Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Предпосылки формирования конструктивизма

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Основной темой данной курсовой является изучение типографики эпохи конструктивизма. С развитием промышленности и техники в области искусства произошел перелом, оно претерпело сильные изменения. Конструктивизм был новаторским движением в искусстве, дизайне и архитектуре, которое началось в России в 1913 году, но по-настоящему поднялось после революции 1917 года. Эта революция была временем больших разногласий и перемен, приведших к демонтажу царского режима в пользу большевиков.

В то время широкое распространение получили агитационные и рекламные плакаты. Соответственно, именно на них и отразились все реформы в области типографики.

Тема конструктивизма актуальна и на сегодняшний день. Эта работа актуальна благодаря тому, что в современной типографике широко используются приемы и законы конструктивизма и в этом его практичность.

Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить предпосылки формирования конструктивизма, изучив для этого предшествующий ему стиль, обозначив проблемы, которые повлекли за собой смену сознания общества, рассмотреть биографии и работы его ярких представителей, обозначить особенности конструктивистской типографики и рекламы этой эпохи, определить степень актуальности приемов конструктивизма в наше время.

Целью исследования является типографика эпохи конструктивизма, ее характерные особенности, также мы определим, что в конструктивизме до сих пор привлекает дизайнеров.

Объектом исследования стал конструктивизм, его проявления в рекламе и типографике в целом, его влияние на современную типографику.

Информационной базой для выполнения курсовой работы является научная литература по теме исследования, учебные пособия и электронные ресурсы, такие как: Клещев О. И. «Типографика: учебное пособие», Кравчук В. П. «Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие.», Головко С. Б. «Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие» и др.

Глава.1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Глава 1.1. Предпосылки формирования конструктивизма

Я начну свое исследование с изучения предпосылок формирования конструктивизма. Теория конструктивизма родилась в начале прошлого века среди левых художников и «идеологов массового действа», которые восстали против эклектики. Исследователи расходились во мнениях относительно того, где берет свое начало конструктивизм. Некоторые считали, что «его истоки следует искать в архитектуре начала двадцатого века». Другие - что элементы конструктивизма родились в недрах модерна.

Очевидно, что конструктивизм отражал социальные перестройки в обществе и желание применения новых материалов и структур. Он возникал в борьбе творческих идей и мнений о различных путях развития современной архитектуры, полиграфии и дизайна.

Предшественником конструктивизма был модерн, он получил широкое распространение в России. Модерн (от фр. moderne – новейший, современный) - стиль в русском, европейском и американском искусстве конца 19 – начала 20 вв. Основной идеей этого направления был отказ от прямой преемственности стилей. Источниками вдохновения для создания причудливых форм модерна, были, с одной стороны, фигурно-орнаментальные мотивы крито-микенской культуры, с другой – прикладное искусство и неповторимая по тонкости графика Японии. Это было самым мощным воздействием дальневосточного искусства на европейское. За совсем небольшой срок модерн в той или иной степени проявился во всех видах изобразительного искусства. Прослеживалось стремление к плоскостной трактовке композиции, нарядности, орнаментальности. Наблюдалось отступление от классических канонов.

В качестве ведущего стиля модерн просуществовал недолго. Уже в первом десятилетии 20 в. его популярность и актуальность начали угасать. И несмотря на то, что неповторимость модерна дала ему жизнь, она стала и причиной его гибели. Модерн изжил сам себя, тем самым дав другим более устойчивым стилям возможность существования.

Новое время требовало новых образов и форм. Наступало время мощной индустрии, функционализма, массового производства и неминуемой стандартизации изделий. Новым критерием оценивания эстетики вещи стала целесообразность. Курс на целесообразную форму, рождаемую машинным производством, должен был означать, прежде всего, очищение ее от декоративной ручной художественной отделки. Наиболее простой и прямой путь к изменениям формы лежал через отказ от орнамента. Поэтому «антиорнаментальные» тенденции стали наиболее характерным признаком этого этапа в развитии художественной промышленности. Появление новой эстетики началось с мятежа против орнаментации, изобразительности, архаичности формы. Отсюда возникает новое, конструктивное, направление в искусстве.

