Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Анализ методик диагностики креативности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема диагностики креативности продолжает оставаться одним из самых животрепещущих вопросов в психологии в наше время.

Во многом обострение проблемы оценки уровня креативности объясняется тем, что на сегодняшний день вырос спрос на специалистов, способных к творческой деятельности и неординарному мышлению. На данный момент, в современном мире пристальный интерес исследователей сместился от такого типа людей как ученый, осмотрительный, точный и критически мыслящий, к такому типу личности как изобретательный, нестандартный, оригинальный и остроумный, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, все больше и больше признается основой не только научных, но и любых достижений.[1]

Диагностика креативности - одна из слабо разработанных областей психодиагностики, что связано со сложностью исследуемого феномена. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. Важно отметить, что методики диагностики креативности предназначены в первую очередь для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

В результате множества экспериментальных исследований, проведенных учеными, среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, что и была названа креативностью.

Креативность — это область исследований, которая до сих пор остается самой важной и дискуссионной. Креативность составляет центральное звено деятельности любого человека, когда он пытается решить новые проблемы или должен гибко подстраиваться к изменениям окружающей среды. Все больше и больше растет потребность в развитии творческих способностей людей чтобы с их помощью найти ответы на любые вопросы, которые ставит наша эпоха.

Объект – креативность.

Предмет – методики диагностики креативности.

Цель – провести анализ методик диагностики креативности.

Задачи работы:

  1. Проанализировать теоретические основы исследования процесса креативности в психологии.
  2. Рассмотреть основные подходы авторов к изучению креативности.
  3. Установить отношение между воображением и креативностью
  4. Провести сравнительный анализ методик диагностики креативности.
  5. Описать результаты сравнения методов диагностики креативности.

Теоретической основой исследования курсовой работы являются работы как отечественных, так и зарубежных авторов, которые посвятили их изучению понятия креативности, видам, особенностям и подходам. Креативность рассматривали Е.Е.Туник, П.Торренс, Н.Вишнякова, В.Н.Дружинин, Е.П.Ильин и др.

Гипотеза исследования: Методики по изучению процессов креативности не являются взаимозаменяемыми.

Методологической основой исследования выступили три группы методов: теоретические методы, методы психодиагностики и методы статистической обработки данных.

Был проведен теоретический анализ объекта исследования курсовой работы. Составление библиографии; конспектирование и цитирование выражений или данных, содержащихся в литературном источнике.

В качестве методик психодиагностического исследования были задействованы: вербальный тест П.Торренса и тест «креативность» Н.Вишняковой.

Для статистической обработки полученных данных использовалась программа IBM SPSS 22. Проведен групповой анализ при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни для двух несвязанных выборок и корреляционный анализ – метод ранговой корреляции Спирмена.

Практическое значение исследования заключается в том, что по результатам проведенного исследования станет понятно можно ли взаимозаменять выбранные методики и существует ли разница между процессом креативности у групп молодых парней и девушек.

Курсовая работа состоит из: введения, 2 глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и 2 приложений, включает в себя 2 таблицы.

Глава 1. Теоретические основы исследования процесса креативности в психологии

1.1. Сущность понятия «креативность»

Креативность — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.[2] Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон, обозначая способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. [3] Но начала приобретать популярность «креативность» после выхода работ Дж.Гилфорда, который изучал зависимость креативности от интеллектуальных способностей. Он указал на различия двух типов мыслительных операций: конвергенции и дивергенции.

Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Гилфорда, является основанием творчества. Конвергентное мышление связано с нахождением единственно правильного решения задачи при наличии многих условий. Автор отождествил способность к конвергентному мышлению с интеллектом, измеряемым тестами IQ.[4]

На данный момент накоплено большое количество материала по изучению креативности, но единой теории до сих пор не существует, как одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующих данную способность.

На сегодняшний день существует множество различных понятий термина «креативность». И в большинстве из них присутствует тенденция к сведению сущности понятия к обеспечению новизны и уникальности, которые получаются в результате творческой деятельности. Дж. Перри-Смит и К. Шэлли дают определение креативности следующим образом: «Люди могут быть творческими в своей деятельности благодаря генерированию новых способов выполнения своей работы, придумыванию новых процедур или инновационных идей, или благодаря использованию уже известных подходов в новых условиях... Мы даем следующее рабочее определение креативности на индивидуальном уровне: это подход к деятельности (работе), который ведет к генерированию новых и соответствующих идей, процессов и решений». Можно заметить, что это определение входит в число тех, где авторы ориентируются на «результативную» составляющую творческого процесса. Но не стоит забывать, что у процесса креативности существует не только результативная, но и процессуальная сторона. Многие авторы в своем понимании сущности понятия креативности как раз делают акцент на ее процессуальной стороне. Так, Е. Торренс приравнивает креативность к творческому мышлению, считая, что она связана прежде всего с процессом решения проблем и включает в себя шесть составляющих. (рис. 1)

Рис. 1. Составляющие креативности (П.Торренс)

«Процессуальные» определения креативности, даваемые некоторыми другими авторами, акцентируются на активности человека в направлении раскрытия и реализации его творческого потенциала. В рамках такого понимания «творческость понимается как личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности — это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творческости, с нашей точки зрения, не предметны (в смысле наличия продукта — материального или идеального), а процессуальны, так как творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности». Указанное определение перекликается с определением креативности, данным А.В. Либиным. Он рассматривает феномен креативности как особую форму самовыражения, связанную «с конструктивной тенденцией в развитии личности и активностью, направленной на созидание, а не разрушение».[5]

Р. Мэйер составил пять основных вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы полностью понять термин «креативность»:

  • чем на самом деле является креативность: свойством личности, продукта или процесса?
  • креативность — это социальный или личностный феномен?
  • какой характеристикой своих носителей (людей, процессов, продуктов) она является: особенной или общей?
  • является ли креативность общим феноменом для всех сфер жизни человека или она имеет особые виды в каждой из них?
  • она представляет собой качественную или количественную категорию?

