Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Понятие правого сознания, его виды)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы правового регулирования любого государства невозможно рассматривать в недуховно-нравственных, политических и экономических составляющих общества. Все эти составляющие находят свое отражение в правосознании общества и определяют, в конечном счете, совершенствование и развитие права.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что правовое сознание, являясь духовно-культурным элементом правовой действительности, призвано соответствующим образом направлять правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Для построения правового государства необходимо последовательное, системное развитие и утверждение должного уровня правосознания, уважения и признания прав и свобод человека, формирование чувства ответственности перед обществом и государством, культивирование реальной, а не декларированной идеи правового равенства, справедливости и гуманизма. Развитие правового государства немыслимо без обновления правового сознания и правовой культуры. Специфика правового сознания состоит в том, что оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правовое сознание определяет границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им.

«Можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел законодательства и его восполнение осуществляется на основании аналогии права»[1].

Степень научной разработанности исследуемой темы в отечественной научной литературе достаточна. В юридической науке много внимания уделяется общетеоретическим вопросам правосознания. Довольно глубоко изучены общие вопросы теории правосознания, как формы общественного сознания, его понятия, структуры, сущности, функций и т. п. Значительный вклад в разработку этих проблем внесли: П. П. Баранов, В. И. Бегинин, К.Г. Бельский, А.В. Грошев, Н.Л. Гранат, И.А. Ильин, Н.И. Козюбра, Е.А. Лукашева, Е.В. Назаренко, А.Р. Ратинов, И.Ф. Рябко, В.А. Сапун, Н.Я. Соколов, И.Е. Фарбер, В.А. Чефранов, В.А. Щегорцов и др.

Наибольший интерес в ходе написания исследовательской работы для меня представили:

Работа Ивана Александровича Ильина «О сущности правосознания»[2]. Тема правосознания была главной в его творчестве. Ее разработку он начал в 1917 г. и продолжал до конца своей жизни. Выбор им данной темы был продиктован общей направленностью его творческой деятельности. В современной юридической литературе под правосознанием понимают, как правило, совокупность знаний, идей, взглядов, представлений, чувств и настроений, относящихся к праву. И. А. Ильин связывал правосознание не только с правом, но и со всей вообще жизнью общества. Правосознание в труде И.А. Ильина рассматривалось в качестве «духовной основы государственного бытия»[3]. Разрушение в той или иной стране правосознания И.А. Ильин считал фактором, который неизбежно ведет ее к политической катастрофе, а именно к гибели существующего в ней государства. Несмотря на то, что И.А. Ильин писал свой научный труд в начале прошлого столетия, все то, что он писал о правосознании, является в высшей степени актуальным и для современной российской действительности.

Статья В.С. Степина «Ценность права и проблемы формирования правового общества в России», вошедшая в сборник «Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики»[4] посвящена проблемам права и правового сознания в условиях современной России в аспекте тех перемен, которые наблюдаются сейчас в современной цивилизации. Он подчеркивает, что правовое сознание и правовое поведение не могут возникнуть стихийно. Это результат продуманной и целенаправленной системной политики государства, которая«предполагает учет не только внутренних факторов современной российской модернизации, но и анализ их соразмерности изменениям глобализирующегося мира»[5].

Для оценки государственной позиции в вопросе формирования правового сознания в Российской Федерации мною был проанализирован документ, утвержденный Президентом РФ в 28 апреля2011 г., «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»[6]и опубликованный в Российской Газете 14 июля 2011. В документе определены принципы, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Поставлены главные задачи - формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, а также преодоление правового нигилизма в обществе. Предусмотрены меры по развитию системы правового просвещения и информирования граждан. Особое внимание в документе уделяется повышению правовой культуры чиновников и сотрудников правоохранительных органов.

Актуальные вопросы теории правового сознания рассмотрены в работе Фаиля Шамильевича Ямбушева «Правовое сознание: сущность, понятие и структура. Проблемы правовой ментальности российского общества»[7].В своей работе, опираясь на основу научных знаний о природе правового сознания, он раскрывается его сущность и анализирует структурные компоненты. Особое место в лекции занимает оценка правового менталитета российского общества. Ф.Ш. Ямбушев тезисно дает характеристику основным качествам и чертам российского правового сознания. Говорит о национальных правовых ценностях и достояниях, которые обеспечивают существование ее правовой системы государства и на которых в первую очередь, должна формироваться правовая идеология российского общества.

Так же интерес при написании исследовательской работы вызвала статья Оксаны Ивановны Коротковой«Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ»[8]. В своей публикации она дает историко-правовой анализ понятию правового сознания. Описывает особенности, присущие российскому правосознанию дореволюционного и советского периода. Рассматривает и анализирует основные определения правосознания в научных трудах разных исторических периодов. Рассматривает правовое сознание с точки зрения сложный комплекс идеологических и психологических компонентов (элементов).

Объектом исследования данной работы являются внешние правовые явления, выражающиеся в социальных отношениях отражающих право в форме идей, взглядов на законодательство, права и свободы человека, законность и правопорядок в обществе.

