Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Пути и причины возникновения права

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Выбор данной темы обусловлен тем, что право в качестве особенной системы юридических норм, а также связанных с ними правовых отношений зарождается в истории общества по тем же причинам и условиям, что и государство. Процессы зарождения права и государства протекают параллельно. Кроме того, у различных народов и в различные эпохи возникновение права имело собственные особенности, но есть и общие закономерности.

Актуальность данной темы заключается в том, что любой человек имеет права и обязанности. Из этого следует, что процесс изучения возникновения права носит и познавательный, и академический, и политико-практический характер.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что изучение возникновения права даёт возможность разобраться в социальной сущности права, его характерные особенности и черты, предоставляет возможность провести анализ причин и условий его возникновения и дальнейшего развития. Даёт возможность чётче представить все свойственные ему функции, а также как можно точнее разобраться в его роли в жизни общества и политической системы.

Цель написания данной курсовой работы – изучение возникновения права.

Задачи, поставленные для достижения цели, заключаются в следующем:

  1. изучение причин и путей возникновения права;
  2. рассмотрение теологической, естественной, насильственной теорий возникновения права;
  3. рассмотрение примирительной, психологической, исторической и марксистской теорий возникновения права;
  4. изучение правового обычая, нормативно-правового акта, юридического прецедента;
  5. изучение договора нормативного содержания и юридической науки.

Объект написания курсовой работы – изучение возникновения права.

Предмет работы – причины и пути возникновения права, теории возникновения права, источники возникновения права.

Степень научной разработанности данной темы достаточно высока. Проблема изучения возникновения права представлена в научной литературе. Общие теоретические вопросы, характеристика, а также характерные особенности возникновения права рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов.

Информационной базой для написания курсовой работы послужили статьи в журналах, научная и учебная литература. Среди источников литературы основными при написании работы будут труды С.С. Алексеева,

Одним из информационных источников для написания данной курсовой работы стало пособие С.С. Алексеева «Введение в юридическую специальность. Теория государства и права». Данное пособие даёт возможность ознакомиться с методикой обучения студентов по специальности «Юриспруденция». В этом пособии раскрываются структура, состав учебной дисциплины и ее основное содержание. Даются конкретные рекомендации по изучению предлагаемого материала и его информационно-методического обеспечения. Раскрываются особенности юридической специальности, приводятся извлечения из Европейского кодекса поведения юристов, отражающие общемировые требования к профессиональному поведению юристов. Описывается характер труда юристов в целом и распространенных среди них специальностей: следователя, прокурора, адвоката, судьи, нотариуса, юрисконсульта. Значительное место в работе отводится описанию истории развития юридического образования и юридической науки в России.

Ещё одним источником для написания работы стал учебник М.И. Абдулаева «Теория государства и права». В учебнике в доступной форме рассматриваются основные вопросы общей теории государства и права, изложены научные представления о социальной природе, сущности и назначении государства и права, раскрываются обобщенные систематизированные знания о функционировании и развитии правовых явлений и институтов общественной жизни. Центральная идея книги – приоритет и обеспечение прав и свобод человека. С позиций защиты прав человека и гражданина как высшей социальной ценности рассматриваются основные положения общей теории государства и права.

Также источником послужил учебник А.В. Полякова «Теория государства и права». В данном учебники рассмотрены такие понятия, как понятие научного знания, методы и методология дисциплины, общая теория права и теория государства, понятие общества, его элементы и структура, различные теоретические подходы к пониманию права, правосознание, различные подходы к пониманию сущности государства.

Методологическая база исследования представлена анализом и синтезом, методом классификаций, методом индукции и дедукции.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии. В первой главе будет представлено изучение причин и путей возникновения права. Во второй главе планируется рассмотрение теологической, естественной, насильственной теорий возникновения права, рассмотрение примирительной, психологической, исторической и марксистской теорий возникновения права. В третьей главе будет изучен правовой обычай, нормативно-правовой акт, юридический прецедент, договор нормативного содержания и юридическая наука.

