Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Критерии выбора средств разработки мобильных приложений (Мобильные устройства и их классификация)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество едва ли можно представить без гаджетов, а ведь всего лет десять- пятнадцать назад мы радовались обычному мобильному телефону, который способен принимать и совершать звонки, отправлять короткие сообщения SMS на другие мобильные телефоны.

Сегодня мобильные устройства объединили под одним корпусом то, что, кажется, никак не может поместиться там. Задачами прошлых телефонов являлось принимать и осуществлять звонки, отправлять короткие сообщения. Сейчас же, появились возможности постоянного, высокоскоростного доступа к сети Internet из любой точки, где есть мобильные сети. Постоянный доступ к Internet-ресурсам, поставил перед мобильными устройствами новые задачи, такие как: прослушивание музыки, создание фотографий, видеороликов, обмен быстрыми сообщениями, игры, приложения и многое другое. Уже на сегодняшний день существуют приложения, с помощью которых можно контролировать телевизор, управлять цифровыми фоторамками, отправлять файлы на различные устройства, следить за состоянием своего здоровья. Целью создания мобильных приложений является упрощение работы с информационными или другими ресурсами.

Мобильность это огромный шаг в развитии информационных технологий. Существует множество полезных приложений таких как карты, которые способны использовать геопозицию и быстро проложить нужный маршрут, электронные книги и учебники, приложения с тренировками для поддержания здоровья, обучающие приложения для изучения языков и многое другое. Приложения имеют разнообразные категории: социальные, новостные, образовательные и.т.д.

По данным статистики больше половины (53%) владельцев мобильных телефонов используют скачанные приложения, примерно столько же (52%) через мобильный телефон заходят на сайты, и социальные сети (51%) и чуть меньше людей (34%) играют в игры, примерно три четверти пользователей общаются через мобильные телефоны с помощью мессенджеров, sms, звонков.

Перспективы развития рынка мобильных технологий благоприятны, поскольку изменяется сам потребитель, его запросы, потребности и привилегии постоянно меняются. В отличии от настольного компьютера, мобильный телефон или планшет - это более личностное устройство. В них хранятся фотографии, номера кредитных карт, аккаунты социальных сетей.

Приложения, доступные для скачивания, сегодня имеют самые разнообразные категории: социальные, новостные, образовательные, и др. Число приложений с каждым днем стремительно растет. Однако, чтобы создавать приложения, необходимы средства для их разработок.

Предметом исследования являются технологии разработки мобильных приложений.

Объект исследования - средства разработки мобильных приложений.

Цель работы – на практике подобрать средства разработки мобильных приложений по выбранным критериям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть основные понятия мобильные устройства и мобильные приложения;

- привести различные классификации используемых мобильных приложений;

- рассмотреть требования предъявляемые к мобильным приложениям;

- определить области применения языков программирования для разработки мобильных приложений;

- проанализировать функциональные возможности сред по созданию мобильных приложений.

1. Мобильные устройства и мобильные приложения

1.1. Мобильные устройства и их классификация

Под мобильными устройствами понимаются легкие, небольшого размера (карманные) устройства, которые могут автономно подключаться к сетям связи с помощью беспроводных технологий.

В настоящее время пользователям доступен широкий спектр мобильных устройств для решения разных задач. Он варьируется от очень недорогих мобильных телефонов и смартфонов до профессиональных планшетных компьютеров и ультрабуков. Наряду с форм-фактором имеются различия в функциональности и производительности, которые эти устройства обеспечивают [3].

Классификация мобильных устройств

Мобильные устройства эволюционируют с высочайшей скоростью. На сегодняшний день можно выделить следующие категории мобильных устройств по назначению основной функций, это (Приложение 1):

- ноутбуки (ультрабуки, нетбуки);

- планшетные компьютеры;

- смартфоны;

- сотовые телефоны.

Такие гаджеты как: пейджеры мы не рассматриваем, так как они практически вытеснены с рынка мобильных устройств, а их функции с успехом выполняют вышеупомянутые многофункциональные устройства.

Сотовым телефоном  (Рис. 1) называется портативное устройство, основным назначением которого является предоставление услуг голосовой связи посредством сотовой сети. [5] Сотовые телефоны управляются операционной системой, которая не предназначена для запуска прикладных программ.

В большинстве случаев в них используется голосовая связь, но с появлением беспроводного протокола передачи данных (WAP) и возможности обмена текстовыми сообщениями стали более распространенными и другие приложения по обработке и передаче данных.

phones__Nokia_6700_Classic.jpg

Рисунок 1 - Сотовый телефон

Обычно такой телефон имеет небольшой по размеру дисплей (как правило, от 4 до 12 строк текста) с типовой 12-кнопочной клавиатурой для ввода данных. Эти ограничения делают сотовые телефоны неподходящими для веб-поиска, т. к. объемы данных, которые могут быть получены или выведены на экран, весьма ограничены.

Сотовые телефоны имеют встроенные беспроводные модемы, что обеспечивает легкое подключение к беспроводным сетям. После подключения пользователь может использовать модем как для голосовой связи, так и для приложений или посредством беспроводной телефонной связи (WTA), поддерживаемой в WAP, одновременно передавать данные и голосовую связь. Кроме того, сотовые телефоны идеально подходят для обмена текстовыми сообщениями. Поскольку длина этих сообщений не превышает 160 символов, то возможности ввода этих устройств являются достаточными. С другой стороны, преимуществом является длительное время работы батареи телефона. Ограниченная мощность сотовых телефонов позволяет экономить заряд аккумулятора (батареи), что приводит к более длительной работе по сравнению с более сложными устройствами, такими как смартфоны и карманные персональные компьютеры. [6] Основной целью этих устройств является голосовая связь, поэтому качество голосовой связи, подключения к сети и передачи пакетов имеет приоритет при их выборе.

В настоящее время сотовые телефоны решительно вытесняются с рынка мобильных устройств, смартфонами.

Смартфон (от англ. smartphone - в буквальном переводе с английского означает «умный телефон»)(Рис. 2) - это телефон, у которого есть своя операционная система, процессор, оперативная память. Смартфон - это телефон, обладающий функциями мобильного компьютера, такими как: как вычислительные (процессор, оперативная память, ПЗУ), так и коммуникационные (WiFi, 3G, 4G/LTE, Bluetooth, GPS, ГЛОНАСС).[3] Смартфоны - это следующий этап развития мобильной техники после телефонов. Набрав популярность вместе с выходом iPhone от Apple, смартфоны активно начали вытеснять телефоны и продолжают это делать.

