Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие социальных норм и их особенности

Содержание:

Введение

В поле зрения теории государства и права находится достаточно большое число базовых вопросов юриспруденции. На наш взгляд наиболее важным является определение сущности поведения людей, которое составляет основу большинства явлений и процессов в обществе и государстве в целом.

Умы большинства теоретиков в сфере, как права, так и философии интересовал вопрос происхождения права, религии, морали, традиций и обычаев, иными словами социальной нормы.

Определение истоков ее зарождения не представляется возможным, так как она составляет базис отношений в обществе, которые имеют определенную последовательность и системность. Несмотря на это, на сегодняшний день проблема определения понятия и роли в обществе социальной нормы не утратили свою актуальность. Для более эффективного практического применения того или иного понятия необходимо в первую очередь уяснить его сущность, определить его значение и роль в общественной жизни.

В данной связи, целью нашего исследования является определение сущности социальной нормы, посредством анализа ее понятия и значения в общественной жизни, связи с понятием права, моралью, религией и некоторыми иными общественными явлениями, а также обозначения ее места в современном обществе.

Для реализации поставленной цели нами определяются задачи:

- охарактеризовать понятие социальной нормы;

- определить основные типы, функции и виды социальных норм;

- обозначить теоретико-методологические основы понимания и социальную значимость права;

- определить сущность и практическое значение религии и морали в современном российском обществе.

Объектом исследования выступают социальные нормы как наиболее важное общественное явление в современном мире.

Предметом исследования являются научные доктрины, мнения и идеи относительно вопросов понимания социальных норм, определения их значения и сущности.

Методологической основой являлись такие методы научного познания как исторический, логико-правовой, социологический, а также сравнительно-правовой.

При исследовании указанной темы нами особое внимание уделялось трудам таких авторов как Марченко М.Н., Алексеев С.С., Матузов Н.И., Мелехин А.В., Григорьев И.В., Нерсесянц В.С. и др.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемых источников.

Глава 1. Теоретико-правовая характеристика социальных норм

1.1 Понятие социальных норм и их особенности

В современном обществе человек постоянно находится в тесном взаимодействии с другими людьми. Различные формы общения между социальными группами принято называть публичными или общественными отношениями. Чаще всего, человеческие отношения формируются на основе убеждений и интересов их участников (сторон). Однако, в процессе взаимодействия неизбежны вероятные противоречия между членами групп общества, проявляющихся в социальных конфликтах. Одним из основных методов урегулирования подобных ситуаций является нормативное регулирование, в рамках которого применяется огромное количество видов социальных норм. На сегодняшний день невозможно представить здоровое, нормально функционирующее общество без определенных регулирующих механизмов.

Начнём с определения того, что же такое социальные нормы. Под социальными нормами принято понимать общепризнанные правила, образцы и стандарты поведения, деятельности, которые призваны обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп[1].

В каждом обществе действует определенная совокупность норм, составляющих целостную систему, в которой различные элементы являются взаимообусловленными.

Социальные нормы общества в своем большинстве представляют собой нормативный механизм регулирования общественных отношений, который посредством преобразующей деятельности людей оказывает активное влияние на формирование ценностей.

На наш взгляд, понятие нормы, нормативности неотделимо от социальной деятельности людей, от их общественных отношений, способов их бытия. Норма не есть нечто стоящее вне общественных отношений, над ними; она органично вплетена в деятельность людей и выражает наиболее типичные, устойчивые связи и общественные отношения[2]. Ввиду этого исследование социальной нормы сопряжено с анализом общественных отношений, Деятельности индивидов как способа их социального бытия, с личностным подходом к природе нормативности.

Социальное взаимодействие людей объективно проявляйся в повторяющихся актах производства, обмена, распределения, в потребности упорядочить многообразные общественные связи и отношения. Такая потребность появляется одновременно с возникновением труда и обмена на самых ранних Этапах развития общества. Общими правилами охватываются Многократно повторяющиеся связи и устойчивые формы отношений. Многократная повторяемость определенных актов деятельности, явлений и событий - это особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность их развития. Одной из форм такого рода закономерности является нормативность явлений, процессов и связей, которая выражает объективно необходимые способы взаимодействия явлений и событий как результата практической деятельности людей[3].

