Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Нравственное воспитание детей

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, актуализировали проблемы нравственного развития личности. Анализ методологических и теоретических основ исследуемой проблемы показал, что процесс формирования нравственного сознания человека был в центре внимания философов-этиков, психологов, педагогов: Аристотеля, Платона, Протагора, Сократа, Канта, Сковороды, Н. Бердяева, В.Духновича , К. Ушинского, Дж.Дьюи и др.

Фундаментальные проблемы нравственного развития личности разрабатывались Л.Выготским, Л.Кольбергом, И. Коном, Я.Корчаком, А.Макаренко, Ж. Пиаже, Ж.-Ж. Руссо, Сухомлинским, С.Якобсоном и др.

Теоретические и прикладные проблемы нравственного сознания исследовали И.Бех, Л.Божович, М.Боришевский, О.Вишневский, О.Докукина, М.Дригус, И.Каиров, А.Кириченко, С.Ковальчук, О.Кононко и др.

Психологи (Л. И. Божович, Т.Е.Конникова и др.) сензитивным для нравственного формирования считают дошкольный возраст. Психологические новообразования этого периода становятся основой формирования нравственных качеств. Сформированные в дошкольном возрасте нравственные качества позволяют смягчить кризис отношения к себе, ровесников и взрослых и способствуют эффективному формированию нравственных отношений личности в дальнейшем.

Итак, актуальность обозначенной проблемы, недостаточная ее разработка обусловили выбор темы: «Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников».

Объект исследования: процесс нравственного воспитания дошкольников.

Предмет исследования: психологические особенности формирования моральных качеств дошкольников.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании проблемы нравственного воспитания дошкольников.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть проблему развития нравственных качеств личности в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.

2) Изучить возрастные особенности развития моральной сферы дошкольника.

3) Выявить воспитательное и развивающее влияние игр на развитие нравственной личности детей дошкольного возраста.

4) Описать методы и приемы воспитания моральных норм и правил поведения.

Теоретическими основами исследования послужили работы психологов И.Д.Беха, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других; работы, посвященные проблемам развития у детей дошкольного возраста внутренних механизмов регуляции нравственного поведения (О.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.К.Котирло, Я.Л.Коломинский, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович, Ю.О.Приходько, Т.О.Репина, Е.В.Суботский, Т.М.Титаренко, С.П.Тищенко, С.Г.Якобсон и др.).

Методы исследования. Теоретические: анализ философских, психологических и педагогических источников, учебно-методических пособий, профессиональных периодических изданий;

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1.1. Проблема развития нравственных качеств личности

Каждое общество имеет свои моральные нормы, которые должны усвоить его члены. Но набор определенных моральных качеств еще не в полной мере характеризует человека как личность. Это психологическое образование является целостной системой, следовательно, отдельными качествами личности, которые могут быть более или менее обобщенными, составить определенные связи. Человек может согласовывать их по значениям для себя, последовательностью их влияния в поведении и деятельности.

Одни моральные качества становятся своеобразными центрами его внутреннего мира, вокруг которых в определенном порядке размещаются другие. Наличие четкой системы нравственных качеств непосредственно сказывается на жизнедеятельности человека. Поэтому для успешного развития проблемы развития личности психология как наука стремится выделить так называемую «единицу» личности, то есть такое простое образование, которое характеризует ее всю, подобно тому, как в биологии клетка определяет суть организма. Такой «единицей» психологического анализа личности является нравственное качество. Оно трактуется как единство устойчивого побуждения и устойчивого образа поведения, усвоенного для удовлетворения побуждения. Итак, моральное качество включает в себя два компонента - усвоенный личностью способ поведения и усвоенное знание о нем. А знать - значит уметь действовать, поэтому знание выступает познавательным (или когнитивным) компонентом нравственного качества, то есть его операционно-технической стороной [11, с.116-117].

Чтобы усвоенное знание о способе поведения реально проявлялось, необходимы определенный толчок и сила, которая заставила бы человека действовать. Такой силой, побуждением, что приводит к внешней активности человека являются эмоции. Моральное качество в действии называется поступком. Сама же личность начинается и реализует себя в конкретных поступках. Таким образом, побуждения являются эмоциональным (энергетическим) компонентом нравственного качества, поэтому полностью проявляется не случайно, а в поведении, когда этого требуют обстоятельства. Чем сильнее и устойчивее становятся эмоции, тем быстрее моральное качество превращается в мотив поведения и деятельности личности.

Значение структурных компонентов нравственного качества в реальном поведении и деятельности личности не одинаково. Так можно иметь правильные знания о щедрости и бескорыстии и не выявить этих качеств в своем поведении. Сформированы ли они в таком случае? Разница между познавательными и эмоциональными компонентами нравственного качества заключается в том, что первый осознается путем обучения, второй - путем воспитания. Поэтому мораль человека определяется не только знаниями, но и чувствами, эмоциональными переживаниями [3, с.191].

По Л.И. Божович, в структуру любой личности входят, во-первых, мотив, который обеспечивает положительное отношение детей к соответствующему поведению, и, во-вторых, закрепленный способ поведения. Таким образом, качества личности - это своеобразный сплав мотивов и соответствующих форм поведения.

Советские психологи (Л. И. Божович и его сотрудники) доказали, что решающими в формировании личности ребенка является не только правильная организация его деятельности, накопления им опыта поведения, но и воспитание правильных мотивов его поведения (системы мыслей, чувств, целей, которые побуждают к действию). Н.Ф. Добрынин и его последователи в связи с этим говорят об общественной личностной значимости для ребенка действий, которые он выполняет. При этом общественная значимость переживается как объективная необходимость действовать определенным образом [3, с.38].

