Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Шрифты. Классификация шрифтов (Шрифты в дизайне)

Содержание:

Введение

Актуальность. Необходимость передачи сведений через пространство и время, бурный рост в сфере литературы, сбережение и сохранение опыта и знаний привели к появлению шрифта рассматриваемого в качестве средства коммуникаций. Во времена примерно 100 года нашей эры использовался лишь единственный шрифт – символы, которые вырезали на колонне Траяна в Риме. Между тем, на сегодняшний день известно около двухсот тысяч шрифтов, необходимых для оформления печатной продукции, от больших книг и до простых листовок. Графическое оформление печатного текста путем набора текста и верстки, а также моделирование печатного продукта называется типографика.

Со времени открытия книгопечатания и до половины девятнадцатого века книги являлись основными объектами в типографии. Газеты и плакаты также делались на базе шаблонного книжного макета с применением готического шрифта и орнаментов, в частности известных в то время. Этот шрифт был довольно крупным и не предназначался для беглого прочтения текста, но требовал вдумчивых чтений строка за строкой и эстетического восприятия.

Со становлением промышленности, технологий и высокоскоростной печатной машины случился перелом в области типографии, и шрифтовое искусство сильно изменилось. Осознание того, что книжный шрифт должен быть прочитан просто и быстро, привело к повышению качества их читаемости. С данного момента шрифты разрабатывались в наиболее упрощенном виде для более широкого круга нужд: печати книг, газет, плакатов, афиш, в том числе рекламных.

В первоначальных формах печатной рекламы текст располагался почти на всей площади рекламного плаката. Масштабные шрифты привлекали клиентов своим ярким и нестандартным дизайном. Через определенный промежуток времени печатная реклама изменилась с возникновением фото и изображений. Имидж стал ключевым элементом рекламы, завоевав доверие потребителей с помощью визуального представления продукции. Текст, применяемый в иллюстрированном объявлении, был подкреплен подробным описанием свойств продукта. Таким образом, функция шрифта с привлекательной формой сменилась на информационную.

Спустя время наличие текста в рекламе было связано не с информированием потребителя о свойствах товара, а с добавлением к фотографии выражения образного смысла. Рекламируемая продукция больше не нуждалась в подробнейшем описании – рисунок давал потребителям возможность мыслить, а текст как короткий слоган помогает объединить образ в единое целое.

В ходе изменения роли текста менялись и его шрифтовые составляющие, теряя громоздкие, броские элементы в пользу утонченной, ненавязчивой формы. Актуальность выбранной темы определена тем, что исследование данных аспектов, меняющихся с течением времени, имеет важное значение для выявления общих тенденций развития шрифтов и их использования в будущем. Следовательно, глубочайший анализ шрифта может быть реализован лишь на базе изучения его истории.

Цель работы – рассмотреть шрифты и их классификацию.

Задачи работы:

  • изучить историю происхождения и развития шрифтов;
  • изучить классификацию шрифтов;
  • рассмотреть шрифты в дизайне;
  • изучить компьютерные шрифты.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Основы происхождения шрифтов

1.1. История происхождения и развития шрифтов

К числу одних из величайших достижений людей можно отнести развитие и общение людей при помощи шрифтов.

Шрифт (нем. Schrift, «schreiben» - писать) – это графическое изображение букв и знаков, которые составляют общую стилистическую и композиционную структуру, набор символов некоторого размера и рисунка [3].

В настоящее время используются тысячи шрифтов, которые человечество применяется для передачи информации в письменной форме.

Возникновение шрифтов связано в первую очередь с появлением письменности, которая своими корнями уходит в древнее время. Длительное время письменность использовалась в разных формах, знаках и изображениях, которые люди использовали для общения на своем пути к изобретению алфавита.

В истории письменности можно выделить несколько видов письменности [11]:

1. Пиктографический;

2. Идеографический;

3. Слоговый;

4. Буквенно-звуковой.

Одной из первых форм передачи мыслей можно назвать пиктографию. Первобытные люди пытались передать собственные образы графическими способами – изображениями на стенках пещеры и на скале, вкладывая в них конкретный смысл. В то время одни и те же понятия, образы и объекты каждый раз представлялись в виде различных рисунков. По причине отсутствия общей системы знаков первобытным людям было сложно интерпретировать сущность множества посланий [7].

Намного позже, вместе с созданием государственности и становлением торговли, возникли идеограммы – знаки-символы, которые были заложены в общий смысл для большинства народов. Каждое новое слово принимало форму устойчивого знакового выражения, и чем больше появлялось новых слов, тем больше становилась знаковая система. Подобные письменные системы были распространены в Древнем Египте, Китае и Индии. С усложнением идиограмм появились иероглифы. Сегодня этот вид письма (иероглифическое письмо) используется в Китае. Этому способствовала история Китая и односложность китайских слов [9].

Большим шагом к сближению человечества с устной и письменной речью стало появление во втором-первом тысячелетии до нашей эры слоговой письменности, в которой знаки и символы представляют уже не целые слова, а отдельные слоги. Ориентация на слог позволила нам ограничиться относительно небольшим количеством знаков – в среднем слоговые алфавиты содержат 80-120 знаков [2].

Во втором тысячелетии до нашей эры появилась буквенно-цифровая буква, основанная на стандартизированном наборе символов для отдельных звуков. В зависимости от произношения знаки могут по-разному передавать звуковые характеристики языка. В буквенно-звуковом письме можно было передавать человеческую речь при помощи графических знаков.

Считается, что первый алфавит был разработан финикийцами в 1400 году до нашей эры, который включал всего 33 согласные буквы. Данный алфавит выступил базой для возникновения в дальнейшем большинства алфавитов по всему миру – греческий, латинский, кириллический и других[4].