Нормативность выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных процессов. Процесс взаимодействия людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе[4]. Поэтому закономерные связи, возникающие в процессе этого универсального взаимодействия, приобретают универсальную форму нормативности, которая органически присуща всему процессу естественного исторического развития общества.

На основании вышерассмотренных положений отмечаем, что социальные нормы - есть повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции.

В системе общественных социальных норм важнейшее место отведено праву – необходимому государственному средства регулирования общественных отношений[5]. Следование и соблюдение правовых норм, которые установлены в обществе – основной фактор, обуславливающий нормальный процесс жизни общества, а также развитие демократии и укрепление порядка в обществе и в стране в целом.

Важно помнить о том, что общество представляет собой сложный, социальный организм. В социальном организме важно поддерживать порядок и здоровую атмосферу. С этой целью и применяются различные методы регулирования общественных отношений: нормативные и ненормативные.

Ненормативное регулирование выражается в различных естественных нормах, которые существуют в виде знаний о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой.

Но важнейшее значение для упорядочения взаимодействия и поведения людей в обществе имеет нормативное регулирование. Основным средством нормативного регулирования как раз являются социальные нормы.

Социальные нормы оказывают непосредственное влияние на поведение людей, регламентируют и предписывают поведение людей. В том числе, социальные нормы распространяются на неопределенный круг лиц и на различные ситуации.

Кроме того, отмечается, что социальные нормы являются показателем экономического, социально-политического, культурного уровня развития общества. В том числе, социальные нормы представляют собой результат сознательно-волевой деятельности людей. Социальные нормы, помимо прочего, выражают исторические, национальные и иные традиции общества.

1.2 Типы, функции и виды социальных норм и их общая характеристика

Нормативность социального поведения индивида напрямую связывается с его ролью в обществе в целом, в социальной группе. Эти роли определяют функции, обусловленные конкретным статусом индивида в формате такой группы. Социальная норма задает стандарт ожидаемого поведения. За счёт этого формируются стереотипы, конкретный взгляд человека на ожидаемое от него поведение.

В вопросе о социальных нормах, в особую группу выделяют следующие типы социальных норм[6]:

• Групповые привычки — представляют собой нормы в малых группах, которые формируются и существуют только в этих группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).

• Общие правила — нормы больших групп (общества в целом). Включают в себя манеры поведения, традиции, этикет.

Выделяются также конкретные функции социальных норм[7]:

  • интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;
  • регулирование общего хода социализации;
  • контролирование за проявлением девиантного поведения;
  • формирование шаблонов и стандартов, эталонов поведения.

Выполнение установленных функций социальных норм обуславливается тем, что такие нормы представляют собой обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Таким образом, социальные нормы определяют формирование системы социальных отношений группы, общества.

Помимо этого, социальные нормы являются выражением ожиданий малых и больших групп, общества в целом. От каждого человека, включенного в социальные нормы, окружающие ждут определенного формата поведения. К примеру, в ситуации, когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие начинают входить, появляется организованное взаимодействие индивидов. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Таким образом, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, включающей мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание результата, оценку и средства.

Социальные нормы также могут различаться по набору выполняемых функций в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют[8]:

- как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);

- как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

Таким образом, сформируем набор характерных черт, присущих социальным нормам[9]:

- неопределённость адресата (нормы относятся к тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);

- универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);

- многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

Социальные нормы предполагают и относительную степень свободы человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, они подразумевают понимание человеком, который нарушает правила поведения, что он может быть подвергнут определенного рода санкциям, применяя которые, общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

Важно отметить, что объективные законы, по которым реализуется историческое развитие общества, не представляют собой нормы. Последние появляются в результате деятельности людей, как следствие социальной практикой. Одни из них со временем исчезают, теряют свою актуальность, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью, т.е. процесс становления социальных норм является довольно субъективным. Так, изначально они вырабатываются именно людьми, однако необходимость в них диктуется объективной нуждой.

