Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

На этапе современного развития общества все большую актуальность приобретает проблема правового регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права.

Особой задачей государства, в области охраны интеллектуальной собственности, является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права.

Институт авторского права обладает специальными и своеобразными свойствами, отличающими его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но их личные права и интересы.

Кроме того, авторское право уделяет внимание общественным интересам – развитию культуры и просвещения. Это обусловлено тем, что правоотношения, регулируемые законом об авторском праве, выходят за пределы частногражданских отношений и приобретают особый интерес, как юридический, связанный с характерной правовой конструкцией, так и общественный, вследствие предъявляемых к нему требований культурно-просветительского характера.

Одним из важнейших показателей цивилизованности общества является развитие науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.

Цель курсовой работы – исследование основных положений авторского права.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • кратко изучить историю возникновения авторского права в России;
  • определить нормы регулирования авторского права на современном этапе;
  • рассмотреть функции авторского права;
  • охарактеризовать объекты и субъекты авторского права;
  • раскрыть права автора, определить ограничения авторских прав;
  • рассмотреть срок действия авторского права.

При написании данной курсовой работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях правового регулирования Российской Федерации, нормативно-законодательные акты Российской Федерации.

Основными источниками, раскрывающими теоретические основы правового регулирования авторского права в Российской Федерации, явились работы Моргуновой Е. А., Калятина В.О. и др. В данных источниках подробно рассмотрены понятия автор произведения, авторское право, интеллектуальная собственность, их виды и функции.

На основе исторических документов, таких как Высочайшее утвержденное положение о правах Сочинителей 1928 г., Положение о правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей 1930 г., а также авторских работ Беляцкина С.А., Гордон М.В., Нагорного Р.С. рассмотрен исторический аспект возникновения авторского права в Российской Федерации.

Современное правовое регулирование авторского права в Российской Федерации рассмотрено на основе основного источника нормативно-правового регулирования авторского права - Гражданский кодекс (часть четвертая) Российской Федерации от 18.12.2008 г. № 230-ФЗ, а также ряда авторских статей, представленных в периодических изданиях, посвященных нормативно-правовому регулированию в Российской Федерации: журнал «Закон», охватывающий широкий круг проблем и сочетающий высококачественный аналитический контент для юристов с экспертными комментариями; «Журнал российского права», включенный в перечень ВАК при Минобрнауки России, который входит в базы данных Российского индекса научного цитирования, Russian Science Citation Index на платформе Web of Science, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO; Научно-практический журнал «Современное право», который зарегистрирован в Министерстве РФ, включен в международную научную базы Prescopus Academic Citation System - Prescopus ™ Russia, Ulrich’s Periodicals Directorые, отражающий авторские работы по направлениям: Конституционное право, Международное право, Европейское право, Гражданский процесс, Арбитражный процесс.

1 Развитие системы регулирования авторского права в Российской Федерации

1.1 История возникновения авторского права в России

История развития авторского права в России отличается от истории авторского права других стран. Это прежде всего связано с особенностями государственного характера, а также особенностями общественно-политического устройства государства и своеобразием его исторического развития.

Первые законы, в области регулирования авторских правоотношений, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. Их главной особенностью являлась тесная связь с цензурным законодательством, которое появилось в нашей стране значительно раньше.

Первый закон об авторском праве появился в России в рамках законодательства о цензуре «третий Цензурный устав», который был утвержден 22 апреля (4 мая) 1828 года Николаем I. Он содержал специальную главу, которая называлась «О Сочинителях и Издателях книг» [19]. Указанная глава состояла из семи параграфов, дополнялась развернутым Положением о правах Сочинителей [8], которое служило приложением к Цензурному уставу. Данное Положение предполагало случаи свободного использования произведения в информационных целях и цитирование произведения в оригинале и в переводе в объеме, оправданном целью цитирования. Указанные нормы и стали началом становления института ограничений исключительных авторских прав в российском законодательстве.

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей [16], которое дополнило Положение 1828 г. В данном Положении была включена норма о цитировании произведений для учебных целей, причем без каких-либо ограничений в объеме цитирования.

