Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (Типология государств)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Наука о государстве зародилась в странах Древнего востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, как и само государство. Мыслители древности и современности давали различные трактовки понимания государства.

Так по Л. Дюги: "Государство - всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т.е. политическая власть".

По Г. Кельзену: "Трудности в определении понятия". государство" усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления".

По Г.Ф. Шершеневичу: "Государство - союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти".

Марксизм-ленинизм рассматривал государство как "машину подавления одного класса другим", "государство - есть продукт непримиримости классовых противоречий".

Современные ученые чаще всего сходятся во мнении, что государство - есть организация политической власти для управления делами общества (В.К. Бабаев, Л.И. Спиридонов, В.В. Лазарев). Интересно определение известного профессора И. Байтина, который отмечал, "что государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества". Действительно, отойдя от догм марксизма-ленинизма, которые утверждали, что государство - есть орудие политической власти экономически господствующего класса. То есть сегодня мы говорим о качественно новом понимании государства.

Само понятие государства принято определять через его сущность. Сущность - это главное, определяющее в данном явлении. В этой связи сущность государства определяется как единство двух его сторон - общечеловеческой и классовой. То есть существуют два подхода к пониманию сущности государства: общеклассовый и общесоциальный. Общесоциальный подход означает, что государство должно быть инструментом социального компромисса, смягчения противоречий, поиска сотрудничества раз личных слоев общества. Вместе с тем демократическому обществу, как никогда необходимы правопорядок, соблюдение режима законности, неотвратимости наказания для тех, кто нарушил закон.

Государство отличается от других элементов политической системы общества рядом признаков:

  1. государство выступает официальным представителем общества;
  2. государство - единственный носитель суверенной власти, т.е. важным признаком является суверенитет (верховенство на своей территории и независимость ее в международных отношениях);
  3. территория (суша, воздушное, водное пространство), находящаяся под юрисдикцией государства;
  4. государство имеет сложный механизм (аппарат управления обществом - законодательные) исполнительные, правоохранительные органы, вооруженные силы, органы безопасности и др.);
  5. тесная связь государства с правом, Которая придает государственной власти легитимный характер;
  6. налоги и займы, необходимые для Содержания государственного аппарата, и различные образовательные, социальные, воспитательные программы государства.

Государство - политическая организация общества, обладающая публично-политической властью, регулирующая важнейшие общественные отношения посредством права и имеющая для целей аппарат принуждения и управления в пределах одной страны.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ

Понятие государственная общественная oc организация oc содержит oc общие oc - oc основные oc признаки oc государства. oc Некоторые oc из oc признаков oc государства oc составляют oc относительно oc неизменные oc основы oc государственной oc организации oc человеческого oc общества, oc а oc некоторые oc из oc признаков, oc по oc мере oc развития oc общества oc теряют oc или oc изменяют oc новые oc структуры oc и oc функции.

Само oc понятие oc - oc это oc логически oc оформленная oc общественная oc мысль oc о oc классе oc предметов, oc явлений.

Существует oc несколько oc позитивных oc взглядов oc на oc признаки oc государства:

  • социологический;
  • марксистский.

Социологическая oc концепция oc определения oc понятия oc государства oc выделяют oc три oc его oc признака:

  • совокупность oc людей oc - oc народ;
  • господствующую oc над oc ними oc власть;
  • территорию oc как oc предел oc действия oc этой oc власти oc [1, oc с.46].

Эти oc признаки, oc взятые oc в oc единстве, oc образуют oc понятие oc о oc государстве oc как oc соединение oc людей oc под oc одной oc властью oc в oc пределах oc определенной oc территории.

Марксистская oc концепция oc рассматривает oc государство oc как oc историческое oc явление. oc Предпосылки oc возникновения oc государства oc можно oc обнаружить oc уже oc в oc первобытном oc обществе oc в oc виде oc власти oc верхушки oc родовой oc знати, oc которая oc выполняла oc управленческие oc функции. oc Эта oc власть oc основывалась oc на oc обычаях, oc традициях, oc авторитете oc старейшин, oc представлявших oc всеобщие oc интересы.

Но oc разделение oc общества oc на oc классы oc и oc связанное oc с oc этим oc усложнение oc общественной oc жизни oc требовали oc создание oc особого oc органа, oc регулирующего oc различные oc функции oc общества. oc С oc одной oc стороны, oc господствующие oc классы oc для oc удержания oc в oc повиновении oc эксплуатируемых oc классов oc нуждались oc в oc особой oc силе. oc Такой oc силой oc и oc явилось oc государство, oc которое oc возникло oc как oc организация oc политической oc власти oc экономически oc господствующего oc класса. oc

С oc другой oc стороны, oc поскольку oc этот oc класс oc выступает oc со oc стороны oc всего oc общества, oc постольку oc его oc политическая oc организация oc является oc формой oc организации oc всего oc общества oc в oc целом. oc Поэтому oc государство oc является oc органом, oc управляющим oc делами oc всего oc общества. oc Если oc государство oc не oc было oc всеобщей oc общественной oc организацией, oc политической oc оболочкой oc всего oc общества, oc то oc оно oc не oc могло oc быть oc и oc органом oc политической oc власти oc одного oc класса oc над oc другим.

Чтобы oc полнее oc раскрыть oc специфику oc государства, oc необходимо oc проанализировать oc его oc признаки:

  1. наличие oc особого oc слоя oc людей, oc занятых oc управлением oc т.е. oc аппарата oc чиновников;
  2. публичная oc власть oc т.е. oc органы oc политического oc принуждения oc армия, oc разведка, oc милиция, oc суд, oc тюрьмы oc и oc т.д.;
  3. территориальное oc деление oc общества oc на oc отдельные oc ячейки oc государственного oc управления, oc при oc помощи oc которых oc государственная oc власть oc охватывает oc своим oc влиянием oc всё oc население oc страны.

Эти oc признаки, oc взятые oc в oc единстве, oc дают oc возможность oc определить oc является oc ли oc данное oc общественное oc образование oc государством oc или oc нет. oc В oc своих oc работах oc Маркс oc и oc Энгельс oc размышляли oc о oc признаках oc государства oc в oc работах,, oc Происхождение oc семьи, oc частной oc собственности oc и oc государства oc ",,, oc варварство oc и oc цивилизация.

1.1 Основные теории происхождения государства

Вопрос oc о oc происхождении oc государства oc на oc сегодняшний oc день oc является oc дискуссионным. oc Существует oc множество oc теорий, oc пытающихся oc объяснить oc феномен oc зарождения oc и oc развития oc государства oc (и oc права). oc Таких oc теорий oc множество, oc и oc в oc каждой oc посеяно oc рациональное oc зерно. oc Существование oc такого oc плюрализма oc теорий oc происхождения oc государства oc и oc права oc Т.В. oc Кашанина oc в oc своей oc работе oc "Происхождение oc государства oc и oc права. oc Современные oc трактовки oc и ocновые oc подходы" oc объясняет oc рядом oc причин. Во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, дававшие объяснение этому процессу жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы земли; в-четвертых, зачастую, мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая подчас это так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить того, что на взгляды авторов теории очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. В.Н. Марченко считает, что каждая из теорий отражает различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той им социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения государства и права. В основе этих взглядов и суждений находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. [2, с.93].

