Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Поддержка социальных проектов с помощью визуальных решений

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Социальные проекты занимают важное место в жизни современного человека. Он во многом определяет образ и стиль жизни, неизбежно влияет на наши взгляды, наше отношение к себе и окружающему миру. Социальные проекты показывают нам уже готовые формы поведения в той или иной ситуации, определяют, что хорошо, а что плохо. Мы покупаем то, что нам говорят или «советуют» также работают и социальные постеры. Каждый человек находится под влиянием рекламы, даже не осознавая этого.

Существует несколько способов донесения важной информации до аудитории.

Одним из таких способов является социальная реклама, которая становится областью изучения различных исследований, а также активно обсуждается на различных конференциях. В этом направлении проходят конкурсы, фестивали, конференции и семинары для обмена опытом с зарубежными партнерами и единомышленниками. Посредством социальной рекламы мы в первую очередь демонстрируем аудитории необходимые «правильные» шаблоны поведения или доносим определённую мысль. В последнее время социальная реклама становится все более популярной в России, но в этом плане наша страна всё ещё отстает от стран Запада, так как она только начинает свой путь.

Основой социальной рекламы является ее построение, целостного композиционного ансамбля визуального решения и слогана, который не только на словах доносит до зрителя суть проблемы, но и выступает графическим изображением с психологическими элементами.

Социальный плакат, это относительно новое и неизведанное для России решение. Плакаты такого характера направлены на формирование общественного сознания. Актуальность социального плаката заключается в том, что он раскрывает проблемы и указывает моральные ценности общества.

Искусство разработки социального плаката всегда будет оставаться востребованным в обществе, поскольку они показывают глобальные проблемы, с которыми сталкивается культурно развивающееся общество. Плакат обладает характерными качествами формирования целостности передачи проблем, подталкивая и призывая людей к солидарности посредством ясности слогана и образное графическое решение. Однако важно также не забывать визуальные решение рекламных плакатов которые были ранее созданы, и анализировать современные тенденции для понимания и развития будущих социальных проектов. Можно сказать что от этого зависит количество и актуальность острых социальных проблем. Исходя из вышеперечисленного вытекает актуальность выбранной мной темы. 

Предмет исследования – графическое оформление некоммерческих проектов.Объект исследования – социальные проекты

Цель курсового проекта: Изучение методов визуальных решений для поддержки социальных проектов. 

Задачи:

  1. Понять значения и важность социальных проектов 
  2. Изучить исторические плакаты, для понимания развития визуальных решений 
  3. Изучить визуальные решения в России 
  4. Проанализировать тренды и направления их будущего развития
  5. Изучение изобразительных средств 
  6. Исследование методы продвижения социальных проектов 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1.1 История появление социальных проектов

Слово «плакат» немецкого происхождения. (Нем. Plakat, от франц. Placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать).

Самое простое и точное, определение: «Плакат – это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения».

Плакат - один из новейших видов искусства, своего рода графика. Окончательно он сформировался в конце 19 века. Это было связано с появлением возможностей воспроизведения текстов и изображений, по крайней мере, небольшими тиражами. Начало плаката можно увидеть в так называемых «летающих листьях» - гравюрах из эпохи Реформации и крестьянских войн в Германии в XVI веке или на политических плакатах Франции в XVIII веке.

В конце XIX века плакат был официально признан фактом если не «высокого искусства», то хотя бы культуры. Инициатором, как ни странно, была Россия.

В 1897 году в Санкт-Петербурге открылась Международная выставка плаката под эгидой Общества поощрения художеств. Это было первое публичное шоу нового жанра. Выставка, оказавшая большое влияние на формирование плаката в России, объединила 700 работ из 13 стран мира. 200 работ представила Франция, 100 - США, 100 - Германия. В русскоязычный раздел вошло 28 плакатов.

В конце 19 века западноевропейские художники создали непревзойденные шедевры этого жанра. Франция сыграла ведущую роль в создании плаката в конце 19 начале 20 веков.

В конце XIX века плакат носил в основном рекламно-промышленный характер и был связан с конкуренцией со стороны капиталистических компаний. Коммерческий и рекламный плакат создавался в России одновременно.

Плакат по своим функциональным характеристикам является, пожалуй, наиболее демократичным видом искусства и должен решать несколько конкретных задач.

Во-первых, привлечь внимание зрителя. Познание другого вида искусства требует некоторой подготовки. Человек идет на выставку или намеренно открывает книгу, при определенном отношении он принимает новую информацию, он ее хочет. Однако плакат неожиданно ждет зрителя и обращает на себя внимание. Потенциальный зритель занят своими мыслями, он торопится, ему некогда, поэтому все, что он видит - это броский лист бумаги, который выделяется на фоне окружающей информации. Для этого подходят все средства. Большой формат, яркие цвета, четкий текст, неожиданные пятна и ритм - все начинается!

Вторая задача - донести до зрителя смысл плаката. Плакат уделяет вниманию секунды и должен передавать необходимую информацию в эти моменты. Из-за нехватки времени на восприятие на плакате часто используются короткие тексты, разборчивые символы и знаки. 