30029483b.jpg

Рисунок 2 - Смартфон

В небольшом устройстве от 3 до 7 дюймов, в среднем, заключен мощный процессор, достаточно много памяти, качественная начинка и программное обеспечение. Смартфоны - это карманные компьютеры, которые очень прочно вошли в жизнь любителей техники и просто людей, живущих в современном мире. Среди производителей смартфонов известны такие компании, как Apple, Samsung, Xiaomi, Meizu, ASUS и другие.

Первые простые смартфоны появились, в 2000 г. и назывались так потому, что они обеспечивали возможность запуска локальных приложений и выполнения звонков. Ericsson R380 был первый аппарат, который производитель официально назвал «смартфоном» и с которого началось развитие целого класса мобильной аппаратуры [7].

Как и веб-телефоны, это были, прежде всего, голосовые устройства. Поддержка приложений была сильно лимитирована из-за ограниченного объема хранения, мощности обработки и размеров отображений. Они были похожи на веб-устройства по форме и размерам дисплея, но позволяли приложениям работать локально, не требуя подключения к сети. Были испробованы абсолютно разные технологии и форм-факторы (слайдеры, раскладушки). Телефоны оснащались полноценной QWERTY-клавиатурой.

Так продолжалось до 2007 года, пока на сцене не появился новый законодатель моды - смартфон iPhone на операционной системе iOS от компании Apple. Этот бесклавиатурный моноблок задал направление развития на следующие десятилетия. А чуть позже увидел свет и его главный конкурент — операционная система Android и сначала десятки, а затем и сотни моделей смартфонов на этой ОС [5].

В чём же отличие смартфона от мобильного телефона?

1.  Программная начинка. У телефона - просто зашита микропрограмма с определённым набором функций. У коммуникатора используется уже полноценная операционная система (iOS, Android или Windows), которая позволяет не только использовать имеющиеся возможности, но и расширить из за счёт установки дополнительных программ.

2. Аппаратные возможности.  Вряд ли кто-нибудь в курсе какой чип и сколько оперативной памяти используется на обычном кнопочном телефоне. А вот на современных смартфонах уже используются многоядерные процессоры и несколько гигабайт ОЗУ. По произвотильности такие устройства заткнут за пояс компьютеры старше 5-6 лет.

3. Коммуникационные возможности: наличие модулей WiFi, 4G/LTE, GPS, ГЛОНАСС.

4. Дополнительные возможности: Шагомер, гироскоп, IR-порт, USB.

5. Возможность работы с различными типами файлов: аудио, видео, документы, таблицы, презентации.

6. Синхронизация данных с облачными сервисами Google, Apple, Microsoft и т.п.

7. Размер экрана. Телефону не нужен дисплей с большой диагональю. А с большим разрешением он попросту не сможет работать из-за скромных аппаратных возможностей. У смартфонов же и планшетов средний размер экрана 5 дюймов [9].

На сегодняшний день, смартфоны заняли 70% рынка мобильных телефонов и эта доля постоянно растет.

Не стоит забывать и про коммуникатор (Рис. 3). Дело в том, что по своему смыслу оба термина, смартфон и коммуникатор, представляют собой фактически одно и тоже. Путаница здесь появилась благодаря производителям. И вот почему!

В то время не было планшетов, а в место них на рынке были КПК - карманные персональные компьютеры. Первоначально рынок этих устройств был ориентирован на создание персонального цифрового помощника, отсюда и название «КПК». По своей сути это были небольшие планшеты на операционной системе Windows Mobile. Несмотря на то, что у них были сенсорные экраны, управлять гаджетами, как сейчас, с помощью пальца, было невозможно. Для этих целей служил специальный стилус, похожий на шариковую ручку (Он, кстати, до недавнего времени ещё встречался на Samsung Galaxy Note) [10]. Если различие КПК и телефонов является очевидным, то различие между смартфонами и коммуникаторами не так явно. Само же разделение произошло, исходя из того, на какой основе возникли те или иные устройства:

• Коммуникаторы - это КПК, в которые была добавлена поддержка соединения с сетями связи. Примером коммуникаторов могут служить устройства под управлением операционной системы Windows Phone.

1687_4v.jpg

Рисунок 3 - Коммуникатор (КПК)

• Смартфоны - это сотовые телефоны с операционной системой, приспособленной для запуска сторонних приложений. Классическим примером смартфонов являются устройства на основе операционной системы Android.

И от того, чем производитель считал своё детище, зависело как он его назовёт. Если разработчики считали, что это телефон с функциями КПК это был «смартфон». Если же они позиционировали его как КПК с функциями телефона - тогда это «коммуникатор».

Конечно сейчас, когда само понятие «Карманный Персональный Компьютер» просто-напросто исчезло, как и сами устройства, представляющие этот класс, то и смысловая разница между двумя названиями одного и того же аппарата исчезла.

Был и ещё один вариант классификации был по операционной системе, установленной на аппарат. Так сложилось, что если установлена операционная система Microsoft Windows Mobile или PalmOS — то это коммуникатор, а вот если гаджетом управляет Symbian OS, то это уже смартфон. Конечно сейчас, спустя некоторое время, такое разделение  кажется странным и нелепым, но тогда, в начале 2000-х, всё так и было. Появление ОС Android и iOS практически свели на нет предшественников. Palm OS и Symbian OS практически канули в лету, а Windows Mobile трансформировался в Windows Phone [6].

Ноутбук - это портативный компьютер (Рис. 4). Он может обладать всеми функциями обычного стационарного компьютера, но всегда имеет важное преимущество над ним: ноутбук - это переносной компьютер, который можно использовать в любом месте и во время транспортировки.

asus_k53.jpg

Рисунок 4 - Ноутбук

Ноутбук может питаться от собственных аккумуляторов и от адаптера сети. Сейчас все большее число людей покупают ноутбуки в качестве замены обычным портативным компьютерам. Из преимуществ ноутбука их привлекает маленький размер и вес при полной функциональности, возможность легкой переноски компьютера и организации мобильного офиса, малое энергопотребление, возможность автономной работы.

С появлением нового гаджета iPad от Apple, началась эра планшетных компьютеров и хотя прототипы первых планшетов появились в середине 60-х годов XX века, свою популярность они получили с выходом iPad в 2010г [1].

Планшетный компьютер (от фр. planchette - дословно «дощечка»; англ. Tablet computer) (Рис. 5), или электронный планшет - собирательное понятие, включающее различные типы электронных устройств с сенсорным экраном, позволяющим управлять компьютерными программами, через прикосновение пальцами к объектам программы на экране. От мобильных, с экраном 7"-12" до настольных (20"-24"), профессиональных планшетов с 4K разрешением дисплея, предназначенных для фотографов, архитекторов. В чем же сходство и различие смартфонов и планшетов?

