Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитания (Игровые технологии в дошкольном периоде)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Дидактические игры существуют уже много веков. Их первым создателем были люди, которые заметили особенность маленьких детей – их способность к обучению в игре. На протяжении всей истории человечества у каждой нации были свои игры. Были созданы уникальные дидактические игрушки, которые стали частью их культуры. Содержание дидактических игр и игрушек отражало особенности национального характера, истории, труда и быта людей. Популярные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь между воздействием на образование и обучение с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка.

Игра занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Игра дает полезное упражнение для ума ребенка. Задача игры - это своего рода гимнастика для ребенка, которая мобилизует и тренирует его умственные способности. Чтобы выполнить задачу, ребенок должен внимательно следить за жизнью, помнить то, что видит, сравнивать явления, отражать, выделять правильные стороны, объединять, синтезировать. С помощью игры дети развивают находчивость, быстрый интеллект, умственную активность, быструю реакцию, независимость, привычку к более глубокому и разнообразному пониманию мира.

Игры полны познавательного значения. Каждая тематическая группа игр содержит широкий спектр информации о мире. Это позволяет использовать игры для развития наблюдения за детьми и закрепления знаний.

Объектом исследования в курсовой работе является использование игр в учебном процессе.

Предметом исследования является содержание работы педагога по воспитанию учащихся с помощью игры.

Цель курсовой работы – исследовать особенности игровых технологий.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

- рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры; - ознакомится с видами игр, их роли в учебно-воспитательной практике; - изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания; -рассмотреть воспитательный потенциал игры; - проанализировать взаимосвязь развития личности и игрового поведения.

Объект исследования - процесс воспитания. Предмет - игра в воспитательном процессе.

Самые большие возможности для дидактической игры - это внеклассные мероприятия, в которых дети могут выбирать игры и занятия в соответствии со своими интересами. Основная задача, которая решается одновременно, - предоставление детям возможности для совместных переживаний и создание радостного настроения.

В последние годы было собрано много экспериментальных и теоретических материалов по организации жизни и деятельности детей в условиях, когда использование игровых приёмов в классе и игра, как форма организации жизни детей, имеет первостепенное значение. Научный вклад в развитие игровой техники внесли немецкий ученый К. Гросс, Ю.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Януш Корчак, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. В работе использовались методы научного и образовательного исследования, такие как цитирование, тезисы, ведение заметок, постановка вопросов и наблюдение.

Практическая значимость работы определяется наличием представленных игр, которые можно использовать в начальной школе.

1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1 Игровая деятельность в обучении и воспитании

Игра является одним из основных видов человеческой деятельности наряду с работой и учебой. По определению, игра - это деятельность в ситуациях направленых на реконструкцию и усвоение социального опыта, в котором формируется и совершенствуется поведение самоуправления.

Игровая деятельность в человеческой практике выполняет следующие функции:

- развлекательная (это основная функция игры - приносить радость, вдохновлять, вызывать интерес); -коммуникативная: развитие диалектики общения; - самореализация в игре как тренировочная площадка для практики человека; - игро-терапевтическая: преодоление трудностей в различных жизненных ситуациях; - диагностика: выявление отклонений поведения, самопознание во время игры; - коррекция: внесение положительных изменений в структуру личных показателей; - межнациональное общение: ассимиляция одинаковая для всех людей социокультурных ценностей; - социализация: включение в систему связей с общественностью, доминирование нормы человеческого общества. Большинство игр присущи четыре основные характеристики (по мнению С.А. Шмакова): — свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

— творческий, в значительной мере импровизационный, очень

активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональное возбуждение, соперничество, соревнование, соревнование, привлечение и т. д. (чувственный характер игры, «эмоциональный стресс»); - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическая и временная последовательность его развития.

Структура игры, как деятельности, органически включает в себя постановку целей, планирование, реализацию целей и анализ результатов, в которых личность полностью осознает себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами конкуренции, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

Структура игры как процесса включает в себя:

а) роли, выполняемые игроками;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое использование объектов, то есть подмена реальных вещей вымышленными;

г) реальные отношения между игроками;

д) сюжет (контент) - область реальности, условно воспроизведенная в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Это явление, которое, будучи развлечением, расслаблением, способно трансформироваться в обучение, в творчество, в такую ​​модель, как человеческие отношения и проявления на работе, образование.

Игра как метод обучения и воспитания, передача опыта старшего поколения более молодым людям, использовалась с древних времен. Широкий спектр применений игра находит в народном образовании, дошкольном и внеклассные занятия.

В современной школе делается ставка на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- как самостоятельные технологии для овладения концепцией, темой и даже разделом темы;

- как элементы (иногда весьма значимые) более широкой технологии;

- как технология урока или его фрагмент (введение, объяснение, исправление, упражнение, контроль);

- как технология внеклассных занятий (игры типа «Зарница»).

