуре или функции – локальными. Локальные переменные в отличие от глобальных могут использоваться лишь внутри подпрограммы, к которой они принадлежат[17].

Теперь более детально рассмотрим в отдельности каждый вид подпрограмм.

Пользовательские процедуры. Процедура – это независимая совокупность операторов, выполняющих заданную последовательность действий, и определенных отдельно от основной части программы. Она начинается со служебного слова Procedure, после которого идет имя и заголовок процедуры. Остальная часть аналогична основной программе.

Напишем пример программы, показывающей принцип работы простой процедуры.

Программа выводит сумму целых чисел заданного диапазона. Имя процедуры прописано после служебного слова, определяющего, что создана именно процедура. Далее идет заголовок, где первые две переменные – это формальные параметры, в которые передается значение от фактических k и n. Переменная rez возвращает результат и называется параметром-переменной (определяются после слова Var), а k и n – параметрами-значений. Локальная переменная – i, она описана сразу после заголовка процедуры. Вызывая, в основной части программы процедуру sum, в качестве передаваемых параметров мы указали три целочисленных переменных. Заметьте, что их количество соответствует числу формальных параметров. Порядок также важен, т. е. в переменную pk передается значение переменной k, в pn значение n и т. д[18].

В вышеизложенном примере было бы вполне уместным не использовать параметр-переменную rez, а определить ее локально. В этом состоит различие между процедурами и функциями в Pascal.

Пользовательские функции. В отличие от процедур, функции могут быть задействованы в основной программе, лишь в каком либо выражении. Также для обращения к функции необходимо знать тип данных результата, возвращаемого ей[19].

Описание функций начинается со служебного слова function, вслед за которым идет ее заголовок, а дальше те же блоки, что и у процедуры.

Function <имя функции>(<формальные параметры>: <тип данных>): <тип функции>;
Var
<локальные переменные>
Begin
. . .
<имя функции>:=<выражение>;
End;

В вызываемую часть результат работы функции должен быть возвращен посредством имени последней. Это предусматривает хотя бы одно присвоение ей значения.

Допустим необходимо вычислить наибольший общий делитель двух целых чисел. Результатом решения данной задачи будет одно число, поэтому мы воспользуемся именно функцией.

В конце описания функции, ее имени присваивается значение, которое впоследствии примет переменная nod. Как видите, в функцию из основной части передаются только два фактических параметра (m и n), что соответствует количеству формальных параметров. И если в заголовке процедуры после слова Var можно указать переменные, также относящиеся к числу формальных параметров, то в функции эта обязанность лежит на ее имени, принимающем после своей работы какое-то значение.

2.2. Работа с циклами в Pascal

Иногда в программах, написанных на Паскале, приходится многократно выполнять одно и то же действие. Процесс, в ходе которого производится множество раз одно и то же действие, именуется циклом. Цикл называют арифметическим, если наблюдателю (пользователю) заранее известно количество повторений. Ниже представим синтаксис арифметического цикла:

Оператор for в приведенном примере вызывает оператор, который находится после do, по одному разу для каждого из значений в промежутке от значения1 до значения2.

Начальное значение, конечное значение и переменная цикла должны быть порядкового типа. При использовании слова to происходит увеличение значения переменной цикла на 1 при каждой следующей итерации цикла. Если применить слово downto, то произойдет уменьшение значения переменной цикла на 1 при каждой следующей итерации цикла.

Цикл называется итерационным, если заранее неизвестно количество необходимых действий. Итерационные циклы позволяют проверить некоторое условие. В зависимости от того, каков результат выполненной проверки, либо осуществляется выход из цикла, либо повторяется выполнение тела цикла.

Существует два типа итерационных цикла:

  • цикл с предусловием ( while … do … ), если проверка происходит непосредственно перед выполнением некоторого блока операторов,
  • цикл с постусловием ( repeat … until … ), если проверка происходит после выполнения некоторого блока операторов.

Рассмотрим каждый из этих циклов.

Цикл с предусловием Pascal.

Итак, циклы с предусловием имеют синтаксис:

 while <выражение>  do <оператор>

Оператор после ключевого слова do выполняется, пока логическое выражение (под ним понимается условие возобновления цикла) принимает значение true (истина).

Истинность этого логического будет проверяться всякий раз перед тем, как в очередной раз произойдет повторение оператора цикла. И когда логическое выражение примет значение false (ложь), то сразу производится переход к следующему за while оператору.

Оценка выражения осуществляется до выполнения оператора, т.е., если изначально это выражение принимало значениеfalsе, то оператор ни разу не выполнится. Как и в случае арифметического оператора, необходимо учитывать возможность использования только одного оператора после слова do.

