Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе)

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Эмоции являются одной из коммуникативно-деятельностных потребностей человека, которая связанна с необходимостью взаимодействия его внутреннего мира с внешним миром.

Несмотря на значительное количество исследований эмоциональной сферы человека, состояние изучения психологии и психофизиологии эмоций далеко от полноты и ясности. Один из интереснейших вопросов – способы выражения эмоций. Изучение механизма выражения эмоций дает возможность исследования основных детерминант картины мира личности, в т.ч. как носителя определенной культуры.

Эмоции играют важную роль в социальном взаимодействии и взаимоотношениях. Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций.

В. Шаховский отмечает своеобразие и ограниченность вербальных средств выражения эмоций: «чаще всего происходит довольно приблизительная вербализация переживаемых эмоций, т. к. язык в значительной степени отстает в адекватности их оформления» [25, с. 92]. Ю. И. Александров [19] приводит распространенное среди исследователей мнение о том, что около 90% информации об эмоциональных состояниях происходит на невербальном уровне. А. Мейрабиан установил, что передача информации за счет вербальных средств составляет 7%, за счет звуковых средств, включая интонацию, тон голоса – 38%, за счет невербальных средств, воспринимаемых зрительно – 55% [17].

Таким образом, изучение невербальных проявлений эмоций является актуальным вопросом исследования.

Объект исследования - эмоциональная сфера.

Предмет исследования – невербальные проявления эмоциональной сферы человека.

Цель исследования – исследовать невербальные проявления эмоциональной сферы.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) Дать представление об эмоциях и их роли в жизнедеятельности человека.

2) Рассмотреть взаимосвязь эмоциональных и физиологических процессов.

3) Охарактеризовать развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе.

4) Представить классификацию и охарактеризовать виды невербальных сигналов, передающих эмоциональные состояния.

5) Описать особенности невербальной коммуникации.

6) Рассмотреть практически-экспериментальное изучение практику применения знаний о невербальном проявлении эмоций.

Методы исследования: изучение, обобщение и критическое осмысление литературы по психологии и психофизиологии, выбор материала по теме, системный подход к исследованию объекта изучения.

Характеристика литературы по теме. Подбор литературы осуществлялся в соответствии с темой исследования и состоянием представленности темы в литературе. При общей ориентации на наиболее современные издания, в список литературы попало много источников более ранних годов выпуска. Это обусловлено тем, что в последние годы проводится крайне мало исследований по этой теме. Вопрос невербального проявления эмоциональных состояний интенсивно разрабатывался, начиная с середины и до конца прошлого столетия. Большинство фундаментальных вопросов освещены именно в этот период. Часть изданий была переиздана, но далеко не все.

Глава 1. Общая характеристика эмоциональной сферы

1.1. Представления об эмоциях и их роли в жизнедеятельности человека

В психологии эмоции (от лат, emoveo – возбуждаю, волную) понимаются в узком и широком смысле. В узком смысле – это переживание человеком в определенный момент своего отношения к чему‑либо - к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе. В широком смысле под эмоцией имеют в виду целостную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В данном случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека [20].

Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Посредством эмоций человек осознает свои потребности и особенности объектов, на которые эта активность направлена. Эмоции участвуют в процессах психического развития и функционирования личности. Эмоции – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием/несоответствием потребностям человека. Эмоции имеются и у животных, но только у человека они приобретают особую глубину, имеют множество сочетаний и оттенков [21]. Наиболее древними в филогенетическом отношении являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. С. Л. Рубинштейн [22] отмечал, что эмоции не сводимы к непосредственной эмоциональности, или аффективности, как у животных. У человека эмоции включены во внутреннюю психическую активность и деятельность, в познавательные процессы, мотивационно-потребностную сферу. Одна и та же ситуация может вызывать у разных людей совершенно разные эмоциональные реакции в зависимости от интересов, нравственных установок, темперамента и характера, индивидуального опыта.

С. Л. Рубинштейн [22] называл эмоции субъективной формой существования мотивации (в виде потребностей). Также с потребностями и мотивами связаны чувства.

Эмоции можно классифицировать по разным основаниям.

По знаку они могут быть приятные (положительные), например, радость, восторг, и неприятные (отрицательные), например, гнев, горе, страх. Такие состояния, когда в одном и том же переживании присутствуют и положительные и отрицательные эмоциональные оттенки П. В. Симонов [23] называет смешанными эмоциями (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).

По способу активизации психики эмоции делятся на стенические и астенические. Первые усиливают активность человека, стимулируют его к деятельности, вторые ослабляют активность, дела­ют человека пассивным. По принципу возникновения эмоции относительно события, эмоции бывают предвосхищающие и констатирующие. По направленности эмоции можно разделить на направленные на себя и направленные на других людей [10].

Эмоции различны по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления [20]. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты. Собственно, эмоция – переживание человеком в данный момент своего отношения к чему‑либо. Настроение – слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого не всегда осознается человеком. Настроение присутствует у человека постоянно в качестве эмоционального фона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Аффект протекает бурно, в таком состоянии поступки и их последствия мало продумываются, поведение импульсивно. Временно снижаются поле восприятия, способности к переключению внимания, внимание фокусируется в основном на вызвавшем аффект объекте. Вовремя аффект происходит кратковременная концентрация психофизиологических сил, а после наступает упадок, равнодушие к окружающему, либо раскаяние в своих словах или действиях. Чувства представляют собой продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и окружающими людьми. Чувства играют важную социализирующую роль в индивидуальном развитии человека. Это значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы личности. В различных ситуациях взаимодействия с людьми, объектами внешнего мира, человек стремиться действовать так, чтобы подкрепить или усилить свои положительные чувства и эмоции.

Функции эмоций: 1) Отражательно-оценочная. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг человека. 2) Важнейшая функция эмоций – регулирующая. А. А. Реан [21] подчеркивает, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок.

Также эмоции могут играть дезорганизующую роль, что выражается в препятствии достижению цели, ухудшению качества выполнения деятельности. Так, например, возникновение страха при осуществлении какой-либо деятельности может вызвать у человека пассивно-оборонительную реакцию, нарушив выполняемые действия. При сильном волнении бывает трудно сосредоточиться на задании, человек может отвлекаться от того, что ему надо делать. Достижению цели может помешать сильная злость или раздражение, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, упорно повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху [20].

Положительная роль эмоций не связана напрямую с положительными эмоциями, а отрицательная – с отрицательными. Так, отрицательные эмоции могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые – явиться поводом для самоуспокоения, отказа от развития, улучшения контакта, отношений.

