Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние молодежной субкультуры на школьников

Содержание:

Введение

Актуальность. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно небольшой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности чаще всего отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Проблема влияния субкультуры на подростков является актуальной, потому что подростковый возраст знаменует собой очередной кризис социального развития, который сопровождается сменой авторитетов. У подростков меняются взгляды не только на родителей, учителей, но и на сверстников. Они начинают пересматривать отношения с друзьями и иногда находят весьма шокирующие способы самовыражения, примыкая к какой-либо субкультуре. Поэтому именно педагогу важно вовремя заметить вовлеченность подростка в ту или иную субкультуру, для предотвращения возможных негативных последствий, таких как девиации поведения, суицидальные наклонности, табакокурение, алкоголизм, применение наркотических средств.

Для того чтобы выявить специфику негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка, необходимо рассмотреть различные виды их проявления в условиях молодежных неформальных движений, так как принадлежность к некоторым из них создает повышенный риск формирования девиантного поведения. Также важно своевременно реализовывать специально разработанные направления программы социально-педагогического сопровождения подростков, входящих в молодежную субкультуру.

Объект исследования: процесс социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру.

Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру, в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования: на основе изучения теории и практики теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу социально-педагогического сопровождения социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру, в условиях общеобразовательной школы.

Цель данной работы может быть реализована путем решения следующих задач:

1. Изучить социально-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести констатирующий эксперимент по выявлению подростков, вовлеченных в субкультуры.

3. Разработать программу социально-педагогической поддержки процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру, в условиях общеобразовательной школы и экспериментально проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретические методы (теоретический анализ и обобщение на основе изучения социально-педагогической литературы, проектирование программы деятельности); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент); математические методы: ранжирование.

База исследования: МАОУ «СОШ №96» г. Пермь.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты влияния молодежной субкультуры на школьников

1.1. Понятие и виды молодежных субкультур

Понятие, наиболее отражающее содержание молодежных субкультур, была дано И. С. Коном: «Молодежная субкультура — социальная группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств»[1].

По данным современных исследований наиболее многочисленные субкультуры города – это «пацаны» и «неформалы»[2].

«Пацаны» - это дворовая субкультура спальных районов городов. Основной объединяющий фактор и характеристика, выделяющая эту субкультуру - ориентация на систему ценностей взрослой криминальной субкультуры, «уголовной романтики», культ силы, землячества, взаимовыручки и взаимозависимости. Представители этой субкультуры, так называемые гопники, зачастую являющиеся «кадровым резервом» для преступного мира, конфликтуют с неформалами и просто с жителями или гостями города. Их внешний вид, музыкальные вкусы не имеют ярко выраженных отличий. Характерна короткая стрижка, ношение спортивной одежды. Основные особенности подростков из этой субкультуры - низкий уровень рефлексии, отсутствие критического отношения к своим действиям и образу жизни. Они отличаются жесткой дисциплиной, организованностью, и агрессивностью. Данная субкультура имеет выраженный антисоциальный характер влияния на молодежь[3].

Другая многочисленная субкультура – «неформалы». В эту группу входят подростки, близкие по своим, часто еще не определенным вкусам и убеждениям к хиппи, панкам, растаманам, толкиенистам, сатанистам[4]. По мере взросления неформалы выходят из субкультуры или переходят в вышеупомянутые более четкие субкультуры. Среди основных факторов, объединяющих неформалов, можно отметить пассивный протест против мира взрослых, пристрастие к рок-музыке, отрицание «неинтеллектуальной» подростковой массовой культуры (попсы), доминирующей в настоящее время. Важную, часто ключевую роль в их общении играют психоактивные вещества (ПАВ) - употребляются часто и в больших количествах, основные из них: алкоголь, табак, конопля; другие наркотики – более редко. Цель употребления - преодоление подростковых комплексов в общении, демонстрация асоциального поведения как формы протеста, демонстрация своей необычности, объединение группы вокруг ритуала. Носители ценностей данной субкультуры по своим проявлениям также могут быть охарактеризованы как антисоциальные[5].

В исследованиях представлены результаты изучения еще одного направления молодежной субкультуры, которое в настоящее время имеет меньшую популярность, но его разновидности проявляются в других вариациях. Это субкультурное движение появилось в конце 1970-х гг. в Англии и актуально до сих пор, - панки. Панкам присущ активный, злой, агрессивный протест - вызывающее поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. Панки, группы которых жестко регламентированы, всячески подчеркивают свою асоциальность[6]. Излюбленная музыка (панк-рок) отличается не только громкостью, неритмичностью и диссонансами, но и неприятными для слуха звуками - скрежетом, визгом. Тексты песен изобилуют нецензурной бранью. Панки проповедуют насилие во всех его формах. В основе панк - идеологиии - индивидуальная свобода: человек должен сам выбирать, как ему жить, и никто - ни государство, ни семья, ни друзья - не должны навязывать ему свои ценности[7]. Часть из панков заявляют о своей приверженности фашизму, носят соответствующую атрибутику. Аддиктивное поведение среди панков, как правило, сводится к злоупотреблению алкоголем (чаще пиво и водка). Но эпизодически они могут прибегать к самым различным токсическим веществам (обычно конопля). Целью опьянения ставится достижение взвинченного, агрессивного, расторможенного состояния. Стоит отметить, что антисоциальный характер по освоению данной субкультуры в основе отмечают все исследователи[8].

