Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников ( Теоретические основы исследования проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Играя, ребенок сосредоточивает внимание, а это уже является началом воспитания сильной воли. В зависимости от хода игры ребенок должен оценивать общую обстановку, быстро и самостоятельно решать, что и когда ему надо делать.

Дети всех народов мира имеют общественную характерную черту - врожденное стремление к игре. А представить детство без нее вообще невозможно. Игра - одна из важнейших сфер в жизнедеятельности ребенка.
Игра - это не просто развлечение, а особенный метод стимулирования их к деятельности. Игры приучают детей преодолевать психические трудности и физические нагрузки, воспитывают честность, коллективизм, дисциплинированность.

Игра, развивая психические, физические силы ребенка, способствуя освоению окружающего мира и человеческих отношений, пробуждает, привлекает его творческий потенциал. В зависимости от того, в какие игры играет ребенок, можно говорить о его способностях, склонностях, очертить программу их развития на ближайшее время.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделялось в особенную общественную функцию, достигает глубины веков, и из той же глубины веков выходит игра как средство воспитания.

Вопрос о природе и сути игры волновал и теперь продолжает привлекать внимание многих исследователей. Изучением игр занимались многие ученые, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин П.Я., А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.

Разные подходы к детской игре отражены во многих исследованиях. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сути детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), или как формы деятельности, в частности, усвоение деятельности взрослых (Эльконин Д.В.), или как проявление и условие умственного развития (Ж.Ж. Пиаже).

Педагоги и психологи рассматривают детскую игру как особую форму взаимоотношений ребенка с окружающей действительности. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленных на создание и усвоение человеческого опыта, зафиксированного в социально закрепленных действиях, в предметах науки и культуры.

Игра - мощное средство в организации обучения и воспитания ребенка. В игре формируются почти все особенности и возможности личности ребенка. Игра - это своеобразная школа подготовки к труду. В игре развиваются ловкость, любознательность, интерес, сообразительность, воля, активность. Игра - это и школа общения для ребенка. Игра только внешне выглядит беззаботным и легким развлечением. А на самом деле она властно требует, чтобы игрок отдал ей максимум своей энергии, ума, находчивости, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится очень напряженным трудом и через усилия ведет к удовлетворению. Именно в игре ребенок сам стремится научиться тому, чего он еще не умеет.

В связи с многоаспектностью рассматриваемой темы возникает проблема: каково влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности младших школьников?

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования: познавательные процессы младших школьников.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

1) рассмотреть игру как метод обучения; дать характеристику основных понятий проблемы;

2) проанализировать значение дидактической игры в развитии познавательной активности младших школьников;

3) изучить психолого-педагогические основы активизации познавательной активности младших школьников;

4) осуществить экспериментальную работу по активизации познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр в процессе изучения математики;

5) провести количественную и качественную обработку результатов исследования.

Гипотеза исследования: в качестве гипотезы исследования высказано предположение о том, что дидактическая игра влияет на формирование познавательных процессов младших школьников: при целенаправленном применении дидактических игр в ходе изучения математики активизируется познавательная деятельность младших школьников.

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- диагностические методы:

а) методика «Четвертый лишний»;

б) стандартизированная методика для определения уровня умственного

развития младших школьников Е.Ф. Замбацявичене;

Этапы исследования: условно можно выделить IV этапа:

I. Подготовительный: анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования; выделение исходных теоретических положений и условий для успешного проведения эксперимента; определение целей и задач исследования; отбор учащихся для организации опытно – экспериментальной работы.

II. Констатирующий эксперимент.

III. Формирующий эксперимент.

IV. Контрольный эксперимент.

Практическая значимость исследования: составлены методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр.

База исследования:

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников, приложений.

1. Теоретические основы исследования проблемы АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1 Игра как метод обучения: характеристика основных понятий проблемы

Игра и мир интересного не перестают влиять на развитие ребенка в учебном процессе школы. Игра помогает активизировать учебный процесс, развивает наблюдательность детей, внимание, память, мышление, возбуждает интерес к учебе. Разнообразие видов роботы с применением игры снимает усталость, тормозные процессы мозга, развивают память [11, с.89].

