Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие невербальных выражений человека

Содержание:

Введение

Человека, зачастую, можно понять по его невербальному поведению – это мимика, жесты, поза и т.д. В процессе общения, люди основное свое внимание обращают на невербальные проявления собеседника, именно они выступают показателем индивидно-личностных эмоций человека.[1]

Альбертом Мейерабианом было установлено, что на долю вербальных средств участвующих в передачи эмоций, приходится только 7 % от их общего объема, на звуковые средства (тон голоса, интонация звука) – 38%, и на невербальные средства порядка 55%. То есть, невербальные выражения не мене важны, чем вербальные.[2]

Невербальные средства общения человека – это такие, которые сигнализируют об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия собеседников. Они находят выражение в одежде, прическе, мимике, жестах, занимаемой позе человека. Умелое распознание и понятие их служит наивысшей степенью взаимопонимания в диалоге, ведь они позволяют понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества партнера.[3]

Актуальность темы не вызывает сомнений.

Объект. Эмоциональные проявления человека.

Предмет. Проявление эмоций человека с помощью невербальных средств выражения.

Цель. Изучение невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи:

1. Выполнить теоретический анализ невербальных средств коммуникации.

2. Охарактеризовать эмоциональные проявления человека.

3. Охарактеризовать способы выражения эмоций человека с помощью невербальных средств.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, посвященных рассмотрению невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. Понятие невербальных выражений человека

1.1 Невербальные эмоции

Наше внешнее поведение показывает то многое, что происходит у человека внутри (его мысли, желания, эмоции). К сожалению, распознать эти проявления – целая наука. Так, отдельные, едва заметные движения рук, глаз, изменение позы, могут свидетельствовать о различных настроениях, желаниях, помыслах собеседника.

В процесс общения между людьми неразрывно включены эмоции. Эта эмоциональная составляющая любого общения, неотделима от речи, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.

Необходимо сказать, что на протяжении длительного периода развития отечественной психологии многие исследователи недооценивали роль невербальных средств, как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностики. А ведь данная составляющая общения способа управлять им, влиять на его модальность, быть свидетелем проявлений затрудненного или незатрудненного разговора.

На данном этапе развития пред психологией стоит задача создания стройной концепции невербального общения, с учетом существенного разрыва между ее теоретическими и практическими знаниями. Что сегодня чрезвычайно сложно, т.к. психология невербального общения состоит частью психологической науки, а соответственно ей присущи все те особенности, которые характерны для всей психологии. Это в первую очередь относится к столкновению подходов, что сформировались в рамках естественнонаучного и гуманитарного знаний, конфликту идей прагматического и гуманистического направлений, дефициту адекватных исследовательских методов и практических технологий.[4]

В психологии, термин «невербальный» означает значительно больше, чем «не слово — движение тела». Достаточно сделать ссылку на то, что в самой психологии существует класс методов, которые имеют название «невербальные». Под такими методами подразумевается не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т.д.

Но если невербальное общение будет сведено лишь к комплексу движений тела, то возникает необходимость определиться – о каких движениях будет идтись речь.

Не секрет, что в психологии (да собственно и в других науках) изучаются произвольные и непроизвольные движения, предметно-изобразительные и танцевальные, ритуалы и спортивные (к примеру, акробатика), экспрессивные и т.д. Современные попытки определить круг движений, которые относятся к невербальному общению с точки зрения рассмотрения их как средств или способов передачи информации, эмоционального состояния, основываются на идеях Ч. Дарвина,[5] Р. Бердвистелла,[6] А. Шефлена,[7] Е. Холла,[8] П. Экмана[9] и т.д.

Нельзя отнести интерес психологов к невербальным проявлениям эмоциональных состояний человека как сиюминутным и прагматическим. Эта область психологического знания всегда привлекала к себе внимание, как теоретиков, так и практиков.

Существует целый ряд исследований, посвященных изучению невербальных проявлений эмоций человека (Ю.А. Алферов, М. Аргайл, Ж.Э. Амбарцумова, В.А. Барабанщиков, И.Н. Горелов,[10] В.Ф. Енгалычев, B.А. Лабунская,[11] А.А. Капнадзе, Е.А. Петрова,[12] П. Панферов, А. Пиз,[13] Д.А. Рамишвили, Р. Хорст.[14] О невербальной коммуникации и эмоциональном выражении подробно рассказано в работах В.А. Лабунской.