Среди молодежи России в настоящее время широкое распространение получила субкультура эмо. Движение Emо - сокращение от англ. emоtiоn (душевное волнение, возбуждение, эмоция) - зародилось в 80-х гг. прошлого столетия на Западе и выражается в проявлении крайней эмоциональности. В последние годы в России эмо стало популярным культурным явлением, выражающимся в субкультуре, моде на одежду и образе жизни. Носители культуры эмо называют себя emо-kids (эмо-киды), подчеркивая непосредственность и чувственность в восприятии мира. В данной субкультуре размыты внешние рамки между полами: мальчики похожи на девочек, девочки - на мальчиков[9]. Эмо-культура идеально подходит для людей депрессивных, пассивных, неуверенных в себе, не слишком сильных физически. Данную субкультуру можно отнести к числу асоциальных, хотя по своим крайним проявлениям деструктивного авитального поведения она может быть отнесена к антисоциальной[10].

Для эмо-культуры характерна эстетизация смерти и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей и пупка. Пирсинг может присутствовать и в языке, губах, ушах, носу, переносице. На эмо-кидах, как и на представителях других музыкальных субкультур, можно наблюдать и разноцветные татуировки, пример здесь показывают сами музыканты, многие из которых растатуированы. Часто эмо-кидов путают с готами: сходство между готами и эмо, кроме внешнего вида, в негативном и пессимистическом отношении к жизни. И те и другие не находят в окружающем мире понимания. Также эмо-кидов обвиняют в театральности, чрезмерной жалости к себе, считая просто обычными подростками, которые пишут плохие стихи. Насмешкам подвергаются и псевдосуицидальные настроения некоторых эмо-кидов, которые царапают себе запястья, чтобы выглядеть как суицидальная личность[11].

Среди антисоциальных молодежных субкультур выделяется крайне агрессивная субкультура – скинхеды (бритоголовые) основной объединяющий фактор - пристрастие к насилию. Обычно они декларируют свою приверженность идеям фашизма и расизма, при этом среди них культивируются взгляды об «истинном фашизме», который якобы «опошлили» Гитлер и Муссолини[12]. По представлению подобных «неонацистов», «истинным арийцем», «сверхчеловеком» не рождаются, а становятся, вытравив из себя всякую жалость к «недочеловекам», поборов трусость и воспитав в себе выносливость, беспощадность и ненависть к врагам. Образ врага в разных случаях выбирается различный. Иногда им служат подростки, недавно приехавшие в данную местность. Порой ненависть проявляется в отношении лиц старшего поколения, особенно пожилых людей, которых считают «паразитами, отнимающими у молодежи место в жизни». Группы скинхедов, или неонацистов, обычно жестко регламентированы, могут употреблять ПАВ для достижения агрессивного состояния, однако особенностью является тот факт, что время от времени в этой среде возникает тенденция к полной трезвости и спортивному образу жизни (с целью увеличения физической силы и боеспособности). Но не стоит забывать, что в основном эта субкультура несет в себе разрушающий характер[13].

Еще одно направление современного подросткового неформального движения - фанаты, которые представляют собой страстных почитателей какой-либо спортивной команды (чаще футбольной или хоккейной) или эстрадного ансамбля[14]. Некоторые из спортивных фанатов являются действительными поклонниками своих кумиров, для других большей притягательной силой обладают драки с фанатами соперничающей команды. При отсутствии такой возможности они готовы затеять ее с другими фанатами своей же команды. Так, во время футбольных матчей, правыми и левыми фанаты называются в зависимости от стороны трибун стадиона, где обычно рассаживаются[15]. Среди фанатов нередко оказываются подростки, уже знакомые с действием дурманящих веществ и склонные к употреблению спиртных напитков. Они могут становиться соблазнителями для других, даже для всей группы в целом. Поэтому данные компании можно рассматривать как группы высокого риска в отношении аддиктивного поведения. К тому же фанаты многих футбольных команд близки к крайнему национализму или даже фашизму, что объединяет их с представителями других субкультур, например скинхедов и панков[16].

Среди других субкультурных особняков расположилось направление граффити, отражающее тотальные увлечения молодежи. По своим проявлениям и последствиям оно может принимать не только вандальный и разрушительный характер, но и сознательный, в зависимости от объектов и результатов активности. Граффити стало стихией, изменившей внешний вид улиц в конце 20 века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов. Эстетика и приемы граффити используются в рекламе, дизайне, видео. Выставки граффити регулярно проводятся в официальных учреждениях культуры[17]. Однако, во многих случаях деятельность художников улицы рассматривается как хулиганство и проявление вандализма и преследуется законом. Граффити - неоднородное явление с динамичной историей, разнообразием стилей, программ и идеологий. Художники граффити соотносят себя с легальной и нелегальной деятельностью, занимаются написанием слов или составлением сюжетных композиций, преследуют политические, провокационные или чисто художественные цели. Все перечисленное не является границами граффити, его проявления разнообразны, как разнообразны личности и намерения его создателей. Считается одним из видов самовыражения молодежи. Самоназвание современных художников граффити — райтеры[18].

