Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права ( Теории происхождения права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права – это, прежде всего, фундаментальная юридическая наука, изучающая общие закономерности происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии. Сущность государства — это внутренний смысл его деятельности, который выражает единство общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов граждан. Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи («общие дела»), без которых не может функционировать ни одно общество. Право – один из видов регуляторов общественных отношений и как социальный институт, возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они обеспечивают эффективность действия друг друга. Право - одно из самых ценных приобретений, созданных человечеством на путях его исторического развития. Оно является важным инструментом общественного прогресса. Организации государственной власти, предназначенные для управления государством, контролируют выполнение правовых предписаний и в случае их нарушения, реализуют соответствующие юридические санкции. Возникновение права, во многом аналогично происхождению государства. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные и универсальные из них стали важными источниками права и по сей день действительны. Как возникло право? Этот вопрос очень актуален и особенно интересен тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией. В далеком историческом прошлом имели место споры о понятии права и государства, об их соотношении, они продолжаются и в настоящем. Со временем развития государства и общества вместе с ним, появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Менялось представление о праве. Тем самым, объектом юридической науки являются общественные отношения, связанные с такими важнейшими социальными институтами, как право и государство.

Изучение права, его функций и теорий возникновения, имеет большое значение, т.к. без права существование современного цивилизованного общества нереально. В первобытном стаде, на первых этапах, индивиды не выделялись и было вполне достаточно запретов и обычаев, исходящих от естественных требований, поддерживающих человеческий род. Например, добыча пищи и разделение обязанностей между мужчиной и женщиной; обычай экзогамии, т.е. запрещение брачного общения внутри рода и предписание этого общения за его пределами и т.д.

Возникновение права так или иначе, зависит от общества, их культуры, религий, духовности, моральных принципов, а также от той среды в которой они живут, созидают и т.д. Тем самым, изучая процесс происхождения права, мы глубже познаем социальную природу. Это позволяет четче определить и проанализировать функции права, установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Предметом курсовой работы является правовая сторона определения права и его источники.

Цель курсовой работы, проанализировать возникновение права и его основные характеристики.

Задачи курсовой работы следующие:

- рассмотреть возникновение и развитие права;

- проанализировать многообразие теорий происхождения права;

- выявление сущности, основного предназначения права;

- определить современное понимание права в российской науке;

- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию. Актуальность и выбор данной темы обусловлен тем, что познание теорий возникновения права, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано. Курсовая работа состоит из трех глав, названия глав соответствуют своему содержанию.

ГЛАВА 1

Возникновение права и его развитие

Общество представляет собой совокупность индивидов, складывающаяся на основе поиска компромисса между личными и коллективными интересами. Поэтому организованность общества определяется гармоничным сочетанием общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведет к дестабилизации общественной жизни. Право же, как известно, это регулятор общественной жизни, контроль и совместимость интересов общества и социальных норм. В наши дни, оно подкреплено мерами государственного принуждения, закреплено в законе или ином официальном акте. Однако на начальных этапах, в первобытном обществе, все начиналось с запретов, обычаев, традиций и табу. Все это исходило от естественных потребностей и инстинктов самосохранения. На процесс возникновения и развития права также воздействовала специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. На Востоке, где особенно ценились обычаи, весомым фактором развития и происхождения права была религия (Коран в мусульманских странах, Законы Ману в Индии, идеи Конфуция в Китае). Обнаружение совершенно нового явления в общественной жизни настолько поразило воображение, что праву стали приписывать божественное происхождение. Почти у всех народов сохранилось поверье, как боги дали людям право. Это представление заметил в Греции Демосфен, назвавший право изобретением и даром богов. Людям было трудно примириться с мыслью, что такое мудрое средство поддерживания общественных связей, как право, могло быть творением простых смертных.

Вкратце, возникновение права происходит под воздействием трех факто ро в:

- социально -культурного ;

- социально -экономического 

- классово -политического .