Социальные нормы, действующие в современном обществе, можно подразделить по двум основаниям:

  1. по способу их установления;
  2. по средствам охраны их от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм в современном мире:

1. Нормы права. Нормы права представляют собой правила поведение, которые устанавливает, контролирует и охраняет государство.

2. Нормы морали. Они устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости и т.д.

4. Нормы обычаев. Данные социальные нормы представляют собой определенные правила поведения, которые многократно повторялись и вошли в привычку людей.

5. Нормы традиций. Эти нормы являются стабильными правилами поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека.

6. Нормы ритуалов. Определяют правила поведение человека при совершении какого-то обряда. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.

7. Нормы религии. Эти нормы выступают как правила поведение людей в земной жизни, исходя из представлений о загробной жизни и о Боге[10].

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития[11].

На сегодняшний день наиболее распространенным видом ввиду его роли и значимости выступают правовые нормы. В них закрепляются общепризнанные правила поведения, которые обязательны для соблюдения, в противном случае государство имеет право применить меры принуждения, иными словами имеет место юридическая ответственность. Не смотря на это, пренебрегать иными видами социальных норм все же не стоит, и хоть их нарушение в большинстве своем не влечет наступление неблагоприятных последствий в виде наказания лица их нарушившего, общественное не ободрение, а в определенной степени и осуждение все же имеет место быть.

Важно исследовать место права среди других социальных норм, проанализировать какую роль право играет в качестве регулятора общественных отношений.

Право по своей сути является важнейшим регулятором в системе государственно-правовых отношений. Исследователям свойственно дискутировать на тему, что важнее в системе государственно-правовых и общественных отношений - право или мораль. Однако Пьянов Н.А. ставит на первое место право, обуславливая данный тезис следующими аргументами[12]:

  • Право организует единую в границах государства систему норм. Государственное право распространяется на всю территорию страны и граждан данного государства, чего нельзя сказать о нормах морали, которые могут отличаться в зависимости от территории, социальной группы и других специфических характеристик. Также данный аргумент нельзя соотнести с корпоративными нормами, так как они не являются унифицированными и отличаются в той или иной организации.
  • Право составляет систему общеобязательных норм. Нормы права являются обязательными для соблюдения всеми членами общества. Данная особенность норм права позволяет упорядочить все общественные отношения в государстве, принудить к тем или иным действиям, соблюдению тех или иных правил. Данный аргумент также не может быть отнесет к сущности морали, обычая или корпоративных норм. Они, в свою очередь, либо распространяются только на некоторые слои населения или группы лиц, либо носят рекомендательный характер (либо и то, и другое сразу);
  • Право регламентируется и санкционируется государством. Соответственно, государственные институты способны принять новые или изменить/отменить устаревшие нормы. Корпоративные нормы также имеют свойство относительно упрощенного способа отмены или принятия, однако не могут конкурировать с нормами права, исходя из отсутствия их общеобязательности.
  • Право обеспечивается государством. Здесь государственные институты обладают всей полнотой власти и соответствующими государственно-правовыми инструментами обеспечения права. Государство способно создать такие условия, при которых нормы права должны неукоснительно выполняться. Мораль, обычаи и корпоративные нормы таких условий создать не способны. Государство может выбирать те или иные нормы морали, обычаи или отдельные корпоративные нормы и включать их в системы норм права, тем самым санкционируя их и распространяя их действие на все общество сразу или в отношении тех или иных групп лиц.
  • Норм права закреплены в документированном виде, они имеют формальную определенность. Данный аргумент позволяет говорить об унификации, государственном оформлении и четкой определенности норм права. Здесь не может быть какого-либо двойственного толкования, неопределенности, размытости понятий и так далее.

Ряд вышеизложенных аргументов позволяют говорить о высоком значении права в социальном регулировании. Право занимает центральное место среди других регуляторов (мораль, обычаи, корпоративные нормы).

Глава 2. Теоретико-методологические проблемы определения понятия и значения отдельных видов социальных норм

2.1 Понятие, признаки и социальная ценность норм права

В юриспруденции, как и в большинстве сфер знаний, существует множество дискуссионных вопросов, а также нерешенных проблем.