1.2. Характер негативного влияния субкультуры на развитии  личности подростка

В качестве негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка может выступать приобщение к употреблению наркотиков. Подростковый возраст является особенно «благоприятным» периодом для употребления наркотиков: душевное беспокойство и физический дискомфорт, характерные для этого возраста, налет ритуальности и магии, который сопутствует употреблению наркотиков, социальное давление разных подростковых групп, поиски самоидентификации - таковы факторы, способствующие тому, что подросток начинает пробовать действие наркотиков. Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру (о которой сказано выше), где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать все более серьезные правонарушения[19]. Это позволяет сделать вывод, что употребление наркотиков подталкивает личность к преступной деятельности и деструктивному поведению в обществе: наркоманы готовы совершить противоправный поступок, чтобы добыть средства для приобретения очередной дозы наркотиков[20]. В известной мере формирование моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры, что, с одной стороны, приводит к резкому увеличению потребления того или иного вида психоактивного вещества, попавшего в разряд модных, с другой стороны, отодвигает на задний план его стоимостные характеристики. Исследователь отмечает, что динамика роста лиц, употребляющих наркотики, и динамика изменения моды на разные виды психоактивных веществ находятся в явной положительной связи[21]. Новый модный наркотик находит пользователей не только среди лиц, имевших опыт использования психоактивных веществ, но и, как правило, привлекает к себе внимание подростков, находящихся в начале дозы экспериментирования. Сказанное не означает, что в подростковой субкультуре существует однородное и однозначное отношение к наркотикам. Присутствие сверстников, как правило, провоцирует подростка демонстрировать либо нейтральное, либо положительное отношение к наркотикам. Осложняет ситуацию и распространенное в подростковой субкультуре представление о том, что процесс употребления наркотиков можно контролировать, используя только легкие психоактивные вещества и строго их дозируя, что, в конечном счете, позволяет избежать формирования стойкой зависимости[22].

Важно отметить, что следствием приобщения к асоциальной группе сверстников, как правило, становится личностная делинквентность. Поскольку в подростковом возрасте характерна неустойчивость внутреннего мира, то личность может совершить преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц[23].

Групповые девиации встречаются чаще, чем индивидуальные. Их отличает сходство форм девиантного поведения у близкого окружения, кумиров в референтной группе, подростковых идолов. В абсолютном большинстве характерологические ипатохарактерологические реакции подросткового возраста имеют групповую направленность. Это относится и к реакции группирования, в первую очередь со сверстниками, а также к реакциям эмансипации, имитации, оппозиции.

Таким образом, определив себя как члена какой-либо социальной группы, подросток закладывает данную идентификацию в схему самосознания, с одной стороны, а с другой стороны, начинает приводить себя в «соответствие с группой». Принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, то есть стереотипного группового поведения. Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает интериоризацию системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум[24].

Следует вывод, что современные молодежные субкультуры, описанные выше, могут оказывать негативное влияние на социализацию подростка, способствовать выражению асоциального поведения как формы протеста и демонстрации своей необычности[25].

1.3. Особенности социально-педагогического сопровождения социализации подростков, вовлеченных в субкультуру

Под педагогической поддержкой понимают превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным и профессиональным самоопределением[26].

При работе с подростками, вовлеченными в субкультуру, нужно, прежде всего, принимать их такими, какие они есть, не осуждая и не считая их «неправильными» или аномальными, не пытаться их исправить. Для таких подростков важно их позитивное восприятие, понимание их предпочтений. Наиболее весомым фактором, подталкивающим подростка к вхождению в субкультуру - это желание выразить свою индивидуальность, проявить ее не только в разговоре или творчества, но и в одежде, аксессуарах, поведении. Такие подростки нуждаются в творческом самоопределении, поддержке, одобрении, следовательно, важно привлечение подростка к различным формам творческой деятельности, кружков, самодеятельности и других внешкольных организаций. Данная особенность вытекает из того, что подросток, приобщаясь к субкультуре, подросток ищет в ней единомышленников. Работая с таким подростком, социальному педагогу важно создать доверительную атмосферу, поддерживать его, принимать таким, какой он есть, и относиться к нему так же, как ко всем остальным подросткам, которые не вовлечены в молодежную субкультуру. Важно стремиться использовать его увлечения в целях развития коммуникативности, повышения социального статуса в ученическом коллективе, повышения самооценки[27].