Процесс усвоения детьми требований, процесс превращения этих требований в требования к «самому себе» изучал психолог А.А. Бодалев. Он установил, что этот процесс проходит несколько стадий. Сначала это только принятие требований, которые остаются внешними для ребенка. Далее он принимает требования добровольно, осознает свои обязанности. На завершающей стадии моральные требования становятся собственными, личными, внутренними требованиями, появляется требовательность к себе [8, с.73].

В зарубежной психологии глубокое исследование становления нравственной сферы личности провел Ж. Пиаже. Он выделил стадии развития моральных суждений у детей от морального реализма к нравственному релятивизму. Через 30 лет после того, как Ж. Пиаже опубликовал свои первые работы по развитию моральных суждений у детей, Л.Кольберг на основе собственной концепции нравственного развития детей, расширил, конкретизировал и углубил идеи Ж. Паже. Он установил, что на первом уровне развития морали, в его 1-й стадии, дети считают, что человек должен выполнять правила для того, чтобы избежать наказания за их нарушение. На 2-й стадии появляется мысль о полезности нравственных действий, сопровождается поощрениями. В это время моральным считается всякое поведение, за которое возможно получение поощрения, или такое, которое удовлетворяя личные потребности данного человека, не мешает удовлетворять свои другому человеку [2].

На уровне конвенциональной морали важное значение вначале придается тому, чтобы быть «хорошим человеком», соответствовать заданному образу такого человека. Затем на первый план выступает идея общественного порядка или пользы для людей (группы, общества). На самом высоком уровне пост конвенциональной морали люди сначала дублируют поведение, исходя из абстрактных представлений о нравственности, а затем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Таким образом, при формировании морального облика ребенка необходимо так организовать его собственный опыт, чтобы он мог быть хорошей почвой для усвоения норм и правил общественной морали. В процессе формирования личности ребенка, когда взаимодействуют личный опыт и общественные требования, у ребенка складывается система убеждений и идеалов, которые становятся постоянно действующими мотивами его поведения. На его основе возникает моральное постоянство личности, то есть способность человека в любых условиях сохранять верность усвоенным принципам и соответствующее им поведение. Положения морали превращаются в эмоционально окрашенные мотивы поступков лишь тогда, когда знание морали стало уже личным достижением подрастающего человека, превратилось для него в своеобразный сплав нравственных знаний, оценок, переживаний и толчков к действиям и поступкам. Дальнейший процесс формирования личности ребенка определяется тем, что система моральных убеждений и идеалов, которая возникла у него, то есть его моральное сознание, становится доминирующим фактором, если определяет его общественную активность. Фундамент же нравственного поведения закладывается в дошкольном возрасте, где идет усвоение нравственных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Нравственное развитие детей включает в себя усвоение ими моральных норм и ценностей общества. Формирование нравственных взглядов, идеалов, убеждений, которые определяют повседневное поведение человека, осуществляются в условиях морального выбора в поведении и деятельности.

Мораль ориентирует в первую очередь на сознательное восприятие человеком общественных идеалов и требований, на добровольное исполнение нравственных норм и принципов в качестве внутренних мотивов поведения. Мотивация, оценка и самооценка - важные средства моральной регуляции поведения людей.

Нравственное развитие личности - процесс, продолжающийся в течение всей его сознательной жизни. Самый высокий уровень нравственной воспитанности рассматривается как мудрость человека. Мудрый человек умеет правильно строить свои отношения с другими людьми, общаться, решать сложные нравственные проблемы, проявлять нравственную творчество. Мудрость - это тот идеал, к которому должен стремиться каждый человек. Конечно, конкретные обстоятельства и индивидуальные психологические особенности могут в определенной степени ограничивать нравственное развитие личности.

Одной из стержневых составляющих нравственной воспитанности детей является развитие их нравственного сознания. Моральное сознание определяется как «отражение в сознании человека принципов нравственности, то есть норм поведения, регулирующих отношения друг к другу и к обществу» [8, с.74].

Нравственные знания составляют основу развития нравственного сознания и являются одним из основных ее компонентов. Нравственные знания помогают правильно действовать в той или иной ситуации. Ведь для того, чтобы поступки соответствовали требованиям моральных норм и правил, нужно знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Развитие и уровень зрелости нравственного сознания человека находятся в органическом единстве с содержанием нравственных знаний и глубиной овладения ими.

Важную роль в становлении нравственной сферы личности занимают нравственные идеалы, которые выступают в системе общественного сознания, как идеальная модель желаемого, критерий оценки настоящего в соответствии с будущим.

Нравственное развитие осуществляется в процессе жизни, в условиях организованного воспитания и обучения. Формирование нравственных идеалов направлено на усвоение обобщенного человеческого опыта, общественных норм поведения и выработки нравственных качеств, которые являются для общества идеальными. Но нравственное развитие не всегда совпадает с тем, что проектируется. Это зависит от того, соответствуют поставленной цели содержание, организация, формы и методы воспитания детей в семье и школе.

По мнению психологов, одним из главных знаний является овладение нравственными понятиями. Это сложный и многогранный процесс, для которого характерны как общие закономерности, так специфические особенности, которые проявляются на том или ином этапе формирования нравственного сознания личности.

В теории дошкольного воспитания доказано, что эффективными средствами формирования нравственного поведения детей являются различные виды деятельности, а также содержание и характер межличностных отношений, которые возникают в процессе ее выполнения (Л.Артемова, З.Борисова, Р.Буре, Н.Горопаха, С.Дудникова, Т.Колесина, Л.Крайнова, Т.Маркова, А.Мондейкене, В.Нечаева, В.Павленчик и другие).

