Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Правовая культура (Понятие, структура и роль в правовой системе общества)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа.

Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры.

Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что среди правовых явлений правовая культура, безусловно, представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура - один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы.

Цель исследования: комплексное изучение сущности, структуры, видов и типов правовой культуры, выявление особенностей проявления правовой антикультуры, определение путей преодоления правового нигилизма и правового фетишизма.

Объект исследования: теория государства и права.

Предмет исследования: теоретические аспекты правовой культуры и проблемы правового нигилизма и правового фетишизма.

Исходя из цели, объекта и предмета, можно выделить задачи исследования, такие как:

  1. раскрыть понятие, структуру и выделить функции правовой культуры;
  2. дать определения, выявить источники и формы выражения правового нигилизма и правового фетишизма;
  3. определить пути преодоления правового нигилизма и юридического фетишизма.

Методологической основой исследования выступили труды таких ученых, как: В. Н. Гуляихина, С. А. Комарова, А.В. Малькова, М. М. Рассолова, О. Ф. Скакуна, а так же источники сети Интернет по данной теме.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Глава I. Правовая культура: понятие, структура и роль в правовой системе общества

Основные подходы к пониманию правовой культуры

Прежде чем перейти к рассмотрению сущности правовой культуры необходимо определить, что подразумевает под собой понятие «культура».

Культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и этического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). В более узком смысле - сфера духовной жизни людей.[1]

В общеупотребительном смысле понятие «культура» связано с опытом человеческой деятельности, которая накапливается и передается последующим поколениям как в виде материальных предметов (материальная культура). Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов.

Правовая культура является частью общей культуры общества. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Она выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами. Ее основанием выступает свойство человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми.[2]

Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, то есть знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура - нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений.[3]

Профессор А.Б. Венгеров определяет правовую культуру как «более высокую и емкую форму правосознания». Существенным недостатком данной трактовки является игнорирование деятельности субъектов, обладающих правосознанием, и ее результатов. Правосознание - это лишь одна из характеристик правовой культуры. Нельзя считать правильным и включение в определение правовой культуры факторов, влияющих на последнюю.[4]

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы.

Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны и всегда предполагает оценку качества правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Данное понятие можно рассмотреть в двух основных значениях - узком (правовая культура личности) и широком (правовая культура общества).

Правовая культура в узком смысле это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение навыками правомерного поведения, умение использовать свои права. Изучение понятия правовой культуры личности особенно активизировалось в связи с признанием теории прав человека и правового государства. Это привносит в понятие «правовая культура личности» гуманистические начала.

Правовая культура в широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, высокоорганизованная юридическая практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Исходя из выше изложенного, можно выделить основные черты правовой культуры, такие как:

  1. Принадлежит к конкретному этапу исторического развития общества, права и государства.
  2. Представляет собой определенную совокупность накопленных ценностей в сфере правового регулирования общественных отношений.
  3. Отражает уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом.
  4. Объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, а также уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.[5]

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе:

  1. Ясные законы.
  2. Совершенную законодательную технику.
  3. Развитую правовую науку.
  4. Высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.[6]

Обобщив выше изложенное, можно сделать вывод, о том, что правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, высокоорганизованная юридическая практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности

Так же, она представляет собой качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.

1.2. Структура, виды и уровни правовой культуры

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты, юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, такие как: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов (см. Приложение 1)

Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, элементы правовой культуры выступают составными компонентами нескольких различных систем.[7]

А. П. Семитко считает, что элементами (подсистемами) правовой культуры являются уровневые состояния, то есть, «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как:

1. Правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание).

2. Правовая деятельность (теоретическая и практическая).

3. Правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты).

4. Субъект - носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды).