Глава 1. Пути и причины возникновения права

1.1. Причины возникновения права

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:[1]

  1. возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;
  2. право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Некоторые учёные предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:[2]

  1. Необходимость установления единого порядка.
  2. Необходимость его поддержания.
  3. Оформление товарно-денежных отношений.
  4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытного общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:[3]

  • создание их обществом;
  • выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;
  • передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;
  • закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;
  • добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;
  • обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;
  • отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;
  • отсутствие различия между правами и обязанностями.[4]

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.[5]

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:[6]

  • создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;
  • выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;
  • предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;
  • охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

1.2. Пути возникновения права

Выделяют восточный и западный путь возникновения права:[7]

  1. Восточный путь происхождения права. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник правовых норм – сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.
  2. Западный путь происхождения права. Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.[8]

Но есть и другая классификация путей возникновения права. При ней правовые нормы складываются преимущественно тремя путями:[9]

  • перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства, (обычное право);
  • правотворчества государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов и т.п.), (статусное право);
  • санкционированного правотворчества, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения аналогичных дел), (прецедентное право).[10]

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

Особенности образования права на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах; в европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Глава 2. Теории возникновения права

2.1. Теологическая теория возникновения права

Согласно данной теории право создано Богом для регулирования жизни людей. При этом общественное регулирование осуществляется правителями государства. Соответствующее подчинение есть и в системе законов:[11]

  • Вечный закон – сам божественный разум, управляющий миром;
  • Божественный закон – это Библия. Из нее человек черпает представление об истине;
  • Естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека;[12]
  • Человеческий закон – это позитивное право, т. е право, издаваемое государством. Но поскольку государство- это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли.

Итак, согласно теологической теории право – это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство).[13]

В теологической теории есть моменты, с которыми трудно согласиться:[14]

  • ее сторонники апеллируют не к знаниям, а к вере. Данная теория ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры;
  • теория позволяет субъектам, которые издают и применяют законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение. Ведь согласно теологической теории и законотворчество, и правоприменение производно от воли Бога.

К положительным моментам в теории относится то, что авторы теории связывают понятия «право» (пусть и как выражение божественной юли) и «справедливость».[15]

2.2. Теория естественного возникновения права

Тезисы концепции:[16]

  1. наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения либо даются от Бога.

Признаки естественного нрава:[17]

  • принадлежность к человеку с момента его рождения;
  • неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека;
  • выражение наиболее существенных социальных возможностей человека.
  1. естественное право выступает критерием права позитивного, поскольку не всякий закон содержит в себе право. Еще Цицерон писал: «Несправедливый закон не создает право»;
  2. по мнению представителей теории, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права. Таким образом, право и мораль, по сути, отождествляются;
  3. при реализации естественных прав имеются свои особенности:[18]
  • естественные права реализуются непосредственно, т. е без какого бы то ни было правоприменительного акта;
  • реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей.

Спорные моменты теории естественного права:

  • преувеличение роли неписаного права приводит к умалению роли позитивного права;
  • отождествление права и морали уменьшает его формально- юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного. Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Положительное в теории:[19]

  • доктрина признает за человеком его права и свободы в качестве неотъемлемых;
  • прогрессивно положение о том, что законы могут быть неправовыми. Чтобы стать правовыми, они должны приводиться в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. д.;
  • естественно-правовая теория являлась революционной, прогрессивной. Под ее «флагом» на смену феодальному пришел новый строй.[20]

2.3. Теория насильственного возникновения права

Теория насилия – одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники – немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833 – 1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838 – 1909), Карл Каутский (1854 – 1938) и другие.[21]

Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (то есть связана с факторами военно-политического характера).

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс образования любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь).[22]

В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.[23]

2.4. Примирительная теория возникновения права

Примирительная теория (теория примирения, примирительная школа происхождения права, интегрированная теория, коммуникативная теория) – направление в теории и философии права, представители (Г. Берман, Э. Аннерс и др.) которого считают, что право «возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами».[24]

Примирительная теория происхождения права возникла как объединение (синтез) четырёх классических школ: юридический позитивизм, теория естественного права, социологическая юриспруденция и историческая школа.