В современной юридической науке выделяют, oc как oc уже oc упоминалось, oc множество oc теорий oc происхождения oc государства. oc Однако, oc к oc наиболее oc известным oc относят oc такие oc теории, oc как oc социально-экономическая, oc теологическая, oc патриархальная, oc органическая, oc договорная, oc психологическая oc и oc теория oc насилия.

Социально-экономическая oc теория oc происхождения oc государства.

Основоположниками oc этой oc теории oc были oc К. oc Маркс, oc Ф. oc Энгельс oc и oc В.И. oc Ленин. oc В oc свое oc время oc вопросам oc происхождения oc государства oc Ф. oc Энгельс oc посвятил oc известную oc работу oc "Происхождение oc семьи, oc частной oc собственности oc и oc государства", oc где oc он oc писал, oc что oc "государство oc никоим oc образом oc не oc представляет oc собой oc силы, oc извне oc навязанной oc обществу. oc Государство oc есть oc продукт oc общества oc на oc известной oc ступени oc развития." oc Исходя oc из oc этих oc слов, oc государство oc является oc результатом oc социально-экономического oc развития oc общества. oc По oc мнению oc авторов oc этой oc теории, oc становлению oc государственности oc способствовал oc переход oc от oc присваивающей oc экономики oc к oc производящей, oc который oc сопровождался oc тремя oc крупными oc разделениями oc труда oc (от oc земледелия oc отделилось oc скотоводство, oc появились oc ремесла). oc Человеческая oc цивилизация, oc пройдя oc три oc крупных oc разделения oc труда, oc перейдя oc от oc присваивающей oc экономики oc к oc производящей, oc усовершенствовав oc орудия oc труда, oc добилась oc избыточного oc продукта, oc что, oc в oc конечном oc счете, oc привело oc к oc появлению oc частной oc собственности. oc Частная oc собственность oc расколола oc общество oc на oc противоположные oc социальные oc группы: oc класс oc имущих oc и oc класс oc неимущих, oc эксплуататоров oc и oc эксплуатируемых. oc Как oc следствие oc всего oc этого oc выступает oc выделение oc публичной oc власти, oc которая oc не oc совпадает oc с oc обществом oc и oc выражает oc интересы oc экономически oc господствующего oc класса. oc Следовательно, oc властная oc функция oc переходит oc к oc богатым oc людям. oc

Для oc защиты oc своих oc экономических oc интересов oc они oc создают oc новую oc политическую oc структуру oc - oc государство, oc которое oc служит oc прежде oc всего oc как oc инструмент oc проведения oc воли oc имущих. oc Таким oc образом, oc государство oc возникло oc главным oc образом oc для oc сохранения oc и oc поддержки oc одного oc класса oc над oc другим, oc для oc выражения oc интересов oc экономически oc господствующего oc класса, oc а oc также oc в oc целях oc обеспечения oc существования oc и oc функционирования oc общества oc как oc целостного oc организма. oc Необходимо oc заметить, oc что oc данная oc теория oc была oc доминирующей oc при oc советском oc государстве. oc Достоинства oc данной oc теории oc в oc том, oc что oc ее oc идеологию oc подвергли oc глубочайшему oc анализу, oc социально-экономический oc аспект oc развития oc общества oc рассматривался oc как oc один oc из oc факторов oc становления oc государственности. oc Недостатки oc теории oc состоят oc в oc упущении oc из oc поля oc зрения oc анализа oc таких oc немаловажных oc факторов, oc как oc этнические, oc религиозные, oc психологические, oc военно-политические oc и oc другие.

Теологическая oc теория.

Как oc утверждают oc представители oc данной oc концепции oc - oc государство oc сотворил oc Бог, oc государство oc является oc феноменом oc божественной oc воли. oc Исходя oc из oc этого, oc они oc считали, oc что oc государственная oc власть oc вечная oc и oc непоколебимая, oc непобедимая oc и oc несокрушимая, oc она, oc прежде oc всего, oc зависит oc от oc церкви oc и oc ее oc служителей. oc Отсюда oc каждый oc должен oc беспрекословно oc подчиняться oc государству oc ибо oc государь oc - oc это oc наместник oc бога oc на oc земле, oc его oc ставленник. oc Функции oc правителя oc считались oc священными, oc ибо oc он oc выполняет oc их oc от oc имени oc Всевышнего. oc Доктрина oc призывала oc всех oc к oc покорности, oc ибо oc непослушание oc государственной oc власти oc может oc расцениваться oc как oc непослушание oc Всевышнему. oc А oc существующее oc в oc обществе oc социально-экономическое oc и oc правовое oc неравенство oc людей oc предопределено oc той oc же oc божественной oc волей, oc с oc чем oc необходимо oc смириться oc и oc не oc оказывать oc сопротивления oc продолжателю oc их oc на oc земле oc - oc власти oc Бога. oc Особое oc место oc в oc концепции oc уделяется oc церкви oc и oc религиозным oc организациям, oc так oc как oc именно oc они, oc согласно oc теории, oc являются oc единственными oc посредниками oc между oc Богом oc и oc государством.

Достоинства данной теории в том, что oc для oc верующих oc людей, oc возможно, oc это oc и oc есть oc ответ oc на oc вопрос oc о oc происхождении oc государства.

Слабые oc стороны oc теории oc состоят oc в oc том, oc что oc недооцениваются oc социально-экономические oc и oc иные oc факторы, oc и oc сама oc теория oc на oc современном oc этапе oc существования oc считается oc научно oc необоснованной.

Патриархальная oc теория.

Основоположником oc этой oc теории oc был oc древнегреческий oc философ oc Аристотель. oc Далее oc его oc дело oc продолжили oc такие oc последователи oc как oc английский oc мыслитель oc XVII oc века oc Р. oc Фильмер, oc русский oc социолог oc Н.К. oc Михайловский.

Эти oc ученые oc первостепенным oc в oc своей oc теории oc ставят oc тот oc факт, oc что oc человек oc - oc существо oc биосоциальное. oc "Био" oc - oc значит oc живое, oc социально-общественное, oc коллективное. oc Человек oc стремится oc к oc общению, oc которое oc приводит oc к oc возникновению oc семьи. oc В oc процессе oc эволюции oc семьи, oc т.е. oc в oc процессе oc ее oc развития oc и oc разрастания oc образовывается oc государство. oc Таким oc образом, oc как oc считают oc авторы oc концепции, oc государство oc - oc это oc продукт oc разросшейся oc семьи, oc это oc своеобразная oc большая oc семья. oc Государство oc строится oc на oc семейных oc принципах. oc Власть oc правителя oc в oc государстве oc идентична oc с oc властью oc отца oc (патриарха) oc в oc семье, oc поэтому oc она oc безгранична oc и oc абсолютна. oc В oc таком oc государстве oc должно oc быть oc беспрекословное oc подчинение oc государю, oc ибо oc государь oc - oc это oc отец. oc Согласно oc теории, oc его oc власть oc признается oc божественной. oc Отца oc в oc семье oc не oc выбирают, oc следовательно, oc и oc монарха oc в oc государстве oc также. oc По oc теории oc монарх oc не oc избирается oc и oc не oc смещается oc подданными, oc ибо oc они oc признаются oc его oc частью, oc которая oc должна oc лишь oc подчиняться oc его oc воле. oc Только oc отеческая oc забота oc и oc любовь oc монарха oc к oc своему oc народу oc (детям) oc порождают oc необходимые oc условия oc и oc обстоятельства oc для oc нормального oc существования oc жизни oc как oc отдельного oc человека, oc так oc и oc общества oc в oc целом oc [3, oc с.161].

