Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Основы товароведения: анализ структуры торгового ассортимента

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние годы ассортимент ювелирных изделий значительно преобразился. Изменения произошли за счет активной интервенции зарубежных производителей. На прилавках ювелирных магазинов представлена продукция как отечественных, так и зарубежных производителей. Следует отметить, что в последние годы отмечается изменение предпочтений со стороны покупателей. Все чаще отечественные покупатели предпочитают изделия из серебра золоту и нередко приобретают бижутерию вместо высококачественных ювелирных изделий. Ранее считалось, что данная тенденция напрямую связана с экономическим кризисом 2008-2012-х годов, но текущая тенденция показывает, что спрос на серебро и бижутерию растет гораздо быстрее, чем на ювелирные изделия. Тем не менее, золотые изделия продолжают пользоваться высоким спросом. Популярными остаются золото 585-й пробы и серебро 925-й пробы.

Развитию ювелирной розницы препятствуют следующие факторы.

Во-первых, торговля ювелирными изделиями проигрывает многим другим сегментам рынка товаров массового потребления по силе и частоте воздействия на потребителя.

Во-вторых, здесь имеется давняя проблема, с которой, впрочем, сталкиваются не только продавцы драгоценностей: речь идет о значительной доле серого импорта из Турции, стран Азии и некоторых других государств. Честным российским производителям и фирменным сетям сложно конкурировать по ценам с изделиями сомнительного происхождения и низкого качества. Таким образом, в целях борьбы с поддельными и некачественными изделиями необходимо разбираться в характеристиках ассортимента ювелирных изделий, что и составляет актуальность данного исследования.

Цель работы – анализ структуры торгового ассортимента ювелирных изделий из золота со вставками на примере ювелирного магазина «Магнолия» г. Владивосток.

Объект исследования – ювелирные изделия из золота со вставками.

Предмет исследования – структура ассортимента ювелирных изделий из золота со вставками на примере торгового предприятия.

Задачи:

1. Изучить источники литературы по исследуемой тематике.

2. Проанализировать современное состояние рынка ювелирных изделий, характеристику ассортимента, способы производства.

3. Проанализировать структуру ассортимента торгового предприятия.

4. Провести анкетный опрос.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1 Характеристика ассортимента изделий из золота со вставками

1.1 Классификация и ассортимент золотых изделий со вставками

Классификация ювелирных изделий представлена на рисунке 1.

Классификация ювелирных изделий

Предметы личных украшений

Предметы туалета

Предметы сервировки стола

Письменные принадлежности

Сувениры

Принадлежности для часов

Принадлежности для курения

Предметы для украшения интерьера

Кольца

Серьги

Цепочки

Колье

Браслеты

Бусы

Броши

Кулоны

Медальоны

Булавки

Запонки

Зажимы для галстука

Пудреницы

Булавки для шляп

Зеркала

Флаконы

Ложки

Вилки

Ножи

Рюмки

Стопки

Бокалы

Подстаканники

Графины

Сервизы

Солонки

Соусницы

Масленки

Салфеточные кольца

Лопатки для торта

Ручки

Карандаши

Ножи для бумаги

Письменные приборы

Стаканы для карандашей

Блокноты

Памятные медали

Символы

Брелоки

Нагрудные знаки

Браслеты для наручных часов

Цепи для карманных часов

Шкатулки

Коллекционные камни

Вазы

Статуэтки

Поделки из камня, кости и рога

Рисунок 1 – Классификация ювелирных изделий [13]

По способу производства различают ювелирные изделия индивидуальные и серийные, или массовые [1].

Индивидуальные изделия изготовляют по отдельным рисункам или образцам в зависимости от наличия драгоценного или полудрагоценного камня, его размера, ценности по качеству, формы и других особенностей. Такие изделия обычно делают высококвалифицированные мастера вручную; оборудование применяют только при подготовке первоначальной заготовки или получении необходимого профиля металла [3].

Серийные, или массовые, изделия изготовляют с камнем или стеклом стандартных размеров, мелкими или более крупными партиями. Производственные процессы механизированы.

По назначению ювелирные товары классифицируют на группы, подгруппы и виды [8].

Все ювелирные товары могут быть подразделены на следующие группы: украшения для женщин, предметы туалета, предметы для украшения комнаты, предметы для сервировки стола, часы и принадлежности к часам, предметы для курения, сувениры. Каждая группа состоит из нескольких подгрупп. Так, группа украшения для женщин классифицируется на 12 подгрупп: браслеты, ожерелья, броши, медальоны, цепочки, бусы, колье, серьги, пряжки, кулоны, кольца, гарнитуры.

Одна подгруппа отличается от другой также назначением входящих в нее изделий. Например, в подгруппу колец в группе украшения для женщин входят изделия, надеваемые на пальцы; в подгруппу серег – изделия, которые носят в ушах; в подгруппу бус, колье, ожерелий, цепочек – изделия, надеваемые на шею, и т. д.

Каждая подгруппа состоит из видов. Видом называется ювелирное изделие одного фасона, изготовленное из определенного материала и имеющее самостоятельный артикул. Количество видов ювелирных изделий исчисляется тысячами наименований.

По характеру внешней отделки украшения для женщин (кольца, броши, серьги, браслеты и др.) дополнительно классифицируют на: гладкие; с различными видами художественной обработки без камней и других вставок; с различными видами художественной обработки с камнями и вставками из других материалов [8].

Гладкие изделия могут быть сплошными или пустотелыми. Пустотелые изделия, сохраняя основную форму (например, кольца), обычно стоят дешевле, так как материала на них тратится меньше.

Изделия с различными видами художественной обработки без камней характеризуются применением таких технологических приемов обработки, как гравирование, штампование с рисунком, наложение черни, эмали, филиграни. Эти же изделия с камнями проходят указанные выше технологические процессы обработки, но с использованием всевозможных камней: драгоценных, полудрагоценных, поделочных, синтетических, из стекла, вставок из пластмассы и других материалов.

Иногда в одном изделии сочетаются различные художественные приемы обработки, например филигрань с эмалевым узором, художественное гравирование деталей, чернь и дагестанская чеканка и др.

По используемому материалу ювелирные товары могут быть классифицированы на изделия: из золота, серебра, платины, палладия, комбинации этих драгоценных металлов, аноднооксидированного алюминия, мельхиора, латуни, чугуна, кости и рога, папье-маше, камня и из других материалов.

По конструкции изделия различают следующим образом: серьги – для проколотых ушей и непроколотых, каждая из этих групп в свою очередь подразделяется на серьги подвижные, полуподвижные и неподвижные; пудреницы – сумочные и настольные и т. д.

1.2 Методы производства золотых изделий со вставками

Современное крупносерийное массовое и мелкосерийное производство ювелирных украшений обновляет и расширяет номенклатуру выпускаемой продукции в основном за счет приоритетных дизайнерских решений, направленных на совершенствование свойств изделий, путем создания новых художественных образов, открытия и разработки пространственных форм и создания цветовых композиций, которые способствуют удовлетворению эстетических требований самого изысканного и утонченного социума [23].

Развитие культуры и моды ставит перед дизайнерами и ювелирной промышленностью все более сложные и трудоемкие задачи, которые практически невозможно решить без серьезных научных разработок.

Эмалирование является одной из базовых технологий ювелирного производства, дающей возможность расширить арсенал художественных средств и приемов реализации авторских идей, создавать собственные цветовые сочетания, обладающие яркой индивидуальной выразительностью. Это, прежде всего, выбор материалов для декоративно-защитных покрытий в интеграции с трансферами и различными условиями их нанесения на поверхность изделия, которые значительно дополняют гамму цветового сенсорного восприятия и пространственную фактуру.