Сначала примирительная теория называлась интегрированной. Термин «интегрированное правопонимание» было введено и сформулировано американским профессором Джеромом Холлом. Он соединил теорию естественного права как идею о моральной ценности права, социологическую теорию права как идею о социальных условиях формирования и функционирования права, а также позитивистскую теорию права как идею о юридических понятиях и терминах.[25]

По мнению основоположников примирительной теории, право есть социальная функция, которая существует в качестве примирителя конфликтных ситуаций, а также результат примирения. Источниками права, согласно примирительной теории, являются договоры примирения, существовавшие ещё в первобытнообщинном обществе.[26]

Примирительное право существовало сначала в устной форме (мифы, обычаи, традиции), а затем и в письменной (законы, нормативные договоры).

2.5. Психологическая теория возникновения права

Данная теория сложилась в XX в. Основоположником ее является российский ученый Л.И. Петражицкий (1867-1931). Наиболее полно она изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».[27]

Тезисы концепции:[28]

  • главный источник права – чувства, инстинкты, психика людей;
  • позитивному (официальному) праву придается ограниченное значение. Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна;
  • субъекты общественных отношений в своем поведении руководствуются не позитивным правом (велениями государства), а эмоциями, психикой людей;
  • именно эмоции, переживания людей являются регулятором общественных отношений, именно они являются интуитивным правом;
  • интуитивное право носит императивно-атрибутивный;
  • официальное право испытывает давление права интуитивного. Отсутствие взаимодействия права интуитивного и официального вызывает социальные потрясения.

Спорные моменты концепции:[29]

  • природа права сводится исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида. Социально-экономические, политические и другие факторы, от которых также зависит природа права, в расчет не принимаются. А ведь психика человека формируется под влиянием соответствующих социально-экономических и политических факторов;
  • интуитивное право не имеет формально определенного характера. Приданном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Это может привести к трагическим последствиям. Так, впервые годы советской власти карательные органы использовали пролетарское (революционное) правосознание для борьбы с оппозицией, что способствовало массовому террору.

Положительное в психологической теории права:[30]

  • психологические процессы в обществе – такая же реальность, как экономические или политические процессы. Нельзя издавать законы (т.е. творить позитивное право) без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида;
  • роль правосознания в обществе возрастает, а значит, усиливается и влияние психологических факторов в правовых системах современных государств.[31]

2.6. Историческая теория возникновения права

Ее основателями считают немецких ученых Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухту. Историческая теория возникла в первой половине XIX века, как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к коренному изменению существующего со Средних веков политико-юридического строя и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека».[32]

Германия развивалась несколько запоздало по сравнению с другими западноевропейскими государствами и еще не была готова к восприятию идей свободы личности, равенства граждан. Эти идеи пока ею были не востребованы потому, что экономика Германии еще не вступила в эпоху предпринимательства. Возможно, по этой же причине в России идеи исторической школы права нашли в тот период большой отклик. По существу, эту теорию поддерживал и дореволюционный русский ученый Н.М. Коркунов.

Теоретики исторической школы права взяли под обстрел тезис естественно-правовой теории о позитивном праве, создаваемом нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право совсем не сводится к совокупности законов. Право (и частное, и публичное) возникает спонтанно.[33]

Историческая школа права имеет несколько достоинств. Одно из главных – правильный вывод о том, что право – это объективное явление, а не чье-то произвольное творение.

Кроме того, утверждается, и с этим вполне можно согласиться, что право – явление историческое и развивается вместе с обществом, а не стоит на месте будучи раз и навсегда данным.[34]

Авторы исторической теории совершенно справедливо указали на значение глубинного этнокультурного пласта в возникновении права и подчеркнули особенности этого процесса у разных народов.

2.7. Марксистская теория возникновения права

Теория сформировалась в XIX-XX веках. Представителями являются: К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924). Данная теория дополнялась результатами теоретических изысканий идеологов большевизма (Н.И. Бухарина, И.В. Сталина и др.).