На протяжении всего времени существовали художественные стили, содержащие конструктивистские элементы, например, Ренессанс или югендстиль. Однако в период между двумя мировыми войнами геометрия стала доминирующей техникой дизайна, чистой формой передачи нового содержания искусства.

Отправной точкой для этой новой конструктивистской эпохи можно считать 1910 г. дореволюционной России. Казимир Малевич работал над ”иконами ХХ века" как над абстрактным геометрическим произведением: Черный квадрат на белом фоне (1913)(рис.1), черный круг на белом фоне (рис.2), а в 1918 году Белый квадрат на белом фоне (рис.3).

Глава. 1.2. Экспрессивная типографика в творчестве представителей конструктивизма 1920—1930-х гг.

Одни критиковали (и критикуют) такие новаторские усилия, другие восторженно приветствовали их. В бурные 1917-1919 годы Родченко и Татлин провозгласили конструктивизм в поддержку революции, производство искусства для народа. Это привело к обилию экспериментов в области театра, архитектуры, дизайна изделий, репрезентативной графики и типографики.

Успех Октябрьской революции быстро распространил конструктивистские идеи и на другие страны, где уже потихоньку зарождались мысли о подобном движении. Первая конструктивистская выставка открылась в Польше в 1923 году: Генрик Стазевский, Владислав Стшеминский, Мечислав Щука и Хенрик Берлеви были ведущими художниками, занимающимися вопросами рекламы и типографии. В Германии самым важным центром конструктивизма был Баухаус в Дессау и Веймаре. Эта школа мысли была призвана устранить метафизические пережитки прошлого из повседневной жизни настоящего, и конструктивно-рациональный процесс проектирования искусственной среды подходил для этого идеально.

В 1923-1928 годах в Баухаусе работал Ласло Мохой-Надь, который также развивал принципы конструктивизма. С его приходом в Баухаус появились новые идеи об использовании типографики. Надь считал типографику, прежде всего, средством коммуникации и заботился о "ясности сообщения в его наиболее выразительной форме". Он объединил текст и фотографию во взаимосвязанные композиции, которые он назвал "Типофото".

Австриец Герберт Байер учился в Баухаусе в течение четырех лет, и после сдачи последнего экзамена директор Баухауса Вальтер Гропиус назначил Байера руководителем новой мастерской "Druck und Reklame" (печать и реклама) в Дессау. Под руководством Байера эта мастерская превратилась в профессиональную студию графического дизайна и коммерческого искусства. Такие нововведения, как исключение заглавных букв и замена архаичного готического алфавита, используемого в немецкой печати, современным "космополитическим" шрифтом, свидетельствуют о переходе от индивидуально изготовленных и традиционно сформированных товаров к объектам, отвечающим функциональным требованиям, пригодным для массового производства. В связи с этим то, что стало известно как типография Баухауса, также было частью социальной и политической реформы, проходящей в школе.

В 1925 году Гропиус поручил Байеру разработать шрифт для всех коммуникаций Bauhaus. Он использовал свой подход к современной типографии, чтобы создать "идеалистический шрифт". В результате получился «Universalschrift» геометрический шрифт без засечек, он был простой и универсальный. В дизайне этого шрифта не было необходимости не только в засечках, Байер чувствовал, что нет необходимости и в верхнем и нижнем регистре для каждой буквы. (рис.4)

В Баухаусе изложены элементарные принципы типографской коммуникации:

1. Типография формируется функциональными требованиями.

2. Целью типографской верстки является коммуникация (для которой она является графическим носителем). Общение должно происходить в самой короткой, самой простой и самой проникновенной форме.

3. Для того чтобы типографика служила социальным целям, ее составные части должны организованны изнутри, должны иметь упорядоченное содержание. Нельзя забывать и о внешней организации, типографский материал должен быть правильно связан.

Нидерланды также были домом сильной конструктивистской группы. В лиятельная в других странах, группа "de Stijl" была основана в 1917 году. Туда входили Пит Мондриан и Тео ван Дусбург.