С. И. Макшанов и Н. Ю. Хрящева определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Н. Ю. Хрящева отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы. Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.[6]

Самая молодая концепция, предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом, «теория инвестирования» определяет креативным такого человека, который стремится и способен покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой. Креативность, по мнению Р. Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.[7] По Р. Стернбергу, творческие проявления определяются следующими факторами:

  • интеллект (способность),
  • знание,
  • стиль мышления,
  • индивидуальные черты,
  • мотивация,
  • внешняя среда.

Как можно заметить, каждый автор добавляет в определение креативности всё больше новых подробностей. Их систематизацию попыталась дать О. В. Буторина. Вот как понимается креативность разными авторами:

  • способность к творчеству;
  • интеллектуальное творчество;
  • нечто новое, оригинальное;
  • отдаленные ассоциации;
  • реструктурирование целостной системы;
  • необычное кодирование информации;
  • дивергентное мышление;
  • результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;
  • выход за переделы уже имеющихся знаний;
  • нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, и т. д.

Наиболее адекватным представляется такое понимание креативности, которое позволяет рассматривать ее как феномен, объединяющий в себе и «результативную», и «процессуальную» стороны. Важно подчеркнуть, что ее изучение как способности человека создавать оригинальный продукт требует обязательного учета субъективной и объективной новизны этого продукта. В таком понимании креативности, на наш взгляд, синтезированы как ее феноменологические и интраиндивидуальные, так и социокультурные стороны. Они проявляются как на уровне ее детерминации, так и на уровне востребованности и оценки результатов творчества со стороны социокультурного окружения человека.[8]

В заключении параграфа можно сделать вывод, что сущность понятия креативности расширяется до невероятных размеров и именно из-за этого размывается. Поэтому, говоря о креативности, следует обозначить, о какой креативности идет речь: креативности как способности или креативности как особенности личности. Поэтому и получается путаница в определении понятия данного термина. Одни авторы говорят о креативности как когнитивном процессе, типе мышления, другие подразумевают под ней тип личности, третьи объединяют и тот и другой подход, не очень задумываясь, что есть истинная креативность, а что является лишь свойствами личности, способствующими проявлению креативности.

1.2. Основные подходы к изучению креативности

Разнообразие теоретических подходов к изучению креативности обусловило необходимость в их классификации. Как уже говорилось ранее, в предыдущих параграфах, единой системы не существует. Авторы выделяют свои классификации по историческому принципу и, в большинстве своём, по собственным представлениям объекта изучения.

Сейчас мы рассмотрим уровневую классификацию подходов изучения, представленную С.Р.Яголковским. (таблица 1)

Таблица 1

Классификация подходов изучения креативности

Подходы

Краткая характеристика подхода

Психофизиологический (биометрический)

Основывается на выявлении и изучении биологических и психофизиологических оснований творческих процессов, черт творческой личности, креативности и пр.

Когнитивно-эмоциональный

Направлен на изучение когнитивных и эмоциональных аспектов креативности и творческой деятельности.

Когнитивный аспект в изучении креативности и творческой деятельности ориентирован прежде всего на поиск ментальных (умственных) презентаций и процессов, обусловливающих творческий процесс.

Эмоциональный аспект в изучении креативности и творческой деятельности ориентирован на выявление роли эмоций в мыслительном процессе.

Исследования в когнитивной сфере направлены на изучение познавательных способностей человека и построение компьютерных моделей творческого мышления.

Личностный

Ориентирован на изучение особенностей и черт творческой личности, ее мотивации и жизненного пути.

В рамках подхода выделены три основных направления: психоаналитическое - изучает творчество человека с позиций анализа его личности, дифференциальное -исследует индивидуальность, личностные черты и мотивационные особенности творческой личности, биографическое – рассматривает биографическое направление, в рамках которого личность творческого человека изучается в основном с использованием методов качественного анализа.

Экономико-прагматический

Основной акцент помещается на социально-экономических, прагматических, технологических и прикладных сторонах творчества.

Включает в себя два основных направления: психоэкономическое направление, представлено теми теориями, которые исследуют социально-экономические факторы и предпосылки творческой активности человека; прикладное направление, ориентировано на практические применения знаний о человеческом творчестве, в первую очередь изучаются способы стимулирования и развития креативности и лишь затем делаются попытки понять, что же она на самом деле собой представляет.

Системный

Подразумевает учет социальных, культурных, экономических и иных факторов, влияющих на творчество человека (мультидисциплинарный подход).

Сторонники – Д.Саймонтон и М.Чиксентмихайи

Психометрический

В рамках этого подхода разрабатываются психометрические тесты, при создании которых используется статистический аппарат и принцип сравнения. С помощью психометрических методов изучаются творческие процессы, личностные особенности творческих людей, а также условия, в которых осуществляется творческая деятельность.

Основателями и главными его идеологами, по всеобщему признанию, являются Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс.

Атрибутивное направление

В рамках данного направления основное внимание уделяется изучению представлений человека о причинах и источниках творчества. Также значительное внимание уделяется рассмотрению творчества как взаимодействия и тому, как различные факторы влияют не только на творческий процесс, но и на оценку полученного продукта другими людьми

Один из основателей – Дж.Кейсоф

Кроме описанных подходов к исследованию креативности существует довольно много других направлений в их изучении. Многие из них представлены в отечественных разработках. Основной вклад в разработку этих вопросов внесли работы Л.C. Выготского, Я.А. Пономарева, А.В. Брушлинского и др.