Для выполнения группы операторов, используйте составной оператор. Простенький пример:

epsilon:=0.000001; while n > epsilon do n:=n/2;

Итерационный цикл с постусловием имеет формат:

Судя по синтаксису между словами repeat и until операторы многократно повторяются, пока логическое выражение принимает значение false. Когда логическое выражение примет значение true — всё, выход из цикла. Поскольку выражение проверяется после выполнения операторов, то хотя бы один раз выполнятся операторы. Для визуального восприятия короткий пример:

Еще одни очень важные операторы — это операторы завершения цикла. Выход из цикла для всех операторов, как правило, производится по окончании оператора цикла.  Но для этих целей можно использовать оператор выхода и оператор перехода. В Турбо Паскаль (версия 7.0) имеются следующие встроенные процедуры:

break      —  осуществляет безусловный выход из цикла,

continue  —  производит переход к началу новой итерации в цикле.

Мы знаем, что оператор безусловного перехода goto обеспечивает выход из цикла, но использовать его в этих целях не рекомендуется, поскольку для этого специально предназначены процедуры continue и break.

Заключение

Pascal был создан на базе ALGOL, языка программирования, который предназначался для научных вычислений. Изначально Паскаль создавался как учебный язык программирования. Он должен был иметь простой синтаксис, строиться на минимальном количестве базовых понятий и уметь переводить программы в машинный код простым компилятором.

Выдающийся успех языка Паскаль обусловлен рядом причин: Язык в естественной форме отразил самые важные современные концепции технологии разработки программ. Именно благодаря своей компактности, целостности и ортогональности понятий, язык программирования Паскаль оказался весьма легок для изучения и освоения. Несмотря на кажущуюся простоту языка, он оказался пригодным для достаточно широкого спектра приложений, для разработки очень больших и сложных программ, даже операционных систем. Паскаль весьма технологичен для реализации почти для всех (в том числе нетрадиционных) машинных текстур. Память экономится за счет определения типов (Byte, Integer и т.д.) Операторы языка позволяют не использовать метки, что действительно очень удобно. С легкостью можно написать рекурсивную программу. Встроенный ASSEMBLER, что действительно круто. Огромные библиотеки (UNITS) к языку. Практически нет глюков. Встроенный редактор + оболочка.

Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие: 1) заголовок; 2) раздел описаний; 3) тело программы.

Процедуры и функции в языке Pascal являются подпрограммами. Описываются подпрограммы между разделом описания переменных и началом тела основной программы. После описания, подпрограммой можно пользоваться посредством ее имени. При этом управление из места вызова передается соответствующей подпрограмме.

Для передачи данных, после объявления имени подпрограммы, в круглых скобках необходимо указать параметры, которые в свою очередь можно разделить на передаваемые и возвращаемые. Передаваемые параметры – это переменные, которые подпрограмма получает из главной части программы, а возвращаемые – отдает (возвращает) ей.

Также различают формальные и фактические параметры. Те, что используются при вызове процедуры или функции называются фактическими, а формальные описываются в заголовке подпрограммы, и принимают значения фактических параметров. Формальные параметры должны совпадать типом и количеством с фактическими.

В Pascal, также как и во многих других языках программирования, переменные по отношению к программе делятся на локальные и глобальные. Те, которые объявляются в основной части, называются глобальными, а в процедуре или функции – локальными. Локальные переменные в отличие от глобальных могут использоваться лишь внутри подпрограммы, к которой они принадлежат.

Далее нами были рассмотрены пользовательские процедуры и пользовательские функции.

Иногда в программах, написанных на Паскале, приходится многократно выполнять одно и то же действие. Процесс, в ходе которого производится множество раз одно и то же действие, именуется циклом.

Начальное значение, конечное значение и переменная цикла должны быть порядкового типа. При использовании слова to происходит увеличение значения переменной цикла на 1 при каждой следующей итерации цикла. Если применить слово downto, то произойдет уменьшение значения переменной цикла на 1 при каждой следующей итерации цикла.

Цикл называется итерационным, если заранее неизвестно количество необходимых действий. Итерационные циклы позволяют проверить некоторое условие. В зависимости от того, каков результат выполненной проверки, либо осуществляется выход из цикла, либо повторяется выполнение тела цикла.

Существует два типа итерационных цикла:

  • цикл с предусловием ( while … do … ), если проверка происходит непосредственно перед выполнением некоторого блока операторов,
  • цикл с постусловием ( repeat … until … ), если проверка происходит после выполнения некоторого блока операторов.

Еще одни очень важные операторы — это операторы завершения цикла. Выход из цикла для всех операторов, как правило, производится по окончании оператора цикла.  Но для этих целей можно использовать оператор выхода и оператор перехода. В Турбо Паскаль (версия 7.0) имеются следующие встроенные процедуры:

break      —  осуществляет безусловный выход из цикла,

continue  —  производит переход к началу новой итерации в цикле.

Мы знаем, что оператор безусловного перехода goto обеспечивает выход из цикла, но использовать его в этих целях не рекомендуется, поскольку для этого специально предназначены процедуры continue и break.

Список литературы

Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. М.: Мир, 1985. 406 с

Перминов, О.Н. Язык программирования Паскаль. Справочник / О.Н. Перминов. - М.: Радио и связь, 2015. - 128 c.