Важность представляет то, что основным исходным понятием науки юриспруденции является понятие права, природа которого на сегодняшний день также остается не полностью решенной.

Теория права на современном этапе ее развития состоит из множества концепций или так называемых типов, объясняющих происхождение, сущность, а также социальное назначение права. Представляется важным также отметить, что помимо наиболее глобальных концепций понимания права существует огромное количество авторских воззрений понимания права.

Отмечаем, что на сегодняшний день многочисленные попытки создать универсальное понятие права остаются безуспешными. До сегодняшнего дня, не удалось определить всеобъемлющее понятие права, которое охватывало бы все стороны данного социального феномена.

Иными словами, в наиболее общем смысле проблему определения понятия права можно свести к следующим взаимодополняющим вопросам:

1. в чем заключаются причины множественности определения понятия права;

2. существует ли возможность создания универсального определения права в будущем[13].

Ответы на данные вопросы требуют анализа основных подходов к пониманию права, которые различаются в зависимости от начальных формально-логических, а также методологических установок.

Определения права столь многочисленны и разнообразны, что не представляется возможным их привести в строгую классификацию.

В данной связи, на наш взгляд следует рассмотреть права с его формально-логической стороны, то есть посредством определения его объекта и предмета, а также с философской стороны, иными словами определения его методологической основы.

Таким образом, с формально-логической точки зрения предметом определения могут быть:

• значение термина «право»;

• содержание и объем понятия права[14].

Теоретически в одном определении можно дать ответы на все вопросы: установить значение слова «право», а также раскрыть содержание данного понятия. Говоря о практической стороне, отмечаем, что задача определения значения термина «право» не может быть решена однозначно.

Во-первых, термин «право» достаточно часто употребляется в неюридическом смысле, а именно как политико-социальная либо моральная категория. В данном контексте термин «право» употребляется вне зависимости от того, соответствует оно каким-либо юридическим нормам либо нет.

Во-вторых, термин «право» в юридическом смысле имеет не меньшее значение. К примеру, американские юристы различают такие типы права, как официальное и неофициальное или негосударственное, публичное и частное, формальное и неформальное[15].

В данной связи, обращаем внимание, что ученый-правовед Лоуренс Фридмен, отмечает, что термин «право» имеет огромное количество значений, характеризующихся своей неустойчивостью. По его мнению, невозможно, говорить о точном значении права, как если бы право было конкретным объектом в окружающем нас мире, чем-то, что мы могли бы потрогать. Можно лишь попытаться дать несколько рабочих его определений[16].

Так, на основании изложенного, под термином «право» можно понимать самые различные как по форме, так и по содержанию нормативно урегулированные социальные отношения.

В данной связи отмечаем, что под нормативным регулированием понимается приведение в определенный порядок общественных отношений посредством установления и применения разнообразных социальных норм, как политических и экономических, правовых, нравственных и религиозных.

Для юридической науки и практической юриспруденции большее значение имеет не определение смысла термина «право», а определение данного понятия как юридической категории. Важнейшими характеристиками любого понятия является его содержание и объем. Так, под содержанием понятия понимается совокупность существенных признаков предмета, заключенная в данном понятии. В свою очередь, совокупность предметов представляет собой объем понятия.

В свою очередь, содержание термина «право» есть совокупность существенных признаков, на основании которых можно отличить право от таких категорий как мораль и нравственность, религиозные норм и предписаний и иных.

Обращаем внимание, что научной литературой под такого рода признаками понимаются:

- нормативность права;

- формальная определенность правовых норм;

- обеспечение права посредством принудительной силы государства;

- выражение воли народа;

- согласование как личных, так и коллективных интересов;

-многие другие[17].

Независимо от предложенных нами наиболее признаваемых признаков, некоторые авторы их вовсе отрицают, предлагая свои.

Так, к примеру, признак обеспечения права государственно-властным принуждением некоторыми учеными отрицается. Данное обосновывается тем, что право существовало в догосударственных общностях в таких формах как обычаи, традиции, ритуалы и обряды. Таким образом, государственное принуждение, по их мнению, нельзя относить к существенным признакам права.

