Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Times New Roman. История создания, современные традиции использования .

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Times New Roman—является представителем текстовых шрифтов, которые не обдают никакими историческими ассоциациями, а полностью относится к нашему времени. Это произошло из-за того, что популярность данного шрифта, возникнувшая ещё в 30-х годах XX столетия, все еще остается таковой и в наши дни. Таймс — броская, уникальная гарнитура с оригинальным начертанием, которое сформировалось за несколько столетий, вобрав в себя шрифтовое наследие, но переработав его основательно, придав совершенно новый и уникальный вид. Это связано с тем, что в первые десятилетия прошлого века, когда формировался Times, были периодом пересмотра собранного художественного опыта и синтеза новейших форм. Times New Roman и его бесчисленные подобии до такой степени распространены, что уникальные особенности шрифта почти исчезли, а название стало практически стало нарицательным. Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня Times New Roman считается самым узнаваемым представителем шрифтов вида "антиква" и в основном ассоциируется с книжным и официально-документальным шрифтами. Все офисные, учебные и научные документы, будь то заявления, дипломы, научные диссертации, печатаются именно Times. На сегодняшний день невозможно представить себе официальный документ, набранный другим шрифтом. Times New Roman крепко укоренился в современной печатной индустрии.

Сегодня Times New Roman имеет множество прототипов со своими особенностями. Некоторые из них являются менее удачными с точки зрения визуального оформления и читабельности, другие более. Мы рассмотрим многие виды данных шрифтов и выявим наиболее приятные для визуального восприятия.

Объектом нашего исследования является примеры и особенности Times New Roman в полиграфии и изобразительном искусстве. Предметом исследования – непосредственно шрифт Times New Roman, история его создания и развития.

Цель данной работы заключается в изучение шрифта Times New Roman и выявление современных тенденций его использования в различных текстах. Для этого нам потребуется внимательно рассмотреть историю возникновения данного шрифта и его прототипы, изучить разные теории авторства гарнитуры Times New Roman, рассмотреть различия разных шрифтов семейства Times, их недостатки и преимущества, выявить области применения шрифта в современном мире. А также мы узнаем, с какими шрифтами сочетается Times New Roman, а с какими его лучше не использовать, проверить на практике, насколько шрифты Times, разработанные различными фирмами, подходят для создания журнальных разворотов; насколько Times New Roman является подходящим для создания рекламной продукции.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1.

Times New Roman Морисона и Лардента

Несмотря на то, что возникновение Таймс — явление сравнительно последних десятилетий, история разработки шрифта достаточно неоднозначна. Обычно, говоря о Times New Roman, рассказывают следующее. В 1929 году британский типограф Стенли Морисон, занимающийся историей шрифта, был приглашен в старейшее английское печатное издание «Таймс» (The Times) экспертом по типографике. Это был один из первых документированных и эффективных примеров того, что в настоящее время именуется редизайн и является неотъемлемым требование развития каждой уважающей себя газеты. Морисона утверждал, что для успешного редизайна «Таймс» необходимо усовершенствовать верстку, и первое, что для этого нужно делать — заменить шрифт основного набора. В то время газета "Таймс" уже более 100 лет использовала английский вариант антиквы нового стиля, главной особенностью которого был сильный контраст основы шрифта с тонкими засечками. Экспериментальный набор различными шрифтами, проведенный Морисоном, продемонстрировал, что имеющиеся гарнитуры или недостаточно компактны, или имеют неподходящую для стиля газеты форму, или плохо читаются в кегле 9 пунктов. Тогда Морисон внес предложение создать новую гарнитуру на базе хорошего исторического рисунка. Он хотел повторить опыт компании Monotype, которая создала собственные шрифты Perpetua, Baskerville и Plantin. Руководство газеты согласилось с аргументами Морисона и приняло все его предложения и даже более того - предложило ему взять на себя руководство проекта в совместной работе с Виктором Лардентом, штатным художником печатного издания. Приняв данное приглашение, Морисон решил не применять шрифт Ionic, изданный 4-мя годами ранее американской компанией Mergenthaler Linotype, несмотря на его известность и удобочитаемость. Этот шрифт был создан специально для газетного набора, однако Морисон считал его неподходящим. Для него такой шрифт ассоциировался с бульварными газетами «для народа»[1]. Подобные параллели нельзя было допускать, ведь консервативную газету «Таймс» читали министры и государственные деятели Великобритании, а значит и набор обязан был смотреться по-другому, более официально и солидно.

Под тщательным присмотром Морисона была придуман новейший и уникальный набор шрифта, по некоторым предположениям в базе новой гарнитуры был заложен шрифт Monotype Plantin 110 серии. Существует несколько версий происхождения шрифта Таймс. По одной из версий, Морисон полностью придумал гарнитуру и отдал Ларденту серию личных карандашных набросков алфавита нового шрифта, по другим данным, он в устной форме велел использовать гарнитуру Plantin в качестве основы под новый набор, заострив засечки. Согласно третьей версии, в основании работы Лардента легла фотография страницы книги фламандского печатника XVI столетия Кристофа Плантена. Можно предположить, что эта страница была напечатана шрифтом Робера Гранжона. Взяв за основу этот образец Лардент при участии Морисона создал некий шрифт-прототип.

Эскиз шрифта Times Виктора Лардента

В дальнейшем он был видоизменен и доработан. В первых числах апреля 1931 года компания Monotype разработала и выпустила комплект новой гарнитуры для основного текста в 9 кегле. В тот же месяце в работу поступили два других кегля: 7 и 5 ½ пунктов.

В июне 1931 года все наработки (рисунки и образцы) готового шрифта прямого начертания были переданы в компанию Linotype, которая обязана была сделать матрицы для комплекта текста на линотипе. Подобным способом Linotype приобрел полномочия на новейшую гарнитуру одновременно с Monotype. Всего через полгода новый шрифт в текстовых кеглях был отдан на производство наборного цеха печатного издания «Таймс». Пока это было всего лишь образцы прямого начертания и курсива. Но деятельность над заголовочными наборами длилась вплоть до конца лета 1932 года. Первый номер издания, напечатанный новым шрифтом, поступил в продажу уже 3 октября 1932 года. В следствии вышел текстовый шрифт, довольно похожий по визуальным составляющим к шрифту Plantin, однако длина его строчных букв была увеличена, засечки сделались значительно тоньше и острее, а контрастность между основными и соединительными штрихами в буквах стала больше. Новое изображение шрифта полностью удовлетворили Морисона, который желал разработать приятный текстовую гарнитуру с большой удобочитаемостью и в то же время высокой ёмкостью с целью печати на качественной бумаге. Непосредственно такого рода солидный текст был в состоянии удовлетворить условия начальства печатные издания «Таймс», и отвечать условиям производства газеты, а кроме того взглядам её читателей. Шрифту дали название Times New Roman, 327 серии, что обозначает «Таймс Новый Прямой» — новый касательно к старому шрифту печатные издания «Таймс».