Во Франции в 1920-е годы геометрическое искусство не получило большого отклика, и лишь некоторые художники, такие как Мондриан и ван Дусбург, работали много лет в этом направлении и имели небольшой успех.

Конструктивизм сильно повлиял на типографику, а именно на алфавит и принципы внешнего оформления и верстки.

Конструктивистская концепция шрифта была экспериментальным переосмыслением латинских буквенных форм. Алфавиты Стшеминского, Альберса, Швиттерса, Чихольда или Байера состояли из горизонтальных и вертикальных штрихов, двух диагоналей и круга и не нуждались в украшениях. Не должно было быть и следа рукописного почерка.

Русскому конструктивизму были характеры минимальные цветовые палитры, часто просто красные, черные и иногда желтые. Они часто имели диагональные, круговые и угловые элементы, изображения. Полученная работа всегда была чрезвычайно драматичной, захватывающей, часто потрясающей и даже шокирующей, что соответствовало их цели изменить общество. Это движение было драматическим сдвигом от предыдущих, более традиционных движений и философий искусства.

Типографика Эля Лисицкого стала первым формальным воплощением нового подхода. Лазарь Маркович Лисицкий (1890 – 1941), известный как Эль Лисицкий, был русским советским художником, дизайнером и типографом, который связан как с супрематическим, так и с конструктивистским движением. Он был важной фигурой русского авангарда, помогал развивать супрематизм вместе со своим наставником Казимиром Малевичем, проектировал многочисленные выставочные экспозиции и пропагандистские работы для Советского Союза. Он изучал инженерию и архитектуру в дополнение к искусству, давая очень линейный, логический подход ко всему, что он делал. Его работы, особенно те, которые включали в себя супрематическую философию, были очень абстрактны, с геометрическими формами, имели минимальную цветовую палитру, и в некоторых случаях обладали глубокой символикой. Эль Лисицкий создал множество книг, плакатов, выставок и других видов советской пропаганды. Большая часть его работ была политически ориентирована, как и большая часть работ, созданных в ту эпоху. Одной из последних его работ был советский пропагандистский плакат «Давайте побольше танков», призывающий людей строить больше танков для борьбы с нацистской Германией (рис.5). На протяжении многих лет он преподавал в различных школах и художественных средствах массовой информации, распространяя свои идеи. Лисицкий создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве. В 1919-1921 годах он был одним из активных деятелей витебского УНОВИСа во главе с К. Малевичем. Здесь Лисицкий создает свои ПРОУНы — аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то, как бы парящих в космическом пространстве. В оставшиеся годы он внедрял значительные изменения в типографику, выставочный дизайн, фотомонтаж и дизайн книг, завоевывал международное признание за свой дизайн. Форма шрифта неразрывно связана со смыслом, поэтому буквы не идут единой строчкой, а «приплясывают», интервал между ними то сокращается, то увеличивается, помогая минимальными средствами добиться предельной выразительности. Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929) (рис.6), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое. Его работа оказала большое влияние на Баухаус и конструктивистские движения, он экспериментировал с методами производства и стилистическими устройствами, которые продолжат доминировать в графическом дизайне 20-го века. В 2014 году наследниками художника в сотрудничестве с Van Abbemuseum и ведущими мировыми учеными был создан Фонд Лисицкого для сохранения наследия художника.

Также одним из основоположников конструктивизма был Александр Родченко (1891-1956). Это русский советский дизайнер, график, фотограф, живописец и скульптор, художник театра и кино. Хотя первоначальным фокусом Родченко была живопись, он продолжал играть с фотографией, типографией и изображениями, объединяя их в то, что тогда называлось монтажом или фотомонтажом. Он отказался от станковой живописи ради "индустриального искусства", как он это называл, то есть искусства с социальной целью и посланием для масс. В марте 1923 года Родченко опубликовал статью, в которой сказал, что сейчас появился новый иллюстративный метод: монтаж печатных и фотографических материалов, ориентированных на определенную тему.

