Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Понятие и сущность государства. Его основные признаки, задачи и функции)

Содержание:

Введение

Проблема государства – одна из приоритетных в современной политической теории. Это обусловлено тем, что государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения. Государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования государства.

Государство как системный феномен является одной из центральных тем политической и правовой науки на протяжении всего ее развития. Однако, несмотря на наличие значительного количества политологических работ, посвященных анализу института, его политической модернизации, большая их нередко часть фрагментарна, исследует только одну узкопрофильную проблему вне их общей системы.

Все сказанное выше определяет актуальность выбранной темы работы.

Степень разработки. Общую теорию организации государственной власти рассматривали в своих работах С. С. Алексеев, М. И. Байтин, А. Б. Венгеров, А. И. Денисов, Л. И. Загайнов, Л. И. Каск, А. А. Кененов, И. А. Кузнецов, С. А. Комаров, Б. П. Курашвили, В. В. Лазарев, Т. Н. Радько, В. В. Лунева, Н. И. Матузова, А. В. Малько, Л. А. Морозовой, B. C. Нерсесянц, B. C. Петров, М. И. Пискотин, И. С. Самощенко, В. И. Черноголовкин, Н. П. Фарберов, В. М. Чхиквадзе и др.

Отдельные вопросы происхождения государства освещены в трудах М. В. Печенкиной, Л. И. Пронякина и др.

Общие вопросы происхождения государства затронуты в работах А. Б. Венгерова, З. М. Зотовой, В. И. Жукова, Т. В. Кашаниной, В. Г. Ледяева.

Авторские концепции происхождения государств представлены в работах А. Б. Венгерова, Т. В. Кашаниной, Х. Д. Классена.

Объектом изучения выступает государство как общественный институт.

Предметом изучения являются теоретические вопросы, связанные с особенностями процесса происхождения государства.

Цель работы – охарактеризовать основные теории происхождения государства.

В соответствии с целью исследования ставятся задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность государства;
  • рассмотреть и охарактеризовать классификацию теорий происхождения государства.

Теоретической базой контрольной работы стала научная литература российских и зарубежных авторов, непосредственно затрагивающая вопросы происхождения государства. Методологическую основу составили основные принципы познания общественно-политических процессов и явлений: системности, политической, философской и социальной детерминированности. В процессе исследования использовались общенаучные методы обобщения исследовательских материалов, системный анализ и аналитический метод обработки информации.

Объем и структура работы. Работа написана на 37-ми листах. Цель и логика работы определили ее структуру, которая включает: введение; две главы; заключение; список использованных источников из 16-ти пунктов.

1. Понятие и сущность государства. Его основные признаки, задачи и функции

Государство – это основное средство осуществле­ния политической власти, центральный институт политической системы [11, c. 3].

Государство не относится к вечным феноменам общества. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для упорядочения своей жизни особые институты [12, с.6]. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью.

В обществе с государством власть централизованной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических норм. Здесь действует четко установленная иерархия – разделение на лиц, владеющих политической властью и подчиняющихся ей, то есть существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью.

Как же происходит переход от общества без государства к обществу с государством?

Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный продукт и возникает возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию, стремление лиц, овладевших этим продуктом, к консолидации в однородную социальную группу, господствующую над остальной частью общества [14, с.16]. Так появляется социальная стратификация, то есть организация общества, при которой иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения.

Господствующие группы начинают выполнять функции организации и контроля над экономической деятельностью, а подчиненные становятся работниками, создающими общественный продукт.

Группа управляющих для поддержания и воспроизводства отношений господства и подчинения использует различные методы – от переговоров до насилия. Отношения между управляющими и управляемыми заключаются в рамки политического сообщества, где и институционализируются роли носителей власти и им подчиненных [12, c. 7].

Таким образом, любая политическая система есть иерархическое соединение управляющих и управляемых, причем обладающие властью составляют меньшинство, называемое часто “политической элитой”. Оно реализует свою волю посредством чиновничьего аппарата, идеологической легитимизации, принуждения, опирается на согласие остальной части населения.

В механизме достижения согласия важное место занимают традиции, обычаи, привычки, средства манипулирования сознанием людей [11, c. 5].

Общество заинтересовано в том, чтобы согласие приобретало форму легитимности, и в этом отношении значительна роль официальных идеологий, направленных на укрепление государственности и достижение гражданского мира на принципах законности [14, c.17]. Когда же они оказываются недостаточными, государство прибегает к насилию.

В зависимости от тех или иных акцентов государство рассматривается в трех плоскостях: 1) общественной – как средство решения общих задач, дел; 2) классовой – как средство угнетения и подавления одних классов другим (экономически господствующим, властвующим); 3) правовой – как источник права и законов, организующих жизнь общества.

При нормативном подходе государство трактуется как совокупность норм, регулирующих поведение граждан, политические отношения [15, с.16].

Для институционального подхода характерно толкование государства как воплощения власти, как ее института, имеющего сложную природу и существующего в форме иерархической структуры [6, с.17].

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества:

  • Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
  • Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа [8, с.39].

Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие [11, c. 8].

Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

3. Государственный суверенитет.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства [3, c. 27].

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства и права.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными.

Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство [3, c. 31].

5. Взимание налогов. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат.

Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций [2, c. 44].

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития [7, с.41].

Функции государства по-разному классифицируются в юридической науке. Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны.

Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на международной арене.

Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.

К внутренним функциям относятся: 1) политическая; 2) экономическая; 3) социальная; 4) экологическая; 5) охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка [7, c. 43].

К внешним функциям относятся функции: 1) интеграции в мировую экономику; 2) обороны страны; 3) поддержки мирового правопорядка; 4) сотрудничества по глобальным проблемам.

Различают также постоянные и временные функции: 

  • ­­постоянные, это те, которые осуществляются на всех этапах развития общества и государства;
  • временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т. д.) [7, c. 44].

Основная форма осуществления функций государства - правовая. 

Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства: 1) правотворческой; 2) правоисполнительной, и 3) правоохранительной.

В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

Выводы.

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок

Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что это территориальная организация людей; им преодолеваются родоплеменные взаимосвязи и заменяются на общественные отношения; создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

Признаками государства являются: наличие публичной власти; суверенитет; территория и административно-территориальное деление; правовая система; гражданство; налоги и сборы.

Основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан. С этой целью государство выполняет ряд задач: управление хозяйством и обществом; оборона собственной территории.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

2. Классификация теорий происхождения государства

2.1. Традиционные теории происхождения государства

Человечество, вот уже на протяжении нескольких тысячелетий, живет в условиях государственно-правовой действительности.

По поводу возникновения государства у человечества существует мно­жество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательно­сти, объясняет причины происхождения государства. В науке на сегодняш­ний день существует множество различных теории, так или иначе объяс­няющих сам процесс возникновения государства.

Основой данного явления послужили многие факторы, зачастую нося­щие системный характер. К числу подобных факторов авторы относят: ис­торическое время зарождения учения; идеология, проповедуемая офици­ально в обществе; характер экономических отношений, проповедуемых в обществе; официально осуществляемая государственная политика; характер бытующих вероисповеданий и т.п. [14, с. 84].

Стоит отметить, что процесс возникновения государства в своей основе носит постоянный характер.

Так, в 90-е гг. прошлого столетия в результате распада Советского Сою­за, на так называемом постсоветском пространстве возникло 15 самостоя­тельных государств. В процессе распада бывшей Югославии, в июне 2006 года, по результатам проведенного референдума, на ее бывшей территории были образованы два новых государства - Черногория и Сер­бия. Практически через год данная территория снова была разделена, теперь уже на семь, теперь уже не совсем дружественных по отношению друг к дру­гу государств, со своими территориальными, экономическими, политиче­скими и прочими претензиями [14, c. 84].

Как показывает практика, в конечном счете, основными вариантами го­сударственной организации жизни является два принципиальных подхода: государство для людей и люди для государства [14, c. 85].

В юридической литературе встречаются и многие другие теории, рас­сматривающие процесс происхождения государства. Существование большого количества теорий происхождения государств объяснимо и обусловлено:

  • Во-первых, на процесс происхождения государственности действитель­но влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политиче­ские, природно-климатические, информационно-управленческие, нравст­венно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, эко­логические, психологические и т.п.;
  • Во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;
  • В-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы земли;
  • В-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в ча­стности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства;
  • В-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия [14, с. 85].

Таким образом, в настоящее время существует достаточно большое ко­личество теории возникновения государства, которые сходны по ряду кри­териев, а значит, их можно классифицировать по ряду признаков.

Как показывает анализ юридической литературы, в мире существовало и существует множество теорий, которыми объясняется происхождение го­сударства. Их существование вполне естественно и понятно, если иметь в виду, сложность и многогранность такого явления как государство, с одной стороны, а с другой - факт, что каждой из данных теорий отражаются взгля­ды и суждения определенных групп, классов, слоев, наций и других соци­альных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса происхождения госу­дарства. Всегда, в основе таких взглядов и суждений находились различные политические, экономические, финансовые и иные интересы [15, c. 20].

Никогда раньше, да и в настоящее время, среди теоретиков государства и права не было и нет, не только единства, но и даже общности взглядов в отно­шении процесса происхождения государства. Именно это обусловливает су­ществование множества классификаций теорий происхождения государства.

Изучавший данную проблему человек, может выдвинуть свою класси­фикацию теорий происхождения государства по какому-либо признаку. Есть мнение, что на современном этапе и в работе, в частности, классификацию теорий государства необходимо рассматривать по глобальному и локальному признаку, исходя из того, что каждый учёный, выдвигавший ту или иную теорию происхождения государства, изучал её, опираясь либо на какую-то определённую территорию, либо же эта теория распространялась на весь мир/

Таким образом, проводя классификацию к локальным теориям проис­хождения государства необходимо отнести: ирригационную, патримониаль­ную, патриархальную, диффузионную теории. К глобальным - расовую, теологическую, психологическую, экономическую [14, c. 86].