Понятие «образовательные игровые технологии» включает в себя достаточно широкий набор методов и приемов для организации учебного процесса в виде различных образовательных игр. В отличие от игр, в общем, образовательная игра имеет одну существенную характеристику - четко определенную учебную цель и соответствующие образовательные результаты, которые могут быть обоснованы, четко выражены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Форма игрового занятия создается во время урока с использованием методов и ситуаций игры, которые действуют как мотивация, поощряя ребенка учиться. Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по следующим основным направлениям: цель обучения ставится перед учениками в форме игрового задания; учебные занятия подчиняются правилам игры; в качестве средства используется учебный материал, в процесс вводится элемент образовательной деятельности, который переводит дидактическое задание в игру; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

1.2 Игровые технологии в дошкольном периоде

Ребенок вступает во владение ролевыми играми в течение третьего года жизни, начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны явлений, обнаруживает наличие переживаний и начинает их исследовать.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему передать свойства вещей, в чувствах есть ориентация, и дети формируют способность их культурного выражения, что позволяет им быть включенным в коллективную деятельность и общение.

В результате развития игр в дошкольный период возникает готовность к социально оцениваемой образовательной деятельности.

Программа мероприятий, связанных с играми (Никитин Б.П.), состоит из набора развивающих игр, которые при всем их разнообразии имеют общее представление и характерные особенности.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает, используя кубики, квадраты из картона или пластика, детали от механического конструктора и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубиками, узорами, рамками и вставками Монтессори, планы и карты, квадраты, наборы догадок, разнообразные таблицы.

Дети играют с шариками, веревками, резинками, галькой, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Развивающие образовательные игры лежат в основе создания технических и рабочих игр и напрямую связаны с интеллектом.

Задания даются ребенку несколькими способами: в виде модели, плоского изометрического рисунка, схемы, письменных или устных инструкций и т. д. при помощи которых они представляют различные способы передачи информации. Задачи имеют очень широкий спектр трудностей: от доступного для двух-трехлетнего ребенка до сложных для среднего взрослого. Поэтому игры могут вызвать интерес в течение многих лет (до совершеннолетия). Постепенное увеличение сложности заданий в играх позволяет ребенку самостоятельно двигаться вперед и совершенствоваться, т.е. развивать свои творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где в основном у ребенка формируются только характеристики производительности.

Методический совет Б.П. Никитиной.

• Не навязываеть ребенку никакой конкретной программы обучение.

Он погружается в мир игры, в котором может свободно выбирать виды деятельности.

• Новая игра не объясняется ребенку, он вовлекается в неё подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

• Освоение новой игры обычно требует активного участия взрослых. В дальнейшем ребенок может играть самостоятельно.

• Задания, которые назначаются ребенку, постепенно усложняется.

• Ребенка не следует подсказывать. Дайте ему возможность думать самостоятельно.

• Если ребенок не может выполнить задание, вы должны вернуться к простым, уже выполненным заданиям или временно прекратить эту игру.

• Если ребенок достиг вершины своих возможностей или потерял интерес к игре, нужно отложить ее на некоторое время.

Решение проблемы не представляется ребенку в абстрактной форме ответ на математическую задачу, но в форме изображения, рисунка или структуры из кубов, кирпичей, строительных деталей, то есть в форме видимых и материальные вещи. Это позволяет четко сравнить «задачу» с «решением» и проверить правильность результата.

Главная особенность в разработке игр – это возможность совместить один из основных принципов обучения от простого к сложному, с очень важным принципом творческой деятельности, когда ребенок может достичь «вершины» своих способностей. Это позволило нам решить несколько проблем, связанных с развитием творческих навыков:

- развивающие игры могут обеспечить «пищу» для развития творческого

навыка с раннего возраста;

- их шаговые задачи всегда сначала создают условия развитие навыков;

- каждый раз достигая своего «потолка», ребенок развивается более успешно;

- развивающие игры могут сильно отличаться друг от друга и, более того, как и все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

1.3 Место игры в жизни младшего школьника

Прием в школу детей в возрасте от 6 до 7 лет никоим образом не снижает их потребности в играх. Роль ролевых игр в жизни младшего школьника уменьшается, но не исчезает. Как мы уже говорили, в возрасте начальной школы значительное место занимают несколько игр с правилами - интеллектуальными и мобильными, в которых продолжают развиваться важнейшие качества и навыки: речь, произвол и внутренний план действий.

Игра в жизни младшего школьника по-прежнему занимает большое место, но имеет другое значение для психического развития ребенка. Поэтому у детей этого возраста еще должны быть игры и игрушки из дошкольного детства, а также время для свободного отдыха и совместных игр. Для того чтобы игра младшего школьника носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, то есть способствовала развитию рефлексивных способностей, она должна быть:

- игра по правилам или с правилами;

- коллективная партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;

- в нем должны быть созданы условия, чтобы каждый игрок строил свою стратегию;

В играх младшего школьника можно использовать любой материал: язык, математику, реальные предметы или знания о них (викторина). Игра может быть любого вида деятельности (интеллектуальная, визуальная, лингвистическая, моторная и т. Д.). Это могут быть настольные, уличные и режиссерские игры.

Использование игровых приёмов является ключом к успешному обучению студенческой команды, одним из способов создания гуманистической атмосферы в группе, потому что во время игры никто не помнит школьные неудачи ребенка. , его плачевное поведение или его блестящие заметки и его превосходное усердие. Одной из важных задач учителя является построение команды. Использование игровых приёмов может напрямую помочь в решении этой задачи. Начиная играть с детьми, учитель должен уделять приоритетное внимание созданию лучших атмосфера. Для этого используются специальные игровые упражнения.