Анализ состояния исследуемой проблемы в практике воспитания показал, что в семьях и в дошкольных учебных заведениях несколько недооценивается способность детей осуществлять нравственный выбор. Фактически отсутствует его целенаправленное педагогическое стимулирование. Распространена излишняя регламентация поведения и ограничения самостоятельности воспитанников. Недостаток внимания к названной проблеме со стороны теоретиков и практиков негативно сказывается на развитии у детей способности к нравственному выбору.

Обобщение педагогических трудов (Ш. А. Амонашвили, К.М.Вентцель, Я.А.Коменский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, Й.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Сухомлинский, Л.Н.Толстой и другие) дало основания для вывода, что педагогическое стимулирование моральной активности воспитанников в процессе их деятельности способствует раскрытию внутреннего развивающего потенциала нравственного выбора и обеспечивает самосовершенствования последнего. Наиболее адекватным для этого есть метод воспитательных ситуаций (И.Д.Бех), во время которых взрослый косвенно влияет на поведение ребенка, побуждает его к самостоятельному нравственному выбору.

1.2. Возрастные особенности развития моральной сферы дошкольника

Содержание нравственного воспитания подчинено вечным ценностям и конкретным потребностям общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах эквивалентности личностей педагога и ребенка, гуманистичности содержания и средств воспитания, доверия и уважения в процессе воспитания, создание положительной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.

Нравственное воспитание предполагает различные воздействия на мысли, чувства, социальную практику индивида, его самосовершенствования. Этот процесс сочетает в себе такие особенности [2, с.99]:

- Целеустремленность (заключается в четкой очерченности цели педагогических воздействий);

- Многофакторность (предусматривает обобщение всех факторов, которые играют существенную роль в процессе воспитания);

- Удаленность во времени результатов работы (воспитание является длительным процессом, результаты которого могут быть достигнутыми не сразу);

- Непрерывность (заключается в систематичности взаимовлияния воспитателя и воспитанника);

- Определяющая роль педагога (педагог должен быть моральным образцом для ребенка);

- Целостность (предусматривает внутреннее единство всех воспитательных средств и воздействий по формированию нравственной культуры человека).

Нравственное воспитание с первых лет жизни ребенка направлено на формирование его нравственной позиции, ценностных ориентиров, интересов и потребностей. Ведь на этом этапе закладываются основы нравственного развития личности, развиваются представления, чувства, привычки, которые направляют дальнейшее его совершенствование. Особенно значительные изменения происходят в мотивационной сфере ребенка-дошкольника, проявляющиеся в развитии нравственных мотивов поведения, а на этапе старшего дошкольного возраста они получают соподчинения - подчиненности определенной высшей цели. Поэтому невнимание к нравственному воспитанию в дошкольном возрасте не может быть компенсировано в последующие годы.

Нравственное воспитание тесно связано с нравственным развитием, поскольку взаимодействие между педагогическими воздействиями и развитием личности происходит через восприятие, осознание, оценку и проверку опытом нравственных требований.

 Дошкольное детство является начальным периодом становления личности, когда формируются основы характера, отношение к окружающему миру, людям, себе, усваиваются нравственные нормы поведения, важные для личностного развития качества психики. Одной из первых нравственных потребностей является потребность в общении. Удовлетворяется она в процессе взаимодействия со взрослыми, которые подбирают педагогически целесообразные содержание и средства общения. В нем ребенок приобретает первый опыт нравственного поведения. Это отнюдь не означает, что взрослый формирует его по собственному замыслу или образцу. Ребенок развивается только тогда, когда сам активно действует. Искусство воспитателя проявляется в пробуждении и направлении его активности на самовоспитание.

Пластичность нервной системы дошкольника является предпосылкой его высокой эмоциональной активности. Окружающие предметы и явления всегда вызывают у него определенные эмоции. В этом возрасте динамично развивается как характер, так и способы проявления эмоций. У самых маленьких детей возникает такое настроение, как и у людей, с которыми они общаются: ребенок как будто «заражается» от них. Высокий уровень развития эмпатии (способности к сопереживанию) является результатом понимания ребенком эмоционального состояния другого человека. Это состояние он не просто «копирует», а воспринимает душой. Такая форма проявления чувств обусловлена потребностью в поддержке со стороны другого человека, в его помощи, а потому имеет моральное содержание.

Процесс нравственного формирования личности происходит неравномерно. В каждый период дошкольного времени ребенок выходит на качественно новые уровни нравственного развития.

Такими уровнями являются [6, с.118]:

1. Представление о моральных нормах. В младшем дошкольном возрасте возникают первые представления о том, что хорошо, а что плохо. Это происходит в процессе формирования нового типа отношений между ребенком и взрослым. Развитие самостоятельности ребенка в это время сопровождается потребностью соучастия в жизни взрослых, совместной деятельности с ними. Стремление к положительной оценке, поддержки и одобрения своих действий способствует организации процесса усвоения ребенком моральных норм.

В среднем дошкольном возрасте ярко проявляется позиция «защитника» норм поведения, эталоном которого является взрослый. Как правило, в своих жалобах дети в основном сообщают, что кто-то из сверстников не соблюдал требований взрослого или правил поведения. Первый этап формирования у детей представлений о добре и зле, о том, как нужно вести себя с другими людьми, как относиться к своим и чужим поступкам, связанный с непосредственным эмоциональным отношением к людям, которые предъявляют эти требования.

2. Нравственные чувства и мотивы поведения. В старшем дошкольном возрасте нравственные чувства и знания связываются с чувством долга. Ребенок в этом возрасте способен осознавать моральный смысл своего поведения. Возникают внутренние моральные инстанции (Л. Выготский) - стремление вести себя согласно моральным нормам не потому, что этого требуют взрослые (родители, воспитатели), а потому, что это приятно для себя и других.