При издании Свода Законов в 1832 г. Цензурный устав вошел в качестве приложения к статье 129 Устава о предупреждении и пресечении преступлений, где Положение о правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей разместилось в параграфах 254 – 292. В издании 1842 г. нормы о правах сочинителей остались в составе Цензурного устава и составили параграфы 257 – 295 приложения к статье 147[15].

В 1845 г. были приняты нормы, регламентирующие авторские права композиторов, а в 1846 г. – авторские права художников и архитекторов. Однако изменений относительно свободного использования произведений принято не было.

В 1886 г. была подписана «Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений», участниками которой были Бельгия, Германия, Франция, Испания, Великобритания, Тунис и Швейцария. Россия осталась в стороне, так как по данному соглашению авторам предоставлялось право запрещать внесение изменений в их книги, а это противоречило правам государственной цензуры [3].

В 1887 г. нормы о праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств были перенесены в т. X ч. I в качестве приложения к примечанию 2 ст. 420 [9].

Закон об авторском праве, который был принят 20 марта 1911 г., стал первым самостоятельным нормативным правовым актом в истории России, призванным регулировать отношения в области авторского права. Он был составлен на основе западноевропейского законодательства и международных соглашений в области авторского права того времени, однако отражал традиционный для России более низкий уровень охраны авторских прав [2]. Закон 1911 г. существенно увеличил количество случаев свободного использования произведений по сравнению с законодательством Российской империи ХIХ в. и ввел новые их виды в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса в тот период времени [9].

После Октября 1917 г. гражданское законодательство, действовавшее на территории бывшей Российской империи, включая Закон об авторском праве 1911 г., было отменено.

Авторское право периода «военного коммунизма» характеризовалось коренной ломкой прежнего законодательства Российской империи в соответствии с большевистскими взглядами. Ситуация изменилась только в 1920 - гг. с принятием некоторых постановлений.

С середины 20-х годов отношения в области авторского права регулировались декретами и постановлениями Совета народных комиссариатов (СНК), изданными в 1925 г. Декрет СНК от 30 января 1925 года «Об основах авторского права» и 1928 г. Декрет СНК от 16 мая 1928 года «Основы авторского права Союза ССР», а также постановлением Совета народных комиссариатов союзных республик. За всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое по Закону 1925 г. имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного представления произведения [15].

С 1928 года срок действия авторского права стал пожизненным. Использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами, условия которых детально регулировались законом.

В 30-е годы в СССР были образованы творческие союзы, которые учредили свои управления по охране авторских прав, каждое из которых занималось только своей сферой авторского права [15].

В начале 60-х гг. в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства было решено включить законодательство об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и в гражданские кодексы союзных республик [15]. Нормы авторского права были существенно пересмотрены, права авторов были значительно расширены, а свободное использование авторских произведений существенно сокращено.

Таким образом, авторское право в Росси развивалось независимо от развития авторского права в других странах. Основополагающим документом развития регулирования авторского права в России явился «Третий Цензурный устав» 1828 года. В течении дальнейших 150 лет в системе защиты авторских прав произошел ряд изменений и дополнений, что привело в дальнейшем к изданию важного законодательного акта 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».

1.2 Источники регулирования авторского права в Российской Федерации

В пореформенной России в области гражданско-правового регулирования отношений, связанных с творческой деятельностью, важным актом явился Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» [6], который приобрел ключевое отраслевое значение.

С 1 января 1995 г. на территории России вступила в силу первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, а еще раньше, с 1994 г., начался процесс подготовки кодифицированного законодательства об интеллектуальной собственности.

Весь порядок регулирования прав на интеллектуальную деятельность определяет гражданское законодательство и ряд принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Особенность Гражданского кодекса в том, что он выстроен по определенной системе, выделяя общие положения и основные правила соответствующей сферы, которые отражены отдельными частями кодекса [10].