Братья Стенберги (Георгий 1900-1933 и Владимир 1899-1982) – советские художники, скульпторы и дизайнеры. Они всегда работали в сотрудничестве друг с другом и разработали более 300 плакатов к фильмам.

Новое большевистское правительство полностью поддерживало киноиндустрию, особенно ее способность пропагандировать и направлять свое послание в массы. В то время более 60% населения было неграмотным, поэтому работа конструктивиста с его сильными, резкими образами и мощным дизайном смогла привлечь их внимание и помогла распространить эту новую идеологию.

Основной техникой братьев Стенберг был монтаж. Дизайн их плакатов разрабатывался, чтобы удерживать взгляды и даже шокировать. "Мы имеем дело с материей в свободном состоянии... не обращая внимания на реальные пропорции... переворачивая цифры вверх ногами; короче говоря, мы используем все, что может заставить занятых прохожих остановиться на их пути". Их работы отвергли приёмы традиционные стилей в пользу других способов передачи движения, динамики и ритма, которые характеризуют 1920-е года. Они часто использовали нетрадиционные углы обзора, радикальные ракурсы и тревожащие крупные планы. Их плакаты актуальны даже сегодня и выглядят так же поразительно, как и в свое время. В 2000 году ITC выпустила два шрифта, вдохновленные творчеством братьев, под названием «ITC Stenberg».

Глава 1.3. Рекламная типографика эпохи конструктивизма

Октябрьская революция 1917 года ознаменовала новый этап развития отечественной рекламы. В первые годы советской власти рекламы как таковой, кроме политической, не существовало. Но совсем скоро конструктивизм начал появляться в рекламных объявлениях и плакатах различных назначений, а также в обложках книг и их внутреннем оформлении. Это было время авангардных поисков новой, соответствующей времени, художественной формы. Конструктивисты предпочитали делить плоскость листа жирными линейками, разбрасывать геометрические фигуры. Будучи типично авангардистским течением, конструктивизм унаследовал и продолжил поиски футуристов в области динамизации и активизации формы, вводил диагональные построения, ассиметричные композиции полосы, использовал в наборе шрифтовой контраст, выделение с помощью масштаба, размеров, рисунков и цвета шрифта «ударных» частей текста. Яркий, кричащий и революционный конструктивизм всегда привлекал к себе внимание. Активное использование фотоизображения в рекламе можно считать находкой конструктивистов, они взамен рисунка энергично вводили в книгу новую изобразительную технику - фотографию. И они не просто использовали фото, а располагали его под резкими ракурсами, использовали приемы кадрирования, монтаж фрагментов. Вырабатывались характерные конструктивистские приемы использования фотографий: их располагали по диагонали страницы или разворота, без полей, под обрез, стали использовать крупные изображения, которые служили фоном для надписей.

Основным двигателем новаторского направления в советской рекламе выступали художники-конструктивисты, в числе которых можно назвать В. Татлина, А. Родченко, Л. Попову, Э. Лисицкого, В. Степанову и других. Представители конструктивизма в своих работах использовали простые геометрические формы и утилитарный стиль, стремясь тем самым создать противопоставление буржуазной роскоши и подчеркнуть этой простотой идеи новой пролетарской идеологии. В печатной графике и плакате в данном стиле использовались жесткие схематичные композиции, построенные на использовании плоскостей, линий и простых форм, компоновка изображения отличалась динамичностью. Главную роль играли геометрические абстракции и буквы. Широко применялись наборные типографские элементы и простые рубленые шрифты прямого жирного начертания, легкие для восприятия. Надписи, выполненные таким шрифтом, становились самостоятельной частью композиции и занимали значительную часть плаката, всегда оказываясь в поле зрения. Расположенные под разными углами, слова и словосочетания добавляли композиции динамичности и некой торопливости.

