Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Формирование нравственной̆ культуры личности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тысячи лет человек пытался понять, что значит быть человеком, что делает тебя человеком, и как характеризуется человек. Хотя ответы кажутся разными и можно найти определение в любом словаре, эти вопросы остаются без ответа. Другой вопрос связан с тем, какова ценность человеческой морали.

В словаре, «нравственность» - это соответствие идеалам прав человека. Это определение весьма расплывчато и не показывает или изображает что-то особенное. Если мы думаем об этом, мы можем придумать следующее значение этого термина: в первую очередь это описательная способность нравственности, нравственность означает нормы поведения, которые поддерживают все нормальные люди, при определенных обстоятельствах, во - вторых использование нравственности является синонимом морали, систематическое теоретическое исследование нравственной сферы влияния.

Решение быть корыстным или бескорыстным – это не просто выбор, это является фундаментальной частью характера, так как это одно из первых, значение, которое образуется в результате повышения интеллекта ребенка. Природа обеспечило человека достаточным набором значений, а также возможностью попросить помощи и помочь. Решение быть моральным или аморальным-это не сознательное решение, но оно воспроизводится в раннем детстве, прежде чем сознание полностью захватит ребенка. Поэтому, если бескорыстие воспитывается в младенчестве, вводятся родителями нормы дисциплины, это все благополучно в будущем влияет на жизнь человека.

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена противоречиями между объективной потребностью общества в воспитании младших школьников, выравниванию их первоначальных возможностей и практики начального образования. Курсовая работа направлена на выявление и обоснование педагогических методик, при которых учителя начальной школы максимально эффективно обучают младших школьников нравственности на уроках чтения. 

На современном этапе общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности: отношение к труду как важнейшему общественному долгу, добросовестное отношение к работе, проявлению инициативы, активности, творческому подходу к работе, внутренней потребности работать. 

Анализ педагогических исследований позволяет утверждать, что дети младшего школьного возраста имеют определенное представление о нравственности, они могут достаточно оценить то или иное нравственное поведение. Весь процесс обучения детей в начальной школе должен быть организован таким образом, чтобы они научились понимать многие вещи, особенно те, которые касаются морали и нравственности. 

Цель исследования заключается в выявлении возможности анализа ситуаций нравственного выбора у младших школьников на уроках литературного чтения для формирования их нравственных ценностей.

Задачи:

  • Обосновать сущность понятий «нравственные ценности», «нравственный выбор» применительно к младшим школьникам.
  • Дать сущностную характеристику ситуаций нравственного выбора и их возможности для формирования нравственных ценностей у младших школьников.
  • Разработать модель и программу формирования нравственных ценностей у младших школьников
  • Обобщить результаты исследования.

Обнаружение роли чтения на формирование нравственных ценностей у младших школьников.

Объект исследования - формирование нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования

Роль чтения художественной литературы в формировании нравственных ценностей.

Гипотеза исследования

Научно обоснованный факт, что механизмы художественного чтения в младшем школьном возрасте воздействуют на формирование таких процессов, как мышления, восприятия, внимания, воображения, нравственность. Мы предполагаем, что занятия чтением у детей младшего школьного возраста обнаружат положительное воздействие на формирование нравственного воспитания.

Задачи исследования

1) проанализировать литературу по научно-исследовательской работе;

2) провести экспериментальное исследование;

3) обработать данные;

4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. В указанном случае приведены не задачи, а универсальные этапы конкретного исследования.

Методы исследования: Методика «Установление нравственных понятий» И. С. Колмогоровой., Методика «Идеальный человек» И. С. Колмогоровой., методика «Цветик–семицветик».

В качестве дидактических материалов использовались наилучшие образцы художественной детской литературы (произведения В. Осеевой, Е. Пермяка, С. Михалкова, Басни Крылова и т.д.).

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические основы формирования нравственных ценностей младших школьников

1.1 Сущность понятий «нравственные ценности», «нравственный выбор» применительно к младшим школьникам

Человек является членом общества, и поэтому его моральный выбор-это очень важно. Для многих людей гуманизм-это только слово, которое ничего не значит. Эти люди озлоблены, их поведение часто бывает девиантным. Но, конечно, не все люди ведут себя подобным образом, есть люди которые смотрят на мир другими глазами. Они любят природу, других людей, животных, растения и все, что находится на нашей земле. Почему такая ситуация происходит? Причина в нравственных ценностях[10, c. 88].