На протяжении дошкольного детства развиваются такие внутренние моральные качества:

- Чувство собственного достоинства. Ребенок чувствует гордость за хорошо выполненную работу, достойный поступок, свое поведение в целом;

- Чувство стыда. Сказывается в неловкости, которую ребенок испытывает от неудачного поступка, собственной вины - сначала под влиянием замечаний взрослого («Как тебе не стыдно!»), А в старшем дошкольном возрасте оно сочетается с чувством собственного достоинства и становится устойчивым («Плохо делать не следует не том, что накажут, а потому, что стыдно «).

- Чувство долга. Проявляется оно в форме эмоциональных состояний, развиваясь в диапазоне от удовольствия, которое 3-4-летний ребенок испытывает при одобрении взрослым его поведения, в радости за хороший поступок, помощь товарищу, выполненное поручение (в 5-6 лет).

Важное значение для усвоения нравственных норм имеет такая особенность детей, как стремление к контакту со сверстниками, которое можно удовлетворить лишь при условии соблюдения моральных требований и правил, ориентации на возможность быть понятным в коллективе. Иногда грубый поступок или конфликт может быть вызван незнанием того, как следует вести себя в конкретной ситуации, чего избегать. Опыт негативного поведения ребенка может привести к замкнутости, отчуждения и других нежелательных последствий.

3. Привычки нравственного поведения. Воспитание нравственного поведения означает обеспечение единства мотивов и действий личности. Нравственные мотивы побуждают к определенному действию, придают поведению личностного содержания. В дошкольном возрасте начинается формирование иерархии (подчинение) мотивов поведения, которые являются свидетельством нравственной воспитанности. Ведь один и тот же поступок может быть обусловлен различными мотивами и свидетельствовать о разных уровнях усвоения определенных норм.

Нравственное воспитание предполагает становление у ребенка системы доминирующих мотивов, соответствующих моральным нормам и определяют его отношения с окружающими людьми. Важным аспектом развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение уровня их осознанности: ребенок начинает понимать, чем обусловлены его поступки, как связаны они с последствиями поведения. Это становится возможным благодаря развитию у дошкольника самосознания - понимание того, кем он является, какими качествами обладает, как относятся к нему другие и чем обусловлено это отношение. Самосознание проявляет себя через самооценку - умение оценивать свои достижения и неудачи, качества и возможности. Развитие самосознания не означает, что ребенок не нуждается в воспитательных воздействиях взрослого. По утверждению французского психолога Анри Валлона (1879-1962), для развития личности ребенка в возрасте от 3 до 6 лет крайне необходима приверженность людей. Без нее ребенок может стать жертвой страхов и тревожных переживаний, его может поразить психическая атрофия, след от которой нередко сохраняется в течение всей жизни и сказывается на вкусах и воле индивида.

4. Основы социальной компетентности. О развитии личности ребенка свидетельствует изменение его активности в социальной ситуации. Речь идет о влиянии среды и отношение к нему ребенка. В признании значимости каждого из этих явлений заключается принципиальная разница между учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной (гуманистической) концепциями воспитания. Воспитанием сознательного отношения ребенка к явлениям действительности занимается гуманистическая педагогика, а учебно-дисциплинарная решающую роль отводит формирующим воздействиям среды.

В раннем возрасте начинает формироваться «базисное доверие к миру» (Э. Эриксон) - представление ребенка о надежности взрослых, эмоциональная близость с ними. При правильном воспитании она перерастает в открытость социальных воздействий, готовность воспринимать других людей, интерес к общению.

Итак, целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества начинается в раннем детстве. Успешность этого процесса зависит от единства нравственного сознания и поведения. Определяющей в нем роль взрослого как «социального проводника», образца для подражания, организатора социального опыта ребенка.

1.3 Подходы к нравственному воспитанию ребенка

Понятие «нравственное воспитание» проникает во все стороны жизнедеятельности человека. Создание нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, совести, нравственных чувств, нравственной воли, привычек, навыков, общественно ценного поведения, есть результат целостного процесса.

Именно поэтому великий педагог современности В.А. Сухомлинский, разработавший воспита­тельную систему о всестороннем развитии личности, достаточно обосновано считал, что ее системо­образующий признак - нравственное воспитание.

Нравственное воспитание включает:

  • образование сознания связи с социумом, зависимости от него, необходимости гармонизировать своё поведение с интересами социума;
  • ознакомление с условиями общества, нравственными идеалами, доказательство их разумности и правомерности;
  • трансформация нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
  • формирование высокой культуры, устойчивых нравственных чувств, поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
  • создание нравственных привычек.

Исследование психолого-педагогической литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей в достаточной степени разносторонне разработана (Ж. Пиаже, Е.Г. Белякова, Б.С. Братусь, Т.Н. Майская и др.)

Раскрывая психологическую природу нравственных качеств личности, И. Д. Бех отмечает, что его начало необходимо искать в эмоциональной сфере индивида, так как первично именно эмоциональное переживание, являющееся источником действия, толчком к нему, выступает как мотив. При этом осо­бенно важным представляется положение о том, что эмоция может являться толчком к действию в том случае, если переживается с достаточной силой [2, с. 176].

И.Д. Бех справедливо заметил, что нравственные качества являются результатом, с одной сто­роны, обобщения конкретного эмоционального переживания, а с другой - обобщения повторяемых кон­кретных ситуаций, событий или явлений [2, с. 177].