Достоинства oc этой oc теории: oc действительно, oc можно oc сравнивать oc семью oc с oc государством, oc так oc как oc модель oc современного oc государства oc произошла oc от oc простейших oc форм, oc которые oc вполне oc могут oc быть oc сопоставимы oc с oc первобытной oc семьей. oc Кроме oc того, oc данная oc теория oc создает oc некий oc символ oc святости oc и oc уважения oc к oc государственной oc власти oc и oc родственности oc всех oc в oc единой oc стране. oc Слабые oc стороны oc теории oc в oc том, oc что oc авторы oc концепции oc слишком oc упрощают oc процесс oc становления oc государства. oc По oc сути oc дела oc они oc произвели oc подмену oc понятий, oc то oc есть oc заменили oc категорию oc "семья" oc - oc категорией oc "государство", oc аналогично oc с oc понятиями oc "отец" oc - oc "государь", oc "члены oc семьи" oc - oc "подданные" oc и oc т.д. oc К oc тому oc же, oc по oc мнению oc многих oc ученых-историков, oc процесс oc возникновения oc государства oc шел oc практически oc параллельно oc с oc процессом oc возникновения oc семьи oc как oc социального oc института.

Договорная oc теория.

Содержание oc договорной oc теории oc происхождения oc государства oc можно oc прочесть oc в oc трудах oc Г. oc Гроция, oc Ж.-Ж; oc Руссо, oc А.Н. oc Радищева. oc Эта oc теория oc получила oc свое oc распространение oc в oc ХУП-ХУШ oc вв. oc По oc мнению oc авторов oc этой oc концепции, oc государство oc возникает oc на oc базе oc договора, oc который oc заключают oc между oc собой oc люди, oc находившиеся oc до oc этого oc в oc естественном oc состоянии, oc то oc есть oc в oc состоянии oc первобытности. oc По oc данной oc теории, oc государство oc возникает oc как oc продукт oc сознательного oc творчества, oc как oc результат oc договора. oc Государство oc здесь oc - oc рациональное oc объединение oc людей, oc свободная oc консолидация oc общества. oc Заключая oc договор, oc люди oc передают oc часть oc своих oc прав, oc свобод oc государству, oc в oc результата oc чего oc и oc у oc правителей, oc и oc у oc общества oc четко oc возникает oc полигика oc взаимных oc прав oc и oc обязанностей, oc а oc также oc ответственность oc за oc их oc невыполнение. oc Изолированные oc до oc этого oc отдельные oc индивиды oc общества oc становятся oc единым oc и oc полноправным oc народом oc государства.

Согласно данной теории, функции государства заключались в принятии законов, собирании налогов, наказывании преступников, защите своей территории, прав граждан и их собственности. Граждане, в свою очередь, должны были соблюдать законы, платить налоги, они имели право на защиту свободы и собственности. У граждан даже было право расторжения договора, в случае злоупотребления правителями власти, вплоть до свержения.

Достоинство теории: договорную теорию можно считать одной из прогрессивных теорий, объясняющих возникновение государства в том классе, что теория раскрывала процесс становления государственности, и она переплетается с религиозными догмами. Эта концепция имеет демократическое содержание, так как закрепляет за народом право выбора правителя.

Слабым звеном в данной теории является переоценка представления о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость заключения договора с целью создания государства, и недооценка объективных факторов (социально-экономических, военно-политических и других). Преувеличение роли субъективных начал в формировании государства [4, с.72].

Теория насилия.

государство государственный орган власть

Главными идеологами этой теории были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Причину происхождения и главную основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях общества, не в божественных началах и не в общественных договорах, а в завоевании, насилии, новых военно-политических факторах. Объясняя процесс становления государства, авторы, прежде всего, ссылались на порабощение одних племен другими. Для управления порабощенными племенами создается государство с его институтами принуждения.

Один из представителей этой доктрины, Л. Гумплович, утверждал, что в результате насилия образуется единство противоположностей - государство: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Гумплович писал, что войны и насилие - вот родители государства. Столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, борьба, войны, опустошение, словом, насилие, являются основными факторами становления государственности. В советское время, в период господства марксистской идеологии считалось, что эта концепция служит для оправдания угнетения одного класса другим в капиталистических государствах. Таким образом, государство - организация, возникшая путем насилия. Это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войны племена преобразовывались в определенные социальные группы - пасты, сословия, классы. Завоеванные племена приобретали статус рабов. Следовательно, государство - это не результат внутреннего развития общества, а навязанная ему извне система.

Достоинства теории заключаются в том, что действительно военные действия играли немаловажную роль в формировании государства. К примеру, становление древнегерманского государства напрямую сопровождалось военно-политическими факторами. Слабые стороны теории. Нужно учитывать, что степень насилия в формировании того или иного государства была разная. Поэтому военно-политический фактор (можно рассматривать наряду с другими причинами происхождения государства. К тому же военно-политический характер во многих регионах играл второстепенную роль, уступал первичности других факторов, прежде всего, социально-экономических [5, с.113].

Органическая теория.

Авторами органической теории считаются Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. Их труды получили широкое распространение в XIX веке, когда Ч. Дарвин открыл теорию естественного отбора. Воодушевленные открытиями Ч. Дарвина, вышеуказанные ученые разработали концепцию, согласно которой, государство - это большой организм. Отношения, происходящие в государстве, идентичны процессам, происходящим в живом организме. По мнению авторов, государство - есть продукт социальной эволюции, который является лишь разновидностью эволюции биологической.

Государству характерны все черты и особенности живого организма: оно имеет те системы, которые способствуют жизнедеятельности организма. Государство имеет нервную систему - мозг (правителей) и иные системы живого организма (подчиненные), которые выполняют сигналы мозга.

Как в сфере биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее сильные и выносливые, так и в социальных организмах в процессе войн и борьбы формируются политические администрации - государства со своими органами управления. Таким образом, органическая теория практически уравняла государство с биологическим организмом.

Достоинства теории заключаются в том, что, естественно, влияние биологических факторов на происхождение государства было очевидным, ибо люди - существа не только социальные, но и биологические.

Слабые стороны. Ошибкой авторов концепции было то, что они поставили на один уровень сознательные и биологические организмы. Нельзя распространять закономерность и функции биологического организма на социальное. Естественно, это связанные между собой категории, которые подчиняются различным закономерностям, имеют в корне различные причины возникновения.