Новый качественный скачок в плакате совпадает с Первой мировой войной, когда огромные массы людей начали движение и обнажились глубокие классовые, национальные и религиозные противоречия. Оказалось, что плакат в переломные моменты истории востребован как никакое другое искусство. Пропагандистский плакат получил огромное распространение. Здесь появляется очень «шершавый плакатный язык», а «кисть приравнивается к штыку».

Плакаты советских художников периода Великой Отечественной войны внесли огромный вклад в мобилизацию народа на борьбу с врагом. В такой страшный момент, когда нужно было объединить все силы под знаменем общей идеи, трудно переоценить важность плаката. Яркий слоган, облаченный в страстный художественный образ, вызвал такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение. Плакаты помогли людям преодолеть нищету и голод, физические и душевные страдания, защитить свою Родину и прийти к победе.

Официальная история социальной рекламы начинается в Соединенных Штатах в 1906 году. Например, в 1906 году Американская ассоциация гражданского общества создала первую социальную рекламу, призывающую защитить Ниагарский водопад от ущерба, нанесенного энергетическими компаниями. Ассоциация начала покупать рекламные страницы в общественных журналах, чтобы собрать общественное мнение и защитить природу. В тот же период общественное возмущение было вызвано бесчеловечными условиями эксплуатации детского труда. Это также вызвало защитную кампанию в прессе.

Также во время Первой мировой войны, в 1917 году в США появился призывающий плакат Джеймса Монтгомери Флегга «Ты нужен американской армии», на котором «дядя Сэм» призывал новобранцев идти в армию. Также можно вспомнить знаменитые плакаты, которые были популярны в 20-е и 40-е годы в СССР плакаты Дмитрия Моора. (рис.1)

Я не дядя Сэм, но пальцем потыкать могу | Leninka | Яндекс Дзен

Рис.  1 Плакаты призывающие вступить в армию

В конце XX века в сленге английских рекламщиков и журналистов вошел в обиход термин ambient media. Эмбиент-реклама (англ. Ambient advertising или ambient media, от англ. ambient - окружающий) - это такое направление в рекламе, где вместо традиционных носителей рекламных сообщений, используются элементы окружающей среды, всё что нам кажется обыденным: скамейки, двери, стены домов, офисные принадлежности и т. п. 

Например, Городской Совет Дублина (Dublin City Council) в рамках борьбы за чистоту улиц решил приучать молодежь бросать использованные жвачки не на пол, а в мусорные корзины. Для этого ирландские креативщики с помощью жвачки прилепили несколько сотен пар обуви на одной из центральных торговых улиц Дублина, снабдив их наклейками с надписью «Жевательная резинка. Лучше приклеивать к мусорной корзине» (рис.2)

https://moluch.ru/blmcbn/7461/image005.jpg

Рис.  2 Социальная реклама борьба за чистоту улиц

Появление такой наружной рекламы было вызвано тем, что традиционная - теряла силу своего влияния. Сейчас в Европе очень распространены эмбиентные социальные обращения.

1.2. Социальные плакаты в России

Русский художественный плакат, появившийся в последней четверти XIX века как преимущественно коммерческий и рекламно-коммерческий плакат, предназначенный для продажи продукта, не предназначался непосредственно для задачи социального и нравственного воспитания. Плакаты предназначались для разноплановой городской аудитории - прохожих, включая, помимо ремесленников и торговцев, мобильных отцов и матерей семей, домработниц с маленькими детьми, учащихся интернатов и гимназий, учеников начальных классов, коммерческих и королевских школ.

 Образы детей на плакатах играли роль «уличных торговцев». Их использовали повсюду, от демонстрации новых шоколадных конфет и конфет до рекламы популярных брендов сигарет. Создатели русской рекламы прекрасно знали, как в XIX веке внимание детей привлекли рекламные вывески и плакаты на выставочных стендах. Рекламный плакат использовал этот интерес, чтобы привлечь внимание к красивым книгам для детей и семейного чтения, шоколаду или товарам детской гигиены.

Рекламный плакат окончательно занял свое место в социальной политике на рубеже XIX и XX веков. В условиях интенсивного промышленного роста города России подарили стране тысячи брошенных и осиротевших новорожденных, лишившихся родительской опеки. По-прежнему остается высокая младенческая смертность среди сельского населения. Рост этих проблем привел к формированию в стране новых социально-общественных институтов и к появлению социальной рекламы.

В семьях с хорошим достатком поддерживались попечительство и благотворительность, а красочные плакаты информировали зрителей о проводимых в городах разных мероприятий, сборы от которых шли на благотворительные цели. Героями таких графических работ становились дети, как на листе Леона Бакста «Благотворительный базар кукол» 1899 (рис.3), и на его плакате, призывающем приобретать благотворительные открытые письма Красного Креста (1904).

Книжный плакат занимал особое место в торгово-промышленном направлении, этот жанр процветал в 1880-е годы. Сложность создания таких плакатов заключалась в том, что художнику приходилось выражать в своем творчестве дух всего произведения. Иногда художники прибегали к модерну, который не совсем соответствовал классической литературе 19 века. Плакат книжного магазина использовался как издателями, так и книжными магазинами, и даже путешествующими торговцами.