С преобразованием общества, прогрессировало и право, его развитие подразделяется на несколько основных стадий. Первая стадия (стадия детства) может быть названа архаичное право. Хронологические рамки его трудно обозначить, особенно если речь идет о его возникновении. Однако, говоря о завершающем периоде стадии существования архаичного права, можно указать, да и то весьма приблизительно, на IX-XI вв. Применительно к этой стадии развития права допустимы и такие названия, как право племенное, народное, обычное, варварское, примитивное, вульгарное. Следует пояснить, почему допускаются применительно к архаичному праву такие синонимы. Причина этому локальный, местный характер человеческой жизни в этот период. Одним словом, что ни община, деревня, племя, народ, то "свой норов", т.е. своя система норм (отсюда название племенное право).

Архаичное право вырабатывалось самим народом (откуда и происходит термин «народное право») и имело несистематизированный характер, оно не знало деления на отрасли. В первых известных правовых памятниках было нагромождено все: нормы об уголовных деяниях, нормы имущественного характера, земельные, торговые, семейные и др. Другие правовые источники также строились по принципу простого расположения материала. Это и послужило причиной преобразования всех этих норм в обычаи, т. е. правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни многих и многих поколений, и закрепившихся в результате многократного возобновления (отсюда проистекает их альтернативное наименование — «обычное право»).

Вторая стадия именуется сословным правом (право отдельных общественных слоев), началась в IX—XI вв., а завершилась к XV—XVII вв. В результате расслоения общества по социальному положению (феодалы, духовенство, крестьяне и др.) и по роду профессиональных занятий (земледельцы, ремесленники, торговцы и др.), вытекает соответствующее название этого периода. Причиной дифференциации общества, послужило разделение общественного труда по специализации, а также постепенное экономическое развитие.

В этот период начинается более углубленное размышление над понятием права, возрастает круг письменных источников. Сословное право облачается не только в устную, но и в письменную форму. Для архаичного права, письменная форма была редкой и даже экстраординарной, однако для сословного права она становится обычной, не вызывающей удивления. Первым письменным памятником русского права этого периода является «Русская правда» (IX—XII вв.). За ней последовали княжеский Судебник Ивана III (1497 г.) и царский Судебник Ивана IV (1550 г.). Первым печатным памятником русского права стало Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.). Однако, непонятно, как сословия могли защищать свои нормы, если они нарушались либо представителями этого сословия, либо иными людьми. Более того, сословное право было неоднозначным и не универсальным, т.к. регулирование конфликта внутри сословия был решаем, но между сословиями лишь в самой минимальной степени. Подобные недочеты приводили к восстаниям и бунтам в средневековом обществе.

Третья стадия - развитое или общегосударственное право. Его возникновение в Европе относят к XVII в., времени буржуазных революций и перехода от традиционного общества, основанного на сельскохозяйственном производстве, к индустриальному. В этот период развивается промышленность. В экономической сфере общество переходит к развитым товарно-денежным отношениям, или рыночным отношениям. Общегосударственное право имеет две главные особенности: 1) целенаправленное формулирование норм права преимущественно органами государства, причем особой их разновидностью — законодательными органами; 2) охрана правовых норм государственными органами, причем здесь снова выделяется их особая разновидность — правоохранительные органы. В процессе развития общество осознает, что сохранение мира и безопасность людей, выгодно для всех, вне зависимости от той или иной территории.

Субъекты, обладающие собственностью и чувствующие себя в связи с этим достойно, участвуют в решениях вопросов, связанных с управлением делами общества, более того, они требуют, чтобы принципиальные вопросы жизни страны решались только с их участием. Происходят изменения в политической сфере: государственная власть, ранее объединенная и находившаяся в руках единоличного правителя (короля, царя, императора и др.), начинает разветвляться между различными государственными органами. Появляются парламенты, главное назначение которых — законотворчество. Одним словом, принцип разделения властей начинает реализовываться.