Эмоциональные переживания биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах, они предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать.

У человека эмоции не только испытываются, но и проявляются, непроизвольно выражаются, сознательно демонстрируются, имитируются. Эмоции являются одной из коммуникативно-деятельностных потребностей человека, связанная с необходимостью взаимодействия его внутреннего мира с внешним миром. «Физиологические и психологические потребности человека как бы стучаться внутри каждого из нас, требуя выхода во внешний мир и своего удовлетворения» [8, с. 14]. У разных людей проявление эмоций и чувств различно, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Эмоции могут проявляться наедине человека с самим собой и в процессе коммуникации. Проявления эмоциональных состояний – интереснейшая сфера для исследований, включающая такие вопросы как произвольность-непроизвольность проявления эмоций, соответствия переживаемого и демонстрируемого, возможности скрыть эмоциональные состояния и другие.

Прежде чем перейти к рассмотрению выражения эмоциональных состояний, рассмотрим взаимосвязь эмоциональных состояний с физиологическими процессами. Этот вопрос интересен не только сам по себе, но и вносит существенный вклад в раскрытие темы нашего исследования.

1.2. Взаимосвязь эмоциональных и физиологических процессов

Наличие взаимосвязи между эмоциональными и физиологическими состояниями было замечено еще в древности. Согласно многочисленным наблюдениям, разные эмоции сопровождались телесными реакциями. Например, речь и движения печального человека замедлены, руки и голова опущены, голос слабый. Волнение сопровождается покраснением или побледнением кожных покровов. При переживании радости усиливается жестикуляция, походка становится подпрыгивающей, плечи приподнимаются. Кроме внешних проявлений при эмоциональных состояниях наблюдаются изменение частоты сердечного ритма, дыхания. Можно привести множество других примеров, что и делалось различными наблюдателями.

Одной из первых теорий, объясняющих механизм возникновения эмоций, была теория Ч. Дарвина. Он считал, что эмоции выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование и либо полезны, либо являются рудиментами целесообразных физиологических реакций. Например, в гневе человек краснеет, сжимает кулаки, потому что в эволюционном развитии гнев приводил к драке, для которой нужна повышенная мышечная работа. В теории Ч. Дарвина подчеркивается преемственность между животными и человеком в развитии эмоциональных состояний. Также заслугой Ч. Дарвина считается указание на значение обратной связи в регулировании эмоций - усиление эмоций связано со свободным их выражением, подавление внешних признаков эмоций ослабляет силу эмоционального переживания [14].

Идеи Ч. Дарвина послужили толчком для периферической теории эмоций, разработанной американским и датским психологами У. Джемсом и Г. Н. Ланге [20]. Они выдвинули положение о том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. Исследователи утверждали, что произвольное изменение позы и мимики приводит к непроизвольному изменению эмоционального состояния. Например, люди не потому смеются, что им смешно, а им смешно, потому что они смеются. Изобразив гнев, человек через некоторое время начнет переживать его; если ходить опустив руки и голову и волоча ноги, то через вскоре возникнет состояние уныния.

Ограниченность теории Джемса-Ланге одним из первых показал У. Кеннон [10]. Он указал на два основных обстоятельства: во-первых, физиологические сдвиги, сопутствующие разным эмоциональным состояниям, бывают сильно схожи и не отражают качественного своеобразия эмоций; во-вторых, физиологические изменения развертываются медленно, а эмоциональные переживания возникают быстро. Правда, в последующих исследованиях второе положение не подтвердилось. Например, П. Бард показал, что эмоциональные состояния и физиологические сдвиги возникают практически одновременно [10].

Эволюционный приспособительный характер эмоций отмечается в биологической теории П. К. Анохина [14]. Согласно этой теории, в поведении живых существ условно можно выделить стадии формирования потребностей и их удовлетворения. На стадии возникновения потребностей преобладают отрицательные эмоции, на стадии удовлетворения потребности – положительные. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Биологический смысл отрицательных эмоций состоят в том, что они побуждают организм к преодолению препятствий, мешающих удовлетворению потребностей.

Психофизиологические исследования направлены на выяснения структур мозга и высшей нервной деятельности, которые отвечают за возникновение эмоций. В таламической теории Кеннона-Барда в качестве основного звена, ответственного за переживание эмоций, выделен таламус. В активационной теории Линдсли центральная роль отводится активирующей ретикулярной формации ствола мозга [14]. Возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью моделирующих систем мозга, при этом решающая роль принадлежит лимбической системе [14]. Центральной частью лимбической системы является гиппокамп. Согласно данным многочисленных современных физиологических исследований, ключевой структурой возникновения эмоций выступает гипоталамус [19]. Однако в возникновении, устойчивости, силе эмоциональных проявлений задействованы многие участки мозга, что отражает сложную психофизиологическую структуру эмоций.

При том, что несомненна взаимосвязь между эмоциональными и физиологическими состояниями, она не однозначна. В психофизиологических исследованиях показано, что интенсивность вегетативных реакций (учащенного сердцебиения, подъема кровяного давления, выброс гормонов и др.) при эмоциональном реагировании на ситуации неопределенности превышает реальные нужды организма [19]. Такое несоответствие привело к поискам дальнейших объяснений возникновения эмоций.

В информационной теории эмоций П. В. Симонова эмоции представляют собой отражение мозгом животных и человека какой-либо актуальной потребности, ее качества и величины, а также оценку возможности и вероятности удовлетворения. Мозг оценивает потребность и возможность ее удовлетворения на основе генетической информации и приобретенного индивидуального опыта. Небольшая вероятность удовлетворения ведет к возникновению отрицательных эмоций, возрастание вероятности достижения цели приводит к возникновению положительных эмоций [23].

Дифференциальная теория эмоций опирается на положение о существовании нескольких базовых эмоций. Базисные эмоции могут сочетаться, усиливать или ослаблять друг друга. Каждая базисная эмоций включает три взаимосвязанных компонента: 1) нейронную активность мозга и периферической нервной системы, 2) деятельность поперечно - полосатой мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическую выразительность, 3) субъективно-личностный компонент. Представитель дифференциальной теории эмоций К. Изард. К недостаткам дифференциальной теории относят отсутствие объяснения, каким образом активизируется та или иная эмоция.

П. Экманом была разработана нейрокультурная теория эмоций. Как и в дифференциальной теории, исходным положением выступает выделение базовых эмоций, которые считаются врожденными, универсальными и практически не чувствительными к воздействию факторов среды. То есть люди одинаково используют мышцы лица при переживании эмоций, что обусловлено генетическим строением [26].