Около тысячи лет назад греки приняли финикийский алфавит и модернизировали его, добавив гласные буквы. Они были представлены как четкие линии простейших геометрических фигур – круг, треугольник, отрезок. Древнегреческий алфавит был первым алфавитом в Европе. Вероятно, из греческого алфавита произошла латинская письменность – письменность древнего Рима (III век до н. э.). Далее латинский алфавит стал международным [17].

Древнейший почерк латинского письма называется мажускулярным шрифтом (от латинского majusculus-несколько крупнее) или «заглавным шрифтом» (I-V вв.). Этот шрифт состоит только из заглавных букв, которые можно мысленно сложить в две строки. Он был высечен на каменных плитах, памятниках, колоннах [14].

Заглавный шрифт был представлен двумя типами письма [13]:

1. Квадрат (монументальный) - буква имела геометрический характер, все буквы вписывались в квадрат;

2. Рустованный (простой) – письмо отличалось простотой и свободой исполнения, буквы имели ромбовидную форму.

В IV веке н. э. для переписки художественных текстов был сформирован «унциальный» шрифт - новый стиль письма кривыми буквами. Устав способствовал скорости записи теста из-за его округлых букв. Его развитием стал полуофициальный шрифт (VII-IX вв.). Буквы полуовала имели удлиненные концы, которые выходили за пределы верхней и нижней линий ряда. Этот шрифт стал переходом от майускулярного письма к курсивному мизерному письму (латинский minusculus очень мал).

Минускульная письменность состоит из строчных букв, которые мысленно укладываются в 4 строки из-за «хвостов», выходящих за пределы строк строки. Из-за появления мизинца в IX веке начали разрабатывать каллиграфические шрифты [20].

К VII веку мизерное письмо изменилось и нашло свое место в Каролинском письме, названном в честь династии Каролино во Франции. Это первый шрифт, в котором буквы делятся на строчные и прописные. В конце XII века кароглинское письмо было заменено готическим письмом.

На развитие готической письменности оказал влияние художественный стиль готики, который дал широкое распространение готической письменности по всей Европе. Новый буквообразный шрифт с резкими штрихами доминировал в архитектуре Германии, Франции, Англии и др. Этот шрифт стал новым этапом в развитии латинского письма.

В четырнадцатом веке в Италии готическое письмо было заменено более легким для чтения гуманистическим письмом. Этот шрифт был разработан из рисунков эпохи Возрождения, поэтому он имеет второе название-Renaissance Antiqua. Основные характеристики шрифта: строгость, элегантность, легкость чтения. За основу создания древностей были взяты рукописные шрифты IX-XIII веков [12].

Около 1450 года немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел новый способ печатания книг с помощью ручного печатного станка. Это был пресс, который передавал текст или изображения на бумагу с помощью печатной формы и краски. Первые книги Гутенберга были напечатаны преимущественно готическим шрифтом, так как древности не были широко распространены в Германии. Еще одним изобретением Гутенберга была система подвижных букв -металлических брусков с углубленной формой печатного письма. Буквы были сделаны из таких прочных материалов, как свинец, олово и сурьма. Металлическая надпись привела к появлению типографии и шрифтового искусства.

В начале шестнадцатого века стали возникать трактаты о строительстве шрифта. Одним из самых популярных был трактат Европейского алгебраиста Луки Пачоли, который строил буквы на основе диагоналей квадрата и вписанного в него круга. Однако шрифт окажется однообразным, и немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер предложил свой вариант построения шрифта. Буквы также укладываются в квадрат, который Дюрер представил в виде сетки из 10 равных квадратов по вертикали и горизонтали. За толщину основного штриха он брал ширину ячейки, а соединительные штрихи были на 1/3 меньше основного. Шрифт Дюрера получился гораздо более контрастным и интересным, чем шрифт Пачоли [8].

В то же время типографы работали над созданием новых шрифтов. Среди выдающихся разработчиков были французский пуансон, гравер, печатник и типограф Николя Янсон, итальянский книгопечатник Альд Мануций и Парижский пуансон и печатник Клод Гарамон. Шрифт, который разработал Гарамон, стал основой для многих современных шрифтов, которые используются в настоящее время. Она характеризовалась низким контрастом и плавным переходом от основных штрихов к соединительным.

В классическую эпоху появилась абсолютно новая форма шрифта, которая получила название классической античности. Такой вид отличался контрастом между горизонтальными и вертикальными штрихами, а также мелкими засечками (Бодони). Итальянский издатель, типограф, художник по шрифтам Джамбаттиста Бодони, французский типограф Фирмен Дидо, немецкий печатник и дизайнер шрифтов Юстус Эрих Вальбаум работали над развитием классических древностей и так далее [10].

Вместе с развитием европейских шрифтов в X веке стали появляться и русские шрифты. У них были две разные письменности - глаголица и кириллица. Последний тип стал основой русской письменности. Самые древние рукописи, письма и документы были подписаны строгими и четкими линиями кириллицы, которые впоследствии стали известны как устав и полуустав. Достоинством полуустава была скорость написания текста, что привело к появлению нового типа письма. Она называлась скорописью и позволяла быстро переписывать книги, составлять деловые бумаги и акты. Скоро скоропись стала искусством каллиграфии.

С пятнадцатого века стали использовать особый вид декоративных букв в непрерывном орнаменте - вязи. Она стала использоваться для оформления названия книг, фресок, икон, колоколов, использовать их в шитье и на надгробных плитах. Лучшие образцы русской вязи были сформированы в середине шестнадцатого века в Москве во времена правления Ивана Грозного. С того времени искусство письма считалось вкладом русского искусства в мировую культуру [19].