Times New Roman, ряд 327

Версия авторства Старлинга Берджеса

Но эта всем знаменитая история приобрела внезапное продолжение. В 1994 г. на конференции Интернациональной типографической ассоциации (ATypI) в Сан-Франциско американский профессор Майк Паркер[2] сделал шокирующее заявление, что внешний вид шрифта Times New Roman совершенно не относится к Морисону. Паркер выпустил детально обоснованную статью в издательстве Printing History. Там исследователь выявил и указал читателю, что прямое светлое начертание шрифта Times New Roman удивительно схоже на обнаруженный в архивах североамериканской компании Lanston Monotype набор шрифтовых шаблонов серии 54, произведенный, как можно судить, никак не позже 1916 года.

Шрифт серии 54, который Берджес заказал Lanston Monotype для своей фирмы

Их изображение скорее всего принадлежит американцу Старлингу Берджесу[3], который занимался строительством гоночных яхт и авиамашин. Данная информация вызвала невообразимый шок в кругу историков типографики: как такое могло произойти, разве такого рода многоуважаемый британский типограф XX столетия Стенли Морисон, который является создателем наиболее знаменитого сегодняшнего шрифта британской школы, мог воспользоваться рисунками какого-то никому не известного американского конструктора Старлинга Берджеса? Как бы то ни было, но в архивах этой же компании отыскались несколько шаблонов курсивных символов из серии 55, имеющих отношение к этому же заказу и схожих со шрифтом Times. Компания Lanston Monotype опубликовала в 1962 г. свой собственный текст Times железного комплекта серии 362, сопровождающийся жирным шрифтом Times Bold серии 57. На наборах серии 362 четко заметен вычеканенный более старый номер 54. Из архивных источников стало известно, что гарнитура серий 54, 55 и 57 Старлинг Берджес заказал с целью использования в своей собственной проектной конторе W.Starling Burgess & Co., которая была продана в 1916 г. Данный спецзаказ был аннулирован по окончанию 1918 года и проект по данной гарнитуре не был закончен.

В настоящее время американское возникновение шрифта Times New Roman признали и другие ученые, к примеру, Уолтер Трэйси и Роберт Брингхерст. По крайней мере, данной теорией никак нельзя пренебрегать: очень уж много совпадений обнаруживаются между шрифтами. Британскую компанию Monotype и американскую компанию Lanston Monotype соединяли деловые взаимоотношения. По этой причине невозможно исключать, что рисунки знаков серии 54 сперва поступили в Великобританию, а чуть позднее были взяты Морисоном и Лардентем в качестве фундамента для создания другого, нового шрифта - Times New Roman. К тому же, Морисона совсем нельзя охарактеризовать как дизайнера, графика, художника шрифта. Он был ученым, историком, критиком, экспертом в типографике, но не создателем шрифтов (об этом нет никаких подлинно известных документов и иных доказательств). Мы не можем утверждать, рисовал ли Морисон когда-нибудь собственноручно шрифты. Лично он сам ни разу в жизни не заявлял, что именно он изобразил Times New Roman. Кроме того, Морисон позднее утверждал в своих текстах относительно данного шрифта: «Его преимущество в том, что он смотреться таким образом, будто бы он не был разработан кем-то индивидуально...». Его художник Виктор Лардент трудился в отделе рекламы печатные издания «Таймс» и придумывал названия к рекламным заметкам. Он также не был дизайнером наборной гарнитуры. Это четко заметно, если посмотреть на первоначальный эскиз набора нового шрифта, безусловно нарисованному Лардентом. Допускается именовать данный набросок прекрасной шрифтовой композицией, однако совсем не проектом журналистского шрифта для набора текста в кегле 9. Кроме всего остального, у данной композиции недостаточно единого с завершающим видом Times New Roman равно как по рисунку отдельных букв, например, C, G, R, S, s, так и по расцветке, соотношениям и степени остроты засечек. Безусловно, процедура формирования шрифта в этот период только лишь начиналась, осуществлялось большое количество уточнений рисунка и переделок, в которых существенную роль исполнили штатные художники шрифта компании Monotype, однако тем не менее тайна так и осталась неизвестной.

Несмотря на то, что Морисон и выступал за «незримый» текст, который абсолютно никак не отвлекает читателя, его единственное шрифтовое произведение, Times New Roman, совсем нельзя назвать недостаточно оригинальным. Данный шрифт — безусловно итог персонального творческого действия, с собственным сильно отличительным и алогичным рисунком. В этом контексте тончайший критик, типограф и историк Морисон, воплощение утонченности, элегантности и отличного вкуса, никак не может может сойти за творца шрифта Times. Для этого нужен был человек с наиболее безудержным характером, к примеру, сын главного американского конструктора гоночных яхт XIX столетия — Старлинг Берджесс, который к тому же является владельцем элитной летной премии Коллье (Collier Trophy) 1915 года за устройство бесхвостого самолета, называющееся «летающее крыло» и разработчиком гоночных яхт и необычной машины Dymaxion. Ведь он непосредственно был очень близок к книгопечатному обществу. Берджесс выстустил в 1903 г. серию собственных стихов в издательстве Кембриджского университета и был знаком с многочисленными американскими типографами; в архивах компании Lanston Monotype остался набор шаблонов ещё одного шрифта, по некоторым предположениям произведенных согласно рисункам Берджесса.

Безусловно, неверно было бы стараться преуменьшить значимость Стенли Морисона и Виктора Лардента в формировании шрифта Times New Roman. В том варианте, в котором мы его видим в настоящее время, Times New Roman сформировали непосредственно они, конечно совместно с неизвестными нам по фамилиям штатными художниками компании Monotype. Однако вероятно, что предыстория данного шрифта известна нам отнюдь не в полном объеме.