Большой благотворительный базар кукол - Леон Бакст

Рис.  3 Благотворительный базар кукол

В начале 20 века плакаты коммерческого и промышленного направления перестали быть просто предметными, наиболее яркими примерами являются плакат, сделанный для партнерства Einem со слоганом «Мой первый шаг для печенья Einem» и плакат для Siu и партнерства. Совместно с лозунгом «Печенье Sioux and Co» впереди всего (рис.4)

Ламинированный плакат мой первый шагъ за печенieмъ эйнемъ

Рис.  4 Плакат Печенье Sioux and Co

Эффектные плакаты имели несколько иной стиль, чем коммерческие и промышленные, так как были рассчитаны на меньший круг людей - представителей высших слоев общества. При создании эффектных плакатов художники часто обращались к античной символике, историческим стилизациям и аллегориям. Например, плакат К. Сомова «Выставки русских и финских художников» 1898 г

Афиша Выставка русских и финляндских художников, 1897 - 1898 - Константин  Сомов - WikiArt.org

Рис.  5 Выставки русских и финских художников

Общественно-политический плакат только начал появляться в конце 19 века, самой известной работой того времени был плакат Л. Бакста «Большой базар кукол милосердия» 1899 года. Бурное развитие плаката в этом направлении произошло в годы Первой мировой войны и последовавшие за ней революционные перевороты.

В 1912 году в Санкт-Петербурге открылась выставка «Искусство в книге плаката», название которой подчеркивало изначальную взаимосвязь жанров книжной и плакатной иллюстрации в восприятии русских художников. Но в начале ХХ века эти жанры были совершенно разными, плакат теряет детализацию и повествовательный характер книжной иллюстрации.

1.3. Социальная реклама и ее значение

Каждая страна имеет свою специфику и особенности из-за множества факторов таких как экономические, политические, исторические, культурные и т. д., Однако есть некоторые общие институциональные черты, основные функции и структурные элементы, цели и задачи, виды и формы социально ориентированной деятельности, технологии и методы, отношения и взаимодействия с другими социальными сетями а также институты современного общества.

Являясь важным коммуникационным ресурсом для управления социальными процессами, социальная реклама в современном обществе приобрела структурированную форму для более эффективного регулирования социальных действий и связей, расширения своего влияния и воздействия на различные сферы жизни. Целью социальной рекламы является формирование, утверждение и защита общечеловеческих и социальных ценностей, гарантирующих существование и поступательное развитие современного общества. При этом социальная реклама воспринимается как индикатор социальной напряженности, острых социальных проблем, индикатор уровня нравственности, этичности и человечности в обществе.

На фоне обострения социальных проблем к которым, к сожалению, постепенно «привыкает» общество, особенно в переходные кризисные периоды своего развития, когда распространяются плохое настроения, существенно снижается ценность человеческой жизни, разрушаются традиционные морально-этические представления, преобразование ее в действенный социальный институт чрезвычайно важны.

Задачи социальной рекламы: привлечь внимание общественности к актуальным проблемам, опасным тенденциям, негативным явлениям; утверждение норм цивилизованного социального общения; создание и защита системы социальных ценностей, главным образом моральных и духовных; изменение отношения общества перед лицом определенных проблем, формирование новых социальных ценностей, трансформация морально-этических ценностей в мировоззренческие черты конкретного человека; формирование у членов общества позиции активной жизни и моральной ответственности, способствовать воспитанию человека, нетерпимого к любым проявлениям неуважения к общечеловеческим ценностям, мотивация к конкретным практическим действиям по решению проблемы.

К основным задачам современной социальной рекламы относятся:

- Создание общего поля социально ориентированной информации и рекламы.

- Предоставление населению разнообразной общественно полезной информацию.

- Формирование социально ориентированного, привлекательного, здорового образа жизни, веры в себя, в возможность решения жизненных проблем, раскрытия своего физического и духовного потенциала.

- Создание крепкой семьи как гарант развития общества, антипропаганда негативных явлений (алкоголизм, наркомания, домашнее насилие и др.)

Социальная реклама призвана выполнять ряд важных и социально значимых функций:

- информационные (информирование о событиях, явлениях и процессах в общественной жизни, о проблемах современной общественной жизни, о массовых событиях. Привлечение внимания общественности к наиболее болезненным социальным явлениям).

- образовательные (влияющие на нравственное состояние и духовность людей, формирование здорового образа жизни).

- познавательные (просвещение населения путем предоставления полезной информации).

- коммуникативные (улучшает общение и понимание между людьми).

- социально-регулирующие (способствует социальной гармонизации отношений в обществе, регулирование общественных отношений на справедливых и гуманистических принципах, защита прав и свобод человека).

- поощрения и развития (способствует развитию важных личностных качеств: активная жизненная позиция, безразличие к чужим проблемам, гуманизм, сострадание, толерантность и др.).

- укрепления имиджа государства (положительно влияет на авторитет и имидж государства; формирует доверие к государственным институтам как представителям государственной власти). Культурные (сохранение традиций, культурного наследия и ценностей).

В каждой стране социальная реклама выполняет набор этих функций, но отлична в зависимости от конкретных условий ее состояния и развития, степени институционализации, ресурсов и потенциала, набора приоритетных задач для их реализации.

