Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Структура и функции)

Содержание:

Введение

Актуальность исследования связана с тем, что язык является базовым и самодостаточным инструментом для передачи и восприятия информации, а так же для достижения коммуникативной цели участниками речевого взаимодействия. Однако в силу определенных обстоятельств картина реальной коммуникации может искажаться, если обходятся стороной вопросы, связанные с использованием невербальных средств взаимодействия. В рамках локального вербального взаимодействия партнеры используют различные коммуникативные средства, для придания высказыванию однозначности и доходчивости и в результате достижения желаемого коммуникативного эффекта. Эквивалентом общения может выступать даже едва уловимая улыбка, которой обмениваются партнеры.

Невербальные средства являются объектом исследования, главным образом, таких наук как физиогномика, психология, социология и др. Вместе с тем, изучение жестов и мимики - невербальных средств – характерно для области лингвистики, где они итерпритируются с позиции собственного отображения в письменной речи.

В современных условиях наблюдается пристальный интерес к изучению невербальных явлений. В трудах Ю. Л. Агафонова и других исследователей изучалась способность лексических средств отображать неречевое поведение на стадии установления контакта на материале французского языка; В. Б. Беглова, В работах И. И. Серякова, А. В. Дементьев, Т. Т. Железановой рассматривались лексико-семантические и семантико-функциональные аспекты кинесических речений на материале английского и немецкого языков, а также такие вопросы как: наличие в семантике лексических единиц, отображающих паралингвистические явления, признаков, которые несут информацию о социальных характеристиках коммуникантов (М. В. Рябинина, З. З. Чанышева); В трудах Т. Т. Железановой, Н. В. Накашидзе изучалась роль разнообразных описаний невербальных средств в создании образа и общего портрета персонажей; С. Я. Мейнерте и Ковпак исследовали паралингвистические характеристики сценической речи и академической публичной речи.

Цель исследования: определить специфику невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования – эмоциональные состояния.

Предмет исследования – невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи исследования:

  1. Разобрать структуру и функции невербального поведения;
  2. Рассмотреть направления исследования невербального поведения;
  3. Изучить структуру невербального поведения;
  4. Описать методы исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования, тестирование.

Эмпирическая база исследования. Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Муромец». Выборку составила молодежь в возрасте от 20 до 26 лет в количестве 12 человек.

Объем работы: 37 страниц.

Глава.1 Невербальные проявления эмоциональных состояний человека, как предмет научного исследования

1.1.Структура и функция невербального поведения.

Одной из первоначальных знаковых систем, которые усваиваются в процессе индивидуального развития человека, являются мимика, жесты как элементы невербального поведения личности.

Часто невербальные проявления являются наиболее приоритетными по отношению вербальному в силу того, что основные мимические картины, позы, наборы жестов, жестикуляции и мимика, выступают генетическими признаками человека [1].

Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, применение которых базируется на культурном, групповом, ситуативном соглашении с опорой на предварительное обучение. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация детерминированы многовековой практикой общения.

Очевидным является факт того, что в общении происходит разворачивание познания одного человека другим, изменение отношений со временем, а так же наличие обращения друг к другу. Невербальная основа поведения людей в одно и тоже время является условием познания их личности, появления отношения, как своеобразной формы обращения друг к другу. Главным образом, в общении осуществляется индикативно-регулятивная функция невербального поведения личности.

Невербальное поведение оказывается вплетенным во внутренний мир личности. Его функция не связана только с сопровождением переживаний человека. Таким образом, невербальное поведение является внешней формой существования и выражения психического мира личности. Согласно данному обстоятельству еще одним способом диагностики степени развития человек как субъекта общения выступает анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения. При выделении базовых компонентов невербального поведения и определения его функций открывается возможность для создания культурно-специфической типологии невербального поведения.

Анализ известных классификаций невербальных средств общения, показал, что в их базе заложены ведущие атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство. Независимо от того, какие именно невербальные средства выделяются, их можно свести к[2]:

  • кинесическим, связанным с движениями тела,
  • пространственным, выраженным в организации поведения, межличностного общения,
  • временным характеристикам взаимодействия.

К вышеописанным средствам так же относятся: паралингвистические, и экстралингвистические средства, которые выражаются в телесных движениях, изменении голоса и пауз. Данные средства в большей степени являются функциями, нежели оригинальной системой невербальных средств коммуникации.

На современном этапе прослеживается тенденция подключения к невербальным средствам общения, помимо обозначенных аспектов среду, в рамках которой выделяются внешние общественно-бытовые условия, обстановка, совокупность людей, которые связаны общностью данных условий. В связи с данным обстоятельством возникает вопрос о том, могут ли все обозначенные невербальные средства интерпретироваться как критерии невербального поведения.

В более широкой интерпретации в невербальное поведение включены все продукты многообразной деятельности человека. Часто под невербальном поведением человека понимается общественно и биологически детерминированный способ организации усвоенных человеком невербальных средств общения, которые впоследствии преобразуются в индивидуальную, чувственную форму действия и поступков.

Элементы невербального поведения проявляются в телодвижениях, интонациях, ритмических и высотных характеристиках голоса, а та же временной и пространственной организации. Область подструктур невербального личностного поведения значительно уже круга элементов, которые выполняют роль невербальных коммуникаций или невербальных средств общения.

Часто в рассмотрении связей и отношений между критериями и подструктурами невербального поведения исследователи базируются на его определении, при этом рассматривался факт того, что сам феномен «невербального поведения» интерпретируется в контексте социальной перцепции, как образование личности, которое наделено познавательно-регулятивной функцией.

В силу данного обстоятельства базой определения подструктур невербального поведения выступают главенствующие характеристики невербальных средств (движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Невербальное поведение следует рассматривать с подструктуры, создающей главное ее свойство – движение, которое отражается при помощи оптической системы человека. Подобной подструктурой невербального поведения выступает кинесика [3].

