Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Легальность и легитимность государственной власти (Понятие и сущность государственной власти)

Содержание:

Введение

В настоящее время тема «легальность и легитимность государственной власти» достаточно актуальна, так как представляет научный и практический интерес. Данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, в интернете и т.д. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этой темы.

Целью работы является изучение понятий легальности и легитимности государственной власти и их соотношение.

Задачей работы – рассмотрение понятий легальности и легитимности как правовой категории, а так же этих понятий на основе их соотношения. Так же хотелось бы раскрыть понятие легитимности государственной власти на примерах некоторых стран.

Легитимность и легальность государственной власти – близкие по значению термины, которые, тем не менее, имеют различный смысл. Легитимность – это одобрение государственной власти, легальность – это соответствие государственной власти законам.

Термин «легитимность» относится, скорее, к социологии, психологии, и некоторым другим общественным наукам. «Легальность» - это, прежде всего, юридический термин. Если о легитимности можно рассуждать и приводить те или иные точки зрения, то легальность имеет чёткие границы: соответствует или не соответствует.

Понятие «легитимность» рассматривается в связи с государственной властью, поскольку это залог успешного управления государством. Легальность может быть соотнесена и с другими видами власти, а также и не только с властью. При этом:

легитимная государственная власть может быть нелегальной (национально-освободительные движения в колониальных странах);

легальная государственная власть может быть нелегитимной (это состояние предшествует всем революциям);

государственная власть может совмещать легальность и легитимность (состояние, соответствующее устойчивым общественным отношениям).

Процессы обеспечения легитимности и легальности различны. Придание государственной власти легитимности называется легитимацией и происходит, прежде всего, в области идей, пропаганды, информации. Легальность обеспечивается принятием соответствующих законов и их исполнением.

Исходя из вышесказанного, в этой работе хочется раскрыть более явно понятия легитимности и легальности государственной власти и их соотношение, а также раскрыть легитимность государственной власти на примерах некоторых стран.

Глава 1. Понятие и сущность государственной власти

1.1 Политическая и государственная власть: общая характеристика и соотношение

Как мы знаем, любое общество нуждается в управлении и согласовании деятельности разных людей и социальных групп для достижения общих целей. Можно сказать, что власть – это одна из основных форм управления, отличительной чертой которой является осуществление управления путем подчинения одних людей другим. Оно связано с возможностью применения к управляемой массе принуждения, как необходимого признака власти.

Власть – одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

Такую категорию как власть, часто связывают с рядом других понятий, с которыми она тесно граничит.

В-первую очередь, власть связывают с господством, которое предполагает принуждающее насилие, приказание. Оно носит директивный метод, который присутствует во власти как возможность применять насилие, наказание и как реальная власть в адрес тех, кто нарушил закон. Но с другой стороны, категория господства уже категория власти. Это исходит из того, что власть может выступать в форме влияния и авторитете, не прибегаю к насилию.

Во-вторых, она может осуществляться в форме влияния. Безусловно, влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. В таких случаях, власть осуществляется в форме убеждения, или в форме внушения, предполагающих использование особых приемов манипулирования.

В-третьих, возможной формой и источником власти может быть авторитет. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, если рассматривать власть с точки зрения социального уровня, то можно различать власть: 1) в масштабе всего общества, 2) внутри того или иного коллектива (организации), 3) в отношениях между двумя индивидами.

Получается, что власть может выступать как социальный институт – присутствовать в отношениях между большими социальными группами, так и как межличностный институт (в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями и т.д.). Также социальная власть находит свое проявление в политических и неполитических формах.

В свою очередь, среди неполитических разновидностей можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

Политической называется власть, способная выступить средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. К ее разновидностям можно отнести: 1) власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим), 2) государственную власть, 3) власть партийную, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров.

Одни авторы специальной юридической и философской литературы признают тождество понятий политической и государственной власти, другие выступают за различие этих категорий. Приверженцев второй точки зрения объединяет то, что термин и понятие «политическая власть» они употребляют в более широком значении, нежели «государственная власть», - в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими звеньями политической организации общества.

Государственная власть как разновидность социальной в полной мере обладает всеми ее признаками:

Власть – это явление социальное, т.е. общественное.

Власть является атрибутом общества на всех этапах его развития, так как общество постоянно нуждается в управлении посредством власти.

Функционирование власти может осуществляться только в рамках общественных отношений, то есть такого отношения, которое существует между людьми. Властные отношения не могут возникать между человеком и вещью, между человеком и животным (даже если оно находится в его собственности). Это качество обусловлено следующей характерной особенностью власти.

Общественные отношения являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Они всегда представляют собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным, а другой – подвластным субъектом. С общесоциальной точки зрения они оба являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными сознанием и волей, но в конкретном властеоношении, подвластный субъект выступает как объект властного воздействия субъекта.

Любая власть базируется на силе. Данный признак является важнейшим, так как только наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Стоит отметить, что сила власти может иметь различную природу. Это может быть как физическая сила, сила оружия, так и сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения и эстетического воздействия.

Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической и недемократической.

Это деление касается не только государственной власти, но и любой другой, которая вязана с управлением коллективами, так как демократия может быть и неполитической.

Также государственная власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной). В число носителей последней могут выходить неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.

Упоминая об особенностях государственной власти, ее признаках и качествах, стоит помнить два обстоятельства: во-первых, это тесная, неразрывная связь государственной власти с государством; во-вторых, государство и государственная власть все-таки разные, нетождественные явления. Из этого следует, что признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, но они полностью не совпадают и способы и методы их характеристики должны быть различными.

1.2 Признаки государственной власти

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки): 1) монополия на издание общеобязательных велений; 2) монополия на применения государственного принуждения.

На основании этих отличительных черт можно выделить основные признаки государственной власти:

Государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, и всех лиц находящихся на этой территории. В этом заключается ее всеобъемлющий характер, то есть универсальность.

Законно применять принуждение имеет полномочия только государственная власть.

Следующий признак – это прерогатива государственной власти. Это значит, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

Государственная власть определяется наличием государственного аппарата, в котором все органы связаны между собой в определенной иерархии. Речь идет о структурированности государственной власти.

Наличие особых каналов для передачи своих велений, которых нет у других властей (право, законодательство) и особых средств воздействия на население, которых нет у других властей (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т.д.) дает возможность определения государственной власти.

Государственная власть – всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего – это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом – при характеристике легитимности государственной власти).

Государственная власть тесно связана с правом, ведь она обладает монополией на правотворческую деятельность, а права является самым эффективным регулятором общественных отношений.

В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей.

Структуру государственной власти составляют:1) субъект (государство в лице его органов); 2) объект (подвластные, население государства).

Помимо признаков, государственная власть обладает особыми свойствами.

Первым и основным свойством государственной власти является сила, на которой она базируется: никакая другая власть подобным средством воздействия не располагает.

Далее можно отметить публичность государственной власти. В теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

Особо хотелось бы остановиться на таком свойстве государственной власти как суверенитет.

Суверенитет государственной власти внутри страны выражается:

– в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны

– в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей)

– в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти

– в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.[1]

В пределах собственных границ государство осуществляет высшую власть. Оно определяет путь развития отношений с другими государствами, а последние, в свою очередь, не имеют права вмешиваться во внутренние дела государства. Суверенитет не зависит от величины территории, численности населения и политического режима.

Государственный суверенитет также обладает основополагающими принципами, такими как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. В случаях, когда иностранное государство нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, которое не отвечает национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Он является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.[2]

Глава 2. Институты легальности и легитимности государственной власти: категориальный и компаративный анализ

2.1 Соотношение категорий легальности и легитимности в истории политической мысли

Еще в начале XIX века возник термин «легитимность», который выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственную законную. И в тоже время это слово приобрело и другой смысл – признание этой государственной власти и территории государства на международном уровне. Потребность в легитимности власти возникла как реакция против насильственной смены власти и пересмотра государственных границ, против произвола и охлократии.

Признание населением данной власти, ее права управлять, и называется легитимностью. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им, что означает согласие масс подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а настоящий порядок наилучшим для государства. Безусловно, в обществе всегда найдутся граждане, которые нарушают законы, ввиду своего несогласия с данным политическим курсом. Легитимность власти предполагает поддержку и признание большинства, а законы исполняются основной частью социума.

Также в политологии используется термин «легальность» власти. Стоит заметить, что термин «легитимность» и «легальность» не тождественны. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. В свою очередь, легитимность не обладает юридическими функциями, и, конечно же, не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. И в то же время она может быть нелегитимна, не восприимчива народом. Наряду с легальной власть в обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность – это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.

Граждане ободряют власть, во многом основываясь на моральные критерии добра, порядочности, справедливости, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение и согласие общества без принуждения, а если оно все же не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика, в их тесной связи, авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, то есть доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной и вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Порой дл оправдания насилия, репрессий власть часто использует деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (веры во власть) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Типологию легитимности, которая и по сей день пользуется широким признанием, была введена Максов Вебером. Он выделил три основных принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в «чистом виде». В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

Традиционная легитимность.

Власть, основанная на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые, называется традиционной. При такой власти обычаи выступают основой управления и согласия в обществе, потому, что так принято, так было всегда. Власть традиций подразумевает то, что если традицией пренебрегают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Такие общества статичны, они могут существовать столетиями без каких-либо изменений. Люди стараются вновь и вновь воспроизводить отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.

Традиционная власть была характерна для многих древних восточных государств (Вавилон, Египет, Персия, Китай, Индия), а также и для средневековой Европы. Традиционная легитимность, безусловно, присутствует и в современных политических системах. По своей структуре она схожа с отношениями в патриархальной семье, в которой младшие повинуются старшим. Возможно поэтому, М. Вебер считал, что полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность.