1.4. Основные направления развития социальных плакатов

Функционирование и развитие социальной рекламы в России осуществляется в основном в русле мировых тенденций. Социальная реклама в современном ее виде появилась в России в 1994-95 годах, когда появились первые ролики Российского совета по рекламе «Звоните родителям». К характерным чертам современной российской социальной рекламы можно отнести следующее:

  1. Отсутствие государственной концепции социальной рекламы, имеющей научное обоснование
  2. Недееспособность Рекламного Совета как единого органа, координирующего и организующего деятельность в области социальной рекламы
  3. Низкий уровень активности субъектов социальной рекламы
  4. Слабая степень доверия со стороны населения к рекламе в целом, что зачастую распространяется и на социальную рекламу.
  5. Население не выделяет социальную рекламу в отдельный вид деятельности, способный кому-то помочь.

Что мешает развитию социальной рекламы в России:

  1. Отсутствие технологии оценки социальной рекламы (социальная реклама не использует статистические данные, не проводит эксперименты, не рассчитывает пользу или вред для населения, а внедряется сразу)
  2. Ряд проблем и противоречий на уровне правового регулирования рекламы.
  3. Отсутствие механизмов оптимального взаимодействия участников рынка социальной рекламы: заказчиков, производителей и потребителей.

Производство социальной рекламы - один из элементов социальной ответственности. Степень ответственности в социальной рекламе очень высока, так как реклама может иметь обратный эффект. Особенно темы, связанные с человеческой жизнью - пропаганда против наркотиков, против СПИДа. 

Однако в России до сих пор нет государственной концепции развития социальной рекламы. Нет никаких преимуществ для размещения в воздухе. Социальная реклама размещается в эфирных пространствах и, к сожалению, существует по остаточному принципу. Есть интересные проекты и на региональном уровне, например, в Нижнем Новгороде акции «Чистая книга», «Волга против наркотиков», «Кино против наркотиков», «Молодёжь против СПИДа». Хотя Нижегородская область считается одной из самых успешных с точки зрения социальной рекламы, тема выбрана по принципу «а сейчас эта проблема кажется более актуальной ...». Например, реализуется программа «Ремонт», целью которой является поддержание чистоты в городе, осторожность на дорогах и помощь людям с ограниченными возможностями. И такие плакаты расклеены по всему городу, но по другим проблемам, например, по наркомании, вы их не найдете.

Социальная реклама наркотиков должна быть нацелена на молодых людей из группы риска (молодых людей, склонных к вредному воздействию наркотиков). Возрастает значение нового социального ресурса, такого как «образ жизни», российская молодежь между активностью и пассивностью. Поэтому нам нужна хорошо продуманная стратегия, разработанная с участием всех заинтересованных сторон: правительства, бизнеса и некоммерческого сектора. Это требует разработки правовой базы, направленной на содействие созданию социальной рекламы.

Не менее важен также механизм распространения социальной рекламы. И снова все можно решить только на законодательном уровне. «Можно заставить общественные телеканалы транслировать объявления общественной службы по 30 секунд в час, а печатные издания размещать рекламу на 5% площади публикации. Все это необходимо стимулировать путем введения стимулов для компаний, занимающихся производством и распространением рекламы»

Очень важно развивать социальную рекламу на всех уровнях, потому что она необходима для блага государства в целом так и отдельных граждан, которые там живут. С людьми нужно говорить на одном языке, и в этом как раз и эффективность социальной рекламы: если человек поймет, что имелось в виду, то результат будет. Но для этого необходимо разработать научно обоснованные концепции развития социальной рекламы, усовершенствовать нормативную базу, сформировать эффективную технологию разработки и позиционирования социальной рекламы, а также повысить ответственность субъектов Российской Федерации, поскольку на уровне федеральной реализация таких программ прилагается слишком мало усилий. Поэтому каждый регион должен самостоятельно исследовать проблему наркомании и на основе собственных эмпирических данных разработать собственную программу внедрения социальной рекламы.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПЛАКАТОВ

2.1. Современные социальные плакаты

Что же такое хороший социальный плакат? Социальные плакаты должны донести послание до любого человека в любой стране практически на любой язык. Многие люди не смогут читать или понимать многие материалы из-за типографского барьера. Это важно учитывать при построения плаката который должен иметь возможность, общаться и передавать свое послание кому угодно в любой стране.

Как дизайн плаката влияет на мир? Это очень сложный вопрос. Некоторые плакаты получили известность в таких средствах массовой информации, как телевидение, вирусные социальные сети или новостные ленты. Когда этот конкретный плакат представлен гораздо более широкой и потенциально международной аудитории, начинает жить собственной жизнью. 

Одним из плохих примеров можно назвать плакат Шепарда Фейри 2008 г. (рис.6) в поддержку кампании Обамы. В своё время он привлек огромное внимание и поддержку и, кажется, дал молодым дизайнерам новое дыхание самовыражения через выставки, конкурсы и даже концертные афиши. Это не плохо, но я думаю, что мы должны действовать более осторожно и уважительно, чтобы не снижать ценность плаката, который фактически создавался для очередной выставки плакатов или мероприятия, а не ради донесения какой-то мысли и как следствие исполнения своих основных функций.

https://i0.wp.com/www.graphicart-news.com/wp-content/uploads/2012/04/ALD.man+nature.jpg?resize=600%2C857

Рис.  6 Плакат Шепарда Фейри

Термин «социальная реклама» характерен только для стран пост, советского пространства и Росси в частности, в то время как во всем мире ему соответствуют понятия «некоммерческая» и «общественная» реклама. Социальная реклама в США и Европе традиционно обозначается аббревиатурой PSA - public service announcement.