Тезисы концепции:[35]

  • объяснение сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. Природа государства и права не может быть понята вне контекста борьбы классов;
  • воля господствующего класса получает государственно-нормативное выражение. Право – нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Отсюда право – возведенная в закон воля господствующего класса;
  • содержание воли господствующего класса определяется характером материальных производственных отношений. Собственники основных средств производства держат в руках государственную власть и возводят в закон свою волю;
  • после победы социалистической революции государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством.

Спорные моменты:[36]

  • преобладание роли классовых начал в праве при недооценке национальных, религиозных, психологических и иных начал;
  • декларирование отсутствия у права исторических перспектив;
  • скептическое отношение к идее правового государства.

Положительные моменты теории заключаются в том, что сторонники марксистской теории права:[37]

  • обратили внимание на тесную связь права с волей господствующего класса, которая в определенные исторические периоды являлась определяющей в процессе формирования и развития правовой системы;
  • выделяли четкие критерии правомерного и противоправного, так как понимали право, как закон (позитивное право);[38]
  • подчеркнули обусловленность генезиса и природы государства и права (как надстроечных явлений) экономической сферой общества, и прежде всего характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-экономической формации). Данный подход в значительной степени помогает уяснению сути права и государства.[39]

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что теории возникновения права отражают различные аспекты возникновения и природы права как социального явления. Подробно рассматривая одни аспекты, они зачастую упускают из вида другие, но вместе они дают достаточно полную картину.

Глава 3. Возникновение источников права

3.1. Правовой обычай

Правовой обычай представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Это исторически первая форма права.

Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:[40]

  • Продолжительность существования,
  • Устный характер,
  • Формальная определенность,
  • Локальный характер,
  • Санкционированность государством.

По юридической значимости обычаи делятся на основные и субсидиарные (дополнительные).[41]

В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение в малоразвитых государствах Азии, Африки, Океании. В развитых государствах обычай понимается, прежде всего, как норма, дополняющая закон. Однако есть и исключения: в современных Франции и Германии в сфере гражданского и торгового права не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона.[42]

В России также не исключается применение обычая как источника (формы выражения) права, но в первую очередь в сфере частного права, где у участников правоотношений присутствует определенная свобода выбора. Статья 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) дает определение обычаю делового оборота.[43]

Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится. Отсылки к обычаю в гражданском законодательстве содержатся, например, в ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».[44]

Таким образом, обычай – это правило поведения, сложившееся в ходе его действительного (фактического) применения в течение длительного времени в определенной местности либо определенной группой людей, не записанное в официальных документах, однако санкционированное государством.

3.2. Нормативно-правовой акт

По мере развития общества, государства и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт. Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании.[45]

Нормативный правовой акт как источник права имеет и преимущества, и недостатки.

К преимуществам этой формы писаного права относятся:[46]

  1. возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс с помощью мер принуждения;
  2. оперативность, возможность быстрого воздействия на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений посредством мер принуждения;
  3. удобство использования для лиц, применяющих право, так как содержание правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов;
  4. единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны – единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т. п.[47]

Но в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера это регулирование не может быть до конца адекватным и всеобъемлющим. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

Современные нормативные правовые акты – порождение романо-германской правовой семьи. В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства нал другими нормативными актами, особенно актами исполнительной власти: декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями (подзаконными актами).

Современный нормативный правовой акт обладает следующими признаками:[48]

  • издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;
  • имеет государственно-властный характер;
  • охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;
  • обладает юридической силой, т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;
  • существует в документальной форме;
  • является частью строгой иерархии и системы права.[49]

3.3. Юридический прецедент

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, как юридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

Юридический прецедент – древний источник права, его значение неодинаково в различные периоды истории человечества в разных странах. Он широко использовался в государствах Древнего мира, в Средние века. В настоящее время этот источник права применяется в Англии, США, Канаде, Австралии и т. д.[50]

Для юридического прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

Итак, юридический прецедент – это решение по конкретному делу, которое обязательно для применения для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел.[51]

Необходимыми основаниями и условиями функционирования прецедента в качестве обязательного источника права являются:[52]

  • наличие механизма опубликования судебных отчетов, что предполагает общеизвестность прецедентов;
  • существование оптимальной системы профессиональной юридической подготовки;
  • эффективно действующая иерархическая судебная власть;
  • нормативность его содержания;
  • признание со стороны государства.