Горячее и холодное эмалирование варьируется в зависимости от серийности производства, которое определяется рыночными отношениями. Растущий потребительский спрос делает актуальным применение эпоксидных и полиуре-тановых двухкомпонентных компаундов и фотополимерных эмалей. Таким образом, выбирая материалы покрытий, комбинируя их с трансферами и варьируя условия их нанесения, можно продавать поверхности изделий различные цвета и фактуру, расширяя возможности полутоновой передачи в миниатюре. Все это в совокупности повышает качество продукции и разнообразит ее ассортимент.

Индивидуальное исполнение украшений. Такой метод основывается на применении только большого количества ручного труда мастера ювелира. Этот метод часто применяется при непосредственном изготовлении ювелирного изделия полностью вручную. Здесь обеспечивается производство любой сложности и полностью исключается возможность брака или недостатков, но требуется на много больше времени для изготовления и естественно увеличиваются потери металла. В результате чего получается уникальное и красивое ювелирное украшение [14].

Для ювелирных украшений применялись такие драгоценные металлы как серебро, палладий или платина, и больше всего – золото. Но наиболее ценным в то время считалось украшение из металла. Современный процесс изготовления ювелирного изделия не прост, он состоит из нескольких разных этапов, которые могут в общем длиться неделю или даже месяц, это зависит от многих факторов, начиная от сложности изготавливаемого ювелирного изделия. Самым главным этапом при создании какого-нибудь ювелирного изделия в современном мире, конечно является 3D моделирование. Множество европейских компаний уже не первый день используют преимущества, которые предоставляет данная технология. На первом этапе 3D проектирования учитываются все необходимые технологические особенности производства – это деформация восковок и резиновой пресс-формы в результате «усадок» до закрепки полировки и камней [7].

Все современные автоматизированные методы обработки базируются на использовании качественной математической 3D­модели, полностью и однозначно определяющей форму будущего изделия. Как показывает опыт, применение для дизайна и конструирования ювелирных изделий традиционных методов поверхностного и твердотельного моделирования зачастую оказывается неоправданно сложным и трудоемким. Как правило, ювелирные украшения имеют различные рельефные изображения и орнаменты, которые проще и быстрее задать с приемлемой точностью при помощи триангулированной поверхности. Поэтому в продуктовой линейке компании Delcam помимо CAD­системы PowerSHAPE, предназначенной главным образом для поверхностного и твердотельного 3D­моделирования, присутствует CAD/CAM­система ArtCAM, рассчитанная на создание фасетных моделей.

В большинстве случаев для конструирования ювелирных изделий достаточно возможностей фасетного 3D­моделирования в расширенной версии ArtCAM JewelSmith. Эта программа позволяет моделировать такие ювелирные украшения, как кольца, серьги, броши, подвески, запонки, браслеты и т.д. За основу проекта в ArtCAM берутся двумерные векторные эскизы или растровые изображения, трансформируемые в 3D­рельеф при помощи заданных пользователем алгоритмов. В ArtCAM реализованы функции так называемого скульптурного 3D­моделирования (на основе интерактивного деформирования поверхностей в режиме реального времени), которые наиболее удобны при работе над художественными изделиями. Базовые элементы 3D­модели могут быть скомпонованы в ArtCAM по слоям и группам, что также значительно упрощает работу дизайнера. Еще одно, не менее значимое по важности после 3D­моделирования предназначение CAD/CAM­системы ArtCAM JewelSmith – автоматическая генерация управляющих программ для четырехосевой обработки смоделированных изделий на фрезерных станках с ЧПУ.

Активно совершенствуются также микроинструменты для традиционного резания материалов – фрезерования, сверления, точения. Микрофрезы диаметром 20-60 мкм, микросвёрла диаметром до 15-30 мкм, микрорезцы ширинойоколо 10 мкм предназначены, в основном, для микрообработки объёмных деталей в прецизионном приборостроении [21].

Функциональное многообразие изделий различных производств обусловливают специфику построения технологических процессов и отличия в принципах реализации операций. В ряде случаев режущие микроинструменты могутдополнить арсенал традиционных инструментов для обработки изделий гранильного и ювелирного производств. Опыт, накопленный при монтаже кристаллов, становится полезным при сборке, например, ювелирных модулей дляизделий-трансформеров, которые могут видоизменяться по внешнему виду илифункции [21]. К украшениям с переменной функцией, можно отнести такие изделия, как: броши-браслеты, слайд-браслеты, состоящие из подвижно закрепленных звеньев, являющихся самостоятельными украшениями, броши-кулоныи т. д. Американская компания «Hidalgo» продаёт браслеты и кольца в наборахиз трёх или пяти экземпляров разной цветовой гаммы, чтобы можно было конструировать украшения на свой вкус. Механизм трансформации – это микромеханизм, при помощи которого возможно изменение внешнего вида илифункции ювелирного украшения [19]. Принцип вращения элементов вокруг оси, даёт множество интересных и необычных решений, исчезает риск потери деталей изделия. Данный принцип реализован в ювелирных изделиях с поворачивающимися декоративными элементами (двусторонние переворачивающиесякасты и декоративные элементы композиции), или с поворачивающимися конструктивными элементами (шинками колец, звеньями колье и т.д.). Принципдвижения по направляющим реализован, например, в браслетах со сдвижнойдекоративной панелью.

Применяются старинные и  современные техники: золочение, серебрение, оксидирование, родирование и т.д.

1. Золочение – электролитическое нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий в защитных или декоративных целях. Покрытия, которые получают с помощью гальванизации, отличаются высокой прочностью, а сам процесс – экономичностью. Золочение всегда являлось наиболее распространенным способом отделки, потому что золото – один из первых металлов, ставших известными человеку. Кроме того, золото по интенсивности цвета, мягкости блеска, глубине тона и устойчивости декоративных качеств превосходит все другие металлы.

Золочение – важный элемент златоделия. Производят его холодным, горячим способом (на огне) и в жидком состоянии. Самой древней техникой является холодное золочение. Использовали ее еще ювелиры Древнего Рима. Серебряную или бронзовую основу обивали тонким золотым листом. С античных времен известна и техника золочения на огне. Золото, смешанное с ртутью, наносилось на изделие тонким слоем и обжигалось. Под воздействием высоких температур ртуть испарялась, и золото прочно соединилась с основой. Этот способ перестали использовать после того, как стали известны вредные свойства ртутных испарений.

В 1865 году был открыт метод гальванического золочения и серебрения, применяемый и в настоящее время. Он не только придает изделию нарядный вид, но и защищает его от коррозии. Суть процесса заключается в осаждении на поверхности изделия слоя металла из водного раствора его соли. Изделие, подвергаемое золочению или серебрению, опускают в ванну, заполненную раствором соли осаждаемого металла (электролит). Затем через ванну пропускают ток, и тогда из раствора в ванной выделяется золото или серебро, которое и осаждается на поверхности изделия.

Слой золочения зависит от назначения украшения. Слой золочения для серебряных брошей, медальонов, серег обычно не превышает 1 мкм (микрометр, или микрон, равный 0,01 мм). Цепочки покрывают слоем 0,5 мкм. Большой популярностью пользуются частично золоченые изделия.

2. Серебрение. Процесс электролитического осаждения используется при нанесении покрытия серебром на изделия из благородных металлов, а также из латуни, бронзы. Изделия из серебра, покрытые гальваническим методом, менее подвергаются потускнению.

Электролиты серебра применяются для гальванического серебрения изделий, а также локального нанесения серебра специальным оборудованием. Покрытие имеет ультра-яркий серебряный цвет.

3. В декоративных целях также применяют технологию оксидирование - это один из процессов защитно-декоративной обработки серебра, заключающийся в образовании на поверхности серебряных изделий стойкой и равномерной пленки сульфида. Таким образом осуществляется покрытие серебряных или посеребренных изделий темным налетом, иногда переходящим к более светлому тону. Оксидированию часто подвергаются украшения с рельефным рисунком.