И хотя социальная реклама довольно многообразна, её можно в общем то разделить на 2 типа: информационная социальная реклама (когда реклама пытается донести и показать актуальные вездесущие проблемы) и реклама ценностей (когда реклама сообщает нам о важности и необходимости наличия тех или иных человеческих ценностей специфичных для конкретного культурно-идеологического периода).

Социальная реклама существует в мире уже не первый год и прошла за это время довольно извилистый путь, который отличается глубокой идеей необходимой для формирования общественного сознания.

Рассмотрим например социальную рекламу Blauez Kreuz, которая сделана в германии. В ней хорошо показаны взаимосвязь семейных проблем и зависимости от алкоголя. Постер говорит нам о том что алкоголизм толкает не только конкретного человека в пропасть, но также и всю остальную семью «Алкоголь вредит не только им» слоган этого постера (рис.7)

https://lh6.googleusercontent.com/Aabstf6XFPgaif4H6JrMhT5nP3aBgHbDzSbgxhYjNdzzKIpjMPmPdun-tVT1sqn7moGjwl8H7X4k8FQhPdF-eXaKfOiRp2BdMgYHwBotCkpORJqGGZrzvlWkp-Q0a-urq1ZHCDk

Рис.  7 Реклама Blauez Kreuz

Сексуальное насилие - это ещё одна из главных и вездесущих проблем. Womanity Foundation создал социальную рекламу, которая на явном примере показывает, что эта проблема вызвана нестилем одежды девушек а иными факторами. Постеры показывает старые ретро - фотографии с одеждой и более старые сцены насилия на картинках и документальных снимках.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/171120/pub_5dbd208f7cccba00afd5afab_5dbd2220a3f6e400b2f9a540/scale_2400

Рис.  8 Плакат Womanity Foundation

Компания из германии Innocence in danger сделала социальную рекламу которая предупреждает родителей о том что интернет это большое пространство и иногда это может быть опасно для маленьких детей, поэтому нужно фильтровать информацию. На плакатах изображено как маленькие дети читают журналы, названия которое говорит само за себя (рис.9)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1712061/pub_5dbd208f7cccba00afd5afab_5dbd225becfb8000af2d8d74/scale_1200

Рис.  9 Социальный плакат компании Innocence in danger

Отдел в Грузии WWF в социальной рекламе показывается гроздь из лампочек, которая предупреждает: «Что посеешь, то и пожнешь. Необдуманная индустриализация оказывает влияние на почву»

Необдуманная индустриализация оказывает влияние на почву

Рис.  10 WWF социальная реклама.

Global2000 компания из Австралии показала в своем социальном плакате, что одна из причин исчезновения животных - это глобальное потепление. На изображении показано что природой не создан электрический стул для пингвина, но от этого не легче.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/176438/pub_5dbd208f7cccba00afd5afab_5dbd22aff73d9d00aea13892/scale_1200

Рис.  11 Социальный плакат от компании Global2000

Beneva Foudation поднял проблему «бездомности дома», если к детям проявлять недостаточно внимания, бедные дети почувствуют себя никому не нужными. Компания хотела призвать родителей хотя бы 1-2 часа в день проводить с детьми. Это мелочь для взрослых, но для детей это очень ценное и незабываемое время (рис. 12)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1711517/pub_5dbd208f7cccba00afd5afab_5dbd22e3e4f39f00af11acd4/scale_1200

Рис.  12 Социальный плакат Beneva Foudation

Социальный плакат от Bates Chi&Partners в Индии, который призывает остановить насилие в семье. Плакат содержит призыв к тому чтобы остановить насилие над женщинами, слоган гласит что «Если вы толерантны и молчите, то это лишь во вред вам». 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/99845/pub_5dbd208f7cccba00afd5afab_5dbd234cf73d9d00aea13896/scale_1200

Рис.  13 Bates Chi&Partners социальный плакат, против насилия

Эта социальная реклама была разработана African Conversation Foundation. Исчезновение многих африканских животных связано с неконтролируемым браконьерством. В Африке обитает менее 300 горилл и менее 5000 носорогов, а браконьеры ежегодно убивают 35000 слонов. В своем заявлении для общественности Африканский фонд разговоров проводит аналогию между убитыми животными и воздушными шарами, проколотыми иглами.  