Игра или ее элемент могут быть использованы учителем на уроке (на этапах: проверка домашней работы, подготовка к восприятию нового материала, закрепление усвоенного, самостоятельная работа). Обязательно ведите физкультуру в начальной школе. И различные игры также могут быть использованы здесь. (Приложение 1). Во время игр очень важно, чтобы ребята не сидели за партами, а образовывали полукруг или круг. Такая организация пространства способствует общению. Также во время игры очень важно поддерживать этику отношений, чтобы предотвратить оскорбительные и непослушные нападения детей друг на друга. Особенно выгодно организовывать подвижные игры, которые проходят во время прогулок. В этом случае вы можете использовать спортивные игры, игры с мячом, скакалки, народные игры.

Во внеклассных и внеклассных мероприятиях также широко используются игры: конкурсы, викторины, утренние часы, праздники и инсценировка.

Таким образом, место использования игры не ограничено какими-либо условиями и продиктовано только творческим подходом учителя к решению поставленной цели. 

1.4 Виды педагогических игр

Прежде всего, игры по видам деятельности следует разделить на физические (моторные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса, существуют следующие игровые группы:

а) образовательные, обучающие, контролирующие и обобщающие;

б) познавательный, образовательный, развивающий, общение;

в) репродуктивный, продуктивный, креативный;

г) коммуникативное, диагностическое, профориентационное,

психотехнические и другие.

Обширная типология образовательных игр из-за характера игры

Методы три большие группы: игры с готовыми «жесткими» правилами; «Бесплатные» игры, правила которых устанавливаются во время акции; игры, которые сочетают в себе как свободный элемент игры, так и правила, принятые в качестве условия игры и созданные во время ее действия.

Важнейшие из других методологических типов: тема, сюжет, роль, бизнес и инсценировка.

Содержание игры с готовыми правилами различает: все предметы (математические, химические и др.), Спортивные, мобильные, интеллектуальные (дидактические), строительно-техническая, музыкальная (ритмичная, хоровод, танцы), лечение, коррекция (психологические упражнения), комикс (веселье, развлечения), ритуал и церемониал и т. д.

По содержанию игры различаются по сфере жизни, которую они отражают: военные, свадьба, театр, искусство, повседневные игры по профессии, этнография и др.

Специфика игровых технологий во многом определяет игровая среда: есть игры с объектами и без них, настольные, игровые, уличные, наземные, компьютерные и с ТШО, а также с различными транспортные средства.

По форме можно выделить следующие игры в типичных независимых группах: игровые фестивали, игровые праздники; игра фольклор; театрально-театральные мероприятия; игровые тренировки и упражнения; игровые профили, анкеты, тесты; эстрадные игры импровизация; конкуренция, соревнование, противостояние, соперничество; конкурсы, эстафеты, спички; свадебные церемонии, охотничьи обычаи; розыгрыши, игры, сюрпризы; карнавалы, маскировки; игровые аукционы.

1.4.1 Подвижные игры

По сути, мобильная игра для ребенка является практически первым видом индивидуальной и коллективной деятельности, в которой начинается формирование не только физической, но и общей культуры личности ребенка. В мобильной игре, в различных ситуациях, у ребенка есть реальные возможности для изучения своего внутреннего «я», для создания собственных представлений о своем влиянии на окружающую среду, о месте и роли в командной игре. Виды подвижных игр: игры «По алфавиту», «Успей подобрать», «Шишки, желуди, орехи». (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Образовательная ценность подвижных игр заключается в широком потенциале комплексного воздействия на интеллектуальный потенциал ребенка, его способности анализировать и синтезировать ситуационные проявления игры, изобретательности и наблюдательности. Игра предъявляет множество требований к ребенку, что означает, что она развивает способность сравнивать, обобщать то, что воспринимается извне, и в конечном итоге принимать решения, оценивать результат действия, корректировать его и делать выводы о результате действия.

В играх навыки развиваются в адекватной оценке пространственных, временных и пространственно-временных отношений, своевременной реакции ребенка на возникающую и полную ситуацию, в постоянно меняющихся игровых условиях, на его оперативное мышление.

Систематическое использование подвижных игр позволяет эффективно овладеть так называемой школой движений, охватывающей детали более широкой сферы физической активности человека. Прежде всего, это различные типы движений человека в пространстве и времени, типы ходьбы, бега, прыжков, лазания, ползания, ношения груза, равновесия и все с объектами или без них.

Конкурентоспособность и соперничество в подвижных играх являются отличными природными психофизическими стимуляторами для развития двигательных навыков для достижения физической подготовленности ребенка.

Игры на свежем воздухе, которые проводятся в разное время года и в разных условиях окружающей среды, имеют большое образовательное значение и позволяют ребенку по-новому представить себя и показать свои действия в разных формах окружающей среды. Для тех, кто играет в местные игры, они являются отличным способом получить знания о различных формах гражданского, профессионального, военные и спортивные мероприятия, умение применять эти знания.

Национальные народные игры играют особую воспитательную роль, помогая детям узнать их особенности и ценности национальной культуры, их обряды, обычаи и традиции.

При подготовке и участии в подвижных играх дети развивают знания в соответствии с ролью и функциями всех игроков в игре, будь то игрок на поле, водитель, судья, организатор, помощник или лидер. То же самое касается понимания детьми правил игры, условий их поведения и особенностей определения победителей, формирование умения разрешать игровые конфликты.