В каждом человеке есть физическое и духовное составляющие. Физический компонент проявляется в различных инстинктах, желаниях и так далее. Духовная составляющая содержит все хорошее, что есть в человеке, например – доброта, ум, вежливость, любовь, желание помочь всем и так далее[8, c. 66].

Характер человека начинает формироваться в раннем возрасте. Во-первых, ребенок повторяет некоторые поступки своих родителей. Как родители учат его действовать в соответствии с социальными нормами. Следующий шаг-детский сад, школа. В этих учреждениях дети начинают общаться со сверстниками и учатся новым вещам. Это первые шаги, к социализации, следующий этап – обучения в профессиональном учебном заведении. Существуют другие люди, другие предметы, новая жизнь. Все время что-то постоянно влияет на человека. Но главный выбор зависит от человека. Да, человек социальное существо. Но он выбирает сам, что ему нужно делать и кого слушать [12, c. 61].

На мой взгляд, основными причинами неправильного поведения человека, его аморального поведение являются примеры из жизни, такие как родители, учителя, главные люди и так далее. Человек пытается быть похожими на них, делать те же вещи, говорить одни и те же слова. Если в личности педагога существует духовная составляющая, то существует больше шансов, что такой компонент будет главным для его ученика. И наоборот, «плохого ученика» делает «плохой учитель»[15, c. 61].

Рассмотрим понятие «нравственного выбора». Это понятие предполагает нравственную деятельность. Нравственный выбор - это такой выбор, который действует в соответствии с гуманистическими мотивами. Гуманистические мотивы включают все, что мы можем назвать «добротой», и все, что находится наоборот, относится к категории «зла». Первые представления о «хороших» и «плохих» вещах, появляются в раннем детстве, когда только у ребенка начинают появляться зачатки совести. И в ходе личностной зрелости человек делает собственный выбор.

Нравственный выбор включает в себя такие идеи, как личное достоинство, нравственная свобода, душевная свобода, добропорядочные отношения к людям, бережного отношения к природе и всему миру и так далее [11, c. 99].

Проблема нравственного выбора существуют в любое время. Мы можем найти много информации о хороших или плохих вещах в древних рукописях, произведениях различных исторических и современных авторов, в религии, законах разных стран и так далее. Эти законы сделали наше общество более гуманистичнее, добрее, лучше. Эти нормы являются специальными регуляторами человеческого поведения, потому что все знают, что если он (или она) будут нарушать правила, то они будут наказаны. Нравственная норма помогает людям сделать нравственный выбор.

Гуманистические теории стали самыми популярными в эпоху Возрождения. Человек становится сознательным субъектом выбора. Человек с его памятью, сознанием, интеллектом становится важнейшей ценностью. Человек становится героем поэм, исследований, дискуссий, особенно о двойственной природе [8, c. 33].

Ученые, писатели, исследователи были очень заинтересованы в исследованиях личности. Эта структура имеет собственное «эго», ум и так далее. В эпоху Возрождения идея нравственного выбора рассматривается как наиболее важные действия в жизни. Человек может делать нравственный выбор, только если это его осознанное решение. Если кто-то попытался бы «сделать нравственный выбор» против его желания, убеждения и верования, то это не имело бы никакого смысла.

Когда мы говорим о нравственном выборе, нельзя забывать о такой составляющей, как вежливость. Когда человек вежлив, добр, старается помочь каждому, делает хорошие поступки, общается с другими людьми вежливо, они уважают и верят ему. И такой человек чувствует себя лучше, имеет хорошее настроение, любит всех и делает свой личный нравтсвенный выбор[11, c. 90].

Также в нашем мире есть люди, чей жизненный выбор не имеет ничего общего с моралью. Они злы, грубы, их поведение является девиантным, они совершают преступления, ненавидят всех и все. Мораль для них является чуждой идеологии. Они живут в своем мире и другие люди для них являются врагами по их мнению. Причины такого поведения кроются в детстве. Больше всего они не очень хороший пример, который может научить их, как они должны вести себя в обществе[8, c. 63].