4.    Родирование – это нанесение на поверхность металлических изделий тонкого слоя родия (толщиной 0,1-25 мкм) для повышения их коррозионной стойкости, отражательной способности, а также для придания защитно-декоративных свойств.

Родий – благородный металл, по химической стойкости в большинстве коррозионных сред превосходит платину. Это самый яркий и твердый металл платиновой группы. Родий относят к благородным металлам не только за эффектную внешность, но и за высокую химическую стойкость. По своим характеристикам родий – твёрдый металл, серебристо-серого цвета. Поверхность родия обладает очень высокой отражательной способностью (превышающей 80% для видимой части спектра). В отличие от серебра, которое достаточно быстро тускнеет под воздействием внешней среды, родий сохраняет блеск довольно долго. Благодаря высокой твердости родий изнашивается медленнее, чем платина и золото, поэтому родиевое покрытие надолго сохраняет красоту ювелирных изделий: украшения приобретают дополнительные блеск и прочность. Холодный белый блеск родия подчеркивает красоту бриллиантов, фианитов и других вставок.

Родирование может быть черное, белое и цветное.

5. Платинирование и палладирование – это самые современные методы гальванообработки – являются способами нанесения декоративных покрытий, но, как правило, применяются как подслой под родирование. Посредством платинирования и палладирования изделия приобретают яркий металлический блеск, значительно улучшаются внешние характеристики изделий, удивительный цвет металлов прекрасно передает все драгоценные свойства платины и палладия.

6. Защитные покрытия позволяют сохранить блеск и цвет ювелирных изделий длительное время (от нескольких месяцев до 2-3 лет). Защитные покрытия (ингибиторы) не только защищают изделия от потемнения, но и обладают прекрасным полирующим эффектом. Например, защитные покрытия серебра от потемнения (пассивация) позволяют сохранить блеск и цвет ювелирных изделий длительное время.

Литье, пожалуй, самый распространенный метод производства ювелирных украшений. Сначала художник ювелирного предприятия создает эскиз будущего изделия, который затем переносится в 3D-формат, с точной проработкой всех размеров. По этому объемному образцу создается восковая модель украшения. Далее несколько восковых фигурок нанизываются на общий штырь, после чего плотно упаковываются в специальную глину. Важно, чтобы в глиняной обмазке не было никаких трещин или неровностей, ведь от этого зависит качество будущих заготовок. Глиняный кокон отправляется в производственную печь, где глина запекается, а воск тает и вытекает сквозь оставленное для этой цели отверстие. В результате получается большая глиняная форма с пустотами, точно повторяющими форму ювелирных украшений. Именно сюда и заливается сплав золота или серебра. После того, как металл остынет, глиняную обертку осторожно удаляют, и на свет появляются новенькие сверкающие ювелирные изделия или их части, которые собираются в единое целое. Литье обычно используют для изготовления колец и серег. 

Технология ювелирной штамповки. Штамповка, как и литье, очень популярный метод в производстве ювелирных украшений. Правда, в отличие от литья, где форма украшения может быть любой, штамповка применяется для создания плоских изделий, таких, как крестики, знаки зодиака, иконки и многие другие варианты кулонов. Специальные формовочные прессы вырезают из металлических листов украшения заданной формы – примерно так же, как хозяйки вырезают фигурными формочками печенье из раскатанного в пласт теста. 

Технология ювелирной прокатки и плетения. Прокатка представляет собой процесс, когда нагретый золотой слиток зажимается между мощными валками и прокатывается до состояния листа или проволоки нужной толщины. Метод прокатки применяется в производстве цепей и браслетов. Полученную золотую или серебряную проволоку автоматы сматывают в катушки, после чего проволока готова к плетению. Далее проволока из нескольких катушек заправляется в автоматический станок, настроенный на определенный тип плетения: якорное, бисмарк, нонна, лав и т.д. 

Полировка отлитых изделий. После того, как ювелирная заготовка, полученная методом литья, готова, ее необходимо избавить от мелких шероховатостей и придать приятный блеск. Для этого украшение сначала шлифуют, так что оно становится ровным и гладким. После шлифовки приходит черед полировки, благодаря чему изделие приобретает зеркальную поверхность. 

Полировка штампованных изделий. Для штампованных ювелирных изделий, так же, как и для недорогих украшений, полученных методом литья, применяют галтовку. Галтовка производится внутри автоматического барабана, заполненного абразивным веществом, которое представляет собой твердые частички натуральных или искусственных твердых материалов. Галтовка считается более грубым способом обработки украшений, нежели шлифовка и полировка в комплексе, но вполне подходит для большинства ювелирных изделий массового производства. 

Полировка прокатанных изделий. Серебряная или золотая проволока, являющаяся заготовкой для производства браслетов или цепей, шлифуется специальным порошком, выполняющим роль абразива. После процедуры плетения глянцевый блеск наносится специальным шлифовальным аппаратом. 

Закрепление вставки. После того, как золотое изделие отлито, собрано и отшлифовано, в него вставляют драгоценные камни, если это предусмотрено дизайном. Данная процедура во многих случаях выполняется вручную и требует большого мастерства, ведь одно неосторожное движение мастера-закрепщика может привести к тому, что хрупкий камень расколется. Особенно важно умение закрепщика в случае работы с наиболее ценными камнями. Если же производятся недорогие украшения с камнями невысокой стоимости, то используется также метод, когда камни ставятся прямо в восковые модели, а после обжига глиняной оболочки и заливки металла вставки сразу оказываются на своем месте. 

Прежде, чем украшения будут отправлены в магазины, они проходят многоступенчатую процедуру проверки на соответствие утвержденным нормативам. После чего готовятся сопроводительные документы, в которых фиксируется проба изделий, описываются драгоценные вставки, если таковые имеются, и только после этого украшения поставляются продавцу.

1.3 Состояние рынка золотых изделий со вставками

Потребители ювелирных изделий составляют не более 8–10% населения Земли, или около полумиллиарда человек. Относительная слабость российской экономики и затяжной кризис привели к тому, что данный рынок в нашей стране был значительно подорван. На сегодня эксперты оценивают объем рынка в 1,5–2 млрд. долларов США. Однако рынок динамично развивается: с 1994 г. его объем увеличился в 10 раз, и в настоящее время продолжает расти такими же темпами - около 30% в год[4].

Ювелирная отрасль России сегодня развивается темпами, превышающими ВВП. В 2016 году объем розницы вырос на 25-30% и достиг, по оценкам экспертов Гильдии ювелиров России, $3, 6 млрд, причем половина (около $1,8 млрд.) пришлась на ювелирные изделия с бриллиантами. Годовой оборот российского банковского золотого рынка оценивается примерно в $6 млрд.

Общее количество золота на российском рынке в 2016 году составило 37 млн. изделий массой 97 тонн. Рост по сравнению с 2015 годом составил 15% или 9 тонн. По данным Союза золотопромышленников РФ, в 2015 году в России было добыто и произведено 168 тонн золота (в том числе собственно добыча – 152 тонны). В том же 2015 году в России было произведено 32,3 млн. изделий из золота общей массой 88 тонн (в том числе 52 тонны чистого золота). Опробовано и заклеймено в 2015 году было 32,3 млн шт. золотых изделий общей массой 88 тонн. Эти показатели превысили уровень 2014 года на 20% [22].