Образовательная ценность подвижных игр, в первую очередь, основана на их коллективном характере, который определяет проявления и личностные характеристики коллективных действий ребенка. Коллективные подвижные игры призваны развить у детей чувство товарищества, ответственность за свои действия, солидарность с действиями партнеров и разделение ответственности за свои действия. Подчеркивается возможность формирования во время подвижных игр способности доброжелательно оценивать успешные действия соперников. Воспитание у ребенка жертвенности собственными интересами на благо команды является важной возможностью для игры на открытом воздухе.

Следовательно, подвижные игры включают чередование положительных и отрицательных эмоций. Это обстоятельство определяет возможность обучения детей управлению эмоциями, что предъявляет особые требования к готовности учителя выполнять этот фрагмент воспитательной работы.

1.4.2 Сюжетно-ролевые игры

Воспитание детей - это очень серьезное дело. Прежде всего, это передача опыта молодому поколению, детям, это влияние на взрослых, которых воспитывают дети, педагоги и учителя. И этот эффект имеет место для того, чтобы чему-то научить ребенка, развить в нем необходимые качества, способности и навыки и сформировать достойную личность. Во все времена учителей мучил вопрос о том, как сделать учебный процесс более эффективным, действенным и, прежде всего, более приятным для детей.

Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны сначала понять, что является более приятным, более привлекательным для детей, что может понравиться им и что они готовы делать. Не секрет, что дети сами могут расслабиться, поиграть и наслаждаться жизнью естественно. Поэтому воспитатели должны работать с детьми весело, задорно: радостное настроение - одно из самых мощных средств воспитательного воздействия. Кроме того, в наши трудные времена нужно учить детей играть. Виды развивающих игр: «Медведь имеет сосновый лес», «Лошадь» (см. Приложение Б).

Конечно, многие взрослые не забыли, как по-детски наслаждаться жизнью, не потеряли чувство юмора. Кроме того, для тех, кто любит детей, хорошее настроение может появиться сразу после обычного общения с детьми. Таким образом, это способность педагогов, преподавателей, чтобы сделать познавательный и образовательный процесс приятным для детей и для себя. Взрослые никогда не должны упускать такую ​​образовательную возможность.

Веселые истории, зарисовки, игры не только развлекают, веселят детей, но и пробуждают их воображение, их творческую активность; если вы используете их в нужное время, они могут стать отличным средством обучения.

Игры наиболее активно проявляются в детстве и являются общими для всего живого. Механизм регулировки основан на этом. Включая будущие изменения на основе информации, которые также включают влияние информационных полей.

Действительно, поскольку познавательная активность детей намного выше, чем у взрослых, это отчасти объясняет любовь детей ко всем видам игр на свежем воздухе, познавательных и творческих. Вероятно, это неосознанно привело к появлению деловых и ролевых игр, методов симуляции, которые обеспечивают значительное повышение производительности за счет экономии времени, труда и денег, решения конфликтов, проблем с нехваткой информации.

Для многих учеников, особенно в младших классах, обучение является необычным, новым делoм. Поэтому использование игр в учебном процессе помогает учащимся справиться с «барьером внешнего мира знаний». Поскольку некоторые дети боятся неизвестности, то игры помогают справиться с этим чувством, превращая сложные темы в приятное развлечение. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей сформирована плохо. Поэтому основным типом дидактических, творческих игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

В конце следует отметить, что игра нацелена на решение одной проблемы, то есть не только информативной, но и креативной, обучающей. Но, несмотря на все преимущества использования игр, вы не должны учить детей ждать новых игр на каждом уроке, поскольку игра не является основным методом обучения и воспитания, хотя и содержит элементы обучения. В игре развиваются такие личностные качества, как настойчивость, свобода поведения, креативность, самосознание, ответственность, независимость и другие.

1.4.3 Народные игры

Народные игры - яркое выражение людей, которые в них играют, отражение этнической группы в целом и истории ее развития. В то же время игры можно рассматривать с точки зрения педагогики и психологии как средства обучения и воспитания. В конце концов, это также отличный способ укрепить ваш дух, ваше тело, развить мыслительные процессы, фантазии, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русские люди отражали многие из своих жизненных процессов играя в игры.

Народные игры актуальны и интересны на данный момент, несмотря на то, что в нашу технократическую эпоху существует множество соблазнов. Ниже мы представляем серию игр, которые можно использовать с большим удовольствием и пользой, как в учебном процессе в школе, в детском оздоровительном лагере, так и в свободное время с семьей.

С незапамятных времен игры четко отражали образ жизни людей, их работу, национальные основы, представления. О чести, мужестве, смелости, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, скоростью и красотой движений, проявить изобретательность, сопротивление, творческое изобретение, находчивость, волю и стремление к победе. Эти игры просты, и все понимают правила.

Виды народных игр: Русская народная игра «Ручеек», Украинская народная игра «Колдун» (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Таким образом, народные игры в сочетании с другими образовательными инструментами формируют основу для начального этапа формирования гармонично развитой, активной личности. Они формируют основу для развития его нравственных чувств, их создания и дальнейшего проявления в общественно полезной и творческой деятельности.