Таким образом, понятие «кинесика» используется для обозначения многочисленных движений человека, однако наиболее часто, все же для изучения движений рук и лица. В такой ситуации многие исследователи используют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия является выразительным поведением субъекта. Многочисленные явления экспрессии можно разделить на следующие относительно самостоятельные сферы исследования: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика выражается в экспрессии лица и фигуры человека, при этом рассматривается безотносительно к выразительным движениям и детерминированная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Выразительные движения рассматриваются как «широко распространенные периферические изменения, которые при наличии выраженных эмоций охватывают весь организм. Происходит захват системы мышц лица и всего тела, которые проявляющихся через мимику, пантомимику и «вокальной мимике»[4].

Как правило, все выразительные движения обозначаются понятием «жест».

Согласно утверждениям Г. Гибша и М. Форверга жесты являются в определенной степени отчетливо воспринимаемыми и интерпретируемыми свойствами общей моторики, главным образом, поверхности тела (лица – мимика, всего тела – пантомимика, рук и кистей рук – жестикуляция).

Обозначенные определения относятся к одному явлению – выразительным движениям субъекта, в силу того, что в них акцент ставится на связь данных движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями.

Польским психологом Я. Рейковским было предложено дифференцировать такие компоненты несловесного поведения, как эмоциональные действия и выразительные движения. Среди эмоциональных действий выделяются такие невербальные действия людей, вызванные эмоцией и направленные на то, чтобы данную эмоцию выразить и разрядить. Автор отмечает, что в случае, когда субъект узнает, к примеру, о смерти близкого человека его реакция проявляется, как правило, в форме рыдания и возможно падения, такая реакция является выразительной составляющей движения. В ситуации облачения в траурную одежду и вербального причитания происходит выражение специфических эмоциональных действий, которые являются формой мотивированного поведения и являются приобретенными.

Таким образом, обозначается конвенциальный характер аффективных действий в отличие от движений, носящих выразительную основу и выступающих формой непосредственного выражения состояний человека.

Поначалу выразительные движения рассматривались в психологии в контексте «экспрессивного поведения», посредством эмоциональной составляющей человека. Трамплином выступили труды Ч. Дарвина о выражении эмоций у человека и животных[5].

На современном этапе изучение выразительных движений осуществляется в рамках социальной персональной перцепции, несловесного поведения и несловесных коммуникаций. Данное обстоятельство и послужило базой возникновения большого количества подходов к исследованию выразительных движений, среди которых выделяются: паралингвистический, индикативный, коммуникативный и другие. Главные вопросы, выдвигаемые исследователями выразительных движений поведения, заключаются в следующем[6]:

  • каким происхождением характеризуются выразительные движения в онтогенетическом и филогенетическом плане?
  • место выразительных движений в психомоторике человека и их функции?
  • какие психологические явления соответствуют тем или иным выразительным движениям?
  • какова ценность выразительных движений как средств диагностики и коммуникаций?
  • насколько возможно адекватное опознание психических свойств, состояний, процессов человека по его выразительному поведению в межличностном общении?

С. Л. Рубинштейном были предложены ответы на многие вопросы психологии выразительного поведения[7]:

  • в выразительном поведении человека природное и социальное, естественное и историческое образуют единство. Данный процесс не является просто внешним пустым сопровождением эмоций, а внешней формой существования и проявления;
  • во внешнем проявлении выразительные движения раскрывают внутренние аспекты и создают образ действующего лица;
  • выразительные движения проявляются не только в сформированном переживании, но и сами могут его формировать;
  • социальная фиксация форм и значений выразительного поведения создает вероятность конвенциальных выразительных движений;

Данные положения о природе, содержании и функциях выразительного поведения интенсивно используются и в современных отечественных и зарубежных исследованиях.

1.2.Направления исследования невербального поведения.

Одним из существенных вопросов психологии невербального поведения является определение диапазона психологических феноменов, связанных с выразительным поведением, которые выражаются при помощи выразительных движений. Поиск ответа на данный вопрос обозначил две группы исследований в области экспрессии поведения.

В первую группу входят работы, которые рассматривают выразительное поведение как индикатор внутренних, главным образом, аффективных состояний субъекта. Определение диапазона психологических феноменов с позиции данного подхода свойственен для тех сфер психологии, где экспрессивные аспекты рассматриваются в соответствии с эмоциями – для эволюционной психологии, нейропсихологии, патопсихологии[8].

Совместно с данным направлением осуществляется развитие физиогномического подхода. Физиогномика определяет свойства характера по чертам лица. Тем не менее, многие ученые не принимают идею о прямой зависимости черт лица и свойств характера. Одновременно сложно не принимать в учет действительное существование больного количества разнородных явлений обыденного сознания, в основу которых входят устойчивые психологические ассоциации, которые возникают у многих людей, в процессе восприятия внешности другого человека.

Первоначальные аспекты обобщения такого опыта были представлены в мифологической и религиозной форме сознания, а также в искусстве.

В. Н. Панферов полагает, что взаимосвязь объективных и субъективных свойств человека следует искать не по линии связи психологических качеств личности с конституциональными особенностями организма, а в рамках отношения «причинно-следственные взаимосвязи человека с миром вещей и людей – психологические качества личности. То есть благодаря общению и совместной деятельности людей формируется внешность человека [9]

Согласно диалектико-материалистическому пониманию связи внешности и личности, признаки внешности являются знаковой системой психологического содержания.

Еще одним аспектом в исследовании выразительного поведения является широта средств выражения. Наиболее изученными средствами экспрессии являются мимика лица как средство выражения состояния и жесты как паралингвистические явления. И в меньшей степени изучены позы и движения корпуса как средства выражения внутренних психических состояний человека.

Исследование локальных средств выражения детерминировано:

1) историческим развитием проблемы экспрессии,

2) базовой теоретической позицией исследователя,

3) доступностью изучения одних средств выразительного поведения по сравнению с другими (например, мимику проще зафиксировать).

4) разветвленной системой явлений, в контексте которых рассматривается выразительное поведение и определяется его значимость.

Подобное пристальное внимания на локальных средствах экспрессии и условиях их выражения не следует считать оптимальным, однако оно не характеризует специфику экспрессии.

Третий аспект в исследовании невербального поведения связан с вопросом функций выразительных движений в общении. Согласно утверждению С. Г. Геллерштейна и П. М. Якобсона выразительные движения, проявляются в общении при многочисленных психических состояниях, и выполняют функцию внешнего выражения данных состояний, а также отношений к определенным людям, предметам или явлениям реальности. Выразительные движения интерпретируются как индикаторы аффективных состояний и показатели разнообразных отношений человека к внешнему миру.