Предметом исследовательской работы является правовое сознание как правовая категория, его структура и роль в механизме правового регулирования в условиях обновления современного российского общества.

Целью данной работы является изучение содержания, тенденций формирования, развития, функционирования правового сознания российского общества в новых современных условиях.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: исследованы различные варианты трактовки в научной литературе понятия правового сознания, рассмотрены виды и структура правового сознания, выявлено значение правого сознания в жизни общества. Так же рассмотрены особенности российского правосознания и пути повышения уровня правового сознания и правовой культуры граждан России.

Работа состоит из введения, двух разделов, каждый из которых состоит из трех и двух частей соответственно, заключения и библиографического списка.

1. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ КАТЕГОРИЯ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1.1. Понятие правового сознания, его виды

В современной юридической науке в связи с ее быстрым развитием наблюдается множественность мнений по всем ключевым вопросам. К таковым относится и понятие правосознания. Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений.

Впервые вопрос о правосознании в России был поставлен во второй половине XIX в. в период кодификации российского законодательства, в связи с активной дискуссией о взаимовлиянии законов и правосознания. Можно выделить три основных определения правосознания, даваемых учеными конца XIX - начала XX в. «Правосознание - это: положительное отношение к праву; устойчивые правовые взгляды, не включающие психологический аспект; совокупность правовых переживаний»[9].

Русский философ И.А.Ильин писал, что «человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить - значит, для человека жить правосознанием, в его функции и в его терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой жизни»[10]. Он определяет правосознание как «особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению и взаимное уважение и доверие людей друг к другу»[11].

В советской правовой науке проблеме правосознания также уделялось достаточно внимания. Так известный юрист П.И. Стучка, работая над этим вопросом в 20-е годы ив начале 30-х годов XX в., рассматривал проблему правосознания как органическую часть всей проблемы права. Правосознание у него –«существующая в сознании абстрактная форма права и правоотношений: "Имеется троякого рода форма правоотношений: одна - конкретная сделка живых людей и две абстрактных - в законе и представлении людей"[12].

Интересные мысли о правосознании были высказаны в 1940 г. М.С. Строговичем, который впервые отмечал важность психологической разработки проблемы.

С середины 50-х годов XX в. значительно вырос интерес к проблеме правосознания. Примечательным моментом для этого периода является то, что проблема правосознания исследуется не только в связи с разработкой других юридических понятий, а как один из ключевых компонентов права. И.Е. Фарбер, основываясь на положениях, содержащихся в трудах А. Лабриолы и Г.В. Плеханова дал понятию правосознания следующее определение «правосознание - это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовых явлений, так и их оценку с точки зрения справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития»[13].

В целом 60-е годы XX в. можно охарактеризовать как период постановки проблемы структуры правосознания. В работах исследователей наметились основные направления анализа этой структуры как правовой психологии и идеологии, как общественного и индивидуального правосознания, как обыденного и теоретического правосознания. В 70 - 80-е годы XX в. значительно вырос интерес к проблеме исследования структуры правосознания.

В 90-е годы XX в. после распада СССР предпринимаются попытки переосмысления некоторых положений, относящихся к понятию, сущности, структуре, функциям правосознания. Например, С.С. Алексеев автор учебника «Теория права» считал, что «правосознание - это явление в принципе чисто субъективное, оно состоит из представлений людей о праве, из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям, правовой психологии»[14].

В современной российской науке четко определилась тенденция на более глубокое, всестороннее изучение содержательных компонентов правового сознания, таких, как структура правосознания, его виды, способы формирования, факторы, обусловливающие деформацию правосознания.

В своем учебном пособии «Теория государства и права»Н.М. Чепурнова дает следующее определение правосознанию:«это та часть общественного и индивидуального сознания, объектом которого является законодательство в целом, отдельные акты и нормы, права, свободы и обязанности личности и других участников правоотношений, правоприменительные акты, правомерное и противоправное поведение, правопорядок и законность и многое другое. Правосознание – это система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридическим понятиям и категориям, к юридической практике, к правам, свободам, обязанностям, так и к другим желаемым правовым явлениям»[15].Таким образом, она выделяет как бы две составляющих этого сложного по своему содержанию явления: когнитивные, рациональные компоненты и психологические образования. Н.А. Власенко определяет правосознание как «систему идей, взглядов, представлений и чувств с позиции справедливости, целесообразности, эффективности и господствующих правовых ценностей на действие юридических норм и правовые явления и события»[16].Ф.Ш. Ямбушев рассматривает правовое сознание как формирующееся в действительности в результате работы всей совокупности содержательных элементов правовой ментальности, юридического сознания и определяет, что «правосознаниеспецифическая нормативная форма общественного сознания, отражающая правовую действительность и формирующая определенные представления и суждения о внутригосударственных, международно-правовых явлениях (о действующих и желаемых правовых явлениях) и на основе правовых традиций, опыта конкретного общества выражаемая в системе идей, взглядов, доктрин, а также психическое осознанное и неосознанное отношение к ним, посредством чувств, эмоций, мотивов, установок и воли, как процесса саморегуляции поведенческого акта по достижении определенной социально значимой цели в сфере действия права»[17].