Л.С. Выготский выделил четыре основных составляющих творческого процесса:

• внешние и внутренние восприятия, составляющие основу нашего опыта;

• диссоциация воспринятых впечатлений;

• ассоциация воспринятых ранее впечатлений;

• комбинация отдельных образов, приведение их в систему.

Автор также говорил о том, что только благодаря чужому (или социальному) опыту, возможна связь воображения личности с реальностью: «Никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается что-то от анонимного сотрудничества».

В свою очередь, Я. А. Пономарев указал на неоднородность результатов деятельности человека, предполагающую существование не только ее прямых, но и побочных продуктов.

Я. А. Пономаревым была предложена 4-фазовая модель творческого процесса. Он считал, что на первой фазе субъект осуществляет логический анализ проблемы, на второй — у него появляется интуитивное решение, на третьей человек осуществляет вербализацию (словесную формулировку) интуитивного решения, на четвертой происходит формализация вербализованного (словесного) решения или придание ему логически завершенной формы.[9]

Особый акцент А.В.Брушлинский в своих исследованиях делает на недизъюнктивности (целостности, нерасчленимости) и непрерывности взаимосвязей мышления и других психических процессов. Выделяет два аспекта мышления:

  1. Личностный аспект

Личностный аспект мышления автор связывает с мотивационными основами интеллектуальной активности человека, которые в свою очередь связаны с его отношением к тем задачам и проблемным ситуациям, которые он решает в настоящий момент.

  1. Процессуальный аспект

Процессуальный аспект мышления исследователь сопрягает с анализом психических процессов анализа, синтеза и обобщения.

Далее мы рассмотрим несколько походов, которые не были описаны раннее, из научной статьи А.В.Савенкова «Основные подходы к диагностике креативности».

Автор взял за основу типологию американского психолога Р.Стенберга, который сгруппировал различные концепции и подходы к изучению креативности и творчества и получил шесть основных типов: мистический, коммерческий, психоаналитический, психометрический, познавательный и социально-личностный. Но Савенков посчитал этот список неполным и добавил в него альтернативный подход.

Сами термины достаточно подробно раскрывают суть и смысл представленных подходов. Первые два - мистический и коммерческий - обычно не удостаиваются внимания в научных работах, что совершенно естественно и понятно. К третьему по счету - психоаналитическому - в современной психологии творчества всерьез уже никто не обращается, иногда, правда, ссылаются для критики, чтобы как-то оттенить свои суждения.[10]

Альтернативный подход к изучению творчества. В психологии неоднократно предпринимались попытки создать новую, альтернативную концепцию творчества. Так, например, психолог Эдвард де Боно для описания механизма творчества предлагает понятие «латеральное мышление». Термин «латеральное мышление» – производное от «латеральный» (лат. lateralis ‘боковой’, от latus ‘бок’), то есть расположенный сбоку, удаленный от срединной продольной плоскости. Сложно не согласится с этим, ведь действительно нечто новое и исключительно ценное удается найти случайно, в поисках чего-то другого.

Разрабатывая эту проблематику, немецкий ученый К. Й. Клюге подчеркивает, что логическое мышление составляет лишь половину человеческих умственных способностей, другую половину составляет «латеральное мышление». Как видим, этот ход очень напоминает идею Дж. Гилфорда о выделении конвергентного и дивергентного мышления. Но если понятия «конвергентное мышление» и «логическое мышление» практически тождественны и достаточно надежно диагностируются с помощью тестов интеллекта, то, как видим, у Э. де Боно, а также и у К. Й. Клюге, понятие «латеральное мышление» несколько отличается от выделенного Дж. Гилфордом дивергентного мышления. Дивергентное мышление отождествляется со способностью продуцировать большое число релевантных идей, пользуясь одними и теми же исходными условиями. «Латеральное мышление, – пишет К. Й. Клюге, – это возможность мыслить по-другому, а именно преимущественно нелинейно». Как утверждают другие авторы, латеральное мышление – разновидность мышления, которое пытается подключить к осмыслению все стороны проблемы, причем могут быть использованы необычные, не используемые при логическом мышлении методы.[11]

Одной из важных отличительных черт понятия латерального мышления - мыслящий латерально не делает ошибок, ошибки должны использоваться и порождать новые возможности.

Метод проблемных ситуаций. В течение многого времени единственной альтернативой тестологическому подходу в экспериментальном исследовании мышления был метод проблемных ситуаций. Но этот метод имеет ряд ограничений в своём применении. Он не позволяет охватывать полностью факторы творческого мышления, игнорируя личностные составляющие мыслительного процесса. Мыслительный процесс здесь искусственно стимулируется и ограничивается конкретными условиями задачи, тем самым задавая потолок интеллектуально-творческим проявлениям личности. В таких условиях испытуемый может выдать лишь столько знаний и способностей, сколько требует от него данная задача. Самое важное остается непонятным, например: способен ли испытуемый на большее, какова в действительности мера активности его интеллекта. И даже понимание того, как ему удается достичь решения, является в значительной мере иллюзорным, так как испытуемый может рассказать лишь о том, что осознает, в то время как в акте творчества принципиальное значение имеет бессознательная составляющая.