Таким образом, не существует единой общепризнанной физиологической теории эмоций. Каждая из теорий позволяет отразить одну из сторон психофизиологического механизма функционирования эмоциональной сферы. В том числе их внешних проявлениях в контакте с другими людьми.

Реакции, направленные на разрядку возникшего эмоционального возбуждения, обозначаются понятием эмоциональное реагирование. Эмоциональное реагирование может быть в большей или меньшей степени выражено внешне. Внешнее выражение эмоциональных состояний называется экспрессией. О возникновении переживаний и эмоциональных состояний человека можно судить как по самоотчету человека, так и по физиологическим проявлениям. Рассмотрим классификацию невербальных сигналов, отражающих эмоциональное реагирование.

1.3. Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе

В настоящее время признано, что фундаментальные эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. По своему происхождению эмоции представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия – избегание опасности, обеспечение защиты, продолжения рода и другие.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения и позы являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. В основе этого вывода лежат известные эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности имитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия. Другим доказательством биологической природы некоторых компонентов невербальной коммуникации является то, что они плохо или с трудом поддаются сознательному контролированию - побледнение или покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др.

По мере развития социальности у животных, выразительные движения, которые сначала были только предвестниками эмоционального поведения, постепенно обретали самостоятельную роль. Животное могло информировать других членов семейства о состоянии внешней среды. Исследования Ч. Дарвина показали, что многие проявления эмоций, свойственных человеку сходны с теми, которые присущи приматам. Французский исследователь Т. Рибо охарактеризовал филогенез эмоциональной сферы человека как состоящий из четырех этапов: 1) протоплазменный, где эмоции выражаются в изменении раздражимости тканей, 2) потребностный с появлением первых признаков переживания удовольствия и неудовольствия, 3) примитивный, где присутствуют эмоции органического характера типа боли, гнева, полового чувства, 4) абстрактных эмоций - моральных, этических, эстетических, интеллектуальных [10].

Онтогенетическое развитие повторяет развитие эмоций в филогенезе.

Базовые эмоции заложены у человека генетически. Нейрофизиологами доказано, что уже к 15-17 неделям развития эмбриона формируются все необходимые для лицевой экспрессии мышцы. У слепого и зрячего младенцев наблюдаются сходство мимических выражений, однако у слепых детей со временем реактивность лицевых мышц угасает [6]. Таким образом, биологически обусловленных возможностей лицевой экспрессии недостаточно для полноценного функционирования в обществе, необходим также прижизненных опыт социального взаимодействия. Уже у новорожденных бывает выражение, похожее на улыбку, которое считается чисто рефлекторным, еще не связанным с событиями окружающего мира [4]. Невербальное поведение младенцев выступает ведущим в системе взаимодействия «мать-дитя». В. Д. Менделевич приводит данные кросскультурных исследований взаимодействия матерей с младенцами, которые проводились в 1990-ее гг. [15]. С помощью видеозаписей были проанализированы взаимодействия матерей и младенцев из архаических обществ Полинезии, Новой Зеландии, Латинской Америки, Африки, и современных культур. Было выявлено, что невербальное поведение младенцев – их мимика, жестикуляция - сильно сходно между собой. На основе чего было сделано предположение об общих нейроэтологических закономерностях невербального поведения.

В возрасте 2-3 месяцев появляется социальная улыбка как ответная реакция на лица окружающих, к 5-6 месяцам ребенок начинает избирательно реагировать на лица, появляется страх незнакомых людей. Другой эмоциональный сигнал, наблюдающийся с рождения – плач, сообщающий о биологических потребностях ребенка. Формы поведения, связанные с плачем и улыбкой универсальны, наблюдаются у всех детей, даже с патологиями развития, что, видимо, отражает процессы созревания нервной системы. Р. В. Гиноян и А. Е. Хомутов делают вывод, что исследования развития эмоций в онтогенезе подтверждают наличие биологически заложенных корнях эмоционального реагирования [4].

К концу первого года жизни ребенок избирательно относится к окружающим, четко проявляет удовольствие/неудовольствие. С началом быстрого интеллектуального развития ребенком руководит любознательность, на основе чего развиваются как когнитивные, так и эмоциональные навыки, в том числе под влиянием социального научения. С 3-4 до 12-14 лет постепенно развиваются корковые (эпикритические) эмоции, от преимущественно органических потребностей, эмоции постепенно становятся самостоятельным психическим выражением. Формирование высших эмоций, их полное развитие, достигается к примерно к 20 годам. Чувства становятся подвластны интеллектуальной проработке и разуму, в этот период человек научается контролировать эмоции, управлять ими.

Социальная обусловленность коммуникации наблюдается у животных и птиц - правила невербального общения различных особей в стаде, песни птиц, танцы журавлей и т.п. Но в отличие от животных, человек обучается социальным нормам невербальной коммуникации не только через имитацию, но и через воспитывающие инструкции. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный и даже этнический характер, другие - узкий профессионально обусловленный характер. Брюнер и Тагири в течение 30 лет проводили исследование образцов невербального выражения эмоций разными народами. Они доказали, что не существует единых и неизменных образцов для выражения эмоций [24]. Действительно, биологически заложены некоторые закономерности относительно базовых эмоциональных состояний, так, при удовлетворении уголки губ стремятся вверх, когда человек чем-то недоволен – то вниз. Помимо основополагающих состояний, для выражения эмоций люди используют невербальные образцы, усвоенные в начале жизни.

Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсалий и специфических невербальных средств, используемых в различных культурно-генетических ареалах.

Кроме того, невербальное поведение неотделимо от личности, в нем не просто выражаются эмоциональные состояния или отношение к собеседнику, но и представлены психологические особенности конкретного человека [11]. Индивидуальный пласт в невербальных проявлениях дополнительно затрудняет интерпретации невербальных сигналов.

Вывод по первой главе

Эмоциональная сфера - сложное, многогранное явление. В эмоциях выражается субъективная оценка человека своего взаимодействия со средой. В ее содержание входят эмоциональные состояния, переживаемые в виде эмоций, аффектов, настроений, чувства как устойчивые личностные образования. Эмоции различаются по интенсивности, полюсу (позитивные и негативные), они либо стимулируют активность, либо наоборот, подавляют и разрушают ее. Выделяют базовые эмоции и эмоции высшего уровня. Базовые эмоции возникли в результате эволюционнобиологических процессов. Эмоции неразрывно связаны с физиологическими процессами, проявляются в виде различных реакций организма. Эмоции заложены биологически, ребенок рождается уже с некоторыми аффективными реакциями, однако развитие эмоциональной сферы происходит в результате включения человека в социальные отношения. Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсалий и специфических невербальных средств у разных народов.