Для педагога в работе с подростком, вовлеченным в субкультуру, важен конструктивный диалог, то есть наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и учеником; построение общения на основе безусловного принятия воспитанника, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал; консультирование воспитанника о возможностях социальной среды, учреждений для его эффективной социализации; эмоциональная поддержка свободы выбора; оснащение воспитанников недостающими средствами, помогающими познать и понять себя и окружающий социум.

Также на подростка, вовлеченного в субкультуру, положительно может повлиять создание клубного сообщества на основе различных субкультур, что содействует: раскрепощению, принятию воспитанником себя; овладению различными вариантами самовыражения в социально приемлемых формах; освоению способов решения коммуникативных задач (в том числе конструктивного диалога с взрослыми, с представителями других субкультур).

В организации и педагогическом сопровождении социализации подростков, важно обеспечивать соединение групповой и индивидуальной форм работы. Групповая форма работы способствует решению таких задач, как: создание в группе позитивного эмоционального климата; получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими; расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим; приобретение опыта самовыражения в данной группе; освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознания своих индивидуальных. А индивидуальная работа направлена на: установление личностного контакта между педагогом и воспитанником; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуаций и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработку соответствующего плана действий; реализацию плана; текущий анализ и коррекцию деятельности; рефлексию произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка; после реализации договора, возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию воспитанника и педагога[28].

Педагогическое сопровождение социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру, имеет целью развитие социального опыта подростков, предполагает не только сотрудничество с ним, но и создает условия в ближайшем окружении, способствующих повышению социального статуса и стимулирующих саморегуляцию.

Выводы

Молодежная субкультура — социальная группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. В каждой субкультуре существуют свои порядки, своя философия и атрибуты. Подросток, вовлеченный в субкультуру, принимает эти правила, изменяются его ценности, модель поведения и отношений, взгляд на мир. Некоторые молодежные субкультуры по социальной направленности характеризуются как просоциальные, это скорее группы по увлечениям. К ним можно отнести толкинистов, официально не признанных живописцев и музыкантов, роллеров, защитников истории и окружающей среды, реконструкторов. Другие, даже при всей своей экстравагантности, не несут в себе потенциальных рисков и разрушительного начала. Однако в молодежной субкультуре есть и достаточно деструктивные, агрессивные течения. Если еще неокрепшая личность попадает в такую молодежную субкультуру, возникает опасность усвоения искаженного неадекватного социального опыта, нарушения процесса социализации в целом.

При работе с подростками, вовлеченными в субкультуру, нужно, прежде всего, принимать их таким, какие они есть, не осуждая и не считая их «неправильными» или аномальными, не пытаться изменить или исправить в них что-нибудь. Именно поэтому педагогу важно знать, что такое педагогическая поддержка. Она в первую очередь основывается на сотрудничестве педагога и ребенка, а педагогическое сопровождение развития предполагает, помимо сопровождения подростка, создание определенных условий в его окружении для стимулирования развития.

Для педагога в работе с подростком, вовлеченным в молодежную субкультуру важен: конструктивный диалог; актуально влияние через группу сверстников (класс, клубное сообщество на основе различных субкультур); педагогу важно при организации педагогического сопровождения соединить групповую и индивидуальную формы работы, а также организовать процесс поэтапно, включая диагностику, налаживание контакта, проектирование индивидуальной и групповой работы, рефлексивный анализ.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по социально-педагогическому сопровождению социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру, в условиях общеобразовательной школы

2.1. Организационно–методические основы эксперимента. Описание констатирующего эксперимента

Опытно экспериментальная работа имела своей целью апробацию эффективности социально-педагогического сопровождения социализации подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры, и включала несколько этапов.

На первом этапе нами изучались теоретические основы проблемы увлеченности подростков молодежными субкультурами.

Второй этап представлял собой анализ состояния проблемы в педагогической практике.

Третий этап был опытно-экспериментальным и включал в себя: констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; аналитико-обобщающий эксперимент.

В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

а) выявление подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру

б) исследование самооценки подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру;

в) выявление уровня потребности подростков в поиске острых ощущений.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления вовлеченности подростков в молодежную субкультуру. Базой эксперимента выступила МАОУ СОШ № 96 города Пермь. В составе экспериментальной группы приняли участие 17 человек из 10 «а» класса (10 девушек (59%) и 7 юношей (41%)).

С целью выявления наличия знаний о молодежной субкультуре и предрасположенности к вовлечению в молодежную субкультуру, нами была проведена Анкета «Молодежная субкультура» (Приложение 1).