По данным Пробирной палаты в 2016 году в России было опробовано и заклеймено 37 160 тыс. изделий из золота, в том числе 1470 тыс. импортных (3,95%). Общее количество опробованных и заклейменных изделий из золота увеличилось по сравнению с 2015 годом на 15%, из них отечественного производства на 13,36%, импортных на 77,5%. (Следует учесть абсолютные размеры увеличения: количество отечественных изделий из золота увеличилось на 4208 тыс. штук, импортных на 642 тыс. штук). Эти цифры не учитывают «скрытый импорт»: изделия, изготовленные за рубежом по давальческим схемам. Федеральная таможенная служба отказывается давать цифры объемов такого ввоза, ссылаясь на Указ Президента, относящий экспорт-импорт немонетарного золота в разряд гостайны [13]. Объем экспорта юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ювелирных украшений из золота увеличился по сравнению с 2015 годом, на 42%. При росте экспорта заметна и устойчивая тенденция к росту ювелирного импорта. В 2015 году, по сравнению с 2014г., поступление золотых изделий иностранного производства увеличилось в 2 раза (с 401, 03 тыс. шт. в 2014 году до 829,9 тыс. шт. в 2015 году). По данным Пробирной палаты, за 11 месяцев 2016 года импорт ювелирных изделий вырос на 107,5%, в частности золото продемонстрировало рост на 4% от общего объема. Большую часть импорта составляет продукция из Таиланда и Турции – 12% и 11% соответственно. Причем, основную опасность для российских ювелиров сегодня представляют именно азиаты: даже после уплаты всех налогов и пошлин их продукция остается более доступной по цене, чем отечественные аналоги.

Доля российской добычи и производства серебра в общемировом объеме невелика. Например, по данным за 2015 год, в мире было добыто более 20 тыс. тонн. металла. В России в это время производилось около 1,3 тыс. тонн, что составляло примерно 6,6% от общего объема производства металла на всем рынке. По данным Пробирной Палаты, за первое полугодие 2016 года в ювелирной отрасли было переработано 76,4 тонн серебра [22]. 

По данным CPM Group, промышленный спрос на серебро (включая ювелирную промышленность) в 2016 году снизился на 11,5 % до 714,7 млн. унций из-за роста цен [4]. 

По данным Пробирной Палаты на 1 декабря 2016 года. в России было произведено 23 млн. шт. ювелирных изделий из серебра, что превышает показатели 2015 года на 30%.

По серебряным изделиям общее увеличение опробованных и заклейменных изделий в 2016 году составило 7,7% (1777 тыс. штук), в том числе отечественного производства на 4,8% (857 тыс. штук). Объем экспорта юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ювелирных изделий из серебра увеличился по сравнению с 2015 годом на 21,7% и составил 730 тыс. изделий. Импорт ювелирных изделий из серебра, по данным за 11 месяцев 2016 года, вырос на 35%. По данным Пробирной Палаты, количество изделий из серебра на рынке составляет 25 млн штук массой 161 тонна. Прирост на рынке составил 7,5% [22].

Ювелирные изделия из платины и палладия становятся все более популярными в мире, но объемы апробирования и клеймения платиновой и палладиевой продукции в России как и прежде невелики: 22,6 тыс. изделий из платины (на 1,6% меньше, чем в прошлом году), 6,5 тыс. из палладия против 6 тыс. в прошлом году.

Количество компаний, производящих изделия из платины и палладия, очень ограничено. Большинство предприятий России не могут выпускать изделия из платиноидов, так как производства, ориентированные на выпуск изделий из золота и серебра не имеют необходимого плавильного и литейного оборудования. Еще одним важным фактором, сдерживающим развитие производства, являются высокие цены на металлы (к примеру, цены на платину в 2016 году увеличились на 14% до 1117 долл. за унцию) и, как следствие, на ювелирные изделия из них [22]. 

Несмотря на то, что Россия является крупнейшим в мире производителем платины и палладия, главными производителями украшений из платины являются Япония и США. на долю ГМК «Норильский никель» приходится более 50% мирового производства палладия и 14% – платины. 

По сравнению с 2015 г предложение палладия сократилось, несмотря на наращивание добывающих мощностей в ЮАР (производство выросло на 11,5% до 90,4 тонн) и рост выпуска на «Норильском никеле» до 98,3 тонн: отчасти это обусловлено снижением объемов продаж из российских государственных резервов. Поставки из Гохрана конца 2016 года в объеме 40,1 тонн не включены в данные по предложению в 2016 года. Всего поставки из России в 2016 году сократились в сравнении с 2015 годом на 22,4 тонн до 121,3 тонн.

За последние десять лет спрос на мировом ювелирном рынке меняется достаточно динамично. Претензии потребителей, а также стремительная интеграция ювелирного дела с современным искусством и дизайном стимулирует мастеров на создание совершенно новых уникальных эстетических концепций. Большинство компаний, салонов, интернет магазинов и мастерских ориентируются на актуальные тенденции в ювелирной моде. Эти явления закономерны, так как продажа ювелирных изделий может быть рентабельна только при высоком спросе на них, а спрос, как известно, формируется благодаря эстетическим пристрастиям потенциальных покупателей.

Необходимо отметить, что существует некоторая разница между работами мастеров-ювелиров (которые всё больше тяготеют к старой классической школе) и дизайнеров, нашедших свой творческий путь в создании украшений. Произведения последних – это скорее особый вид современного искусства, нежели функциональные аксессуары. В полной мере это утверждение даёт характеристику изделиям от таких известных творцов, как Indra Karpaviciute, Marcus Marguillier и Fabiana Gadano. Модели этих дизайнеров нельзя в строгом смысле отнести к искусству создания украшений: использование драгоценных материалов, камней и жемчуга – это вероятно всё, что роднит подход авторов с традициями ювелирного дела. В их работах главное – оригинальность концепции, уникальность замысла, но к несчастью эти украшения практически не несут функциональной нагрузки. Такие образцы чаще выставляются на художественных форумах, однако едва ли кто-то рискнёт продемонстрировать эти работы на себе, разве что однажды, в качестве аксессуара к одежде из коллекции высокой моды.

В последние 1,5 - 2 года в моду возвращается винтаж и ретро. Эти идеи и концепции в равной степени увлекают как творцов традиционной школы, так и представителей авангарда. Следует отметить, что классические формы у современных мастеров, могут дополняться гротескными, намеренно аскетичными или ассиметричными деталями, а также весьма оригинальными элементами, которые могли бы, но не существовали в украшениях эпохи вдохновляющей автора. Несмотря на некоторую, чаще незначительную эклектичность, такие изделия выглядят изящными, завершенными и гармоничными, что принесло им большую популярность. Как яркий пример такого подхода можно привести работы польской дизайн-студии Doradesign, а также оригинальную филигрань от итальянца Clizia Ornato.

Необходимо сказать, что любой отечественный ювелирный интернет-магазин, салон или торговая сеть, больше ориентированы на торговлю украшениями традиционных типов. Но стоит также добавить, что на российском рынке появляется всё больше уникальных произведений. Ювелирные изделия из золота, постепенно уступают место оригинальным украшениям созданным из платины, серебра, камня, а порой и из нескольких материалов, некоторые из которых практически не использовались в ювелирном деле раньше, например пластик, различные породы древесины, кожа.

На рынке присутствуют следующие отечественные производители ювелирных украшений.

Амурский ювелирный завод. Из кооператива «Панак» к конце 80-х годов появился АЮЗ. Он стал крупнейшим производителем ювелирных изделий на Дальнем Востоке. Помимо изготовления золотых часов, АЮЗ занимается оптовой торговлей, и распространения собственной продукции в сети розничных магазинов. Производство и реализация золотых часов «Гамма» и часовых браслетов – главное направление компании. Залог успеха среди покупательниц – беспроигрышное сочетание актуальной классики и современных тенденций. Ведь именно на завоевание женской аудитории направлены дизайнерские разработки. В часах «Гамма» стоят механизмы швейцарской фирмы RONDA и японской фирмы MIYOTA [24].