Формулировок понятия правового сознания существует множество, но все они сходятся в одном, что это духовно-культурный элемент правовой действительности, призванный соответствующим образом направлять правотворческую и правоприменительную деятельность государства.

Виды правового сознания можно разделить на несколько классификаций. По охвату субъектов можно выделить индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное правосознание[18]. Индивидуальное правосознание связывается с конкретным человеком, его правовыми эмоциями и устоявшимися взглядами. Оно складывается с учетом различных обстоятельств присущих конкретному человеку, таких как образование, образ жизни, культура, принадлежность к профессии и т.д. Групповое или коллективное правосознание отражает правовые настроение и взгляды определенной устойчивой группы людей. Общность интересов, порождаемых, например, совместной профессиональной деятельностью и качеством полученного образования, обязательно сказываются на представлениях о праве и правовых явлениях. Речь идет о «единообразном, унифицированном понимании смысла и роли права, действии конкретных норм и др. В этой связи нередко говорят об индивидуальном правовом сознании профессионалов (судей, адвокатов, юрисконсультов), непрофессионалов (педагогов, врачей и др.)»[19]. Общественное правосознание характеризует отношение общества к праву, правовым ценностям. Оно существует в социальной практике как достаточно самостоятельное явление и влияет на коллективное и индивидуальное правосознание.

Следующим критерием для классификации видов правового сознания служит уровень понимания права, правовой действительности вследствие чего правосознание можно подразделить на обыденное, профессиональное и научное (теоретическое) правовое сознание[20]. Обыденным правосознанием обладают лица, не имеющие юридической подготовки. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся в первую очередь к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей. Профессиональное правосознание основывается на взглядах, традициях, убеждениях, складывающихся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы. Научное или теоретическое правосознание связывают с правовыми учения, концепциями, отражающими государственные и правовые реалии. Считается, что именно «правовое научное сознание способно проникнуть в глубины правовых явлений, проанализировать связи между правовыми и другими явлениями действительности»[21].

1.2. Структура правового сознания

Правосознание являет собой сложное по своему содержанию явление. В науке выработано понятие структуры правосознания. Сама по себе структура есть «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях»[22].

Правосознание имеет сложную структуру. На уровне индивидуального конкретного субъекта оно охватывает различные сферы духовной деятельности. Во-первых - это познавательная сфера, которая включает в себя эмпирический правовой опыт, правовые представления, а так же правовое мышление. Во-вторых, оно охватывает оценочную сферу в которую входят правовые эмоции и чувства, в которых выражаются нерефлексивные оценки правовой реальности, а также правовые ценности, получившие рефлексивное обоснование и ценностные ориентации. И в-третьих, мотивационно-волевая сфера, включающая установки правосознания, выступающие мотивом правового поведения и воля как способность к самоконтролю и к саморегуляции, а также сферу бессознательно правового опыта.

Структурными элементами правового сознания Ф.Ш. Ямбушев определяет: «правовую идеологию, правовую психологию и предсознательный (неосознанный)компонент правовой психологии»[23].

Правовая идеология представляет собой систему взглядов и идей, в которых выражается отношение, осмысление, осознание, понимание правовой действительности различными группами общества. Она формируется как процесс выявления, теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов, путем достижения социального компромисса. «В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода бюрократического управления, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой»[24].Таким образом, социальная значимость правовой идеологии состоит в определении четких правовых критериев оценки социальной жизни, ее ценностей, утверждения взаимной доброй воли между личностью, обществом и государством. Она определяет характер правотворческого и правоприменительного процесса, объединяет разнородные политико-правовые феномены в одно целое.

Знание права является обязательным компонентом правовой идеологии ее ядром, которое по своей сущности каждому человеку предписывает, дозволяет и запрещает, предоставляет ему права и возлагает обязанности. Человек, не знающий права, Конституции и других основополагающих законов, своего государства, ведет внеправовую жизнь, руководствуется стихийно возникшими представлениями о правах и обязанностях, присущими ему в той или иной степени от природы или приобретенными в результате практического опыта, причем не всегда позитивного. Любой человек, если он не знает своих обязанностей и прав, их пределов, то не в состоянии их соблюдать и использовать. Он бессилен перед произволом власти, уступает ей, проявляет покорность. Зная, что можно, что должно, чего нельзя, он может настаивать не только на своих естественных, прирожденных правах и свободах, на их принципиальной неприкосновенности и обеспеченности, но сможет требовать еще, чтобы они фактически соблюдались, были ограждены от нарушений и не попирались другими, чтобы государство создало необходимые условия для их использования.

«Правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна консолидировать общество, направлять его на социальные, созидательные цели»[25].