Д. Б. Богоявленская в качестве альтернативы психометрическому подходу в оценке креативности предложила метод «креативного поля». Причем автор неслучайно называет «креативное поле» методом, а не методикой, тем самым жестко дистанцируясь от ассоциаций с тестологическим подходом, в то время как часть специалистов полагает, что речь идет о какой-либо очередной методике, выстроенной в соответствии с некоторыми частичными поправками уже известных тестов креативности, например, снятия ограничений по времени, как у В. Воллаха и Н. Когана, или изменения характера инструкций при предъявлении стимульного материала, как у В. Н. Дружинина и Л. Г. Хазратовой.[12]

Основные принципы метода «креативное поле» Д.Б.Богоявленской:

        • отсутствие внешней и внутренней оценочной стимуляции;
  • отсутствие потолка в исследовании объекта (в целом в деятельности);
  • длительность эксперимента:
  • отсутствие ограничений во времени и многократность.

Важно то, что эти требования могут быть воплощены в разном материале, в разных методиках, лишь реализация этих принципов в их совокупности образует новый метод.

Одна из особенностей метода, как отмечает его автор, – сложность и трудоемкость самой процедуры.

Социально-личностный подход к изучению творчества. Предполагает рассмотрение креативности как системного свойства личности.

На самом деле психологию мало интересуют продукты творческой деятельности и средовые условия, позволяющие их создавать, ей больше интересен сам творец, его внутренний мир, его личность и все, что с ней происходит. Потому и главным предметом изучения психологии творчества всегда была личность творца.

У В. Н. Дружинина есть прекрасные слова, в которых он отметил такую закономерность: «научная идея, как человек, рождается случайно, а умирает обязательно и закономерно». Для научных идей это, безусловно, понятно и справедливо, так как со временем они устаревают, признаются сообществами неверными и, в конце концов, умирают. Но произведениям искусства свойственно бессмертие. совсем иначе обстоят дела в художественном творчестве. Произведения искусства не умирают «естественным» способом, они живут вечно. И фактор человеческой личности в них очень важен. Например, работы да Винчи, Айвазовского, Ван Гога, произведения Пушкина, Есенина, Шекспира – уникальность их личности и создает их работы такими разнообразными и неповторимыми.

Совсем по-другому обстоят дела при оценке роли личности в науке. Многие специалисты в области истории и теории научного творчества неоднократно и в разные времена поднимали в своих работах вопросы о необходимости освобождении науки от «культа личности творца». Так, например, историк Э. Боринг писал о том что «…история науки стала бы более научной, если бы могла избавиться от культа личности» творца. На предполагаемый этим утверждением вопрос почему Д. Б. Богоявленская дает такой ответ: «Роль субъекта (гения) научного творчества всегда представлялась несколько мистической. Дар первооткрывателя казался людям логически необъяснимым».[13]

Личность творца – ее главный предмет. Безусловно, права Д. Б. Богоявленская, утверждая: «Когда мы говорим о великих творцах, мы говорим о великих личностях».

1.3. Креативность и воображение

В предыдущих параграфах было рассмотрено понятие креативности, её виды и основные походы к изучению. В данном параграфе будет проведено сравнение понятий креативности и воображения.

Ниже представлена таблица 2, в которой можно ознакомиться с достоинствами и ограничениями различных методик креативности и воображения. Таблица поможет понять, чем же был обусловлен выбор используемых в данной работе методик.

Таблица 2

Достоинства и ограничения методик диагностики креативности и воображения

Методики

Достоинства

Ограничения

Методика диагностики креативности П. Торренса

Определяет параметры креативности: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность

Требует заранее подготовленный стимульный материал (незаконченные фигуры), трудность в обработке результатов

Тест «Креативность» (Автор Н. Вишнякова)

Сравнение двух образов креативности «Я - реальный» и «Я - идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.

Трудность в обработке результатов

Диагностика вербальной креативности С. Медника

Выявляет два показателя: оригинальность и уникальность

Перед основным заданием следует провести разминку, имеются ограничения в возрасте

Методика Е. Е. Туник

Представлена в тестовом варианте, простота в обработке результатов

Имеются ограничения в возрасте (только для младшего школьного возраста), существует возможность недостоверных результатов из-за социально одобряемые ответы

Методика «Рисунок» Р. С. Немова

Не имеет стимульный материал, позволяет действовать в свободном режиме, учитываются все возраста

Трудности в обработке результатов

В научных трудах чаще всего креативность отождествляют с воображением. Для того, чтобы понять, чем между собой отличаются креативность и воображение, разберем само понятие «воображение».

Воображение — это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционального опыта.[14]

Понятие воображения неотрывно от понятия о природе сознательной целенаправленной деятельности человека и от понятия творчества. Воображение выводит человека за пределы настоящего и известного прошлого, оно необходимо для овладения человеком сферой возможного будущего (для опережающего отражения действительности), оно придает его деятельности целеполагающий и проективный характер, является неотъемлемой составляющей творчества как порождения новых содержаний психики и новых продуктов материальной и духовной культуры.[15]

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Воображение складывается из других психических процессов, тогда как коэффициентом креативности является творческая одаренность и продуктивность.

Креативность формируется и проявляется в деятельности. Творческая среда создает условия для реализации креативности человека. Развитие креативности, возможно, идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).[16]

Креативность (в отличии от воображения) не процесс, а некая характеристика процесса, особенностей его протекания. «Креативность есть качество личности, особое состояние субъекта, предваряющее процесс, который мы называем впоследствии творческим. Она предстает как возможность отрыва от существующей структуры в попытке создания новой. Одной из составляющей креативности является оригинальность идеи».[17]

Таким образом, креативность в науке рассматривается как психический процесс (в качестве синонима творческого (дивергентного) мышления), как личностная характеристика и как способность.[18]

Воображение является психическим процессом, а креативность — это общая способность, которая развивается в личности и является общественно значимой составляющей.

Выводы по первой главе:

1. Креативность – это творческие возможности человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, общении и деятельности.