Как и юридический, административный прецедент в Российской Федерации не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов (в том числе судебных) создаются правила поведения, которые действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда отменяют действующие правовые нормы.[53]

Высшие судебные инстанции в России не случайно наделены Конституцией РФ (ст. 104) правом законодательной инициативы по вопросам их ведения, в связи с чем имеют реальную возможность побудить законодателя довести до конца процесс придания юридической обязательности формируемым при их участии правилам поведения.[54]

3.4. Договор нормативного содержания

В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права – правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:[55]

  • согласная воля двух или нескольких лиц;
  • взаимное познание этой воли;
  • возможность содержания воли.

Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что он может содержать не только нормы нрава, но и принципы нрава (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

С 90-х гг. XX в. договоры нормативного содержания получают в России все большее распространение как источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по- разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму нрава.[56]

Таким образом, нормативный договор – это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Характерной особенностью данной формы права является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой содержащее правовые нормы соглашение договаривающихся сторон.[57]

Исходя изданного понимания договора нормативного содержания можно выделить черты, характерные для договора нормативного содержания как юридического источника:

  • общий взаимный интерес сторон;
  • равенство сторон;
  • добровольность заключения;
  • возмездность;
  • взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;
  • правовое обеспечение.

В нашей стране принята следующая классификация нормативных правовых договоров (по отраслевой принадлежности):[58]

  • конституционно-правовые (Договор об образовании СССР 1922 г. Федеративный договор 1992 г. и др.);
  • административные (соглашения между исполнительными органами власти и органами местного самоуправления о делегировании последним определенных полномочий);
  • трудовые и коллективные.[59]

Действительно, нормативный правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках не только национального, но и международною нрава.[60]

3.5. Юридическая наука

В различные периоды развития общества роль науки как юридическою источника постоянно менялась, то диктуя законодателю тексты законов, то практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели юридической науки определены достаточно четко: вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические, глубокие знания обо всей юридической действительности.[61]

Следовательно, мнения ведущих ученых-юристов в большинстве случаев не образуют право в собственном смысле. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как непосредственный источник права. В Древнем Риме юридическая наука являлась одним из ведущих источников (форм выражения) права. При этом она выступала и собственно формой существования и выражения права в Древнем Риме (т. е. при принятии судебных решений ссылались на труды известных юристов), и идеальным источником правовой материи, из которою черпались идеи для законодательной практики. В некоторых англоязычных странах можно до сих пор встретить в судебных решениях ссылки на высказывания известных юристов, однако такие ссылки являются лишь дополнительной аргументацией.[62]

К числу юристов, на чьи сочинения можно ссылаться как на источники права, относятся: Р. Глэнвилл («О законах и обычаях Англии», XII в.), Г. Брактон («О законах и обычаях Англии», XIII в.), Ф. Литтлыон («О держаниях», XV в.), Э. Кок («Институции», XVII в.), У. Блэкстон («Комментарии к законам Англии», XVIII в.).[63]

Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Но только в мусульманских странах юридическая наука продолжает оставаться ведущим источником (формой выражения) нрава. Мусульманское право, или шариат (пер. с араб. – путь следования), складывается из четырех частей: Корана, Сунны, Иджмы, Кияса.

В итоге, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».[64]

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный правовой акт, юридический прецедент, договор нормативного содержания, юридическая наука (доктрины и идеи).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теория государства и права представляет собой составную часть обществоведения, а также идейную базу практической юриспруденции. Работа государства, принятие и действие законов, обеспечение прав граждан, поддержание порядка в обществе тесно связаны с сущностью политико-правовой теории.

Право также, как государство, относится к числу очень важных и сложных явлений в обществе. Юристы могут иметь весьма различные представления о сущности природы права. Однако, эта разница в представлениях о праве не становится препятствием для его наличия и дальнейшего развития.