К началу восемнадцатого века русская письменность была сравнительно непохожа на прежние виды письменности. С реформой алфавита Петра I в начале восемнадцатого века появился новый вид гражданской письменности, который по форме и пропорции (более четким и округлым) стал напоминать древнюю античность. Вся светская литература, научные и государственные издания печатались новым гражданским шрифтом. При Петре I было напечатано более 600 наименований книжных изданий, из которых около 400 были печатаны с использованием нового русского гражданского языка.

На протяжении восемнадцатых-девятнадцатых веков шрифты претерпели глобальные перемены под воздействием, появившегося в то время стилевого направления - модерн (modern). С того времени шрифты создавались для наиболее широкого круга нужд: печати книжных изданий, газеты, плаката, афиши, реклам и для много другого. Был разработан египетский шрифт с единой утолщенностью каждого штриха и засечки, а также целый комплекс гротескных (рубленый) шрифтов, которые также обладали одинаковой толщиной каждого штриха, но без засечки [18].

Двадцатый век стал веком появления новых гротескных и рубленых шрифтов, которые подчеркивали новые стили в архитектурных постройках и искусстве – конструктивный стиль. В число новых шрифтов вошли шрифт Futura Пауля Реннера, Пено Кассандра, лежит гротеск Яков лежит, а Эрик Гилл Гилл гротеск, они особенно популярны.

Таким образом, шрифт – это набор символов с похожим дизайном. Эти символы включают строчные и прописные буквы, цифры, знаки пунктуации и символы. Изменение шрифта может изменить внешний вид блока текста. Некоторые шрифты разработаны так, чтобы быть простыми и удобными для чтения, в то время как другие предназначены для добавления уникального стиля к тексту.

1.2. Классификация шрифтов

Со времени изобретения Гутенбергом подвижного шрифта в середине пятнадцатого века сотни шрифтов были начертаны и отлиты в металле. В последнее время, благодаря техническому прогрессу, появились новые шрифты и их обновленные версии [15].

Существует множество классификаций шрифтов, основанных на различных причинах, таких как моно-ширина. Однако общепринято классифицировать шрифты от ParaType-крупнейшей компании-производителя шрифтов в России.

Все шрифты делятся на семь основных групп: засечки (античные) и без засечек (гротескные), случайные, рукописные, готические и старославянские. Исторически сложилось так, что впервые появились шрифты с засечками.

Засечки - это один из самых важных элементов шрифта [16]. Это перпендикулярный штрих, который начинается и заканчивается буквой. Римская засечка была естественным способом плавно завершить начертание буквы и придать ее окончанию четкость. Буквы, снабженные засечками, имели одинаковую высоту и допускали более узкий интервал между символами, что делало буквы монолитными.

Существует несколько форм засечек, которые делятся на: треугольные, прямоугольные, округлые, декоративные, в виде тонкой горизонтальной линии и так далее. Со временем все шрифты с засечками получили общее собирательное название - Antiqua (от латинского antiquus – древний).

I. Antiqua (засечки) форма букв в этом шрифте происходит от шрифта древнеримских монументальных надписей (заглавные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Возрождения (строчные буквы) [5].

Первый наборный антиквариат появился в Италии и Германии во второй половине XV века. Сегодня этот шрифт используется для набора основных текстов в документах, а также для форматирования текстов и заголовков в Интернете.

1. Антиква старого стиля (старые засечки) Antiqua of the old style – первый этап развития античных шрифтов с конца XV до начала XVIII века. Форма знаков основана на рукописном принципе [5].

Характерные особенности: умеренный контраст, округлые засечки в местах, прилегающих к основному Штриху, наклон осей овальных элементов. В ранних формах античности наблюдается зависимость от книжных рукописных шрифтов – контраст усиливается, засечки становятся резче, а оси овалов почти вертикальны.

Старинный стиль античные шрифты шрифты делятся на несколько подгрупп в зависимости от времени и места их появления:

Venetian Венецианская Антика (конец XV века) - включает в себя элементы готики. Шрифты отличаются умеренно контрастными, короткими массивными засечками, выраженным наклоном осей овалов и размашистыми пропорциями. (Гарнитуры «альянс», «Ладога» и «Лекса») [6].

Italian итало-французская Антика (XVI век) - развитие Венецианской Антики в XVI веке. Шрифты построены по правилам золотого сечения, штрихи имеют небольшой контраст, различную ширину знаков, плавное соединение более длинных и острых засечек, наклон осей овалов (шрифт Гарамонда). В этот период впервые используется строчный курсив с небольшим наклоном.

Dutch голландская Антика (XVII век) - развитие французской антики в XVII веке. Шрифты имеют повышенную контрастность, резкие засечки и вертикальные оси овалов (шрифт KIS). Угол расположения строчных знаков в курсиве больше, чем во французской Antiqua.

English английская Антика (начало XVIII века) - усовершенствованные шрифты голландской Антики первой половины XVIII века. Шрифты повторяют раннюю Антику, но более контрастны и насыщенны, засечки тоньше и резче, оси овалов почти вертикальны, а символы имеют разную ширину (шрифты Caslon 540, Kuenstler 480). В курсиве наклон прописных символов больше, чем у строчных, и угол наклона значителен [1].

2. Античный переходный стиль (переходные засечки) античный переходный стиль относится к шрифтам XVIII века, которые сочетают в себе черты шрифтов старого стиля (письмо широким пером) и нового стиля (формы связаны с гравировкой по металлу). В то время появились такие гарнитуры, как Times, Baskerville, Caslon, Georgia и Bookman.

Характерные черты: оси овалов вертикальны, основные и соединительные штрихи контрастны, засечки становятся гладкими, а элементы приобретают утонченные формы.

3. Античный новый стиль (современные засечки) античные шрифты нового стиля появились в конце XVIII – начале XIX века, наряду с развитием гравировки по металлу и служили для набора текста. Личный контакт. Шрифт имеет сильный контраст между основным и соединительным штрихами, засечки длинные и тонкие, а оси овалов строго вертикальные (шрифты дитод и Бодони).

Новый стиль антиквариата делится на следующие группы в зависимости от формы засечек:

Classical классическая античность - характеризуется одинаковой шириной знаков, тонкими длинными засечками без округления на стыке с основными штрихами. Засечки и соединительные штрихи имеют одинаковую толщину.

Fonts Anglo-Scottish Antiqua-англо-шотландские шрифты Antiqua похожи по форме на классические Antiqua, но имеют закругленные края на стыке основных и соединительных штрихов [1].

4. Бар Антиква (Засечки Сляба).

Шрифты Bar Antiqua появились в Англии в начале XIX века и использовались как титулярные (Мемфисский шрифт).

Личный контакт. Засечки бара Antiqua имеют прямоугольную форму без округления или незначительного округления в месте соединения с основными штрихами, отсутствие или тонкий контраст между основными и соединительными штрихами, округлую форму овалов строчных букв.

В зависимости от формы овалов и засечек, контрастности и разнообразия шрифтов бар Antiqua делится на [5]:

  • Egyptian египетские шрифты - небольшой контраст, умеренное разнообразие знаков, прямоугольные засечки. Первый египетский шрифт был разработан в 1815 году и предназначался для несчастных случаев, то есть для визиток, плакатов, рекламы с небольшим количеством текста из-за своей массивности. Позже для ввода основного текста был введен менее контрастный египетский шрифт.
  • Geometric геометрические шрифты-первые шрифты появились в 20-30-е гг. Они характеризуются отсутствием контраста, прямоугольными засечками без округления, ярко выраженным разнообразием знаков и овалов.
  • Human гуманистические шрифты - низкоконтрастные шрифты с мощными прямоугольными засечками. По форме символов шрифты похожи на старинный Венецианский антиквариат.
  • Fonts шрифты типа Кларендон - легкие шрифты. Они характеризуются Единой шириной, имеют прямоугольные засечки, закругленные на стыке с основными штрихами. Они появились в середине XIX века как случайные, но в XX веке их использовали для газетных комплектов, школьных учебников, справочной литературы.
  • Italian итальянские шрифты - появились в первой половине XIX века и приобрели популярность как случайные шрифты. Шрифты характеризуются обратным контрастом, т. е. контраст горизонтальных линий больше, чем вертикальных.

С появлением модерна в XIX веке античные шрифты стали уступать место шрифтам без засечек -гротескам. С их аскетизмом, практичностью и простотой они, казалось, лучше соответствовали темпу жизни в то время.

II. гротескные или рубленые шрифты (без засечек)

Гротески - это шрифты без засечек. Они впервые появились в конце XVIII века и использовались исключительно как несчастные случаи. Однако уже в XX веке их стали использовать для набора основного текста. Существует четыре типа гротескных шрифтов: старые гротески, новые гротески, гуманистические и геометрические [21].

1. Старые гротески (гротеск)

Первые гротески появились в XIX веке в Англии и представляли собой грубый реализм (шрифты Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk). Не принимая во внимание отсутствие засечек, форма букв гротескно похожа на шрифты древности.

Характерные особенности: открытые и полузакрытые шрифты с небольшим контрастом штрихов и одинарной шириной. Знаки имеют грубую, однако простую геометрическую форму с большой точкой строчных букв (шрифты Bell Gothic, News Gothic, Trade Gothic, Venus).

2. Новые гротески (Neogrotesques)

Новые гротескные шрифты появились в 50-х годах XX века. Они отличались легкостью и изяществом письма и использовались как стандартные, «невидимые» шрифты [7].

Характерные особенности: закрытые низкоконтрастные шрифты, все символы имеют одну ширину. Они имеют большую точку строчных символов, а верхние выносные части строчных символов равны по высоте заглавным (шрифты MS sans Serif, Arial, Helvetica и Univers).

3. Геометрические гротески (Geometric Sans-Serifs) геометрические гротески появились в 30-е годы XX века под влиянием школы конструктивизма. Все шрифты были основаны на простейших геометрических фигурах-круге, квадрате и треугольнике.

Характерные особенности: геометрические формы шрифта, неконтрастные штрихи, несовпадающие символы и точка строчных символов повторяют форму круга. Такие шрифты не используются для набора основного текста (шрифты Erbar Grotesk, Futura, Metro, Neuzeit Grotesk и Spartan).

4. Гуманистические гротески (Humanist)

Из-за чрезмерно геометрической формы геометрических гротесков в 30-е годы XX века в Англии появились новые гротески, которые были разработаны на основе конструкции старинного антиквариата (шрифты Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima и Lucide Grande). Они более изящны и удобочитаемы [9].

Личный контакт. Гуманистические гротески - это открытые шрифты с большим контрастом между основными и соединительными штрихами, имеющие разнообразные символы с маленькой точкой строчных букв.

Существуют также другие типы шрифтов, которые не относятся к группам шрифтов serif и sans-serif, описанным выше.

III. Случайные шрифты (отображение)

Случайные шрифты предназначены не для набора основного текста, а для привлечения внимания читателей благодаря своему артистизму.

Кроме того, случайные шрифты имитируют определенный исторический стиль шрифта или декоративную форму: модерн, арт-деко, оп-арт и так далее. Поэтому такие шрифты часто используются в заголовках и титрах, плакатах, афишах и рекламе.