В исследованиях А.И. Липкиной, Б. О. Николаичева [5] представлен материал о взаимосвязи нравственного опыта ребёнка и его осознанности. В их статье подчёркивается, что между нравствен­ным опытом ребёнка и его осознанностью нет однозначного соответствия. С одной стороны, нрав­ственное поведение предполагает осознанность мотивов и последствий поступков. С другой стороны, нравственное отношение может быть объективно реализовано в поступке и в тех случаях, когда сужде­ние о нём не является достаточно расчленённым и нравственная регуляция выступает в форме лишь эмоционального переживания (стыд, вина, гордость, удовлетворённость) [5, с. 14].

В связи с этим следует учитывать в практической работе сложность перехода от мысли к дей­ствию, так как явно особые условия к мотивационным установкам формирующейся личности, что стал­кивает её с необходимостью выбора и последующей оценки.

На психологическом уровне процесс воспитания нравственной культуры личности строится на механизмах сопереживания и распознавания, представления как эмоционально обогащённого, по­движного образа, который наполнен личностным смыслом.

Педагогически направленный процесс нравственного воспитания личности, необходимо осуществлять постепенно.

Он предполагает: формирование и расширения интереса к осмыслению знаний нравственной направленности, моральных сторон жизнедеятельности; осознание сути нравственных ценностей и появление позитивного отношения к ним; формирование способности к персонализации личности в другом лице; осознание личностью себя субъектом морального поступка, действия; приведение своего поведения в соответствие с нормами нравственной культуры; развитие необходимости в саморазвитии и самосовершенствовании.

Описанное выше позволяет определить направления педагогической деятельности. Прежде всего, необходимо:

  • способствовать освоению знаний о ценностях нравственной культуры; об историко-культурных корнях обычаев и традиций разных времён и народов;
  • стимулировать понимание сути нравственных норм, принципов, идеалов, понятий, нравствнных качеств личности; развивать способность к нравственной оценке, суждению, этико-психологическому анализу; развитие эмпатии и рефлексии как основы нравственных чувств;
  • организовать процесс практического освоения социально одобренных образцов поведения в проблемных ситуациях, норм культуры общения, средств самовоспитания, саморегуляции.

В процессе взросления ребенка, в дошкольном детстве чувства теряют ситуативность, становят­ся более глубокими по смысловому содержанию, имеют под собой нравственную основу. У дошкольни­ка развивается эмоциональное предвосхищение, заставляющее его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предположить реакцию других людей на его поступки.

В дошкольном возрасте взаимодействие ребенка с сверстниками и взрослыми, появление форм коллективной деятельности (группа детского сада, начальные классы школы) приводит в дальнейшем к развитию у ребенка сочувствия, симпатии, формированию чувства товарищества. В дошкольном пери­оде активно развиваются высшие чувства: нравственные, познавательные, эстетические, источником формирования которых также являются взаимоотношения с близкими людьми.

С точки зрения Ж. Пиаже, если на ранних этапах своего развития ребенок чувствовал доброже­лательность, внимание, заботу, любовь, у него есть возможность для формирования фундамента эмо­циональной включенности в мир, становления нравственных чувств, эмпатии по отношению к другим [5,87].

Нравственное воспитание, которое осуществляется в дошкольном учреждении, школе, обще­ственных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Ро­дине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результат это здоровый индивидуализм, требовательность к себе, согласованность общественных и личных интересов, коллективизм, внимательное отношение к человеку, высокие нравственные чув­ства патриотизма.

Б.С. Братусь выделяет три группы задач нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста:

  1. Создание нравственного сознания ребенка как совокупности нравственных представлений, взглядов, суждений. Максимальной степенью развития нравственного сознания являются идеи, кото­рые со временем становятся координаторами действий и поступков ребенка. От степени того как сформировано нравственное сознание зависит нравственная неуязвимость личности.
  2. Создание нравственного поведения, которое должно стать обычным в сознании ребенка, для чего нужно накапливать опыт подобного поведения. В нравственное поведение входит интеллектуаль­но-волевая, чувственная и исполнительная (техническая) сферы, которые нужно развивать в единстве с нравственными идеями.
  3. Развитие нравственных отношений и чувств - в большей степени эффективно формируется в детском коллективе, во взаимодействии с товарищами. Чувства всегда следуют тому или иному нрав­ственному выбору, от их хода зависит поведение ребенка [2,56].

По мнению Е.Г. Беляковой, главными задачами нравственного воспитания дошкольника являются:

  • создание нравственного сознания;
  • воспитание и формирование нравственных чувств;
  • выработка привычек и умений нравственного поведения [1,63].

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, поставлены главные задачи ду­ховно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: создание начал патриотизма и граждан­ственности; создание человеческого отношения к людям и окружающей среде; уважение к своей нации; создание духовно-нравственного отношения и чувства собственной причастности к культурному насле­дию своего народа; понимание своих национальных особенностей; создание чувства собственного до­стоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; со­здание доброжелательных, позитивных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду [6].

Одна из главных особенностей основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» это взращивание в детях уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, заботливое отношение к малышам, уважение к старшим, пожилым людям; создание установившихся половых представлений; воспитание у детей цели в своих поступках следовать хорошему примеру [4,66].

В русле основной общеобразовательной программы «Детство» педагог с помощью бесед и об­суждений проблемных ситуаций подводит детей к знакомству с эмоциональными состояниями, пере­живаниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания согласно возрасту. Именно поэтому, по мнению авторов программы, дети сами приходят к пониманию, какие поступки и действия приводят к одинаковым переживаниям, у детей создаётся понятие о гуманном и негуманном поведении, о эмпатии и милосердии [3,73].