1.5  Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе

Активность в играх должна проходить в течение всего учебного года, параллельно с образовательной деятельностью. Это может проявиться: в физические минуты на уроках, в динамических перерывах, разминке до, после и во время уроков, во время перерывов в различных подвижных играх. Преподаватель должен планировать учебные мероприятия и не забывать об игре, потому что это помогает заинтересовать учащихся различными задачами. Младшие ученики быстро устают, и игра помогает им расслабиться, расслабиться и восстановить силы для дальнейшей работы.

В. А. Сухомлинский утверждал, что чудесный мир природы, игр, музыки, сказок, который окружает ребенка до школы, не закрывается за парадной дверью классной комнаты. Ребенок искренне влюбляется в школу, только когда учитель сохраняет радости, которые он имел для него. Поэтому увлекательные материалы, игры и игровые упражнения не перестают влиять на развитие ребенка в учебном процессе. Они помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную деятельность, наблюдение за детьми, внимание, память, мышление, поддерживают интерес к предмету. Развлекательный материал развивает творческое воображение, образное мышление и снимает усталость у детей.

Ребенок нуждается в интенсивной деятельности, которая помогает повысить его жизнеспособность, удовлетворить его интересы и социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь информативной, полной и создают уверенность в себе.

Методика проведения игры

При планировании игровых действий необходимо учитывать следующие условия:

- обеспечить безопасность детей во время моторных и веселых занятий;

- соблюдать особый санитарно-гигиенический режим в помещениях;

- поддерживать эмоционально благоприятную обстановку;

-организовать поддержку педагогического взаимодействия с детьми со стороны учителя, психолога и других специалистов

- Распределить типы игр по дням недели.

1.6 Наиболее известные игровые технологии и их последователи

Организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий).

Они используются для решения реальных проблем в текущей деятельности или для развития конкретного учреждения, а также для улучшения квалификации сотрудников непосредственно в учреждении используя реальные информационные материалы. Одним из основных характеристик OДИ являются активное участие в работе всех участников. Основной упор делается на рефлексию. Кроме того, ученик делает свою деятельность объектом активного влияния: он изменяет, улучшает или реконструирует ее. Акцент на отражение в OДИ определяет соответствующий эффект этой формы игры, которая рассматривается в трех аспектах:

1) познавательный;

2) развитие умственных способностей;

3) аспект общего психологического развития учеников.

OДИ отличается тем, что основное внимание уделяется размышлениям участников о своей деятельности и ситуации, в которой эта деятельность осуществляется. В OДИ приобрела способность объективировать его деятельность во время рефлексивного анализа. Благодаря рефлексии ученик начинает более беспристрастно анализировать свою деятельность, объективно смотреть со стороны.

Работа с группой осуществляется по следующей схеме: воспроизведение игрового эпизода, обеспечивающее включение участников в игру на эмоциональном и поведенческий уровнях. Далее техник игры задает членам группы вопросы, приводя их в поле причинно-следственных связей, заставляя их анализировать свое поведение и поведение других людей в только что сыгранной сцене, инициируя тем самым их отражение. В результате каждая группа должна заранее достичь определенных вопросов для обсуждения. В то же время игровые техники должны способствовать проявлению анализа активности членов группы, помогать делать выводы, находить причинно-следственные связи и видеть новые проблемы. Игровой инженер должен играть роль «любознательного исследователя», пытающегося вместе с другими членами своей группы понять суть сложившейся ситуации.

Помощники игротехника: фиксируют отражения членов группы при анализе потерянных ситуаций; а также следить за активацией проявлений рефлексии у участников с позиций «критик»,«наблюдатель», «эксперт».

Работа разделена на три части: подготовительная, игровое исполнение, аналитическая разборка. Подготовительная часть включает в себя создание (строительство, дизайн) того, что потом будет сыграно как одно из распространенных схемы и разработка плана действий (операций и процедур) для фактического выполнения игры. Согласно этим схемам и планам, самоопределение студентов происходит. Перед игрой ученики проходят инструктаж и обучение по вводным схемам, а те, кто принимает предложенные условия, могут быть «включены» в игровые процессы. Принимая роль, место, положение в игре, участники должны быть готовы измениться, расслабиться и иронизировать по отношению друг к другу.

Фаза игрового действия ставит организаторов и участников игры сразу в ситуационных столкновениях. Учитель здесь такой же игрок, как и все остальные. Никто не знает, каким будет конечный продукт игры, поэтому никто не может быть в роли инструктора. Все игроки включены в схему, предложенную учителем, но сами игровые процессы начинают ослаблять эту схему и иногда ее нарушать. Если учитель участвует в игре, он может конструктивно обогатить свои собственные идеи и планы во время игры.

По содержанию игровых процессов также выделяются три уровня:

– представление в ролевых схемах и сценарных заготовках педагога; – установление правил взаимодействия по ходу разворачивания

игровых событий;

– борьба без правил за сохранение своей точки зрения, собственных

интереса и целей.

Третий и последний этап игрового симулятора – аналитический разбор. Анализ позволяет анализировать в игровой ситуации критика оригинальных программ, их реализация и обогащение. Учителя и это позволяет студентам увидеть советы по устранению неполадок, получить профессиональный опыт. Те, кто не проводят аналитические анализы, в результате игры они только кажутся знакомыми с образцами мышления организации, но не могут применять их в будущем.

