Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права(Процесс расслоения общества и его последствия)

Содержание:

Введение

Возникновение права – один из самых сложных вопросов юридической теории. На сегодняшний день он остается предметом дискуссий, как и несколько сот лет назад.

Теория государства и права – это основная общеюридическая наука, изучающая и рассматривающая наиболее общие принципы, и закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Право - это система обязательных к исполнению нормативных актов, правил, а также предписаний, которые формально закреплены государством. Государство является как исполнителем, так и органом, который их устанавливает. Основные функции права заключаются в регулировке самых значимых общественных интересов, с помощью предоставления субъективного права личности. Оно же возлагает на личность обязанности и является голосом общества. Право тесно взаимодействует с политической, экономической системами и государством. Исходя из принятых политических решений, общество решает, как ему реагировать в различных жизненных ситуациях. Поэтому смысл связи права и политики (равно государства) определяется в настоящем выражении интересов всего населения страны и в объективности функционирования политико-правовой системы.

Выбирая тему для написания курсовой работы, я руководствовалась, прежде всего, ее актуальностью. Так как право является важнейшим регулятором общественных отношений, без правильного функционирования которого не возможна нормальная жизнедеятельность любого общества. К тому же право - наиболее значимый компонент юриспруденции. От его понимания во многом зависит постановка задачи научных исследований, а также общая ориентация юридической практики. Но чтобы понять такое сложное общественное явление, как право, необходимо обратиться к его истокам, исследовать процесс его формирования и дальнейшего развития на первоначальном этапе общественной формации.

Целью курсовой работы является изучение истории развития возникновения права.

Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть возникновение права: историю и развитие;

- провести сравнительную характеристику восточного и западного пути возникновения государства и права;

- исследовать психологическая теорию права и происхождения права.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

- изучение учебной литературы, научных статей;

- анализ нормативно – правовых документов, регулирующих вопросы права

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1 Возникновение права: история, развитие

Как известно, теория о государстве и праве — это набор знаний, сформированных в процессе становления государственности, аккумулирующий в себе все политико-юридические закономерности, в процессе которых возникают, развиваются и функционируют государственно-правовые явления. Эта теория наглядно поясняет сущность государства и явления, свойственные ему. В простом понимании такие явления представляют собой различные материальные, духовные, информационные факторы и феномены, которые напрямую связаны с процессом становления государства в целом и регулированием процесса установления норм права в этом государстве [7]. А в дальнейшем рассматривается их взаимосвязь с процессом формирования общественных взаимоотношений.

На базе этой теории рассматриваются закономерности возникновения государственно-правовых явлений и их политические и юридические свойства. Помимо этого, изучается непосредственный процесс их взаимосвязи как между собой так и с другими социальными явлениями.

В процессе формирования государством собственных правовых норм и последующим их исполнением, формируются процесс политического господства, необходимого для воздействия на общественные отношения. Для этого создаются законодательные и политические нормы права, судебная и правоприменительная деятельность, правотворчество и различные отрасли права, правопонимание и другие. Это и будут правовые явления, рассматриваемые в теории государства и права. Также к ним нужно отнести такие признаки государственности как законность, правопорядок, правоотношения, юридический факт, юридическая обязанность и субъективное право, правосознание и реализация прав, правонарушения и дальнейшая ответственность.

Следовательно, это явления, влияющие на общественное развитие, имеющее свое отражение в формировании государства и права, создание и реализация социально-политических целей государства, становление механизма государственно-правового регулирования возникающих в государстве общественных отношений и дальнейшее их развитие.

Существует так называемая общая версия возникновения права, которая формируется на наиболее достоверных фактах и источниках, на логических заключениях и наблюдениях. Человек как существо разумное в какой-то момент понял, что более не может существовать как стадное животное. Ему потребовались комфорт, безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Именно на основании подобных требований образовался прототип современного государства. Появились главы общин, которые вершили власть над всеми живущими в племени людьми. Эти главы, в свою очередь, на основании существующих верований, традиций и обрядов создали рамки допустимого для каждого человека и выдвинули табу-список. Это и стало первой конституцией, которая, очевидно, не была закреплена в письменной форме, но существовала в разумах людей [9].

Официально считается, что возникновение и развитие права как точной и незыблемой системы юридических норм берет свое начало примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Именно тогда одна из мощнейших цивилизаций – Шумер – превратилась в полноценное государство. Помимо мощного и урегулированного управленческого аппарата изобрели также клинопись – записи на глиняных табличках, которые хранились в государственной библиотеке, первой в мире. Писать на глиняных табличках, увы, мог далеко не каждый смертный. Подобным преимуществом обладали лишь ученые и государственные деятели, и самым важным документом, который они сотворили, стал первый свод законов.

Позднее закреплять в письменном виде общие правила для народа стали такие цивилизации, как Египет, Древний Китай, Карфаген и другие. Некоторые из них пользовались папирусом, другие рисовой бумагой, одним словом, у каждой страны был свой метод. Появление на свет бумаги объединило в данном вопросе все народы, и эта традиция дотянула до современности. Таким образом, история возникновения права берет свое начало со времен племенного обычая, когда законы передавались из уст в уста. Конституция побывала на глиняных дощечках и на папирусе и лишь после этого надежно закрепилась на бумаге.