Анализ ответов подростков позволил сделать следующие выводы. Большинство респондентов имеют знания, но не могут дать точного толкования молодежной субкультуре (53%). Знают, что такое субкультура, и дают ей определение всего лишь 5 подростков (29%), у 3 подростков (17%) искаженное понимание субкультуры. Меньше половины подростков считают, что субкультура несет в себе позитивную направленность (6 подростков 35%), больше половины считают, что субкультура несет в себе негативную направленность (9 подростков 53%), 2 подростка (12%) затруднились ответить на данный вопрос. Трое подростков (17%) отметили, что они увлечены конкретной субкультурой, а остальные 14 подростков (82%) не вовлечены в молодежные субкультуры. Все трое юношей (17%) ответили, что увлеклись молодежной субкультурой под влиянием друзей. Больше половины подростков утверждают, что не хотели бы быть участниками какой-либо группы представителей субкультуры (65%), и равное количество подростков ответили, что им было бы это интересно (17%) и затруднились ответить (17%). Большинство подростков хотели бы узнать о субкультурах больше (65%), двое подростков (12%) были не заинтересованы в информации о молодежной субкультуре, двое (12%) затруднились ответить на этот вопрос.

Данные ответы подростков позволили сделать вывод о том, что в ученическом коллективе есть подростки, уже вовлеченные в определенную субкультуру.

В программу изучения подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры, мы включили методику исследования самооценки личности С. А. Будасси (Приложение 2). В основе данной методики лежит способ ранжирования. С помощью данной методики уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Результаты тестирования представлены ниже в виде диаграммы.

Рисунок 1 – Результаты самооценки подростков, вовлеченных в субкультуры

Анализ ответов подростков позволяет сделать вывод, что подавляющее большинство (9 подростков)(53%) имеют адекватный уровень самооценки, что свидетельствует об их адекватности восприятия себя и окружающего мира. Завышенную самооценку имеют 2 подростка (12%), 6 (подростков)(35%) имеют заниженную самооценку. Также анализ результатов показал, что самооценка у всех подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры, характеризуется как заниженная.

Для изучения уровня социализации подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры, нами использовалась диагностика потребности в поисках острых ощущений М. Цукерман (Приложение 3). Подростки отвечали на ряд вопросов, выбирая вариант ответа, который на их взгляд наиболее им подходит.

Таблица

Диагностика потребности в острых ощущениях в подростков, вовлеченных в субкультуры

Уровень развития у подростков потребности в
острых ощущениях (% /количество человек)

Высокий
(11-16 баллов)

Средний
(6-10 баллов)

Низкий

(0-5 баллов)

Уровень потребности в острых ощущениях

4 подростка

(23,5%)

7 подростков
(41%)

6 подростков

(35%)

Большинство подростков имеют средний балл (41%), что свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, то есть, с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни. Следует отметить, что у подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры, высокий уровень поиска острых ощущений, из чего можно сделать вывод о том, что у них возможно влечение к бесконтрольным, новым и «щекочущим нервы» впечатлениям, что может провоцировать их на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах.

Также были проведены индивидуальные беседы с подростками, вовлеченными в молодежные субкультуры. Юноши рассказали, что их давно привлекают данные субкультуры, поэтому они уже несколько лет рисуют граффити и катаются на ВМХ. Подросток, который увлекается Граффити, рассказал, что любит рисовать с детства. В подростковом возрасте стал «украшать» стены домов, изначально, со слов молодого человека, это выглядело как вандализм и порча городского имущества, но позднее пришло осознание, что так нельзя, поэтому теперь он рисует только там, где не запрещено, в последнее время он даже получает заказы на рисунки. Юноша уже украшал стены рэп-студии, где проходят записи песен, а также веранды площадок детских садов. Таким образом, у него появляется возможность не только удовлетворения своей потребности в самовыражении, но и в получении небольшого заработка. Также он очень хотел бы в будущем связать свои художественные способности с творческой профессией.

Что касается юношей, которые увлекаются катанием на ВМХ, то они начали заниматься этим недавно, так как катание на необычных велосипедах вошло в моду лишь пару лет назад, любимое место для выполнения трюков – это, конечно же, открытые площадки, стадионы. На вопрос, хотели бы вы связать будущую профессию с любимым занятием, подростки ответили отрицательно, потому что считают это своим хобби и не более того. Также подростки отметили, что пришли в группу любителей ВМХ вслед за друзьями.

2.2. Реализация программы социально-педагогического сопровождения социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру

По результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что три подростка вовлечены в молодежные субкультуры.

Наша гипотеза заключается в следующем: основными причинами вовлечения подростков в молодежные субкультуры выступают потребности в более высоком статусе в ученическом коллективе, потребность в одобрении сверстниками, поиск острых ощущений, а также увлечение вслед за друзьями. Исходя из этого, мы определили цель программы педагогического сопровождения социализации подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры, как минимизацию рисков их увлечений и повышение социального статуса в группе сверстников.

Цель формирующего эксперимента – реализация разработанной нами профилактической программы педагогического сопровождения процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры, с учетом особенностей их социального развития и характера субкультур.

На основе данных констатирующего эксперимента по изучению особенностей социального развития подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры, были поставлены задачи:

1) повышение уровня информированности подростков о молодежных субкультурах;

2) развитие представлений о направленности субкультур (просоциальная, ассоциальная, антисоциальная), а также о положительных и отрицательных сторонах увлечения молодежной субкультурой;

3) развитие рефлексивных способностей к самоконтролю в поисках острых ощущений;

4) развитие толерантного отношения к подросткам, вовлеченным в молодежную субкультуру.

