Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Содержание:

Введение

В современной методике и практике обучения детей в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.

Но учебные задания, выполняемые на уроках, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоение учебного материала.

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только безразличие и постоянные «одёргивания» учителя.

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. Сегодня его главные цели – развитие творческой личности ученика.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. На уроке должны быть созданы условия, способствующие становлению и развитию у младших школьников личностных функций свободы и избирательности в поведении и учебной деятельности, нравственной рефлексии. И достичь этого можно игровой деятельностью на уроках.

Многие педагоги встали на этот путь поисков, как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться. И рано или поздно приходят к выводу о том, что важным  условием повышения эффективности урока  является игра.

Спросите детей –­ любят ли они сказки и игры? Несомненно, все ответят – да.

Понятие дидактической игры

Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития большое значение. Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение  игре, как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отдых от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование (“теория предупреждения”). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли» . Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению каких-то потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

В.Л. Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» .

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».Эта особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть» .

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в эту игру, в игровое состояние, а будет лишь просто так исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.

Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра приучает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. “ В школьном возрасте, - отмечал он- игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении труде…”.

Долгое время в теории и практике дидактическая игра рассматривалась как приём обучения и входила в состав занятий как игровая деятельность, которая не имела отношения к обучению. Последние исследования позволяют педагогам использовать дидактические игры как форму обучения.

Педагогический опыт показывает, что одним из средств активизации мыслительной деятельности и развития интеллектуального потенциала младших школьников является дидактическая игра.

Особое значение дидактические игры имеют для развития мышления и речи. Содержание и правила игры дают возможность упражнять учащихся в точном и правильном названии и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи.

Умение выделять среди разных по содержанию предметов общее свойство требует сложной аналитико–синтетической деятельности. Дидактическая игра вызывает у школьников умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать, организовывать практические действия.

В умственном воспитании значительна роль дидактических игр, требующих сравнения одних предметов или признаков с другими, установление сходства, различия . К ним относятся такие игры как: «Чего не хватает?», «Что одинаковое и что разное?», «Найди лишнее».

Дидактические игры имеют свои функции:

• Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у школьников живой интерес и помогает им усвоить учебный материал.

• Игровые технологии развивают познавательные процессы у младших школьников, закрепляют их знания, умения и навыки.

Развивающие игры являются формой организации коллективной учебной деятельности класса, которая находится под руководством учителя.

В дидактических играх дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступные им анализ и синтез, делают обобщения; у школьников формируется такие процессы, как внимание и память.

Игровые технологии развивают у младших школьников смекалку, находчивость, сообразительность.

Игра стимулирует у детей волевые усилия – организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива .

Игра – это соревнование, борьба с соперником, или с самим собой, которая дает возможность за сравнительно малое время проявить свои способности: качества ума, крепость мышц, быстроту реакции и все вместе.

Таким образом, основная роль дидактических игр заключается в том, что они используются на уроках в начальных классах в целях обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применения их в разных условиях и обстоятельствах.

Виды дидактических игр

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма познания и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы .

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

  • игры по сенсорному воспитанию,
  • словесные игры,
  • игры по ознакомлению с природой,
  • по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

  • игры с дидактическими игрушками,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры,
  • псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

  • Игры-путешествия.
  • Игры-поручения.
  • Игры-предположения.
  • Игры-загадки.
  • Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим .

Игры-поручения имеют те же элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Незнайке решить примеры", "Прочитай письмо Буратино и найди там ошибки".

Игры-предположения "Что будет,если я ..?" или "Что бы я сделал...", "На кого я хотел бы быть похожим и почему…?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы ..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Игры-загадки. Загадки возникли в далеком прошлом. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры - загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра - беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что - то узнать .

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Приведу пример урока математики : Урок-путешествие в страну Знаний в 1 классе.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране Знаний.

- А путешествовать мы будем вот на таком кораблике.