1.1 Процесс расслоения общества и его последствия

Отделение правящей верхушки от народной массы – это образование нового слоя общества, правящей элиты. Цари (фараоны, императоры, князья и т. д.) всегда богаче, умнее, сильнее, могущественнее любого простого человека. Именно обладание подобными качествами, а также властью дало им возможность самостоятельно создать свод законов, с помощью которых они смогли бы мудро, но при этом максимально жестко подчинить себе каждого субъекта общества. Таким образом основания возникновения права – это желание властвовать, а также это возможность регулировать жизнь и быт народа, возможность угодить каждому и пресечь любое злодеяние [8].

Теперь напрашивается главный вопрос: если древние правители были настолько могущественными и вызывали страх и уважение у людей, зачем им понадобилось закреплять право в письменном виде? Достаточно ведь было просто устно заявить о чем-то, и все бы покорились. На самом деле устная конституция, которая существовала ранее, основывалась исключительно на древних верованиях и традициях. Они не менялись столетиями, а государство развивалось в быстром темпе. Чтобы грамотно урегулировать конфликты и неурядицы среди людей, власти составили четкий список того, что можно, и того, что нельзя, и запротоколировали его, чтобы он в точности передался следующему поколению.

"Это очевидно", – скажете вы, ведь у каждой народности были свои обычаи, и именно на их основании произошло возникновение права с его особенностями. Но в данном вопросе важно не только то, какие именно преступления наказывались в той или иной стране, а что было позволительно, но и путь формирования конституции. Последний брал свое начало из типа правления государством, из типа собственности, который преобладал. Само возникновение права собственности имеет два истока. Это могут быть государственные владения или же частные, и на основе того, какой из этих факторов перевешивает в конкретной стране, формируется его конституция. Давайте более подробно рассмотрим каждый из них и на наглядном примере найдем в них отличия.

Возникновение права по подобной схеме имеет место в монархических государствах, а также в тех, где религия играет крайне важную роль в жизни общественности. Основной источник фиксации правовых норм – сборники нравственно-религиозных положений. Древними примерами подобных систем служат Законы Ману в Индии, поучения Птахотепа в Египте [3]. Самый яркий современный пример – Коран в мусульманских странах. Нормы, которые фиксируются в такой конституции, как правило, носят казуальный характер. Они могут быть изменены или дополнены лишь по усмотрению монарха или правящей элиты. Государственный аппарат, который сформирован на основании подобного права, имеет невероятную силу и безграничную власть. Здесь нет места демократии и свободе слова.

Считается, что возникновение государства и права, которые функционируют по демократической схеме, имеет место лишь в недавние годы. Но на самом деле такой аспект, как частная собственность, берет свое начало во времена Античности. Частники появились еще во времена существования Римской империи, и вместе с ними образовалось право, позволяющее им сосуществовать на равных. Подобная конституция куда более обширна, чем предыдущий вариант. Законодательство характеризуется более высокой степенью определенности и формализации. Но самое важное – это наличие непосредственно гражданского права, которое регулирует систему имущественных отношений в обществе.

Поразительно, но именно частное римское право можно сравнить с современными вариантами свода законов, и оно ничем не будет уступать. Возможно, этот документ намного опередил во времени и развитии тех людей, для которых он создавался.

1.2 Причины зарождения конституции

Ученые выделяют четкий перечень оснований, которые способствовали образованию столь сложной системы, как право и, конечно же, государство. Достоверно мы уже не сможем выяснить, что из этих двух факторов появилось изначально, поэтому рассмотрим их как взаимодополняющие элементы. Итак, причины происхождения конституции:

•Необходимо было установить единый для всех порядок.

•Необходимо было также поддерживать его на должном уровне.

•Требовалось оформлять товарно-денежные отношения.

•Противоречия, которые сформировались между различными слоями общества, следовало сгладить.

Выделить также можно основные признаки права, которыми оно обладало в древности и обладает по сей день:

•Право является отображением воли властвующей элиты.

•Оно навязывает данную волю всему остальному народу.

•Право имеет принудительный характер и навязывается всем слоям общества. В противном случае существование государства невозможно.

•Сам государственный аппарат формируется непосредственно в праве.

•Между властью и народом формируются определенного рода взаимоотношения, рамки которых должны быть четко отображены в конституции.

Российский юрист и профессор Г.Ф. Шершеневич однажды сказал: "Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод". Это служит намеком на то, что сколько бы ни было теорий, в той или иной стране предпочтение отдается лишь одной, которая согласуется с действующим типом власти. Ну а мы сейчас кратко перечислим, какие же существуют версии образования государства и права:

1.Теологическая теория – правовой и государственный аппарат был создан божественной силой.