30036515b.jpg

Рисунок 5 - Планшетный компьютер

Эти два типа устройств похожи по внешнему виду, техническим характеристикам и предназначению. Принципиальное различие заключается в следующем:

- смартфон – это, в первую очередь, гаджет для мобильной связи, и только после этого – карманный мини-ПК;

- планшет - это мобильный компьютер, а уже потом - средство коммуникации [8].

Габариты и размер экрана

Главное отличие между устройствами - размер экрана и габариты. Диагональ дисплея среднестатистического смартфона - 5". В случае с планшетами минимальный показатель диагонали экрана - 6", но для комфортного использования лучше использовать модели с диагональю экрана 9",7" - 10",11".

Технические характеристики

Производители при создании смартфонов и планшетов используют одни и те же комплектующие. На рынке представлены модели с начальными, средними и высокими техническими характеристиками, поэтому каждый пользователь сможет найти для себя подходящий вариант. Но отличия существуют.

Для смартфонов в основном используются процессоры Qualcomm Snapdragon и MediaTek. В последнее время становятся популярными чипы серии Exynos. В планшеты устанавливаются процессоры Qualcomm Snapdragon, MediaTek и Intel (Приложение 2) [8].

Компания Apple для обоих типов устройств использует собственные чипы серии А (Приложение 2).

Что касается количества ядер или тактовой частоты, здесь преимуществ у какого-то типа гаджетов нет.

Операционная система

Планшеты и смартфоны работают под управлением Android, Windows или iOS. Разница заключается в распространенности и популярности этих ОС среди пользователей. Самое большое распространение получила ОС Android компании Google, поскольку она простая, доступная и распространяется среди производителей почти бесплатно. Главное преимущество – большой набор приложений, доступных в Google Play. Они делают устройство под управлением Android многофункциональным [3].

ОС Windows с выходом Windows 10 получила большую популярность в сегменте планшетов, потому что пользователь получает полноценный компьютер в компактном корпусе. В свою очередь, смартфоны Windows Phone по ряду причин не стали популярными. iOS устанавливается исключительно на устройства компании Apple, поэтому планшеты и смартфоны под ее управлением одинаково популярны.

Сотовая связь

Современные планшеты оборудованы GSM-модулем для подключения SIM-карт. Но совершать с их помощью голосовые звонки неудобно. Это связано, в первую очередь, с габаритами устройства, а именно, с большой диагональю экрана.

Для выхода в Internet все эти устройства используют мобильные информационные технологии. На сегодняшний день, к мобильным информационным технологиям можно отнести:

  • GSM и UMTS – это стандарты связи,
  • WAP – протокол, по которому можно получить доступ в Интернет с мобильного телефона,
  • GPRS и EDGE – технологии передачи данных,
  • Wi-Fi – мобильные беспроводные сети Интернет,
  • GPS – спутниковая система навигации,
  • WiMAX – телекоммуникационная технология мобильной связи, работающая по принципу Wi-Fi и позволяющая получить доступ в Интернет
  • Также вперед выходит новое поколение связи – сеть 4G [4].

1.2. Мобильные приложения и их типы

Мобильные приложения - это программные продукты, разработанные специально для мобильных телефонов, смартфонов, коммуникаторов, планшетных компьютеров или других мобильных устройств. Они позволяют решать различные прикладные задачи: от мобильной картографии и приема электронной почты до узкоспециализированных функций.

90% времени пользователи проводят в различных мобильных приложениях и только 10% приходится на работу с браузером. Вместе с тем провайдеры сотовых сетей отмечают, что количество активных подключений к сети Интернет из мобильных приложений постоянно увеличивается, что свидетельствует о том, что мобильное приложение часто выступает как клиент и требует активного подключения к сети Интернет (карты-навигация, социальные сети, мессенджеры). Соответственно, это поддерживает необходимость использования стандартных протоколов и технологий сети Интернет: HTTP, HTTPS, POP3, IMAP, Web Daw и др [6].

Мобильные приложения, доступные для покупки и установки на смартфон, имеют тематический контент, четко структурированы по специальным рубрикам и ориентированы на информационные потребности определенных категорий пользователей.

Категории мобильных приложений по исполняемым функциям. К наиболее востребованным категориям мобильных приложений следует отнести следующие:

- развлечения (игровые приложения, мультимедиа, музыка, заказ билетов в театр, кино и т.п.);

- путешествия (заказ отеля, аренда авто, услуги гида, сервис он- лайн-переводчика и т.п.);

- бизнес (финансовые приложения, планирование, торговля, приложения для города, поиск работы и т.п.);

- социальные приложения (социальные сети, глобальные брен- дированные сети, специализированные (клубные) сети и т.п.);

- еда (заказ и доставка еды, геолокация заведения питания, рецепты);

- спорт (спортивные новости, покупка билетов на спортивные мероприятия, игровые симуляторы);

- образование (обучающие программы, интерактивные курсы и т.п.);

- новости (дайджесты, ленты, рейтинги) (Приложение 3) [11].

Следует отметить, что представленный список категорий постоянно развивается и пополняется. Более того, происходит трансформация мобильных приложений в новые виды сервисов, включающие ЗD-изображения, дополненную реальность, треккеры физического состояния человека, носимые гаджеты, мобильных агентов в системах безопасности, интеллектуальных агентов в гибридных сетях и когнитивных системах и многое другое [5].

Также необходимо отметить, что мобильные приложения по принадлежности к разработчикам делятся:

• на нативные (создаются поставщиками платформ и загружаются через их магазины приложений);

• кросс-платформенные (HTML5, веб-сайт и веб-приложение, оптимизированные под мобильное устройство);

• стандартные (гибридные) приложения (содержат в себе некоторые функции нативных и веб-приложений).

Под нативным мы подразумеваем мобильное приложение, которое создается для определенной платформы и непосредственно устанавливается на устройство пользователя (занимая определенный объем памяти). Такие приложения пользователь загружает через магазин приложений той или иной платформы, такой как Play Store для Google и Apple App Store для iOS.

С нативными приложениями компании могут изготовить приложение согласно индивидуальным запросам, чтобы затем пользователю было удобно им пользоваться, в дополнение к веб-сайту или другому каналу, которым он уже привык пользоваться. Эта целостность и является существенным преимуществом нативных приложений [5].

Веб-приложения

Как вы уже могли догадаться, эти приложения работают через веб-браузер на устройстве пользователя. Эти приложения по сути являются индивидуализированными вебсайтами, которые сделаны таким образом, чтобы выглядеть и использоваться как нативные приложения, но на самом деле они не находятся на устройстве пользователя. Их можно сравнить с облачным хранилищем в сравнении с данными, которые хранятся на жестком диске компьютера. При хорошей, качественной разработке, которая включает в себя подбор размеров и прокрутку, веб-приложения часто работают подобно нативным приложениям [7].