На этом развитие права не останавливается. Оно продолжает эволюционировать совместно с обществом. Интеграционные процессы в Европе привели к появлению новых правовых систем — европейского права (права Европейского Сообщества — права ЕС) и права Совета Европы. Возможно, в ближайшем будущем, путем глобализации и усовершенствования, правовые системы сольются в одну мировую систему права. Также, не исключено предположение о создании других международных органов.

ГЛАВА 2

ПОНЯТИЕ ПРАВА

2.1 Теории происхождения права

Ещё с древних времён, люди начали размышлять над вопросом о причине и путях возникновения права. Как и во всех научных исследованиях, прийти к единой точке зрения было невозможно. У каждого была своя аргументированная теория. Таким образом, возникло несколько теорий о происхождении права, каждая из них соответствующая своему периоду:

  1. Теологическая теория – одна из первых теорий, связанная с добром и справедливостью. Но не с позиции человеческого разума, а воли Бога, высшего разума. Древняя Греция, Рим и Египет были пропитаны религиозными убеждениями. Они верили в возможность вступления в контакт с высшими силами, кары за свои поступки, а также в передаче личной воли Божества.
  2. Теория естественного права. По мнению сторонников этого права, естественное право исходит от природы и присуще человеку от рождения. Её развитием занимались: Руссо, Локк и др. Закон природы, утверждал Дж. Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права. Они договорились создать государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями. Естественные права транслируются законами и обеспечиваются наказанием нарушителей закона в той степени, в какой это может воспрепятствовать нарушению естественных прав.[1]
  3. Историческая теория (школа) права. Историческая теория права сформировалась в начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта. Согласно этой теории, право зарождается и развивается исторически, вместе с обществом. Важнейшим источником права являлся обычай, кодификация законов не принималась. Савиньи приравнивал право к языку народа, его манерам и физическим характеристикам людей. Так же, как и язык, право, по его мнению, вырастает из национального духа, народного сознания. Свой специфический характер, присущий лишь этому народу, право приобретает еще в самый ранний период его истории. Вот почему право исключает все факторы случайностного и произвольного происхождения.[2]
  4. Марксистская (классовая) теория права. Основателями этой теории являлись К. Маркс, Ф. Энгельс. Основная идея, воля господствующего класса, воздвигнутая в закон. Одно из достоинств этого права являлось то, что стали акцентировать четкие критерии правомерного и противоправного, обратили внимание на тесную связь права с государством. Несмотря на это, все же преувеличивалась роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, что ограничивало существование права историческими рамками классового общества.
  5. Психологическая теория права. Посредники: Л.И.Петражицкий, Росс, Рейснер и др. Это право основывается на идее психики людей, как главного фактора развития общества. Учитываются психологические процессы, которые существуют параллельно с процессами экономическими, политическими и пр. Источник прав человека рождается не из законодательства, а из психики самого человека. Согласно мнению Л.И.Петражицкого, право имеет две ступени: 1) позитивное право, нормы, установленные органами государства; 2) интуитивное (личное) право, практически оторванное от государства. Содержит эмоциональные переживания, т.е. запреты и веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести.

И это только основные теории права. С течением истории, теорий и размышлений становится больше, этому способствует развитие экономики, политики, науки и т.д. Все больше стало преобладать общество, их интересы, быт и автономность. Однако на этом процесс усовершенствования права конечно же не останавливается.

2.2 Сущность основного предназначения права

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью демократического государства с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества как системы осуществляется путем нормативного регулирования, а не путем использования власти. Для понятия сущности права, важно определить признаки права, это: общеобязательность, системность, формальная определенность, нормативность, а также исходит от государства. Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке стабильность и упорядоченность общественных отношений, свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей.[3]

[4]

Таблица 1 Понятия права

Говоря о сущности, упоминается понятие функции. Функция права – это социальное назначение права, она разъясняет её сущность и предназначение, воздействует на общественные отношения.