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1852544/pub_5dbd208f7cccba00afd5afab_5dbd2380c7e50c00ae4bcb62/scale_1200     https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1554513/pub_5dbd208f7cccba00afd5afab_5dbd2389e6cb9b00b129e168/scale_1200

Рис. 14 Социальные плакаты African Conversation Foundation

2.2. Принципы построения используемые в социальных плакатах

Социальный плакат это отдельное направление в графическом дизайне.  Его целевая аудитория не распределяется по категориям, так как главная задача социального плаката - затронуть эмоции и вызвать чувства, чтобы люди прислушались к нему. Поэтому важно донести информацию своевременно, корректно и при этом нетривиально. При построении таких плакатов графический дизайнер обязан учитывать новизну идеи, её яркость не забывая при этом о шрифте, цветовом контрасте, графичности и лаконичности построения композиции. 

Для этого необходимо помнить принципы построения плакатов. Одной из важных черт является прямое толкование, не допускающее двоякого смысла. В разработке такой рекламы очень важно учитывать то, что любые отступления или толкования недопустимы. Поэтому дизайнеры стараются гиперболизировать проблему, оставляя саму ее суть. А для большего впечатления ставят яркий запоминающейся слоган (рис.15)

Пластиковые

Рис.  15 Социальный плакат, общества охраны океана

Вторым принципом дизайнеры, работающие с социальными проектами, называют «На злобу дня». Социальный плакат - это беспристрастное зеркало, отражающее то, что происходит в нашей повседневной жизни. Следовательно, он должен быть точным, честным и актуальным в любое время. Это должен быть знак для человека, который мотивирует положить конец оправданиями и воображаемыми препятствиями и добиться перемен здесь и сейчас (рис.16)

social-issue-ads-17

Рис.  16 JWT, Дубай

Темп жизни современного человека очень высок. В таких условиях долгое созерцание дизайнерского шедевра просто невозможно. Только яркое изображение и резкий текст, выделяющийся из общей серой массы, способны отвлечь человека от суеты и заставить его взглянуть на проблему, которую пытается передать дизайнер.

При этом нужно понимать, что улицы города - это не картинные галереи, где ценители рассматривают мельчайшие детали. Социальная реклама должна соответствовать современным эргономическим требованиям. Эти требования основаны на знаниях психологии и физиологии человека, поэтому важно использовать эти инструменты при создании композиций. И, конечно же, творчески подходить ко всему (рис 17)

Advico Y&R, Zurich, Switzerland

Рис.  17 Advico Y&R, Цюрих, Швейцария

Последний и один из важнейших принципов является соотношение изображения и текста. Этот принцип можно разбить на три части: 

  • Первый где главенствует изображение (рис.18) Акцент в этом варианте делается на картинке. Визуальное решение, подкрепленное коротким предложением, образует композицию, которая доступно и красноречиво передает основную идею произведения.

Mudra Group, India

Рис.  18 Mudra Group, Индия

  • Второй не менее важный это плакат с одной типографикой. В отличие от первого варианта здесь полностью отсутствует картинка, есть только фон, выделяющий текстовую часть. Преобладание текстовой части, каламбур и отсутствие шума изображения - основные принципы разработки этого вида рекламы (рис.19)

https://creativshik.com/wp-content/uploads/2019/09/cancer-e1569323215612.jpg

Рис.  19 Социальный плакат

  • Третий вариант представляет собой одинаковую комбинацию визуальной части плаката и его текстового содержимого. Оба эти компонента взаимодействуют и дополняют друг друга, тем самым увеличивая степень влияния на смотрящего.

Australian Childhood Foundation, JWT Melbourne

Рис.  20 Австралийский фонд детства, JWT Melbourne

2.3. Хорошие и плохие плакаты

Социальная реклама продумана так чтобы она могла заинтересовать потребителей и надолго остаться в его голове. Такие постеры информируют население о мерах которые могут сделать мир лучше, поэтому важно сравнивать плохие и хорошие работы, чтобы понимать какие элементы больше привлекают внимание. 

Например работа Пекинской фирмой Ogilvy, которая провела рекламную кампанию для того чтобы показать зависимость человека от гаджетов, в которой они добавили яркий слоган «Чем больше мы общаемся, тем меньше мы общаемся». (рис.21) 

Телефонная стена

Рис.  21 Телефонная стена

А компания Elm Grove Police Department ярким примером показала, что чем больше скорость тем больше дней придется привести в больнице с возможным летальным исходом, благодаря установленному счетчику. Проезжая мимо, водитель автомобиля видит скорость, с которой он едет, и надпись «46 дней в больнице» (рис. 22)

Чем медленнее, тем лучше

Рис.  22 Чем медленнее, тем лучше

Mozambique Fashion Week создатель социальной рекламы решил привлечь внимание используя известный логотип, показать как животное будет выглядеть без своей защиты, всю их боль и страдания, и тем самым призывал отказаться от меховых изделий, хотя само браконьерство это и не остановит, но может заставить людей задуматься (рис.23)

https://lh4.googleusercontent.com/vkZ36L0X6TlJ4GDprcnGF84GYX9pTc5lU2p2nEClQ1F6AOUvqjk0LZn9Y1IUonZsbummjdKo_1y-H7tAfkMDVx4sKBgFFNMrDnXOzx6-wvCj-Kmk7Z4cAcUqmLfJoQS3tEyBO8M

Рис.  23 Социальный плакат Mozambique Fashion Week

Если в большинстве случаев коммерческое общение строится на рациональном сообщении, то социальное общение почти всегда является исключительно эмоциональным сообщением. Поэтому при разработке такой рекламы попытка привнесения слишком большого креатива иногда приводит к негативным результатам.