Глава 2 Характеристика и виды невербальных проявлений эмоций

2.1. Классификация невербальных сигналов

В невербальных проявлениях эмоционального состояния выделяют следующие основные подсистемы: пара- и экстралингвистическую, мимику, пантомимику, вегетативные проявления [11].

П. Экман и У. Фризен разработали концепцию «невербальной утечки информации» на основании трех параметров способностей частей тела передавать информацию об эмоциях: среднее время передачи; количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены частью тела; степенью доступности для наблюдения за определенной частью тела [26].

2.1.1. Пара- и экстралингвистическая система

Под пара- и экстралингвистическими (фонационными) средствами понимаются все явления, которые связаны с голосом и не требуют концентрации внимания на содержании сказанного. Это логические акценты и ударения, интонация, мелодия речи, наличие и длительность пауз, тон, громкость голоса, высота голоса, ритм речи, звуки несловесного содержания типа. Паралингвистическая система – это система вокализации речи, качество голоса – диапазон, тональность, интонации, темп, ритм, громкость. Экстралингвистические характеристики – сопровождение речи – паузы, покашливания, смех, звуки несловесного содержания типа «мм», «э-э», «гм».

С. Л. Рубинштейн, характеризуя речь, подчеркивал, что в ней всегда присутствуют «эмоционально-выразительные моменты, проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и других выразительных, экспрессивных моментах» [22, с. 430].

Голос человека считается одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния. Установлено, что по мере возрастания эмоционального напряжения ширина частотного спектра произносимых слов и звуков расширяется и сдвигается в область более высокочастотных составляющих. При этом для отрицательных эмоций спектральная энергия концентрируется в более низкочастотной части смещенного спектра, а для положительных эмоций – в его высокочастотной зоне [4].

Фонационные средства в речевом тексте придают высказываниям коммуникативную завершенность и выразительность, и в этом сложность выявления их собственных функций. Наиболее функционально нагруженным является тон, который способен передавать разнообразные признаки эмоциональной информации. По набору таких акустико-фонетических параметров как численная оценка и распределение пауз, средний уровень интенсивности речевого сигнала, латентное время речевой реакции, речевой ритм можно различать отдельные эмоциональные состояния. Однако разные эмоциональные состояния не одинаково хорошо распознаются по голосу. По тону лучше распознаются эмоции страха и гнева, но слабо различаются такие чувства, как любовь и печаль, гордость и удовлетворенность.

В рамках высказывания лексические и фонационные средства функционируют синхронно, и это обусловливает их тесное взаимодействие в интерпретации смысловой и эмоциональной информации.

В эмоционально насыщенной речи просто слушая интонации собеседника и не вдумываясь в смысл его слов, уже можно сделать выводы о его эмоциональном состоянии благодаря фонетическим средствам [13].

Р. К. Потаповой проведено исследование по выявлению закономерностей изменения интонаций под влиянием различных эмоций [18]:

- для речевой реализации радости, гнева, раздражения, злорадства и страха специфичны существенное расширение частотного диапазона и сужение при реализации состояния грусти;

- для эмоций ярость, радость, страх характерен широкий диапазон высоты основного тона, для тревоги и тоски – узкий;

- высокий уровень высоты основного тона типичен для состояния ярости, высокий и средний уровень - для эмоции радость, страх и тревога, низкий, средний уровень – тоска;

- изрезанный контур высоты основного тона характеризует фразы, произнесенные в состоянии ярости, страха, тревоги; плавный контур - в состоянии тоски;

- состояния ярости, страха и тревоги отличаются резким нисходящим движением основного тона в завершении фразы, состояние тоски - плавным нисходящим движением тона в завершении.

2.1.2. Мимика

К мимике относят все изменения, которые можно наблюдать на лице человека. Мимика человека занимает особое место среди средств коммуникации место, так как изменение лицевых мышц несет в себе значительную эмоциональную нагрузку.

Через зрительный канал информация об эмоциональных состояниях принимается значительно лучше, чем через слуховой. У. Хелл, А. Керрес, К. Шерер проводили экспериментальные исследования восприятия одних и тех же эмоциональных состояний по выражению лица и через интонации. Для этого использовались видеокадры и аудиозаписи. Исследователи получили результаты о том, что 45% информации передается через зрительные сигналы, и 17% через слуховое восприятие [6]. В кросскультурных исследованиях было показано, что основные эмоции (гнев, страх, печаль, удивление, радость) распознаются одинаково в разных обществах с разными культурными традициями.

Исследователями предпринимались попытки составить реестр лицевой экспрессии. Так, П. Экман условно разделил лицо человека на три зоны: 1) лоб, брови, глаза, 2) нос, щеки, 3) рот, подбородок. Он отслеживал изменения этих зон под воздействием шести основных эмоций: радости/счастья, удивления/изумления, страха, отвращения/презрения, печали и гнева/радости [26]. П. Экман и его коллега У. Фризен применяли два вида исследований: видео фиксацию и последующую идентификацию эмоций, и регистрацию электрической активности мышц лица. Результатом стало описание мимических эталонов переживания каждой эмоции. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1 – мимическое выражение основных эмоций по П. Экману

Эмоция

Описание

Удивление

Брови округлены и высоко подняты, кожа над бровями натянута, горизонтальные морщины на лбу, века раскрыты, рот раскрыт, челюсть опущена, зубы разъединены.

Страх

Брови приподняты и сдвинуты, в центре лба появляются морщины, верхние веки подняты так, что видны склеры, а нижнее веко напряжено и приподнято, рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты.

Отвращение

Верхняя губа поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слегка выпячена, нос наморщен, щеки подняты, нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины, брови опущены, как и верхние веки.

Радость

Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты, рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами, от носа к верхнему краю губы тянутся морщины (носогубные складки), щеки подняты, верхние веки спокойны, под нижними образуются морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены, у наружного края уголков глаз появляются морщинки – «гусиные лапки».

Печаль

Внутренние уголки бровей подняты вверх, кожа между бровями треугольной формы, внутренние уголки верхних век приподняты, рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены.

Гнев

Брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки, верхние веки напряжены и приподняты, нижние веки также напряжены, глаза неподвижные, могут казаться выпученными, губы находятся в одном из двух положений (крепко сжаты, уголки губ прямые или опущенные, или раскрыты и напряжены, как при крике), ноздри могут быть расширены.