Психологическая теория

Основателями и наиболее яркими представителями психологической теории происхождения государства являются Л.И. Петражицкий, Г. Гард и 3. Фрейд (основоположники психоанализа). Эти люди видели происхождение государства в психических особенностях человека: потребности людей во власти над другими людьми, стремлении подчиняться, подражать. Психологическая теория ищет основу государства в сфере иррационального, чувственного начала, в инстинктах, волевых актах, которые якобы первичны по отношению к разуму и господствуют над ним. Государство рассматривается как продукт психики, а не классовых отношений. Авторы теории объясняют причины происхождения государства теми способностями, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, шаманам, колдунам. Их магическая энергия, которая якобы делала охоту удачной, исцеляла болезни, предсказывала будущее, создавала условия для зависимости сознания человека от вышеназванной элиты. Из этой зависимости (власть одних над другими) возникает государственная власть, однако даже в первобытном обществе существуют люди, которые не желают подчиняться подобной власти, и для удержания таких "послушных граждан" в узде, для поддержания в них "послушного" психического состояния формируется государство [6, с.81].

Достоинства теории: нельзя отрицать тот факт, что психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, и есть та важная причина, оказывающая воздействие на все социальные институты.

Слабая сторона теории заключается в преувеличении роли психологических свойств личности в процессе становления государства. Психика - это один из многих факторов государствообразования, и в конечном счете, она формируется под влиянием социально-экономических институтов, военно-политических и иных внешних условий.

1.2 Признаки государства

Ему присущи следующие признаки.

Территория oc - oc это oc пространственная oc основа oc государства, oc его oc физическая, oc материальная oc опора. oc Без oc территории oc государство oc не oc существует, oc хотя oc может oc изменяться oc во oc времени, oc уменьшаться oc в oc результате oc поражения oc в oc войне, oc или oc увеличиваться oc в oc процессе oc экспансии, oc или oc изменяться oc в oc процессе oc экспансии, oc или oc изменяться oc в oc соответствии oc с oc договорами oc о oc делимитации oc границы. oc Линия oc государственной oc границы oc на oc местности oc обозначается oc пограничными oc знаками. oc Она oc может oc проходить oc по oc суше, oc водному oc и oc воздушному oc пространству, oc континентальному oc шельфу oc и oc т.д. oc На oc территории oc государства oc проживает oc население, oc где oc в oc полной oc мере oc действует oc власть oc политическая.

Территориальная oc принадлежность oc человека oc выражается oc в oc таких oc терминах, oc как oc "подданный", oc "гражданин, oc "лицо oc без oc гражданства", oc "иностранец". oc Гражданин oc устойчивая oc правовая oc связь oc лица oc с oc конкретным oc государством. oc В oc монархических oc государствах, oc как oc правило, oc термину oc " oc гражданство oc "соответствует oc термин oc " oc подданство". oc Приобретение oc " oc гражданства oc " oc происходит, oc как oc правило, oc по oc рождению oc на oc основе oc " oc права oc крови", oc т.е. oc национальной oc принадлежности oc родителей, oc как oc в oc Дании, oc Афганистане oc и oc т.д., oc или oc " oc права oc почвы oc " oc - oc по oc месту oc рождения, oc как oc в oc США, oc Аргентине, oc а oc также oc в oc порядке oc натурализации, oc т.е. oc приёма oc в oc гражданство. oc Процедура oc натурализации oc производится oc на oc основании oc личного oc прошения oc или oc в oc силу oc особых oc заслуг oc той oc или oc иной oc личности oc перед oc государством. oc На oc своей oc территории oc государство oc поддерживает oc свою oc суверенную oc власть oc и oc имеет oc право oc защищать oc её oc от oc внешнего oc вторжения oc со oc стороны oc других oc государств oc и oc частных oc лиц.

Население, oc т.е. oc человеческое oc общество, oc проживающее oc на oc территории oc государства.

Население oc и oc народ, oc нация oc - oc понятия oc не oc тождественные.

Народ, oc нация oc - oc это oc социальная oc группа, oc члена oc которой oc обладают oc чувством oc принадлежности oc к oc ней oc благодаря oc общим oc чертам oc культуры oc и oc историческому oc сознанию. oc В oc науке oc конституционного oc права oc понятие oc народ oc обычно oc подразумевающее oc всё oc население oc данного oc государства, oc образующее oc единую oc социально oc - oc экономическую oc общность oc независимо oc отделения oc его oc на oc какие oc - oc либо oc национальные oc общности oc / oc в oc конституционной oc доктрине oc ряда oc стран oc в oc том oc числе, oc употребляется oc выражение oc " oc многонациональный oc народ oc "

Население oc государства oc может oc состоять oc из oc одного oc народа oc или oc быть oc многонациональным. oc Народ oc впервые oc стал oc общепринятым oc субъектом oc международного oc права oc в oc 1945 oc году oc в oc результате oc закрепления oc в oc Уставе oc ООН oc принципа oc "равноправия oc и oc самоопределения oc народов". oc Ныне oc в oc международном oc праве oc закрепляется oc широкий oc круг oc прав oc народов, oc обобщаемый oc в oc различных oc конвекционных oc актов. oc В oc месте oc с oc тем oc общепринятого oc всем oc международным oc сообществом oc понятия oc " oc народ oc " oc до oc сих oc пор oc нет. oc Мы oc же oc попытаемся oc в oc свою oc очередь oc дать oc определение oc народа, oc нация oc - oc это oc социальная oc группа, oc члены oc которой oc обладает oc чувством oc принадлежности oc к oc ней oc благодаря oc общим oc чертам oc культуры oc и oc историческому oc сознанию oc [7, oc с.94].

Далее, oc отношения oc между oc нациями oc могут oc быть oc напряженными oc или oc даже oc конфликтными, oc что oc порой oc приводит oc к oc дестабилизации oc государства. oc Для oc смягчения oc конфликтов oc используются oc различные oc средства, oc например, oc федерализация oc или oc автономизация. oc Федерализм oc фр. oc federalisme oc - oc одна oc из oc двух oc форм oc территориальной oc организации oc государства, oc предполагающий oc сложный, oc союзный oc характер.

Публичная oc власть. oc Термин oc " oc власть" oc означает oc способность oc влиять oc в oc нужном oc направлении, oc подчинять oc своей oc воле, oc навязывать oc её oc подвластным, oc осуществлять oc над oc ними oc господство. oc Такие oc отношения oc устанавливаются oc между oc населением oc и oc особой oc когортой, oc слоем oc людей, oc которая oc им oc управляет.

Власть политической элиты имеет институализированный oc характер, oc т.е. oc осуществляется oc посредством oc органов oc и oc учреждений, oc объединённых oc в oc единую oc иерархическую oc систему. oc Механизм oc государства, oc являющийся oc материальным oc выражением oc государственной oc власти, oc позволяет oc обеспечить oc нормальную oc жизнедеятельность oc общества. oc К oc важнейшим oc его oc составляющим oc относятся oc судебные, oc законодательные oc и oc исполнительные oc органы. oc Институции oc от oc лат. oc institutio oc - oc наставление, oc термин, oc используемый oc как oc форма oc слова oc "институт" oc для oc обозначения oc количества oc органов oc или oc учреждений.

Государство oc вследствие oc своей oc институализированности oc обладает oc относительной oc стабильности. oc Правители oc меняются, oc а oc государственные oc учреждения oc остаются, oc за oc исключением oc случаев oc уничтожения oc государства oc в oc результате oc войны.