2. На сегодняшний день термин креативность не имеет единого понятия. Все понятия складываются из собственного видения объекта изучения автора.

3. Креативность – это уникальная способность творческого мышления человека, которая смогла привлечь к себе внимание многих авторов и изучается по сей день.

4. Понятия креативность и воображение разные. Они различаются по своему проявлению, воображение неотделимо от памяти и мышления, тогда как креативность складывается из творческой одаренности и продуктивности. Воображение – психический процесс, а креативность – характеристика процесса и способность личности.

Глава 2. Сравнительный анализ методик диагностики процесса креативности

2.1. Характеристика методик диагностики креативности и гипотезы

Ход исследования представленной курсовой работы:

  • Изучен теоретический материал (глава 1)
  • Выдвинута гипотеза
  • Подобраны методики
  • Проведено исследование
  • Произведена первичная обработка полученных результатов (глава 2, параграф 2)
  • Проведен статистический анализ полученных результатов (глава 2, параграф 2)
  • Полученные результаты оформлены в таблицы
  • Совершены описание и интерпретация полученных данных (глава 2, параграф 2)

Объект исследования - креативность

Предмет исследования – методики диагностики креативности

Цель исследования – провести анализ методик диагностики креативности.

Гипотеза исследования: Методики по изучению процессов креативности не являются взаимозаменяемыми.

В нашем исследовании мы выбрали студентов для изучения методик креативности. Исследование проводилось в одном из Московских высших учебных заведений. Были выбраны обучающиеся 2-ого курса, количество испытуемых – 37 человек: 22 девушки и 15 юношей.

Данные были обработаны в программе IBM SPSS 22.

В качестве диагностического инструментария использовались: Тест «Креативность» (Автор Н.Вишнякова) и методика диагностики креативности П. Торренса.

Используемые методики в отличии от других имеют преимущества (таблица 2):

  • сравнение двух образов креативности «Я - реальный» и «Я - идеальный» в тесте «Креативность» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности;
  • имеется стимульный материал;
  • методики можно использовать для юношеского возраста.

Тест «Креативность». Автор Н.Вишнякова.

Позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Яреальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.

Инструкция. Испытуемому предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества, отвечая на вопросы теста. От него требуется внимательно читать вопросы. При положительном ответе на вопрос поставить знак «+», при отрицательном поставить знак «-» в графу «Я-реальный» и «Я-идеальный».

Тест включает себя 80 вопросов и исследует показатели:

  • творческое мышление,
  • любознательность,
  • оригинальность,
  • воображение,
  • интуиция,
  • эмоциональность, эмпатия,
  • чувство юмора,
  • творческое отношение к профессии.

Шкала измерения – интервальная.

Методика диагностики креативности П. Торренса (незаконченные фигуры). Автор П. Торренс. Первое издание теста вышло в 1966-ом году. Переработанные издания появились в 1974-ом году, а затем — в 1983-ом году.

Адаптация выполнена в ходе многолетних исследований под руководством Е. Е. Туник на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства.[19]

Тест диагностирует креативные способности, которые очевидно проявляются в признанной творческой продукции.

Инструкция. Испытуемому предлагается стимульный материал (незаконченные фигуры). Необходимо дорисовать незаконченные фигуры, чтобы получить интересные предметы и картинки. Стараться каждый раз придумывать такую картинку, которую никто другой придумать не сможет. Делать картинку подробнее и интереснее, добавляя к ней детали. На выполнение задание отводится 10 минут. Испытуемому желательно работать быстро, но без спешки.

Методика предлагает 10 незаконченных фигур и включает себя показатели:

  • беглости,
  • гибкости,
  • оригинальности,
  • разработанности.

Шкала измерения – интервальная.

2.2. Результаты сравнения методик диагностики процессов креативности

Изначально на всей выборке была проведена первичная статистическая обработка данных по методикам диагностики креативности, которая представлена в таблице 3.

Таблица 3

Первичный статистический анализ

Показатели (критерии оценки)

Среднее арифметическое

Стандартное отклонение

Мода

Медиана

Возраст

20,1

2,2

19

20

Вербальный тест Торренса

1.Оригинальность

7,9

3,4

8

8

2.Беглость

8,7

1,8

10

10

3.Разработанность

9,7

4,3

9

9

4.Гибкость

7,9

1,9

8

8

Тест «Креативность» (Автор Вишнякова Н.)

1. Творческое мышление (Я-Реальный)

5,7

1,6

7

6

Творческое мышление (Я-Идеальный)

6,5

2,0

8

7

2. Любознательность (Я-Реальный)

5,3

1,8

4

6

Любознательность (Я-Идеальный)

5,1

1,9

7

5

3. Оригинальность (Я-Реальный)

5,5

1,8

6

6

Оригинальность (Я-Идеальный)

6,0

1,7

7

6

4. Воображение (Я-Реальный)

4,9

1,9

6

5

Воображение (Я-Идеальный)

5,3

1,3

5

5

5. Интуиция (Я-Реальный)

6,8

1,8

8

7

Интуиция (Я-Идеальный)

6,0

1,8

7

6

6. Эмоциональность (Я-Реальный)

5,2

1,7

6

6

Эмоциональность (Я-Идеальный)

4,6

1,6

4

4

7. Чувство юмора (Я-Реальный)

5,2

2,3

6

6

Чувство юмора (Я-Идеальный)

6,1

2,2

8

6

8. Творческое отношение к профессии (Я-Реальный)

4,9

1,7

6

5

Творческое отношение к профессии (Я-Идеальный)

5,6

2,0

6

6

Между методиками по всей выборке была проведена ранговая корреляция Спирмена, которая направлена на выявление взаимосвязи между показателями используемых методик (таблица 4).

Таблица 4

Значимые взаимосвязи показателей между методиками диагностики креативности

Показатели (критерии оценки)

Верб. тест Торренса

Беглость

Тест «Креативность»

Оригинальность (О) (Я-Реальный)

,394*

Любознательность (Л) (Я-Реальный)

rs =0,325 (p≤0,05)* rs =0, 418(p≤0,01)**

При анализе было выявлено, что обнаруживается только одна взаимосвязь между показателями двух методик на уровне значимости (p≤0,05). Положительная взаимосвязь обнаружилась у показателей беглости вербального теста Торренса и оригинальности теста «Креативность». Если значение одного показателя переменной возрастает, то значения другой имеет тенденцию к возрастанию. Богатство и своеобразие воображения зависит от его плодотворности.

Для того чтобы выявить гендерные различия между выборками испытуемых по показателям проведенных тестов, мы использовали U-критерий Манна-Уитни.

Как мы можем видеть из таблицы 5, гендерные различия достигают статистической значимости только по 4 показателям проведенных методик.

Таблица 5

Различия между группами юношей и девушек по показателям проведенных тестов

Показатели (критерии оценки)

Сумма рангов группы юношей (1)

Сумма рангов группы девушек (2)

Критерий Манна -Уитни

Uэмп

Вербальный тест Торренса

1.Оригинальность

80

125

148

2.Беглость

80

128

148,5

3.Разработанность

70

133

103*

4.Гибкость

80

129

143

Тест «Креативность»

1. Творческое мышление (Я-Реальный)

82

129

143

Творческое мышление (Я-Идеальный)

86

153

110*

2. Любознательность (Я-Реальный)

83

113

150

Любознательность (Я-Идеальный)

77

113

151

3. Оригинальность (Я-Реальный)

86

116

141,5

Оригинальность (Я-Идеальный)

85

138

143,5

4. Воображение (Я-Реальный)

79

101

134,5

Воображение (Я-Идеальный)

77

120

139,5

5. Интуиция (Я-Реальный)

97

153

139,5

Интуиция (Я-Идеальный)

82

141

106*

6. Эмоциональность (Я-Реальный)

72

122

121

Эмоциональность (Я-Идеальный)

68

102

155

7. Чувство юмора (Я-Реальный)

93

100

99,5*

Чувство юмора (Я-Идеальный)

90

137

157,5

8. Творческое отношение к профессии (Я-Реальный)

69

111

142,5

Творческое отношение к профессии (Я-Идеальный)

73

135

110,5*

**Uкр ≤ 89 (p≤0.01), *Uкр ≤ 111 (p≤0.05)

По вербальному тесту Торренса по показателю разработанности (p≤0.05) выявлены различия в сторону 2 группы, т.е. девочек. Это свидетельствует о том, что девушки проявляют большое внимание к деталям. Это может проявляться как на рисунках, так и в одежде (аксессуары).

По методике «Креативность» по показателям творческого мышления(идеальный), чувства юмора(реальный), творческого отношения к профессии(идеальный) и интуиция(идеальный) (p≤0.05) выявлены различия к 2 группе, т.е. девочек. Это свидетельствует о стремлении девушек к более творческому мышлению, хорошей самооценке своих реальных юмористических способностей, склонности выбирать творческое направление в своей будущей профессии и желании иметь хорошую интуицию.

В таблице 6, которая приведена ниже, показаны результаты значимых взаимосвязей методик среди юношей и отображены те взаимосвязи, которые достигли значимого уровня.

Таблица 6

Значимые взаимосвязи показателей методик диагностики креативности среди юношей

Показатели (критерии оценки)

Верб. тест Торренса

Оригинальность

Беглость

Гибкость

Тест «Креативность»

Оригинальность (О) (Я-Реальный)

,564*

Оригинальность (О) (Я-Идеальный)

Чувство юмора (Ю) (Я-Реальный)

-0,576*

Чувство юмора (Ю) (Я-Идеальный)

,535*

Творческое отношение к профессии (П) (Я-Реальный)

Творческое отношение к профессии (П) (Я-Идеальный)

,524*

rs =0,514 (p≤0,05)* rs =0, 641 (p≤0,01)**

При анализе было выявлено 4 взаимосвязи показателей двух методик на уровне значимости (p≤0,05). Взаимосвязь у юношей между собой имеют показатели оригинальность, чувство юмора (я-идеальный) и творческое отношение к профессии (я-идеальный) теста «Креативность» с показателем оригинальности вербального теста Торренса. Обратную взаимосвязь у юношей между собой имеют показатели чувства юмора тест «Креативность» и гибкости вербальный тест Торренса. Это можно обозначить как то, что чем выше уровень чувства юмора, тем меньше способность молодого человека переходить от одной стратегии к другой, и наоборот. Еще можно сделать вывод: юноши хотят обладать более нестандартным чувством юмора и креативным мышлением в процессе работы, не действовать по указанному шаблону. Важно отметить, в случае с юношами оригинальность двух методик связана между собой.

В таблице 7, которая приведена ниже, показаны значимые взаимосвязи показателей методик среди девочек, и отображены те взаимосвязи, которые достигли значимого уровня.