Еще одним компонентом правового сознания является правовая психология, которая отражает область оценочно-эмоционального восприятия права, выражающаяся посредством эмоций, стереотипов, ценностных установок субъекта. Она являет собой своего рода стихийный, то есть несистематизированный слой правового сознания. «Правовая психология как структурный элемент правового сознания в научной литературе ещё недостаточно исследована. Между тем, выяснение понятия, сущности, социальной ценности, роли юридических чувств, эмоций, настроений, переживаний, иллюзий, правового подражания, внушения и т.п. является одним из перспективных направлений развития общей теории правосознания»[26]. Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для личности конкретного человека, конкретной социальной группы или всего общества в целом. Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения, к праву, государству, законодательству через определенные психологические реакции.

Некоторые ученые считают, что выделение чувств и переживаний по поводу права и правовых явлений в особый вид правовых чувств неверно. Так, например, А.В. Мицкевич «аргументирует свою точку зрения тем, что данные чувства являются аналогом с морально-психологической оценкой правовой действительности»[27].Однако большинство ученых придерживаются иного мнения, полагая, что правовые чувства представляют собой самостоятельное явление. Так С.С. Алексеев указывает: "Правовые чувства (эмоции) - это переживания, которые испытывают люди в связи с изданием (или неизданием) юридических норм, их реализацией (или отсутствием реализации). Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, нетерпимое или равнодушное отношение к праву - все это относится к правовым эмоциям. Во многих случаях переживания здесь имеют в той или иной степени моральный характер. Но им свойственно и чисто правовое содержание, которое может быть обозначено как чувство права и законности, т.е. такой социально-психологический настрой, при котором люди непосредственно одобрительно реагируют на факты укрепления права и законности и отрицательно - на любой, даже малейший факт произвола и беззакония"[28].Такой же позиции по данному вопросу придерживаются П.П. Баранов, К.Г. Вельский, Т.В. Синюкова, В.П. Сальников, Н.Я. Соколов и др.

Однако анализ правового сознания будет неполным без анализа неосознанного его компонента. И Ф.Ш. Ямбушев имеет в виду «так называемый предсознательный элемент структуры правового сознания, которой является неотъемлемой составной правовой психологии»[29].Ярким примером предсознательных процессов являются ощущения и чувства, которые возникают на его уровне и становясь осознанными человеком как таковые способны стимулировать либо ограничивать человека ввыборе того или иного варианта поведения. Предсознание, такое качество психики человека, которое способно проявить себя в сфере действия права, в поведении субъектов правоотношений. То или иное поведение, в том числе и правовое, не всегда осознается человеком, но, тем не менее, имеет место быть.В психологии, в том числе в юридической, выделяют, так называемое привычное поведение, то есть форма действия либо бездействия человека, которая стала таковой в результате его неоднократного повторения. Частые повторения становятся правилом поведения и оседают на уровне подсознания. Таким образом, предсознание реально проявляет себя в структуре правового сознания, но как отмечает сам Ф.Ш. Ямбушев «в случае выделения его в самостоятельный элемент, может возникнуть ситуация, при которой нарушится структурное качество исследования правового сознания. Правовое предсознание есть неотъемлемое составляющее правовой психологии, составной элемент психики человека, пребывающий в неразрывном единстве с сознанием»[30].Таким образом, правовая психология состоит из двух взаимозависящих элементов, таких как осознанные психические процессы и не осознанные или предсознательные.

Некоторые ученые - Е.А. Лукашева и О.Г. Дробницкий, выделяют также в качестве элемента правового сознания - правовую мораль. Правовая мораль - это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям»[31].

Таким образом, структура правосознания достаточно многопланова. Элементы структуры правового сознания обладают специфическими свойствами, позволяющие исследовать правовое сознание как качественную составляющую правовой действительности.

1.3. Значение правого сознания в жизни общества

Правовое сознание как явление общественной жизни играет весьма важную роль в жизни общества. Значение правового сознания в правовой жизни общества раскрывается через его функции. В теории государства и права принято выделять следующие функции правосознания: познавательную (гносеологическую), оценочную, функцию правового моделирования (прогностическую), регулятивную и идейно-воспитательную функции[32].

Познавательная или гносеологическая функция выражается в получении и систематизации правовых знаний, соответствующих уровню развития общества и способности человека усваивать и применять эти знания в практической деятельности. Оценочная функция выражает оценку всех правовых институтов, отдельных действующих норм с позиций их эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности, обеспечения её материальных и духовных потребностей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей – справедливости, гуманизма, свободы. Функция правового моделирования или прогностическая раскрывает правосознание как необходимый инструмент создания норм права, своеобразный ориентир для его развития и совершенствования. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Регулятивная функция – это «регламентационно-результативное воздействие правосознания на поведение своих субъектов (носителей правосознания)»[33]. Это свойство правосознания особенно важно для людей связанных с юридической специальностью, т.к.они обязаны основательно изучать подлежащие применению правовые нормы, понимать их цели и социальное значение, правильно и законно разрешать дела. И без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. Идейно-воспитательная функция правосознания заключается в его основе, необходимой для воспитания внутренней потребности соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. её психологической предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов. В своей статье И.В. Фабрика развивает мысль о том, что «чтобы достичь высокого уровня правосознания необходимо использовать несколько взаимосвязанных элементов, а именно: развивать правовое воспитание и обучение, прививать культурные ценности, создавать качественное законодательство, совершенствовать судебную защиту. Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения»[34]. И все же широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей – справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и роли права в общественной жизни является действенным инструментом обеспечения и защиты интересов личности, материального и духовного прогресса человечества.