Дидактические игры можно включать в систему уроков. Это предполагает предварительный отбор игр и игровых ситуаций для активизации различных видов восприятия и обдумывания, где их использование наиболее своевременное и эффективное по сравнению с другими методами. Педагогические исследования позволили выделить оптимальные способы использования игровой деятельности в системе уроков:

- весь урок строится как сюжетно-ролевая игра (например, уроки-путешествия; уроки ознакомления с окружающим миром и т.д.);

- во время урока, как его структурный элемент;

- во время урока несколько раз создаются игровые ситуации (с помощью сказочного персонажа, игрушки, необычного способа постановки задачи, элементов состязательности и т.д.) [17, с.45].

Главные условия эффективности применения дидактических игр -органичное включения в учебный процесс; захватывающий сюжет, наличие действительно игровых элементов; обязательность правил, которые нельзя нарушать, использование считалок; эмоциональное отношение самого учителя к школьникам (его слова и движения интересны, неожиданны для детей) [19].

Когда какую-то игру используют слишком часто, возникает опасность потери интереса детей к ней, так как исчезает новизна. В этом случае не следует оставлять неизменными игровые действия, в содержание нужно вносить что-то новое: усложнять правила, изменять предметы, включать элементы соревнования, начинать игру с неожиданной считалки или игрового зачина.

Помощь учителя во время проведения игры должна быть лаконичной и понятной, пробуждать интерес. Чем младшие ученики, тем целесообразнее не только объяснять, как играть, а и показывать, как это делать.

Некоторые учителя полагают, что дидактические игры целесообразно проводить в конце урока, поскольку в это время дети больше утомлены. Это не всегда правильно, нередко именно игровая ситуация может быть лучшим началом урока. В игровой форме можно эффективно познакомить детей с новым способом действий, ускорить процесс тренировочных упражнений [3, с.113]

На уроках учителю в сочетании с другими методическими приемами следует использовать игры, загадки, викторины, игры-путешествия в зависимости от темы, цели урока, содержания учебного материала, знаний учащихся и др. Используют их как для проверки и закрепления приобретенных знаний, так и для углубления и расширения их на всех этапах урока - при подаче нового материала, закреплении изученного [2] .

На уроке целесообразно применять такие дидактические игры, организация которых не требует много времени на приготовление оборудования, запоминания громоздких правил. Предпочтение следует отдавать тем играм, которые предусматривают участие в них большинства детей класса, быстрый ответ, сосредоточение произвольного внимания.

Игра для ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, обладает еще и исследовательским содержанием, позволяющим моделировать все то, что существует вне игры.

Именно через игру ребенок быстрее знакомится с правилами и нормами общения с окружающими.

Важная задача игры: дать возможность каждому ребенку самовыразиться, самореализоваться, как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности.

Почему игра так нравится детям? Потому что игра дарит радость и восторг, сам процесс игры полон неожиданностей, а результат - тайна. Но, кроме субъективного восприятия, проявляется, безусловно, глубинное влияние игры на человека, на основные сферы его жизнедеятельности: физическую, эмоционально - волевую, интеллектуальную и духовную (ценностно-смысловую)[5, c.114].

Роль игры в развитии, становлении личности ребенка неоспорима.

Один из важных путей реализации программ национального воспитания детей проходит через максимальное привлечение игры в учебно- воспитательный процесс начальной школы.

Это, в свою очередь, требует повышения профессиональных знаний учителя в овладении алгоритмом проведения учебно-воспитательного процесса с использованием игры, умение оперировать игровым инструментарием, самостоятельно моделировать формы занятий, правильно их использовать в соответствии с учебным предметом, чтобы игра способствовала развитию ребенка[6, c.89].

Важной предпосылкой успешного обучения младших школьников является заинтересованность, вообще, проблема заинтересованности - это проблема, всей педагогики. Основные пути повышения эффективности обучения и воспитания - взаимодействие процессов развития мышления ребенка и формирования в нем знаний и навыков.

Обучение младших школьников должно быть интересным, радостным, но в то же время должно обеспечивать глубокое усвоение учебного материала. Задача учителя начальных классов не только обучать, но и пробудить у детей эмоциональное удовлетворение, радость от полученных знаний и к самому процессу их усвоения.

Использование игр на уроках способствует позитивному отношению к обучению, требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение[4, c.23].

Коллективные игры объединяют детей, способствуют формированию дружеских взаимоотношений между ними. В этих играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, соблюдать правила, быть справедливыми к товарищам. Многие игры на уроках содержат элементы состязательности. В них кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации помогают учителю формировать у учащихся справедливое отношение и к собственным успехам, и к тем, кто проиграл.

Проведение игр с детьми и умелое руководство ими на уроках требует большого мастерства от учителя. Перед проведением игр необходимо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование и тому подобное. В игре должен участвовать каждый ученик класса. А если осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные должны выполнять роль контролеров, судей, комментаторов и тому подобное[7, c.14].