П. Экман является представителем точки зрения, что невербальные проявления базовых эмоций врожденны и возникают непроизвольно каждый раз, когда человек испытывает эмоцию. Другой подход провозглашает, что спонтанное выражение эмоций не выгодно для адаптации, например, если какие-то эмоциональные состояния осуждаются в социуме. Поэтому у человека развивается механизм контроля, подавляющий внешнюю экспрессию. Таким образом, эмоциональное переживание и его внешнее проявление не совпадают. В ситуациях эмоционального контроля, люди способны контролировать невербальные проявления эмоций в соответствии с принятыми нормами, традициями, правилами воспитания. Например, в японской культуре принято более сильно маскировать свои чувства, чем в американской [6]. Также имеются гендерные различия в мимике. Женщины в целом показывают более интенсивную лицевую экспрессию по сравнению с мужчинами [6]. Как правило, женщины улыбаются чаще, чем мужчины, но их улыбку сложнее интерпретировать; мужские улыбки чаще указывают на позитивные чувства, а женские часто оказываются выражением признательности или дружелюбия [3].

Однако много общих закономерностей. Например, зрительный контакт: когда человек обсуждает приятные для него темы, он стремится удерживать зрительный контакт; напротив, темы, вызывающие дискомфорт, сопровождающиеся отрицательными переживаниями, например, стыд, страх, ведут к тому, что человек отводит взгляд [3].

Имеются попытки объяснить взаимосвязь между переживанием эмоций и мимикой лица. Так, И. Уэйнбаум предположил, что такая взаимосвязь объясняется общим кровотоком между мозговыми структурами и лицевыми мышцами. Уточняя гипотезу И. Уэйнбаум, Р. Заянц показал, что в некоторых ситуациях эфферентные сигналы от лица мышц могут моделировать и инициировать эмоциональные переживания [6].

2.1.3. Пантомимика

Для выражения своего эмоционального состояния человек пользуется всеми частями своего тела, - отмечают Д. Фаст и Э. Холл [24]. К пантомимике относится жестикуляция, движения головы, рук, ног, позы тела, динамика тела. Наука, изучающая совокупность телесных проявлений – движений, жестов, стоящие за ними смыслы и значения, называется кинесика. Жестикуляция включает в себя все жесты рук, «язык рук», а также многие другие действия: например, собеседник открывает двери, вынимает сигареты и т. д. Под позой понимают то положение тела, которое принимает человек. Здесь рассматривается и движения, которые изменяют это положение или влияют на него, как, например, перемещение центра тяжести при покачивании вперед-назад, с носка на пятку, смена ноги и т. п.

На основе многочисленных частных функций жестов выделяются четыре основных типа - указывающий, обозначающий, выражающий и регулирующий. В эмотивной невербальной коммуникации социальная дифференциация по признаку пола проявляется более четко. К числу типичных «мужских» невербальных знаков при выражении эмоций и чувств относятся: бить кулаком по своей ладони или колену, по столу от досады, приложить руку к груди (сердцу) в знак признания, почесывать макушку, за ухом в состоянии растерянности, нерешительности, почесывать подбородок в состоянии сосредоточенности, дергать себя за усы, бороду в состоянии задумчивости и др. К «женским» знакам относятся: заламывать руки от отчаяния, закрывать ладонями глаза от страха; стоять, упершись руками в бедра, показывая свое негодование или решимость настоять на своем, сидя в задумчивости, подпереть голову ладонями, прикрыть лицо (рот) ладонью (рукавом) от смущения (в сельской местности), вертеть кольцо на пальце в нервозном состоянии и др. [11]. Тревожность, неуверенность человека со­провождается хаотическими жестами, однообразными движениями рук, использованием при разговоре како­го-либо предмета. По мнению П. Экмана, жест не только несет информацию о качестве пси­хического состояния, но также и об интенсивности переживания человека [26]. Жесты в боль­шей степени «говорят» о силе переживаемых состояний и меньше, чем мимика, поддаются контролю и регуля­ции. Поэтому они чаще являются теми элементами эк­спрессивного репертуара, с помощью которых осуще­ствляется «утечка информации».

Переключив внимание с лица на всю голову в целом, можно легко заметить, что человек постоянно совершает головой разный набор движений: кивает головой, покачивает ей из стороны в сторону, резко вскидывает, вертит головой и проч. За всеми этими движениями можно уловить определенный смысл, однако в разных культурах движения головы обозначают разные эмоциональные состояния. Так, известно, что в некоторых восточных культурах покачивание головой из стороны в сторону означает «да», тогда как в европейской и американской культурах – «нет». Несмотря на широкую известность некоторых культурных различий, очень сложно преодолеть их на языке тела, - отмечают Д. Фаст и Э. Холл [24]. Тем более, когда люди не осознают каждую минуту особенности культурных значений движений, они могут достаточно легко впадать в заблуждения относительно эмоциональных состояний других людей.

Человеческое тело способно принять около тысячи различных устойчивых положений. Поза человека способна отражать эмоциональные состояния. П. Булл уста­новил, что тревожные люди больше двигают руками, у них короче и быстрей взгляд, улыбка появляется реже, чем у спокойных и уверенных людей. Человек, находящийся в состоянии депрессии, низко опускает голову, избегает контакта глаз [11]. А. Лоуэн заметил, что выдвинутые вперед плечи отражают подавленный гнев; плечи, поднятые вверх – страх [12].

При сильно выраженных эмоциях наблюдаются также целостные двигательные акты, которые называются эмоциональными действиями, такие как подпрыгивания при радости, поглаживания и целования закрывания лица, плач и тому подобные.

С помощью положения тела люди передают информацию о позитивном или негативном отношении к коммуниканту. Позитивному отношению соответствуют открытые и расслабленные позы, поворот корпуса к реципиенту, короткая дистанция; закрытые, напряженные позы, скрещенные руки отворот корпуса от собеседника указывают на отрицательное отношение к нему, недоверие [11].

Походка, как и другие элементы экспрессии, рас­сматривается в совокупности со всем экспрессивным репертуаром человека.

2.1.4. Вегетативные реакции

Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы. Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи, частоты сердечных сокращений, кровяного давления, расширение и сужение сосудов, температуры кожи, гормональный и химический состав крови и другие. Известно, что во время ярости повышается уровень норадреналина и адреналина в крови, учащается ритм сердца, перераспределяется кровоток в пользу мышц и головного мозга, расширяются зрачки. Под влиянием страха ускоряется сердцебиение, появляется элевация волос кожи («гусиная кожа»). Показателем эмоционального напряжения является тремор мышц. Мы указали некоторые видимые изменения, которые можно заметить невооруженным глазом, имеются еще и такие реакции, которые внешне не наблюдаемы, но фиксируются с помощью приборов.