Формирующий эксперимент проходил на базе МАОУ СОШ № 96 г. Перми. В эксперименте в качестве экспериментальной группы приняло участие 17 человек – учащихся 10 «б» класса.

Программа педагогической поддержки процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру, направлена на реализацию педагогического процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру в условиях образовательного учреждения.

Программа предусматривала следующие формы работы: групповая работа, различные дискуссии, мини-лекции, КТД, просмотр презентационного материала с дальнейшим обсуждением, просмотр фильмов и дальнейшее их обсуждение, игровые упражнения, конкурс.

Используемые методы работы с подростками: имитационные игры, создание ситуации успеха на уроке, проблемные беседы, «мозговой штурм», метод инцидента.

Таблица 2

Тематический план программы «Молодежная субкультура»

Тема занятия

Цель занятия

Форма

проведения

Время (мин)

1

2

3

4

5

Когнитивное направление

1

Знакомство с программой «Молодежная

субкультура»

Познакомить подростков с предстоящими

занятиями, вызвать интерес

Беседа с учащимися класса.

40

2

«Субкультура, что это?»

Познакомить

подростков с

понятием «Субкультура» рассказать о пользе

вступления в молодежные субкультуры (привести положительные примеры).

Беседа с учащимися класса, просмотр презентационного материала по данной теме с

дальнейшим обсуждением.

90

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

3

«ВМХ – это здорово»

Сформировать

у подростков

представление

о положительных

сторонах данной

субкультуры совместно с учащимися, вовлеченными в данную субкультуру.

Беседа, просмотр

презентационного

материала по данной теме, просмотр видео ролика с дальнейшим
обсуждением.

90

4

«Граффити – состояние души»

Сформировать
у подростков
представление
о положительных

сторонах данной

субкультуры совместно с учащимися, вовлеченными в данную субкультуру.

Беседа, просмотр
презентационного
материала по данной теме, просмотр видео ролика с дальнейшим
обсуждением.

40

Эмоциональное и поведенческое направление

5

Конкурс «Мы
талантливы»

Развить интерес к данным су6культурам

(ВМХ и Граффити), сплочение

коллектива.

Конкурс плакатов
«Велосипед моей
мечты»

90

6

«Мы - команда!»

Развить творческие способности, сплочение

коллектива.

КТД (раскраска-

антистресс)

90

Рефлексивное направление

7

«Я - такой»

Обучить подростков толерантному отношению к представителям

различных субкультур, а также создание ситуации успеха для

подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру.

Тренинг

90

Условиями эффективности реализации программы являются:

1. обеспечение заинтересованности подростков в занятиях;

2. мотивирование посещения занятий подростками и активное участие в обсуждениях.

3. разделение работы на индивидуальную и групповую: индивидуальная работа с подростками, вовлеченными в молодежные субкультуры, направлена на создание ситуации успеха в группе сверстников и на повышение социального статуса в ученическом коллективе; работа со всем ученическим коллективом направлена на толерантное отношение к носителям различных просоциальных молодежных субкультур, а также на умение анализировать социальную направленность молодежных субкультур.

2.3. Анализ и обобщение полученных результатов

После реализации программы была проведена итоговая диагностика подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру по методикам, используемым на этапе констатирующего эксперимента.

Анкета «Молодежная субкультура». Повторное проведение методики, во время формирующего эксперимента, дало следующие результаты: все респонденты имеют знания о молодежных субкультурах и почти все подростки могут дать точное толкование молодежной субкультуре (12 подростков 88%, ранее 5 подростков 29%). Большинство подростков считают, что субкультура несет в себе позитивную направленность (11 подростков 82%, ранее 6 подростков 35%).

Анализ результатов контрольного исследования самооценки подростков с помощью методики С. А. Будасси представим в виде графика. Ранее мы выявляли, что подавляющее большинство (9 подростков 53%) имели адекватный уровень самооценки, что свидетельствовало об их адекватности восприятия себя и окружающего мира. Завышенную самооценку имели 2 подростка (12%), 6 подростков (35%) имели заниженную самооценку. После реализации программы и проведения повторной диагностики были видны положительные изменения, так как анализ результатов показал, что самооценка двух подростков из трех, вовлеченных в молодежные субкультуры, стала адекватной (ранее заниженная).

Рисунок 2 - Анализ результатов контрольного исследования самооценки подростков с помощью методики С. А. Будасси

Таблица 3

Результаты диагностики потребности в поисках

острых ощущений М. Цукерман

Уровень развития у
подростков потребности
в острых ощущениях (%
/количество человек)

Констатирующий
эксперимент

Формирующий
Эксперимент

Развитость у подростков % (количество человек)

Высокий (11-16 баллов)

4 подростка (23,5%)

3 подростка (18%)

Средний (6-10 баллов)

7 подростков (41%)

6 подростков (35%)

Низкий (0- 5 баллов)

6 подростков
(35%)

8 подростков (47%)

Мы понимаем, что потребность в поиске «острых» ощущений - это особенность подросткового возраста, поэтому она слабо поддается коррекции. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы предоставить подростку возможность получать «острые» ощущения, но мотивировать его делать это социально одобряемыми способами, например занятия спортом, выступления на сцене. Результаты итогового диагностирования позволяют сделать вывод о том, что у подростков уровень потребности в поисках острых ощущений изменился в положительную сторону. Теперь высокий уровень поиска острых ощущений снизился и составляет 18%.