Г. Гибш и М. Форверг обращают внимание на то, что действия, выразительные движения, жесты и речь содержат прямые возможности управления общественной жизнью. Авторы, так же обращают внимание на то, что выразительные движения выступают как отражение локальных динамических процессов, «внешней стороной» данных процессов, личностной психической составной частью действия. Психологическая часть в свою очередь социально направлена. В результате, выразительные движения выражаются в коммуникативной функции[10].

Авторы полагают, что вовлечение выразительных движений в область общественных явлений способствует появлению у них новых функций: формирование эмоциональной структуры и его нейтрализация посредством конвенциализации выразительных движений.

Т. Шибутани к выразительному поведению относит любой воспринимаемый звук или движение тела, которые служат показателем внутреннего состояния человека. Он считает, что «движения и звуки становятся жестами только в социальном контексте, когда они служат показателями намерений человека и таким образом представляют другим какую-то основу для соответствующих реакций».

Т. Шибутани подразделил выразительные движения, в соответствии их социальной или биологической природы. В контексте коммуникаций и личностных отношений автор рассматривает так называемые общественные выразительные движения, в контексте эмоциональных состояний субъекта рассматриваются выразительные движения, характеризующиеся биологической природой. Выразительные движения согласно социальной природе наделяются функциями установления согласия между взаимодействующими, а так же выработки общего отношения к ситуации, точки зрения биологической природы наделяются функцией выражения эмоционального состояния[11].

Решение проблемы, как считает автор, находится, а стыке противопоставления согласованных и несогласованных выразительных движений. В контексте методологии данное обстоятельство является недостаточно верным. Появление общественных функций выразительных движений, их соглашение могут быть в соответствии с тем, что осуществляют функции диагностики и выражения конкретных психических явлений.

Данная функция выразительных движений, как создание «образа действующего лица», особую роль выполняет в рамках социальной перцепции. В результате сложные психологические образования, которые динамично выражаются в поведении и внешнем виде субъекта, интерпретируются как совокупность сигналов, предоставляющих информацию о психических процессах и состояниях человека воспринимающего информацию. Одновременно каждым комплексом выполняется осведомительная и регулятивная функции. То есть получается, что выражение как индикатор, сигнал, воздействие, регулятор деятельности является интегральным образованием.

В рамках познавательной и экспрессивной функциях выразительные движения интерпретируются как носители автономного сообщения. Согласно характерной для них функции симптома, показателя внутреннего состояния живого существа, в ситуации общения они одновременно выступают элементом более высокой ступени, и реализуют коммуникативную функцию.

Совместно с выше обозначенными функциями, выразительное поведение дополняется функциями регуляции процесса возбуждения, разрядки, облегчения. Не менее актуальной является такая экспрессивная функция, как целенаправленное действие. Данная функция выражения была выделена на базе положения Ч. Дарвина о выразительных движениях как остатка некогда уместных действий, ориентированных на удовлетворение конкретной потребности. Тем не мене, согласно воззрениям некоторых исследователей, биологическая уместность выразительных движений у субъекта во многих случаях утрачена. Средством отражения остается их объективное значение, информации и сообщения о внутреннем мире субъекта[12].

Уместность выразительных движений следует изучать в рамках социальной деятельности. По мнению Н. Фрийда выразительные движения необходимы, главным образом, потому что они напрямую служат установлению отношений или исчезновению отношений между людьми, осуществляют функцию чрезмерного контроля движений и функцию «активной манифестации».

Уместность данных движений обуславливается возможностью управлять эмоциями и способны переходить на различные недостаточно эффективные ситуации. Ведущей функцией выразительных движений в данной ситуации выступает устранение деструктивного состояния (например, агрессии) и воспроизведение социально-желательных эмоциональных состояний. Биологически обусловленные движения, находясь в согласи, способны воспроизводиться в независимости от состояния. В результате, данные движения могут управлять коммуникацией без значительной аффективной нагрузки партнеров по общению.

Таким образом, выразительные движения оказывают осведомительную и регулятивную функции в контексте коммуникации, и выступают специфическим языком общения.

Еще одной, однако, мало исследуемой подструктурой кинесики, выступают движения глаз или, как часто это называют «контакт глаз».

Средства обмена взглядом в процессе беседы, организации визуального контакта в каждом локальном случае – время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации – широко применяются при изучении так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок взаимодействующих людей. Качество оценок визуального контакта обусловлено целым рядом факторов[13]:

  • угол между осью коммуникации партнеров и осью «наблюдаемый – наблюдатель»,
  • положение головы наблюдаемого,
  • движение глазных яблок.

В некоторых исследованиях было зафиксировано, что наблюдатель в субъективных оценках базируется на положение зрачка в видимой части глаза.

Согласно представлениям А. А. Леонтьева, систематическое изучение проблемы контакта глаз началось Р. Экслайном и М. Аргайлом. Данные авторы устанавили, что направление взгляда в коммуникации зависит от его фиксации, от его содержания, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от взаимоотношений которые предшествовали их развитию[14].

После анализа исследований в этой области А. А. Леонтьев подчеркивал необходимость не столько статических параметров направленности, сколько их изменения: не так важно оказывается то, на сколько часто партнер смотрит в глаза собеседнику, сколько начало или окончание данного движения. В результате, расстояние между взаимодействующими оказывается не столь важным, сколько то, на сколько они отдалятся от друг от друга, или сближаются.

В трудах X. Миккина была приведена следующая классификация функций визуального контакта:

1) информационный поиск;

2) оповещение об освобождении канала связи;

3) стремление скрывать или выставлять свое «Я»;

4) установление и поддержание социального взаимодействия;

5) поддержание стабильного уровня психологической близости.

Телодвижения, жесты рук, выражения лица так же относят к системе паралингвистических явлений. Круг вопросов, обсуждаемых паралингвистикой, достаточно широкий. Он охватывает все виды кинесики и фонации.

С функциональной точки зрения паралингвистические средства проявляются в физических движениях говорящего субъекта, которые важны для человека при восполнении пробелов в словесной коммуникации.