Вегетативные изменения, в отличие от мимики, пантомимики, управления голосом, практически не поддаются осознанному контролю.

2.2. Общая характеристика невербальной коммуникации

Невербальный язык отличается от вербального тем, что он континуальный, непроизвольный, вероятностный, конкретный. С точки зрения происхождения обоих языков Р. Харрисон фиксирует то, что невербальный является природным, первичным, правополушарным [11]. С точки зрения пространственно-временных характеристик вербальный и невербальный языки отличаются тем, что первый имеет линейную временную последовательность, а второй представляет пространственно-временную целостность.

Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя ска­зать о невербальном [11]. В то же время с эволюционной точки зрения внешняя экспрессия не была бы полезной, если бы члены сообщества не могли декодировать эти сигналы. То есть, другие люди имеют социальный механизм для понимания невербальных сигналов эмоциональных состояний. Механизм декодирования эмоциональной экспрессии исследовал У. Димберг, он показал, что эмоциональная экспрессия может воздействовать подсознательно, когда воспринимающий субъект не отдает себе отчета о факте воздействия [6]. П. В. Симоновым был описан механизм «эмоционального резонанса», когда другие субъекты «заражается» эмоцией под воздействием мимики или голоса коммуникатора [23].

Активное использование невербальных средств в межличностном общении объясняется рядом причин:

- невербальные сигналы, развившиеся как средства коммуникации раньше, чем вербальный язык, оказались устойчивыми в своих первоначальных функциях и часто употребляются неосознанно;

- невербальные средства имеют определенные преимущества перед вербальными - они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют, несмотря на свою кратковременность;

- невербальные сигналы передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций;

- невербальные средства могут передавать информацию, которую трудно или по каким-либо причинам неудобно выразить словом.

В концепции К. Изарда подчеркивается обратная связь между эмоциями и мимической и пантомимической экспрессией: благодаря обратным сигналам, которые человек получает от мышц своего лица и тела, он узнает о своем эмоциональном состоянии [9].

Как отмечает Л. Веккер, все психические процессы по природе своей двояки, формируются и подчиняются как общебиологическим, так и социальным закономерностям [3]. Что также относится и к невербальным проявлениям эмоциональных состояний. В то время как язык имеет социальную природу, в основе невербальной коммуникации два истока - биологический и социальный - врожденный и приобретенный в ходе жизненного опыта человека как члена социума.

В речи маленького ребенка, который только осваивает речь, пантомимика, мимика, жесты, интонации перевешивают значение его слов. В зрелой речи, эмоционально-выразительные моменты сохраняются, но их роль снижается, они становятся дополнительными к словесной речи, а не основными [22].

Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную. Но если словесные знаки, по преимуществу, являются условными символами, то есть немотивированными и обозначают реалии действительности, то несловесные знаки, в частности, жесты и мимика в большинстве своем являются индексалъными знаками, немотивированными и сигнализируют о чувствах, эмоциях, оценочном отношении. Отсюда можно сделать вывод, что невербальные средства более приближены к природе эмоционального реагирования.

Вывод по второй главе

Чувства и эмоции практически невозможно выразить с помощью только одного языкового средства. Обычно эмоциональность в речи выражается совокупностью языковых средств разных уровней и невербальных составляющих коммуникации. При этом невербальный язык отличается от вербального пространственно-временной структурой, неоднозначностью декодирования, меньшей степенью произвольности. В качестве отдельных невербальных составляющих проявления эмоций выделяют пара- и экстралингвистические характеристики, мимику как статические и динамические изменения выражений лица, пантомимику, включающие жестикуляцию, позы, положения и движения тела, вегетативные изменения. Эмоциональное состояние выражается не одним каким-то невербальным элементом, а их комплексом, на который накладывают ситуационные и индивидуальные факторы.

Глава 3. Практически-экспериментальное изучение невербального проявления эмоций

3.1. Современные исследования, связанные с невербальными проявлениями эмоциональных состояний

Интерес к невербальным сигналам как показателям эмоциональных состояний человека был особенно высок с середины XX века. Проводилось очень много исследований в попытках составить «невербальный код» эмоциональных состояний – жестов, выражений лица, поз тела. Большое количество противоречивых данных привели научное сообщество к выводу о том, что невербальный язык в принципе не поддается точному кодированию, а имеющиеся невербальные закономерности носят вероятностный, личностно-динамический характер.

В настоящее время можно говорить о продолжении общих исследований невербальных проявлений, имеющихся закономерностях, их связях с физиологическими структурами, социально-культурных особенностях. Такие исследования проводятся уже не настолько интенсивно, как в XX веке. Другое направление – узконаправленные исследования, где предметом изучения эмоциональных проявлений выступает какая-то группа людей по социальным, демографическим, клиническим признакам. Нужно отметить, что таких исследования также мало.

Многие авторы подчеркивают отсутствие однозначности между невербальными сигналами и эмоциональными состояниями. В. Биркенбил отмечает, что «никакая поза тела или движение не имеют точного значения сами по себе. Язык тела и язык слов зависят друг от друга. Это, в конце концов, означает только то, что, если мы хотим действительно «понять» жесты или другие неязыковые сигналы, мы должны одновременно воспринимать и описывать сигналы уровня содержания и уровня отношений» [1, с. 33]. Однако каждое внезапное изменение внешней позы всегда отражает внезапное изменение внутренней позиции, что, безусловно, важно для понимания выражения эмоций.

Д. А. Лютова отмечает, что экспрессия человека в коммуникации проявляется в едином комплексе различных невербальных средств, а также языковых средств [13]. Важно помнить, что человек проявляет эмоции не только в одиночестве, но и в процессе взаимодействия с другими людьми, при этом большинство социальных взаимодействий пронизаны речевым общением.

В разных ситуациях вербальный и невербальный каналы взаимодействуют в разном соотношении. Автономное функционирование невербальных средств имеет место в случаях, когда нет возможности использовать вербальные средства, когда по каким-либо причинам нельзя пользоваться языковым кодом для передачи информации и в условиях адаптации к напряженной ситуации. В самостоятельном режиме особенно активно функционируют взгляд и поза - казалось бы, наименее определенные по форме и содержанию невербальные единицы. Дело в том, что они обладают сложной структурой - включают множество компонентов. Взгляд включает размер зрачка, направленность, открытость, продолженность, частоту моргания. Жесты, кроме (само)адаптеров и иконических, функционируют чаще в тесном взаимодействии с вербальными средствами. В связанном функционировании жесты могут использоваться: а) синхронно, одновременно с вербальными средствами, б) предваряя вербальные средства и в) следуя за ними.