Содержание образовательной области «Социально-личностное развитие» в приблизительной программе указывает, что общение и разнообразные виды детской деятельности в глобальном куль­турном контексте выступают как главное средство присвоения ребенком нравственных общечеловече­ских ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу де­тей и взрослых; национальных традиций ,создания начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания. В итоге у детей развивается готовность к сов­местной деятельности; происходит становление произвольности, самостоятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также создание основ безопасного поведения в природе, социуме, быту.

Исходя из этого, поэтапное осознание ребенком личной значимости поступков оказывает воздей­ствие на воспитание доброжелательности, отзывчивости, сочувствия к сверстникам, а также воздер­живаться от эгоистических проявлений и умению действовать в интересах других. Осуществление за­дач и содержания нравственного воспитания детей дошкольного возраста оснащается использованием всевозможных педагогических средств. Главным средством нравственного воспитания является при­менение созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Чаще всего, нравственные идеалы развиваются в рамках человеческого мировоззрения как обобщенной системы убеждений и взглядов, в которой человек проявляет свое отношение к окружаю­щей его социальной и природной среде.

Белякова Е.Г. связывает средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста в несколь­ко групп: художественные средства (литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.). Эта груп­па средств необходима, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений.

  • природа, которая даёт возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее; развивать у ребенка уверенность в себе.
  • собственная деятельность детей (игра, труд, художественная деятельность), незаменимая для воспитания практики нравственного поведения.
  • окружающая ребенка обстановка, становящаяся средством воспитания чувств, поведения, представлений, т.е. активизирует весь механизм нравственного воспитания [1,33].

При всём этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реально­сти, но и оценку своего места в окружающей действительности, взаимоотношений с другими людьми.

Нельзя не затронуть и методы нравственного воспитания - это особый инструмент в руках вос­питателя и учителя. Они реализовывают функции организации процесса нравственного развития и со­вершенствования личности, руководство этим процессом.

При помощи способов нравственного воспитания реализовывается целенаправленное влияние на учащихся, возникает и направляется их жизнедеятельность, пополняется их нравственный опыт.

Формы возникновения и способы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Воспитательная работа проводится не только со всей группой, но и приобретает индивидуальный характер.

Конечной целью работы с коллективом - является воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наибо­лее эффективный и действенный путь развития личности.

Возникновение и установление в личности определенного набора нравственных качеств являют­ся итогом нравственного воспитания. И чем прочнее развиты эти качества, тем меньше отклонений от принятых в социуме моральных устоев наблюдается у ребенка. Нравственная воспитанность как си­стемная характеристика и результат процесса нравственного воспитания представляет определенный уровень сформированности нравственного сознания, чувств и поведения личности, которые позволяют ей осуществлять самостоятельный и осознанный нравственный выбор, проявлять собственную нрав­ственную позицию и выстраивать гармоничные отношения взаимодействия с окружающими людьми.

Из этого следует, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей жизни, и направлен на освоение людьми правилами и нормами поведения. Как педагогическая система оно включает в себя взаимосвязанные программно - целевой, технологический, содержательный и результативный компоненты. Производительность про­цесса нравственного воспитания зависит от каждого из них, включая используемые педагогом педаго­гические средства, их адекватности как возрастным случаям нравственного развития ребенка до­школьного возраста, так и программно-целевому и содержательному компонентам воспитательного процесса.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. Постановка проблемы

Известная народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Вопросы духовно-нрав­ственного развития, воспитания, совершенствования челове­ка волновали общество всегда и во все времена. Сейчас, когда в обществе всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится особенно актуальной. Краеведение - одно из важных средств обучения и воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время идея воспитания патриотизма и граж­данственности, приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности. При этом акцент делается на вос­питании любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками [1].

Планируя работу с дошкольниками в данном направлении, мы предполагали, что формирование духовно-нравственной личности дошкольника будет эффективно, если будут созда­ны условия, подготовлены педагогические кадры, разработан и реализован методический комплекс «Краеведение».

Организация и проведение образовательной деятельности по программе проводилась на базе детских садов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Тимашево. Занятия проходили, как дополнительные к общеобразовательной программе, или планировались через вариативную часть основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования. Был составлен учебный план, разделы которого состоят из следующих тем: «Моя семья», «Моя малая Родина», «Искусство», «Природа», «Знаменитые люди», «Россия». Работа проводилась в старших группах.

В группах создана образовательная среда, предоставляю­щая возможность ребёнку самостоятельно делать выбор дея­тельности. Помещение групп разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в различных обла­стях деятельности. Для центра познавательного развития в группах организованы игровые уголки по профессиям, ко­торые пополняются атрибутами изготовленными педагогами совместно с родителями. Подобран дидактический материал посвященный профессиям взрослых, творчеству известных людей композиторов, писателей, поэтов, знаменитых людей с. Тимашево, нашего района, губернии.

Для того чтобы методика была комплексная, а знания у де­тей - полными, проводились разные мероприятия с родите­лями: брей ринги, круглые столы, тренинги, семейные гости­ные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, студии. Совместно с родителями оформлены альбомы для рассматривания по сезонам, достопримечательностей наше­го села, организованы фотовыставки «Я-тимашанин!», «Моя родина!», «Моя семья!», «Профессии моей семьи». Были прове­дены мероприятия: «Давайте познакомимся», «Любимые се­мейные игры», «Генеалогическое древо», «Мой дом», «Зимние забавы», «Рождество Христово», «Мой папа солдат», «Празд­ник русской рубахи», «Масленица». Совместные мероприятия позволили вовлечь родителей в образовательный процесс по воспитанию духовно-нравственной личности, уважающей свою семью, традиции, обычаи, свою Родину.