Таблица 7

Значимые взаимосвязи показатели методик диагностики креативности среди девушек

Показатели (критерии оценки)

Верб. тест Торренса

Оригинальность

Беглость

Тест «Креативность»

Любознательность (Л) (Я-Реальный)

,495*

Творческое отношение к профессии (П) (Я-Реальный)

,443*

rs =0,423 (p≤0,05)* rs =0, 537 (p≤0,01)**

При анализе обнаружилось только две взаимосвязи между показателями двух методик на уровне значимости (p≤0,05). Значимо связаны между собой показатели любознательности теста «Креативность» и оригинальность вербального теста Торренса. Так же показатели творческого отношения к профессии теста «Креативность» связано с беглостью вербального теста Торренса. Полученные результаты говорят нам о том, что чем больше девушки интересуются какой-то информацией, природой вокруг и тд, тем выше у них степень нешаблонности мышления. Еще это говорит о том, что у девушек креативный подход к своей профессии тесно связан с продуктивностью человека. Чем выше продуктивность, тем больше нестандартных решений в работе.

Выводы по второй главе:

1. Девушкам свойственно проявлять более высокую разработанность креативности по вербальному тесту П.Торренса. Также, по тесту «Креативность», можно говорить об их стремлении к более творческому мышлению, хорошей самооценке своих реальных юмористических способностей, склонность делать упор на творческой составляющей в своей профессии и желании иметь развитую интуицию.

Еще полученные результаты говорят нам о том, что чем больше девушки интересуются какой-то информацией, природой вокруг и т.д., тем выше у них степень нешаблонности мышления; что у девушек креативный подход к своей профессии тесно связан с продуктивностью человека. Чем выше продуктивность, тем больше нестандартных решений в работе.

2. Юноши, судя по полученным результатам из теста «Креативность» хотят обладать более нестандартным чувством юмора и креативным мышлением в процессе работы, не действовать по указанному шаблону. Обратную взаимосвязь у юношей между собой имеют показатели чувства юмора тест «Креативность» и гибкости вербальный тест Торренса и это можно означать как то, что чем выше уровень чувства юмора, тем меньше способность молодого человека переходить от одной стратегии к другой, и наоборот.

3. Методики диагностики процесса креативности не являются взаимозаменяемыми.

Заключение

Наше исследование было нацелено на выявление взаимосвязи между методиками диагностики процесса креативности. Гипотеза строилась на идее, что методики не могут заменять друг друга.

По результатам нашего исследования гипотеза подтвердилась. У методик не обнаружилась связи, которая могла бы способствовать их взаимозаменяемости. Кроме того, для более глубокого рассмотрения гипотезы мы выявляли гендерные различия используемых методик по U-критерию Манна-Уитни и корреляционному анализу Пирсона. При рассмотрении методик по гендеру связи так же не обнаружилось, но обнаружились интересные корреляции.

Так, полученные результаты у группы девушек говорят об их стремлении к более творческому мышлению, хорошей самооценке своих реальных юмористических способностей, склонность делать упор на творческой составляющей в своей профессии и желании иметь развитую интуицию. Также они указывают, что чем больше девушки интересуются какой-то информацией, природой вокруг и т.д., тем выше у них степень нешаблонности мышления; что креативный подход к своей профессии тесно связан с продуктивностью человека. Чем выше продуктивность, тем больше нестандартных решений в работе.

Полученные результаты у группы юношей говорят об их желании обладать более нестандартным чувством юмора и креативным мышлением в процессе работы, не действовать по указанному шаблону. А обратная взаимосвязь указывает, что чем выше уровень чувства юмора, тем меньше способность молодого человека переходить от одной стратегии к другой, и наоборот.

Нам удалось еще сделать вывод, что креативность и воображение являются разными процессами. На основе рассмотренных различий в определении этих процессов можно сделать вывод, что креативность и воображение имеют разные проявления.

На данный момент накоплено большое количество материала по изучению креативности, но единой теории до сих пор не существует, как одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующих данную способность. Мы разобрали понятия авторов о креативности, их подходы. И большинство из них акцентируются на активности человека в направлении раскрытия и реализации его творческого потенциала.

Креативность — это область исследований, которая до сих пор остается самой важной и дискуссионной.

Все больше и больше растет потребность в развитии творческих способностей людей чтобы с их помощью найти ответы на любые вопросы, которые ставит наша эпоха.

Список использованной литературы:

1. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.

2. Богоявленская Д.Б. Стандартно о нестандартном // Проблемы современного образования. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/standartno-o-nestandartnom

3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

4. Виноградова Т.И. Взаимосвязь креативности и индивидуально-личностных особенностей старшеклассников // Сибирский педагогический журнал. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kreativnosti-i-individualno-lichnostnyh-osobennostey-starsheklassnikov

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.

6. Егорова А. М. Креативность - насущная проблема современности // Система ценностей современного общества. 2010. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-nasuschnaya-problema-sovremennosti

7. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt

8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности и одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.

9. Карпенко В.В. Творчество и креативность как психологические феномены// Теоретичні і прикладні проблеми психології. - № 2, 2013. – 158 с.

10. Лабораторный практикум по психологии человека. [Электрон. ресурс] - http://cito-web.yspu.org/link1/lab/met27/met27.html

11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2013. – 583 с.

12. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392с.

13. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti

14. Е.Е. Туник. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - СПб.: Питер, 2013. — 320 с.

15. Е.Е. Туник. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. – СПб.: Питер, 1998. – 170 с.

16. Чуприкова Н.И. Воображение и творчество / Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). – М.: Языки славянской культуры, 2015. – 608 с.

17. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М., 2007. – 158 с.