Объясняя правила игры, следует добиваться, чтобы дети самостоятельно чувствовали ее значение, проявляли инициативу, руководствовались предыдущими объяснениями учителя, не дожидаясь дополнительных указаний. Существенен здесь и темп игровой деятельности. Если он слишком быстрый, ученики не успевают подумать, поэтому дают неправильные ответы. Однако и замедленный темп вредит, потому что снижает интерес школьников.

Чтобы и сама игра не надоела, через некоторое время нужно вносить в нее некоторые изменения, усложнять задачу, учитывая усвоенный материал, индивидуальные особенности младших школьников. В большинстве игр на уроках нужно вносить элементы состязательности, что также повышает познавательную активность детей в процессе обучения[8, c.57].

Для проведения соревнований учитель в таблице на доске звездочками обозначает активную работу команд в течение урока. Если активность и интерес любой команды ослабевает (например, если в одной команде меньше звездочек, чем во второй), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и получит за ответ звездочку. В конце урока учитель вместе с детьми, подсчитывая итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, способствует формированию чувства коллективизма.

При использовании игр на уроках целесообразно придерживаться следующих требований:

- игра по содержанию должна совпадать с учебным материалом;

- содержание игры должно быть посильным для каждого ребенка;

- дидактический материал по способу изготовления и использования должен быть простым;

- правила игры - простые и четко сформулированы;

- игра будет интересной, если в ней принимают участие все дети;

- итог игры - четкий, справедливый[9, c.115].

Таким образом, использование игр на уроках становится важным средством в формировании чувства коллективизма, умении самостоятельно принимать решения, развитии интереса к изучению предмета.

1.2 Значение дидактической игры в развитии познавательной активности младших школьников

В процессе обучения в начальных классах особое место отводится дидактическим играм.

Дидактические игры это игры с правилами, специально создаваемыми педагогикой с целью учебы и воспитания детей. Учебно-воспитательное содержание таких игр представляется в виде дидактического задания.

Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственное задание, именно в решении которого и заключается смысл игры. Они также содействуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, однако она никоим образом не должна превращаться в учебное занятие. Игра будет увлекать ребенка лишь в том случае, если будет давать радость и удовольствие[9, c.47].

Дидактическая игра - одна из форм учебного влияния педагога на ребенка.

Дидактическая игра - метод умственного развития детей, во время такой игры развиваются соответствующие психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание и умственные способности детей, их наблюдательность. С помощью дидактических игр дети знакомятся с окружающим миром и в интересной, доступной для них форме закрепляют знания. У детей формируются навыки поведения в коллективе. Дидактическая игра широко используется как метод развития навыков счета, логического мышления, речи, уточнения и активизации словаря, формирования экологических знаний и т.д. Дидактическая игра в то же время является важным средством уточнения знаний об окружающей жизни[9, c.10].

Влияя на личность, дидактическая игра выполняет такие функции, как формирующая, развивающая и развлекательная, в сфере личностных отношений - коммуникативная, воспитательная и стимулирующая функции.

Обучающая функция дидактической игры заключается в развитии умений и навыков общеучебных и специальных для конкретной учебной дисциплины.

Реализация функции контроля позволяет повысить уровень сформированности определенных умений, навыков и умения практического применения знаний.

Роль активизирующей функции заключается в формировании положительного отношения к учению, повышении заинтересованности определенной дисциплиной и активизации познавательной деятельности.

Реализация формирующей функции обусловливает формирование потребности в знаниях, интереса к дисциплине и обучения вообще на основе познавательного интереса, формирования мотива обучения и нравственного фактора.

Реализация развивающей функции обеспечивает развитие таких психологических показателей, как память и внимание.

Реализация развлекательной функции предусматривает создание такой атмосферы на занятии, которая улучшает самочувствие и настроение, развивает активность, уверенность в себе и чувство ответственности, создает положительную эмоциональность[11].

Реализация коммуникативной, функции предопределяет объединение учащихся и установление эмоциональных контактов, развитие коммуникативных умений и навыков.

Реализация воспитательной функции определяет воспитательное воздействие на каждую личность, личностные отношения и коллектив.

Реализация стимулирующей функции обеспечивает стимуляцию межличностных отношений в группе. С учетом реализации функций дидактической игры, схема сфер ее влияния значительно распространяется[11, c.34-35].

Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры свойственны другой, они переплетаются, пересекаются, расширяют пределы.