В обществе, которое постоянно модернизируется, еще не до конца освоившему демократический тип управления, зачастую распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути своей, это верх человек с особыми качествами. Харизматическая власть, если смотреть на нее сквозь историческую палитру, существовала в самых разных политических системах. Эти и римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.

Условия развития харизматического типа властвования довольно просты: там нет свободы и, прослеживается тесная связь этого типа властвования с революцией. Авторитет, основанный на харизме, не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, а сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя. От их преклонения перед ним. В свою очередь, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию», поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения данного типа легитимности важно даже не столько самообладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей. Если сравнивать харизматическую власть с традиционной и легальной, то сразу же бросается в глаза ее нестабильность, так как лидеру постоянно необходимо демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

Разновидностью харизматического типа легитимности власти является вождизм, который характерен для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Этому типу не всегда чужда демократия, так как формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. Для обществ подобного типа характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархи на основе личных связей. В результате чего формируется представления об особом назначении режима, который необходим для прорыва в экономическом и социальном развитии. В конечном счете. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.

Легальная или рационально-правовая легитимность.

Основой легальной власти является признание юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое включает в себя свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, которые действуют в рамках закона, а также ограничение сферы деятельности государства.

Для демократических государств характерна именно рационально-правовая легитимность. Она содержит в себе строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в первую очередь, государственным органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не только к отдельным лидерам, беспрекословное подчинение законам, а не определенной личности-руководителя.

Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путям. В обществе начинается формирование согласия относительно «правил игры» на политической арене. Именное посредством такого согласия общество приходит к стабильности.

В свою очередь, рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, а также определенное дистанцирование государства от общества. Именно поэтому большинство государств, которые возникают революционным путем, на первом этапе основываются на харизме, как на более простом способе. Но затем культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. И к нему начинают обращаться все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания харизматического режима ему приходится постоянно демонстрировать свою эффективность или же проводить репрессии.

Возможно также появление этнической легитимности, когда формирование властных структур происходит по национальному признаку. Такая легитимность может развиваться только при высокой активности лиц коренной национальности. Этническая легитимность в будущем не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития государств является конституционный, рационально-правовой тип легитимности.

Средства легитимации власти.

А вот что касается литературы, то выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. В данном случает речь идет. Конечно же, о научном и техническом обеспечении политического курса в законах, пропаганде ценностей данной политики, налоговой системе, влиянии на средства массовой информации и формировании убеждений. Деление участников политических отношений на друзей и врагов является сильной аргументацией, также применяются апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, к экономической и технической целесообразности. В свою очередь этическое обоснование политики подчеркивает ее культурные и гражданские достоинства, ее справедливость, направленность на достижение общего блага, человечность. В оправдании власти с помощью идеологии состоит идеологическая легитимация, обосновывающая соответствие власти интересам народа, класса или нации. Стоит отметить, что правильная и эффективная экономическая политика, повышение благосостояния населения и укрепление общественного порядка также являются эффективным средством легитимации власти и роста доверия к ней со стороны населения.

Заключение

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что понятия «легитимность» и « легальность» государственной власти - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе — юридический.

Легитимность выступает важным фактором государственной власти. Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная, справедливая и связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Успех или крах государственной власти предопределяется ее способностью представлять интересы и властные полномочия в принятии ее теми людьми, на которые она распространяется, в признании ими ее права управлять и в их согласии подчиняться. Выделяют:

легальную легитимность - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции;

традиционную легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс;

персональную (харизматическая) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Законность же власти отражается термином «легальность». Легальность государственной власти соотносится с признанием, допущением, поддержкой того или иного явления, института, органа, «государственного действия» правом, прежде всего основным законом.

Легальность, нормативность, выражающаяся в способности оперировать и руководствоваться законами, является важнейшим аспектом государственной власти.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации

Литература

1. Борисов А.Б. «Большой экономический словарь». — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

2. Князев Д.А. «Современные формы легитимации государственной власти: Монография». – Ростов н/Д.: Изд. Центр ДГТУ, 2010. – 155 с.

3. Кутафин О. Е. «Основы государства и права»: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Юрист, 1994

4. Любашиц В.Я., Мамычев А.Ю., Мирошкина О.И., Мордовцев А.Ю. «Государственная власть: теоретико-методологические и правокультурные аспекты: монография». – М.: Юрлитинформ, 2012. – 464 с.

5. Марченко М. Н. «Политология. Курс лекций». – М.: Зерцало, 2000.

6. Мухаев Р. Т.. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов., 2000

7. Нерсесянц В.С. «Проблемы общей теории права и государства». - М.: НОРМА, 2001. – с. 281.

8. Соловьёв А. И. «Политология: политическая теория, политические технологии»: учебник для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2000.

Размещено на Allbest.ru

  1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

  2. Любашиц В.Я. Государственная власть : теоретико-метдологические и правокультурные аспекты : монография. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 464с.