Гибридные приложения

Гибридные приложения являются чем-то средним между нативными и веб-приложениями. Фактически они создаются так, чтобы выглядеть и использоваться как нативные приложения. Их также устанавливают на телефон пользователя и их можно найти в магазинах приложений. Различие заключается в том, что они обязательно должны размещаться в рамках нативного приложения и созданы, чтобы работать через WebView, и таким образом они могут получать доступ к информации на устройстве пользователя для больших возможностей [6].

Выбор приложения в этом случае представляет интерес для разработчиков с точки зрения быстродействия, независимости от поставщика, безопасности работы и ряда других факторов, которые приведены в таблице №1.

Таблица №1

Критерии сравнения различных типов мобильных приложений

Тип приложения (критерии)

Доступ к функционалу устройства

Скорость

работы

Стоимость

разработки

Распространение через магазин

Процесс

одобрения

Нативное

Полный

Высокая

Высокая

Доступно

Обязательный

Гибридное

Частичный

Средняя (зависит от скорости интернета)

Доступная

Доступно

Обязательный

Веб

Отсутствует

Средняя (зависит от скорости интернета)

Доступная

Недоступно

Отсутствует

Источник: Волкова Е.А., Фадеев А.Ю. Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №3, 2016.[2]

Как видно из таблицы 1, каждый представленный тип мобильного приложения имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при принятии решения о выборе технологии для разработки приложения необходимо учитывать представленные в таблице функциональные, технические и коммерческие требования, а также ряд других требований, отражающих специфику конкретного приложения.

В аспекте монетизации и извлечения прибыли выбор у разработчика невелик: продажа по фиксированной цене, бесплатное приложение с отображением рекламы, продажа уникальных свойств внутри приложения. Тем не менее ценность мобильных приложений часто определяется не только их уникальными свойствами, но все в большей мере их способностью быть эффективной частью большой информационной экосистемы, которая позволяет в реальном времени решать задачи поиска необходимой информации, коммуникации с людьми, сервисами и устройствами, информационно-аналитического сопровождения клиента и т.п [2].

Выводы по Главе 1

В начале этой главы, нами были рассмотрены виды мобильных устройств и их эволюция за последние годы. Области их использования. Выявлено сходство и отличие разных типов мобильных устройств. Определены мобильные технологии, используемые этими типами устройств.

Во второй части главы, рассматривались приложения, используемые в мобильных устройствах. Определены их типы. Проведено сравнение типов мобильных приложений по выделенным критериям.

2. Обзор средств для разработки мобильных приложений

Приложения, доступные для скачивания, сегодня имеют самые разнообразные категории: социальные, новостные, образовательные и пр. Однако, чтобы создавать приложения, необходимы инструменты для разработки. Рассмотрим средства разработки для мобильного ПО, и проведем их сравнительный анализ.

2.1. Средства для разработки Android приложений

Средства разработки для Android занимают самую обширную область. Здесь в разработке ПО есть две основные IDE: проект Eclipse и разработка компании JetBrains, среда IntellijIDEA.

Eclipse - это не только инструмент, но и, что более важно, набор технологий, изменивший рынок средств разработки приложений. Технология Eclipse сегодня используется во многих известных средствах разработки (в том числе и в рассматриваемых в данном обзоре) в качестве основы для создания среды, поскольку фактически Eclipse представляет собой платформу, в которую можно добавлять расширения различных производителей [6].

Развитием Eclipse управляет некоммерческая организация Eclipse Foundation. Ее целью является создание бесплатной платформы, которую производители ПО могли бы использовать для разработки коммерческих продуктов, а также содействие сообществу разработчиков в создании расширений и инструментария для этой платформы. Сегодня данная организация включает около 200 компаний - производителей ПО, а официальный каталог расширений Eclipse насчитывает около тысячи продуктов.

Платформа Eclipse (Рис. 6) очень популярна у разработчиков Java-приложений и программного обеспечения с открытым кодом, а поскольку сейчас она поддерживает и другие языки программирования, следует ожидать еще большего роста ее популярности. Сама идея создания платформы для встраивания коммерческих расширений оказалась настолько привлекательной для производителей и коммерческого и некоммерческого ПО, что сегодня можо найти такие расширения практически на все случаи жизни, а потому можно сказать, что возможности Eclipse как инструмента огромны — им поддерживаются и все современные веб-технологии, и параллельное программирование, и grid-вычисления [4].

Как уже было сказано, платформа и среда Eclipse сами по себе являются продуктами с открытым кодом и доступны бесплатно, тогда как расширения Eclipse могут быть и бесплатными и коммерческими. Ее техническая поддержка осуществляется сообществом разработчиков и производителями коммерческого ПО.

Рисунок 6 - Среда разработки Eclipse

В качестве инструмента сборки проекта выступает Ant. Данное IDE легко настраивается, интегрируется с необходимыми для разработки компонентами, такими как SDK Android, NDK (Native Developer Kit) и Java машиной. После успешной интеграции создать свой первый проект не составит труда. Уже после выбора нового проекта под Android, автоматически создается пустой “Hello World” проект, который можно запустить на реальном девайсе. В качестве языка используется Java. Данная IDE очень проста в работе, поэтому новичкам в разработке советуют именно ее [3].

Intellij IDEA

Более серьезным инструментом является Intellij IDEA (Рис. 7).

Не зря продукты JetBrains называют «Умная IDE». Казалось бы, такие мелочи как автоматическое закрытие скобок после условия, групповые перезаписи методов и автоматическое создание шаблонных классов (Interface, Singleton) на первый взгляд не очень важны. Тем не менее, по статистике за год на одних только операциях ‘rename’ экономится порядка 120 часов рабочего времени! Самая главная дилемма программистов - «как назвать переменную» - в данной ГОЕ решена. К примеру, если у вас есть базовый класс “Item”, и вы создаете из данных элементов массив, то среда разработки автоматически предложит назвать их “Items”. Вроде бы мелочь, а приятно.

Рисунок 7 - Среда разработки Intellij IDEA

При подставлении цвета из файла ресурсов он отображается слева (Рис.8).

Рисунок 8 - Отображение цвета из файла ресурсов в среде разработки Intellij IDЕА

Немаловажной является возможность изменения темы оформления. При длительной работе (8 часов в день) светлый фон намного сильнее утомляет глаз, чем темно-серый.

Стоит заметить, что данный проект не является открытым, однако команда разработчиков практически еженедельно выпускает обновления с исправлением ошибок.