IV. Рукописный шрифт (скрипт)

Рукописные шрифты напоминают рукописный, рукописный или каллиграфический стиль. Все шрифты в этой группе делятся, в зависимости от инструмента письма, на шрифты, имитирующие написание широким или острым пером, кистью и другими инструментами (пером, карандашом, круглой ручкой и т. д.).

V. Готические шрифты (Blackletter)

Готические шрифты имитируют средневековые рукописные формы письма с широким краем пера.

Они характеризуются узкой шириной знаков, сильным контрастом и насыщенностью, ломаными штрихами и высокой декоративной ценностью.

VI. Старые славянские шрифты

Сдвиги этой группы имитируют средневековый кириллический почерк с широким пером, который был распространен в X-XVIII веках в Восточной и Южной Европе [6].

Старославянские шрифты делятся в основном на: уставные, полуцерковные, скорописные и лигатурные.

VII. Символьные шрифты (Дингбаты) символьные шрифты также называются не буквенно-цифровыми, поскольку они состоят не из букв, а из специальных символов (математических, лингвистических, фонетических, музыкальных, химических и т. д.), линии, границы, орнаменты и другие наборные украшения.

Символьные шрифты также включают в себя политипы (орнамент или иллюстрация для многократного использования) и пиктограммы (например, миниатюрное изображение солнца, телефона или лыжника).

Глава 2. Практическое применение шрифтов

2.1. Шрифты в дизайне

Шрифт названия компании чаще всего используется в логотипах известных мировых брендов, таких как Skype, компания, выпускавшая видеоигры «Sega», научно-популярный географический портал «National Geographic» и др [11].

При выборе шрифта для графического объекта важно учитывать стиль компании. Если вы хотите подчеркнуть свою преданность традициям, то используйте классический стиль письма или винтаж с витиеватыми формами.

Во многом выбор шрифта определяется тенденциями в графическом дизайне. Компании, которые хотят сосредоточиться на моде и современности, могут склониться к простым, лаконичным шрифтам с острыми углами и геометрическими фигурами. Шрифты с мягкими изгибами помогут создать в сознании потребителя ассоциацию с романтическим или мечтательным направлением деятельности компании.

Растущая конкуренция между предприятиями и 30 организациями определяет новые требования к дизайну логотипа.

Типография - это неотъемлемая часть дизайна логотипов и дизайнерского искусства [14]. При выборе текстового шрифта для комбинированного логотипа первым приоритетом является его качество, например читабельность и соответствие функциональным требованиям. Важно помнить, что фирменное наименование наносится не только на упаковку товара, но и на сувениры или при передаче письма, украшенного логотипом компании.

Мы выделили следующие современные тенденции [13]:

1. Связывание символа с орнаментом фирменного стиля. Одним из самых популярных направлений дизайна является совмещение символа с орнаментом в фирменном стиле. В этом тренде логотип можно использовать как отдельную деталь, так и вместе с орнаментом. Логотип перемещается от объекта к объекту вместе с окружающей средой, которая также может изменяться.

Примером может служить логотип телеканала «Дождь». Дизайн был основан на написании телевизионного канала, где вместо буквы « W «используется его изображение, используя три диагональные линии»///». Так, в зависимости от сферы применения, логотип может быть интегрирован либо полностью, либо как отдельная его часть «///».

2. Установите изменение логотипа при изменении или обновлении его носителя. Эта тенденция наиболее часто используется в интернете и средствах массовой информации. Создавая такой знак, имейте в виду, что изменения в логотипе должны быть тонкими и определяться средой его расположения.

Сам «скелет» и структура не должны подвергаться радикальным преобразованиям, так как это может привести к потере ведущего значения и образа знака. Любая трансформация типа логотипа создается с помощью специальных компьютерных программ и технологий.

Примером может служить логотип государственной компании «Российские железные дороги». Ему можно придать такие характеристики, как уникальность, простота и целостность. Изменения в рассматриваемом логотипе происходят только в цветовой гамме.

Таким образом, логотип использует комбинацию двух цветов: основной -красные буквы на белом фоне и дополнительный - белые буквы на красном фоне; цвета меняются в зависимости от объема логотипа. Само написание бренда делает фирменный стиль уникальным. На первый взгляд хорошо видны буквы «Р», «Д» и знак дроби между ними. Но, в сочетании, дробь и характерные наклоны в буквах «Р», «Д» образуют «Ш». Это решение удобно в использовании, оно значительно сокращает и упрощает аббревиатуру.

Шрифт обладает изысканным графическим стилем, современностью и энергетикой, а использование ярких контрастных цветов в фирменном стиле символизирует силу и драйв, побуждает к активности и действию. Также Этот цветовой контраст используют не менее известные компании, такие как Coca-Cola, поисковик Яндекс, табачные изделия Marlboro, производитель одежды и обуви Levis, футбольный клуб Manchester United, разработчик программного обеспечения Adobe и другие.

3. Применение многомерной графики. Многомерная графика с каждым днем все больше покоряет современный мир в рыночной сфере потребления. Режиссеры снимают фильмы в трехмерном формате, не так давно стали появляться телевизоры с 3D-графикой, и конечно же, графический дизайн не обходит стороной эту модную тенденцию. Использование 3D-элементов при создании символического или текстового компонента логотипа очень распространено [19].

Исследования в области рекламы показывают, что трехмерное изображение для человека является наиболее привлекательным способом визуализации, чем простое изображение. Это оправдано тем, что 3D графический объект визуально способен «выходить» за пределы плоского листа. Таким образом, это явление вызывает непосредственный интерес и желание рассмотреть изображение более внимательно, увидеть все его детали и даже попытаться прикоснуться к нему.