Р. К. Потапова выделяет комбинации сочетания вербальных и невербальных сигналов [18]: 1) повторение (невербальная коммуникация дублирует вербальную); 2) контрадикция (невербальное поведение противоречит словам); 3) субституция (невербальное поведение выступает вместо слов); 4) дополнение (невербальная информация модифицирует или дополняет вербальное); 5) акцентирование (невербальное поведение акцентирует внимание на отдельных частях высказывания); 6) регулирование (невербальное поведение помогает регулировать взаимодействие индивидов).

При оценке невербальных сигналов об эмоциональном состоянии между собой и с вербальными особое внимание нужно обращать на согласованность. Так, например, пока мимика согласуется со словесными высказываниями, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда же несогласованность становится достаточно сильной, это бросается в глаза даже неопытным в общении людям [17]. Совпадение вербальных и невербальных сигналов называется конгруэнтность.

С изучением природы невербальной коммуникации связаны вопросы соотношения намеренного - ненамеренного и сознательного – бессознательного. Эксперименты показали, что намеренно передаваемая информация о своих чувствах воспринимается легче, особенно в случае приятных эмоций и хуже в случае негативных переживаний.

Возникает вопрос, в какой степени сознание человека включено в процесс невербального проявления эмоциональных состояний. В целом ряде ситуаций при передаче эмоционального состояния мы не осознаем свои жесты, тем более мимику, равно как и громкость голоса. Сравнительный анализ осознанного и неосознанного в невербальном поведении отправителя и получателя информации показывает, что осознанное восприятие невербальных средств характерно в большей степени для получателя информации. Отправитель информации, напротив, в большинстве случаев не осознает своего невербального поведения, за исключением указательных жестов или необходимости самоконтроля.

Наряду со спонтанным использованием невербальных средств, которое обусловлено низшими уровнями центральной нервной системы человека, имеется и такое употребление невербальных средств, которое зависит от высших, когнитивных процессов, обусловливающих коммуникацию. Но даже при сознательном контроле со стороны говорящего при нежелании выдавать свое истинное состояние, может происходить «утечка информации» о его подлинном эмоциональном состоянии. Оценочное отношение может проявиться в невольном жесте, в промелькнувшем на долю секунды выражении глаз или интонациях.

В современных психофизиологических исследованиях выявлено, что эмоциональное состояние субъекта отражается преимущественно на левой половине лица, что свидетельствует о преобладающей активности правого полушария [19]. Имеются данные о том, что левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое - отрицательных [14].

Ю. И. Александров [19] подчеркивает, что оценка эмоциональных состояний партнера по его невербальным проявлениям (мимике, жестикуляции) имеет собственный мозговой механизм, отличный от механизма идентификации партнера.

Способности распознавать эмоции исследуются также в рамках изучения эмоционального интеллекта. А. В. Дегтярев [7] популярность для исследований нового понятия связывает с остротой для современного человека проблемы компетентности в понимании и выражении эмоций. Это обусловлено культом рационального отношения к жизни, традициями сдерживания эмоций, приоритетом ума над психофизиологическими и социальными потребностями в эмоциональных проявлениях.

3.2. Практическое применение знаний о невербальном выражении эмоций

Знание о невербальных проявлениях эмоциональных состояний позволяют использовать их в самых разных областях практической деятельности человека.

Невербальные проявления экспрессивности широко используются в кино, в театре, изобразительных видах искусства; современные деловые отношения, сопровождающиеся множеством переговоров, предполагают усвоение некоторых норм невербального поведения, выражающего эмоциональные отношения к собеседнику и демонстрацию определенного рода эмоций, и сокрытие других. Понимание невербальных сигналов эмоциональных состояний имеет практическое значение для психотерапии, где умение распознавания чувств играет большую роль.

Способность актеров театра и кино невербально выразить чувства играемых персонажей – один из важнейших критериев оценки качества игры актеров. Еще К. С. Станиславский наставлял против простого заученного текста, произнесенного без интонаций, жестикуляции, без движений, передающих «душу героя».

Владения «языком тела», способность невербально демонстрировать эмоции отличает хороших политиков от плохих. «Действительно хороших политиков, хороших в том смысле, что они могут выражать своим телом любые эмоции, никогда не заботит содержание речей. Единственное, что имеет значение, - это способ их подачи» [24, 395]. Политик, ссутулившийся и скрестивший на груди руки, может сколько угодно убеждать аудиторию в своем доброжелательном отношении к людям, аудитория не поверит ему [17].

Фактору эмоций и их проявлений уделяется все больше внимания в деловых коммуникациях, в том числе в рамках организационной культуры. Эмоциональный фактор может оказать синергетическое воздействие или препятствовать достижению целей в ходе деловых переговоров [5]. В настоящее время разрабатываются множество курсов, направленных на владение собственным невербальным поведением и распознавание невербального поведения партнеров.

В различных направлениях психотерапии отмечает­ся факт неосознанного отношения человека к экспрес­сии своего лица и тела. З. Фрейд считал неосознаваемые выражения лица и движения подобными случайным оговоркам, которые отражают имеющиеся у пациентов проблемы [11]. А. Лоуэн, один из основателей телесно-ориентированного направления в психологии, считал, что когда человек функционирует нормально, находится в реалистичном контакте со средой, то его эмоции адаптивны, возникают и уходят. Современная культура, особенно, западная, с детских лет воспитывает запрет на выражение ряда эмоций, особенно тех, которые считаются негативными, но также и бурных выражений восторгов, и радости. В результате эмоции «застревают» в теле, создают психоэмоциональные и психосоматические проблемы [12]. Неопределенный, однообразный репертуар, беспорядочные, судорожные движения говорят не толь­ко о том, что человек не владеет «экспрессивным язы­ком души», но и о наличии у него глубоких внутренних конфликтов [11]. Невербальные проявления эмоциональных состояний могут стать той «ниточкой», зацепившись за которую человек может обнаружить и решить многие проблемы. Но первый шаг – осознание проявлений тела. Поскольку сам человек не осознает многие свои невербальные проявления, обратить на них внимание терапевта. Поэтому терапевт должен обладать навыками замечания невербальных проявлений эмоциональных состояний.