Функции права классифицируют по различным критериям:

  1. по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
  2. по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;
  3. по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;

Также функциональное воздействие права, зависит и от сферы общественных отношений. К примеру, межотраслевые функции, действующие в отношении публичного или частного права, материального или процессуального. Общеправовые, отраслевые и другие сферы общественных отношений, касающиеся права.

Функции права подразделяются на основные (специально-юридические) функции:

  1. Регулятивная функция. Регулятивная функция права является основным назначением права и заключается в упорядочении, предусмотрении и закреплении общественных отношений. Выражается в установлении позитивных правил поведения, предоставление персональных прав и, возложении на субъектов права юридических обязанностей.
  2. Охранительная функция. Охранительная функция права - это вызванное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Если регулятивная функция указывает участникам регулятивных отношений, что они могут и должны делать в тех или иных ситуациях и каковы у них для этого юридические возможности (средства), то охранительная функция информирует адресатов правовых норм о том, какие социальные ценности взяты государством под охрану и какие неблагоприятные последствия следуют в случае посягательства на них.

И общесоциальные функции:

  1. Политическая функция. Политика – это не просто определение задач государства и деятельность органов государственной власти. Политическая функция права заключается, прежде всего, в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений, отношения между классами и нациями. Также, важный объект в политической функции права, не теряющей своей актуальности – это права и свободы человека. Согласно ч.1 статьи 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» Конституция РФ.
  2. Воспитательная функция. Это функция права, в рамках которой рассматривается то, как право, отражая определенные принципы, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения. Выравнивает нравы, понятия, менталитет, образованность и т.д.
  3. Теоретическая функция. Задача этой функции заключается в способности разъяснять существующую государственную и юридическую практику, правовые системы, законы их развития. Изучать будущее развитие права, юридической науки и практики.

На этом функции права не заканчиваются, право также выполняет методологическую, оценочную, идеологическую и др. функции. Но все они вытекают из основных функций права и содержат основную суть и идеологию. История права всех народов показывает нам везде почти один и тот же порядок, в каком происходил переход к правовой нормировке. Прежде всего, правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти. Это относится к князю, жрецам, дружине. Уголовное право за политические преступления выступает как первый ряд норм права, исходящих от политической власти. Вообще уголовное право составляет главное содержание юридических памятников, причем, чем сборник древнее, тем больше его уголовное содержание. За уголовным правом следуют нормы, определяющие, что должно вносить население в пользу власти – это дань, уроки, налоги. Далее следуют нормы процессуальные. Определение порядка судопроизводства составляет важное содержание древних юридических памятников. Это легко понять, если принять во внимание, что низшие классы заинтересованы главным образом в том, чтобы судили не по произволу, а по установленным правилам. Это первая уступка, делаемая господствующим классом всей массе населения. И только на последнем плане выступают уже нормы гражданского права. Сначала власть стремится укрепить свое положение и отношения между подданными ее не интересуют: это их дело, а не государственное. Только много позднее власть приходит к сознанию, что истинная опора ее в самом обществе, а следовательно, чем прочнее правовой порядок, тем тверже основа, на которой держится государственная власть.[5]

ГЛАВА 3

Современное понимание права в российской юриспруденции и определение понятию права