Подытоживая вышерассмотренные отмечаем, что существующие определения права можно условно разделить на две группы:

К первой относятся понятия права, которые по содержанию и объему являются различными и представляют собой совершенно разные понятия.

Ко второй относятся понятия, характеризующиеся практически одинаковыми признаками, однако данные признаки имеют различное понимание.

Сущность и социальное значение права имеют прямую взаимосвязь с его функциями, в которых данная сущность и проявляется.

Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и, несомненно, на поведение людей.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества, такие как: экономика, политика, духовная сфера и другие. При этом действие права в данной связи требует четкого и слаженного взаимодействия со всеми существующими в государстве институтами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Указанное представляет собой основное функциональное назначение права, которое проявляется в ряде функций. К некоторым из них относятся[18]:

1. Регулятивно-статическая или функция закрепления и стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов. Иными словами посредством правового закрепления основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции государственных органов и их должностных лиц, определении правосубъектности как физических, так и юридических лиц.

Важно подчеркнуть, что рассматриваемая функция в большинстве своем отражает природу права, заключающаяся в предоставлении гражданам и организациям правомочий, в границах которых они действуют свободно, без ограничений и вмешательства со стороны третьих лиц и даже государства.

2. Немаловажной признается и регулятивно-динамическая функция, заключающаяся в определении правом, каким должно быть поведение людей в будущем. Данная функция осуществляется посредством обязывающих норм, что говорит о том, что рассматриваемая функция проявляется в правоотношениях активного типа;

3. Охранительная функция права выделяет его из ряда иных систем социальной регуляции, ввиду того, что право осуществляется органами государства, которые принимают индивидуально-властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимоотношений ценных как для личности, так и для общества качеств, таких как: стабильности, детальной и ясной регламентации, а также наличие четких процедур и порядков;

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений, поступков. Такого рода позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность, предполагающая определенные негативные последствия в виде применения к такому лицу законно установленных санкций.

Важно обратить внимание, что особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные правовые нормы, которые содержат так называемые отрицательные либо положительные критерии оценки тех или иных действий. Таким образом, посредством применения данных правовых норм осуществляется конкретизация поступка, а также осуществляется определение индивидуальной меры юридической ответственности либо меры поощрения соответственно.

2.2 Нормы религии: понятие, сущность и особенности

В соответствии со ст. 14 Конституции Российской Федерации[19], наше страна признается светским государством, что говорит о невозможности установления той или иной религии в качестве государственной и тем более обязывание граждан в выборе конкретного вероисповедания и религии.

Из указанного следует, что в Российской Федерации церковь отделена от государства, однако, это не утверждает, что церковь отделена от общества.

Как и во все времена, церковь связана с каждым человеком духовной, нравственной и, несомненно, культурной жизнью. Ею оказывается мощное воздействие на сознание, поведение людей.

Важно отметить, что на сегодняшний день, вне зависимости от того, что наше государство определено как светское, церковь в нем выступает своего рода стабилизирующим фактором.

Таким образом, важно отметить, что на территории нашего государство правовое регулирование деятельности названных выше разновидностей религиозных общностей осуществляется на основе:

- Конституции Российской Федерации;

- Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.[20];

- Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»[21];

- соответствующие акты субъектов Федерации;

- и некоторые иные правовые акты, регулирующие тот или иной аспект деятельности религиозных организаций, объединений и т.д.

На наш взгляд, особое место среди всей совокупности правовых актов в рассматриваемой сфере, помимо Конституции, закрепляющей основы вероисповедания граждан и роли в этом государства, является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997г.

Важная роль данного акта, на наш взгляд, заключается в том, что им определяется условная граница взаимодействия церкви и государственной власти. Иными словами, имеет место своего рода переплетение правовых и религиозных норм.

Церковь уважает право и законы, порядок, установленный в государстве, в свою очередь, государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, которая не противоречит принципам морали и гуманизма.

В соответствии с положениями рассматриваемого акта, в частности ст. 3 и 4, свобода вероисповедания признается важнейшей чертой гражданского демократического общества.