Игры очень разнообразны по содержанию, формам организации, правилам, влиянием на ребенка, по видам использования материалов, происхождением и тому подобное.

Среди игр, используемых в начальной школе выделяют:

1.игры с предметами (игрушками, природным материалом);  

2.настольные печатные;  

3.словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления[10, c.63].

В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять младших школьников в решении определённых дидактических задач[16, c.70].

Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами.

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников.

Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа[18, c.15].

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат[7, c.49].

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин» и т.д.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: «Похож – не Похож», «Кто больше заметит небылиц» и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.

Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру[17, c.67].

Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников[2, c.81].

Выводы по главе

Таким образом, игра - это не только развлечение и забава, которая заполняет досуг ребенка, но и одно из самых серьезных средств педагогического влияния на него.

Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с игровой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. особое место в этом процессе принадлежит играм, способствующим, главным образом развитию умственных способностей ребенка, содействующим развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления.

В структуре дидактической игры выделяют относительно самостоятельные элементы - игру и обучение, каждый из которых имеет сложную организацию, отражает их специфику. Третьим основным элементом структуры является игровая модель, на основе которой только и может совершаться реальное игровое взаимодействие учащихся между собой и с педагогом в процессе игры. Игровая модель является тем звеном, которое объединяет автора дидактической игры и ее участников.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые подчинены игровому замыслу и содержанию игры и одновременно организуют ее. Правила игры - это точно определенные требования к детям. Основой дидактической игры является познавательный смысл. Дидактическая игра относится к классу игр с правилами, поскольку выделение и осознание системы игровых и учебных задач происходит с помощью фиксированных правил. Система правил позволяет не только определить содержание образования, которое реализуется в игре, но и распределять его на отдельные циклы. Поэтому дидактическую игру можно трактовать как форму обучения, где усвоение содержания образования под руководством учителя опосредовано игровым взаимодействием и регулируется установленными правилами.

2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ)

2.1 Организация и проведение исследования

С целью исследования влияния игры на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках математики, мы провели экспериментальное исследование.

В исследовании приняли участие ученики 2 класса в количестве 25 человек. Из них 14 мальчиков и 11 девочек.

Цель исследования - установить уровень активизации познавательных

процессов младших школьников, сформированный под влиянием игры.

Процедура исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе мы провели констатирующее психодиагностическое исследование уровня развития познавательных процессов младших школьников.

На втором этапе в содержание уроков математики были включены дидактические игры разнообразного содержания, в зависимости от изучаемой темы (Приложение А).

На третьем этапе проводилось повторное психодиагностическое исследование уровня развития познавательных процессов младших школьников с учетом фактора игры.

Методики для исследования. Для исследования нами были отобраны следующие методики:

- Исследование уровня развития процессов мышления: методика «Четвертый лишний»;

- Стандартизированная методика для определения уровня умственного

развития младших школьников Е.Ф. Замбацявичене;

Методика «Четвертый лишний». Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к другим. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему

оно «лишнее». «Лишние» слова выделены курсивом.

- Книга, портфель, чемодан, кошелек;

- Печь, керосинка, свеча, электроплитка;

- Трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

- Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

- Река, мост, озеро, море;

- Бабочка, линейка, карандаш, ластик;

- Добрый, ласковый, веселый, злой;

- Дедушка, учитель, папа, мама;

- Минута, секунда, час, вечер;

- Василий, Федор, Иванов, Семен.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов - способность к обобщению развита слабо.

Стандартизированная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Е.Ф. Замбацявичене. Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра включает 9 субтестов, используемых для измерения языковых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.

Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих 40 вербальных задач, подобранных с учетом программного материала начальных классов.

Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:

100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;

79-60 баллов - средний уровень;

59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39-20 баллов - низкий уровень развития;

менее 20 баллов - очень низкий уровень.

Результаты констатирующего психодиагностического исследования развития познавательных процессов младших школьников отражены в таблице 1.

Таблица 2.1

Сводная таблица данных констатирующего исследования уровня развития познавательных процессов

Имя

Методика «Четвертый лишний»

Методика

Е.Ф. Замбацявичене

Уровень развития

1

Анатолий Б.

2

78

Средний

2

Андрей Д.

4

30

Низкий

3

Евгений Л.

4

70

Средний

4

Богдан М.

4

20

Низкий

5

Тимур М.

4

20

Низкий

6

Вадим М.

5

70

Средний

7

Никита Н.

3

45

Недостаточный

8

Егор О.