Ладанова Е.О. Оптимизация контента сайта с учетом предпочтений пользователей//Постулат. 2018. № 1.

Семашко, Г. Л. Программирование на языке паскаль / Г.Л. Семашко, А.И. Салтыков. - М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2015. - 128 c.

Ладанова Е.О. Обзор программных средств обработки текстов на русском языке//Постулат. 2017. № 12. С.100.

Сэм, А. Аболрус Программирование на Pascal / Сэм А. Аболрус. - М.: Символ-плюс, 2016. - 328 c.

Егунова А. И. Проектирование развивающего сайта молодёжных квестов / А. И. Егунова, Е. О. Ладанова, С. А. Ямашкин и др. // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 3. С. 292-298.

Ладанова Е.О., Ямашкин С. А. Семантический анализатор для выделения фактов из текстовых сообщений // Международный научноисследовательский журнал. 2017. № 12-5 (66). С. 95-97.

Зеленяк, О. П. Современный задачник по Турбо Паскалю / О.П. Зеленяк. - М.: ДМК Пресс, 2014. - 312 c.

Абрамов, С. А. Начала программирования на языке паскаль / С.А. Абрамов, Е.В. Зима. - М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2016. - 112 c.

Боон, К. Паскаль для всех / К. Боон. - Москва: Огни, 2014. - 192 c.

  1. Касторнова, В. А. Структуры данных и алгоритмы их обработки на языке программирования Паскаль / В.А. Касторнова. - М.: БХВ-Петербург, 2016. - 728 c.

Грызлов, В. И. Турбо Паскаль 7.0 / В.И. Грызлов, Т.П. Грызлова. - М.: ДМК, 2016. - 416 c.

Кореневская, О. В. Турбо Паскаль 7.0 / О.В. Кореневская. - М.: НТ Пресс, 2014. - 144 c.

Климова, Л. М. Pascal 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач / Л.М. Климова. - М.: КУДИЦ-Образ, 2014. - 528 c.

  1. Грызлов, В. И. Турбо Паскаль 7.0 / В.И. Грызлов, Т.П. Грызлова. - М.: ДМК, 2016. - 416 c.

  2. Кореневская, О. В. Турбо Паскаль 7.0 / О.В. Кореневская. - М.: НТ Пресс, 2014. - 144 c.

  3. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. М.: Мир, 1985. 406 с

  4. Перминов, О.Н. Язык программирования Паскаль. Справочник / О.Н. Перминов. - М.: Радио и связь, 2015. - 128 c.

  5. Ладанова Е.О. Оптимизация контента сайта с учетом предпочтений пользователей//Постулат. 2018. № 1.

  6. Семашко, Г. Л. Программирование на языке паскаль / Г.Л. Семашко, А.И. Салтыков. - М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2015. - 128 c.

  7. Ладанова Е.О. Обзор программных средств обработки текстов на русском языке//Постулат. 2017. № 12. С.100.

  8. Сэм, А. Аболрус Программирование на Pascal / Сэм А. Аболрус. - М.: Символ-плюс, 2016. - 328 c.

  9. Егунова А. И. Проектирование развивающего сайта молодёжных квестов / А. И. Егунова, Е. О. Ладанова, С. А. Ямашкин и др. // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 3. С. 292-298.

  10. Ладанова Е.О., Ямашкин С. А. Семантический анализатор для выделения фактов из текстовых сообщений // Международный научноисследовательский журнал. 2017. № 12-5 (66). С. 95-97.

  11. Семашко, Г. Л. Программирование на языке паскаль / Г.Л. Семашко, А.И. Салтыков. - М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2015. - 128 c.

  12. Перминов, О.Н. Язык программирования Паскаль. Справочник / О.Н. Перминов. - М.: Радио и связь, 2015. - 128 c.

  13. Грызлов, В. И. Турбо Паскаль 7.0 / В.И. Грызлов, Т.П. Грызлова. - М.: ДМК, 2016. - 416 c.

  14. Климова, Л. М. Pascal 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач / Л.М. Климова. - М.: КУДИЦ-Образ, 2014. - 528 c.

  15. Зеленяк, О. П. Современный задачник по Турбо Паскалю / О.П. Зеленяк. - М.: ДМК Пресс, 2014. - 312 c.

  16. Кореневская, О. В. Турбо Паскаль 7.0 / О.В. Кореневская. - М.: НТ Пресс, 2014. - 144 c.

  17. Абрамов, С. А. Начала программирования на языке паскаль / С.А. Абрамов, Е.В. Зима. - М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2016. - 112 c.

  18. Боон, К. Паскаль для всех / К. Боон. - Москва: Огни, 2014. - 192 c.

  19. Касторнова, В. А. Структуры данных и алгоритмы их обработки на языке программирования Паскаль / В.А. Касторнова. - М.: БХВ-Петербург, 2016. - 728 c.