В настоящее время, как и в зарубежной, так и в отечественной юриспруденции нет единого представления о праве, и проблемы понимания права становятся вечными и неизменными. Анализ состояния современного российского теоретического правопонимания позволяет говорить ряду ученых о симптомах кризиса. Этот кризис связывают с несогласием марксистской школы объяснения политико-правовых феноменов и образовавшейся вследствие этого «черной дырой» в теории государства и права, «заделывать» которую предстоит не одному поколению ученых. Большинство современных попыток модернизировать российскую теорию права представляют собой, как считает современный теоретик права А.В.Поляков, эклектичное сочетание разнородных начал и идей, плохо согласующихся между собой и в силу этого не удовлетворяющих элементарным требованиям, предъявляемым к научным теориям. Само существование правоведения, резюмирует он, как системы научного знания тем самым становится под сомнение. Подобную оценку российскому правоведению дает российский теоретик права А.Ф.Черданцев, который убежден, что «советская юридическая наука ничего нового в проблему понимания права не привнесла. Мы наблюдаем элементарное эпигонство – утверждает он, - повторение идей других теорий в разном их сочетании, а иногда и прямую апологетику… Склонность к той или иной идеологии неизбежно отражается и на научных позициях отдельных авторов, в том числе авторов учебников и учебных пособий. Здесь мы видим приверженцев как марксистских взглядов на сущность государства и права, так и либерально-демократических. Зачастую наблюдается промежуточная позиция, иногда переходящая в эклектизм, т.е. желание соединить разные подходы и взгляды на те или иные проблемы».

Но, как свойственно науке, среди российских ученых существует и другая точка зрения. Российский правовед М.Н.Марченко полагает, что, «несмотря на отдельные эмоциональные, зачастую порожденные новой политической конъюнктурной в России и других странах, всплески в целом вполне естественный, обусловленный объективными изменениями в экономике, обществе и государстве процесс пересмотра некоторых прежних взглядов и подходов, а также зарождения и становления новых государственно-правовых воззрений и доктрин проходил вполне достойно и без особых потрясений». Подобной точки зрения придерживается и другой российский философ Д.А.Керимов : «…в последние годы стали появляться труды по философии права, которая постепенно, но неуклонно обретает «право гражданства» в системе юридических наук, а со стороны широкой юридической общественности… осознается… действительным средством преодоления юридического догматизма и позитивизма, методологической базой познания права, всех отраслей юридической науки».

Однако, как часто происходит в любой науке, истина лежит где-то посередине между крайними точками зрения. Действительно, фундаментальных научных результатов «зарождения и становления новых государственно-правовых взглядов и доктрин» не видно. Но есть попытки теоретически обдумать традиции правовой мысли, в частности русской, на основе достижений современной философско-правовой науки, есть попытки сформировать новые теоретико-методологические подходы к пониманию права в результате интеграции наук.

Необходимо признать, что идеи гуманизации права, «расширения» его трактовки за счет сущностных признаков образуют в последние годы устойчивую тенденцию в российской науке. Для современной юридической науки, как утверждает российский правовед М.И.Байтин, характерен «процесс углубления нравственных начал отечественного права, сближения права и морали демократического общества». Действительно, в нынешних условиях осмысление права с философских, аксиологических, социологических, культурологических или политологических позиций стало необходимым. Но выработанные таким образом определения понятия права приходят в противоречие с существующим механизмом его реализации, с практикой применения права. Однако новое понятие права должно гармонично вписываться во всю правоведческую науку. Поэтому проблема соотношения сформировавшихся концепций правопонимания является на сегодняшний день, пожалуй, самой актуальной.

В современной юридической науке по-прежнему существует представление о праве как о системе общеобязательных, неперсонифицированных, формально-определенных, установленных государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти, направленных на урегулирование общественных отношений. Данная точка зрения очень близка ранее господствующему в советской правовой науке марксистскому подходу к пониманию права, по которому право есть закон. «Право всегда выражает государственную волю» - именно так описывается один из основных признаков права. Ставя права в непосредственную зависимость от «государственной воли», последователи данного типа правопонимания «возрождают» основные положения юридического позитивизма, хотя некоторые из ученых не отрицают значимость содержательного компонента.

Сохраняется в современной российской юриспруденции проблема дуализма естественного и позитивного права. С точки зрения известного российского теоретика права В.К.Бабаева, для того чтобы уяснить суть права и его признаки, уместно обратиться к старой, хорошо разработанной в дореволюционной юриспруденции идее деления права на позитивное и естественное. Как он сам утверждает: «Естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве… Позитивное право – это право, которое выражено в принятых государством нормах, законодательстве, а также в других источниках права».