Школа- театр. Ни одного праздника, ни одного традиционного события не происходит без театральности. Театр устойчива и социально принятая форма игры. Театральные формы обучения проникают в уроки не только на уроках литературы и истории, но и на такие предметы, как математика, физика или химия. В таких случаях команда руководствуется следующими концептуальными положениями: если игра в целом и драматическая игра в частности занимает слишком много времени большое место в жизни детей, если стремление к изменению является одной из основных характеристик детской природы, то, очевидно, школа и образование не имеют права не использовать этот ресурс.

Драматический детский труд должен занимать важное место школьная жизнь, но с содержанием и близкими формами воспроизведение изображения, выбранного ребенком, должно быть только вопрос его драматической работы, результат его способности поддаться драматической иллюзии. Вам не нужно фокусироваться на переднем крае результат работы, но и процессе работы. Никаких тренировок, интонаций и жестов; отсутствие обучающей «игры» для художника не должно быть местом в школе. Педагогически правильно, что все дети этой возрастной группы участвуют в драме не отобранными талантливыми людьми, а, насколько это возможно, силой и способностями.

Драматическая игра ребёнка только игра; игра актёра — зрелище. «Смысл существования в юных годах заключается в игре...» (К. Гроос).

Драматизация - лучшая школа эстетического воспитания. Она обучает ребенка различным практическим навыкам и умениям и знакомит их со свойствами и использованием предметов в мире. Инсценировка творчески практикует и развивает различные навыки и функции: язык, интонацию, воображение, память, наблюдение, внимание, ассоциации, технические и художественные навыки, моторный ритм, пластичность и т. Д., Расширяя тем самым творческую личность ребенка. Инсценировка как метод обучения дает ребенку активное, эффективное естественное восприятие знаний. Это доминирует и привлекает живую картину, глубокий и живой опыт. Она привлекает к работе всю личность ребёнка: ум, чувства, воображение, волю.

Внеклассные ролевые игры.

Детская игра - это способ познать мир и его место в нем, а потому она необходима для развития их личности. Игра - это деятельность, целью которой является эта же деятельность. При таком подходе к играм, в которые играют большинство взрослых, это можно отнести к театру, кино, политике и многому другому. Особое место здесь занимают театрализованные ролевые игры. На данный момент ролевые игры приобрели характер молодежного общественного движения.

Ролевая игра - это процесс создания игрового мира путем погружения в него игрока как независимого человека. Роль может быть мощным стимулом для самообразования. Многие игроки, которым нравится их роль, продолжают придерживаться их в повседневной жизни.

Глобальная цель ролевой игры - устранить несоответствие между отдельным человеком и окружающим его миром.

Есть два варианта устранения этого противоречия: вам нужно изменить личность, чтобы она стала согласованной с миром, или преобразовать мир, чтобы он стал хорошим человеком.

Организаторы игр и игроки могут установить и

конкретные задачи:

- познавательный («как это было?»);

- эстетическое («мир прекрасен»);

- тренировка («как это сделать?» - в игре вы можете быть рейнджером,

кораблестроитель, воин, монах буддийского монастыря и т. д.);

- этический («это наш мир» - внедрение определенной системы

моральные ценности);

- компенсаторный («все было не так» - игра по такому плану требуется обязательная литература или меньше источник фильма); - время заказа («как прекрасно мы все здесь сегодня собрал »- это задача для начинающих игроков).

Организация игры начинается с ее концепции. Основное внимание следует обратить на следующие моменты. Во-первых, мир зачатия должен быть целостным, но он допускает множество различных ситуаций. Во-вторых, была определена продолжительность игры.

Форма игры определяется: полигон или кабинет.

Если игра полигонная, то определяются основные характеристики места

игры. Обычно реальное количество участников бывает в 1,5–3 раза меньше заявленного.

Следующим важным моментом является выбор организаторов игр и создание команды мастеров. Ваша задача - разработать план игры мир, готовящийся к игре, следящий за ее прогрессом и защищающий игровой мир от неподобающих действий игрока. Команда для небольшой игры обычно состоит из 5-7 человек, но не более 10. Команда должна создать легенду команды - историю представленных людей, город и т. д., Описание текущего состояния (кому сколько лет) кто что делает, из каких родственников или других отношений он состоит) - и материализует нaмеченный имидж кoмaнды. Начало игры должно быть максимально красивым и зрелищным. Для этого часто проводится парад участников игры или организуется вводная театральная акция.

Финaнсoво-экономические деловые игры.

Цель таких игр - подготoвить студентов к рынoчной эконoмике. Для этого моделируются определенные управленческие, экономические, финансовые и деловые ситуации, в которых формируется способность анализировать их и принимать оптимальные решения. В школах деловые игры можно проводить как в классе, так и во время внеклассных занятий. Финансовая сторона игры может включать введение собственной школьной валюты и активную деятельность банка, проведение таких операций, как кредитование коммерческой деятельности компаний, кредитование, введение личных лицевых счетов клиентов, а также экономическая модель организации. производительная деятельность в значительном количестве и в различных формах. Это частный бизнес, малые предприятия, кооперация, большой объем коммерческих услуг, торговля.

Игровые автоматы.