Также стоит упомянуть и важный элемент в разработке - графический редактор интерфейса. Возможность создавать интерфейс путем Drug-and-Drop намного упрощает задачу и ускоряет ее выполнение. Результат можно сразу увидеть на эмулируемом устройстве [2].

Android Studio

В заключении следует упомянуть среду разработки Android Studio (Рис. 9). Это результат сотрудничества JetBrains и Google, ориентированный на разработку приложений Android.

По большому счету, это та же самая IDEA, за исключением того, что в качестве сборщика используется Gradle, а не Ant. Все изменения которые вносятся в Android Studio через некоторое время появляются в IDEA, и наоборот. Google рекомендует именно Android Studio для разработки приложений [9].

Рисунок 9 - Среда разработки Android Studio

2.2. Средства для разработки iOS приложений

XCode

Это базовая IDE для разработки приложений для iOS, так что не имеет смысла приводить ее аналоги (Рис. 10).

Рисунок 10 - Среда разработки XCode

Зачастую сторонние IDE заимствуют некоторые функции из XCode. К примеру, в проекте AppCode (продукт Jet Brains) нет визуального редактора интерфейсов. Разработчики из этой компании советуют изначально создавать интерфейсы в XCode, однако, никто не мешает пользоваться другими «умными средствами» Jet Brains. В отличии от открытой ОС Android, iOS накладывает своеобразную «монополию» на выбор средств для разработчика. Тем не менее, данная IDE по праву занимает первое место среди инструментов для разработки приложений. Это один из немногих инструментов, с которым хочется работать. XCode использует единственное окно рабочего пространства - workplace window, которое содержит большую часть необходимых для работы данных. С Xcode можно легко перейти от написания кода к его отладке и разработке пользовательского интерфейса, и все это в пределах одного рабочего окна [10]. SDK iOS постоянно расширяет комплект инструментов XCode, добавляя компиляторы и фреймворки, необходимые для работы с ОС. В качестве языка для разработки выступает Objective-C - объектно-ориентированный язык для разработки всех iOS приложений.

2. 3. Средства для разработки Windows Phone приложений

Visual Studio

IDE для разработки приложений на Windows Phone. Дополнив ее плагином Windows Phone SDK, разработчик получает готовый инструмент, содержащий все необходимое для разработки, (Рис. 11)

vsc-openedfolder.png

Рисунок 11 - Среда разработки Visual Studio

Последняя версия инструментария (на момент написания этой статьи) доступна в версии Windows Phone SDK 7.1 Release Candidate в лицензии «Go Live» с возможностью разрабатывать свои приложения и публиковать их в Windows Phone Marketplace. Средства разработки Visual Studio предоставляют разработчику полноценные возможности по отладке продукта на устройстве и эмуляторе (такие же, как и при разработке приложений под настольную версию Windows). Редактором интерфейса в данной IDE выступает Expression Blend - интерактивный визуальный дизайнер для XAML, технологии описания интерфейса для приложений Silverlight и Windows Presentation Foundation(WPF). Visaul Studio - это отличное средство разработки, которое позволяет легко манипулировать слоями, анимацией, стилями и шаблонами. Это также и базовое средство разработки на XAML. Сама по себе программа Expression Blend платная. Однако, существует специальная версия - Expression Blend 4 for Windows Phone [4]. Она используется для создания дизайна приложений под Windows Phone и доступна для разработчиков бесплатно - программа закачивается и устанавливается в процессе установки Windows Phone SDK. Языком для разработки является С#.

Выводы по Главе 2

Во второй главе, определены средства разработки мобильных приложений. Рассмотрены средства и среды разработки приложений iOS, Android и Windows Phone.

3. Критерии выбора средств разработки мобильных приложений на платформах iOS, Android и Windows Phone

3.1. Выбор инструментов разработки

При выборе инструментальных средств разработки мобильных приложений необходимо руководствоваться многими факторами: совместимостью мобильного приложения, его типом; выбором платформы и программных средств; наличием аналогичных продуктов и их количеством, а также качеством исполнения; скоростью и удобством разработки; возможностью монетизации приложения за счет интеграции с рекламными площадками или системой внутренних покупок и т.д.

Отметим, что на сегодняшний день существует три основных агрегатора мобильных приложений: Google Play, App Store и Windows Store. Таким образом, выбор инструментальных средств реализации мобильного приложения находится в прямой зависимости от целевой платформы. Так, например, если приложение планируется создать для системы iOS, то необходимо использовать Objective-C или Java ME; в случае XML-формата — для целевой аудитории пользователей Android-устройств. При ориентации приложения на платформу Windows Store можно говорить о значительных преимуществах в совместимости: как на смартфонах и на планшетах, так и на ПК, поскольку большая целевая аудитория обеспечивает больше скачиваний и установок [11].

Для разработки приложений, а также в расширении возможностей готовых приложений программисты используют комплект средств разработки, который предоставляет доступ к соответствующему программному обеспечению. SDK (Software Development Kit) — набор средств разработки, в который входят библиотеки, примеры, исходные коды, инструментарий для отладки). SDK оптимизирует процесс создания приложений путем решения типовых задач.

Инструментарии каждой из SDK различаются в зависимости от вида приложений. Для Android приложения разрабатываются на Java Platform. Технологии Micro Edition (Java ME) или Java 2 Micro Edition (J2ME) применяются для устройств, ограниченных в ресурсах, например планшетов, карманных персональных компьютеров и смартфонов. Выбор разработчиков Java ME является популярным, он функционален и может применяться в программировании простых устройств и разработке корпоративных приложений. Однако широкие возможности мобильных платформ предъявляют разработчику повышенные требования к знаниям языка.

SDK для iOS (iPhone и iPad) применяют объектно ориентированный язык программирования Objective-C, являющийся надстройкой над С, что значительно упрощает разработку приложения и не требует дополнительных затрат на изучение языка от программистов. Objective-C используется, как правило, на мобильных устройствах от Apple. Компилируемый объектно ориентированный язык программирования Objective-C поддерживает синтаксис, который позволяет более компактно решить ту же задачу, чем более многословный Java ME. Считается, что процесс разработки под Android занимает, при прочих равных условиях, на 25% больше времени, чем при работе для iOS [1].

При разработке приложений для iOS необходимо использовать компьютер под управлением Mac OS X, а также для тестирования созданных приложений на реальных устройствах требуется участие в программе для разработчиков от Apple, ежегодная стоимость которой составляет 99 долл. США, что приводит к увеличению стоимости работ. В то же время инструменты для разработки под Android доступны на всех популярных ОС (Windows, Linux, Mac), а тестирование приложения возможно на любом поддерживаемом устройстве без каких-либо ограничений.