Справедливости ради необходимо отметить, что из числа его вероятных прообразов стоит упоминать, помимо шрифта Plantin, также шрифты фламандского типографии XVI столетия Хендрика ван ден Кеере, шрифт Neue Kirchenschrift 1862 года германской компании Bauer и шрифты североамериканского типографа конца XIX—начала ХХ столетия Теодора Лоу -де Винна.

Внешний вид Times New Roman

Многие причисляют Times New Roman к голландской антикве старого стиля, однако такого рода аспект не полностью отвечает действительности. Точнее можно выразить согласие с убеждением нынешнего канадского изыскателя Роберта Брингхерста, который в собственной книге рассуждает о Times New Roman: «У данного шрифта гуманистические оси эллипсов, однако пропорции маньеризма, насыщенность барокко и острые, неоклассицистические детали». В общем Times согласно соотношениям, контрасту и наклону осей эллипсов допускается классифицировать как переходную антикву, несмотря на то, что чересчур засечки и сжатые строчные безусловно смахивают на определенные шрифты конца XIX—начала ХХ столетия. По сути, Times собственной эклектичной конфигурацией весьма сходен к определенным шрифтам 2-ого знаменитого периода истории развития шрифта, периода модерна, таким образом именуемым шрифтам типа Эльзевир или же French Old Style, навевающим воспоминания гарнитуру Литературную, прежнюю Латинскую.

Внешний вид прямого светлого начертания 327 ряда обусловливается существенным контрастом, весьма большим очком маленьких символов, маленькими выносными элементами, острыми засечками, округленными в участках присоединения к основным штрихам, и наклонными осями эллипсов. Строчные буквы значительно светлее строчных и смотрятся наиболее тесными. В большом нижнем полуовале строчного, а внутрибуквенный просвет расширен, однако в иных строчных, к примеру, таких, как b, d, h, m, n, p, q, u просвет вытянут по вертикали. Это происходит от того, что все без исключения строчные литеры обладают слабо вытянутыми пропорциями. Соотношения же строчных, напротив, довольно широки и алфавит в общем виде устремляется к одной ширине.

Прописные буквы с круглыми элементами, такие, как C и S, довольно открыты. G, несмотря на свою значительную ширину, производит впечатление закрытого знака из-за высокого правого вертикального штриха без нижней шпоры, но с двусторонней засечкой вверху. Прописная J не имеет свисания ниже линии шрифта, в отличие от шрифта Plantin, что характерно уже для шрифтов эпохи классицизма. Буквы с круглыми элементами C, G, S, s на концах штрихов имеют двусторонние остроконечные чуть наклонные засечки. Выраженная обратная засечка в таких знаках характерна для шрифтов, начиная с начала XVIII века[4].

Жирное (Bold) начертание 334 ряда в шрифте почти отвечает по ширине прямому светлому.

Times New Roman , ряд 334, прямое жирное начертание

Оно обуславливается высокой интенсивностью и контрастом, что, несомненно, связано с его изначальным использованием в печатном издании. Уолтер Трэйси в собственной книге утверждал, что данное начертание таинственно и своеобразно, вследствие того, что его строчные буквы по форме приближены к шрифтам периода классицизма. Это связано с горизонтальными односторонними засечками в верхней левой области следующих букв: b, d, h, i, j, k, l, m, n, p, r. В то время как в светлом начертании подобные литеры обладают наклонными треугольными засечками антиквы прежнего стиля. Строчные буквы жирного начертания понадобилось сделать весьма тесными с целью того, чтобы их ширины нормально подходили строчным светлого начертания, которые также довольно узкие. В следствии этого внутрибуквенный промежуток многих строчных знаков схож с узким вертикальным разрывом, засечки весьма короткие, и комплект смахивает на забор. Вследствие того, что соотношения строчных ближе к соотношениям строчных основного начертания, от жирного начертания образовывается впечатление тесных строчных при стандартных прописных. Как правило стандартизация ширин букв различных начертаний объясняется потребностью их общего употребления как основного и выделительного при наборе в линотипе. Однако в печатном издании «Таймс» в качестве шрифтового выделения использовался курсив, а плодородным начертанием запасались только лишь названия, по этой причине никак не существовало потребности выполнять ширины его символов ровно такими же, как в светлом. Возможно было сконструировать жирное начертание подобным основному согласно рисунку и соотношениям, как и было выполнено позднее при создание полужирного (Semi-Bold). То, что этого не произошло, допускается расценивать как непрямое подтверждение того факта, что изображение жирного начертания также был заимствован в какой-то степени.

Поначалу в гарнитуре был сконструирован только лишь один светлый набор - Italic. Его строчные литеры наиболее узкие, если сравнивать с прямым начертанием, однако по рисунку они очень схожи. Для курсивных строчных букв свойственны строгая форма k с двухсторонней горизонтальной засечкой в конце правого верхнего штриха и строгие треугольные v, w, y. Литера z первоначально обладала снизу росчерком с каплей на конце, но потом компания Monotype поменяла его на строгий горизонтальный штрих. Ширины букв курсива соответствуют основному начертанию. Жирный шрифт - Bold Italic - был разработан и пущен в производство только лишь в 1956 г.. Согласно форме, данный курсив смахивает на светлый шрифт и не сильно соответствует элементам рисунка прямого жирного начертания.

В 1936 году было создано полужирное (Semi-Bold) начертание 421 ряда намеренно для набора Библии в издательстве Кембриджского университета. Оно отличалось ещё наиболее укороченными нижними выносными компонентами строчных букв, утолщенными засечками и немного уточненным рисунком. Monotype разработал шрифт серии 727 с облегченными прописными, для того, чтобы они больше подходили по расцветке классическим строчным. В особенности это было немаловажно для набора на немецком языке с его изобилием строчных букв, так как в германском все без исключения существительные пишутся с прописной литеры. Был создан кроме того расширенный вид основного начертания, именуемый Times Roman Wide 427 ряда. Это версия с вытянутыми выносными компонентами для книжного набора 627 ряда и некоторое количество жирных и полужирных версий, сверхжирное 834 ряда и узкие начертания. Кроме того, два специализированных начертания для набора объявлений малым кеглем - Times New Roman Small Ads 927.