Как подчеркивает Г. В. Колшанский, если речь идет не о функциональных параязыковых средствах, то вероятные виды кинесики и мимики следует относить к форме прямого выражения аффективного состояния человека[15].

Главная функция паралингвистических средств сводится к реализации, дополнению, обеспечению объяснению речевого сообщения. В работах Д. И. Рамишвили проводилось исследование функций различных невербальных средств общения. Как считает автор, функция выразительных движений заключается не столько в том, чтобы вне существования вербальной психики как таковой довести качества, специфику состояния живого существа до партнера. Главной ролью выразительных движений является усиление эмоциональной насыщенности сказанного, создания объективного фона вербального содержания, поднятия его выразительности и силы.

Невербальные коммуникации могут осуществлять все базовые функции языковых знаков, т.е. фактически заменять текст. В ситуации общения люди реализуют определенную коммуникативную программу, накладывая на нее вербальную форму, посредством которой говорящий человек приспосабливает ее к общей схеме коммуникации, при этом «убирая» все вербально-избыточное, дублирующее иные невербальные средства понимания.

В соответствии с семантической природой невербальных коммуникаций, И. Н. Горелов классифицировать их на базе того, какие они вносят абстрактные значения в сообщения. В результате, при помощи жестов происходит реализация указательных значений; описательные значения жестами и пантомимикой. Значения побуждения, вопроса, утверждения и отрицания – различными невербальными коммуникациями. Полярные значения (одобрение, согласие, решительность) – некоторыми жестами и мимикой [16].

Наличие автономных невербальных средств общения, а также такой их функции, как опережающая манифестация психологического содержания общения, позволяет рассматривать их вне речевого контакта как самостоятельные единицы; общения с различной информационной нагрузкой[17].

Выводы по главе 1

Невербальное поведение оказывается вплетенным во внутренний мир личности. Его функция не связана только с сопровождением переживаний человека. Таким образом, невербальное поведение является внешней формой существования и выражения психического мира личности. Согласно данному обстоятельству еще одним способом диагностики степени развития человек как субъекта общения выступает анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения. При выделении базовых компонентов невербального поведения и определения его функций открывается возможность для создания культурно-специфической типологии невербального поведения.

Анализ известных классификаций невербальных средств общения, показал, что в их базе заложены ведущие атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство.

Глава.2 Эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний

2.1.Организация и методы исследования.

Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Муромец».

Выборку составила молодежь в возрасте от 20 до 26 лет в количестве 12 человек.

Общественная организация образована силами людей, не безразличных к социальным проблемам общества, успешно ведёт свою деятельность на территории г. Бельцы более 12 лет. Социально ориентированная помощь, как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Содействие в восстановлении и развитии институтов социального государства через воспитание активной гражданской и социальной позиции населения.

Являясь одновременно волонтёрским и благотворительным объединением, функционирует на основе самофинансирования и партнёрских взаимоотношений с предпринимателями, принимая участие в решении широкого спектра социально значимых проблем.

Организация преследует общественно полезные цели, направленные на оказание социальной и психологической помощи лицам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, инвалидам, многодетным, малообеспеченным семьям и детям сиротам. Одним из направлений организации является профилактика наркомании и алкоголизма среди молодежи и школьников, помощь детским специализированным, общеобразовательным, оздоровительным учреждениям.

Для определения особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний были использованы:

1. Методика «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова).

2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В.Бойко

№ 1 методика «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова).

Шкалы: уровни эмоциональной экспрессии по каналам: громкость голоса, темп речи, образность речи, сбой речи, интонация, двигательная эктивность, лишние движения, мимика, недифференцированная по каналам экспрессия

Назначение теста: перцептивная оценка парциальных и экспрессивных эмоций и их интегративных проявлений: интенсивность экспрессии, двигательная активность, изменения речи и поведения.

Инструкция к тесту: испытуемым раздавались бланки, на которых они отвечали на каждый вопрос, посредством выбора одного из трех предложенных вариантов ответа (а, б или в).

Предлагалось, при ответе на вопрос, каждый раз проверять, совпадает ли номер вопроса с таким же номером в листке для ответов. Ответы должны быть даны на все вопросы без исключения.

Отвечать на вопросы, необходимо было исходя из того, что для каждого испытуемого являлось характерным в настоящее время.

Обработка и интерпретация результатов теста

Количество баллов за каждый ответ: “безусловно, да” – 3, “иногда” – 2, “нет” – 0;

В таблице 1 представлен ключ к методике.

Таблица 1

Ключ к тесту

Канал экспрессии

Номера вопросов

Громкость голоса

да – 1, 11, 26, 28, 36

Темп речи

да – 6, 14, 17, 25, 41

Сбой речи

да – 10, 24, 43

нет – 33, 35

Интонация

да – 8, 9, 13, 19, 37

Двигательная активность

да – 5, 7, 20, 31, 39

Лишние движения

да – 3, 16, 21, 23, 44

Мимика

да – 27, 29, 32, 42

нет – 18

Недифференцированная по каналам экспрессия да

да – 12, 15, 30, 38, 40, 47

нет – 22, 34

Уровни эмоциональной экспрессии:

• 12 и более – высокий;

• 6-11 – средний;

• 5 и менее – низкий.

Уровни недифференцированной (стабильно-регулируемой) экспрессии:

• 19 и более – высокий;

• 10-18 – средний;

• 9 и менее – низкий.

Показатели тестирования представлены в таблице 2. Тестовые данные представлены в Приложении 1.

Таблица 2

Обобщенные показатели эмоциональной экспрессии

Каналы экспрессии

высокий

средний

низкий

уровень

%

уровень

%

уровень

%

1

4

33,3

6

50

2

16,7

2

4

33,3

5

41,7

3

25

3

3

25

6

50

3

25

4

3

25

4

33,3

5

41,7

5

3

25

7

58,3

2

16,7

6

3

25

6

50

3

25

7

2

16,7

5

41,6

5

41,6

«Громкость голоса» свидетельствует о том, что по голосу субъекта можно догадаться, что ему грустно, или тоскливо. Когда субъект радуется, он может говорить выше, чем обычно, а когда напуган, наоборот тише, чем обычно. Повышение голоса так же может быть ситуациях, в которых кто-то его разозлил.