Другая причина может быть в болезни и такое поведение является следствием болезни. Также может быть такая причина, как противоречие по отношению ко всем нормам и правилам. Они думают, что они необычны и поэтому им позволено делать все. Часто нравственный выбор является неприемлемым для детей-сирот, которые не знают, что значит родительская любовь. Часто они живут на улице, их поведение маргинальное и они ничего не знают о морали.

Иногда бывает, что богатые люди забывают о морали. Самое главное для них-это деньги. Они хотят иметь все больше и больше материальных благ и прочее ничего не важно для них. Они забывают о нравственном выборе, любви, доброте и так далее. Они становятся настоящими снобами и не обращают внимания на все, что окружает их [2, c. 66].

Если человек имеет материалистическое мировоззрение, нравственность для него не важна. Все его значения материалистические и цель жизни-стать богатым. Люди, которые совершают реальный нравственный выбор, у них другие цели, которые привносят добро в эту жизнь.

1.2 Условия формирования нравственных ценностей у младших школьников на уроках литературного чтения через анализ ситуаций нравственного выбора

Механизм нравственного воспитания составляет социальную реализацию педагогической целенаправленной деятельности по образованию нравственной подготовки детей, итогом которой является усвоение детьми общественного морального опыта и вырабатывание нравственных качеств его личности [7, с. 96]. Существенной частью работы педагога по формированию нравственного воспитания являются определение главных методов нравственного воспитания.

Методологию воспитания нужно различать в соответствии с тем, вырабатывание каких структурно-психофизиологических характеристик нравственного качества личности ребенка они обеспечивают. В данной связи все способы нравственного формирования можно поделить на следующие группы[17, c. 113]:

Рисунок 1 – Методы нравственного воспитания

Художественная литература являет собой одно из основных средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на базе критерия художественности как метода изучения реальности способом образов. Как форма постижения действительности любое художественное произведение расширяет жизненный опыт школьника, формирует для него духовно-эмоциональную сферу, в которой органически сливаются эстетические и нравственные переживания, ребенок обогащается и духовно развивается.

Знакомство с художественной литературой, вызывает и знакомство школьников с такими нравственными взглядами, как доброе отношение, долг, справедливое отношение, совесть, честь и т.д. С литературой связываются огромные возможности вырабатывания эмоциональной сферы личности ребенка, образ мышления, расширения кругозора ребенка, вырабатывания у них мировоззренческих основ и нравственных взглядов [12, c. 61].

Искусство, всякое, каждый его вид образовывает особенными механизмами художественную картину мира, которую ребенок воспринимает как необычную реальность. Читатель, в особенности маленький, представляет себе героев, жалеет, или, наоборот, сердится и может даже отождествлять себя с ними.

На уроках литературного чтения школьники под руководством педагога читают книги с большим нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, необходимо, чтобы дети на уроке [8, c. 91]:

Рисунок 2 – Воспитание нравственных ценностей у младших школьников

Читая и разбирая произведение, школьник обязан задумываться о существенных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, потенциалах человека и его месте в мире.

Например, прохождение басен в начальной школе имеет большой воспитательный смысл. Басни заключают богатый материал для влияния на эмоциональную сферу школьника и воспитания у него значительных нравственных качеств силой художественного слова.

В вводной беседе педагог рассказывает о том, какого рода произведение можно отнести к данному жанру, дает короткие сведения например о И. Крылове как о грандиозном баснописце, истинном патриоте собственной Родины, который высмеивал в собственных баснях людские пороки, обучал любить в человеке наилучшие его качества. Затем после чтения басни значимо выявить свойственные особенности и действия героев, ведя школьников от сюжетной основы басни к мотивам действий героев.

Основательная логическая и языковая работа над пониманием и постижением прочитанного, а также переносом действий героев в настоящую действительность разрешают школьникам активно подключаться в мыслительные процессы, оценивать прочтенное, делать заключения и обобщения, способствуют воспитанию у них значительных нравственных качеств[13, c. 103].

В процессе первого обучения до минимума снижаются информационно-репродуктивные методы. Их применяют только в тех случаях, когда у школьников отсутствует основа для образования конструктивно- мыслительной деятельности, или в силу сложности художественного материала. Беседа в особенности продуктивна в том случае, когда в процессе ее не только воссоздается прочитанное, но и стимулируется мысль школьников, сопоставляются факты и т.д. В практической деятельности обучения школьников младшего возраста употребляется самостоятельная работа по заданию педагога, анализы текстов художественной литературы [10, c. 91].