Главное в социальной рекламе - вызвать у человека сочувствие, переживание эмоции, которая идеально превращается в действие. 

Неправильно просто пугать, сообщать или показывать проблему - подтверждение факта в эмоциональном поле не работает так же хорошо, как в рациональном. Такие примеры социальных плакатов мы видим повсеместно на улицах и их уже тяжело как то исправить. (рис.24)

https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2015/12/121.jpg

Рис.  24 Социальный плакат Петербурга

Эмоциональная история всегда хорошо действует на людей, но только если она подкреплена хорошей визуальной частью. Как я говорила ранее третьим правилом хорошего плаката является грамотное совмещение текста и изобразительных средств, но важно еще и правильное размещение. В плохих плакатах никто даже не задумываются об этом (рис.25)  

https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2015/12/cafe_vert.jpg

Рис.  25 Социальный плакат Петербурга

Советские плакаты всегда вызывали восхищение. Следующий пример неудачного агитационного плаката является отличным показателем того, что то советская графика не всегда бывает удачной. (Рис.26) На плакате применён самый простой и очевидный прием, который прямо кричит о коррупции, но это также является и негативной стороной, так как плакат стал просто белым шумом среди серой городской массы.

https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2015/12/slack-imgs.com_.jpg

Рис.  26 Социальный плакат о коррупции

2.4. Тренды в социальных проектах

Социальные плакаты развиваются также как и все вокруг. У них есть свои тенденции, и они, как и все, склонны к трендам. Дизайнеры постоянно развиваются под влиянием социальных проблем, новых технологий а также множества других явлений и обстоятельств. 

Одна из таких тенденций - стиль минимализма. В общем то это попытка прикоснуться к чему то личному и уникальному и в минималистичной форме показать это, но очень важно помнить, что у каждого человека внутри свой минимализм, и это необходимо учитывать при построении социального плаката (рис. 27). Благодаря этому можно говорить о некой метафоре, заложенной в плакат. Для передачи концепции плаката важны грамотная работа дизайнеров и минимальный набор инструментов. Плакат построен на контрасте фона и композиционного центра, что создает дополнительное напряжение, с большей силой поражающее публику. В плакатной работе дизайнеры используют художественно-графические средства для передачи смысловой нагрузки.

Не

Рис.  27 Социальный плакат по борьбе с курением

Старые добрые коллажи никогда не выходили из списка трендов. Коллажи с элементами, вырезанными вручную или в цифровом виде, часто появляются в журналах. Фотография - важный элемент плаката, который придает большую достоверность тексту. У зрителя возникает ощущение причастности к событиям, представленным в произведении. (рис.28)

Кто

Рис.  28 Социальная реклама против курения

Еще один тренд это текстура, все больше появляется дизайнов, которые используют “серые”, самобытные материалы с выраженной фактурой, к которым приятно и интересно прикасаться. Такой тренд особенно хорошо выражен в социальных плакатах по защите природы, так как с помощью этого эффекта можно показать глубину и чистоту природы. 

Такой

Рис.  29 Социальный плакат по защите природы

2.5. Инструменты продвижения социальных проектов

Социальное сознание в нашей стране значительно изменилось за последние годы в связи с глобализацией, экономическими, политическими и культурными изменениями. Несмотря на рост социальной активности граждан, рост стремления улучшать и преобразовывать окружающий мир, участвовать в жизни своего подворья, района, города и страны, проблемы привлечения людей к важным социальным проблемам остаются актуальными. Существует диссонанс между административными, теоретическими установками и реальным участием общества в социальных мероприятиях.

Выделим основные качественные характеристики социальных проектов:

  • Обоснованность и объективность - важно доказать, что ключевая идея социального проекта актуальна для решения проблемы и является следствием понимания, наблюдения и оценки вариантов воздействия на нее;
  • Уникальность продукта или социального результата - адаптированный к реальности социальный проект, реализуемый специалистами и гражданами;
  • Последовательность - все составляющие социального проекта должны быть взаимосвязаны, цель и задачи формируются исходя из выбранной проблемы; выбираются каналы влияния для достижения целей; бюджет устанавливается на основе выделенных ресурсов;
  • Эффективность - оценка факторов привлекательности и эффективности социального проекта

Продвижение общественных проектов сильно отличается от коммуникативного воздействия коммерческих программ. Важно не только сформулировать актуальную проблему, но и привлечь внимание общества и конкретной целевой аудитории, чтобы убедить их в правильности выбора концепции решения, для этого используются различные методы продвижения.

Эффективная и грамотная деятельность по продвижению социального проекта - залог его успеха и выполнения поставленных задач. В рамках коммуникативного воздействия формируется стратегический образ имиджа, а позиционирование проекта, концепция и ключевые сообщения передаются в осведомленность целевой аудитории и общественности по различным актуальным каналам. В результате формируется высокая степень осведомленности, вовлеченности, лояльности, доверия и позитивного отношения не только к проекту, но и к организации.