5

69

Средний

9

Станислав П.

5

19

Низкий

10

Артур Р.

9

61

Средний

11

Михаил Ш.

7

58

Средний

12

Максим Ю.

8

40

Недостаточный

13

Максим Я.

7

58

Средний

14

Святослав Я.

7

18

Низкий

15

Алена А.

9

52

Средний

16

Александра А.

7

42

Недостаточный

17

Лилия Б.

7

90

Высокий

Продолжение таблицы 2.1

18

Елизавета В.

5

40

Недостаточный

19

Вероника Д.

7

87

Высокий

20

Кристина М.

7

90

Высокий

21

Карина М.

5

35

Низкий

22

Юлия С.

4

70

Средний

23

Светлана Т.

7

70

Средний

24

Ирина У.

6

80

Высокий

25

Екатерина Ч.

9

85

Высокий

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что у младших школьников преобладает средний уровень развития познавательных процессов (40%), недостаточный уровень развития познавательных процессов имеют - 16% испытуемых, низкий - 24%. Высокий уровень наблюдается только у 20% учеников (см. рис. 2.1.)

Рисунок 2.1. Уровень развития познавательных процессов у младших школьников на констатирующем этапе

Таким образом наличие показателей недостаточного и низкого уровней в исследуемой группе указывает на необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы.

2.2 Внедрение педагогических условий активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с помощью дидактических игр

На втором этапе экспериментальной работы в содержание уроков математики нами были включены дидактические игры разнообразного содержания (Приложение А), а также составлены методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, видит в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, неподдельного любопытства.

В процессе игры у учеников вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно думать, развивать внимание. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся.

Дидактическая игра на уроке - не самоцель, а средство обучения и воспитания. Сам термин «дидактическая игра» подчеркивает ее педагогическую направленность и многогранность использования. Поэтому существенными для учителя, являются такие вопросы:

а) определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;

б) анализ целесообразности использования их на разных этапах изучения различного по характеру учебного материала;

в) разработка методик проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;

г) изучение требований к содержанию игровой деятельности;

д) предусмотрение способов стимулирования учеников, поощрения в процессе игры тех, кто наиболее отличился, а также для поощрения отстающих.

Цель дидактических игр - формирование у учащихся умения сочетать теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками ученик сможет лишь тогда, когда он будет проявлять к ним интерес, и когда учитель сумеет заинтересовать учеников.

Подбирая ту или иную дидактическую игру, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд этапов:

а) выбор темы игры;

б) определение цели, задач игры;

в) подготовка и проведение игры (сообщения ученикам темы игры, подготовка наглядности, проведение игры, подведение итогов).

Успех проведения игры зависит от соблюдения требований:

а) игры должны соответствовать учебной программе;

б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не очень сложными;

в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;

г) разнообразие игр;

д) привлечение к игре учеников всего класса.

Чтобы игровая деятельность на уроке проходила эффективно и давала желаемые результаты необходимо ею управлять, обеспечив выполнение следующих требований:

1. Готовность учеников к участию в игре (каждый ученик должен усвоить правила игры, четко осознать ее цель, конечный результат, последовательность действий, иметь необходимый запас знаний для участия в игре).

2.Обеспечение каждого ученика необходимым дидактическим материалом.

3. Четкая постановка задач игры. Объяснение игры - понятное, четкое.

4. Сложную игру следует проводить поэтапно, пока ученики не усвоят отдельных действий, а дальше можно предлагать всю игру и различные ее варианты.

5.Действия учеников следует контролировать, своевременно исправлять, направлять, оценивать.

6. Нельзя допустить унижение достоинства ребенка (оскорбительные сравнения, оценки поражения в игре).

7. Целесообразно рассадить учеников (незаметно для них) так, чтобы за каждой партой сидел один ученик сильнее, а второй - слабее. В таком случае игры между соседями по парте проходят эффективно и постоянно контролируются. Рассадить учеников по рядам парт надо так, чтобы уровень их знаний и умственного развития был примерно одинаковым, чтобы шанс выиграть имел каждый ряд учеников.

8. Игра на уроке не должна проходить стихийно, она должна быть четко организованной и целенаправленной. Ученики должны усвоить правила игры, кроме того содержание игры, ее форма должны быть доступными для учеников.

Во время проведения дидактических игр у учителей возникает множество проблем: по какому принципу отбирать учебный материал для создания игр, каково место дидактических игр в ряде других форм и методов обучения, как одному учителю справиться с классом учеников во время игры? Как оценивать результаты дидактических игр?