2.Договорная версия – в соответствии с ней люди добровольно избрали себе правителей и, так сказать, поддались их власти ради всеобщего порядка.

3.Органическая описывает процесс формирование права как живого организма. Только в роли клеток тут выступают люди.

4.Патриархальная версия - государство происходит от семьи. Последняя разрастается, а власть над всеми остается в руках главного мужчины – монарха и передается по наследству.

5.Теория насилия делится на внешнюю и внутреннюю. Согласно первой одно племя однажды завоевало другое и установило над побежденными господство. В соответствии со второй шло некое подобие гражданской войны в рамках одного поселения. Меньшинство должно было подчиниться большинству, представляющему коллективные интересы.

Версий и предположений существует еще целое множество. Что уж тут говорить, каждый из нас на основе определенных знаний и наработок может сформировать собственную гипотезу о Одной из самых популярных точек зрения является то, что возникновение права произошло ещё в древнюю эпоху первобытнообщинного строя [2]. Считается, что именно в те времена возникли примитивные нормы.

Профессор Малиновский и Сабо считают, что в роли законодателей в данный период был старейшины или вожди. Позже основания возникновения прав доверили церкви, которая и занималась регулированием законодательства.

Возникновение права неразрывно связано с мифами, обрядами, ритуалами - именно здесь прослеживается плавный переход от мононорм, которые представлены в простейшем смысле, к нормам экономики, морали и права.

Уже в период первобытнообщинного строя назревала неолитическая революция в качестве отсекающего рубежа. Благодаря данному понятию начал формироваться принцип историзма. Постулат является основой познания мира человеческого во многих науках, например, в философии, управлении, социологии, и так далее. Данный принцип используется, в том числе, и для изучения права, освещения аспектов его происхождения, выявления новых теорий и так далее.

Основания возникновения прав скрываются в формировании различных объединений, а именно кланов, общин. В связи с эти возникает вполне закономерный вопрос: всегда ли существовало право? Влияет ли наличие общества на его развитие, если сравнивать эту тенденцию с государственным развитием? Ответ кроется в многочисленных теориях, которые имеют место даже сейчас.

1.3 Теории возникновения права

Теологическая теория

Возникновение права объясняет теологическая теория. Её последователями являются Фома Аквинский и Аврелий Августин. Данная теория является наиболее древней, а также служит основанием и развитием для других обоснований происхождения норм.

В основу теологической теории положен божественный закон, который был порождён Создателем. Последователи данной теории считают, что нормы права подарил человечеству Господь, как одно из явлений мира. В качестве аргументации авторы используют положения Библии, которые являются законами для всего народа. Кроме того, считается, что возникновение права обусловлено теми заповедями, которые Бог передал Моисею [2].

Последователи утверждают, что в основе права лежит божественное послание и божественный разум, который управляет миром. На втором месте в теологической теории находится естественный закон, то есть система общественных отношений, которые сложились в результате взаимодействия между людьми.

Разумеется, данная теория не подвергается научной оценке, так как опирается исключительно на факты религии и веры. Достоверных доказательств вышеприведённой теории авторы не смогли привести. Как показывает практика, приверженцами такого мнения являются мусульманские правоведы и учёные западных католических университетов.

Теории возникновения права представлены огромным разнообразием, среди которых особое место занимает историческая концепция происхождения правовых норм. Последователями мысли являются Савиньи и Гуго. Историческая школа является своеобразным антиподом естественно-правовой теории. Концепция возникла в начале 19 века.

Сущность её заключается в том, что право не является чем-то навязанным, а также не создаётся законодателем, а складывается, исходя из исторического развития. Возникновение и развитие права, исходя из исторической теории, зависит от 2-х категорий лиц: законодателей и правоведов. Задача 1 группы заключается в правильной переработке правовых норм, а также своевременного доведения его до законодателя. Что касается правоведов, то их задача заключается в том, чтобы уловить и выразить настроения народа, изложить мнение в юридических формулах. Кроме того, право считается действенным только тогда, когда оно полностью соответствует общественному развитию.

Стоит отметить, что данная теория обладает определёнными достоинствами и недостатками. С одной стороны, указывается на историческое развитие, которое заложено в формировании всего живого на земле. А с другой, неполно рассматриваются иные аспекты становления юридических норм [5].

Естественно-правовая теория права

Гуго Гроций и Жан-Жак Руссо являются последователями естественно-правовой теории возникновения права. Они говорят о том, что помимо норм, установленных государством, существует неотъемлемая и естественная часть права, которую породила природа. Естественная теория говорит о том, что присуще каждому человеку от рождения. Даже сейчас современные правоведы разделяют право на две группы: позитивные и естественные права. Эта классификация носит официальный статус благодаря Гроцию и Руссо.

Авторы отмечают, что естественные права обладают приоритетом перед позитивными, так как возникают с рождения, независимо от установленных государством норм. Кроме того, основания возникновения прав теория не объясняет, так как считается, что каждый человек с момента рождения становится обладателем неотъемлемых привилегий.