Власть oc в oc государстве oc должна oc быть oc всеобщной, oc или oc публичной, oc т.е. oc распространять oc своё oc действие oc на oc всю oc территорию, oc на oc всё oc населения. oc Помимо oc этого oc власть oc должна oc быть oc универсальной, oc т.е. oc способной oc решать oc любые oc вопросы, oc затрагивающие oc общие oc интересы, oc а oc её oc указания oc должны oc быть oc общеобязательными oc для oc всех.

Для oc устойчивости oc государственной oc власти, oc её oc способности oc принимать oc решения oc и oc проводить oc их oc в oc жизнь oc - oc власти oc необходимо oc быть oc легитимной. oc Легитимность oc от oc лат. oc legitimus oc - oc согласный oc с oc законами, oc законный, oc правомерный, oc надлежащий, oc должный, oc правильный oc - oc юридический oc термин, oc применяемый oc для oc характеристики oc социального oc порядка, oc обладающего oc престижем, oc в oc силу oc которого oc диктует oc обязательные oc требования oc и oc устанавливает oc образцы oc поведения.

В oc нашем oc случае oc легитимность oc власти oc означает:

  • её oc законность;
  • её oc поддержка oc населением;
  • её oc международное oc признание. oc Существует oc множество oc средств oc обеспечения oc легитимности oc власти, oc среди oc которых oc многопартийность, oc выборы, oc уход oc в oc отставку, oc референдум oc и oc др. oc [8, oc с.117].

Право oc - oc в oc современной oc науке oc система oc общеобязательных oc социальных oc норм, oc охраняемых oc слой oc государственного oc принуждения, oc обеспечивающего oc юридическую oc регламентацию oc общественных oc отношений oc в oc масштабе oc всего oc общества. oc С oc появлением oc государства, oc право oc как oc система oc обязательных oc правил oc поведения oc является oc мощным oc средством oc управления. oc Государство oc осуществляет oc правотворческую oc деятельность oc т.е. oc издаёт oc законы oc и oc другие oc нормативные oc акты, oc адресованные oc всему oc населению.

Право oc позволяет oc власти oc делать oc общеобязательными oc для oc населения oc всей oc страны oc с oc тем, oc чтобы oc направить oc поведение oc масс oc в oc определённое oc русло. oc Юридические oc нормы oc устанавливают oc определённые oc нормы oc и oc правила. oc И oc в oc зависимости oc от oc того oc как oc эти oc нормы oc и oc правила oc соблюдает oc население, oc можно oc судить oc об oc их oc эффективности.

Правоохранительные oc органы. oc Это oc установленная oc государством oc деятельность oc специальных oc органов, oc которая oc осуществляется oc с oc целью oc охраны oc права oc путём oc применения oc юридических oc мер oc воздействия, oc в oc строгом oc соответствии oc с oc законом oc и oc при oc обязательном oc соблюдении oc установленных oc законом oc норм oc и oc при oc обязательном oc соблюдении oc установленного oc им oc порядка. oc В oc эту oc часть oc государственного oc аппарата oc входят: oc судебные oc органы oc прокуратура, oc милиция, oc органы oc безопасности, oc внешней oc разведки, oc налоговая oc полиция, oc таможенные oc органы oc и oc т.д. oc Они oc необходимы oc любому oc государству oc в oc связи oc с oc тем, oc что oc власть oc правителей oc осуществляется oc посредством oc норм oc права, oc приказов, oc т.е. oc имеет oc императивный oc характер. oc С oc помощью oc правоохранительных oc органов, oc возможно oc применение oc принудительных oc мер, oc предусмотренных oc правовой oc системой oc к oc населению. oc Особенно oc характер oc и oc объём oc принуждения oc возрастает, oc если oc власть, oc нелегитимна oc и oc сопротивление oc ей, oc как oc правило, oc велико.

Далее, правоохранительные органы, помимо применения санкций за нарушение правовых норм отмена незаконного акта, налога и т.д., используются также для предупреждения дисбаланса в обществе регистрация сделки в нотариате, примирение спорящих сторон, предупреждение правонарушений и др.

Армия. Одна из главных целей проявления элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Одной из причин военных конфликтов являются пограничные споры между смежными государствами. Поэтому вооруженные силы являются до сих пор остаются необходимыми атрибутом любого государства. Но не только для защиты территориальности они применяются.

Армия также может использоваться и в критических внутренних конфликтах, хотя это и не является прямой её задачей. Исключение же армии из внутриполитической жизни сделает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдётся ещё дороже.

Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определённые сроки, они необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы образования, науки, культуры, здравоохранения и т.д., создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитие формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берёт на себя решение все новых и новых задач.

Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная. Т.е. государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств [9, с.84].

Бывает внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет - это полная независимость во внешних делах. На внутренний суверенитет может влиять давление со стороны национальных и межнациональных групп.

Мнение международного сообщества может влиять на проведение политики внутри государства.

Внешний суверенитет также подвергается давлению со стороны мирового сообщества и сужает его с большой скоростью, чем внутренний. Государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

1.3 Типология государств

Государство - явление многогранное что является следствием многочисленных классификаций государств. Одним из оснований для классификации является типология государства. Тип государства - это взятые в единстве, наиболее общие черты различных государств, их важнейшие свойства и стороны, порождаемые соответствующей эпохой, характеризующиеся общими сущностными свойствами.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный.

Цивилизационный подход основан на отнесении государства к определенной цивилизации. Определений цивилизации существует несколько, это и синоним культуры, и степень развития или упадка государства. В результате множественности определений цивилизации существует и множественность типов государств. Тойн-би выделяет египетскую, китайскую, арабскую, православную, всего 21 цивилизацию. Кроме того, различают:

  • восточные, западные и смешанные государства;
  • древние, средневековые, современные и т.д. [10, с.67].

Достоинством данной типологии является то, что выделяются факторы культуры, а недостаток в том, что типология не указывает на властные отношения, по сути, это типология не столько государства, сколько общества.

В основе формационного подхода лежит понятие исторического типа государства. Главный критерий - общественно-экономическая формация. Тип государства связывается с принадлежностью государственной власти определенному классу. В зависимости от этого, выделяют: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства.

В результате переосмысления формационного подхода ныне выделяются два основных типа - западный и восточный типы государства, соответствующие уникальности европейского и азиатского путей естественного исторического развития.

1.4 Функции государства

Теория функций государства в юридической науке решалась неоднозначно, имелись спорные точки зрения относительно деления функций на внутренние и внешние (В.С. Афанасьев, С.С. Алексеев).

Несмотря на это, в теории государства под функциями государства понимают основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Условно функции государства можно подразделить по сферам жизни общества: экономика, политика, социальная, духовная (идеология) сферы.

Объектом государственного воздействия выступают разнообразные общественные отношения. Функции устремлены не на объекты как таковые, на решение коренных задач, стоящих перед государством. Государство же в процессе своей деятельности, то есть в процессе осуществления своих функций, воздействует на определенных участников общественной жизни.

В этой связи функции подразделяются на:

  1. политическую - обеспечение государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия; охрана суверенитета государства от внешних посягательств;
  2. экономическую - обеспечение нормального функционирования и развития экономики;
  3. социальную - охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществления мер по удовлетворению социальных потребностей людей;
  4. идеологическую - поддержка определенной, в том числе религиозной идеологии, организующей образование, поддержание науки и культуры (в соответствии с рисунком 1).