Если после применения игры умения и навыки учеников не растут, это означает, что игра не эффективна и результаты ее внедрения отрицательные. Тогда надо искать причины негативных результатов их может быть две:

первая - низкое качество самой игры и не соответствие требованиям;

вторая - методика проведения игры имеет серьезные отклонения от надлежащего уровня.

Положительный эффект от использования игр для обучения должен проявиться сразу же после игры. Он прослеживается в моральном удовлетворении от игры ее участников.

Однако существуют и ограничения для проведения дидактических игр:

1. Не стоит организовывать дидактическую игру, если ученики недостаточно знают тему.

2. Не следует применять игры по таким темам, где они не могут дать положительного эффекта.

Правила игры выполняют функцию организующего элемента и являются средством управления игрой. Они определяют способы действий и их последовательность, требования к поведению, регулирующие взаимоотношения детей в игре, учат их соотносить свои действия с деятельностью других игроков, способствуя воспитанию настойчивости, честности, сообразительности и тому подобное. Ни одно нарушение правил не должно оставаться без внимания учителя.

2.3 Контрольный этап эксперимента

Результаты контрольного исследования познавательных процессов младших школьников отражены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Сводная таблица данных контрольного исследования уровня развития познавательных процессов

Имя

Методика «Четвертый лишний»

Методика

Е.Ф. Замбацявичене

Уровень развития

1

Анатолий Б.

4

85

Высокий

2

Андрей Д.

5

50

Недостаточный

3

Евгений Л.

4

70

Средний

4

Богдан М.

4

70

Средний

5

Тимур М.

4

60

Средний

Продолжение таблицы 2.2.

6

Вадим М.

5

70

Средний

7

Никита Н.

4

70

Средний

8

Егор О.

5

69

Средний

9

Станислав П.

5

65

Средний

10

Артур Р.

9

91

Высокий

11

Михаил Ш.

7

58

Средний

12

Максим Ю.

8

70

Средний

13

Максим Я.

7

58

Средний

14

Святослав Я.

7

65

Средний

15

Алена А.

9

52

Средний

16

Александра А.

7

92

Высокий

17

Лилия Б.

7

90

Высокий

18

Елизавета В.

6

80

Средний

19

Вероника Д.

7

87

Высокий

20

Кристина М.

7

90

Высокий

21

Карина М.

5

70

Средний

22

Юлия С.

4

70

Средний

23

Светлана Т.

7

90

Высокий

24

Ирина У.

6

80

Высокий

25

Екатерина Ч.

9

85

Высокий

Анализ результатов контрольного этапа показал, что в исследуемой группе высокий уровень развития познавательных процессов продемонстрировали 36% учащихся (по сравнению с 20% на констатирующем этапе), средний уровень развития познавательных процессов показали 60% (40% на констатирующем этапе), недостаточный уровень развития познавательных процессов продемонстрировал 1 учащийся класса ((4%), 16% на констатирующем этапе).

Важно отметить, что низкий уровень развития познавательных процессов не выявлен ни у одного ученика. Для наглядности результаты проведенного исследования отражены в сравнительной диаграмме (Рис.2.2.).

Рисунок 2.2 Уровень развития познавательных процессов у младших школьников на контрольном этапе

Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем сделать вывод об эффективности проделанной работы.

Выводы по главе

С целью выявления эффективности применения на уроках математики дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование.

В исследовании приняли участие 25 учащихся второго класса.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о том, что у младших школьников преобладает средний уровень развития познавательных процессов (40%), недостаточный уровень развития познавательных процессов имеют - 16% испытуемых, низкий - 24%. Высокий уровень наблюдается только у 20% учеников.

Наличие показателей недостаточного и низкого уровней в исследуемой группе засвидетельствовали необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы.

С этой целью на втором этапе экспериментальной работы в содержание уроков математики нами были включены дидактические игры разнообразного содержания, а также составлены методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр.

Анализ результатов контрольного этапа показал, что в исследуемой группе высокий уровень развития познавательных процессов продемонстрировали 36% учащихся (по сравнению с 20% на констатирующем этапе), средний уровень развития познавательных процессов показали 60% (40% на констатирующем этапе), недостаточный уровень развития познавательных процессов продемонстрировал 1 учащийся класса ((4%), 16% на констатирующем этапе). Низкий уровень развития познавательных процессов не выявлен ни у одного ученика.

Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем сделать вывод об эффективности проделанной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, игра - это не только развлечение и забава, которая заполняет досуг ребенка, но и одно из самых серьезных средств педагогического влияния на него.