«Темп речи» указывает на склонность субъекта говорить быстрее, чем обычно, когда он чем-то взволнован, либо медленнее, когда чего-то испугался. В ситуациях, когда субъект рассержен, ил рассказывает о случае, который рассмешил его может говорить быстрее, чем обычно. Так же темп речи может меняться в зависимости от рассказов касаемо печальных событий.

«Сбой речи» свидетельствует о том, что при рассказе веселых историй, субъект может употреблять такие слова как: ”ну”, “значит” и т. п. При возбужденном состоянии речь может быть сбивчивой, т.е. некоторые слова “проглатываются”, произносятся такие лишние слова, как: “э-э”, “ну”. В рассерженном, тревожном и печальном состоянии в речи могут появляться паузы, лишние слова и неточности.

«Интонация» проявляются в том, что в состояниях взволнованности, гнева, тоски, испуганности собеседник легко угадывает данные состояния в говорящем. При рассказ веселых историй друзьям и родным речь становится более выразительной, богатой интонациями.

«Двигательная активность» указывает на то, что в зависимости от состояния субъекта происходит активизация, ил наоборот заторможенность движений и жестов. Так в состоянии печали жестикуляция более активная, а в состоянии печали движения более медленные. Так же подвижность жестикуляции может зависеть от степени раздражения связанного с другим субъектом.

«Лишние движения» выражаются в том, что при наличии страхов, радости, волнений, грусти, раздражения и злости могут появляться такие действия, без которых вполне можно было обойтись. Если есть страх или переживания, человек может почесывать затылок, одергивать одежду, манипулировать предметами, поглаживать волосы и т.д. При наличии грусти может осуществляться бесцельное движение по комнате, происходит заламывание рук.

«Мимика» указывает на экспрессивность лица в зависимости от настроения. По лицу субъекта можно догадаться получил ли он радостное или печальное известие. Лицо так же значительно меняется при наличии злости.

«Недифференцированная экспрессия» свидетельствует о том, что для окружающих людей, как правило, заметно состояние человека, как хорошее, так и плохое.

На рисунке 1 представлены сравнительные показатели по шкалам.

Примечания: 1-громкость голоса, 2-темп речи, 3- сбой речи, 4-интонация, 5-двигательная активность, 6-лишние движения, 7- мимика

Рисунок 1. Показатели каналов эмоциональной экспрессии

На рисунке 1 заметно, что по первой шкале преимущественно наблюдаются высокие и средние показатели. По шкалам 2, 3, 5, 6, 7 у многих респондентов наблюдаются средние показатели. По шкале 4 у большинства наблюдаются низкие показатели.

На рисунке 2 представлены сравнительные показатели недифференцированной по каналам экспрессии.

Рисунок 2. Показатели недифференцированной по каналам экспрессии

Как видно из таблицы у 33,3% испытуемых наблюдаются высокие показатели недифференцированной экспрессии, что указывает на импульсивность и неустойчивость нервной этих молодых людей. У 41,7% средние показатели и у 25% низкие показатели недифференцированной по каналам экспрессии. Таким образом, у большинства молодых людей наблюдается устойчивость нервной системы.

№ 2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В.Бойко

Шкалы: эмоциональная реакция – эйфорическая, рефрактерная, дисфорическая.

Назначение теста: диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды.

Инструкция к тесту: испытуемым необходимо выбрать подходящий вариант ответа – “а”, “b” или “с”.

Учитывается тип эмоциональной реакции:

• эйфорическая активность вовне – ответы «а»,

• рефрактерная активность вовнутрь – ответы «b»

• дисфорическая активность вовне – ответы «с»;

характер стимулов:

• положительные – обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка);

• амбивалентные (или нейтральные) – они двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл – все зависит от установок самой личности, от ее тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества (амбивалентны как стимулы – новый деловой партнер вообще, телевизионная передача, сомнительные идеи, окружающие люди, жизнь в целом, обычная обстановка на работе);

• отрицательные – отрицательные смысл, значение (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни).

На рисунке 3 представлены показатели типа эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды. Тестовые данные представлены в Приложении 2.

Рисунок 3. Показатели типа эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды

Как представлено на рисунке 3 у 25% испытуемых наблюдается эйфорическая формула реагирования, при которой эмоциональная система в целом настроена на позитивные стимулы.

У 50% испытуемых наблюдается рефракторная эмоциональная реакция, указывающая на то, что эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями – положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они “застревают” в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы.

У 25% респондентов была отмечена дисфорическая формула, доминирование которой свидетельствует о том, что положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы.

С самого раннего возраста, физический контакт является одним из важнейших источников взаимодействия человека с окружающим миром. В тот период контакт осуществляется в прикосновения, поглаживаний, поцелуев, похлопываний. При помощи различных прикосновений развиваются представления о пространстве индивидуального тела и знания о частях тела другого человека. В рамках общения поглаживающие прикосновения выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки.

Применение человеком в общении такесической системы невербального поведения обусловлено различными факторами, среди которых наиболее важные связаны со статусом партнеров, возрастом, полом, степенью их знакомства и пр. К примеру, рукопожатие чаще можно наблюдать в ситуации приветствия у русских, чем у англичан или американцев, в общении мужчин, чем женщин. В Америке не принято использовать рукопожатия, если между людьми имеется интенсивное взаимодействие, что абсолютно не сходиться с использованием рукопожатия в культуре у русских[18].

Таким образом, обозначенная структура невербального поведения человека презентует телодвижения, голосовые изменения, которые определенным образом человеком осознаются и управляются.

Являясь структурами невербального поведения кинесика, такесика, и просодика, формируют образ партнера по взаимодействию при помощи многочисленных систем отражения: оптической, акустической, тактильно-кинестетической.

Среди элементов невербального поведения главная роль отводится мимике лица, которое по сути своей является ведущей характеристикой физического облика субъекта. Необходимо ответить, что социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно благодаря произвольной регуляции. Если рассматривать, в общем, то социализация мимики происходит на базе использования органических проявлений для влияния на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации.