Преобладающими методами на уроках чтения являются эвристические методы: разрешение познавательных задач, исполнение заданий, проблемное изложение, эвристические беседы и т.д. Результативным приемом нравственного воспитания младших школьников являются сознательно составленные познавательные задачи. В процессе их решения школьники младшего возраста используют популярные им нравственные понятия при анализе поступков литературных героев, выражая собственное личное отношение к героям.

Педагог О.А. Шарапова полагает, что на уроках литературного чтения при ознакомлении детей с нравственными суждениями и ценностями нужно применять инсценировку. Она выделяет руководствующиеся этапы уроков подобного типа, которые обеспечивают изучение новых нравственных понятий:

Рисунок 3 – Этапы уроков

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения имеет собственные специфические характеристики. Они содержатся в подборе методов, инструментов и форм нравственного воспитания. Все это нужно учитывать педагогу при формировании уроков литературного чтения [10, c. 71].

1.3 Критерии и уровни сформированности нравственных ценностей у младших школьников

Младший школьник весьма впечатлителен ко всем формам воспитания. Известно, что испытанное и изученное в детстве надолго фиксируется в памяти. По суждению Л. С. Выготского, переосмысленность потребности и переоценка ценностей - существенный момент на этапе роста[21, c. 99].

В 6-10 лет дети не просто познают суть нравственных категорий, они учатся оценивать собственные и чужие поступки. В данном возрасте у многих школьников недостаточно сформированы нравственные представления нет сознательности установленных норм поведения и личной ответственности, не выработаны умения воспринимать как самостоятельную ценность иного человека.

Общение зачастую является поверхностным и ограничивается дежурными фразами, хотя в соответствии с периодами формирования к начальной школе дети должны быть позитивно настроены к миру, остальным людям и самому себе, обладать чувством собственного достоинства; уживаться с другими детьми и взрослыми, уметь достигать соглашения.

Рисунок 4 - Критерии сформированности

Но на деле данного не происходит или случается только после замечаний взрослого. Решение предоставленной проблемы базируется в психолого-педагогической работе с детьми, одна из задач которой мягко подвести школьника к мысли о том, что иные люди столь же ценные, сколько и он сам [5].

Существенные характеристики сформированности нравственных ценностей младших школьников были обозначены Г. П. Ивановой и М. В. Курановой. К ним причисляются: когнитивный критерий, оценочно-эмоциональный критерий, мотивационный и поведенческий критерии [10].

Рисунок 5 - Условия вырабатывания нравственных ценностей у школьников

Таким образом, на базе данных критериев выделяются главные психолого-педагогические условия вырабатывания нравственных ценностей у школьников. Механизм нравственного воспитания составляет социальную реализацию педагогической целенаправленной деятельности по образованию нравственной подготовки детей, итогом которой является усвоение детьми общественного морального опыта и вырабатывание нравственных качеств его личности. Существенной частью работы педагога по формированию нравственного воспитания являются определение главных методов нравственного воспитания.

2. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения

2.1. Анализ результатов исследования на констатирующем этапе

С целью оценивания степени сформированности нравственных ценностей у младших школьников на базе 1 класса проводилась диагностика.

В данном исследовании приняло участие 40 школьников. Изучение степени сформированности когнитивного характера постигало по методике «Установление нравственных понятий» написанную И. С. Колмогоровой.

Школьники отвечали, что быть добрым - следовательно помогать маме, дедушкам и бабушкам, выручать остальных в трудную минуту; быть правдивым — следовательно не обманывать, говорить правду.

Для исследования степени оценочно-эмоционального компонента применялась методика «Идеальный человек» (написанная И.С. Колмогоровой).

Наибольший процент школьников нарисовали и обрисовали образ, который совмещает в себе черты 2-3-х видов идеалов. В рисунках все наименованные типы представлялись в разнообразных сочетаниях. В описании же давались предпочтительно черты совершенно иного типа.

Итак, первым этапом исследования было проведение методики «Установление нравственных понятий» написанную И. С. Колмогоровой. Ниже, в таблице 1., представлены результаты тестирования детей на основе их деятельности.