В июне 2005 г. началась работа над проектом четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая была призвана объединить в себе нормы, посвященные правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Она была принята 24 ноября 2006 г. [18], вступила в силу с 1 января 2008 г. и действует на территории Российской Федерации по настоящее время.

Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации включает весь массив ранее действующего законодательства в области интеллектуальной собственности, в том числе нормы авторского права.

Важное значение имеют федеральные законы, которые конкретизируют положения Гражданского кодекса. Таким образом, отдельные нормы отражающие авторское право содержатся в Федеральных законах Российской Федерации «О рекламе», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других.

Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, издаются с целью формирования механизма реализации принятых федеральных законов.

Так, наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации принимаются как основание и исполнение вышеперечисленных актов и должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента [14].

Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и осуществляет функции [13]:

  • по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков, и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;
  • по соблюдению интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества [13].

Судебная и арбитражная практика не является источником гражданского права, таким образом, она не может создавать нормы авторского права, а лишь призвана толковать нормы по их применению [14].

Современное авторское право – самая развивающаяся во всем мире отрасль права, она представляет собой сложную иерархию разноуровневых нормативных актов.

Нормы международного права имеют существенное значение регулирования авторских прав в Российской Федерации. Международные договоры и конвенции, являются составной частью правовой системы Российской Федерации[1]. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора[2].

Российская Федерация в настоящее время является участницей следующих международных договоров:

  • Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);
  • Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.);
  • Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);
  • Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.;
  • Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г.;
  • Договор ВОИС по авторскому праву (WCT) (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996г.), а также множество других[7].

А также Российская Федерация состоит в двухсторонних соглашениях о взаимной охране авторских прав с Австрией, Арменией, Болгарией, Грузией, Польшей, Венгрией, Швецией и другими странами [7].

Тем не менее все эти соглашения не означают, что автор издавший произведение на территории одного государства будет обладать авторскими правами в другой стране. Это связано с тем, что авторское право различных стран отличается. В этом случае применяются унифицированные международные соглашения.

В тоже время необходимо обратить внимание на нормы делового оборота призванные регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства[3]. Нормы делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Таким образом, изучив историю возникновения и развития авторского права на территории Российской Федерации, можно сделать вывод, что существовавшие международные тенденции регулирования авторского права минимально отразились на российском законодательстве об интеллектуальной собственности. Следует отметить, что законодательство об интеллектуальной собственности в России значительно отставало от основных международных соглашений, принятых в области авторского права.

Мы выяснили, что в настоящее время нормы авторского права регулируются Гражданским кодексом (часть четвертая) Российской Федерации от 18.12.2006 года 230-ФЗ, Федеральными законами, подзаконными нормативными актами, Указами Президента и международными соглашениями.

Проанализировав современные источники регулирования авторского права в Российской Федерации, можно сказать, что в настоящее время не существует единого системообразующего нормативно-правового акта, призванного отразить нормы государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права в сфере авторского права.

Именно создание целостной системы законов и подзаконных нормативных актов позволит преодолеть разрозненность правового регулирования и обеспечивать надежную правовую охрану.

На данный момент известно, что подготовлена редакция с изменениями Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 23.05.2018 г., которая не вступила в силу [13]. Возможно именно в ней будет отражена единая система регулирования авторского права в Российской Федерации.

2. Основные положения авторского права

2.1. Функции авторского права, его объекты

Авторское право является самостоятельным институтом гражданского права Российской Федерации.

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства [11].

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.

Авторские права дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности, распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Авторское право, как и любой другой правовой институт, имеет определенные функции:

  1. признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения[4] и устанавливает охрану произведений с момента их создания.

При этом до сих пор нет конкретного определения понятия «произведение». В Гражданском кодексе РФ даются лишь определения отдельных видов произведений: «служебное произведение»[5], «аудиовизуальное произведение»[6];

  1. установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно Гражданскому кодексу гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону[7]. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ[8];
  2. наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами). Интеллектуальные права включают в себя: исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в любой форме и любым способом, не противоречащим закону[9]. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение[10]; личные неимущественные права;
  3. защита прав авторов и других правообладателей. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты[11].