Право представляет собой единую систему норм или правил, которая является обязательной для всех членов нашего общества. Под правом в узком смысле подразумевается система общеобязательных социальных норм, которые устанавливаются либо санкционируются государством. В широком смысле под правом понимают систему правовых отношений, а также базовые права граждан, которые закрепляются, гарантируются, а также охраняются самим государством.

В государственном организованном обществе право регламентирует отношения собственности, механизм хозяйственных связей, а также выступает в качестве регулятора меры и форм распределения труда, а также его продуктов среди членов общества. Кроме того, право регулирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, а также определяет меры борьбы с посягательствами на существующие отношения в обществе и процедуру решения конфликтов. По мимо этого, право оказывает воздействие на множество форм межличностных отношений.

Источники права представляют собой внешние формы выражения правотворческой деятельности государства. Необходимо заметить, что указы президента о присвоении разных почётных званий деятелям науки, искусства не представляют собой источники права. К источникам права относят: правовой обычай, нормативно-правовой акт, юридический прецедент, договор нормативного содержания, юридическая наука.

Под источниками права подразумевают совокупность правовых актов, в которых содержатся соответствующие нормы. Один из древнейших источников права – это обычай, по которым понимают многократно повторяющееся поведение в обществе. Обычай складывается исторически. Однако сам обычай становится правовым в том случае, если он санкционирован и использован судом. В итоге, источники права представляют собой факторы, на базе которых осуществляется формирование право, а также производится правовое регулирование отношений.

С течением процесса развития общества и государства у людей, конечно, изменялось представление о праве. Появилось большое количество разных правовых идей, теорий, а также суждений. Но базовые основы, которые были заложены ещё юристами Рима, конечно, в изменённом виде сохранились до сих пор.

Споры о сущности понятия права, также, как и о соотношении права и государства, права и закона проходили не только в историческом прошлом, но и продолжались в XX веке, и в настоящем.

Государство и право являются взаимозависимыми и взаимосвязанными. Однако, в тоже время они достаточно самостоятельны друг относительно друга. Государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Таким образом, все задачи выполнены, цель написания курсовой работы достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994г. (с изм. от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2019. – №28. – Ст.104.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.06.2019) // Российская газета. – 2019. – №28. – Ст. 5, 309.
  3. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2015. – 410 с.
  4. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. Теория государства и права. – М.: Наука, 2015. – 316с.
  5. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник для вузов. – М.: Академия, 2016. – 302с.
  6. Бабаев, В.К. Словарь категорий и понятий права. – Н.Новгород: НВШ МВД России, 2015. – 98 с.
  7. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. – Хабаровск: Печать, 2015. – 87с.
  8. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. – М.: Зерцало, ТЕИС, 2015. – 114с.
  9. Емельянов С.А. Право: определение понятия. – М.: Академия, 2016. – 201с.
  10. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – 156с.
  11. Колюшина Л.Ю. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, 2016. – 316с.
  12. Комарова С.А. Основы государства и права: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 149с.
  13. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб: Наука, 2015. – 208с.
  14. Крельский В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – 616с.
  15. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, 2015. – 518 с.
  16. Лившиц, Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Современное государство и право. – 2015. – № 10. – С. 13 – 21.
  17. Нерсиянец В.С. Гражданское общество и правовое государство // Государство и право. – 2016. – №16. – С.26 – 31.
  18. Поляков А. В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Академия, 2015. – 401с.
  19. Шкатулла, В.И. Правоведение: учебник для студентов вузов. – М.: Гарант, 2015. – 501 с.
  20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие. – СПб: Питер, 2015. – 378 с.
  1. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, 2015. – С.317.

  2. Нерсиянец В.С. Гражданское общество и правовое государство // Государство и право. – 2016. – №16. – С.26.

  3. Колюшина Л.Ю. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, 2016. – С.35.

  4. Лившиц, Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Современное государство и право. – 2015. – № 10. – С. 13.

  5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, 2015. – С.318.

  6. Колюшина Л.Ю. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, 2016. – С.34.

  7. Лившиц, Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Современное государство и право. – 2015. – № 10. – С. 14.