Продвижение социальных проектов также служит общим целям социальной активности и достигается самосознание общества, создается позитивное информационное поле которое влияет на состояние общественного мнения в стране, активизируются нравственность и духовность, воспитательное воздействие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальные проекты еще мало знакомы современному российскому обществу. Однако с каждым годом появляется все больше социальных проектов, ориентированных на различные сферы общества. Особенно радует то, что социальные плакаты становятся неотъемлемой частью нашей страны. Даже если это движение еще не очень заметно, оно все равно есть.

Социальный плакат - это средство воздействия на общественные объединения, преследующие духовные, нравственные, социальные цели, на общество в целом или на отдельные его слои.

Исходя из того, что цель социального плаката - изменить отношение населения к любой социальной проблеме, а в перспективе - выработать новые социальные ценности, необходимо понимать социальную рекламу как один из способов работы с людьми, как механизм воспитательной и адаптивной функции влияющий на эффективность деятельности социальных служб.

Безусловно, социальные проекты - это проявление доброй воли общества, его принципиальной позиции по отношению к общественно значимыми ценностям. При существующих темпах эволюции и развития общества этот вид социальных проектов становится формой коммуникации в более широком масштабе. В развитых странах существует множество государственных и негосударственных программ, использующих социальную плакаты для того чтобы затронуть эмоции и вызвать чувства.

Социальные проекты в нашей стране имеют большой потенциал развития. В конце концов, социальный плакат - мощный инструмент формирования общественного мнения. Благодаря графическим элементам мы можем вызвать необходимую реакцию у пользователя (жалость, злость, печаль и др. эмоции). Дизайн плакатов на данном этапе только начал развиваться и каждый человек с помощью графических элементов может выделить для себя что то неповторимое. Графические элементы представлены очень широким спектром от старых гравюр до современных трендов. Также важно учитывать своевременность их применения, где допустимо использование графических элементов а в какой ситуации некоторые элементы стоит убрать. Также социальный плакат может являться способом привлечения аудитории на различные социальные мероприятия. Также важно учитывать шрифтовые константы, так как шрифт очень сильно влияет на способность привлечения потребителя и является оружием массового поражения в умелых руках.

Социальные плакаты очень необходимо российскому обществу в настоящий период, потому что социальная реклама способствует социальной поддержке населения, восстановлению гуманистических отношений между людьми и на этой основе развитию новых экономических связей и построению гражданского общества. Поэтому очень важно обращать внимание на общее исполнение, поскольку даже маленькое семечко может вырасти в большое и красивое дерево, которое в свою очередь даст свои побеги. Такая последовательность постепенного увеличения социальных проектов, их сложности и вовлеченности населения является тем “деревом” в котором нуждается современное общество.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артыкуца С. С. Социальная реклама в современном обществе:

Цели, задачи и функции - М.:2013 URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/17457/1/p_62-64.pdf (дата обращения: 08.01.2021)

  1. Владислав Жуков. Антология Ленинградского – Санкт-Петербургского плаката-М.:2010 режим доступа https://issuu.com/antraktdaca/docs/postert_of_sankt-peterburg (дата обращения 08.01.2021 г.) 
  2. Костянникова, Ю. М. История начала развития мировой социальной рекламы- Молодой ученый М.:2013 URL: https://moluch.ru/archive/55/7461/

(дата обращения: 08.01.2021)

Электронные ресурсы

  1. Графические методы усиления выразительности плаката [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://design.sredaobuchenia.ru/makingposterstonger (дата обращения 09.01.2021 г.)
  2. Егина Елена, Российский плакат XIX – начала XX веков [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://www.advertiser-school.ru/advertising-history/russian-poster-19-20-century.html (дата обращения 08.01.2021 г.)
  3. Интересные и цепляющие социальные рекламы со всего мира [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://zen.yandex.ru/media/salesgenerator/8-interesnyh-i-cepliaiuscih-socialnyh-reklam-so-vsego-mira5dbd208f7cccba00afd5afab (дата обращения 08.01.2021 г.)
  4. Интересные и цепляющие социальные рекламы со всего мира [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://zen.yandex.ru/media/salesgenerator/8-interesnyh-i-cepliaiuscih-socialnyh-reklam-so-vsego-mira5dbd208f7cccba00afd5afab (дата обращения 08.01.2021 г.)
  5. Shocking 33 ads that will make you think about the issues of our society. [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://justsomething.co/33-shocking-ads-that-will-make-you-think-about-our-society/ (дата обращения 09.01.2021 г.)
  6. Социальный плакат: 4 главных принципа создания [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://justsomething.co/33-shocking-ads-that-will-make-you-think-about-our-society/ (дата обращения 09.01.2021 г.)
  7. Социальная реклама: примеры креативного дизайна постеров и баннеров [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://zen.yandex.ru/media/exiterra/socialnaia-reklama-primery-kreativnogo-dizaina-posterov-i-bannerov-5f79ab5261e6d41ef52b566d (дата обращения 09.01.2021 г.)
  8. Я не дядя Сэм, но пальцем потыкать могу [электронный ресурс] ‒ Режим доступа: ‒ URL: https://zen.yandex.ru/media/leninka/ia-ne-diadia-sem-no-palcem-potykat-mogu-5be08aa6b327ef00a9376bf5/ (дата обращения 08.01.2021 г.)