Социальное окружение может оказывать поощрительные меры по отношению к выражению одних эмоций и порицательные по отношению к другим, а так же может способствовать созданию «языка» мимики, при помощи которой возможно будет значительно обогатить спонтанные выразительные движения. На основании данного обстоятельства выделяются универсальные или специфические мимические знаки, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Как правило, анализ мимики производится по следующим основаниям[19]:

  • по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;
  • на базе ее физиологических параметров;
  • в общественном и социально-психологическом плане;
  • в феноменологическом плане;
  • в понятиях таких психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

Целостность и динамичность являются ведущими характеристиками мимики как элементов невербального поведения человека. В силу такого обстоятельства единицей анализа мимического выражения можно принять комплекс координированных движений мышц всего лица, так как в различных исследованиях было зафиксировано, что распознание эмоций обусловлено участием всех мышц лица.

В результате, двойная регуляция, динамичность, целостность мимики, а также производные характеристики от перечисленных выше: изменчивость структуры выражения и наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики выступают ее базовыми характеристиками как элемента невербального поведения и определяют успешность ее опознания в межличностном общении.

Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, однако вместе с тем могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи таким постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики.

Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» – «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний[20].

Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго – нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он выполняет основную информативную нагрузку, а в выражении радости он будет нести информацию только в контексте с другими признаками и представлять возможный вариант выражения этого состояния[21].

Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются – расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состоянии и является его индикатором.

Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко. Более сложными для опознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены для субъекта нечетко. Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

2.2.Методы исследования невербальных проявлений.

П. Экманом с коллегами была создана методика для измерения выражения лица, в рамках которой были перечислены все лицевые мышцы шести эмоций. Впоследствии были составлены фотомодели, которые рассматривали три области лица[22]:

  • брови – лоб;
  • глаза – веки и основание носа;
  • нижняя часть лица и щеки.

Данный метод основывается на соотношении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений – FAST». При помощи данного метода можно проанализировать экспрессии в соответствии с наличием в ней элементов выражения шести базовых эмоций.

В середине 70-х гг. наряду с вышеназванной методикой анализа экспрессии лица возникает более совершенный вариант – FACS – система кодирования активности лицевых мышц. Назначение методики связано не только с анализом экспрессии лица, базирующейся на определенном состоянии, а так же для разделения всех наблюдаемых визуальных изменений. Она базируется на анализе мышечных изменений и предоставляет возможность свести различные наблюдаемые движения лица в систему единиц – действий. Базовыми единицами измерений выступают дискретные, едва заметные изменения тонуса мышц лица.

Построение методики основывается на применении полностью нейтрального цифрового кода для обозначения единиц действия. В настоящее время выделено 24 дискретные единицы действия, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не совсем ясна (кусание губ).

Еще одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения выступает поза.

Поза является определенным положением тела человека, которое характерно для его культуры, и выступает элементарной единицей пространственного поведения субъекта. Базовое количество многочисленных устойчивых положений, принять которые способно тело человека насчитывает около 1000, из которых, в соответствии с культурными традициями каждого народа, определенные позы запрещаются, а некоторые – закрепляются. Данное обстоятельство обуславливает изучение поз в соответствии с культурными традициями.

А. Шефлен был одним из первых, кто обратил внимание на роль позы человека, как одного из невербальных средств общения в процессе регуляции процесса межличностного отношения. На примере киносъемок психиатрического интервью автор показал, как изменение поз пациента и врача предоставляет возможность поддерживать наиболее благоприятную психологическую дистанцию для лечебного эффекта.

Похожую точку зрения высказывал В. Шютц, который показал, что коммуникация в его эмпирической группе была куда более оживленнее, если бы он запретил участникам принимать позы, для которых характерно скрещивание рук и ног. Такое предположение автор оправдывал тем, что подобная поза означает «закрытость» для общения. Можно так же описать позу агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека. К примеру, шаблоном поведения свидетельствующего о готовности к общению является «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед».

Таким образом, в рамках общения позы могут осуществлять две функции [23]:

  1. дифференцировать поток речи на элементы,
  2. регулировать межличностные отношения в диаде.

Главным образом, благодаря позам можно сформировать в определенной степени мысленный барьер относительно окружающих людей, определить ориентацию партнеров по отношению друг к другу. Свидетельствовать об изменении отношений между общающимися возможно благодаря изменению их позы, или синхронизации.

Следующим элементом кинесической подструктуры невербального поведения выступает жест, который, как правило, соотносится с движением рук.

На базе жестов можно свидетельствовать об отношении человека к определенному событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека.

Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Конечно, человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно. Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания[24].

Созданы многочисленные системы записей жестов человека. Принцип всех записей один и тот же – выделить отдельные единицы, жестовые движения. Лингвистически ориентированные авторы исследований движений тела человека склонны оперировать при их описании теми же категориями, что и при описании закономерностей функционирования естественного языка. Так, одни авторы предлагают группировать жесты по участию в движении одной или двух рук, по признаку перекрещивания или симметричного расположения рук и по признаку центробежности или центростремительности. Другие пытаются интерпретировать единицы языка жестов в соответствии с единицами разговорного языка: форма рук – согласные; направления движения – гласные; динамика – ударение; тон, долгота, модели движения – полугласные; референты – предметы, к которым движение руки направлено.

Движения человеческого тела могут совершаться в вертикальных, горизонтальных, наклонных плоскостях. Все движения тела происходят от вращения его рычагов.

У русских жестов – это рычаг плеча или предплечья. Радиус движения русских жестов большой: вся рука от плеча или предплечья, предплечье или кисть руки. У людей, вступающих в общение, нет органов, запечатлевающих движение в трехмерном пространстве и времени. В процессе общения то или иное движение может быть запечатлено лишь в одной из плоскостей. Поэтому описание жеста может идти по пути:

  • указание органа, выполняющего движение;
  • его направленность;
  • цикличность, этапность в совершении движения;
  • его отношение к положению человеческого тела в пространстве.

Н. И. Смирнова на основе сопоставительного анализа мимики, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию:

I группа жестов – коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это – приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, или невыполненного, несовершенного действия. Жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

II группа жестов – это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

III группа – это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.