Алмаз-Холдинг Впервые на российском рынке появился в 1993 году как предприятие по оптовой продаже ювелирных изделий. Сегодня «Алмаз-Холдинг» имеет одну из самых крупных систем оптовой и розничной торговли, сеть ломбардов, располагает собственными производствами. Алмаз-Холдинг - главный акционер известных ювелирных предприятий в Костромской и других областях страны, учредитель банка. Основа ассортимента компании – легковесные ювелирные украшения со вставками из природных и синтетических камней, изделия без камней, серебряные цепи, обручальные кольца. Особое место отводят в холдинге производству столовых приборов и посуды. В последние годы компания активно работает над созданием изделий духовного и религиозно-культового направлений [24].

Кристалл Смоленское «Производственное объединение «Кристалл» - один из крупнейших производителей бриллиантов в России – было основано в 1963 году. Высокое качество огранки смоленских бриллиантов служит залогом развития предприятия и его популярности на европейском рынке. За рубежом смоленские бриллианты за высокое качество, идеальные пропорции и великолепную игру называют – «русская огранка». Смоленский «Кристалл»– крупный поставщик, имеющий разветвленную международную сеть и обширную клиентуру в мировых алмазных центрах. Предприятие сотрудничает с известными отечественными производителями ювелирных изделий. «Кристалл» производит бриллианты различных весовых категорий, цветовых и качественных характеристик. Бриллианты, ограненные из великолепного якутского сырья, соответствуют строгим стандартам качества. Помимо традиционных круглых бриллиантов достойное место в выпускаемой продукции занимают современные фантазийные формы. Специалистами «Кристалла» разрабатываются оригинальные формы, которые уже завоевали популярность у российских и зарубежных ювелиров.

Предприятие ООО «Сахаювелир» было организовано в 1994 году. Основными направлениями в деятельности «Сахаювелир» являются производство, розничная и оптовая торговля. Компания успешно демонстрирует свою продукцию на различных всероссийских и международных выставках-ярмарках.

Гранильно-ювелирный завод «Сахаювелир»– уникальное предприятие по обработке бриллиантов полного цикла. Специалисты завода отбирают лучшие алмазы, а мастера-ювелиры превращают алмазы в сверкающие бриллианты и изготавливают оправы из драгоценных металлов [24].

«Сахаювелир» – член ассоциации «Гильдия ювелиров» и НО «Национальная ассоциация ювелирной торговли». В 2000 году фирма стала лауреатом конкурса «Сто лучших товаров России», лауреатом конкурса «1000 лучших предприятий России 2002 года». За 10 лет работы предприятие прочно закрепилось на российском ювелирном рынке и приобрело репутацию производителя высококачественных ювелирных изделий с бриллиантами и другими драгоценными камнями.

Бронницкий ювелирный завод. С 90-х годов основополагающим направлением БЮЗ стало изготовление цепочек. Сегодня выпускается более 70 видов обработки и плетений цепочек из золотой проволоки диаметром от 0,5 до 1,5 мм. Освоен выпуск цепочек, колье и браслетов из различных видов золота: белого, желтого и комбинированного. Бронницкая ювелирная мануфактура видит возрождает вековые традиции российского ювелирного дела и сохраняет преемственность династий ювелиров. На основе современных технологий производится широкий ассортимент стильных ювелирных украшений, рассчитанных на индивидуальные вкусы потребителей.

6. Ювелирная фабрика «Кострома». Компания развивается в соответствии с тенденциями современного ювелирного рынка России и предлагает многочисленный ассортимент изделий из полудрагоценных и драгоценных камней. «Кострома» производит ювелирные изделия на заказ из предложенного ассортимента полудрагоценных камней. Неповторимое изящество в сочетании с приемлемой ценой делают изделия ювелирной фабрики уникальными и неповторимыми.Все виды ювелирных украшений с драгоценными и полудрагоценными камнями, в том числе обручальные кольца, великолепные гарнитуры и зажимы для галстука [24]. 

Петрозолото. Компания была основана в 2000 году. Основная сфера деятельности предприятия – выпуск ювелирных изделий с бриллиантами из золота 585 и 750 пробы. Компания также изготавливает уникальные изделия камнерезной пластики, декорированные драгоценным металлом и камнями. Во всех изделиях используются только натуральные драгоценные камни. Коллектив предприятия – художники, литейщики, модельеры, ювелиры. Сильный авторский состав, высокая квалификация мастеров и использование современных технологий позволяет создавать коллекции для широкого круга потребителей. Продукцию независимо от ценовой категории отличает высокие художественные и качественные характеристики.

PRIMOSSA Компания «Обручальные кольца» появилась в августе 2003 г. Производство и реализация ювелирных изделий из золота 585 пробы стало главным направлением деятельности предприятия. Обручальные кольца выпускаются по лицензии чешской фирмы «PRIMOSSA», которая стала признанным лидером в производстве этой продукции в странах Западной Европы. Весь модельный ряд (более 80 артикулов) разработан чешскими дизайнерами. Пополнение ассортимента изделий происходит ежемесячно. Обручальные кольца «PRIMOSSA» изготавливаются на производственной базе Санкт-Петербургской ювелирной фабрики «Баск-Крин». Высокая квалификация лучших петербургских ювелиров, современное оборудование, проверенная годами технология производства – факторы, позволяющие гарантировать высокое качество продукции. Дизайн изделий не оставит равнодушными даже самых придирчивых покупателей.

Московский экспериментальный ювелирный завод. Завод был создан в 1926 году. В годы советской власти «Ювелирпром» выполнял маршальские звезды и высшую воинскую награду – усыпанный бриллиантами орден «Победа».Сегодня МЭЮЗ производит золотые украшения на любой вкус, к любому торжественному событию в жизни.МЭЮЗ получил почетное право участвовать в самой престижной ювелирной выставке «Базель 2000». Так же МЭЮЗ является постоянным участником выставок «Ювелирэкспо» [24].

МЭЮЗ пристально следит за мировой модой и старается соответствовать ей, опираясь при этом на богатые национальные традиции. Гарантия качества любого изделия, будь то сложное колье, сделанное вручную из бриллиантов или простое штампованное колечко. Лучшие ювелиры страны и техническая оснащенность па уровне самых строгих мировых стандартов. Уникальные произведения «Ювелирпрома» хранятся в Алмазном Фонде России.

РосЮвелирПром «РосЮвелирПром» – фирма-производитель. Она выпускает как классические модели ювелирных украшений, так и разработанные собственными художниками и дизайнерами. В среднем на свет появляется 50 – 80 новых моделей в месяц. Обновление – внесение новых моделей в каталоги – происходит с периодичностью раз в 1 – 1,5 месяца. Вышедшие из моды изделия снимаются с производства, так как компания внимательно следит за современными модными тенденциями. Предприятие изготавливает украшения из золота и серебра. Практикуется производство эксклюзивных «штучных» коллекций.

Уральская золотая фабрика «Уральская золотая фабрика» – предприятие с богатым опытом проектирования и изготовления изделий из драгоценных металлов. Оно специализируется на производстве изделий повышенной сложности. Благодаря собственным технологическим и художественным разработкам мастерская выпускает широкий ассортимент ювелирных изделий для женщин и мужчин, уникальные ювелирные украшения, а также предметы корпоративной символики: значки, медали, призы, подарки, сувениры и пр. УЗФ всегда идет навстречу пожеланиям клиентов и партнеров в разработке и изготовлении особого ассортимента продукции. УЗФ – владелец торговой марки «Ваше сиятельство»™ [24].