Регулятивная теория

Причины возникновения права объясняет другая теория – регулятивная. Она характеризуется жесткостью, так как регулятивное направление возникло в азиатских странах, где по сей день установлены жёсткие правовые нормы.

Стоит обратить внимание на то, что жесткие климатические и географические условия, а также необходимая организация военной деятельности породили тоталитарный строй государства. Суть теории заключается в необходимости установления жёсткого порядка всех сфер государственной и общественной жизни.

Как показывает историческая практика, регулирующие нормы необходимы на любом этапе развития человечества, однако возникновение права собственности граждан, государства, личные неимущественные права, уголовное право, а также иные институты и отрасли регулируются исключительно официальной властью страны.

Примирительная теория происхождения

Создателями примирительной концепции считаются Берман и Аннерс. Авторы говорят преимущественно о предназначении права. Берман и Аннерс придерживались мнения относительно того, что юридические нормы имеют место быть только в случае возникновения конфликтных ситуаций. Таким образом, внутри родовой общины право необходимо не для урегулирования общественных отношений, а для разрешения споров [4].

Марксистская теория происхождения права

Возникновение гражданского права, уголовного, а также ряда иных отраслей вполне объясняется марксисткой теорией. Её пропаганда активно велась в Советском Союзе, так как авторами, как можно догадаться, являлись Маркс, Энгельс, Ленин и другие советские правоведы.

Сущность теории заключается в том, что юридические нормы выражают классовый характер и волю господствующего класса. Причём необходимым компонентом здесь является социальный статус и экономическое положение. Стоит отметить, что данная школа обладает большим количеством преимуществ, а именно:

1.Предоставляет возможность тщательного анализа роли экономических отношений в обществе и их зависимости от правовых норм.

2.Теория говорит о том, что сложность общественных структур требует наиболее усовершенствованных нормативных регуляторов.

3.Многие памятники права посвящены отражению воли господствующего класса, а значит, роль данного принципа практически невозможно оспорить.

Однако здесь присутствуют и определённые недостатки: чрезмерное возвышение роли экономики в свете рассмотрения юридических норм, недооценка особенностей культуры, религии государства, а также отсутствие учёта внешнеполитических взаимосвязей с иностранными государствами.возникновении права.

Глава 2. Восточный и западный пути возникновения государства и права: сравнение

На сегодняшний день человечество достигло такого уровня развития, что найти ответы на какие-либо вопросы не составляет никакого труда. Мы добились успеха практически во всех существующих отраслях жизнедеятельности: строительстве, правоохранительной работе, медицине и т. п. Однако такое положение дел было далеко не всегда. Изначально люди существовали в небольших структурах, которые назывались семьями. Позднее стал очевиден вопрос неэффективности данных организационных систем в процессе управления большими массами людей. Поэтому семьи начали разрастаться, что привело к появлению государств [6].

Что касается внутреннего взаимодействия людей в странах, то оно осуществляется на основе права. Которое в свое время пришло на смену насилию и религии. Сегодня право – это ключевой регулятор общественных отношений в любой стране. Как мы видим, юриспруденция и государство являются взаимодополняющими категориями. Они развивались во все времена параллельно. Тем не менее различие национальных культур и ментальности всех народов привело к формированию двух типов развития государства и права: восточного и западного. Они наделены массой уникальных особенностей и своей историей, о чем и пойдет речь далее в статье.

Прежде чем рассматривать западный и восточный пути развития государств и юриспруденции, необходимо разобраться с особенностями второй категории. Как уже указывалось ранее, право – это ключевой регулятор социальных отношений. Но в данном случае возникает логичный вопрос, что эта категория собой представляет? Из чего она непосредственно состоит? В данном случае нужно отметить тот факт, что право является совокупностью моральных норм, которые легализированы государством для непосредственного регулирования тех или иных аспектов жизни населения. Выражением права являются законодательные акты. Они, как правило, имеют иерархичную систему построения и целевое назначение. При этом стоит отметить тот факт, что право существенно дополняет организационную структуру государства. По сути, без юриспруденции страны попросту не существовали бы.

2.1 Понятие государственного устройства

Политики и мыслители во все времена задавались вопросом о том, что собой представляет каждая страна в отдельности? Является ли эта структура исключительно правовой или она исходит от людского гения? На основе этой проблематики было выдвинуто множество различных теорий, каждая из которых характеризуется собственными особенностями. На сегодняшний день существует одно наиболее общее понятие категории. Согласно его положениям, государство – это специфическая социальная организация, для которой характерно наличие политической власти, принудительного метода регулирования внутренних отношений и нормативной структуры, которая представляет собой форму выражения права. При этом любая страна является всецело самостоятельной и в какой-то степени «живой». Восточный и западный пути возникновения государства, кратко рассмотренные в данной статье, позволяют наглядно увидеть становеление держав определенного типа [4].

