Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра, как средство активной познавательной деятельности младших школьников

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Это и обуславливает актуальность данной темы.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером.

Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения, способствующих повышению активизации познавательной деятельности младших школьников; что и определило актуальность темы настоящего исследования.

Цель исследования: изучить влияние дидактической игры как средство активации познавательной деятельности учащихся начальных классов на эффективность обучения.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

- дать характеристику понятия дидактическая игра;

- рассмотреть роль игры в воспитание личности;

- изучить на примере предмета математик, активизацию познавательной деятельности.

Объектом работы выступает процесс обучения младших школьников с использованием дидактических игр для активизации познавательной деятельности.

Предметом исследования является возможность использования дидактической игры на этапе освоения знаний как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника.

Для реализации исследования необходимо внедрить в практику игровые методики с использованием новых информационных технологий в комбинации с элементами ранее известных методик, напрямую связанных с рядом образовательных процессов и направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Понятие дидактических игр

Дидактические игры - это игры обучающие. Учитель включает их в урок с целью воспитания и обуче­ния детей. Воспитательное и образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые действия, правила и игровую задачу.

Дидактические игры развивают интерес к познавательной деятель­ности, формируют логическое мышление.

Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи. Она как бы скрыта от учащихся, а мотивом ее выполнения для детей становится стремление играть, выполняя определенные игровые действия.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся, а учебная направленность в игровой форме позволяет стимулировать овладение конкретным учебным материалом.[1]

Дидактическая игра имеет свою структуру, которая отличаете от обычной игровой деятельности. Основными её компонентами являются: игровой замысел, игровые действия, предложенные условия или правила, познавательное содержание, оборудование ( причем одно и то же пособие можно использовать в разных играх, меняя лишь учебную задачу) и, конечно, результат игры.

Дидактические игры в отличие от игр вообще обладают существенным признаком - это наличие чёткой цели обучения и педагогического результата.

Самый первый структурный компонент игры – замысел, он выражается, как правило, уже в самом названии игры и заложен в той дидактической задаче, которая решается в учебном процессе. Игровой замысел может формулироваться в виде вопроса, как бы отражающего ход игры, а может быть в виде загадки. И в том и в другом случае это придает игре познавательный характер, и ставит перед учащимися определённые требования в отношении их знаний.

Правила в дидактической игре определяют поведение учащихся, порядок их действий в процессе игры, они должны способствовать созданию на уроке рабочей атмосферы, они должны отвечать цели и задачам урока, учитывать индивидуальные возможности обучающихся. Таким образом создаются условия для активизации знаний учащихся, выработки навыков самостоятельной работы, мыслительной и познавательной активности, возможности появления у каждого ребёнка чувства успеха.

И, кроме того, воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива и умение работать в коллективе.

Игровые действия являются существенной стороной любой дидактической игры. Они диктуются правилами и дают возможность учащимся применить имеющиеся умения, знания и навыки, проявить свои способности, способствуют познавательной активности.

Задача учителя, руководить игрой, придавать ей нужную дидактическую направленность, активизировать её ход различными приёмами, поддерживает интерес к игре, следить чтобы каждый ребенок, даже отстающий, мог справиться с поставленной задачей.

Результат, который является финалом дидактической игры, должен придать игре законченность. Прежде всего, он подводит итог решению поставленной учебной задачи, учащиеся, при этом, должны ощутить умственное и моральное удовлетворение. Учитель же по результатам игры должен оценить уровень достижений учащихся в усвоении знаний, и умение их применения на практике. Как видно, все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, отсутствие основных из них делает игру невозможной, игра теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение упражнений и указаний. Только хорошо продуманный при подготовке к уроку сценарий ( ход игры), её чёткие временные рамки, учёт уровня знаний и индивидуальных особенностей учащихся, осуществление межпредметных связей дают большую эффективность дидактической игры и приводят к желаемому результату.[2]

Роль игры в воспитании личности

Термин «игра» имеет много значений: спортивные соревнования, шутки, фокусы, театральные зрелища и др. Выделяются следующие признаки игры:

- непродуктивность;

- ориентированность на процесс, а не на результат;

- обучающее, воспитывающее и развивающее значение для психологической подготовки ребенка к будущей жизни;

- историко-культурная значимость;

- условность игровой ситуации;

- двуплановость;

- ролевая структура;

- быстрая смена ситуаций и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации;

- возможность замещения реальных объектов игровыми.

Существует множество теорий, объясняющих происхождение и значение игры для развития ребенка. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер, Г. Спенсер, конец ХIХ в.) игра возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование. Образуется избыток энергии, который и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование.