Все функции правосознания проявляют себя как одно целое, их нельзя рассматривать в отдельности друг от друга, ни противопоставлять друг другу. Они представляют собой взаимосвязанные основные способы его формирования и реализации.

Таким образом, правовое сознание является сложной социально-правовой категорией, играющей важную роль в механизме регуляции поведения личности в юридически значимых ситуациях. Так, посредством правосознания происходит теоретическое и практическое освоение правовой действительности, формируются навыки, установки и, в конечном счете, готовность к их использованию в реальных правовых отношениях. Таким образом, аккумулируя характеристики правосознания, можно сказать, что правосознание в многообразии форм своего проявления оказывает регулятивное влияние на функционирование всей социальной системы в целом. Оно выступает одной из предпосылок созидания целостного, глубоко развитого правопорядка.

Как одна из форм общественного сознания правосознание выполняет чрезвычайно важные функции и задачи, является необходимым элементом достижения социально значимых целей, как в правоотношениях, так и во всей совокупности общественных отношений. В этом и заключается его немалое значение в жизни общества.

2. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В РОССИИ

Новая система современного российского общества, опираясь на Конституцию Российской Федерации, предполагает формирование гражданского государства, основанного на приоритете права. Однако невозможно создать правовое государство без соответствующей социальной базы, которая будет строиться на сознании людей, живущих в данном обществе. Для «формирования в недрах гражданского общества демократического правового государства необходимо, чтобы в его лоне родилось такое общественное сознание, которое было бы проникнуто уважением к праву, чтобы это уважение привело к такому состоянию всего общества, при котором оно в целом будет “пронизано” юридическими принципами и понятиями»[35].

Правосознание в современном российском обществе приобрело особый статус основного элемента правовой культуры. Правосознание обеспечивает взаимодействие иных элементов правовой культуры между собой. Такие элементы правовой культуры, как право и правовое поведение, напрямую взаимодействуют через правосознание, поскольку субъект, обладая позитивными взглядами на право и правовую действительность в целом, будет руководствоваться принципами правомерного поведения при определенном качестве правосознания. Современная российская основа права обусловливает формирование правосознания. Оно, как и право, впитывает все социально-культурные, исторические и иные особенности общественной жизни. Однако принципиальное различие в развитии и формировании правосознания от права состоит в том, что в праве закрепляются только те особенности, которые носят или могут носить регулятивный и охранительный характер, особенности которые в принципе, возможно формализовать и сделать правилом поведения. Правосознание же «представляет собой отражение существующего эмоционального и рационального восприятия права обществом, формируется с учетом всей самобытности общества: все события, происходящие в государстве, имеющие какую-либо значимость для жизни общества, находят отражение и в правосознании»[36].

Современное состояние правового сознания людей имеет свои исторические корни. Как отмечает Л.М. Ганцева, специфику российского правосознания определяют такие черты, как «слабость, историческая несформированность, социальная «некоренность»[37]. Эта слабость выражалась в том, что закон в историческом развитии России всегда воспринимался как чуждая, внешняя и давящая сила, в нем не видели права самого гражданина, гарантированное государством и обществом, так как закон в России и до и во время Советской власти был государственно ориентированным.Вторая причина несформированности российского правосознания –«этатистский тип сознания, истоки которого проявляются в исторических особенностях развития, в специфике уклада жизни, в менталитете»[38].Российская действительность длительное время определялась тем, что Россия была деспотичной страной. Огромное пространство России держалось на вертикали власти. Сильная центральная власть обеспечивала интеграцию различных народов, входивших в состав российского государства, в то время как эти народы представляли собой общества, которые по сути дела являлись патриархальными общностями. Но как только сила государственной власти в России ослабевала, наступало смутное время. Следствием этого был проявляющийся национальный сепаратизм, рост преступности, наблюдались апатия и растерянность, происходил общий упадок экономики, культуры, образования и в целом государственности. Таким образом, русский народ привык относиться к праву и законам как к принудительной внешней силе.

Еще одна особенность российского правосознания –это «неразрывная связь права с нравственными духовными началами, более того, с христианской добродетелью»[39]. Таким образом, в правосознании русского народа нравственное право в целом доминировало над юридическим. Общепринято в России было поступать по законам совести, а не по писаным законам. Это же явилось одной из причин пренебрежительного отношения россиян к юридическим нормам и законам, а особенно к тем из них, которые расходятся в той или иной мере с нравственными нормами.

В современном российском обществе произошла кардинальная переоценка ценностей и установок сознания. Однако этот процесс занял достаточно длительный период, который не завершен и по сей день.