Законодателем закреплено, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, к ним относятся[12]:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения[13].

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения[14].

К объектам авторских прав относятся:

  • производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
  • составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда[15].

Таким образом, объект авторского права, в широком понимании – это произведение. Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать:

  • оно должно относиться к науке, литературе или искусству. Это условный знак, так как законодатель акцентирует внимание на том, что не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения;
  • произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения[16];
  • произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме[17].

Объективная форма – внешнее выражение авторского творчества в любой материальной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
  • в других формах[18].

Данный документ не ограничивает возможные способы выражения произведений, ведь в современном мире все чаще появляются новые виды воплощения творческой деятельности.

Для осознания понятия «произведение», рассмотрим его с точки зрения ряда авторов.

Наибольшее распространение получило определение произведения, которое сформулировал Серебровский В.И.: «произведение можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [17].

Г.Ф. Шершеневич рассматривал «литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т. п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами» [20].

А.Я. Канторович считал, что «умственное произведение не деятельность духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права является продукт духовного творчества облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе» [12].

Таким образом, произведение — это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты. Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности.

Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства.

Правом охраняются лишь те произведения, которые обладают определенными признаками, отличающими их от иных результатов творческой деятельности.

Законодатель говорит о результатах «творческой деятельности», «творчестве».

Рассмотрим термин «творчество» с точки зрения разных исследователей. Близнец И.А. пишет, что «творчество – это деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей» [4]. В свою очередь Ананьев Е.В. указывает, что «творческая деятельность – это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира» [1].

Творческий характер предполагает, прежде всего, новизну произведения. Колятин Е.В. считает, что «новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот» [11].

Отсутствие творческого подхода к объекту авторского права (неоригинальность произведения) может быть основанием для непризнания того или иного объекта авторским.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме[19].

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей[20].

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя[21].

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах[22].

В свою очередь, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации[23], не являются объектами авторских прав:

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

В тоже время авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора[24].

Таким образом, авторское право является одним из институтов гражданского права, им регулируются имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, а также обладает рядом функций.

Объектом авторского права является произведение, которое обладает рядом признаков: оно должно относится к науке, литературе или искусству, являться продуктом творческой деятельности и выражаться в объективной форме. Авторские права распространяются на обнародованные и необнародованные произведения, в тоже время для осуществления и защиты авторского права не требуется регистрация произведения.

2.2 Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, а также их правопреемники, работодатели и иные лица по закону или договору, приобретающие исключительные права.

Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д[25].

Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Автор — творец нового [14].

Моргунова Е.А. указывает, что носителем субъективного авторского права является создатель произведения, его подлинный автор — человек, написавший книгу, сочинивший музыку, создавший скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемых специально для достижения определенного правового результата [14].

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности. В свою очередь гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, то есть юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

Несколько иначе обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно[26].

Ограниченно дееспособные граждане вправе заключать авторские договоры лишь с согласия попечителя, однако такие граждане самостоятельно несут ответственность по заключенным ими авторским договорам[27].

Права несовершеннолетних и малолетних, а также ограниченно дееспособных защищаются в суде их законными представителями.

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако, если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:

  • либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;
  • либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ[28].

Нередко авторские произведения создаются несколькими лицами, в таком случае можно говорить о «соавторстве». Соавторство - это факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц.

Моргунова Е.А. указывает, что для соавторства не требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. При «неделимом» соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при «раздельном» соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного) [14].

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения[29].

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное[30].

Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое[31].

Соавторство также не возникает при создании творчески самостоятельного произведения на основе чужого опубликованного.

Если автор умирает, то носителями его авторских прав выступают наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено завещанием. Важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора — по решению суда [14].

По наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В Гражданском кодексе Российской Федерации указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора. Однако к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо[32].

Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров [14].

Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в том числе по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репродуцирование и др.)[33].

Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений. Сами они обладателями авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах[34].

Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основные:

  • предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права (отказ не допускается, всем пользователям одной категории разрешения предоставляются на равных началах);
  • сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;
  • распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование специальных фондов, создаваемых этими организациями с согласия и в интересах обладателей авторских и смежных прав) [14].

Таким образом, мы выяснили, что субъектами авторского права являются создатели произведений (авторы), которыми могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности, следовательно, авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

Также авторские произведения могут создаваться в соавторстве. Авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав.

Нами было выявлено, что авторские права могут переходить по наследству как по закону, так и по завещанию, а также передаваться правопреемникам, которыми могут выступать издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. По наследству не переходит право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.

3. Содержание авторских прав

3.1 Права автора

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.

Тем не менее закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер (исключительное право). Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер.

Рассмотрим важнейшие личные неимущественные права автора. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право признаваться автором произведения (право авторства)[35];
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя)[36];
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование)[37];
  • право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений (право на неприкосновенность произведения)[38].

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений, программ для ЭВМ, произведений, вошедших в сложный объект, данные правила не применяются[39].

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения[40].

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные (имущественные) права[41] на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия[42]:

  • воспроизводить произведение, т.е. изготавливать экземпляры произведения (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения путем продажи или иного отчуждения (право на распространение);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • импортировать оригинал и экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт);
  • осуществлять прокат оригинала или экземпляров произведения (право на прокат);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение, переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на перевод или иную переработку);
  • право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного и садово-паркового проекта (право на практическую реализацию);
  • право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (право на доведение до всеобщего сведения)[43].

Исходя из этого автор произведения имеет достаточно широкий спектр использования собственного произведения.

В тоже время, автор принятого архитектурного проекта обладает правом требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта, участвовать в разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре[44].

Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника его произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение произведения (так называемое право доступа)[45]. При этом автор произведения не имеет права требовать от собственника доставку произведения до места.

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования)[46]. Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством авторское право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права[47].

Таким образом, автору принадлежат личные неимущественные права на произведение, которые непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. К таковым относятся: право на имя, право авторства, право на обнародование, право на неприкосновенность произведения, право на отзыв. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

В тоже время автору произведений принадлежат личные исключительные (имущественные) права, к которым относятся: право на воспроизведение, право на распространение, право на публичный показ, право на импорт, право на прокат, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод или иную переработку, право на практическую реализацию, право на доведение до всеобщего сведения, право следования.

Право автора на получение вознаграждения за использование его произведения, не указано в перечне исключительных прав. Однако данное право предусмотрено в статьях 1243, 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации и регулируется в соответствии с законодательством.

3.2 Ограничение авторских прав

Авторское право, не носит абсолютного характера, несмотря на то, что оно рассматривается как исключительное право автора использовать произведение. Интерес общества, получить возможность свободного и бесплатного доступа к любому произведению, противоречит интересам автора контролировать все сферы использования своего произведения. Конфликт этих интересов решается определенным кругом случаем допускаемого свободного использования авторского произведения.

Закон устанавливает возможность определенного ограничения исключительных авторских прав с учетом принципа сочетания частных интересов автора и общественных интересов.

В соответствии со ст. 1273 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение в личных целях правомерно обнародованного произведения[48]. Данное правило не применяется в отношении:

  • воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений[49];
  • воспроизведения баз данных или существенных частей из них, кроме случаев, предусмотренных ст. 1280 Гражданского кодекса РФ[50];
  • воспроизведению программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 Гражданского кодекса РФ[51];
  • репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов кроме случаев, предусмотренных статьей 1275 Гражданского кодекса РФ[52];
  • видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи[53];
  • воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях[54].

Законодателем предусмотрен и ряд других случаев использования произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения, например, допускается использование произведения, которое находится в публичном доступе:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати[55];
  • использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью[56];
  • воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем[57];
  • воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках[58];
  • воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью[59];
  • воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами[60].