Таблица 1

Уровень сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе

Кол-во детей

Уровень сформированности нравственных ценностей

IV -высокий

III -средний

II -низкий

I -заниженный

20

3

7

5

5

Уровень,%

15%

35%

25%

25%

Таким образом, на представленной таблице можно увидеть, что у 10 детей преимущественно средний (35%) либо высокий (15%) уровень развития исследуемых процессов, а у второй половины детей – преимущественно низкий (25%) и заниженный (25%) уровень сформированности нравственных ценностей (рисунок 2).

После занятий было проведено вторичное исследование развития мышления по тем же методикам.

В таблице 2., представлены результаты тестирования (контрольный этап) по методике «Идеальный человек» (написанная И.С. Колмогоровой).

Таблица 2

Уровень сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе

Кол-во детей

Этап

Уровень сформированности нравственных ценностей

IV -выс

III -сред

II -низк

I -заниж

20

констатирующий

3

7

5

5

20

контрольный

6

10

4

0

Уровень,%

констатирующий

15

35

25

25

контрольный

30

50

20

0

Таким образом, результаты таблицы показывают, что на контрольном этапе результаты диагностики нравственных ценностей после проведенных занятий по чтению значительно возросли. Был преодолен заниженный (I уровень), остальные показатели передвинулись в зону завышенного уровня (рисунок 6).

Рисунок 6 − Уровень сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе

Рисунок 6 показывает, насколько выросли показатели по проведенной методике: на 15% завышенный уровень и высокий уровень, преодолен заниженный и снижен на 5% - средний уровень.

Проведенное исследование позволило нам выделить две группы детей: с нормальным (высоким и средним уровнем нравственных ценностей) и низким уровнем развития.

Следующим этапом стало проведение исследования, имеющего целью выявить уровень развития нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

На данном этапе была использована методика «Цветик–семицветик». Полученные результаты данной методики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе

Кол-во детей

Уровень сформированности нравственных ценностей

низкий

средний

высокий

завышенный

20

5

7

6

2

Уровень,%

25

35

30

10

Результаты таблицы 3 показывают, что у детей уровень нравственных ценностей немного ниже, чем по предыдущей методике, хотя уровень заниженный не был выявлен. Таким образом, на представленной таблице можно увидеть, что у двух детей (10%) выявлен завышенный, у шести детей (30%) – высокий уровень, у семи детей (35%) – средний уровень, у пяти детей (25%) – низкий уровень.

Полученные результаты после проведения занятий по чтению на выявление нравственных ценностей, контрольный этап представлены в таблице 4.

Таблица 4

Уровень сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста после проведения занятий по чтению

Кол-во детей

Этап исследования

Уровень сформированности нравственных ценностей

низкий

средний

высокий

завышенный

20

констатирующий

5

7

6

2

20

контрольный

2

6

9

3

Уровень,%

констатирующий

25

35

30

10

контрольный

10

30

45

15

Результаты таблицы 4 показывают, что после проведения занятий по чтению у детей уровень нравственных ценностей значительно повысился. Таким образом, на представленной таблице можно увидеть, что у трех детей (15%) выявлен завышенный, у девяти детей (45%) – высокий уровень, у шести детей (30%) – средний уровень, и только у двух детей (10%) – низкий уровень (рисунок 7).

Рисунок 6 − Уровень сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста после урока чтения

Третья методика «Что здесь лишне» (А.Р. Немов), была направлена на выявление уровня сформированности нравственных ценностей, а также уровень сформированности умственных операций анализа и обобщения у детей младшего школьного возраста. В таблице 5 представлены данные по данной методике:

Таблица 5

Уровень сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста после проведения занятий по чтению

Кол-во детей

Уровень сформированности нравственных ценностей

заниженный

низкий

средний

высокий

20

3

6

7

4

Уровень,%

15

30

35

20

Результаты таблицы 5 показывают, что у детей уровень нравственных ценностей ниже, чем по предыдущим методикам, появляется уровень «заниженный», отсутствует уровень «завышенный». Таким образом, на представленной таблице можно увидеть, что у четырех детей (20%) выявлен высокий, у семи детей (35%) – средний уровень, у шести детей (30%) – низкий уровень, у трех детей (15%) – заниженный уровень. В таблице 6 представлены данные тестирования нравственных ценностей после проведения формирующего этапа исследования.