Рисунок 1 - Функции государства

Классификация функций государства

По сфере деятельности:

а) внутренние (в пределах государственной границы);

б) внешние (за пределами государственной границы).

По продолжительности:

а) постоянные;

б) временные. [11, с.68].

По значимости:

а) основные;

б) неосновные (в соответствии с рисунком 2).

Рисунок 2 - Классификация функций государства

Функции современного государства

Внутренние:

а) регулирование экономики;

б) сбор налогов;

в) сохранение и развитие культуры;

г) охрана прав и свобод граждан и обеспечение правопорядка;

д) социальное обеспечение;

е) охрана экологии;

ж) и другие.

Внешние:

а) национальная оборона и внешняя агрессия;

б) сотрудничество с другими странами (в соответствии с рисунком 3).

Рисунок 3. Функции современного государства

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

2.1 Понятие и элементы форм государства

Функционирование механизма государства связано с его формами.

Форма государства - это внешнее выражение его сущности, которое следует рассматривать в единстве трех элементов:

1) формы правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

Форма государства является выражением и носителем сущности и содержания государства.

Категория "форма государства" отвечает на вопросы: кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощью каких приемов и методов.

2.2 Форма государственного правления

Форма государственного правления oc - oc это oc элемент oc формы oc государства, oc характеризующий oc организацию oc верховной oc государственной oc власти, oc порядок oc образования oc ее oc органов oc и oc их oc взаимоотношения oc с oc населением.

По oc форме oc правления oc государства oc делятся oc на oc монархии oc и oc республики.

Монархия oc (единовластие) oc - oc это oc такая oc форма oc правления, oc при oc которой oc власть oc полностью oc или oc частично oc сосредоточена oc в oc руках oc главы oc государства oc (короля, oc шаха, oc императора).

Признаки oc монархии:

  1. власть oc передается oc по oc наследству;
  2. осуществляется oc бессрочно;
  3. не oc зависит oc от oc волеизъявления oc населения.

Различают oc неограниченные oc (абсолютные) oc монархии oc и oc ограниченные.

Неограниченные oc монархии oc - oc это oc такие oc виды oc монархии, oc где oc отсутствуют oc представительные oc учреждения oc народа, oc носителем oc суверенитета oc государства oc является oc монарх oc (Саудовская oc Аравия oc и oc др.).

Ограниченные oc монархии oc (конституционные oc монархии, oc где oc наряду oc с oc монархом, oc носителями oc суверенитета oc выступают oc высшие oc государственные oc органы, oc которые oc ограничивают oc власть oc одного oc человека oc в oc государстве oc (Великобритания, oc Япония).

Ограниченные oc монархии oc можно oc подразделить oc также oc на oc следующие oc виды: oc сословно-представительная oc монархия; oc конституционная oc монархия; oc дуалистическая oc монархия; oc парламентарная oc монархия.

Сословно-представительная oc монархия oc - oc власть oc монарха oc ограничена oc сословно oc представительным oc органом oc (собранием: oc духовенства, oc дворянства, oc купцов).

Конституционная oc монархия oc - oc власть oc монарха oc значительно oc ограничена oc представительным oc органом. oc Ограничение oc определяется oc конституцией.

Парламентская oc монархия oc - oc власть oc монарха oc в oc законодательной, oc исполнительной oc и oc судебной oc сферах oc фактически oc отсутствует, oc являясь oc символической.

Дуалистическая oc монархия oc - oc государственная oc монархия, oc носящая oc двойственный oc характер. oc Практически oc и oc юридически oc разделена oc между oc правительством, oc формируемым oc парламентом oc и oc монархом.

Республика oc - oc это oc такая oc форма oc правления, oc при oc которой oc глава oc государства oc является oc выборным oc и oc сменяемым, oc а oc его oc власть oc считается oc производной oc от oc избирателей oc или oc представительного oc органа.

Признаки oc республики:

  1. выборность oc власти;
  2. ограничение oc срока oc полномочий;
  3. зависимость oc от oc избирателей.

В oc теории oc государства oc существуют oc различные oc классификации oc республик.

Так, oc например oc - oc единовластные oc республики, oc которые oc подразделяют oc на oc идеократические oc и oc неидеократические.

Единовластные oc республики oc формально oc похожи oc на oc республики, oc основанные oc на oc разделении oc властей, oc им oc всегда oc присущ oc антидемократический oc режим.

В oc идеократической oc республике oc отсутствует oc идеологический oc и oc политический oc плюрализм. oc Примером oc может oc служить oc СССР, oc где oc формально oc вся oc власть oc принадлежала oc Советам, oc а oc фактически oc - oc Коммунистической oc партии.

Неидеократические oc республики oc распространены oc в oc Африке. oc В oc них oc нет oc государственной oc или oc общеобязательной oc идеологии oc и oc отсутствует oc политический oc плюрализм.

Большинство oc современных oc республик oc основано oc на oc разделении oc властей.

Президентская oc республика.

1. Президент является главой государства.

2. Правительство несет ответственность перед Президентом, а не перед Парламентом.

3. Президент избирается всенародно или выборщиками.

4. Президент имеет право "вето" на законы, принимаемые Парламентом.

5. Президент формирует правительство, назначает, перемещает и отстраняет членов правительства.

6. Президент обладает полномочиями Парламента и т. д

Парламентская республика.

  1. Верховенство Парламента.
  2. Формирование правительства на парламентской основе лидером победившей на выборах партии.
  3. Ответственность правительства за свою деятельность перед Парламентом, а не перед Президентом.
  4. Президент (глава государства) избирается Парламентом, либо специальной коллегией, образуемой Парламентом.

5. Правительство формируется и возглавляется Премьер-министром.

6. Обладает правом роспуска Парламента. [12, с.46].

Президентские республики (США, Бразилия, Сирия).

Парламентские республики (Германия, Италия, Турция).

Смешанные (Франция, Финляндия, Польша).

Характерной чертой смешанных республик является двойственная ответственность правительства и перед Президентом, и перед Парламентом.

2.3 Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это внутреннее oc строение oc государства, oc способ oc его oc территориально-политического oc деления, oc обусловливающий oc определенные oc взаимоотношения oc органов oc всего oc государства oc с oc органами oc его oc составных oc частей.

По oc форме oc государственного oc устройства oc государства oc подразделяется oc на oc унитарные oc и oc федеративные.

Унитарное oc государство oc - oc это oc единое oc цельное oc государство, oc состоящее oc из oc административно-территориальных oc единиц, oc не oc обладающих oc признаками oc государственности.

В oc зависимости oc от oc степени oc централизации, oc унитарные oc государства oc делятся oc на oc централизованные oc и oc децентрализованные.

В oc централизованном oc государстве oc во oc главе oc местных oc органов oc власти oc стоят oc назначенные oc центром oc чиновники oc (Норвегия, oc Дания, oc Румыния).

В oc децентрализованном oc государстве oc существует oc определенная oc самостоятельность oc местных oc выборных oc органов oc власти oc в oc решениях oc региональных oc вопросов oc (Испания, oc Франция).

Федеративное oc государство oc - oc это oc государство, oc состоящее oc из oc ряда oc государств oc или oc государственных oc образований, oc на oc территории oc которого oc действуют oc федеральные oc и oc республиканские oc органы oc власти oc (США, oc Мексика, oc Индия, oc Российская oc Федерация, oc Австралия).