Родоначальником игровых автоматов считается игра в кости, известная даже древним египтянам: здесь также есть генератор случайных чисел. Первые механические устройства, которые играют с человеком на деньги, появились в США в конце 19 века. Потом родилась главная система призов - джекпот.

Азартные игры - страсть к игре относится к таким недугам, как алкоголизм и наркомания. Азартные игры чаще всего сопровождаются асоциальное поведение, рост правонарушений, связанных с «долговой ямой» и угрозой тюрьмы. Могут произойти определенные изменения личности, например, аутентификация (избегание общения). Эти люди склонны к депрессии. И дети гораздо чаще, чем взрослые. Есть общие последствия для всех болезней зависимости - разрушение всех социальных связей: семейных, профессиональных.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  Цель практической части: изучить отношение детей к игре и выявить их активность, а также предложить набор игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Анализ анкет учащихся

Для выявления отношения детей к игре было проведено анкетирование (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Анализ выявления отношения к игре:

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 15 человек, выбрали ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»

13 человек выбрали ответ «С другом»,

2 человека «С одноклассниками» 

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»

10 выбрали ответ «Больше часа»,

4 человека выбрали ответ «Меньше часа»

 1 ответил «Один час».

На четвертый вопрос «В  какие игры тебе нравиться играть?»

12 человек ответили «Подвижные»,

3 выбрали ответ «Познавательные»

 1 ученик выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».

И на пятый, последний вопрос «Зачастую кто является инициатором игр?»

6 человек выбрали ответ «Твои друзья»,

9 человек выбрали ответ «Ты»

В конце проведения анкетирования и изучения всех ответов учащихся, можно сделать такой вывод, что всему классу нравиться играть в игры. Большая часть класса чувствуют себе уверенней в игре, когда играют с другом, игра у детей занимает больше часа, популярны больше подвижные игры и инициатором игр являются они сами. Эти дети являются активными и раскрепощенными. Меньшей части класса больше нравиться играть с одноклассниками, это говорит о том, что они застенчивы, не являются инициаторами игр, не так активны.

2.1 Сборник игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Игр для проведения на динамических паузах на улице или в спортивном зале: «Самый ловкий», «Пингвины», «Канатоходец», «Замени предмет», «Пробеги с мячом».

Самый ловкий

По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне пло­щадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой — прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении коли­чества пособий упражнение проводят в две колонны.

Пингвины

Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на рас­стоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следую­щему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Канатоходец

Дети встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задания

Замени предмет

Играющие распределяются на 2—3 команды. Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Пробеги с мячом

У каждого играющего мяч. Дети выстраивают­ся в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передви­гаются на другую сторону площадки.

Игры для проведения на больших переменах: «Смена номеров», «Волк и ягненок», «Перебежки», «Кто подходил?»,

 Смена номеров

       Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

«Волк» и «ягненок»

      Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

Перебежки

       Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место – небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.

       По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центе, все участники меняют свои места, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.

Кто подходил?

Подготовка. Все играющие образуют круг. Водящий, с завязанными глазами стоит в центре.

Содержание игры. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.

Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.

Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила игры: 1. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.

 Игры для проведения в ГПД: «Салочки», «День и ночь», «Золотые ворота», «Успей занять место», «Белые медведи».

Салочки

 Все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.

День и ночь

Делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.

 «Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают  не всегда.

Первый раз прощается,

Второй –запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

        С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

 «Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удастся, то тот, кто останется без места, идет водить. Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение могу сказать, что использование игр в качестве средства обучения необходимо для того, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся к учебному процессу и, как следствие, рост количественных и качественных показателей подготовки учащихся. из своих выступлений. Есть основания полагать, что при частом использовании различных типов игр они будут еще более эффективными, вызывая постоянный интерес учащихся к новым и более интересным.

Игра - это естественная и человеческая форма обучения. Обучая через игру, мы учим детей не тому, насколько практично для нас давать учебный материал, а тому, насколько практичным и естественным для детей является его использование. В образовательном процессе игра выступает средством воспитания и передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества на пути его развития. Привлекательность игры заключается в появлении новых возможностей для учеников. Эти возможности могут быть реализованы в свободное от занятий время - в форме игры, которая, несомненно, обучает школьников, раскрывает их таланты и учит общению со сверстниками.

Метод игры, включающий ученика в деятельность, предполагает индивидуальный подход, когда учитель сосредоточен на личностном подходе в целом, а не только на функциях ученика. Игра не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра как психологическая проблема предоставляет много фактов для научного мышления, многое еще предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема образования требует от родителей неутомимых ежедневных мыслей, требует творчества и фантазии со стороны учителей. Воспитание ребенка - это большая ответственность, много работы и великая творческая радость, дающая понимание полезности нашего существования на земле.

Ориентация современной школы на гуманизацию образовательного процесса и разностороннее развитие личности ребенка говорит о необходимости гармоничного сочетания самой образовательной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания и навыки с творческой деятельностью, связанной с развитие индивидуальных склонностей студентов, их познавательной активности, умения самостоятельно решать нестандартные задачи и т. д. Активное внедрение разнообразных развивающих действий в традиционный образовательный процесс, специально направленных на развитие личностно-мотивационных и аналитически-синтаксические сферы ребенка, память, внимание, воображение и ряд других важных психических функций, следовательно, является одной из важнейших задач педагогического коллектива.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1.      Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2009.