Разработан план работы совместно с библиотекой школой, КДЦ. Во время экскурсий в сельскую библиотеку дети были ознакомлены с тематическими выставками: «Мой родной край», «Поэты нашего края», «Природа нашего края». Тради­цией стало организовывать такие совместные праздники как: «День матери», «День пожилого человека», «День инвалида». С удовольствием дошкольники готовят поделки и концерт­ные номера для праздника «День села».

Ежегодно проводятся экскурсии на предприятия и учреж­дения нашего села. Большое впечатление произвела экскурсия на ООО «Раменский кондитерский комбинат», где дошкольни­ки не только смогли познакомиться с профессиями своих ро­дителей, но и увидеть всё производство в целом, после чего все дети решили работать на родном комбинате.

Детские сады постоянно принимают участие в экологиче­ских акциях: «Рябиновая Русь», «Ёлочка-зелёная иголочка», «Посади дерево», «Вырастим рассаду для цветников», которую высаживают на клумбах детского сада, школы, поселения. До­школьники совместно с педагогами, родителями и учащими­ся нашего образовательного центра являются участниками социального проекта «Сквер Победы», который стал победи­телем районного и окружного конкурса проектов «Гражда­нин-2017».

В течение всего учебного года нашими педагогами до­школьной ступени образования организуется и проводится ак­ция «Поздравь односельчан». Дети своими руками готовят по­здравительные открытки для каждого праздника, которые вы­вешиваются в общественных местах и раздаются ветеранам.

Следующим направлением нашей работы стала работа с пе­дагогами. Для трансляции знаний организовывались педаго­гические гостиные, открытые мероприятия, семинары-прак­тикумы. Для повышения квалификации педагоги прошли дополнительное обучение. Опыт работы педагогов представ­лялся на региональном и международном уровнях Ярмарки социально-педагогических инноваций, на Всероссийской кон­ференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного об­разования». Проекты, разработанные педагогами совместно с детьми, представлялись на региональных конкурсах «Эко­лидер». Воспитанники представляли проекты на окружном уровне: «Я узнаю мир», «Что я могу рассказать о войне», «Те­атральная весна». Проектно-исследовательская деятельность в наших детских садах носит активный характер. Дети с увле­чением участвовали в таких проектах как «Русская берёзка», «Это - русская сторонка, это - Родина моя», «Красота спасёт мир». На территориях детских садов находятся групповые участки, оборудованные для самостоятельной деятельности детей, спортивные участки, тропа здоровья, огород, поле, уго­лок леса, и цветники.

В начале и в конце учебного года проводится сравнитель­ный анализ мониторинга, который показывает эффектив­ность выполнения программы. Для мониторинга были ис­пользованы методики: «Лесенка», С. Г. Якобсон, В. Г. Шур; Тест «Несуществующее животное»; «Моя воспитательница»; Тест «Рисование семьи»; «Социометрия» [2].

2.2 Анализ результатов

Анализ результатов исследования ответов детей на вопро­сы анкеты на начало и конец года по теме: «Формирование духовно-нравственной личности дошкольника путём приме­нения методического комплекса «Краеведение» показал, что дети улучшили свои результаты.

Таблица 1

Методика «Лесенка» С. Г. Якобсон, В. Г Шур

Август 2018 г.

Сентябрь 2018г.

Высокий уровень самооценки - 58 %

Высокий уровень самооценки - 80 %

Средний уровень - 32 %

Средний уровень - 20 %

Низкий уровень -10 %

Низкий уровень - 0 %

Таблица 2

Тест «Несуществующее животное»

Август 2018 г.

Сентябрь 2018г.

Неуверенность в себе - 68 %

Неуверенность в себе - 27 %

Агрессия - 16 %

Агрессия - 8 %

Страхи - 16 %

Страхи - 15 %

Таблица 3

Методика «Моя воспитательница»

Август 2018 г.

Сентябрь 2018г.

Комфортная обстановка - 92 %

Комфортная обстановка - 100 %

Некомфортная обстановка - 8 %

Некомфортная обстановка - 0 %

Таблица 4

Тест «Рисование семьи»

Август 2018 г.

Сентябрь 2018г.

Высокий уровень комфортности - 77 %

Высокий уровень комфортности - 80 %

Средний уровень комфортности - 15 %

Средний уровень комфортности - 20 %

Низкий уровень комфортности - 8 %

Низкий уровень комфортности - 0%

Таблица 5

Социометрия

Август 2018 г.

Сентябрь 2018г.

Любимые виды деятельности - 30 %

Любимые виды деятельности - 60 %

Предпочитаемые виды деятельности - 45 %

Предпочитаемые виды деятельности - 40 %

Не предпочитаемые виды деятельности - 25 %

Не предпочитаемые виды деятельности - 0 %

Рисунок 1 - Уровень умственного развития

По результатам мониторинга видно, что повысился уро­вень умственного развития дошкольников. Показатель вер­бального развития говорит о том, что дети стали более уверен­ны в своих ответах. Улучшен показатель следующих областей «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Сравнив диагно стику на начало и конец учебного года, выявлены результаты снятия тревожности, агрессии, неуверенности в себе. Видна положительная динамика в развитии самооценки, комфорт­ности развития в семье и в детском саду, повышение уверен­ности в себе. Объём знаний по теме «Краеведение» увеличил­ся у детей на 40 %.

Комплексная работа с дошкольниками в детском саду про­должится в дальнейшем и в школе, где имеется обширный опыт гражданско-патриотического воспитания и работы по краеведению. Важно использовать современные разнообраз­ные практики гражданско-патриотического воспитания, на­копленные в образовательных учреждениях разного типа [3].