Выводы

Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ СОШ № 96 города Перми. В эксперименте приняли участие учащиеся 10 «а» класса в составе 17 человек.

Экспериментальная работа проводилась в несколько этапов. На этапе констатирующего эксперимента были подобраны и проведены диагностические методики, позволяющие определить уровень социализированности подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру. Формирующий эксперимент заключался в составлении и проведении программы педагогической поддержки процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру.

Программа педагогической поддержки процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру, направлена на реализацию педагогического процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру в условиях образовательного учреждения.

В результате реализации программы у подростков стала более контролируемой потребность в поисках острых ощущений. Представители молодежных субкультур повысили статус принятия в школьном коллективе.

По итогам формирующего эксперимента мы получили следующие результаты: удалось сформировать представление о направленности молодежных субкультур, также подростки получили знания о таких понятиях, как: «Cубкультура», «просоциальная субкультура, «Граффити», «ВМХ».

По результатам сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего эксперимента можно говорить об эффективности реализации программы социально-педагогического сопровождения социализации подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры.

Заключение

Молодежная субкультура — социальная группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. В каждой субкультуре существуют свои порядки, своя философия и атрибуты. Подросток, вовлеченный в субкультуру, принимает эти правила, изменяются его ценности, модель поведения и отношений, взгляд на мир. Некоторые молодежные субкультуры по социальной направленности характеризуются как просоциальные, это скорее группы по увлечениям. К ним можно отнести толкинистов, официально не признанных живописцев и музыкантов, роллеров, защитников истории и окружающей среды, реконструкторов. Другие, даже при всей своей экстравагантности, не несут в себе потенциальных рисков и разрушительного начала. Однако в молодежной субкультуре есть и достаточно деструктивные, агрессивные течения. Если еще неокрепшая личность попадает в такую молодежную субкультуру, возникает опасность усвоения искаженного неадекватного социального опыта, нарушения процесса социализации в целом.

При работе с подростками, вовлеченными в субкультуру, нужно, прежде всего, принимать их таким, какие они есть, не осуждая и не считая их «неправильными» или аномальными, не пытаться изменить или исправить в них что-нибудь. Именно поэтому педагогу важно знать, что такое педагогическая поддержка. Она в первую очередь основывается на сотрудничестве педагога и ребенка, а педагогическое сопровождение развития предполагает, помимо сопровождения подростка, создание определенных условий в его окружении для стимулирования развития.

Для педагога в работе с подростком, вовлеченным в молодежную субкультуру важен: конструктивный диалог; актуально влияние через группу сверстников (класс, клубное сообщество на основе различных субкультур); педагогу важно при организации педагогического сопровождения соединить групповую и индивидуальную формы работы, а также организовать процесс поэтапно, включая диагностику, налаживание контакта, проектирование индивидуальной и групповой работы, рефлексивный анализ.

Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ СОШ № 96 города Перми. В эксперименте приняли участие учащиеся 10 «а» класса в составе 17 человек.

Экспериментальная работа проводилась в несколько этапов. На этапе констатирующего эксперимента были подобраны и проведены диагностические методики, позволяющие определить уровень социализированности подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру. Формирующий эксперимент заключался в составлении и проведении программы педагогической поддержки процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру.

Программа педагогической поддержки процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру, направлена на реализацию педагогического процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру в условиях образовательного учреждения.

В результате реализации программы у подростков стала более контролируемой потребность в поисках острых ощущений. Представители молодежных субкультур повысили статус принятия в школьном коллективе.

По итогам формирующего эксперимента мы получили следующие результаты: удалось сформировать представление о направленности молодежных субкультур, также подростки получили знания о таких понятиях, как: «Cубкультура», «просоциальная субкультура, «Граффити», «ВМХ».

По результатам сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего эксперимента можно говорить об эффективности реализации программы социально-педагогического сопровождения социализации подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры.

Список литературы

1. Алиева З.К., Брянцева М.В. Конфликт поколений и ценностей в молодежных субкультурах // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 5-10.

2. Власова О.В. Молодежная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 90-97.

3. Волков Ю. Г. Социология. Под ред. В. И. Добренькова. - М.: Феникс, 2013.

4. Жаркова М.А. Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодернистского анализа молодежных субпотоков в российском обществе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 8. С. 380-384.

5. Кон И. С. Краткий словарь по социологии. - М., 1988.

6. Магранов А.С. Интеграция молодежных субкультур в социокультурное пространство современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-3. С. 122-126.