Костромская ювелирная фабрика «Алькор» «Алькор» производит ювелирные украшения с бриллиантами и другими драгоценными камнями высокого качества. Коллекции КЮЗ разнообразны по стилю, что находит отклик в сердцах даже самых требовательных покупателей. Такая знакомая нежная классика для консерваторов и эксклюзивный авангард для экспериментаторов. Ювелирные украшения производства КЮФ успели оценить не только россияне, но и жители других стран. «Алькор» удивляет и восхищает своих клиентов новизной и высоким качеством изделий. Широкий ассортимент и доступные цены делают ювелирную продукцию еще более привлекательной и конкурентоспособной.

Ринго Ювелирная марка «Ринго» – это неповторимая оригинальность стиля бриллиантов, совершенство ювелирной композиции и высочайшее мастерство технического исполнения. Новый бриллиантовый дизайн «Ринго» удивителен и непохож ни на что другое. Владелец российской ювелирной марки РИНГО – фирма ЭРМИ была основана в 1993 году. За годы существования фирмы ее ювелирные коллекции получили признание как у профессионалов, так и покупателей драгоценных украшений. Качество РИНГО подтверждено многочисленными дипломами престижных ювелирных выставок [24].

Русская платиновая компания Компания была образована в 2002 году. Своими основными задачами компания видит продвижение на российский рынок ювелирных изделий из платиновых металлов. Через оптовую и розничную систему торговли РПК реализует широкий ассортимент ювелирных изделий из платиновых металлов и золота. В коллекции украшений из платиновых металлов представлены как классические, так и эксклюзивные изделия, в том числе, изготовленные по собственным эскизам РПК. РПК сотрудничает с фирмой «Джонсон Матти» (Великобритания) для продвижения изделий из платины на российский рынок. В ходе реализации совместного проекта «Открой платину» наши клиенты знакомятся с уникальными свойствами платины, с организацией торговли платиновыми украшениями, оформлением витрин, навыками общения с покупателями. www.ruspc.ru

Сердолик Предприятие занимается производством изделий из серебра с 1994 года. Ассортимент компании постоянно пополняется и сейчас насчитывает более 1000 оригинальных моделей. «Сердолик» предлагает передовые производственные технологии, качество, конкурентоспособные цены. Продукция реализуется крупным и мелким оптом. При изготовлении ювелирных изделий используются технологии, обеспечивающие долговременную не окисляемость изделий из серебра (не темнеющее серебро) и вставки ведущего европейского производителя SIGNITY [24].

2 Анализ ассортимента золотых изделий со вставками на примере ООО «Магнолия»

2.1 Анализ ассортимента золотых изделий со вставками

Ассортимент ювелирных изделий из золота со вставками представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Структура торгового ассортимента ювелирных изделий реализуемых ООО «Магнолия»

Наименование изделий с драгоценными камнями

Кол-во видов, шт.

Удельный вес изделий в ассортименте предприятия, в %

Кулоны

15

5,0

Серьги

26

8,0

Кольца

240

750,

Колье

8

2,0

Цепочки

10

3,0

Браслеты

18

6,0

Брелки

3

1,0

Итого

320

100,0

Из данных таблицы видно, что в ООО «Магнолия» наиболее представлены серьги и кольца, их удельный вес в ассортименте ювелирных изделий в данном магазине составляет 8 и 75% соответственно.

Ассортимент ювелирных изделий по декоративной механической обработке показан в таблице 2.

Таблица 2 – Структура ассортимента ювелирных изделий колец по декоративной механической обработке

Декоративная механическая обработка

Количество, шт.

Удельный вес, %

Полировка

-

-

Матирование

220

50,0

Плоскостное гравирование

58

17,0

Гравировка под глянец

30

8,0

Обронное гравирование

40

12,0

Алмазная грань

40

13,0

Всего

348

100,0

Анализ данных таблицы 2 показал, что в структуре колец 50% колец занимают с обработкой под матирование. На втором месте кольца с плоским гравированием (17%), на третьем – с алмазной гранью (13%).

Ассортимент ювелирных изделий с драгоценными камнями или без по стилю приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Структура ассортимента ювелирных изделий с драгоценными камнями или без по стилю

Декоративная механическая обработка

Количество, шт.

Удельный вес, %

Классика

368

74,0

Авангард

57

16,0

Фольклор

23

10,0

Всего

348

100,0

Из данных таблицы видно, что на классику приходится 74% от всего ассортимента ювелирных изделий, на авангард 16%, на фольклор – 10%.

Таким образом проведенный анализ структуры ассортимента ООО «Магнолия» показал, что в ассортименте данного предприятия есть как изделия из золота со вставками и без, и изделия из серебра со вставками и без. Изделия отличаются по стилю, пробам, вставкам.

Ассортимент женских ювелирных украшений с драгоценными камнями по размеру колец приводится в таблице 4.

Таблица 4 – Структура торгового ассортимента ювелирных изделий колец по размеру, реализуемых магазином ООО «Магнолия», в %

Размер ювелирных изделий с драгоценными камнями

Кол-во видов колец с драгоценными камнями и без камней, штук

Удельный вес ювелирных изделий в ассортименте предприятия, в %

15

30

8,0

16

47

15,0

17

45

15,0

17,5

40

13,0

18

74

27,0

18,5

28

4,0

19

35

10,0

19,5

15

2,0

20

19

4,0

21

15

2,0

Итого

348

100,0

Из данных таблицы видно, что наиболее представлены в магазине кольца 18 размера – 27 %.

Анализ ассортимента колец по ценам представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Структура торгового ассортимента ювелирных изделий по ценам, реализуемых магазином ООО «Магнолия», %

Цена

Кол-во видов колец, штук

Удельный вес ювелирных изделий в ассортименте предприятия, в %

До 1500

29

8,0

1500-2500

31

9,0

2500-3500

41

13,0

3500-5000

42

13,0

5000-10000

45

15,0

10000-20000

90

30,0

20000-30000

27

7,0

От 30000

23

5,0

Итого

348

100,0

Анализ данных таблицы показал, что по стоимости кольца значительно разнятся. Так, на долю колец стоимостью от 10000 до 20000 руб., приходится 30% от структуры всего ассортимента колец.

Ассортимент колец в зависимости от пробы, приведены в таблице 6.

Таблица 6 – Анализ структуры ювелирных изделий в зависимости от пробы изделия

Проба

Кол-во видов колец, штук

Удельный вес ювелирных изделий в ассортименте предприятия, в %

500

92

34,0

585

96

36,0

750

50

17,0

958

50

13,0

Всего

348

100,0

Из данных таблицы видно, что в основном в ассортимента присутствуют кольца 585 пробы.

Таким образом проведенный анализ позволил отметить, что ассортимент ювелирных изделий колец, реализуемых в ООО «Магнолия» достаточно разнообразен.

2.2 Анализ потребительских предпочтений в формировании ассортимента золотых изделий со вставками

Для изучения потребительских предпочтений покупателей в сфере рынка ювелирных украшений, был проведен опрос в форме анкетирования. В анкетировании приняли участие 50 человек (50 заполненных респондентами анкет), которые отвечали на поставленные перед ними вопросы.

Таблица 7 – Анализ покупательских предпочтений

Вопросы

Ответы, количество человек, в процентах

1. Ваш пол?

- мужской

20

- женский

80

2. Ваш возраст?

От 18 лет

От 18 до 30 лет

От 30 до 50 лет

От 50 лет и старше

25

60

10

5

3. Ваше социальное положение?

Работник

Предприниматель

Специалист

Служащий

Пенсионер

5

50

5

5

35

4. Каков ваш доход?

До 3000 р.

От 3000 до 10000

Свыше 10000 р. И выше

50

20

30

5. Приобретаете ли вы ювелирные изделия?

Да

Нет

74

26

6. Почему вы не приобретаете ювелирные изделия?

Нет средств

Имеются в наличии

Нет интереса

46

8

46

7. Предпочтительно из какого металла вы носите ювелирные изделия?