Идея правосознания российского общества неотделима от идеи государства. По мнению Ф.Ш. Ямбушева, провозглашенное в статье 13 Конституции Российской Федерации идеологическое многообразие, что уже означает отсутствие единой, всеобъемлющей идеи – «буквально осушает почву, на которой произрастает общество»[40].Раскрывая этот тезис он говорит о том, что право не будет иметь значимое воздействие на сознание людей, если «слабо просматриваются его ориентиры и не определена идейная связь в обществе»[41].В этом контексте значимо возрастает роль правосознания общества, которое без должного правового воспитания населения невозможно сформировать его высокий уровень, чтов итоге и является необходимым условием становления гражданского общества и провозглашенного статьей 1 Конституцией РФ правового государства.

Осознавая эти реалии, в апреле 2011 года Президентом Российской Федерации был подписан документ, определяющий основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Обосновывая необходимость появления такого документа в статье1 Общих положений сказано: «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов»[42]. Главной задачей государственной политики в указанном направлении определено «формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, а также преодоление правового нигилизма в обществе»[43].

Говоря о формировании правовой культуры и высокого уровня правосознания выделяются такие факторы оказывающие значительное влияние, как характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; качественный уровень обучения в образовательных учреждениях; понятность, доступность и эффективность законодательства. Существенное значение имеют строгое соблюдение чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов норм закона и профессиональной этики; доступность правосудия и квалифицированной юридической помощи.

Важным моментом является то, что именно государство создает условия, которые должны обеспечить развитие правовой грамотности и правосознания граждан Российской Федерации. А это информирование граждан о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке; обеспечение доступа граждан к квалифицированной юридической помощи. Кроме того, государство своей важнейшей задачей видит «пропаганду и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств»[44].

Таким образом, то, что государство придает большое значение воспитанию правовой культуры и правового сознания у граждан Российской Федерации, является важным шагом к дальнейшему построению правового государства и правового общества.

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ

В правовом государстве всегда во главу угла поставлена личность ее права и свободы. Поэтому чтобы построить правовое государство необходимо формирование и воспитание личностей, которые ощущали бы необходимость главенства права, осознавали потребность в создании развитой системы законодательства, соотносили правовые ценности с нормами морали и политики. Ведь именно от уровня и состояния правового сознания зависит характер поведения людей в правовой сфере.

Русский философ И.А.Ильин по этому поводу писал о том, что “строить право не значит придумывать новые законы и подавлять беспорядки; но значит воспитывать верное и все углубляющее и крепнущее правосознание”. Он справедливо отмечал, что “если человек хочет видеть свои личные права огражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в ее устроении”[45].

Поэтому государству, обществу и каждому отдельно взятому гражданину необходимо систематически работать над повышением уровня правового сознания и правовой культуры.

Пути реализации данной задачи могут быть самыми различными от самообразования до систематической и целенаправленной политики государства. Повышение уровня правосознания предполагает, таким образом, с одной стороны, активность самой личности по устранению зависящих от нее обстоятельств, которые отрицательно влияют на правосознание, а с другой - целенаправленные скоординированные усилия общества и государства по «созданию вокруг каждого человека среды, положительно воздействующей на правосознание и минимизирующей отрицательное воздействие»[46].К последнему можно с уверенностью отнести утвержденные Президентом Российской Федерации «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», где определены основные направления государственной политики в этой сфере, а именно:

- правовое просвещение и правовое информирование граждан;

- развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

- совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;

- преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;

- совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;

- совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи[47].

Таким образом, повысить уровень правосознания способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность. Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание, которое должно быть многоуровневым и непрерывным. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России. В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты – семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно. В пропаганде и поддержке образцов правового поведения в современном российском обществе особую роль играют средства массовой информации. Поэтому реализуя основные направления государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан все активнее в средствах массовой информации распространяется социальная реклама правовой направленности, создаются творческие проекты по предоставлению базовых юридических знаний населению.

Таким образом, совершенно ясно, что правовое сознание и правовое поведение не возникают стихийно. Здесь нужна продуманная и целенаправленная системная политика государства, которая будет учитывать не только внутренних факторов современной российской модернизации, но и анализ их соразмерности изменениям глобализирующегося мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правосознание является одной из специфических форм общественного сознания. В этом качестве оно включает и объединяет политические, нравственные, философские, религиозные, технократические и иные проявления духовной жизнедеятельности людей и является интеллектуальным выражением их общественной и индивидуальной жизни.

В содержание правового сознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству, а именно к его принципам, нормам и институтам; к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности, например - преступности, преступлениям, преступникам; к правоохранительным органам таким, как прокуратура, адвокатура, суд, юстиция, органы внутренних дел, и к их деятельности; к своему правовому поведению, то есть самооценка.

Правосознание как особая форма сознания представляет собой совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настроений и т.п., в которых «выражается отношение человека, общественных объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву действовавшему, действующему и желаемому»[48].

Правовое сознание является, источником права, отражающим объективные потребности развития общества, одним из обязательных механизмов его реализации, воплощения в жизнь, а так же, средством оценки соответствия поведения человека нормам права.

Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результат правотворчества. «Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах»[49].

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности.