Таблица 6

Уровень сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста после проведения занятий по чтению

Кол-во дет

Этап иссл-ия

Уровень сформированности нравственных ценностей

занижен

низкий

средний

высокий

завышенный

20

констатирующий

3

6

7

4

3

20

контрольный

0

3

8

7

2

%

констатирующий

15

30

35

20

15

контрольный

0

30

40

35

15

Результаты таблицы 6 также показывают, что у детей Уровень сформированности нравственных ценностей после проведения занятий по стению значительно повысился. В рисунке 8 отражена динамика сформированности уровня сформированности нравственных ценностей у детей после проведенных занятий по чтению.

Рисунок 8 − Уровень сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста после проведения занятий по чтению

по методике «Что здесь лишнее» (А.Р. Немов)

Таким образом, исследование по четырем методикам на констатирующем этапе выявило, что почти у половины детей младшего школьного возраста и по некоторым методикам выше отмечался низкий и заниженный уровень нравственных ценностей.

2.2 Предложения по улучшению нравственной культуры младших школьников

Таким образом, проведенное исследование говорит об действенности разработанных упражнений и занятий, что позволяет утверждать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что нравственных ценностей младших школьников будет происходить более результативно, если использовать средства художественного чтения с учетом возрастных особенностей и закономерностей детского мышления, полностью подтвердилась.

Анализируя и обобщая полученные данные входе констатирующего эксперимента мы можем заключить, что гипотеза исследования, о том, что у детей среднего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление.

Таким образом, учить ребенка правильной морали и ценностей-это один из ваших самых важных обязанностей как родителя, так и учителя. Поскольку мораль не то, что вы можете научить вашего ребенка из учебника, это действительно трудная задача. Только своевременная консультация и опыт, привитие ценности детям.

Рассмотрим несколько значений, которым необходимо научит ребенка.

1. Будь щедрым и любезным

Дети оказываются полезными и щедрыми людьми, когда они приняли данные черты еще в младенческом возрасте. Если ваши дети видят, что вы щедрые и отзывчивые к людям вокруг вас, они обязательно последуют за вами. Это одна нравственная ценность, что лучше учить своих детей на действии, а не на словах. Подавайте хороший пример своим детьми, так что бы они понимали, как важно быть полезным человеком.

2. Не врать

Другой важнейшей ценностью вы должны научить своих детей не врать. Скажи им, что правда всегда вознаграждается, хотя она может показаться горькой на первый взгляд. Также скажите им, что ложь всегда наказуема, и объясните природу лжи. Это может быть повседневная ложь, ложь во спасение, манипулятивной ложь.

3. Никому не повредить

Одним из самых важных моральных ценностей вы должны научить своих детей-это никому не повредить. Объясните вашим детям, что это может быть кто-то больной физически или эмоционально, профессионально или лично, случайно или намеренно. Детей надо учить, что кому-то это плохо и даже если они обидят человека, они должны немедленно извиниться.

4. Не воровать

Вы также должны учить своих детей не воровать. Они должны знать, что воровать-это преступление, юридически и морально, а также, независимо от того, что они воруют.

5. Извиняться

Извиняться-это не только нравственная ценность, но и принцип элементарного этикета. Важно научить ваших детей, что они должны извиняться, когда они совершают ошибку или когда они не правы. Учить детей важности извинения, безусловно, это сделает их скромные люди.

6. Знай, что правильно и неправильно

Важно на примере показать детям, чтобы они поняли, что надо делать, а что нельзя. Эта концепция может показаться немного сложной для ваших детей, но когда они вырастут, они могут задуматься над этой нравственной ценностью.

Таким образом. под нравственным воспитанием у ребенка появляется адекватное отношение к окружающему миру, людям, животным и растениям. Ведущая роль в воспитании духовных качеств играет семья, потому что это первое и основное место обитания маленького гражданина.

Во-вторых, нравственное воспитание младших школьников в школе, где ребенок тоже проводит много времени. Личность ребенка формируется уже с первых лет жизни, когда он начинает понимать слова «нет» и «нельзя». Далее мы рассмотрим особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье и школе.

Самое важное условие для гармоничного воспитания является создание благоприятной атмосферы в семье. Ребенок должен понимать, что все члены семьи не только любят его, но любят и уважают друг друга. Ведь пример родителей-самый важный, и ребенок на подсознательном уровне стремится копировать модель поведения взрослых.