Новые виды Times New Roman

Спустя год после того, как гарнитура была изобретена, Monotype выпустил её в обширную торговлю. Версии, распространяемые компанией Linotype, начали именоваться Times Roman. Данная гарнитура используется в абсолютно всех сферах печатной индустрии, начиная с книг и журналов и вплоть до рекламы. Times Roman сделался ещё более известным, когда появились компьютерные издательские системы, в которые он встраивался. В связи с тем, что для него ещё во время железного набора было создано большое число добавочных математических, фонетических, языковедческих и иных специализированных символов, Times сделался стандартным шрифтом для набора промышленной и академической литературы. В том числе, данным шрифтом набирался всеобще знаменитый Английский Справочник - Encyclopaedia Britannica. Обширное использование Times обуславливается ещё и с тем фактом, что набор сделался до такой степени привычным, и его изображение стало восприниматься как стандартное.

Обе компании, обладающие правами в изображение гарнитуры Times, вне зависимости друг от друга взялись совершенствовать гарнитуру в области начертания и расширять её новейшими специализированными вариантами. Интегрированный цифровой вариант шрифта Times компании Linotype стал обычным для постскриптовских производных устройств вследствие совместной работы с компанией Adobe, который создал язык PostScript. Далее Linotype создал целых четыре начертания Times специально для цифрового набора слова с экспертными комплектами символов, в том числе прямое светлое начертание и минускульные цифры. Гарнитура была названа Times Ten, так как она была оптимизирована для использования в базовом кегле 10. Помимо этого, были изобретены три прямых заглавных начертания - Times Eighteen Roman, Bold, Extra Bold, с целью использования в базовом кегле 18. Компания Monotype переделала четыре основных начертания Times New Roman под формат PostScript, для того чтобы они по росту и ширине символов соответствовали привычному Times, интегрированному в постскриптовские производные аппараты. Данный вариант был назван Times New Roman PS. В 1989 г. Monotype спроектировал новую форму шрифта - Times New Roman Medium, промежуточное между светлым и полужирным, с соответствующим курсивом.

Шрифты-копии Times New Roman

Успех шрифта Times New Roman в послевоенные период не мог не привнести свои коррективы в историю шрифта. Многие стали подражать и перерабатывать первоначальный рисунок Times. Первой и максимально схожей по форме к Times New Roman была гарнитура Life, разработанная в 1964 г. для компании Ludwig & Mayer. Ее создателем был дизайнер Вильгельм Бильц. Шрифт был доработан Франческо Симончини в 1965 году. Последующей гарнитурой такого образа была Concord компании Berthold, которая была создана в 1968 г. главным художником фирмы - Гюнтером Герардом Ланге. И, в конце концов, в 1972 г. Уолтер Трэйси по заказу от компании Linotype создал шрифт Times Europa для того, что заменить Times New Roman Морисона и Лардента в наборе английской газеты «Таймс». Данная гарнитура была наиболее приспособлена к условиям журналистского набора и высокопроизводительной высокой прессы. Её пропорции больше расширены, уменьшен контраст и засечки более массивные и не на столько заостренные, как в Times New Roman. Уже после того, как печатное издание «Таймс» перешла на технологию печати офсет, возникла вероятность применяния наиболее тонкой и изысканной гарнитуры. Но в 1991 г. Times Europa был заменен на новейшую версию старой гарнитуры, которую назвали Times Millenium, разработанную исландским дизайнером Гуннлаугуром Бримом. Но на этот история шрифта не закончилась, и в 2002 году печатное издание пережила еще один редизайн. Гарнитура Times Millenium была заменена на очередную версию именуемой Times Classic. Данный шрифт был создан Дэйвем Фэйри и Ричардом Доусоном.

Необыкновенная популяризация шрифта Times New Roman для книжного и журнального набора привела к возникновению её множественных копий и клонов под разними названиями. Вероятно, ни одна гарнитура в истории типографики, пожалуй, исключая шрифт Helvetica, не подвергалась подобному многочисленному издевательству. В особенности данный процесс разросся с введением цифрового набора и настольных книгопечатных систем. Зачастую "клонов» фактически ничем не отличит от подлинника, не считая наименования. К примеру, вариант Times компании Bitstream именуется Dutch 801, а компании Alfatype — English. У Apple одна из интегрированных в программное обеспечение гарнитура, невероятно схожа с Times New Roman, но именуется New York. Гамбургская компания URW расширяет мгновенно 2 таймсовидных шрифта: Nimbus Roman и URW Roman. Завершающий предполагает собою вид Times общенародной компании Typoart из Дрездена, который в подлиннике был наименован достаточно креативно: Timeless (в переходе «безвременный», то есть постоянный).

Вариант Times New Roman североамериканской компании Linguist Software, которая занимается набором многоязычных языковедческих текстов, именуется просто: Serif.

Фирма IBM в определенный момент пользовалась упрощенным вариантом Times, называемым Press Roman для собственной пишущей машины с шаровидной головкой IBM Composer. В общем, принимая во внимание, что количество юзеров компьютеров в настоящее время, скорее всего, достигает несколько миллиардов, остается только лишь поражаться, какую невероятную известность получила гарнитура, в прошлом столетие разработанная для одного, пусть и самого известного британского печатного издания.

Кириллический Times New Roman

В кириллической типографике Таймс укрепился уже давно и прочно — возможно, даже крепче, нежели в западной, по причине намного меньшего количества гарнитур-соперниц. Создание греческих и кириллических вариантов семьи Times стартовала практически незамедлительно после формирования основных латинских начертаний одновременно и вне зависимости друг от друга в компаниях Monotype и Linotype.

Кириллический Times Linotype

Точные даты и создатели данных работ не всегда могут быть нам знакомы, вследствие того, что компании в то время не упоминали их в своих каталогах гарнитур. В 1970–80-е годы было разработано уже не меньше десяти кириллических вариантов Times New Roman иностранной версии, генетическая взаимосвязь которых с Таймсом (изготовления или Monotype, или Linotype) можно было проследить более или менее явственно.

Первый отечественный вариант кириллической гарнитуры Таймс была изготовлена ещё в советский период, в конце 1970-х годов, в Отделе наборных шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского учреждения печатного машиностроения (сейчас АО «Полиграфмаш»)[5].

Это был шрифт Тип Таймс в четырех начертаниях. Создатели - дизайнеры Геннадий Барышников, Эмма Захарова и другие. Тип Таймс издавался для фотонаборного набора «Каскад» на Ленинградском заводе печатных машин, затем данная гарнитура была переделана для цифрового набора и выпускалась законно первоначально в формате PCL, а после того PostScript Type 1 и TrueType разнообразными организациями, в том числе АО «Ленполиграфмаш», ВНИИ полиграфии, компанию ParaGraph (в 1990 г.) и компанию Intermicro, где данная гарнитура именовалась Рустаймс, Интертаймс и Респект. Данная же гарнитура в форматах PostScript Type 1 и TrueType выпускалась компанией Ipex Research под наименованиями NTTimes и NTTierce, а вдобавок противозаконно определенными фирмами, скопировавшими его в начале 90-х годов, когда цифровых шрифтов не доставало. И до наших дней можно встретить печатные издания, набранные данной гарнитурой, которая как правило именуется Times либо Dutch.

Нельзя заявить, что это была хорошая гарнитура. Она смотрелась значительно резче своего латинского прообраза, однако она была первоначальной.

В дальнейшем перестройка в России и вызванный ею в 90-х годах кирилловский «шрифтовой взрыв» привели к зарождению большого количества иных вариантов Times отечественного производства, разработанных в отсутствии разрешения легитимных собственников или держателей авторских прав на данную гарнитуру и нередко непрофессионально. Данные варианты шрифта были откликом на необходимость в ограниченном, натуральном для кириллической графики Таймсе, в то время как западные виды, в том числе и созданные квалифицированными специалистами, далеко не всегда принимали во внимание устои концепции кириллического шрифта и в при абсолютно всех плюсах смотрелись немного инородно. В результате количество кириллических видов Times, как российского, так и зарубежного изготовления даже перевалило надобность, таким образом, что доля данных гарнитур со временем фактически вышла из использования. Анализировать основательно их плюсы и минусы в настоящее время, по всей вероятности, уже нет смысла. Обойдемся только попыткой восстановить в памяти их поименно.

Западные кириллические версии: кирилловский Times компании Letraset, Dutch 801 (Times) компании Bitstream, CGTimes компании Agfa, Nimbus Roman компании URW++, Roman Cyr Turk компании McCampus, Timeless компании Typoart (некто ведь URW Roman Cyrillic компании URW++), Serif компании Linguist Software, News компании Russian Type Foundry. Кое-какие из них ещё используются в цифровых форматах, однако маловероятно, что они пользуются огромным спросом.

Отечественные версии: Вид Таймс около различных фамилий, TM Thames (TypeMarket), SU TimeRoman (SoftUnion), DA Latinskij (DoubleAlex Font Studio), AZ Times (Az-Zet), SPSL Dutch. С часть из их ещё возможно столкнуться на пиратских дисках, однако они вмещаются туда уже скорее для полноты набора. Нынешнему дизайнеру они ни к чему.

Три основных кириллических Times New Roman

7.1. Первый кириллический Times New Roman

На первом месте, конечно же, Times New Roman, который был введен компанией Microsoft в оперативную систему Windows. Это немного преобразованная гарнитура Times New Roman компании Monotype, которая в настоящее время предоставляется в формате OpenType[6]. Вследствие того, что хранилище гарнитур компании Monotype содержит в себе по четыре основных начертания кириллического Times - это Upright, Inclined, Bold и Bold Inclined, можно прийти к выводам, что они были сформированы уже после 1956 года. В том же году был создан латинский жирный курсив. Отличительное преобразование терминологии начертаний по сравнению с латинской версией предполагает, что курсивные начертания в кириллице в действительности наклонные (Inclined), что никак не может соответствовать реальному положению дел. Гарнитура была разработана первоначально для однотипного набора, а потом переделана для фотонаборных машин компании Monophoto. Согласно тому, что достаточно схожий по рисунку к монотайповскому фотонаборный кириллический Times компании Berthold был разработан в 1967 году, шрифт компании Monotype был создан ранее.

Кириллический Times Berthold

В конце 70-х годов возникла первая лазерная фотонаборная машина Lasercomp, и монотайповская кириллическая гарнитура Times была перемещена в цифровую форму. В 80-х годах нашли широкое распространение настольные издательские системы и открытие языков PostScript и TrueType, поэтому все пользователи компьютеров имели доступ к шрифту Times New Roman. Причем рисунок самой гарнитуры фактически никак не поменялась.

Кириллический вариант шрифта Times компании Monotype разработан довольно профессионально, однако смотрится чужеродным и в том числе в некоторой степени может раздражать. Безызвестный дизайнер данного шрифта очевидно имел дело с дореволюционными российскими гарнитурами ручного набора, такими, как Рената и Латинский, однако этот дизайнер никак не сумел преобразовать форму их знаков на подобие латинского Times. Но тем не менее прямое начертание у него сравнительно прилично. Производные начертания, в особенности курсивы, разработать значительно труднее и по этой причине они получались куда хуже.

Прямое начертание монотайповского Times обладает характерной формой букв Ж, К, ж, к с так называемыми "каплями" на концах верхних изогнутых частей и прямые диагональные нижние части. Свисающие составляющие у Д, Ц, Щ, д, ц, щ кажутся будто бы пририсованными к нижним засечкам, взамен того, чтобы примыкать к продолжению нижнего горизонтального штриха. Из-за такой формы свисающие компоненты выглядят достаточно провисшими. Буквы Д, д обладают весьма прогнутым левосторонним штрихом и схожи с аналогичными трапециевидными знаками в Литературном (Латинском) шрифте. Фигура левостороннего штриха у букв Л, л (вертикальная, с изогнутым нижним окончанием и продолжительной растянутой каплей) отнюдь не согласуется с формой Д, д. Буквы Г, г, м, ю чрезмерно широки, а З, Ш, Щ, в, к излишне узки. Модель Ч, ч никак нельзя назвать удачной. Верхний элемент Ж смотрится чересчур широким, развесистым и никак не согласуется с нижним. У прописной Ф невелики округлые элементы. Прописная Я с прямой диагональной ногой обладает слишком мощной динамикой в левую сторону и смотрится как зеркальное отображение латинской R, а это противоречит направлению чтения. Акценты в буквах Й, й жирноваты и выбиваются из общей картины, несмотря на то, что обладают схожим к классической форме с двумя каплями на концах. В общем форма смотрится не слишком сбалансированной по расцветке и очень колеблющейся по пропорциям, не беря во внимание во многом успешное решение тяжелых кириллических букв б, д, ф, э.

Курсивное начертание в значительной меньшей степени успешно как по расцветке, так и по пропорциям в сопоставление с прямым, несмотря на то, что определенные литеры достаточно хороши, к примеру, б, ж с зигзагообразным центром. К сожалению, большая часть иных букв обладают неудачной формой. Литеры г, к чрезвычайно широки. Прямая диагональная нога у к придает знаку твердость и противоречит курсивному характеру строчных, так же, как и верхний диагональный штрих с двухсторонней горизонтальной засечкой, заимствованной от латинского k. Верхний элемент буквы ч очень смахивает на подобный знак прямого начертания, что противоречит другим курсивным формам. Верхний выносная часть у д может показаться на первый взгляд очень твердой и колючей. Литера в весьма узкая. Верхний и нижний элементы з недостаточно сбалансированы, равно как и изогнутые с каплями верхняя и нижняя выносные части у ф, взятые у латинского f. Литера л невероятно резкая в верхней части. Абсолютно неудачный вид свисающих компонентов у букв ц, щ. Буква я обладает архаичной формой нижней левосторонней диагонали с каплей на конце. Строчные курсивные элементы повторяют погрешности прямого начертания. Помимо этого, неудачно решены модели Д, Ж, К, которые недостаточно согласуется с подобными символами в прямом начертании, а в букве Э недостаточно большой средний горизонтальный штрих.

Жирное начертание повторяет погрешности светлых, добавляя к ним вспомогательные. К примеру, прямые Г, Д, Л, г, д, л, т светлы по расцветке и в наборе формируют прорехи. Литеры ж, ф напротив же, чересчур черны. Плохое решение свисающих компонентов у ц, щ, и модель я. Жирноватый курсив также крайне неровен по расцветке.

Несмотря на это в общем это не самый плохой кириллический Times, и с ним ещё возможно взаимодействовать.

7.2. Второй кириллический Times New Roman

Еще одна популярная кириллическая версия Times была создана компанией Linotype. Набор был выпущен в 1972 году в тех же четырех основных начертаниях - Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined, для фотонабора. В 90-е года гарнитура была переработана в согласовании с новым латинским цифровым вариантом Times Ten. В настоящее время конкретно данный Times встраивается во все программные программы Adobe и Apple. Рисунок кириллических букв фактически никак не поменялся в сравнение с фотонаборной версией.

Линотайповский кириллический Times в общем сделан успешнее, нежели монотайповский. Данный шрифт ровнее по расцветке и точнее по пропорциям букв. Можно заявить, что это один из наилучших кириллических шрифтов Times, разработанных не в России. Тем не менее и его знаки не лишены минусов.

Прямое начертание представляет иную линию решения кириллических символов в Times, где отличительные литеры Ж, К, ж, к в сравнение с монотайповским решением с каплями обладают прямые диагональные ветви с горизонтальными засечками, аналогично латинской букве К. Более безуспешна модель общеизвестного У, где диагонали объединяются очень высоко, из-за чего символ делается неуравновешенным и падает в правую сторону. Буквы Д, д обладают наиболее прямоугольной формой, нежели у монотайповской версии, вследствие того, что их левосторонние штрихи практически вертикальны, без прогиба. Свисающие компоненты букв Д, Ц, Щ, д, ц, щ, равно как и в монотайповской версии, некорректно подсоединены к горизонтальным штрихам и бессильно провисают. Литеры Л, Ш, Щ, Ю чересчур узкие. Овалы у Ф смотрятся недостаточно большими в сравнение с другими прописными. У строчной буквы ъ очень удлиненная горизонтальная верхняя часть в левой стороне. Полуовалы букв ъ, ы, ь незначительны по размеру. Строчная э обладает неправильной, в противоположную сторону наклоном оси эллипса и смотрится как зеркальное отображение буквы с. Акценты у Й, й обладают неудачной, очень сложной формой с наплывом снизу и двумя небольшими каплями на концах.

Курсивное светлое начертание существенно ровнее, чем в монотайповском варианте. Строчные повторяют погрешности прямого начертания, особенно узкие буквы Ж, Ш, Щ, Ю. Занимательно, что прописные З, Э, отличаются от прямых тем, что обладают каплями на концах нижних штрихов в левой стороне. Строчная кириллическая гарнитура удивительно удачена и гармонична, особенно в сравнение с монотайповским шрифтом. Привлекательно выглядят литеры б, в, к, ф, ц, щ, ь, э. Строчная к обладает размеренно изгибающимися ветвями, верхняя часть завершается каплей. У ф прямой основной штрих с односторонней засечкой сверху и двухсторонней снизу. Свисающие компоненты у ц, щ очень удачно были прописаны и являются образцом правильного решения. Строчная ж немного узковата, однако из-за своего крестообразного центра она наиболее технологична в небольших кеглях, нежели зигзаговидная монотайповская версия. Литера л немного широка. У буквы Типографическое искусство может охарактеризоваться как искусство грамотного распределения печатаемого материала в соответствии с определенными целями, другими словами размещать буквы, ставить пробелы, и выбирать гарнитуру таким способом, чтобы максимально упростить читателю восприятие текста. Типографическое мастерство представляет собой эффективный способ для достижения в большей степени практических целей и только в единичных случаях — визуальных, поскольку в планы читателя крайне редко входит удовлетворением одним лишь визуальным видом какого-либо издания. По этой причине каждое оформление набора, которое — независимо от целей печатника — строит препятствие между автором и читателем, считается неправильным. Таким образом можно сделать вывод, что при печатании книг, специализированных для чтения, не допускается излишне широкой, неуравновешенная верхней части, как и у литеры ч. Буква ъ неуравновешенна в следствии чрезмерно прямой конституции и длинного росчерка наверху по левой стороне. Нога литеры я слишком параллельна её главному штриху. Акценты у Й, й попусту повторяют форму акцентов прямого начертания.

Жирные начертания очень схожи по фигуре к светлым и копируют все их минусы, хотя, свисающие составляющие у жирных курсивных ц, щ разрешены некорректно, как и в монотайповском варианте. От сюда можно сделать вывод, что данный шрифт, вероятнее всего разрабатывал совершенно другой дизайнер.

У Linotype и Adobe прежде было двустороннее лицензионное соглашение, на базе которого все без исключения шрифты Linotype принадлежали кроме того и Adobe, также, как и все без исключения кириллические варианты Times.

7.3. Третий кириллический Times New Roman

И наконец третья по популяризации кириллическая версия Таймса — это шрифт Newton фирмы ПараТайп, созданная в 1990 дизайнером Владимиром Ефимовымм при участии Александра Тарбеева.

Эскизы прямого светлого начертания гарнитуры Newton 1989

Шрифт был разработан для хранилища цифровых наборов ParaType компании ParaGraph и до 1993 года выпускался под наименованием TimesET. По внешнему виду латинская часть довольно схожа с первоначальной монотайповской гарнитурой, однако представляет собой не цифрового клона, а перерисовку.Кириллическая же часть неординарна по рисунку. Шрифт Newton — одна из нескольких подобный Times кириллических гарнитур, издаваемых в пяти начертаниях, соответствующих монотайповским Roman, Italic, Bold, Bold Italic, Extra Bold (серии 327, 334, 834). Newton сконструирован для абсолютно всех форматов и платформ во всех без исключения классических кодировках для набора на всех языках народов России, Западной и Восточной Европы и Средней Азии. В рамках данной гарнитуры Александр Тарбеев разработал набор фонетических знаков Newton Phonetic, а кроме того шрифты для набора на современном и древнем греческом языках Newton Greek в четырех начертаниях в каждый, армянская гарнитура Newton Armenian и грузинская Newton Georgian в трех начертаниях каждая. В общем данным шрифтом можно печатать тексты более чем на 140 языках.

Если рассматривать шрифтовую форму гарнитуры Newton, можно полагать, что шрифт является довольно успешным олицетворением кириллической гарнитуры Times. Его главным минусом считается расхождение по размерам и метрикам с общепризнанными западными аналогами. Наподобие линотайповскому типу, в прямых начертаниях гарнитуры Newton литеры Ж, К, ж, к, схожи по форме к латинским K, k. Литеры Д, д трапециевидной формы с прогнутым левосторонним штрихом. Средний штрих у прописной Э обладает двусторонней вертикальной засечкой на конце. Акценты у Й, й обладают классической формой с каплями на концах. В курсивах у строчной z нижний горизонтальный штрих обладает формой росчерка с каплей на конце, как и у гарнитуры Times компании Linotype. Строчная ж содержит извилистую форму. Ветви у строчной к мягкой изогнутой формы с каплей наверху с правой стороны. Строчная л обладает размеренно изогнутым верхом. Основной штрих строчной ф прямой с односторонней засечкой наверху и двухсторонней снизу. Нога у строчной я мягко изогнута. Акценты курсивных букв Й, й обладают классической формой росчерка с каплей по левой стороне. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день Таймс стал так сказать заложником своей популярности. Times New Roman используется и будет использоваться повсюду, где необходима «простая», уравновешенная, общепринятая, «как у всех», гарнитура. Устойчивая необходимость в подобной грнитуре маловероятно когда-нибудь пропадет. Более того, пересылая куда-либо напечатанный Таймсом документ, пользователь сможет быть уверен, что уж данная гарнитура четко найдется там, где этот документ будет распечатан. Быть может, такая участь представится кому-то крайне незавидной — но её навряд ли можно изменить.

Глава 2.

Сочетание шрифта Times New Roman с другими наборными шрифтами

В современном мире очень важно визуального оформления всего что можно. Это касается и различных текстов. Неважно официальный это документ или же сказка для детей. И одной из составляющих частей будет, конечно же, сочетание шрифтов. Ведь использование лишь одного шрифта выглядит скучно и однотонно. Один из самых простых примеров хорошего сочетания гарнитур – это использования шрифтов из одного семейства. То есть комбинировать курсивное и прямое, обычное и жирное начертание. Именно таким образом оформляются все официальные документы. Но если говорить все же именно о сочетании двух шрифтов, то стоит учитывать несколько критериев.

Лучше всего для визуального восприятия комбинировать гарнитуру с засечками и без засечек, чтобы разграничить основной текст и дополнительный (или заголовок). Поэтому, если использовать Times New Roman, то не стоит брать в дополнение к нему (или наоборот) PT Serif. Эти шрифты визуально довольно близки, а по тому есть большая вероятность того, что их не отличат друг от друга. Тоже самое можно сказать почти о любом другом шрифте антиквенной группы.

Очень важно также соблюдать соотношение пропорций шрифтов: у двух выбранных шрифтов должна быть одна высота и ширина основных и выносных элементов, межбуквенная ширина. Например, Futura вместе с Times New Roman смотрятся плохо, потому что у них большая разница между х-высотой и шириной.

Также желательно подбирать шрифт другого начертания. Например, тот же PT Serif будет смотреться с Times New Roman однообразно. А значит нужно выбрать гарнитуру чуть более жирного начертания, например, Arial Black, но не слишком жирный, чрезмерное большой контраст будет выглядеть нелепо.

Но несмотря на огромное разнообразие шрифтов и вариантов их комбинирования, далеко не все исследователи считают, что Times New Roman может быть использован с какой-либо другой гарнитурой. Например, известный канадский типограф Роберт Брингхерст в книге «Основы стиля в типографике» пишет: «Baskerville, Helvetica, Palatino и Times New Roman, … — это шрифты, встреча которых обещает лишь публичный скандал. Ни один из этих шрифтов не сочетается с каким-либо другим, так как у каждого из них различная концепция шрифтовой формы»[7]. Однако, несмотря на его слова, сочетание Helvetica и Times Roman стало типографической традицией.

Times New Roman в различной продукции

Times New Roman считается одним из самых благоприятных шрифтов для чтения, поэтому его или его копию часто можно встретить в различной продукции, будь то газета, журнал, рекламное объявление или товарная упаковка. В основном, данный шрифт используют газеты и журналы научного или политического характера. Это связано с исторически сложившимися функциями, которые носит эта гарнитура (об истории создания было изложено выше). С рекламой немного сложнее. С одной стороны, Times New Roman олицетворяет стабильность и уравновешенность, а значит идеально подходит для рекламы старой продукции для людей более старшего возраста. Для молодежи лучше подойдет более динамичный и непривычный шрифт. Однако, с другой стороны, в эпоху интернета все более значимее становиться всплывающая реклама малого формата (реклама, которую мы видим по краям страницы). Из-за того, что само всплывающее окно небольшого размера, кегль текста тоже должен быть гораздо меньше привычного нашему глазу. В этом случае сложные и слишком жирные шрифты не работаю: либо они становятся неразборчивыми, либо сливаются в одно пятно. Таким образом, для рекламы в интернете нужна довольно стабильная, простая и оптимальная по толщине гарнитура. И на эту роль идеально подходит именно Times New Roman.

В качестве доказательства можно привести один эксперимент Yieldmo Эта компания решила проверить как шрифт влияет на восприятие пользователей, и текстам какой гарнитуры люди поверит больше. Для теста были выбраны только безопасные для интернета гарнитуры: Helvetica, Arial, Verdana (без засечек), Times New Roman, Georgia и Garamond (с засечками). Эффективность объявлений оценивали по кликабельности – количество переходов по ссылке (клик).

Самый большой рост количества кликов было отмечано у объявлений с гарнитурой Times New Roman, что можно видеть на графике.

Изменение количества кликов

после смены шрифта в объявлении

По этим ссылкам переходили на 15% чаще обычного. Успех гарнитуры в Yieldmo связывают с тем, что Times New Roman совмещает в себе лучшие черты трёх шрифтов: педантичность Baskerville, разборчивость Georgia и контрастность Garamond. После этого эксперимента компания решила перевести все объявления в своей рекламной сети с Helvetica на Times New Roman.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования представленного вопроса, была тщательно разобрана история происхождения самого известного шрифта современности Times New Roman, которая оказалась такой же неоднозначной, как и сама гарнитура. И хотя точно сказать, кто же является автором данной гарнитуры невозможно, имя типографа Морисона навсегда связано со шрифтом. Из-за своей невероятной популярности Times New Roman на сегодняшний день имеет бесчисленное количество копий и подобий. Каждая гарнитура имеет свои плюсы и минусы и предназначена для разных назначений, в зависимости от того, какую цель преследовал автор. Times New Roman, разработанный для деловых текстов, является утончённым, стабильным и главное – хорошо читабельным. Из-за популярности шрифта было разработано несколько кириллических Times New Roman, самым известным можно назвать Times New Roman компании Monotype в формате OpenType. Однако более удачная по визуальному виду - Times Ten компании Linotype.

Times New Roman имеет широкое применение в наши дни. Этот шрифт стал официальным для всех деловых и научных документов и текстов. Причем в данных работах он используется без каких-либо дополнительных гарнитур. Вместо этого для внешнего оформления берутся разные начертания шрифта, чтобы выделить новые главы или заострить внимание на определенных славах. Из-за приятного визуального оформления, очень часто встречается в книжных изданиях, газетах и журналах (чаще политических). Читабельность гарнитуры привлекает читателей к печатным изданиям и позволяет без напряжения читать тексты, при этом шрифт достаточно утончен и одновременно статичен, что позволяет применять его в изданиях разных направленностях: он хорошо смотрится как в научных статьях, так и в светских новостях, хотя первоначально употреблялся в политических газетах. Также Times New Roman завоевал любовь у рекламных агентств в связи с тем, что при использование мелкого кегля Times New Roman подходит лучше всего и читатели больше доверяют старому шрифту, а значит чаще переходят по ссылке реклам с данной гарнитурой. Она ассоциируется у людей со стабильностью и надежностью, и народ больше склонен верить рекламе, напечатанной Times New Roman, нежели другим шрифтом. А в сочетание с правильно подобранной гарнитурой Times может еще больше усилить визуальную привлекательность текста, а значит привлечь еще больше людей к товарам. Главное соблюдать определенные правила подбора шрифтов, чтобы достичь нужного эффекта. И хотя сейчас существует множество разных вариантов гарнитур сочетание Helvetica и Times Roman является незыблемой классикой в типографской индустрии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Times New Roman Стенли Морисон, Виктор Лардент, 1932 [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://rus.paratype.ru/system/attachments/1015/original/timesnewroman.pdf (дата обращения 04.06.19 г.).
  2. МАЙК ПАРКЕР Американский дизайнер [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://facecollection.ru/people/mayk-parker (дата обращения 04.06.19 г.).
  3. Jesse Russell, William Starling Burgess l. – Bookvika publishing – 2013., 115 с.
  4. Джеймс Феличи, Типографика. Шрифт, верстка, дизайн: Пер. с англ - 2-е изд., прераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014 – 496 с.
  5. Роберт Брингхерст, Основы стиля в типографике, 1996г.: Пер. с англ - 2-е изд, Д. Аронов, 2006 г. – 432 с.
  6. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие – Изд-во: Юнити-Дана, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения 04.06.19 г.)
  7. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с
  8. Эрик Шпикерманн, О шрифте: Пер. с англ. Л.Лаврухиной – М. Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 208 с.
  9. Образцы шрифтов. Руководство с примерами шрифтов для дизайнеров, … и студентов художественных училищ / Ян Чихольд: [пер. с нем. J1. Якубсона]. — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2012. — 248 с.
  10. шрифтов сравнили на эффективность в рекламе, статья [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/experience-news/217309-fonts (дата обращения 04.06.19 г.).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Эскиз шрифта Times Виктора Лардента

Times New Roman, ряд 327

Шрифт серии 54, который Берджес заказал Lanston Monotype для своей фирмы

Times New Roman , ряд 334, прямое жирное начертание

Кириллический Times Linotype

Кириллический Times Berthold

Эскизы прямого светлого начертания гарнитуры Newton 1989

Изменение количества кликов после смены шрифта в объявлении

  1. Times New Roman Стенли Морисон, Виктор Лардент, 1932 [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://rus.paratype.ru/system/attachments/1015/original/timesnewroman.pdf (дата обращения 04.06.19 г.).

  2. МАЙК ПАРКЕР Американский дизайнер [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://facecollection.ru/people/mayk-parker (дата обращения 04.06.19 г.).

  3. Jesse Russell. William Starling Burgess l. – Bookvika publishing – 2013. С. 46

  4. Times New Roman Стенли Морисон, Виктор Лардент, 1932 [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://rus.paratype.ru/system/attachments/1015/original/timesnewroman.pdf (дата обращения 04.06.19 г.).

  5. Times New Roman Стенли Морисон, Виктор Лардент, 1932 [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://rus.paratype.ru/system/attachments/1015/original/timesnewroman.pdf (дата обращения 04.06.19 г.).

  6. 13. Джеймс Феличи, Типографика. Шрифт, верстка, дизайн: Пер. с англ - 2-е изд., прераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014 – С. 82

  7. 14. Роберт Брингхерст, Основы стиля в типографике, 1996г.: Пер. с англ - 2-е изд, Д. Аронов, 2006 г. – С 245