Две представленные в статье категории являются взаимодополняющими. Однако многие люди, в том числе и некоторые теоретики, не осознают важности подобного рода соотношения. Суть в том, что право является частью государства. Другими словами, первая категория создает специальные рамки и принципы деятельности, на основе которых любая страна существует. Помимо этого, право является основным организационным фактором, благодаря которому люди группируются не просто в отдельные составляющие, а в целое общество. Но, как мы знаем, право и государство не появились в один момент. Их создание происходило путем многолетнего становления и теоретической разработки.

Восточный и западный пути возникновения государства, кратко рассмотренные в данной статье, являются лишь комплексными теориями. Они были выведены для пояснения некоторых особенностей исторической взаимосвязи стран и юриспруденции. Теории детально расписывают возникновение государств. Западные и восточные пути развития в данном случае - это исторический феномен. То есть их выделяют на основе территории существования конкретных стран и особенностей культуры их населения.

2.2 Восточный и западный пути возникновения государства и права: сущность процесса

Каждая в отдельности страна и юридическая система в ней создавались на протяжении большого количества времени. Другими словами, эти категории прошли значительный путь становления, прежде чем обрели современный вид. Что касается путей развития, а точнее теории об их существовании, то она образовалась вследствие очевидного различия народов Запада и Востока. На протяжении многих веков культуры этих социумов были изолированы друг от друга. Даже в XXI веке западные и восточные миры лишь начинают обмениваться опытом и взаимодействовать между собой в разных сферах деятельности. Но факт интеграции всех стран в мировое сообщество не исключает особенности государств с разной культурой. Поэтому восточный и западный пути возникновения государства и права активно изучаются историками и юристами-теоретиками на сегодняшний день.

Сегодня в мире существует огромное количество стран. Но все они когда-то прошли процесс зарождения и становления. Восточный и западный пути возникновения государства имеют некоторые общие черты. В данном случае мы рассматриваем именно особенности стран, ведь право появилось на основе внутренних моральных правил социальных семей намного раньше каких-либо общественных формаций. Таким образом, сам факт создания государства был обусловлен несколькими взаимосвязанными факторами, а именно:

•значительную роль сыграли природные явления, которые далеко не всегда были благоприятными для людей;

•основным экономическим фактором является развитие производства и, конечно же, всеобщего рынка;

•психологический фактор обуславливает потребность людей консолидироваться в группы для более эффективного достижения определенных целей;

•общественные факторы говорят о том, что все без исключения правовые и государственные процессы развиваются лишь внутри социума и являются исходящими от него категориями.

На основе всех представленных особенностей можно сделать вывод о том, что государство и право – это явления, сотворенные непосредственно человеком в процессе его эволюции. Другими словами, развитость стран и нормативных правил в них свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне общества, что, безусловно, является позитивным фактором. Восточный и западный пути возникновения государства, права нужно рассматривать как комплексные категории, что дает возможность выделить их основополагающие черты.

Юриспруденция и страны Востока

Восточный, или же «азиатский», путь развития государства и права – это совокупность связанных между собой процессов, которые обусловили появление данной категории на определенной территории. Основной отличительной чертой этой части света является доминирование деспотии, как одного из ключевых методов управления обществом. То есть каких-либо демократических процессов на Востоке искать не следует. Ведь в силу различных факторов, одним из которых являются суровые климатические условия, отношения между людьми в этой части света всегда отличались высоким уровнем доминирования одних индивидов над другими [2].

Наглядным индикатором восточных государств также является экономика. Она отличается наличием общественной формы собственности. Что касается непосредственно права, то эта категория также во многом обусловлена общими особенностями культуры и ментальности населения восточных государств.

Ключевые особенности азиатского типа

Восточный и западный пути происхождения государства наделены собственными характерными моментами, отделяющими их друг от друга. Чтобы разобраться в особенностях каждого типа, необходимо проанализировать его признаки, которые касаются различных сфер человеческой деятельности: экономики, политики и т. д. В данном случае развитие государства и права на Востоке происходило путем постепенной эволюции социальных формаций от родовой общины к сформированному обществу, которое объединялось в страну. Юриспруденция также была подчинена социальным законам, сформированным путем жесткой централизации. Таким образом, главными причинами развития общества на Востоке были:

1.Агрессивный климат, который вызывал потребность создания больших ирригационных систем, позволяющих заниматься земледелием даже посреди пустынь.

2.Необходимость подчинения и объединения огромных человеческих масс для более эффективного управления ими.

3.Необходимость наличия общего, единого руководящего звена для контроля и регуляции поведения огромного количества людей.

Помимо перечисленных причин появления восточных государств, достаточно весомой особенностью является существование в них сильного аппарата управления. Он характеризуется как бескомпромиссное управление, подчиняющее всех и вся своей воле. Обычно в его систему входили ведомства трех основных направлений: финансового, военного и публичного. Последняя ветвь отвечала за массовые работы. Таким образом, государства Востока характеризовались как мощные густонаселенные бюрократические структуры.