Приложения

Приложение 1

Социально-биографические данные и стандартные баллы, полученные по методике П.Торренса

пол

возраст

оригинальность

беглость

разработанность

гибкость

1

1

19

7

7

4

6

2

1

19

5

7

8

8

3

1

29

3

5

5

1

4

1

23

8

7

4

8

5

1

20

6

7

7

8

6

0

19

8

7

3

6

7

0

19

6

7

4

6

8

0

20

7

7

4

6

9

1

18

6

4

5

5

10

1

20

6

7

8

6

11

0

19

6

5

8

3

12

1

19

6

6

9

7

13

0

19

3

7

6

8

14

0

19

5

7

5

3

15

1

20

4

7

7

6

16

1

20

4

7

5

6

17

1

19

8

7

5

8

18

0

20

8

5

6

6

19

1

19

7

7

5

6

20

1

21

3

2

6

3

21

1

22

3

4

10

5

22

1

21

6

6

5

7

23

1

19

3

2

4

3

24

1

18

6

2

3

3

25

1

19

7

7

8

6

26

0

20

7

7

7

8

27

0

21

3

1

2

2

28

1

18

8

7

5

8

29

0

17

10

7

6

8

30

1

17

6

6

5

3

31

0

22

3

5

4

6

32

0

20

4

4

2

5

33

0

20

1

0

4

0

34

1

23

8

7

7

8

35

0

22

4

4

7

5

36

0

22

5

7

2

8

37

1

23

5

7

8

8

Приложение 2

Стандартные баллы, полученные по тесту «Креативность» (Автор Н.Вишнякова)

М(р)

М(и)

Л(р)

Л(и)

О(р)

О(и)

В(р)

В(и)

И(р)

И(и)

Э(р)

Э(и)

Ю(р)

Ю(и)

П(р)

П(и)

5

6

4

6

6

8

3

4

9

7

3

2

6

8

6

5

5

8

6

6

8

8

6

6

7

6

6

4

8

8

7

9

7

8

4

3

4

5

2

6

7

8

7

6

5

4

4

5

7

7

8

8

8

8

6

7

6

6

5

6

7

7

7

7

6

4

6

3

3

4

2

4

4

1

6

7

1

1

3

4

6

9

4

7

5

7

5

5

4

7

6

3

3

8

5

7

2

7

3

7

6

4

3

4

8

4

1

3

6

4

3

4

2

4

4

6

5

7

2

6

4

5

3

5

6

6

4

6

4

8

5

5

5

8

4

6

4

8

7

6

6

8

5

9

8

6

6

5

7

6

6

6

8

7

7

5

4

5

6

5

7

8

6

6

7

7

8

8

6

6

6

6

9

9

3

3

7

7

4

4

3

4

6

7

7

7

4

3

3

5

4

3

5

4

6

7

6

8

5

5

8

6

3

4

5

8

5

5

5

5

8

7

8

8

6

5

9

8

9

8

9

9

5

6

2

9

2

2

7

7

4

7

7

7

6

7

1

5

3

6

7

6

8

6

7

8

5

6

9

8

3

4

4

4

7

5

4

7

5

7

6

6

6

5

9

7

6

3

5

7

6

9

5

7

4

5

7

7

6

7

8

7

5

4

7

9

4

6

5

4

4

7

3

6

6

6

8

5

5

7

3

6

4

5

5

6

1

3

3

6

3

3

5

5

5

4

0

5

2

3

3

6

2

6

4

6

0

4

4

4

7

4

5

7

6

9

7

9

6

5

2

3

2

5

8

8

6

6

4

6

3

7

9

9

5

6

5

6

8

8

9

6

6

5

6

9

4

6

7

9

7

5

6

6

5

5

8

8

7

3

6

7

3

6

6

6

5

5

6

7

5

5

8

8

3

2

8

9

3

5

6

5

7

3

7

2

6

5

5

5

3

6

5

5

5

4

5

5

7

1

2

7

7

3

7

2

6

3

6

3

7

2

6

3

7

2

4

5

6

3

5

4

4

5

6

3

6

3

7

2

8

0

6

3

6

3

6

3

5

4

6

4

6

4

6

8

6

7

4

7

3

7

4

7

6

5

3

7

8

8

7

7

8

7

8

7

6

6

6

6

6

6

7

6

6

6

5

4

4

5

6

3

5

4

4

5

3

6

4

5

5

4

6

3

3

5

4

4

4

5

5

5

6

3

8

1

6

2

7

8

6

5

8

7

7

5

9

9

5

4

8

8

7

8

6

8

4

4

4

5

7

5

9

7

4

2

7

7

1

8

8

8

7

7

5

6

3

6

8

6

6

5

5

6

4

6

6

9

6

7

7

7

6

5

8

5

8

4

1

8

7

8

  1. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. — СПб.: Питер, 2013. – С.7

  2. Креативность / Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: 2003. – С.222

  3. Егорова А. М. Креативность - насущная проблема современности // Система ценностей современного общества. 2010. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-nasuschnaya-problema-sovremennosti

  4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности и одаренности. – СПб.: Питер, 2009. - С.162

  5. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М., 2007. - С. 17

  6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности и одаренности. – СПб.: Питер, 2009. - С. 159

  7. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt

  8. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М., 2007.- С. 19

  9. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М., 2007. – С.44

  10. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti

  11. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti

  12. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti

  13. Богоявленская, Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997. – С.141

  14. Воображение/ Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М: 2003. – С. 73

  15. Чуприкова Н.И. Воображение и творчество / Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). – М.: Языки славянской культуры, 2015. – С. 566

  16. Дружинин В.Н Психология общих способностей - «Издательство «Питер»», 2008. – С. 239

  17. Карпенко В.В. Творчество и креативность как психологические феномены // Теоретичні і прикладні проблеми психології.- 2013. - № 2. - С. 141-150

  18. Виноградова Т.И. Взаимосвязь креативности и индивидуально-личностных особенностей старшеклассников // Сибирский педагогический журнал. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kreativnosti-i-individualno-lichnostnyh-osobennostey-starsheklassnikov

  19. Е.Е. Туник. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. – СПб.: Питер, 1998. - С.3