В первой главе данной работы рассматривалась теория периферических эмоций Джемса-Ланге, суть которой в том, что физиологические состояния первичны при испытываемых эмоциях. Хотя данная теория заслуженно критиковалась, в некоторых оздоровительных подходах применяется принцип зависимости эмоций от невербальных выражений тела. Например, в подходе М. С. Норбекова подчеркивается, что начиная делать упражнения, необходимо улыбаться, даже если сначала нет никакого повода для радости [16]. Важный принцип в данном подходе – через телесные проявления приходят «нужные» эмоции. В подходах некоторых психотерапевтов также задействован данный принцип, о чем пишет А. Пиз: «Если у вас на лице постоянно играет улыбка, то это влияет и на ваш внутренний мир и заставляет вас улыбаться в душе. То же самое верно в отношении нахмуренного лица или иных гримас и поз тела» [17, с. 178].

Методы телесно-ориентированной психотерапии широко применяются в современных различных психотерапевтических направлениях, практической деятельности.

Выводы по третьей главе

В настоящее время продолжается исследование общих закономерностей невербальных проявлений эмоциональных состояний, хотя не так интенсивно, как во второй половине XX века, появляются исследования, направленные на изучение эмоциональных состояний у определенных групп людей. Знания о невербальных проявлениях эмоций активно используются в прикладных сферах деятельности – актерском искусстве, в обучении практике деловых переговоров, в психотерапии.

Заключение

В данной курсовой работе в соответствии с целью рассмотрены невербальные проявления эмоциональных состояний человека. В ходе изучения, обобщения и критического осмысления литературы даны представления об эмоциях и их роли в жизнедеятельности человека; рассмотрена взаимосвязь эмоциональных и физиологических процессов; охарактеризовано развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе; представлена классификация и охарактеризованы виды невербальных сигналов, передающих эмоциональные состояния; описаны особенности невербальной коммуникации; рассмотрено практически-экспериментальное изучение практику применения знаний о невербальном проявлении эмоций.

Эмоциональная сфера - сложное, многогранное явление. В эмоциях выражается субъективная оценка человека своего взаимодействия со средой. В ее содержание входят эмоциональные состояния, переживаемые в виде эмоций, аффектов, настроений, чувства как устойчивые личностные образования. Эмоции различаются по интенсивности, полюсу (позитивные и негативные), они либо стимулируют активность, либо наоборот, подавляют и разрушают ее. Выделяют базовые эмоции и эмоции высшего уровня. Базовые эмоции возникли в результате эволюционнобиологических процессов. Эмоции неразрывно связаны с физиологическими процессами, проявляются в виде различных реакций организма. Эмоции заложены биологически, ребенок рождается уже с некоторыми аффективными реакциями, однако развитие эмоциональной сферы происходит в результате включения человека в социальные отношения. Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсалий и специфических невербальных средств у разных народов.

Чувства и эмоции практически невозможно выразить с помощью только одного языкового средства. Обычно эмоциональность в речи выражается совокупностью языковых средств разных уровней и невербальных составляющих коммуникации. При этом невербальный язык отличается от вербального пространственно-временной структурой, неоднозначностью декодирования, меньшей степенью произвольности. В качестве отдельных невербальных составляющих проявления эмоций выделяют пара- и экстралингвистические характеристики, мимику как статические и динамические изменения выражений лица, пантомимику, включающие жестикуляцию, позы, положения и движения тела, вегетативные изменения. Эмоциональное состояние выражается не одним каким-то невербальным элементом, а их комплексом, на который накладывают ситуационные и индивидуальные факторы.

В настоящее время продолжается исследование общих закономерностей невербальных проявлений эмоциональных состояний, хотя не так интенсивно, как во второй половине XX века, появляются исследования, направленные на изучение эмоциональных состояний у определенных групп людей. Знания о невербальных проявлениях эмоций активно используются в прикладных сферах деятельности – актерском искусстве, в обучении практике деловых переговоров, в психотерапии.

Список литературы

  1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / В. Биркенбил. – СПб: Питер, 1997. – 224 с.
  2. Веккер Л. М. Психика и реальность. / Л. М. Веккер. - М.: «Смысл» - 1998.
  3. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб: Прайм-Еврознак, 2003. – 320 с.
  4. Гиноян Р. В., Хомутов А. Е. Физиология эмоций / Р. В. Гиноян, А. Е. Хомутов. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. - 66 с.
  5. Грошев И. В., Давыдова Ю. А., Краснослободцева И. А. Эмоции в структуре составляющих «ткани» организационной культуры // Социальная психология и общество. – 2015. Т. 6. № 3. – С. 120-133.
  6. Данилова Н. Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. – М.: Аспект-Пресс, 2012. – 368 с.
  7. Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии / Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2012. № 2.
  8. Ефимкина Р. П. В переводе с марсианского. Приемы метакоммуникации в психологическом консультировании и психотерапии / Р. П. Ефимкина. – СПб: Речь – 2006.
  9. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб: Питер, 2012. – 464 с.
  10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
  11. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличнос­тное познание / В. А. Лабунская. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
  12. Лоуэн А. Язык тела: биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн. – М.: Институт гуманитарных исследований, 2004. – 256 с.
  13. Лютова Д. А. Особенности выражения эмоционального состояния говорящего в процессе коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. Выпуск 619. – С. 136-146.
  14. Марютина Т. М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. – М.: МПСИ, 2004. – 224 с.
  15. Менделевич В. Д. Руководство по аддиктологии / В. Д. Менделевич. – СПб: Речь, 2007. – 768.
  16. Норбеков М. С. Секреты здоровья и молодости / М. С. Норбеков. – М.: АСТ, 2014. – 284 с.
  17. Пиз А. Язык телодвижений / А. Пиз. – М.: Эксмо, 2006. – с. 272 с.
  18. Потапова Р. К. Язык, речь, личность / Р. К. Потапова. – М.: Языки славянской культуры, 2006. 496 с.
  19. Психофизиология: учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. Ю. И. Александрова. – СПб: Питер, 2014. – 464 с.
  20. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб: Питер, 2001. – 656 с.
  21. Реан А. А. Психология и педагогика / А, А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб: Питер, 2008. – 432 с.
  22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. – 712 с.
  23. Симонов П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
  24. Фаст Д. Как понять иностранца без слов / Д. Фаст, Э. Холл. – СПБ: Вече, 1995. – 432 с.
  25. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций / В. И. Шаховский. – М.: Гнозис, 2008. – 416 с.
  26. Экман П. Психология эмоций: Я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман – СПб: Питер, 2010. – 334 с.