Игра по своей сути многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности. Игра дает возможность проявить творческую активность, направить усилие на достижение цели, приучает к согласованным действиям, к ответственности перед ее участниками. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе - все то, без чего не может быть успеха. Ведь наличие этих условий представляет основу всякого плодотворного труда.

Дидактическая игра - метод умственного развития детей, во время такой игры развиваются соответствующие психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание и умственные способности детей, их наблюдательность. С помощью дидактических игр дети знакомятся с окружающим миром и в интересной, доступной для них форме закрепляют знания. У детей формируются навыки поведения в коллективе. Дидактическая игра широко используется как метод развития навыков счета, логического мышления, речи, уточнения и активизации словаря, формирования экологических знаний и т.д. Дидактическая игра в то же время является важным средством уточнения знаний об окружающей жизни.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые подчинены игровому замыслу и содержанию игры и одновременно организуют ее. Правила игры - это точно определенные требования к детям. Основой дидактической игры является познавательный смысл.

С целью выявления эффективности применения на уроках математики дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о том, что у младших школьников преобладает средний уровень развития познавательных процессов (40%), недостаточный уровень развития познавательных процессов имеют - 16% испытуемых, низкий - 24%. Высокий уровень наблюдается только у 20% учеников.

Наличие показателей недостаточного и низкого уровней в исследуемой группе засвидетельствовали необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы.

С этой целью на втором этапе экспериментальной работы в содержание уроков математики нами были включены дидактические игры разнообразного содержания, а также составлены методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр.

Анализ результатов контрольного этапа показал, что в исследуемой группе высокий уровень развития познавательных процессов продемонстрировали 36% учащихся (по сравнению с 20% на констатирующем этапе), средний уровень развития познавательных процессов показали 60% (40% на констатирующем этапе), недостаточный уровень развития познавательных процессов продемонстрировал 1 учащийся класса ((4%), 16% на констатирующем этапе). Низкий уровень развития познавательных процессов не выявлен ни у одного ученика.

Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем сделать вывод об эффективности проделанной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2012. –215 с.

2. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках средствами дидактической игры. Сборник дидактических игр / Лебедкина Е. Я. и др. - Магнитогорск, 2009.- 83с.

3.Андреева Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей / Е. А. Аванесова. – М.: РИПОЛ классик, 2016. – 320 с.

4.Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций / А.В. Белошистая.- М: «ВЛАДОС», 2007 - 455 c.

5.Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе. Межвуз. Сб. научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2009. - С. 3 - 10.

6.Гребенникова Н.Л. В мире математики: Дидактические материалы для внеурочных занятий / Н.Л. Гребенникова - М: «ВЛАДОС»,, 2010. - 190 с.

7.Горышева В. Игра - это отражение жизни. Методические указания / В. Горышева. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2010. - 47 с.

8.Деменева Н.Н. Работа над арифметическими задачами как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Нижегородское образование. – 2011. - № 2. – С. 25-30.

9.Дик Н. Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе / Н.Ф. Дик. - М.: Феникс, 2011. - 288 c.

10.Ершов, Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: Просвещение, 2011. - 894 c.

11.Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2012. - 286 с.

12.Колесникова Е. В. Математические ступеньки / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.

13.Костенко Н.И. Использование нестандартных задач / Н.И.Костенко // Начальная школа. – 2016. - № 6. – С.34-39.

14.Курманалина Ш. Методика преподавания математики в начальных классах / Ш. Курманалина. - Астана: Фолиант. - 2011.- 208с.

15.Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Начальная школа. – 2009. - №7.- 23с.

16.Рыбаков В.В. Использование занимательных задач о целых неотрицательных числах и действий с ними / В.В. Рыбаков// Начальная школа. – 2015. - № 7. – С.43.

17.Рыдзе О. А., Степанова О.А. Дидактические игры в начальной школе. - М.: Сфера. 2013.-140с.

18.Смирнова Е.О. Детская психология. / Е.О. Смирнова - М.: Владос, 2009. – 386 с.

19.Табарина Т.И. И учеба, и игра: математика: Поп. пос. для родителей и педагогов / Т.И. Табарина, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития: Академия, К◦: Академия Холдинг, 2011. – 240 с.

20.Узорова О.В. Математика. 1-4 классы. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2011. - 464 c.

21.Узорова О. В. 2000 задач и примеров по математике для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - 127 c.

22.Феденко Л.Н. Об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования   // Вестник образования. - 2012. - № 2. - С.10-24.