В большинстве источников можно встретить классификацию теорий происхождения государства на классическую и современную.

К классической (традиционной) относятся теории: патриархальная, договорная, наси­лия, марксистскую, теологическую, ирригационную, органическую.

К современной - кризисная теория, теория специализации, дуалистиче­ская теория.

Рассмотрим эти группы подробнее.

Группа 1 – классические теории происхождения - патриархальная, договорная, наси­лия, марксистская, теологическая, ирригационная, органическая.

1. Патриархальная теория. Наиболее известными представителями патриархальной теории происхождения государства являются древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель XVII. Р. Фильмера [12, c. 42].

Эти ученые обосновывают тот факт, что люди в основе мотивации людей - коллективное стремление к взаимному общению, которое приводит к появлению семьи. Развитие и рост семьи в результате сближения людей и увеличения числа семей в конечном итоге приводит к формированию государства. Таким образом, государство представляет собой своего рода большую семью.

Любое сопротивление такой власти недопустимо. Только отцовская забота монарха способна обеспечить необходимые условия для жизни человека. Как отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не уходит, потому что граждане – суть его дети.

Конечно, возможна определенная аналогия государства с семьей, потому что структура современного государства возникла не сразу, а из самых простых форм, которые действительно можно было бы сравнить с примитивной семьей. Кроме того, эта теория создает ауру святости и уважения правительства, «родства» всех в одной стране.

Однако, участники патриархальной теории происхождения государства значительно упрощают процесс государства, фактически экстраполируя понятие «семья» на понятие «государство», и «подданные». Кроме того, по мнению историков, семья как социальный институт возникла практически параллельно с развитием государства в процессе распада старых примитивного форм.

2. Договорная теория происхождения государства получила законченную форму в XVII - XVIII веках в работах Гуго Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др. Согласно их представлениям, правительство появляется как продукт сознательного творчества в результате общественного договора, заключенного людьми, которые ранее были в «естественном» примитивном состоянии [12, c. 43].

Государство - это разумный союз людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, свою власть государству [6, c. 45]. Изолированные в рамках одного государства люди становятся одним народом. В результате у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а соответственно - ответственности за несоблюдение.

Таким образом, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать правонарушителей и тому подобное, но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан и их собственность и т. Д. Граждане обязаны соблюдать закон, платить налоги и т. д., но, взамен они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления властью правителей - расторгнуть с ними договор даже путем свержения.

Так, впервые право на сопротивление было письменно зафиксировано в Декларации независимости США 1776 г. В преамбуле этого документа указывается, что «если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. …когда длинный ряд злоупотреблений и насилий…обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности» [6, c. 49].

Статья 2 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года также указывает право на сопротивление угнетению в качестве одного из естественных и неотъемлемых прав человека, наряду со свободой, собственностью и безопасностью [6, c. 49].

Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, поскольку порвала с религиозными идеями происхождения государственности и политической власти. Эта концепция имеет глубокое демократическое содержание, оправдывая естественное право людей свергнуть непригодного правителя.

С другой стороны, слабым местом этой теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление общества.

3. Теория насилия. Наиболее логичная теория происхождения государства. Была сформулирована в XIX веке. в работах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Причину возникновения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении других племен и народов. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, насилия, который стал государством [12, c. 44].

Государство - «естественным» способом (т.е. с помощью насилия) возникшая организация управления одним племенем над другим. В результате войны семьи выродились в касты, классы. Покоренные превратились в рабов. Следовательно, государство - не результат внутреннего развития общества, а навязанное ему извне сила.

4. Марксистская теория. К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами [12, c. 45].

Первостепенное значение для развития экономики и, следовательно, для возникновения государственности имело разделения труда (отдельно от сельского хозяйства и торговли скотом выделялся класс людей, занятых только обменом.) Это разделение труда и связанное с ним появление инструментов повысили его производительность. Появился излишек продукта, который в конечном итоге привел к появлению частной собственности, в результате чего общество раскололось на классы имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим следствием появления частной собственности служит распределение публичной власти, больше не совпадающей с обществом и не отражающее интересы всех его участников. Доминирующая роль достается самым богатым. Чтобы защитить свои экономические интересы, они создают новую политическую структуру - государство, которое служит главным образом инструментом воли сильных [6, c. 56].

5. Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средние века. Обычно считается, что ее основателем является Св. Фома Аквинский (1225 - 1274), чьи работы стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 году энциклика учения Папы Льва XIII Фомы Аквинского (томизм) была объявлена ​​наиболее соответствующей духу и целям католицизма [12, c. 46].

Сегодня разработаны теологические теории исламской религии, католической церкви (Ж. Маритаин), представителей неотомизма (Ж. Дабен, Ж. Месснер и др.) и пр.

По словам представителей этой доктрины, государство - продукт божественной воли, благодаря которой государственная власть неоспорима и зависит, главным образом, от религиозных организаций и лидеров. Следовательно, человек обязан повиноваться суверену во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной волей. Следовательно, непослушание правительства можно рассматривать как непослушание Богу.