С подобным идейным положением так или иначе соглашаются и другие авторитетные российские правоведы. К примеру, естественное право, утверждает С.С.Алексеев, само по себе не выражено в каких-либо особых нормах. Оно находится за нормами. Естественное право «представляет собой, - по утверждению ученого, - более глубокий, основательный, исходный в жизни людей феномен, источником которого является… либо «сама природа», либо естественный порядок вещей».

Довольно интересным является взгляд на право современного российского правоведа Р.З.Лившица, применившего структурно-функциональный подход к определению понятия «право». По мнению ученого, современному этапу развития российского общества, отвечает именно такое понимание, при котором право – это совокупность идей, норм и реальных отношений. Если право – «система только норм,- спрашивает Р.З.Лившиц, - тогда зачем оно, право?». Право включает три компонента: правовые идеи, нормы права, общественные правоотношения. Предложенная структура – это следствие определенного правопонимания. Среди названных трех нет главных и неглавных, первостепенных и второстепенных. Каждый элемент необходим: при отсутствии хотя бы одного из них, указывает Р.З.Лившиц, мы имеем дело с другим общественным феноменом, но никак не с правом.

Антропосоциологический подход позволяет рассматривать право, как явление сугубо социальное, которое зарождается и функционирует в социуме. Право принадлежит к классу таких социальных явлений, как мораль, религия, этикет, которые выступают как нормативно-регулятивные системы. Каждая из них – это социально-культурный комплекс норм, идей и отношений, определяющий характер и направления человеческой деятельности через формирование и реализацию поведенческих стереотипов. Право имеет свою собственную жизнь и собственные особенности, не сводимые к государственно-властному характеру юридических предписаний. Право есть результат объективного процесса правообразования. Неотъемлемая часть права, его источники и цель – это общественные отношения. Именно к общественным отношениям обращены принимаемые нормы. Если норма осталась на бумаге, не реализовалась в общественных отношениях, она не выполнила функции права, как социального регулятора. Действительную жизнь праву придают реализация норм, их претворение в общественную жизнь, человеческую практику. Только претворение в жизнь права, подтверждает его функционирование в качестве социального регулятора. Таким образом, право – это нормативно закрепленные правовые идеи, регулирующие общественные отношения, с целью достижения общественного согласия.[6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе деятельности над курсовой работой на тему: «Возникновение права» был изучен ряд литературных источников. Основными являются труды по теории права, из которых подчерпнут теоретический материал, прежде всего взгляды тех или иных школ права.

Возникновение права – длительный и непрекращающийся процесс, протекающий в течение жизни многих поколений, а также закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубление и нарастание социальных противоречий и конфликтов.

Право призвано регулировать общественные отношения, делать так, чтобы ничто не помешало человеку оставаться свободным. То же самое касается и имущества людей. Право загоняет нас в определенные рамки, которые созданы для того, чтобы мы были защищены и обеспечены.

Право должно иметь обязательный государственно-волевой характер. Его классовая и общечеловеческая сущность проявляется именно в этом. Да, считается, что право выражает волю народа. Чем обусловлена эта воля? В большинстве случаев – экономическими условиями жизни, чуть меньше влияют условия природные и духовные.

Согласимся, что справедливость – это тоже понятие довольно-таки относительное. В разные времена ей придавали разное значение. Институт представительной власти появился уже давно, благодаря которому народная воля и смогла воплотиться в законе, который имеет общеобязательный характер. Общественная воля становится волей государственной, и имеет следующие признаки: - должна стимулировать всевозможные притязания и интересы населения; - не должна находиться в зависимости от интересов отдельных лиц, объединений, слоев, групп и так далее; - должна охраняться специально созданными органами.