Федерации oc по oc способу oc образования oc делят oc на oc договорные, oc конституционные oc и oc договорно-конституционные.

Договорные oc федерации oc образуются oc путем oc слияния oc ранее oc независимых oc государств oc в oc одно oc федеративное oc государство oc на oc основе oc договора oc между oc ними. oc К oc примеру, oc Танзания.

Конституционные oc федерации oc образуются oc путем oc разделения oc ранее oc единого oc государства oc на oc составные oc части oc - oc субъекты oc (Германия, oc Индия, oc российская oc Федерация).

Национальные oc федерации oc включают oc в oc себя oc субъекты, oc образованные oc по oc признаку oc национального oc состава oc населения oc (Чехословакия, oc Югославия).

Территориальные oc федерации oc образованы oc без oc учета oc национального oc признака oc или oc в oc мононациональных oc государствах oc (США, oc Германия, oc Австрия).

Смешанные oc (национально-территориальные) oc федерации oc характеризуются oc тем, oc что oc одна oc часть oc субъектов oc образована oc по oc национальному oc признаку, oc а oc другая oc без oc учета oc такового oc (Индия, oc Канада).

Конфедеративные oc государства oc - oc это oc союз oc суверенных oc государств, oc образованный oc для oc совместного oc решения oc политических, oc экономических oc иди oc военных oc задач.

Конфедерация oc - oc это:

  1. oc временный oc союз, oc создаваемый oc для oc определенной oc цели;
  2. oc подлежит oc либо oc распаду, oc либо oc превращается oc в oc федерацию;
  3. oc государства oc - oc члены oc конфедерации oc - oc полностью oc суверенны;

4) oc существуют oc лишь oc некоторые oc общие oc органы oc власти.

В oc современном oc мире oc конфедераций oc не oc существует.

Существовавшие oc ранее oc конфедерации oc либо oc распались, oc либо oc превратились oc в oc федерации oc - oc Содружество oc Независимых oc Государств oc (СНГ), oc в oc составе oc которого oc - oc государства, oc ранее oc входившие oc в oc СССР, oc не oc является oc конфедерацией.

2.4 Политический режим

Политический oc режим oc - oc это oc совокупность oc средств oc и oc способов oc осуществления oc политической oc власти, oc выражающая oc ее oc содержание oc и oc характер. oc Политический oc режим, oc будучи oc одной oc из oc характеристик oc формы oc государства, oc непосредственно oc влияет oc на oc форму oc государственного oc устройства oc и oc форму oc государственного oc правления. oc Понятие oc политического oc режима oc является oc ключевым oc для oc формирования oc представления oc об oc основных oc системах oc власти. oc Исходя oc из oc политического oc режима, oc господствующего oc в oc том oc или oc ином oc государстве, oc судят oc о oc политическом oc устройстве oc общества, oc о oc механизме oc и oc эффективности oc власти, oc и oc институтах, oc участвующих oc в oc политической oc жизни oc общества. oc Политический oc режим oc является oc своего oc рода oc экраном oc политической oc жизни oc общества, oc который oc отражает oc политическую oc действительность, oc реалии, oc ту oc атмосферу, oc конкретный oc период oc ее oc исторического oc развития oc (признаков), oc которые oc в oc совокупности oc составляют oc ее oc содержание.

В oc зависимости oc от oc субъектов, oc реализующих oc политическую oc жизнь oc общества, oc различают oc два oc диаметрально oc противоположных oc режима oc - oc демократический oc и oc антидемократический.

Понятие oc "демократия" oc происходит oc от oc латинского oc слова, oc что oc в oc переводе oc означает oc власть oc народа. oc На oc сегодняшний oc день oc в oc мире oc нет oc ни oc одной oc страны, oc где oc весь oc народ oc осуществлял oc бы oc политическое oc властвование. oc Однако oc есть oc ряд oc государств, oc где oc политическая oc активность oc граждан oc в oc управлении oc государством oc находится oc на oc высоком oc уровне, oc и oc это oc приветствуется oc государством oc и oc поддерживается oc рядом oc правовых oc норм. oc Например, oc данная oc тенденция oc наблюдается oc во oc Франции, oc США, oc Германии, oc Швейцарии.

В демократическом государстве признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, существует многопартийная система (политический плюрализм), существует свобода экономической деятельности, необходимый порядок и организованность в обществе поддерживается за счет внутренних духовных и экономических факторов, а не силой государства.

В демократическом государстве свободно функционирует гражданское общество, которое не нуждается в опеке государства. Государственный строй основан на принципе разделения властей.

Полной противоположностью демократического режима является антидемократический режим. Его подвидами являются авторитарный, тоталитарный, фашистский, деспотический режимы.

Авторитарный режим. Характеризуется большей "мягкостью", чем фашистский и тоталитарный. Он является как бы промежуточным между демократическим и антидемократическим.

В авторитарных государствах может существовать многопартийность, но она часто формальная. Вмешательство государства в дела общества значительно, но не тотально. Необходимый порядок и организованность существует в основном за счет государства и его органов, слабо развито унитарное общество.

Тоталитарный режим характеризуется следующими признаками:

  1. насильственное навязывание населению общественных порядков;
  2. наличие единой идеологии;
  3. монопольный контроль над политикой, экономикой, бытом, культурой;

4) обеспечение идеологического организованного единства политическим господством партии, возглавляемой вождем;

  1. государство, печать, средства массовой информации подчинены партии;
  2. методы управления основаны на политическом и физическом насилии, полицейском терроре. [13, с.125].

Примерами тоталитарных государств могут быть СССР, сегодня Северная Корея.

Фашистский режим представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и антисемитизма, теория порабощения народов и "низшей" расы. Фашистский режим называют также радикальным тоталитаризмом. Этот режим также характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом, культом вождя, господством авторитарной партии (фашизм в Италии и Германии, период 1922-1933 гг. XX века).

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

3.1 Орган государства

Механизм государства - это система специальных органов, посредством которых государство осуществляет свои функции. Элементами механизма государства являются: сам государственный аппарат, государственные учреждения, государственные предприятия и государственные служащие. Поскольку государственный орган является основным элементом механизма государства, целесообразно рассмотреть орган государства. Прежде всего, орган государства - это часть механизма государства, обладающая определенными признаками.

Признаки органа государства:

1. Властные полномочия означают:

а) что он выступает от имени государства и от его имени осуществляет свои функции;

б) издает нормативно-правовые акты;

в) осуществляет контроль за строгим соблюдением требований, содержащихся в данных актах;

г) обеспечивает защиту этих требований от нарушений путем применения мер государственного принуждения и убеждения.

2. Компетенция - это система полномочий по осуществлению государственной власти. С точки зрения ее содержания, она включает в себя обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) осуществлять определенного рода государственные функции.

Элементами компетенции являются право и обязанность осуществлять возложенные на орган функции применительно к определенного рода объектам. Другой элемент компетенции - его право осуществлять предусмотренные законом формы властной деятельности.

  1. Орган государства образуется и действует на основе нормативно-правовых актов.
  2. Орган государства состоит из государственных служащих и подразделений (управления, отделы, департаменты, канцелярии и т.д.).
  3. Имеет финансовые и материальные средства (материальные придатки) для выполнения функций государства. [14, с.111].