7. Маркова Н.Е., Римашевская Н.М., Смакотина Н.Л. Типология модификаций девиантного поведения в молодежных субкультурах // Народонаселение. 2010. № 1. С. 85-97.

8. Пономарёв П.А., Сергиенко Д.С. Молодежные субкультуры // В сборнике: Социально-гуманитарные проблемы современности сборник научных трудов. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса" (ГОУ ВПО "ЮРГУЭС") ; [редкол.: Гусев Н. И. (гл. ред.) и др.]. Шахты, 2010. С. 124-126.

Приложение 1

Анкета «Молодежная субкультура»

Результаты анкетирования

Приложение 2

Анкета самооценки личности

Приложение 3

Методика диагностики поиска острых ощущений

  1. Кон И. С. Краткий словарь по социологии. - М., 1988. – С. 45.

  2. Волков Ю. Г. Социология. Под ред. В. И. Добренькова. - М.: Феникс, 2013. – С. 112.

  3. Алиева З.К., Брянцева М.В. Конфликт поколений и ценностей в молодежных субкультурах // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 5-10.

  4. Маркова Н.Е., Римашевская Н.М., Смакотина Н.Л. Типология модификаций девиантного поведения в молодежных субкультурах // Народонаселение. 2010. № 1. С. 85-97.

  5. Алиева З.К., Брянцева М.В. Конфликт поколений и ценностей в молодежных субкультурах // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 5-10.

  6. Жаркова М.А. Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодернистского анализа молодежных субпотоков в российском обществе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 8. С. 380-384.

  7. Магранов А.С. Интеграция молодежных субкультур в социокультурное пространство современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-3. С. 122-126.

  8. Алиева З.К., Брянцева М.В. Конфликт поколений и ценностей в молодежных субкультурах // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 5-10.

  9. Жаркова М.А. Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодернистского анализа молодежных субпотоков в российском обществе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 8. С. 380-384.

  10. Алиева З.К., Брянцева М.В. Конфликт поколений и ценностей в молодежных субкультурах // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 5-10.

  11. Маркова Н.Е., Римашевская Н.М., Смакотина Н.Л. Типология модификаций девиантного поведения в молодежных субкультурах // Народонаселение. 2010. № 1. С. 85-97.

  12. Жаркова М.А. Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодернистского анализа молодежных субпотоков в российском обществе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 8. С. 380-384.

  13. Алиева З.К., Брянцева М.В. Конфликт поколений и ценностей в молодежных субкультурах // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 5-10.

  14. Маркова Н.Е., Римашевская Н.М., Смакотина Н.Л. Типология модификаций девиантного поведения в молодежных субкультурах // Народонаселение. 2010. № 1. С. 85-97.

  15. Жаркова М.А. Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодернистского анализа молодежных субпотоков в российском обществе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 8. С. 380-384.

  16. Жаркова М.А. Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодернистского анализа молодежных субпотоков в российском обществе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 8. С. 380-384.

  17. Магранов А.С. Интеграция молодежных субкультур в социокультурное пространство современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-3. С. 122-126.

  18. Алиева З.К., Брянцева М.В. Конфликт поколений и ценностей в молодежных субкультурах // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 5-10.

  19. Власова О.В. Молодежная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 90-97.

  20. Маркова Н.Е., Римашевская Н.М., Смакотина Н.Л. Типология модификаций девиантного поведения в молодежных субкультурах // Народонаселение. 2010. № 1. С. 85-97.

  21. Алиева З.К., Брянцева М.В. Конфликт поколений и ценностей в молодежных субкультурах // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 5-10.

  22. Власова О.В. Молодежная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 90-97.

  23. Алиева З.К., Брянцева М.В. Конфликт поколений и ценностей в молодежных субкультурах // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 5-10.

  24. Алиева З.К., Брянцева М.В. Конфликт поколений и ценностей в молодежных субкультурах // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 5-10.

  25. Власова О.В. Молодежная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 90-97.

  26. Пономарёв П.А., Сергиенко Д.С. Молодежные субкультуры // В сборнике: Социально-гуманитарные проблемы современности сборник научных трудов. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса" (ГОУ ВПО "ЮРГУЭС") ; [редкол.: Гусев Н. И. (гл. ред.) и др.]. Шахты, 2010. С. 124-126.

  27. Пономарёв П.А., Сергиенко Д.С. Молодежные субкультуры // В сборнике: Социально-гуманитарные проблемы современности сборник научных трудов. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса" (ГОУ ВПО "ЮРГУЭС") ; [редкол.: Гусев Н. И. (гл. ред.) и др.]. Шахты, 2010. С. 124-126.

  28. Пономарёв П.А., Сергиенко Д.С. Молодежные субкультуры // В сборнике: Социально-гуманитарные проблемы современности сборник научных трудов. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса" (ГОУ ВПО "ЮРГУЭС") ; [редкол.: Гусев Н. И. (гл. ред.) и др.]. Шахты, 2010. С. 124-126.