Естественно, что данная классификация жестов приложима и к анализу поз и выражений лица человека.

Помимо вышеназванных важным элементом невербального поведения является интонация – совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Интонация практически позволяет выражать наши мысли, чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Речевая интонация – явление комплексное. В ней сочетаются пауза, ударение, мелодия, тембр, сила голоса и т.д.

Пауза, как выразительное средство интонации, группирует слова по логическим требованиям. Длительность пауз не является стандартной, всюду одинаковой, наоборот, продуманно варьируя длительность пауз, мы усиливаем их выразительность и естественность. Ударение – это тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте. Мелодия в звучащей речи – изменение высоты голоса, его тональное повышение или понижение[25].

Интонация представляет собой наиболее сложное явление в ряду фонационных особенностей языка, так как выполняет лингвистическую и нелингвистическую функции. Нас, естественно, интересуют особенности нелингвистической функции интонации, имеющие своим источником психику человека. Вся область экспрессивной интонации может быть зафиксирована объективно по отдельным физическим параметрам:

  • характер движения основного тона во фразе и завершении;
  • уровень частотного максимума фразы;
  • частотный диапазон фразы;
  • частотные интервалы главноударного слога и завершения фразы;
  • крутизна и скорость восхождения и нисхождения частоты основного тона завершения;
  • длительность и максимальное значение интенсивности главного ударного слога и фразы.

В целом жесты, позы, интонации, выражения лица – это целостная подструктура невербального поведения, комплекс, сигнализирующий в актах общения о психических состояниях другого человека.

Следующий элемент невербального поведения, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется, как «ровная», «плавная», «уверенная», «твердая», «виноватая» и т.д. Помимо общих принято выделять особенные признаки походки. К ним относят элементы движения при ходьбе, например, положение носков, движения рук; плеч. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека.

Таким образом, человек в различных ситуациях общения активно изменяет его пространство, устанавливает оптимальную соответствующую объективным и субъективным переменным дистанцию взаимодействия.

Выводы по главе 2

Базовым свойством невербального поведения человека является движение, которое появляется на базе кинесического компонента, который связан с такими элементами как: мимика, поза, интонации, жесты.

Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Муромец». Выборку составила молодежь в возрасте от 20 до 26 лет в количестве 12 человек.

В рамках измерения эмоциональной экспрессии по каналам эмоциональной экспрессии у многих зиспытуемых наблюдаются средние показатели. По каналам недефференцированной экспрессии у 33,3% испытуемых наблюдаются высокие показатели недифференцированной экспрессии, что указывает на импульсивность и неустойчивость нервной этих молодых людей. У 41,7% средние показатели и у 25% низкие показатели недифференцированной по каналам экспрессии. Таким образом, у большинства молодых людей наблюдается устойчивость нервной системы.

В рамках определения эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды у 25% испытуемых бфла зафиксирована эйфорическая эмоциональная реакция, при которой эмоциональная система в целом настроена на позитивные стимулы.

У 50% испытуемых была зафиксирована рефракторная эмоциональная реакция, указывающая на то, что эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями – положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они “застревают” в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы.

У 25% респондентов была отмечена дисфорическая эмоциональная система, доминирование которой свидетельствует о том, что положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы.

Заключение

Невербальное поведение личности является социально и биологически детерминированным способом организации, которые усваиваются человеком благодаря невербальным средствам общения, которые впоследствии преобразуются в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков.

Наиболее значимая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Анализ выражений лица дает представление об «экспрессивной одаренности» личности. Каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для одних и неспецифическими для других состояний.

Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Муромец». Выборку составила молодежь в возрасте от 20 до 26 лет в количестве 12 человек.

В рамках измерения эмоциональной экспрессии по каналам эмоциональной экспрессии у многих зиспытуемых наблюдаются средние показатели. По каналам недефференцированной экспрессии у 33,3% испытуемых наблюдаются высокие показатели недифференцированной экспрессии, что указывает на импульсивность и неустойчивость нервной этих молодых людей. У 41,7% средние показатели и у 25% низкие показатели недифференцированной по каналам экспрессии. Таким образом, у большинства молодых людей наблюдается устойчивость нервной системы.

В рамках определения эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды у 25% испытуемых была зафиксирована эйфорическая эмоциональная реакция. У 50% испытуемых была зафиксирована рефракторная эмоциональная реакция. У 25% респондентов была отмечена дисфорическая эмоциональная система.