Как считает С.С. Алексеев, несомненным духовным достижением современной России является возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих и, несомненно, восстановление порушенных в определенные вехи истории храмов[22].

По мнению превалирующего большинства теоретиков, тесная взаимосвязь права и религии просматривается и в том, что большинство христианских заповедей, к примеру, «не убий» и «не укради», «не лжесвидетельствуй» и многие другие, нашли свое непосредственное закрепление в правовых нормах, и рассматриваются ими как преступления, что показывает их особую значимость как для государства, так и для общества. В сравнении можно обратиться к правовой системе мусульманского мира, где право в значительной степени основывается на религиозных догматах, за нарушение которых предусмотрены достаточно суровые наказания.

Важно подчеркнуть, что в первые годы советской власти в нашем государстве, в частности в Средней Азии и Кавказа, хоть и в порядке исключения, применение подобного рода нормы.

Религиозные нормы как обязательные правила поведения верующих содержатся в таких известных исторических памятниках, как Старый Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, Сунна, Священные книги буддизма и т.д.[23]

На сегодняшний день в прессе нередко обращается внимание на то, что как только граждане Российской Федерации начинают проявлять так называемый массовый интерес к религии, в стране увеличивается поток различных миссионеров и их групп, проявляющие ярую настойчивость в привлечении населения в их объединения, к их религии.

Таким образом, на основании вышерассмотренных положений можно сделать вывод, что на сегодняшний день вне зависимости от того, что наше государство конституционно признано светским, наблюдается своего рода взаимосвязь и даже влияние права на религию и наоборот. Иными словами роль норм религии играет не последнюю роль в жизни общества, что является вполне обоснованным. Нормы религии регулируют не только внутренний мир человека, но и отношения, складывающиеся между людьми.

Заключение

На основании проведенного исследования отмечаем, что многие ученые, как в области теории права, так и философии занимались вопросом определения сущности и значения понятия социальной нормы, которая является сложной категорией, однако, без наличия которой существование и развитие современного общества и государства не представляется возможным.

Теорией права социальные нормы подразделяются на нормы морали и религии, нормы обычаи, ритуалы и традиции, а также нормы права.

По нашему мнению, на сегодняшний день, особую важность для жизни общества играют нормы права, а также норы морали и религии.

Говоря непосредственно о сущности права, обращаем внимание, что данное сводится к определению следующих элементов:

- ее отраслевой принадлежности;

- сущности правоприменительной деятельности и ее особенностей;

- порядка применения норм права и решения возникающих в данной связи проблем.

Сущность права имеет прямую взаимосвязь с его социальной ценностью, которая в свою очередь проявляется в его функциях.

Вне зависимости от столь глубокого и длительного изучения вопроса определения сущности соотношения права, на сегодняшний день в юридической науке существует достаточное количество нерешенных проблем, что в первую очередь связано с постоянно развивающимися общественными отношениями, что приводит к необходимости их правового регулирования.

На основании вышерассмотренных положений можно сделать вывод, что наблюдается своего рода взаимосвязь и даже влияние права на религию и наоборот. Иными словами роль норм религии играет не последнюю роль в жизни общества, что, на наш взгляд, является вполне обоснованным.

В свою очередь, говоря о нормах морали, отмечаем, что ими регулируется не внутренний мир человека, а отношения, складывающиеся между людьми, ввиду этого не представляется возможным пренебречь взаимосвязью норм права и норм морали, тем самым сплотив всю систему общественных отношений, существующих и развивающихся в том или ином государстве.

Исходя из проведенного нами исследования, важно отметить, что на сегодняшний день социальные нормы представляют собой движущие начала развития любого общества. Наиболее распространенным и, несомненно, важным для государства являются нормы права как разновидности социальных норм, не смотря на это, немаловажное значение продолжают играть и нормы морали, религии, и иные виды социальных норм в той или иной степени.