Первым попытку изучения и систематизации игр предпринял в 1899 г. немецкий ученый К. Грос, который понимал игру как предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование. Он считал, что «игра объективно - это первичная стихийная школа поведения, кажущийся хаос, который предоставляет ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих». Игра необходима ребенку для подготовки к будущей жизни и является средством его естественного самовоспитания.

Немецкий биолог Э. Геккель и американский психолог и педолог Г.С. Холл рассматривали игру с точки зрения биогенетического закона. «В играх проявляются родовые признаки охоты, рыболовства и т.д. Игра - это своеобразный атавизм биологических и культурных предков; она содействует изживанию инстинктов драчливости, соперничества и других, не совместимых с цивилизацией». На самом деле, в детских играх можно обнаружить приметы прошлого - элементы охоты, собирательства, войны, кочевничества. Однако идея сокращенного повторения основных этапов развития человечества в развитии ребенка не нашла своего подтверждения в науке.

Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк выделил четыре особенности игры: импульсивность; ненаправленность действий; аффективная связь с окружающим; робость, боязливость и застенчивость. В основе игры, с его точки зрения, лежат общие влечения - влечение к освобождению, слиянию с окружающим и к повторению. Созвучна этой теории точка зрения психоанализа на игру как внешнее выражение глубинных инстинктов человека.[3]

Ж. Пиаже рассматривал влияние игры на развитие детского интеллекта в связи с развитием символической функции. Игра, по его мнению, - это деятельность, в которой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрической позицией.

В отечественной марксистской литературе вопрос о происхождении игры был поставлен Г.В. Плехановым. Игра, считал он, есть дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. С его точки зрения, под влиянием трудовой деятельности между людьми возникают социальные игры, из которых затем развивается искусство танцев и театрализованных представлений.

Рассмотрение игры как способа бытия культуры, как первичный импульс человеческой истории, дано в известном труде И. Хейзинга «Человек играющий» [19]. Игра, по его мнению, онтологически присущее человеку образование, необходимый способ социальной жизни.

Выявлением исторической и социальной природы игры в отечественной психологии занимались Е.А. Аркин [10], Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др. Л.С. Выготский в статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» отмечал, что игра создает «зону ближайшего развития», в ней ребенок становится «как бы на голову выше самого себя». Д.Б. Эльконин, рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, выделил такие новообразования: развитие мотивационно-потребностной сферы. В раннем детстве ребенок поглощен предметами и способами действий с ними. Позднее он начинает выполнять их самостоятельно, отделяясь от помогающего ему взрослого и пытаясь подражать ему. Далее ребенок стремится стать взрослым и реально осуществлять функции, присущие взрослым в игре. «Происходит переход от мотивов, имеющих форму дологических, аффективно окрашенных, непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности»; преодоление познавательного эгоцентризма. В игре происходит смена одной познавательной позиции на другую. Ребенок в игре должен принимать во внимание роль своего партнера. При этом меняется не только точка зрения, но и отношение к партнеру в соответствии с ролью; развитие умственных действий. В ходе игры происходит развитие познавательных способностей в связи с переходом на более высокие этапы умственного развития; развитие произвольного поведения. В игре ребенок отказывается от сиюминутных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Поведение становится произвольным.

Процесс контроля за ходом игры осуществляется с помощью формирующейся способности к рефлексии. Особенно заметно это у детей 4-6 лет. «Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка» (Д.Б. Эльконин).

Г.Л. Лэндрет определяет игру как «произвольную, внутренне мотивированную деятельность, которая предусматривает гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет». По его мнению, игра для ребенка является таким же средством выражения мыслей и чувств, как речь для взрослого. Дошкольнику легче проявить свои переживания в игровых действиях с помощью игрушек, чем рассказать о них. Игра может открыть то, что пережил ребенок, как он реагирует на это, какие желания, мечты и потребности испытывает.

Выводы по главе 1

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

1. Игра - понятие многозначное. Оно обозначает целый спектр человеческих занятий - от досуговой до деловой сферы. Игра является средством воспитания и самовоспитания на разных возрастных этапах, методом познания, способом жизнедеятельности и ребенка и взрослого.

2. Игры - свободная, естественная и творческая форма проявления детей, а также средство их самовыражения.

3. Игра выражает насущные потребности растущего организма. «Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют» [9].

4. Игра создает условия для формирования способностей к общению и развитию интеллекта.

ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цели применения дидактических игр

Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие:

-интеллектуальное развитие младших школьников; -создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка

как личности, развитие его творческих способностей;

-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;

-углубление уже усвоенных ранее знаний;

-переход движения от поверхностного отражения, т. е. познания лишь самого явления, к раскрытию законов и закономерностей данного явления;

-объединение знаний в категории и системы;

-их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»;

-приобретение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом.