Во всех вышеперечисленных случаях использования авторского произведения обязательно указывается имя автора и источник заимствования.

Таким образом, мы рассмотрели ограничение авторских прав, которое указано в статье 1273 Гражданского кодекса Российской Федерации. Мы выяснили, что воспроизводить и использовать официально обнародованные произведения (их отрывки и части) разрешается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, при этом обязательно должен быть указан автор произведения.

3.3 Срок действия авторского права

Сроки действия авторского права подробно рассмотрены в статье 1281 Гражданского кодекса (часть четвертая) Российской Федерации.

Так, исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти. В тоже время, исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти[61].

Если произведение было опубликовано анонимно или под псевдонимом, то авторское право на него действует в течение 70 лет после 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если же автор произведения в течение этого срока раскроет свою личность и предъявит соответствующие права или же личность его перестанет оставлять сомнения, тогда авторское право применяется на общих условиях действия авторского права[62].

При обнародовании произведения впервые после смерти автора, авторское право на произведение действует 70 лет после его выпуска, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования[63].

В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок действия прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации[64]. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на четыре года[65].

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние[66].

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения[67]. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, выраженной в письменной форме. Это могут быть завещания, письма, дневники и другие письменные варианты[68].

Законодатель определил, что исключительное авторское право переходит по наследству[69], что отражено в соответствующих законодательных актах. Так, в случаях, предусмотренных в ст. 1151 «Наследование выморочного имущества» Гражданского кодекса РФ[70], входящее в состав наследства исключительное право на произведение прекращается и произведение переходит в общественное достояние. При этом в случае смерти одного из соавторов исключительное право прекращается в части принадлежащего ему права, если произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, либо, если произведение образует неразрывное целое, доля умершего соавтора в исключительном праве переходит ко всем пережившим соавторам в равных долях[71].

В разных странах установлены различные сроки действия исключительного права. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведения в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного Гражданским кодексом срока действия исключительного права.

Если охрана произведению предоставляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, то срок действия исключительного права не может превышать срок действия этого права в стране происхождения произведения.

В настоящее время в Российской Федерации предусмотрено большое количество различных способов защиты авторского права. К способам защиты прав авторов относятся нормативные документы, а именно статья 1301 «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ и в статья 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

Данные документы призваны регулировать и устранять нарушения авторского права, а также они направлены на возмещение потерь, связанных с нарушением данных прав.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема регулирования правоотношений в сфере авторского права приобретает все большое значение на этапе современного развития общества.

История развития авторского права в Российской Федерации отличается от развития авторского права в других странах. Это прежде всего связано с особенностью исторического развития государства.

Изучив историю возникновения авторского права на территории Российской Федерации, мы выяснили, что международные тенденции регулирования авторского права минимально отразились на российском законодательстве. Развитие правоотношений в сфере авторского права развивалось в течении последних двух столетий, начиная с «Цензурного устава» 1828 г. и заканчивая Гражданским кодексом (часть четвертая) Российской Федерации от 18.12.2006 г № 230-ФЗ.

Авторское право является самостоятельным институтом гражданского права, им регулируются имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

К объектам авторского права относится произведение, которое обладает рядом признаков, а именно, произведение должно относится к науке, литературе или искусству, являться продуктом творческой деятельности и выражаться в объективной форме. Авторское произведение может издаваться в соавторстве, тогда все авторы произведения обладают равными правами.

Субъектами авторского права предстают создатели произведений (авторы). К ним относятся российские и иностранные граждане, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Авторскими правами могут обладать все лица, вне зависимости от возраста и состояния дееспособности.

Также нами было выявлено, что авторские права могут переходить по наследству как по закону, так и по завещанию, а также передаваться правопреемникам, которыми могут выступать издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. По наследству не переходит право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.