К основным преимуществам нативной разработки, опирающейся на свойства и параметры конкретной платформы, относят следующие:

• нативные приложения всегда точно соответствуют всем возможностям мобильной операционной системы;

• скомпилированный код проекта оптимален для родной платформы, нет дополнительных прослоек между кодом приложения и исполняемым файлом;

• приложение получает полную аппаратную поддержку устройства и использует многопоточность для сложных задач при высокой производительности;

• интерфейс, высокий уровень юзабилити. Нативные приложения реализуют архитектурные и дизайнерские решения в привычном расположении управляющих элементов [5].

К недостаткам нативной разработки относят следующие:

• нативные приложения рассчитаны на параметры и свойства конкретной платформы (мобильной ОС, связанной с нею экосистемы и технические характеристики самого мобильного устройства);

• требуются поддержка и обновление для каждой платформы (iOS, Android и т.п.);

• необходима высокая компетентность специалистов в области Java или Objective-C, поскольку специфика разработки требует высокого порога при изучении технологии. Кросс-платформенная разработка приложения как веб-сервиса или мобильного сайта - самый распространенный вид мобильных приложений. Любой смартфон в состоянии открыть сайт, поэтому проблем с совместимостью не бывает [9].

Мобильные веб-приложения создаются на языке разметки и стилей (HTML, CSS и Java Script). HTML (Hyper Text Markup Language), состоящий из тэгов (tags), служит для разметки элементов интерфейса, CSS (Cascading Style Sheets) - чтобы правильно оформить и разместить элементы на странице в соответствии с дизайном. Язык программирования Java Script реализует логику приложения.

Эти развитые технологии успешно применяют для разработки адаптируемых под различные устройства приложений. В числе инструментов, так называемых фреймворков {framework), которые ускоряют процесс разработки, создатели веб-приложений используют фреймворк Phone Gap, особенность которого заключается в том, что он позволяет открыть приложению доступ к аппаратным и программным возможностям платформы. Также кросс-платфор- менная разработка возможна на таких технологиях, как Xamarin, Unity и проч., но они не так популярны для разработки приложений, как веб-технологии.

Преимущества кросс-платформенных приложений:

• независимость от платформы - кросс-платформенные решения реализуются на разных платформах (iOS, Android, Windows);

• время на создание - сокращение сроков разработки за счет отсутствия уникальных элементов интерфейса и одной технологической платформы;

• поддержка и обновление продукта - добавление функционала или исправление ошибок сразу для всех платформ;

• отладка веб-приложения совершается на компьютере разработчика в браузере с использованием аппаратных ресурсов устройства [9].

К недостаткам кросс-платформенных приложений относятся:

• медленная работа приложения из-за дополнительной прослойки в виде веб-браузера (в связи с этим производительность ниже, чем у нативных разработок);

• отладка на устройствах ограничивается использованием всплывающих сообщений (так называемая caveman debugging - примитивная отладка);

• веб-приложения имеют доступ к ограниченному набору сервисов (постоянному хранилищу (localstorage), геокоординатам). Гибридные приложения представляют собой технологии, позволяющие разрабатывать логику и интерфейс на HTML и Java Script, имея при этом доступ к ресурсам устройства SDK мобильных платформ предоставляют специальный компонент браузера для внедрения в нативное приложение - Web View в Андроид, UI Web View в iOS с возможностью передать в веб-приложение (Java Script-код) вызовы из нативного кода, а также принимать сообщения из Java Script обратно в нативную часть приложения [3]. Таким образом, получается веб-приложение, которое запускается в «обертке» и подается не как веб-страница, а как отдельное приложение, требующее установки и имеющее отдельную иконку. Как результат, гибридные приложения - эффективное комбинированное решение, использующее кросс-платформенные преимущества HTML для оформления контента, в котором требовательные к скорости и отзывчивости меню и элементы управления - нативные. В гибридных приложениях только объем нативного кода определяет, какому виду по принадлежности соответствует разработка приложения.

Для создания гибридных мобильных приложений инструментальным средством является программная платформа Phone Gap. Этот бесплатный open-source фреймворк для создания мобильных приложений позволяет разрабатывать приложения для мобильных устройств, используя JavaScript, HTML5 и CSS3, без необходимости знания «родных» языков программирования под все мобильные ОС. Чтобы веб-сервис стал мобильным приложением, создается мобильный интерфейс, который будет являться частью встроенного приложения, с использованием фреймворка Dojo, пакетов, специально адаптированных для мобильных устройств [8].

Гибридные решения - самый популярный способ построения мобильных приложений, так как у него органическая среда распространения, но разработка происходит быстрее и бюджетнеє, чем в случае с нативными приложениями; хотя оболочка и написана на «родном» языке программирования, «начинка» создается на HTML5.

Достоинства гибридных приложений:

• кросс-платформенность - одно приложение можно экспортировать под любую операционную систему - iOS, Android, Windows Phone, Black Berry;

• использование одного языка - Java Script;

• доступ к основным сервисам мобильного устройства (GPS, камера, телефонная книга), возможность работы в оффлайн-ре- жиме;

• распространение приложения через официальные магазины приложений [2].

Недостатки гибридных приложений:

• относительно высокие требования к ресурсам устройства, приложение может «тормозить» из-за нехватки памяти;

• ограниченное представление визуальных и графических элементов, анимации;

• требуется подключение к интернету, так как при отсутствии интернет-соединения веб-функции не работают.

Таким образом, существует достаточное количество программных средств, для того чтобы разработать приложение самостоятельно. На первом этапе важно понять, что именно из себя представляет приложение, и определить его базовый функционал. Сервис должен обеспечивать хостинг приложения, а также наличие управления приложением и возможность публикации в популярных магазинах приложений.

Функционал и задачи приложения определяются с позиции клиента: что ему хотелось бы видеть, какие функции. Однако не стоит забывать и про интересы заказчика и разработчика мобильного приложения. Поскольку на сегодняшний день отмечается наличие целого спектра операционных систем для мобильных устройств, основная цель разработчиков — достижение максимальной совместимости с самыми популярными видами платформ. При этом необходимо использовать как можно больше ресурсов устройств, включая геолокацию, сенсорный ввод, мультимедийные возможности и т.д. При этом приложения становятся эффективным инструментом маркетинга [10].

Считаем важным отметить, что со временем, учитывая темпы развития технологий, возникает проблема устаревания приложений. В связи с этим появляется потребность в выпуске обновлений. Оптимальным является вариант, когда обновления устанавливаются автоматически, т.е. без участия пользователя. Это помогает предоставлять оперативную информацию и держать потребителя в курсе.

Разработка мобильных приложений — довольно перспективная сфера. В среднем цена за разработку одного корпоративного приложения достигает 150 - 200 тыс. руб., однако стоимость зависит и от функционала, и от совместимости с популярными платформами.