-превращение знаний в более дифференцированные и точные;

-переход ученика от слитных малорасчлененных понятий и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний;

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования и развития личности. Полученные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить младшие школьники. Так приобретенные математические знания позволяют им сознательно овладеть математическими умениями и навыками.[4]

Технология активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным и интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.

Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность.

В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенности дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.[5]

Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения. Приведу для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся начальных классов, где используются разнообразные методы обучения. К ним относятся игры, в основе которых лежит объяснительно-иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы и т.д. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания. Приведу пример игры учащихся 1 класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Украсить елочку шарами ( Приложение А, рисунок 1 ) : Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.

В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.[6]

Так в игре «Лучший летчик» ученики I класса практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех. До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя у детей: «Кто хочет стать летчиком? Каким дол жен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь?» Далее обобщает: «Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты».

Чтобы летчиком стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом и при этом,

Вы заметьте-ка,

Летчикам помогает

Арифметика.

(В. Корыстылев, М. Львовский)

На доске записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над каждым примером - 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

3+3

4+3

2+3

10-3

5+3

8+2

Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные - контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию к правильному ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ. В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются.

Широкое поле деятельности для самостоятельного решения представляют собой занимательные упражнения: математические фокусы, математические лабиринты, задания на сообразительность и смекалку. Приведем примеры таких заданий.

1. Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Какие цифры закрыты карточками?

3. Задачи на смекалку и сообразительность.

а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг – Катя, Галя и Оля – опустила в свой “чудесный” мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже младшими школьниками, и интерес детей к игре быстро угасает.

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.[7]

При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

Выводы по главе 2

Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель исследования была достигнута: положительная мотивация обучения учащихся составила 100%, в классе нет неуспевающих. Были изучены влияние дидактической игры на эффективность обучения и выполнены поставленные задачи.

На основе этого можно сделать следующие выводы:

· Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом.

· На данный момент существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения.

· Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе

· Дидактические игры имеют огромное значение при обучении младших школьников. Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов.

Учитывая то, что исследования проблемы использования дидактических игр при обучении в начальной школе продолжаются и по сей день, а данное исследование является лишь кратким анализом работы многих педагогов и психологов, существует перспектива дальнейшей работы в данном направлении.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

По мере «вхождения» детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т.А. Барчан. - М.: Карапуз, 2011. - 128 c.
  2. Берлова, Анжела Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 1 / Анжела Берлова. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 2292 c.
  3. Берлова, Анжела Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 2 / Анжела Берлова. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 930 c.
  4. Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3 / И.А. Волочаева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 2050 c.
  5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 1529 c.
  6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 1276 c.
  7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет (старшая разновозрастная группа) / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2005. - 207 c.
  8. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
  9. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.
  10. Ежкова, Нина Сергеевна Диагностика Ценностных Ориентаций Детей Старшего Дошкольного Возраста / Ежкова Нина Сергеевна. - Москва: Наука, 2011. - 1138 c.
  11. Звуковая дорожка. Дидактическая игра для автоматизации свистящих звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: ИД "Белый Ветер", 2013. - 1719 c.
  12. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 368 c.
  13. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2011. - 2226 c.
  14. Киркос, Р. Ю. День Победы. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Р.Ю. Киркос, И.А. Постоева. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2011. - 2008 c.
  15. Коноваленко, В. В. Антонимы. Картинный дидактический материал для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2014. - 1274 c.
  16. Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2006. - 304 c.
  17. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2009. - 160 c.
  18. Матвеева, Е. И. Вместе весело играть! Январь. Старшая группа. Книга-пазл / Е.И. Матвеева. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 257 c.
  19. Минскин, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня / Е.М. Минскин. - Л.: Просвещение; Издание 3-е, 2006. - 192 c.
  20. Нефедова, М. Г. Дидактические игры по математике. 1 класс. Разрезные материалы / М.Г. Нефедова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2011. - 688 c.
  21. Нищева, Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 922 c.
  22. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. - М.: ТЦ "Учитель", Лакоценин С. С., 2007. - 1111 c.
  23. Сомкова, О. Н. Диагностическая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста / О.Н. Сомкова, З.В. Бадакова, Н.А. Сорока. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 1596 c.
  24. Яворская, О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2010. - 702 c.

Приложение А

C:\Users\Кондраковы\Desktop\Безымянный.png

Рисунок 1.

  1. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т.А. Барчан. - М.: Карапуз, 2011. - 128 c.

  2. Берлова, Анжела Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 1 / Анжела Берлова. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 2292 c.

  3. Берлова, Анжела Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 2 / Анжела Берлова. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 930 c.

  4. Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3 / И.А. Волочаева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 2050 c.

  5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 1529 c.

  6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 1276 c.

  7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет (старшая разновозрастная группа) / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2005. - 207 c.