В 20-е годы советская реклама взяла на себя и пропагандистские функции, власти использовали творчество рекламистов в борьбе между капиталистами и социалистами. Именно по этой причине для плакатов художников-конструктивистов характерна наступательность, а рекламные персонажи напористы и иногда даже агрессивны, они будто кричат с плакатов. Такой эффект создавался с помощью крупных букв и обилия больших восклицательных и вопросительных знаков. Цветовая палитра рекламных плакатов была, как и принято в конструктивизме, довольно ограниченной, но буквы и другие типографские элементы дополнительно выделялись цветом, чтобы контрастировать с фоном. Объединенные вместе, все эти элементы создавали единое мощное визуальное сообщение. Такая реклама, несомненно, должна была побуждать к действию.

Конструктивистские рекламные плакаты первой половины 1920-х годов вполне соответствуют революционному пафосу молодого советского государства.

Глава 1.4. Влияние советского печатного искусства 1920-1930-х гг. на современную типографику.

Ввиду современных требований к функциональности и целесообразности, современный дизайн сохраняет интерес к конструктивизму. Интерес к этому очень короткому периоду не случаен. Пожалуй, трудно найти в прошлом такой период, когда за такой короткий срок появилось бы такое большое количество принципиально новых формообразующих идей. Это наследие до сих пор волнует умы не только искусствоведов, но и современных художников. Сложно найти выставку современного искусства, где не встретилось бы прямая ссылка на искусство авангарда 20 годов 20 века. Тот прорыв, совершенный художниками авангарда, по своей мощи занимает в мировой истории особое место.

Печатная реклама активно использует культурное наследие, оставленное известными мастерами типографики. Современные дизайнеры часто стилизуют свои работы, подчеркивая тем самым связь времен. В настоящее время вновь становятся популярными стили, возникшие на рубеже 19-20 столетий. Громогласная и плакатная шрифтовая графика конструктивистов находит отражение в современной рекламе. Зачастую этот прием используют фирмы, когда им необходимо «прокричать» о скидках и распродажах.

Конструктивистские решения пережили второе рождение на стыке двух тысячелетий. Так, в конце 90-х годов двадцатого века дизайнер Т. Сафаев разработал гарнитуру Родченко, в основу которой легли шрифтовые работы русских конструктивистов Александра Родченко, Варвары Степановой, Владимира и Георгия Стенбергов, Густава Клуциса и других художников (рис.7). Геометрический гротеск имеет только прописные знаки, образованные прямыми линиями. Предельно упрощенный, этот шрифт воспринимается как символ русского авангарда и предназначен для применения в рекламе и акциденции.

Примерно в то же время дизайнер Е. Китаева создала фирменный стиль для «ИМА-пресс» (рис.8). Налицо все признаки конструктивизма: плашечный чистый цвет, четкий шрифтовой блок, где слова с разным количеством букв вписаны в один квадрат. Также в конце 90-х годов молодежное отделение партии «Яблоко» выпустило серию рекламных постеров, и все они были выполнены в духе конструктивизма.

Глава 2. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОСТИ ПРИМЕРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ЭПОХИ КОНСТРУКТИВИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ

Глава 2.1. Характерные черты конструктивизма

Эстетика конструктивизма является очень мощным средством воздействия. Он до сих пор сохраняет свою индивидуальность, так как он социально направлен и связан с активной творческой позицией создателя. Актуальность данного стиля достигается за счет особенностей восприятия информации. Это достигается с помощью следующих приемов:

1) Ограниченная палитра цветов (чаще черного, красного и белого), что помогало структурировать композицию;

2) Для побуждения к действию принято использовать красный цвет на больших площадях;

3) Создание контраста с помощью сочетаний цветов, разных размеров элементов. Увеличение кегля способствует тому, что слово приобретает «кричащий» окрас;

4) Достижение удобочитаемости благодаря крупным буквам и рубленым шрифтам;

5) Основная мысль доносится до воспринимающего с помощью кратких и простых формулировок;

6) Использование шрифтовых и словесных композиций, что придавало особую выразительность;

7) Применение плоскостной техники, использование узнаваемых образов, сведение изображений до простых геометрических форм – для быстроты распознавания объектов;

8) Применение фотографии для придания работе реалистичности и правдивости;

9) Эмоциональное воздействие, использование методов внушения: прямой взгляд в глаза зрителю, прямое обращение с энергичным личным призывом, четкий вопрос;

Мы можем в этом убедиться, посмотрев на работы дизайнеров 20-30 годов 19 века.