- Кто же с нами отправляется в путь? Давайте познакомимся. ( Ребята встают, называют своё имя и фамилие).

- Молодцы! Мы приближаемся к первой остановке нашего путешествия – Город Буквоград. В этом городе живут буквы.

На доске слоги: СА КО НО КИ ЗА СО ЛИ СЫ НИ

- Ребята, кто может из слогов составить слова? ( Дети по желанию выходят к доске и составляют слова) Вот такие слова получились: КИНО КОНИ ЛИСЫ САНИ КОЗА

- Молодцы, ребята! С буквами вы уже знакомы и даже многие ребята умеют читать. Мы плывём дальше. И следующая наша остановка – Город Математиков. В этом городе живут цифры.

- Знаете ли вы, какая лучшая отметка в школе?

- Правильно, это 5! Какой пример можно составить, чтобы в ответе получилось 5?

Ребята выходят к доске и пишут примеры: 2+3=5, 1+4=5, 6-1=5

- Молодцы! А где в жизни мы встречаемся с числом 5?

Варианты ответов: 5 пальцев на руке, 5 игроков в команде, пятиконечная звезда…

- Ребята, а кто может нарисовать звезду? Какого она цвета?

- Если к 5 приписать 0, какое число получится? Верно – 50! Какие примеры придумаете, чтобы получить 50?

Варианты ответов: 30+20=50, 10+40=50 и т.д.

- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы любите математику.

Путешествуем дальше.

- Следующая остановка – Город Знатоков .Жители этого города много знают загадок и очень любят их загадывать. Попробуем их отгадать?

1. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом ведёт, там заметку кладёт. ( Карандаш)

2.Белый зайчик прыгает по чёрному полю. ( Мел и карандаш)

3.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

4. Золотое решето чёрных домиков полно. ( Подсолнух)

5. Ни окон, ни дверей – полна горница людей. ( Огурцы)

6.Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа)

Ещё несколько загадок на экране.(Слайды 6, 7, 8, 9)

Дети отгадывают загадки и получают призы.

- Наш кораблик отправляется дальше. Путь наш не близок. Мы плывём к Цветочному городу, на котором живут художники. А вы любите рисовать? В этом городе очень красиво: много цветов, деревьев.

На доске вы видите « Дерево Знаний».Чтобы оно зацвело и дало плоды, мы ему поможем.( Раздаю детям цветы с их именами. Дети разукрашивают цветы и прикрепляют их к дереву).

- Посмотрите, какое красивое получилось «Дерево Знаний!»

-Со временем на нашем дереве вырастут и плоды, но для этого мы должны ещё многому научиться. И если вы будете хорошо учиться, то наше Дерево Знаний принесёт плоды.

- Сегодня наше путешествие завершается. Но мы с вами будем каждый день путешествовать в Страну Знаний и открывать для себя что-то новое.

- Желаю вам успехов и удач! В добрый путь! Счастливого путешествия по Стране Знаний!

Основное внимание при разработке методик обучения должно быть обращено на условия и методы:

- четкого определения целей функционирования учебного процесса и каждого его этапа;

- учета и реализации специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействия деятельностей обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения);

- согласования специфики психологических механизмов усвоения знаний со спецификой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями различных информационных структур управления в системе «преподаватель -учащийся», методов и организационных форм обучения .

Игра как средство формирования познавательного интереса на занятиях

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность школьника. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и др.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

Активизация познавательной деятельности младших школьников без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

У младших школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

 Познавательный интерес как важный компонент внутренней   мотивации   школьника к учению.

        Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим педагогами и психологами ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

        Одним из эффективных средств  пробуждения живого интереса к учебному предмету наряду с другими методами является дидактическая игра. Один из основных видов деятельности дошкольника – игра .

Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладевают дети. Целью ее является сам процесс игры. При этом дети в определенной мере готовятся как к учению, так и к труду. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место и в первые  годы обучения ребёнка в школе.