2.3 Иные особенности развития азиатского права и стран

Конечно, помимо представленных аспектов, существуют и другие характерные моменты развития восточных стран и права в них, например:

•юридическая отрасль, как правило, касалась лишь наиболее официальных процедур, а повседневная жизнь человека регулировалась обычаями;

•право в большинстве случаев не было записанным и существовало в головах людей;

•правовой статус граждан не был равным в силу деления общества на отдельные группы;

•многие институты первобытного общества были заимствованы, например, общины земельного типа.

Таким образом, восточный путь развития государства и права имеет огромное количество интересных моментов. Однако не меньше теоретических споров возникает по поводу Западных стран и их организации. В данном случае населению РФ второй путь развития более близок, потому что наше государство эволюционировало на его основе.

Западный путь развития

Разнообразие путей возникновения государства позволяет сегодня ученым выделить ключевые культурные и ментальные отличия народов Востока и Запада. При этом нужно отметить тот факт, что формации обоих типов являются прямыми противоположностями друг другу. Ведь пути возникновения государства изначально подразумевают собой использование разных способов регулирования, управления, создания и потребления ресурсов. Поэтому при рассмотрении права и стран Запада, необходимо понимать, что это совершенно иные структуры, совершенно не похожие на восточные [9].

Большое значение в данном случае имеет право. Регулятор общественных отношений зародился на западных территориях достаточно рано. Суть в том, что люди осознавали пользу права в процессе взаимодействия друг с другом. Подобного рода разумность в организационном подходе повлекла быстрое формирование государств. Интересен тот факт, что западные страны появились раньше, чем общество разделилось на классы. Однако именно дифференциация социума позволила им эволюционировать. Таким образом, можно выделить следующие характерные черты развития стран и права данного типа, например:

•классы появились значительно позже общей организации;

•право имело широкое применение во всех сферах государственной жизни: политике, экономике, торговли и т. п.

•юриспруденция позволила создать первые демократические институты, которые характерны для некоторых современных государств;

•политическая власть определялась имущественным богатством её членов;

•общество постепенно становится основным источником силы государственного аппарата.

Но если восточные страны в большинстве случаев имели общие черты развития и функционирования, то на Западе было сформировано несколько путей эволюции, которые называются сегодня формами.

2.4 Спартанский и Афинский пути развития

Восточный и западный пути возникновения государства ТГП рассматривает как взаимосвязанные и противоположные формы эволюции многих стран, которые существуют сегодня. Однако западная организация власти и права имеет несколько ответвлений. Одним из них является афинский путь развития государства и права. Это наиболее классическая форма развития стран. Она подразумевает существование классов и политической элиты. Что касается права, то оно уже в тот период разделялось на несколько отраслей, что позволяло регулировать большое количество внутренних отношений. Совершенно противоположной является спартанская форма развития государства. Свое начало данный путь развития берет в Древней Спарте. Это государство постоянно находилось в состоянии боевой готовности, что сильно отразилось на многих внутренних делах. Практически вся жизнедеятельность была регламентирована общеобязательными нормами, которые не давали право выбора [12].

Основополагающим для многих стран является римский путь развития. Суть в том, что одноимённое государство разработало множество юридических институтов. Именно в Древнем Риме впервые начало осуществляться деление права на публичную и частную сферу. Что касается государственного аппарата, то он вобрал в себя как чисто бюрократические, так и некоторые демократические черты.

Конечно, представленные формы – это далеко не основные пути возникновения государства. Тем не менее они также являются весомой частью многих современных политико-правовых систем. Поэтому игнорировать их существование попросту нельзя.

Итак, в главе мы рассмотрели восточный и западный пути возникновения государства. Сравнение данных форм показало, что различие народов обоих частей света обусловлено не только культурными, но еще и политико-правовыми особенностями их развития.

Глава 3 Психологическая теория права. Психологическая теория происхождения права

Как возникло государство? В чем его суть? Что такое право? Для ответов на эти и многие другие вопросы были рождены десятки самых разных теорий. Большой спектр доктрин связан с множеством взглядов ученых на данную проблему, а также с многогранностью самого явления. К основным теориям, объясняющим зарождение государства, следует отнести теологическую, патриархальную, органическую, экономическую, договорную, психологическую и другие.

Что касается понятия права, то гипотезы о его возникновении неразрывно связаны с концепцией о становлении державы. Существуют теологическое учение, теория естественного права, естественно-правовая доктрина, нормативисткая теория и, конечно, психологическая. Ученый и философ Лев Иосифович Петражицкий разработал последнюю доктрину. Психологическая теория государства и права заключается в предположении, что государство образовалось во время разделения общества по проявлениям двух индивидуальных признаков: подчинение и управление [5].

У индивида есть психологическая потребность существовать в рамках сообщества, он обладает чувством коллективного взаимодействия. Приверженцы данного мнения считают человечество и государство результатом личностных взаимодействий людей и различных союзов, ими созданных. Общество и метрополия являются следствием реализации естественных потребностей индивида в определенной организации.