Золото

Серебро

78

22

8. Какие виды украшений вы предпочитаете?

Браслеты

Цепочки

Броши

Кольца

Серьги

15

20

5

40

20

Продолжение таблицы 7

9. Влияет ли цена на Ваш выбор при покупке?

Да

Нет

60

40

10. Является ли качество изготовленного изделия одним из важных показателей при совершении покупки?

Да

Нет

96

4

11. Какую марку украшений вы бы хотели приобрести?

Адамас

Mango

Christian Dior

Valentino

Christian Lacroix

Yves Saint

25

25

20

15

7

8

Ниже представлены выводы по практической части исследования рынка ювелирных изделий и пояснения к каждому из вопросов анкетных данных.

В результате анализа выяснилось, что наибольшее число покупок приходится на возраст от 18 до 30 лет, далее либо меняются вкусы на приобретение товара, либо отсутствие благоприятных для этого условий.

Большее количество ювелирных изделий приобретает предприниматель, и домохозяйка, все зависит от наличия финансов.

50% участников, прошедших опрос, указали, что их доход составляет от 100000 до 20000 рублей. 20% участников зарабатывают от 20000 до 30000 рублей и от 30000 до 40000 руб. в месяц. И лишь 10% указали, что их ежемесячный доход составляет от 40000 руб. и выше.

78% респондентов ответили, что предпочитают приобретать ювелирные изделия из золота, остальные 22% (9 человек) предпочитают ювелирные изделия из серебра. Другие варианты респонденты не назвали.

Преимущество отдается кольцам, что составляет 40%, 20% опрошенных предпочитают цепочки и серьги, 15% - браслеты, лишь 5% участников хотели бы приобрести брошки.

Для потребителей города Владивостока цена при выборе ювелирных изделий играет не последнюю роль, но все же для 40% потребителей она не является проблемой.

25% опрошенных приобрели бы изделия марки Адамаси Mango; 20% – Christian Dior; 15% – Valentino; 7% – Christian Lacroix; 5% – Yves Saint-Laurent; 3% – 585.

Таблица 8 – Отклонения данных структуры ассортимента от потребительских предпочтений в зависимости от вида изделий, %

Вид изделия

В структуре ассортимента

По данным опроса

Отклонения

Серьги

20

20

-

Подвески

11

17

-6

Кольца

25

38

-13

Браслеты

20

15

+5

Броши

5

5

-

Зажимы для галстуков

4

2

+2

Запонки

4

3

+1

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод что по двум пунктам, а именно броши и серьги структуры ассортимента совпало с желанием потребителя. А такие виды ювелирных изделий как кольца и подвески по мнению потребителей не достаточно представлены в структуре ассортимента.

Так же при изучении вопроса о металле из которого изготовлены ювелирные изделия, так же были проанализированы данные структуры ассортимента и опроса потребителей. Результаты представлены в таблице 9.

Таблица 9 – Отклонения данных структуры ассортимента от потребительских предпочтений в зависимости от вида золота,%

Металл изделия

В структуре ассортимента

По данным опроса

Отклонения

Золото

27

34

-7

Белое золото

38

37

+1

Розовое золото

17

10

+7

Желтое золото

18

19

-1

Данная таблица дает нам возможность сделать выводы о том что,потребительский спрос удовлетворен практически полностью,разница составила 1%. Так же возможно рационализировать структуру ассортимента увеличив ассортимент за счет изделий из простого золота ,при этом уменьшить количество изделий из розового золота.

Полученные данные о таком показатиле ассортимента как проба позволяет нам сделать выводы которые отражены в таблице 10.

Таблица 10 – Отклонения данных структуры ассортимента от потребительских предпочтений в зависимости от пробы изделий,%

Проба

В структуре ассортимента

По данным опроса

Отклонения

500

24

30

-6

585

56

53

+3

750

11

10

+1

958

9

7

+2

По данным этой таблицы можно сделать вывод ,что покупательский спрос не удовлетворен на 6%,тогда как изделия других проб и их отклонения находятся в пределах погрешности.

Изучение структуры ассортимента и результаты анкетного опроса дают нам возможность сопоставить эти данные по такому критерию как размер кольца. Данные занесены в таблицу 11.

Таблица 11 – Отклонения данных структуры ассортимента от потребительских предпочтений в зависимости от размера колец, %

Размер кольца

В структуре ассортимента

По данным опроса

Отклонения

15

8

7

+1

16

15

19

-4

17

15

16

-1

17,5

13

14

-1

18

27

23

+4

18,5

4

3

+1

19

10

12

-2

19,5

2

2

-

20

4

2

+2

21

2

2

-

Данная таблица дает нам возможность говорить о том что вид изделий кольца по таком показателю как размер удовлетворяет плкупателей полностью в размерном отношении колец с размером 19,5 и 21.Самые большие отклонения в структуре ассортимента от покупательского спроса наблюдаются у колеца с размерам 18. Отклонение составило 4%.

Цена изделия один из основополагающих факторов при покупки ювелирных изделий. По этому так же был изучен и результаты отображены в таблице 12.

Таблица 12 – Отклонения данных структуры ассортимента от потребительских предпочтений в зависимости от ценового диапазона, %

Сегменты цен

В структуре ассортимента

По данным опроса

Отклонение

До 3000 рублей

30

29

+1

От 3000 до 10000 рублей

42

51

-9

Свыше 10000 рублей

28

20

+8

Исходя из полученных результатов ,ассортимент перегружен изделиями с ценой выше 10000 рублей на 8% ,и не достаточен для изделий ценового сегмента от 3000 до 10000 рублей отклонение составили 9%.

Итак, делая вывод по результатам проведенного исследования, замечается следующая тенденция:

 большая часть потребителей ювелирных изделий – это женщины;

 цена является весомым показателем при выборе, какого либо изделия;

 потребители настаивают на качестве товара;

 большая часть потребителей при покупке выбирает золото.

 исходя из материального положения покупателя, выбираются различные производители украшений, как отечественного, так и зарубежного. Лица со средним достатком предпочитают отечественного, а у тех чьё материальное положение выше среднего могут позволить себе приобрести продукцию и зарубежного производителя;

 как правило, при принятии решения о покупке украшений статус фирмы не имеет большого значения, но если фирма известна, то это создает положительное впечатление и даёт дополнительный плюс при выборе ювелирных изделий.

В ассортименте ООО «Магнолия» есть как изделия из золота со вставками и без, и изделия из серебра со вставками и без. Изделия отличаются по стилю, пробам, вставкам. Самым важным критерием при выборе ювелирных изделий является ее проба, применяемые драгоценные камни.

Анализ потребительских предпочтений показал другие критерии выбора ювелирных изделий. Выбираются различные производители украшений, как отечественного, так и зарубежного. Лица со средним достатком предпочитают отечественного, а у тех чьё материальное положение выше среднего могут позволить себе приобрести продукцию и зарубежного производителя.

Анализ потребительских предпочтений при выборе ювелирных изделий показал:

 большая часть потребителей ювелирных изделий – это женщины;

 цена является весомым показателем при выборе, какого либо изделия;

 потребители настаивают на качестве товара;

 большая часть потребителей при покупке выбирает золото.

 исходя из материального положения покупателя, выбираются различные производители украшений, как отечественного, так и зарубежного. Лица со средним достатком предпочитают отечественного, а у тех чьё материальное положение выше среднего могут позволить себе приобрести продукцию и зарубежного производителя;

 как правило, при принятии решения о покупке украшений статус фирмы не имеет большого значения, но если фирма известна, то это создает положительное впечатление и даёт дополнительный плюс при выборе ювелирных изделий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние десять лет спрос на мировом ювелирном рынке меняется достаточно динамично. Претензии потребителей, а также стремительная интеграция ювелирного дела с современным искусством и дизайном стимулирует мастеров на создание совершенно новых уникальных эстетических концепций. Большинство компаний, салонов, интернет магазинов и мастерских ориентируются на актуальные тенденции в ювелирной моде. Эти явления закономерны, так как продажа ювелирных изделий может быть рентабельна только при высоком спросе на них, а спрос, как известно, формируется благодаря эстетическим пристрастиям потенциальных покупателей.