Именно в семье ребенок впервые берется за какую-нибудь незначительную работу, даже небольшие задания, что, в свою очередь, тоже играет положительную роль в воспитании. С самого раннего возраста, ближайшие родственники объясняет ребенку «что такое хорошо и что такое плохо». В то же время очень важно создавать ситуации для ребенка, в котором он учится делать правильные вещи (поделись с ближним своим, просить прощения, помогать старому поколению). С раннего детства маленький человек уже должен понимать, что ложь-это плохо, но надо всегда говорить правду, что бы это ни было.

Родители должны показать своему ребенку, что он не безразличен, и его интересы для них важны. Поэтому члены семьи должны быть заинтересованы в успехах ребенка в школе, посещать родительские собрания и принимать участие во внеурочной деятельности (подготовка и участие в школьных праздниках, пешие прогулки).

Учителя школы помогают закрепить нравственные качества, которые родители развивают в ребенке. Учебное заведение обучает младшего школьника адаптироваться и жить в большом коллективе. В школе, он должен знать, что у него могут появиться друзья, и от того, как человек, будучи еще школьником младших классов, относится к дружбе, будет зависеть его будущая жизнь.

Несомненно, плохо, если младший школьник только занимается в школе. Учитель, со всем его ответственным отношением к работе, физически не может уделять особое внимание всем ученикам класса. Конечно, больше внимания уделяется так называемым проблемным детям. Родителей часто вызывают в школу и проводят разъяснительные беседы с ними о воспитании детей.

Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. Примеры такого образования может быть воспитание чувства коллективизма во время походов, спортивных и массовых мероприятий в школе. Важно уметь помогать тем, кому это нужно. Ребенок, будучи еще очень маленьким, не должен также быть равнодушными к другим людям.

В данном случае мы рассмотрели только основные аспекты нравственного воспитания. Многие современные родители, стремясь к материальным благам, чтобы обеспечить свое будущее и своих детей, забывают о главном, что в погоне за деньгами они могут «упустить время» для воспитания своего ребенка. Важно помнить, что главную роль играют родители, а в школе педагог играет вспомогательную роль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении сделаем общие выводы по курсовой работе. Человек является членом общества, и поэтому его моральный выбор-это очень важно. Для многих людей гуманизм-это только слово, которое ничего не значит. Эти люди озлоблены, их поведение часто бывает девиантным. Но, конечно, не все люди ведут себя подобным образом, есть люди которые смотрят на мир другими глазами. Они любят природу, других людей, животных, растения и все, что находится на нашей земле. Почему такая ситуация происходит? Причина в нравственных ценностях. Характер человека начинает формироваться в раннем возрасте. Во-первых, ребенок повторяет некоторые поступки своих родителей. Как родители учат его действовать в соответствии с социальными нормами. Следующий шаг-детский сад, школа. В этих учреждениях дети начинают общаться со сверстниками и учатся новым вещам. Это первые шаги, к социализации, следующий этап – обучения в профессиональном учебном заведении. Существуют другие люди, другие предметы, новая жизнь. Все время что-то постоянно влияет на человека. Но главный выбор зависит от человека. Да, человек социальное существо. Но он выбирает сам, что ему нужно делать и кого слушать.

Механизм нравственного воспитания составляет социальную реализацию педагогической целенаправленной деятельности по образованию нравственной подготовки детей, итогом которой является усвоение детьми общественного морального опыта и вырабатывание нравственных качеств его личности. Существенной частью работы педагога по формированию нравственного воспитания являются определение главных методов нравственного воспитания.

Методологию воспитания нужно различать в соответствии с тем, вырабатывание каких структурно-психофизиологических характеристик нравственного качества личности ребенка они обеспечивают. С целью оценивания степени сформированности нравственных ценностей у младших школьников на базе 1 класса проводилась диагностика.

В данном исследовании приняло участие 40 школьников. Изучение степени сформированности когнитивного характера постигало по методике «Установление нравственных понятий» написанную И. С. Колмогоровой.

Для исследования степени оценочно-эмоционального компонента применялась методика «Идеальный человек» (написанная И.С. Колмогоровой).

Для исследования степени мотивационного компонента применялась методика «Цветик–семицветик».

В качестве дидактических материалов использовались наилучшие образцы художественной детской литературы (произведения В. Осеевой, Е. Пермяка, С. Михалкова, Басни Крылова и т.д.).