В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX–X вв. формируется так называемая теория мечей (меч – символ власти), согласно которой для защиты христианства Богом были даны церкви два меча – духовный и светский. Церковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она – источник его власти. Однако имелась и другая трактовка этой теории: сторонники независимой светской власти утверждали, что монархи получили свой меч непосредственно от Бога. В России сторонники теологической теории говорили, что царю власть дана Богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему [4, c. 6].

Придавая государству и суверену (как представителям и выразителям божественных заповедей) ауру святости, идеологи теологической теории поднимали и повышали свой авторитет, а также способствовали наведению порядка в обществе, гармонии и духовности. Особое внимание уделяется «посредникам» между Богом и властью - церкви и религиозными организациями.
Однако, эта доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и прочих факторов на государство. Кроме того, отсутствует концепция развития такого государства, ведь все, что уже есть – по воле божьей.

6. Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса и т. д. Согласно этой доктрине, государство - продукт социальной эволюции, которая является единственным видом биологической эволюции [12, c. 47]. Государство, являясь разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства для реализации своих решений (субъектов).

Так же, как среди биологических организмов в результате естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, так и среди социальных организмов в процессе боевых действий и войн (и естественного отбора) складываются особые состояния, формируется правительство, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство по существу отождествляется с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на происхождение государственности было бы неправильно, потому что люди - не только социальные, но и биологические существа [6, c. 67].

Однако, механически распространять законы, присущие биологической эволюции, на социальные организмы невозможно. Это хоть и взаимосвязанные, но очень разные уровни жизни, подчиняющиеся различным законам и причинности.

7. Ирригационная теория происхождения государства. Наиболее ярким представителем ирригационной теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Земледельческие общины некоторых засушливых регионов с целью создания общей ирригационной системы и осуществления других значимых общественных работ объединяются в некую общую политическую единицу – государство [12, c. 48].

Это сопровождается ростом числа чиновников и лиц, обеспечивающих эффективное использование соответствующих структур, операторов. Правительство вынуждено проводить в таких условиях жестко централизованную политику, выступающую в роли единоличного владельца и одновременно эксплуататора. Управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Проблемы ирригации, по мнению Виттфогеля, неизбежно приводят к формированию «управленческого и бюрократического класса», порабощению общества, формированию «агроменеджерской» цивилизации [10, c. 28].

Действительно, процесс создания и поддержания мощных ирригационных систем происходил в регионах, где существовали города-государства: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т. Д. Также очевидна связь между этими процессами и формированием многочисленного класса управляющих, должностных лиц, служб охраны каналов от заиления и обеспечения по ним судоходства и т. д.

Кроме того, практически бесспорным фактом можно считать влияние географии и климатических (почвенных) условий на государственность. В некоторых из наиболее неблагоприятных для сельского хозяйства регионов такие факторы катализируют этот процесс, «приспосабливая» режим государства к крайне жестоким формам.

Однако, орошение как причина происхождения государства актуальна лишь для некоторых регионов Востока. Представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военные, политические, психологические и другие факторы. Эта гипотеза также критикуется на том основании, что в регионах, которые Виттфогсль приводит в качестве иллюстрации своих построений, а именно, в Месопотамии, Китае и Мексике, как в настоящее время убедительно доказано, широкомасштабная ирригация началась значительно позже появления развитой ранней государственности.

Так же к этой группе можно добавить психологическую теорию происхождения государства. Среди наиболее ярких представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Петражицкого, Г. Тарде, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей в власти над другими людьми, желание подчиняться и пр. [10, c. 30]

Причины кроются в состоянии происхождения тех способностей, которые примитивный человек приписывал племенным вождям, священникам, шаманам, ведьмам и т. д. Их магическая сила, умственная энергия (они успешно охотились, боролись с болезнями, предвидели события и т. Д.) Создаются условия для зависимости членов первобытного общества от вышеупомянутой элиты. В определенной степени, в основе этой концепции лежит теория лидерства.

Однако всегда были и есть люди, которые не согласны с правительством или проявляют агрессивные устремления, инстинкты. Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большинства людей в подчинении, послушании, подчинении лидерам в обществе, так и для подавления агрессивных побуждений некоторых представителей общества. Отсюда и природа государства - психологическая, коренящаяся в законах человеческого разума [10, c. 31].

Государство, по мнению представителей этой теории, - продукт разрешения психологических конфликтов между действиями (активными) индивидами, способными принимать ответственные решения, и пассивной массой, способной лишь имитировать действия по выполнению решений данных.

Несомненно, в психологических законах, по которым осуществляется деятельность человека, существует важный фактор, который затрагивает все социальные институты и который в любом случае нельзя игнорировать.

Возьмем, к примеру, проблему харизмы (греческая харизма - божественный дар, божественная благодать). У нее есть личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, особенно исключительными способностями или качествами (герои, пророки, лидеры и т. Д.) - харизматическая личность. Однако, роль психологических черт личности (иррациональных) не следует преувеличивать в происхождении государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться только как моменты формирования государства, поскольку на менталитет людей влияют соответствующие социально-экономические, военные, политические и другие факторы.

2.2. Современные теории происхождения государства

Теперь рассмотрим вторую группу теорий происхождения государства – современные теории. К ним относятся - кризисная теория, теория специализации, дуалистиче­ская теория, комплексная теория.

Рассмотрим эти виды подробнее.

1. Кризисная теория происхождения государства. Автором данной теории является профессор. А. Б. Венгров [5, c. 27].

В 12-10 тысячелетия до нашей эры постепенно возникли экологически кризисные явления, такие как неблагоприятные изменения климатической системы, повлекшие изменение мегафауны: исчезали животные и растения, которые употреблялись человеком в пищу. Данные явления, по мнению ученых, стали угрозой существованию человека как биологического вида, что проявило необходимость перехода к появлению нового способа существования и производства – производящей экономике.

2. Теория специализации. Одним из ее авторов - Т.В. Кашаниной была предпринята попытка синтезировать основные подходы к проблеме происхождения государства. Основой выдвигаемой теории происхождения государства является следующий тезис: закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира [9].

Специализация присуща миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, а затем и различных органов - это результат специализации. Опять-таки по этой причине, т.е. в зависимости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализированы его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни.

В социальном мире также действует закон специализации, и здесь он усиливается еще более. Как только человек проявил себя как нечто отличное от животных, он практически сразу же вступил на путь социальной специализации [9, c. 82].

Возникает специализация труда как результат борьбы человека за свое существование. Вначале она носит исключительно экономический характер, но по мере возрастания роли управленческой деятельности приобретает политический характер.

Государство, согласно этой теории - это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации) [10, c. 33].

3. Дуалистическая теория происхождения государства пытается соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении. Видным представителем данной теории был профессор Гейдельбергского университета Г. Еллинек.

Филосовско-методологической основой взглядов Еллинека служила баденская школа неокантианства с ее субъективным идеализмом, эмпиризмом, психологизмом, противопоставлением сущего и должного. Еллинек отрицал объективный характер государства и видел в нем лишь феномен субъективного сознания. Сущность политических явлений, их классовая природа, по его мнению, непознаваемы. Как феномен субъективного сознания государство не представляется единым и принадлежит, с одной стороны, к сфере сущего, с другой - к сфере должного. Отсюда два метода познания государства: социологический, или социальный, и юридический [15, c. 19].

С помощью социологического метода, писал Еллинек, государство рассматривается в его эмпирическом существовании: возникновении, развитии и взаимосвязи с другими социальными явлениями [8, c. 120]. Еллинек понимает государство преимущественно как социально- психологическое явление. Первичными составными элементами государства выступают находящиеся в плоскости индивидуальной психики и индивидуального сознания волевые отношения властвования, или политические отношения. Их единство достигается телеологически, т.е. через принцип цели, общей множеству субъективных сознаний и осуществляемой посредством государственной организации.

В определенной степени данная теория схожа с психологической. Дуалистическая теория Еллинека была внутренне противоречивой, так как соединяла противоположные методы. Поэтому в дальнейшем на ее основе выделялись, с одной стороны, юридическая теория государства (Г.Кельзен), а с другой - социолого-психологическая теория государства [15, c. 20].

4. Комплексная теория происхождения государства. Ее основоположник - Хенри Дж. М. Классен - голландский профессор в области социальной антропологии в Лейденском университете, посвятивший большую часть своей научной карьеры изучению эволюционных аспектов формирования государства. Х. Классен совместно с П. Скальником, который помимо этого разработал идеологическую теорию, создал комплексную теорию происхождения государства, или теорию «раннего государства» [13, c. 119].

Люди, с момента своего появления, редко без принудительных причин жили в одиночку, как правило, они образовывали определенные социальные структуры и существовали внутри них. Известно, что такие социальные образования не стояли на месте, а развивались и претерпевали характерные изменения в силу определенных причин [13, c. 119].

Проходя такие этапы, как стадо, род, племя и союз племен, социальный строй переходил в политический - в государство. Однако, исследователи отмечали, что государство не единственная форма политической организации общества, и ей могли предшествовать такие формы правления, как вождества, гетерархии и тому подобное. Такое развитие социальных форм Х. Дж. М. Классен называл «социальной эволюцией», т. е. «процесс постепенной структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы» [13, c. 120]. Анализируя данный процесс, ученый опирается на наблюдения Ч. Дарвина об эволюции и подтверждает ее особенности - отсутствие особого направления и окончания, медленный характер изменений в краткосрочном периоде - на примере конкретных обществ и государств.

Таким образом, в результате «социальной эволюции» образовывалась «централизованная социополитическая организация для регулирования социальных отношений в сложном стратифицированном обществе, разделенном, по крайней мере, на два основных страта, или возникающих социальных класса - управителей и управляемых, отношения между которыми характеризуются политическим господством первых и данническими обязанностями вторых; законность этих отношений освящена единой идеологией, основной принцип которой составляет взаимный обмен услугами» , которую Х. Дж. М. Классен и П. Скальник называли «ранним государством» [13, c. 120].

Изначально Х. Дж. М. Классен в работе «The Early State» предлагал использовать термин «первобытное государство», однако, предпочтение было отдано «раннему государству» П. Скальника после их встречи в 1973 г., т. к., по словам самого ученого, «Питер был лучше обучен теориям о государстве» .

Изучая двадцать один случай превращения общества в государственность, Х. Дж. М. Классен считал, что данный процесс может быть спровоцирован каким - либо действием или событием, произошедшим задолго до него и ненаправленным на достижение этой цели [13, c. 121]. Исследователь выделял ряд факторов, отмечая их вариативный характер действия и возможность их отсутствия для конкретного общества:

  • рост населения и демографическое давление;
  • угроза войны или завоевания, рейды;
  • прогресс в производстве и продвижение излишка;
  • идеология и легитимация;
  • влияние уже существующих государств.

Как условие к вышеперечисленным факторам ученый добавлял наличие социальной стратификации и определенной территории [16, c. 122].

В работе «The Early State» Х. Дж. М. Классен и П. Скальник разработали типологию «раннего государства» по степени зрелости. Они выделяли зачаточное раннее государство, типичное раннее государство и переходное раннее государство [16, c. 657].

Зачаточное (начальное) раннее государство характеризуется доминированием наследственных связей в аппарате управления. Должностные лица существовали за счет вознаграждений (часто натуральной). Налоги состояли в основном из добровольных податей. Как правило, преобладала общинная собственность, но малая доля частной существовала; торговля и рынки имели местное значение. В таких государствах кодифицированного права и специальных официальных судебных органов не существовало

В типичном раннем государстве сохранялись клановые связи, однако, происходило развитие внеклановых отношений в системе управления. Должностные лица начинают получать жалование из центра. Налоги приобретают точно установленный характер и собираются посредством взимания дани и с помощью принудительного труда. Частная собственность по - прежнему оставалась весьма ограниченной, но владение постепенно становилось достаточно важным; торговля и рынки развивались на над - локальным уровнем. В таком государстве появляются достаточно простой аппарат официальных судей и письменный кодифицированный свод законов [16, c. 47].

В переходном раннем государстве чиновники в аппарате управления в основном назначались правительством, структура которого постепенно обособляется и приобретает самостоятельный характер. Налогообложение превратилось в четко определенную систему с конкретным аппаратом для обеспечения регулярных сборов. Частная собственность на землю и торговля, рынки приобретают все большее значение. Отправление правосудия находилось по большей части в руках официального судьи, а также завершилась кодификация законов .

Дальнейшие разработки Х. Дж. М. Классена и П. Скальника привели их к заключению, что после переходного раннего государства возникает зрелое состояние. Зрелое государство определяется как государство, в котором другой тип легитимности и организационно - бюрократический тип системы заменяют более ранние формы. Для него характерно развитие правовой системы, которая выходит за рамки конкретных должностных лиц и даже правителей, а также формирование постоянной полицейской силы и развитие регулярной системы налогообложения [13, c. 121].

Постоянные исследования ученых привели их к выводу о том, что названные в «The Early State» факторы возникновения государства достаточно узконаправленные. Проведя подробный анализ, Х. Дж. М. Классен и П. Скальник объединили прежние факторы в три основных общих фактора, а именно:

  • идеология;
  • господство и контроль над экономикой (прежний фактор - прогресс в производстве и продвижение излишка);
  • социальный формат (предыдущий фактор - рост населения и демографическое давление) [16, c. 652].

При этом факторам угроза войны или завоевания, рейды и влияние уже существующих государств не отведено место в данной классификации в силу того, что они производные и зависимые от основных факторов, т. е. являются следствием нарушения идеологической, экономической или демографической ситуации.

Основные три фактора в сложном взаимодействии направляют процесс социально - политической эволюции и создают условия, при которых возникают общественно - политические организации или которые вызывают более сложные их типы. В свою очередь, социально - политические организации становятся четвертым общим фактором, который влияет на предыдущие . Постоянная взаимная связь четырех факторов приводит к возникновению сложной политической структуры - государства. В этом и заключается суть комплексной теории, или модели комплексного взаимодействия.

Также необходимо обратить внима­ние на отрицательные стороны данной теории. Вообще можно выделить три основных недостатка концепции Г. Клас- сена.

Первое - это то, что данная теория представляет возникновение раннего государства в качестве совокупности определенных факторов, таких как соци­альный формат, экономика и идеология, умноженных на своего рода катализатор, которым выступает стресс. Однако в дан­ной комбинации не учитывается соотно­шение перечисленных ее составляющих. Признается только то, что в различных обществах какие-либо из факторов могут становиться первичными.

Следующий недостаток заклю­чается в том, что при выборе критериев для создания типологии ранних госу­дарств, происходит объединение двух различающихся по своей сущности пози­ций понимания сути государства - типа общества и типа политической организа­ции.

Так, под ранним государством Г. Классен понимает централизованную социально-политическую организацию, созданную для урегулирования социаль­ных отношений в комплексном стратифи­цированном обществе [16, c. 16]. Однако такие мо­менты как, например, наличие рынков, торговцев, частной собственности на зем­лю, относятся к составляющим общества в целом, а не конкретно к его политической подсистеме.

Еще один минус теории Классена за­ключается в следующем. При использова­нии подобной типологии затруднено практическое разграничение сфер «зача­точного раннего государства» и «сложно­го вождества», так как и в первом, и во втором случае доминируют клановые связи, нет правовой кодификации, специ­альных судебных органов, редистрибуция и поборы не фиксированы, а аппарат управления слабо развит.

Таким образом, можно сказать, что комплексная теория происхождения госу­дарства Г. Классена определенно достойна внимания и имеет ряд существенных преимуществ и положительных сторон, однако не лишена недостатков и недора­боток, вследствие чего нуждается в даль­нейшем усовершенствовании и более глубокой переработке.

Несомненно работа Х. Дж. М. Классена и П. Скальника внесла вклад в науку и послужила основой для дальнейших исследований. Например, Л. Гринин разработал теорию «ранних государственных аналогов», основанную на том, что некоторые общества, не развитые до «ранних государств», являются их альтернативой со сложной социально - политической структурой. Помимо того, Х. Дж. М. Классен и П. Скальник, обнаруживая существенные недостатки своей теории, совершенствовали ее, о чем было сказано выше. Однако, ни одного раннего государства не существует на данный момент, поэтому исследование в рамках данной теории возможно только на исторической основе.

Нередко, также, к современным теориям происхождения относят демографическую, культурологическую и синтетическую.

Согласно демографической теории причиной возникновения государства, являются последствия демографического взрыва. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять [10, c. 27].

Эстер Босерап, американская исследовательница, в своей книге «Условия сельскохозяйственного роста», сформулировала теорию демографического роста как причину возникновения государства. Основная предпосылка возникновения государства является демографический рост. Происходит освоение территорий обитания, формируется интенсивное земледелие, повышается производительность труда, что вызывает рост численности населения на данной территории. Население максимально возрастает. Этот процесс вторично вызывает интенсификацию сельского хозяйства, возникают новые методы обработки земли, повышается продуктивность сельского хозяйства и непосредственно земледелия. Весь комплекс процессов приводит к появлению избыточного продукта, стимулируется развитие ремесла и торговли, зарождается система администрации. Различие в размерах поселений указывает на их иерархию, на существование централизации в управлении и распределении ресурсов.

Постепенно возникает потребность в совершенствовании организации управления, что сопровождается дифференциацией статусов, увеличением социокультурной сложности и генезисом государства.

Представители демографической теории происхождения государства Грегори Джонсон и Генри Райи, изучая механизмы регулирования социальных систем на различные стрессы, пришли к следующим выводам по поводу происхождения государства:

  • во-первых, увеличение размеров социальной системы возможно только до определенного порога, до предельной величины;
  • во-вторых, при чрезмерном увеличении стрессовой нагрузки, уменьшается эффективность существующей организации, эффективность принятия решений [10, c. 30].

Для того, чтобы нормализовать ситуацию необходимо ввести организационную иерархию, которой и является государство.

2. Культурологическая теория происхождения государства Данная теория пытается объяснить феномен возникновения современного государства, апеллируя к культуре человеческой цивилизации, считая, что культура влияет на политическую жизнь любого народа [7, c. 71].

Под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения, социальной структуры), обеспечивающей воспроизводство и изменение социальной жизни всех ее основных проявлениях.

Культура приобретает значение фактора консолидации, сплочения общества, преодоления тенденции изоляционизма, выработки самосознания и чувства причастности к историческому процессу. Внутри культуры происходит эволюционное развитие, связи усложняются и рационализируются, обновляются и расширяются во времени и пространстве социальные связей и структуры ив конечном счете возникает такой феномен, как государство.

Синтетическая теория происхождения государства основана на синтетической теории эволюции (СТЭ) - современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма. Синтетическая теория эволюции также опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию и другие, на политологию и социологию [7, c. 84].

В современной теории государства ряд исследователей, подходя к проблеме происхождения государства, стараются совместить в одной теории ряд факторов, учитывая причины, усложняющие общество и способствующие зарождению и эволюционированию, дальнейшему формированию государства.

Так, профессор К. Ренфрю обращает внимание на такие факторы, как влияние развития земледелия на процесс усложнения социальной организации, который вызывает развитие и усложнение ремесленного производства. Весь комплекс процессов (развитие земледелия и ремесла) способствует эволюции административной системы [7, c. 86].

Ярким представителем синтетического подхода к возникновению государства является К. Фланнери. Он рассмотрел проблему происхождения государства, как проблему происхождения культурной сложности сточки зрения общей теории систем на примере культур Мезоамерики. Исходя из общей теории систем, общество сложная, многофункциональная, многоэлементная система, в которой мы наблюдаем целую плеяду подсистем: экономическую, религиозную, политическую, социальную. Все эти подсистемы требуют постоянного контроля [7, c. 86].

В синтетической теории происхождения государства важное место занимают два процесса: централизации и сегрегации.

Синтетическая теория происхождения государства обращает внимание исследователей этой проблемы на то, что процесс происхождения - это сложнейшая динамика, систематизация и генезис множества процессов: биологических, генетических, социальных, политических, структурных, производственных. Материалом для эволюции служат, как правило, мелкие дискретные изменения в различных подсистемах биолого-социальной жизни всей цивилизации.

Выводы.

Итак, существует множество различных теорий происхождения государства, на что есть ряд объективных причин. Как правило, выделяют две основные группы таковых:

  • традиционные (классические) - патриархальная, договорная, наси­лия, марксистскую, теологическую, ирригационную, органическую;
  • и современные –кризисная теория, теория специализации, дуалистиче­ская теория, культорологическая теория, демографическая теория, теория синтеза и пр.

Каждая из них имеет право на существование и тем или иным образом объясняет, описывает происхождение государство и связанные с этим процессы, что вносит несомненный вклад в целом в теорию происхождения государства.

Заключение

Государство - особая организация общества, объединенного общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Признаки государства: наличие публичной власти, система налогов, территориальное деление населения, суверенитет, право, монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

Задача государства состоит в обеспечении политической целостности общества на определённой территории.

Сущность государства проявляется в его функциях. К внутренним функциям государства относятся: политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам.

В правовой, политической и прочих науках разработано множество еорий, которые касаются процесса развития государства. Существование различных теорий о происхождении государств понятно и основано на том, что многие факторы действительно повлияли на процесс государственности; кроме того, мыслители, давшие объяснение этому процессу, нередко жили в разные исторические эпохи, обладая разным набором данных; ученые чаще всего использовали только известные им регионы Земли для объяснения процесса развития государства; философские и идеологические предпочтения исследователей нередко влияют на особенности их теорий. Поэтому в настоящее время существует относительно большое количество теорий возникновения государства.

Как показывает анализ правовых исследований, в мире существует множество теорий, объясняющих происхождение государства. Их существование вполне естественно и понятно, учитывая сложность и разнообразие такого явления, как государство, с одной стороны, и тот факт, что каждая из этих теорий отражает взгляды и суждения отдельных групп и классов, наций. В центре таких взглядов и суждений всегда были различные политические, экономические, финансовые и другие интересы.

Принято выделять две основные группы таких теорий:

  • традиционные (классические) - патриархальная, договорная, наси­лия, марксистскую, теологическую, ирригационную, органическую;
  • и современные –кризисная теория, теория специализации, дуалистиче­ская теория, культорологическая теория, демографическая теория, теория синтеза и пр.

Несомненно, каждая из них имеет право на существование и тем или иным образом объясняет, описывает происхождение государство и связанные с этим процессы, что вносит несомненный вклад в целом в теорию происхождения государства.

Большинство из них достойны внимания и имеет ряд существенных преимуществ и положительных сторон, однако не лишены недостатков и недора­боток, вследствие чего нуждается в даль­нейшем усовершенствовании и более глубокой переработке.

Список использованных источников

  1. Алексеев С. С. Механизм государственной власти / С. С. Алексеев. - М.: Перспектива, 2011. - 384 с.
  2. Байтин М. И. Власть и ее реализация / М. И. Байтин. - М.: Контакт, 2009. - 228 с.
  3. Бастрыкин А. И. Теория государства и права / А. И. Бастрыкин. - М.: Ореол, 2011. - 288 с.
  4. Батейщиков А. И., Антось П. А., Рассказова Л. Ф. К вопросу о теологической теории происхождения государства в современных реалиях / А. И. Батейщиков, П. А. Антось, Л. Ф. Рассказова // Вестник науки. - 2018. - № 1 (1). - С. 4-12.
  5. Венгеров А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2008. - 528 с.
  6. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть / И. Н. Гомеров. - М.: ЮКЭА, 2010. - 832 с.
  7. Зотова З. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / З. М. Зотова. - Омега-Л, 2010. - 352 с.
  8. Карнейро Р.Л Теория происхождения государства / Р. Л. Карнейро // Раннее государство, его альтернативы и аналоги: учебник под ред. Л.Е. Гринина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 600 с.
  9. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права / Т. В. Кашанина. - М.: СТАТУТ, 2004. - 590 с.
  10. Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ / В. Г. Ледяев. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. - 384 с.
  11. Марченко М. Н. Политическая система общества / М. Н. Марченко. - М.: МГУ, 2010. - 234 с.
  12. Общая и прикладная политология / Под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова. - М.: Перспектива, 2012. - 992 с.
  13. Печенкина М. В. Комплексная теория происхождения государства, или модель комплексного взаимодействия / М. В. Печенкина // Теория и практика модернизации научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2019. - С. 119-123.
  14. Пронякин Л. И. Современный подход к проблеме возникновения государства / Л. И. Пронякин // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2018. - № 3. – С. 84-87.
  15. Тихомиров Ю. А. Государственность: крах или воскрешение / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. - 2019. - № 9. - С. 16-28.
  16. Claessen H. J. M., Skalnik P. The Early State. Mouton Publishers, 1978. – 714 p.