1.2 Выражение невербальных эмоций

Рассмотрим невербальные выражения более подробно.

Невербальные средства коммуникации (жесты, мимика, интонация, паузы, смех, слезы и т.д.) образуют целостную знаковую систему, которая дополняет и усиливает, а в ряде случаев и заменяет средства вербальной коммуникации – слова.

Во многих случаях то, как человек говорит, намного важнее слов, которые он произносит. Большинство невербальных проявлений человека относятся к врожденным свойствам личности, помогают ему взаимодействовать, добиваться взаимопонимания не только на эмоциональном, но и поведенческом уровнях.

С помощью невербального общения человеку предоставлена возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоит и научится пользоваться речью (в 2-3 года). К тому же, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, в результате чего он приобретает большую способность к межличностным контактам, открывая более широкие возможности своего развития.

Средства невербального выражения эмоций как своеобразный язык чувств, представляют собой продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в различных национальных культурах. К примеру, у болгар, несогласие со своим собеседником выражается кивком головы, у русского же такой жест будет воспринят в качестве согласия, а отрицательное покачивание головой, которое принято у русских, у болгар будет легко принято за знак согласия.

Разные возрастные группы для выражения одних и тех же ощущений, чувств могут использовать различные средства невербального общения. Например, детьми, плачь, очень часто используется в качестве средства воздействия на взрослых или как способ для передачи им своего желания и настроения. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо может быть передан их нередко встречающимся предупреждением: «Я не тебе плачу, а маме!»

Выделяют три основных вида невербальных средств передачи информации:

  • Фонационные. Сюда относится тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивая интонация, особенности с которым человек произносит звуки, заполняет паузы (э, мэ).
  • Кинетические. Это жесты, позы и мимика.
  • Графические. Эти средства невербального общения выделяются в особенностях письменной речи.

Одно из средств невербального общения, на которое человек обращает внимание в процессе внимания – это мимика.

Под ней понимают движения мускулатуры лица. Мимику ни в коем случае не следует путать с физиогномикой – наукой, которая судит о психических свойствах того или иного человека, по форме лица.

Согласно с утверждениями Дарвина, мимика человека начинает свой путь еще из мира животных. Так, животные и человек, обладают большим числом общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.д. Но, человеку присущи специфические чувства со своими мимическими выражениями – выражение вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и многие др. Много выразительных средства человека развилось из движений, которые в мире животных обладали приспособительным значением. Так, выражаемая человеком ненависть в виде приподнимаемой верхней губы, филогенетически имеет связь с устрашающим обнажением клыков у животных, что готовятся к борьбе.

Мимика имеет связь с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда и идет ее непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы.

К примеру, во время выражения недовольства, человек сжимает губы и вытягивает их вперед, морщит лицо – точно такие же движения производятся и тогда, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Такой пример свидетельствует о том, что большинство человеческих мимических выражений обладает генетической связью с органическими ощущениями.

Мимика человека может быть классифицирована в зависимости от характерных личностных черт человека:

  • Мимика, которой присуща сильная подвижность. Свидетельствует о присущей человеку оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений, получаемых от внутренних переживаний или легкой возбудимости от воздействия внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигнуть маниакального размера.
  • Мимика, которой присуща малая подвижность. Свидетельствует о постоянстве душевных процессов. Она указывает о наличии у человека редко изменяющегося или устойчивого настроения. Такая мимика вызывает ассоциацию со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Кроме того, малоподвижная мимика может производить впечатление созерцательности и уюта.
  • Мимика, которой свойственна монотонность и редкая смена форм. Если поведение человека идет в контексте с медлительностью и слабой напряженностью, – это может свидетельствовать о психическом однообразии или слабой импульсивности. Причиной этого могут быть меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность, что характерно для исключительно монотонных душевных состояний (скука, печаль, равнодушие, отупение, эмоциональная бедность, меланхолия) и вытекающего из них преувеличенно унылого преобладающего чувства депрессивного ступора (полная скованность).
  • Мимика, которая обладает сопряженностью. Основная масса мимических процессов включает в себя множество отдельных выражений. Выражения «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и т.д. говорят о том, что анализ возможен только в процессе наблюдения за отдельными выражениями и на основе выводов, делаемых при этом.