Хорошим примером логотипа с многомерной графикой является логотип интернет-энциклопедии «Википедия». В мае 2010 года Википедия впервые выпустила 3D-модель своего знаменитого логотипа, представляющего собой изображение загадочного глобуса. Филипп Метшен, 3D-аниматор, арт-директор и графический дизайнер, работал над разработкой 3D-модели логотипа. В дополнение к тому, чтобы сделать глобус трехмерным, дизайнеры изменили шрифт» Hoefler «на» Linux Libertine « и отказались от курсива. Все усилия и усилия, приложенные при разработке логотипа, были направлены на упрощение работы волонтеров, которые занимаются адаптацией Википедии и ее логотипа на 250 языков мира.

Взаимное расположение знака и текста в комбинированных логотипах может быть различным, в зависимости от целей компании. Текст на верхней части знака встречается реже, чем другие комбинации, например, такое расположение можно увидеть на логотипе волейбольного клуба «Белогорье», телеканала «Перец» и автомобильной марки Lamborghini. Вывеска поверх текста используется, например, ОАО «Приосколье», профессиональной косметической компанией» Велла», научно-популярным географическим порталом «Нэшнл Джиографик» и многими другими. Существует бесконечное количество других комбинаций: знак рядом с текстом (справа, слева), текст или изображение, заключенное в геометрическую фигуру, и так далее [9].

Создавая комбинированный логотип, основной составляющей которого является текстовая и символическая часть, и, непосредственно, учитывая современные тенденции развития графического дизайна логотипа, мы выявили характерные закономерности развития логотипа, которые были объединены в технологические схемы.

Блок-схемы делятся на два типа: создание части шрифта для логотипа и создание символического компонента. Такое разделение на подвиды позволяет дизайнерам и разработчикам выбирать подходящую схему, если логотип является чисто символическим или исключительно шрифтовым.

Если логотип комбинируется, то можно использовать каждую схему отдельно для развития знаковой и текстовой частей, а в дальнейшем можно объединить оба компонента в комбинированный, не забывая при этом соблюдать правила построения композиции.

Современные знаки могут содержать не только векторные элементы и шрифты, но и растровые (рисунок, фотографии) и 3dmodels. Развитие интернета и интерактивной среды позволяет создавать логотипы, которые являются динамичными и изменяют свою форму в зависимости от различных условий, согласно определенным правилам, которые определяет дизайнер. Поэтому при разработке современного комбинированного логотипа, содержащего символическую составляющую, необходимо учитывать, какими художественными или виртуальными средствами он был создан. Однако общие требования к окончательной версии логотипа требуют, чтобы он был сохранен и реализован, как правило, в векторной программе.

2.2. Компьютерные шрифты

Компьютерный шрифт (или шрифт) реализован в виде цифрового файла данных, содержащего набор графически связанных символов, букв или символов.

Шрифты разрабатываются и создаются с использованием редакторов шрифтов. Шрифты, специально предназначенные для экрана компьютера, а не для печати, называются экранными шрифтами [4].

Шрифты могут быть моноширинными (т.е. каждый символ отображается на постоянном расстоянии от предыдущего символа, рядом с которым он находится во время рисования) или пропорциональным (каждый символ имеет свою ширину). Однако конкретное приложение для обработки шрифтов может влиять на интервал, особенно при выполнении выравнивания.

Наиболее распространены два способа описания и хранения компьютерных шрифтов: растровый и контурный.

В шрифте растрового формата символы хранятся в виде растровых картинок – матриц из точек-пикселов [9]. По этим описаниям точка за точкой строятся изображения символов на любом выводном устройстве. Однако при попытке преобразовать шрифт (например, увеличить кегль) качество изображения резко ухудшается, поэтому каждое начертание и каждый кегль всех используемых гарнитур надо описывать и хранить отдельно.

Растровые шрифты используются многими лазерными копировальными устройствами (в режиме DOS), а также для воспроизведения текстовых элементов интерфейса Windows (разрешение для печати – 350-450 dpi) [15].

На рисунке 1 представлен ассортимент астровых шрифтов из первой версии операционной системы Macintosh.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/29/Original_Mac_fonts.png/220px-Original_Mac_fonts.png

Рисунок 1 – Ассортимент астровых шрифтов из первой версии операционной системы Macintosh

Преимущества растровых шрифтов включают в себя [19]:

  • очень быстро и просто сделать;
  • легче создавать, чем другие виды;
  • немасштабированные растровые шрифты всегда дают один и тот же вывод при отображении на одном экране спецификации;
  • лучше всего подходит для дисплеев очень низкого качества или небольшого размера, где необходимо четко настроить шрифт для четкого отображения.

Основным недостатком растровых шрифтов является то, что визуальное качество имеет тенденцию к ухудшению при масштабировании или иным образом преобразуется по сравнению с векторными шрифтами, а обеспечение многих оптимизированных и специально разработанных размеров одного и того же шрифта значительно увеличивает использование памяти.

Гораздо большими возможностями обладают контурные или векторные шрифты. Здесь используется математическое описание контуров символов (т.е. они переводятся в кривые), что позволяет практически неограниченно масштабировать и модифицировать шрифты, делает их независимыми от конкретного выводного устройства. Это PostScript-шрифты векторных программ, таких, как Adobe Illustrator, Adobe in Design и др.

Ранние векторные шрифты использовались векторными мониторами и векторными графопостроителями с использованием их собственных внутренних шрифтов, обычно с тонкими одиночными штрихами вместо толстых выделенных глифов. Появление настольных издательских систем привело к необходимости универсального стандарта для интеграции графического интерфейса пользователя первых Macintosh и лазерных принтеров. Термин, описывающий технологию интеграции, был WYSIWYG («Что видишь, то и получаешь»). Универсальным стандартом был (и остается) AdobePostScript [2].