3.2. Выбор среды разработки

Развитие рынка мобильных технологий привело к тому, что в мобильные устройства все чаще заменяют персональный компьютер в повседневной работе человека. Значительное расширение сферы применения мобильных приложений стало результатом общего признания организациями прибыльности сферы мобильных технологий, и достаточной мощности мобильных телефонов, позволяющих обрабатывать большое количество данных.
По результатам исследования продаж смартфонов в 2017 году компанией Kantar [4], общемировая рыночная доля по операционным системам выглядит следующим образом (Рис.12):

Android - 66,71%;

iOS - 29,55%;

Windows Phone - 1,41%;

Java ME - 1,09%;

Symbian - 0,85%;

BlackBerry - 0,9%

Samsung - 0,01%;

Другие - 0,02%.

В 2017 году аналитическая компания IDC проводила опрос [1], по результатам которого более 70% зарубежных компаний считают, что обеспечение доступа сотрудников к корпоративным приложениям с помощью мобильных устройств является первоочередной технологической задачей. Центром подобного «мобильного мира» является переносной компьютер или мобильный телефон, позволяющий мобильным пользователям осуществлять свою работу независимо от местонахождения [9].

111.jpg

Рисунок 11 - Доли ОС используемых в смартфонах в 2017г.

Разработка больших приложений под операционные системы мобильных телефонов является многоступенчатым процессом, в ходе которого осуществляются трансформации моделей решаемой задачи в формализованные представления, а использование мобильных телефонов является определенным риском для предприятия. Во многом специфика разрабатываемого приложения определяется предметной областью, характеризующей состав и особенности моделей, описывающих решаемую задачу, и определением верных подходов к разработке приложений для мобильных сред.

Цель исследования - определить наилучшую мобильную операционную систему, с точки зрения программирования приложений, на примере создания приложения по мониторингу производственного процесса. Такое приложение должно обладать определенными функциями: интеграция с производственной системой управления (или другими смежными системами); возможность проведения ручных операций по квитированию; мониторинг производственного процесса на АРМ; формирование отчетных документов и прочее [4].

Наряду с обозначенными проблемами и поставленной целью, рассмотрим специфику наиболее популярных операционных систем (далее - ОС), языков программирования и средств разработки приложений для них.
Операционная система iOS. Особенностью iOS является то, что разработка приложений возможна только на операционной системе Macintosh Operating System (далее - Mac OS). Mac OS поддерживается на компьютерах фирмы Apple, но также существует возможность установки данной операционной системы на виртуальную машину с помощью специализированного программного обеспечения. Приложения разрабатываются в основном на языке Objective-C, но в 2014 годукомпания Apple представила новый язык Swift. Код, написанный на Swift, может работать вместе с кодом, написанным на языках программирования C, C++ и Objective-C в рамках одного и того же проекта [5]. На рисунке 8 приведена иллюстрация компонентов разработки приложений для iOS.

Рисунок 12 - Компоненты разработки приложений для iOS

Операционная система Android. Мобильная операционная система Android разрабатывается в среде Android SDK, которая распространяется на всех современных компьютерных операционных системах, таких как Windows, Mac OS и Linux. Язык программирования, который лежит в основе - Java. Приложения на ОС Android способны обрабатывать большие массивы данных [4]. На рисунке 9 приведена иллюстрация компонентов разработки приложений для Android.

Рисунок 12 - Компоненты разработки приложений для Android

Операционная система Windows Phone. Разработка приложений под Windows Phone осуществляется на языке C# в среде Visual Studio. Поддержка Windows Phone начинается с версии Visual Studio 2012. Помимо этого существует бесплатная версия Visual Studio Express 2012 for Windows Phone [4]. На рисунке 10 приведена иллюстрация компонентов разработки приложений для Windows Phone.

Рисунок 12 - Компоненты разработки приложений для Windows Phone

Для определения целесообразности разработки приложений на описанных выше ОС в соответствии с поставленной целью, нами были выделены критерии сравнения.

Время разработки. Критерий определяет затраченное время в человеко-часах на разработку однотипного приложения для разных операционных систем.

Наличие специалистов. Критерий позволит определить наличие специалистов, обладающих навыками разработки приложений для разных операционных систем мобильных телефонов.

Удобство разработки и отладки. Насколько развиты инструменты разработки и отладки в рамках данной операционной системы.

Скорость работы ОС. Кскорости работы можно отнести: время загрузки всех действий пользователя и системы; отклик системы на действия пользователя; возможность и количество времени обработки сложных запросов.

Юзабилити. Наглядная и функциональная полнота разрабатываемого приложения.

Интеграция со смежными системами. Возможность интегрирования со смежными системами для реализации бизнес-процессов на предприятии.
Открытость исходного кода ОС. Свободный доступ к ядру операционной системы [6].

В таблице №2 приведено сравнение операционных систем iOS, Android, Windows Phone по критериям.

Таблица №2

Сравнение средств разработки ОС iOS, Android и Windows Phone

Критерии

iOS

Android

Windows Phone

Время разработки

Освоение языка:

Swift – быстрое; Objective-C – медленное.

Время на разработку: среднее.

Освоение языка: быстрое.

Время на разработку: высокое.

Освоение языка: быстрое.

Время на разработку: среднее.

Наличие специалистов

Язык Objective-C: узкий круг специалистов.

Язык Swift: большое количество специалистов

В основе используется язык Java, поэтому программировать могут большое количество специалистов

В основе используется язык C#, поэтому программировать могут большое количество специалистов

Удобство разработки и отладки

Инструменты разработки развиты в полной мере.

Инструменты разработки развиты в полной мере.

Инструменты разработки развиты в полной мере.

Скорость работы ОС

Время загрузки всех действий пользователя и систем: быстрое.

Отклик системы на действия пользователя: быстрое.

Возможность и количество времени обработки сложных запросов: быстрое, возможны задержки.

Время загрузки всех действий пользователя и систем: быстрое.

Отклик системы на действия пользователя: быстрое.

Возможность и количество времени обработки сложных запросов: быстрое, возможны задержки.

Время загрузки всех действий пользователя и систем: быстрое.

Отклик системы на действия пользователя: быстрое.

Возможность и количество времени обработки сложных запросов: быстрое, возможны задержки.

Юзабилити

Наличие ограничений. Пользовательский интерфейс интуитивно понятный.

Наличие ограничений отсутствует. Пользовательский интерфейс интуитивно понятный.

Наличие ограничений отсутствует. Пользовательский интерфейс интуитивно понятный.

Интеграция со смежными системами

Интеграция возможна со смежными системами.

Интеграция возможна со смежными системами.

Интеграция возможна со смежными системами.