Глава 2.2. Шрифты эпохи конструктивизма

Самыми влиятельными отечественными шрифтами являются, несомненно, шрифты, возникшие в эпоху конструктивизма. Сами по себе рубленые шрифты были созданы не русскими конструктивистами. Голландское движение «Де Стиль» (De Stijl) уже в 1917 году использовало блочную форму букв в одноименном журнале. Немецкая школа «Баухауз» также занималась разработкой новых шрифтов. Голландская, немецкая и русская традиции широко взаимодействовали друг с другом в то время. Но именно в России конструктивистские шрифты получили такое развитие и распространение. Эти шрифты были максимально упрощены до самого буквенного каркаса, состояли из штрихов одинаковой толщины и, конечно, не имели никаких засечек (рубленые, гротесковые шрифты). Они имели тенденцию к одноширинности знаков и одинаковым межбуквенным расстояниям. Такие шрифты получили название Геометрических гротесков.

К таким шрифтам относятся Futura (рис.9), Avant Garde (рис.10), Erbar (рис.11), Kabel (рис.12).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/50/Futura_Specimen.svg/250px-Futura_Specimen.svg.png http://legionfonts.com/img-fonts/avant-garde-medium/og-avant-garde-medium-font-abc.jpg

Рис. 9. Шрифт Futura Рис.10. Шрифт Avant Garde

https://cdn-images-1.medium.com/max/1200/1*0cNdrrauuAWRC9Vz5bt4yQ.jpeg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e3/KabelSP.png

Рис. 11. Шрифт Erbar Рис. 12. Шрифт Kabel

Глава 2.3. Использования принципов конструктивизма на примере работ его представителей

Отдельным явлением русского и советского авангарда были плакаты Лисицкого. Его увлечение проунами и супрематизмом позволило создать шедевры визуального искусства. Так, например, знаменитый плакат «Клином красным бей белых» до сих про вдохновляет дизайнеров во всем мире.(рис.13)

Ðль Лисицкий. Клином красным бей белых

Рис.13. «Клином красным бей белых»

Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» — один из символов авангардной рекламы со всеми ее излюбленными приемами. Тут есть и фотомонтаж, и жесткая геометрическая конструкция, и яркие пятна. В основе плаката — фотография Лили Брик, которую сделал сам Родченко. (рис.14)

https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/6722/content_47web.jpg

Рис.14. «Ленгиз: книги всем отраслям знаний»

В СССР в рекламе не было острой экономической необходимости – монополия государственных предприятий на производство товаров не предполагала конкурентной борьбы. Советская реклама существенно отличалась от западной – ее основной задачей была агитация и пропаганда. Нужно было убедить всех в том, что советские товары – самые лучшие. С 1923 г. в сотрудничестве с поэтом Владимиром Маяковским Родченко начинает работать над торговой рекламой. Творческий альянс «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко» создает рекламу для ГУМа, Резинотреста, Моссельпрома, Госиздата, Чаеуправления. Тексты рекламных плакатов были максимально лаконичны и броски, легко запоминались и были предельно просты. A что еще нужно для эффективной рекламы?(рис.15)

Реклама Резинотреста Реклама пищевого треста московского Совета народного хозяйства

Рис.15. Плакаты Родченко

Братья Стенберги своими плакатами рекламировали чёрно-белое кино в стране, не успевшей оправиться от гражданской войны. Они никогда не считали, что занимаются искусством и предпочитали называть свои творения работой, в связи с чем оригиналов их работ сохранилось очень мало - Стенберги просто не считали нужным их хранить. для их плакатов характерно соответствие динамике и монтажному принципу фильма, сочетание перерисовки эффектного кадра с крупными цветовыми плоскостями и броским шрифтом. (рис.16)

Цветные плакаты братьев Стенбергов для чёрно-белого кино  искусство, история Цветные плакаты братьев Стенбергов для чёрно-белого кино