Орган государства - это часть механизма государства, обладающая государственно-властными полномочиями, юридически определенной компетенцией, необходимыми материальными "придатками" для осуществления определенных задач и функций государства.

3.2 Механизм государства

В юридической науке долгое время спорным был вопрос о соотношении понятий "механизм государства" и "государственный аппарат".

Ряд ученых предлагают понятие "государственный аппарат" употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В "широком" смысле - это совокупность всех государственных органов. В узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления.

Другие ученые отождествляют "аппарат государства" и "механизм государства".

Государственный аппарат реализует функции государства. Государственный аппарат - иерархическая система государственных органов.

Некоторые исследователи выделяют государственный механизм - деятельность государственных органов и полагают, что государственный аппарат - это порядок формирования госорганов.

Другие исследователи полагают, что государственный механизм включает в себя кроме государственного аппарата еще и систему государственных учреждений, поскольку они также участвуют в реализации функций государства.

Бюрократия - часть государственного аппарата, работающая на постоянной основе (в отличие от срочной выборной).

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

1. Принцип разделения властей

Вся полнота власти не может принадлежать одному лицу или органу. Это приводит к злоупотреблением властью. Следовательно, необходимо разделение властной компетенции между различными органами.

Разделение власти по горизонтали проводится на законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-надзорную. Каждая из этих ветвей самостоятельная, независима в реализации своих функций от других властей, организационно обособлена. Взаимоотношения отдельных ветвей власти между собой регулируются системой сдержек и противовесов и сотрудничеством.

Разделение власти по вертикали осуществляется в унитарных государствах между центральной и местной, а в федеративных - между федеральной властью и властью субъектов федерации.

2. Принцип законности

3. Принцип демократизма

4. Принцип гласности

5. Принцип централизма

6. Принцип гуманизма

7. Принцип национального равноправия

Признаки государственного органа

1) имеет государственно-властные полномочия:

а) по принятию обязательных для исполнения решений;

б) по применению мер государственного принуждения.

2) формируется в порядке, установленном законом;

3) действует в пределах, ограниченных предоставленной ему компетенцией;

4) сфера его компетенции исчерпывающе описана в законе;

5) имеет установленное строение.

Таким образом, под механизмом государства понимается система взаимосвязанных между собой органов государства, основанных на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства

3.3 Классификация государственных органов

В основу классификации государственных органов могут быть положены различные критерии:

по признаку разделения властей

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные;

г) контрольно-надзорные.

по способу формирования

а) избираемые народом;

б) другие.

по характеру компетенции

а) общей компетенции:

б) специальной (отраслевой) компетенции.

По территории:

а) центральные;

б) региональные.

По способу принятия решения:

а) единоличные;

б) коллегиальные [15, с.63].

3.4 Механизм государственной власти

Власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

В общественных науках (политологии, философии, в том числе юридической науках), рассматривался вопрос соотношения государственной и политической власти (М.И. Байтин, Ф.М. Бурлацкий).

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинение между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Признаки государственной власти:

  1. распространяется на все общество;
  2. носит публичный характер (решает общие дела);
  3. опирается на государственное принуждение;
  4. осуществляется специальными лицами (государственными служащими, политиками);
  5. характеризуется легитимностью и легальностью. [16, с.90].

В государственной власти различают два противоположных по сущности принципа организации и функционирования механизма государства - единовластие и разделение властей.

При единовластии вся власть в государстве сосредотачивается в одних руках - монарха, диктатора, либо группы лиц. Разделение властей предполагает существование в государстве трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых независима от других властей и самостоятельна в пределах своей компетенции. Впервые принцип разделения властей был сформулирован французским ученым Ш. Монтескье в 1748 году. Основным назначением органов законодательной власти является разработка, обсуждение и принятие.

Основная задача органов исполнительной ветви власти - исполнение законов. В целях их исполнения и на основе законов в рамках своей компетенции издают нормативно-правовые акты (подзаконные нормативные акты), которые ни в коей мере не должны противоречить законам.

Органы судебной власти. Судебную власть или правосудие осуществляют суды посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

Судебная власть имеет своим назначением защиту прав, свобод, законных интересов граждан, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов и других нормативно-правовых актов, международных договоров государства.

Судебные органы выступают в качестве "сдержки и противовеса" по отношению к двум другим ветвям власти. Суд руководствуется принципом "буквы и духа закона", то есть использует аналогию закона и аналогию права.

Судебную власть называют независимой ветвью государственной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Государству присущи следующие признаки:

  • Территория - это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора.
  • Население, т.е. человеческое общество, проживающее на территории государства.
  • Публичная власть. Власть в государстве должна быть всеобщной, или публичной, т.е. распространять своё действие на всю территорию.
  • Право - система общеобязательных социальных норм, охраняемых слой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.
  • Правоохранительные органы.
  • Армия.
  • Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи.
  • Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная.

Функции государства подразделяются на:

  • политические;
  • экономические;
  • социальные;
  • идеологические;

По сфере деятельности:

  • а) внутренние (в пределах государственной границы);
  • б) внешние (за пределами государственной границы).

По продолжительности:

  • а) постоянные;
  • б) временные.

По значимости:

  • а) основные;
  • б) неосновные.

Внутренние:

  • а) регулирование экономики;
  • б) сбор налогов;
  • в) сохранение и развитие культуры;
  • г) охрана прав и свобод граждан и обеспечение правопорядка;
  • д) социальное обеспечение;
  • е) охрана экологии;

Внешние:

  • а) национальная оборона и внешняя агрессия;
  • б) сотрудничество с другими странами

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большой Юридический словарь. Издательство Инфра-М 2016 г., 658 с.
  2. Азаров Н.И. Теория государства и права. Конспекты лекций и методические указания. - М., 2014.387 с.
  3. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х томах. - М., 2015,.293 с.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 4.2 Теория права. Т.1,2. - М., 2017.451 с.
  5. Жеругов Р.Т. Теория государства и права. - Москва; - Нальчик, 2016.388 с.
  6. Кашанина Т.В. Происхождение государства. - М., 2017.196 с.
  7. Коваленко А.И. Теория государства и права. Вопросы и ответы. - М., 2016.124 с.
  8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. - Саранск, 2015.416 с.
  9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник.4-е изд. - М., 2016.348 с.
  10. Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. - Тюмень, 2016.374 с.
  11. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2016.187 с.
  12. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 2015.361 с.
  13. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2015.449 с.
  14. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. - М., 2014.366 с.
  15. Общая теория права. Курс лекций /Под ред.В.К. Бабаева. - Н. - Новгород, 2016.485 с.
  16. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. - М., 2014.314 с.
  17. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М. 2015. - 414 с.
  18. Ирхин Ю.В. Политология: учебник - М.: Экзамен, 2015. - 688с.
  19. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юристъ, 2016. - 541 с.
  20. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. - М.: Проспект, 2015. - 324с.
  21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.Г. Стрекозова. - 5-е изд. - М.: Издательство «Омега - Л», 2016.
  22. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 528с.
  23. КонсультантПлюс - www.consultant.ru
  24. Российская Газета - www.rg.ru