Рассматривая понятие и сущность права, стоит сказать, что характер его является нормативным, это связано с проявлением его в реальной жизни, и представлено совокупностью различных юридических норм. Нормативное выражение очень важно, так как воля, воплощенная в законе, не будет иметь никакой юридической силы. Государство должно находиться в определенной связи с правом. Эта взаимосвязь проявляется в том, что государство имеет возможность прибегать только к тем принудительным мерам, которые не противоречат праву. В принципе, это относится только к правовому государству, в котором действительно учитываются существующие законы. Право носит общеобязательный характер. Это означает, что законы создаются для всех и не должно существовать отдельных лиц, на которых бы не действовали принятые и санкционированные нормы. Важна формальная определенность права. В данном случае его характеризует: - специфическая структура норм (они состоят из гипотезы, диспозиции, а также санкции); - связь с обязанностями, которые необходимо выполнять для того, чтобы быть обладателем права; - юридической техникой, которой оформляются нормы.

Нормы права государство заключает в определенные формы, которые являются способами выражения его воли. Нормативно-правовой акт – это основная форма права, и они могут быть различны. Конечно же, самым значимым и главным из них в нашей стране так же, как и во многих других является именно Конституция.

На основании исследуемого материала мы видим, что обществу в эпоху цивилизации потребовался принципиально новый социальный регулятор, который смог бы выполнить по крайней мере две задачи. Первая - обеспечить в обстановке усложнения всей общественной жизни функционирование общества как сложной и динамической системы, целостного организма, несравненно более высокого порядка, чем первобытное общество. Второй задачей в условиях цивилизации явилась необходимость провести в жизнь исходное гуманитарное начало - закрепить и обеспечить надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу, следствием чего в экономических отношениях является право собственности и свобода договоров, а социально-политической сфере - личные, политические и социальные права и свободы. Тем самым подтверждена актуальность темы, что возникновение этого социального регулятора, получившего название "право", связано с формированием государственной власти, ее институционного выражения - государства.

Возникновение права непосредственно обусловлено требованиями самого общества, вступившего в эпоху цивилизации, прежде всего требованиями обеспечения его целостности, товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными началами.

На основании проведенных исследований, мной был сделан вывод, что, возникнув, право, заняло центральное место в системе социального регулирования общества. По своим свойствам и регулятивным качествам, по заложенной в нем социальной энергии право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества. Знания, накопленные человечеством в области юридической техники, позволяют сделать оптимистический вывод: прогресс права идет неуклонно и поступательно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Юрайт, 1998.

(§ 1. Причины и условия возникновения государства и права)

[https://lawbook.online/page/otgp/ist/ist-16--idz-ax309--nf-18.html]

2. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум;, 2000. (§ 3. Сущность государства)

[https://lawbook.online/page/tgpua/ist/ist-16--idz-ax308--nf-18.html]

3. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. – М.: 2004.

3.1. [http://knigi.link/gosudarstva-prava-teoriya/harakteristika-pervobyitnogo-obschestva-26539.html]

3.2. Стадии развития права [http://knigi.link/gosudarstva-prava-teoriya/stadii-razvitiya-prava-26598.html]

4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.

5. Леоненко Н. Т.. Законодательная техника : учеб. пособие / Н. Т. Леоненко ;

РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. — Новосибирск : Изд-во СибАГС,2015. — 276 с.. 2015.

6. Алексеев С.С.. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 8:

Учебники и учебные пособия. – М.,2010. – 480 с.. 2010

7. Г.Д. Гриценко. Правопонимание в современной российской юриспруденции. 2002.

8.  Таблица была взята из источника: Петров А.В.. Теория государства и права. Учебное пособие. Челябинск, 2002. 2002

  1. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004

  2. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004

  3.  Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 8: Учебники и учебные пособия. – М.,2010. – 480 с.. 2010

  4.  Петров А.В.. Теория государства и права. Учебное пособие. Челябинск, 2002. 2002

  5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.

  6. Г.Д. Гриценко. Правопонимание в современной российской юриспруденции. 2002.