Рис.16. Плакаты Стенбегов к фильмам

Герберт Байер создал множество выдающихся работ не только в сфере типографики и графического дизайна, но и в таких областях, как скульптура, индустриальный дизайн, архитектура и фотография. Не удивительно, что Байера сейчас многие причисляют к важнейшим представителям искусства XX века. Все его работы объединяет одно: они выражали потребности индустриального века, но в то же время воплощают изощренные тенденции авангарда того времени. (рис.17)

https://compuart.ru/archive/ca/2004/6/16/4-2.jpg http://luc.devroye.org/HerbertBayer-Bauhaus-1925--Poster-by-AndrewNyomarga-2014b.jpg

Рис.17. Работы Байера

Одним из самых значительных творений Байера по сей день считается знаменитый шрифт Universal. Этот шрифт — точное воплощение всех идей направления Bauhaus: функциональность, простота и никакого излишнего декора. Байер искренне верил в то, что такой шрифт поможет снизить стоимость коммерческой печати за счет экономии на бумаге. (рис.18)

https://typejournal.ru/media/gallery/main/2016-12-06_16-56-38__cea2e436-bbbb-11e6-9660-5ba97e33d9c0.jpg

Рис.18. Шрифт Universal

Глава 2.4. Использования принципов конструктивизма в современной типографике

На сегодняшний день использование символов эпохи Октябрьской революции уже не говорит о политических настроениях их носителей. Конструктивистские идеи периодически появляются в современной жизни, причем они могут воспроизводиться как полностью, так и отдельными элементами.

Практически везде мы можем видеть полужирные рубленые шрифты. Они хорошо работают по одной простой причине: такой текст всегда легко читается, контрастирует с фоном. Это один из самых эффективных трендов, пришедших к нам из эпохи конструктивизма. Также часто встречаются цветные шрифты, которые, несомненно, являются яркими акцентами и привлекают к себе внимание. (рис.19)

https://freelance.today/uploads/images/00/07/44/2018/04/24/a7a2cb.jpg

Рис.19. Пример шрифта и варианта цветового оформления

Современная типографика не забыла и про комбинации больших и маленьких шрифтов. Иногда возникает необходимость выделить то или иное слово, которое несет в себе смысловую нагрузку. Для этого идеально подходит приём комбинирования шрифтов разного кегля. (рис.20)

https://wayup.in/assets/images/blog/10.jpg

Рис.20­­­. Пример применения разной величины букв в одной композиции

Также сейчас можно заметить, что дизайнеры подчеркивают бессмыслицу, иррациональность и протесты стандартам. Хаотичные фигуры, смесь фото и рисунка, искажение реальности делает их работы аутентичным. Это показывает дизайнерский характер и смелость.

Нельзя не упомянуть про всеми любимый минимализм. Он тоже был присущ некоторым представителям конструктивизма. В наши дни этот прием активно используется в типографике. Просто и ничего лишнего.

Художественный метод конструктивизма является неисчерпаемым источником вдохновения и дизайнерских идей, а современные технологии предоставляют огромный выбор средств для их реализации. Работы с элементами конструктивизма способны привлечь внимание, обеспечить запоминание образа. В современной жизни простые и лаконичные формы воспринимаются достаточно легко. Яркость, энергия, контраст и динамика имеют сильное влияние как на молодое поколение, так и на людей средних лет. Образы, которые вызывают ассоциации с прошлым, могут быть привлекательными для старшего поколения, давая им возможность ощутить себя частью истории.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что русский конструктивизм рассматривался больше как философия, чем просто стиль, и отражал веру в искусство для социальных изменений, а не личного выражения. Русские конструктивисты были сторонниками функционального искусства и дизайна, а не декоративно-выразительного искусства (например, станковой живописи), которое висело на стенах. Это соответствовало революционному настроению тех времен, когда буржуазная культура сменялась революционным пролетарским движением.

Конструктивизм – своеобразный стиль, изобразительными элементами которого стали гротескный шрифт и комбинация графики с фотомонтажем. Напряженная геометрия, яркие цвета, броская типографика – все это стало неотъемлемой частью эпохи конструктивизма.