Формирование правосознания способствует повышению эффективности механизма правового воздействия на общественные отношения. Право воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей не только с помощью юридических средств, но и разнообразными неюридическими путями. Правовая культура неразрывно связана с правосознанием и подобно ему окружает право со всех сторон, способствует укреплению правопорядка в обществе. Невозможно жить в обществе и быть свободным от него, от его традиций, обычаев и норм поведения. Осознание каждым гражданином своих обязательств перед обществом, в виде соблюдения общепринятых правил и норм поведения, является залогом формирования в обществе высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Системная забота государства о повышении уровня правового сознания и правовой культуры российского общества позволит сформировать в сознании граждан Российской Федерации правовую основу, правовую мотивацию на уважение и соблюдение установленных российским правом правил поведения, что, безусловно, повысит качество правосознания каждого гражданина, независимо от его социального положения, социального статуса. Повысив уровень правосознания российских граждан, государство создаст основу для развития правовой культуры российского общества. Россия получит прочный фундамент для прогрессивного развития и процветания, для перехода от декларированной демократии к реальной. Только уважая права друг друга, исполняя законы, соблюдая установленный правопорядок, российское государство и общество перейдут на качественно новый уровень своего развития, сделает еще один существенный шаг к построению правового государства и правового общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ)]. – Москва : Проспект, 2012. – 32 С.
  2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Текст] :[утвержден Президентом РФ в 2011 г., 28 апреля, Пр-1168] /Российская Газета. – 2011. –14 июля

Научная литература

  1. Гавриков А. О роли и месте справочных правовых систем в современном праве [Электронный ресурс] / http://www.yurclub.ru/docs/other/artikle9.html
  2. Ганцева Л.М. Особенности правосознания россиян в современных условиях / Л.М. Ганцева // Вестник Башкирского университета. - 2001. - № 1. - С. 44-48
  3. Ильин И.А. О сущности правосознания [Электронный ресурс] / http: // www.philosophy.ru/library/il/02/01.html
  4. Касьянов В.В. Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 480 С.
  5. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ/О.И. Короткова// Государственная власть и местное самоуправление.- 2010.- № 11. -С. 5-9.
  6. Правовое сознание: сущность, понятие и структура. Проблемы правовой ментальности российского общества : лекция по курсу «Актуальные проблемы теории права и государства» / сост. Ф.Ш. Ямбушев, Саранский кооперативный институт РУК. – Саранск, 2010. – 40 С.
  7. Фабрика И. В. К вопросу о структуре правосознания / И.В. Фабрика // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. - 2006 - № 13(68) - Вып. 8, Т. 2 серия «Право». - С. 183-186.
  8. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / под ред. В. В. Миронова, Ю. Н. Солонина. - М.: Летний сад, 2010. - 320 С.

Учебная литература

  1. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие / Н.А. Власенко. – 2-е изд.перераб., доп. и испр. – М.: Проспект, 2011. – 416 С.
  2. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юрис­пруденции):Учебный курс / Ф.М. Раянов. - М.: Право и государство, 2003. - 304 С.
  3. Чепурнова Н.М. Теория государства и права: Учебное пособие / Н.М. Чепурнова, А.В. Серегин. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 С.
  1. Гавриков А. О роли и месте справочных правовых систем в современном праве [Электронный ресурс]. / http: // www.yurclub.ru/docs/ other/artikle9.html

  2. Ильин И.А. О сущности правосознания [Электронный ресурс] / http: // www. philosophy.ru/library/il/02/01.html

  3. Ильин И.А. Указ.соч. - глава 12

  4. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / под ред. В. В. Миронова, Ю. Н. Солонина, - М.: Летний сад, 2010. — 320 С.

  5. Указ.соч. -С. 26

  6. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [текст] : [утвержден Президентом РФ в 2011 г., 28 апреля, Пр-1168] / Российская Газета. –2011. – 14 июля

  7. Правовое сознание: сущность, понятие и структура. Проблемы правовой ментальности российского общества : лекция по курсу «Актуальные проблемы теории права и государства» / сост. Ф.Ш. Ямбушев, Саранский кооперативный институт РУК. – Саранск, 2010. – 40 С.

  8. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2010.- № 11. - С. 5-9.

  9. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2010.- № 11. - С. 5

  10. Ильин И.А. О сущности правосознания [Электронный ресурс] / http: // www. philosophy.ru/library/il/02/01.html - глава 1

  11. Ильин И.А. О сущности правосознания [Электронный ресурс] / http: // www. philosophy.ru/library/il/02/01.html - глава 9

  12. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2010.- № 11. - С. 5

  13. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2010.- № 11. - С. 6

  14. Фабрика И. В. К вопросу о структуре правосознания / И.В. Фабрика // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. - 2006 - № 13(68) - Вып. 8, Т. 2 серия «Право». - С. 184

  15. Чепурнова Н.М.,Серегин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие – М.: ЕАОИ, 2007. – С.412 - 413

  16. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие– 2-е изд. перераб., доп. и испр. – М.: Проспект, 2011. –С. 293