Защита авторских прав предусмотрена в Российском законодательстве множеством различных способов, которые отражены в ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ и в статье 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. Данная тема может являться самостоятельной целью нового исследования, так как более яркое ее представление требует глубокого изучения судебных практик в сфере защиты авторского права. Целью же нашего исследования являлось рассмотрение основных положений авторского права в Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ананьев Е.В. Авторский договор как способ защиты авторского права. // Современное право. – 1999. – № 6.
  2. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - СПб., 1912. – С. 5.
  3. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
  4. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. – №10. – 2007.
  5. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1961. - № 50. - Ст. 525
  6. Ведомости РФ. - 1993. - № 32. - Ст. 1242.
  7. Вестник ВАС РФ. - 1994. - № 2. - С. 113 - 115.
  8. Высочайшее утвержденное положение о правах Сочинителей 1928 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. 3, - 1928 г. - 478 с.
  9. Гордон М.В. К истории возникновения авторского права в России // Ученые записки Харьковского юридического института им. Л.М. Кагановича. Вып. 3. - Харьков, 1948. - С. 187.
  10. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 г. - № 230-ФЗ.
  11. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма, 2000. – 450 с.
  12. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. — М.: Изд. юрид. литература, 1972. – 184 с.
  13. Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 20.02.2019).
  14. Моргунова Е. А. Авторское право: учебное пособие / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. — М.: Норма, 2008. – 288 с.
  15. Нагорный Р.С. История развития норм о свободном использовании объектов авторских и смежных прав до принятия четвертой части гражданского кодекса РФ // Журнал российского права. - 2010. - № 2.
  16. Положение о правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей 1930 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Т. 5 Отд. I. - с.17 – 21.
  17. Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. – 312 с.
  18. Собрание законодательства РФ. – 2006 г. - № 52 (ч.1). - Ст. 5496
  19. Цензурный Устав. О Сочинителях и Издателях книг // Полное собрание законов Российской империи. Т.3 - с. 475 – 476.
  20. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 1991. - С.28.
  1. п. 4 Ст. 15 Конституция РФ

  2. п. 2 Ст. 7 Гражданский кодекс РФ

  3. п. 1 Статья 5 Гражданский кодекс РФ

  4. Статья 1265.Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  5. Статья 1295 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  6. Статья 1263 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  7. Статья 1229 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  8. Статьи 1273-1280 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  9. Статья 1229 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  10. Статья 1270 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  11. п. 1 Статья 1 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  12. п. 1 Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  13. п. 1 Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  14. п. 1 Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  15. Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  16. Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  17. Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  18. п. 3 Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  19. Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  20. Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  21. Статья 1262 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  22. Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  23. Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  24. Статья 1259 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  25. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  26. Статья 28 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  27. Статья 30 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  28. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  29. Статья 1258 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  30. Статья 1258 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  31. Статья 1258 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  32. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  33. Статья 1242 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  34. Статья 1242 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  35. п. 1 Статья 1265 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  36. п. 2 Статья 1265 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  37. Статья 1268 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  38. Статья 1266 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  39. Статья 1269 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  40. Статья 1251 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  41. Статья 1229 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  42. п. 2 Статья 1270 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  43. п. 2 Статья 1270 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  44. Статья 1294 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  45. Статья 1292 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  46. Статья 1293 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  47. Статья 1265 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  48. Статья 1273 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  49. п. 1 Статья 1273 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  50. п. 1 Статья 1273 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  51. п. 1 Статья 1273 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  52. п. 1 Статья 1273 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  53. п. 1 Статья 1273 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  54. п. 1 Статья 1273 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  55. п. 1 Статья 1274 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  56. п. 1 Статья 1274 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  57. п. 1 Статья 1274 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  58. п. 1 Статья 1274 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  59. п. 1 Статья 1274 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  60. п. 1 Статья 1274 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  61. п.1 Статья 1281 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  62. п. 2 Статья 1281 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  63. п. 3 Статья 1281 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  64. п. 4 Статья 1281 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  65. п. 5 Статья 1281 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  66. п. 1 Статья 1282 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  67. п. 2 Статья 1282 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  68. п. 3 Статья 1282 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  69. п. 1 Статья 1283 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  70. Статья 1151 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ

  71. п. 2 Статья 1283 Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ -ФЗ