Впервые русская типографическая культура стала основателем нового стиля – волевого и рационалистического.

Человеку в течении своей жизни приходится потреблять большое количество печатной продукции, в связи с этим необходимая информация должна восприниматься быстро. С появлением конструктивистских идей типографика стала отвечать этим требованиям. В наши дни такое значимое прошлое не осталось забытым. Приемы конструктивизма продолжают использовать как в книжных изданиях, так и в рекламе. Все потому, что конструктивизм – это кратко, ярко и понятно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература.

1. Пресс-служба Роспечати. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2016. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html (дата обращения 21.12.17 г.).

2. Информационно-правовой портал «Гарант». Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165528/

(дата обращения 21.12.17 г

3. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие – Изд-во: Юнити-Дана, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

4. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

Дополнительная литература

5. Дрозд А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

6. Колосенцева А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие. - Минск: Вышэйшая школа, 2013 – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

7. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

8. Леонидова Г.Ф. Настольные издательские системы: практикум / Г.Ф. Леонидова; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт информационных и библиотечных технологий, Кафедра технологии автоматизированной обработки информации. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 64 с. : ил. - Библиогр.: с. 58. - ISBN 978-5-8154-0332-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472669 (04.01.2018).

9. Нестеренко В. Е. Рисунок головы человека: учебное пособие. Издательство: Вышэйшая школа, 2014. – То же [Электронный ресурс]. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

10. Осмоловская О.В., Мусатов А.А., Рисунок по представлению. Учебное пособие. / – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

11. Савинов А.М. Критерии оценки учебных рисунков у студентов дизайнеров / А. М. Савинов // European Social Science Journal. – 2014. – № 6. Т.1. – С. 178-181

12. Техническая эстетика и дизайн: словарь / авторы-составители М. М. Калиничева, М. В. Решетова. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. – 389 с. – То же [Электронный ресурс]. – http://e-biblio.ru

13. Черноруков Е. Графические средства изображения [Электронный ресурс] / Е. Черноруков.  режим доступа: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=508 (дата обращения: 17.03.2016)

14. Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: методические указания к занятиям по дисциплине «Пропедевтика» для студентов направления «Дизайн» / сост. А.В. Шаповал. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 26 с., ил. http://biblioclub.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис.1

Картинки по запросу черный кРУГ на белом фонеРис.2

Картинки по запросу белый квадрат на белом фонеРис.3

Картинки по запросу Universalschrif Рис.4

Картинки по запросу давайте побольше танковРис.5

Картинки по запросу плакат для русской выставки лисицкийРис.6

Картинки по запросу шрифт родченкоРис.7

Картинки по запросу «ИМА-пресс» логотипРис.8

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/50/Futura_Specimen.svg/250px-Futura_Specimen.svg.png http://legionfonts.com/img-fonts/avant-garde-medium/og-avant-garde-medium-font-abc.jpg

Рис.9 Рис.10

https://cdn-images-1.medium.com/max/1200/1*0cNdrrauuAWRC9Vz5bt4yQ.jpeg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e3/KabelSP.png

Рис.11 Рис.12

Ðль Лисицкий. Клином красным бей белых

Рис.13

https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/6722/content_47web.jpg

Рис.14

Реклама Резинотреста Реклама пищевого треста московского Совета народного хозяйства

Рис.15

Цветные плакаты братьев Стенбергов для чёрно-белого кино  искусство, история Цветные плакаты братьев Стенбергов для чёрно-белого кино

Рис.16

https://compuart.ru/archive/ca/2004/6/16/4-2.jpg http://luc.devroye.org/HerbertBayer-Bauhaus-1925--Poster-by-AndrewNyomarga-2014b.jpg

Рис.17

https://typejournal.ru/media/gallery/main/2016-12-06_16-56-38__cea2e436-bbbb-11e6-9660-5ba97e33d9c0.jpgРис.18

https://freelance.today/uploads/images/00/07/44/2018/04/24/a7a2cb.jpgРис.19

https://wayup.in/assets/images/blog/10.jpgРис.20