В начале ХХ века российский ученый Л. И. Петражицкий разработал доктрину о происхождении государства. В печатном виде она рассказана в труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Последователями учения являются А. Росс, М. Рейснер, Г. Гурвич. Автор психологической теории права родился в 1867 году в дворянской польской семье. Л. И. Петражицкий окончил университет в Киеве и после учился в римской семинарии в Германии. После обучения он вернулся в Россию, где стал изучать общую теорию права. В начале ХХ века ученый издал два печатных труда, в которых синтезировал психологию с теорией власти.

Психологическая теория права формировалась в течение нескольких периодов:

1. С 1897-го по 1900 год. Автор доктрины написал свое первое научное произведение. Труд сопровождался несколькими приложениями. Основные положения своей теории Л. И. Петражицкий отразил в книге 1900 года «Очерки философии права».

2. С 1900-го по 1905 год. Ученый начал детально разрабатывать методику своего будущего учения. Кропотливая работа была отражена в труде «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

3. С 1905-го по 1909 год. Л. И. Петражицкий занялся устройством единой системы юридических знаний на основе ранее разработанной методологии. Его работа была оформлена в двухтомную рукопись «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Печать последней книги стала настоящим событием в мировой литературе.

Философ и правовед Е. Н. Трубецкой указывает на то, что солидарность – это основная черта индивида. Люди отличаются друг от друга по своим психологическим особенностям и по проявленной физической силе. В основе сознания одних людей лежит понимание зависимости от элиты, законности определенных вариантов отношений и действий, что вносит в их душу ощущение стабильности и успокоения. Вторая часть индивидов отличается желанием подчинять окружающих своей воле. Такие люди становятся лидерами в обществе [4].

Социально-психологический подход к решению вопроса о возникновении державы был открыт М. А. Рейснером. По его мнению, основным моментом в становлении империи является идеология, которая организует жизнь в обществе. Философ считал, что главным источником государственных убеждений является массовая психика людей. Изучение становления страны ограничивается познанием психических переживаний, которые составляли политическую идеологию, и анализом поведения людей. Государство, как считал ученый, включало в себя население, территорию и власть. Оно воплощало в себе всю политическую идеологию, а именно влияние расы, террора, экономической необходимости и религии во главе с идеологией права. Государство является продуктом реализации населением убеждений, норм и принципов, в которых заключается их зависимость от различных видов власти.

Основные положения теории права

Психологическая теория права Л. Петражицкого содержит следующие моменты:

1.Учение включает позитивное право и интуитивное. Первое официально действует в государстве, когда второе лежит в основе психики людей и складывается из переживаний групп и объединений.

2.Позитивное право – это установленные государством, законодателем действующие нормативные акты.

3.Из всех известных психологических состояний человека главными являются эмоции, которые побуждают к действиям. При выстраивании отношений с другими людьми индивид опирается на интуитивное право. Данный тип авторами теории считается истинным, так как побуждает к самостоятельным и волевым действиям.

Разлад между двумя видами обуславливает социальное потрясение. В данном случае право играет роль одного из явлений психической жизни общества, которое представляет собой обязательное, требовательное переживание людей.

У любой теории есть как сторонники, так и противники. Данное учение подверглось критике по нескольким причинам. Так, рассказывая о роли психологических проявлений в процессе образования государства, не было дано развернутого объяснения о месте психики в становлении державы. Все качества считались одинаковыми и назывались эмоциями либо импульсами. Психологическая теория права не учитывает знание о том, что психика индивида делится на три сферы: мыслительную, эмоциональную, волевую. На основе последней устанавливаются взаимоотношения, а также выстраивается социальная пирамида, которая лежит в основе образования государства. Люди с сильными волевыми качествами становятся лидерами в обществе.

Психологическая теория возникновения права включает стремление к солидарности индивидов. Но в действительности это мнение беспочвенно. Приведено достаточно случаев полного отсутствия заботы людей о близких. Авторы теории придают основное значение в образовании государства психологическим факторам, недостаточно учитывая другие обстоятельства.

Психологическая теория права тесно связана с личностным механизмом становления правомерного поведения. При переводе ряда юридических предписаний в качество действительного поведения переживания психологические импульсы индивида станут последним звеном, напрямую соприкасающимся с конкретным поведением. Право может регулировать поведение только через умственно-психологическую сферу. Таким образом, психологическая теория происхождения права учитывает личностные особенности людей, роль правосознания в регулировании общественных отношений.

Автор теории в освещении природы права следовал учению позитивной философии. Взяв азы данного течения, Л. И. Петражицкий добавил свои оригинальные мысли. Ученый поддерживал либеральную идею независимости права от государства, вместе с тем не отрицал значение культурного наследия. Он стремился к созданию такой теории власти, которая могла бы стать методологической основой правосознания российского общества и профессиональной юриспруденции.

Большую роль явлению как виду нормативных переживаний отводит в своем учении Л. И. Петражицкий. Психологическая теория права различает два вида эмоций: эстетические и этические. Первые переживаются часто как реакция на человеческие поступки, на разные происходящие явления или по поводу свойств предметов. Ученый считал, что на вариациях разных представлений с этими эмоциями берут начало правила приличия, одобренные обществом.