  8. Нерсиянец В.С. Гражданское общество и правовое государство // Государство и право. – 2016. – №16. – С.27.

  9. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – С.103.

  10. Колюшина Л.Ю. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, 2016. – С.33.

  11. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2015. – С.16.

  12. Лившиц, Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Современное государство и право. – 2015. – № 10. – С. 15.

  13. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – С.101.

  14. Комарова С.А. Основы государства и права: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – С.64.

  15. Комарова С.А. Основы государства и права: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – С.65.

  16. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2015. – С.17.

  17. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – С.100.

  18. Комарова С.А. Основы государства и права: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – С.66.

  19. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб: Наука, 2015. – С.151.

  20. Нерсиянец В.С. Гражданское общество и правовое государство // Государство и право. – 2016. – №16. – С.28.

  21. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – С.99.

  22. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. Теория государства и права. – М.: Наука, 2015. – С.101.

  23. Емельянов С.А. Право: определение понятия. – М.: Академия, 2016. – С.81.

  24. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2015. – С.18.

  25. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. Теория государства и права. – М.: Наука, 2015. – С.102.

  26. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб: Наука, 2015. – С.152.

  27. Крельский В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – С.508.

  28. Колюшина Л.Ю. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, 2016. – С.35.

  29. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб: Наука, 2015. – С.153.

  30. Емельянов С.А. Право: определение понятия. – М.: Академия, 2016. – С.80.

  31. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб: Наука, 2015. – С.154.

  32. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. Теория государства и права. – М.: Наука, 2015. – С.103.

  33. Крельский В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – С.509.

  34. Поляков А. В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Академия, 2015. – С.267.

  35. Нерсиянец В.С. Гражданское общество и правовое государство // Государство и право. – 2016. – №16. – С.29.

  36. Емельянов С.А. Право: определение понятия. – М.: Академия, 2016. – С.79.

  37. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. Теория государства и права. – М.: Наука, 2015. – С.104.

  38. Емельянов С.А. Право: определение понятия. – М.: Академия, 2016. – С.78.

  39. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. – М.: Зерцало, ТЕИС, 2015. – С.50.

  40. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник для вузов. – М.: Академия, 2016. – С.85.

  41. Крельский В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – С.510.

  42. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. – М.: Зерцало, ТЕИС, 2015. – С.49.

  43. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.06.2019) // Российская газета. – 2019. – №28. – Ст. 5.

  44. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.06.2019) // Российская газета. – 2019. – №28. – Ст. 309.

  45. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник для вузов. – М.: Академия, 2016. – С.86.

  46. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, 2015. – С.315.

  47. Бабаев, В.К. Словарь категорий и понятий права. – Н.Новгород: НВШ МВД России, 2015. – С.84.

  48. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. – М.: Зерцало, ТЕИС, 2015. – С.49.

  49. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, 2015. – С.316.

  50. Бабаев, В.К. Словарь категорий и понятий права. – Н.Новгород: НВШ МВД России, 2015. – С.85.

  51. Поляков А. В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Академия, 2015. – С.264.

  52. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. – Хабаровск: Печать, 2015. – С.23.

  53. Поляков А. В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Академия, 2015. – С.265.

  54. Конституция Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994г. (с изм. от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2019. – №28. – Ст. 104.

  55. Поляков А. В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Академия, 2015. – С.266.

  56. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. – Хабаровск: Печать, 2015. – С.24.

  57. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие. – СПб: Питер, 2015. – С.49.

  58. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие. – СПб: Питер, 2015. – С.50.

  59. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. – Хабаровск: Печать, 2015. – С.25.

  60. Шкатулла, В.И. Правоведение: учебник для студентов вузов. – М.: Гарант, 2015. – 325.

  61. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. – М.: Зерцало, ТЕИС, 2015. – С.47.

  62. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие. – СПб: Питер, 2015. – С.51.

  63. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. – М.: Зерцало, ТЕИС, 2015. – С.48.

  64. Шкатулла, В.И. Правоведение: учебник для студентов вузов. – М.: Гарант, 2015. – С.324.