К примеру, можно выделить такие мимические движения:

  • мимика агрессивно-наступательная – гнев, злость и т.д.;
  • мимика активно-оборонительная – презрение, ненависть и т.д.;
  • мимика пассивно-оборонительная – покорность и т.д.;
  • мимика, обладающая ориентировочно-исследовательской направленностью;
  • мимика удовольствия-неудовольствия;
  • маскировочные выражения – мимика скрывающая истину, определенная двусмысленность, нечестность и т.д.

К неотъемлемому элементу мимики относится взгляд. Взгляд человека выступает в качестве одного из самых сильных раздражителей, который несет в себе большую информацию. Во время диалога с партнером, взгляд человека способен нести на себе синхронизирующую функцию, т.е. ритмика взглядов создает определенное русло диалога. При этом, тот кто говорит меньше смотрит на партнера, чем тот кто слушает. Но где-то за секунду до конца отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, давая своеобразный сигнал, о наступлении, его очереди говорить или оценивает, какое впечатление произвели его слова. Говорящий в данный момент, время от времени отводит глаза в сторону, делая попытку углубиться в свои мысли. Слушатель же подает глазами сигналы, свидетельствующие о том, как он относится к речи говорящего (одобрение – порицание, согласие – несогласие, радость – печаль, восторг – гнев). Глаза способны выразить всю гамму человеческих чувств.

Впечатление, которое может производиться взглядом, определяется просветом зрачков, положением век и бровей, конфигурацией рта и носа, общего состояния лица. Антрополог Эдуард Т. Холл утверждает[15], что многие восточные лидеры носят темные очки, чтобы собеседники не могли наблюдать за их реакцией по расширению зрачков. Учеными было установлено, что зрачки способны расширяться, когда человека что-то заинтересовывает. Холл утверждает, что о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Необходимо сказать, что сочетание этих признаков довольно разнообразно. О положительных эмоциях говорит увеличение числа обменов взглядами, отрицательных – сокращение этого количеств.

Другой важный элемент невербальной коммуникации – это жесты.

Жесты включают выразительные движения головой, рукой или кистью, совершаемые с целью общения.

Различаются такие жесты:

  • Указывающие жесты. Направлены в сторону предметов или людей, для обращения на них внимания собеседника;
  • Подчеркивающие или жесты усиления. Выступают в качестве подкрепления своих высказываний. Решающее значение при этом имеет положение кисти руки;
  • Демонстративные жесты. Связаны с положением дел;
  • Касательные жесты. Их целью служит установление социального контакта или желание получения знака внимания со стороны. Могут использоваться для ослабления значения высказываний.

Выделяют также:

  • Произвольные жесты. К ним относятся движения головы, рук или кистей, совершаемые сознательно. Такие движения, в случае когда производятся часто, способны стать непроизвольными жестами.
  • Непроизвольные жесты. Такие движения совершаются бессознательно. Они могут быть обозначены как рефлекторные движения. Таким жестам не нужно учиться. По большому счету, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все виды жестов способны сопровождать, дополнять или заменять какую-либо фразу говорящего. Жест, который сопровождает речь или отдельное высказывание относится, в большинстве случаев, к подчеркивающему и уточняющему.

Именно с помощью невербальных проявлений коммуникации человек способен ярко выразить свое эмоциональное состояние.

ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ

2.1 Проявления эмоций человека

В повседневной жизни каждому человеку приходится сталкиваться с различными ситуациями, которые, так или иначе, отражаются на его психологическом состоянии, иногда способствуя образованию депрессии или аффекту сознания. В качестве своеобразной защиты психики человека выступают невербальные проявления эмоций, с помощью которых он способен объяснить обществу свое настроение и дает возможность понять, как с ним необходимо общаться.

Экспертами-исследователями психологии было выделено шесть основных вариаций эмоционального состояния человека, которые классифицируются на позитивные и негативные, исходя из личностного восприятия окружающего мира.

Охарактеризуем их подробно.

  • Радость. Психофизическое состояние человека, в процессе которого можно наблюдать повышенную энергичность, заинтересованность в чем-либо, а также индивидуальное совершенствование, что выражается в физическом и духовно-нравственном направлении. Психологическими исследованиями доказано, что проявление радости способствует достижению успеха в трудовой и семейной деятельности человека, а поэтому психологами рекомендуется не сдерживать радостные эмоции, а искренне радоваться любому приятному событию.
  • Печаль. В отличие от предыдущей эмоции – радости, печаль приводит к проявлениям пассивности, негативному восприятию жизни, и даже способна толкнуть на суицидальную склонность. Удерживать в себе такие проявления эмоций категорически запрещено, т.к. грустное настроение способно привести к физическим недомоганиям (головная боль, расстройство желудочно-кишечного тракта и т.д.).
  • Гнев. Относится к экспрессивному состоянию человека, способному разрушить психологическое равновесие. Проявляется в виде агрессии, повышенного голоса и физической активности. Человек, под действием злости и гнева способен разрушать, уничтожать, бить и т.д. Если, например, под руку попадется мебель, то под действием гнева она может быть разрушена, как и другие окружающие человека предметы. Зачастую такое поведение сопровождается состояние аффекта, при котором может наблюдаться временная амнезия, помутнение разума или неуравновешенность действий.
  • Страх. Эмоциональное поведение человека, которое сфокусировано на определенном факторе, который определенным образом влияет на его психологическое равновесие, а так же способствует сердечнососудистым недомоганиям, т.к. страх регламентируется нервной системой и человеческим подсознанием.
  • Удивление. Значительно короткая, во временном соотношении, эмоция, в отличие от всех предыдущих, которая вызывает своеобразную заторможенность сознания. Проявление эмоции удивления сопровождается резким движением тела человека, расширенными зрачками и сфокусированным вниманием на каком-то определенном объекте.
  • Стыд. Результативная эмоция человека, что основывается на сознательном восприятии личностного поведения. Вызывает повышенное кровообращение с последующим покраснением лица, физическую пассивность и контрольное пересмотрение своей самооценки, в зависимости от сложившейся ситуации.

Необходимо сказать, что разные люди проявляют эмоции по разному. В этом случае говорят о такой личностной характеристике, как эмоциональность. Чем больше способен человек выражать свои эмоции посредством мимики, жестов, голоса и двигательных реакций, тем больше у него выражена эмоциональность. В то же время, отсутствие внешнего проявления эмоций совсем не говорит об их отсутствии, т.к. человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может привести к длительному психическому напряжению, которое отрицательно повлияет на состояние здоровья.

Люди различаются также и по степени эмоциональной возбудимости: одни способны эмоционально реагировать на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные. Тут можно вспомнить распространенные и не совсем правильные представления о вспыльчивых южанах и невозмутимых жителях северных стран. Кроме того, одни люди склонны частому переживанию положительных эмоций, другие — отрицательных.

Имеются несколько основных признаков, по которым можно определить психофизическое состояние человека, с которым ведется беседа.

  • Характер голоса. Определенная окраска голоса, так например, повышенная интонация или наоборот, тихая речь выдает эмоциональное состояние человека.
  • Ритмичность. Физические действия также являются определительным фактором психологического поведения людей. Активная деятельность символизирует позитивные эмоции, а малоподвижный образ жизни выражает негативное восприятие общества.
  • Мимика. Помимо глаз, которые однозначно рассказывают окружающим эмоциональное состояние человека, психологическое настроение выдает мимика лица, выражающаяся в улыбке, сформированных фигурах бровей и в вариациях сжатия губ.

Рассмотрим подробно способы выражения эмоций человека при помощи вербальных проявлений.

2.2 Способы выражения эмоций человека с помощью невербальных средств

Изучением невербальных средств выражения эмоционального состояния человека занимаются такие научные дисциплины, как физиогномика и кинесика. Физиогномика связана с определением типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характерных особенностей строения лица и его выражения. Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения человека), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.[16]

Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждое выражение лица — это сокращения многих лицевых мышц. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций.

Мимику можно анализировать не только по ее произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, т.е. по отдельным зонам — лоб, рот, глаза — и в целом.

Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная — слабая мимика, неопределенная — красноречивая мимика, беспорядочная — гармоничная мимика, стереотипная — индивидуальная мимика, а также с учетом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы. Перечислим типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных у представителей всех народов и культур). [17]

1. ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.

2. ПРЕЗРЕНИЕ: бровь приподнята; лицо вытянуто; голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; рот закрыт, уголки губ опущены; глаза тусклые и сужены.

3. СТРАДАНИЕ: брови сведены; глаза тусклы; а внешние углы губ несколько опущены; лицо застывшее.

4. СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.

5. УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.

6. РАДОСТЬ: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.

7. СТЫД: желание спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в сторону, глаза у стыдливого человека устремляяются в сторону или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда.

Весьма выразительны в мимической палитре губы и брови.[18] Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечатление от собеседника. О защите в форме гнева или злобной ярости говорят щелеобразно в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание ш-ш-ш. При сильном удивлении рот открывается максимально. Часто сопровождается выпученными глазами, которые, не понимая, смотрят на причину удивления.

Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Фиксировано скривленный в одну сторону рот говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению. Наморщивание носа усиливает выражение отвращения, недовольства, неприятного ощущения, противоречивости.

По разному можно интерпретировать смех человека. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смущение, фальшь и т.п. Чем свободнее и непринужденнее кажется улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости. Для выражения различных чувств человек активно использует брови.

Наморщенные брови обычно выражают гнев, напряжение, критику, неудовольствие, бешенство и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.

Язык жестов также богат на способы выражения человеком самых разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим. Большинство людей используют в процессе общения жесты и язык тела в дополнение к словам.

Многие жесты используются людьми подсознательно. По физической природе жесты делятся на головные и мануальные (ручные).

Мануальные жесты подразделяются на жесты, которые выполняются одной рукой или двумя руками, и жесты, различающиеся по активно используемой части руки (кистевые, локтевые, пальцевые, плечевые, смешанные).

По характеру воздействия на адресата жесты делятся на:

  • визуальные;
  • визуально-акустические;
  • визуально-тактильные;
  • визуально-акустическитактильные жесты.

Основными являются визуальные жесты, поскольку реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную.

Например, кивок головой в знак согласия значительно опережает словесный утвердительный ответ.[19] В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических систем — жесты-знаки и жесты-сигналы.

Жесты-знаки — это преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации.

Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя).[20]

Например, в зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Если кисть руки разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение к адресату. Из-за чувства страха угрозы или беспомощности хочется за что-то ухватиться, следовательно, рука что-то берет или делает движение в этом направлении. Сильный удар ладонями или костяшками пальцев по столу бывает при удивлении, нежелании, гневе. Лицо закрывают ладонями при чувстве смущения, либо стыда. Касание носа происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, то есть когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию. Если взрослый человек кладет палец в рот или прикладывает его к уголку рта и если наблюдаются дополнительные симптомы концентрации внимания, то тем самым выражаются удивление, неожиданность, замешательство, растерянность. Когда рука подносится к глазам (к лицу), то этот жест означает отвращение, боль. Когда рука прикрывает рот — это жест удивления. Неопущенная голова — жест внимательного слушания. У радостного человека на лице улыбка, зрачки расширены, он искренен и открыт, его руки раскрыты ладонями вверх. «Закипающий» от гнева человек сжимает кулаки или пощипывает ладони. На лице выступают испарина, пот, иногда пятнами краснеет лицо.

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные.

Натуральные жесты (естественные и потенциально естественные) употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения.

Конвенционные жесты (условные, символические) относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К таким жестам относятся, например, тайный язык жестов кочевых народов, язык жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т.д.).

Дактилологические жесты — своеобразная форма речевого общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку.

Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.[21]

Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только конкретной коммуникативной ситуацией, отношениями между коммуникантами (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рассказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и т.д.

Таким образом, каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она характеризуется формально-динамическими особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество жестов) и содержанием (индивидуальный жестовый тезаурус личности, включающий типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут меняться при изменении эмоционального состояния человека.

При сильных эмоциональных переживаниях количество жестов увеличивается, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости. Жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции. При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов (они увеличиваются). При неформальном общении в большей степени проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном — жестовый язык приближается к национально-культурному нормативу.

В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом коммуникации.

Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого-то — другие. В одном случае важна мимика, в другом — жест.

Например, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе — обнимают за плечи. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи.[22]

Жесты могут:

1) выражать то же, что и речь;

2) выражать нечто, что противоречит содержанию речи;

3) предвосхищать значения, переданные речью;

4) акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;

5) быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

6) сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи;

7) заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение адресанта продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);

8) заменять отдельное слово или фразу;

9) с опозданием дублировать содержание вербального сообщения.

Таким образом, при определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.

Заключение

Несмотря на то, что невербальные выражения человека, в большинстве случаев, остаются незамеченным при диалоге, именно они отражают в полной мере эмоциональное состояние и являются одним из главных способов взаимодействия с собеседником для передачи огромного объема информации. Но для осуществления правильной интерпретации необходимо учиться их расшифровывать.

Но учиться расшифровывать это лишь половина дела. Важное значение также имеет умение более умеренно выражать свои эмоции, в особенности, когда это относится негативу.

Эмоции в широком смысле, слова — это психофизиологический феномен, а поэтому о переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным peaкциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека, а соответственно по мимике можно выяснить какие эмоции владеют человеком в данный момент.

В работе было обработано множество источников информации, так или иначе дающих ответ на вопросы, связанные с пониманием и адекватной реакцией на невербальные проявления эмоциональных состояний человека в процессе общения. Многие из них наглядно объясняют, почему люди реагирует на те, или иные действия по-разному, основываясь, в большинстве случаев, на инстинктивно построенных действиях, которые связаны с реакцией на мимику, выражение лица или позу, через которые партнер диалога получал невербальную информацию.

Зачастую реакция на весьма инстинктивные действия, что совершаются в повседневной жизни, заранее известны, т.к. подсознательно человек поступает почти всегда одинаково. Человек не способен принимать не свойственные позы, заранее не думая об их изменении, при выполнении и (или) осмыслении конкретных событий.

Несмотря на ряд исследований в области невербальных проявлений эмоциональных состояний, эта тема продолжает быть еще малоизученной, не смотря на ее важность. Поэтому необходимо дальнейшее изучение этого вопрос, чтобы научить человека невербальному проявлению его эмоционального выражения и «раскодирования» невербального поведения.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева // Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.

2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов // - М.: Наука, 1980.

3. Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных. - http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BIO/DARWIN/EMOTIONS/EMOTIONS.HTM, дата обращения – 5.02.16.

4. Знак, Е.К. Читать человека — как книгу. - Минск; М., 1995.

5. Е.И. Ильин. Эмоции и чувства. – СПб Питер, 2001.

6. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю. Русский язык и культура речи. Учебник. ООО «Издательство Проспект», 2014.

7. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская // – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986.

8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская // - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

9. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2003.

10. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. – СПб.: «прайм ЕВРОЗНАК», 2004.

11. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2007.

12. Петрова Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности [Текст] / Е.А. Петрова, А.А. Родина//Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2004.

13. Пол Э.«Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»: Питер; СПб; 2010.

14. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст // - М.: АО «Интерэксперт», 1996.

15. П. Экман, У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. С-Пб.: Питер, 2010.

  1. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

  2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю. Русский язык и культура речи. Учебник. ООО «Издательство Проспект», 2014.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева// /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.

  4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

  5. Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных. - http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BIO/DARWIN/EMOTIONS/EMOTIONS.HTM, дата обращения – 5.02.16.

  6. Пол Э.«Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»: Питер; СПб; 2010.

  7. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. – СПб.: «прайм ЕВРОЗНАК», 2004. - С. 23.

  8. Е.И. Ильин. Эмоции и чувства. – СПб Питер, 2001. – С.633-634.

  9. П. Экман, У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. С-Пб.: Питер, 2010.

  10. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 1980.

  11. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская// – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986.

  12. Петрова Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности [Текст] / Е.А. Петрова, А.А. Родина//Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 81 - 84.

  13. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2007.

  14. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст// - М.: АО «Интерэксперт», 1996.

  15. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. – СПб.: «прайм ЕВРОЗНАК», 2004. - С. 234.

  16. Знак, Е.К. Читать человека — как книгу. — Минск; М., 1995. - С. 12.

  17. Знак, Е.К. Читать человека — как книгу. — Минск; М., 1995. – с. 20-106.

  18. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2003. - с. 35–43.

  19. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2003. – С. 46.

  20. Там же. – С. 43.

  21. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2003. – С. 43.

  22. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2003. – С. 42.