23.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

24.Царева С.Е. Математика и методика обучения математике младших школьников / С.Е. Царева ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. – 132 с.

25.Шадрина И.В. Использование нестандартных задач / И.В. Шадрина // Начальная школа. – 2015. - №6. – С.32.

26.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 2009.- 430с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Дидактические игры и задания используемые на уроках математики

Цветочки.

 

Задача: заполнить пропуски, установив связь между числами в середине и на лепестках.

Ответ: в середине число является произведением чисел на противоположных лепестках.

  Бабочка.

Задача: найти закономерность и заполнить пробелы.

Лишняя бусинка.

Задача: найти «чужую» бусинку.

Ответ: лишнее число - 16, нужно 18 (табличное умножение числа 6)

  Елочки.

Задача: найти закономерность и заполнить пропуски в рис.3 и 4.

  Елочки - 2.

Задача: определить взаимосвязь между числами на первой елочке и использовать его, заполняя пропуски на рис. 2, 3, 4.

Цифровые человечки.

Задача: в каждом варианте своя закономерность размещения чисел. Найти закономерность и заполнить пропуски.

 

Ответ: 1-й вариант: на «головке» -сумма чисел, на «ручках», а на «животе» - разница чисел, на «ножках». Итак, на «ручке» - 45, на «животе» - 6.

Задачи на смекалку

1. Тройка лошадей за 1 ч пробежала 15 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (15 км)

2. Можно 30 орехов разложить на 5 кучек, чтобы число орехов в каждой кучке было нечетным? (Можно. 1 + 3 + 5 + 5 + 7 + 9)

3. Внук спросил дедушку: «Сколько тебе лет?», Дедушка ответил: «Если проживу еще половину того, что я прожил, и еще 1 год, то мне будет

100 лет ». Сколько лет деду? (Половину прожитой дедушкой жизни возьмем за 1 часть, тогда часть жизни, которую прожил дедушка, составит 2 части, и тогда:

100 - 1 = 99 (лет);

99: 3 = 33 (года) - это составляет 1 часть, а он прожил 2 части, следовательно 33 • 2 = 66 лет сейчас деду)

4. Мальчик помогал отцу пилить бревно. Они распилили его на

5 частей. Одно распил продолжался 3 мин. Сколько времени они потратили, чтобы распилить бревно (они потратили 12 минут.)

5. В семье четверо детей: Сережа, Ирочка, Ваня и Галинка. Им 5, 7, 9 и 11 лет. Сколько лет каждому из них, если один из мальчиков ходит в детский сад, Иринка моложе Сережи, а сумма лет девочек делится на 3? (Галинке 11 лет, Сереже 9 лет, Ире 7 лет, Ване 5 лет.)

6. С помощью цифр от 0 до 9

и знаков действий образуй число 100.

((9 + 1) • 0 + 2 + 3 • 4 + 5 • 6 + 7 • 8 =

= 0 + 2 + 12 + 30 + 56 = 100)

7.Образуй число 100 пятью тройками.

(33 • 3 + 3: 3 = 100)

Минутки занимательной математики

1) «математические» ребусы.

с 3 ж 17 х 7 = р 1 а

2) метаграммы: с Д – ветвистый,

с З – костистый,

с К – ребристый? (дуб, зуб, куб)

3) шарады: какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты?

4) математически загадки:

Я так мила, я так кругла,

Я состою из двух кружков,

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы, дружков. (цифра 8)

5) головоломки: К разложенным на столе 5 палочкам приложите ещё 5 палочек так, чтобы получилось 3 ?

│││││

6) задачи на сообразительность: Нельзя ли из 4 спичек сделать семь?

7) задачи – шутки: Один ослик нёс 10 кг сахару, а другой ослик нёс

10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?

«Головоломки»

а) Как поставить 16 стульев у четырёх стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по 5 стульев?

б) Циферблат часов нужно разделить двумя прямыми линиями на 3 части так, чтобы, сложив числа в каждой части, получить три одинаковые суммы.

в) Не отрывая карандаша от бумаги, начертите каждую из этих фигур:

1 2

г) Во время изучения темы «Класс миллионов и класс миллиардов» можно использовать задания вида:

*) восстанови запись:

3 0 6 2 1 6

*) Задача: «Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?»

*) По какому принципу составлена таблица? Какой пример ты запишешь вместо вопросительного знака?

14 + 34

11 – 7

49 – 26

29 + 16

?

50 - 27

16 + 56

13 – 9

51 - 28