Анализ структуры ассортимента ювелирных изделий проводился на примере ассортимента ООО «Магнолия». В ООО «Магнолия» наиболее представлены серьги и кольца, их удельный вес в ассортименте ювелирных изделий в данном магазине составляет 8 и 75% соответственно. Большая доля в ассортименте приходится на ювелирные изделия с драгоценными вставками, наименее востребованы – изделия без вставок из серебра.

В структуре ассортимента колец 50% колец занимают с обработкой под матирование. На втором месте кольца с плоским гравированием (17%), на третьем – с алмазной гранью (13%).на классику приходится 74% от всего ассортимента ювелирных изделий, на авангард 16%, на фольклор – 10%.

Таким образом проведенный анализ структуры ассортимента ООО «Магнолия» показал, что в ассортименте данного предприятия есть как изделия из золота со вставками и без, и изделия из серебра со вставками и без. Изделия отличаются по стилю, пробам, вставкам.

Наиболее представлены в магазине кольца 18 размера – 27 %.По стоимости кольца значительно разнятся. Так, на долю колец стоимостью от 10000 до 20000 руб., приходится 30% от структуры всего ассортимента колец. В основном в ассортимента присутствуют кольца 585 пробы. В ассортименте колец присутствуют изделия с корнеровым (31%), крапановым (27%), рельсовым (24%), и штифтовым (18%) креплениями.

Таким образом проведенный анализ позволил отметить, что ассортимент ювелирных изделий колец, реализуемых в ООО «Магнолия» достаточно разнообразен.

Анализ потребительских предпочтений показал другие критерии выбора ювелирных изделий. Выбираются различные производители украшений, как отечественного, так и зарубежного. Лица со средним достатком предпочитают отечественного, а у тех чьё материальное положение выше среднего могут позволить себе приобрести продукцию и зарубежного производителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ананьев С. А. Оценка драгоценных камней и изделий из них : учеб. пособие / С. А. Ананьев; ГОУ ВПО ГУЦМиЗ. – 2-е изд. пересмотр. – Красноярск, 2014. – 196 с.
  2. Ананьев С. А. Сколько стоит самоцвет? / С. А. Ананьев // Ювелирное обозрение. – 2014. – № 6. – С. 23.
  3. Андрющенко А. И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства/ А. И. Андрющенко. – М. : Издательство В. Шевчука, 2014. – 146с.
  4. Афонасьева И. Обзор российского рынка ювелирных изделий / И. Афанасьева. (Электронный ресурс). Режим доступа : http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11280.html
  5. Бабичев А. От конструкции к композиции / А. Бабичев. – М. : ДИ, 2015. – 70с.
  6. Джаспер Стоун. Ювелирная энциклопедия : драгоценные камни, виды изделий, термины / Джаспер Стоун. – СПб. : СЗКЭО «Кристалл» , 2008. – 192с.
  7. Дронова Н. Д. Основы ювелирного производства / Н. Д. Дронова. – М. : Изд МГГА, 2015. – 36 9с.
  8. Дронова Н. Д. Ювелирные изделия / Н.Д. Дронова. – М. : Изд. дом Ювелир, 2014. – 273с.
  9. Замрий А. Соотношение описания оттенков для драгоценных камней / А. Замрий // Ювелирное обозрение. – 2014. – № 2. – С. 23.
  10. Збойков В. А. Сапфир в России: «василек» наш семицветный / В. А. Збойков // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. – 2015. – № 1 (97). – С. 101–116.
  11. Збойков В. А. О чем умалчивает правило «4С»? / В. А. Збойков // Ювелирное обозрение. – 2015. – № 5. – С. 14–15.
  12. Зубрилина С. Н. Справочник по ювелирному делу / С. Н. Зубрилина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2016. – 360с.
  13. Ибрагимов А. Перспективы отечественного рынка ювелирных изделий А. Ибрагимов. (Электронный ресурс). Режим доступа : http://megaobzor.com/perspektivy-otechestvennogo-rynka-yuvelirnyh-izdeliy.html
  14. Катруша А. Н. Применение термобарометрической обработки (НРНТ) для изменения цвета природных ювелирных алмазов / А. Н. Катруша, О. А. Заневский, С. А. Иванхненко, Н. Vollstaedt // Ювелирный бизнес. – 2016. – № 1. – С. 42–47.
  15. Крайнов JI. А. Материалы Ювелирной Техники Ковалева / JI. А. Крайнов, В. И. Куманин. – М. : 2013. – 88с.
  16. Куликова И. Традиции и новаторство в эстетике / И. Куликова. – М. : 2012. – 355с.
  17. Нижибицкий О. Н. Художественная обработка материалов / О. Н. Нижибицкий. – СПб. : Политехника, 2013. – 208с.
  18. Простаков, С. В. Ювелирное дело / С. В. Простаков Ростов н /Д. : Феникс. 2014. – 352с.
  19. Ставицкий И. Б., Хапаев М. М. Особенности электроэрозионной обработки композиционных поликристаллических сверхтвёрдых материалов на основе алмаза / И. Б. Ставицкий // Вестник Московского государственного технического университета. №2. – Изд-во МГТУ, 2013. – С.95.
  20. Тельнова И. В. Ювелирный рынок России : проблемы и пути их решения / И. В. Тельнова // Ювелиринформ. – 2016. – № 9. – С. 32.
  21. Технология ультразвуковой размерной обработки материалов. ООО «Центр ультразвуковых технологий», Бийский технологический институт (Электронный ресурс). – Режим доступа : http://u-sonic.ru/
  22. Федорова И.В. Обзор отечественного рынка ювелирных изделий / И.В. Федорова (Электронный ресурс). – Режим доступа : http://www.rview.ru/zoloto.html
  23. Цветков Ю. Микротехнология – универсальная основа производства современной электроники // Технологии в электронной промышленности. – 2014. – №4. (Электронный ресурс). – Режим доступа : http://tech-e.ru/
  24. Участники Ювелирного рынка (Электронный ресурс). – Режим доступа : http://www.jewshow.ru/uchastie.html

Приложение А

Анкета

Уважаемые покупатели. В целях изучения потребительских предпочтений при выборе ювелирных украшений просим Вас ответить на ряд вопросов.

1. Ваш пол?

- мужской

- женский

2. Ваш возраст?

От 18 лет

От 18 до 30 лет

От 30 до 50 лет

От 50 лет и старше

3. Ваше социальное положение?

Работник

Предприниматель

Специалист

Служащий

Пенсионер

4. Каков ваш доход?

От 10000 до 20000

От 20000 до 30000

От 30000 до 40000

От 40000 и выше

5. Приобретаете ли вы ювелирные изделия?

Да

Нет

6. Почему вы не приобретаете ювелирные изделия?

Нет средств

Имеются в наличии

Нет интереса

7. Предпочтительно из какого металла вы носите ювелирные изделия?

Золото

Серебро

8. Какие виды украшений вы предпочитаете?

Браслеты

Цепочки

Броши

Кольца

Серьги

9. Влияет ли цена на Ваш выбор при покупке?

Да

Нет

10. Является ли качество изготовленного изделия одним из важных показателей при совершении покупки?

Да

Нет

11. Какого производителя вы предпочитаете?

Отечественный

Зарубежный

12. Какую марку украшений вы бы хотели приобрести?

Адамас

Mango

Christian Dior

Valentino

Christian Lacroix

Yves Saint