2.      Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. :Просвещение, 1985. – 160 с.

3.      Влияние игры на психическое развитие дошкольника [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychologymsk.ru/p/psiho-4830.html

4.      Ермолаева М. Теория игры, или что есть игра? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ukrdeti.com/2007/2_16_a2_2007.html

5.      Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Изда­тельский центр Академия, 2005. — 160 с.

6.      Игра как средство воспитания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-reading.link/chapter.php/99153/51/Sedova,_Tolstoluckih__Teoriya_i_metodika_vospitaniya__kkkonspe_lekciii.html

7.      Игра как средство обучения самостоятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edumask.ru/magiws-372-2.html

8.      Кемеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. – М. : Просвещение, 1988. – 239с.

9.      Макаренко А. С.  О воспитании детей. – М.: Политиздат, 1988.–256 с.

10.  Подласый И.П. Педагогика начальной школы – М. : Политиздат, 2001 –199 с.

11.  Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии – М.: Педагогика, 2007. - 8-10 с.

12.  Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. – М.,2006.  13.  Характеристика основных видов игр и их классификация [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://allrefs.net/c13/1lmje/p2/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение  А

Подвижные игры проведенные в группе продленного дня

Игра «По алфавиту»

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.

Ведущий предлагает ребятам за определенное ко­личество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

— чтобы все имена расположились по алфавиту;

— чтобы все встали по цвету волос (слева — брю­неты, справа — блондины);

— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).

Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координацию движений.

Количество игроков: 5 и более

Место игры: помещение

Игра «Успей подобрать»

С этой игрой можно весело провести время в коллективе.

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей.

По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч.

Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, реакция

Количество игроков: 2

Место игры: улица

Необходимы вещи: мячи

Игра «Шишки, желуди, орехи»

Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.

Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.

Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более

Место игры: улица.

Приложение Б

Сюжетно – ролевые игры «У медведя на бору»

Дидактическая задача. Развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал; развивать выдержку.

Игровые правила. Медведь громко кричит. Только после долгого звука р-р-р дети могут убегать.

Игровые действия. Имитация прогулки детей в лес, бег по сигналу.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Учитель говорит:

- Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя на бору». Посмотрите на эту картину. (Показывает картину, на которой изображен медведь в лесу.) Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р», - рычит медведь. Давайте все так порычим. (Дети произносят р-р-р.) Как тихо! Наверное, медведь еще далеко. Давайте порычим громче. Как громко кричал Максим, он наверно и будет сейчас медведем. Садись сюда. (Уводит медведя в сторону). Здесь ты будешь жить. А мы с вами, дети, пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит нельзя. Такое правило в этой игре.

Слова:

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь не спит. Он на нас рычит:

«Р-р-р!»

Движения: Все имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Когда медведь рычит, дети убегают а медведь их догоняет.

Учитель следит за тем, чтобы все дети подходили близко к медведю. Называет тех, кто старается все время держаться подальше от медведя, помогает им преодолеть страх. «Будь смелым, Вася! Не отставай от детей. А когда медведь зарычит, скорее беги, не отставай от всех ребят», - так подбадривает учитель тех, кто еще не может преодолеть свой страх перед медведем, боится быть пойманным.

«Конь»

Дидактическая задача. Развивать речь у детей; упражнять их с правилом звукопроизношения; воспитывать внимание, согласовывать действия.

Игровое правило. Соотносить движение со словами стихотворения.

Игровые действия. Выбор командира; имитация бега лошадок; остановка по сигналу.

Ход игры. Учитель ставит в колону всех детей, впереди боец. На него надевают шапочку-буденовку.

- Дети, сейчас, мы будем играть так: Максим будет бойцом, а мы – все его лошадки. Куда  буденовец, туда поскачут и все лошадки. Вспомните стихотворение, которое мы с вами учили о коне. (Стихотворение разучивать заранее). Сначала лошадки бегут медленно, потом все быстрее и быстрее, а после слова тпру останавливаются, - заканчивает объяснения и хода игры.

Слова:

Топ-топ-топ! Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро.

Через реки, через горы.

Все в галоп, в галоп. Гоп-гоп-гоп!

«Тпру», - говорит учитель вместе с ведущим бойцом.

Движения: дети скачут по комнате, имитируют бег лошади. Бег все время убыстряется. Дети останавливаются и тоже произносят : «Тпру».

При повторении игры считалочкой выбираются другого бойца.

  

Приложение В

Народные игры. Русская народная игра «Ручеек»

Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: "Ручеек».

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д. 

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка. 
Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.

Украинская народная игра «Колдун». Правило игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Ход игры. Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончанию считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их.

Приложение Г Анкета для учащихся 

1.      Нравится ли тебе играть?

А) Да;

Б) Нет;

В) Не очень.

2.      С кем ты любишь играть?

А) С другом;

Б) С родителями;

В) С одноклассниками.

3.      Сколько времени ты тратишь на игру?

А) Меньше 1 часа;

Б) Одни час;

В) Больше 1 часа.

4.      В  какие игры тебе нравиться играть? А) Подвижные; Б) Сюжетно – ролевые; В)Познавательные. 5.      Зачастую кто является инициатором игр: А) Ты; Б) Твои друзья.