Другие авторы (В. И. Каминская, А. Р. Ратинов, Н. М. Кей-зеров) в состав правовой культуры включают: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правового поведения, правосознание, правовое поведение, правовые учреждения.[8]

Правовая культура - многоуровневое понятие. В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

  1. Правовая культура общества.
  2. Правовая культура личности.
  3. Правовая культура профессиональной группы.[9]

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.[10]

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности (общая и специальная - профессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от ряда факторов:

  1. Степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества.
  2. Специфики профессиональной деятельности.
  3. Индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.[11]

Правовая культура личности предполагает:

  1. Наличие правовых знаний, юридический информации. Информированность была и обстается одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез).
  2. Превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерною поведения (эмоционально-психологический срез).
  3. Готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои нрава в случае их нарушения (поведенческий срез).[12]

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальном жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения и нем как о социальной ценности, а главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Другими словами, правовая культура личности - это позитивное правовое сознание в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта - ее важная составная часть.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены нормами права.

Таким образом, можно выделить наиболее характерные черты (слагаемые) правовой культуры личности являются:

1. Достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания.

2. Знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение).

3. Соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта.

4. Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними.

5. Правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами.

6. Правовая активность, то есть целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействие беззаконию, поддержание правопорядка и законопослушания в обществе, преодоление правового нигилизма.

Профессиональная правовая культура или правовая культура профессиональной группы - одна из форм правовой культуры общества, свойственная той общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности.[13]

Уровни правовой культуры:

  1. Обыденная.
  2. Профессиональная.
  3. Доктринальная.

Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.

Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.[14]

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что виды правовой культуры - обусловленные особенностями духовно-культурного, правового развития социальной общности, факторами социализации и другими причинами типологические проявления правовой культуры.

Функции правовой культуры

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а так же степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.[15]

Из определения следует, что правовая культура - определённое «качество» правовой жизни общества, уровень его развития, складывающихся в том или ином состоянии пребывающих (с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.[16]

Правовой культуре присущи свои функции. Эти функции представляют собой основные направления ее воздействия на общественные отношения и их участников. Среди них:

  1. Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.
  2. Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.
  3. Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.
  4. Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.
  5. Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.[17]

Итак, главные задачи функций правовой культуры состоят в том, чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание сотрудников органов внутренних дел, обеспечить их достоверной и оперативной информацией, практически вовлечь их в правовые процессы и дать необходимый нормативный и ценностный инструментарий для квалифицированного решения правовых вопросов на уровне своей деятельности.

Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод, о том, что правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Данный прогресс подразумевает создание собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека), обогащающих личность, и представление обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.

Правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей, организмом, все элементы которого (нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы) обладают качествами продуктов человеческого духа, исторического отбора, труда, жизненной апробации. Данный вид культуры - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы.

Глава 2. Понятие, источники и формы выражения правового нигилизма и правового фетишизма

2.1. Правовой нигилизм

правовой культуры правовой нигилизм, то отрицательное отношение к закону и правовым организации общественных

Профессор С. С. Алексеев что рассматриваемый феномен, представляет отрицательное отношение к закону и правовым организации общественных [18]

Профессор Венгеров две точки относительно правового «правовой нигилизм - это, во- характеристика определенных деформированных сторон это та идеологическая и часть правосознания, резко критически, относится к требованиям и соблюдения права. Во- правовой нигилизм и антипод - законность - не только сфера жизни общества, правового сознания. еще и характеристика реального состояния ».

В первом случае противопоставляет в правосознании нигилизму законность, реализуется в соблюдении и права, в укреплении в понимании культурной и ценности права. Во случае профессор что нигилизм - состояние общества, не только психологическую, но и характеристику. При правовой нигилизм достичь таких которые повлекут за разрушение правовой - и правотворческих, и правоприменительных ее [19]

Профессор В. Н. Пристенский данную проблему в философском, а не в юридическом «Философский подход к не подменяет юридического, выражает и реализует философии, ее угол и тем самым последними. Что и что должна философия в праве? По видимости, то, что открывает в мире целом (а право - фрагмент его, оно не собственной логики, от логики мира), - самого глубокого субстанцию. Этим и подход. Он состоит в определения субстанции его самых детерминант, коррелятов (и самым критерия), лежащих за его Результатом данного является то или понимание права. проблема определения прав, его может быть как проблема понимания».[20]

образом, правовой может быть как состояние сознания, для характерны: юридическая то есть отсутствие знаний; негативная права (отрицание социальной ценности) и навыков и стереотипов и противоправного поведения.

признаками нигилизма интенсивность, категоричность и отрицания с преобладанием чаще всего начала. Здесь гипертрофированное, явно сомнение в известных и принципах. При как правило, наихудшие способы граничащие с антиобщественным нарушением моральных и норм.

М.Б. Смоленский некоторые общие, характерные черты правового нигилизма, которых:

1. Правовой характеризуется массовостью. Так, нигилизм в России не только среди но и в официальных кругах: в структурах, в исполнительной и ветвях власти, в органах;

2. Явно демонстративный и неконтролируемый Также правовой характеризуется оппозиционной

3. Проявляется в самых формах. Он может как легитимным, и криминальным, проявляться «внизу», так и «» общества, как на уровне, так и в слоях (см. Приложение 2

Исследователи данного выделяют ряд возникновения правового среди которых:

1. характер государственной

2. Особенность исторического государства.

3. Использование законодательства.

4. Пробелы в в правовой системе.

5. административно-командных в политической и экономической общества.

6. Отсутствие в демократических и правовых

7. Переходный период, вызвал трудности в системе.

8. Несовершенное судебной и правоохранительной [21]

Правовой нигилизм в следующих формах:

1. и прямое нарушение а также подзаконных (преступление).

2. Массовое и нарушение правовых

3. Распространение в обществе психологии, настроений, а появление норм, оправдывают антиправовое человека; прямая жестокости и насилия.

4. «законов»: создание правовых актов, является параллельной по к системе законодательства; между законодательством центра и законодательством разработка и издание государственного управления ветвей власти актов, которые по содержанию взаимоисключающими.

5. нарушения прав и человека и гражданина.

6. авторитета судебных и органов.[22]

Исходя из понятия «правового » и представленных форм выражения, можно признаки, такие как:

1. распространение и повсеместность.

2.

3. Наличие в государстве форм его

4. Дополнение другими нигилизма (в частности, нравственным).

5. Соединение с разными формами

6. Распространение нигилизма в массовой информации, кинофильмах.[23]

Таким исходя из вышеизложенного, сделать вывод, о том, правовой нигилизм - порождённое социальной активное или отрицание установленных правовых норм, прогрессивному развитию и способное стать средой для противозаконных деяний.

2.2. фетишизм

Правовой является полной правового нигилизма.

(от лат. fetiche - идол, ) означает наделение -нибудь сверхъестественными безусловное его и «слепое поклонение». фетишизм заключается в роли права в общества и в преувеличении реальных регулятивных [24]

Правовой фетишизм такие же древние что и правовой однако отличается от Если правовой означает недооценку то правовой фетишизм - переоценку. В основе фетишизма так же, и правового нигилизма, дефицит правовой юридическое невежество и правосознание. Поэтому являются как бы сторонами одной [25]

Необходимо отметить, в отличие от правового фетишизму в научных уделяется меньше Связано это с тем, он менее распространен, заметен и не так в глаза. Среди ученых, в последние изучавших сущность социального явления, отметить Н.И. Матузова, В.И. В.М.

Баранова и некоторых Анализ их научных и работ показывает, они не придерживаются трактовки понятия явления и обозначают различными терминами.

И.М. полагает, что правовым фетишизмом понимать переоценку в разнообразных сферах преувеличение его возможностей в регулировании отношений.

В.М. Баранов, В.И.  В.Р. Петров считают, речь в данном должна идти о роли не только но и иных юридических и институтов в решении задач. По мнению В.И.  правовой фетишизм собой «гипертрофированное (в абсолют) понимание юридических средств в социально-экономических, и иных задач учета их реальных [26]

Недостаток указанного заключается в том, что он в некоторой степени характер. Так, не совсем что имеют в авторы под «институтами» и «юридическими ».

Весьма оригинальную и позицию по поводу правового фетишизма В.В. Никитяева, ученый правовой фетишизм не а дефектом правосознания.[27]

В указанные трактовки фетишизма, несмотря на их отличия, правильно его природу, как выделяют его признак - роли права и институтов, деформированное о его значимости в общества. Недостатком определений, является то, в них не выделяются признаки этого

Наиболее существенными правового фетишизма

1. Представляет собой юридической антикультуры.

2. не только в правосознании (о пишут многие ), но и правомерном и противоправном субъектов.

3. В качестве могут выступать юридические ценности и (например, идеи, принципы, нормы, и противоправные акты).

4. сущность заключается в и абсолютизации разнообразных явлений в решении политических, социальных, экологических, демографических, организационных, юридических и задач.

5. Негативно на разнообразные сферы и общественной жизни.[28]

признаки правового дают возможность раскрыть его а также отграничить от таких смежных какими выступают нигилизм, правовая и правовые иллюзии.

между правовым и правовым нигилизмом в том, что если представляет собой и недооценку правовых идей, ценностей и то первый выражается в их в возведении в абсолют.

фетишизм следует и от правовой демагогии. правовой фетишизм собой возведение в роли права и институтов в регулировании отношений, то правовая - это обманное отдельного лица различных объединений на чувства, знания и доверяющих им людей ложного или извращенного представления действительности. Правовой выступает формой правосознания, которая распространяться в самых слоях общества и как на индивидуальном, и на групповом и общесоциальном В отличие от него, демагогия - это вид социальной сфера распространения значительно уже. Ей подвержен меньший круг Субъект правовой - это манипулятор чувств, для в определенный период «культ закона» быть методом, достижения поставленной То есть правовой в определенных случаях выступать средством демагогии.

Правовой следует также от правовых иллюзий. выражается в абсолютизации права и правовых в регулировании общественных что предполагает правильных понятий в Правовые же иллюзии - изначально ошибочные и представления о роли в жизни общества.[29]

На этапе проявляются свойства правового в частности, в гипертрофировании, идей демократии, концепции прав под эгидой которых грубо государственный суверенитет, насильственные, боевые в отношении целых разрушаются государства, культурно-нравственные общества, уничтожаются мирового культурного Таким образом, гуманизма и прав убивают человека.

образом, можно вывод о том, что фетишизм, как идолопоклонство, ведет к системы ценностей Антиценности не просто борьбу с ценностями, занимают место присваивают себе их качества, наделяют их негативными признаками и, следствие, стремятся их либо заключить () в некое «гетто», резервацию.

Эти и формы проявления фетишизма, в том обожествление права и ему сверхъестественных играют такую же роль, как и роли права в общественных отношений. борьба с различными проявления правового должна осуществляться вместе с преодолением форм проявления нигилизма. Обществу преодолеть как нигилизм, так и фетишизм, которые друг друга.

преодоления правового и юридического фетишизма

В связи с политическими, социальными, культурными и изменениями, которые сегодня во всем возникает угроза правосознания, различного деформаций: правового правового фетишизма. аспекты девальвации на сегодняшний день самыми распространенными.

преодоления данных явлений следует следующие меры:

- меры;

- социально-меры;

- духовно-меры.[30]

Правовой и правовой фетишизм преодолеть только в одними и теми же которые являются по своей природе и воздействовать на решение двух проблем. ученые формулируют по-разному, но суть у одна и та же: устранение условий этих предотвращение роста структур и преступности в правовое воспитание и повышение уровня и правовой культуры.

преодоления правового и правового фетишизма быть различные, решать эти следует комплексно, их взаимосвязь.[31]

Таким основными мерами с указанными явлениями

  1. Ужесточение контроля за различных подзаконных законам и Конституции;
  2. торжества законности и на всех уровнях и общественной жизни;
  3. механизма реализации норм с помощью
  4. Преодоление самоустранения от процессов самоорганизации формирования новых коллективного решения
  5. Обеспечение повсеместного юридического образования;
  6. авторитета и культуры
  7. Создание комплексной базы по преодолению нигилизма в обществе.

меры призваны качественно обновленную -правовую среду, и утвердить веру в право. Однако подчеркнуть, что нигилизм и правовой настолько глубоко в современной жизни, прочно завладели людей, что его оттуда в время не представляется Можно, лишь ослабить его решительно действуя по направлениям.

1. Необходимо прекратить «войну » на федеральном и региональном В масштабе всей законы и иные акты должны приведены в соответствие и друг другу. На же регионов все нормативно-правовые должны строго федеральным.

2. Необходимо обеспечить качество законов.

3. Укрепить во всех сферах.

4. В правоохранительных органов необходимо обеспечить законности - без ни в одну, ни в другую

5. Повысить роль

6. Нужно немедленно волюнтаристкий стиль и властвования - никаких «» методов, никаких «» через право - закон и все только на его

7. Надо все усовершенствовать механизмы правовых норм, прежде всего на процедуры.

8. Обеспечить с коррупцией

9. Повышения правовой культуры общества

10. И, наконец, СМИ и прессу повести активное на противоправные поведенческие проповедуя всеобщую (начиная с верхних власти).

При этих действий в возможно, не только наше общество от негативных явлений, но и от губительных последствий и стабильность в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая культура - явление сложное и многогранное. Даже в определении его понятия и системы нет единства. Оно характеризуется наличием различных видов, функций, проявляется на различных уровнях.

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой на всем протяжении его развития, она включает в себя опыт предшествующих поколений нации, а также других культур мира.

Понятие «правовой культуры» используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, законность, правопорядок, законотворческую, правоприменительную, всю юридическую деятельность.

Основная цель правовой культуры заключается в формировании, как отдельной личности, так и общества в целом. Являясь элементом правосознания, правовая культура активно воздействует на общественное бытие, присущие ей идеалы, нормы, принципы, традиции могут способствовать консолидации людей, концентрации их усилий на формирование правового государства.

В настоящее время в связи с политическими, экономическими, социальными, культурными и иными изменениями, которые происходят сегодня во всем мире, возникает угроза нестабильности правосознания, различного рода деформаций правовой культуры: правового нигилизма, правового фетишизма. Эти аспекты девальвации права на сегодняшний день являются самыми распространенными.

Правовой нигилизм - это порождённое социальной средой активное или пассивное отрицание установленных государством правовых норм, препятствующее прогрессивному развитию общества и способное стать питательной средой для совершения противозаконных деяний.

Правовой фетишизм, как любое идолопоклонство, ведет к перерождению системы ценностей человечества. Антиценности не просто ведут борьбу с ценностями, они занимают место последних, присваивают себе их положительные качества, наделяют их своими негативными признаками и, как следствие, стремятся их уничтожить либо заключить (локализовать) в некое «гетто», духовную резервацию.

Пути преодоления правового нигилизма и правового фетишизма могут быть различные, однако, решать эти явления следует комплексно, учитывая их взаимосвязь. Прежде всего необходимо пересмотреть всю систему государственных отношений с обществом, пытаться изменить правосознание граждан, целиком и полностью это невозможно, но к этому необходимо стремиться и принимать необходимые меры в этом направлении.

Таким образом, цель курсовой работы, которая была поставлена мною ранее, я считаю рассмотренной и достигнутой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Научная и учебная литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. - М.: Финансовый контроль, 2014. - 163 c.
  2. Бабаева В. К. Теория государства и права: учебник / В. К. Бабаева. - 3 изд. - М.: Юрайт, 2014. - 376 с.
  3. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие / В. Н. Караташов. - Т. II. – Ярославль: ЯрГУ, 2016. - 324-326 c.
  4. Комаров С. А. Теория государства и права / С. А. Комаров, А. В. Мальков. - СПб.: Издательство Юридического института, 2013. - 384-389 с.
  5. Лазарев В.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2013. – С. 137-139.
  6. Лопухов А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - 7-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 437- 438 с.
  7. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. . - М.: РАНХиГС, 2016. - 345-348 с.
  8. Митина С.И. Теория государства и права / С. И. Митина. - НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2013 - 93 с.
  9. Перевалов В. Д. Теория государства и права / В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2013. - 247 с.
  10. Рассолов М.М. Теория государства и права / М. М. Рассолов. - М.: Юрайт, 2014. - 624-628 с.
  11. Скакун О.Ф. Теория государства и права: учебник / О. Ф. Скакун. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2013. - С. 74; 77-78.

Диссертации

  1. Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления: Дис. канд. юр. наук: 12.00.01- Защищена: 267402, Саратов, 2013. - 26 с.

Периодические издания

  1. Берзегова С.А. Пути преодоления правового нигилизма // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. № 1. - С. 121-123.
  2. Дуглас Н. О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества // Молодой ученый, 2013. №7. С. 193-196.
  3. Карташов В. Н. Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: сб. науч. тр. - Ярославль : ЯрГУ,2013. № 12. - С. 10-15.
  4. Феткулов А. Х., Момышева А. С. Правовой нигилизм, способы его преодоления в современных условия // Вестник КРСУ, 2015. - № 10. - С. 191-194.

Историческая литература

  1. Петров В. Р. Деформация правосознания граждан России (Проблемы теории и практики): Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 - М.: РГБ, 2002 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
  2. Социальная природа правового нигилизма: [Монография] / П. А. Горохов; М-во общ. и проф. образования РФ. Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург, 1998. - 150, [1] с.; ISBN 5-7410-0379-6

Ресурсы удаленного доступа

  1. Алексеев С. Теория госудаства и права. Правовая культура // Электронная библиотека. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/1566/144/Alekseev_-_Teoriya_gosudarstva_i_prava.html (Дата обращения:12.03.2018)
  2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов // Библиотека Дом Книгъ, 2013.URL: https://textbook.news/pravo-uchebnik_669/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik-dlya.html. (Дата обращения: 25.04.2018)
  3. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю А. Проблемы теории государства и права // Портал Все учубники. 2015. URL: https://lib.sale/uchebnik-teoriya-istoriya-gosudarstva/pravovaya-kultura.html. (Дата обращения: 12.03.2018)
  4. Доржиев Ж.Б.. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие // правовой портал, 2015. URL: http://uristinfo.net/2010-12-16-20-00-40/216-teorija-gosudarstva-i-prava-zhb-dorzhiev. (Дата обращения: 12.03.18)
  5. Зубанова С.Г. Теория государства и права Правовой нигилизм // Онлайн библиотека. URL: http://www.ahmerov.com/book_1321_chapter_83_83.%C2%A0Pravovojj_nigilizm:_ponjatie,_istochniki,_formy.html 2015 (Дата обращения: 02.05.2018)
  6. Кузнецов И. Этика общения и культура педагогического труда. Настольная книга практикующего педагога / Электронная библиотека. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=73790. (Дата обращения: 12.03.2018)
  7. Лагун Д. А. Кризис и деформация правосознания // Интернет библиотека, 2014. URL: http://doc.knigi-x.ru/22yuridicheskie/419821-1-udk-3401145-lagun-krizis-deformaciya-pravosoznaniya-state-daetsya-kratkiy-analiz-problematik.php (Дата обращения: 07.05.2018)
  8. Пономарева Д. С. Пути преодоления правового нигилизмаи юридического фетишизма.URL:http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/138820/1/ponomareva_sbornik15.pdf (Дата обращения: 11.05.2018 )
  9. Пристенский В.Н.Правовой нигилизм: философско-антропологические корни / Научные ведомости Белгородского государственного университета. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-antropologiya-prava-ideynoe-nasledie-otechestvennoy-filosofii-v-postsovetskom-kontekste (Дата обращения: 02.05.2018)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

C:\Users\Lenovo\Desktop\190.jpeg

Рис. 1 Понятие и структура правовой культуры

Приложение 2

C:\Users\Lenovo\Desktop\189.jpeg

Рис. 2 Формы выражение правового нигилизма

  1. Кузнецов И. Этика общения и культура педагогического труда. Настольная книга практикующего педагога / Электронная библиотека. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=73790. (Дата обращения: 12.03.2018)

  2. Дуглас Н. О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества // Молодой ученый, 2013. №7. С. 193-196.

  3. Абдулаев М.И.. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. - М.: Финансовый контроль, 2014. – С.163.

  4. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю А. Проблемы теории государства и права // Портал Все учубники. 2015. URL: https://lib.sale/uchebnik-teoriya-istoriya-gosudarstva/pravovaya-kultura.html. (Дата обращения: 12.03.2018)

  5. Митина С.И. Теория государства и права. - НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2013 - С. 93.

  6. Доржиев Ж.Б.. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие // правовой портал, 2015. URL: http://uristinfo.net/2010-12-16-20-00-40/216-teorija-gosudarstva-i-prava-zhb-dorzhiev. (Дата обращения: 12.03.18)

  7. Бабаева В. К. Теория государства и права: учебник. - 3 изд. - М.: Юрайт, 2014. - С. 376.

  8. Комаров С. А., Мальков А.В. Теория государства и права. - СПб.: Издательство Юридического института, 2013. – С. 384-389.

  9. Скакун О.Ф. Теория государства и права: учебник. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2013. - С. 74.

  10. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник . - М.: РАНХиГС, 2016. - С. 345-348.

  11. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2013. - С. 77-78.

  12. Скакун О.Ф. Теория государства и права. С. 78.

  13. Дуглас Н. О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества // Молодой ученый. 2012. №7. С. 193-196.

  14. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник . - М.: РАНХиГС, 2016. - С. 345-348.

  15. Алексеев С. Теория госудаства и права. Правовая культура // Электронная библиотека. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/1566/144/Alekseev_-_Teoriya_gosudarstva_i_prava.html (Дата обращения:12.03.2018)

  16. Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Юрайт, 2013. – С. 247.

  17. Рассолов М.М. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2014. – С. 624-628 .

  18. Феткулов А. Х., Момышева А. С. Правовой нигилизм, способы его преодоления в современных условия // Вестник КРСУ, 2015. - № 10. - С. 191-194

  19. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов // Библиотека Дом Книгъ, 2013.URL: https://textbook.news/pravo-uchebnik_669/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik-dlya.html. (Дата обращения: 25.04.2018)

  20. Пристенский В.Н.Правовой нигилизм: философско-антропологические корни / Научные ведомости Белгородского государственного университета. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-antropologiya-prava-ideynoe-nasledie-otechestvennoy-filosofii-v-postsovetskom-kontekste (Дата обращения: 02.05.2018)

  21. Зубанова С.Г. Теория государства и права Правовой нигилизм // Онлайн библиотека. URL: http://www.ahmerov.com/book_1321_chapter_83_83.%C2%A0Pravovojj_nigilizm:_ponjatie,_istochniki,_formy.html 2015 (Дата обращения: 02.05.2018)

  22. Зубанова С.Г. Теория государства и права Правовой нигилизм // Онлайн библиотека. URL: http://www.ahmerov.com/book_1321_chapter_83_83.%C2%A0Pravovojj_nigilizm:_ponjatie,_istochniki,_formy.html 2015 (Дата обращения: 02.05.2018)

  23. Лазарев В.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2013. – С. 137-139.

  24. Лопухов А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию. - 7-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2016. С. 437- 438.

  25. Социальная природа правового нигилизма : [Монография] / П. А. Горохов; М-во общ. и проф. образования РФ. Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург, 1998. - 150, [1] с.; ISBN 5-7410-0379-6

  26. Карташов В. Н. Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: сб. науч. тр. - Ярославль : ЯрГУ,2013. № 12. – С. 10-15.

  27. Лагун Д. А. Кризис и деформация правосознания // Интернет библиотека, 2014. URL: http://doc.knigi-x.ru/22yuridicheskie/419821-1-udk-3401145-lagun-krizis-deformaciya-pravosoznaniya-state-daetsya-kratkiy-analiz-problematik.php (Дата обращения: 07.05.2018)

  28. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества : учебное пособие. - Т. II. – Ярославль : ЯрГУ, 2016. – 324-326 c.

  29. Петров В. Р. Деформация правосознания граждан России (Проблемы теории и практики) [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 - М.: РГБ, 2002 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

  30. Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления: диссертация…кандидата юридических наук: 12.00.01- Саратов, 2013. – С. 26.

  31. Пономарева Д. С. Пути преодоления правового нигилизмаи юридического фетишизма . URL:http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/138820/1/ponomareva_sbornik15.pdf (Дата обращения: 11.05.2018 )