Список использованных правовых актов и литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
  2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" / СПС КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" / СПС КонсультантПлюс
  4. Алексеев, С.С. Теория государства и права [Текст]: учеб. / С.С. Алексеев. - М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 1998. - 570 с.
  5. Бабаев, В.К. Теория государства и права [Текст]: учеб. / В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. – 592 с.
  6. Григорьев, И.В. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / И.В. Григорьев. - Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. Техн. Ун-та, 2009. – 304 с.
  7. Емельянов, С. А. Право: определение понятия [Текст]: учеб. пособие / .А. Емельянов. - М.: Знание, 1992. – 241 с.
  8. Косарев, А.И. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 207 с.
  9. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства [Текст]: учеб. / В.В. Лазарев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2005. – 575 с.
  10. Лившиц, Р.З. Современная теория права [Текст]: краткий очерк. / Р.З. Лившиц. - М.: Юристь, 1992. - 357с.
  11. Лоурэнс ,Ф. Введение в американское право / Ф. Лоурэнс.- М.: Прогресс, 1993. - 286 с.
  12. Марченко, М.Н. Теория государства и права[Текст]: учеб. / М.Н. Марченко. - М.: Юристъ, 1996. - 495 с.
  13. Матузов, Н.И. Право в системе социальных норм [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Матузов. - М.: Юристъ, 1996. - 623с.
  14. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / А.В. Мелехин. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2005. – 250 с.
  15. Нерсесянц, B. C. Проблемы общей теории права и государства [Текст]: учеб. / В.С. Нерсесян. - М.: Норма, 2004. – 832 с.
  16. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. Часть 2 / Теория государства и права : учеб. пособие. В 2 ч. Ч.2. Теория права / Н. А. Пьянов. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. – 300 с.
  17. Сырых, В.М. Теория государства и права [Текст]: учеб. для вузов. / В.М. Сырых. - М.: Издательство «Былина», 1998. - 512 с.
  18. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права [Текст]: учеб. пособие. Т. 2. Вып. 2, 3, 4. / Г.Ф. Шершеневич. - М.: Репринт, 1995. – 462 с.
  1. Нерсесянц, B. C. Проблемы общей теории права и государства [Текст]: учеб. / В.С. Нерсесян. - М.: Норма, 2004. - C.82

  2. Лившиц, Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. / Р.З. Лившиц. - М.: Юристь, 1992. – С. 89-90.

  3. Там же.

  4. Нерсесянц, B. C. Проблемы общей теории права и государства. / В.С. Нерсесян. - М.: Норма, 2004. С. 201.

  5. Сырых, В.М. Теория государства и права [Текст]: учеб. для вузов. / В.М. Сырых. – М.: Издательство «Былина», 1998. – C. 29.

  6. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права [Текст]: учеб. пособие. Т. 2. Вып. 2, 3, 4. / Г.Ф. Шершеневич. – М.: Репринт, 1995. – C. 42

  7. Бабаев, В.К. Теория государства и права [Текст]: учеб. / В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2003. – C. 96.

  8. Косарев, А.И. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. – С. 93.

  9. Там же.

  10. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства [Текст]: учеб. / В.В. Лазарев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2005. – С.123-125

  11. Сырых, В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. / В.М. Сырых. - М.: Издательство «Былина», 1998. С. 116-117.

  12. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. Часть 2 / Теория государства и права : учеб. пособие. В 2 ч. Ч.2. Теория права / Н. А. Пьянов. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. – 300 с.

  13. Емельянов, С. А. Право: определение понятия [Текст]: учеб. пособие / .А. Емельянов. – М.: Знание, 1992. – С. 62.

  14. Марченко, М.Н. Теория государства и права[Текст]: учеб. / М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 1996. – С. 74

  15. Там же.

  16. Лоурэнс Ф. Введение в американское право / Ф. Лоурэнс.- М.: Прогресс, 1993. – С. 82.

  17. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / А.В.Мелехин. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2005. – С. 113.

  18. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / А.В.Мелехин. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2005. – С. 119-122.

  19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / СПС КонсультантПлюс.

  20. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" / СПС КонсультантПлюс.

  21. Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" / СПС КонсультантПлюс.

  22. Алексеев, С.С. Теория государства и права [Текст]: учеб. / С.С. Алексеев. - М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 1998. – С. 79.

  23. Григорьев, И.В. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / И.В. Григорьев. - Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. Техн. Ун-та, 2009. – С. 223.