Открытость исходного кода ОС

Закрыт

Открыт

Закрыт

Источник: Е. С. Майорова, В. А. Ошурков, Л. С. Цуприк Международный электронный научный журнал «Перспективы Науки и Образования» - 2015. [5]

Проведенный анализ позволяет определить целесообразность использования и разработки приложений по мониторингу производственного процесса на мобильных телефонах. Мы пришли к выводу, что выделенные операционные системы обладают всеми качествами, необходимыми для решения поставленной цели: способность решать трудоемкие задачи, интеграция с внешними системами и удобство использования. Но, в итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что ОС Android является наиболее приемлемой платформой для разработки приложений. Это подтверждается наличием достаточного числа специалистов, простого освоения языка программирования и возможностью обработки большого объема данных в максимально короткое время

В заключении отметим, что распространение мобильных технологий сопровождается рисками. Примерно три из четырех организаций указывают на высокий уровень безопасности, как на ключевую задачу бизнеса в отношении мобильности. Риски в данном случае могут быть различными - потеря и кража устройств, утечка данных, неавторизованный доступ к корпоративным ресурсам, а также передача вредоносного ПО с мобильных устройств на корпоративную сеть. Поскольку мобильные устройства в настоящее время используются для обработки критически важных бизнес-процессов и данных, инциденты информационной безопасности могут стоить очень дорого. Именно те организации, которые стремятсяиспользовать мобильные технологии, сохраняя высокий уровень безопасности, раньше других добьются улучшения бизнес-процессов и повышения производительности труда. Компаниям необходимо разрабатывать стратегию внедрения мобильных технологий с учетом корпоративной культуры и минимизации рисков [1].

Выводы по Главе 3

В первой части главы 3, нами рассматривался выбор инструментальных средств разработки мобильных приложений. Выявлены их достоинства и недостатки.

Во второй части этой главы проведен анализ целесообразности и выбор средств разработки мобильного приложения и по определенным критериям: времени разработки, наличию специалистов, удобству разработки и отладки, скорости работы ОС, юзабилити, интеграции со смежными системами, открытостью исходного кода ОС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка мобильных приложений в настоящее времяявляется одной из самых популярных задач в сфере информационных технологий. Мобильная разработка нацелена на создание приложений, которые могут: предсказывать потребительские предпочтения; решать задачи, алгоритм решения которых заранее неизвестен.

Сейчас приложения могут производить аналитический анализ информации, полученной из нескольких источников, и помогать пользователю принимать решения, контролировать процессы и решать другие важные задачи с наименьшими временными и аналитическими затратами для него самого. Что в свою очередь, способствует оптимизации бизнес-процессов, повышению производительности и эффективности принимаемых решений.

Целью нашей работы было, подобрать, на практике, средства разработки мобильных приложений по выбранным критериям.

Были поставлены задачи: рассмотреть понятие мобильные устройства и мобильные приложения; изучить классификацию используемых мобильных приложений и требования предъявляемые к мобильным приложениям; определить области применения мобильных приложений; проанализировать функциональные возможности сред по созданию мобильных приложений.

В ходе выполнения работы нами были рассмотрены виды мобильных устройств и их эволюция за последние годы. Области их использования. Выявлено сходство и отличие разных типов мобильных устройств. Определены мобильные технологии, используемые этими типами устройств.

Рассматривались приложения, используемые в мобильных устройствах. Определены их типы. Проведено сравнение типов мобильных приложений по выделенным критериям. Выяснено, что ценность мобильных приложений часто определяется не только их уникальными свойствами, но все в большей мере их способностью быть эффективной частью большой информационной экосистемы, которая позволяет в реальном времени решать задачи поиска необходимой информации, коммуникации с людьми, сервисами и устройствами, информационно-аналитического сопровождения клиента

Далее, мы изучили средства разработки мобильных приложений. Рассмотрели средства и среды разработки приложений iOS, Android и Windows Phone. И в завершении рассматрели выбор инструментальных средств разработки мобильных приложений. Выявлили их достоинства и недостатки. Провели анализ целесообразности и выбор средств разработки мобильного приложения по определенным критериям: времени разработки, наличию специалистов, удобству разработки и отладки, скорости работы ОС, юзабилити, интеграции со смежными системами, открытостью исходного кода ОС.

Тем самым, поставленные нами задачи - решены. Цели - достигнуты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белов П.М. Основы алгоритмизации в информационных системах: Учебн. Пособие.- Спб.: СЗТУ, 2014. – 85с.
  2. Волкова Е.А., Фадеев А.Ю. Средства разработки мобильных приложений // Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №3, 2016.
  3. Введение в разработку приложений для мобильных платформ / Амелин К.С., Граничин О.Н., Кияев В.И., Корявко А.В— СПб. : Издательство ВВМ, 2011.— 507 с.
  4. Карпюк И. А., Куляшова Н. М. Сравнительный анализ мобильных приложений и инструментальных средств их разработки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 826–830.
  5. Е. С. Майорова, В. А. Ошурков, Л. С. Цуприк Современное состояние средств разработки мобильных приложений на платформах iOS, Android и Windows Phone // Международный электронный научный журнал «Перспективы Науки и Образования» - 2015.
  6. Макаров В.Л. Программирование и основы алгоритмизации.: учебн. пособие.-Спб., СЗТУ, 2003, - 110с.
  7. Машнин Т.С. Eclipse: разработка RCP-, Web-, Ajax– и Android-приложений на Java. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013. 384 с.
  8. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособие / Т.А. Жданова, Ю.С. Бузыкова. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос.ун-та, 2011. – 56 с.
  9. Основы алгоритмизации и программирования : учебное пособие / Г. Р. Кадырова. – Ульяновск : УлГТУ, 2014. – 95 с.
  10. Основы алгоритмизации и программирования: Метод. указ. / Сост.: И.П. Рак, А.В. Терехов, А.В. Селезнев. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та.
  11. Программирование и основы алгоритмизации: Для инженерных специальностей технических университетов и вузов. /А.Г. Аузяк, Ю.А. Богомолов, А.И. Маликов, Б.А. Старостин. Казань: Изд-во Казанского национального исследовательского технического ун-та - КАИ, 2013, 153 с.

Приложения

Приложение 1.

Мобильные устройства

11111.jpg

Приложение 2.

Процессоры для мобильных устройств

1545161961_start.jpg

apple-soc-processor-cpu-progression-a4-a5-a5x_large_verge_medium_landscape.jpgSnapdragon.jpg

Приложение 3.

Мобильные приложения

36f61787430b9163142de445837efb9d.jpg1456832857_booking-now-2.jpgea6fac88e0d2e3e161ed43430e0ba.jpg