Основное преимущество векторных шрифтов состоит в том, что в отличие от растровых шрифтов они представляют собой набор линий и кривых, а не пикселей; их можно масштабировать, не вызывая пикселизации. Следовательно, символы контурного шрифта можно масштабировать до любого размера и иным образом трансформировать с более привлекательными результатами, чем растровые шрифты, но они требуют значительно большей обработки и могут привести к нежелательному отображению, в зависимости от шрифта, программного обеспечения для визуализации и размера вывода. Тем не менее, при необходимости векторные шрифты могут быть заранее преобразованы в растровые шрифты. Обратное преобразование значительно сложнее, поскольку растровые шрифты требуют эвристического алгоритма для угадывания и аппроксимации соответствующих кривых, если пиксели не образуют прямую линию.

Векторные шрифты имеют большую проблему в том, что используемые ими кривые Безье не могут быть точно отображены на растровом дисплее (например, на большинстве компьютерных мониторов и принтеров), и их рендеринг может изменять форму в зависимости от желаемого размера и положения.

Многие современные настольные компьютерные системы включают в себя программное обеспечение для этого, но они используют значительно большую вычислительную мощность, чем растровые шрифты, и могут быть небольшие дефекты рендеринга, особенно при небольших размерах шрифта. Несмотря на это, они часто используются, потому что люди часто считают время обработки и дефекты приемлемыми по сравнению со способностью свободно масштабировать шрифты.

Заключение

Графический дизайн - это творческая и дизайнерская деятельность, направленная на создание и развитие гармоничного сочетания и расположения знаковых систем, с тем чтобы эффективно донести сообщение до конкретной аудитории, используя выразительные средства.

Типография в графическом дизайне - это одна из самых важных составляющих. Она, как и графические образы и цветовые решения, способствует формированию визуальной и коммуникативной среды современности.

Шрифт является основой графического дизайна, он рассматривается не только как искусство, но и как наука. По своей природе шрифт динамичен, он постоянно изменяет и обновляет предметную систему законов, способов видения, мышления и эстетики.

Шрифт способен придать характер и индивидуальное изображение графическому объекту, и в то же время - обеспечить эффективное сообщение основной идеи. В эпоху модерна графический дизайн воплощает в себе самые разнообразные стили и направления; он позволяет возрождать стили из далекого исторического прошлого и продолжает развивать и совершенствовать тенденции в графическом дизайне современного мира.

Сегодня дизайнерам представлен широкий спектр как художественных, так и стилистических инструментов, которые можно использовать для объединения стилей прошлого и настоящего, чтобы найти что-то новое, не ограничиваясь никакими рамками.

Список литературы

  1. Багдасарян, Г. Шрифт-Конструктор. Дизайнеры о типографике [Текст] / Г. Багдасарян, Т. Чурсина : под ред. Г. Багдасарян ; сост. Т. Чурсина. - М. : ПараТайп, 2010. - 341 с.
  2. Белов С.А., Чуйко Л.В. Декоративный шрифт // ОНВ. - 2013.- №4 (121). – с.203-206.
  3. Беляев А.А. Актуальные проблемы современной веб-типографики: взгляд в будущее // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - №3. – с.15-22.
  4. Дубина, Н. Шрифты, которые мы выбираем... и шрифты, которые выбирают нас // Компью-Арт. 2000. № 4.
  5. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Москва [и др.] : Диалектика : Вильямс, 2006. 726 с.
  6. Королькова, А. Живая типографика [Текст] : А. Королькова. – М. : IndexMarket, 2010. – 224 с.
  7. Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама [Текст] : самоучитель / В. Д. Курушин. - М. : ДМК Пресс, 2012. - 270 с.
  8. Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама [Текст] : самоучитель / В. Д. Курушин. - М. : ДМК Пресс, 2012. - 270 с.
  9. Лаптев, В.В. Типографика: порядок и хаос [Текст] : В.В. Лаптев. – М. : АВАТАР, 2008. – 216 с.
  10. Мурашкин И.С., Решетова М.В. Эстетика шрифтов в современной типографике // Вестник МГУКИ. - 2016. - №4 (72). – с.108-114.
  11. Назайкин А. Н. Иллюстрирование рекламы. М. : Эксмо, - 2005.- 320 с.
  12. Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. «Дизайн», «Реклама» / Р. Ю. Овчинникова ; под ред. Л. М. Дмитриевой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 239 с.
  13. Прохорова Е.А. О классификации шрифтов и их функциях // Вестник ЧелГУ. - 2011. - №13. – с.164-170.
  14. Прохорова Е.А. О роли шрифтов и их функциях в произведениях художественной литературы // Lingua mobilis. - 2011. - №4 (30). – с.18-22.
  15. Родькин П.Е. Типографика в современной айдентике [Текст] : П. Е. Родькин. – Тезисы выступления на Шрифтовой конференции «Серебро набора».: Москва, Института бизнеса и дизайна, 2012.
  16. Тютчева Л.Д., Малород Е.Н., Хабриев Р.Б., Бизюк Е.А. Исследование художественных особенностей шрифта // ВЕЖПТ. - 2012. - №2 (57). – с.14-16.
  17. Уайт, Я.В. Редактируем дизайном. Классическое руководство: как завоевать внимание читателей [Текст] : для дизайнеров, арт-дир. и ред. / Я. В. Уайт ; [пер. с англ. Е. М. Фотьянова]. - М. : Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011. - 244 с.
  18. Феличи, Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн [Текст] : Д. Феличи / пер. С. И. Пономаренко. – СПб. : БХВ-Петербург, 2004. – 496 с.
  19. Шмелева, А. Классификация шрифтов : практика и проблемы // Publish. 2003. № 1.
  20. Шрифт-Конструктор. Дизайнеры о типографике [Текст] / Г. Багдасарян, О. Крылова и др. ; под ред. Т. Чурсиной. – М.. : ПараТайп, 2010. - 342 с.
  21. Якутова О.М., Петрова О.А. Шрифт как элемент дизайна веб-сайта // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. - №9. – с.273-274.

Антиплагиат

Оригинальность: 72,01%

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Университет»

Кафедра Визуальные коммуникации

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедры Визуальные коммуникации

___________________

Зотова А.С.

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент Кугушев Л.Г.

гр. ДБД-301

Тема: Шрифты. Классификация шрифтов

Срок представления курсовой работы к защите «19» июня 2020 г.

Исходные данные для курсовой работы:

Исследовать классификации и виды шрифтов. Рассмотреть шрифты в дизайне, а также компьютерные шрифты. Изучить строение, происхождение и развитие шрифтов.

Содержание курсовой работы:

Во «Введении» необходимо обосновать актуальность выбранной темы курсовой работы, сформулировать ее цель.

Обозначить:

- Объект исследования (Шрифты. Классификация шрифтов)

- Предмет исследования (Основные этапы работы по изучению шрифтов и их классификаций)

- Научную и информационную базу проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы является научная литература по теме исследования, учебные пособия и электронные ресурсы.

Глава1.

1.1 История происхождения и развития шрифтов

1.2 Классификация шрифтов

Глава2.

2.1 Шрифты в дизайне

2.2 Компьютерные шрифты

Заключение.

Необходимо подвести итог курсовой работы. Раскрыть содержание основных выводов, предоставить краткую характеристику результатов, полученных в ходе исследования. Сделать профессиональные выводы о собственных достижениях по итогам проделанной работы.

Список использованных источников.

Основная литература:

  1. Багдасарян, Г. Шрифт-Конструктор. Дизайнеры о типографике [Текст] / Г. Багдасарян, Т. Чурсина : под ред. Г. Багдасарян ; сост. Т. Чурсина. - М. : ПараТайп, 2010. - 341

Дополнительная литература:

  1. Белов С.А., Чуйко Л.В. Декоративный шрифт // ОНВ. - 2013.- №4 (121). – с.203-206.
  2. Беляев А.А. Актуальные проблемы современной веб-типографики: взгляд в будущее // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - №3. – с.15-22.
  3. Дубина, Н. Шрифты, которые мы выбираем... и шрифты, которые выбирают нас // Компью-Арт. 2000. № 4.
  4. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Москва [и др.] : Диалектика : Вильямс, 2006. 726 с.
  5. Королькова, А. Живая типографика [Текст] : А. Королькова. – М. : IndexMarket, 2010. – 224 с.
  6. Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама [Текст] : самоучитель / В. Д. Курушин. - М. : ДМК Пресс, 2012. - 270 с.
  7. Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама [Текст] : самоучитель / В. Д. Курушин. - М. : ДМК Пресс, 2012. - 270 с.
  8. Лаптев, В.В. Типографика: порядок и хаос [Текст] : В.В. Лаптев. – М. : АВАТАР, 2008. – 216 с.
  9. Мурашкин И.С., Решетова М.В. Эстетика шрифтов в современной типографике // Вестник МГУКИ. - 2016. - №4 (72). – с.108-114.
  10. Назайкин А. Н. Иллюстрирование рекламы. М. : Эксмо, - 2005.- 320 с.
  11. Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. «Дизайн», «Реклама» / Р. Ю. Овчинникова ; под ред. Л. М. Дмитриевой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 239 с.
  12. Прохорова Е.А. О классификации шрифтов и их функциях // Вестник ЧелГУ. - 2011. - №13. – с.164-170.
  13. Прохорова Е.А. О роли шрифтов и их функциях в произведениях художественной литературы // Lingua mobilis. - 2011. - №4 (30). – с.18-22.
  14. Родькин П.Е. Типографика в современной айдентике [Текст] : П. Е. Родькин. – Тезисы выступления на Шрифтовой конференции «Серебро набора».: Москва, Института бизнеса и дизайна, 2012.
  15. Тютчева Л.Д., Малород Е.Н., Хабриев Р.Б., Бизюк Е.А. Исследование художественных особенностей шрифта // ВЕЖПТ. - 2012. - №2 (57). – с.14-16.
  16. Уайт, Я.В. Редактируем дизайном. Классическое руководство: как завоевать внимание читателей [Текст] : для дизайнеров, арт-дир. и ред. / Я. В. Уайт ; [пер. с англ. Е. М. Фотьянова]. - М. : Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011. - 244 с.
  17. Феличи, Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн [Текст] : Д. Феличи / пер. С. И. Пономаренко. – СПб. : БХВ-Петербург, 2004. – 496 с.
  18. Шмелева, А. Классификация шрифтов : практика и проблемы // Publish. 2003. № 1.
  19. Шрифт-Конструктор. Дизайнеры о типографике [Текст] / Г. Багдасарян, О. Крылова и др. ; под ред. Т. Чурсиной. – М.. : ПараТайп, 2010. - 342 с.

Якутова О.М., Петрова О.А. Шрифт как элемент дизайна веб-сайта // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. - №9. – с.273-274.

Перечень графического материала.

Предоставить графики, схемы, иллюстрационный материал по теме.

Руководитель курсовой работы

____________________________________________________________________

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия) (дата)

Задание принял к исполнению:

Студент

C:\Users\Лев\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\M3SyfcQLSXs.jpg

________ ___Кугушев Лев Григорьевич____19.06.2020__

(подпись) (инициалы и фамилия) (дата)