Список использованной литературы

  1. Агафонов Ю. Л. Языковые средства отражения ситуации речевого контакта во французском литературном тексте: Дисс. . канд. филол. наук. -М., 1982.-206 с.
  2. Антипова A. M. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи // Проблема спонтанной разговорной речи: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1989. - Вып. 332. - С. 61-75.
  3. Беглова В.Б. Невербальные средства общения (к вопросу о кинесике в акте коммуникации). Коломна, Коломенский пед. институт, 1996. - 31 с.
  4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер, 1997. -224 с.
  5. Бодалев A. A. Восприятие и понимание человека человеком. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
  6. Гибш Г., Форверг И. Введение в марксистскую социальную психологию. – М. : Просвещение, 2001. – 296с.
  7. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980.-103 с.
  8. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - М. : АН СССР, 1953.-Т. 5.-С. 416-430.
  9. Дементьев A. B. Семантико-функциональные аспекты кинематических речений в современном английском языке: Дисс. канд. филол. наук. М., 1985.-215 с.
  10. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 1999. - 464 с.
  11. Изард К. Э. Эмоции человека. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 439 с.
  12. Кириленко Г. Л. Проблемы исследования жестов в зарубежной психологии // Психологический журнал. 1987. - № 4. - С. 138-147.
  13. Колшанский Г. В. Паралингвистика. - М.: Наука, 1974. - 80 с.
  14. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.
  15. Крейдлин Г. Е. Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) // Тело в русской культуре: сборник статей. М.: НЛО. — 2005. — С. 19-37.
  16. Кузнецова Е. В. Средства этикетного общения: внешность, мимика, жесты, взгляды. Прочие невербальные компоненты // Все об этикете. Ростов-на-Дону : 1995.-С. 312-315.
  17. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Социально-перцептивный подход. – Ростов, ун-та,1986. С. 5-35.
  18. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с.
  19. Леонтьев A. A. Психология общения. - М. : Смысл, 1997. - 365 с.
  20. Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии // Проблемы общения в психологии М. : Наука, 1981. - С.3-23.
  21. Мейнерте С. Я. Паралингвистические и коммуникативные особенности сценической речи: Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1986. - 22 с.
  22. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М. : ИП РАН Центр «Искусство и наука», 1998. - 189 с.
  23. Накашидзе Н. В. Кинесика и её вербальное выражение в характеристике персонажей художественного произведения: Дисс. . канд. филол. наук. М.,1981.-156 с.
  24. Панферов В.Н. Психология человека. – М. : Академия, 2002. – 254с.
  25. Пиз А. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. - М. : Эксмо, 2010.-416 с.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2003.-713с.
  27. Рябинина М. В. Социолингвистические характеристики средств выражения вербальной и невербальной коммуникации (на материалепроизведений П.Г. Вудхауза): Автореферат дисс. . канд. филол. наук. М., 2002.-16 с.
  28. Серякова И. И. Лексико-семантические и коммуникативно-функциональные особенности языковых единиц, описывающих невербальное средство коммуникации «голос» в современном английском языке: Автореферат дисс. канд. филол. наук. Киев, 1988. - 19 с.
  29. Фейнберг Е. И. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций: за порогом рациональности / А.Л. Асмолов, Е.И. Фейнберг // Психологический журнал. Т. 10. - № 6. - 1989. - С. 46-72.
  30. Чанышева 3. 3. Лексические средства обозначения паралингвистических компонентов речи в современном английском языке: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1979.-223 с.
  31. Шибутани Т. Социальная психология. – М. : Феникс, 2003. – 390 с.
  32. Экман П. Психологяи лжи. – Спб. : Питер, 2015. – 304 с.

Приложение 1

Таблица 1

Тестовые показатели эмоциональной экспрессии

№ п.п.

Эмоциональная экспрессия

1

2

3

4

5

6

7

б

у

б

у

б

у

б

у

б

у

б

у

б

у

1

6

С

13

В

10

С

15

В

16

В

14

В

10

С

2

4

Н

3

Н

8

С

10

С

7

С

5

Н

11

С

3

14

В

16

В

11

С

13

В

8

С

14

В

15

В

4

4

Н

5

Н

3

Н

5

Н

7

С

10

С

3

Н

5

16

В

13

В

14

В

5

Н

16

В

13

В

10

С

6

7

С

11

С

8

С

4

Н

10

С

11

С

5

Н

7

10

С

7

С

4

Н

11

С

9

С

5

Н

4

Н

8

14

В

12

В

9

С

16

В

14

В

9

С

15

В

9

10

С

11

С

3

Н

9

С

4

Н

10

С

7

С

10

16

В

11

С

14

В

5

Н

9

С

10

С

4

Н

11

9

С

5

Н

6

С

4

Н

9

С

5

Н

10

С

12

11

С

11

С

14

В

10

С

2

Н

11

С

3

Н

Таблица 2

Тестовые показатели недифференцированной экспрессии

№ п.п.

Баллы

Уровни

1

20

В

2

9

Н

3

24

В

4

6

Н

5

21

В

6

7

Н

7

10

С

8

19

В

9

16

С

10

17

С

11

18

С

12

6

Н

Приложение 2

Тестовые показатели типа эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды

№ п.п.

Эйфорическая реакция

Рефракторная реакция

Дисфорическая реакция

1

3

10

6

2

12

5

2

3

2

6

12

4

13

4

3

5

3

7

9

6

11

6

2

7

2

10

6

8

4

6

10

9

3

11

7

10

4

9

4

11

3

12

6

12

5

10

7

  1. Беглова В.Б. Невербальные средства общения (к вопросу о кинесике в акте коммуникации). Коломна, Коломенский пед. институт, 1996. - 31 с.

  2. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М. : ИП РАН Центр «Искусство и наука», 1998. - 189 с.

  3. Крейдлин Г. Е. Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) // Тело в русской культуре: сборник статей. М.: НЛО. — 2005. — С. 19-37.

  4. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980.-103 с.

  5. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - М. : АН СССР, 1953.-Т. 5.-С. 416-430.

  6. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2003.-713с.

  8. Бодалев A. A. Восприятие и понимание человека человеком. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.

  9. Панферов В.Н. Психология человека. – М. : Академия, 2002. – 254с.

  10. Гибш Г., Форверг И. Введение в марксистскую социальную психологию. – М. : Просвещение, 2001. – 296с.

  11. Шибутани Т. Социальная психология. – М. : Феникс, 2003. – 390 с.

  12. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - М. : АН СССР, 1953.-Т. 5.-С. 416-430.

  13. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

  14. Леонтьев A. A. Психология общения. - М. : Смысл, 1997. - 365 с.

  15. Колшанский Г. В. Паралингвистика. - М.: Наука, 1974. - 80 с.

  16. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980.-103 с.

  17. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 1999. - 464 с.

  18. Дементьев A. B. Семантико-функциональные аспекты кинематических речений в современном английском языке: Дисс. канд. филол. наук. М., 1985.-215 с.

  19. Изард К. Э. Эмоции человека. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 439 с.

  20. Серякова И. И. Лексико-семантические и коммуникативно-функциональные особенности языковых единиц, описывающих невербальное средство коммуникации «голос» в современном английском языке: Автореферат дисс. канд. филол. наук. Киев, 1988. - 19 с.

  21. Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии // Проблемы общения в психологии М. : Наука, 1981. - С.3-23.

  22. Экман П. Психологяи лжи. – Спб. : Питер, 2015. – 304 с.

  23. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Социально-перцептивный подход. – Ростов, ун-та,1986. С. 5-35.

  24. Антипова A. M. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи // Проблема спонтанной разговорной речи: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1989. - Вып. 332. - С. 61-75.

  25. Кузнецова Е. В. Средства этикетного общения: внешность, мимика, жесты, взгляды. Прочие невербальные компоненты // Все об этикете. Ростов-на-Дону : 1995.-С. 312-315.