        Сегодня мы видим, что игра – это веление времени и ей принадлежит ведущее место в процессе обучения. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Одним из эффективных средств  пробуждения живого интереса к учебному предмету наряду с другими видами, приемами и методами является дидактическая игра.

        В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.

Дидактические игры развивают у детей произвольность такие процессы, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Роль интереса и его значение в успешном обучении признавал К.Д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет».

Современные педагоги тоже уделяли большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития личности. У каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.

Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету не может носить характера подлинной познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и поверхностным.

     Важное место в комплексе воспитательных задач обучения занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес - это одно из личностных качеств младшего школьника, черта его характера, которая проявляется в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к тому   или иному учебному предмету в начальной школе.

     Каждый вид деятельности школьников в учебном процессе при соответствующей организации обучения служит достижению тех или иных целей образования. В любой учебной деятельности существуют цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и способы её выполнения на том или ином этапе.

     В педагогике выделяют две большие группы мотивов учения: познавательные (широкие познавательные, учебно-познавательные, мотивы самообразования) и социальные (широкие и узкие или позиционные, мотивы социального сотрудничества). Каждая группа обладает определёнными характеристиками, которые сочетаются и с другими побуждениями и потребностями в учебной  деятельности учащихся.

Конкретными  мотивами учебной   деятельности младшего школьника могут быть: интерес, стремление к поощрению, страх наказания за неуспех и др. Но самую главную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес, который в отличие от других возможных мотивов только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности. Познавательный интерес как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами и в конечном счёте успешности обучения школьников.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности учащихся младшего школьного возраста. При этом игра готовит ребёнка не только к учению, но и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение.

       Таким образом, дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие младших школьников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое  воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем и радость открытия и ощущение преодоления препятствия.

Всякую ситуационную игру можно назвать проблемной ситуацией,  ибо в области человеческой деятельности категория проблемной ситуации является предельно общей абстракцией, фиксирующей проблемный и ситуационный характер всякой деятельности, в том числе и игровой.

Из всего существующего многообразия различных видов игр только дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная природа игры – учебная направленность и  игровая форма - позволяет стимулировать более глубокое овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр дидактическая игра выделяется существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

Игровой замысел – первый структурный компонент игры - выражен, как основное правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел  часто выступает в виде вопроса, как бы предсказывая ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний, которые они получили.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые вытекают из правил игры, способствуют познавательной активности школьников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения  и навыки для достижения целей игры.

Учитель выступает в роли руководителя игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт младшим школьникам моральное и умственное удовлетворение от участия. Для преподавателя результат игры всегда является показателем уровня достижений школьников или в усвоении знаний, могут или в их применении.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса учащихся к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно  принять действия, которые ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка неуспевающих.

При наличии интереса школьники занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Очень важно проводить игру выразительно. Если преподаватель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то учащиеся относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Интересная игра та, которая доставляет детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение младших школьников к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Итак , использование на уроках развивающе - обучающих и дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Школьники становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными.

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности  коллектива класса начальной школы. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в классе, а так же имеет больше значения при формировании познавательного интереса к обучению. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней  реализуется потребность воздействия на мир.

Какой же вклад вносит дидактическая игра в развитие учебной деятельности?

Главное значение этих игр в следующем:

  1. Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;
  2. Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
  3. Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
  4. Развивается положительная мотивация учения, внимание, увеличивается работоспособность.

         Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос или задание, призыв к действию, например: “Кто быстрее?”, “Не зевать!”, “Отвечай сразу”, “Кто вернее?” и так далее.

         Значительная часть игр дает возможность учащимся сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более глубокому усвоению изученного материала.

         Например, на уроках математики при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток часто используют игру “Помоги пчёлке Мае”.

         На доске висит таблица, с изображением полянки с цветами. На каждом цветке записан пример:

5+7 4+8 9+3 7+6 5+9 4+7 7+7 8+9 6+5

Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать примеры, остальные учащиеся выполняют задания самостоятельно в тетради. По истечении определённого времени на вычисление, ученики сверяют полученные ответы с доской. Ученик, находившийся у доски, который решил больше примеров- собрал больше цветов , считается победителем.