Таким образом, практическая направленность работы по краеведению дала возможность обновить воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанни­ков не только в информационно-просветительском, но и прак­тическом плане. Знакомясь с родным краем, родным селом, дошкольники научились осознавать себя живущими в опреде­ленный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщиться к богатствам нацио­нальной и мировой культуры. Как показывают результаты проведённых исследований, у детей повысился знаниевый компонент и эмоциональная составляющая личности, у ро­дителей повысилась толерантность, у педагогов компетент­ность и возможность транслировать программу.

В результате проделанной работы педагогами создана база и адекватные условия развития нравственной личности дошкольника, под­готовлены кадры, созданы развивающие центры, налажена связь с социальным окружением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, хотелось бы отметить, что особое значение для усвоения нравственных представлений дошкольниками имеют самодеятельные творческие игры. Увлеченное игровое взаимодействие способствует развитию диалогической направленности речи, создает реальные ситуации для овладения культурой общения. Ребенок учится заранее продумывать свои ролевые высказывания, работать над содержанием и выразительностью игровых действий. Игровая ситуация требует от маленьких соисполнителей умения объяснять и договариваться, планировать и сообщать своим партнерам содержание их действий. Подготовка и участие в играх рассматривается естественным, корректным, и потому наиболее эффективным, средством формирования у детей эмпатии – «душевной внимательности», способности постигать эмоциональные состояния других людей.

По ходу игры от ее участников требуется умение наблюдать, видеть и адекватно реагировать на эмоциональные состояния своих партнеров. Через игровую деятельность ребенок познает и «моделирует» самого себя, определяет и регулирует свои возможности, способности, поведение.

Через игру, в содержании которой ребенок отражает и моделирует различные социальные ситуации выстраивания отношений между людьми, он обретает способ размышления над их смыслом, особенностями личности и поведения другого человека (взрослого или ребенка), выявляет свои собственные характеристики и возможности (интеллектуальные, волевые, личностные). В процессе игры постепенно, методом проб и ошибок, посредством разрешения множества конфликтов, у детей формируется собственная система ценностей, умение действовать согласованно, дружно, придерживаясь определенных правил. Их соблюдение в процессе свободной самостоятельной игры способствует развитию воли, способности самообладания, выдержки, настойчивости. Самостоятельность мотивирована потребностью ребенка в свободе, волеизъявлении. В этом смысле важно с первых шагов направлять стремление ребенка к установлению подлинно человеческих отношений, основанных на принятии тех же желаний, интересов, потребностей другого человека, взаимном уважении, гуманности, взаимопомощи, что предполагает усвоение детьми установленных в обществе требований к поведению, деятельности.

При определенной педагогической поддержке к старшему дошкольному возрасту у ребенка складывается способность регулировать свои эмоциональные проявления, соотносить свои желания и интересы с пожеланиями и интересами других участников игрового взаимодействия. В этом плане важны все виды коллективных игр, позитивная динамика развития игровой деятельности.

Важнейшим условием развития игровой деятельности является интересная, богатая впечатлениями, содержательная жизнь детей в детском саду, умелое сочетание всех видов работы с детьми, творческое, заинтересованное взаимодействие ребенка с детьми и взрослыми. Образование «Я» – системы, происходящее к шестому году жизни, превращает ребенка в субъекта своей деятельности, существо, осознающее себя таковым, порождает потребность в самопознании. Реализация этой потребности доставляет ребенку массу удовольствия. Воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Индикаторами результатов эксперимента рассматривались: самостоятельный выбор деятельности, ее организация, завершение и оценивание детьми, их действия, поступки, поведение, эмоциональные и волевые проявления, по которым уже можно было судить о чувствах, отношении детей к своим и чужим замыслам, сверстникам. Самостоятельные проявления детей мы рассматривали как показатель эффективности применяемой нами методики воспитательной работы, созданных в ДОУ условий для усвоения нравственных представлений о добре и зле детьми старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакулина С. Ю. Особенности развития моральных чувств у детей дошкольного возраста // Вестник Измаильского государственного педагогич-института. - 2006. - Вып. 4. - С. 3-7.
  2. Безверхий А.С. Нравственное развитие ребенка в онтогенезе в работах зарубежных психологов // Психология. Сборник научных трудов. Выпуск 11. - М .: НПУ имени М. П. Драгоманова, 2008. - С.191-198.
  3. Белоусова В.А., Говорун Т.В., Киселева Н.И. Воспитание культуры поведения детей. - М .: Просвещение, 1986.
  4. Бех И. Д. Личностно ориентированное воспитание. - К .: ИЗМН, 1998. - 204 с.
  5. Волошина В.М. Особенности организации деятельности, стимулирующей моральный выбор в поведении дошкольников // Научные записки: Сб. Научных статей НПУ имени Драгоманова. - К .: НПУ, 2001. - Выпуск 41. - С.73-75.
  6. Гриневич И.И. Моральный выбор в поведении дошкольников и стиль общения // Научные записки. Серия Педагогические науки. - Ч.2. - Кировоград: РПЦ КГПУ, 2001. - С.69-72.
  7. Коваль Л., Фролов П.Д. Диагностика нравственной воспитанности ценностей детей // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 9.-С.18 - 22.
  8. Кравченко В.В. Моральный выбор в поведении дошкольников и стиль общения // Научные записки. Серия Педагогические науки. - Ч.2. - Кировоград: РПЦ КГПУ, 2010. - С.69-72.
  9. Краткий психологический словарь // Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М .: Политиздат, 1985.
  10. Павелко Р.В. Развитие морального сознания и самосознания в детском возрасте: Монография. - Ровно: Волынские обереги, 2004. - 248 с.
  11. Субботский Е. В. Генезис личностного поведения дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 68 - 78.
  12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр.психол. -1991.- №4