В результате проведения исследования сделали вывод, что уровень сформированности нравственных ценностей в экспериментальной группе повысился, а в контрольной группе изменился не значительно. Проведенный сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковых исследований показал, что в экспериментальной группе нравственные ценности младших школьников - высокий уровень - увеличились на 15%, в контрольной группе увеличился на 2%.

Таким образом, проведенное исследование говорит об действенности разработанных упражнений и занятий, что позволяет утверждать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что нравственных ценностей младших школьников будет происходить более результативно, если использовать средства художественного чтения с учетом возрастных особенностей и закономерностей детского мышления, полностью подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1. Устная связная речь. Лексика / Н.Г. Андреева. - М.: Владос, 2013. - 690 c.

2. Анна, Вячеславовна Щеглова В помощь учителю рисования при подготовке к уроку / Анна Вячеславовна Щеглова. - М.: Научная книга, 2013. - 466 c.

3. Волошина, Л. Н. Зимние игры и забавы для детей 3–7 лет / Л.Н. Волошина. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 905 c.

4. Гин, Анатолий ТРИЗ-педагогика / Анатолий Гин. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 529 c.

5. Гин, Светлана Первые дни в школе. Методические рекомендации по адаптации детей к школе. Пособие для учителя. 1 класс / Светлана Гин. - М.: Вита-Пресс, 2013. - 425 c.

6. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 183 c.

7. Змеёв, С. И. Основы андрагогики / С.И. Змеёв. - М.: Флинта, 2013. - 209 c.

8. Ивченкова, Г. Г. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина. Программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова. - М.: Дрофа, 2015. - 891 c.

9. Использование мультимедиа презентаций в театрализованной деятельности дошкольников: моногр. / Коллектив авторов. - М.: Флинта, 2015. - 193 c.

10. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания. Избранное / Петр Каптерев. - М.: Карапуз, 2015. - 697 c.

11. Кашкаров, Андрей Воспитание читателя. Практические методы / Андрей Кашкаров. - М.: АВТОР, 2011. - 269 c.

12. Кирейцева, А. Н. Азбука тестирования. Практическое руководство для преподавателей РКИ / А.Н. Кирейцева. - М.: Златоуст, 2013. - 184 c.

13. Конасова, Н. Ю. Общественная экспертиза качества школьного образования / Н.Ю. Конасова. - М.: Каро, 2009. - 498 c.

14. Кузнецова, М. И. Подготовка к обучению грамоте детей 6–7 лет. Сценарии образовательной деятельности. Методическое пособие / М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 396 c.

15. Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2014. - 813 c.

16. Макотрова, Г. В. Школа исследовательской культуры / Г.В. Макотрова. - М.: Флинта, 2014. - 402 c.

17. Мерзлякова, Н. Английский язык для экономистов / Н. Мерзлякова. - М.: Бибком, 2013. - 470 c.

18. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.

19. Османова, Гурия Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений / Гурия Османова. - М.: Каро, 2013. - 204 c.

20. Отсутствует Дайте жить детям (сборник): моногр. / Отсутствует. - М.: Карапуз, 2010. - 805 c.

21. Отсутствует Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Отсутствует. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 645 c.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Задача учителя - так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений. 

Нравственные ценности

Уровень освоения

Патриотизм

Любовь к природе родного края 
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»; А. С. Пушкин «…Под голубыми небесами…»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...», Г. М. Новицкая «Берёза»

Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, милостливость, добродушие

Сострадание, сердечное отношение ко всему живому 
К. Д. Ушинский «Жалобы зайки»;И. А. Крылов «Чиж и Голубь”;
Л. Н. Толстой «Лев и мышь»

Героизм, отвага, верность

Решительность, настойчивость 

русская народная сказка «Лиса и заяц»;

 И. П. Токмакова «Я ненавижу Тарасова...»

Долг, ответственность

Долг перед родными и близкими.Ответственность за слабого

И. П. Токмакова «Это ничья кошка...»;  Д. Биссет «Орёл и овечка»;

Л. Н. Толстой »Старый дед и внучек”;В. А. Осеева »Сыновья”

Сплочённость, коллективизм

Забота и помощь в семье
Л. Н. Толстой «Отец и сыновья» В. А. Осеева «Хорошее»

Совесть, совестливость

Бессовестность

русская народная сказка «Лиса и козёл”
Формирование совестливости через внешнее моральное требование

Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек»