Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (подробно)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что государство - основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности государственные интересы последних зачастую доминируют над интересами общества.

Государство обладает характерными признаками и чертами, отличающими его как от до государственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующей наряду с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и т. д.).

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

1 Предпосылки возникновения государства

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Вместе с тем, как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них

    1. Экономические предпосылки возникновения государства:
    • переход от присваивающей экономики к производящей;
    • появление и углубление общественного разделения труда;
    • рост производительности труда и появление прибавочного продукта;
    • появление частной собственности на орудия и продукты труда;
    • появление товарообмена (рынка).
    1. Социальные предпосылки возникновения государства:
  • переход от матриархата к патриархату;
  • запрет инцеста (кровосмешения);
  • возникновение семьи, как первичной экономической и социальной ячейки общества;
  • раскол общества на классы (бедных – богатых, свободных – угнетенных);
  • появление социальных противоречий (антагонизмов);
  • разложение рода.
    1. Общие причины возникновения государства:
  • усложнившиеся задачи управления обществом;
  • охрана прав, интересов и привилегий собственников;
  • поддержание общественного порядка, необходимого для функционирования экономики;
  • необходимость разрешения споров и конфликтов;
  • необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий.

Основные пути образования государства:

      1. Азиатский путь (Шумер, Египет, Китай, Вавилон, Индия);
      2. Европейский путь:
  • античная форма (древнегреческие города – полисы, древний рим);
  • Средневековая форма (Франция, Англия, Россия, Германия, Италия, другие европейские государства).

2 Признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

3 Теории происхождения государства

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

      1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле.
      2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.
      3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию.
      4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин.
      5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим.
      6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
      7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.
      8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

4 Пути возникновения государства

В науке различают восточный и западный пути возникновения государства.

Первые государства восточного типа возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др.., Т.е. в зонах поливного земледелия, что позволяло резко повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать аппарат управления, который не участвовал в производственной деятельности. Поливное земледелие требовало строительства каналов, дамб, водоподъемников и других сооружений, поддержания их в рабочем состоянии. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым централизованным управлением, поскольку объем работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю.

Структура государства восточного типа была подобна пирамиде: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот, чья власть носила божественный характер; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины. Главное средство производства - земля - формально находится в собственности общин, общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь подданных, что оказалось в безраздельной власти государства.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками делали значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, рабы основном были собственностью государства и храмов и, по сравнению с общинниками-земледельцы, не были основной производительной силой.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; отличались мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства, а частная собственность имела второстепенное значение. Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

5 Становление государства

В IX в. у восточных славян появляется государство. Предпосылки для его создания  складывались на протяжении многих столетий. В VI – VIII вв. у восточных славян существенные сдвиги произошли в экономической жизни. Помимо подсечного земледелия, которое было связано с коллективным трудом, развивается еще и пашенное, позволявшее вести хозяйство отдельными семьями. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей послужила толчком к распаду родовых коллективов и появлению соседских общин.

Теперь люди объединены не родством, а общей территорией, земли распахиваются силами отдельных семей. Стало возможным покинуть родовую общину без риска оказаться изгоем. Также родовая замкнутость общин нарушалась вступлением в их ряды чужих «изгоев». Члены соседской общины, индивидуально владевшие пашенными земельными участками, могли также пользоваться угодьями, которые принадлежали общине. Родовые отношения дольше всего сохранялись в глубине лесов. Самостоятельность некоторых семей привела к имущественному разделению общины. Появляются частная собственность на орудия труда и землю.

Таким образом, формированию раннефеодального государства способствовали следующие факторы: развитие земледелия; отделение ремесла от земледелия; распад родовых связей внутри общин; рост имущественного неравенства; развитие частной собственности.

Союзы племен, которые объединялись в суперсоюзы, представляли собой начальную форму государственности. Одним из них был союз во главе с Кием. Он считается основателем города Киева и Киевского княжества. Время Кия связано с периодами походов славян на Дунай и в Византию. По приглашению византийского императора Кий ездил в Царьград, по возвращении из столицы он жил в низовьях Дуная и основал там город Киевец. Потом Кий вернулся в Киев, где и умер.

Русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Северные племена славян платили дань варягам, и в 859 г. новгородцы «изгнали их за море», что привело к междоусобной борьбе. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы послали за варяжскими князьями. В 862 г. под Новгородом появился Рюрик с небольшой дружиной. Его брат Синеус занял Белоозеро, а Трувор – Изборск. Приемник Рюрика – Олег в 882 г. предпринял поход на Киев, где княжили Аскольд и Дир. Олег обманом и хитростью убил обоих, захватил власть и сделал Киев своей столицей. В свое правление Олегу удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.

Важнейшим этапом развития древнерусской государственности было объединение Киева и Новгорода. После Олега княжить стал Игорь, сын Рюрика. Он подчинил себе угличей, совершил два неудачных похода на Царьград. Итогом следующего этапа стало подписание мирного договора. Сын Ольги и Игоря Святослав мало интересовался делами внутри государства. После его смерти началась междоусобная борьба, в которой победителем стал младший сын Святослава Владимир. Именно в годы его правления завершилось оформление древнерусской государственности. Он назначил на княжение в девяти центрах Руси своих сыновей.

Дискуссии о появлении государства Русь породили большие разногласия между норманистами и антинорманистами. Нормальная теория утверждает, что государство на Руси создано скандинавами. Однако у историков имеется много доказательств, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов.

6 Определение государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История политических и правовых учений/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. М.: Юристъ, 1999
  3. Черданцев А.Ф. Теория государства и права// М.:Юрайт 2000. 432с
  4. Шумков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права. - 1999. -N7. -С.49-57
  5. Шумков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права .- 1999.-N7.-С.49-57
  6. Миголатьев А.А. Философия государства// Соц.-гуманит.знания. - 2001. - №6. - С.42-60
  7. Шумков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права. - 1999. -N7.-С.49-57