  17. Правовое сознание: сущность, понятие и структура. Проблемы правовой ментальности российского общества : лекция по курсу «Актуальные проблемы теории права и государства» / сост. Ф.Ш. Ямбушев, Саранский кооперативный институт РУК. – Саранск, 2010. –С. 12

  18. Чепурнова Н.М.,Серегин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие – М.: ЕАОИ, 2007. –С. 415

  19. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие – 2-е изд.,перераб., доп. и испр. – М.: Проспект, 2011. – С. 306

  20. Чепурнова Н.М.,СерегинА.В. Теория государства и права: Учебное пособие – М.: ЕАОИ, 2007. – С. 416

  21. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие – 2-е изд.,перераб., доп. и испр. – М.: Проспект, 2011. – С. 307

  22. Фабрика И. В. К вопросу о структуре правосознания // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. - 2006 - № 13(68) - Вып. 8, Т. 2 серия «Право». - С. 183

  23. Правовое сознание: сущность, понятие и структура. Проблемы правовой ментальности российского общества : лекция по курсу «Актуальные проблемы теории права и государства» / сост. Ф.Ш. Ямбушев, Саранский кооперативный институт РУК. – Саранск, 2010. –С. 15

  24. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2010.- № 11. - С. 7

  25. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2010.- № 11. - С. 7

  26. Фабрика И. В. К вопросу о структуре правосознания // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. - 2006 - № 13(68) - Вып. 8, Т. 2 серия «Право». - С. 184

  27. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2010.- № 11. - С. 7

  28. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2010.- № 11. - С. 8

  29. Правовое сознание: сущность, понятие и структура. Проблемы правовой ментальности российского общества : лекция по курсу «Актуальные проблемы теории права и государства» / сост. Ф.Ш. Ямбушев, Саранский кооперативный институт РУК. – Саранск, 2010. –С. 24

  30. Правовое сознание: сущность, понятие и структура. Проблемы правовой ментальности российского общества : лекция по курсу «Актуальные проблемы теории права и государства» / сост. Ф.Ш. Ямбушев, Саранский кооперативный институт РУК. – Саранск, 2010. – С. 27

  31. Фабрика И. В. К вопросу о структуре правосознания // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. - 2006 - № 13(68) - Вып. 8, Т. 2 серия «Право». - С. 184

  32. Чепурнова Н.М.,Серегин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие – М.: ЕАОИ, 2007. – С.415

  33. Правовое сознание: сущность, понятие и структура. Проблемы правовой ментальности российского общества : лекция по курсу «Актуальные проблемы теории права и государства» / сост. Ф.Ш. Ямбушев, Саранский кооперативный институт РУК. – Саранск, 2010. – С. 24

  34. Фабрика И. В. К вопросу о структуре правосознания // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. - 2006 - № 13(68) - Вып. 8, Т. 2 серия «Право». - С. 185

  35. Ганцева Л.М. Особенности правосознания россиян в современных условиях // Вестник Башкирского университета. - 2001. - № 1. - С. 44

  36. Правовое сознание: сущность, понятие и структура. Проблемы правовой ментальности российского общества : лекция по курсу «Актуальные проблемы теории права и государства» / сост. Ф.Ш. Ямбушев, Саранский кооперативный институт РУК. – Саранск, 2010. –С. 31

  37. Ганцева Л.М. Особенности правосознания россиян в современных условиях // Вестник Башкирского университета. - 2001. - № 1. - С. 45

  38. Ганцева Л.М. Указ.соч. -С. 46

  39. Ганцева Л.М. Особенности правосознания россиян в современных условиях // Вестник Башкирского университета. - 2001. - № 1. - С. 46

  40. Правовое сознание: сущность, понятие и структура. Проблемы правовой ментальности российского общества : лекция по курсу «Актуальные проблемы теории права и государства» / сост. Ф.Ш. Ямбушев, Саранский кооперативный институт РУК. – Саранск, 2010. – С. 31

  41. Указ.соч. -С.31

  42. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [текст] : [утвержден Президентом РФ в 2011 г., 28 апреля, Пр-1168] / Российская Газета. –2011. – 14 июля - статья 1

  43. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [текст] : [утвержден Президентом РФ в 2011 г., 28 апреля, Пр-1168] / Российская Газета. –2011. – 14 июля - статья 3

  44. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [текст] : [утвержден Президентом РФ в 2011 г., 28 апреля, Пр-1168] / Российская Газета. – 2011. – 14 июля - статья 7

  45. Ильин И.А. О сущности правосознания [Электронный ресурс] / http: // www. philosophy.ru/library/il/02/01.html - глава 15

  46. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / под ред. В. В. Миронова, Ю. Н. Солонина, - М.: Летний сад, 2010. -С.28

  47. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [текст] : [утвержден Президентом РФ в 2011 г., 28 апреля, Пр-1168] / Российская Газета. – 2011. – 14 июля - статья 15

  48. Ганцева Л.М. Особенности правосознания россиян в современных условиях // Вестник Башкирского университета. - 2001. - № 1. - С. 47

  49. Касьянов В.В. Социология права, - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 223