Этические эмоции, такие как чувство долга, обязанности, управляют поведением индивида. Им присущи такие свойства, как авторитарность, проявление совести, препятствие для свободного выбора и давление в сторону «правильного» поведения. Л. И. Петражицкий выделяет два вида обязанностей – нравственные, правовые. Первые являются свободными по отношению к другим. Правовые – вид обязанностей, которые считаются закрепленными за другими [5].

Помимо обязанностей, которые выполняет индивид, философ учитывал еще этические нормы. Он их также разделил на несколько видов. Первый носит название "нравственные нормы". Они являются обязательными в одностороннем порядке, утверждают независимые по отношению к другим обязанности, предписывают человеку известное поведение. Примерами таких норм являются правила христианской этики, которые описывают обязанности по отношению к ближним без притязаний на исполнение с их стороны. Второй тип включает обязательные, притязательные нормы, которые устанавливают роли для одних членов общества, требуя выполнения их и от других. То, что является обязанностью одних, полагается другим как нечто должное, закрепленное за ними.

Организационная структура государства появилась на конкретном этапе развития общества. Причинами возникновения данного строя являются разные факторы, как биологические, экономические, религиозные, так и психологические, национальные. Теорий, объясняющих становление государства, много, каждая раскрывает одну из возможных сторон процесса. Но все они не могут претендовать на полную достоверность. Нужно учитывать, что психологические и психические качества людей формируются благодаря действию политических, военных, экономических, социальных, духовных и религиозных факторов.

Заключение

Таким образом, развитие права сложный и многогранный процесс изучением, которого занимаются ученые и философы уже не одно столетие, однако, этот вопрос до сиих пор является открытым.

Несомненно, на теориях возникновения права сказалось влияние философских и идеологических течениях своего времени, однако, среди них нет абсолютно неверных теорий. В каждой теории отражены свои объективные стороны или же представлена некая фундаментальная идея как, например, в теории естественного права, которая признавала естественные права человека.

Ученые и философы пытались создать единые теории, которые объяснили бы процесс возникновения права во всех странах. Однако очень сложно создать единую теорию, которая могла бы объяснить, как возникло и развивалось право, так как на государства и общества оказывали влияние различные объективные факторы, которые повлияли на развитие права. Поэтому я считаю, что лучше рассматривать этот процесс в каждом государстве и обществе отдельно.

Социальное регулирование первобытных обществ можно рассматривать в качестве предправового социального явления. В нем по мере общественного развития, с численным ростом населения, с нарушением однородности людей, появлением различий между людьми по происхождению, по богатству все более накапливаются элементы, которые потом, когда сложились необходимые социальные факторы, являются предпосылкой появления права. Право при переходе общества к цивилизации возникло не вдруг, не на пустом месте: его появление в какой-то мере было подготовлено развитием системы социального регулирования первобытных обществ. Возникновение права непосредственно обусловлено требованиями самого общества, вступившего в эпоху цивилизации, прежде всего требованиями обеспечения его целостности, товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными началами. А вот обретение этим принципиально новым регулятором необходимых свойств, позволяющих ему быть мощной силой, способной решать новые сложные задачи, невозможно без государства, без взаимодействия с ним.

Возникнув, право заняло центральное место в системе социального регулирования общества. По своим свойствам и регулятивным качествам, право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества. Ценности права - великое достижение цивилизации и культуры - складывались веками, накапливались многотрудным опытом человечества.

Библиография

Нормативно-правовые документы

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014)

Гражданский кодекс Российской Федерации" часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Редакция от 23.05.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018)

Произведения из многотомного издания

1. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права: Учебник. — СПб., 2018.

2. Актуальные проблемы теории права: Курс лекций / Под ред. К. Б. Толкачева, А. Г. Хабибулина. — Уфа, 2015.

3. Алексеев С. С. Теория права. — М., 2015

4. Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. — Н. Новгород, 2017.

5. Баранов В. М., Баранов П. П. Общая теория права (Опыт тематической библио-графии). — Ростов н/Д., 2015.

6.Баранов В. М., Поленина С. В. Система права, система законодательства и правовая система: Учебное пособие. — Н. Новгород, 2019.

7. Борисов Г. А. Теория государства и права: Учебное пособие. 2-е изд. — М., 2013.

8. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. — М., 2013.

9.Власенко Н. А. Законодательная технология (Теория. Опыт. Правила): Учебное пособие. — Иркутск, 2017.

10. Власенко Н. А. Теория государства и права: Научно-практическое пособие для самостоятельной подготовки студентов всех форм обучения. — М., 2017.

11. Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права: В 2 ч. — М., 2016

12. Гревцов Ю. И. Социология права: Курс лекций. — СПб., 2003.

13. История философии права: Учебное пособие / Отв. ред. А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников. — СПб., 2018.

14. Карташов В. Н. Теория правовой системы общества: Учебн. пособ. В 2 т. — Ярославль, 2015 (т. 1), 2006 (т. 2).

15. Керимов Д. А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. — М., 2017.