  Для закрепления знаний учащихся таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру “ «Полет в космос.»

Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет.

         Эти игры простые, что позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, которое способствует активизации учебной деятельности учащихся, обязывает их быть более внимательными, собранными, быстрыми.

         Многие упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем способностей к обучению.

         Например, можно дать работу для самостоятельного выполнения в виде игры “Кто больше забьёт мячей в ворота?”. А раз это игра, учащиеся чувствуют себя более свободно, поэтому уверенно и  с интересом приступают к работе. Каждый ученик получает карточку с заданием - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.

         Например, хорошо подготовленным детям предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение. Слабо успевающим - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Ученик, решивший задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.

         На таких занятиях ставиться цель привить любовь к урокам математики учащимся с разными математическими способностями. Все дети стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. После выполнения задания на доске пишутся фамилии учащихся справившихся с задачей. А учащимся, кому не удалось решить задачу, дается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.

         Таким образом, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

         Однако игра не должна быть самой главной на уроке, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

• Правила игры должны быть простыми и понятными для детей, точно сформулированными.

• Материал дидактической игры должен быть посилен для всех детей.

• Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.

• Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ученик.

• Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

      При обучении младших школьников грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь.

         Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения грамоте является формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).

Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
         Ра ма          По ра
         Ра на Ко ра

Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твёрдый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Игра “Живые буквы”. Детям раздаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог ( по опорной согласной или гласной).

Составь слова из следующих букв:

а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а

б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у

в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с

г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р

д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г

е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, о, н, о

Восстановите слова (театр, север, теперь, тарелка, тепловоз)

Т…АТР, …АР…ЛКА, …ЕВЕР, Т…ПЛ…В…З Т…П…РЬ,

Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, учащимся даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т), (О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

         Учащиеся вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Затем проводится работа со словом. Учитель знакомит детей с понятием “слово”, какие бывают слова - короткие и длинные. Самые короткие – это союзы и предлоги, которые состоят из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова учащимся даются разные задания. Такие как:

- Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

- Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).

- Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).

- Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

    -  Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове  выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

     - Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

    а    а        а        о       о       о       о       а

рак       ра          ма         мо          ло           ко          о           са

     - Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную).

     - Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.

     - Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

     -  Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.

    - Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

    - Игра “Кто быстрее, кто больше?”. Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

    -  Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

    -  Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

Труд, работа;

День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.

Лисичка гриб, лисичка животное.

    - Игра “Сложи словечко”. Какие два слова спрятались в  одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

        Следовательно, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки, а так же у них развивается познавательный интерес к данному предмету.

         Для того, чтобы учащиеся лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, найти букву в кассе букв. Учащиеся дописывают недостающие элементы букв, играя в “Поставь буквы правильно”. “Полубуковка”. Можно напечатанные на доске буквы закрыть полоской бумаги.

         “Звуковые” игры (“Кто внимательнее?” - на выделение и определение звука, “Кто больше?” - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа “Доскажите словечко” малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх “Том - Тим” (или “Камень-Вата”) дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру “Перекличка”, предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Вывод

        Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.

 При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

   В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют  роли контролёра, судьи, учителя и т.д.
      Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  •  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

       Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

     Применение игровой технологии даёт возможность  сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. 

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Список используемых источников

1.  Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!; М., 1983.

2. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. -- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.

4.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – с.84.

5.  Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса четырёхлетней начальной школы. – М., Просвещение, 1986. –с.75.

6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М., Просвещение,   1990.

7. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11 –

8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- К., 1995.-130с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 1998. – с.705.

10. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы. - К., 1997.-516с.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974. – с.288.

12. Удальцова Е.И. Дидактические игры. — М., 1996.-76с.

13. Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 1976. - С. 9-18.

14. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М. – Просвещение, 1986. – 83 с.

15. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 1971